Собор крымских святых икона. Собор крымских святых

Тавры, киммерийцы, скифы, греки, готы, хазары, татары, турки, славяне. В чьи только руки не переходила эта благословенная Небом земля, расположившаяся на перекрестке цивилизаций. Каждый народ оставлял здесь глубокий след, вписывая новые страницы в летопись полуострова. Эти истории - живые, яркие, трогательные. И самые важные из них - это жития христианских подвижников, которые во многом определили лик современного Крыма. Сегодня, в день памях,ти Собора Крымских святых, мы расскажем о некоторых из них.

Апостол Андрей Первозванный

Именно вместе с этим человеком на полуостров проникли первые ростки христианства. Взлелеянная солнцем Таврида досталась апостолу по жребию, который ученики Спасителя бросили после Пятидесятницы, расходясь во все концы Римской империи на проповедь. Андрей, родной брат Петра, направился сначала в Малую Азию, затем, обойдя с Евангелием побережье Черного моря, оказался в Крыму. По преданию, с его именем связано и южные крымские города. Они берут свое начало от древних поселений греков-колонистов, искавших в черноморских бухтах лучшей доли. Наверное, это тоже сыграло определенную роль, когда странствующий миссионер обратился со Словом Божьим к потомкам таких же странников. Так или иначе, ученику Иисуса удалось основать здесь несколько общин. Со временем христиан в Крыму становилось все больше, и к концу I века епископ Рима Климент, сосланный сюда на каторгу, нашел в Тавриде множество единоверцев.

Святые Климент и Мартин, папы Римские

Климент был четвертым Предстоятелем Римской Церкви и происходил из именитого рода Флавиев. Как знатного гражданина его не стали казнить, а отправили в ссылку в каменоломни близ Херсонеса, ныне известные как Инкерманские. Но и здесь неутомимый провозвестник Евангелия не прекращал своих миссионерских трудов. На добыче известняка работали тысячи заключенных, среди которых было немало христиан. В то время возле каменоломен не было воды. Видя страдания каторжан, Климент вымолил у Бога чудо - рядом с местом выработки забил источник. Слух об этом разлетелся по всему полуострову, и многие местные жители приходили креститься. Бывало, Климент крестил до 500 человек в день. Очень скоро число крымских общин перевалило за семьдесят, некоторые языческие храмы были разрушены. Узнав о бурной деятельности проповедника, император Траян направил в Херсонес спецназ с приказом убить Климента и навести порядок в колонии. Во время карательной операции осенью 101 года святого привязали к якорю и утопили в море в расчете, что тело не будет найдено. Однако по молитвам христиан море отступило от берега на полкилометра, и останки были обретены, а в середине IX века перенесены в Рим равноапостольным Кириллом, просветителем славян.

С Херсонесом связана жизнь еще одного понтифика - святителя Мартина. Его тоже отправили в ссылку, и местом заточения снова стала эта колония. Папа Мартин активно выступал против императора Константа II, который на государственном уровне поддерживал еретиков-монофелитов, искажавших учение о Христе. На полуострове святой жил недолго - в 655 году он отдал Богу душу, спустя несколько недель после прибытия в порт.

Святые Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, епископы Херсонеса

Кроме подвигов святого Климента нам мало что известно о жизни христианских общин Крыма первых трех веков. Большинство исследователей полагает, что постоянные епископские кафедры возникли в колониях только в начале IV века. Первые епископы Херсонеса (кроме Капитона) были посланниками Иерусалимской Церкви. Сначала в городе появился Василий - ему удалось не только укрепить общину, но и увеличить ее за счет крестившихся язычников. Он успешно проповедовал, пока в 309 году не был убит по приказу императора Максимиана Галерия. Узнав об убийстве своего друга и сподвижника, остальные епископы, - Евгений, Елпидий и Агафодор, - до этого благовестившие на берегах Мраморного моря, прибыли в Херсонес продолжить дело Василия. В 311 году они были побиты камнями язычниками-херсонеситами, разделив участь своего собрата. Еферий тоже был сыном Иерусалимской Церкви, но его епископство припало уже на время правления Константина Великого. Этот святитель, как и его предшественники, сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но времена уже были другие. Еферий мирно отошел ко Господу. А вот его приемнику Капитону достался мученический венец - однажды корабль со святым прибило в устье Днепра. Местные жители захватили корабль и утопили всех пассажиров, в том числе - и святого Капитона. Это произошло весной 326 года. На крови первых епископов Херсонеса выросла обширная церковная община, которая вплоть до упадка города в XIV веке играла важную роль в жизни христианского Востока. Например, именно отсюда приглашал священников креститель Руси Владимир.

Святители Стефан и Савва Сурожские

Не только в Херсонесе теплилась лампада Православия. Примерно с VIII века стала расцветать христианская община в Сугдее - нынешнем Судаке. На Руси это поселение называлось Сурожем. Оно дало Церкви двух святых - епископов Стефана и Савву.

Стефан был третьим по счету архиереем города. Он родился в конце VII века на Востоке Малой Азии в семье христиан. В возрасте семи лет его отдали обучаться грамоте, и в итоге талантливый мальчик попал в Константинополь. Юноша провел несколько лет при патриархе Германе, но затем тайно удалился в монастырь. Когда в Суроже умер епископ, жители обратились к патриарху с просьбой назначить нового, Предстоятелю явился ангел и повелел поставить на Сурожскую кафедру Стефана. Более тридцати лет епископ управлял общиной города. Он активно противостоял иконоборчеству, за что неоднократно преследовался властями, а при императоре Льве III Исавре претерпел мучения и долго сидел в темнице в Константинополе, откуда вышел лишь после смерти императора. Уже в глубокой старости Стефан снова вернулся к своей пастве в Сурож, где и скончался примерно в середине VIII века.

Другой святитель - Савва - почти неизвестен нам, сведения о нем крайне скудны. Сохранилась лишь запись о нем в месяцеслове XII века. Еще около Судака есть гора Ай-Савва, где сохранились остатки храма и пещера, в прошлом, видимо, связанные с жизнью этого святого.

Святитель Иоанн Готский

Этого человека можно назвать коренным крымчанином - он родился в городке Партенит в первой половине VIII века в семье греческих переселенцев. Его мать Фотина еще до рождения сына дала обет посвятить его служению Богу. К этому времени на Юге Крыма была образована Готская епархия, названная так в честь племени крымских готов, которые вторглись на полуостров еще в III веке, но потом ассимилировались греками и приняли христианство. Иоанн, известный своим благочестием, был всенародно избран епископом готским. В 787 году, с одобрения Иоанна, готы восстали против хазар, установившими над ними контроль. Но мятеж был подавлен, а Иоанн арестован. Его заточили в тюрьму, но ему удалось бежать в Малую Азию, где он и умер спустя четыре года.

Святители Иустин (Полянский) и Лука (Войно-Ясенецкий)

Самые последние в списке крымских святых - практически наши современники. Они не были выходцами с полуострова, но их судьба тесно связана с ним. Владыка Иустин относится к Крыму опосредовано - с 1885 по 1889 год он возглавлял Новомиргородскую епархию, которая на то время была составной частью Херсонской епархии, объединявшей тогда и крымские приходы. А вот архиепископ Лука пятнадцать лет своей жизни посвятил возрождению Симферопольской кафедры.

Назначенный на нее в 1946 году, владыка до самой кончины нес тяжелый крест управления епархией. В Крыму он развернул широкую деятельность, в которой имеется много миссионерских аспектов. Он обучает молодое поколение военных врачей, делает абсолютно бесплатные частные операции и обследования. На свое нехитрое по тем временам архиерейское жалование (10000 рублей) поддерживает бедных и материально помогает своей родне, которая живет в архиерейском доме. Но главные действия святителя направлены на прославление Господа и укрепление положения Церкви. Свои бои с силами зла святитель вел по трем направлениям - священство, миряне и уполномоченные по делам Русской Православной Церкви.

В отношении священников архиепископ был очень строг. Против всякого нарушения устава у него всегда находились слова скорби и праведного гнева. Так, святитель борется с пьянством и курением, небрежным отношением к иерейским обязанностям и проявлениями малодушия. Он презирает корыстолюбие и настоятельно просит священников не лениться проповедовать. За малейшее нарушение правил отец Лука лишал священников сана, запрещал в служении либо отправлял за штат.

К мирянам владыка относился с любовью, очень важной частью своего пастырского подвига считал проповедь. Сохранилось огромное количество прекрасных речей святителя. В них он поднимал злободневные вопросы - покаянную дисциплину, положение Церкви, обрядоверие и малодушие среди мирян. Миссионерским подвигом можно назвать и чудеса исцелений, которые святой все чаще стал совершать не скальпелем, а молитвой. Чудеса совершались как при жизни архипастыря, так и после его смерти.

Однако наиболее трудный подвиг пришлось совершать отцу Луке на фронте с советской властью. С 1947 года эпоха послабления атеистического гнета закончилась, и государство с новой силой стало гнать Церковь. По приезде святителя в Крым в «органах» поняли, что борьба будет жесткой. Уполномоченные стремились очернить владыку перед властями, сместить его с кафедры, рассорить его с окружением.

Брань с врагами внутренними и наружными подтачивала здоровье святителя, и 11 июня 1961 года славный архипастырь отошел к Господу. Несмотря на нежелание городских властей, траурная процессия с гробом святителя в течение трех часов двигалась по центральным улицам Симферополя. Город прощался со своим пастырем и врачом. Через 35 лет, 24 - 25 мая 1996 года, Церковь торжественно прославила владыку в лике святых. Его мощи почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе города Симферополя.

Собор Крымских святых
Память 15 декабря с.с.

«Дивен Бог во святых Своих» (Пс. 67, 36).

Вся полнота Церкви Христовой торжествует ныне, прославляя подвиг святых Крымских чудотворцев. Поистине, неизмеримо славна наша благословенная Таврическая земля святостью своей. «Что касается до святых воспоминаний, то наша Таврия не уступает Афону» , - говорил святитель Божий , Архиепископ Херсонский и Таврический. «Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий» , - назидает нас святитель, сам немало потрудившийся для утверждения Святого Православия на земле нашей Богохранимой Тавриды.

Действительно трудно переоценить ту весомую лепту, тот неизмеримо высокий вклад, который внесли наши Таврические подвижники, проповедники и чудотворцы в просвещение светом Христовой истины восточнославянских и многих других народов. Уже в первом, апостольском, веке Слово Евангельской проповеди принес сюда святой апостол Андрей Первозванный. К этой же эпохе принадлежит христианская миссия , епископа Римского, принявшего мученическую кончину возле берегов Херсонесских. В четвертом веке в Тавриде действовало уже пять епархий. В 988 году в Крыму, в Херсонесе, принял святое Крещение Великий Киевский князь Владимир, обильно посеявший благодатные зерна Православия в нашем Богоспасаемом Отечестве. Всему православному миру хорошо известны имена святых бессребренников и чудотворцев , святой преподобномученицы Параскевы, святых равноапостольных , учителей Словенских, святого праведного воина , непобедимого адмирала воинства нашего. С особенным чувством вспоминаем мы их в этот прекрасный праздник! Особо следует сказать и о святителях Крымских, славных Божиих архиереях - и Савве Сурожских, Гурии (Карпове), и многих-многих других, подобно яркому духовному соцветию украсивших Тавриду подвигами просвещения Христианского, мученичества и исповедничества. Будем же учиться у них великому терпению, вере, любви, трудолюбию. Будем неустанно хранить в сердцах наших память об их нетленном подвиге: «Величаем вас, святии вси в земли Тавричестей просиявшии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего» .
† Лазарь , Митрополит Симферопольский и Крымский

Святые угодники земли Крымской

Угодники Божии, чьи святые мощи обретены и пребывают в Крыму

Исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский (†1961), память 29 мая / 11 июня

Святая преподобная Параскева Топловская (†1928), память 20 ноября / 3 декабря

Святые первых веков

(†62), память 30 ноября / 13 декабря
, апостол от 70-и (†101), память 25 ноября / 8 декабря
(I–II), память 20 января / 2 февраля и 20 июня / 3 июля
(† между 138–161), память 26 июля / 8 августа
(†284), память 1 / 14 июля
Священномученики в Херсонесе Таврическом епископствовавшие:
, память 7 / 20 марта

Святые древней Таврики, Византии и Руси

Папа Римский (†655), память 14 / 27 апреля
, архиепископ Сурожский (†750), память 15 / 28 декабря
(†790), память 19 мая / 1 июня и 26 июня / 9 июля
, учителя Словенские (IX), память 11 / 24 мая
(†1015), память 15 / 28 июля
(†1097), память 28 марта / 10 апреля
Благоверный Константин, князь Мангупский, в иночестве преподобный Кассиан грек, Угличский чудотворец (†1504), память 2 / 15 октября и 21 мая / 3 июня

Святые угодники XIX века

Архиепископ Херсонский и Таврический (†1857), память 25 мая / 7 июня
(†1867), память 4 / 17 сентября
Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический (†1882), память 17 / 30 марта

Святые новомученики Крымские

Епископ Симферопольский и Крымский (†1937)
Священномученик Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий (†1937)
, архиепископ Костромской и Галичский (†1938)
, епископ Балахнинский (†1918)
Священноисповедник Роман Медведь, протоиерей (†1937)
Священномученик Тимофей Изотов, иерей (†1938)
Священномученик , иерей (†1938)

, протоиерей (†1938)
Священномученик , протоиерей (†1942)
, протоиерей (†1938)
Священномученик Андрей Косовский, протоиерей (†1920)
Священномученик Матфей Александров, иерей (†1921)
Священномученик Димитрий Игнатенко, протоиерей (†1935)
Священномученик , протоиерей (†1940)
Священномученик , иерей (†1942)
Священномученик , иерей (†1937)
Преподобномученик Варфоломей (Ратных), иеромонах (†1938)
Священномученик Владимир Пищулин, иерей (†1938)
Преподобномученик Антоний (Корж), иеродиакон (†1938)
Мученик Димитрий Спиридонов (†1938)
Мученик (†1945)

Тропарь, Глас 4:

Днесь светло красуется Церковь Крымская / и радостно торжествуют православных множества, / совершая память Таврических всех святых, / от апостол Христовых до ныне прославленных, / с ними же новомучеников и исповедников века двадцатаго, / ихже предстательством и молитвами / даруй Господи всем нам помощь Божественную / непоколебимы пребывати в Православии, / Твою богатую милость, благоденствие и спасение душ наших.

Кондак, Глас 3:

Яко жертву непорочну и благоугодну Христу приносяще, / Православная Церковь Крымская светло празднует, / совершающе соборную память святых угодников Таврических, / от земли нашея востекших / и насельниками райских селений бывших. / И мы вси под кров их молений притекающи, / избавляемся от належащих бед и зол, / воспевая купно с ними Святую Троицу, / дарующую нам спасение и велию милость.

Величание:

Величаем вас / святии вси в земли Тавричестей просиявшии / и чтим святую память вашу, / вы бо молите о нас / Христа Бога нашего.


Церковь всех крымских святых в Алуште является достопримечательностью города и привлекает гостей и туристов Крыма прежде всего необычной архитектурой. С первого взгляда непонятно, православный ли это храм? Развеет сомнения история его возведения.

Где находится Храм всех святых на карте

Располагается церковь в центре городской черты, рядом с Пожарной частью, ЗАГСом, отелями «Мечта» и «Крым», ЖД-кассами и культурно-досуговым центром «Дом творчества Подмосковье».

История становления и существования

Еще в 1833 г. объявили конкурс проектов для возведения этого храма в , инициатором которого был Михаил Семенович Воронцов. Граф вырос в Англии, что повлияло на его вкус. Одесский архитектор, уроженец г. Лугано (Италия), Георгий Торричелли мастерски разработал проект церкви, внешний вид которой понравился Воронцову.

Еще до закладки первого камня не могли определиться, в честь какого святого освятить храм. После раздумий остановились на великомученике Феодоре Стратилате, покровителе христианского воинства. Тогда же подписали контракт по изготовлению иконостаса с Пантелеймоном Бочаровым, на него возложили работы и по внутреннему благоустройству.

Комплекс возводили на протяжении 6 лет (1836-1842 гг.). С каждым годом благодаря пожертвованиям прихожан и состоятельных благодетелей его территория обустраивалась. В 1886 г. для местных детей открыла свою дверь церковно-приходская школа, а в 1906 г. построили часовню. Вокруг храма возвели добротную ограду на каменных столбах.

Годы лихолетий

Период атеистической пропаганды для сакрального объекта, его священнослужителей и прихожан стал по-настоящему трагическим. Согласно постановлению об изъятии церковных ценностей, предметы церковной утвари, а также иконные ризы и другие ценные предметы вывозили.

Священники подверглись гонению. И хотя собор закрыли, настоятель о. Тимофей (Изотов) продолжал совершать таинство крещения детей прихожан в квартире старосты церкви. Властям это стало известно, батюшку арестовали и обвинили в контрреволюционной агитации. После многочисленных допросов в феврале 1938 г. Тимофея расстреляли и погребли в общей могиле.

В 1998 г. иерея Тимофея причислили к местночтимым святым угодникам земли Крымской (празднуется 10 марта), а в 2000 г. к собору новомучеников и исповедников Российских (празднование припадает на первое воскресенье после 21 января).

В годы войны, когда Сталин разрешил частичную легализацию церкви, в 1944 в Феодоровском храме возобновились богослужения. Но сталинская «оттепель» длилась недолго – в 1962 г. пришла антирелигиозная кампания Н.С. Хрущева. Началась новая волна гонений. Храм переоборудовали в клуб, богослужения запретили, колокольню разрушили и тут устроили площадку для танцев.

Архитектура и святыни Всехсвятского храма

Его внешний вид очень схож на английскую сельскую церковь. В архитектуре и интерьере выражено влияние готического стиля: башня западного фасада величественно возвышена, тогда как обычно акцент ставится на центральной башенке храмов, оконные и дверные проемы стрельчатой формы. Нет привычных округлых бань и апсид. Звонницу завершает шатровый купол, который в конце XIX был шпилевидным. Сохранились дореволюционные фото, на которых колокольня запечатлена в первозданном виде.

Отличался формой и являлся главным украшением собора иконостас. На голубом фоне выделялись декоративные элементы из липы. Рамы и карнизы выкрасили «под золото», но стоит сказать, что местами присутствовало и червонное золото, и серебро (на царских вратах). Написанные искусными мастерами иконы для иконостаса, во избежание трещин, покрыли специальным лаком. При изготовлении все продумали до мелочей, даже небольшие металлические элементы (петли, крепления для образов) являлись частью декора.

Святыни

Святыни, которые находились тут до революции, утеряны в богоборческий отрезок истории. Но сегодня в городе Алушта Храм всех святых – объект, где хранится редкая икона «Собор Крымских святых», которую написал Виктор Федорович Блинов, талантливый мастер, прошедший обучение в Холуйском художественном училище (Холуи сохраняют традицию древнерусской живописи). На ней, кроме многих святителей, изображена и царица Феодора Сурожская (Сугдейская). Ее мужественный и легендарный образ передается в сказаниях о , о .

Возрождение храма

В 80-х гг. активные жители Алушты подняли вопрос о возрождении городской . Из бюджета выделили средства для реконструкции, к благому делу подключились неравнодушные горожане и местные предприниматели. В этот период комплекс приобрел новое название, его освятили в честь всех крымских святых.

При реконструкции в 1992 г. заново построили трехъярусную колокольню.
Внешне она повторяет ту, которую разрушили в богоборческое время, но на шатровом куполе добавили одну большую луковицу с крестом и четыре маленьких на декоративных башенках по углам крыши.

Сегодня горожане любуются восстановленным храмом и вновь слышат звон колоколов. Но, к сожалению, здания, которые раньше принадлежали церкви (дом для священника, паломников и церковнослужащих, приходская школа, хозяйственные постройки) не удалось вернуть. Сейчас они принадлежат государству и там размещены различные службы.

Теперь воскресная школа-учреждение ютится в небольшом помещении при храме. Здесь же проходят занятия художественного кружка и обучение вышивке. По воскресеньям, после службы, организуются встречи православной молодежи.

Жители Алушты сейчас ведут активную деятельность по возвращению храмовых помещений, собирают подписи и подают списки в городскую администрацию с просьбой сохранить историческое наследие города. В будущем планируется открытие церковной библиотеки, выделить помещение, где могли бы разместить трапезную для неимущих (каждые выходные для них организовывают бесплатный обед, но под открытым небом). Летом тут проходит благотворительная ярмарка, где представлены поделки детей воскресной школы.

Как добраться (доехать)?

Доехать до Всехсвятской церкви можно на любой маршрутке, идущей до остановки «Советская площадь», от которой нужно будет пройти на юг 300 м по улице 15 апреля.

На машине от центра города вы сможете добраться сюда самостоятельно:

Адрес, расписание служб

  • Адрес: улица Владимира Хромых, 14, Алушта, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.674698, 34.411167.
  • Телефоны: +7-36560-5-79-19, +7-978-713-06-49.
  • Официальный сайт:
  • Расписание богослужений: узнавайте по телефонам, приведенным выше.

Отдыхающие Алушты приезжают в эту церковь, которая впечатляет и внешней необычностью и красивым внутренним убранством. В иконной лавке подают записки о здравии родных и близких, приобретают духовную литературу, иконы, свечи. После посещения этого благодатного места они оставляют восторженные отзывы. В заключение предлагаем видео о нем, приятного просмотра!

Храм во имя всех крымских святых и Феодора Стратилата  - православный храм в центре Алушты с ярусной колокольней в Крыму .

История

Граф Михаил Семенович Воронцов (1782–1856), заботящийся о благоустройстве Южного берега Крыма , решил построить в Алуште большой храм. Подготовить проект он поручил одесскому архитектору Георгию Ивановичу Торичелли (1796–1843). За строительство церкви взялся керченский купец I гильдии Карл Томазини, «имевший ранее большие подряды по постройкам зданий и церквей в губерниях Новороссийского края», и его брат Иван.

Редкий случай в возведении православных храмов: строительство алуштинской церкви началось без освящения места, так как не пришли к единому мнению, во имя какого святого или православного праздника она будет названа. Вопрос этот серьезно обсуждался всеми устроителями: графом Воронцовым, священнослужителями и будущими прихожанами. Наконец, решили назвать церковь, как и древний разрушенный храм в окрестностях Алушты, во имя великомученика Феодора Стратилата. Руководил строительством зодчий Я. Колодин, ему помогали архитекторы Этлиман и Дево. Храм был освящен 30 ноября 1842 года протоиереем ялтинской церкви Александром Сорокиным с благочинным священником Андреем Накропиным во имя Феодора Стратилата. Первым священником стал о. Михаил Родионов.

Храм выстроили на средства государства, на церковную утварь было выделено 3316 рублей 55 копеек. Его украсили 20 праздничных икон «на досках квадратно в поларшина». Иконостас из липового дерева изготовили на средства мещанина из Черниговской губернии Пантелеймона Бочарова.

Храм, построенный в готическом стиле, напоминал сельские церкви в Англии. Торичелли использовал архитектурные элементы, характерные для готических костелов: щипцевое завершение боковых приделов, колокольня с пирамидальным шатровым завершением, стрельчатая форма оконных и дверных проемов, цветные витражи. Путеводитель XIX века утверждал, что «главное украшение Алушты составляет красивая православная церковь с колокольней в готическом стиле». Алуштинцы очень любили свой храм, построенный «к душевному утешению христиан», и старались сделать его великолепным и благоустроенным, одним из жертвователей был известный промышленник и меценат Н. Д. Стахеев.

В 1886 году при храме по благословению Иоанна Кронштадского открылась церковно-приходская школа, в которой получали начальное образование дети из бедных семей.

В 1909 году в церковной ограде возвели каменную часовню. При освящении места строительства в землю заложили медную памятную табличку. Разрушенная в годы атеистического безумия, часовня восстановлена в 1989 году.

В 20-х годах XX века храм Феодора Стратилата претерпел некоторые изменения: к алтарной части пристроили ризницу и пономарню, а также новый престол. Деньги на ремонт и расширение храма собрал священник Петр Сербинов. Храм святого Феодора Стратилата был вновь освящен 6 сентября 1920 года архиепископом Димитрием (Абашидзе).

Трагической оказалась судьба многих священнослужителей этого храма: расстрелян иерей Тимофей Изотов , дьякон Никандр Сакун, а отец Петр Сербинов четыре раза оказывался за тюремной решеткой, но по просьбам прихожан выходил на свободу, пока его не сослали в глушь, где он вскоре и умер от голода и лишений.

Церковь Феодора Стратилата закрывали в 1936 и в 1938 году. Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, Богослужения возобновились, молились и после установления мира. Двери храма надолго закрылись в 1964 году. В здании устроили клуб «Строитель», при этом его несколько раз переделывали, и храм, к сожалению, утратил свой первоначальный облик. Колокольню вовсе разрушили, на ее месте пристроили стеклянный павильон для танцев.

Восстановлен храм благодаря неравнодушным людям - алуштинцам. Еще в 80-х годах семья Коробченко, Анна Ивановна и Сергей Тимофеевич, начали обивать пороги высоких кабинетов не только в Крыму, но и в Москве. Они просили восстановить храм во имя святого Феодора Стратилата, уберечь его от полного разрушения. Средства на реконструкцию выделил город, помогали и прихожане. Проект выполнил киевский архитектор Л. Абдрахимов. Возрождение началось в 1989 году и длилось тринадцать лет.

4 декабря 1989 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы настоятель алуштинской церкви о. Михаил (Халюто) отслужил первую Божественную литургию. С того дня в строящемся храме звучали слова молитвы, совершались таинства крещения, причащения, венчания и елеосвящения, отмечались все церковные праздники. В том, что возобновилась духовная жизнь Алушты, возродился равный ее храм, огромная заслуга о. Михаила.

После проведенной реконструкции храм предстал во всей своей красе. Двери центрального входа украшены богатой резьбой, длинный переход с высокими стрельчатыми окнами по обеим стенам ведет прихожан в центральный зал. Основная часть храма представляет собой в плане квадрат. Углы кровли, так же, как и у колокольни, украшают кресты на тонких башенках. Необычен световой барабан, он не многогранный или круглый, как обычно, а низкий и квадратный. С каждой стороны в барабане устроены по три полукруглых окна, через которые свет проникает внутрь зала. Храм венчает крест, установленный на большой купол луковичной формы. Внешние стены реставраторы окрасили в светлые и серые цвета. Художники С. Маркин и А. Губский украсили фасад мозаичной иконой святого Феодора Стратилата. Выстроен новый притвор, потолок которого украшен фреской «Покров Пресвятой Богородицы».

Прямо над центральным входом поднялась трехъярусная колокольня, стройная и легкая, она очень хорошо смотрится на фоне живописной горы Демерджи. В 1995 году специалисты специального научно-производственной фирмы «Крымавиамонтаж» и крымского государственного предприятия «Заводское» за короткое время, несмотря на холодную погоду, ветер и мокрый снег, вертолетом подняли на 23-метровую колокольню купол, луковицу и позолоченный крест.

Новый храм освятили во имя Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата. В день храмового праздника из храма выносят икону «Собор святых и подвижников благочестивых в земле Таврической просиявших», созданную трудами и талантом протоиерея Алексия Медведева и иконописца Виктора Блинова.

В 1992 году в Алуштинском храме возродили древнюю православную традицию: в Крещенскую ночь купаться в море. Для такого купания прихожане храма Всех Крымских Святых шьют специальные рубашки. В Крещение верующие с зажженными свечами идут к морю, поют молитвы и ровно в 12 часов омываются в волнах Черного моря.

Адрес: Алушта, ул. Хромых, 14.

Храм Всех Святых в Алуште - место паломничества для всех православных верующих. Построенный еще в 19 веке он по сей день радует взор белоснежными стенами и блеском куполов.

Еще в 19 веке по указанию графа Воронцова в Алуште возвели красивый храм. В 1842 году здесь был проведен обряд освящения и молитвенный дом открыл свои двери для всех православных верующих. Храм Всех Крымских Святых действует и сегодня, привлекая в свои стены паломников со всей страны.

Внешнее и внутреннее убранство

Постройка серьезного религиозного сооружения была поручена известному архитектору Торричелли. Его работами восхищался Воронцов и хотел, чтобы храм был настоящим произведением искусства. Это удалось и сегодня церковь напоминает не традиционный храм для молитв православных верующих, а готическую постройку из английского селения.
Двери и оконные рамы были сделаны стрельчатой формы, стекла украшали яркие витражи, колокольня напоминала шатер. Внешний облик храма был оригинален и необычен. Не отставало и внутреннее убранство. Центральные входные двери были сделаны из крепкого дерева и украшены уникальной резьбой. Над ними была выложена мозаика с изображением Святого Федора Стратилата, которого считали главным покровителем обители.

Стены божьего дома украшали фрески с ликами святых. На южной стороне сейчас хранится современная икона, привезенная в церковь в 1988 году, Всех Крымских Святых. На ней изображен образ почитаемой всеми крымчанами Феодосии Сурожской.
Внутри церкви царит атмосфера полного умиротворения, здесь тихо и красиво, поэтому молитвы произносятся искренне.

Современный храм

После Октябрьской революции, когда служители церкви подвергались гонениям, многие священники Храма Всех Крымский Святых были расстреляны или арестованы. Изымались ценные предметы, были разворованы иконы и предметы из золота. Несколько лет церковь была закрыта.

Возобновил свою работу молитвенный дом лишь в годы Великой Отечественной Войны. Но в период хрущевской богоборческой кампании двери храма снова закрыли для прихожан. Сооружение было отдано под клуб, а на месте уникальной колокольни построили танцевальную площадку.
Алуштинцы очень любили Храм Всех Крымских Святых и постоянно вели борьбу с властью за разрешение на его восстановление. Вера победила и в 1991 году было принято решение реконструировать церковь.
Храм выкрасили в оттенки серого и белого, возвели новую колокольню, обновили фрески внутри здания и витражные элементы на стеклах. Сегодня купол церкви венчает православный золоченый крест.
Храм Всех Крымских Святых находится недалеко от моря. С этим связана еще одна традиция, которой уже более сотни лет. В ночь с 18 на 19 января все православные верующие с зажженными свечами идут к Черному морю, чтобы в сочельник Крещения Господня смыть в водах все свои грехи.

Посмотреть на панорамах


Расположение на карте

error: Content is protected !!