Алхимия парацельса. Парацельс – философ и врач, моральная медицина и этика Парацельса

Cверхблагородный - Парацельс

Н астоящая цель алхимии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!

Парацельс

Знаменитый философ, алхимик и врач XVI века, Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст из Гогенгейма, известный как Парацельс, был удивительным, загадочным, сложным и, на первый взгляд, противоречивым человеком. Одни считали его пьяницей и буяном; другие - женоненавистником; третьи боялись его ясного ума и острого языка и гнали, обвиняя в ереси; четвертые молились на него, поклоняясь как магу и чудотворцу... Лишь в одном все были единодушны - он был одним из тех, кого называют людьми-Титанами, творцами новой эпохи и новой культуры, великим и сложным для понимания.

«Парацельс» в переводе с латыни означает «сверхблагородный». Ведь был он не просто медиком, а занимался оккультными науками - в частности, каббалой и алхимией, рассматривая их, наравне с медициной, как часть философского знания о человеке.

Продолжил учебу он у монахов монастыря св. Андрея, расположенного в долине Савоны. По достижении шестнадцати лет - отправился на учебу в университет Базеля. После этого его обучал знаменитый Иоганн Тритемий из Шпангейма, настоятель монастыря св. Иакова в Вюрцбурге, один из величайших адептов магии, алхимии и астрологии. Именно под руководством этого учителя особенное развитие и практическое применение получили склонности Парацельса к оккультным наукам. Тяга к оккультизму привела его в лабораторию Сигизмунда Фуггера, который, как и аббат Тритемий, был известным алхимиком, способным передать ученику многие ценные секреты.

Позднее Парацельс много путешествовал. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Швеции и России. “Я побывал во многих высших школах - как немецких, так французских и итальянских… Я везде пытался докопаться до основ медицины”. Теофраст даже посетил Индию, когда был пленен татарами. Во время пребывания Парацельса в татарском плену, ему удалось побывать в таинственной Шамбале.

“Много людей искало и до сих пор тщетно пытается пройти в эту Твердыню, но доходят лишь те, кто позваны. История знает немало выдающихся личностей, которым было суждено дать новый импульс к продвижению человеческой эволюции и перед тем посетивших эту Твердыню Великого Знания. Так в свое время и Парацельс провел несколько лет в одном из Ашрамов Транс-Гималайской Твердыни, обучаясь великому знанию, изложенному им во многих томах, и часто в символах, ибо велико было гонение на этих светочей знания. Все его сочинения переведены на немецкий, английский и французкий языки. Многие ученые и врачи черпают из них свои знания, но, по обыкновению, часто умалчивая об источнике” . (ПЕИР, 30.03.36) .

Любой читатель работ Парацельса, знакомый с трудами восточных Мастеров, замечает их идентичность. То, что говорил Парацельс о семеричном строении человека, о свойствах астрального тела, о привязанных к земле элементариях и т. д., на Западе в то время было совершенно неизвестно. Более того - Парацельс много писал об элементалах, или духах природы (но, описывая их, он заменял восточные термины соответствующими названиями из германской мифологии, чтобы облегчить понимание этих вопросов своим соотечественникам, привыкшим к западной манере мышления).

В 1521г. Парацельс, как свидетельствует Ван Гельмонт, прибыл в Константинополь и получил там Философский камень. “Философский камень есть нечто реальное. При том можно понимать его духовно и физически. Духовное состояние, называемое камнем, соответствует созвучанию всех отложений психической энергии. Физически препарат довольно близок препарату Парацельса; но в нем осталась существенная ошибка, в которой он напрасно упорствовал. В остальном, источники арабские, питавшие Парацельса, были довольно правильны”. (С., 27) .

Затем Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в имперской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени. В своих странствиях он собрал много полезных сведений. Парацельс писал: “Я скитался в поисках моего искусства, нередко подвергая опасности свою жизнь. Я не стыдился даже у бродяг, палачей и цирюльников учиться всему, что считал полезным. Известно, что влюбленный может пройти долгий путь, чтобы встретить обожаемую им женщину, — насколько же сильнее та тяга любящего мудрость, что заставляет его скитаться в поисках своей божественной возлюбленной!”

Проведя в скитаниях десять лет (то применяя на практике свое искусство врача, то преподавая или изучая, по обычаю тех времен, алхимию и магию), в возрасте тридцати двух лет он возвратился на родину, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.

После этих удивительных исцелений городской совет Базеля назначил Филиппа Теофраста профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалование. Лекции Парацельса в местном университете, в отличие от выступлений коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны, изложение которых являлось единственным занятием профессоров медицины того времени. Его учение было его собственным, и он преподавал его, невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надежно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами.

Свои знания и умения Парацельс демонстрировал и на практике, значительно превосходя в медицинском искусстве всех своих коллег. Он продолжал совершать множество поистине чудесных исцелений больных, которых авторитетно объявляли неизлечимыми (этот факт удостоверен Эразмом Роттердамским, самым добросовестным и образованным наблюдателем).

Человек, считал Парацельс, образован духом, душой и телом. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Задача врача - выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие.

Изучая лечебный эффект от различных химических элементов и соединений, Парацельс ввел в медицинский обиход препараты меди, ртути, сурьмы и мышьяка, а также лечение водой из минеральных источников; составлял тинктуры, экстракты и эликсиры на основе растений; впервые в истории медицины ввел понятие о дозировке лекарств. «Все есть яд и все - лекарство; то и другое определяет доза» - эта фраза ученого стала крылатой.

В тридцать три года Парацельс уже был предметом восхищения народа и профессиональной зависти коллег. Он возбуждал ярость последних еще и тем, что, в отличие от других врачей, многих бедняков лечил бесплатно. Но чаще всего наградой за его труд служила неблагодарность; он получал ее везде, не только в домах среднего достатка, но и в богатых (к примеру, в доме графа Филиппа Баденского, чей случай врачи признали безнадежным). Парацельс вылечил графа в короткий срок, но тот проявил удивительную скупость. Мало того, неблагодарность этого вельможи вызвала большую радость в стане врагов Парацельса и дала им прекрасный повод злословить и осмеивать его более чем когда-либо.

В это же время Парацельс занимал должность главного городского врача; пользуясь этим, он обратился в городской совет Базеля с предложением передать все аптеки города под его надзор и разрешить ему проверять, хорошо ли провизоры знают свое дело и имеются ли у них в достаточном количестве настоящие лекарства. Как и следовало ожидать, этим он навлек на себя ненависть всех аптекарей и провизоров, к которым присоединились врачи и профессора под предлогом того, что назначение Парацельса профессором университета было произведено без их согласия, и что он был чужестранцем — никто не знает, «откуда он взялся», и, более того, неизвестно, является ли он «настоящим врачом». Вследствие этого гонения Парацельс был вынужден тайно и спешно покинуть Базель в июле 1528г., чтобы избежать нежелательных осложнений.

После этого события Парацельс вновь вернулся к бродячей жизни, странствуя по стране, как в юности, останавливаясь в деревенских харчевнях и ночуя на постоялых дворах. За ним следовали многочисленные ученики, привлекаемые или жаждой познания, или желанием овладеть его искусством и использовать последнее в своих целях. Самый известный из них — Иоганн Опорин, который в течение трех лет был его секретарем и ассистентом, а впоследствии стал профессором греческого языка и знаменитым издателем, книготорговцем и печатником Базеля. Парацельс более чем неохотно раскрывал свои секреты, и Опорин позже весьма неодобрительно отзывался о нем в связи с этим, чем сыграл на руку его врагам. Но после смерти Парацельса он жалел о своем неблагоразумии и выражал преклонение перед учителем.

В 1528г. Парацельс приехал в Кольмар, затем посетил Эсслинген и Нюрнберг. «Настоящие» врачи из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили несколько больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Свидетельства этого можно найти в городском архиве Нюрнберга.

Но и этот успех не изменил жизнь Парацельса, которому, казалось, была предначертана судьба скитальца. Нердлинген, Мюнхен, Регенсбург, Амберг, Мерано, Халле, Цюрих… в итоге осел он в Зальцбурге, куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс, наконец, смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу.

Во многих своих рецептах Парацельс предлагает прибегнуть для составления того или иного снадобья к помо-щи таинственной virgula mercurials. Говорят, речь шла не о чем ином, как о самой настоящей «волшебной палочке»! О ней не раз упоминалось в средневековых источниках по оккультизму, но природа этого артефакта, способного, по-видимому, производить магические действия, так и остается неизвестной. Не исключено, считают современные исследователи, что волшебная палочка, так хорошо знакомая нам по сказкам, представляла собой какой-то прибор. Но откуда он взялся у Парацельса?

Также Парацельс приводил в своих сочинениях подробный рецепт приготовления искусственного человека - гомункула: «Положить в реторту мужского семени и держать при температуре 40"C сорок дней. Появившуюся там фигурку надо питать человеческой кровью 40 недель... после чего она получает способность узнавать и передавать самые сокровенные вещи».

Но ему не суждено было долго наслаждаться столь заслуженным покоем; 24 сентября 1541г. после непродолжительной болезни он умер (в возрасте 48 лет и трех дней) в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь», что на набережной, а его тело было похоронено на кладбище св. Себастьяна. Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень, проломил череп, что, спустя несколько дней, и привело к смерти.

Останки Парацельса были эксгумированы в 1572г. во время перестройки здания церкви св. Себастьяна и перезахоронены за стеной, что окружает двор перед часовней св. Филиппа Нери, пристроенной к церкви, там, где сейчас стоит памятник ему. В центре разрушенной пирамиды из белого мрамора имеется углубление с его портретом, а выше — надпись на латинском языке:" Филиппа Теофраста Парацельса, который стяжал столь великую славу мира за открытие химического золота, изображение и кости; и пока снова не покроется своей плотью ".

На основании памятника имеется надпись: "Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть".

Под этой надписью виден герб Парацельса в виде серебристого луча, на котором расположены один за другим три черных шара, а внизу стоят слова:" Мир живым, вечный покой умершим".

После ухода Парацельс почти не оставил земных сокровищ, однако его наследие, воплощенное в книгах, огромно и нетленно. Его работы — неисчерпаемый кладезь знаний, в них заложено огромное количество семян, из которых, попади они в руки достойных садовников, могут произрасти великие истины. Многое из того, что сегодня толкуется превратно и отрицается, грядущие исследователи извлекут на свет и, придав достойную форму, поместят в основание духовного храма Мудрости.

"…Алхимики средних веков, как Вы знаете, должны были скрывать свои великие знания под запутанными аллегориями и разными символами, чтобы раньше времени не отправиться к праотцам и не подвергнуть уничтожению свой самоотверженный труд во благо человечества. Конечно, в наши дни столь осмеянные алхимики начинают входить в почет, и труды великого Парацельса можно уже найти на полке любимых книг больших ученых и врачей. Так, истина всегда давалась под прикрытием, так же как и все великие Учителя должны были часто прикрываться «серым» плащом, чтобы Свет Их не ослепил и люди допустили бы Их к себе, и приняли хотя бы ту часть Истины, которая была предуготована для этого цикла” . (ПЕИР, 21.05.35) .

Философия Парацельса затрагивает проблему внутреннего развития человека. В разное время и в разных традициях путь внутренней трансформации человека назывался по-разному, но основная задача всегда была одинаковой: раскрытие собственных внутренних потенциалов, поиск своей истинной сути, своего Закона и предназначения, для того чтобы наиболее полно участвовать во всеобщей эволюции и быть на земле проводником и исполнителем воли Бога.

“Люди не знают себя и потому не ведают того, что существует в их внутреннем мире. Каждый человек обладает божественной эссенцией, вся мудрость и сила заложены в нем в зародыше, все виды знаний доступны ему в равной мере…” Каждый человек, учит Парацельс, наделен от природы тремя таинственными силами — Волей, Верой и Воображением, которые способны привести его к высшему совершенству. Воля — или Молитва — есть способность величайшего стремления человека к Богу, закон, заложенный в нем. Вера — способность ощущения Божественного во всем, великая мудрость, знание невидимой сути вещей, спящее глубоко в душе каждого человека; это величайшая сила, исходящая из источника всеобщего Блага, способная создавать, исцелять и производить чудесные превращения. Воображение — способность человека творить, способность призывать и воплощать высокие мечты. Эти три силы изначально даны каждому, но не каждый способен их проявить. В большинстве случаев они так и не развиваются и постепенно исчезают вместе с потерей способности мечтать, верить и надеяться. Но, стремящегося открыть эти силы в себе, ждет долгий и трудный путь.

“Необходимо искать и стучаться, обращаясь ко всемогущей Силе внутри нас, и сохранять ее недремлющей; и если мы будем делать это правильным образом и с чистым, открытым сердцем, мы получим то, о чем просим, и найдем то, что ищем, и двери Вечного, что были заперты, откроются перед нами...”

Парацельс был христианином в истинном смысле слова, но ничуть не фанатиком.

Он был врагом лицемерия, обрядовых служб и нарочитой набожности. “Какой смысл в прилюдной молитве? Она есть начало и причина идолопоклонства, и потому Христос запрещал ее” . Он говорил: “Помните, что Бог отметил нас, наделив пороками и болезнями, дабы показать нам, что мы не имеем ничего, чем гордиться, что наше всеобъемлющее понимание на самом деле ничего не стоит, что мы далеки от познания абсолютной истины и что знания наши и силы в действительности очень малы” .

Парацельс мало читал. Он говорил, что в течение десяти лет не прочитал ни одной книги, а его ученики подтверждают, что он диктовал свои труды, не используя никаких записок и заметок. “Чтение еще никого не сделало врачом. Медицина есть искусство, и оно требует практики. …Начиная изучать мое искусство, я вообразил, что в мире нет ни одного учителя, способного научить меня ему, и что я должен постигать его сам. Книга, которую я изучал, была книгой природы, написанной рукой Господа” .

Сам же Парацельс написал 230 книг по философии, 40 книг по медицине, 12 о политике, 7 по математике и астрономии и 66 - посвященных тайным искусствам.

Из трудов Парацельса по медицине: "Природа и вызывает, и излечивает болезнь, и потому врачу необходимо знать природные процессы, происходящие как в видимом, так и в невидимом человеке. Тогда он будет способен распознать причину и течение болезни" <...>

Существует пять невидимых причин возникновения болезней:

1. Болезни, вызванные астральными влияниями, действующими на астральное тело человека и затем действующими на его тело.

2. Болезни, вызванные шлаками, ядовитыми веществами и внутренними закупорками.

3. Болезни, вызванные аномальным состоянием физиологических функций вследствие злоупотребления органами или вредных воздействий.

4. Болезни, вызванные психологическими причинами, такими, как желания, страсти и пороки, а также болезненным воображением.

5. Болезни, в основе которых лежат духовные причины (склонности), созданные (в предыдущих жизнях) неподчинением божественному Закону (Карме).

Некоторые заболевания могут иметь не одну из этих причин, а две или более…

Болезнь не имеет обыкновения изменять свой характер и приспосабливаться к знаниям лекаря, но лекарь должен понимать причины болезни. Врачу следует быть слугой природы, а не врагом ее; ему надлежит вести и направлять ее в ее борьбе за жизнь, а не воздвигать своим неразумным вмешательством новые препятствия на пути исцеления…”

Парацельс был хорошо знаком с терапевтическим воздействием магнита и широко применял его. Он также применял силы минерального, человеческого и звездного магнетизма. “Силы составляющие микросом человека, тождественны силам, составляющим макросом мира… Врач, который хочет лечить разумно, должен знать строение вселенной так же хорошо, как строение человека и умело применять свои знания…”

При лечении пациентов Парацельс успешно применял и растения. Излюбленным его средством был зверобой про дырявленный, который использовался против элементалов и духов, враждебных человеку.

“Прожилки на его листьях суть сигнатуры. Если они проколоты, это означает, что растение это отгоняет всех призраков вокруг человека… Зверобой есть почти уникальное средство”.

Из писем Е.И. Рерих “...Человек, зная характеристику (т.е. форму, запах, вид) растения, мог применять его для лечебных и других целей без необходимости «опытов вслепую и случайных открытий ». То же самое относится и к минеральному, и к животному царству. Это есть наука «Соответствий». И так как вся природа построена по определенному плану, то исследователь, имеющий открытые глаза, усмотрит во всем эти «соответствия». Парацельс знал эту науку. Его чудеса были результатом применения этих принципов” . (ПЕИР 1.08.34) .

Древняя легенда говорит о том, что астральное тело Парацельса уже во время земной жизни стало самосознающим и независимым от физической формы, и что ныне он является Адептом и живет в Твердыне Света, и оттуда незримо, но реально, влияет на умы своих последователей.

Подтверждение этому мы находим и в письмах Е. И. Рерих: “Очень была рада узнать, что найденный якобы новый способ лечения эпилептиков в действительности оказался очень старым. … Скрывание источника так характерно для нашего беспринципного времени. Парацельс находится сейчас в Вел. Братстве…” (ПЕИР, 4.10.37) .

Приписывают Парацельсу и способности к предвидению. Так, считается, что в своем трактате «Оракулы» он предсказал смену во Франции династии Валуа Бурбонами и падение последних через 200 лет после захвата власти; приход к власти Наполеона; образование государства по ту сторону океана (США) и многие другие события.

Прогнозирует Парацельс и возвышение Московии (России), жителей которой он называет «гипербореями». Через 500 лет после его смерти «воссияет божественный свет с горы страны Гипербореев, и его увидят все жители Земли», пишет мистик. Получается, пророчество должно исполниться в 2041 году. Тогда же наступит золотой век, который будет длиться 50 лет (значит, до 2091 года). После этого над миром нависнет страшная опасность. Правда, многие ли из нас доживут до этой даты?

Сегодня трудно себе представить, как справлялись древние врачи без современных приборов и лекарств. А ведь они успешно из-лечивали людей от многих болезней. О Парацельсе уже при жизни ходили легенды. Ученые до сих пор спорят, кем он был на самом деле: великим врачом, удачливым шарлатаном или... пришельцем с другой планеты, владевшим секретом загадочного «философского камня»?Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм родился 10 ноября 1493 году в Швейцарии, в маленькой деревеньке Мария-Айнзидельн, в двух часах ходьбы от Цюриха, в семье врача и надзирательницы богадельни Бенедиктинского монастыря. Ничто не предвещало, что этот ребенок прославит род Гогенгеймов, но между тем именно он вошел в историю медицины под именем великого доктора Парацельса (Paracelsus в переводе с латинского означает «превосходящий Цельса»). Выбрать себе такой псевдоним в Средние века было очень рискованно, ведь авторитет одного из основоположников медицины - Авла Корнелия Цельса - был незыблемым в научных кругах. Но только не для Филиппа, который еще в 22 года получил степень доктора медицины в университете Феррары в Италии и первое, что сделал на своей лекции перед студентами, - сжег произведения Гиппократа, Галена и Авиценны, приговаривая, что «даже завязки его башмаков знают больше, чем эти древние мокротники».

Конечно, коллеги-врачи его не любили. Одни открыто завидовали его таланту, другие говорили, что он водится с самим дьяволом, что тот помог ему найти «философский камень» - вещество, которому в Средневековье приписывали способность превращать простые металлы в золото и служить унивеосальным лекарством. (К примеру, его раствор, разведенный до концентрации так называемого aurum potabile - «золотого напитка», мог вылечить любую болезнь и подарить бессмертие). По другой версии, он действительно всю жизнь безуспешно искал мифический философский камень, но совсем с другой целью: чтобы вылечить от безумия девушку из своей родной деревни, которую страстно любил. Так или иначе, но женат Парацельс за свою жизнь не был ни разу... Он обогатил медицину новыми знаниями на сто лет вперед. Путешествуя по миру, Парацельс записывал секреты искусства врачевания разных народов, причем перенимал опыт не только у врачей, но и у цирюльников, знахарей, повитух. Современная гомеопатия считает его одним из своих первых предшественников: он впервые стал применять в качестве лекарства медь, ртуть, мышьяк и другие химические элементы. Парацельсу принадлежит знаменитая фраза: «Все есть яд, и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным». А придуманная им настойка опия в течение нескольких сотен лет считалась самым лучшим обезболивающим средством.

Парацельс был первым, кто доказал, что сумасшествие - это заболевание, а не одержимость дьяволом. Так были заложены основы будущей психиатрии. Также он возродил способ искусственно

¬го дыхания «рот в рот», описанный ещё в античной литературе, но усовершенствовал его, использовав для проведения искусственной вентиляции легких каминные мехи и специальный носоглоточный воздуховод.

Еще задолго до появления генной инженерии и искусственного зачатия, Парацельс говорил о возможности появления «человека из пробирки». Некоторые историки считают, что именно он послужил Гёте прототипом для создания образа Фауста.

За свою жизнь Парацельс был обласкан вниманием многих вельмож, но из-за своего свободолюбивого характера долго ужиться не мог ни с кем. Так, он лечил татарского хана, а после сопровождал его сына в Константинополь. В Италии служил главным военным хирургом в имперской армии. Долгое время был личным лекарем короля Фердинанда. Но, несмотря на близость к сильным мира сего, он редко удостаивался простой людской благодарности. Например, в городе Штерцинге Парацельс остановил эпидемию чумы, применяя свои способы лечения. Но потом его изгнали оттуда, обвинив в том, что он...колдун и сам же и заразил город чумой.

Увы, бесконечные скитания серьезно подорвали здоровье Великого Лекаря. В 48 лет после непродолжительной болезни он скончался, но обстоятельства его смерти историкам до сих пор доподлинно неизвестны. Если верить архивариусу Зальцбургского госпиталя, имущество Парацельса после смерти состояло из двух золотых цепей, нескольких колец и медалей, нескольких ящиков с порошками, мазями и химическими реактивами и серебряного кубка, который он завещал монастырю в Швейцарии, где жила его мать. (Кубок и сегодня хранится в этом монастыре. Считается, что металл, из которого он сделан, создал сам Парацельс).

Похоронили Парацельса на кладбище св. Себастьяна. На надгробии высечены слова: «Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября сменил жизнь на смерть».

Однако в Швейцарии существует красивая легенда, что дух Парацельса еще при его жизни стал свободен от тела, а значит, и в настоящее время обитает где-то в горах вместе с другими адептами одного секретного ордена. Последователи учения Парацельса верят, что он и в наше время продолжает оказывать влияние на лучшие умы человечества, спасая мир от вселенской катастрофы. Кто знает, кто знает...

На протяжении двадцати пяти столетий европейская культура претерпевала массу изменений в области развития медицины. Правила и принципы, взгляды и ценности, - все это не было постоянным, особенно в Эпоху Возрождения, которая как внезапный хаос сменила эру консерватизма и устоявшегося мировоззрения. Этот исторический период, действительно, считался одним из наиболее сложных. Именно в это время свои учения и работы представлял человечеству гениальный Парацельс – философ и врач, моральная медицина и этика которого прочно вошли в мировую науку и даже для современности представляют большую ценность.

Кратко об истории жизни философа

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст – это полное настоящее имя, которое ему было дано при рождении. Парацельс в переводе с греческого означает «просветленный» или «возвышенный», - именно так его называли его последователи и ученые той эпохи. Родился великий ученый в 1493 году неподалеку современного города Цюрих в Швейцарской деревушке в семье известного врача. С ранних лет Вильгельм – отец будущего гения – преподавал сыну алхимию, основы терапии и азы хирургии. По сути, отец и был для него главным наставником и другом.

В 16 лет юного начинающего ученого отправили учиться в университет в город Базель. Затем его образованием занялся Иоганн Тритемий – известный в то время настоятель в монастыре Святого Иакова. Как раз там у Парацельса и проявилась особая тяга к изучению оккультных наук и медицине. Знанием и пониманием многих основ алхимии он был обязан знаменитому ученому Фуггеру, который пускал его в свою мастерскую и передавал ценные секреты. В целом, достаточно большое количество врачей, алхимиков и даже предсказателей, повитух и цыган принимали участие в пополнении копилки знаний будущего врача. Уже в юном возрасте ему завидовали многие коллеги и восхищались простые люди, ибо он излечивал тех, с кем долго и безуспешно работали самые талантливые доктора. Особую ненависть и злость вызывали желание и возможности Парацельса оказывать людям бесплатную медицинскую помощь. Но несмотря ни на что, своими привычками поступаться он не собирался.

Утончненным этого человека назвать было сложно. Он даже получал от знакомых массу разных кличек, и чаще всего за свой неопрятный внешний вид. Кроме того, он не испытывал тяги к получению новых знаний посредством чтения – это занятие было одним из самых нелюбимых для врача. Однако ни одним из источников получения новых знаний он не пренебрегал и использовал любую малейшую возможность узнать что-то новое.

В 1525 году выдающегося ученого приглашают на работу в Базельский университет, где он возглавил профессорскую кафедру. При этом он неустанно помогал простым людям и продолжал развивать прогрессивные взгляды, что порой заканчивалось даже скандалами. Заботиться о красоте слога он не любил, но его деятельность ежедневно привлекала внимание десятков студентов, которые тянулись к нему за знаниями и опытом. Одним из наиболее скандальных поступков Парацельса стало сжигание тома Авиценны, что повергло в шок всех университетских профессоров.

Необычные лекции и аплодисменты восхищенных студентов, престижная должность главного врача в городской больнице и право посещать с проверкой все аптеки во избежание махинаций с медикаментами, - все это привело к тому, что у великого врача появилась масса как приверженцев, так и врагов.

Врачебная этика Парацельса

Парацельс не зацикливался на изучении биомедицины и химии. Он уделял внимание многим наукам, а его труды отличались четкостью, резкостью, ясным выражением мыслей. Все свои доводы и убеждения он подтверждал библейскими цитатами, поскольку был истинным христианином. Парацельсу удалось построить особую модель моральной медицины. О ее смысле далее на www.сайт...

Моральная медицина Парацельса

Согласно этой модели, основу терапевтической стратегии любого врача должны составлять нравственные отношения. Он настаивал на том, что между доктором и пациентом должны складываться доверительные отношения, завязываться душевные контакты. Без этого он не видел успешности лечения. Благодаря этой модели моральной медицины, великого ученого и философа считали основоположником психического лечения на эмпирическом уровне.

Основной принцип, которым руководствовался врач в своей деятельности, звучал так: «Делай добро, твори милосердие». Свою психотерапевтическую практику ученый основывал на высокой этичности врача. Таким образом, взаимоотношения медика и больного уподоблялись диалогу между духовным наставником и послушником, а моральное состояние пациента, по его мнению, требовало огромного внимания.

Парацельс использовал в лечении людей снадобья, которые, по сути, сегодня мы называем гомеопатическими препаратами. Он был уверен, что их нужно принимать с пониманием цели и с готовностью участвовать в своем выздоровлении. Усваивать не только растительную часть лекарств, но и их «информационную биооболочку», - вот на чем настаивал философ, пытаясь излечивать пациентов на ментальном уровне. Беседами он старался настраивать людей на светлые мысли. Со времен Парацельса прошли столетия…

Таким образом, почти целая эпоха связана с моральными принципами великого философа и ученого. В восемнадцатом столетии его взгляды и убеждения на процессы лечения сменяются другой моделью, основанной не на нравственности, на чувстве выполненного долга врачом перед пациентом. Сам же Парацельс вошел в историю не только благодаря своей этике, но и рядом разработок в области химии, что дало толчок развитию и становлению современной фармакологии.

Научная сфера: Место работы: Учёное звание:

профессор физики, медицины и хирургии

Альма-матер :

Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать работала медсестрой в аббатстве. Был очень тщедушного вида, большая голова и худенькие кривые ноги. В семье Парацельс получил прекрасное образование в области медицины и философии. К 16 годам Парацельс знал основы хирургии, терапии и хорошо ориентировался в основах алхимии. В 16 лет Парацельс навсегда покидает дом и уезжает учиться в Базельский университет . После этого, в Вюрцбурге , у аббата Иоганна Тритемия , одного из величайших адептов магии, алхимии и астрологии, Парацельс изучал древние тайные учения. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре , здесь же был удостоен степени доктора медицины.

Скитания

С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия (и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе), посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны , Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и в татарском плену).

В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 г. в замке Бератцхаузен он завершил работу над «Парагранумом» (1535). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1532). В 1533 г. он остановился в Филлахе , где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хронику Каринтии» (1535).

Последние годы

В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1534), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык , 1533), «Великая астрономия» (1531) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1536). После этого он побывал в Мерене , Каринтии , Крайне и в Венгрии и в итоге осел в Зальцбурге , куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс наконец смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Наконец-то он может заняться врачебной практикой и писать труды, не заботясь о том, что завтра, быть может, ему придется перебираться в другой город. У него есть свой маленький домик на окраине, есть кабинет, своя лаборатория. У него есть теперь все, кроме одного - здоровья. Смертельная болезнь подстерегает его в один из сентябрьских дней 1541 года.

24 сентября 1541 года после непродолжительной болезни он умер (в возрасте 48 лет и трех дней) в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь», что на набережной, а его тело было похоронено на кладбище св. Себастьяна. Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти. Немецкий врач С. Т. фон Земмеринг обследовал череп Парацельса, который благодаря его необычному строению невозможно спутать ни с каким другим, и заметил трещину, проходящую через височную кость (череп часто трогали, и с течением времени она увеличилась и стала хорошо заметна). Он уверен, что такая трещина могла возникнуть только при жизни Парацельса, поскольку кости твердого, но старого и высохшего черепа нельзя было бы разделить подобным образом.

Останки Парацельса были эксгумированы в 1572 г. во время перестройки здания церкви св. Себастьяна и перезахоронены за стеной, что окружает двор перед часовней св. Филиппа Нери, пристроенной к церкви, там, где сейчас стоит памятник ему. В центре разрушенной пирамиды из белого мрамора имеется углубление с его портретом, а выше - надпись на латинском языке: Philippi Theophrasti Paracelsi qui tantam orbis farnam ex auro chymico adeptus esf effigies et ossa donee rursus circumdabitur pelle sua. - Ion. cap. xix. (Филлипа Теофраста Парацельса, который стяжал столь великую славу мира за [открытие] химического золота, изображение и кости; и пока снова не покроется своей плотью. - Прим. пер.)

Под портретом написаны следующие слова: Sub reparatione ecclesiae MDCCLXXII. ex sepulchrali eruta heic locata sunt. (По причине ремонта церкви [в год] 1772 из могильного тления из-за эпидемии были выкопаны и здесь помещены [кости Парацельса]. - Прим. пер.)

На основании памятника имеется надпись: Conditurhic Philippus Theophrastus insignis Medicinae Doctor qui dira ilia vulnera Lepram Podagram Hydropsin aliaque insanabilia corporis contagia mirifica arte sustulit et bona sua in pauperes distribuenda locandaque honoravit. Anno MDXXXXI. Die xxiv. Septembris vitam cum morte mutavit. (Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть. - Прим. пер.)

Под этой надписью виден герб Парацельса в виде серебристого луча, на котором расположены один за другим три черных шара, а внизу стоят слова: Pax vivis requies aeterna sepultis. (Мир живым, вечный покой умершим. - Прим. пер.)

На чёрной доске в левой части памятника имеется перевод этих слов на немецкий язык. Две последние надписи явно были перенесены с первоначального памятника, а та, что относится к портрету, была добавлена в 1572 г.

Учение Парацельса

  • Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля , Галена и Авиценны , он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа . Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.
  • Парацельса считают предтечей современной фармакологии , ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза» ).
  • По мнению Парацельса, человек - это микрокосм , в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией , или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами. Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Алхимический псалтирь», «Азот, или О древесине и нити жизни» и др.
  • Считается, что он первым сформулировал принцип подобия , лежащий в основе современной гомеопатии .

Парацельс в литературе

  • Является одним из главных действующих лиц романа братьев Вайнеров «Лекарство против страха ».
  • Одно из произведений Хорхе Луиса Борхеса называется «Роза Парацельса», где к магистру, мечтающему об ученике, приходит молодой человек и просит взять его в ученики. Единственным условием незнакомец ставит демонстрацию чуда - сожжение розы и её воскрешение. После диалога, насыщенного философскими реминисценциями, молодой человек сам сжигает розу и требует от Парацельса подтвердить свою славу и оживить её. Парацельс говорит, что правы те, кто утверждают, что он шарлатан, выпроваживает юношу - и оживляет розу одним словом.
  • Часто упоминается в рассказах Г. Ф. Лавкрафта как автор оккультных трудов и алхимик, чьи произведения наряду с произведениями других средневековых ученых-оккультистов используются героями в мистических целях, например, при воскрешении мертвецов.
  • Упоминается также в романе Сомерсета Моэма «Маг», где приводится описание его эксперимента по сотворению гомункулуса .
  • У группы «Триада» есть песня «Роза Парацельса».
  • У реппера «Johnyboy» есть песня «Не надо жечь память», в которой упоминается «роза Парацельса»
  • У Евгения Немеца в рассказе «Три смерти Парацельса»

Парацельс в кино

  • Является одним из главных действующих лиц фильма «Вход в лабиринт ».
  • Является прототипом отца главного героя Хоэнхайма (Гогенхейма) в манге и аниме «Стальной алхимик »

Парацельс упоминается в фильме «Франкенштейн Мери Шейли» во время спора Виктора Франкенштейна с профессором в студенческой аудитории.

Парацельс в культуре

  • «Роза Парацельса» Хорхе Луиса Борхеса
  • «Парацельс» фильм Георга Вильгельма Пабста
  • «Роза Парацельса» альбом Ансамбля Драматической Музыки «Период Льда» на стихи Игоря Свеженцева.
  • «Роза Парацельса», «Роза Парацельса. Обретение» - песни российской рэп-группы «Триада»
  • Упоминается в игре Knights Contract как создатель гомункулов и магического меча
  • Упоминается в песне Johnyboy’я - «Не Надо Жечь Память»

Примечания

Литература

  • Володарский В. М. Социальная утопия Теофраста Парацельса // История социалистических учений. М., 1985.
  • Володарский В. М. Образ природы в творчестве Парацельса // Природа в культуре Возрождения. М., 1992.
  • Володарский В. М. Леонардо да Винчи и Парацельс о магии и алхимии // Леонардо да Винчи и культура Возрождения. М.: Наука, 2004.- С.176-183. ISBN 5-02-032668-2
  • Jole Shackelford. A Philosophical Path for Paracelsian Medicine: The Ideas, Intellectual Context, and Influence of Petrus Severinus (1540-1602). Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 2004. Pp. 519.
  • Pagel, Walter (1982). Paracelsus: An Introduction to Philosophical Medicine in the Era of the Renaissance. Karger Publishers, Switzerland. ISBN 3-8055-3518-X .
  • Парацельс // Дельфис № 24(4/2000)
  • Франц Гартман. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М.: Новый Акрополь, 2009
  • Парацельс на сайте hrono.ru

Врач, философ, естествоиспытатель, алхимик и маг Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, наиболее известный как Парацельс, подвергая критике прежние устои, сделал существенный толчок в развитии медицины. Имя Парацельс он взял от великого древнеримского врача Цельса (I век до н.э.), прибавив греческую приставку «пара» , что значит - «подобный» . Хотя Парацельса и при жизни называли «лютером медицины» , тем не менее, это не спасало его от преследований и гонений «сильных мира сего», препятствующих в публикации его робот.

Парацельс появился на свет зимой 1493 года. Его корни происходят из старинного, некогда богатого дворянского рода. Его отец, врач по образованию, стал для него первым учителем. Как припоминал сам Парацельс, отец выучил его грамоте, основам врачевания и алхимии.

В то время, когда Парацельс был студентом, химию в качестве отдельной дисциплины не преподавали. Она шла теоретическим дополнением к курсу по философии, в котором затрагивались лишь предположения о возникновении и исчезновении веществ. Серьезно занимались химией только аптекари и алхимики, и их было не мало. Алхимики проводили опыты по «трасмутации» металлов, раскрывали новые методы изготовления различных веществ, а также продолжали развитие натурфилософских учений таких известных философов, как Аристотель, Эмпедокл, Демокрит и других.

В 22 года по окончанию университета Парацельсу присвоили степень доктора медицины. Но, он не нашел удовлетворения в полученных знаниях. Видя, как часто врачи оказываются не способными помочь больному, Парацельс, критикуя их работу, мало изменившуюся со времен античности, принял решение улучшить медицину, внести в нее новое понимание болезней и способы лечения пациентов.

Молодой врач много путешествовал, собирая свои медицинские знания в крупнейших университетах, в медицинских школах Парижа, Испании, Италии, Венгрии, Англии, Польши, Литвы и других стран. Он тщательно искал, узнавал и запоминал все секреты врачевательного ремесла не только практикующих медиков, но и знахарок, исцеляющих раненых; приобретал у цирюльников (занимавшихся малой хирургией), цыган и даже палачей целебные рецепты, которые не знали университетские ученые. Только после этого, он и стал настоящим лекарем.

Парацельса учил великий маг и алхимик Соломон Трисмозин, посвященный в Учение Гермеса и знавший технологию трансмутации металлов. Также Парацельса учил один из известнейших его современников - адепт магии, алхимии и астрологии, настоятель монастыря Святого Иакова Иоганн Тритемий Шпангеймский, выступавший в защиту «натуральной магии».

Начиная с 1517 года, Парацельс много путешествовал, работал лекарем в военных кампаниях. В 1527 году при помощи известного на то время книгоиздателя Иоганна Фробена, устроился работать врачом в швейцарском городе Базеле. В университете города он стал читать курс медицины на немецком языке, что стало вызовом сложившейся университетской традиции, согласно которой преподаватель был обязан читать лекции только на латыни. В итоге произошел конфликт с городскими властями, и Парацельсу пришлось переехать во Францию.

И вот, наконец, в городе Кольмаре о Парацельсе начали говорить как о талантливом враче. Он излечивал таких пациентов, от которых отказывались другие врачи, считавшие их безнадежно больными. Тогда он уже мог вылечить от таких болезней, как проказа, холера, рак и др. По делам его росла слава. Но, несмотря на все достижения, его независимость, дерзкие высказывания о других врачах старой системы, нежелание слепо преклоняться перед авторитетами вызывали недовольство со стороны; помимо того, он еще практиковал алхимию, постигал плоды работ магов и мистиков Востока. Такая деятельность не понравилась местным католикам, следившим за тем, чтобы никто не выступал с соображениями, идущими наперекор установившимся представлениям. Парацельс попал в такое положение, при котором с ним могли расправиться, обвинив его в ереси. И ему пришлось вновь сменить место работы и уехать из страны.

В 1529 году Парацельс переехал в Германию, где заслужил славу врача, бесплатно лечившего безнадежно больных, не получивших помощи от других лекарей. На тот момент искусный врач написал немало книг. Он был человеком необычайной работоспособности. Есть упоминая о том, как он не раз сидел за своим письменным столом, работая по нескольку дней напролет, не зная отдыха и сна. В Нюрнберге Парацельс издал сразу 4 свои книги. Но, после этого магистрат города внезапно поставил запрет на публикацию каких-либо его работ. Последнее произошло не без усердной помощи докторов и профессоров медицинского факультета, возмущенных его новаторством.

Свои новые идеи Парацельс пустил на создание химической теории функционирования живого организма. Согласно ей функции организма являются химическим процессом. Когда этот процесс протекает хорошо, т.е. пребывает в равновесии - человек здравствует, в противном случае нарушенный химический процесс становится причиной любой болезни. Поэтому наиболее полезными в лечении будут только те снадобья, что изготовлены химическим способом. Он, таким образом, стремился сблизить химию с медициной.

Парацельс искал философский камень не для того, чтобы превращать неблагородные металлы в золото, но чтобы готовить исцеляющие снадобья. Кроме того он внес новое понимание о дозе лекарства: «Все есть яд, и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным». Другими словами, вопрос вреда вещества зависит не от его потребления как такового, а от принятого его количества, превышающего допустимую норму. Также Парацельс говорил, что не существует ни одного универсального лекарства от всех болезней, т.е. каждую болезнь нужно лечить специфическими средствами.

Когда Парацельс узнал, что в одном итальянском городке разошлась эпидемия чумы, он направился работать именно туда. Работая с больными, он исследовал причины чумы, искал рецепты и готовил лекарства. В итоге, он нашел метод, схожий с вакцинацией, благодаря которому помог остановить распространение чумы.

Однако, даже после победы над эпидемией Парацельсу пришлось опять странствовать, меняя одно пристанище на другое: даже там, где ему не препятствовали власти, протестовало католическое духовенство. Но он не отчаялся, и в Ульме, а затем в Аугсбурге опубликовали его произведение «Большая хирургия» (2 тома, 1536). После этого Парацельсу улыбнулась удача. Его, наконец, признали как о выдающегося медика, начали принимать в лучших домах, его услугами стали пользоваться богатые вельможи. И после он уже лечил королевского маршала Богемии - Иоганна фон Лейпника. А в Вене его почтил вниманием сам король Фердинанд.

Город Зальцбург стал последним его местом жительства. Здесь он зажил спокойно, не опасаясь ни нападок, ни гонений занялся врачебной практикой и написанием книг. По одной версии Парацельс умер от настигшей его смертельной болезни осенью 1541 года. Другая версия указывает на то, что его убили по заказу своих врагов - завистливых аптекарей и врачей.

Говорят, что в 1830 году, когда над Зальцбургом нависла угроза чумы, люди пошли к надгробию Парацельса молить его отвести беду. И он помог - эпидемия не вошла в город.

Парацельс был убежден, что нет ничего не подвластного человеческому разуму. Он говорил:

В мироздании все едино, все находится в тесной связи: человек и мир, человек и Бог. Человек выступает не только частью великого целого, но и сам является «микрокосмом», малым миром, заключившим в себя свойства и природу всех вещей; более того, человек является «квинтэссенцией», т.е. - пятой, истинной сущностью мира. Бог создал человека, словно в грандиозной алхимической лаборатории, подобно гомункулусу из «вытяжки» целого мира. Человек подобен своему Творцу, поэтому нет никаких запретных знаний, человек не просто может - он обязан исследовать и познавать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами.

За много лет до появления генной инженерии, искусственного оплодотворения и клонирования, Парацельс заявил о том, что можно сделать «человека из пробирки» или гомункулуса. Именно он первым описал создание «алхимического человечка». Об этом он подробно написал в своем трактате «О природе вещей»:

Его можно воспитывать и обучать, как любого другого ребенка, до тех пор, пока он не подрастет и не сможет сам о себе позаботиться.

Он добавил новаторства в описание лекарственных средств; также стал использовать химические лекарства, выделил и применил растительные лекарства в виде эликсиров, настоек и экстрактов. В течение нескольких веков настойка из опия, которую изобрел Парацельс, применялась в качестве обезболивающего препарата. Также он создал учение «сигнатуру» - учение о знаках природы, согласно которому, подобие внешнего вида растений и органов человека может излечить, к примеру, сердечные заболевания (растения с листьями серцевидной формы лечит сердце). Природа в понимании Парацельса указывает человеку, каким образом применять ее дары.

Парацельс в видении гомеопатов сегодняшнего времени является одним из основателей гомеопатии. Парацельс первым понял и применил принцип подобия, который лежит в основе гомеопатии. Его разработки в психиатрии доказали, что сумасшествие это не одержимость дьяволом, а заболевание.

Несомненно, Парацельс являлся и великим магом и врачом своего времени. Он оказал большое влияние на европейскую философию и медицину, сформировав мировоззренческие взгляды многих ученых.

error: Content is protected !!