Теоретический уровень познания направлен на. Методы и уровни научного познания

Цель теоретического исследования – установление законов и принципов, которые позволяют систематизировать, объяснять и предсказывать факты, установленные в ходе эмпирического исследования .

На теоретическом уровне познания объект исследуется со стороны его сущностных свойств, недоступных непосредственному восприятию. На этом уровне познания формулируются законы, которые относятся к реальности, как она представляется идеализированными объектами (предметами теоретического познания).

Идеализированный объект – мысленная познавательная конструкции, являющаяся результатом идеализации и абстрагирования. Теоретические объекты, в отличие от эмпирических объектов, наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальных объектах, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта. Например, материальная точка – тело, лишенное размера, но сосредотачивающее в себе всю массу; идеальный газ, абсолютно черное тело.

Теоретическое знание может развиваться относительно независимо от эмпирических исследований путем мысленного эксперимента с идеализированными объектами, посредством введения гипотетических допущений или теоретических моделей (особенно математических). Лучший пример этому дает математика. Н.Лобачевский, основоположник неевклидовой геометрии, построивший систему геометрических положений путем замены евклидова постулата о параллельных линиях новым постулатом, не опирался при этом на данные наблюдения.

Процесс научного поиска даже на теоретическом уровне не является строго рациональным. Непосредственно перед стадией научного открытия важны воображение, создание образов, а на стадии научного открытия – интуиция. Поэтому открытие нельзя логически вывести, как теорему в математике. Интуиция присутствует в науке, но она ничего не значит в смысле обоснования результатов. Нужны еще объективные рациональные методы, которые бы их обосновали: методы, принятые данным научным сообществом.

Формы теоретического уровня:



1.Научная проблема . Выдвижение проблемы – обязательное начало каждого научного исследования. Научная проблема в процессе научного познания осознается концептуально, принадлежит теоретическому контексту. Отличие научной проблемы от задачи. Задача – это конкретизация проблемы.Научная проблема – это род научного знания. Научная проблема - это су­щественный эмпирический или теоретический вопрос, формули­руемый в имеющемся языке науки, ответ на который требует получения новой, как правило, неочевидной эмпирической и/или теоретической информации.

При ее постановке важно: во-первых, осознание некоторой ситуации как задачи, во-вторых, четкое понимание смысла проблемы, ее формулирование с разграничением известного и неизвестного. Постановка проблемы включает в себя какое-то предварительное знание, путей ее решения, для чего необходим выход за рамки достигнутого знания. Для успешного решения любой научной проблемы необходимы два условия: а) ясное, четкое ее формулирование; б) критическое исследование различных ее решений.

Проблема с лат. есть преграда, Трудность, задача, объективно возникающая в ходе развития, вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблема – это знание о незнании, вопрос, требующий ответа. Это не застывшая форма знания, а процесс, включающий в себя постановку и решение.

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМА БОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННА, ЧЕМ ЕЕ РАЗРЕШЕНИЕ. Эйнштейн считал, что умение ставить проблемы требуют творческого воображения и выражают успех в науке.

К. Поппер считал, что наука начинается не с наблюдений, а с проблем. Поэтому ее развитие = это движение от одних проблем к другим, более глубоким. Есть и псевдопроблемы, как вечный двигатель. Есть теоретические и практические проблемы.

Своеобразной формой решения проблемы может служить доказательство ее неразрешимости, которое стимулирует пересмотр оснований знания, в рамках которого эта проблема была поставлена.

В научном познании способы разрешения проблем совпадают с общими методами и приемами исследования.

Возникновение проблемы порождается:

1. противоречием между познавательным интересом и отсутствием фактического материала

2. невозможностью объяснения противоречия между фактами и теориями

3. внутритеоретическими противоречиями. Например, Максвелл запрещает излучение электронов при переходе на другую орбиту, а Бор разрешает.

4. противоречием между законами и принципами научной теории.

2.Научная гипотеза – форма теоретического знания, сформулированная на основе научных фактов, положение, нуждающееся в разработке и преодолении неопределенности. Гипотеза есть средство инновации.

Гипотетическое знание нуждается в доказательстве, имеет вероятностный характер, а не достоверный. В ходе доказательства одни Г. становятся теориями, вторые видоизменяются и конкретизируются, третьи отбрасываются. Выдвижение новой гипотезы основано на результатах проверки старой, даже если результаты были отрицательными.

Так, выдвинутая Планком квантовая Г. после проверки стала теорией, а гипотезы флогистона, эфира, теплорода были опровергнуты. Стадию Г. прошла дарвиновская теория, периодическая система Менделеева. Г. как форма знания проходит следующие этапы:

1. попытка объяснить на основе известных фактов явление и его свойства. Это вероятное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считать его достоверным.

2.Оценка эффективности Г. и отбор из большого числа имеющихся гипотез.

3.Развертывание предположения в систему и выведение из нее следствий.

4.Опытная экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.

Проверенная и достоверная гипотеза становится научной истиной или научной теорией.

Необходимые условия возникновения Г.:

1. Г. должна соответствовать установленным в науке законам. Например, Г. неплодотворна, если она противоречит закону превращения и сохранения энергии.

2. Г. Должна быть согласована с фактическим материалом. Иначе говоря, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты и предсказывать новые факты

3. Г. не должна содержать в себе противоречий и произвольных допущений

4. Г. должна быть простой, не содержать ничего личного и субъективного

5. Г. должна быть приложима к более широкому классу родственных объектов, чем тот, на котором она была создана

6. Г. должна допускать возможность подтверждения или опровержения.

С точки зрения логики гипотеза представляет собой предложение, истинностное значение которого не определено. По форме выражающих их предложений гипотезы можно разделить на общие, частные и единичные. Общая гипотеза – это предположение обо всем классе изучаемых объектов; частная гипотеза выражает предположение о некоторой части класса изучаемых объектов. Единичная гипотеза говорит о конкретных отдельных объектах и явлениях. Например, гипотеза Демокрита: «Все тела состоят из атомов» - это общая гипотеза. «Некоторые вирусы вызывают заболевание» - частная гипотеза. «Солнце представляет собой сравнительно молодую звезду» относятся к единичным.

Особое место в научном исследовании занимают так называемые рабочие гипотезы. От обычной гипотезы она отличается меньшей обоснованностью и произвольностью. Сталкиваясь с новыми фактами, с новым экспериментальным материалом, ученый часто не может выдвинуть гипотезу, правдоподобно объясняющую эти факты, вместе с тем продолжение исследования требует некоторой направляющей идеи, которая как-то помогает ориентироваться в хаосе данных.

Имеется еще одна разновидность гипотез, привлекающая большое внимание философов и ученых. Это так называемые гипотезы ad hoc (данного случая). Гипотезы данного вида отличаются тем, что их объяснительная сила ограничена лишь небольшим кругом известных фактов. Они ничего не говорят о новых, еще неизвестных фактах и явлениях. Хорошая гипотеза должна не только давать объяснение известным данным, но и направлять исследование на поиск и открытие новых фактов. Гипотезы ad h. только объясняют, но ничего нового не предсказывают. Поэтому ученые стараются не использовать подобных гипотез, хотя часто бывает довольно трудно решить, имеем ли мы дело с плодотворной, эвристически сильной гипотезой или перед нами гипотеза ad hoc.

Проверка гипотез – эмпирическая подтверждаемость и опровержение. Однако эмпирическая подтверждаемость следствий из гипотезы не гарантирует ее истинность, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно об ее ложности в целом. Все попытки построить эффективную логику подтверждения и опровержения теоретических объяснительных гипотез пока не увенчались успехом. Поэтому статус объяснительной получает та гипотеза, которая обладает максимальной объективностью и предсказательной силой.

Некоторые методологи считают, что все наше знание носит гипотетический характер отличающееся только степенью вероятности субъективного характера гипотез (К.Поппер). Однако большинство исследователей все же исходит из того, что высшей формой организации знания является теория.

3. Научная теория – высшая форма организации научного знания.

Первоначальный смысл теории в античности (греч) это экстатическое, мистическое созерцание. И, т.о., первоначально теория возникала как специфический род познания, тесно связанный с архаическими пластами сознания.

В системе Евклидовой математики теория приобрела свое парадигмальное выражение – это аксиомы и интерпретации. Такая форма организации научного знания и систематизации материала на долгие века обрела характер идеала научного знания.

Теоретическое, как форма понимания средств исследовательской деятельности, понимание смысла основных понятий, всегда сопутствует научному знанию.

НТ – это система взглядов для истолкования и объяснения явления. Более широкий смысл – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях объекта данной теории.

С теорией взаимодействуют такие элементы научного знания, как законы, классификации, типологии, схемы. Эти элементы могут предшествовать теории, сосуществовать с ней. Центральная роль в формировании теории принадлежит идеализированному объекту - теоретической модели объекта

Простое описание или систематизацию фактов нельзя считать теорией. Она обязательно предполагает не только описание, но и объяснение. Объяснение включает раскрытие закономерностей и причинно-следственных связей в тех процессах и явлениях, которые этой теорией покрываются. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений. Если нет обоснования, нет и теории.

Теория – это система достоверного знания, объективного, проверенного практикой, знания сущностных характеристик определенного фрагмента реальности.

Основные компоненты теории:

*исходная эмпирическая основа, которая включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, получаемых в экспериментах и требующих теоретического объяснения

*исходная теоретическая основа – множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих идеализированный объект

*Множество допустимых правил логического вывода и доказательства

*совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющих основной массив теоретических знаний

*законы (разной степени общности), которые выражают устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между явлениями, охватываемыми данной теорией

*предположения, гипотезы

Теория как особая форма освоения мира всегда связана с определенными философско-мировоззренческими установками.

Современное научное знание не является простым набором отдельных теорий. Оно представляет собой сложное многоуровневое образование, включающее в себя достаточно целостную систему фундаментальных и прикладных теорий, феноменологических (описывающих явления) и аксиоматизированных теорий. Можно говорить об иерархии теорий: немногочисленные фундаментальные теории, широкая совокупность специальных теорий, многочисленные теоретические модели, применимые к экспериментальным устройствам и разработкам технических наук.

Важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Согласно критерию относительной приемлемости (К.Поппер), предпочтение следует отдавать той теории, которая: а) сообщает наибольшее количество информации, б) является логически более строгой, в) обладает большей объяснительной и предсказательной силой, г) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.

Любая теоретическая концепция, которая воспроизводит основные вехи зарождения жизни, выступает как своеобразный тип теоретического знания, как теоретическая реконструкция.

В социальных и гуманитарных науках, где речь идет об истории развития социальных процессов, также используются теоретические реконструкции. Причем один и тот же процесс может быть описан и осмыслен в различных реконструкциях.

Так, для Вебера становление капитализма есть следствие протестантской этики (дух капитализма). Для Маркса, история первоначального накопления есть превращение денег в капитал и рабочей силы в товар.

Исторические реконструкции капитализма Маркса и Вебера осуществлялась под определенную систему теоретических идей. У Маркса идея материалистического понимания истории на основе способа производства. Для Вебера, основной явилась идея изменения фундаментальных ценностей культуры.

Научный закон - это связь между явлениями, процессами, которая является: а) объективной, б) существенной, в) необходимой, д) повторяющейся, устойчивой;

Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней исследован ия.

Разделение на эмпирический и теоретический уровень условно, относительно, подвижно. Ни одно описание факта не осуществляется без привлечения теоретического арсенала знаний. Эмпирические высказывания всегда теоретически нагружены. Например, для формулирования эмпирического высказывания «тело движется равномерно по прямой лини» требуется использовать определенную схему описания, а она предполагает определенную теорию – теорию равномерного и прямолинейного движения. Физик, астроном, биолог, химик уже в силу того, что он пользуется приборами, в которых опредмечены теоретические схемы, не может не подвергать результаты эмпирического исследования теоретическому истолкованию. Например, «экспериментальный факт существования электрона», о котором писал американский физик Милликен, представляет собой синтез эмпирического данного и теоретической схемы.

С другой стороны, существует объективная необходимость в эмпирической интерпретации теоретического знания, выяснению его объяснительно-предсказательных возможностей по отношению к реальной действительности. Экспериментальной проверке подлежат не изолированные теоретические положения, а теория в целом.

В реальном познавательном процессе эмпирическое познание не обязательно предшествует теории, а последняя не обязательно «надстраивается» над эмпирическим знанием.


Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. – М., 1998. – С.12.

См. Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. -№2. – 1992.

Никитин Е.П. Объяснение – функция науки. – М., 1970.

Философия техники в ФРГ. – М, 1989. – С.282.

Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002. С.250-251.

Является сложной целостной структурой связанных между собой фактов, идей и взглядов. Его принципиальнейшим отличием от обыденного познания является стремление к объективности, критическому осмыслению идей, четко разработанной методологии как в приобретении знаний, так и в их проверке.

Критерий фальсифицируемости

Так, например, одним из важнейших элементов научного подхода является так называемый критерий Карла Поппера (по имени автора). Он заключается в возможности или невозможности экспериментальной проверки теории. Так, например, в предсказаниях Нострадамуса можно обнаружить сюжеты из жизни целых народов. Однако не представляется возможным проверить, являются ли они реальными предвидениями или простыми совпадениями, которые современные журналисты выискивают лишь после случившихся событий. Такую же проблему порождают многие размытые взгляды гуманитарных концепций. Вместе с тем, если мы предположим, что небесный свод является твердью, то несмотря на абсурдность в наши дни этого заявления, оно может считаться научной теорией (пусть и моментально опровергаемой).

Уровни научного познания

Вместе с тем любая научная деятельность предполагает не только критерии проверки взглядов, но и методологию нахождения новых фактов и теорий. Уровни научного познания в философии специалисты обычно разделяют на эмпирический и теоретический. И каждый из них имеет собственные приемы и методологию, которые мы рассмотрим ниже.

Уровни научного познания: эмпирический

Здесь познание представлено чувственными формами. Оно объединяет всю совокупность путей, которые открываются человеку благодаря его органам чувств: созерцанию, прикосновению, ощущениям звуков и запахов. Следует отметить, что
эмпирическое познание может происходить не только посредством лишь человеческих ощущений, но и при помощи специальных приборов, дающих необходимые, зачастую более точные факты: от термометра до микроскопа, от мерных емкостей до ускорителей квантовых частиц.

Уровни научного познания: теоретический

Конечной целью нагромождения эмпирических знаний является их систематизация, выведение закономерностей. Теоретическое познание является логической абстракцией, которая получается посредством выведения научных гипотез и теорий на основе имеющихся данных, создания более глобальных конструкций, ряд элементов которых часто еще не известен эмпирическому наблюдению.

Методы и уровни научного познания

На эмпирическом уровне выделяют следующие методы :

  • сравнение;
  • эксперимент;
  • наблюдение.

На теоретического уровне мы имеем дело с такими мысленными конструктами, как :

  • идеализация;
  • абстрагирование;
  • аналогия;
  • мысленное модулирование;
  • системный метод.

Заключение

Таким образом, эмпирический и теоретический уровни научного познания составляют единую систему процедур, процессов и методов приобретения знаний об окружающем нас мире, закономерностях природы, жизнедеятельности человеческого общества и его отдельных сфер (например,

Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. «Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и не­обходимости, т.е. действуют везде и всегда». Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания.

Задача: достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания.

Характерные признаки:

  • · преобладание рационального момента - понятия, теории, законы и др. формы мышления
  • · чувственное познание является подчиненным аспектом
  • · направленность на себя (исследование самого процесса познания, его форм, приемов, понятийного аппарата).

Методы: позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения.

  • 1. Абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов менее существенных, с одновременным выделением более существенных, это упрощение действительности.
  • 2. Идеализация - процесс создания чисто мысленных предметов, внесение изменений в изучаемый объект в соответствиями с целями исследования (идеальный газ).
  • 3. Формализация - отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях.
  • 4. Аксиоматизация - в основе лежат аксиомы (аксиомы Эвклида).
  • 5. Дедукция - движение познания от общего к частному, восхождения от абстрактного к конкретному.
  • 6. Гипотетико-дедуктивный - выведение (дедукция) заключений из гипотез, истинные значения которых неизвестны. Знание носит вероятностный характер. Включает соотношение между гипотезами и фактами.
  • 7. Анализ - разложение целого на составные части.
  • 8. Синтез - объединение полученных результатов анализа элементов в систему.
  • 9. Математическое моделирование - реальная система заменяется абстрактной системой (математическая модель, состоящая из набора математических объектов) с теми же отношениями, задача становится чисто математической.
  • 10. Рефлексия - научно - исследовательская деятельность, рассматриваемая в широком культурно-историческом контексте, включает 2 уровня - предметный (активность направлена на познание конкретной совокупности явлений) и рефлексивный (познание обращается на само себя)

Структурные компоненты теоретического познания: проблема (вопрос, требующий ответа), гипотеза (предположение, выдвинутое на основании ряда фактов и требующее проверки), теория (наиболее сложная и развитая форма научного знания, дает целостное объяснение явлений действительности). Генерация теорий - конечная цель исследования.

Квинтэссенция теории - закон. Он выражает сущностные, глубинные связи объекта. Формулирование законов - одна из основных задач науки.

При всех различиях эмпирический и теоретический уровни научного познания связаны. Эмпирическое исследование выявляя новые данные с помощью экспериментов и наблюдений, стимулирует Теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет, ставит перед ними новые, более сложные задачи). С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств.

В познании различают два уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический (от гр. Еmреиrиа - опыт) уровень знания - это знание, полученное непосредственно из опыта с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений объекта познается. Он всегда является основой, базой для теоретического уровня знания.

Теоретический уровень - это знание, полученное путем абстрактного мышления.

Человек начинает процесс познания объекта с внешней его описания, фиксирует отдельные его свойства, стороны. Затем углубляется в содержание объекта, раскрывает законы, которым он подвергается, переходит к объяснению свойств объекта, объединяет знания об отдельных сторонах предмета в единую, целостную систему, а полученное при этом глубокое разностороннее конкретное знание о предмете и является теорией, что имеет определенную внутреннюю логическую структуру.

Следует отличать понятие "чувственное" и "рациональное" от понятий "эмпирическое" и "теоретическое". "Чувственное" и "рациональное" характеризует диалектику процесса отражения вообще, а "эмпирическое" и "теоретическое" относятся к сфере только научного познания.

Эмпирическое познание формируется в процессе взаимодействия с объектом исследования, когда мы непосредственно влияем на него, взаимодействуем с ним, обрабатываем результаты и делаем вывод. Но получение отдельных эмпирических фактов и законов еще не позволяет построить систему законов. Для того чтобы познать сущность, необходимо обязательно перейти к теоретическому уровню научного познания.

Эмпирический и теоретический уровни познания всегда неразрывно связаны между собой и взаимообуславливают друг друга. Так, эмпирическое исследование, выявляя новые факты, новые данные наблюдения и экспериментов, стимулирует развитие теоретического уровня, ставит перед ним новые проблемы и задачи. В свою очередь, теоретическое исследование, рассматривая и конкретизируя теоретическое содержание науки, открывает новые перспективы объяснения и предсказания фактов и этим ориентирует и направляет эмпирическое знание. Эмпирическое знание опосредуется теоретическим - теоретическое познание указывает, какие именно явления и события должны быть объектом эмпирического исследования и в каких условиях должен осуществляться эксперимент. Теоретически также оказываются и указываются те пределы, в которых результаты на эмпирическом уровне истинные, в которых эмпирическое знание может быть использовано на практике. Именно в этом и состоит эвристическая функция теоретического уровня научного познания.

Граница между эмпирическим и теоретическим уровнями достаточно условна, самостоятельность их друг относительно друга относительная. Эмпирическое переходит в теоретическое, а то, что когда-то было теоретическим, на другом, более высоком этапе развития, становится эмпирически доступным. В любой сфере научного познания, на всех уровнях наблюдается диалектическое единство теоретического и эмпирического. Ведущая роль в этом единстве зависимости от предмета, условий и уже имеющихся, полученных научных результатов принадлежит то эмпирическом, то теоретическом. Основой единства эмпирического и теоретического уровней научного познания выступает единство научной теории и научно-исследовательской практики.

Основные методы научного познания

На каждом из уровней научного познания применяются свои методы. Так, на эмпирическом уровне используются такие основные методы, как наблюдение, эксперимент, описание, измерение, моделирование. Теоретически - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, идеализация, исторический и логический методы и тому подобное.

Наблюдение - это планомерное и целенаправленное восприятие предметов и явлений, их свойств и связей в природных условиях или в условиях эксперимента с целью познания исследуемого объекта.

Основные функции наблюдения таковы:

Фиксация и регистрация фактов;

Предварительная классификация фактов, уже зафиксированных на основе определенных принципов, сформулированных на основе существующих теорий;

Сравнения зафиксированных фактов.

С усложнением научного познания все больший вес приобретают цель, план, теоретические установки, осмысление результатов. Вследствие этого возрастает роль теоретического мышления в наблюдении.

Особенно сложным является наблюдение в общественных науках, где его результаты во многом зависят от мировоззренчески-методологических установок наблюдателя, его отношение к объекту.

Метод наблюдения ограничен методом, так как с его помощью можно лишь зафиксировать определенные свойства и связи объекта, но невозможно раскрыть их сущность, природу, тенденции развития. Всестороннее наблюдение объекта является основой для эксперимента.

Эксперимент - это исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них с помощью создания новых условий, соответствующих целям исследования, или путем изменения прохождения процесса в определенном направлении.

В отличие от простого наблюдения, которое не предусматривает активного воздействия на объект, эксперимент - это активное вторжение исследователя в природные явления, в ходе процессов, которые изучаются. Эксперимент - это такой вид практики, в котором практическое действие органично сочетается с теоретической работой мысли.

Значение эксперимента заключается не только в том, что с его помощью наука объясняет явления материального мира, но и в том, что наука, опираясь на опыт, непосредственно овладевает теми или иными изучаемыми явлениями. Поэтому эксперимент служит одним из главных средств связи науки с производством. Ведь он позволяет осуществить проверку правильности научных выводов и открытий, новых закономерностей. Эксперимент служит средством исследования и изобретения новых приборов, машин, материалов и процессов в промышленном производстве, необходимым этапом практического испытания новых научно-технических открытий.

Эксперимент широко применяется не только в естественных науках, но и в социальной практике, где он играет важную роль в познании и управлении общественными процессами.

Эксперимент имеет свои специфические особенности по сравнению с другими методами:

Эксперимент дает возможность исследовать объекты в так называемом чистом виде;

Эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях, что способствует более глубокому проникновению в их сущность;

Важным преимуществом эксперимента является его повторяемость, благодаря чему в научном познании этот метод приобретает особое значение и ценность.

Описание - это указание признаков предмета или явления как существенных, так и несущественных. Описание, как правило, применяется в отношении единичных, индивидуальных объектов для более полного ознакомления с ними. Его целью является дать наиболее полные сведения об объекте.

Измерение - это определенная система фиксации и регистрации количественных характеристик исследуемого объекта с помощью различных измерительных приборов и аппаратов. С помощью измерения определяется отношение одной количественной характеристики объекта к другому, однородной с ней, принятой за единицу измерения. Основными функциями метода измерения является, во-первых, фиксация количественных характеристик объекта; во-вторых, классификация и сравнение результатов измерения.

Моделирование - это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), которая по своим свойствам определенной степени воспроизводит свойства исследуемого объекта.

Моделирование используется тогда, когда непосредственное изучение объектов по некоторым причинам невозможно, затруднено или нецелесообразно. Различают два основных вида моделирования: физическое и математическое. На современном этапе развития научного познания особенно большая роль отводится компьютерному моделированию. Компьютер, который функционирует по специальной программе, способен моделировать самые реальные процессы: колебания рыночных цен, орбиты космических кораблей, демографические процессы, другие количественные параметры развития природы, общества, отдельного человека.

Методы теоретического уровня познания.

Анализ - это расчленение предмета на его составные части (стороны, признаки, свойства, отношения) с целью их всестороннего изучения.

Синтез - это объединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств, отношений) предмета в единое целое.

Анализ и синтез диалектически противоречивые и взаимообусловлены методы познания. Познание предмета в его конкретной целостности предполагает предварительное расчленения его на составляющие и рассмотрение каждой из них. Эту задачу выполняет анализ. Он дает возможность выделить существенное, то, что составляет основу связи всех сторон изучаемого объекта. То есть, диалектический анализ является средством проникновения в сущность вещей. Но, играя важную роль в познании, анализ не дает знания конкретного, знание объекта как единства многообразного, единства различных определений. Эту задачу выполняет синтез. Итак, анализ и синтез органично взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга на каждом этапе процесса теоретического познания.

Абстрагирования - это метод отвлечения от некоторых свойств и отношений объекта и одновременно сосредоточение основного внимания на тех, которые являются непосредственным предметом научного исследования. Абстрагирования способствует проникновению познания в сущность явлений, движения познания от явления к сущности. Понятно, что абстрагирование расчленяет, огрубляет, схематизирует целостную подвижную действительность. Однако именно это и позволяет более глубоко изучить отдельные стороны предмета "в чистом виде". А значит, и проникнуть в их сущность.

Обобщение - это метод научного познания, который фиксирует общие признаки и свойства определенной группы объектов, осуществляет переход от единичного к особому и общему, от менее общего к более общему.

В процессе познания нередко приходится, опираясь на уже существующие знания, делать выводы, которые являются новым знанием о неизвестном. Это осуществляется с помощью таких методов, как индукция и дедукция.

Индукция - это такой метод научного познания, когда на основании знания об отдельном делается вывод об общем. Это способ рассуждения, с помощью которого устанавливается обоснованность выдвинутого предположения или гипотезы. В реальном познании индукция всегда выступает в единстве с дедукцией, органически связана с ней.

Дедукция - это метод познания, когда на основе общего принципа логическим путем из одних положений как истинных с необходимостью выводится новое истинное знание об отдельном. С помощью этого метода отдельное познается на основе знания общих закономерностей.

Идеализация - это способ логического моделирования благодаря которому создаются идеализированные объекты. Идеализация направлена на процессы мыслимой построения возможных объектов. Результаты идеализации - не произвольны. В предельном случае они соответствуют отдельным реальным свойствам объектов или допускают интерпретацию их, исходя из данных эмпирического уровня научного познания. Идеализация связана с "мысленным экспериментом", в результате которого с гипотетического минимума некоторых признаков поведения объектов открываются или обобщаются законы их функционирования. Границы эффективности идеализации определяются практикой.

Исторический и логический методы органически связаны. Исторический метод предполагает рассмотрение объективного процесса развития объекта, реальной его истории со всеми ее поворотами, особенностями. Это определенный способ воспроизведения в мышлении исторического процесса в его хронологической последовательности и конкретности.

Логический метод - это способ, с помощью которого мысленно воспроизводит реальный исторический процесс в его теоретической форме, в системе понятий.

Задачей исторического исследования является раскрытие конкретных условий развития тех или иных явлений. Задачей логического исследования является раскрытие роли, которую отдельные элементы системы играют в составе развития целого.

    Собственно теоретические методы научного познания

    Общелогические методы

«Научна гипотеза

всегда выходит

за пределы фактов,

послуживших основой

для ее построения»

В.И.Вернадский

К собственно теоретическим методам научного познания причисляют аксиоматический, гипотетический и формализацию. Выделяют также методы, которые применяются как на эмпирическом так и на теоретическом уровнях научного познания это: общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию), моделирование, классификация, абстрагирование, обобщение, исторический метод.

1. Собственно теоретические методы научного познания

Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод – способ исследования с использованием научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:

1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов;

2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;

3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с использованием дедукции;

4) экспериментальная проверка следствий, выведенных из гипотезы.

Формализация – отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследований оперируют со знаками (формулами). Путем операций формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения. Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования.

    Общелогические методы

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция и аналогия.

Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности.

Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого есть результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Индукция – процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объекта. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование, называется научной индукцией . Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер. При строгой постановке эксперимента, логической последовательности и строгости выводов она способна давать достоверное заключение.

Дедукция – процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему (познание от общего к частному). Она тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то методом дедукции всегда будет получен истинный вывод. Особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математическом анализе. Математики оперируют математическими абстракциями и строят свои рассуждения на общих положениях. Эти общие положения применяются к решению частных, конкретных задач.

В истории науки были попытки абсолютизировать значение в науке индуктивного метода (Ф.Бэкон) или дедуктивного метода (Р.Декарт), придать им универсальное значение. Но эти методы не могут применяться как обособленные, изолированные друг от друга, каждый из них используется на определенном этапе процесса познания.

Аналогия – вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым явлением позволяет понять более сложное. Аналогия составляет основу моделирования.

    Методы теоретического и эмпирического уровней научного познания

Кроме общелогических методов на теоретическом и эмпирическом уровнях научного познания используют также моделирование, классификацию, абстрагирование, обобщение, исторический метод.

Моделирование на теоретическом уровне научного познания делится на: эвристическое и знаковое. Математическое моделирование является важнейшей разновидностью знакового моделирования.

Эвристическое моделирование основано на общих представлениях и соображениях о реальных явлениях без использования строго фиксированных математических или иных знаковых систем. Такой анализ присущ любому исследованию на начальной его стадии. Эвристические модели применяются при изучении сложных систем, для которых затруднительно построение математической модели. В этих случаях на помощь исследователю приходит интуиция, накопленный опыт, умение формулировать те или иные ступени алгоритма решения задач. В вычислительном плане сложные алгоритмы заменяются упрощенными без всяких доказательств, на основании подсознательных решений. Эвристические модели часто называются сценариями явления. Они требуют многоэтапного подхода: сбора недостающей информации, многократного корректирования результатов.

В основе знакового моделирования лежит исследование явлений с помощью знаковых образований различной природы: схем, графиков, чертежей, формул, графов, математических уравнений, логических соотношений, записанных символами естественного или искусственного языков. Важнейшей формой знакового моделирования является математическое, под которым обычно понимают систему уравнений, описывающих протекание изучаемого процесса.

Математическая модель – это математическая абстракция, характеризующая биологический, физический, химический или какой-либо другой процесс. Математические модели при различной физической природе основаны на идентичности математического описания процессов, происходящих в них и в оригинале.

Математическое моделирование – метод исследования сложных процессов на основе широкой физической аналогии, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями. Характерная особенность и достоинство данного метода – возможность применять его к отдельным участкам сложной системы, а также количественно исследовать явления, трудно поддающиеся изучению на физических моделях.

Математическое моделирование предполагает наличие полной картины знаний о физической природе изучаемого явления. Эта картина уточняется на основе специально поставленных экспериментов до степени, позволяющей охватить наиболее важные характерные свойства явлений. Математическое моделирование неразрывно связано с применением специального математического аппарата для решения поставленных задач. Существуют аналитические способы решения для получения изучаемых закономерностей в явном виде, численные – для получения количественных результатов при задании конкретных значений исходных данных, качественные – для нахождения отдельных свойств решения. Математическое моделирование условно можно разделить на три этапа:

  1. алгоритм

    программа.

Классификация – распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.

Классификация – это процесс упорядочивания информации. В процессе изучения новых объектов в отношении каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже установленным классификационным группам. В некоторых случаях при этом обнаруживается необходимость перестройки системы классификации. Существует специальная теория классификации – таксономия . Она рассматривает принципы классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение. Одной из первых классификаций в биологии явилась классификация растительного и животного мира.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей. Выделяют два вида абстрагирования:

    абстракция отождествления – результат выделения общих свойств и отношений изучаемых предметов, установления тождественного в них, абстрагирования от различий между ними, объединение предметов в особый класс;

    изолирующая абстракция – результат выделения некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования.

В теории выделяют еще два вида абстракции: потенциальной осуществимости и актуальной бесконечности.

Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений, определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении несущественных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного .

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Логический метод – это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история освобождается от всего случайного, несущественного , т.е. это тот же исторический метод, но освобожденный от его исторической формы.

error: Content is protected !!