Чем отличается философия от науки. Сущность философии, отличие философии от науки

Сходства и различия этих двух дисциплин продолжают обсуждаться учеными и исследователями. По большей части они заключаются в отношении к знаниям ученых и мыслителей.

Происхождение

Известно, что еще до нашей эры в античной Греции появились философия и наука. Сходства и различия следует искать именно в той давней эпохе. Первоначально философия возникла как универсальная наука, которая изучала все сущее. В процветающих полисах начали появляться академии. Они становились площадкой для обсуждения самых разных суждений учеными людьми. Их звали философами - в переводе с греческого языка «любителями мудрости».

Со временем количество знаний увеличивалось. Постепенно от философии откололись первые самостоятельные науки, например, физика. Ученые, которые углублялись в свой любимый предмет, создавали специальные школы. Наука возникла в тот момент, когда философы пришли к выводу, что настоящее знание - это знание о чем-то устойчивом и неизменном. Ему противопоставлялись частные мнения - наблюдения и случайные рассуждения людей, которые не могли быть доказаны.

Взаимосвязь

Конкретные науки изучают отдельные аспекты бытия. Философия же объединяет всех, и поэтому она важнее разрозненных дисциплин. Так рассуждали древние греки. Например, так ораторы того времени сравнивали физику и философию: первая изучает природу и ее законы, философия же охватывает не только природу, но и человека. Она выходит за пределы узкого познания.

Споры о том, каковы сходства философии и науки, продолжались на протяжении многих столетий. Возникшая относительно недавно школа позитивизма и марксистское учение также пытались ответить на этот вопрос. Сторонники этих теорий считают, что право на существование имеет только та философия, которая основана на научных достижениях. Может ли быть такое на практике?

Универсальный метод, который бы определял сходства философии и науки, так и не был сформулирован. Множество исследований на эту тему проводил Гуссерль. Он стал автором теории «философии в качестве строгой науки». Но ни он сам, ни его сторонники так и не смогли достичь удовлетворительных результатов в этом направлении. Философия и наука, сходства и различия которых особенно пристально изучались в XX веке, породили экзистенциалистское учение. Его постулаты прямо подчеркивают, что эти две дисциплины мало связаны друг с другом.

Границы познания

Что общего между философией и наукой? Определенно, они являются способами познания сущего. Однако их методы и цели заметно различаются. Наука ограничена, она изучает только те вещи, которые находятся в пределах ее узкого предмета. У философии же нет границ, она охватывает все сущее вокруг. Такое познание расплывчато, оно не основано на четких фактах.

Сходства и различия между философией и наукой также можно проследить на отношении к эмпирике. Например, для физики и биологии усвоенный опыт и эксперименты крайне важны, так как без них нельзя доказать ни одной теории. В философии к этим вещам относятся более легкомысленно.

Дифференциация

Научные дисциплины сильно отличаются друг друга. Это объясняется тем, что мир очень сложен - в нем много срезов. Для каждого из них появляется своя наука. Например, физика и математика тесно связаны, но в то же время они имеют мало общего с гуманитарными предметами. Философия и наука, сходства и различия которых можно наглядно изучить на примере дифференциации, не похожи тем, что первая монументальна, а вторая разнообразна и раздроблена.

Ученые, как правило, заняты своей узкой сферой. Они мало интересуются тем, как их работа отразится на всеобщем научном знании. Философы же всегда старались в своих теориях охватить весь мир со всеми его законами и противоречиями. Такими были: Аристотель, Гегель, Кант и многие другие знаменитые мыслители человечества.

Отношение к небытию

Важные различия философии и науки заключаются в их отношению к предмету изучения. Мыслители пытаются объяснить не только настоящий мир, но и условное «ничто» - нечто, что находится за пределами человеческого сознания. Наука же изучает только то, что действительно существует.

Небытие является важной сферой для всех философских школ, начиная с античного мира. В Китае и Индии (одних из самых древних цивилизаций мира) «ничто» было фундаментальной основой любого учения. Схожее отношение существовало и в западноевропейской философии. Для мыслителей «ничто» так важно, потому что это одна из материй, с помощью которой можно найти основание всего существующего. Философы на протяжении веков разными способами пытались найти некий абсолют - всеобъемлющее знание. Ученые не занимаются подобными проектами. Они исследуют конкретные факты и материи. Интересно, что сходство и различие философии, науки и религии также можно провести по отношению к абсолюту.

Объективизм и субъективизм

Что еще имеют схожего философия и наука? Общее в них то, что обе они представляют собой интеллектуальную мыслительную деятельность. Их результат выражается в определенных системах. Итог такой деятельности всегда различен. Наука стремится быть объективной. Она опирается только на сухие факты. Результаты долгих исследований и экспериментов ложатся в основу Их главное достоинство в том, что они состоят только из безличного знания.

Философия тоже пытается быть объективной, но так как в центре ее изучения всегда стоит человек, философы не могут исключить из результатов своей работы мнение и отношение человека к изучаемому предмету. Мировоззренческая позиция любого мыслителя опирается на доводы, которые сильно отличаются от научных. Поэтому любая философия априори субъективна. С этим связано и то, что внутри нее возникает множество разных школ и учений, часто противоречащих друг другу. В науке такого не может быть. Если ученый с помощью фактов доказал некую теорию, то его преемникам придется считаться с ней в своих работах. Философы же могут отвергать и опровергать друг друга. Например, некоторые течения XX века отрицали опыт европейских школ XIX столетия и т. д.

Роль философии в науке

Философия и наука не просто имеют сходства и различия. Они являются составной частью друг друга. Первые научные теории были построены на философских принципах. Даже современные ученые пользуются теми которые были впервые опробованы еще мудрецами античной Греции. И в этом нет никакого противоречия.

Философия - это методика познания, логика, мировоззренческие схемы. Все это лежит в основе глобального и всеобщего Ни один ученый не может без перечисленных выше приемов понять и осознать процессы окружающего мира. Таким образом, некоторые философские приемы являются верными инструментами любого научного исследователя. Способность мыслить теоретически, складывать отдельные элементы систем в одну картинку - все это важные для ученых вещи.

Прежде чем говорить об их отличии, мы должны разделить все конкретные науки на две группы: а) фундаментальные и б) прикладные. Фундаментальные науки нацелены на изучение мира – такого, каков он есть сам по себе. Прикладные науки имеют своей целью практическое применение материалов и явлений природы для нужд человечества. Для философии главный интерес представляют данные фундаментальных наук.

Так вот, между философией и конкретными науками существует два принципиальных отличия.

Первое . Конкретные науки изучают мир по частям (отсюда и другое их название – "частные"). Каждая такая наука находит какую-то отдельную область мира и исследует её. Философия выполняет по отношению к ним противоположную функцию. Она стремится показать мир как целое. Подобно тому, как спортивный тренер противостоит игрокам, а театральный режиссёр – актёрам, так и философия составляет единство противоположности со всеми остальными науками. Их цель – мир по частям, цель философии – мир в целом.

Второе . Каждая конкретная наука начинает процесс познания "своей" части мира со ступени непосредственного чувственного восприятия (созерцания) тех реальных предметов, которые её составляют. Исследуя данные предметы, она вырабатывает соответствующий круг понятий и определений, посредством которых делает данную область мира достоянием нашего мышления. Например, химия показывает нам качественные различия вещества планеты посредством таких определений, как: соль , оксид , гидрат , кислота , основание и т.д. Если мы уберём эти понятия из своей головы, то вместе с ними исчезнут все те различия вещества, которые показывает химия.

В противоположность частным наукам философия начинает постигать мир не со ступени его непосредственного чувственного восприятия, а сразу же со ступени его мышления. Она оставляет всё позитивное содержание частных наук (данные наблюдений, замеров, экспериментов, расчётов) самим наукам и сосредоточивает своё внимание на их рациональной стороне – используемых ими понятиях и определениях. Философия противопоставляет себе все эти понятия и определения и выстраивает из них единую научную картину мира.



Понятия и определения – это один и тот же материал нашего мышления. Понятия состоят из определений. При этом каждое определение само может рассматриваться как понятие, состоящее из собственных определений, и наоборот, каждое понятие может выступать одним из определений понятия более высокого уровня. Например, если нас заинтересует понятие данного университета , то в этом случае все составляющие его факультеты и студенты будут выступать в качестве его определений. Но если нас заинтересует вся система образования , существующая в городе, то здесь уже сам университет будет выступать одним из определений её понятия. Понятия и определения неотделимы друг от друга и по ходу наших размышлений переходят друг в друга.

Именно потому, что философия имеет своим предметом не чувственно воспринимаемый мир вещей, а лишь те понятия и определения, посредством которых мы осмысливаем мир, она является умозрительной наукой. Соответственно, задача философии заключается в том, чтобы выстроить из этих разрозненных понятий и определений научную картину мира, показывающую его как целое.

Деление курса философии

Все те определения (понятия), посредством которых люди осмысливают мир и передают друг другу информацию, делятся на три группы. Первую группу составляют определения мышления , вторую – определения природы , третью – определения человечества . За пределами этих групп никаких других определений оставаться не должно. Согласно этому курс философии делится на три части, в которых систематизируются:

Определения мышления,

Определения природы,

Определения человечества .

Часть первая

МЫШЛЕНИЕ

Пустого беспредметного мышления не бывает. Оно всегда нацелено на постижение понятия того или иного предмета. Если каждый конкретный предмет имеет своё понятие, то, следовательно, у всех у них (у их понятий) есть нечто общее, что присуще понятиям всех предметов. Вот это общее называется чистым понятием или понятием как таковым .

Чистое понятие. Любой предмет представляет собой нечто целое . Как целое он состоит из частей , а части – из элементов . На языке определений мышления целое называется всеобщностью , части – особенностью , а элементы – единичностью . Однако для того чтобы получить возможность использовать в своих умозаключениях данные определения, необходимо прежде выявить в самом предмете все его реальные части и элементы. Только за счёт этого наше мышление получит тот фактический материал, который позволит ему наполнить данные определения (всеобщее, особенное и единичное) конкретным содержанием. Но ещё раньше нам потребуется обнаружить сам предмет: найти его в окружающем мире и отделить от остальных. Соответственно, вся процедура постижения понятия любого предмета состоит из трёх последовательных этапов. На первом этапе мы только обнаруживаем факт бытия интересующих нас предметов. На втором – выявляем их внутреннее строение и внешние связи. На третьем – постигаем их понятие как таковое.

Категории. Каждому этапу постижения понятия соответствует своя группа определений мышления, которые называются категориями . Что такое категории? Это всеобщие признаки , которые мы находим у всех предметов вообще. Все вещи обладают количеством, качеством, формой, содержанием, отношением к чему-либо, причиной, следствием и т.д. Вот такие всеобщие признаки, мыслимые в их чистоте, называются категориями [от греч. kategoria – высказывание, обвинение, признак]. В окружающем мире мы всегда имеем какое-то определённое количество, качество, форму, содержание и т.д.. Но в своём мышлении мы находим эти определения в их чистоте: качество как таковое, форма как таковая, и т.д.

Категории являются теми внутренними конструктивными элементами нашего мышления, посредством которых оно синтезирует понятия предметов. Сами по себе категории пусты. Они лишь чистые определения мышления. Своё назначение они реализуют только тогда, когда соединяются с чувственными восприятиями вещей. В результате соединения восприятий с категориями возникают понятия предметов. Как это происходит? Это должна показать нам наука о мышлении, которая называется логикой .

Соответственно, наука о мышлении – логика – делится на три части. В первой части рассматриваются те категории, посредством которых мы обнаруживаем бытие интересующих нас предметов. Во второй – те, посредством которых мы раскрываем их сущность . Наконец, в третьей части – те категории, с помощью которых мы выстраиваем понятия предметов.

ТЕМА 2. Категории бытия

В данном разделе рассматривается последовательный ряд категорий, посредством которых мы обнаруживаем в окружающем мире интересующие нас предметы. Этот ряд включает в себя три сферы определений:

качества ,

количества ,

меры .

Чтобы легче освоить данный материал следует припомнить свой опыт работы с биноклем или с фотоаппаратом, снабжённым объективом. Глядя через бинокль на мир, мы наблюдаем следующую картину. Когда объектив находится в одной из крайних точек фокусного расстояния, мы видим в кадре серое размытое пятно. Переводя объектив в другую крайнюю точку фокусного расстояния, мы вновь получаем такое же серое, размытое пятно. Повторяя так много раз, вращая объектив туда-сюда, мы начинаем замечать, что в ходе этого что-то возникает и тут же исчезает. Замедляя вращение объектива, мы в итоге фокусируем очертания находящихся в кадре предметов. Далее мы пристально рассматриваем эти предметы и находим среди них тот, который нас непосредственно интересует. После этого мы переносим своё внимание только на этот предмет и далее рассматриваем уже только его: его внешний вид, его внутреннее строение, внешние связи и т.д. Вот в такой же последовательности происходит формирование образов предметов в нашем сознании.

Качество

Определения качества:

а) чистое бытие ,

б) наличное бытие ,

в) определённое бытие .

а) Чистое бытие

Познание любого предмета начинается сконстатации того факта, что всё то, что существует в этом мире, включая интересующий нас предмет, всё это есть .Мы признаём, что есть мир как таковой во всём богатстве его содержания. Причём всю пестроту его красок мы без каких-либо оговорок оставляем здесь без внимания и удовлетворяемся лишь только тем фактом, что всё то, что существует, что имеет место быть в этом мире, – всё это просто есть . Таков самый первый шаг в логике познания мира, который фиксируется категорией чистого бытия . В нашем примере с биноклем этой категории соответствует серое пятно, которое представляет собой полностью размытые очертания всех предметов, находящихся перед объективом.

Но, с другой стороны, это серое пятно ещё ничего не показывает нам. В нём мы не видим ни одного конкретного предмета, поскольку все они слились в однообразную серую массу. Говоря о том, что всё есть, что есть бытие как таковое, мы, следовательно, исключаем из своего внимания всё богатство содержания мира, всё то, что наполняет его собой. Тем самым категория чистое бытие оказывается равной категории ничто . Бытие есть то, что совершенно лишено определений, и точно такое же отсутствие определений есть ничто .

Конструктивная роль этих категорий заключается в том, что в своём бесконечном взаимном переходе друг в друга они образуют логический ноль абсолютное начало процесса познания как такового, вне зависимости от того, что именно и в какой части мира нас интересует и что, следовательно, мы намерены познавать.

Попытка удержания определений чистого бытия и ничто проявляется как постоянное движение мысли: стремясь к достижению определения чистого бытия , мышление неожиданно для себя получает ничто , а убегая от ничто , оно приходит к чистому бытию , которое тут же опять превращается в ничто , и т.д. до бесконечности. Такое внутреннее беспокойство мысли, перебегающей от чистого бытия к ничто и обратно, есть становление .Но становление понимаемое не в историческом плане, не в плане истории развития реального объекта, а в логическом плане, в плане появления в нашем сознании образов созерцаемых нами предметов. В нашем примере с биноклем категории становления соответствует сам переход от одного серого пятна к другому и обратно.

б) Наличное бытие

При перемещении объектива из одной крайней точки фокусного расстояния в другую (от одного серого пятна к другому) мы обнаруживаем, что по ходу этого в кадре то возникают очертания каких-то предметов, то опять пропадают, преходят , сливаясь в серое размытое пятно. Это побуждает нас останавливать движение своей мысли от чистого бытия к ничто и сосредотачивать внимание на том, что возникает в ходе становления.

Сфокусировав изображение в кадре, мы в итоге получаем устойчивые образы созерцаемых нами предметов. Тем самым наше мышление восходит на ступень наличногобытия , которая представляет собой единство определений возникновения и прехождения . То, что беспрестанно возникало и ничтожилось, предстало теперь на экране нашего сознания тем, что есть в наличии .

Получив устоявшуюся картинку окружающего нас мира, мы обнаруживаем, что он состоит из ряда конкретных предметов. Каждый из них мы можем определить как нечто или как иное . Нечто – это тот предмет, который нас непосредственно интересует, а иное – это всё остальное, отличное от него. Так, например, если перед нами находятся ваза, книга и авторучка, то каждую из них мы можем определить и как нечто и как иное . Если нас интересует книга, то она будет определяться как нечто , а всё остальное – ваза и авторучка – как иное .

Наличное бытие каждого нечто (предмета) имеет свой предел, свою границу, которая определяется через его качество . Качество является интегральным признаком предметов окружающего нас мира, позволяющим отличать их друг от друга, как нечто и иное . В самом слове качество , произнесённом по слогам, слышится фраза как-что-есть . Например, неорганическое вещество планеты – это одно качество (естество), живые организмы биосферы – это другое качество, человечество – это третье качество.

в) Определённое бытие

Рассматривая интересующее нас нечто в пределах его качества, мы подвергаем отрицанию всё иное . В результате мы оставляем в фокусе своего внимания только данное нечто . Данная ступень фиксируется категорией определённого бытия . Определённое бытие – это простое соотношение нечто с самим собою, которое достигается через отрицания от него всего иного . Например, если нас интересует человечество, то мы просто оставляем за пределами своего внимания вселенную и биосферу и сосредоточиваемся только на человечестве.

Определённое бытие оставляет в пределах нашего внимания только одно данное нечто , которое мы обычно называем местоимением "это". Исключив из него всё иное, мы определяем "это" (данное нечто ) как одно . Наличие границы у "этого" нечто границы обусловливает переход нашей мысли к другому нечто, от него – к третьему нечто, и т.д. Если есть одно нечто, значит, есть и многие другие нечто. Определение одно , следовательно, переходит в свою противоположность – в определение многие .

Например, если мы будем рассматривать в качестве нечто всё человечество, то обнаружим в нём одного человека, другого человека, третьего и вообще – многих людей. То же самое мы обнаружим и в наличном бытии биосферы: один живой организм, другой живой организм, ..., многие живые организмы. И те же определения мы применяем к элементам Вселенной: одно небесное тело, другое небесное тело, ..., многие небесные тела.

Каждое одно есть то же самое, что и многие другие одни . В силу этого определения одно и многие преобразуются в определения единица и множество . А это значит, что, выявляя бытие предметов окружающего нас мира, мы с необходимостью переходим от их качества к определению их количества . Категории одно и многое принадлежат ещё сфере качества. Категории единица и множество принадлежат уже сфере количества.

Количество

Определения количества:

а) неопределённое количество,

б) ограниченное количество,

в) определённое количество.

а) Неопределенное количество

Всё что существует в нашем мире разделено и обособленно. В силу этого первыми определениями понятия количества являются непрерывность и дискретность (прерывность ). Мир сколь непрерывен, столь и дискретен в своей непрерывности. Например: бесконечный ряд тел Вселенной, бесконечное число живых организмов на планете и т.д.

б) Ограниченное количество

Наложение границы на бесконечный ряд предметов делает неопределенное количество ограниченным или величиной . Например: "от этого дерева до этого дерева", "от этой звезды до этой звезды".

в) Определённое количество

Ограниченное количество становится определенным благодаря числу . Числа создаются посредством действия нумерации . К единице прибавляют единицу и к полученному числу всякий раз вновь прибавляют единицу. Действие нумерации не следует путать с действием сложения . При нумерации только производят числа, тогда как при сложении оперируют уже готовыми числами.

Понятие числа содержит в себе два собственных определения: численность и квант . Это значит, что любое число представляет собой одновременно и некоторое множество заключённых в нём единиц и их нераздельное единство . Множество – это численность составляющих его единиц. Единство – это квант (целостность) заключённых в нём единиц.

Из соотношения данных определений числа (численности и кванта ) вытекают три главных математических действия:

Сложение (вычитание),

Умножение (деление),

Возведение в степень (извлечение корня).

Непосредственное сравнение чисел между собой дает действие сложения и вычитания . Например. Пять больше трёх на две единицы. Четыре меньше семи на три единицы.

Соотношение двух чисел между собой в противоположности их значения, когда одно число выступает как квант , а другое как численность дает действие умножения и деления . Например. Пятью семь (пять раз по семь) равняется тридцати пяти.

Когда одно и то же число выступает одновременно в единстве обоих своих определений – и как квант , и как численность , тогда мы получаем действия возведения в степень и извлечения корня . Например. Три (квант ) умножаем на три (численность ) и получаем девять.

Все другие математические действия являются производными от этих трёх.

Мера

Единство качественной и количественной определённости предметов даёт понятие меры. Мера – это качественно определенное количество , или количественно определенное качество .

Ступени определения меры:

Специфицированное количество,

Специфическая мера,

Реальная мера.

а) Специфицированное количество

Специфицированное количество – это произвольное соединение количественной и качественной определенности предмета. Например: "сорок тысяч курьеров", "сотни актов балета", "миллион книжных страниц".

б) Специфическая мера

Внутри специфицированного количества всегда присутствует какая-либо специфическая мера. Например. В министерствах имеется по 2-3 курьера, балет состоит из 2-4 актов, книга содержит в себе 300 странниц.

Специфические меры образуют узловую линию мер .

Узловая линия мер раскрывает себя с двух сторон: а) со стороны нарастания её интенсивной величины и б) со стороны нарастания её экстенсивной величины . Например, вот как выглядит узловая линия мер экстенсивной величины человечества: человек семья поселение область страна мировой регион человечество . В основе существования каждого узла лежит свой специфический фактор:

- человек – биологическая индивидуальность,

- семья – кровнородственные узы,

- город (поселение) – экуменический фактор,

- область – территориально-административный фактор,

- страна (республика) – национальный фактор,

- регион мира – религиозный или расово-этнический фактор,

- человечество – тотальность, снимающая различия всех предыдущих факторов.

Конечно, в реальной жизни указанные факторы могут иногда меняться местами и иначе сочетаться между собой, но общая последовательность узлов на экстенсивной линии мер человечества соответствует приведённой схеме.

Если теперь мы посмотрим на динамику нарастания интенсивной величины человечества, то получим аналогичную узловую линию мер. Начало нашей истории мы ведём с момента образования на Земле биовида человека разумного . Затем идут семейные и родовые общины. Им на смену приходят поселения соседских общин . На базе соседских общин образовывались города-государства и первые империи . Далее мы видим распад империй и становление самостоятельных стран -государств . На современном этапе мы наблюдаем интеграцию стран в региональные союзы и в единое мировое сообщество . Сопоставив обе линии, мы увидим, что узлы на интенсивной линии мер человечества в целом совпадают с узлами на его экстенсивной линии мер.

Понятие узловой линии мер содержит в себе богатый эвристический потенциал. Вот лишь некоторые направления мысли, которые вытекают из данного раздела логики.

а) В рамках учения об узловой линии мер можно найти рациональное обоснование необходимости образования империй в истории человечества и их последующего распада.

Когда империи создавали более развитые народы, то благодаря своему господству они стягивали отсталые и разрозненные народности в один узел. Тем самым империи, с одной стороны, стимулировали покорённые народы к более быстрому развитию, а с другой – самим фактом своего существования создавали на линии мер человечества узел более высокого порядка. После распада таких империй "освободившиеся" народы, как правило, без особого труда преобразовывались в самостоятельные и вполне жизнеспособные государства, что надо рассматривать как акт восстановления промежуточных узлов на линии мер человечества. При этом сохранялась определённая степень дееспособности и того узла, который сложился за время существования империи.

Наглядный тому пример – распад Советского Союза. Большинство входивших в его состав народов обрели свою государственность благодаря принадлежности сначала к Российской империи, а затем и к СССР. Положительным результатом распада этого союза следует поэтому считать восстановление его бывших республик в качестве самостоятельных узлов на линии мер человечества.

б) Учение об узловой линии мер указывает нам также на то обстоятельство, что первоначально прогрессивная роль тех факторов, которые послужили основанием для образования узлов на интенсивной линии мер человечества, со временем становилась тормозом, сдерживающим появление узлов более высокого порядка. Так, например, принцип кровного родства, который в своё время привёл к появлению родовых общин, в дальнейшем стал препятствием на пути образования узлов более высокого порядка: соседских общин и городов-государств. Тем более следует признать анахронизмом процветание этого принципа в современном мире, в условиях повсеместного перехода к свободным, равным, правовым отношениям в обществе.

В свою очередь, образование княжеств, герцогств, графств для своего времени было прогрессивным событием, но в дальнейшем они также превратились в тормоз на пути формирования единого государства. Каким бы жестоким нам не казался сегодня Иоанн Грозный, но его борьба против удельных князей и бояр была необходимым шагом на пути к формированию единого Российского государства.

в) Учение об узловой линии мер даёт ключ к пониманию и таких малоприятных явлений в истории человечества, как массовые казни и необратимое уничтожение культурного наследия народов, чинимые в ходе социальных революций. Для того чтобы из пестрого ряда разрозненных стран мог в дальнейшем сложиться их устойчивый союз (узел), способный к существованию на собственной основе, требовалось устранить их многовековую национально-религиозную обособленность и подвести их под некий общий знаменатель. Отсюда проистекает та кажущаяся чрезмерной степень разрушений, которыми сопровождались все великие революции. Эта чрезмерность являлась жертвой, приносимой каждым народом ради достижения единства всего человечества . Если нарастание степени целостности человечества имеет необходимый характер, то, следовательно, и деструктивная функция социальных революций во всей избыточности её проявления должна быть признана необходимой. Боль таких признаний можно смягчить той мыслью, что подобную плату за вхождение в состав человечества пришлось заплатить всем народам.

г) Отсюда же вытекают такие, казалось бы, совершенно несовместимые явления в искусстве, как, например, поэзия Владимира Маяковского и Сергея Есенина, или творчество "Машины времени" и "Песняров". При всей их внешней отстранённости друг от друга они не случайно совпадают по времени, поскольку выражают собой единство противоположных устремлений духа российского народа, равно заинтересованного как в сохранении своей самобытности и самодостаточности, так и во вхождении в единое общечеловеческое пространство.

в) Реальная мера

Узловая линия мер заканчивается определением реальной меры . Реальной мерой наличного бытия для людей является всё человечество, для живых организмов – вся биосфера, для небесных тел – вся Вселенная.

Установив реальную меру чего-либо, мы снимаем все различия с промежуточных узлов на линии мер и делаем их неразличимыми. В итоге последним определением учения о бытии становится определение абсолютной неразличённости реальной меры наличного бытия интересующего нас нечто .

ТЕМА 3. Категории сущности

Первоначальные представления о сущности вещей формируются у человека благодаря сказкам. Эти представления носят наивный и экзотический характер. Например: лягушка превращается в царевну, дуб оборачивается молодцом и т.д. Позднее эти представления дополняются явлением метаморфозы живых организмов: гусеница → кокон → бабочка → личинки → гусеницы; икринка → головастик → лягушка, и т.д. Подобные представления, хотим мы того или нет, довлеют над нашим сознанием задолго до того, когда мы всерьёз начинаем задумываться над тем, что же следует понимать под сущностью вещей.

Процедуру постижения сущности вещей мы начинаем с того, что снимаем с меры их наличного бытия определение абсолютной неразличённости . Тем самым всё богатство красок воспринимаемого нами мира становится видимым и различимым. Различие предметов обнаруживается благодаря рефлексии. Слово рефлексия означает взаимное отражение предметами друг друга, благодаря чему они раскрывают как своё различие, так и свою схожесть (тождество).

Определения сущности:

Существование,

Явление,

Действительность.

Существование

Все предметы, из которых состоит мир, сколь различны, столь и тождественны (схожи) между собой. Причем различие вещей проступает через их тождество, а тождество через различие. Например, каждый человек имеет свое лицо, лишь постольку, поскольку есть другие лица других людей. (То, что схоже на 100%, называется не тождественным, а идентичным .)

Несущественные различия предметов имеют внешний характер: высокий и низкий, худой и полный, брюнет и блондин и т.д. Существенные различия имеют внутренний характер и выступают в форме противоположности. Каждая сторона такой противоположности существует лишь постольку, поскольку существует другая сторона, и постольку, поскольку она не есть эта другая сторона. Например: мужчина – женщина, учитель – ученик, врач – больной.

Основаниемсуществования таких предметов является сама их противоположность. Например. Половой способ продолжения человеческого рода обуславливает существование мужчин и женщин. Процесс передачи знаний подрастающим поколениям обуславливает противоположность учителей и учеников. И т.д.

Каждый предмет находится в отношении противоположности не с одним, а многими другими предметами. Например, каждый человек выступает в качестве одной из сторон многочисленных противоположностей. Как мужчина он существует в своей противоположности к женщине, как отец – к своим детям, как сын – к родителям, как прихожанин – к священнику, как работник – к своей фирме, и т.д.

Являясь одной из сторон многочисленных противоположностей, вещь обладает свойствами . Данные свойства вещи проявляются через её отношение к другим вещам, которые являются их потребителями.

Качество и свойство – не одно и то же. Можно потерять отдельное свойство, но продолжать оставаться тем, что ты есть. Например, утюг, у которого не работает парообразователь, продолжает быть утюгом. Тогда как потеря качества означает прекращение существования данного предмета.

Слияние свойств вещи до их полной неразличимости дает определение материи .Обратное действие – восприятие вещи в совокупности всех ее свойств, дает определение формы . Вещь, с одной стороны, распадается на материю и на форму , с другой представляет собой их единство, поскольку материя проявляет себя только через форму, а форма – через материю. Бесформенной материи не бывает. Она является нам посредством формы.

Явление

Форма вещей двойственна. Есть внешняя форма, безразличная содержанию. Есть внутренняя форма вещей, переходящая в их содержание. Внешняя форма вещи это её внешний вид. Внутренняя форма вещи – это её строение .

Внутреннее строение (форма) вещи переходит в её содержание, а содержание вещи переходит в её строение. Содержание и форма (строение) вещи образуют её закон . Вещь такова, каково её строение и содержание происходящих в ней процессов.

а) часть – целое,

б) сила – обнаружение,

в) внутреннее – внешнее.

а) Часть – целое

Вещь представляет собой нечто целое, хотя состоит из частей. Части обладают некоторой самостоятельностью, как по отношению друг к другу, так и по отношению к целому. Но они являются частями лишь постольку, поскольку образуют целое .

б) Сила – обнаружение

Более высокая ступень понимания сущности вещей состоит в рассмотрении частей как сил , а целого как обнаруживающего эти силы. Например, планеты солнечной системы являются не только её частями, но и действующими в ней силами. Каждый живой организм является не только частью биоценоза, но и действующей в нём силой. Каждый игрок команды представляет собой не только её часть, но и её силу.

в) Внутреннее – внешнее

Внутреннее содержание вещи обнаруживает себя через внешнее действие вещи. В своём внешнем проявлении вещь не показывает ничего иного, чего не было бы в её внутреннем содержании. Например, каков человек в своих делах, таков он и по своей внутренней сути.

Три названных вида существенных связей переходят друг в друга. Целое состоит из частей. Части проявляют себя как силы, которые реализуются через внешнее действие вещи.

Действительность

Действительность – это то, что действует.

Чтобы быть действительной, вещь должна иметь возможность для своего действия. При этом возможность проявляет себя с двух сторон:

а) как возможность самой вещи к действию.

б) как наличие внешней возможности для действия вещи.

Незрелое, неразвитое состояние вещи не позволяет ей быть действительной, т.е. действовать сообразно своей сущности.

Реализуется возможность в форме случайности . Например, диплом культуролога дает выпускнику возможность работать на многих должностях. Он выбирает одну должность, что является случайностью по отношению к имеющимся возможностям.

В свою очередь, случайность становится условием для вхождения в действительность других вещей. Например, то, что один выпускник занял какую-то одну должность, становится условием того, что другой выпускник занимает другую оставшуюся свободной вакансию.

При отсутствии условий вещь существует только в возможности, но не в действительности. Когда же все условия имеются налицо, тогда предмет становится действительным. Тем самым от условия мы переходим к определению предмета . Именно условия предопределяют необходимое содержание предмета. Например. Всем знакомы объявления типа: "Требуются молодые мужчины, до 40 лет, с таким-то образованием, со знанием языков, опытом работы..." и т.д. В других ситуациях говорят, что "работать в таких условиях другой человек не смог бы".

Единство предмета и условий даёт определение действия . Действуя, предмет переносит условия на себя, чем придает им действительность, а себя – на условия, чем придает себе действительность. Например: наличие помещения, музыкальных инструментов и учеников позволяет учителю музыки действительно осуществлять свою деятельность. И без его деятельности не может быть ни действительных учеников, ни действительной музыкальной школы, ни действительных инструментов.

Действительность, раскрывающаяся через единство определений условия , предмета и действий , даёт нам переход к определению необходимости . Действие каждого предмета предопределено тем кругом условий, которому он принадлежит. Действие самих условий как предметов в свою очередь определена другими условиями и их действием , и так далее, вплоть до пределов той системы, которую все эти предметы, условия и действия образуют. Такая целокупность соответствующих друг другу условий, предметов и действий даёт нам определение круга необходимости . Только находясь в пределах такого круга, предметы обретают свою свободу .

Например. Человек, чтобы жить, должен иметь: дом, газеты, завтраки и обеды, родственников, друзей, коллег, работу, отдых, спорт и прочее. Как ни удачно складывалась жизнь Робинзона Крузо на его острове, он всё равно стремился вернуться назад к людям, в свой круг необходимости . Северному оленю нужна тундра. И сколько, говорят, волка не корми, он всё равно в лес смотрит.

Каждая качественная ступень нашего мира – Вселенная, биосфера, человечества – представляют собой такой круг необходимости для всех образующих их предметов. В каждом таком круге существует три вида отношений действительности :

а) субстанциальное отношение,

б) причинное отношение,

в) отношение взаимодействия.

а) Субстанциальное отношение

В рамках своего круга необходимости каждый отдельный предмет представляет собой акциденцию (от лат. accidentia - случайность, несущественность). Вселенная, например, состоит из бесконечного числа единичных небесных тел. Биосфера – это мириады единичных живых организмов (акциденций). Человечество – это более 7 млрд. человек (акциденций) и бесконечное число созданных им предметов.

В своей совокупности акциденции образуют субстанцию данного круга необходимости. Иначе говоря, субстанция – это тотальность акциденций . Например, тотальность небесных тел (акциденций) даёт нам субстанцию Вселенной. Тотальность живых организмов планеты (акциденций), даёт нам субстанцию биосферы. Тотальность людей как акциденций (6,5 млрд. чел.) даёт нам субстанцию человечества.

Substantia в переводе с латыни означает основу , подстилку . Под этим словом принято понимать то, что лежит в основании всего существующего в этом мире. Но если мы будем рассматривать субстанцию отдельно от акциденций как некую первоматерию, предшествующую всему и вся, то при всей своей фантазии мы её в таком виде нигде не обнаружим. Без акциденций, связанных между собой кругом определений необходимости, субстанции не существует. Категории субстанции в том её значении, которое вкладывал в неё Спиноза, н

Перечислим аспекты, подтверждающие сходство философии и науки: 1) выражение знания в теоретической форме; 2) общие цели: описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности; 3) кумуля-тивный характер (суммирование и концентрация прошлых результатов); 4) постепенный пере-ход от предметной к проблемной ориентации; 5) одновременное возникновение; 6) инсти-туционное оформление в XVΙΙ веке .

Каковы отличия философии и науки?

1. По И.Н. Романову и А.И. Костяеву : наука предоставляет методы, передает резуль-таты; философия дает методологию процесса познания, мировоззренчески объясняет резуль-таты познания.

2. По Н.А. Моисеевой и В.И. Сороковиковой :

1. Картина мира. Главный вопрос . В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?». Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исклю-чая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?».

2. Функции и задачи . Философ осуществляет функцию самоосознания. Задача фило-софа - понять современное сознание и его истоки. Ученый осуществляет функцию получе-ния точного знания. Задача ученого - дать объективную картину мира.

3. Цель . Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает в этом мире человек. Для науки главное - сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально.

5. Предмет исследования . Философия предполагает свободный выбор предмета исследо-вания. Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире .

3. По А.С. Кармину : 1) философия - знание о должном (описывает и объясняет то, что должно быть - ка-ким должно быть наилучшее устройство общества и т.д.). Задача науки - описывать и объяс-нять то, что есть (или было, будет); 2) в философском знании содержатся идеи, которые нельзя ни доказать, ни опроверг-нуть. Научное знание основывается на фактах. Только знание, проверенное опытом, счита-ется в науке истинным; 3) философское знание плюралистично. Плюрализм мнений, взглядов, теорий, учений - необходимое условие развития философской мысли .

4. По мнению П.В. Алексеева , философия в отличие от науки не имеет целью обязательный ответ на поставленный вопрос. Философия - это еще и всегда вопрошание, для нее значимой может быть сама постановка проблемы или попытка обратить на нее внимание общественного сознания, культуры (Социальная философия, 2003.).

Каково соотношение между философией и наукой?

Возможны четыре различных решения этого вопроса: а) философия включает в себя науку; б) философия входит в состав науки; в) философия и наука - это разные области зна-ния; г) философия и наука - это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся об-ласти знания. Наиболее реальным является решение г. Оно предполагает, что философское знание отличается от научного, но в то же время сохраняет связь с последним. Эта связь прояв-ляется в том, что имеются проблемы, общие для философии и науки (например, философ-ские проблемы физики, математики, биологии и других наук). Особенно тесно свя-зана философия с социальными и гуманитарными науками .

Отношение науки к философии : а) естественные науки ближе к онтологии; б) гумани-тарные науки - к гносеологии. Отношение философии к науке : а) скептическое (экзистенциализм, неотомизм); б) пре-увеличенно-положительное (позитивизм); в) уравновешенное по форме (марксизм) .

Известно высказывание Альберта Эйнштейна: «Если под философией понимать по-иск знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то ее, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий». Томас Маннсчитает философию «царицей наук». Она обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет много исследований во всех областях науки. «Философия - это сжатое изложение науки своего времени» - вторит им Огюст Конт.Все науки в своих основаниях имеют философию, как связующее звено и системное ми-ропонимание.

Литература

1. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. - 928 с.

2. Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004. - 352 с.

3. Романов И.Н. Философия. Исследования - тексты - схемы - таблицы - упражнения - тесты. Учебное пособие / И.Н. Романов, А.И. Костяев. - М.: Педагогическое общество Рос-сии, 2003. - 352 с.

Прежде чем говорить об их отличии, мы должны разделить все конкретные науки на две группы: а) фундаментальные и б) прикладные. Фундаментальные науки нацелены на изучение мира – такого, каков он есть сам по себе. Прикладные науки имеют своей целью практическое применение материалов и явлений природы для нужд человечества. Для философии главный интерес представляют данные фундаментальных наук.

Так вот, между философией и конкретными науками существует два принципиальных отличия.

Первое . Конкретные науки изучают мир по частям (отсюда и другое их название – "частные"). Каждая такая наука находит какую-то отдельную область мира и исследует её. Философия выполняет по отношению к ним противоположную функцию. Она стремится показать мир как целое. Подобно тому, как спортивный тренер противостоит игрокам, а театральный режиссёр – актёрам, так и философия составляет единство противоположности со всеми остальными науками. Их цель – мир по частям, цель философии – мир в целом.

Второе . Каждая конкретная наука начинает процесс познания "своей" части мира со ступени непосредственного чувственного восприятия (созерцания) тех реальных предметов, которые её составляют. Исследуя данные предметы, она вырабатывает соответствующий круг понятий и определений, посредством которых делает данную область мира достоянием нашего мышления. Например, химия показывает нам качественные различия вещества планеты посредством таких определений, как: соль , оксид , гидрат , кислота , основание и т.д. Если мы уберём эти понятия из своей головы, то вместе с ними исчезнут все те различия вещества, которые показывает химия.

В противоположность частным наукам философия начинает постигать мир не со ступени его непосредственного чувственного восприятия, а сразу же со ступени его мышления. Она оставляет всё позитивное содержание частных наук (данные наблюдений, замеров, экспериментов, расчётов) самим наукам и сосредоточивает своё внимание на их рациональной стороне – используемых ими понятиях и определениях. Философия противопоставляет себе все эти понятия и определения и выстраивает из них единую научную картину мира.

Понятия и определения – это один и тот же материал нашего мышления. Понятия состоят из определений. При этом каждое определение само может рассматриваться как понятие, состоящее из собственных определений, и наоборот, каждое понятие может выступать одним из определений понятия более высокого уровня. Например, если нас заинтересует понятие данного университета , то в этом случае все составляющие его факультеты и студенты будут выступать в качестве его определений. Но если нас заинтересует вся система образования , существующая в городе, то здесь уже сам университет будет выступать одним из определений её понятия. Понятия и определения неотделимы друг от друга и по ходу наших размышлений переходят друг в друга.

Именно потому, что философия имеет своим предметом не чувственно воспринимаемый мир вещей, а лишь те понятия и определения, посредством которых мы осмысливаем мир, она является умозрительной наукой. Соответственно, задача философии заключается в том, чтобы выстроить из этих разрозненных понятий и определений научную картину мира, показывающую его как целое.

Чем философия отличается от мифа, религии, науки?

Согласно общепринятому, формальному определению задачи философии, философия, в отличие от частных наук, есть учение о всеединстве, о бытие как целом. Но история философской мысли учит, что всякая попытка найти единство и цельность бытия, или – что, то же – построить систему бытия, не выходя за пределы совокупности единичных, чувственно – данных вещей, создать систему бытия как систему природы, обречена на неизбежную неудачу.

Появившись, как и искусство, из мифологии, философской «ребенок мысли ясной», накапливая знания и совершенствующий логический аппарат, вырос в науку о наиболее общих закономерностях бытия, то есть природы, общества и духовного мира человека. Со временем от философии отпочковались различные области знания, превратившись в самостоятельные науки – физику, химию, географию, биологию, историю, политэкономию и др. так философия стала матерью всех наук. Внимательно следя за своими детьми и опекая их, она в тоже время не растворилась в своих детях, четко заняв свое место в духовной деятельности человечества. Если естественные науки направлены на изучение мира вокруг человека и человека как части этого мира (биологического существа), если искусство – это, прежде всего мир самого человека, то философия – постижение человека в мире и мира в человеке.

Философия как форма культуры отличается от науки:

    Отдельные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, искусству врачевания, искусству обучения. Законодательству. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философию же интересует мир в целом. Она не может примириться с частностью, ибо устремлена к целостному постижению Универсума. Философия задумывается о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего, она ищет ответ на вопрос «что есть сущее, поскольку оно есть». В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах».

    Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существующем объективно, вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Их не интересует ценностная шкала человеческих смыслов, они безоценочны. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывают особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, система Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие не зависит от мнений, настроений и личности ученого. Философия же вся пронизана личностным началом. Философ, прежде всего, должен определиться в своем отношении к миру. Поэтому основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру, сознания к материи).

    Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла ее дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, естествоиспытатель вступает в сферу философских вопросов естествознания. Философия же, в первую очередь стремится вместить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального. Излюбленная тема философских размышлений – предельные, пограничные вопросы, которыми отдельная познавательная область либо начинается, либо заканчивается.

    Философия стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности. Поэтому философское знание выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. В философии важен не только достигнутый результат, но и путь к этому результату. Ибо путь и является специфическим способом обоснования результата.

    В науке принято кумулятивное движение в перед, т.е. движение на основе накопления уже полученных результатов. Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии , метод оборачивания мысли на самого себя. Это как бы челночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение их новым содержанием. Для философии характерна переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли.

    Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Философия отстоит от сферы повседневности и уносится в мир интеллигибельных (умопостигаемых) сущностей, обозначает существование объектов, постигаемых только умом и недоступных чувственному познанию. Вопросы, что есть красота, истина, добро, справедливость, гармония не сводится к эмпирическим обобщениям.

    Язык философии существенно отличается как от языка науки от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета, так от языка поэтического, в котором реальность лишь образно намечается, а также от языка обыденного, где предметность обозначается в рамках утилитарных потребностей. Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения всеобщего, нуждается в таких языковых средствах, в таких универсальных понятиях, которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания. Поэтому философия создает свой собственных язык – язык катег7орий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости.

    Конкретно- научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм культуры. Физика, например, может благополучно прогрессировать без учета опыта истории искусства или религии, а биология – иначе. И хоть философия не может быть сведена (редуцирована) ни к науке, ни к любой другой форме культуры, в целом в ней принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм культуры: науки, искусства, религии, технологии и пр.

Вопрос между философией и религией о неизбежности их расхождения и взаимной борьбы, принадлежа к числу типически «вечных вопросов» человеческого духа, с особенной остротой предстоит сознанию в эпохи коренных переломов миросозерцания, в эпохи духовной растерянности и исканий утраченной цельности духовной жизни. Господствующие, наиболее распространенные в широких кругах идеи о философии и религии, идущие от эпохи Просвещения, а отчасти от еще более давнего направления – от рационализма XVIIвека, представляют дело так, что между философией и религией не только возможно, но неизбежно коренное расхождение. А именно религия мыслится здесь как некая слепая вера, как чужое мнение, именно мнение церковного авторитета, принимаемое на веру без всякой проверки, без самостоятельного суждения личного сознания, лишь на основании детской доверчивости и покорности мысли; и при этом содержание этой веры либо – в лучшем случае – таково, что подлинное знание о нем невозможно, либо даже таково, что прямо противоречит выводам знания. Философия, напротив, есть свободное, чуждое всяких эмоциональных тенденций, строгое знание, основанное на доказательствах, на логических расхождениях. Между той и другой неизбежна роковая пропасть, ничем не заполнимая. В самом деле, для философского оправдания веры, для совпадения философии и религии требовалось бы, чтобы совершенно иррациональное, по существу ничем не мотивированное – ибо по традиции воспринятое – содержание религиозной веры было вместе с тем логически доказано, как бы математически выведено отвлеченной мыслью. Всякая добросовестная попытка в этом направлении сразу же приводит к отрицательным результатам. Честный, подлинный философ есть неизбежно если и не убежденный атеист, то, во всяком случае, «свободомыслящий», «скептик». И искусственными, вымученными, внутренне бесплодными представляются с этой точки зрения попытки примирить и согласовать результаты столь разнородных духовных направленностей и устремлений. Только если философ трусливо отрекается от свободы и предвзятости мысли и насильственно подгоняет аргументацию к оправданию заранее, на веру принятых тезисов, может получиться иллюзорная видимость согласия между философией и религией.

Итак, сейчас разберем, чем все-таки философия отличается от мифа. Миф объясняется в субъект - объектной структуре, причем так, будто она принадлежит внешней действительности, а миф ее не видит ("отождествляет"), а потому все подряд олицетворяет. Речь идет об олицетворении явлений природы, как будто последние есть непосредственно, естественным образом в самой реальности (в то время как они есть только совокупность конструктов новоевропейского научного ума), но только увидены первобытным человеком неадекватно, сквозь пелену иллюзий.

Здесь мы имеем дело с натурализмом, позволившим философии у Кессиди необыкновенно быстро найти свой предмет и таким образом возникнуть (менталистская фигура). Нужно только перестать олицетворять, и увидишь сразу "явления природы", "природу в целом". "Милетские мыслители отбрасывают персонификацию природных явлений и тем самым совершают переход от образного (религиозно-мифологического) представления к отвлеченному понятию, точнее, к теоретическому мышлению, если иметь в виду античное понимание теории (мысленное созерцание живой картины действительности, образа космоса). Этот переход от образного представления к теоретическому мышлению означал открытие новой картины мира, в которой явления объясняются их естественной обусловленностью". Таким образом, мы видим, что специфика сознания определяется Кессиди в менталистском ключе - через содержание. Миф - это о богах, то есть о том, чего на самом деле (объективно) нет, философия - это об объективной действительности. Поэтому и получается, что философия всегда занята лишь тем, что создает "картину мира", отличающуюся от мифологической своей теоретичностью, логической расчетливостью на субъект объект - в этом и состоит "новизна". Собственно, благодаря логичности эта новая картина становится "адекватной" самой действительности - явлениям природы, сущность которых она и вычленяет. С точки зрения Кессиди, милетцы были философами в той мере, в какой искали сущность явлений природы - речь идет об их "первоначалах", полученных путем абстрагирования от наблюдаемых космических явлений. Итак, философия здесь - такое мировоззрение, в каком дается теоретически оформленная, понятийно-абстрактная и потому адекватная (объективная) картина мира. Объект для философствования дает сама наличная действительность, но он превращается в предмет мышления в результате абстрагирования от его образной данности. Вот так и возникает, с точки зрения Кессиди, философская мысль. Остается объяснить только одно - формирование навыка абстракции, понятийного мышления. Это и объясняет переход "от мифа к логосу" как переход одного уровня мировоззрения к другому (вспомним Чанышева). Этот переход мыслится авторами исторически, а история - по-марксистски - законосообразная необходимая и поступательная смена стадий, в которой социальные явления зависят от способов производства. Таким образом, методологически этот ход выглядит так - смена формаций обуславливает смену уровней мировоззрения. В итоге получаем, что греки стали философами потому, что стали рабовладельцами. В связи с появлением трудовой деятельности, у человека "стихийно складывается" мировоззренческая потребность, а вот то, как она реализуется, целиком и полностью зависит от социального субстрата, то есть от типа производственных отношений - от формации. "Первоосновой всех форм общественного сознания, философии, в том числе, является общественно-историческая практика людей, предполагающая активное и заинтересованное отношение к явлениям внешнего мира, к мировому строю вещей, к социальному порядку" и т. п. Натуральный первобытный способ производства влечет за собой "нерасчлененность первобытного коллектива, которому соответствует полная расплывчатость мифа как общественного сознания (где все во всем)". Но постепенно "общественное бытие" начинает меняться. Изменению способа производства, спровоцировавшего изменение мифологической картины мира в теоретическую, огромное внимание уделяет Чанышев. "Скачок в производительных силах в связи с переходом от бронзы к железу увеличил возможности людей и их овладение миром, что стимулировало мышление и давало новые, объективные знания о действительности (речь идет о пранауке)... Товар и деньги как чувственно-сверхчувственная вещь, появившись, привел к абстракции общественного бытия и общественного сознания... Классовая борьба подорвала традиции... Произошла десакрализация жреческих знаний в связи с демократизмом и падением иерархии. Новым классам нужно было новое мировоззрение. Подъем на второй уровень для мировоззрения стал возможен благодаря росту наук, что стимулировало зарождение высшей части идеологической надстройки. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира и новым знанием, как распространение мышления на все мировоззрение из узко-специфической (производственной) сферы... Так и складывается философия как системно-рационализированное мировоззрение". Данный пассаж вскрывает многие недоразумения. Во-первых, "Предфилософия (миф как мировоззрение) везде одинакова". Но из-за того, что на Востоке рабство было неправильным, то есть патриархальным, " философия Китая, Индии, Вавилонии, Сирии, Финикии, Иудеи, Израиля, Египта не получила классических форм, как в Элладе" - сам список настолько одиозен, что его нет возможности комментировать. Народам Востока не хватало абстрактного мышления, - но отчего же? - разве они не умели, к примеру, считать? Кессиди, сверх того, обделяет их еще и логикой, усиленно доказывая, что миф нелогичен вовсе. Подобные крайности не случайны - иначе просто нет никаких причин отличать восточную мифологию от философии. И даже если связывать появление философии с формированием десакрализованного социального пространства, возникает новая неувязка - мы получаем не античную философию, а философию в античности, то есть любой народ, имеющий навык разделенного труда и перешедший на стадию классового общества (к примеру, классического рабства), непременно обзаведется философией. Таким образом, для философии должно быть существенно не то, что она возникает как "эллинская", а то, что она возникает в качестве "рабовладельческой". Иными словами, она - всегда классовая. В итоге Чанышев и Кессиди получают идеологию, причем не всякую, а теоретически оформленную, научно-познавательную (и в этом смысле прогрессивную, общественно-полезную) и осознающую себя таковой. Это - обратная сторона уже упоминавшихся терминов - "мировоззрение", "картина мира". И это, конечно, объясняет интуитивно-прозрачное знание о том, что нечто, происхождение чего описывают Чанышев и Кессиди, может быть чем угодно, но только Философия как событие мысли так возникать не может. Но авторы и не искали события, они искали формирование предмета. И то, что они получили, вполне понятно, если их основания - классический тип рациональности марксистского образца, где классичность влечет за собой ментализм - когда за предметом мышления, формируемым исторически, не видится событие мысли, а марксизм добавляет натуралистичности (субъект-объектная структура и явления природы представляются естественно данными как элементы самой действительности).

error: Content is protected !!