История освоения планеты человеком. Как происходило освоение Земли человеком? Основные этапы и особенности

Цели:

  • дать образное представление о путях расселения человека по материкам;
  • выделить главные районы современного размещения населения;
  • сформировать представление о неравномерности заселения планеты и выявить причины неравномерности расселения;
  • познакомить с «комплексной картой» и картой «Плотность населения»;
  • формировать навыки работы с различными источниками информации;
  • формировать мировоззрение «Я – житель планеты Земля»;
  • формировать пространственное мышление.

Дидактическая структура занятия:

I. Организационный момент

II. Постановка учебных задач на урок

– Итак, мы изучили с вами все типы природных ландшафтов. Сейчас на Земле почти не осталось естественных природных ландшафтов, которые не изменил бы человек в результате своей деятельности. И так же почти не осталось территорий, не заселенных человеком. Даже в Антарктиде живут люди, которые изучают ледовый покров, рельеф и климат материка.
А где появились первые люди и как они заселили все материки? Вот об этом мы сегодня и будем с вами говорить.

Учащиеся записывают тему и план урока. (Приложение 1 . Слайды 1, 2)

III. Изучение нового материала

1. Расселение человека по материкам

? – Вспомните из курса 6 класса и древней истории: где, на какой территории появился первый человек? Почему?

Анализ схемы расселения человека по материкам (Слайд 3)

2. Главные области расселения

В настоящее время на земле примерно 6 млрд. человек (Слайды 4-6).Но население размещено крайне не равномерно.

? – Как вы думаете, в каких местах численность населения должна быть выше: в горах, на равнинах, по долинам рек, вблизи океанов?

Заслушиваю и дополняю ответы учащихся.

– Давайте с вами выявим самые густо заселенные территории Земли. Для этого нам необходимо обратиться к карте «Плотность населения» откройте ее в своих атласах.

Учащимся было дано задание, дома познакомиться с этой картой, выяснить, какую информацию она содержит. Задаю об этом вопросы.
Учащимся было дано опережающее задание, найти в интернет источнике определение и пояснение – что такое плотность населения. Предлагаю ответить на этот вопрос, затем правильность ответов проверяется с учителем (Слайд 8)

? – Как вы думаете, какие причины (факторы) влияют на такое размещение?

Путем беседы с учащимися, выявляем факторы размещения населения . (Слайд 9)

Слайд 10 (климат)
Слайд 11 (природные зоны)
Слайд 12 (рельеф)
Слайд 13 (течения)

? – Какие еще есть причины, влияющие на плотность населения?

Записать в тетрадь. (Слайд 14)

Факторы:

1) природные условия;
2) полезные ископаемые;
3) давность заселения территории;
4) исторический фактор

3. Виды хозяйственной деятельности человека.

– Итак мы уже определили, что одними из факторов расселения людей являются полезные ископаемые и благоприятные природные условия. Эти условия являются предпосылками для различной хозяйственной деятельности людей.

? – Какие выды хозяйственной деятельности вы знаете?
Занимаясь хозяйственной деятельностью: возделыванием земель, добычей полезных ископаемых и т. д. человек изменяет природу земли. При этом различные виды деятельности, влияют на природу по разному.

Предлагаю учащимся прочитать текст на стр. 74-75 учебника от слов «Особенно сильно и т. д… заранее озвучиваю вопрсы, которые будут заданы после прочтения текста.
? – Какой вид хозяйственной деятельности оказывает наибольшее влияние на природу? приведите примеры такого воздействия.
? – Какое влияние на природу оказывает промышленность?
– Информацию о хозяйственной деятельности населения содержат комплексные карты.

4. Знакомство с комплексными картами

Предлагаю определить по легенде, какою информацию содержит карта, какие объекты изображены на карте.

5. Страны мира

– Итак, мы уже знаем, что население по земному шару размещено не равномерно. Люди, живущие на одной территории, говорящие на одном языке и имеющие общую культуру, образуют исторически сложившуюся группу – этнос. Великие этносы в последствии сформировались в государства.

– По карте «плотность населения» определите самые заселенные страны мира.

IV. Заключение

1-й вариант: Итак, давайте с вами попробуем обобщить все, о чем мы сегодня говорили на уроке. А в качестве проверки полученных сегодня знаний ответим на вопросы:

– Какая территория является древней родиной человека?
– Какие материки были заселены в последнюю очередь?
– Что называется плотность населения?

2-й вариант. Если времени остается больше, то предлагаю индивидуально-ориентированные задания:

3-й вариант: заполнение бортового журнала.

V. Домашнее задание: предлагаю учащимся выбрать Д/З по силам.

  • § 16 читать и отвечать на вопросы параграфа (удовлетворительно)
  • прочитать § 16 и составить вопросы для проверки (хорошо)
  • для удовольствия – “ Зависимость жилищ (занятий, костюмов) народов мира от природных условий”. (отлично)
  • учебный проект “Жилища народов мира” (отлично)

Освоение земли человеком длилось не одно тысячелетие, но даже сейчас трудно утверждать, что этот процесс изучения нашей планеты закончен. Хотя, наверно, не существует ни одного уголка нашей земли, где не ступала нога человека, впереди человечество ждет еще немало тайн и открытий. Эти знания помогут лучше понять процессы, происходящие на всей планете в целом и дальнейшую судьбу нашей цивилизации.

Местом зарождения жизни на планете ученые считают Африку, с ее теплым и комфортным для проживания климатом. Около 2 миллионов лет назад началось постепенное расселение древних людей в Евразию и дальше на север. По мере вымирания ранних племен людей, этот процесс заканчивается. Более 100 000 лет назад, со времени возникновения разумного человека начинается второй этап освоения людьми земного пространства.

Первые сообщества людей, называемые речными, возникали в местах протекания полноводных рек Нила, Тигра и Евфрата. Выбор этих участков для поселения был обусловлен природными особенностями земель, расположенными вокруг рек. Плодородная почва, наличие пресной воды и дичи для охоты, делали эти места пригодными к жизни. В дальнейшем, численность людей стала неуклонно расти, и процесс освоения земли и расселения народностей стал происходить с постоянной регулярностью. На основании исследований и раскопок, ученые сделали поразительные открытия о местах миграции древних людей. Этот путь освоения земли в далеком прошлом проходил через сушу, находящуюся сейчас под толщей воды Берингова пролива.

Иногда большие группы людей и даже народности, оставляли родные и обжитые места и уходили в поисках более легких условий жизни в неизведанные края. Новые земли позволяли эффективнее развивать и осваивать земли для пашни и давали пищу и кров для разрастающихся древних племен. Научившись изготавливать орудия добычи пищи и защиты от диких животных, люди уже не так сильно нуждались в скалистых убежищах пещер. Поэтому они все охотнее селились на ровных землях, дающих пастбища для прирученных животных и поля для земледелия.

Как сложилось исторически, на планете есть места с большей плотностью расселения людей, а есть необжитые, малолюдные области. Благоприятный, мягкий климат этих мест, наличие плодородных земель, достаточное количество легко добываемых природных ресурсов, делают эти места наиболее привлекательными при выборе места жительства не только древних, но и современных людей. К таким местам относится большая часть Европы, Америки и Южной Азии. Северные районы, с холодными зимами и непродолжительными периодами тепла, освоены до сих пор недостаточно. Поэтому человечеству еще предстоит сделать много важных открытий в деле освоения земли.

  • Жизнь и творчество Ги де Мопассана

    Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан – известнейший французский автор большого количества рассказов и романов. Самые популярные: «Пышка», «Жизнь», «Милый свет» и многие другие.

  • Жизнь и творчество Кондратия Рылеева

    Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826 гг.) является одним из известных русских поэтов, примкнувших к восстанию декабристов.

  • Уильям Гарвей вклад в биологию и медицину

    Уильям Гарвей – величайший английский биолог и врач, которого можно назвать основателем новейшей физиологии и эмбриологии. Вклад Уильяма Гарвея в науку огромен, он описал не только малый и большой круги

  • Происхождение человека - сообщение доклад

    Как конкретно появился человек на земле никому неизвестно, но существуют различные версии и рассуждения происхождения человека на нашей земле.

  • Бег на короткие дистанции (спринт) - доклад сообщение

    Для начала следует сказать, что бег на короткие дистанции также называется «спринтом» и подразумевает для преодоления бегунами расстояния до 400 метров включительно. Этот вид легкой атлетики включен в олимпийскую программу

Как происходило освоение Земли человеком? Это был очень сложный и длительный процесс. Даже сейчас нельзя сказать, что наша планета изучена на 100 %. До сих пор существуют уголки природы, на которые не ступала нога человека.

Изучает освоение земли человеком 7 класс средней общеобразовательной школы. Эти знания очень важны и помогают лучше понять историю развития цивилизации.

Как происходило освоение Земли человеком?

Первый этап расселения, во время которого древние прямоходящие люди начали мигрировать из Восточной Африки в Евразию и осваивать новые земли, начался около 2 млн лет назад и закончился 500 000 лет назад. Позднее древние люди вымирают, и с появлением в Африке человека разумного 200 000 лет назад стартовал второй этап.

Основное расселение людей наблюдалось вдоль устья крупных рек - Тигра, Инда, Евфрата, Нила. Именно в этих местах и возникли первые цивилизации, которые именовались речными.

Наши предки выбирали такие участки для того, чтобы разбить населенные пункты, которые впоследствии станут центрами государств. Их жизнь была подчинена четкому природному режиму. Весной реки разливались, а потом, когда они подсыхали, на этом месте оставалась благодатная влажная почва, идеально подходящая для засеивания.

Расселение по материкам

Подавляющее большинство историков и археологов считают родиной Африку и Юго-Западную Евразию. Со временем человечество освоило практически все материки, за исключением Антарктиды. Там, где сейчас расположен 30 тысяч лет назад была суша, которая соединяла между собой Евразию и Северную Америку. Именно по этому мосту люди проникали во все новые и новые места. Так, охотники из Евразии, пройдя через Северную Америку, попали и в ее южную часть. В Австралию человек попал из Юго-Восточной Азии. Такие выводы ученые смогли сделать на основании результатов раскопок.

Основные области расселения

При рассмотрении вопроса о том, как происходило освоение земли человеком, будет интересно узнать, каким образом люди выбирали места для своего жительства. Очень часто целые поселения оставляли привычный уголок и отправлялись в неизведанное за поиском лучших условий. Освоенные новые земли позволили развить животноводство и земледелие. Очень быстро увеличивалась и численность Если 15 000 лет назад на Земле проживало около 3 000 000 человек, то сейчас эта цифра превышает 6 миллиардов. Подавляющее большинство людей проживают на равнинных участках местности. На них удобно разбивать поля, строить фабрики и заводы, обустраивать населенные пункты.

На можно выделить четыре области, где расселение людей наиболее плотное. Это Южная и Восточная Азия, восток Северной Америки. Для этого есть свои причины: благоприятные природные факторы, давность заселения и развитое хозяйство. Например, в Азии население до сих пор активно засеивает и орошает почву. Благодатный климат позволяет собирать несколько урожаев в год, чтобы прокормить большую семью.

В Западной Европе и Северной Америке преобладает городское расселение. Здесь очень развита инфраструктура, построено много современных заводов и фабрик, промышленность преобладает над сельским хозяйством.

Виды хозяйственной деятельности

Хозяйственная деятельность влияет на окружающую среду и изменяет ее. Причем различные отрасли воздействуют на природу по разному.

Так, сельское хозяйство стало первопричиной сокращения участков планеты, на которых сохранялись естественные условия. Для полей и пастбищ требовалось все больше места, вырубались леса, животные теряли свой дом. Из-за постоянной нагрузки почва частично теряет свои плодородные качества. Искусственное орошение позволяет получить хороший урожай, но есть у этого метода и свои минусы. Так, в засушливых районах чересчур обильный полив земли может привести к ее засолению и снижению урожая. Домашние животные вытаптывают растительность и уплотняют почвенный покров. Нередко в условиях засушливого климата пастбища превращаются в пустыню.

Особенно вреден для окружающей среды быстрый рост промышленности. Твердые и жидкие вещества проникают в почву и воду, а газообразные выбрасываются в воздух. Бурный рост городов вызывает необходимость в освоении все новых территорий, на которых уничтожается растительность. Загрязнение окружающей среды крайне неблагоприятно сказывается и на здоровье людей.

Освоение Земли человеком: страны мира

Люди, которые живут на одной территории, имеют общий язык и одну культуру, формируют этнос. Он может состоять из нации, племени, народа. В прошлом великие этносы создавали целые цивилизации.

В настоящее время на планете существует более 200 государств. Все они различаются между собой. Есть государства, занимающие целый материк (Австралия), а есть совсем крошечные, состоящие из одного города (Ватикан). Различаются страны и по численности населения. Есть государства-миллиардеры (Индия, Китай), а есть и такие, в которых проживает не более нескольких тысяч (Сан-Марино).

Итак, рассматривая вопрос о том, как происходило освоение Земли человеком, можно сделать вывод, что этот процесс еще не завершен и нам предстоит узнать еще очень много интересного о нашей планете.

Расселение человека по материкам. Большинство ученых считает, что древняя родина человека - Африка и Юго-Западная Евразия. Постепенно люди расселились по всем материкам земного шара, за исключением Антарктиды (рис. 38).

Предполагают, что вначале они освоили удобные для жизни территории Евразии и Африки, а затем другие материки. На месте Берингова пролива существовала суша, которая около 30 тыс. лет назад соединяла северовосточную часть Евразии и Северную Америку. По этому сухопутному «мосту» древние охотники проникли в Северную, а затем и в Южную Америку, вплоть до островов Огненная Земля. В Австралию человек проник из Юго-Восточной Азии.

Находки ископаемых останков людей помогли сделать выводы о путях расселения человека.

Главные области расселения. Древние племена переселялись из одних мест в другие в поисках лучших условий для жизни. Заселение новых земель ускорило развитие животноводства и земледелия. Постепенно росла и численность населения. Если около 15 тыс. лет назад на Земле, как полагают, было около 3 млн человек, то в настоящее время численность населения достигла почти 6 млрд человек. Большинство людей живет на равнинах, где удобно обрабатывать пашню, строить фабрики и заводы, размещать населенные пункты.

На земном шаре выделяют четыре области большой плотности населения - Южную и Восточную Азию, Западную Европу и восточную часть Северной Америки. Это можно объяснить несколькими причинами: благоприятными природными условиями, хорошо развитым хозяйством, давностью заселения. В Южной и Восточной Азии в условиях благоприятного климата население с давних пор занимается земледелием на орошаемых землях, что позволяет собирать несколько урожаев в год и прокормить большое население.

Рис. 38. Предполагаемые пути расселения человека. Опишите природу регионов, по которым проходило переселение людей

В Западной Европе и на востоке Северной Америки хорошо развита промышленность, много фабрик и заводов, преобладает городское население. На Атлантическом побережье Северной Америки оседало население, переселявшееся сюда из стран Европы.

Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Природа земного шара - это среда жизни и деятельности населения. Занимаясь хозяйством, человек воздействует на природу, изменяет ее. При этом разные виды хозяйственной деятельности влияют на природные комплексы неодинаково.

Особенно сильно изменяет природные комплексы сельское хозяйство. Для выращивания культурных растений и разведения домашних животных требуются значительные площади. В результате распашки земель сократились площади под естественной растительностью. Почва частично потеряла свое плодородие. Искусственное орошение помогает получать высокие урожаи, но в засушливых областях излишние поливы приводят к засолению почвы и снижению урожая. Домашние животные также изменяют растительный покров и почву: они вытаптывают растительность, уплотняют почву. В условиях засушливого климата пастбища могут превратиться в пустынные участки.

Под влиянием хозяйственной деятельности человека большие изменения испытывают лесные комплексы. В результате бесконтрольной рубки площади под лесами на земном шаре сокращаются. В тропических и экваториальных поясах до сих пор выжигают леса, освобождая место для полей и пастбищ.

Рис. 39. Рисовые поля. Каждый росток риса высаживают вручную на залитые водой поля

Быстрый рост промышленности оказывает губительное влияние на природу, загрязняя воздух, воду и почвы. Газообразные вещества поступают в атмосферу, а твердые и жидкие - в почву и воду. При разработке полезных ископаемых, особенно открытым способом, на поверхности возникает много отходов и пыли, образуются глубокие большие карьеры. Их площадь постоянно растет, при этом также уничтожаются почвы и естественная растительность.

Рост городов увеличивает потребность в новых земельных площадях для домов, строительства предприятий, дорог. Изменяется природа и вокруг крупных городов, где отдыхает большое число жителей. Загрязнение окружающей природы отрицательно сказывается на здоровье людей.

Таким образом, на значительной части земного шара хозяйственная деятельность людей в той или иной мере изменила природные комплексы.

Комплексные карты. Хозяйственная деятельность населения материков отражена на комплексных картах. По их условным знакам можно определить:

  1. места добычи полезных ископаемых;
  2. особенности использования земель в сельском хозяйстве;
  3. районы выращивания культурных растений и разведения домашних животных;
  4. населенные пункты, некоторые предприятия, электростанции.

Изображены на карте и природные объекты, охраняемые территории. (На комплексной карте Африки найдите Сахару. Определите виды хозяйственной деятельности населения на ее территории.)

Страны мира. Люди, живущие на одной территории, говорящие на одном языке и имеющие общую культуру, образуют исторически сложившуюся устойчивую группу - этнос (от греческого ethnos - народ), который может быть представлен племенем, народностью или нацией. Великие этносы прошлого создали древние цивилизации и государства.

Из курса истории вы знаете, какие государства существовали в древности на территории Юго-Западной Азии, в Северной Африке и в горах Южной Америки. (Назовите эти государства.)

В настоящее время существует более 200 государств.

Страны мира различают по многим признакам. Один из них - размер занимаемой ими территории. Бывают страны, которые занимают целый материк (Австралия) или половину его (Канада). Но есть страны очень маленькие, как, например, Ватикан. Его площадь 1 км - всего несколько кварталов Рима. Такие государства называют «карликовыми». Значительно различаются страны мира и по численности населения. Число жителей некоторых из них превышает сотни миллионов человек (Китай, Индия), в других - 1-2 миллиона, а в самых маленьких - несколько тысяч человек, например в Сан-Марино.

Рис. 40. Сплав леса приводит к загрязнению рек

Различают страны и по географическому положению. Наибольшее количество их расположено на материках. Есть страны, расположенные на больших островах (например, Великобритания) и на архипелагах (Япония, Филиппины), а также на небольших по площади островах (Ямайка, Мальта). Одни страны имеют выход к морю, другие удалены от него на сотни и тысячи километров.

Многие страны различаются и религиозным составом населения. Наиболее распространена в мире христианская религия (Евразия, Северная Америка, Австралия). По числу верующих ей уступает мусульманская религия (страны северной половины Африки, Юго-Западной и Южной Азии). В Восточной Азии распространен буддизм, а в Индии многие исповедуют индуистскую религию.

Различаются страны и по составу населения, по наличию памятников, созданных природой, а также человеком.

Все страны мира неоднородны также по особенностям развития хозяйства. Одни из них более развиты в хозяйственном отношении, другие - менее.

В результате стремительного роста населения и такого же быстрого роста потребностей в природных богатствах во всем мире усилилось влияние человека на природу. Хозяйственная деятельность нередко приводит к неблагоприятным изменениям в природе и к ухудшению условий жизни людей. Никогда еще за всю историю человечества так быстро на земном шаре не ухудшалось состояние природы.

Вопросы охраны природы, сохранения условий для жизни людей на нашей планете превратились в одну из важнейших глобальных проблем, затрагивающих интересы всех государств.

  1. Почему в разных местах земного шара плотность населения неодинакова?
  2. Какие виды хозяйственной деятельности людей особенно сильно изменяют природные комплексы?
  3. Как хозяйственная деятельность населения в вашей местности изменила природные комплексы?
  4. На каких материках особенно много стран? Почему?

Освоение людьми планеты Земля сообщение 5 класс, кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам, когда человек стал осваивать планету. Доклад о освоении Земли поможет подготовиться к занятию, и углубить свои познания.

«Освоение людьми планеты Земля» сообщение

Человек во все времена использовал ресурсы планеты как источник своего существования. Он неосознанно исходил из суждения о том, что неживая и живая природа, ее блага принадлежат только ему, что они неистощимы и бесконечны. Только в ХХ веке ученые доказали, что варварское обращение с природой приведет к тому, что скоро человечество станет на пороге большой экологической катастрофы.

История освоения людьми планеты – это сама история развития цивилизации, расселения людей по Земле по мере совершенствования технологии добычи пищи, приручения огня и защиты от непогоды. Это привело к формированию разных культур, языков и религий.

Обособление определило темпы культурного и технического прогресса. На основе развития новых технологий пошел процесс объединения культур по планете – сперва сельскохозяйственные, дальше- индустриальные, а сейчас - информационные. Совершенствование и использование орудий труда, способность передавать свой опыт и приобретенные навыки потомкам выделили человека среди животных.

У первобытного охотника не было конкурентов, а от хищников защищаться он умел. Это способствовало росту населения и заставляло его осваивать новые территории, селиться небольшими группами. И если материальная культура каменного века сильно похожа между собой, то в дальнейшем она стала различаться во многих аспектах.

Человек, проживавший в умеренных широтах, совершенствовал орудия труда, разрабатывал тактику охоты, ловушки, способы загона. Он осваивал приемы вылавливания рыбы. О его мастерстве охотиться свидетельствуют животные скопления костных останков на стоянках каменного века. Среди них травоядные крупные животные - волосатый носорог, мамонт, дикая лошадь, большеротый олень и крупные хищники - пещерный лев, пещерный медведь, саблезубая дикая кошка. Это было первое массовое освоение и потребление ресурсов планеты, которое привело к первому экологическому кризису на планете. А точнее к продовольственному» кризису для охотников, которые специализировались на травоядных крупных животных.

Таким образом, человек начал осваивать планету еще с момента своего появления на ней. Делал он это с целью добычи пищи путем охоты, собирательства. А данные занятия требовали постоянного передвижения.

Надеемся, что доклад на тему: «Освоение людьми планеты Земля» помог Вам узнать, когда человек стал изучать свою планету. А сообщение на тему «Освоение людьми планеты Земля» Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

error: Content is protected !!