Архитектурная символика храмов. Закомара - это что такое? История

Процесс продолжения рода – важная часть жизни любого живого существа, и насекомые не являются исключением. Как размножаются комары? Наверное, мало кто задумывался об этом вопросе, и его тонкости известны только любителям биологии. Хотя это достаточно интересный с точки зрения знаний о живом мире процесс, имеющий свои особенности и любопытные факты.

Краткое знакомство с насекомым

Комары (другие «официальные» названия – настоящие или кровососущие комары) – с точки зрения биологической классификации представляют собой семейство Culicidae, определяемое к группе Длинноусых и отряду Двукрылых насекомых, для которых характерно половое размножение и полное превращение (метаморфозы от яйца до взрослой особи: о них будет подробно рассказано далее).

Взрослые самки комаров пьют человеческую кровь и являются частью гнуса – совокупности кровососущих насекомых, за что и заслужили сильную нелюбовь людей

Комары – это небольшие летающие насекомые. Длина их тонкого и мягкого туловища у составляет от 4 мм до 15 мм. Для всех представителей семейства Culicidae характерно наличие длинных лапок, которые заканчиваются 2 коготками для лучшего сцепления с поверхностями и устойчивости, и узкими прозрачными крылышками, состоящими из множества чешек. Их размах составляет от 5 мм у самых миниатюрных видов до 30 мм.

В тропических регионах встречаются настоящие гиганты: например, комары-долгоножки, или караморы, в благоприятных условиях вырастают до 10 см в длину, что является рекордным показателем.

Большинство видов семейства Комары имеют невзрачную окраску: серую, коричневую, желтую. Намного реже (и преимущественно в южных странах) встречаются экземпляры черного или зеленого цвета. Грудной отдел у насекомых шире, чем брюшко. Длинные антенны, необходимые для ориентации насекомого в пространстве, образованы 15 члениками.

Ротовой аппарат у комара – колюще-сосущего вида. Он спрятан в нижней губе насекомого, имеющей форму трубочки. Внутри нее расположены острые стилеты челюстей, похожие на лезвия. Они нужны, чтобы прорезать микроскопические отверстие на коже, через которое потом до слоя капилляров проникает сосущий хоботок. При этом у самок он состоит из колющих щетинок, которые отсутствуют у особей мужского пола.

Под словом «комар» люди чаще всего подразумевают комара-пискуна. Именно он досаждает человеку своим навязчивым жужжанием и болезненными укусами.

Всего в семейство Комаров насчитывает 3000 видов, разделенные на 38 родов. Большинство их них обитает в южных странах с тропическим климатом. На территории России расселены только 100 видов, представляющих 3 рода: комаров настоящих, кусак и малярийных.

Процесс размножения комаров

Это двуполые существа, поэтому в размножении комаров участвует самец и самка. Будущее потомство проходит 4 стадии развития, которые свойственны для насекомых с полным превращением:

  • яйцо;
  • куколка;
  • имаго (половозрелая особь).

При этом насекомые являются «сухопутными» существами только в самой последней стадии развития комара: все остальные обитают в водоемах или в непосредственной близости от них. Ведь для развития им необходима вода.

Половая система у комаров

У представителей семейства внутреннее оплодотворение: семя самца после спаривания попадает в половые пути самки, после чего начинается образование яиц. Половые органы комаров находятся внутри их брюшка: яичники у женских и семенники у мужских особей. Микроскопические наружные половые органы самца имеют весьма сложное строение, особенности которого являются ключевым моментом для отличия видов, внешне похожих друг на друга. У самок же имеется небольшой яйцеклад в виде короткой трубки: через него яйца появляются на свет.

«Брачные игры»

Вид спаривания комаров на языке биологии называется «эвригамия». Его особенность заключается в образовании роя – плотного облака из насекомых мужского пола, держащихся поблизости друг к другу. Наверняка, каждый видел такие стайки летними вечерами.

Самки комаров привлекают внимание противоположного пола тонким жужжанием, похожим на писк. Этот звук создается при помощи движения крыльев. Его частота зависит от возраста особи, и самцы при помощи своих чувствительных усиков улавливают малейшие различия в звучании, отдавая предпочтение более зрелым «подругам».


При сближении с облаком самцов самка влетает в него и оказывается оплодотворенной тем, кто успел это сделать первым. Чтобы довести дело до конца, у мужских особей рядом с половыми органами находятся специальные придатки, при помощи которых он удерживает самку в совместном полете.

Примечательно, что популяциям комаров, обитающим в городах, характерна стеногамия – размножение без роения, осуществление которого затруднено из-за отсутствия большого и свободного пространства.

После непродолжительного спаривания самец отлетает от самки и возвращается к остальным. Самка же отправляется на поиски крови, необходимой для продолжения потомства.

Активность размножения напрямую зависит от степени насыщения самки кровью: при достаточном питании она откладывает яйца каждые 2–3 дня, после чего снова возвращается к рою самцов

Яйца

Самки каждый раз делают большие кладки, в которых находится 30–150 яиц комара. Наиболее плодовиты малярийные виды, производя на свет около 280 штук. Точная численность прямо пропорционально зависит от количества крови, выпитого самкой, чем и объясняется агрессия насекомых по отношению к человеку.

Обычно самка делает кладку непосредственно на поверхность воды. Для этого она выбирает пресноводные, спокойные и стоячие водоемы с минимальной скоростью течения. Идеально подходят пруды и тихие заводи озер, заросшие камышом. Реже комар делает кладку на хорошо увлажненной почве по берегам или у временных водоемов, высыхающих летом и вновь наполняемых весной после таяния снега. Иногда самка выбирает плавающие объекты и растения (это в большей мере характерно для рода Настоящих комаров, к которому причислят известного комара-пискуна).

Личинка

При благоприятных условиях спустя всего несколько дней с нижнего конца яиц в воду попадают личинки. Они похожи на небольших червяков, покрытых волосками. Цвет тела комариной личинки зависит от вида. Например, у пискуна они грязно-серые, а у дергуна – зеленые или красные. Последних используют в рыболовстве и аквариумистике, где они известны под названием «мотыль».

Личинка и куколка, появляющаяся впоследствии из нее, обязательно нуждаются в достаточном количестве воздуха. Личинки одних видов обитают на самом дне водоемов, зарывшись в иле или тине, но каждые 15 минут должны всплывать на поверхность для получения кислорода. Другие могут подолгу плавать, изгибаясь всем телом, на самой поверхности вверх «хвостиком туловища», ведь именно там расположены органы дыхания червячка – специальные трубки, через которые он дышит.

За все время своего развития, длящегося в среднем 20 дней, личинку ждет 4 линьки, после которых она превратиться в куколку. Во время них она сбрасывает свой старый экзоскелет, что позволяет с каждым разом все больше увеличиваться в размерах. Например, сразу после появления из яйца длина личинки не превышает 1 мм, а после последней линьки она может достигнуть 1 см. При этом объем тела личинки увеличивается еще больше: почти в 500 раз.

Куколка

Куколка комара – предпоследняя стадия развития насекомого имеет более сложное устройство систем внутренних органов. Она также обитает в воде и периодически всплывает на поверхность, готовясь превратиться в летающую особь. Время ожидания занимает примерно 5 дней. Постепенно она становится темного цвета.

Ответ на вопрос, есть ли куколка у комара, положительный, так как это насекомое с полным циклом превращения.

Поведение и питание личинки и куколки практически идентично, но у последней есть одна интересная особенность: благодаря форме и хорошо развитому хвосту могут стремительно передвигаться в толще воды скачкообразными движениями.

Имаго

Имаго – это взрослое насекомое, обитающее на суше и участвующее в размножении. Самцы живут всего 3 недели, тогда как самки – 3 месяца, если температура воздуха держится в районе отметки 10–15 °C. При неблагоприятных условиях продолжительность жизни сокращается.

Размножение невозможно без насыщения самок кровью человека. Поэтому комары расселены практически по всем участкам суши, где обитает человек. Они держаться неподалеку от поселений, чтобы в любой момент иметь возможность выпить кровь людей.

Каждый вид имеет свои предпочтения в температуре и режиме освещения. Одни любят тенистые водоемы, другие – хорошо освещенные. Биологи подсчитали, что личинки способны развиваться, когда температура воды составляют 10–35 °C, но наиболее комфортной считается от 25 °C до 30 °C.

Комары редко откладывают яйца в крупные водоемы, в которых обитает много рыб, потому что те охотно питаются кладками.

Личинка погибнет, если вода загрязнена нефтепродуктами: они образуют на поверхности пленку, через которую червячки не смогут дышать. Но некоторые виды показывают завидную адаптацию, приспособившись использовать для дыхания растворенный в воде кислород.

Процесс, как появляются комары, в достаточной степени изучен наукой. Этим насекомым свойственны высокая плодовитость и питание человеческой кровью. Обе эти черты напрямую зависят друг от друга.

Арка (от лат. Arcus – дуга, изгиб) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Аркой - это сводчатая конструкция в стенном проеме, воспринимающая нагрузку или передающая ее на опоры. Арка работает в основном на сжатие и передает на опоры не только вес (вертикальную нагрузку), но и распор (горизонтальное давление). Сооружается из клиновидных или прямоугольных камней с клинообразными швами строительного раствора.

На опорах (W) располагаются пяты, импосты (К), первый камень называется подпятным камнем (А), последний (вверху в центре) - замковым (S). Расстояние между опорами арки называется пролетом (Sp).

Арка обладает большой художественной выразительностью. Формы арки в арочных композиций весьма разнообразны.

Наиболее часто используются полукруглые (полуциркульные) арки.

Вот еще типы арок:

Также формы 1)- килевидной; 2) - трёхлопастной; 3) - многолопастной арок.

Арка с висячей гирькой - была широко распространена в памятниках ярославской школы зодчества XVII века.

В зависимости от количества столбов-опор, крестово-купольные храмы бывают четырехстолпными, шестистолпными, восьмистолпными и т.д. В древних русских храмах столбы имели крестчатый план (в сечении – крест).

Конструкцию древнерусского крестово-купольного храма можно легко прочитать и снаружи.

Те места стены, куда с внутреннего столба была перекинута арка, снаружи усиливались дополнительным утолщением - лопаткой. Вертикальная часть стены, ограниченная лопатками, называется пряслом. Таким образом, по количеству лопаток на фасадах храма можно судить, сколько столбов внутри.

Если покрытие храма укладывали по сводам, то у фасадов вверху появлялось криволинейное завершение в виде полуцилиндрических очертаний торцов сводов.

Полукруглая линия между лопатками, завершающая часть фасада храма, и обычно служащая основанием кровли, называется закомарой , а покрытие называется позакомарным .

Верхняя часть прясла, ограниченная закомарой, называется тимпаном. Выразительное позакомарное покрытие – русская традиция. В крестово-купольных храмах чисто декоративные элементы уходят на втрой план. Зодчий стремится создать прекрасный, выразительный образ за счет самой конструкции, выбора наилучших пропорций отдельных частей храма.

Это классическая схема. Различные времена, различные местности внесли свою трактовку в эту крестово-купольную композицию.

Большинство храмов ярославской школы зодчества крестовокупольные, четырехстолпные.

Над пересечением средних нефов обычно возвышается световой барабан, увенчанный главой. Это одноглавый храм. Над пересечением средних нефов тоже может быть установлен барабан с главой. Тогда получается трехглавый или пятиглавый храм. В XVII веке покрытие большинства таких храмов было позакомарным. Позднее, почти везде его заменили на четырехскатное. Позакомарным осталось покрытие только у самого древнего сохранившегося храма Ярославля - Спасо-Преображенского собора XVI века. У него как раз три главы над восточным поперечным нефом.

Купол

Купол – вид свода, близкий по форме к полусфере. Формы купола образуются различными кривыми, выпуклыми наружу. Купол может опираться на цилиндрический постамент - барабан . Если купол возводится над прямоугольным в плане объемом здания, то переход от квадрата к круглому основанию купола достигается с помощью специальных сводов - парусов или тромпов.

Исторические храмы зачастую являются визитной карточкой государства. По их внешнему виду судят о духовной составляющей страны, о развитии духовного искусства.

Архитекторы, художники, строители, скульпторы на протяжении веков старались украшать церкви так, чтобы они вызывали восхищение, чтобы показывали величие веры, величие страны.

Особые традиции храмового строительства, символизм различных вероисповеданий играли и играют немаловажную роль в создании храмов.

В архитектуре храмов существуют особые детали и особая терминология. У русских православных храмов тоже существуют такие особые элементы, которые не встречаются в других строениях или встречаются крайне редко.

Одним из таких элементов является закомара - это присущий именно церковному строительству.

Архитектурные традиции православия

История строительства храмов на Руси начинается с 988 года, с года принятия христианства. Вера пришла на русские земли из Византии, поэтому и первые церкви строились в византийском стиле. Постепенно архитектурные традиции менялись, добавлялись особые, присущие только православной церкви элементы, украшения.

Из Византии пришла к нам традиция сводчатых потолков. Отсюда появилась особая, точно повторяющая форму свода кровля.

Полукруглая закомара

В древнерусском языке комара - свод, а закомара - это полукруглое завершение стены, которое закрывает кровля такой же формы.

Такая форма православного храма характерна для древнерусской церковной архитектуры и была распространена в 12-17-м веках.

Закомара требовала мощной опоры, иначе свод просто рухнул бы. Мощные стены позволяли выстоять храмам в веках и дожить до настоящего времени, преодолев время, капризы погоды, набеги врагов.

Килевидная закомара

Кроме полукруглой формы, встречается и килевидная закомара. Это элемент, который не полностью повторяет форму свода, и поэтому по-другому его называют ложной закомарой.

Если вы объясните понятия и термины "килевидные закомары" иностранному туристу, не показав фотографии, он вряд ли поймет, о чем идет речь. Ведь это исконно русский элемент.

В строительстве часто использовали сочетание этих элементов. Килевидные имели декоративное назначение. Часто с этой же целью закомары располагались нескольким ярусами.

Символизм

Известно, что формы храмовых построек имеют определенный символизм. Храмы строились в форме корабля, креста, круга. Все эти формы объясняются особыми христианскими традициями.

В зависимости от внутренней формы храмы очень часто имеют несколько сводов, соответственно, и несколько закомар.

Синонимы

Закомары храма часто называли кокошниками за их схожесть с женским головным убором. Зачастую они и украшены были настолько искусно, что могли составить конкуренцию этому женскому украшению. Именно это слово приведено в словаре синонимов русского языка В. Н. Тришина, изданном в 2013 году.

Возрождение традиций

В 17-м веке в строительстве все чаще используют кирпич, и в связи с этим закомары заменяет покатая двускатная кровля, которая более легкая, не требует мощной опоры для сооружения, легче противостоит суровым погодным условиям. Появляются бесстолпные храмы с четвериком, перекрытым сомкнутым ступенчатым сводом.

В конце 20-го века в строительстве храмов наблюдается возрождение древних традиций. Эта возможность появилась с разработкой новых технологий строительства. Поэтому стало возможным строить или восстанавливать храмы, точно повторяющие форму древнерусских.

Церковный наряд

Бесспорно, украшением православных храмов являются купола. Настоящим произведением искусства древнего храма часто становится и закомара в архитектуре, встречающаяся только здесь.

Этот элемент архитектуры сравнивают с женским головным убором, который украшали вышивкой, расшивали драгоценными и полудрагоценными камнями. Такие кокошники являются настоящими произведениями искусства, хранятся в музеях как предмет национального костюма, особой гордости русской культуры. Так и древние православные церкви, как русские красавицы, отличаются своей статностью и убранством головного убора. Закомара - это гордость древнего храма, его украшение.

Скульпторы, художники, мастера мозаики, архитекторы старались оформить закомары храма как можно наряднее.

Здесь, на Ивановской горке, в архитектуре храмов и монастырей мы можем увидеть интереснейшее смешение эпох. Здесь же находится и одна из самых болезненных точек города – Хитровка.

Ивановская горка — самая сохранившаяся часть старого города. Территория эта: Маросейка, Покровка, Покровский бульвар, Солянка — огромный треугольник, которому Москомнаследие давно собирается придать статус заповедной территории. Именно поэтому известные события на Хитровской площади — особенно чувствительный удар. История Хитровки такова: когда-то это был погорелый квартал, выкупленный Н. З. Хитрово и подаренный им городу, чтобы там организовали торговые ряды.

Во времена Гиляровского, на рубеже XIX-XX веков, места эти слегка отрущобились, но вообще Ивановская горка в целом — это район богатейших усадеб XVII века. В тридцатые годы городское начальство допустило ошибку: на Хитровке построили техникум, частично перекрывший площадь. Поэтому формально ничего ценного тут не снесли, но речь ведь идет о строительстве. Исторический дух этого заповедного места будет убит, если компания «Дон-строй», наметившая тут стройку многоэтажного здания вместо снесенного техникума, доведет дело до конца. Новое здание гораздо больше прежнего и подчистую уничтожит площадь. Сейчас, когда пишется этот текст, стройка приостановлена, все ждут решения городских властей. Очень интересно, что там будет дальше. В любом случае следует знать: если и есть в Москве что терять, то именно здесь, на Ивановской горке.

В земле

Начинаем прогулку от церкви Всех Святых на Кулишках, построенной в XIV веке. Она открывает Ивановскую горку. Сначала это была деревянная церковь на могиле героев Куликовской битвы, видимо погибших от ран уже здесь, после возвращения домой. В камне церковь отстроили в XVI веке. Стоит храм на царской дороге из Кремля через Константино-Ильинские ворота в загородный двор, находившийся у церкви Равноапостольного князя Владимира в Старых садах.

К XVI веку относится четверик храма, а верхняя часть, красивые закомары, голова и колокольня появились уже в XVII веке. Тогда же храм был обнесен двухъярусной галереей, заложенной после того, как весь первый этаж оказался под землей. Место, где построили храм, находится в низине, сюда стекали все дождевые и талые воды, поэтому очень быстро вокруг фундамента, а потом и первого этажа стала нарастать земля. Кроме того, в 1708 году, когда Петр ждал шведов, Китай-город обнесли огромными бастионами, которые потом разровняли, раскидав землю вокруг, в результате храм стал еще ниже. Вот уже почти 300 лет церковь существует совсем не в тех пропорциях, в которых она была построена.

Все дома, появившиеся вокруг, коррелировали с этой высотой, все церкви на Варварке, возникшие в XVII веке, тоже зрительно были связаны с храмом Всех Святых на Кулишках в одну картину. А сейчас храм задумали поднять, вынуть из земли первый этаж. По очень спорному проекту инженера Е. М. Пашкина храм уже стоит на домкратах, фундамент уничтожен. Следующий этап — поднятие здания на четыре метра вверх. Мы получим образ площади, которая никогда не существовала. Вместо вросшей, кривенькой, замечательной церкви там буквально из-под земли возникнет огромный собор, никак не сочетающийся с окружающими его зданиями. А это уже изменение облика одной из центральных площадей города, такие проекты должны очень серьезно обсуждаться на городском уровне, с привлечением серьезных экспертов, что, к сожалению, не было сделано.

На мотив елочки

По улице Забелина (бывший Большой Ивановский переулок) мы поднимаемся в Старосадский переулок, к церкви Равноапостольного князя Владимира. Построена она в 1514-1516 годах знаменитым зодчим Алевизом Фрязиным на загородном дворе великого князя Василия III в старых великокняжеских, затем государевых садах на месте одноименного храма, существовавшего здесь с 1423 года. Где-то рядом был и государев дворец, но где именно — никто не знает, археологи тут еще не работали. Видимо, он находился примерно там, где сейчас стоит Историческая библиотека. Существует мнение, что некоторые архаичные для XVII столетия черты нынешний храм унаследовал от предшественника — просто как память дорогого сердцам прихожан образа старого храма, простоявшего здесь полтора века.

Несколько лет назад произошло замечательное открытие. В доме на улице Забелина, стоящем слева неподалеку, нашлись палаты этого же времени, на которых обнаружился очень редкий для тогдашней архитектуры мотив — своеобразная резная елочка на кирпичах. Эта елочка есть в наличниках храма, и она же была обнаружена на наличниках и на стенах этого дома. Явно строила оба здания одна бригада, а дом на улице Забелина — это, видимо, дом заказчика. К сожалению, и тут тоже очень сильно напортили с реставрацией. Дом был великолепной сохранности, а при реставрации отбойными молотками выбили весь фасад и сложили его заново, используя старый кирпич. Сделали все очень грубо, с просчетами в несколько рядов кирпичей и т. д. Впрочем, мы опять отклонились от темы.

Как многие церкви Москвы в 1930-е годы, храм закрылся. Это случилось в 1933-м. При этом разрушили все главы, внутреннее убранство было полностью уничтожено. Помещение храма передали в ведение ОГПУ. Затем храм опять перешел в другие руки, здесь расположилось хранилище книг Исторической библиотеки. В 1970-1980-е годы церковь реставрировали, а в 1979-м полностью восстановили колокольню, также в начале 1980-х годов было восстановлено пятиглавие и основной храм. И только в 1991 году он вернулся к верующим.

Флоренция на горке

По правой стороне улицы — Ивановский монастырь. Предание связывает основание девичьей обители в Белом городе с рождением царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Приписывается основание монастыря как самому Грозному, так и матери его великой княгине Елене Глинской. Первый русский царь, венчавшийся на царство Российское в 1547 году, родился в канун дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, 25 августа 1530 года, и носил имя Крестителя Господня.

В 1813 году монастырь был упразднен, а в 1859-м возрожден и выстроен заново по проекту Михаила Дормидонтовича Быковского. Нехитрый, по сути, комплекс из собора с двумя колокольнями и нескольких жилых корпусов вписан в угловатый участок так, что со стороны производит впечатление сложного, многослойного ансамбля. Нет, он создан по единому замыслу. Создан по методе не XIX, а XX или даже XXI века — это сейчас принято строить с нуля, а тогда чаще перестраивали. Есть какая-то содержательная пустота в том, что монастырь построен на ровной, тщательно расчищенной строительной площадке. Зная, что прежде здесь стоял интереснейший собор XVI века, мы не можем найти ни единого камня, напоминающего о нем. Существующий храм напоминает скорее об итальянском Средневековье, поскольку условно повторяет очертания широко известного собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

От древнего монастыря остался единственный тактильно ощутимый свидетель былого — обломок надгробия XVI века, вмонтированный в кладку ворот, ведущих в нижний двор монастыря.

Нижняя территория все еще занимаема службами МВД, до 1990-х ему принадлежали все строения обители. После революции здесь разместился «исправдом», то есть ленинский концлагерь на четыре сотни человеко-мест, а собор был приспособлен для губернского архива. Как ни странно, приспособление пощадило убранство храма: сохранились и живопись, и белокаменная резьба, и искусственный мрамор. На хорах пол покрыт досками 80-90 сантиметров шириной — теперь таких не делают.

Сейчас подходит к концу восстановление интерьеров собора. Они действительно впечатляют. Изнутри храм выглядит чуть ли не вдвое большим, чем снаружи.

В храме имеется еще одна деталь, внятно указывающая на возраст здания: над порогом проема, ведущего с чердака на крышу, — отполированная сотнями лбов деревянная балка. Полагаю, первым приложился разместивший ее здесь зодчий Быковский. С тех пор отмечались все охочие до любования городскими красотами посетители, сначала ивановские сестры и послушницы, потом — сотрудники НКВД, а теперь часы отбиваются головами трудящихся в храме реставраторов.

Подкопаем Алевиза

От Ивановского монастыря мы поворачиваем на Малый Ивановский переулок. Справа от нас стена монастыря, слева убегающие вниз домики, ниже раньше была видна колокольня, а за ней высотка на Котельнической. Тысячи картин нарисованы с этой точки, в кино это место снималось тоже множество раз: например, в финале «Покровских ворот» именно здесь улетал на мотоцикле неутомимый друг Костика Савранский. В 1990-е годы, когда на строительство не нужно было получать вообще никаких разрешений, здесь выстроили армянский ресторан «Ковчег», который полностью «съел» эту церковь, остался только крестик. А это и есть церковь во имя святого Николая Чудотворца в Подкопаях. Стоит она на берегу маленькой речки Рачки, где когда-то ловили раков. Там же, видимо, добывали глину, подкапывая склон холма. Отсюда и название села Подкопаево, известного, между прочим, с XIV века. Это древнейший храм Ивановской горки, он тоже был построен Алевизом. До сих пор считалось, что от старого храма остался фундамент, а нынешний храм построен в XVII веке, на абсиде виден поребрик этого времени, на четверике со стороны переулка видны очень изящные наличники. Верхняя часть перестроена во времена барокко, тогда появилась колокольня и тогда же наверху был выстроен шестерик — это, кстати говоря, совершенно уникальный случай. В Москве шестериков больше нет. Все это закрыто штукатуркой XIX века. В результате получилось интереснейшее наслоение времен, и если бы реставрацию проводить по правилам, то можно было бы получить абсолютно уникальный памятник.

Однако не так давно в прессу просочился несогласованный проект облицовки самого храма керамической плиткой под XVII век. Разумеется, к научной реставрации эта инициатива ни малейшего отношения не имеет. Серьезные исследования на памятнике не проводились, его первоначальные формы до сих пор неизвестны. Но работы там начались. Неквалифицированные рабочие стали сбивать штукатурку с фасадов храма прямо ломами. И вдруг на освободившихся поверхностях стен четверика и апсиды открылась маломерная кладка неизученного храма XVI века, местами сохранившаяся на высоту до трех метров. То есть оказалось, что тот самый алевизовский храм, считавшийся утраченным, существует до сих пор! На северном и южном фасадах заметны фрагменты древних окон и пилястр, с южной стороны виден след примыкания арки несохранившегося придела или паперти. Эта кладка предположительно датируется 1560-ми годами. Со стороны переулка сейчас очень хорошо видно — внизу алевизовский маломерный кирпич, а сверху обычный кирпич XVII века.

Не видел никто

Пройдя чуть дальше по Подколокольному переулку, мы завершаем прогулку, выходим на Хитровскую площадь и видим то, чего не видел никто с 1930-х годов. Почти все стороны площади великолепно сохранились. Если все это будет вновь, как когда-то, подарено городу, то Москва приобретет невероятно красивую и привлекательную для туристов, да и для москвичей, площадь. Этот пустырь сейчас наша тревога, но и наша надежда. Если стройка будет остановлена, мы сможем увидеть нашу столицу такой, какой она была в XIX веке, а кое-где и с вкраплениями более ранних эпох, начиная с XVI века. Именно здесь разбросано множество осколков старого города, собирая которые мы можем представить себе все былое великолепие, всю красоту древней Москвы.

Александр МОЖАЕВ

Фото : Екатерина СТЕПАНОВА

error: Content is protected !!