Что такое аюрведа. Аюрведа лечение: основные принципы

Индия считается одной из самых многогранных стран мира благодаря своей культуре, природе, религии и особому отношению к жизни. Аюрведическое лечение в Индии является одним из важных составляющих общего представления об этой удивительной территории. Система альтернативной медицины не зря переводится как «наука жизни», ведь она была эффективно и результативно опробована на миллионах людей со всех уголков планеты.

учит слышать и понимать собственный организм. Правильное применение методики позволяет в корне изменить свое отношение к телу. Она также позволяет стать цельным человеком со всеми составляющими: физической, ментальной, эмоциональной, социальной и духовной. Аюрведическое лечение в Индии – это прекрасная возможность познакомиться с собой получше.

Общие сведения о лечении Аюрведой

Народная индийская медицина стала настолько популярной, что лечение Аюрведой практикуется уже далеко за пределами исторической родины. Ее история начинается с давних времен, и за этот период методика совершенствуется и продолжает возвращать здоровье множеству заинтересованных людей.

Аюрведа лечение должно проводиться по определенным правилам, которые известны только аутентичным индийским специалистам. Как бы ни хотелось перенести мировым клиникам многолетний аюрведический опыт в собственные страны, сделать это не так просто.

Лечение Аюрведой лучше всего осуществлять именно в Индии. Это не только позволит добиться лучших результатов, но и познакомиться с культурными особенностями страны.

История появления Индийской Аюрведы

История индийской Аюрведа начинается с легенды о боге Дханвантари, спустившемся на землю, чтобы подарить людям удивительный дар врачевания. Другая древняя история гласит, что Диводаса был избран для избавления человечества от проблем с помощью медицинских знаний.

Аюрведа в Индии является важной составляющей жизни и затрагивает восстановление всего тела. Она подстраивается под климатические условия и традиции любого народа, так как опирается на самые простые методы врачевания. Аюрведа в Индии – это шанс продлить молодость и красоту во время отдыха на курорте.

Направления Аюрведического лечения в Индии

Аюрведическое лечение – это несколько разделов нетрадиционной медицины, среди которых общая, педиатрия, лечение головы и шеи, хирургия, психология и демонология, омоложение организма, токсикология, излечение от импотенции, а также бесплодия.

Аюрведическое лечение заключается в нескольких уровнях:

  • непосредственное лечение заболевания;
  • предупреждение болезни;
  • повышение качества жизни;
  • развитие сознания.

Но согласно методике перед началом аюрведического лечения необходимо привести свои мысли в порядок и абстрагироваться для получения эффективного результата.

Основные практики лечения по Аюрведе

Лечение по Аюрведе подразумевает оздоровление при помощи натуральных лекарств животного, растительного или минерального происхождения. Дополнительно разрабатываются комплексы процедур и диеты. Доктора Аюрведы ориентируются на индивидуальные показатели человека, чтобы помочь ему очиститься. Основным является понятие о трех дошах – Вате, Питте и Капхе, которые и влияют на жизнь и здоровье. Доктора Аюрведы способны во время осмотра и консультации составить наиболее правильный план, позволяющий улучшиться на всех уровнях.

Преимущества индийских клиник Аюрведы

– это многовековой опыт в сфере нетрадиционной медицины, аутентичные знания и отработанные процедуры. К сожалению, за пределами Индии найти действительно соответствующую по уровню клинику сложно. Хоть это медицинское направление и развивается с небывалым успехом, доктора из других стран не могут знать Аюрведу в совершенстве. Поэтому рекомендуется посещать клиники Аюрведы именно в Индии.

Инфекционные заболевания связаны преимущественно с высокой питтой.

Для лечения инфекционных заболеваний используются травы-антибиотики с горьким вкусом. В Аюрведе это чаще всего катука, а также чиретта, горечавка, барбарис и вайда. В китайской медицине наряду с коптисом (основной травой для лечения инфекций), используются жимолость, форсития, вайда, шлемник байкальский, ежеголовик, горечавка и ревень. В западной фитотерапии наиболее популярна «золотая печать», а из других горечей используются барбарис, горечавка, эхинацея, одуванчик, сассапариль и узнея. Полезны и другие травы с охлаждающей энергетикой.

Мы рассмотрим здесь лечение таких распространенных инфекционных заболеваний, как фурункулы и карбункулы.

Фурункулы и карбункулы

Фурункулы и карбункулы - это локализованные инфекционные поражения кожи и волосяных мешочков, вызываемые стафилококком или другими бактериями. Они представляют собой токсические состояния крови и характеризуются припухлостью, болью, лихорадочным состоянием и выделением гноя. Чаще фурункулы образуются на спине и ногах, но могут появиться и на других частях тела. Акнэ можно рассматривать как легкую форму данного состояния и лечить теми же методами.

В западной медицине причиной образования фурункулов считаются внешние факторы. В Аюрведе же основной причиной возникновения фурункулов считается внутренняя загрязненность организма, и появление фурункулов указывает на необходимость очищения. Это состояние амы (токсичности), вызываемое неправильным питанием и другими причинами. Основную роль при этом играет печень, поэтому любые ее токсические состояния могут сопровождаться появлением фурункулов.

Особенности проявления (типы) фурункулов
Фурункулы питта-типа сопровождаются покраснением, припухлостью, жаждой и лихорадочным состоянием; фурункулы капха-типа - обильным образованием гноя, ощущением тяжести, отупения и вялости; для фурункулов вата-типа характерны болезненность, замедленное созревание, распространение на другие части тела.

Обычная причина появления фурункулов - загрязненность пищи и воды, а также злоупотребление пряной, горячей, кислой или соленой пищей, которая повышает питту. Фурункулы могут появиться и вследствие избытка сладкой, маслянистой или жирной пищи (сладкий вкус в больших количествах вызывает закисление крови). Определенную роль могут сыграть пребывание на солнце или на жаре, чрезмерное увлечение горячими ваннами или сауной и другие факторы, возбуждающие питту, в том числе и психические (гнев, раздражительность, стресс, подавленные эмоции). Фурункулы могут возникнуть и при посещении стран с жарким климатом и с высоким уровнем бактериального загрязнения.

В западной медицине основным средством лечения фурункулов являются антибиотики. Главная опасность при этом заболевании состоит в том, что локальная инфекция может приобрести септический характер, распространиться по всему организму с поражением внутренних органов и даже привести к смерти.

Общие принципы лечения фурункулов
При острых состояниях необходима диета, способствующая очищению организма от шлаков и снижению питты, с употреблением салатов, проращенных зерен и овощных соков, желательно свежих. Следует избегать употребления молочных продуктов, хлеба, сладостей, мяса, рыбы, грибов. Запрещаются любые несвежие, подвергнутые повторной тепловой обработке, консервированные и прочие неполноценные в питательном отношении продукты. Исключаются специи (кроме куркумы и кориандра). Тело не следует смазывать никакими маслами, на лоб же можно наносить эфирные масла из сандала или гардении. Недопустимы большие физические нагрузки и аэробные упражнения. Полезны травы с горьким вкусом, а также, в небольшом количестве, вяжущие травы. Можно пить чаи из трав, очищающих кровь: люцерна, клевер, лопух, одуванчик. Применяются природные антибиотики, а также особые травы, способствующие рассасыванию гноя.

Травы не только принимают внутрь, но и используют наружно: к фурункулам прикладывают компрессы или примочки. Из аюрведических трав в таких случаях эффективны манжишта, катука, маргоза, вайда, куркума и барбарис. Можно пить сок алоэ с куркумой (по 2 ст. л. 3 раза в день). В качестве наружного средства помогает гхи (лучше старое гхи, даже если оно и приобрело неприятный запах).

Из трав китайской медицины используются жимолость, форсития, вайда, коптис, шлемник байкальский и ежеголовик. Из трав, известных в западной фитотерапии, используют оказывающие мягкое действие: лопух, сассапариль, сассафрас и клевер, а также мирру, мокрицу, одуванчик, барбарис, «золотая печать», которые оказывают сильное действие.

Дифференцированное лечение фурункулов
Фурункулы вата-типа возникают чаще под воздействием ветра, вследствие сухости крови, а также при вздутии живота и запорах. Хорошо помогают послабляющие средства, например состав трипхала. Эффективны трипхала гуггул и настойка мирры. Можно использовать сассапариль; иногда помогает чеснок.

Фурункулы капха-типа обусловлены загрязненностью лимфатической системы и могут быть одним из проявлений болезней, связанных со скоплением слизи. Для лечения применяют отхаркивающие средства (поскольку гной можно рассматривать как нечто вроде подкожной слизи), а также специи. Из трав хороши корица, дудник, куркума, сассафрас и аир. Можно использовать и многие из трав, применяемых для лечения фурункулов питта-типа, а также состав трикату или сухой имбирь.

Кожные болезни

Все разнообразие кожных заболеваний: псориаз, экзема, сыпи, дерматит и т.д. - в Аюрведе классифицируется согласно трем дошам. Любое кожное заболевание можно соотнести с какой-то из дош. Кожные заболевания, вызванные воздействием на кожу ядовитых веществ, например ядовитого дуба или плюща, можно лечить как нарушения питты.

Кожным заболеваниям в большей степени подвержены люди питта-конституции, поскольку питта может перегревать кровь, что неблагоприятно сказывается на состоянии кожи. Заболевания с нарушением пигментации кожи, например лейкодерма, обычно тоже представляют собой состояния питты, так как именно эта доша ответственна за внешний вид и цвет кожи.

В число факторов, вызывающих предрасположенность к кожным заболеваниям, входят неправильное питание, злоупотребление кислым, соленым или острым вкусом, слишком тяжелой, сладкой или маслянистой пищей и алкоголем, а также неблагоприятные погодные условия и увлечение косметикой. По своей природе эти заболевания схожи с фурункулами, карбункулами и другими токсическими состояниями крови, поэтому и лечатся они схожим образом.

Кожа может быть входными воротами болезни. Кожа тесно связана с плазмой и кровью и, таким образом, с легкими и печенью. Поэтому важной составной частью лечения кожных заболеваний является использование отхаркивающих и потогонных средств, способствующих очищению легких, а также улучшающих обмен веществ средств и горьких тоников, что позволяет очистить печень.

Принципы лечения кожных заболеваний
Для очищения хороши многие травы, в том числе и широко распространенные: одуванчик, лопух, клевер, подорожник, тысячелистник и черноголовка. Из аюрведических трав используются куркума, барбарис, сандал и гуггул, а из средств китайской медицины: жимолость, форсития, вайда и володушка.

Все названные травы помогают в большинстве случаев при острых состояниях. При хронических заболеваниях требуются смягчающие и тонизирующие травы: алтей, солодка, шатавари, гокшура.

Для лечения лейкодермы и восстановления нормальной пигментации кожи в Аюрведе применяется бакучи, которая считается омолаживающим средством для кожи, ногтей и волос. Из нее можно приготовить лекарственное масло. Порошок бакучи принимают по 5 г 2 раза в день перед едой, добавляя немного кориандра и меда, чтобы смягчить горький вкус этой травы.

Травы можно применять как внутрь, так и наружно. Травяные отвары используют для промываний, примочек и пластырей, применяют и травяные масла.

При воспалительных заболеваниях кожи, высыпаниях и ожогах хорошим наружным средством является гхи. Для этой цели его лучше готовить следующим образом: гхи помещают в медный сосуд, добавляют воды в соотношении 2:1 и выдерживают в течение месяца, время от времени перемешивая медной ложкой. Со временем гхи белеет, приобретает приятный запах и лучше впитывается кожей. В Индии можно купить аналогичный препарат шатодхара грита. Его получают в более короткий срок путем интенсивного перемешивания воды и масла в медном сосуде.

Почти при всех видах кожных высыпаний помогает сок алоэ. При аллергических состояниях кожи полезен сок кинзы. Хороша и аюрведическая мазь из куркумы, особенно для лечения акнэ и улучшения цвета лица. Следует, однако, заметить, что некоторые аюрведические мази на основе куркумы содержат много эфирных масел, в частности сандаловое, которые могут вызвать раздражение кожи.

Специальным средством для питания кожи является шафран, который принимают в виде молочного отвара (1 г на чашку), а также зола жемчуга (моти басма) и порошок из жемчуга.

Иногда в процессе выведения из организма токсинов и жара может наблюдаться обострение течения кожных заболеваний, но спустя какое-то время наступает улучшение. В таких случаях, если, конечно, диагноз не вызывает сомнений, лечение не следует преждевременно прерывать.

Особенности проявления (типы) кожных заболеваний
Кожные заболевания питта-типа проявляются покраснением, опуханием, лихорадочным состоянием, инфицированием и раздражительностью, которые усугубляются под воздействием жары и солнечных лучей. Наружное применение масел, как правило, ухудшает состояние.

При кожных заболеваниях вата-типа кожа становится сухой или шелушащейся, зудящей, отмечаются вздутие живота и запоры. Состояние ухудшается под воздействием ветра и сухости, а нанесение тяжелых масел, особенно кунжутного, приносит облегчение.

Кожные заболевания капха-типа сопровождаются появлением мокнущих язв, наблюдаются закупорки, отеки и зуд, усугубляемые холодом и влажностью, а также применением масел.

Дифференцированное лечение кожных заболеваний
Больным с питта-конституцией и при заболеваниях питта-типа необходима диета, уменьшающая питту. Исключаются продукты, которые могут вызвать аллергические реакции: пасленовые (особенно помидоры), персики, клубника, кисломолочные продукты. Полезны кокосовое молоко и кинза. Следует избегать пребывания на жаре и на солнце. Наружно применяют кокосовое масло и сок алоэ. При высыпаниях на голове и шее полезны масла «Брами» и «Брингарадж», а также отвары этих трав. В большинстве своем эффективны травы, улучшающие обмен веществ, например лопух или клевер. Полезны горькие послабляющие - ревень или алоэ.

При вата-конституции и заболеваниях вата-типа используется диета, снижающая вату. На кожу наносят оказывающие успокаивающее действие масла, например, кунжутное, используют послабляющие средства и клизмы. Регулярно принимают состав трипхала (по 5-10 г перед сном), а также состав трипхала гуггул и настойку мирры.

При капха-конституции диета направлена на снижение капхи; следует избегать употребления тяжелой, жирной и маслянистой пищи, а в особенности - сыра и йогурта. Масла не используются ни внутрь, ни наружно. Помогают диуретики, в частности, подорожник, семена лопуха и зимолюбка. Из препаратов используются гокшуради гуггул и трипхала гуггул.

О заболеваниях и травмах суставов, костей, сухожилий и связок многие знают не понаслышке. Малоподвижный образ жизни современного горожанина, плохая экология, несбалансированное питание, постоянные стрессы приводят к тому, что не только пожилые, но и совсем юные молодые люди страдают сегодня такими заболеваниями как: сколиоз, артрит, артроз, ревматизм, остеохондроз, ишиас, подагра, протрузии, боли в суставах, мышцах и позвоночнике, а так же частые переломы и вывихи. В большинстве случаев единственно возможная терапия, которую предлагает современная медицина - это операционное вмешательство, прием дорогостоящих синтетических и гормональных препаратов, либо физиотерапевтические процедуры, которые устраняют болевые ощущения, но не решают проблемы в корне. Именно поэтому все большее число людей обращаются сегодня к альтернативным способам профилактики, диагностики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, которые предлагает древняя индийская медицинская система аюрведа.

ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ БОЛЕЙ В СУСТАВАХ ПО АЮРВЕДЕ

Боли в суставах в подавляющем большинстве случаев возникают у людей старше 40-45 лет и сигнализируют о том, что опорно-двигательный аппарат перестал функционировать полноценно. На языке европейской медицины заболевание, которое проявляется через боль, отечность и скопление жидкости в суставах, именуют «артритом» (от греч. «arthron» - «сустав»), а в аюрведической медицине многозначительным словом «амавата», (от санскр. «ама» - «непереваренное» и «вата» - «энергия движения»). Таким образом, уже в самом названии аюрведа сообщает о глубинной причине этого заболевания: в результате неправильного образа жизни, питания и психоэмоциональных нарушений происходит дисбаланс внутренних энергий (Ваты, Питты или Капхи), который ослабляет метаболические процессы в организме и приводит к скоплению токсинов (Амы). Через толстую кишку токсины разносятся по всему организму и оседают в конечной точке - костной ткани (астхи дхату), в результате чего скелет человека лишается гибкости, становится тугим, непластичным и болезненным. Именно поэтому первое, что рекомендует сделать аюрведа для лечения артрита - это вывести из организма токсины.

ТИПЫ БОЛЕЗНЕЙ СУСТАВОВ ПО АЮРВЕДЕ

Как мы выяснили, болезненные ощущения в суставах возникают из-за дисбаланса внутренних энергий организма - дош. Таким образом, Аюрведа выделяет три типа артритов, для каждого из которых предлагается собственная программа профилактики и лечения.

Заболевания суставов Вата-типа.

Основные симптомы: хруст и скрипы в суставах; пульсирующая боль, локализованная не только в самом суставе, но и в близлежащих тканях, которая обостряется на холоде и при движении, ослабевает в тепле и при статичном положении; кожа над местом воспаления сохнет и шелушится.

Побочные симптомы: боли в позвоночнике; метеоризм: повышенная нервная возбудимость.

Лечение:

Питание. Употреблять в пищу преимущественно теплую пищу и напитки. Исключить салаты из свежих овощей и зелени, кукурузу, бобовые, томаты и баклажаны.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Вата-типа: масло Маханараян, таблетки «Йогарадж гуггул», «Трифала».

Асаны. Стоит обратить внимание на упражнения в составе которых есть «маха мудра», «колени к груди» и «наклон вперед».

Заболевания суставов Питта-типа.

Симптомы: покраснение и жжение кожи; ярко выраженный воспалительный процесс, который может сопровождаться повышением температуры; отечность суставов; болевые ощущения, ослабевающие на холоде и усиливающиеся в тепле.

Побочные симптомы: повышенная потливость, диарея, вспыльчивость и раздражительность.

Лечение:

Питание. Исключить из рациона острую и слишком горячую пищу, томаты, соленые и маринованные продукты, зелень.

Природные средства. Снять болевые ощущения и отечность помогут холодные компрессы, а так же сандал и кокосовое масло, которые следует наносить на поврежденный сустав. Рекомендуется принимать такие лечебные травы, как: маргоза, шафран, куркума, сандал, гуггул, чапарель.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Питта-типа: таблетки «Кайшоре гуггул» и порошок «Сударшан».

Пранаяма. Регулярное выполнение дыхательного упражнения «Ситали»: сверните языук трубочкой, сделайте глубокий вдох ртом с помощью живота, задержите дыхание, выдохните через нос.

Асаны. Можно выполнять любые упражнения, уравновешивающие доши: «приветствие луне», «голова коровы», «кузнечик», «лук», «верблюд» и др.

Заболевания суставов Капха-типа.

Симптомы: постоянная ноющая боль со стабильной локализацией, которая усиливается в сырых, прохладных помещениях и в статичных положениях, и, напротив, затихает при активном движении и в тепле; сильная отёчность вокруг воспаленного сустава; кожа над местом повреждения эластичная и маслянистая.

Побочные симптомы: тяжелое дыхание; резкие и кратковременные боли в шейном отделе позвоночника; увеличение выработки слизи организмом.

Лечение:

Питание. Следует исключить из рациона молочные продукты, в особенности холодные, сахар и все жирное. Рекомендуется использовать при приготовлении пищи следующие специи: имбирь, корица, куркума, красный перец.

Природные средства. Снять болевые ощущения и отечность помогут разогревающие процедуры и самомассаж с использованием горчичного масла, красного перца, порошка вача, а так же компрессы из сухого молотого имбиря в сочетании с боэргавией.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Капха-типа: таблетки «Пунарнава гуггул».

Асаны. Уравновесить капха-дошу помогут асаны «треугольник», «скручивание», «дерево», «наклон вперед».

Обращаем ваше внимание на то, что для постановки точного диагноза лучше всего обратиться за консультацией к профессиональному аюрведическому врачу, потому что типы заболеваний суставов, описанные выше, зачастую проявляют себя не в чистом, а в смешанном виде и требуют индивидуального подхода к лечению с учетом целого ряда факторов.

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ СУСТАВОВ С ПОМОЩЬЮ АЮРВЕДИЧЕСКИХ МАСЕЛ

Особое место в аюрведической терапии болезней суставов занимает использование различных масел. Для того, чтобы понять какое действие оказывает употребление в пищу масел, а так же проведение регулярного массажа и самомассажа с их использованием, достаточно представить себе две высушенные палки, одну из которых на несколько дней помещают в масляный состав. Очевидно, что промасленная палка окажется более эластичной и выдержит бОльшую нагрузку, чем сухая, которая сломается даже при легком ударе или попытке сгибания. Таким образом, аюрведа полагает, что промасливание - это один из самых действенных способов сохранения и восстановления здоровья суставов. При этом, те или иные масляные средства должны подбираться индивидуально, с учетом особенностей вашей конституции и специфики заболевания.

Самые популярные аюрведические масла для суставов:

- это масло применяют при повреждении и растяжении связок, мышц и суставов, снимает мышечное онемение, спазмы, помогает при судорогах. Снимает болезненные ощущения при рематизме, суставных отеках и опухолях, болях в шее.

- в состав масло входят двенадцать уникальных растений. Успокаивает жжение и боль, снимает отеки и онемение, помогает, когда мышцы "тянет" и "скручивает".Применяется при поясничных болях и радикулите, при ревматизме, подагре, артритных состояниях: болях, отечности, жесткости, онемении, ограниченной подвижности суставов. Идеально подходит для лечения суставных заболеваниях Капха-типа.

- кунжутное масло с действующим компонентом - ашваганда. Снимает болезненные ощущения, отечность, улучшает кровообращение, восстанавливает поврежденные при ушибах и травмах ткани.

- масло, способствующее растворению и последующему выводу из организма солевых отложений в суставах, заживляет небольшие ранки, ожоги и другие повреждения кожи, обладает охлаждающим, лечебным и обезболивающим эффектами.

- обеспечивает противоотечный, успокаивающий, рассасывающий, детоксикационный эффект и улучшает питание тканей не только внутри, но и снаружи, придавая коже здоровый внешний вид. У детей и подростков в периоды интенсивного роста костей масло Астикар ослабляет болевые и судорожные симптомы, улучшает кровообращение и обеспечение кислородом всех тканей тела.

- классическая аюрведическая формула массажного масла создана для коррекции и помощи при нарушениях вышедшей из баланса Вата доши. Подходит для общего массажа или применяется локально при любых проблемах с суставами.

Другие аюрведические средства для лечения костей, суставов и мышц:

- это натуральный гель от различных видов суставной и мышечной боли, применяется для восстановления двигательных функций пораженных суставов, устранения отеков и воспаления.

- классическая аюрведическая таблетированная форма препарата, которую применяют при неврологических заболеваниях и проблемах опорно-двигательного аппарата, связанных с дисбалансом Вата доши. Рецептура Йогорадж Гуггул довольно сложна и включает в себя около 30 компонентов, обладающих мощным целебным и антитоксичным действием, направленным на опорно-двигательную систему. Он будет полезен как для поддержания здоровья суставов, мышечной ткани, нервов, так и здоровья в целом.

- смесь эфирных масел и других природных компонентов, приготовленная по древнейшим индийским и китайским рецептам с применением современных технологий и систем контроля качества. Помогает при простуде, болях в мышцах и суставах. Снимает усталость. Обладает выраженным разогревающим действием.

- натуральный аминокислотный коктейль, источник коллагена, кальция, ценных пищевых волокон. Рекомендуется употреблять при ежедневных повышенных нагрузках на суставы и позвоночник для защиты и питания всей костной системы, связок и мышц.

- традиционный аюрведический растительный монопрепарат в виде таблеток для оздоровления суставов. Содержит экстракт Boswellia serrata (Шаллаки).

- растительный комплекс, который объединяет два принципа борьбы с заболеваниями суставов, костей и мышц: оказывает быстрый противовоспалительный и обезболивающий эффект плюс направляет энергию организма на восстановление поврежденных тканей и укрепление хряща.

Псевдонаукой, обычным кликушеством, в лучшем случае паранаучным учением. ВОЗ относит её к народной медицине. Это учение затрагивает проблему, имеющую огромное значение для всего человечества. Она заложена в самом слове «аюрведа». С санскрита его можно перевести как науку о жизни. И не просто о жизни, а долгой жизни.

Основные принципы и цели аюрведы

Аюрведическая медицина предполагает ряд мер, направленных на укрепление здоровья. Они считаются альтернативным вариантом традиционной медицины и ориентированы не только на прямое воздействие на какой-либо патологический очаг, но и на достижение общей гармонии, включающей также душевную лёгкость, так называемое «непрерывное счастье».

«Чарака-Самхита», древний индуистский медицинский трактат по , рассматривает любого человекав виде части Вселенной. Связь с ней имеет мистический характер, при определённых условиях ведущий к возрождению телесного начала при помощи ума и души, которые способны корректировать органы восприятия и приостанавливать процессы старения и смерти.

Опираясь на эти воззрения, индийская медицина – аюрведа выработала целый комплекс мероприятий, призванных защитить организм от преждевременного разрушения. В сочетании непосредственно с лечебными средствами и здоровым образом жизни они включали в себя умственное и духовное развитие, без которых невозможны социальный комфорт и спокойное существование, потому что окружающая среда и есть основной источник разрушительных стрессов.

Практическая эффективность существующих медицинских методик данного учения не вполне очевидна. В научном мире это объясняется как недостатком фактического материала, свидетельствующего в пользу , так и наличием сомнительных данных, говорящих об искусной подтасовке позитивных результатов, нежели о действительном выздоровлении пациентов. Также целители часто используют при лечении аюрведой препараты, содержащие соли тяжёлых металлов, в больших дозах способные вызвать серьёзные заболевания почек и печени, а также аллергию.

Истина находится где-то посередине между позитивом и негативом. Рациональное зерно аюрведы, как и любого учения с оттенком религиозности, отталкивается от убеждения каждого человека в том, что существует возможность продления жизни, хотя бы потому, что есть такое желание. А желанием управляет разум. Остаётся только научить разум целенаправленно направлять желания в нужное русло. Что и является целью аюрведческой медицины.

История возникновения Аюрведы

Согласно легенде, возникшей в Индии и отмеченной в Ведах, составлявшихся на протяжении XVI-V веков до новой эры, Аюрведа как медицинская наука стала плодом размышлений семи мудрейших святых, которые сумели проникнуть в тайны Вселенной и обрести всеобъемлющие познания о жизни. Один из этих мудрецов, Бхарадваджа, получил свои знания через посредство бога войны Индры от Аршвинов, близнецов. Они стали великими врачевателями с помощью самого Брахмы, верховного бога, поведавшего тайны медицинской науки их покровителю, богу Дакше.

Основателем аюрведы, по преданиям, стал Дханвантари. Он упомянут в Ведах и в трактате Бхагавата-турана. Его вклад в медицину заключался не только в молитвах и в здоровье своих подопечных, хотя это считалось изначально важным. Дханвантари обладал еще и обширными познаниями в консервативных и оперативных способах лечения различных болезней, травм. Им впервые использовались в качестве антисептика хна, куркума, поваренная соль и травы.

Наиболее полные, уже относительно научные сведения, касающиеся медицины, встречаются в «Атхарваведе» – «Веде заклинаний», последней из четырех. Перед ней последовательно, следуя определённой логике, появлялись остальные:

  • «Веда гимнов» (Ригведа);
  • «Веда жертвенных формул» (Яджурведа);
  • «Веда песнопений» (Самаведа).

Атхарвана в отличие от гуморальной теории древних греков, где человеческое здоровье было зависимо от равновесия в теле человека 4 «гуморов» (жидкостей) – крови, флегмы, черной и желтой желчи, которым соответствовали 4 стихии: воздушная, водная, земная и огненная, не только указала на причины болезней, но и нашла конкретные лекарства для их устранения. Она сделала такую попытку.

«Атхарвану» дополнили «Сушруты», тоже медицинский трактат, но созданный несколько позже, в пураническую эпоху. Опираясь на достижения предшественников, авторы нового учения развили их опыт. Так они предположили, что причиной распространённой в те времена проказы являются не вода, воздух, огонь или земля,– стихии, на влияние которых обычно ссылались в древности, характеризуя здоровье, а маленькие, не заметные глазу существа – микробы. Для избавления от них предлагалась раджаниа ушадха – лишайник, имеющий свойства антибиотика.

Именно так на протяжении целых эпох вырабатывался основной принцип аюрведы: сначала находилась причина болезни, затем методом проб и ошибок определялись средства для её устранения. Одновременно изучались возможности внутренней жизненной энергии человека, которая отвечает за его физиологию и психическую деятельности. Эта энергия получила название «доша».

Научные источники Аюрведы

Базовой теоретической основой учения являются девять научных трудов:

  1. Аштанга-хридая-самхита;
  2. Бхава-пракаша-самхита;
  3. Бхела-самхита;
  4. Кашьяпа-самхита;
  5. Мадхава-нидана-самхита;
  6. Харита-самхита;
  7. Шарнгадхара-самхита;
  8. Сушрута-самхита;
  9. Чарака-самхита.

Особого внимания из них заслуживают два последних трактата и Аштанга-хридая-самхита, написанная в VI веке новой эры. Её автор, ШримадВагбхата, обобщает достижения предшественников.

Чарака-самхита создана в середине II века новой эры. Здесь даны описания консервативных методов лечения многих заболеваний внутренних органов, а также приведены сведения о соответствующих лекарственных снадобьях. Их более шестисот, и все только естественного происхождения – из животной, растительной и минеральной природы.

Свойства этих веществ и сферы, в которых их можно использовать, изложены в пяти специализированных разделах, включающих лечение:

  • открытых и закрытых ранений;
  • болей в голове, пороков зрения, осязания и слуха;
  • болезней внутренних органов;
  • психических расстройств;
  • детских заболеваний.

Также три раздела посвящены:

  1. средствам, препятствующим старению;
  2. противоядиям;
  3. эликсирам, повышающим мужскую потенцию.

Сушрута-самхита, появившаяся в середине IV века новой эры, посвящена преимущественно хирургии. Этот труд описывает свыше 300 методик оперативного исправления различных пороков, а также необходимые для этого инструментарий и лекарственные средства.

Учение в эволюционном развитии

Всплеск расцвета Аюрведы совпадает с периодом от 327 года до новой эры до 759 года уже нового времени. Это время было золотым веком индийского буддизма и связанного с ним естественнонаучного освоения жизни – анатомии. Исследователи подсчитали и изучили в человеческом теле все кости, сухожилия, мышцы, суставы, органы чувств, а также кровеносные сосуды и нервы. Было получено первое впечатление о потенциальных возможностях человека.

Физиологическое взаимодействие всех частей и систем организма, как считали древние врачеватели, происходит посредством:

  • ватта, олицетворяющей ветер, который объединяет пространство за счёт перемещения воздуха;
  • питта – желчной составляющей, ответственной за повышение и понижение температуры, как огонь и вода;
  • капха – органов выделения, в том числе слизи, необходимых за выведение из тела вредных веществ;
  • марман – чувствительных зон: области паха, ладоней, ступней ног, на которые спроецированы многие нервные окончания.

Сушрута, один из самых знаменитых целителей Аюрведы, уверял, что если врачеватель знаком со свойствами и силой воздействия трав, кореньев, огня, ножа, тяжёлых металлов, а также молитв, его можно сравнить с Богом.

В то же время в индийской медицине возникли две школы: Таксильская (западная), специализировавшаяся на консервативном лечении (терапии), и Кашинская (восточная), которая сосредоточила свои усилия на оперативном вмешательстве в ход течения болезни (хирургии).

Средние века, в период с VIII по XIII новой эры, характеризуются в Индии углублённым изучением медицинской тематики. В начале этого периода появилась Ругвинишчая – пособие по исследованию болезней. Его составил Мадхавакара, один из самых вдумчивых апологетов аюрведы. Им был впервые поставлен вопрос о правильной диагностике заболеваний и её роли в эффективном лечении патологий.

В последующем учёные и практикующие врачеватели обратили внимание на значение пульса для диагностики сердечно-сосудистых болезней и общего состояния пациента. Была выявлена показательная диагностическая роль и других симптомов.

XVIII-XIX века стали для индийской медицины эпохой упадка. Вследствие колонизации Индии Британской империей Аюрведа соприкоснулась с практикой европейских медиков. Их достижения оказались более совершенными и востребованными среди индусов.

На что способна Аюрведа в настоящее время

Приобретя независимость после Второй мировой войны, Индия, а с нею и местная медицина получили второе дыхание. Опыт общения с мировой наукой позволил Аюрведе сделать резкий технологический скачок, выделивший её из конкурентов в своей области. К концу XX столетия модернизированное учение древних индусов стали изучать в Европе, США, Израиле, России.

Благодаря этому в практику современной медицины вошли:

  1. диагностические процедуры, ориентированные на пульс и дыхание;
  2. комплексы лечебного питания, основанные на специальной диете;
  3. клизмы, очищающие желудочно-кишечный тракт;
  4. контрастный душ и принятие ванн, настоянных на лечебных минералах и травах;
  5. иглоукалывание, активирующее иммунитет и обмен веществ путём воздействия на энергетически важные точки кожи на мягких частях тела и позвоночнике;
  6. массаж;
  7. отдельные виды физиотерапии;
  8. щадящая хирургия.

Популярен у многих стал лечебный туризм, связанный с Аюрведой. Организуются специальные туры в Индию, дающие возможность полностью или частично избавиться от патологий, неподвластных традиционной медицине. Среди них:

  • некоторые формы артрита;
  • хронический варикоз вен нижних конечностей;
  • врождённая глаукома;
  • сахарный диабет;
  • обширный кандидоз;
  • псориаз.

Достаточно эффективно с помощью аюрвердических методик лечится гипертиреоз. При этой эндокринной патологии щитовидная железа теряет способность вырабатывать свой гормон тироксин, регулирующий обмен веществ, в необходимом количестве. Это приводит к ухудшению общего состояния, половому бессилию и утрате работоспособности.

По статистике ВОЗ, это заболевание поражает женский организм в 19 раз чаще, чем мужской, поэтому женщины, не нашедшие выхода в традиционных методах лечения своего недуга, склоняются к услугам туристической аюрведы особенно охотно.

Заключение

Можно по разному относиться к необыкновенным возможностям Аюрведы как медицины, но её огромнейшая историческая практика показала наглядно: иногда она становится более эффективной, чем традиционное лечение. Выбор каждый делает сам. Поэтому, предпринимая какой-то шаг, следует взвесить все за и против.

Многие пациенты, первоначально ознакомившись с информацией об аюрведе, имеют представление о панчакарме как панацее от всех болезней и стремятся ее пройти, думая, что их проблемы со здоровьем будут решены. Однако это не совсем точное представление.

Во-первых, в определенных случаях панчакарма как мощная система очищения организма не показана, поскольку может ослабить организм и усугубить ситуацию. Однако будет полезна другая лечебная программа, которая подпитывает и поддерживает ослабленные органы.

Аюрведические методы лечения подразделяются на облегчающую терапию (лангхана) и тонизирующую терапию (бримхана).

Облегчающая терапия , направлена на разрушение и изгнание из организма излишних субстанций, вызывающих болезненные состояния. Она показана при излишнем весе, зашлаковке организма, возбужденных дошах. Панчакарма относится к этой группе терапевтических методов. Эти методы лечения требуют достаточного количества сил и энергии, поскольку, облегчая, они ослабляют организм.

Тонизирующие методы лечения упитывают и восстанавливают ткани в случае их ослабленности или недостаточности. Они показаны при недостаточном весе, упадке сил, ослаблении или разрушении тканей. Тонизирующая терапия восполняет недостаток энергии и субстанции в организме.

Основное правило в аюрведе: сначала облегчать, а потом тонизировать. Если начать тонизирующую терапию без предварительного очищения, то она будет питать токсины и увеличит избыточные доши, что усугубит состояние больного. Поэтому в большинстве случаев логика построения лечебной или оздоровительной программы – сначала очищаем, а потом тонизируем. Однако в некоторых случаях организм слишком слаб для любых способов облегчающего лечения, тогда с самого начала требуется применение тонизирующей терапии.

Ведущий специалист нашего центра проведет диагностику и составит программу, принимая во внимание все особенности организма и состояния здоровья конкретного пациента. Будет определено, насколько длительной и насколько интенсивной будет облегчающая (очистительная, т.е. панчакарма как таковая) и тонизирующая (восстановительная) часть программы. Обычно даже для практически здорового человека в конце программы 1-2-3 дня отводится на тонизацию и восстановление, поскольку пациенту предстоит длительный переезд домой.

Во-вторых, также нужно отметить другой аспект успеха аюрведического лечения. Это регулярность . Проходить панчакарму, т.е. производить генеральную уборку организма, раз в год полезно любому здоровому человеку. Это предотвратит накопление токсинов и обеспечит долгую и здоровую жизнь человека. Если Вы 30-40-50 лет не занимались уборкой организма, то едва ли можно надеяться, что за 1-2-3-4 недели из тела будут вычищены все залежи токсинов, которые пациент копил десятилетиями. Поэтому лучше всего регулярно проходить повторные курсы панчакармы.

Однако в любом случае после даже одной программы пациент испытает значительное улучшение состояния, почувствует приток сил и энергии, ощутит, что помолодел на несколько лет. Главное не растерять результаты программы впоследствии. Поэтому мы в ходе программы обучаем пациента, как поддерживать и еще более улучшать обретенное состояние в домашних условиях. Если пациент следует нашим рекомендациям, то его состояние продолжает улучшаться или, по крайней мере, не утрачивается.

Желаем Вам обрести в ходе аюрведической терапии и не утратить в дальнейшем удивительные ощущения молодости, гибкости, легкости в теле, равновесия и покоя в уме и сердце, бесконечности и счастья в сознании!

В подразделах этого подпункта меню в дальнейшем будут рассматриваться вопросы лечения отдельных органов и систем организма человека.

В современном мире кожные заболевания встречаются все чаще и чаще. Ребенок без аллергического дерматита постепенно становится явлением уникальным. Взрослые также все больше страдают от всевозможных кожным проблем, включая тяжелые состояния, которые считаются неизлечимыми, например, псориаз, нейродермит, экзема, сыпи и дерматиты аллергического характера. Более мелкие, казалось бы, кожные проблемы, например, акне, фурункулы, прыщи часто вызывают не...

Печень – один из самых крупных и трудолюбивых органов в нашем организме. Помимо продукции желчи, печень выполняет еще не менее 10 других функций. Одна из важнейших – барьерная функция, заключающаяся в очищении крови от ядов, токсинов, аллергенов, избытка гормонов, витаминов, медиаторов, а также токсичных продуктов метаболизма. Аюрведа относит печень к органам Питта доши. «Питта» можно перевести как...

Избыточный вес – настоящий бич современного общества. Сам характер питания, а именно, преобладающая в рационе жирная, сладкая, чрезмерно обильная, а также амагенная пища, приводит к набору веса даже у представителей конституционных типов, не склонных к набору веса. Если прибавить к этому сидячий образ жизни и частый психологический аспект - «заедание» своих проблем вплоть до булемии – то становится...

Тайский массаж широко известен сейчас во всем мире и пользуется большой популярностью. И не зря, поскольку тайский массаж – это система раскрытия и проработки системы мышечно-сухожильных меридианов (тонких каналов), по которым циркулирует жизненная сила, или энергия, человека («ци» по даосской терминологии или «прана» по индийской терминологии). Если циркуляция жизненной силы, или энергии, по системе меридианов, или...

Глаза в современном мире для многих являются одним из основных инструментов рабочей деятельности. Множество профессий связано с использованием компьютера, активно задействуют глаза работники умственного труда (ученые, писатели, научные сотрудники и т.п.), школьники и студенты. Избыточная зрительная нагрузка на глаза, которая только увеличивается при использовании компьютеров и различных гаджетов, приводит к нарушению обменных процессов в...

Причины, профилактика и лечение Сегодня женщины все чаще страдают заболеваниями репродуктивной и половой систем. Встретить в наши дни абсолютно здоровую женщину практически невозможно. Лечение синтетическими препаратами, сильными гормонами, которые нам предлагает современная медицина, зачастую заканчивается плачевно для всего организма. Аюрведа использует в лечении только то, что дает нам Природа, и совсем не использует химию. Если...

Профилактика и лечение Согласно Аюрведе зубы – это зеркало всего организма. Если с зубами возникают проблемы, это говорит о возбужденной вата доше при любой викрити (состояние человека на текущий момент). Так как именно эта доша отвечает за всю костную систему. За состояние ротовой полости отвечает капха доша. На последних стадиях болезни, когда в зубах появляются трещины...

error: Content is protected !!