Фернан магеллан годы плавания. Первое кругосветное плавание

В начале XVI века совсем не все люди были уверены в том, что земля круглая. То есть многие в это верили, но прямых доказательств не было. Сомнений не осталось после того, как увенчалось успехом первое кругосветное плавание под руководством Фернана Магеллана.

Магеллан был португальцем. К 1519-ому году он уже успел основательно послужить португальской короне: много путешествовал и воевал.

В те времена путешественники часто воевали.

Приходишь на новые земли, а там живут другие люди. Эти другие люди иногда оказывались гостеприимными, а иногда нет. И у них были на то основания, вновь прибывшие старались захватить их земли, обогатиться за счёт туземцев.

Итак, Фернан Магеллан вернулся в Португалию после многолетних путешествий по Индии и Индийскому океану. Ему 32 года, король ему назначил пенсию, но пенсия маленькая. Магеллан еще пару лет повоевал в Марокко и подал в отставку. Он просит короля увеличить ему пенсию, но получает отказ. Кто знает, назначь ему тогда король прибавку - жил бы Магеллан в своей Португалии и растил бы детей, и мы никогда не узнали бы ни его имени, ни фамилии.

А между тем у Магеллана созрел план экспедиции, которой суждено было его прославить. Магеллан просит португальского короля доверить ему морскую службу и отправить в плавание. Король отказал. Магеллан уехал в Испанию и уговорил испанского короля.

20 сентября 1519-года началась испанская морская экспедиция под началом Фернана Магеллана. Совершить кругосветное плавание не являлось сверхзадачей, в планах было открыть западный путь в Индию. Всего экспедиция состояла из пяти кораблей, на которых вышли в море около трехсот человек. Среди них был раб Магеллана по имени Энрике. Он родился на Суматре, и ему суждено было стать первым человеком, совершившим кругосветное путешествие.

Вокруг света во главе с Магелланом

Итак, флотилия во главе с Магелланом отправилась на запад. Им предстояло пересечь Атлантический океан, обогнуть Южную Америку, открыть Магелланов пролив и выйти в Тихий океан. Все удалось, но Магеллану было не просто. Тремя из пяти кораблей командовали испанские дворяне.

Они не доверяли португальцам. Недоверие это родилось не на пустом месте, испанцы давно соперничали с португальцами в деле освоения новых земель и получения от этого прибылей. Магеллану пришлось бороться с мятежниками за свое главенство. Он победил, но испанские капитаны так и не стали ему друзьями.

Люди того времени не имели точных представлений о размерах Земли. Магеллан предполагал, что Тихий океан значительно меньше по размеру, чем он оказался на самом деле.

Морякам пришлось преодолеть не менее 17 тысяч километров, прежде чем они достигли суши. Зато им повезло с погодой, именно они назвали этот океан "Тихим", ни одного шторма в пути. 17 марта 1521-го года путешественники высадились на острове Хомонхом. Тихий океан остался позади.

Члены экспедиции Магеллана стали первыми европейцами, высадившимися на Филиппинских островах. Они продолжили свой путь среди островов, на одном из которых Энрике (раб Магеллана, родившийся на Суматре) встретил людей, говоривших на его родном языке. Как пишут в учебниках истории: "круг замкнулся", человек впервые обогнул земной шар.

27 апреля на острове Мактан в боях с местным населением погиб Фернан Магеллан. Ему был 41 год. Первое кругосветное путешествие продолжилось без него.
Морякам предстояло обогнуть мыс Доброй Надежды и вдоль западного побережья Африки вернуться домой.

6 сентября 1522-го года до Испании добралась «Виктория», единственный уцелевший корабль из пяти вышедших в плаванье. На нем было 18 выживших. Еще 18 человек спустя несколько месяцев вернулись домой из португальского плена. Остальные погибли: многие от цинги, другие во время мятежей и сражений с туземцами.

Вернувшиеся домой были первыми людьми, которые совершая кругосветку, потеряли сутки. Их календарь отстал от календаря их соотечественников на целые сутки. Потом Жюль Верн описал этот феномен в романе "Вокруг света за 80 дней". А сегодня эта разница во времени не является проблемой за счет введения местного времени, отличного от всемирного.

Экспедиция под предводительством Магеллана оказалась успешной не только в познавательном, но и в коммерческом плане. Ценность груза с корабля "Виктория" окупила все расходы на путешествие, и принесла значительную прибыль тем, кто дал денег на осуществление предприятия. Магеллану было не суждено встретить обеспеченную старость на родине, но, если судить по его поступкам, он не об этом мечтал.

А имена 18-ти, которые вернулись в Испанию после Первого Кругосветного Путешествия можно найти в Википедии: капитан, матросы, лоцманы, юнга, артиллерист, помощник юнги.

Это интересно. Историю делают люди, люди с судьбой и биографией.

КРУГОСВЕТНЫЕ ПЛАВАНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ, экспедиции вокруг Земли, во время которых пересекаются все меридианы или параллели Земли. Кругосветные плавания проходили (в разной последовательности) через Атлантический, Индийский и Тихий океаны, совершались первоначально в поисках новых земель и торговых путей, что привело к Великим географическим открытиям. Первое в истории кругосветное плавание совершено испанской экспедицией в 1519-22 во главе с Ф. Магелланом в поисках прямого западного пути из Европы в Вест-Индию (куда испанцы направлялись за пряностями) под командованием шести сменявшихся капитанов (последний - Х. С. Элькано). В результате этого важнейшего в истории географических открытий плавания была выявлена гигантская акватория, названная Тихим океаном, доказано единство Мирового океана, поставлена под сомнение гипотеза о преобладании суши над водами, подтверждена теория шарообразности Земли, появились неопровержимые данные для определения её истинных размеров, возникла мысль о необходимости введения линии перемены дат. Несмотря на гибель Магеллана в этом плавании, именно его следует считать первым кругосветным мореходом. Второе кругосветное плавание осуществил английский пират Ф. Дрейк (1577-80), а третье - английский пират Т. Кавендиш (1586-88); они проникли через Магелланов пролив в Тихий океан для грабежа испано-американских портовых городов и захвата испанских судов. Дрейк стал первым капитаном, полностью совершившим кругосветное плавание. Четвёртое кругосветное плавание (вновь через Магелланов пролив) осуществила нидерландская экспедиция О. ван Норта (1598-1601). Нидерландская экспедиция Я. Лемера - В. Схаутена (1615-17), снаряжённая конкурирующими купцами-соотечественниками для устранения монополии Нидерландской Ост-Индской компании, проложила новый путь вокруг открытого ею мыса Горн, но агенты компании захватили их корабль у Молуккских островов, а уцелевшие моряки (в том числе Схаутен) окончили кругосветное плавание уже как арестанты на её судах. Из трёх кругосветных плаваний английского мореплавателя У. Дампира наиболее значительное - первое, которое он выполнил на разных судах с большими перерывами в 1679-91, собрав материалы, позволившие считать его одним из основоположников океанографии.

Во 2-й половине 18 века, когда обострилась борьба за захват новых земель, Великобритания и Франция направили в Тихий океан ряд экспедиций, в числе которых первая французская кругосветная экспедиция под началом Л. А. де Бугенвиля (1766-69), открывшая в Океании ряд островов; среди участников этой экспедиции была Ж. Баре - первая женщина, совершившая кругосветное плавание. Эти плавания доказали, хотя и не полно, что в Тихом океане, между параллелями 50° северной широты и 60° южной широты, к востоку от азиатских архипелагов, Новой Гвинеи и Австралии нет больших массивов суши, кроме Новой Зеландии. Английский мореплаватель С. Уоллис в кругосветном плавании 1766-68 годов впервые с применением нового способа счисления долгот довольно точно определил положение острова Таити, нескольких островов и атоллов в западной и центральной частях Тихого океана. Крупнейших географических результатов добился английский мореплаватель Дж. Кук в трёх кругосветных плаваниях.

В 19 веке состоялись сотни кругосветных плаваний с торговыми, промысловыми и чисто научными целями, продолжены открытия в Южном полушарии. В 1-й половине 19 века выдающуюся роль сыграл российский парусный флот; во время первого кругосветного плавания, совершённого на шлюпах «Надежда» и «Нева» И. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским (1803-06), выявлены межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, объяснены причины свечения моря. Последовавшие десятки других российских кругосветных плаваний связали сравнительно дешёвым морским путём Санкт-Петербург с Дальним Востоком и российскими владениями в Северной Америке, укрепили российские позиции в северной части Тихого океана. Российские экспедиции внесли крупный вклад в развитие океанографии и открыли много островов; О. Е. Коцебу во время своего второго кругосветного плавания (1815-18) впервые высказал верное предположение о происхождении коралловых островов. Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (1819-21) на шлюпах «Восток» и «Мирный» 16 января, 5 и 6 февраля 1820 года почти вплотную подошла к побережью мифической до этого Южной Земли - Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты и Берег Принцессы Астрид), выявила дугообразный подводный хребет длиной 4800 км, нанесла на карту 29 островов.

Во 2-й половине 19 века, когда парусные суда были вытеснены пароходами и завершены основные открытия новых земель, состоялись три кругосветных плавания, внёсшие большой вклад в изучение рельефа дна Мирового океана. Британская экспедиция 1872-76 годов на корвете «Челленджер» (капитаны Дж. С. Нэрс и сменивший его в 1874 Ф. Т. Томсон) в Атлантическом океане обнаружила ряд котловин, жёлоб Пуэрто-Рико, подводные хребты вокруг Антарктиды; в Тихом океане выполнены первые определения глубин в ряде подводных котловин, выявлены подводные поднятия и возвышенности, Марианский жёлоб. Германская экспедиция 1874-76 на военном корвете «Газель» (командир Г. фон Шлейниц) продолжила открытия элементов рельефа дна и промеры глубин в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Российская экспедиция 1886-89 на корвете «Витязь» (командир С. О. Макаров) впервые выявила главные законы общей циркуляции поверхностных вод Северного полушария и обнаружила существование «холодного промежуточного слоя», сохраняющего в водах морей и океанов остатки зимнего охлаждения.

В 20 веке крупные открытия сделаны во время кругосветных плаваний в основном антарктическими экспедициями, установившими в общих чертах контуры Антарктиды, в том числе британской экспедицией на теплоходе «Дискавери-Н» под командованием Д. Джона и У. Кэри, которая в 1931-33 годах в южной части Тихого океана обнаружила поднятие Чатем, проследила на протяжении почти 2000 км Южно-Тихоокеанский хребет и провела океанографическую съёмку антарктических вод.

В конце 19 - начале 20 века стали проводиться кругосветные плавания с учебными и спортивно-туристическими целями, в том числе одиночные. Первое одиночное кругосветное плавание осуществил американский путешественник Дж. Слоукум (1895-98), второе - его соотечественник Г. Пиджен (1921-1925), третье - французский путешественник А. Жербо (1923-29). В 1960 году прошло первое кругосветное плавание на подводной лодке «Тритон» (США) под командованием капитана Э. Бича. В 1966 отряд советских атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала А. И. Сорокина совершил первое кругосветное плавание без всплытия в надводное положение. В 1968-69 первое одиночное безостановочное кругосветное плавание осуществил на парусной яхте «Сухаили» английский капитан Р. Нокс-Джонстон. Первой из женщин одиночное кругосветное плавание совершила в 1976-78 польская путешественница К. Хойновская-Лискевич на яхте «Мазурек». Великобритания первой ввела кругосветные гонки одиночек и сделала их регулярными (с 1982). Российский мореплаватель и путешественник Ф. Ф. Конюхов (родился в 1951) совершил 4 одиночных кругосветных плавания: 1-е (1990-91) - на яхте «Караана», 2-е (1993-94) - на яхте «Формоза», 3-е (1998-99) - на яхте «Современный гуманитарный университет», участвуя в международной парусной гонке «Вокруг света - в одиночку», 4-е (2004-05) - на яхте «Алые Паруса». Первое кругосветное плавание российского учебного парусника «Крузенштерн» в 1995-1996 было приурочено к 300-летию российского флота.

Первое кругосветное путешествие с запада на восток осуществил П. Тейшейра (Португалия) в 1586-1601 годах, обогнув Землю на судах и пешком. Второе в 1785-1788 - совершил французский путешественник Ж. Б. Лессепс, единственный оставшийся в живых участник экспедиции Ж. Лаперуза. В последней трети 19 века, после опубликования романа Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней» (1872), получили распространение кругосветные путешествия за рекордное время. В 1889-90 американская журналистка Н. Блай обогнула Землю за 72 дня, в конце 19 - начале 20 века этот рекорд неоднократно улучшался. Во 2-й половине 20 века кругосветные плавания и путешествия уже не представлялись чем-то экзотическим, к ним добавились широтные. В 1979-82 годах впервые в истории человечества Р. Файнс и Ч. Бертон (Великобритания) совершили кругосветное путешествие по Гринвичскому меридиану со сравнительно короткими отклонениями к востоку и западу через оба полюса планеты (на судах, автомашинах, мотонартах, моторных лодках и пешком). Путешественники внесли вклад в географическое изучение Антарктиды. В 1911-13 российский спортсмен А. Панкратов осуществил первое в истории кругосветное путешествие на велосипеде. Первый кругосветный перелёт в истории воздухоплавания принадлежит германскому дирижаблю «Граф Цеппелин» под командованием Г. Эккенера: в 1929 за 21 сутки он преодолел с тремя промежуточными посадками около 31,4 тысяч км. В 1949 американский бомбардировщик В-50 (командир - капитан Дж. Галлахер) совершил первый беспосадочный кругосветный перелёт (с дозаправкой в воздухе). Первый в истории человечества космический полёт вокруг Земли в 1961 выполнил советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток». В 1986 британский экипаж произвёл первый в истории авиации кругосветный перелёт на самолёте без дозаправки (Д. Рутан и Дж. Йигер). Супруги Кейт и Дейвид Грант (Великобритания) с тремя детьми осуществили кругосветное путешествие в фургоне, запряжённом парой лошадей. Они выехали с Оркнейских островов (Великобритания) в 1990, пересекли океаны, страны Европы, Азии и Северной Америки и в 1997 вернулись на родину. Конное кругосветное путешествие в 1992-98 совершили российские путешественники П. Ф. Плонин и Н. К. Давидовский. В 1999-2002 годах В. А. Шанин (Россия) проехал вокруг света на попутных машинах, самолётах, грузовых судах. На воздушном шаре в одиночку впервые облетел Землю в 2002 С. Фоссетт (США), он же в 2005 совершил первый в истории авиации одиночный кругосветный беспосадочный перелёт на самолёте без дозаправки.

Лит.: Ивашинцов Н. А. Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 г. СПб., 1872; Бейкер Дж. История географических открытий и исследований. М., 1950; Русские мореплаватели. [Сб. ст.]. М., 1953; Зубов Н. Н. Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов. М., 1954; Урбанчик А. В одиночку через океан: Сто лет одиночного мореплавания. М., 1974; Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. 3-е изд. М., 1983-1986. Т. 2-5; Файнес Р. Вокруг света по меридиану. М., 1992; Блон Ж. Великий час океанов. М., 1993. Т. 1-2; Слокам Дж. Один под парусами вокруг света. М., 2002; Пигафетта А. Путешествие Магеллана. М., 2009.

Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. В эфире Первого канала началась телеигра "Поле Чудес, напомню, что сегодня на наших календарях 16 марта 2018 года. Передача посвящена мореплавателю Фернану Магеллану.

Вот как звучит вопрос первого тура из уст ведущего передачи Леонида Якубовича. Вопрос оказался не сложным.

Первое кругосветное путешествие под командованием Фернана Магеллана длилось три года. А что было одной из главных целей организации этой уникальной экспедиции? Что это, о чём речь? Слово из 8 букв.

Какая цель кругосветного путешествия Магеллана?

Идея экспедиции во многом являлась повторением идеи Колумба: достичь Азии, следуя на запад. Колонизация Америки ещё не успела принести существенных прибылей в отличие от колоний португальцев в Индии, и испанцам хотелось самим плавать к Островам Пряностей и получать выгоду.

Первое кругосветное плавание - испанская морская экспедиция под руководством Фернана Магеллана, началась 20 сентября 1519 года и завершилась 6 сентября 1522 года. Экспедиция была укомплектована большой командой (по разным оценкам 265-280 человек) на 5 судах. В результате мятежей, тяжелейшего пересечения Тихого океана и стычек с населением Филиппин и Островов пряностей команда сильно сократилась. Только одному судну - «Виктория» - удалось вернуться в Испанию, имея 18 человек на борту.

Поиски западного морского пути в Индию и Магеллан

В те годы, когда делались географические открытия по берегу Мексиканского залива, испанцы предпринимали плавания и по другим направлениям. Португальцы, проникшие в Малайский архипелаг, с изумлением услышали о появлении испанцев на Молуккских островах. Отважный мореплаватель, который привел западным путем испанские корабли в эти моря, был португалец Фернан Магельяэнс (около 1480-1521). Фамилия его получила у испанцев форму Магеллан. Он служил в эскадре Альбукерка при завоевании Малакки, потом участвовал в походах португальцев против берберов, был ранен копьем в колено и от этой раны остался на всю жизнь хромым. Обиженный тем, что король Эммануэль отказал ему в прибавке жалованья, он перешел из португальской службы в испанскую. Магеллан полагал, что надо искать морской путь в Индию, плывя от южных берегов Южной Америки. Говорят, что мысль о таком плавании была возбуждена в Магеллане картой Бехайма , которую видел он в архиве королевского казначейства и на которой был начерчен пролив, существовавший по соображениям Бехайма в южной части Нового Света. Говорят также, что упрочению этой мысли в Магеллане содействовали его разговоры с Франсиско Серрано, португальцем, посетившим Молуккские острова. Но Колумб уже давно утверждал, что должен существовать между Атлантическим и Тихим океаном пролив, подобный тому, что соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном. Колумб искал этого пролива в Карибском море, Кабот на северном краю Америки; Кортес в Мексиканском заливе.

Фернан Магеллан. Портрет работы неизвестного художника XVII века

В 1515 году испанский моряк Диас Солис проплыл вдоль восточного берега Южной Америки до 34 градуса южной широты, вошел в широкое устье Ла-Платы, поплыл вверх по реке, полагая, что это пролив, который он искал. Выйдя с несколькими спутниками на берег, он был убит дикарями в виду каравелл. Матросы в ужасе поплыли назад. Магеллан продолжал дело, начатое Солисом. Оно было тем заманчивее, что существовало ошибочное предположение относительно Тихого океана: в то время думали, что южный конец Америки находится не очень далеко от Малайского архипелага и что между Азией и Южной Америкой лежат острова, на которых очень много золота, дорогих камней и жемчуга.

Фернан Магеллан. Путешествие вокруг света

Магеллан заключил 22 марта 1518 с испанским правительством договор, предоставлявший ему и его спутнику Фалеро (тоже португальцу) должности правителей и часть доходов тех земель, которые будут ими открыты. Магеллан и Фалеро поехали в Севилью хлопотать, чтобы Фонсека скорее снарядил для плавания эскадру. Испанские власти предоставили её в их распоряжение на два года. Эскадра должна была состоять из 5 кораблей с 234 матросами. Португальский король досадовал на испанское правительство, заключившее такой трактат с людьми, которых он считал изменниками; он присылал им обещания и угрозы, стараясь отклонить от экспедиции. Фонсека и другие испанцы в Севилье были недовольны тем, что иноземцам даны такие важные права. Португальские матросы, желавшие участвовать в экспедиции, получили отказ. Неприятности до того наскучили Фалеро, что он отступился от своего намерения, и хлопоты остались на руках одного Магеллана. В первое время плавания Магеллану пришлось испытать большие неприятности от своих подчиненных. Хуан Картахена, назначенный начальником одного из кораблей, стал интриговать против Магеллана, склонил к тому же двух других капитанов; они потребовали, чтобы Магеллан отказался от начальства над эскадрой. Но он принял строгие меры и подавил поднятый этими интриганами мятеж.

Памятник Фернану Магеллану в городе Пунта-Аренас, Чили

Открытие Магелланова пролива

Следуя вдоль восточного берега Южной Америки, Магеллан миновал устье Ла-Платы и продолжал своё плавание на юг. При устье реки Санта-Крус, под 50 градусом южной широты, один из кораблей сел на мель (22 мая 1520). В этой местности Магеллан и его спутники увидели туземцев очень высокого роста; они жили в кожаных хижинах, похожих на шатры. Испанцы сошли на берег, покрытый снегом; но эти дикари (патагонцы) выказали такую вражду к иноземцам, что испанцы поспешно вернулись на корабли и поплыли дальше. Матросы стали требовать, чтоб эскадра плыла на восток к Мадагаскару и в Индию. Но Магеллан высадил на берег двух главных мятежников и объявил, что будет искать пролива, ведущего в Тихий океан, хотя бы пришлось продолжать плавание до 75 градуса южной широты. Проплыв еще три или четыре градуса, эскадра вошла 21 октября (1520 года) в залив, который при следовании по нему на запад всё расширялся. Эскадра Магеллана доплыла до мыса, называющегося теперь Cape Troward, и мореплаватели увидели перед собой широкую площадь воды. Длинный извилистый путь, по которому они плыли, оказался не заливом, а тем проливом, которого они искали.

В этом проливе, получившем имя Магелланова, дуют западные ветры. При его длине и многочисленности делаемых им поворотов, проплыть по направлению его с востока на запад – дело, трудное и теперь. Надо удивляться отваге и искусству Магеллана, прошедшего этим неведомым тогда путем.

Плавание Магеллана по Тихому океану

Один из кораблей эскадры, посланный Магелланом осмотреть берега, повернул назад и скрылся из виду. Магеллан несколько дней ждал его, но, поняв, что он уплыл в Испанию, велел плыть дальше. Матросы боялись плыть в неведомые места, но не отважились противиться своему энергичному начальнику; на замечание о том, что съестных припасов может не достать до того времени, когда эскадра приплывет к какому-нибудь месту, где можно получить новые, Магеллан отвечал: «Даже если придётся есть ремни такелажа, я исполню данное императору обещание». Эскадра доплыла 27 ноября до западного конца пролива; матросы с восторгом приветствовали открывшееся перед ними море. Магеллан продолжил плавание вдоль берега на север до 48 градуса южной широты; оттуда он взял направление на северо-запад.

Эскадра долго шла по широтам между экватором и Тропиком Козерога, но случилось так, что она не видела ни одного из многочисленных архипелагов Тихого океана, и он казался беспредельной водяной пустыней. Перейдя экватор, достигнув 13 градуса северной широты, Магеллан и его спутники наконец увидели острова; это было 6 марта 1521. Нагие туземцы оливкового цвета кожи дерзко лезли на корабли и воровали все, что попадется; их прогоняли, но они возвращались. Испанцы поэтому назвали их архипелаг Островами воров, Ladrones. На протяжении четырех месяцев плавания Магеллан и его моряки не видели ничего, кроме неба и воды, не имели никакой пищи, кроме сухарей, источенных червями, рассыпавшихся в порошок; они обрадовались, найдя на этих островах кокосовые орехи, ямс и сахарный тростник.

В конце марта 1521 эскадра приплыла к Филиппинским островам. Магеллан остановился тут, чтобы дать отдых утомленным матросам. Князьки и народ приняли испанцев дружелюбно, угощали их. Один из князьков острова Себу крестился и признал испанского короля своим государем. Вместе с князьком крестилось несколько сот человек его подданных.

Магеллан требовал, чтобы другие князьки повиновались крестившемуся; некоторые из них не согласились на это. Магеллан стал жечь селения сопротивлявшихся князьков; они с своими воинами уплыли на небольшой остров Мактан. Он посадил на три шлюпки 50 матросов и поплыл на Мактан, надеясь легко победить многочисленных туземцев. Но в сражении с ними Магеллан получил в голову удар копья и упал мертвым (27 апреля 1521). Вместе с ним были убиты капитан одного из кораблей, Крестоваль Равело, и шесть матросов.

Гибель Магеллана. Рисунок XIX века

Остальные спутники Магеллана успели сесть в шлюпки и возвратились на Себу. Крестившийся князек осмелел. Продолжая притворяться другом испанцев, он 1 мая пригласил каштанов и других начальников на обед. Они пришли к нему, их было 24 человека. Воины князька внезапно напали на соратников Магеллана и убили всех мучительной смертью. При стонах умирающих товарищей и радостном крике туземцев остальные спутники Магеллана, которых было уже только 100 человек, уплыли на двух кораблях, предав огню третий. Они несколько раз выходили на берег островов Манданао и Палавана, приплыли потом в гавань Бруни на острове Борнео. Раджа той местности, мусульманин, хотел истребить их, но они успели уплыть и в ноябре пришли к Молуккским островам, стали на якорь у Тидори.

Плавание Элькано

Один из помощников Магеллана, Хуан Себастьян Элькано, капитан «Виктории», того из двух кораблей, который был менее другого поврежден, взял груз гвоздики и в конце года продолжил плавание по направлению к острову Тимору, оттуда в мае (1522 года) пришел к Мысу Доброй Надежды. На этом пути умерли от голода 15 испанцев и 6 тиморцев, взятых ими с собой, так что на корабле оставалось только 30 человек. Обогнув Мыс Доброй Надежды, Элькано пришел к островам Зеленого мыса. Португальцы арестовали там 12 человек из уцелевших матросов Магеллана и Элькано, считая нарушением прав Португалии то, что испанцы проникли в Малайский архипелаг. Элькано едва спасся от преследования. Наконец 6 сентября 1522 он с 13 европейцами и 3 азиатами вошел в сан-лукарскую гавань и отправился с уцелевшими христианами в Севилью воздать в соборном храме благодарение Богу за счастливое совершение первого кругосветного плавания. Гибель Магеллана поначалу доставила Элькано славу первого человека, совершившего кругосветное плавание. В его герб внесено было изображение земного шара.

Памятник Хуану Себастьяну Элькано на его родине (Страна басков)

Через четыре года (в 1526 году) прошла Магеллановым проливом новая эскадра под начальством Гарсии Лоайсы и Элькано; одна из её каравелл обогнула южный конец Нового Света, мыс Горн. Испанцы прибыли на Молуккские острова. Оба начальника эскадры умерли во время этого плавания. Португальцы, построившие форт на важнейшем из Молуккских островов, Тернате, и подчинившие себе мусульманских князьков архипелага, утверждали, что по демаркационной линии он находится в той половине океана, которая принадлежит исключительно им и что испанцы не имеют права плавать туда. Спор длился несколько лет. В 1529 году император Карл V признал Молуккские острова принадлежащими королю португальскому, получив от него за эту уступку 350.000 дукатов.

Молуккские острова остались крайним завоеванием португальцев на юго-востоке. Филиппины, открытые испанской эскадрой, были покорены испанцами.

Плаванием Магеллана был разрешен вопрос о западном морском пути в юго-восточную Азию. Кругосветные плавания вскоре стали делом обыкновенным; на Тихом океане открыто было множество островов; но положение их долго обозначалось на картах неверно по неточности тогдашних средств определять географическую долготу.

В первой четверти XVI в. европейцы узнали о доселе неизведанной части побережья Южной Америки и существовании узкого пролива, позже названного Магеллановым. Отважные мореплаватели впервые пересекли доказали, что Земля круглая, а Мировой океан - единое целое. Возглавлял эту экспедицию Фернан Магеллан, биография которого изучалась многими исследователями, однако сведения, которыми располагают историки, вызывают споры и представляют большой интерес уже несколько столетий.

Место и точная дата рождения знаменитого португальского и испанского мореплавателя являются предметом дискуссий. Историки называют два населённых пункта, в которых он мог родиться: Порту и Саброза. Фернан Магеллан появился на свет в 1840 г. в небогатой, но знатной дворянской семье. В качестве пажа он входил в свиту королевы Леоноры Ависской. Возможно, именно королева Португалии посодействовала поступлению юноши в мореходную школу. Флотская служба будущего первопроходца началась с участия в восточной экспедиции (1505) в качестве сверхштатного воина.

Имеются сведения об экспедициях, снаряжавшихся с целью изучения Индийского океана, в которые отправлялся молодой Магеллан. Фернан служил в разных местах. Невысокого роста, но физически сильный и уверенный в себе, он показал себя отважным воином в и был удостоен звания капитана. В 1513 г. ненадолго вернулся в Португалию, а в следующем году отправился в Марокко, где получил ранение в ногу, после чего хромал всю оставшуюся жизнь. Сразу после окончания боевых действий его обвинили в тайной продаже противоборствующей стороне добычи. Возмущённый Фернан Магеллан самовольно отправился в Португалию, чтобы оправдаться, однако вызвал этим поступком гнев короля Мануэля I, а после выхода в отставку ему было отказано в увеличении размера пенсии. В ответ на просьбу выделить корабль для поиска новых морских путей португальский король также ответил отказом.

Фернан Магеллан перебрался в Испанию, где ему после долгого торга удалось убедить в необходимости и выгодности экспедиции более сговорчивого испанского короля. Главной были не а - источник пряностей - "золота" XVI столетия. До островов мореплаватель планировал добраться коротким путём со стороны Америки. Свои расчёты, располагая картами берегов южноамериканского континента и отчётами мореплавателей, побывавших в тех краях, он строил не на пустом месте. Флотилия из пяти кораблей, гружённых пушками, другим оружием, а также разными товарами для торговли, отправилась в плавание 20 сентября 1519 г.

Невероятные испытания выпали на долю 256 человек, участвующих в кругосветной регате под руководством Магеллана. 6 сентября 1522 лишь один изношенный корабль под названием «Виктория» с измождённым экипажем в 18 человек причалил к испанскому берегу. На борту судна уже не было человека, благодаря упорству, силе и мужеству которого было совершено первое в мире кругосветное плавание.

Мореплаватель и первопроходец Фернан Магеллан лично не завершил прославившее его на весь мир, поскольку вмешался в междоусобные распри аборигенов и погиб 27 апреля 1521 года в стычке у острова Мактан.

error: Content is protected !!