Как хорошо быть генералом в оон. Кто такие военные наблюдатели и чем они занимаются? Страны-наблюдатели в международных организациях

Участие воинского контингента РФ в операциях ООН по поддержанию мира

Сегодня участие российских военнослужащих в миротворческих операциях ООН является делом привычным. В настоящее время наших солдат и офицеров в качестве военных наблюдателей под эгидой ООН можно встретить во многих горячих точках планеты. Но мало кому известно, как началось участие советских военнослужащих в операциях ООН по поддержанию мира. В октябре 1973 г. по решению правительства СССР в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН на Ближний Восток была направлена первая группа наших офицеров. Им предстояло вести наблюдение за прекращением огня в зоне Суэцкого канала и на Голандских высотах после закончившихся здесь военных действий. Группу возглавлял полковник Николай Белик. Командир первого отряда отечественных “голубых беретов” президент Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН РФ вспоминает: «Группу сформировали очень быстро, в нее вошли офицеры ротного, батальонного звена всего двадцать пять человек. Командующий войсками Московского военного округа генерал армии Владимир Говоров сообщил, что решением военного совета я утвержден командиром специальной группы офицеров, которым предстоит действовать в качестве военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке. Вскоре часть офицеров отбыла в Сирию. Остальным предстояло нести службу в Египте. Стоит отметить, что в соответствии с принятой советом безопасности ООН резолюцией от 22 октября 1973 г., а также не без усилий Советского правительства боевые действия на Ближнем Востоке были приостановлены. Особенно запомнились первые месяцы 1974 г. Они для нас выдались самыми трудными. Нам пришлось участвовать в ряде серьезнейших миротворческих операций. Одна из них - “Омега” - проводилась с 5 февраля по 31 марта. В ходе “Омеги” было произведено 173 поисковые операции останков военнослужащих, погибших в ходе недавнего октябрьского военного конфликта, каждая из которых длилась несколько суток. В не менее сложной обстановке проводилась и операция “Линия Альфа” (определение границы между буферной зоной и зоной ограниченного количества войск Египта), т. к. почти в течение месяца пришлось действовать на местности, представляющей сплошное минное поле». Россия участвовала в миротворческих операциях ООН и деятельность по поддержанию мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на территориях бывшей Югославии и государств-участников СНГ. Россия (СССР) практически участвовала в операциях ООН по поддержанию мира с октября 1973 г., когда на Ближний Восток была направлена первая группа военных наблюдателей ООН. Начиная с 1991 года, участие России в этих операциях активизировалось: в апреле, после окончания войны в Персидском заливе, направлена группа российских военных наблюдателей (РВН) ООН в район ирако-кувейтской границы, а в сентябре - в Западную Сахару. С начала 1992 г. сфера деятельности наших военных наблюдателей распространилась на Югославию, Камбоджу и Мозамбик, а в январе 1994 г. - на Руанду. В октябре 1994 г. направлена группа РВН ООН в Грузию, в феврале 1995 г. - в Анголу, в марте 1997 г. - в Гватемалу, в мае 1998 г. - в Сьерра Пеоне, в июле 1999 г. - в Восточный Тимор, в ноябре 1999г. - в Демократическую Республику Конго. В настоящее время в операциях по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН, участвуют десять групп российских военных наблюдателей и офицеров штабов ООН общей численностью до 70 человек. Российских военных наблюдателей можно встретить на Ближнем Востоке (Ливан), на ирако-кувейтской границе, в Западной Сахаре, в бывшей Югославии, в Грузии, в Сьерра-Леоне, в Восточном Тиморе, в Демократической Республике Конго. Военные наблюдатели. Подготовка военных наблюдателей Основными задачами военных наблюдателей являются наблюдение за выполнением соглашений о перемирии, прекращении огня между враждующими сторонами, а также предотвращение, путем своего присутствия без права применения силы, возможных нарушений принятых соглашений и договоренностей конфликтующих сторон. Подбор кандидатов в военные наблюдатели ООН на добровольной основе осуществляется из числа офицеров, владеющих иностранными языками (в большинстве миссий ООН это английский), знающих правила ведения стандартных ооновских документов и имеющих опыт вождения автомобиля. Особенности службы военного наблюдателя ООН, требующие от него наличие качеств, позволяющих принимать компромиссные решения в самых неожиданных ситуациях и в кратчайшие сроки, определяет особый порядок отбора и подготовки этих офицеров. Требования, предъявляемые ООН к офицеру-кандидату в военные наблюдатели, очень высоки. Подготовка военных наблюдателей ООН для участия в операциях ООН по поддержанию мира с 1974 года проводится на базе бывших 1 Высших офицерских курсов «Выстрел», в настоящее время это - Учебный центр переподготовки и повышения квалификации офицерского состава Общевойсковой академии. Первоначально курсы проводились 1 раз в год в течение 2 месяцев (с 1974 по 1990 г.г. подготовлено 330 человек). В связи с расширением участия СССР, России в операциях ООН по поддержанию мира (ОПМ) с 1991 г. курсы стали проводиться 3 раза в год. Всего с 1974 по 1999, год на курсах ВН ООН подготовлено свыше 800 офицеров для участия в ОПМ ООН. Кроме подготовки военных наблюдателей, офицеров штабов и военных полицейских ООН (организована с 1992 года) курсы активно участвовали в выполнении положений Договора по ограничению вооруженных сил и обычных вооружений в Европе. В 1990-1991 годах на курсах подготовлено более 250 офицеров-инспекторов по контролю над сокращением вооруженных сил и обычных вооружений в Европе. Практика участия российских офицеров в миссиях ООН показала, что по уровню профессиональной подготовки, морально-психологическому состоянию, умению в экстремальных ситуациях принять наиболее целесообразное решение они вполне соответствуют предъявляемым требованиям. А опыт, накопленный российскими военными наблюдателями, активно используется при организации работы по подготовке к участию в новых миротворческих операциях и совершенствовании методики их обучения. Высокий уровень подготовки офицеров ВС РФ для участия в миротворческих операциях ООН, стройность программ обучения и богатый опыт совершенствовании учебного процесса на курсах военных наблюдателей ООН вызывают интерес со стороны зарубежных специалистов и организаций. С 1996 г. на курсах проводится обучение иностранных военнослужащих. В 1996-1998 году на 1 ВОК «Выстрел» прошли обучение 55 офицеров из Великобритании (23), Дании (2), Канады (2), Норвегии (2), США (17), ФРГ (5), Швеции (4). В октябре 1999 г. на курсах обучались 5 иностранных слушателей (Великобритания - 2, Германия, Канада, Швеция - по одному). Учебные сборы по подготовке военных наблюдателей ООН проводятся три раза в год по двухмесячной программе. Сроки проведения сборов согласованы с графиком замены специалистов, принимающих участие в операциях по поддержанию мира (ОПМ) ООН. Годовым учебным планом также предусматривается один месячный сбор по подготовке офицеров штабов ОПМ ООН. Плановые занятия по программе подготовки ВН ООН проводятся с привлечением преподавателей основных циклов учебного центра, а также прикомандированных офицеров-инструкторов, имеющих практический опыт участия в миротворческих операциях ООН. Обучение иностранных военнослужащих проводится по одномесячной программе совместно с российскими военнослужащими, начиная со второго месяца каждого учебного сбора. Преподавание тактико-специальных и военно-технических дисциплин ведется на русском языке с помощью переводчика. Занятия по специальной подготовке, на английском языке, проводят офицеры-инструкторы. Учебно-материальная база, предоставляемая учебным центром для проведения учебных сборов военных наблюдателей ООН, включает: - оборудованные учебные классы; - автомобильную и другую технику; - технические средства обучения; - полигон; - гостиницу для проживания слушателей. Имеющаяся учебно-материальная база позволяет обучать на английском языке следующие категории специалистов для участия в ОПМ ООН: - военные наблюдатели ООН; - офицеры штабов миротворческих сил (МС) ООН; - командиры тыловых и технических служб МС ООН; - офицеры военной полиции ООН; - офицеры гражданской полиции ООН. Участие контингента ВС РФ в миротворческой деятельности В апреле 1992 г., впервые в истории миротворческой деятельности России, на основании резолюции N 743 Совета Безопасности ООН и после выполнения необходимых внутригосударственных процедур (решение Верховного Совета Российской Федерации) в бывшую Югославию был направлен российский пехотный батальон численностью 900 человек, который в январе 1994 г. усилен личным составом, бронетранспортерами БТР-80, противотанковыми средствами и другим вооружением и военной техникой. В соответствии с политическим решением российского руководства часть сил российского контингента сил ООН в феврале 1994 г. была передислоцирована в район г. Сараево и преобразована после соответствующего усиления во второй батальон (численностью до 500 человек). Основной задачей этого батальона было обеспечить разъединение сторон (боснийские сербы и мусульмане) и осуществлять контроль над соблюдением соглашения по прекращению огня. В связи с передачей полномочий от ООН к НАТО, в Боснии и Герцеговине батальон сектора «Сараево» в январе 1996 г. прекратил выполнение миротворческих задач и выведен на территорию России. В соответствии с решением Совета Безопасности ООН о завершении с 15 января 1998 г. миссии ООН в Восточной Славении, российский пехотный батальон (до 950 чел), выполнявший задачи по разъединению сторон (сербы и хорваты), выведен в январе с. г. из Хорватии на территорию России. В июне 1995 г. российское миротворческое подразделение появляется на африканском континенте. Для решения задач по авиационному обеспечению Контрольной миссии ООН в Анголе (КМООНА - 3) в Анголу направлен российский воинский контингент в составе семи вертолетов Ми-8 и до 160 военнослужащих. Российские авиаторы в труднейших тропических условиях Африки справились с поставленными задачами. В марте 1999 г. российская авиационная группа Миссии наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА) выведена в Российскую Федерацию в связи с прекращением деятельности миссии ООН. В августе 2000 года на африканский континент вновь было направлено российское авиационное подразделение, в состав миротворческой миссии ООН в Сьерра-Леоне. Это российская авиационная группа в составе 4 вертолетов Ми- 24 и до 115 человек личного состава. Однако основные материальные затраты Россия несет при участии специального воинского контингента ВС РФ в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии и государств - участников СНГ. Бывшая Югославия. Вооруженные Силы РФ участвуют в операции многонациональных сил с апреля 1992 г. в соответствии с Резолюциями СБ ООН N 743 от 26.02.1992 г. и от 10 июня 1999 г. №1244. В настоящее время российский воинский контингент принимает участие в операциях по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине (БиГ) и в автономном крае Косово Союзной Республики Югославия. Основные задачи российских миротворцев: - предотвращение возобновления боевых действий; - создание условий безопасности для возвращения беженцев и перемещенных лиц; - обеспечение общественной безопасности; - осуществление надзора за разминированием; - поддержка, при необходимости, международного гражданского присутствия; - выполнение, по мере необходимости, обязанностей по осуществлению пограничного контроля; - обеспечение защиты и свободы передвижения своих сил, международного гражданского присутствия и персонала других международных организаций. Приднестровский регион Республики Молдова. Воинский контингент введен в зону конфликта с 23.7 по 31.8.1992 г. на основании Молдавско-российского соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21.7. 1992 г. Основная задача - наблюдение за соблюдением условий перемирия и содействие поддержанию законности и правопорядка. Южная Осетия. Воинский контингент введен в зону конфликта 9.7.1992г. на основании Грузино-российского Дагомысского соглашения от 24.6. 1992 г. по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Основная задача - обеспечение контроля над прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля. Абхазия. Воинский контингент введен в зону грузино-абхазского конфликта 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединения сил от 14 мая 1994 г. Основные задачи - блокирование района конфликта, наблюдение за выводом войск и их разоружением, охрана важных объектов и коммуникаций, сопровождение гуманитарных грузов и другие. Таджикистан. 201 мед со средствами усиления вошла в октябре 1993 года в состав Коллективных миротворческих сил СНГ на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области от 25.5.1993 г. Соглашения Совета Глав государств Содружества Независимых Государств о Коллективных Миротворческих силах и совместных мерах по их материально -техническому обеспечению. Основные задачи - содействие в нормализации обстановки на таджикско-афганской границе, охрана жизненно важных объектов и другие. О статусе военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях ООН. Правовой статус военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях ООН, имеет сложный характер. Он регулируется комплексом юридических принципов и норм, принадлежащих к различным правовым системам и имеющих различную юридическую природу. В правовом статусе военнослужащих отражена его специфика, прежде всего, как составного звена функционального межгосударственного механизма - международной организации. Главной правовой основой регулирования деятельности международных организаций и их служащих является международно-правовая основа, формой - международно-правовые принципы и нормы. В связи с этим статус персонала носит, прежде всего, международный характер и ограничен функциональными рамками. Особенностью правового статуса военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях ООН, является то, что они не поступают на службу в Организацию Объединенных Наций, они не становятся персоналом ООН как таковым. Военнослужащие временно прикомандировываются к миссии ООН по поддержанию мира. После прикомандирования граждан одного государства на службу в орган международной организации, находящийся на территории другого государства, соответственно остаются и возникают юридические отношения между служащими и этими государствами. Военнослужащие остаются и становятся участниками правоотношений, которые регулируются нормами соответствующих национальных правовых систем. Кроме того, международная организация, деятельность которой подчинена воле государств-членов, для достижения своих целей наделяется государствами-членами и известной самостоятельностью. Самостоятельность организации воплощена в функциональной правосубъектности и материализуется через функциональную компетенцию, в частности, по созданию норм права, в том числе и регулирующих деятельность персонала. Эти нормы имеют безусловную юридическую обязательность, однако, они не являются международно-правовыми, у них особая юридическая природа и источники. Из сказанного следует, что все нормы и принципы, регулирующие правовой статус персонала, могут быть разделены по характеру своих источников и принадлежат: 1) к нормам международного права, содержащимся в уставах ООН и ее специализированных учреждений, в специальных соглашениях, в актах организаций и других международно-правовых актах; 2) к нормам, имеющим внутригосударственный характер источников, содержащимся в актах тех или иных внутригосударственных органов страны пребывания, транзита, командировки, и т.п. 3) к нормам так называемого внутреннего права ООН, созданным и применяемым внутри организации; 4) к нормам, имеющим внутригосударственный характер источников, содержащимся в актах тех или иных внутригосударственных органов. Неоднородный характер правового регулирования статуса военнослужащих, принимающих участие в операциях ООН по поддержанию мира, отражает специфику правового положения таких военнослужащих как особой категории участников международных правоотношений. Эта специфика и обусловила определение источников норм о правовом статусе персонала и тем самым особенностей его регулирования в различных правовых сферах. В настоящее время активное участие граждан России в миротворческих усилиях мирового сообщества требует разработки “Статуса участника миротворческих операций”, отвечающего международным правовым нормам, который бы определял юридические права и обязанности и обеспечивал социальные гарантии всех участников этого процесса. Операции ООН по поддержанию мира. Региональные войны и вооруженные конфликты в целом ряде районов все больше угрожают миру и стабильности, приобретают характер затяжных и трудно урегулируемых. Ответственность за их предупреждение, локализацию и прекращение возложила на себя Организация Объединенных Наций. Что представляют собой операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира? В 1998 году операциям Организации Объединенных Наций по поддержанию мира исполнилось пятьдесят лет. Организация Объединенных Наций стала пионером в проведении операций по поддержанию мира, используя их как одно из средств поддержания международного мира и безопасности. В основном миротворцы Организации Объединенных Наций, которых часто называют «голубыми касками»,- это военнослужащие, предоставленные на добровольной основе правительствами их стран для того, чтобы, используя военную дисциплину и выучку, решать задачи восстановления и поддержания мира. В знак признания их заслуг в 1988 году миротворцы Организации Объединенных Наций были удостоены Нобелевской премии мира. Правительства государств все чаще обращаются к Организации Объединенных Наций с просьбой о помощи в урегулировании межэтнических и межнациональных конфликтов, вспыхивающих во многих районах мира после окончания «холодной воины». Если за первые сорок лет миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций было учреждено 13 операций, то с 1988 года было развернуто 35 новых операций. В пиковый период, который пришелся на 1993 год, общая численность развернутого на местах военного и гражданского персонала Организации Объединенных Наций из 77 стран достигла более 80 000 человек. При организации сложных по своему характеру миссий, предусматривавших ведение работы одновременно в политической, военной и гуманитарной областях, использовался опыт, накопленный при проведении «традиционных» операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, которые, как правило, нацелены на решение главным образом военных задач, таких, как наблюдение за прекращением огня, разъединение противоборствующих сил и создание буферных зон. В современных условиях наибольшую угрозу международному миру и безопасности, как на региональном уровне, так и в мировом масштабе представляют вооруженные конфликты, которые должны разрешаться в первую очередь политическими средствами и лишь, как крайняя мера - проведением операций по поддержанию мира. Однако необходимо отметить, что ни одна миротворческая акция не принесет желаемого результата, если не будет политической воли и желания противоборствующих сторон разрешить возникшие противоречия самим. Что же касается перспектив участия России в миротворческой деятельности, то о них красноречиво говорит тот факт, что если за первые 40 лет своего существования ООН было проведено 13 операций по поддержанию мира, то, начиная с 1988 года, было инициировано проведение 28 новых операций. Следует особо отметить организацию миротворческой деятельности со странами-участниками СНГ. Содружество как региональная организация, взявшая на себя функции обеспечения международного мира и безопасности, открывает новые горизонты развития миротворчества. Для вновь образованных государств, вышедших из бывшего СССР, миротворчество становится одной из основных форм политики урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве. Нерешенные национальные, территориальные и другие проблемы, взаимные претензии, дезинтегрированные процессы привели к развитию известных событий в Приднепровье, Абхазии, Нагорном Карабахе Таджикистане, Северной Осетии. В этих сложных условиях именно обращение к опыту ООН и других международных и региональных организаций (таких как ОБСЕ) по разрешению межгосударственных и иных споров и конфликтов может послужить основой для формирования в странах СНГ (при активном участии России) собственной концепции миротворческой деятельности. Извлечет ли мир уроки из своего многовекового прошлого или подтвердит известный афоризм Гегеля: "Народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее"... По крайней мере, надо им в этом помочь.

Раздел 1. Права и обязанности страны-наблюдателя.

Страна-наблюдатель - это страна, которая вступает в компанию с правами наблюдателя.

Права и обязанности страны-наблюдателя

Это те страны , которые не принимают участие в каком-либо заседании или приеме, а лишь наблюдают за исходом или решением ситуации или проблемы. Роль их колеблется, потому что странами-наблюдателями могут быть страны которые только намерены принимать участие, либо страны которые контролируют, что бы какой либо прошел без ошибок и нарушений.

Страна-наблюдатель имеет некоторый интерес в деятельности международной организации, но по каким-то причинам не хочет или не может стать полноправным членом. Следовательно, они направляют своих представителей свидетелем дебатов и, возможно, участвовать в некоторых закулисных дискуссий мониторинг ситуации, чтобы они могли предотвратить фирму из действуют против своих интересов или даже влиять на него, чтобы действовать в своих интересах без получения полноправного членства.

Термин страны-наблюдателя наиболее часто используется, чтобы описать ООН, статус членства страны. Это, однако, может быть использовано в других международных организациях, как НАТО. В ООН, это означает, что страна не имеет статуса полноправного членства. Страна-наблюдатель либо не может достичь статуса полноправного членства из-за игнорирования международной политики и права (или другой каждом конкретном случае причины) или решили не по дипломатическим или политическим причинам. Одним из примеров этого является Святой Престол. Страна-наблюдатель почти всегда привержен и согласуется с наблюдением и соблюдением норм международного права и договоров.

Страна-наблюдатель (Country Observer) - это


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Смотреть что такое "Страна-наблюдатель" в других словарях:

    Наблюдатель (фильм - Наблюдатель (фильм, 2000) Наблюдатель The Watcher Жанр драма Режиссёр Джо Чарбаник Автор сценария Дарси Мейерс Дэвид Элиотт Клей Айерс … Википедия

    Наблюдатель (фильм, 2000)

    Наблюдатель (фильм) - Наблюдатель The Watcher Жанр драма Режиссёр Джо Чарбаник Автор сценария Дарси Мейерс Дэвид Элиотт Клей Айерс В главных ролях Джеймс Спейдер Киану Ривз … Википедия

    Московский наблюдатель - Эта статья о литературном журнале, издававшемся в 1835 1839 годах. О современном театральном журнале см. Московский наблюдатель (театральный журнал). Московский наблюдатель … Википедия

    Часовой (фильм, 2000) - Наблюдатель The Watcher Жанр триллер … Википедия

    Международно-правовой статус Государства Палестина - Данная статья находится в особом режиме редактирования, так как относится к статьям, регулируемым посредничеством по Ближневосточному конфликту. Рекомендуется ознакомиться со страницей обсуждения до совершения откатов, а также с правилами… … Википедия

    Экстремист - Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus крайний) в традиционном понимании, приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). В современной России термин в основном используется в двух целях: для шельмования и… … Википедия

    Список событий в России - Список событий в России, связанных с законом об экстремизме Содержание 1 События в России, связанные с законом об экстремизме 1.1 В 2007 г … Википедия

    Список событий в России, связанных с законом об экстремизме - Для улучшения этой статьи желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей. Исправить статью согласно стилистическим правилам Вики … Википедия

    Darksiders - Разработчик Vigil Games Издатель THQ Локализатор … Википедия

Книги

  • Финляндия. Путеводитель с мини-разговорником , Роде Р.. Финляндия знаменита, прежде всего, своими озёрами - недаром её называют «страной тысяч озёр». В стране их, действительно, насчитывается порядка 190 000, и занимают они примерно 9% всей…

Военные наблюдатели ООН на индо-пакистанской границе. Фото с сайта www.un.org

Международное право определяет военных наблюдателей ООН как должностных лиц, направляемых в составе миссии ООН в зону вооруженного конфликта в целях наблюдения за выполнением условий перемирия, прекращения огня и выполнения обязанностей в соответствии с мандатом данной миссии ООН. В различных миссиях работа военных наблюдателей имеет свою специфику, но в основном главная задача военных наблюдателей - это демонстрация присутствия ООН на территории конфликта, мониторинг перемирия и доклады в штаб-квартиру ООН. Эти формулировки очень короткие, но за ними кроется огромный объем работы.

СПЕЦИАЛЬНО ОБУЧЕННЫЕ ЛЮДИ

Военные наблюдатели – это офицеры из стран – участниц ООН, которые после специальной подготовки направляются в миссии ООН, учрежденные либо Советом Безопасности, либо Генеральной Ассамблеей ООН. Рядовые наблюдатели направляются обычно в ранге капитанов и майоров. Они приезжают в миссии с дипломатическими паспортами, получают так называемые белые карточки, свидетельствующие о том, что они являются сотрудниками ООН. Они не имеют оружия и защищены дипломатическим иммунитетом и флагом ООН. Военные наблюдатели являются военными дипломатами. Их принято называть голубыми беретами, в отличие от голубых касок, которыми являются солдаты и офицеры подразделений, входящих в состав миротворческих сил. В последнее время в документах ООН военных наблюдателей стали называть военными экспертами ООН.

Одна из основных трудностей работы военных наблюдателей заключается в том, что их рабочий язык английский. Приветствуется знание и других языков, особенно языка страны пребывания. Требуется не просто свободное владение английским языком, чтобы общаться со своими коллегами. Военные наблюдатели должны знать, как правильно составлять и оформлять различные служебные документы, знать правила ведения радиообмена и сотни английских аббревиатур, которые употребляются при радиообмене.

Кроме знания английского языка нужна профессиональная военная подготовка. К примеру, по звуку летящих снарядов, по диаметру и глубине воронок от снарядов надо уметь определять артиллерийские системы, из которых они были выпущены. Необходимо быстро и четко классифицировать принадлежность и марку пролетающих самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов (БЛА), знать и разбираться во всех видах вооружений, которые могут применяться конфликтующими сторонами. Необходимо уметь работать с картой и хорошо знать топографию и т.д.

ОБОЗНАЧАТЬ ПРИСУТСТВИЕ

Формулировка «обозначать присутствие ООН» поначалу может показаться странной или даже смешной, но и за этой фразой кроется большая психологическая работа, проводимая военными наблюдателями по предотвращению нарушений условий перемирия. Конфликтующие стороны должны знать, что ничего нельзя скрыть от ООН. Именно поэтому военных наблюдателей иногда называют глазами и ушами ООН.

В работу наблюдателей входит и общение с местным населением в ходе патрулирования. А для этого надо знать обычаи местных жителей, их образ мыслей, их жизненный уклад. Ведь, например, русские очень хлебосольные и гостеприимные люди. Устав в конце патрулирования, можно совершить большую ошибку, пригласив мусульманина присоединиться к трапезе, предложив отведать свинины и выпить рюмку-другую.

Немалое значение имеет и умение вживаться в иностранный коллектив. Обязательным условием является то, что наблюдатели в каждой миссии должны быть из разных стран. В разных миссиях работа строится по-разному. Чтобы лучше понимать суть работы военных наблюдателей, приведу пример того, как она строилась в UNTSO (на русском ОНВУП – Орган по наблюдению за выполнением условий перемирия), когда я там проходил службу в 1988 году.

В Каире офицеры несли дежурство по штабу в соответствии с графиком дежурств. Основная задача дежурного – поддерживать связь по радио с наблюдательными постами и патрульными машинами в своей зоне ответственности, а также с теми радиоточками ООН, которые работают на определенных частотах, и записывать в специальный журнал время связи, с кем была связь и краткое содержание разговора в эфире и принятые меры. Кроме того, все офицеры, кроме тех, кто занимал штабные должности, выезжали на неделю на различные наблюдательные посты.

Обычно команда на наблюдательных постах состояла из двух офицеров из различных стран. Работали по схеме one looking, one cooking, что означает «один наблюдает, один готовит». На практике офицеры договаривались, кто и в какие дни выезжает на патрулирование, а кто дежурит по наблюдательному посту, отвечает за связь с патрулем и со штабом, а также выступает в роли повара, то есть готовит обед к 6 часам вечера из привезенных с собой продуктов, когда первый наблюдатель возвращается с патрулирования. Уметь ладить с представителем «другой цивилизации» тоже большое дипломатическое искусство. Ведь возможны любые провокации, а то и просто обед приготовлен или сервирован не так, как принято «там». Твой напарник может обидеться или насмехаться над отсутствием «обеденной культуры», рассказать об этом после приезда всем остальным, испортив тебе репутацию. Ну и, конечно, надо уметь вести философские дискуссии с напарником в свободное от работы время, скрашивать одинокие вечера в пустыне анекдотами (термин «свободное время» условный, так как военные наблюдатели несут службу 24 часа в сутки). Если отношения заладились, то можно попробовать повлиять на мировоззрение напарника и «обратить его в свою веру».

Иногда работа на наблюдательных пунктах в пустыне осложняется климатическими условиями. К примеру, в 1988 году в Европе от жары люди спасались в фонтанах. Представьте, какая жара была в пустыне! В то время кондиционеров на постах не было, а жара переваливала за 45 градусов по Цельсию. Спастись от жары было негде. У меня до сих пор после таких дежурств стоит звон в голове. Врачи говорят, что это не лечится…

ОПЫТНЫЙ «КОТИК»

Были и интересные случаи, связанные с погодой. Помню, как мы с молодым американским офицером, который был «морским котиком», выехали на наблюдательный пост, который находился на Синайском полуострове рядом с горой Моисея. Сейчас наши туристы из Шарм-эш-Шейха любят ночью подняться на эту гору и встретить там рассвет, а затем посетить монастырь Святой Екатерины-мученицы, расположенный у подножия горы. В то время это место было не так популярно, тем не менее туда почти одновременно с нами из Каира выехала молодая семья с двумя детьми. Дорога в горы шла по устью высохшей реки.

В Египте практически не бывает дождей. Но раз в несколько лет бывает шквальный дождь. И он пошел, когда мы были на половине пути. Американец отреагировал мгновенно: «Сергей, гони вовсю, как ты это умеешь». Мне ничего не надо было объяснять. Сразу педаль газа в пол, при поворотах немного покачивая руль вправо-влево, чтобы вписаться в поворот. А вот французы не поняли, что через некоторое время наша дорога превратится в бурлящий поток воды, что если не успеть подняться на гору, то просто смоет вниз. Они рассудили так. Надо остановиться, выйти из машины, поискать убежище и переждать сплошной поток воды с неба. На их счастье недалеко был ветхий домик, хозяева которого просто затащили в него французскую семью. Благодаря им они остались живы, а их машину бурным потоком воды вместе с валунами снесло вниз на несколько километров. Она была полностью смята и не поддавалась восстановлению.

Военные наблюдатели должны отлично водить все типы машин миссии как в многолюдном городе (в данном случае в Каире), так и по пересеченной местности (в данном случае в пустыне). При этом надо уметь управлять машиной только одной рукой, так как вторая нужна для ведения радиообмена. По пустыне мы ездили на мощных американских джипах «Вагонер» с вмонтированными рациями. В багажнике всегда был запас продовольствия, воды и цепи для передвижения по пескам. И вот однажды мы получаем по радио задание вытащить французскую машину, застрявшую в песках. В ней был помощник Пьера Кардена со своей подругой. Тоже захотелось экзотики. В тот раз нас было трое на наблюдательном посту. Мы выдвинулись на спасение вдвоем с французом. По координатам быстро нашли машину, и француз попросил меня уступить ему руль, чтобы спасти соотечественников. Он все сделал грамотно и быстро. Вечером он показывал мне полученную визитную карточку от Кардена, чем очень гордился.

Были и печальные истории. В Сирии мне пришлось вывозить тело нашего российского наблюдателя сначала в Дамаск, а потом в сопровождении консула в аэропорт для отправки на родину. При мне подорвался на Голанских высотах ирландский наблюдатель. Жена осталась одна с тремя детьми. Мы дружили семьями. А наши первые советские военные наблюдатели ООН, которые были направлены в 1973 году в Египет, кроме основных обязанностей собирали и вывозили тела погибших во время конфликта египетских солдат и офицеров.

Всего с первой миссии ООН в 1948 году по настоящее время погибло около 3400 миротворцев ООН. Только в 2015 году погибло 128 человек. В 2002 году был учрежден международный День миротворцев ООН. В 2016 году он проходил под девизом «Чествуем наших героев». Одновременно в этот день мы отдаем дань всем миротворцам, погибшим при исполнении служебных обязанностей.

ТЕРЯЕМ ВОЗМОЖНОСТИ

Институт военных наблюдателей очень хорошо зарекомендовал себя при проведении операций по поддержанию мира (ОПМ). Поэтому постоянно росло число задействованных в ОПМ военных наблюдателей – от 50 человек в 1948 году до 1827 человек на конец апреля 2016 года. Всего военные наблюдатели ООН представлены в 16 миссиях. Российские голубые береты представлены лишь в семи миссиях, и с каждым годом их становится все меньше. Если раньше мы входили в первую тройку по голубым беретам, то сейчас – лишь на 7-м месте.

Об общей тенденции уменьшения количества российских миротворцев говорят следующие цифры. Если в конце 1995 года в различных миротворческих миссиях был задействован 1341 российский военнослужащий и 113 военных наблюдателей, то на апрель 2016 года – только 63 военных наблюдателя (включая 4 человека для управления воздушным движением). От общего числа военных наблюдателей ООН участие россиян составляет 3,53%. Наибольшее количество наблюдателей у Эфиопии – 113 (6,23%). Уместно добавить, что, учитывая тот факт, что российские голубые каски (военные подразделения) не принимают участия в ОПМ с 1999 года, то на сегодня Россия занимает общее 71-е место по количеству поставляемых контингентов (с учетом наших полицейских).

Для того чтобы пропагандировать миротворчество под флагом ООН, а также для того чтобы повлиять на государственные власти с целью расширения участия России в миротворчестве ООН, сделать это участие более представительным, в 1998 году группой бывших военных наблюдателей ООН была учреждена Межрегиональная общественная организация ветеранов миротворческих миссий ООН. Мы, члены организации, не устаем использовать любую возможность, чтобы говорить о том, что неучастие или ограниченное участие России в ОПМ негативно отражается не только на возможности получения российскими военнослужащими реального миротворческого опыта, но и не дает России дополнительных рычагов влияния на решение кризисных ситуаций в горячих точках, не позволяет активно отстаивать свою точку зрения на решение различных международных проблем, участвовать в определении будущей системы мироустройства.

Может быть, недостаточное внимание к миротворчеству у нас вызвано часто звучащей критикой в адрес ООН. Безусловно, она отчасти верна, но пока нет другого института, способного заменить ООН. Изучив доклад Группы экспертов по вопросам технологий и инноваций в миротворческой деятельности ООН, доклад Независимой группы высокого уровня по миротворческим операциям от 17 июня 2015 года, доклад генерального секретаря о рекомендациях от 2 сентября 2015 года «Будущее миротворческих операций ООН: выполнение рекомендаций Независимой группы высокого уровня по миротворческим операциям», меморандум Обамы по миротворческим операциям, можно сделать вывод о том, что взгляды на миротворчество меняются. США продавливают новые подходы к миротворческим операциям, в то время как Россия остается в стороне. Нашим дипломатам надо активнее включаться в обсуждение вопросов о том, каким будет миротворчество в ближайшем будущем, а также бороться за нахождение консенсуса между двумя принципами: принципом суверенитета или территориальной целостности и принципом самоопределения народов, который почти всегда вступает в противоречие с первым. А пока не разрешена проблема Косово–Крым, наши миротворцы должны иметь значительное влияние в ООН для правильной трактовки миротворческих операций и их проведения.

Сравнительно недавно Украина отметила свое 10-летие участия в международных миротворческих операциях под эгидой ООН. Старт этой весьма небезопасной, но благородной деятельности был дан Верховной Радой Украины еще 3 июля 1992 года.

29/11/2002

На сегодня 1.457 украинских военных находятся в десяти миротворческих миссиях. И если в прессе и на телевидении частенько мелькала информация об успехах наших подразделений в голубых касках в различных уголках планеты, то о некоторых людях, вносящих серьезный вклад в дело восстановления мира, вообще ничего не говорилось. Речь идет о военных наблюдателях. От Украины их сегодня трудится всего 48 человек.

С чего начиналось «наблюдательское» движение

Изначально в нашей стране не было учреждения, где бы готовили такую специфическую категорию военных специалистов. Ориентироваться приходилось на общие требования ООН к военным наблюдателям. Поэтому подбирали, что называется, самых-самых.

Чтобы иметь хотя бы приблизительное представление об этих требованиях, достаточно сказать, что человек должен уметь. Он обязан свободно владеть иностранным языком (как правило, английским или французским); мастерски управлять полноприводным автомобилем; иметь воинское звание от капитана и выше с не менее чем шестилетним опытом службы на офицерских должностях, быть на «ты» с компьютером, уметь пользоваться современными средствами связи и навигации.

Уже сейчас, с высоты десятилетнего опыта работы военными наблюдателями, украинские военнослужащие знают, что это далеко не все, что необходимо для успешного выполнения своих специфических функций. Жизнь всегда вносит свои коррективы, порой не давая поблажек ни в чем.

Как это бывает

Военный наблюдатель считается фигурой неприкосновенной, имеющей на то специальные права, данные ООН. И вообще, с момента поступления офицера в распоряжение этой международной организации, он как бы становится ее собственностью. Человек не имеет права на лоббирование интересов своей страны, не говоря уже о выдвижении каких-то личных требований. Считается, что он для того и прибыл, чтобы выполнять задания миссии.

Военный наблюдатель должен служить 24 часа в сутки и семь дней в неделю. За это он имеет право за месяц беспрерывной службы получить шесть дней отдыха. Плюс за каждый отработанный месяц – полтора дня оплачиваемого отпуска. То есть после полугода работы съездить на родину на 15 суток. Но опять же в зависимости от сложности обстановки в регионе. Бывает так, что и за год люди не побывают дома. А год – это минимальный срок службы в качестве военного наблюдателя, установленный в Украине. Канада, к примеру, отправляет своих людей на работу в подобные миссии на шесть месяцев, США – на пять, Италия и Испания – на четыре.

За суточные, которые выплачиваются ООН (а это в среднем $60-80, в зависимости от региона), офицер должен арендовать (построить и оборудовать) себе жилье, питаться и закупать все необходимое для полноценной жизнедеятельности.

Как правило, действуют военные наблюдатели в командах по четыре и более человек. В каждой из них есть старший. Все члены команды из разных стран, поэтому необходимость в свободном владении иностранным языком очевидна. Тем более что все доклады в штаб миссии ООН пишутся на английском языке. А от правильности изложения реальной обстановки зависят судьбы тысяч людей, которые доверились ООН и ждут от нее только реальной помощи.

Трудно жить без пистолета

Работа военных наблюдателей сопряжена с повседневным риском. Однако оружия они не имеют вообще никакого – таковы требования ООН. Разрешены только перочинные ножи. Однако средства индивидуальной защиты всегда при них – это каска и бронежилет. Такое положение делает их весьма уязвимыми. Особенно для криминальных групп, которые поддерживают состояние напряженности в регионе и не гнушаются легкой добычи в виде безоружных военных.

Нередко бывали случаи, когда международных военных наблюдателей брали в плен и издевались над ними. Среди таковых были и украинцы (во время смутных событий в Таджикистане, Боснии и Герцеговине). Вот здесь наблюдатели уже применяют свое главное оружие – умение вести переговоры. Это искусство настолько ценно, что порой оказывается на одних весах с жизнью. Но не всегда все заканчивалось благополучно.

Украинских военных эта участь пока (тьфу-тьфу) миновала, а вот других – нет. Боевики просто-напросто хладнокровно убивали ребят всевозможными способами. Иногда просто так, дабы показать свою решимость и самоутвердиться. В Эфиопии и Эритреи были случаи подрывов наблюдателей на изобилующих в тех местах минах. В Грузии наглым образом ограбили их офис: бандиты отобрали деньги, ценности, аппаратуру связи и служебный автомобиль.

Иногда, как рассказывают ветераны, наблюдатель становится жертвой природы. Особенно это касается стран Африки, Среднего и Ближнего Востока. В Анголе, например, одного бедолагу крокодил затянул под воду и спрятал под коряги. Пока местные жители отогнали рептилию и вытянули тело, человек погиб. В Африке многие болеют малярией. И хотя офицерам делают необходимые прививки, толку от них мало. Известен случай, когда российский военный наблюдатель, возвращаясь домой, скончался во время перелета над Германией из-за обострения какой-то экзотической болезни.

Подобные случаи можно перечислять до бесконечности. Но их было бы еще больше, если бы не дружность в командах наблюдателей. Ребята с разным цветом кожи, вероисповеданием, вкусами и привычками становятся на длительное время одной семьей. Буквально от каждого из них зависит жизнь товарища и успех общего дела. Здесь всякому присуща универсальность. Любой может заменить колесо на джипе, запустить дизель-генератор, установить связь через спутник с миссией ООН, написать доклад, приготовить пищу из того, что есть, обустроить ночлег на любой местности, оказать первую медицинскую помощь и т.д.

В чем заключается работа

Для выполнения своих функций команды направляются в зону, обозначенную миссией ООН. Они наблюдают за соблюдением мирных соглашений между двумя некогда конфликтовавшими сторонами. При этом две стороны на официальном уровне подтверждают серьезность своих намерений и обязуются их выполнять. Если же наблюдатели замечают какие-то нарушения, они тут же докладывают о них.

А нарушений может быть множество. Это открытие огня, массовые выступления, несанкционированная перевозка оружия и вооружений, различные провокации и т.д. В общем, все, что может повлиять на разрыв мирных договоренностей.

Для добычи информации военные наблюдатели «идут в народ». И здесь очень важно иметь хорошие контакты как с одной стороной, так и с другой. Ни в коем случае нельзя самим стать провокационным элементом. Для этого военспецами изучаются особенности национальной культуры местного населения, история и причины возникшего конфликта. В Эфиопии, например, если ты зашел в дом (хижину) и хозяин пригласил тебя на обед, то ни в коем случае нельзя съедать все. Обязательно нужно что-то оставить на тарелке, давая знак, что ты уже наелся и угощение тебе очень понравилось.

Однажды на территории бывшей Югославии, военный наблюдатель решил подвезти на своем джипе беременную женщину, которая едва плелась по безлюдной дороге. Через какое-то время у нее случился приступ, и она умерла тут же в машине. Родня умершей обвинила военных в покушении на жизнь девушки и сторонничестве с иноверцами. В результате – подрыв авторитета миротворческой организации и ослабление доверия к ней. Поэтому сейчас существует строгое правило – никого в машину ООН не брать. Правда, за исключением ее персонала.

Наши офицеры говорят, что в таких условиях приходиться заглушать в себе некие человеческие ценности, которым нас учили еще с детства. Любое послабление – и ты становишься яблоком раздора между целыми народами. Поэтому неукоснительное соблюдение требований ООН становиться нормой жизни.

error: Content is protected !!