Социальная структура общества и ее основные элементы. Соц

Введение

Проблема социальной структуры общества – одна из центральных в социологии. Не случайно в целом ряде изданных на Западе научных трудов и учебных пособий социология определяется как наука о социальной структуре общества, социальных группах и их влиянии на поведение людей. Есть, разумеется, и другие толкования предмета социологии. Но во всех случаях проблеме социальной структуры общества отводится видное место. Это же можно сказать о месте данной проблемы в отечественной социологической литературе.

Попытаемся изложить ее основные положения.

Социальная структура общества и ее основные элементы

Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обуславливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт,

Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и другие социологи.

Можно сказать, что социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

К основным элементам социальной структуры общества можно отнести:

    классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким их пониманием согласны социологи разных направлений;

    жители города и деревни;

    представители умственного и физического труда;

    сословия;

    социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение);

    национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Так что социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и представителей такой науки, как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. Важно понять, что без уяснения социальной структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, то есть в каком направлении они будут действовать, нельзя сделать ни шагу вперед в руководстве обществом, в том числе в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

Общество является сложной социальной системой, структурно организованной целостностью, которую образуют разные элементы, компоненты. В свою очередь они также имеют определенный уровень организованности и упорядоченности собственной структуры. Это дает основания утверждать, что социальная структура общества является комплексным, многомерным образованием.

Социальная структура общества является базисной при изучении всех процессов и явлений в общественной жизнедеятельности, так как изменения социальной структуры является основным показателем изменения социальной системы общества.

Понятие «социальная структура» имеет несколько трактовок. Чаще всего этот термин используют для того, чтобы разделить общество на разные социальные группы, системы устойчивых связей между ними, а также, чтобы определить внутреннюю структуру определенных социальных общностей.

Выделяют два основных уровня структурной организации: 1) микроструктуру, 2) макроструктуру. Микроструктура означает устойчивые связи в малых группах (трудовой коллектив, студенческая группа и т.д.). Элементами структурного анализа при этом выступают индивиды, социальные роли, статусы, групповые нормы и ценности. Микроструктура существенно влияет на процессы социальной жизни, такие как социализация, формирование общественной мысли.

Макроструктура – это характерный для данного общества состав классов, слоев, этнических групп и социальных категорий, совокупность устойчивых отношений между ними и особенность их структурной организации. Основными аспектами макроструктуры общества являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная и социально-этническая подструктуры.

Социальная структура – упорядоченная совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, институтов, объединеных связями и отношениями, отличающихся между собой положением в экономической, политической, духовной сферах их жизнедеятельности.

Другими словами, это внутреннее устройство общества, которое состоит из упорядоченных элементов, взаимосвязанных между собой: индивидов, социальных групп, социальных слоев, классов, сословий, социальных общностей (социально-этнических, социально-профессиональных, социально-демографических, социально-территориальных).

Человек практически никогда не включается в строение общества непосредственно. Он всегда принадлежит к определенной группе, интересы и нормы поведения которой влияют не него. А уже эти группы образуют общество.

Социальная структура имеет определенные особенности:

1) устойчивость связи между какими-либо элементами общества, т.е. устойчивые взаимозависимости, корреляции;


2) регулярность, стабильность и повторяемость этих взаимодействий;

3) наличие уровней либо «этажей» соответственно значимости элементов, которые входят в структуру;

4) регулирующий, инициированный и динамический контроль над поведением элементов, включающий различные нормы и санкции, принятые в данном обществе.

Социальная структура имеет «горизонтальную проекцию» и «вертикальную проекцию» - иерархичноорганизованная совокупность статусов, групп, классов, прослоек и т.д.

Понятие «социальная структура» охватывает системно-организационный и стратификационный аспекты. Согласно с системно-организационным аспектом главное содержание социальной структуры образуют социальные институты, в первую очередь такие как: экономика, политика (государство), наука, образование, семья, сберегая и поддерживая существующие в обществе отношения и связи. Эти институты нормативно регулируют, контролируют и направляют поведение людей в жизненно важных сферах, а также определяют устойчивые, регулярно воспроизводимые ролевые позиции (статусы) в разных типах социальных организаций.

Социальный статус является первичным элементом социальной структуры общества, который определяет место человека в социальной структуре общества. Он обуславливается профессией, возрастом, образованием материальным положением. Социальные позиции (статусы) и связи между ними определяют характер социальных отношений.

Социальный статус – это социальное положение (позиция) личности в социальной структуре общества, связанная с принадлежностью к какой-либо социальной группе или общности, совокупность ее социальных ролей.

Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности и демографические признаки человека. Например, «строитель» - профессия; «наемный рабочий» – экономическая черта; «член партии» - политическая характеристика; «мужчина 30-ти лет» - демографическая особенность. Все эти характеристики описывают социальный статус одного человека, но с разных сторон.

Необходимо различать личностный и социальный виды статуса. Социальный статус имеет два значения – широкое и узкое. Статус в широком смысле – это социальное положение человека в обществе, которое дает ему обобщающую характеристику. В узком значении – это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной).

Личностный статус – это положение, которое человек занимает в малой социальной группе (семье, среди знакомых, в коллективе, спортивная команда, студенческая группа и т.д.), в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. В них каждый может занимать высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером, независимым или аутсайдером.

Статус может быть предписанный (фамилия, родословная), достигнутый или смешанный.

Предписанный нельзя отождествлять с прирожденным. Прирожденными считаются только три биологически унаследованных статуса: пол, национальность, раса, которые человек наследует независимо от своей воли и сознания.

Достигаемый статус человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно динамичнее и демократичнее.

Смешанный статус одновременно имеет черты как предписанного, так и достигаемого. Например, звание профессора сначала является статусом, который достигается, но со временем становится предписанным, т.к. является извечным, хотя и не наследуемым.

Социальная роль – типовое поведение человека связанное с его социальным статусом, которое не вызывает негативных реакций у окружающих. Индивид может выполнять несколько социальных ролей. Например: друг, спортсмен, общественный деятель, гражданин, студент. В каждом человеке насчитывается несколько социальных ролей и статусов.

Любое общество можно представить в виде множества статусно-ролевых позиций, причем, чем их больше, тем сложнее общество. Однако статусно-ролевые позиции не являются простым нагромождением, лишенным внутренней гармонии. Они организованы, соединены между собой бесчисленными нитями. Организованность и упорядоченность обеспечиваются благодаря более сложным структурным образованиям – социальным институтам, общностям, организациям, - которые связывают статусно-ролевые позиции между собой, обеспечивают их воспроизводство, создают гарантии их устойчивости.

На основе близких социальных статусов, устанавливающих потенциальную возможность участия индивида в соответствующих видах деятельности, формируются более сложные структурные элементы общества – социальные группы.

Социальная группа – относительно устойчивая, исторически сложившаяся совокупность людей, объединенных на основе общих признаков, интересов, ценностей, групповом сознании.

Понятие «социальная группа» является родовым относительно понятий «класс», «социальный слой», «коллектив», «нация», «общности», так как фиксирует социальные отличия между отдельными совокупностями людей в процессе распределения труда и их результатов. Эти отличия имеют в своей основе отношения к средствам производства, власти, специфики труда, специальности, образования, уровня доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места проживания и т.д.

Класс – любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, престижем, отношением к власти.

Социальный слой – группа индивидов занятая равноценными видами труда и получающая приблизительно равное вознаграждение.

Социальная общность – совокупность людей, объединенная относительно устойчивыми социальными связями, отношениями, имеющая общие признаки, которые придают ей не повторное своеобразие.

В каждом обществе существует определенное количество социальных групп, создание которых обусловлено:

Общей деятельностью (например, профессиональные группы, коллективы);

Общим пространственно-временным существованием (средой, территорией, коммуникацией);

Групповыми установками и ориентациями.

Следует отличать социальные группы от случайных неустойчивых объединений таких как: пассажиров автобуса, читателей в библиотеке, зрителей в кинотеатре.

Социальные группы возникли на базе объективных условий существования, определенного уровня развития общества. Так на заре человечества возникли род и племя. С разделением труда появились профессиональные группы (ремесленники, земледельцы, охотники, собиратели и т.д.). С появлением частной собственности - классы.

Становление социальной группы – это длительный и сложный процесс ее социального созревания, который связан с осознанием своего положения, общности и интересов, ценностей, формированием группового сознания и норм поведения. Социальная группа становится социально зрелой, когда она осознает свои интересы, ценности, формирует нормы, цели и задачи деятельности, которые направлены на сохранение или изменение ее положения в обществе. Р.Дарендорф в связи с этим выделяет скрытые и открытые групповые интересы. Именно осознание интересов превращает группу людей в самостоятельный субъект социального действия.

В социальной структуре взаимодействуют разные по численности социальные группы. Традиционно их делят на малые и большие.

Малая социальная группа – немногочисленная по составу группа людей, участники которой объединены общей деятельностью и вступают в непосредственное общение, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особенных групповых ценностей и норм поведения.

Родовым признаком малой социальной группы является наличие непосредственно длительных личностных контактов (общения, взаимодействие), свойственных например, семье, бригаде рабочих, группе друзей, спортивной команде и т.д.

Большая социальная группа - многочисленная по составу группа людей, объединенных для общей деятельности, но взаимоотношения между ними преимущественно формальные.

К ним можно отнести профессиональные, демографические, национальные общности, социальные классы.

Социальная структура современного украинского общества зависит от направления сущности социальных трансформаций, суть которых – в изменении функциональных связей в обществе. Ее основу составляют:

1. Изменение общественной формы всех основных социальных институтов – экономических, политических, культурных, образовательных; глубокий общественный переворот и реформирование тех социальных регуляторов, которые формируют социальную структуру общества (она стала менее жесткой, более подвижной).

2. Трансформация социальной природы основных компонентов социальной структуры – классов, групп и общностей; возобновление их как субъектов собственности и власти; появление экономических классов, слоев и страт с соответствующей системой социальных конфликтов и противоречий.

3.Ослабление существующих в обществе стратификационных ограничений. Появление новых каналов повышения статусов, усиление горизонтальной и вертикальной мобильности украинцев.

4. Активизация процессов маргинализации.

Маргинализация – (лат. margo – край, граница) – процесс утраты личностью объективной принадлежности к определенной социальной группе, без последующего субъективного вхождения в иную общность, страту.

Это процесс изменения субъектом одного социально-экономического статуса на другой. В украинском обществе на рубеже ХХ-ХХI веков она характеризуется переходом преимущественно в нижние слои населения (феномен «новых бедных», социальные группы военнослужащих, интеллигенции).

5. Изменение сравнительной роли компонентов социального статуса. Если в стратификации советского общества доминировал административно-должностной критерий, связанный с местом в системе власти и управления, то в современном обществе решающим является критерий собственности и доходов. Ранее политический статус определял материальное положение, теперь величина капитала определяет политический вес.

6. Повышение социального престижа образования и квалификации, усиление роли культурного фактора в формировании высокостатусных групп. Обусловлено это формированием рынка труда. Однако это касается специальностей, которые пользуются спросом на рынке, в первую очередь – экономической, юридической и управленческой.

7. Изменение качественных и количественных параметров социальной структуры. Известно, чем прогрессивнее половозрастная структура, тем большими возможностями развития она наделена, тем устойчивее социальный (трудовой, интеллектуальный, культурный) потенциал населения. Вследствие негативных демографических тенденций население Украины каждый год уменьшается на 400 тыс. человек, на фоне общей депопуляции населения (каждая пятая украинская семья не имеет детей) снижается уровень рождаемости, сокращается средняя продолжительность жизни (если в начале 90-х годов ХХ в. по показателям здоровья Украина занимала 40-е место в мире, то через десять лет она переместилась во вторую сотню).

8. Углубление социальной поляризации общества. Имущественный показатель является стержнем трансформаций. Экономический статус и образ жизни элит, высшего слоя резко возросли, а у большинства населения – резко снизились. Расширились границы нищеты и бедности, выделилось социальное «дно» - бездомные, деклассированные элементы.

Структура украинского общества, получившая существенные изменения по сравнению с советским обществом, продолжает сохранять его черты. Для ее существенной трансформации необходимо системное преобразование институтов собственности и власти, что требует продолжительного времени. Стратификация общества и в дальнейшем будет терять стабильность и однозначность. Границы между группами и слоями станут более прозрачными, возникнет множество маргинальных групп с неопределенным или противоречивым статусом.

Социальная структура украинского общества, исходя из социологических исследований Н. Римашевской, в общем виде может быть представлена так.

1.«Общеукраинские элитные группы », которые объединяют в своих руках собственность в размерах, приравненных к крупнейшим западным странам, а также владеют средствами властного влияния на общенациональном уровне.

2. «Региональные и корпоративные элиты », которые владеют значительным по украинским масштабам положением и влиянием на уровне регионов и целых отраслей или секторов экономики.

3. Украинский «верхний средний класс», который владеет собственностью и доходами, обеспечивающие западные стандарты потребления, а также. Представители этого слоя стремятся повысить свой социальный статус, ориентируются на сформированную практику и этические нормы хозяйственных отношений.

4. Украинский «динамичный средний класс», который владеет доходами, обеспечивающими удовлетворение среднеукраинских и более высоких стандартов потребления, а также характеризуется относительно высокой потенциальной адаптивностью, значительными социальными стремлениями и мотивациями и ориентацией на легальные способы ее проявления.

5. «Аутсайдеры», которые характеризуются низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы ее получения.

6. «Маргиналы», которые характеризуются низкой адаптацией, а также асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности.

7. «Криминалитет», который характеризуется высокой социальной активностью и адаптивностью, но при этом полностью осознано и рационально противодействует легальным нормам хозяйственной деятельности.

Социальная структура - это достаточно постоянная взаимосвязь социальных элементов, например, социально классовая структура общества. Социальная структура общества – это относительно постоянная модель социальных классификаций в определенном обществе, например, социальная структура современного российского общества.

Основные элементы социальной структуры общества: социальные группы, социальные слои, социальные общности и социальные институты связаны между собой социальными отношениями, носителями которых являются люди. Существует также классификация, выделяющая такие компоненты социальной структуры общества как: со­сло­вия, касты, клас­сы.

11. Социальные связи и отношения.

Социальная связь - социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или групп Это совокупность особых зависимостей одних социальных субъектов от других, их взаимные отношения, которые объединяют людей в соответствующие соц ные общности и свидетельствуют об их коллективное существование Это понятие, обозначающее любые социокультурные обязанности индивидов или групп индивидов относительно друг другаго.

Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами, обусловленные их неодинаковым положением в обществе и роли в общественной жизни

Субъектами социальных отношений выступают различные социальные общности и отдельные индивиды

    1 - социальные отношения социально-исторических общностей (между странами, классами, нациями, социальными группами, городом и деревней);

    2 - социальные отношения между общественными организациями, учреждениями и трудовыми коллективами;

    3 - социальные отношения в форме межличностного взаимодействия и общения внутри трудовых коллективов

Выделяют различные виды социальных отношений:

      по объему властных полномочий: отношения по горизонтали и отношения по вертикали;

      по степени регламентации: формальные (сертифицированные) и неформальные;

      по способу общения индивидов: безличные или косвенные, межличностные или непосредственные;

      за субъектами деятельности: между организационные, внутриорганизационные;

      по уровню справедливости: справедливые и несправедливые

Основой различий между социальными отношениями являются мотивы и потребности, главными из которых являются первичные и вторичные потребности

В результате противоречия социальных отношений одной из форм социального взаимодействия становится социальный конфликт

12. Социальные группы: сущность и классификация.

Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

В этом определении можно увидеть два существенных условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов. Социальная группа характеризуется рядом специфических признаков:

      устойчивость, продолжительность существования;

      определенность состава и границ;

      общая система ценностей и социальных норм;

      осознание своей принадлежности к данной социальной общности;

      добровольный характер объединения индивидов (для малых социальных групп);

      объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп);

      способность входить в качестве элементов в другие социальные общности.

Социальная группа – относительно стабильная совокуп­ность людей, связанных общими отношениями, деятельнос­тью, ее мотивацией и нормами Классификация групп , как правило, базируется на пред­метной области анализа, в которой выделяется основной при­знак, определяющий устойчивость данного группового обра­зования. Семь основных признаков классификации :

    на основе этнической или расовой принадлежности;

    на основе уровня культурного развития;

    на основе типов структуры, существующей в группах;

    на основе задач и функций, выполняемых группой в бо­лее широких общностях;

    на основе преобладающих типов контактов между чле­нами группы;

    на основе различных видов связей, существующих в группах;

    на других принципах.

13. Социальные институты: сущность, типология, функции.

Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющая социально-значимые функции.

Типологию социальных институтов можно составить исходя из представления о том, что каждый институт удовлетворяет ту или иную фундаментальную социальную потребность. Пяти фундаментальным социальным потребностям (в воспроизводстве рода; в безопасности и социальном прядке; в добывании средств существования; в социализации подрастающего поколения; в решении духовных проблем) соответствуют пять основных социальных институтов: институт семьи, политический институт (государство), экономический институт (производство), образование, религия.

    Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый социальный институт создается в ответ на возникновение определенной общественной потребности с целью выработки определенных стандартов поведения у своих членов.

    Адаптационная функция заключается в том, что функционирование социальных институтов в обществе обеспечивает приспособляемость, адаптируемость общества к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды – как природной, так и социальной.

    Интегративная функция состоит в том, что существующие в обществе социальные институты своими действиями, нормами, предписаниями обеспечивают взаимозависимость, взаимоответственность, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов и/или всех членов данного общества.

    Коммуникативная функция заключается в том, что информация (научная, художественная, политическая и др.), произведенная в одном социальном институте, распространяется как внутри данного института, так и за его пределами, во взаимодействии между институтами и организациями, действующими в обществе.

    Социализирующая функция проявляется в том, что социальные институты играют решающую роль в формировании и развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, в ориентации и реализации ею своего социального статуса.

    Регулирующая функция воплощается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регулирование взаимодействий между индивидами и социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям общества или общности, и санкций (наказаний) за действия, отклоняющиеся от этих ценностей и норм.

1. Социальная структура общества и ее элементы.

2. Социальные отношения и типы социальных структур.

3. Социальная стратификация.

4. Социальная мобильность.

5. Актуальные проблемы развития социальной структуры современного казахстанского общества.

1. Социальная структура общества и ее элементы.

Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социально – экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и др.

Социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических, духовных условий их жизнедеятельности.

В основе развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты.

Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда.

Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально – экономическими предпосылками развития социальной структуры общества.

На большую роль разделения труда в жизни общества, в появлении разнообразных видов деятельности людей, развитии материального производства и духовной культуры обоснованно указывали в свое время О. Конт и Э.Дюркгейм, русские мыслители М.И. Туган – Барановский, М.М. Ковалевский, П. А. Сорокин и др. Развернутое учение о роли общественного разделения труда в историческом процессе, содержится в социально – экономической теории марксизма, которая раскрывает также роль отношений собственности в этом процессе.

К основным элементам социальной структуры общества можно отнести:

классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким их пониманием согласны социологи разных направлений; жителей города и деревни; представителей умственного и физического труда; сословия; социально – демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение); национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Так что социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и представителей такой науки как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. Важно понять, что без уяснения социальной структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, т.е. в каком направлении они будут действовать, нельзя сделать ни шагу вперед в руководстве обществом, в том числе и области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

Таково значение проблемы социальной структуры общества. К ее решению необходимо подходить на основе глубокого понимания социальной диалектики, научного обобщения исторических и современных данных общественной практики.

Рассматривая предмет социологии, мы обнаружили тесную связь трех фундаментальных понятий социологии – социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структуру можно выразить через совокупность статусов и уподобить ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном – множество статусов и высок уровень организации разделения труда.

Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны и связаны друг с другом функционально. Но вот мы заполнили пустые ячейки людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность статусов дала нам новое понятие – социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны.

Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство – это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых. Стратификация – это определенным образом «ориентированный» состав населения.

В социологии выделяют четыре главных измерения стратификации - доход, власть, престиж, образование. Они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ, а каналов доступа к ним.

Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.

2. Социальные отношения и типы социальных структур . Взаимосвязь существующих в обществе социальных групп и общностей людей отнюдь не статическая, а скорее динамическая, она проявляется во взаимодействии людей по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. Это взаимодействие характеризуется двумя основными факторами: 1) самой деятельностью каждого из субъектов общества, направляемой определенными побуждениями; 2) теми общественными отношениями, в которые вступают социальные субъекты ради удовлетворения своих потребностей и интересов. Эти отношения весьма разнообразны. В широком смысле все общественные отношения можно назвать социальными, т.е. присущими обществу.

Социальные отношения выступают как специфические отношения, существующие наряду с экономическими, политическими и другими. Они складываются между субъектами, в том числе между социальными группами, по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении.

Важнейшей стороной функционирования социальной сферы жизни общества является совершенствование возникающих здесь социальных отношений между людьми.

В зависимости от уровня развития разделения труда и социально – экономических отношений исторически складывались различные типы социальных структур.

Социальную структуру рабовладельческого общества составляли классы рабов и рабовладельцев, а также ремесленники, торговцы, землевладельцы, свободные крестьяне, представители умственной деятельности – ученые, философы, поэты, жрецы, учителя, врачи и т.д.

Социальная структура феодального общества представляла собой взаимосвязь основных классов – феодалов и крепостных крестьян, а также сословий и различных групп интеллигенции. Особое место занимают сословия. Сословия – это социальные группы, мест о которых в обществе определяется не только положением в системе социально- экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами. Этим определялись права, обязанности и привилегии таких сословий, как светские феодалы и духовенство.

Сложную социальную структуру имеет капиталистическое общество, особенно современное. В рамках его социальной структуры взаимодействуют прежде всего различные группы буржуазии, так называемого среднего класса и рабочих. Особенную роль играет средний класс. В него включаются мелкие и средние по уровню доходов предприниматели, фермеры, торговцы, высоко оплачиваемые рабочие и служащие. К среднему классу относят большинство населения индустриально развитых капиталистических стран исходя из уровня его доходов.

Опыт строительства социалистического общества в странах Центральной, Восточной Европы и Азии выявил основные направления развития его социальной структуры. Основными ее элементами считались рабочий класс, кооперативное крестьянство, интеллигенция, сохранившиеся в некоторых из этих стран слои частных предпринимателей, а также профессиональные и демографические группы и национальные общности.

3. Социальная стратификация. Под социально-стратифированной структурой общества понимается (по Харчевой) многомерное, иерархически организованное социальное пространство, в котором люди различаются (группируются) в зависимости от степени обладания властью, собственностью, социального статуса, соответствующих ценностных ориентацией.

Т. Парсонс под социальной стратификацией понимает дифференцирующее ранжирование индивидов данной социальной системы. Это способ рассмотрения индивидов как занимающих более низкое или более высокое социальное положение друг относительно друга в некоторых социально важных аспектах.

Э. Гидденс определяет стратификацию как структурные неравенства между различными группами людей, каждая из которых различается объемом и характером социальных привилегий.

В учебнике по социологии американских ученых Л. Блума, Ш. Бонжона, Д. Брума дается следующее определение социальной стратификации: «Система разного уровня благ, власти и престижа».

Н. Смелзер выводит сущность понятия «социальная стратификация» из понятия «неравенство». Под последним он понимает условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж. Соответственно, стратификация связана со способами, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества.

По мнению П. Бергера, классификация общества может базироваться на самых разнообразных критериях, представлять самые разнообразные преимущества, которые выступают в виде привилегий (в смысле доступа к материальным вещам и услугам), власти (в понимании М. Вербера, который видел в ней вероятность добиваться своего даже вопреки сопротивлению других) и престижа. Для зачисления людей в ту или иную категорию можно использовать различные критерии – физическую силу, возраст, пол, происхождение, экономические успехи, благосклонность короля или вердикт оракула.

Основанием стратификации, по мнению многих социологов, является социальное неравенство . Р. Дарендорф выделяет следующие формы неравенства :

    естественное разнообразие внешности, характера, интересов;

    естественное неравенство умов, талантов и сил;

    социальная дифференциация принципиально равноценных позиций;

    социальная стратификация по престижу и богатству как ранговое упорядочивание социального статуса, т.е. существует неравенство индивидуальное и социальное.

Р. Дарендорф в своей работе «Современное положение теории социальной стратификации» отмечает, что в социологической литературе можно выделить следующие подходы к причинам социального расслоения (неравенства):

    Дэвис и Мур утверждают, что расслоение универсальным образом необходимо, чтобы «внушить подходящим индивидам желание занять определенные позиции и, когда они уже окажутся на этих позициях, - желание выполнять связанные с ними обязанности». Неравенство, по их мнению, необходимо, т.к. стимулирует продвижение людей на престижные социальные позиции.

    Тумин и Ронг доказывали, что расслоение следует рассматривать в связи с господством, а именно – так, что системы расслоения помогают тем, кто господствует.

    Симсон доказывает, что социальное расслоение есть экономический феномен, происходящий из взаимодействия предложения и спроса при распределении персонала и социальных позиций.

    Дарендорф и Лепсиус пишут, что расслоение есть результат неодинакового расслоения позиций по отношению к господствующим ценностям.

Более подробно рассмотрим концепцию Г. Ленски, сформулированную в работе «Власть и привилегия». По его мнению, социальные структуры состоят из видов деятельности, которые гарантируют физическое выживание индивида в обществе и видов деятельности за рамками потребления и выживания, т.е. в сфере экономических социальных излишков. Первые структуры являются сферой функциональной координации и кооперации, последние – областью господства и принуждения. Усилия, направленные на физическое выживание, большого неравенства не вызывают, в отличие от распределения излишков, которое порождает как неравенство, так и конфликты. Излишки растут по мере того, как развивается технологическая основа общества; а вместе с возникающими излишками сложнее, проблематичнее и отчетливее закрепляются по позициям системы расслоения.

Главными элементами социальной стратификации в современном обществе являются (по мнению Т. Парсонса), являются:

    принадлежность к родственной ячейке. Принадлежность к ней может определятся как рождением, так и браком, и т.п.;

    личные качества, т.е. особенности человека, которые отличают его от других людей и которые могут рассматриваться как основание для того, чтобы оценивать его выше других: пол, возраст, личная привлекательность, ум, сила и пр.;

    достижения, т.е. рассматриваемые как ценность результаты действий индивидов;

    владение, т.е. принадлежащие индивиду предметы, которые характеризуются тем, что их можно передавать;

П. Сорокин полагал, стратификация в обществе может быть трех видов: экономическая, политическая и профессиональная . Это означает, что необходимо разделять общество по критериям дохода (богатства, т.е. накопления), по критериям влияния на поведение членов общества, по критериям, связанным с успешным использованием социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценивается и вознаграждается со стороны членов общества.

Наиболее влияние на становление концепции стратификации оказал Карл Маркс. Он полагал, что все социальные явления детерминированы экономикой . К. Маркс утверждал, что при любом экономическом строе есть господствующий класс, владеющий1 средствами производства, класс угнетенных, работающий на собственников. Первые, эксплуатируя вторых не платят им полную стоимость их труда, продают произведенный пролетариями продукт дороже, чем стоит его производство, тем самым создается прибавочная стоимость, которую буржуазия использует по своему усмотрению. Рабочие, как мы видим, повержены эксплуатации и отчуждению от своей подлинной природы, т.е. они не способны выразить себя через работу и испытать какое-либо удовлетворение от нее, тем самым это ограничивает их творческий потенциал, лишает жизнь смысла. С течением времени происходит поляризация классов: буржуазия и пролетариат находятся в оппозиции друг другу. Имея общего «врага», проводя вместе большую часть времени на заводах, пролетариат становится однородным, и появляются общие классовые интересы, что приводит к классовому конфликту.

Тот класс, которому принадлежат средства производства, контролирует через них экономику и осуществляет политику государства, т.е. он является правящим классом.

Рассмотрим более подробно когда-то популярную, а ныне преданную забвению теорию классов К. Маркса и Ф. Энгельса. Класс, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, это группа людей, определяемая по отношению к средствам производства, по месту в системе общественного разделения труда. Классическое для марксистской теории определение классов дал в своей работе «Великий почин» В. И. Ленин: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства ». Сформулированная на основе этого подхода концепция социальной структуры общества сводится к следующим положениям:

    социальная структура общества складывается из трех основных элементов – классов, общественных прослоек и социальных групп;

    «ядро» социальной структуры общества составляют классы, определяемые по отношению к средствам производства (собственники и неимеющие собственности), а именно классы эксплуататоров (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и эксплуатируемых (рабы, крестьяне, пролетариат);

    образование классов является, прежде всего, порождением экономических отношений – классы образуются в результате общественного разделения труда (прежде всего на умственный и физический) и возникновения частной собственности;

    процесс образования классов, согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, протекал двумя основными путями – путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки (родовой знати и состоятельных людей) и путем обращения в рабство плененных иноплеменников, а соплеменников – в долговую кабалу;

    владение или не владение средствами производства определяет роль классов в системе организации общественного труда (управляющие и управляемые), с системе политической власти (господствующие и подчиненные), их имущественное положение (богатые и бедные, т.е. пауперы);

    борьба эксплуататорских и эксплуатируемых классов, разрешающаяся в форме революций, служит движущей силой общественного развития;

    при этом, помимо основных общественных классов, тесно связанных с господствующим способом производства (эксплуататоров и эксплуатируемых), марксистская теория выделяет т.н. неосновные классы – это либо остатки прежних классов (дворяне при капитализме), зарождающиеся новые классы (торговая буржуазия при феодализме), либо классы, переходящие из формации в формацию (крестьянство);

    помимо классов, в структуре общества выделяют общественные слои (или прослойки) – т.е. промежуточные или переходные общественные группы, не играющие решающей роли в системе социально-экономических отношений: т.н. мелкая буржуазия (ремесленники, торговцы) и интеллигенция;

    интеллигенция, в свою очередь, делится на пролетарскую, мелкобуржуазную.

Макс Вебер, подобно К. Марксу, определял общественный класс людей по его экономической власти, но в отличие от К. Маркса выделял и другие факторы, влияющие на формирование отношений неравенства. Например, общественное положение (социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам), по его мнению, является важной характеристикой для человека в обществе. Он назвал это статусом.

Вебер впервые закладывает в основу классового разделения систему стратификации, существующую в данное время. Он разделял класс собственников и «торговый класс», разбивал на несколько классов рабочий класс (в зависимости от вида собственности предприятия, на котором они работают). М. Вебер доказывает, что любой человек имеет возможность повысить свои статус.

П. Бергер предлагает такое определение класса: «Класс – это группа людей, привилегии которой проистекают из ее роли в производственном процессе и которую отличает общие интересы и общие культурные особенности ». Классовое общество, по его мнению, - это такое общество, в котором доминирует классовая форма стратификации. Классовая система создает ситуацию, при которой, по крайней мере, в принципе, только экономические успехи определяют материальные привилегии, доступные определенной личности. При таком положении можно предположить, что и другие преимущества, особенно престиж и власть, могут быть приобретены аналогичным путем.

В современной западной социологии принято различать два подхода к определению класса – субъективный и объективный. Субъективный основан на принципе «самоидентификации», т.е. на самозачислении индивида в тот или иной класс. Объективный подход основан на критериях, независимых от мнения индивида. В зарубежной социологической литературе выделяют два таких критерия:

    характер деятельности (труда);

    величина доходов.

Наряду с ними учитываются и другие критерии, тесно связанные с первыми двумя и из них вытекающие:

    образовательный уровень;

    квалифицированный уровень;

    должностной уровень;

    особенности ценностных ориентаций и трудовой мотивации;

    качество жизни;

    стандарты потребления.

Общество как целостная система состоит из множества подсистем. Структурная природа общества – это внутренне строение общества, отражающее многообразие его элементов (частей), обеспечивающее его целостность и динамизм.

Структура общества состоит из социальных общностей, социальных групп, социальных институтов и организаций, социальных ценностей и норм.

Социальная структура общества является базисной при изучении всех процессов и явлений в общественной жизнедеятельности, так как изменения социальной структуры является основным показателем изменения социальной системы общества.

Понятие «социальная структура» имеет несколько трактовок. Чаще всего этот термин используют для того, чтобы разделить общество на разные социальные группы, системы устойчивых связей между ними, а также, чтобы определить внутреннюю структуру определенных социальных общностей.

Существует горизонтальное и вертикальное измерение общества. Элементами горизонтальной структуры будут являться общности, а вертикальной – социальные группы, слои.

Выделяют два основных уровня структурной организации: 1) микроструктуру, 2) макроструктуру.

Микроструктура означает устойчивые связи в малых группах (трудовой коллектив, студенческая группа и т.д.). Элементами структурного анализа при этом выступают индивиды, социальные роли, статусы, групповые нормы и ценности. Микроструктура существенно влияет на процессы социальной жизни, такие как социализация, формирование общественной мысли.

Макроструктура – это характерный для данного общества состав классов, слоев, этнических групп и социальных категорий, совокупность устойчивых отношений между ними и особенность их структурной организации. Основными аспектами макроструктуры общества являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная и социально-этническая подструктуры.

Социальная структура – упорядоченная совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, институтов, объединеных связями и отношениями , отличающихся между собой положением в экономической, политической, духовной сферах их жизнедеятельности.

Другими словами, это внутреннее устройство общества, которое состоит из упорядоченных элементов, взаимосвязанных между собой: индивидов, социальных групп, социальных слоев, классов, сословий, социальных общностей (социально-этнических, социально-профессиональных, социально-демографических, социально-территориальных).

Cоциальная общность – это группа людей, которые объединена устойчивым взаимодействием. К ним можно отнести семью, нацию, государство, класс, профессиональные и возрастные группы, трудовые и учебные коллективы, различного рода неформальные объединения. (П. Штомпка).

Существуют различные концепции создания социальных общностей. Одна из них предложена американским социологом Джорджом Хомансом, который считал, что люди во взаимодействии друг с другом пытаются достичь блага, и чем значимее благо, тем больше человек предпринимает усилий для объединения с другими людьми. Рассматривая коллективное поведение с точки зрения предварительных установок (преддиспозиций), социолог Гордон Олпорт выдвинул теорию, согласно которой новый социальный субъект формируется посредством конвергенции предрасположенностей , т. е. единства оценок, ценностей , придаваемых значений, стереотипов , которыми обладают члены формирующейся общности. Он теоретически доказал, что в основе зарождения новой общности лежат и сходство эмоций, и рациональные предпочтения люде й.

Социальная связь - это связующие элементы социальной структуры, обеспечивающие единство и системную целостность социальных объектов от семьи и группы до общества, государства и человечества в целом. Общество как целостная система представляет собой сложное сочетание различных видов связей между его элементами. Существует определенная совокупность факторов, определяющих характер социальных связей. Эти факторы подразделяются на природно-биологические, психолого-рациональные и социально-институциональные.

Социальные общности различаются по ряду признаков: по содержанию, по степени устойчивости, по размерам. По содержанию общности разделяются на территориальные (жители города, села), этнические (этнос, нация), демографические (дети, родители, молодежь), профессиональные (врачи, шахтеры), классовые (классы, сословия).

По размерам общности могут быть большие, средние и малые. Большие общности или группы существуют в масштабах страны в целом (нации, классы слои, профессиональные объединения). Средние общности – группы, существующие на уровне территориальных округов , больших предприятий (жители района, сотрудники крупного предприятия). Малые общности – группы, объединяющие людей непосредственными связями (семья, бригада, учебный класс).

По устойчивости общности разделяются на кратковременные, средней устойчивости и устойчивые. Кратковременные общности – группы, образующиеся стихийно и на период от нескольких минут до нескольких часов (люди в очереди, театральные зрители, пассажиры). Средней устойчивости общности – группы, объединяющиеся организованно и на период от нескольких лет до нескольких десятилетий (студенческая группа, учебный класс, трудовой коллектив). Устойчивые общности – группы, складывающиеся исторически или в результате социальных процессов и существующие от нескольких десятилетий до нескольких тысячелетий (нации, классы). Все они видоизменяются, возникают и уничтожаются в зависимости от социальных изменений и потребностей.

Популяция - это совокупность организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории

Статистические группы – Совокупность людей, схожих между собой с какой-либо точки зрения и отличающихся с этой точки зрения от других, называется статистической категорией или статистической группой. Женщины, студенты, рабочие, пенсионеры, блондины, поляки, жители Кракова и т.п. - все это статистические категории.

Совокупность людей, схожих между собой в плане отличительных черт, общественно важных, значимых, ценимых в данной местности и в данное время, представляет собой уже нечто большее, чем статистическая группа. Такая общность является уже результатом не только чисто арифметической операции сложения, она проистекает из реального сходства жизненной ситуации, подобия интересов и шансов. Она также воспринимается и рассматривается всеми и повсюду как проявление важного, существенного сходства. В отличие от статистической категории мы будем вести речь в таком случае о социологической категории . Студенты, рабочие, молодежь - все это примеры таких категорий, ибо из принадлежности к таким общностям (группам, коллективам) вытекает нечто весьма важное для их членов - во все общем восприятии сразу ощущается, что члены таких групп имеют между со бой нечто общее, мы спонтанно воспринимаем их вместе как определенную общность, занимающую свое место в классификации.

Когда к общей жизненной ситуации, сходному общественному положению членов той или иной группы добавляется развитое сознание (осознание этого сходства и общности), или, иначе говоря, групповая идентичность, перед нами предстает уже нечто большее, чем социологическая категория. Это уже не некая общность, выявленная и зафиксированная посторонними наблюдателями (например, социологами), а группа, общность которой субъективно пережита «изнутри» самими ее членами. Поэтому такую группу мы называем социальной категорией . В социологии мы говорим также в таком случае о появлении субъективной социальной связи. Такая субъективная связь может быть отражением каких-либо объективных обстоятельств, в которых оказывается данная группа, или каких-нибудь характерных черт, присущих ее членам.

Социальная группа - это общность людей, между которыми существуют объективная, субъективная и поведенческая связи.

Теперь мы должны сделать еще один шаг на пути к все более сложным социальным общностям. Здесь речь идет о таких контактах и взаимодействиях между членами группы , которые, повторяясь и становясь регулярными, могут переродиться в нормативно регулируемые. Тогда между членами группы складываются такие социальные отношения, которые содержат некий императив взаимных обязательств и прав, при этом определяются социальные позиции, занимаемые членами такой группы, а с этими позициями увязываются и свойственные им роли. Как мы помним, это означает, что появилась социальная организация.

Описанные выше шесть разновидностей социальной общности можно представить в виде таблицы, которая наглядно показывает, насколько каждая последующая разновидность богаче по содержанию, соответствует большему числу критериев, выражает более сложное проявление социальной действительности.

Эту таблицу можно прочитать двояко. С одной стороны, просто как инструмент типологии разных, более простых и более сложных, общественных явлений, а с другой -как схему постепенной кристаллизации, усложнения социальной общности, проходящей последовательные стадии от популяции через статистическую группу, социологическую категорию до социальной группы и социальной организации. И наоборот, как процесс раз рушения, деконструкции, распада организаций и групп, как бы расплывающихся в категориях (социальной, социологической, статистической) и исчезающих в популяции.

Социальная группа – относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общими интересами, ценностями, нормами сознания и поведения, взаимодействующая определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Классификация социальных групп.

По характеру взаимоотношений между членами группы можно выделить первичные и вторичные группы.

Первичная группа состоит из небольшого числа людей , взаимодействующих на основе непосредственных личных связей (семья, группа друзей, влюбленные, исследовательская группа и т.д.). Впервые понятие “первичная группа” применил к семье Чарльз Кули (1909). Впоследствии социологи стали применять данный термин к группе, в которой сформировались тесные личные отношения.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В таких группах основное значение придается не личностным качествам, а их умению выполнять определенные функции (профессиональной подготовке). В них четко определены роли, ее члены мало знают друг о друге, редко устанавливаются эмоциональные отношения. Но и в этих обезличенных вторичных группах на основе неформальных связей образуются первичные группы.

В зависимости от уровня структуры общества можно выделить макросоциальные и микросоциальные группы.

К макросоциальным группам относятся первобытное человече-ское стадо, род, племя, народ, нация, семья, классы и человечество.

В зависимости от числа социальных функций они делятся на гло-бальные и парциальные.

Глобальные социальные группы (первобытное человеческое стадо, род, племя, народ, нация, человечество) самодостаточны

Парциальные социальные группы (семья, сословия, классы) могут существовать только в рамках глобальных групп.

К микросоциальным группам относятся социальные агрегации и квазигруппы, взаимодействие в которых носит случайный характер и от-сутствует социальный контроль.

Агрегация – некоторое количество людей, собранных в определен-ном пространстве (на остановке, площади и т.д.) и не осуществляющих сознательного взаимодействия.

Квазигруппы – спонтанные неустойчивые группы, взаимодействие в которых носит непреднамеренный, случайный, однообразный характер, низкий уровень социального контроля (аудитории, толпы, социальные круги).

По степени принадлежности к ним людей социальные группы микроуровня могут разделяться на ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа – некоторое множество групп, к которыми человек чувствует свою принадлежность (определяет как «мои») и с членами которой себя идентифицирует. Это могут быть «моя семья», «моя кампания», «моя профессиональная группа» и т.д.

Аутгруппа – группы, к которым человек себя не относит (определяет их «не мы») и не идентифицирует себя с его членами.

По отношению личности к группе выделяют следующие группы:

Референтная группа – такая социальная группа, которая служит для личности эталоном , образцом, своеобразным стандартом для оценки своего положения и поведения. В жизни каждого человека может быть одна или несколько референтных групп, они могут меняться на протяжении всей жизни. Личность может принадлежать к ней, идентифицировать себя с ней, может и не быть ее членом, но стремится попасть в нее. 58

Антиреферентная социальная группа – это группа ценности, нормы, поведение которой личность не приемлет, отвергает и даже борется с ней.

По объему различают большие, средние и малые социальные группы.

Большие группы – это устойчивая совокупность значительного количества людей, действующих совместно в социально-значимых ситуациях и функционирующие в масштабах общества: профессиональные, этнические, демографические. Члены данной группы могут быть разъединены в пространстве, прямые контакты могут нарушаться, однако связь не прерывается. Отношения внутри группы регулируются через посредника (организацию).

Средние группы – это сравнительно устойчивые объединения, работающие на одном предприятии или проживающие на одной территории (жители города, деревни, района).

Малая социальная группа – это немногочисленная группа (несколько десятков человек и меньше), члены которой обычно связаны дружескими отношениями, при этом между ними происходят непосредственные личные контакты, а отношения регулируются неформальными институтами.

Социальные институты являются одним из ключевых элементов социальной структуры. Институт (от лат. institutum – установление, учреждение) означает относительно устойчивые формы организации общественной жизни, регулирующие и обеспечивающие устойчивость социальных отношений.

Социальные институты появляются в обществе как не планируемые продукты социальной жизни. Процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социальных институтов называется институционализацией, которая состоит из нескольких этапов:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение.

6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Ни одно современное общество не может существовать без социальных институтов, которые являются символом порядка в обществе и организованности социальных связей.

Питирим Сорокин рассматривал социальные и институты как механизмы социального тестирования, селекции и распределения индивидов в обществе. Сорокин показал, как различные институты выполняют роль своеобразных социальных лифтов, перемещающих людей вверх и вниз.

Говоря о социальной институализации Толкотт Парсонс, различал три группы социальных институтов: реляционные (определяющие ролевую структуру общества), регулятивные и культурные. Процесс институционализации – это интеграция стандартизированных ожиданий с разными формами социального контроля – материального, духовного и административного. Культура, ценности играют не только основополагающую роль в процессах институционализации сами по себе, но как бы и санкционируют всю правовую систему. А вот Роберт Мертон: Функции - те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы. Дисфункции - те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или её приспособление к среде.

Основные признаки социальных институтов


  1. Особый тип регламентации взаимоотношений и взаимодействия между людьми. Механизмы регулирования в социальных институтах носят жесткий и обязывающий характер, что обеспечивает регулярность , четкость и предсказуемость функционирования социального института.

  2. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институционализированного взаимодействия.

  3. Деперсонализация (обезличенность) требований к членам социального института.

  4. Профессионализация выполнения функций, обеспечивающая эффективность социального института.

  5. Наличие средств и ресурсов.

  6. Наличие учреждений и органов управления. Наличие четкой статусно-ролевой структуры.

  7. Система санкций, обеспечивающая поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

  8. Культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление об институте, его образ (название, символика, гимн, сооружения и т.д.).

  9. Кодексы поведения, стандарты и нормы ролевого взаимодействия.

  10. Идеология как важнейший культурный комплекс, поддерживающий влияние института, оправдывающий и объясняющий всю его деятельность.
error: Content is protected !!