Ретенционное образование яичника – что это такое, и как его лечить? Ретенционное образование правого и левого яичника.

Часто женщина не подозревает о существовании кисты на яичнике, а потом при очередном визите к гинекологу узнает о патологии. Киста не опасна, пока она маленькая. Но неизвестно, когда она начнет увеличиваться, и тогда осложнения бывают очень серьезными. Чаще обнаруживается киста на правом яичнике. Это, скорее всего, объясняется тем, что он лучше снабжается кровью, чем левый. Именно поэтому и осложнения здесь возникают чаще. При лечении делается все, чтобы не лишать молодую женщину возможности забеременеть и благополучно родить.

Замечено, что кисты на правом яичнике возникают чаще, чем на левом. Он функционирует более активно, так как лучше снабжается кровью благодаря близкому расположению к брюшной артерии. С кровью в яичники поступают гормоны, вырабатываемые гипофизом (ФСГ и ЛГ), которые непосредственно регулируют происходящие в них процессы. В правом яичнике чаще созревают доминантные фолликулы. В нем более активно происходит выработка гормонов.

Функциональные

Различают два типа кист яичника: функциональные и нефункциональные.

Функциональные непосредственно связаны с происходящими в яичниках гормональными процессами, образуются в определенной фазе цикла. К ним относятся:

  1. Фолликулярная киста. Она образуется в оболочке доминантного фолликула в первой фазе цикла.
  2. Лютеиновая киста. Возникает после овуляции в желтом теле , которое образуется в лопнувшем фолликуле после выхода яйцеклетки.

Особенность состоит в том, что функциональные кисты могут исчезать самостоятельно после того, как гормональный фон приходит в норму. Как правило, образуются такие кисты на правом яичнике.

Нефункциональные

Нефункциональные. Такие новообразования сами не исчезают, развиваются вне связи с процессами цикла. К ним относятся:

  1. Эндометриоидная. Образуется на поверхности яичника при попадании на него частиц слизистой оболочки матки (причиной является эндометриоз, который развивается в результате нарушения гормонального фона). За счет неравномерной структуры частиц в них образуются щели, которые заполняются менструальной кровью. Свернувшаяся кровь имеет темно-коричневый цвет. Поэтому такую кисту яичника еще называют шоколадной.
  2. Параовариальная. Образуется из рудиментарного придатка яичника. Киста связана с телом яичника ножкой, располагается вблизи фаллопиевой трубы. Это врожденная патология, которая возникает у эмбриона в момент формирования репродуктивных органов. Рост опухоли происходит уже после полового созревания.
  3. Дермоидная. Образуется при внутриутробном развитии в момент формирования органов из зародышевых листков. Каждый из них содержит клетки определенного вида, из которых создаются различные ткани организма. Внутри обнаруживаются волосы, частицы кожи, костей, зубной ткани.

Нефункциональные кисты на правом яичнике обнаруживаются примерно с той же частотой, что и на левом. Функциональные, а также параовариальные новообразования относятся к ретенционным (образуются за счет растяжения оболочки секреторной жидкостью).

Видео: Как образуются функциональные кисты яичника

Причины образования

Основной причиной образования функциональных кист яичника является нарушение соотношения гормонов гипофиза и, соответственно, сбой в развитии доминантного фолликула.

Фолликулярная киста образуется при избытке фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) . Доминантный фолликул не разрывается, в нем накапливается секреторная жидкость, в конце концов, в его стенке образуется пузырь диаметром до 10 см.

Киста желтого тела образуется, если превышается норма содержания в крови лютеинизирующего гормона, стимулирующего его рост. Соотношение ФСГ/ЛГ может в течение 2-3 циклов самостоятельно восстановиться до нормы, в таком случае функциональная киста правого яичника исчезает. Если этого не происходит, то применяется гормональное лечение для нормализации фона.

Причиной таких нарушений являются воспалительные и инфекционные болезни матки и придатков, заболевания щитовидной железы и гипофиза, неправильный обмен веществ, истощение организма или ожирение. Причиной гормонального сбоя могут быть стрессы и наличие вредных привычек.

Эндометриоидная опухоль возникает в результате патологического разрастания эндометрия при избыточном содержании эстрогенов в организме. Нарушению способствует прием гормональных препаратов с целью контрацепции или проведения заместительной терапии. Способствует чрезмерному разрастанию эндометрия повреждение поверхности матки при воспалительных процессах, образование рубцов и спаек после оперативного вмешательства (абортов, выскабливания).

Примечание: Частицы эндометрия могут забрасываться с кровью в брюшную полость, если, например, женщина занимается сексом во время менструации. Причиной попадания таких частиц на яичники может быть повышение внутрибрюшного давления при подъеме тяжестей.

Параовариальные новообразования чаще всего начинают расти на фоне воспалительных процессов, после травм живота, операций в брюшной полости (например, удаления аппендикса). Причиной роста опухоли может быть перегревание нижней части тела (купание в горячей ванне), нарушение развития половых органов.

Дермоидная киста имеет генетическое происхождение. Ее рост начинается у женщины любого возраста. Провоцирующими факторами являются заболевания половых органов, воздействие токсинов на организм, в том числе никотина и наркотиков.

Как правило, киста правого яичника обнаруживается в репродуктивном возрасте, когда гормональные нарушения возникают наиболее часто. В группе риска находятся женщины, страдающие ожирением, бесплодием, менструальными нарушениями, имеющие вредные привычки и беспорядочные половые связи.

Осложнения при образовании кист

Заболевание протекает в 2 формах: осложненной и неосложненной. Осложнения возникают, если новообразование достигает размера 3 см и больше. Опасность представляют следующие состояния:

  1. Перекручивание ножки, прекращение кровоснабжения. Возможен некроз и заражения крови.
  2. Разрыв капсулы. Если она раздувается и лопается, то содержимое изливается в брюшную полость, что приводит к перитониту. Вместе с капсулой может разорваться оболочка яичника, произойдет его апоплексия .
  3. Геморрагия (внутреннее кровотечение). Такой процесс наиболее характерен именно для правого яичника, так как он имеет непосредственную связь с брюшной аортой. Возможно кровоизлияние внутрь яичника, а также в брюшную полость. Если геморрагическая киста крупная, кровотечение сильное, спасти женщину может только срочная операция.
  4. Малигнизация. В отдельных случаях происходит перерождение эндометриоидной или дермоидной кисты в раковую опухоль.

Как предупреждают врачи, главной причиной осложнений обычно становится несвоевременное обращение к врачу. Чувствуя недомогание, женщины нередко занимаются самолечением с помощью домашних средств, не зная диагноза, теряя драгоценное время. Нередко по совету знакомых они проводят прогревание нижней части живота, что категорически запрещается делать.

Последствиями могут быть нагноение содержимого, перитонит, сепсис, нарушение работы соседних органов, кровотечение, анемия, удаление яичника и бесплодие.

Кисты во время беременности и родов

При значительном увеличении опухолей наступление беременности затрудняется. Они могут провоцировать менструальные расстройства, отсутствие овуляции. Кроме того, новообразования способны перекрывать вход в маточные трубы, делая невозможным оплодотворение.

Если во время беременности обнаружена небольшая киста яичника с правой или с левой стороны (меньше 3 см в диаметре), то проводится постоянное наблюдение за ее развитием (лютеиновая киста, например, рассасывается на 14-16 неделе).

В случае быстрого роста и опасности перекручивания, геморрагии или иных осложнений новообразование удаляют. Если этого не сделать, то даже при отсутствии патологических процессов, увеличивающаяся киста может давить на матку, затрудняя рост и развитие плода, нарушая кровообращение. Это провоцирует прерывание беременности или преждевременные роды.

Во время родов потуги могут спровоцировать разрыв кисты и попадание ее содержимого в брюшную полость и родовые пути. При этом возникает ситуация, опасная для жизни женщины. Требуется проведение срочной полостной операции.

Видео: Киста желтого тела при беременности

Симптомы

Если киста правого яичника имеет диаметр меньше 2 см, то ее присутствия женщина не чувствует. Рост опухоли приводит к появлению тянущей боли в области паха с правой стороны.

Возникают нарушения цикла: усиление или ослабление менструальных кровотечений, задержки месячных, невозможность забеременеть. Появляются мажущие кровянистые выделения между менструациями за счет подтекания содержимого кисты.

Крупная капсула давит на соседние органы. При этом у женщины возникают запоры, метеоризм, затруднения при мочеиспускании. Давление на кишечник приводит к появлению тошноты, изжоги.

При воспалении кисты яичника, расположенной с правой стороны, возникают такие же симптомы, как и при аппендиците (режущие боли нижней части живота, болевые ощущения при пальпации этой области, тошнота, рвота). Поэтому в некоторых случаях может быть поставлен неточный диагноз, и картина заболевания проясняется уже в ходе операции.

Симптомами возникновения осложнений являются сильные боли в животе, повышение температуры, анемия, маточное кровотечение.

Диагностика и лечение

Кисты крупного размера обнаруживаются уже при пальпации. Для определения их размеров, локализации и вида используется УЗИ (наружное и трансвагинальное). Устанавливается также наличие или отсутствие беременности.

Чтобы узнать о скоплении крови в брюшной полости, проводится пункция задней стенки влагалища. Используется метод лапароскопии . При необходимости можно во время процедуры сразу удалить кисту.

Делают анализы крови на гормоны, онкомаркеры, анализы крови и мочи на наличие возбудителей инфекции.

Медикаментозное лечение проводится при обнаружении функциональных кист размером больше 5 см. Для этого используются препараты, содержащие эстрогены и прогестерон (жанин, дюфастон, джес), нормализующие гормональный фон. В случае обнаружения воспалительных процессов назначаются антибиотики.

Параовариальные, эндометриоидные и дермоидные кисты удаляют хирургическим путем, так как они не способны уменьшаться или рассасываться под действием лекарств. Чаще всего удаление производят лапароскопическим методом. Молодым женщинам обычно стараются сохранить яичник и детородную функцию.

Женщинам старше 45 лет может быть произведено частичное или полное удаление яичника, так как опасность злокачественного перерождения у них выше.


К сожалению, все чаще ультразвуковая диагностика органов малого таза показывает образование на яичнике у женщин (объемное, полостное, неоднородное и т. д.). Может быть обнаружено как на одном придатке, так и на обеих сразу.

Яичники – парный орган женской репродуктивной системы. Различные заболевания, в том числе и опухолевидные новообразования, являются частой причиной проблем с зачатием и невынашиванием плода.

В зависимости от течения и опасности для жизни женщины выделяют доброкачественные и злокачественные образования в правом яичнике.

Доброкачественные

Характеризуются тем, что расположены непосредственно на яичнике, не выходят за его пределы и окружены плотной оболочкой – капсулой. Клеточный состав таких образований схож с тканью органа. Склонны увеличиваться в размерах и сдавливать соседние органы, но они не . Поэтому при хирургическом удалении наступает стойкое выздоровление и вероятность рецидива незначительна.

Доброкачественное новообразование левого яичника встречается реже, чем правого. Это связано с тем, что с правой стороны брюшной полости располагаются крупные артерии и сосуды, и в целом правый яичник активнее левого.

Заболевание встречается в репродуктивном возрасте. У юных девушек и женщин после 60 лет доброкачественное полостное образование правого яичника (или левого) диагностируют редко.

В зависимости от причин возникновения и течения заболевания выделяют следующие виды образований доброкачественного характера:

  1. киста. Образуется в результате гормонального сбоя. При недостатке прогестерона в организме доминантный фолликул не разрывается при овуляции, а продолжает расти, постепенно преобразуясь в кисту. Это заболевание не требует специализированного лечения, так как такая киста способна рассосаться самостоятельно в течение нескольких циклов. Хирургическое вмешательство и гормональная терапия требуется только тогда, когда киста продолжает увеличиваться в размерах, сдавливает соседние органы, причиняет боль или иной дискомфорт.
  2. Киста возникает при избыточном количестве прогестерона в организме. Желтое тело – это временный эндокринный орган, который образуется на месте лопнувшего доминантного фолликула. Это однокамерное образование располагается на яичнике до начала менструации (если зачатия не произошло), или же сохраняется, если наступает беременность. При избытке прогестерона желтое тело не отмирает с приходом месячных, а продолжает расти. Так образуется киста желтого тела. В этом случае требуется гормональная терапия, которая нормализует количество прогестерона в крови.
  3. киста. До гистологического исследования ее можно принять за фолликулярную. Однако клеточный состав серозной кисты отличается тем, что велик риск озлокачествления. Визуально такое образование на яичнике у женщин представляет собой капсулу, покрытую плотной оболочкой, а внутри заполненное серозным или гнойным секретом. Диаметр такой кисты достигает 10 см, иногда и более. Это образование из яичника лечится только хирургическим путем.
  4. В отдельную группу следует выделить эпителиальные образования, которые образуются из стромы и эпителиального слоя. Они составляют примерно 70% всех опухолей яичника. Чаще всего имеют односторонний характер, симметрично развиваются редко. Являются также однокамерными (двухкамерная эпителиальная киста встречается редко), однородной структуры, подвижными, эластичными.

Узнать больше про виды кисты яичника можно .

Злокачественные

Отличаются отсутствием внешней плотной оболочки и неоднородной структурой. Клеточный состав не тождественен клетками тканей яичника.

Злокачественные опухоли способны распространяться на соседние органы, а также метастазировать (проникать в отдаленные органы по кровотоку и через лимфатическую систему).

Злокачественные клетки находятся в постоянном делении, поэтому их диагностирование не составляет труда. Отличительной особенностью таких клеток является их сходство с эмбриональными.

Какие бывают злокачественные опухоли и как их лечить читайте в этой .

Пограничные

Образования на яичниках, которые изначально являются доброкачественными, но могут перерасти в онкологическое заболевание. К ним относят серозные, эндометриоидные, муцинозные, пограничную опухоль Бреннера и смешанные кисты.

Иногда носят двусторонний характер и имеют несколько камер. После удаления велик риск рецидива, даже в отдаленной перспективе спустя несколько лет.

Еще одной особенностью пограничного образования придатка является то, что они встречаются в основном у молодых женщин (до 40 лет). При гистологическом исследовании обнаруживается усиленный клеточный рост, деление ядер, а также скопления некротической ткани.

При обнаружении такого вида образований вероятность бесплодия велика и составляет до 35%.

Клинические проявления

Вне зависимости от характера новообразования, симптоматика на начальных этапах развития заболеваний одинакова:

  1. Ноющие или тянущие боли внизу живота, с той стороны, где локализовано образование яичника, или во всей брюшной полости при двустороннем течении.
  2. Боли во время полового акта в области придатков, которые отдают в бедро, ногу, поясницу.
  3. Невозможность забеременеть долгое время при регулярной половой жизни и полном здоровье партера.
  4. Нарушения менструального цикла. При этом регулярность менструаций может быть как низкой, так и частой.
  5. Частые позывы к мочеиспусканию и дефекации из-за сдавливания мочевого пузыря и кишечника. Этот симптом встречается тогда, когда образование достигло внушительных размеров.
  6. Вздутие живота, ощущение тяжести в брюшной полости.

Если образование на яичнике вызывает нарушение гормонального фона, то проявляется следующая симптоматика:

  • увеличение веса;
  • изменение волосяного покрова (повышенное оволосение);
  • резкое уменьшение/увеличение молочных желез;
  • появление прыщей;
  • огрубение голоса;
  • аменорея (отсутствие менструации);
  • возникновение синдрома Иценко-Кушинга.

Диагностика и лечение

Обнаружение новообразования яичника на ранних стадиях затруднено, так как вначале заболевание не имеет ярко выраженной симптоматики. В этом случае патологию диагностируют случайно при плановом осмотре.

Если же имеет место проявление вышеназванных симптомов, то проводят ряд лабораторных исследований:

  1. УЗИ для выявления локализации и структуры образования.
  2. Пунктирование (биопсия) для определения клеточного состава и исключения онкологии.
  3. Анализ крови на количество гормонов.
  4. , если вышеназванных методов диагностики недостаточно.

Лечение выбирается в зависимости от того, какой вид образования имеет место. Так, злокачественные опухоли лечатся исключительно хирургическим путем с последующей химиотерапией. Доброкачественные могут быть устранены консервативными методами (гормональная и противовоспалительная терапия) или хирургическими, если есть показания (большой размер кисты, вероятность ее перерождения или разрыва).

Опухоли и опухолевидные образования яичников – патология, которая встречается в медицинской практике с большой частотой. Согласно исследованиям, опухоли и опухолевидные новообразования яичников за последнее десятилетие диагностируются до 25 процентов чаще. Большинство из них носит доброкачественный характер, однако, ежегодно увеличивается количество женщин со злокачественными опухолями. Чаще всего диагностируется обычная киста, которая при несвоевременном лечении склонна перерастать в раковое тело. Из-за гистологической и анатомической структуры придатков, они чаще подвержены появлению различных образований. Причины таких патологических изменений на сегодняшний день остаются не до конца изученными, поэтому разногласия среди ученых по данному вопросу продолжают существовать.

Этиология заболевания

Опухолевидные образования яичника могут появиться из разных источников. Они формируются из-за патологического роста эпителия придатков, сбоев в развитии яйцеклетки на том или ином этапе созревания, нарушений в формировании тека-тканей, гранулезных и лейдинговых клеток, неспецифических соединительных тканей, нервов, сосудов и других элементов придатков. Опухоли и опухолевидные образования появляются у женщин всех возрастов, однако, больше заболеванию подвержены пациентки от 30 до 60 лет. В пятидесяти процентах случаев оно обнаруживается у женщин в постменопаузе. Будь то киста или другой вид образования, ее развитие начинается намного раньше, чем происходит диагностика.

В группе риска представлен список пациенток с ранним или поздним началом менструации, поздним началом климактерического периода и нарушенным менструальным циклом. Объемное образование левого яичника, как и правого, может привести к снижению репродуктивных функций, невозможности зачать и выносить ребенка. Усложнить ситуацию могут хронические заболевания органов малого таза. В последние годы ученые уделяют особое внимание исследованию факторов генетического и эпидемиологического типа, которые влияют на формирование образования яичника. Согласно полученным данным, существенное влияние на эту патологию оказывают привычки и образ жизни женщины, окружающая среда, качество пищи и воды.

Разновидности новообразований

Чаще всего патологические процессы в придатках – киста того или иного типа. Однако, если обнаружено образование на яичнике, но не обычная киста, это может быть широкий спектр различных заболеваний. Их принято делить на несколько групп, которые объединяют патологии доброкачественного, злокачественного или пограничного характера. Существуют такие типы новообразований в придатках:

  • стромальные опухоли полового тяжа;
  • эпителиальные новообразования;
  • герминогенные;
  • редко образующие опухоли;
  • опухолевые процессы.

Согласно статистическим данным, чаще всего у пациенток встречаются:

  1. Опухолевые патологии стромы и поверхностного эпителия. К ним относятся простые серозные, папиллярные и папиллярно-серозные цистаденомы, а также муцинозные (псевдомуцинозные цистаденомы) и эндометриоидные новообразования (опухоль Бреннена и карциномы).
  2. Стромальные новообразования и опухоли полового тяжа. В данную категорию входят гранулезостромально-клеточные патологии, такие как гранулезоклеточные заболевания, фибромы и текомы, а также андробластомы.
  3. Новообразования герминогенного типа, такие как тератомы.

Это лишь небольшой список опухолевидных патологий, которые встречаются в современной гинекологической практике. Каждая из этих разновидностей может иметь доброкачественный или злокачественный характер. Бывают и пограничные стадии болезни, когда сформировавшееся патологическое тело отличается потенциально низкой злокачественностью.

Доброкачественные новообразования


Чаще всего образование яичника имеет доброкачественную природу и отличается клеточным ростом. Наибольший процент припадает на эпителиальные новообразования на яичнике. Такие патологии также называются цистаденомами или кистомами. Образуются они из-за разрастания внешней оболочки придатков. К ним относятся такие разновидности цистаденом:

  • муцинозные;
  • папиллярные;
  • эндометриоидные;
  • серозные.

Киста и кистома – патологии, которые часто путают. Такие жидкостные образования чаще всего протекают бессимптомно, однако, некоторые их виды становятся причиной постоянных тянущих болей внизу живота и увеличения брюшной полости. Подобные ощущения вызывает муцинозная цистаденома солидной структуры. Полость такой опухоли быстро наполняется густым слизистым веществом и достигает больших размеров.

Обратите внимание: К доброкачественным относится и оогенная опухоль, которая формируется из ооцитов. Самым сложным новообразованием такого типа считается тератома, которая формируется из яйцеклетки, содержащей в себе генетический материал. Ее внутренняя часть может быть заполнена зрелыми тканями и даже рудиментными органами, включая волосы, жировые ткани, зачатки костей и зубов. Она представляет собой не очень объемное образование яичника, но с двух сторон формируется очень редко.

Еще одной распространенной доброкачественной патологией придатков является текома. Она формируется из клеток, вырабатывающих эстрогены, и чаще всего появляется в период постменопаузы. Хотя текома за счет выработки женских гормонов, повышает либидо, улучшает внешний вид и самочувствие женщин в климактерический период, ее необходимо вовремя устранить. В противном случае может развиться гиперплазия и даже рак эндометрия.

Вирилизующие опухоли тоже относятся к доброкачественным. Формируются они из элементов придатков, которые аналогичны по составу клеткам гонад мужчины. В результате правый или левый яичник, он представлен солидной структуры. Женщина с патологией сталкивается с процессами вирилизации, включающие остановку менструации, атрофию молочных желез, увеличение клитора и другие изменения мужского типа.

Опухоли Бреннера встречается достаточно редко. Такие структуры имеют небольшие размеры, поэтому их очень сложно обнаружить при помощи УЗИ. Они в большинстве случаев диагностируются во время оперативного вмешательства, целью которого является гистологическое исследование тканей придатков. К доброкачественным относится и киста. Как правило, она не требует лечения, однако, если обнаружено солидное новообразование яичника, может потребоваться медикаментозная терапия или оперативное лечение. К редким заболеваниям относится также фиброма яичника, формирующаяся из соединительных тканей. По своей природе она является гормонально неактивной текомой. Чаще всего такие фибромы встречаются в климактерическом периоде. Они имеют солидные размеры и могут дорастать до 15 сантиметров. Данная патология сопровождается нарушениями цикла и генеративной функции. В одном и том же придатке возможно развитие фибромы и кисты.

Важно! Практический любой вид доброкачественного новообразования в яичнике может со временем перерасти в злокачественную опухоль. Поэтому рекомендуется регулярно проходить осмотры у гинеколога и тщательно следить за развитием любого патологического явления в придатках.

Методы диагностики

Как доброкачественные, так и злокачественные структуры в придатках нередко протекают без каких-либо симптомов. Чтобы не допустить осложнения или образования раковых опухолей, рекомендуется хотя бы раз в год посещать врача. При обнаружении новообразований или неприятных ощущениях внизу живота, сбоях в менструальном цикле либо появлении других жалоб, стоит проходить гинекологические осмотры раз в назначенный специалистом период. В большинстве случаев для диагностики опухолевых процессов в яичниках достаточно ультразвуковой диагностики. Образования с разной структурой имеют различную эхогенность. Бывают анэхогенные или гиперэхогенные структуры. Это может быть обычная киста либо опасное для здоровья новообразование, требующее лечения. Если врач сомневается в характере опухоли, назначаются дополнительные исследования.

Важно! Нередко трансвагинальное УЗИ сочетается с допплерометрией, позволяющей отличить опухоль от аваскулярных кист. Злокачественные тела в основном имеют кровеносные сосуды, а доброкачественные – только полость, заполненную жидкостью.

При необходимости пациентке назначается магниторезонансная томография или КТ. Такие методы дают возможность более точно установить характер образования в яичнике, поставить диагноз и определиться с необходимым объемом оперативного лечения. На сегодняшний день все чаще применяются современные способы обнаружения маркеров, свидетельствующих о развитии раковых клеток. Такие онкомаркеры позволяют не только выявить уже существующие злокачественные процессы, но и заранее определить вероятность перерождения доброкачественных тканей в раковые очаги.

Ретенционное образование левого яичника – это новообразование, схожее с опухолью доброкачественного характера. В отличие от злокачественных образований оно не образует метастазы и лучше поддается лечению. Данное заболевание относится к кистозным новообразованиям, поэтому его иногда называют ретенционной кистой. Далее рассмотрим более подробно особенности заболевания, его причины, симптоматику, а также методы диагностики и лечения.

Ретенционное образование на левом яичнике по внешнему виду напоминает полупрозрачный пузырь, заполненный жидкостью, иногда с кровяными вкраплениями. В случае попадания внутрь инфекции может появляться гной.

Размер новообразования может быть различным, начиная от нескольких мм в диаметре и до 15-20 см. Диагностируется левосторонняя ретенционная киста довольно часто, у каждой 6-й женщины. В зоне риска женщины репродуктивного возраста, от 14-ти до 45-ти лет.

Левостороннее встречается реже, чем ретенционное образование правого яичника. Это связано с тем, что через правый яичник проходят крупные артерии, и в целом он более подвержен различным заболеваниям, чем левый.

Данное новообразование крайне редко имеет риск озлокачествления и является одним из самых безобидных и наиболее легко поддающимся лечению виду кист.

Причины возникновения

Осоновными причинами появления ретенционного образования правого/левого яичника считаются:

  1. Функциональные нарушения эндокринной системы (патологии щитовидной железы с нарушением продуцирования гормонов – гипер- и гипотиреоз, аутоиммунный тиреодит и др.)
  2. Гормональный дисбаланс, при котором нарушается соотношение «женских» и «мужских» половых гормонов.
  3. Ранняя менструация.
  4. Нарушения цикла.
  5. Заболевания, влияющие на образование фолликулов и овуляцию – , фолликулярная недостаточность, слабый фолликулярный аппарат и т.д.
  6. Эндометриоз матки и/или яичников в анамнезе.
  7. Хирургические вмешательства, в том числе аборты.
  8. Имеющиеся в прошлом случаи появления ретенционных кист на левом яичнике. Всегда существует риск рецидива.
  9. Воспалительные процессы в органах малого таза инфекционного и неинфекционного характера ( , сальпингоофорит, хронический цистит).
  10. Применение гормональных препаратов без предписания врача, а также с нарушением дозировки (в том числе пероральных контрацептивов).
  11. Ранняя половая жизнь.
  12. Ведение нездорового образа жизни, которое включает прием алкогольных напитков, курение, неправильное питание, а также отсутствие физической активности.

Разновидности

Ретенционное образование левого яичника – это общее название кист, которые классифицируются следующим образом:

  1. Киста желтого тела. Образуется после овуляции, когда из доминантного фолликула вышла яйцеклетка, а на его месте образовалось желтое тело. Этот временный эндокринный орган вырабатывает гормон прогестерон, который необходим при наступлении беременности для присоединения оплодотворенной яйцеклетки к плаценте матки. Если оплодотворения не происходит, то желтое тело отмирает с приходом очередной менструации, а затем процесс повторяется заново в новом цикле. При нарушении продуцирования прогестерона, если этот гормон находится в организме в избытке, желтое тело не отмирает, а может продолжать расти, преобразуясь в кисту. Оперативное вмешательство в этом случае, как правило, не требуется, достаточно привести в норму уровень прогестерона в крови.
  2. Эндометриоидная киста. Образуется на левом яичнике, если в анамнезе имеется такое заболевание, как эндометриоз – разрастание маточного эндометрия. Его клетки выходят за пределы матки, «перебираются» на яичник, и вследствие этого на нем может образоваться киста.
  3. Фолликулярная киста формируется из доминантного фолликула, который при нормальном функционировании репродуктивной системы должен лопнуть во время овуляции и высвободить яйцеклетку. Но при гормональном сбое этого не происходит, фолликул продолжает расти и со временем преобразуется в кисту.
  4. Параовариальная киста локализуется внутри левого придатка. Из-за этого ее сложно диагностировать, особенно на ранних этапах, когда она не достигла больших размеров и практически не проявляется никакой симптоматикой. Данный вид кист может достигать огромных размеров до 20 см в диаметре и весом до 2-х кг.

Симптоматика

На первых стадиях развития этих левосторонних кист симптоматика может или полностью отсутствовать, или проявляться совсем незначительно. В процессе роста новообразования и прогрессирования заболевания возможно появление следующих симптомов:

  • тянущая или ноющая боль, которая локализуется внизу живота слева;
  • боли во время полового акта, которые отдают в область левого придатка;
  • нарушения менструального цикла;
  • месячные становятся обильными, меняется их цвет и/или консистенция;
  • может присутствовать общая слабость, характерная для простудных заболеваний;
  • визуальное увеличение живота при отсутствии прибавки веса;
  • выделения в середине цикла, которые не связаны с овуляцией. Могут быть с примесью крови;
  • из-за болевого синдрома возможно постоянное напряжение брюшных мышц.

Несмотря на то, что ретенционное образование на левом яичнике не перерастает в злокачественную опухоль и может долгое время не приносить никакого беспокойства его обладательнице, лечить его все же нужно во избежание разрыва и иных осложнений.

Диагностика

Обнаружить ретенционное новообразование на левом яичнике можно случайно, во время планового осмотра у гинеколога, или же при появлении вышеперечисленной симптоматики.

Во втором случае помимо изучения жалоб пациентки врач назначает следующие исследования:

  1. Ультразвуковую диагностику, которая является основным методом обнаружения левосторонней кисты. Она хорошо просматривается при помощи датчика.
  2. Так как характер и вид новообразования УЗИ не определяет, то назначается анализ крови на определение уровня и соотношения количества гормонов.
  3. В некоторых случаях проводят тонкоигольную биопсию () для исключения онкологического заболевания.
  4. При подозрении на наличие воспалительного процесса берутся мазки из влагалища, а также проводится общий анализ крови, чтобы определить уровень лейкоцитов.
  5. Чтобы исключить рак сигмовидной кишки, на который похоже левостороннее ретенционное новообразование, делают рентген указанной области.
  6. Иногда проводят .

Лечение

Если ретенционное новообразование яичника диагностировано, но имеет небольшие размеры и протекает бессимптомно, то врач может принять решение не назначать никакого лечения. Дело в том, что этот вид кист в некоторых случаях может начать регрессировать и в итоге совсем исчезнуть без применения лекарственных препаратов.

В тех случаях, когда левосторонняя киста имеет гормональную природу, применяется гормонотерапия. Особенно это касается фолликулярных левосторонних кист и патологий желтого тела.

В случае эндометриоза необходимо лечить основное заболевание. Применяется как консервативная терапия, так и хирургическое вмешательство.

Абсолютными показаниями к оперативному удалению ретенционного образования являются:

  1. Большой размер, если при этом происходит сдавливание соседних органов.
  2. Быстрый рост кисты.
  3. Если есть риск перерождения в злокачественную опухоль.
  4. Если присутствуют сильные боли.
  5. В тех случаях, когда произошел разрыв левосторонней кисты. Удаление необходимо обязательно, так как велик риск развития внутреннего кровотечения, перитонита, сепсиса.

Операция в настоящее время проводится чаще методом лапароскопии. Это современная атравматичая методика, при которой отсутствует необходимость разреза на животе. Делается лишь 2-3 прокола, через один вставляется датчик, транслирующий изображение на монитор, а через другие аппаратура для удаления кисты. Если новообразование локализовано только слева, то с этой стороны остаются 3 небольшие шва, которые очень быстро заживают и впоследствии становятся практически незаметными.

Ретенционное образование левого яичника – неприятное, но не очень тяжелое заболевание. Чтобы лечение проходило быстрее, необходимо начать его на ранних стадиях, пока киста не достигла больших размеров. Для этого необходим регулярный осмотр у гинеколога.

В системе прав человека право на образование занимает свое особое место. Это право входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948) , ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), ст.2 Протокола №1 (1952) к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) , ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000) .

Небезынтересно отметить, что право на образование, как это ни покажется удивительным, особенно в наше время, когда идут интенсивные процессы сближения европейских государств в области образования,-единственное из социальных прав, присутствующее в упомянутом Протоколе 1 кевропейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод , и в отношении которого выстраивается целая система правозащитных мер. Этим фактом подтверждается исключительно важные место и роль права на образование в системе современных демократических ценностей. В ст. 2 данного Протокола № 1 говорится, в частности, о таких важнейших концептах данного права, как:

а) его всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве),

б) обязанности государства в области образования и обучения 3 и

в) обязанности государства уважать религиозные и философские убеждения родителей при обеспечении их детям образования в соответствии с этими убеждениями. 4

В Конституции Российской Федерации (1993) общие вопросы права на образование закреплены в ст. 43, текст которой полагаем необходимым привести здесь полностью:

Прежде, чем дать характеристику собственно права на образование в соответствии с данной статьей Конституции Российской Федерации, следует определить его места и роли как элемента системы прав человека.

Понятие «права и свободы человека», несмотря на, казалось бы, его исключительно широкое распространение в современный период, не имеет, однако, единого и признаваемого всеми толкования. Тем не менее, есть некоторые такие моменты, которые при любой трактовке отражают природу и существенные свойства того, что находит отражение в данном понятии.

Первое. В этом понятии отражается факт наличия у людей (индивидов или их групп, объединений) определенных индивидуальных, групповых либо общественно значимых потребностей и интересов (личных (гражданских), экономических, политических, социальных, культурных).

Второе . Эти потребности и интересы характеризует, с одной стороны, осознание индивидами (социальными группами, общественными объединениями) своего социального места и той роли, которую он и грает (или может играть) в обществе, а с другой – признание обществом и его социальными институтами, прежде всего и главным образом, государством этих места и роли. Под таким углом зрения права и свободы естьодновременно и социальные притязания людей (групп, объединений), т.е. обращенные к обществу и государству требования по удовлетворению их тех или иных экономических, социальных и других потребностей и интересов (а), и своего рода политико и юридически оформленное посредством принципов и положений образовательной политики и норм законодательства государства согласие последнего с этими притязаниями и на их удовлетворение, защиту и охрану (б).

В подлинно правовом демократическом обществе обе эти стороны находятся в гармонии, т.е. в состоянии сбалансированности потребностей и интересов общества 5 и его членов, государства и его граждан, коллективного и индивидуального начал общественной жизни. 6

Третье. Притязания могут носить как естественный, так и социальный характер. В первом случае они отражают потребности и интересы, присущие каждому человеку как биосоциальному существу, во втором – потребности и интересы, присущие индивиду как гражданину конкретного государства. В этом плане становится понятным различие между правами и свободамичеловека игражданина. Что же, кстати говоря, касается прав и свобод личности, то в данном случае мы имеем дело со своего интеграцией первых двух аспектов, поскольку понятие личности так или иначе связано с особенностями сочетания «человеческого» и «гражданского» по мере социализации конкретного человека.

Четвертое. Права и свободы есть гарантированные действующим законодательством меры возможного, дозволенного и, тем самым, ограниченного в определенных нормативно-правовых рамках социально значимого поведения различных участников общественных отношений. В этом смысле понятие «права и свободы» находится в одной смысловой плоскости, и даже в известном отношении совпадает по своему содержанию, с понятием «юридические субъективные права», относящемуся к содержанию всякого правоотношения.

Пятое. Несмотря на свою смысловую близость, понятия «права» и «свободы» как центральные категории теории прав человека (Л.И. Глухарева, В.М. Капицын, Е.А. Лукашева, Р.А. Мюллерсон и др.) все же не являются равнозначащими.Права – это социальные притязания, предполагающиеактивную роль государства в их обеспечении, защите и охране (право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на жилище и т.п.).Свободы – социальные притязания, предполагающие, напротив,пассивную роль государства в реализации соответствующими субъектами своих потребностей и интересов (свобода слова, слова вероисповедания, свобода политических объединений и т.п.). 7 Иначе, государство как ведущий социальный институт общества не может и не должно произвольно, т.е. по своему личному усмотрению,незаконно вмешиваться в реализацию таких индивидуально и социально значимых актов. Другое дело, когда такие свободы используются в ущерб другим людям, обществу и государству т.е. имеет место злоупотребление этими свободами. В этом случае государство не просто может, но уже обязано действовать активно в интересах прав и свобод других членов общества, самого общества и своих собственных государственных –интересах. Но именно здесь и возникает исключительно важный, сложный и практически всегда актуальный вопрос о критериях и способах вмешательства государства в реализацию прав и свобод.

Проведенный краткий экскурс в теорию прав человека дает возможность раскрыть сущность и содержание понятия «право на образование» более предметно. Учитывая сказанное, характеристика понятия «право на образование» может быть представлена следующими положениями.

1. Каждый человек, независимо от его места рождения и проживания, национальности, пола и иных особенностей, характеризующих его социальный статус, с момента своего рождения может притязать (лично сам или же через своих родителей (либо иных законных представителей – опекунов, попечителей) на то, чтобы общество, в лице своих институтов и, прежде всего, государственных, оказало ему помощь в конструктивной социализации, т.е. во включении его в такие общественные (культурные, экономические, моральные, юридические и иного характера) связи, которые обеспечили бы ему занять определенное место в системе социальной иерархии и реализовать свои те или иные личные и социальные потребности и интересы.

2. Данные притязания выражаются, как можно сделать вывод из результатов буквального толкования слова «каждый», любым человеком, независимо от места его рождения и проживания, половых, расовых, рациональных, религиозных и иных особенностей. Это вполне понятно, поскольку такого рода притязания могут иметь место только в человеческом обществе. Вне его такие притязания бессмысленны. Применительно к праву на образование каждый человек каждый может притязать на обеспечение общественными институтами его конструктивной социализации через получение, усвоение и освоение определенного багажа знаний, умений и навыков.

В то же время, слово «каждый» имеет абстрактный характер, абстрактный в том смысле, что любой человек находится не только в «общечеловеческих» связях с другими людьми, но и, что особенно важно, в достаточно строго определенных политико-правовых связях с конкретных государством и его законодательством, являясь гражданином (подданным) такого конкретного государства. Тем самым, гражданину, имеющему в зависимости от типа государства, политического режима, господствующего в данном обществе, особенностей политико-правового статуса этого гражданина, различный «набор» прав и свобод, корреспондирует и набор обязанностей государства (а в его лице и общества) по гарантированию этих прав и свобод, как естественных, так и социальных.

Но может ли государство гарантировать то же «образовательное» притязание гражданину другого государства? Не вдаваясь в подробности этой темы, ограничимся лишь замечанием, что в Российской Федерации (как, впрочем, и в любом другом современном демократическом государстве) действительно каждый может реализовать свои потребности и интересы образовательного свойства, но только в том случае, если этот «каждый» проживает на территории Российской Федерации на законном основании. 8

3. Право на образование, точнее, его осуществление предполагает, как отмечалось, активную роль государства в гарантировании этого вида социального притязания. Конечно, само общество никак не отчуждено от своей роли, поскольку речь идет все-таки о социализации (общей или профессиональной), однако основная роль принадлежит все же именно государству как ведущему социальному институту, определяющему вектор исторического развития общества и его этнонациональную, культурную, социально-экономическую, политико-правовую целостность, «самость». И когда в средствах массовой информации порою ставится вопрос, кто же должен главным «ответственным» за образование – общество или государство – такая постановка вопроса, на наш взгляд, в корне неверна. Иное дело, что конкретное государство на том или ином этапе своего развития в лице конкретных своих представителей (Президента, правительства, высших органов управления образованием) проводит непродуктивную, непродуманную стратегию своей политики в области образования, с чем мы сталкиваемся в последние годы в нашей стране. Однако, это никоим образом не ведет к выводу что государство как ведущий социальный институт «должно» быть исключено из числа субъектов управления образованием.

4. Всякое право, в том числе и право на образование является, в известном смысле, и обязанностью. Боле того, как свидетельствует и законодательство, и юридическая практика, и сама жизнь в целом, многие права у людей «появляются» лишь после того, как человеком выполнены некие общественные (и юридические) обязанности. В свою очередь исполнение прав приводит к возникновению новых обязанностей, те – к появлению других прав и т.д. В других случаях мы видим, что некоторые права просто сливаются с обязанностями (примером тому может служить реализуемое педагогом право преподавать определенную дисциплину и одновременно его обязанность этого преподавания, но после того лишь, как между ним и образовательным учреждением будет заключен трудовой контракт).

Именно к такому роду прав относится и право на образование. До определенного возраста (этот возраст различен в разных странах), до определенной ступени (уровня) системы образования (этот уровень также различен в разных странах), а также с учетом степени социально-экономической развитости общества, право на образование практически и юридически является обязанностью человека (гражданина) получить и освоить тот иной минимум знаний, умений и навыков, который (минимум) гарантирует необходимые и достаточные условия социальной коммуникации этого гражданина. Обычно данная обязанность получать «минимальное» образование связана с институтом школьного (общего) образования и юридически закрепляется в конституционных и других законодательных актах. Так, обязанность получения общего образования предусмотрена частью 1 ст.43 Конституции РФ (см. выше). Такая же обязанность предусмотрена, скажем, частью 2 ст. 53 Конституции Украины, частью 4 ст. 27 Конституции Испании, частью 2 ст.26 Конституции Японии и др. Другое дело, что обязательным в одних странах объявляется основное общее образование (Россия, Испания), в других – полное общее среднее образование (Украина), в третьих – начальное образование (Италия). А вот, например, по Конституции Польши обязательной является учеба для всех, не достигших 18 лет (часть 1 ст. 70). В той же части 2 ст. 26 Конституции Японии устанавливается обязанность всех, на чьем попечении находятся дети, обеспечить их образование, хотя о каком именно образовании идет речь, законом не оговаривается.

Анализ многочисленных текстов статей международных актов, конституционных актов различных государств, а также ст. 43 Конституции Российской Федерации, посвященных праву на образование, изучение различных научных исследований и комментариев к законодательству, дают основания выделить, помимо сказанного, еще ряд важных черт этого права на образование.

Первое. Право на образование естьинтегральное право , которое, пусть и в разной степени, но может быть отнесено к различным группам прав и свобод человека – социальным, культурным, гражданским (личным).Социальным (а именно к этой группе его обычно относят) право на образование является уже потому, что образование, как уже было показано, есть, с одной стороны, одна из ведущих социальных подсистем общества. Кроме того, право на образование как социальное право предполагает создание системы государственных гарантий получения образования каждым человеком, выступающее важнейшим условием его успешной социализации.

Право на образование есть одновременно икультурное право. Ведь именно через образование и посредством образования человек приобщается к различным аспектам культуры человечества вообще и национальной культуры, в частности. Именно образование есть определяющий фактор формирования у человека и им самим личной гражданской, политической, правовой, нравственной культуры, т.е. всего того, что и конституирует его как Личность.

Право на образование есть, наконец, игражданское ,личное право человека, которое реализуется им самостоятельно, по своему усмотрению после выполнения им (при помощи родителей или законных представителей) своей гражданской (общесоциальной) обязанности получить общее образование. Ведь человека, получившее общее образование, как известно, никто формально (юридически, в том числе Конституция РФ) не принуждает и не может принудить в обязательном порядке поступать в учреждения профессионального образования для продолжения учебы. Иное дело, что такое принуждение существует объективно в том смысле, что сама жизнь, потребности общества, потребности, наконец, самого человека, ставшим «зрелым», т.е. способным самостоятельно принимать социально значимые решения, гражданином после получения «аттестата зрелости», обусловливает необходимость выбора своего дальнейшего жизненного пути, а тем самым приобщения к конкретному виду профессиональной деятельности, ее критериями и требованиями. Тем самым человек оказывается в ситуациинеобходимости , т.е.обязанности выбора того или иногопрофессионального образования. Однако, законодательно, в т.ч. конституционно, гарантируется не обязанность, а именно возможность такого выбора, исходя из того, получение профессионального образования, равно как и общего, не является чьей-то привилегией: каждый человек, независимо от пола, национальности, социального происхождения, способностей, вправе (имеет законодательно обеспечиваемую возможность) получатьлюбое образование.

Как можно видеть, в данном случае имеет место определенная коллизия, несоответствие между законодательными возможностями и объективными, практически (жизненно) обусловленными реалиями в области реализации права на образование. Об этих коллизиях и некоторых других, связанных с ними моментах, ниже будет сказано более подробно.

Второе. Право на образование естьконституционное право. Это право закрепляется и, тем самым, гарантируется конституционными актами всех современных демократических государств. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что праву на образование государством и обществом посредством Основного закона придается исключительное значение. Помимо сказанного ранее, ст. 43 Конституции Российской Федерации, как и многие другие статьи, закрепляющие и гарантирующие иные права и свободы, подтверждает признаваемый частью 4 ст. 15 Конституции РФ примат международного права в российской правовой системе.

Как и многие другие конституционные права человека и гражданина, право на образование представлено в Конституции РФ максимально обобщенном виде. Конкретизация этого права находит свое выражение в значительном образовательном нормативно-правовом массиве, в котором ведущее место занимаютзакон РФ «Об образовании» (1992) иФедеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Эти законодательные акты, равно как и подзаконные образовательные нормативно-правовые акты, выступающие источниками российского образовательного права, будут предметно рассмотрены в главе 4 настоящего пособия.

Третье. Право на образование естьправо относительное. В теории прав человека выделяютсяабсолютные (основные) права человека и праваотносительные. Критерием такого различения выступает возможностьограничения того или иного права федеральным законодательством, в том числе в условиях в условиях чрезвычайного положения (часть 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ).


Абсолютные права – это права, которые не могут быть ограничены (введение такого ограничения, повторим, возможно только федеральным законом) вообще и даже в условиях такого чрезвычайного положения. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ к таким абсолютным правам относятся, например,право на жизнь, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания и др.Относительные права – права, которые могут федеральным законом в условиях чрезвычайного положения (право на жилище, право на пользование родным языком и др.). В число таких относительных прав Конституция РФ включает и право на образование. Это означает, что данное правоможет быть ограничено в силу разных причин в различных масштабах и аспектах по усмотрению федерального законодателя.

Четвертое. Право на образование –право всеобщее. На данную особенность уже было обращено внимание. Здесь лишь подчеркнем, что право на образование распространяется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и лиц различного возраста. Это обстоятельство в последние годы становится все более актуальным как за рубежом, так и в нашей стране. Скажем, все больше граждан среднего и, что характерно, особенно пожилого (после 55 лет и даже значительно старше) возраста проявляют реальный интерес к получению первого или второго или даже третьего высшего образования. Такой феномен представляет интерес, прежде всего, для социологической науки, хотя эдукологические, педагогические и правовые исследования тоже не могут обходить его.

Пятое. Право на образование предполагаетдоступность образования для каждого. Доступность образования – это, прежде всего, свобода получать как общее, так и профессиональное и послевузовское образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями. В этом плане доступность образования органически связана с всеобщностью соответствующего права. В то же время, как показывает практика, эта сторона права на образования является одной из наиболее проблематичных в силу самых разных причин. В современном мире отмечают целый ряд противоречий в развитии образовании, в том числе российского, с точки зрения обеспечения именно его доступности.


Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается и другим противоречием - усилением неравенства в доступе к образованию в том плане, что государство должно хотя бы не создавать дополнительные финансовые трудности лицам, которые хотят получит или уже получают образование.

Другое противоречие тесно связано с предыдущим и отражает усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений. Объективно увеличивающиеся запросы системой образования по финансированию своего развития сопровождается сокращением финансового обеспечения государством даже «своего» – государственного – сектора системы образования. Ярким тому примером может служить принятый 22 августа 2004 года Федеральный закон № 122-ФЗ, в соответствии с которым государство ясно дало понять, что оно все дальше, прежде всего, в финансовом отношении, отдаляется от нужд образования.

Более подробно доступность образования раскрывается в п.3 ст. 2 закона РФ «Об образовании» как принцип, на котором основана образовательная политика государства и общества. В этом законе, в отличие от Конституции РФ, доступность образования как принцип образовательной политики получила юридическое закрепление в иной формулировке, а именно какобщедоступность образования. В ст. 5 того же закона определено понятие общедоступности как независимости от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального положения; места жительства; отношения к религии, убеждения; партийной принадлежности; наличия судимости. Не вдаваясь в детали логико-понятийного анализа, можно констатировать, что основное содержание обоих понятий – «доступность образования» и «общедоступность образования» – практически совпадает.

Как можно видеть, доступность образования в законодательном конституционном) смысле определяется двумя основными факторами, опосредующими функционирование системы образования: политикой государства в этой сфере, характеристика которой дается в следующем разделе, и уровнем материального благосостояния его граждан, которое в наше время является едва ли главным неюридическим ограничителем права на образования.

error: Content is protected !!