О малых грехах. Опасность малых – мелких грехов для человека

В житии праведного Антония Муромского есть интересный эпизод. К нему «пришли две женщины: одна сокрушалась о своем одном великом грехе, другая самодовольно свидетельствовала о своей непричастности ни к каким большим грехам. Встретив женщин на дороге, старец велел первой пойти и принести ему большой камень, а другой - набрать побольше мелких камешков. Через несколько минут женщины возвратились. Тогда старец сказал им: “Теперь отнесите и положите эти камни точно в те места, откуда вы их взяли”. Женщина с большим камнем легко нашла то место, откуда она взяла камень, другая же тщетно кружилась, ища гнезда своих мелких камешков, и возвратилась к старцу со всеми камнями. Прозорливый Антоний объяснил им, что эти камни выражают… У второй женщины они выражали многочисленные грехи, к которым она привыкла, считала их ни за что и никогда в них не каялась. Она не помнила своих мелких грехов и вспышек страстей, а они выражали безотрадное состояние ее души, неспособной даже к покаянию. А первая женщина, помнившая свой грех, болела этим грехам и сняла его со своей души» .

Опасен малый грех. Таковым мы считаем грех, который имеет характер повседневного явления в среде наших братьев и сестер по вере. Пустословие, лакомство, праздное времяпровождение, рассеянность на молитве, нечистый взгляд… Перечислять можно долго, ибо их немало, и все они, вопреки распространенному мнению, весьма опасны для духовной жизни христианина: они обманчиво представляются извинительными, поскольку весьма распространены. Более того, эта мнимая извинительность сопрягается в нашем сознании с мыслью о малом грехе как о неизбежном зле, ибо «как же возможно совсем без грехов?».

О феномене малого греха немало писал архиепископ Иоанн (Шаховской): «Множество малых, недостойных привычек - тина для души человека, если человек утверждает их в себе или осознал как “неизбежное” зло, против которого “не стоит” и “нельзя” бороться. Вот тут-то и попадает душа в западню врага Божиего. “Я не святой”, “я в миру живу”, “я должен жить, как все люди”… - успокаивает себя ноющая совесть верующего человека. Человек, человек, конечно, ты не святой, конечно, ты “живешь в миру” и “должен жить, как все люди”, и потому - рождайся, как все люди; умирай, как они, смотри, слушай, говори, как они, но зачем тебе преступать Закон Бога - “как они”? Зачем тебе нравственно так не благоухать, “как они”? Задумайся над этим, человек» .

Враг, представляющийся нам издалека незначительным и, следовательно, неопасным, при приближении обретает свои реальные очертания, одновременно трансформируя и наше отношение к нему. Следует вооружиться «подзорной трубой» и рассмотреть со всех сторон малый грех, дабы оценить его по достоинству. Этим и займемся.

Извинительность

«Извинительность» греха делает его незаметным для совести - и так же незаметно этот грех вытесняет из души благодать

Это первое эффективное оружие, которое грех использует в войне за наши души. Извинительным грех может представляться тогда, когда он особенно распространен в обществе. Таковым может быть даже и смертный грех - вспомним хотя бы Содом и Гоморру. Повсеместность - движущая сила «извинительного» греха, используя которую грех почти беспрепятственно проникает в душу христианина, внося свое разрушительное действие. «Извинительность» греха делает его почти незаметным для совести. При этом он так же незаметно и потихоньку вытесняет из души Божественную благодать. Такой «малый» может и облагодатствованную душу полностью лишить благодати. Поставьте перед собой сосуд, до краев наполненный чистой водой. И теперь попробуйте постепенно набросать в него маленьких камушков. Вы заметите два момента. Во-первых, каждый камушек будет почти незаметен в этом сосуде, наполненном водой. Во-вторых, будет почти незаметно и то, что с каждым камушком вода, переливаясь через края, уходит из сосуда. Если, не вычищая сосуд от камней, бросать туда все новые, вода почти полностью покинет сосуд, в котором останутся лишь камни…

Кажущаяся извинительность малого греха делает затруднительным и покаяние в нем. Когда в человеке есть некий недостаток страха Божия (а он, то есть недостаток, есть во всех) и неочевидно зло, происходящее от греха, очень распространенного вокруг, человеку весьма сложно искренне покаяться в нем, а значит, и искоренить его. Ну не оставят некоторые христиане привычку разговаривать в храме во время богослужения, залепи ты хоть все стены храма цитатой от преподобного Амвросия: «Разговаривающим в храме посылаются скорби». Не оставят - потому что многие вокруг болтают, а совесть уже не подсказывает, что подобные разговоры - оскорбление Церкви. Да и скорби от этого не прибавляются, по крайней мере особо заметно. Не оставят они и привычку иногда (или часто) покуривать, ибо курево «успокаивает» нервы, приводит мысли «в порядок», да и вред не так очевиден. Как недавно мне заявила одна прихожанка: «Ну не хочу я пока бросать». Вот и всё тут!

Ожесточение сердца

Это еще одно оружие «малого» греха. Добившись «извинительностью» беспрепятственного входа в душу человека, грех приступает к следующему этапу: ожесточает сердце, лишая его способности к искреннему покаянию. Здесь действие малого греха отличается от того, что производит в нас грех тяжкий. Когда христианин, к несчастью и по немощи, падает от тяжелого смертного греха, это, как правило, становится для него потрясением. Искренностью и горячностью покаяния он имеет возможность в непродолжительное время освободиться от уз греха и очистить душу от скверны. Тяжкие мучения совести надолго становятся его подушкой безопасности и противоядием для будущего, хотя при этом и остается опасность пропустить «ядро» лукавого, мечущего в образовавшуюся брешь.

Обратите внимание, как затрудняется покаяние в том, что стало нашим повседневным!

Но с малыми грехами ситуация еще сложнее. Через повседневность подобные грехи приучают совесть почти не реагировать на них. Подобно тому, как маленький огонь не обжигает огрубевшие ладони работника ж/д путей, огрубевшая в отношении малых грехов совесть молчит и уже не призывает к неотложному покаянию в них. Но, как и маленький огонь, всё же сжигающий понемногу огрубевшую ладонь, грех постепенно сжигает совесть, мало помалу затрудняя для человека возможность искренне покаяться. Обратите внимание: как легко и искренне мы каемся в том, что совершили однажды или редко, и насколько затрудняется покаяние в том, что стало нашим повседневным. Какие только мысли не лезут к нам в голову: и «Господь меня, наверное, уже не простит», и «батюшке я надоел - прихожу с одним и тем же», и «есть ли смысл спешить на исповедь, когда я наверняка знаю, что потом вновь совершу то же самое!»… Хотя святые отцы призывают к обратному: «Если ты стяжал навык к грехам, то учащай исповедь их - и вскоре освободишься из плена греховного» . Психологически искренняя исповедь дается уже сложнее. Чем больше мы укореняемся в каком-то грехе, тем сложнее становится искреннее покаяние в нем!

Страсть

Мы подошли к следующему деструктивному действию «малого» греха. Постоянно повторяющийся грех при недостатке покаяния и серьезной борьбы с ним укореняется в душе человека, становится злым навыком - страстью, а искоренить страсть намного сложнее, чем избавиться от редко совершаемого греха. Подобно тому, как легко бывает вырвать из земли хиленький кустик и крайне сложно, а порой и невозможно, выкорчевать большое дерево, «маленький» как будто грешок при недостатке усердия к его искоренению обязательно повторится - и будет повторяться до тех пор, пока не пустит корни и не вырастет в страсть, от которой избавиться будет куда сложнее. А при продолжающейся беспечности интенсивное развитие страсти уже дело времени, ибо «каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страстью порабощает… увлекающегося ею» .

Страсть тем и опасна, что порабощает человека, делает его своим рабом, выставляя посмешищем для мира людей и мира духов. Поэтому если тебе кажется, что чуток приврать совсем не страшно, то вспомни, что ведь и маленький тигренок совсем не страшен и даже очень мил, пока не подрос; и раковая опухоль, пока мала, не причиняет особых беспокойств. Но если ты дашь этому грешку простор в своей жизни и он - незаметно для тебя - станет повседневным, тогда и люди перестанут верить тебе, даже когда скажешь чистую правду, и ангелы отвернутся от тебя, ибо всякая страсть - мерзость пред Богом. Ты в конце концов и сам запутаешься, ибо, позволив лжи стать нормой в твоей жизни, потеряешь способность отличать правду от лжи. Мне известен человек, который как-то в личной беседе мне признался: «Не могу я уже без лжи. Не люблю, когда лгут, и сам не люблю врать, но получается как-то само собой. Сам не понимаю как». Вот такой он - малый грех, порождающий совсем не мало проблем.

Приведу и другой пример. Нередко встречаются такие рассуждения: «Ну что за грех, если я в пятницу после работы немного расслаблюсь и выпью пару баночек пива?» Действительно, на первый взгляд - ничего особенного. Но если присмотреться, то уже на начальном этапе подобный способ расслабиться порождает массу проблем. Ты выпиваешь в пятницу вечером, чтобы расслабиться, но твоя жена и твои дети ждали тебя, чтобы ты подарил им, а не банке, свое внимание. Ты расслабился, и тебе уже надо полежать, уставившись в телевизор, и твоя жена осталась без твоей помощи, а дети - без внимания. Но разве это маловажно? И что ты будешь делать, если тебе захочется (а ведь обязательно захочется) продолжить в субботу? Таким образом из пятницы в пятницу и укореняется «пьянство выходного дня», и ничтожные две банки пива делают несчастными близких «расслабленного», подтачивая семейный союз.

От малого к великому

Наконец, нельзя ничего не сказать о таком свойстве всякого, в том числе и малого, греха, как способность незаметно и невольно приводить к грехам более тяжким, о чем предупреждают святые отцы. Вот что говорит святитель Василий Великий: «Невольно вовлекаемый в грех должен знать о себе, что им обладает другой, предшествовавший грех, которому он добровольно служит и которым уже вводится и в те грехи, в какие бы не хотел впасть».

Или вот мысль святителя Игнатия, более подробно и с примерами рассуждающего о том же: «Произвольное совершение одного греха влечет к невольному впадению в другой грех, рождаемый первым. Злоба, сказали отцы, не терпит пребывать бессупружною в сердце… Кто осудил ближнего, тот естественно ощутил презрение к нему; ощутивший презрение - стяжал гордость. От презрения ближнего при высоком мнении о себе, а эти два состояния неразлучны, является ненависть к ближнему. От ненависти и памятозлобия является ожесточение сердца. По причине ожесточения сердца начинают преобладать в человеке плотские ощущения и плотское мудрование, а от этого возжигается блудная страсть, умерщвляется вера в Бога и надежда на Него, является стремление к корыстолюбию и славе человеческой, приводящие человека к совершенному забвению Бога и отступлению от Него» . Зададим себе вопросы: желаем ли мы попасть в «лапы» блуда? Нет? Тогда не следует согрешать «нескромным воззрением на лиц противоположного пола». Желаем избежать навыка к осуждению? Тогда надо отказать себе в сомнительном удовольствии от пустословия. Наконец, если не желаем быть бесчестными «рабами бутылки», то лучше всё же выбирать иные способы расслабиться, не приводящие к расслаблению духовному.

«Не думай ни о каком грехе, что он маловажен: всякий грех есть нарушение Закона Божия»

«Не думай ни о каком грехе, что он маловажен: всякий грех есть нарушение Закона Божия, противодействие воле Божией, попрание совести» . Не уделяя должного внимания борьбе с грехами простительными, свойственными, как нам известно, очень многим, мы выбираем путь пространный и гибельный, которым многие и идут.

Хрестоматийное святоотеческое высказывание о том, что множество «малых» грехов подобно мешку мелких камней и способно погубить человека так же, как это сделает один смертный грех, то есть «камень», христианину необходимо всегда держать в активной памяти. Опасность подобных грехов именно в кажущейся их извинительности и безобидности: сложнее покаяться и избавиться от того, что представляется извинительным и безобидным, особенно когда такой грех приносит и некоторое удовлетворение.

Пренебрегающий духовной работой по искоренению духовных сорняков уподобляется той женщине из жития праведного Антония, которая так и не смогла вернуть камни на их место и оставила их при себе. Христианину, беспечно насобиравшему «камней», возможно, так и не посчастливится избавиться от них покаянием ввиду их многочисленности. И тогда он обреченно отправится с ними в вечность.

Малые грехи

Несмотря на то, что вышеперечисленные грехи являются наиболее тяжкими и их необходимо возненавидеть всеми силами души, не думай, что можно без страха и угрызения совести впадать в более мелкие. Помни, что ты ответишь перед страшным и беспристрастным Судьей даже за каждое праздно сказанное слово (см.: Мф. 12, 36).

Пренебрегающего малым падением быстро постигнет падение большое. Из-за одного недостающего гвоздя слетает вся подкова, из-за одной подковы может упасть лошадь, а из-за лошади может погибнуть и сам человек! Если бы он с самого начала позаботился о недостающем в подкове гвозде и восстановил незначительную потерю, то не погиб бы преждевременно из-за своей небрежности.

А как рушатся огромные дворцы и величественные строения? Вначале падает маленький камешек, затем открывается небольшая брешь в стене, а после этого мало-помалу стены начинают проседать и превращаться в руины. Разве не ничтожно малы легкие песчинки? Но если перегрузить песком корабль, то он пойдет ко дну. Или разве не малы капли воды? Но если они соединятся в бесчисленное множество, то образуют стремительный и безудержный поток, вырывающий с корнями деревья и разрушающий жилища.

Святой Григорий Богослов говорит, что зачастую намного опаснее и вреднее впасть в

незначительное прегрешение, чем в тяжкое. Большое падение человек осознает сразу же и тут же раскаивается и исправляется. В малый же грех человек с легкостью впадает снова и снова и делает это до тех пор, пока не придет осознание совершаемого и не заговорит совесть.

Небольшие падения причиняют душе огромный вред, ибо усыпляют совесть, гасят пламя любви, ослабляют желание и готовность к деланию добродетели, подавляют божественную страсть, умаляют благоговение и вообще не позволяют благодати Божией действовать в нас. Необходимо тщательно избегать, не позволять себе насмешек и грубых шуток, беспричинного смеха и иронии, лукавства, хвастовства, злословия, многоспания, бесстыдных песен и танцев и всего подобного этому, дабы не впасть в более тяжкий грех, и не соделаться врагом Господа и Творца нашего, и не утратить через это несказанные небесные блага.

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

Малые догматики В качестве Богородичных на Господи воззвах воскресной малой вечерни положены так называемые «догматики малые». Малые догматики, судя по употреблению их только на такой сравнительно поздней службе, как малая вечерня, должно быть, позднейшего

Из книги Чистая Россия автора Кротов Яков Гаврилович

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

15. Готовясь к исповеди я свои грехи записал на бумаге. Разрешительная молитва была прочитана надо мной. т.е. что я там написал священник не знал. В таком случае за эти грехи надо исповедоваться еще раз или они уже прощены Господом? Вопрос: Готовясь к исповеди я свои грехи

Из книги Египетские храмы. Жилища таинственных богов автора Мюррей Маргарет

3. Грехи вызывают болезни, то есть человек получает болезнь за грехи, для осознания своего неправильного поведения, неправильного пути. Зачем его исцелять, ведь он снова вернется к своему греху? Христос исцелял, чтобы вернуть человека во грех? Вопрос:Грехи вызывают

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ОТЕЦ И МАЛЫЕ ДЕТИ Равви Арье из Шполы, прозванный «дедушкой из Шполы», в молодости был знаком с Баал Шемом. Однажды в Пасху, перед Седером*, он велел своему младшему сыну прочесть знаки Седера. Когда отец попросил объяснить его смысл слова «каддиш»* («освяти»), мальчик

Из книги Призыв Духа автора Хорд Георгий

МАЛЫЕ ПРОРОКИ сборник канонич. книг ВЗ, включающий писания 12 пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Общее название сборникаМ.п. определяется малым размером его книг в сравнении со сборником *Великих пророков. Как

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Малые общины Немногочисленные на первых порах христиане знали друг друга лично. Они встречались ежедневно на молитвах. Так как они «имели все общее» (Деян. 2, 44), то, вступая в евхаристическое общение, чувствовали, что единение, известное им из повседневного опыта,

Из книги Введение в Ветхий Завет Канон и христианское воображение автора Брюггеман Уолтер

Праздники малые Малые праздники, отмеченные тремя черными точками в дуге, имеют на «Господи воззвах» стихиры на 6 из Минеи, а на утрени канон на 6 из Минеи. Эти дни святых называются поэтому «шестиричными святыми». Стихиры на 6 именуются «шестерик». В эти дни на литургии

Из книги Сатана. Биография. автора Келли Генри Ансгар

Глава 17. Малые Пророки (1)

Из книги Псевдонаука и паранормальные явления [Критический взгляд] автора Смит Джонатан

Глава 18. Малые Пророки (2) 7. Книга пророка Наума Книга пророка Наума - одна из трех в корпусе текстов Малых Пророков, обычно датируемых концом VII века до н. э., временем расцвета и падения великих государств, расположенных севернее Иудейского царства, когда и над самим

Из книги Элевсинские мистерии автора Лауэнштайн Дитер

2.1 Грехи людей, грехи ангелов: Бытие 1-11 и «Книга Еноха» Как я отмечал ранее, тематический анализ Еврейской Библии указывает на то, что священная история для евреев изначально начиналась с 12-й главы Книги Бытия, историей Авраама, потому что в дальнейшем нет ссылок на

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Вещи великие и малые Все паранормальные явления, описанные в этой книге, могут поднимать вопросы о Боге и вообще о сверхъестественном. В самом деле, любой серьезный учебник по паранормальному время от времени отвлекается на теологическую дискуссию. Мы уже видели, что

Из книги автора

Из книги автора

Бог столько не прогневляется на грехи мирян, сколько на грехи монахов Посему никто из нас да не будет безбожником, или смутьяном, или обидчиком, блудолюбцем, (328) ропотливым, сплетником, нерадивым, лентяем, ибо гнев Божий велик, близок, он отомщает за провинности. Бог столько

Через ниспосланные Священные Книги и посредством своих пророков, Всевышний Аллах указал и запретил людям все, что могло бы повредить здоровью, нанести ущерб взаимоотношениям между собой и окружающим миром, поколебать веру. Переступая черту, четко обозначенную в Священном Коране и Сунне, мы совершаем грех . Совершая грех ,не только наносим вред нашей теперешней жизни, но, в зависимости от количества и степени их , можем попасть в одну из семи уровней Ада .

Грехи в Исламе подразделяются на большие и малые. В Благородном Коране сказано: “Если вы будете отклоняться от великих грехов, что запрещаются вам, Мы избавим вас от ваших злых деяний и введем вас благородным входом. (4: 31)

Краткий перечень больших грехов:

1. Многобожие, идолопоклонство. Это один из самых великих грехов. Всех, кто отрицает Единого Создателя или приписывает Аллаху родство с кем-либо, поклоняется идолам или идолу - ожидают мучения в самых низах Ада. (Согласно ученым Ислама, существует семь уровней Ада и шесть уровней Рая. С верхних уровней ада, после определённого Аллахом времени, спасение ещё возможно, но с низов спасенья нет.)

2. Клевета на порядочную женщину. Обвинение её в прелюбодеянии. Этот большой грех очень часто становится причиной разрушения семей. Ставит под сомнение законное рождение детей.

3. Убийство верующего человека. Великий Создатель вообще запретил убийство невинных людей, убийство же человека за его веру в Единого Создателя влечет за собой беспощадную кару Всевышнего.

4. Бегство с поля боя. Если мусульманин, обязанный защищать свою веру, честь и достоинство соотечественников, бежит с поля боя, то попраны будут наши святыни, опозорена нация.

5. Посягать на имущество сироты, не способного защитить ему принадлежащее - великий грех!

6. Очень большим грехом считается совершение чего-либо недозволенного в пределах Мекки , а особенно у Священной Каабы . В этом святом для всех месте, верующие думают о бренности этого мира, о величии Всевышнего Аллаха, поклоняются, и в своих молитвах просят прощения своих грехов.

7. Оставление надежды на прощение Аллахом наших ошибок - большой грех. Так грешат те, у кого уж очень слабая вера, или уж вовсе её нет.

8. Прелюбодеяние, гомосексуализм, лжесвидетельство, жизнь на проценты, употребление спиртных напитков, свинины, мертвечины - все эти действия стоят в первых рядах великих грехов.

[Под мертвечиной здесь подразумевается любое мясо неизвестного происхождения. Вы должны быть уверены, что убой животного, мясо которого вы покупаете, совершался по всем правилам верующих в единого Аллаха субхана ва тааля. Лучше, если совершали убой животного мусульманин. В противном случае, мясо любого животного подпадает под категорию "мертвечина".

Как производится убой животного: Вначале роется яма глубиной около полуметра. Животное кладётся на левый бок. Голова повёрнута в сторону Киблы так, чтобы горло оказалось у края ямы. Обе передние и одна задняя нога животного связываются вместе у копыт, затем, сказав "Би-сми л-Лахи Аллаху Акбар", перерезается горло.

В горле животного существуют 4 канала: Пищевод – "Мери"; дыхательный канал – "Хулкум" и два кровеносных канала (левая и правая шейные вены), называемые "Эвдадж". 3 канала из 4-х должны быть перерезаны одновременно . Тот, кто режет животное, должен стоять лицом в сторону Киблы.

Нежелательно резать затылочную часть, отрезать полностью голову, снимать шкуру до тех пор, пока не прекратятся судороги животного, и туша не начнёт остывать.]

Кроме больших вышеперечисленных грехов, есть целый ряд запрещенных и нежелательных действий , о которых предостерегает Всевышний Создатель. Если мы хотим, чтобы Аллаху Тааля не оставил нас и чтобы Ангелы Создателя защищали нас от сатанинских сил, то должны быть внимательны к предостережениям Всевышнего Аллаха.

Этот ряд грехов и нежелательных действий подстерегают нас во всех сферах жизни, и поэтому, будем предельно внимательны!

Нежелательно и запрещено:

1. Есть мясо домашних вьючных животных - ослов, лошадей. (Кроме лошадей, не использованных на каких-либо работах, а специально откормленных для этого.) Употреблять в пищу мидий, устриц, улиток. Запрещено сидеть за одним столом с пьющими спиртное . Есть и пить из золотой и серебряной посуды.

2. Мужчинам носить одежду из шелка и всяческие украшения. (Можно носить кольцо, но не золотое, а серебряное.) Надевать на ребенка какие бы то ни было амулеты от сглаза и верить в их силу. (Написанные молитвы - дуа носить на себе можно, но надеяться нужно лишь на Милосердие Аллаха).

3. Запрещена незаконная купля-продажа с применением угрозы, обмана. Купля-продажа краденного имущества. Продажа свинины, спиртного, или производного от них товара . Нельзя производить и продавать всё, что Харам - запрещённое по шариату к употреблению . Нельзя заниматься куплей и продажей в мечети. Нельзя нанимать работника, не оговорив заранее оплату его труда.

4. Крайне нежелательно садиться на могилы. Садиться на границу солнечной тени. Садиться без разрешения между двумя людьми. Ложиться спать перед ночным намазом, а после ночного намаза вести разговоры, не касающихся вопросов веры.

5. Нельзя шептаться двоим, при наличии третьего собеседника или говорить на непонятном ему языке

6. Запрещено оправляться по большой или малой нужде в сторону Кьиблы. Оправляться вдоль дорог; в текущую или стоячую воду; под деревья, плодами и тенью которых пользуются люди. Нежелательно оправляться на пастбищах; на гнезда пауков; стоя и против ветра.

7. Нежелательно раскрытым от пояса до колен входить в баню и купаться в открытых водоемах. Нельзя иметь на своем теле татуировку и наносить её другим. Женщинам - носить прозрачную одежду; носить одежду, плотно обтягивающую тело. (При посторонних, женщина должна одеваться по шариату. Открытыми могут оставаться лицо и кисти рук. Полное укрывание лица (ношение паранджи), - скорее, обычай некоторых народов).

9. Нежелателен дополнительный пост в пятничные дни, в дни праздников. Нежелательно: соединять пост двух ней без разговения (без сахура или ифтара ); поститься весь год подряд.

10. В Исламе запрещено : злословие, заглазное осуждение, оскорбление личности, клевета, сплетни, - все это является причиной разрушения дружеских связей между людьми.

11. Всевышний Аллах запретил мучение, пытку живых существ огнем или использование их в качестве мишени на тренировочных стрельбах. Категорически запрещено насилие, убийство жен, детей противника при ведении военных действий. Нельзя охотиться на животных только лишь из спортивного интереса. Нельзя убивать хищников, ядовитых насекомых, если они ничем не угрожают.

12. Неэтично по отношению к “братьям нашим меньшим” устраивать бои между животными, будь то петушиные, собачьи и тому подобные.

Этот перечень далеко не полный. Читайте Благородный Коран, Священные Хадисы и книги исламских ученых по фикху. Повышение знаний - наша обязанность. Повышайте свои знания, читая книги учёных - Приверженцев Сунны. Знания учёных Суннитов получены непосредственно от Пророка Аллаха Мухаммада (меиб) и переданы по цепи учёных.

Каждый совершённый грех очерняет душу и отдаляет нас от благости Всевышнего Аллаха. Чтобы не на словах, а на деле быть мусульманином, необходимо постоянно повышать свои знания и остерегаться больших и малых грехов. Хвала Аллаху Господу миров!

Вся хвала Аллаху! Мир и благословение посланнику Аллаха.

Ибн Кайим, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Грехи подразделяются на малые и большие, согласно текстам Корана, Сунны, единогласному мнению праведных предков и разуму» (Мадариджу Саликин 1/135).

Когда мы познаем большие грехи, то узнаем и о малых.

Кроме перечисления основных семи видов больших грехов, ученые дали многочисленные определения большим грехам, тем самым не ограничивая их числом семью.

Хафиз сказал: «Большие грехи - это те, которые несут угрозу совершающему их, согласно текстам Корана и Сунны» .

Ибн Салах сказал: «У них [больших грехов] есть много признаков. Среди них - наличие наказания категории хадд*, угроза огня Ада за их совершение или наказания другой мерой, указанной в Коране и Сунне. Среди них - описание совершающего их, как нечестивца. Сюда же относится проклятие Аллаха тем, кто совершил подобное».

Исмаил Кади с достоверной цепочкой передачи передал от Хасана Басри: «Всякий грех, который Аллах сопоставляет с наказанием огнем Ада - он является большим грехом».

Одним из самых прекрасных определений являются слова имама Куртуби в «Муфхам»: «Всякий грех, на который указывает Коран и Сунна как на большой, и имеется единогласное мнение ученых (иджма), что он является большим, великим, или грех, за который объявлена страшная кара или дается указание о применении наказания (хадд), или сообщается о сильном его порицании - все это является большим грехом».

Халими в «Минхадж» сказал: «Какие бы грехи не взять, среди них есть большие и малые. Малый грех может перейти в категорию большого при наличии связанных с ним других грехов. Также и большой грех может перейти в категорию бесчинства - как, например, убийство человека без права является большим грехом. А если он убьет прямое и косвенное потомство, родных, или будет убивать в заповедной мечети или в запретные месяцы - то все это является бесчинством.

Прелюбодеяние - большой грех. Но если прелюбодеяние будет с женой соседа, с родственниками, или совершено в месяц Рамадан или при Заповедной мечети - то это уже бесчинство.

Кража денег менее суммы, с которой выплачивается закят (нисаб) - это малый грех. Но если у пострадавшего не окажется других денег, и по этой причине он будет испытывать нужду - то это уже большой грех» . (Завершено цитирование по Хафизу. См. Тафсир Ибн Касир, 2/285-286)

Шейха ислама Ибн Таймию, да смилостивится над ним Аллах, спросили о больших грехах, упомянутых в Коране и хадисах - имеются ли границы их определения? Он ответил: «Самым прекрасным словом по этому вопросу является сказанное Ибн Аббасом и упомянутое Абу Убайдой, Ахмадом ибн Ханбалем и другими, и это следующее: малым грехом считается все, что выходит за рамками двух наказаний (хадд) - наказания при жизни и наказания в Судный день. Это раскрывает смысл определения: (малый грех) это то, за что не предусмотрено наказание (хадд) в земной жизни. Это раскрывает смысл определения: всякий грех, после упоминания которого следует проклятие Аллаха, гнев Аллаха или огонь Ада, является большим грехом. Это раскрывает смысл определения: и нет в этом наказания (хадд) в земной жизни и угрозы в Судный день, т. е. частной угрозы, как например угрозы огнем, гневом или проклятием, (что и является малым грехом).

А также, всякий грех (за совершение которого) человеку грозит не войти в рай и даже не почувствовать его запаха, или о котором говорится, что «кто совершит такой-то грех, тот не из нас» и что такой человек грешен - все это является одним из больших грехов» (Маджмуъу фатава 11/650-652).

Точные указания о больших грехах ограничиваются семью грехами.

Имам Бухари и имам Муслим передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Остерегайтесь семи страшных, губительных грехов. Его спросили: «О, посланник Аллаха! Каковы они. Он ответил: придание сотоварища Аллаху, колдовство, убийство человека не по праву, ростовщичество, поедание имущества сирот, дезертирство с поля боя, обвинение целомудренной мусульманки в прелюбодеянии».

Имам Табарани в «Муъджамуль Авсат» привел от Абу Саида Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Больших грехов семь: придание в сотоварищи Аллаху, убийство человека не по праву, обвинение целомудренной мусульманки в прелюбодеянии, дезертирство с поля боя, использование ростовщичества, поедание имущества сироты, возвращение в стан бедуинов после переселения (хиджры)». (Хадис посчитал достоверным Альбани в «Сахих Джами»)

Это не означает, что большие грехи ограничены семью.

Хафиз сказал в «Фатх-аль Бари»: «Привел Табари от Ибн Аббаса, которому сказали: «больших грехов семь». На что он сказал: их больше, чем семью семь. В другой версии от него передается: их около семидесяти. В другой версии: около семисот. Эти его слова соотносят с гиперболизацией, к которой он прибег в противовес тому, кто ограничил большие грехи семью».

Обратимся к трем положениям, существующим по данному вопросу:

Первое: постоянство в малом грехе делает его большим. Имам Карафи сказал: «Малый грех не лишает человека качества справедливости (адаля) и не делает его нечестивцем, если только он не проявляет постоянство в нем, что становится уже большим грехом. Как говорили праведные предки - постоянно совершаемый малый грех это уже не малый, а большой грех, но с принесением раскаяния он становится малым. Где под раскаянием понимали покаяние с присущими ему условиями, а не просто раскаяние и намерение» (Мавсуа фикхия).

Ибн Кайим, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Постоянство в малом грехе по степени равняется большому греху или превосходит его» (Игасату Лахафан).

Шейх Ибн Усаймин, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Если человек постоянен в малом грехе и этот грех становится его привычкой, то он становится большим грехом - именно по причине постоянного совершения, а не потому, что он таковым является. Например: общение с женщиной для услады является запретным (харам), но не является большим грехом. Однако, если человек постоянен в этом настолько, что у него нет другого стремления, кроме как заниматься по телефону общением с женским полом, грех становится большим. Постоянство в малом грехе делает его большим именно по причине постоянного совершения. Потому что постоянство в малом грехе указывает на его пренебрежение Аллахом, Свят он и Велик и игнорирование того, что запретил Аллах» (Ликау баб-уль мафтуха).

Второе: Недооценка малых грехов - пагубна. Имам Ахмад привел от Абдуллы Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Остерегайтесь недооценивать грехи. Поистине они могут накапливаться в человеке до тех пор, пока не погубят его» (Муснад, хадис №3808).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, привел пример: «Остерегайтесь малых грехов! Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришел с веткой дерева, затем другой принес ветку, пока они не собрали дрова на костер, на котором приготовили себе еду. Поистине, когда малые грехи скапливаются в большом количестве, они губят раба!».

Третье: Оставление больших грехов стирает малые грехи.

Никто не обезопасен от совершения грехов в своей жизни - они совершаются либо между человеком и Господом, либо между человеком и другими людьми. Поэтому следует стараться всегда очищать свою страницу. Так знай, что если боятся смертельных (мухликат), больших (кабаир) и наказываемых (мубикат) грехов, то Аллах простит совершенные между ними малые грехи (ламам). Всевышний Аллах сказал: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход» (Сура Женщины, аят 31). Также сказал: «Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков. Воистину, твой Господь обладает необъятным прощением …» (Сура Звезда, аят 32).

Хафиз Ибн Хаджар, да смилостивится над ним Аллах, сказал: Хаттабий сказал: Смысл слова «ламам», которое упомянул Аллах в аяте: «Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков (ламам)» — это то, что прощается. В другом аяте Аллах сказал: «если вы будете избегать больших грехов, которые вам запрещены, мы сотрем ваши прегрешения» (Сура Женщины, аят 31)». Из этих двух аятов следует, что мелкие грехи (ламам) - относятся к малым грехам, которые стираются избеганием больших грехов.

А Аллах знает лучше!

Вопрос: Аллах сказал (перевод смысла): «» (53:32) Что значит слово ламам (малые грехи)?

Ответ: Вся хвала Аллаху.
Этот аят проходит в суре наджм, где Аллах описывает атрибуты совершающих благие деяния людей Рая. Аллах сказал (перевод смысла): «Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, дабы Он воздал злодеям за то, что они совершили, и воздал творившим добро Наилучшим (Раем).Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков » (53:31-32)

Муфассиры и имамы разошлись во мнения относительно того, что означает слово ламам (переведено как малые грехи). Их мнения такие:
1. Передано от группы саляфов, что это относится к греху который совершается только один раз, не повторяя его, даже если это большой грех. Аль Багави сказал: «Это мнение Абу Хурайры, Муджахида и аль Хасана, и было передано от ибн Аббаса»
2. Саид ибн аль Мусаййаб сказал, что это относится к тому, что у человека в мыслях
3. Аль Хасан ибн аль Фадл сказал: «Ламам (малые грехи) относится к не преднамеренному, и что прощается. Но если человек посмотрит еще раз, то это не является прегрешением, а грехом.
4. Группа ученых считала, что ламам относится к тому, что они совершали во время джахилии, перед тем как стать мусульманами, поэтому Аллах не спросит у них за это. Это потому, что мушрики говорили мусульманам: «Вчера вы совершали это с нами». И поэтому, Аллах ниспослал этих аяты. Это било мнением Зейда ибн Сабита и Зейд ибн Аслама.
5. Большинство ученых считает, что ламам относится к малым грехам.

Бухари (2634) передал, что Ибн Аббас сказал: «Я никогда не видел чего либо, что объясняло бы значение слова ламам, чем слова переданные Абу Хурайрой от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Аллах предопределил сыну Адама долю из Зина (прелюбодеяния), которую он будет неизбежно совершать. Зина глаз – это взгляд, Зина языка это разговор, и Зина сердца – желание и страсть, и половые органы будут поддерживать или отвергать это»
Аль Раджиб сказал: «Ламам означает совершать грех, и относится к малым грехам»

Аллах упомянул слово ламам в аяте: ««Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков » (53:32), что относится к прощаемым деяниям.

Аллах также сказал в другом аяте: «» (4:31)
Из этих двух аятов можно понять, что слово ламам относится к малым грехам, которые прощаются, если избегать больших грехов.
Ан-Навави процитировал слова Хаттаби, он сказал: «Это правильное объяснение слова ламам. И было сказано, что это относится к тому что проходит в мыслях, но не совершается, или что это совершение греха, но не упорствование в нем. Также имеются и другие мнения, которые не совсем ясны. Основное значение слова ламам это склонность к совершению чего либо и желание этого, но не на продолжительной основе. И Аллаху известно лучше»

Аль-Хафиз сказал: «Под словами ибн Аббаса мы понимаем, что слово ламам относится к определенным малым грехам, или это можно понять как все малые грехи»

Тирмизи (3284) передал от ибн Аббаса: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход » (32:53). Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда Ты прощаешь, о Аллах, Ты прощаешь с великой щедростью, ведь кто из твоих рабов не совершает грехов?» Оценен как сахих шейхом Аблани в Сахих Тирмизи.

Сказано в Тухфат аль Ахвази:
«Ученые разошлись во мнениях относительно значения слова ламам, но большинство считают что это относится к малым грехам. Это мнение наиболее правильное»

Аль Куртуби сказал: «кроме немногочисленных грехов» относится к малым грехам, от которых никто не может уберечься кроме тех кого Аллах защитыл.»

Ибн Джарир: «Наиболее правильное мнение относительно этого, по моему мнению, это то, что слово «илла» (кроме) является истесна мунгати (исключение, которое исключает вещи которые не относятся к тому же типу, что и вещи упомянутые до илля). В аяте: ««Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков» (53:32) говорится о менее серьезных грехах, чем большие грехи и аморальные действия, за которые налагается хадд, в этом мире, и в мире следующем. Им будут прощены эти малые ошибки. Это мнение подтверждается аятом в котором Аллах говорит: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход » (4:31)
Поэтому, если человек избегает больших грехов, Аллах обещал, что простит меньшие грехи, о которых Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Глаза совершают Зина, руки совершают Зина, и ноги совершают Зина, и половые органы либо подтверждают или опровергают». Это потому, что нет наказания хадд за что то меньшее чем прелюбодеяние. Это прощение от Аллаха в этом мире, когда человек освобождается от наказание, и Аллах наищедрейший, чтобы возвращаться к тому, что Он запретил»

В сахих сунне, слово ламам использовано по отношению к тем кто совершают грех однажды но не упорствует в нем.
В хадисе об ифк (клевете против Аишы) сказано: «Если случилось так, что ты совершила грех (ин кунти алмамти би занбин), то попросил Аллаха о прощении» Передано Бухари (2661), Муслим (2770)

Ан-Навави сказал: «Имеется ввиду: если ты совершала грех, который ты обычно не совершаешь. Это основное значение слова ламам»

Ас-Саади совместил оба этих значения в своем тафсире, где он говорит: (стр 976):
«Те кто избегают больших грехов и аль фаваахиш (прелюбодеяния» означает: «они совершают обязанности пред Аллахом, то что предписано им, совершение которых является большим грехом, и они устраняются от основных запрещенных деяний, таких как Зина, алкоголь, риба, убийство и другие больших грехов, кроме малых прегрешений, т.е. малые грехи в которых человек не упорствует, или которые человек не совершает часто. То, что он совершил их, не значит что он никогда не будет считаться как совершающий благое. Если он также выполняет обязанности которые возложены на него и избегает харама, он будет прощен Аллахом, чье прощение охватывает все. Так Аллах сказал (перевод смысла): «Воистину, твой Господь обладает необъятным прощением » (53:32)

Если бы не было Его прощения, вся земля людей была бы обречена. Если бы не было Его прощения и терпения, небеса рухнули бы на землю, и ни одно существо не осталось бы в живых на земле. Так, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пять ежедневных молитв, от Джума до следующей (Джума), и от Рамазана до следующего (Рамазана), являются искуплением за грехи, которые совершаются между ними, если избегаются большие грехи»

Этот аят не значит, что нам даровано разрешение совершать малые грехи или прегрешения. Напротив это значит, что если мы будем избегать больших грехов, то малые грехи которые мы совершаем по ошибке, будут прощены, из-за нашего избегания больших грехов.

Аллаху известно лучше.

error: Content is protected !!