Святитель тихон - патриарх московский и всея руси. Избрание на престол патриарха тихона

После 200-летнего Синодального периода (1721-1917) Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. На Патриарший престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (1917-1925). Новому Патриарху пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви в условиях революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.

В 1917 году Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. Совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия она вновь обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя. На Патриарший Престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон, который стал провозвестником того пути, по которому была призвана идти Русская Церковь в новых сложных условиях.

Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 года в городе Торопце Псковской губернии в семье священника. Окончив курс Горопецкого духовного училища, он поступил в Псковскую Духовную Семинарию, а по ее окончании - в Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1888 году. Примечательно, что товарищи по семинарии шутливо называли скромного, благодушного и готового всегда помочь друзьям Василия Белавина «Архиереем», а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его «Патриархом» за серьезность и степенность нрава.

После Академии он три с половиной года преподавал догматику, нравственное богословие и французский язык в Псковской Духовной Семинарии. В 1891 году молодой учитель принял постриг с именем святителя Тихона Задонского. Рукоположенный в сан иеромонаха, он через год был назначен инспектором, а впоследствии и ректором Холмской Семинарии с возведением в сан архимандрита. С 1894 года он - ректор Казанской Духовной Академии, и через три года (восемь с половиной лет по выпуске из Петербургской Академии) - уже епископ, сначала Люблинский, а затем Алеутский и Североамериканский. В этот период своей жизни, охватывающий почти десятилетие, он упорядочил жизнь православных приходов в Соединенных Штатах и на Аляске, воздвигнул новые храмы, и среди них - кафедральный собор во имя Святителя и Чудотворца Николая в Нью-Йорке, куда и перенес из Сан-Франциско кафедру Американской епархии, организовал Миннеа- полисскую Духовную Семинарию для будущих пастырей, приходские школы и приюты для детей. В Соединенных Штатах за Преосвященным Тихоном закрепилась слава подлинного апостола Православия.

Роль его в утверждении Православной Церкви в Америке действительно огромна. И она не ограничивается спокойным отеческим руководством и даже воссоединением с Русской Православной Церковью многочисленной новой паствы, составившейся из переселенцев из районов Восточной Европы. При нем впервые в Америке начинают знакомиться и сближаться с Православием христиане других конфессий. Перед Святейшим Синодом Русской Православной Церкви епископ Тихон отстаивал необходимость идти навстречу инославным братьям. Множество пасторов обращалось к нему по ряду проблем: от вопроса о возможности евхаристического общения до воссоединения разобщенных Церквей. Епископ Тихон принял деятельное участие в переводе богослужебных книг на английский язык. В Канаде по его ходатайству была открыта викарная кафедра. В 1905 году епископ Тихон был возведен в сан архиепископа.

После успешного, но трудного делания в Америке архиепископ Тихон в 1907 году был назначен на древнюю Ярославскую кафедру. За годы своего архиерейства в Ярославле он привел епархию в состояние духовной сплоченности. Руководство его было терпеливым и гуманным, и все полюбили доступного, разумного, ласкового архипастыря, охотно откликавшегося на все приглашения служить в многочисленных храмах Ярославской епархии. Ярославцам казалось, что они получили идеального архипастыря, с которым никогда не хотелось бы расставаться. Но в 1914 году высшее церковное начальство назначило его архиепископом Виленским и Литовским, а 23 июня 1917 года архиепископ Тихон избирается на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита.

15 августа 1917 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы открылся Всероссийский Поместный Собор, восстановивший Патриаршество. После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами на Первосвятительский Престол ар-хиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона, - как говорили в народе, «самого умного, самого строгого и самого доброго». Патриарха предстояло избрать жребием. Божественным Промыслом жребий пал на митрополита Тихона. Интронизация нового Патриарха была совершена в Кремлевском Успенском соборе 21 ноября в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы.

На церковном пути нового Патриарха сразу же возникли трудности. Прежде всего, ему первому пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви, а также предстояло сделать все возможное чтобы сохранить Православие в тяжелый период лихолетья в условиях захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.

В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»; в послании от 19 января (1 февраля) 1918 года им выражены архипастырская озабоченность положением Церкви и осуждение кровавых беспорядков. Патриарх безбоязненно обличал безбожную власть, воздвигшую гонения на Церковь, и даже произнес анафему тем, кто от лица власти творил кровавые расправы. Он призывал всех верующих к защите оскорбляемой Церкви: «...а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою...».

Когда летом 1921 года после ужасов гражданской войны наступил голод, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал исключительное по силе мысли и чувства воззвание о помощи голодающим, обращенное к православной России и ко всем народам вселенной. Он призывал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Комитет, возглавляемый Патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих.

Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.

Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашается: «Российская Православная Церковь... должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из Воззвания от 1 июля 1923 года).

Новым важным шагом к установлению позитивного диалога между Церковью и победившим общественным строем стал документ, известный как завещание Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 года. «В годы гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, - писал Святейший Патриарх Тихон, - во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем... Вме-сте с этим мы выражаем уверенность, что установка чистых, искренних отношений побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием».

Так твердо и ясно Святейший Патриарх Тихон определил чисто каноническую позицию Русской Православной Церкви по отношению к Советскому государству, тем самым помогая православному русскому народу уяснить себе смысл революционных перемен. Изменение в политической позиции Патриарха Тихона и большей части православного епископата обусловлено было не только тактическим расчетом, но и соображениями принципиального характера: гражданская война закончилась, государственная власть перестала быть предметом кровавой междоусобной брани, в стране существовало одно законное правительство - Советское, что создавало возможность для построения правового государства, в котором Православная Церковь могла занять принадлежащее ей место.

Личной проповедью и твердым исповеданием христианской Правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал лютую ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в Московском Донском монастыре. Жизнь Святейшего все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Святейший сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Облекаемый в эту пору высшими полномочиями, он избранием Церкви и жребием Божиим был жертвой, обреченной на страдания за всю Русскую Церковь.

Святейший Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в Московском Донском монастыре.

Заслуги Святейшего перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди».

В 1981 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей прославил в соборе Новых Мучеников и Исповедников Российской Церкви, Патриарха Тихона. А в 1989 году, в год юбилея установления Патриаршества в России, Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Его память совершается 25 марта / 7 апреля и 26 сентября / 9 октября.

Мысли и высказывания Патриарха Тихона

«Великая Россия, удивлявшая весь мир своими подвигами, теперь лежит беспомощная и терпит унижения. И, конечно, не может не испытывать скорби всякий русский верующий человек. Однако скорбь наша не может быть безмерной».

«Мы страждем сердцем при виде непрекращающихся бедствий в нашем Отечестве, вместе с вами молим Господа о том, чтобы Он укротил Свой гнев, доныне поедающий землю нашу. Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее. Где же причина этой длительной болезни, повергающей одних в уныние, других - в отчаяние? Вопросите вашу православную совесть и в ней найдете ответ на этот мучительный вопрос».

«Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувствен-ных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу. Мы не отвергли этого искушения, как отверг его Христос Спаситель в пустыне. Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуєм в земле, благословенной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания рук наших».

«Многие из нас, по своей привязанности к чувственным и земным благам, не ценят и не понимают значения для мира молитв святых подвижников. Но ведь и слепорожденные не ценят и не понимают, что такое солнечный свет, и, однако, он нимало не теряет от этого своей ценности».

«Духовное рождение, как и рождение плотское, имеет свои трудности, но зато имеет и свои радости. Женщина, когда рожает, терпит скорбь, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что человек родился в мир. А разве мне не радостно рождение духовное, через которое человек делается тем, чем он должен быть, через которое в нем изображается Христос и через которое он из чада гнева Божия становится любимым детищем Божиим? Радость духовного рождения испытывал Сам Христос. Когда ученики Господни возвратились с проповеди и поведали Христу о ее успехах, Он возрадовался духом и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф 11, 25)».

«С пришествием Христа на землю стало еще больше оснований для светлого взгляда на жизнь. Жизнь и страдания Христа дают путь и средство к восстановлению нарушенной гармонии, снова открывают нам двери рая. Христос возродил нас к упованию живому (1 Пет 1, 3); Он живот бе, и живот бе свет человеком (Ин 1, 4); в Нем мы приобрели больше, чем потеряли в Адаме. Посему и христианство не гроб для человеческого рода, не безлюдная и безжизненная пустыня, а, напротив, оно сообщает своим приверженцам новую жизнь».

28 августа 1917 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в России собрался Поместный собор Русской православной церкви, восстановивший патриаршество.

Митрополит Иларион: "Общее число членов Русской Церкви составляет около 180 миллионов человек, то есть превышает численность всех остальных поместных православных церквей вместе взятых". Фото: Александр Мудрец / ТАСС

От февраля до октября

100 лет назад в ходе февральской, так называемой "буржуазной", революции в России была свергнута монархия. К власти пришло Временное правительство, которое продержалось совсем недолго - чуть более полугода. В октябре страну захлестнула новая революция, "пролетарская", впоследствии получившая название октябрьской. Она положила начало беспрецедентным по своим масштабам гонениям на Церковь в России.

Но в промежутке между двумя революциями Русской Православной Церкви удалось открыть Поместный Собор, к которому она готовилась более десяти лет.

Первое и главное соборное деяние, по мнению большинства историков, и вместе с тем главное церковно-историческое событие всей новейшей эпохи - восстановление Патриаршества. В лице новоизбранного Патриарха Тихона Собор дал Церкви духовного вождя, символ ее единства, верности Христу и соборности. Это действительно имело огромное значение: упразднив изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив Патриаршество, Собор провел рубеж между двумя периодами русской церковной истории.

Однако существует, по моему мнению, и второй, не менее важный и значимый результат Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов: он объединил Церковь перед лицом начавшихся гонений. Если бы Собор не состоялся, то выстоять в этих испытаниях Церкви было бы гораздо тяжелее. Собор фактически сумел организовать жизнь Церкви на новых началах без вмешательства государства, выработать и принять основные законоположения, наметить дальнейшие пути существования Церкви в изменившихся общественно-политических условиях.

Уже в начале второй сессии членам Собора пришлось корректировать свою работу, исходя из складывающейся политической ситуации в стране, которая диктовала иные вопросы, отличные от запланированных ранее. На следующий день после октябрьского переворота в Царском селе был расстрелян протоиерей Иоанн Кочуров, первый новомученик Русской Церкви. С этого момента гонения на духовенство приобретают систематический и массовый характер.

Упразднив Синод и восстановив Патриаршество, 
Собор объединил церковь 
в канун гонений

Желая обратить внимание общественности на творившиеся в стране беззакония и еще надеясь вразумить новую власть, Святейший Патриарх Тихон 1 февраля 1918 года обращается с посланием, в котором ярко рисует картину происходившего тогда в России: "Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани... Власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие... над святою Церковью православной... с неслыханною доселе дерзостью и беспощадной жестокостью... Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы...".

Время беззаконий

Но безумцы не опомнились, не вняли словам Патриарха и не остановились в своих беззакониях. Буквально через несколько дней после оглашения послания, 7 февраля 1918 года, возле стен Киево-Печерской Лавры был убит старейший иерарх Русской Церкви, почетный председатель Поместного Собора митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Тело убитого митрополита обнаружили наутро: владыка лежал на спине в луже крови с сорванной панагией, а кроме пулевых ранений на нем было множество колотых ран от штыков и ударов прикладами. Руки иерарха были сложены в последнем благословении, которое он дал тем, кто его убивал.

Весть о смерти Почетного председателя Собора потрясла всех его членов. В ответ на это убийство Собор постановил совершать ежегодное молитвенное поминовение "всех усопших в нынешнюю годину гонений исповедников и мучеников" в день смерти митрополита Киевского Владимира. Кроме того, опасаясь за жизнь Первосвятителя Русской Церкви, Собор обратился к нему с просьбой оставить распоряжение о Местоблюстителе Патриаршего Престола и самому избрать на это место несколько кандидатов, которые смогут в случае невозможности соборного избрания воспринять его полномочия по завещанию. Первые заседания второй сессии Собора были посвящены событиям, происходившим в стране. Начало эпохи гонений было еще раз подчеркнуто особым соборным постановлением о деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти. В документе говорилось, что "новые условия церковной жизни требуют от церковных деятелей чрезвычайного внимания и напряженных усилий для того, чтобы надлежаще и с добрым успехом совершать духовное делание, невзирая на... гонения".

В 1918 году сообщения об арестах, ссылках и расстрелах звучали почти на каждом заседании Поместного Собора. Для поддержки и помощи арестованных Собор предпринимал значительные усилия, организовывались делегации Собора к местам заключения и ссылки. Было решено образовать специальную Комиссию для разработки вопросов, связанных с гонениями на Церковь. Эта комиссия стала первым собирателем и хранителем сведений о крестном пути Русской Церкви в XX веке. Гонения на Церковь и расправы над священниками являются темой почти всех заседаний и третьей сессии Собора. Сессия начинается панихидой по убиенному царю Николаю II и оканчивается чтением мартиролога новомучеников, имена которых были известны к моменту закрытия Собора. Сравнение этого списка с современными данными показывает, как мало знала соборная Комиссия по гонениям о подлинных масштабах репрессий.

Патриарх Тихон. Фото: wikimedia.org

Кроме физической расправы над духовенством и верующими новая власть делала все возможное, чтобы уничтожить Церковь и юридически. Ее декреты и инструкции, затрагивающие положение и деятельность Православной Церкви, практически лишали последнюю права на существование в новом государстве. Святейший Патриарх Тихон заявил на последней сессии Собора, что принятые постановления советской власти относительно Церкви ставят ее "пред лицом неизбежного исповедничества и мученичества".

В годы гонений миллионы верующих подверглись разнообразным гонениям, притеснениям, дискриминации - от издевательств и увольнения с работы до заключения и расстрелов. В течение 1918-1920-х годов были убиты, по меньшей мере, 28 епископов, тысячи священников были посажены в тюрьмы или также убиты. В 1930-е годы счет жертв репрессий среди духовенства шел на десятки тысяч, а среди прихожан и монашествующих - на миллионы. В то время был уничтожен почти весь епископат Русской Церкви: на свободе оставались лишь четыре правящих архиерея, причем и на них были сфабрикованы "показания" для ареста, который мог произойти в любое время.

По переписи 1937 года, около 60% граждан СССР заявили 
о своей вере в Бога, несмотря на преследование верующих

Уже в первые годы советской власти были закрыты все духовные школы, церкви при учебных заведениях, больницах и воинских частях. С 1918 года начинается повсеместное закрытие монастырей и приходских храмов. К 1939 году по всей стране оставалось незакрытыми около 100 православных церквей из более 60 тысяч действовавших в 1917 году.

Гонения продолжались более семидесяти лет - с 1917 года до "перестройки" конца 1980-х годов. Но Церковь выстояла, и это произошло во многом благодаря Поместному Собору 1917-1918 годов. Он сумел консолидировать церковные силы, дал правильную оценку начинающейся безбожной эпохе, помог оживить приходскую жизнь, дал почувствовать ответственность каждого - от священника до мирянина - за судьбу Церкви. Он оставался для верующих людей своего рода "церковным маяком", образцом, которому нужно соответствовать. И как показали результаты переписи 1937 года, больше половины граждан советского атеистического государства (это около 60%) заявили о своей вере в Бога, несмотря на творившиеся в стране беззакония по отношению к верующим.

Все это позволило Церкви не только выстоять, но и возродиться, как только внешние обстоятельства изменились.

Начало второго крещения

Пересмотреть свое отношение к Церкви власти были вынуждены лишь в 1988 году, когда состоялся Поместный Собор, приуроченный к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Именно с этого момента начинается возрождение соборной традиции и возвращение в практику церковной жизни определений Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Тогда празднование 1000-летия Крещения Руси, воспринимавшееся властью изначально как узко церковное мероприятие, вылилось во всенародное торжество, свидетельствовавшее о жизнеспособности Церкви, не сломленной гонениями, о ее высоком авторитете в глазах народа.

Юбилейный 1988-й год вошел в историю как год радикального сдвига во взаимоотношениях Церкви и государства, Церкви и общества. С этого тысячелетнего юбилея началось второе Крещение Руси, продолжающееся и поныне. В конце 1980-х и начале 1990-х годов миллионы людей на всем пространстве бывшего Советского Союза пришли к вере. В крупных городских храмах принимали крещение десятки и сотни людей ежедневно.

Уже через год (9-11 октября 1989 года) был проведен Архиерейский Собор, одним из важнейших решений которого стала канонизация Святейшего Патриарха Тихона. Кроме того, на нем был открыто поставлен вопрос о пересмотре дискриминационных для Церкви отношений с государством: Русская Церковь заявила о необходимости изменений в государственном законодательстве и признании юридическим лицом церковной организации в целом.

А в следующем 1990 году состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором впервые с 1917 года Патриарх был избран тайным голосованием. На этом же Соборе была организована Комиссия по канонизации святых, которой поручалось подготовить материалы к прославлению новомучеников, пострадавших за веру в XX веке.

28 августа 1917 года в России собрался Поместный Собор Русской Православной Церкви, восстановивший Патриаршество. Фото: wikimedia.org

Через два года следующий Архиерейский Собор восстановил празднование "Собора новомучеников и исповедников Российских", и тогда же были причислены к лику святых первые новомученики Русской Церкви.

В 90-е годы отношение к религиозным организациям изменилось на законодательном уровне, были устранены искусственные препятствия для возрождения церковной жизни. Начался процесс возвращения святынь Церкви, период активного строительства новых храмов и монастырей, стремительного роста числа духовенства, монашествующих, прихожан. За прошедшие с 1988 года 29 лет число приходов Русской Православной Церкви увеличилось с 6 тысяч до 36 тысяч. Это значит, что за эти годы мы открывали более тысячи приходов в год или более трех в день. Рост числа приходов продолжается с той же скоростью.

В период между 1988 и 2017 годами количество монастырей Русской Церкви возросло с 21 до более 900. Возобновили действие все крупные исторические центры русского монашества.

В 1990-е годы во многих епархиях были открыты духовные семинарии и училища. На сегодняшний день действуют свыше пятидесяти духовных школ - от высших (Общецерковная аспирантура и докторантура, духовные академии и семинарии) до средних (училища, гимназии). Кроме того, в более чем 50 высших государственных учебных заведениях России открыты кафедры и отделения теологии в соответствии с принятым в 2001 году государственным стандартом "теология".

Значительной вехой на историческом пути Русской Церкви стал Юбилейный Архиерейский Собор, состоявшийся в августе 2000 года. По масштабу своих деяний он сопоставим с Поместным Собором 1917-1918 годов. И главным деянием Юбилейного Собора было причисление к лику святых всех новомучеников и исповедников Российских, то есть всех, кто в XX столетии отдал жизнь за веру, став жертвой репрессий со стороны советской власти. Этим действием Церковь дала оценку наиболее трагическому периоду российской истории. Из числа сотен тысяч мучеников и исповедников, многие из которых погибли в безвестности и о чьем подвиге, может быть, мы никогда не узнаем, более тысячи были названы по именам - это те люди, чья жизнь была изучена Комиссией по канонизации святых и чья мученическая кончина засвидетельствована документально. Сегодня в святцы внесены имена уже около 1800 новомучеников и исповедников.

В 2004 году состоялся новый Архиерейский Собор, уделивший особое внимание теме взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью. Собор одобрил курс на сближение с нею, наметившийся в начале XXI века. Акт о восстановлении канонического общения был подписан 17 мая 2007 года. Таким образом удалось окончательно преодолеть период трагического разделения в Русской Церкви в XX веке, начавшийся в период революционной смуты и длившийся более восьмидесяти лет.

Расширение Русской Православной Церкви коснулось не только стран постсоветского пространства, но и дальнего зарубежья, где, начиная с 1988 года, количество приходов выросло многократно. Сегодня в 57 странах "дальнего зарубежья" существует около тысячи приходов и более 50 монастырей.
Сегодня согласно статистическим данным, более 70% россиян считают себя принадлежащими к Русской Православной Церкви. Большинство верующих Украины, Белоруссии и Молдавии принадлежат к Московскому Патриархату. Каноническая ответственность Русской Церкви распространяется на страны Балтии (Эстония, Латвия, Литва) и государства Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан). Общее число членов Русской Церкви составляет около 180 миллионов человек, то есть превышает численность всех остальных Поместных Православных Церквей вместе взятых.
Беспрецедентный количественный рост Русской Православной Церкви в конце XX - начале XXI века сопровождался кардинальными переменами в ее социально-политическом положении в России и других странах бывшего СССР. Впервые после более семидесяти лет Церковь вновь стала интегральной частью общества, признанной духовно-нравственной силой, обладающей высоким общественным авторитетом. Впервые после многих столетий Церковь обрела право самостоятельно, без вмешательства со стороны светских властей определять свое место в обществе, выстраивать отношения с государством. Впервые у Церкви появились широкие возможности для просветительской, миссионерской, социальной, благотворительной, издательской деятельности. И фундаментом в этой деятельности во многом служат труды Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов.

Опыт, не устаревший за 100 лет

В сегодняшней церковной жизни особенно явно проступают тенденции возвращения к идеям Собора 1917-1918 годов, так как его огромный, в значительной степени до сих пор не реализованный на практике комплекс постановлений, а также бесценный опыт работы не утратили важность и в настоящее время. "Его определения, материалы заседаний, а также предсоборные подготовительные документы во многом сохраняют свою актуальность и по сей день, ибо затрагивают животрепещущие вопросы устроения церковной жизни... Именно в той духовной среде, из которой вышли мученики веры, и возникли идеи церковного возрождения, оказавшегося отложенным во времени, но, с поправкой на изменившиеся условия, осуществляющегося ныне", - отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси в своем выступлении на конференции, посвященной 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь.

Во многом Соборные постановления 1917-1918 годов являются сегодня для нас не только церковно-историческим памятником, но и руководством к действию. С опорой на эти постановления в Русской Православной Церкви ныне образован Высший Церковный Совет, создаются митрополии и при них митрополичьи советы, созданы Патриарший совет по культуре и епархиальные древлехранилища, приняты Положения о епархиальных викариатствах, епархиальных собраниях и церковных судах, определение прихода и характеристика состава его причта и многое другое.

4 мая 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить в церковный календарь новый праздник - день памяти отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов. Датой празднования было выбрано 18 ноября, так как именно в этот день в 1917 году Поместный Собор восстановил Патриаршество в Русской Церкви, а митрополит Московский Тихон (Белавин) был избран Патриархом Всероссийским после 217-летнего перерыва.

Такое синодальное решение продиктовано осознанием огромного значения, которое Поместный Собор 1917-1918 годов оказал на всю последующую жизнь Русской Церкви вплоть до наших дней. На сегодня 46 участников Собора прославлены в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской. Всего же пострадавших за веру Христову участников Собора, материалы к канонизации которых собираются и рассматриваются специальной комиссией, более трехсот из 564 его членов, т.е. больше половины. В истории Православной Церкви не известны Соборы, среди участников которых было бы столько святых, мучеников и исповедников, как среди участников этого Освященного Собора.

Мы должны помнить и светлые, и трагические страницы истории, учиться воспринимать ее целиком, объективно, ничего не замалчивая. Только так возможно в полной мере понять и осмыслить уроки, которые нам преподносит прошлое. И главный урок, который должен быть вынесен из трагического опыта прошлого, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога.

Фигура патриарха Тихона (Беллавина) во многом является знаковой, ключевой в истории Российской в XX веке. В этом смысле его роль трудно переоценить. О том, что был за человек Тихон, патриарх Московский и всея Руси, и чем была отмечена его жизнь, пойдет речь в этой статье.

Рождение и образование

Тихоном будущий глава российского православия был наречен во время монашеского пострига. В миру же его звали Василием. Родился он 19 января 1865 года в одном из сел Псковской губернии. Принадлежа к духовному сословию, Василий вполне естественно начал церковную карьеру с поступления в духовное училище, а после окончания оного продолжил учебу в семинарии. Наконец, окончив семинарский курс, Василий уезжает в Санкт-Петербург, чтобы завершить свое образование в стенах духовной академии.

Возвращение в Псков

Петербургскую академию Василий окончил со степенью кандидата богословия в статусе мирянина. Затем в качестве преподавателя он возвращается обратно в Псков, где становится преподавателем ряда богословских дисциплин и французского языка. Священный сан он не принимает, поскольку остается безбрачным. А неустроенность личной жизни по канонам церкви препятствует человеку стать священнослужителем.

и рукоположение

Вскоре, однако, Василий решается выбрать иной путь - монашество. Постриг был совершен в 1891 году, 14 декабря, в семинарском храме Пскова. Именно тогда Василий был наречен новым именем - Тихон. Минуя традиции, уже на второй день после пострига новоиспеченный инок рукополагается в сан иеродиакона. Но и в этом качестве ему пришлось служить недолго. Уже на следующее епископское служение он был рукоположен в иеромонахи.

Церковная карьера

Из Пскова Тихон был переведен в 1892 году в Холмскую семинарию, где несколько месяцев исполнял обязанности инспектора. Затем в качестве ректора он был направлен в Казанскую семинарию, одновременно с этим получив сан архимандрита. На этой должности Тихон Беллавин пребывал последующие пять лет, пока решением священного Синода не был избран к поставлению в епископское служение.

Архиерейское служение

Епископская хиротония отца Тихона прошла в Санкт-Петербурге, в лавре Александра Невского. Первой кафедрой владыки стала Холмско-Варшавская епархия, где Тихон исполнял обязанности викарного архиерея. Следующее крупное назначение было лишь в 1905 году, когда Тихона отправляют в чине архиепископа управлять епархией Северной Америки. Еще через два года он возвращается в Россию, где под в распоряжение отдается Ярославская кафедра. Вслед за этим следует назначение в Литву, и наконец в 1917 году Тихона возводят в сан митрополита и назначают управляющим Московской епархией.

Избрание патриархом

Следует напомнить, что со времен реформы Петра Великого и вплоть до 1917 года в православной церкви России не было патриарха. Формальным главой церковного института в это время являлся монарх, который делегировал верховную власть обер-прокурору и священному Синоду. В 1917 же году состоялся одним из решений которого стало восстановление патриаршества. По результатам голосования и жребия на был избран митрополит Тихон. Интронизация состоялась 4 декабря 1917 года. С этого времени его официальное титулование стало таким - святейший Тихон, патриарх Московский и всея Руси.

Патриаршее служение

Не секрет, что патриаршество Тихон получил в непростое для церкви и государства время. Революция и вызванная ею гражданская война раскололи страну пополам. Уже начался процесс гонения на религию, и на православную церковь в том числе. Священнослужителей и активных мирян обвиняли в контрреволюционной деятельности и подвергали жесточайшим преследованиям, казням и пыткам. В одно мгновение церковь, служившая государственной идеологией в течение столетий, потеряла практически весь свой авторитет.

Поэтому святитель Тихон, патриарх Московский, нес колоссальную ответственность за судьбу верующих и самого церковного института. Он старался всеми силами обеспечить мир, призывая к прекращению репрессий и политики открытого противостояния религии. Однако его увещевания не принимались во внимание, и святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, часто мог только молча наблюдать за жестокостью, которая проявлялась во всей России по отношению к верующим, и особенно духовенству. Закрывались монастыри, храмы и учебные заведения церкви. Многие священники и архиереи были казнены, посажены в тюрьму, отправлены в лагеря или сосланы на окраины страны.

Первоначально Тихон, патриарх Московский, был настроен против большевистской власти крайне решительно. Так, на заре своего служения в качестве патриарха он выступил с резкой публичной критикой советского управления и даже отлучил его представителей от церкви. В числе прочего Тихон Белавин, патриарх Московский и всея Руси, заявил, что большевистские управленцы творят «дела сатанинские», за которые на них и на их потомство ляжет проклятие в земной жизни, а в загробной - ждет «огонь геенский». Впрочем, такого рода церковная риторика не произвела никакого впечатления на гражданскую власть, большинство представителей которой давно и бесповоротно порвали со всякой религиозностью и эту же безбожную идеологию пытались навязать создаваемому ими государству. Поэтому неудивительно, что на призыв патриарха Тихона отметить первую годовщину Октябрьской революции прекращением насилия и освобождением заключенных власть никак не отреагировала.

Св. Тихон, патриарх Московский, и обновленческое движение

Одна из инициатив новой власти против религии состояла в инициировании так называемого обновленческого раскола. Делалось это для того, чтобы подорвать церковное единство и разбить верующих на противоборствующие фракции. Это позволяло в последующем минимизировать авторитет духовенства в народе, а следовательно, и свести к минимуму влияние религиозной (нередко политически окрашенной в антисоветские тона) проповеди.

Обновленцы подняли на знамена идеи реформации российской церкви, давно уже витавшие в воздухе русского православия. Однако вместе с реформами чисто религиозными, обрядовыми и доктринальными обновленцы всячески приветствовали перемены политические. Они категорически растождествляли свое религиозное сознание с монархической идеей, подчеркивая свою лояльность к советскому режиму, и даже признавали легитимным в какой-то мере террор против других, необновленческих, ветвей отечественного православия. В обновленческое движение влилось множество представителей духовенства и ряд архиереев, отказавшихся признавать над собой власть патриарха Тихона.

В отличие от патриаршей церкви и других расколов обновленцы пользовались поддержкой официальной власти и различными привилегиями. В их распоряжение были отданы многие храмы и другое церковное недвижимое и движимое имущество. Кроме того, репрессивная машина большевиков чаще всего обходила сторонников этого движения стороной, поэтому оно быстро стало массовым в народе и единственно законным с точки зрения светского законодательства.

Тихон, патриарх Московский, в свою очередь, отказался признать его легитимность со стороны церковных канонов. Внутрицерковный конфликт достиг апогея, когда обновленцы на своем соборе лишили Тихона патриаршества. Разумеется, он этого решения не принял и силу его не признал. Однако с того времени ему предстояло бороться не только с хищническим поведением безбожной власти, но и с раскольниками-единоверцами. Последнее обстоятельство сильно отягощало его положение, поскольку формальные обвинения в его адрес были связаны не с религией, а с политикой: святитель Тихон, патриарх Московский, оказался вдруг символом контрреволюции и царизма.

Арест, заключение и освобождение

На фоне этих событий произошел еще один инцидент, который всколыхнул общественность не только в России, но и за границей. Речь идет об аресте и тюремном заключении, которому подвергся свт Тихон, патриарх Московский. Поводом для этого послужила его резкая критика советской власти, неприятие обновленчества и позиция, занятая им по отношению к процессу изъятия церковных ценностей. Первоначально Тихон, патриарх Московский, был вызван в суд в качестве свидетеля. Но затем он очень быстро оказался сам на скамье подсудимых. В мире это событие вызвало резонанс.

Представители главы многих православных архиепископ Кентерберийский и другие лица выступили с резкой критикой советской власти в связи с арестом патриарха. Этот показательный процесс должен был ослабить позиции православной церкви перед обновленцами и сломить всякое сопротивление верующих новой власти. Освобождение Тихон мог получить, только написав письмо, в котором должен был публично покаяться за свою антисоветскую деятельность и поддержку контрреволюционных сил, а также выразить свою лояльность по отношении к советскому режиму. И он пошел на этот шаг.

В результате большевики решили две проблемы - нейтрализовали угрозу контрреволюционных действий со стороны тихоновцев и воспрепятствовали дальнейшему развитии обновленчества, поскольку даже полностью лояльная религиозная структура была нежелательна в государстве, идеология которого основывалась на атеизме. Уравновесив силы патриарха Тихона и Высшего церковного управления обновленческого движения, большевики могли рассчитывать, что силы верующих будут направлены на борьбу друг с другом, а не с советской властью, которая, пользуясь таким положением дел, сможет свести религиозный фактор в стране к минимуму, вплоть до полного уничтожения религиозных институтов.

Смерть и канонизация

Последние годы жизни патриарха Тихона были направлены на то, чтобы сохранить легальный статус Российской православной церкви. Для этого он пошел на ряд компромиссов с властями в области политических решений и даже церковных реформ. Его здоровье после заключения было подорвано, современники утверждают, что он сильно постарел. Как сообщает житие Тихона, патриарха Московского, скончался он в день Благовещения, 7 апреля 1925 года, в 23.45. Этому предшествовал период продолжительной болезни. На погребении свт Тихона, патриарха Московского и всея Руси, присутствовало более полусотни архиереев и более пятисот священников. Мирян же было так много, что даже для того, чтобы проститься с ним, многим приходилось стоять в очереди по девять часов. Как святой Тихон, патриарх Московский и всея Руси, был прославлен в 1989 году на Соборе РПЦ МП.

Митрополиты московские и всея Руси. Список этих предстоятелей начинается с 15-го века и продолжается по настоящее время. Название «московский» говорит о том, что предстоятели начинали службу именно в этом месте. Но все бумаги подписывались как «Митрополит всея Руси».

1. Феодосий (Бывальцев). Годы службы - с 3 мая 1461 г. по 13 сентября 1464-го. Это был талантливый церковный деятель и публицист. До того, как он вступил в сан митрополита, служил в Чудовом монастыре архимандритом. Но московский князь впервые, самостоятельно, без патриарха Константинополя назначил его митрополитом. Прослужил он всего 4 года, потом по причине недуга был вынужден уйти в отставку. После этого Феодосий прожил еще 10 лет, умер в 1475 году.

2. Филипп первый. Годы службы - с 11 ноября 1464 г. по 5 апреля 1473-го. Был во главе 10 лет. Именно в его правление произошли большие церковные события. Например, строительство Успенского собора. Канонизирован православной церковью.

3. Геронтий. Годы службы - с 29 июня 1473 г. по 28 мая 1489-го. Время его правления охарактеризовано множественным возведением и соборов. Канонизирован русской церковью.

4. Зосима (Брадатый). Служил митрополитом с 1490 по 1495 год. Стал известен тем, что был заподозрен в еретичестве.

5. Симон. Годы предстоятельства - с 22 сентября 1495 г. по 30 апреля 1511-го. При нем много раз собирались Соборы, где решались очень важные церковные вопросы. Но быстро покинул митрополию и скончался.

6. Варлаам. Годы службы - с 3 августа 1511 г. по 18 декабря 1521 г. Активно защищал Феофана Грека, за что впал в немилость и ушел в отставку. Затем был отправлен в Спасо-Каменный монастырь.

7. Даниил. Служил с 1522 по 1539 год. Известен своими литературными трудами. Но за поддержку матери Иоанна Грозного Елены Глинской был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь.

8. Иоасаф (Скрипицын). Годы правления - с 6 февраля 1539-го по январь 1542-го. За его ходатайство за князя Бельского был низложен и отправлен в Кириллов монастырь.

9. Макарий. Годы службы - с 19 марта 1542 г. по 31 декабря 1563-го. При нем были восстановлены и обновлены многие иконы и фрески, возведен храм святого Николая и открыта первая печатная типография для издания церковной литературы. Помогал в составлении нового владычного свода.

10. Афанасий. Годы правления - с 5 марта 1564-го по 16 мая 1566-го. Автор известных произведений и хороший иконописец. Отказался от службы и ушел в монахи в Чудов монастырь.

11. Герман (Садырев-Полев). Был назначен митрополитом в июле 1566 года. Почитается как святитель, так как был убит опричником.

12. Филипп II (Колычёв). Правил с 25 июля 1566 года по 4 ноября 1568-го. Обличал опричников Ивана Грозного. По решению церковного суда был отстранен от службы и сослан в монастырь Тверской губернии. Там он был убит Малютой Скуратовым.

13. Кирилл (III/IV). Был митрополитом с 11 ноября 1568 года по 8 февраля 1572-го. Ни во что не вмешивался и ничего не предпринимал. Скончался и похоронен в Москве.

14. Антоний. Вступил в сан в мае 1572 г. О его деятельности сохранилось мало сведений. Известно, что время, в которое ему довелось быть митрополитом, было очень тревожным. Ушел на покой в 1581 году.

15. Дионисий. Годы в сане - с 1581-го по 1587-й. Известно, что это был умный, образованный оратор, который получил прозвище «Премудрый грамматик». За то, что обличил шурина Годунова, был заточен в Хутынский монастырь.

16. Иов. Принял сан 11 декабря 1586 года. Во всем поддерживал Бориса Годунова. Но после его кончины не захотел поддерживать Лжедмитрия. За это с него сорвали патриаршие одежды и отправили в изгнание. Даже после его восстановления в сане Шуйским, Иов больше не стал патриархом, так как был слеп, и вскоре умер.

Патриарший период № 1 (1589-1721 гг.)

  1. Патриарх Иов. В миру Иван. Принял сан 11 декабря 1586 года. Считается первым московским патриархом. Во всем поддерживал Бориса Годунова. После его кончины не захотел поддерживать Лжедмитрия, за что с него сорвали патриаршии одежды и отправили в изгнание. После его восстановления в сане Шуйским Иов больше не стал патриархом, поскольку был слеп, и вскоре умер.
  2. Патриарх Игнатий. Возведен в сан 30 июня 1605. Получил свой сан при Лжедмитрии 2. Но после смены власти был лишен престола в 1634 году.

  3. Гермоген. Годы патриаршества - с 3 июня 1606-го по 17 февраля 1612-го. Был патриархом в эпоху смутного времени. Это был человек выдающихся ума и грамотности. После его правления осталось много сочинений. Умер Гермоген от голода в польском плену.

  4. Митрополит Ефрем. Первым подписал грамоту об избрании царем Михаила Романова. Правил с 17 февраля 1612 года по 26 декабря 1613-го.
  5. Митрополит Иона. Период предстоятельства - с 1614 года по 1619-й. Зарекомендовал себя жестоким человеком, часто предпринимал опрометчивые шаги в правлении.

  6. Патриарх Филарет. Мирское имя - Федор Никитич Романов, родной отец первого царя из рода Романовых. Вместе с женой был насильно пострижен в монахи. Был предстоятелем с 24 июня 1619 года по 1 октября 1633-го. Большое внимание уделял книгопечатанию. Провел церковную реформу.

  7. Иосаф 1. Был предстоятелем с 1634 года по 1640-й. Приводил в порядок Русскую церковь. За свой короткий срок правления построил 3 храма и восстановил 5 церквей.

  8. Иосиф. 1642–1652 гг. При его правлении было канонизировано большое количество святых и напечатано много книг.

  9. Никон, в миру Никита Минин. Период предстоятельства: 1652–1666 гг. Имел официальный титул «Патриарх московский и всея Руси». Провел масштабные церковные преобразования. Из-за старообрядческих взглядов был лишен сана. Стал простым монахом.

  10. Иоасаф II. Был предстоятелем с 1667 по 1672 год. Помогал издавать сочинения против раскольников.

  11. Патриарх Питирим (1672–1673 гг.) Крестил будущего императора Петра 1.

  12. Патриарх Иоаким. Период предстоятельства - с 26 июля 1674 года по 17 марта 1690-го. При нем были учреждены новые епархии, изданы богослужебные книги. Был против всего иноземного.

  13. Патриарх Адриан. Правил с 1690 по 1700 год. При нем было издано много имевших большое значение проповедей и богослужебных книг.

  14. Стефан Яворский. Не избирался, а лишь выполнял функции блюстителя престола с 1700 по 1721 год.

Патриарший период № 2 (1917 г. и до настоящего дня)

  1. Патриарх Тихон (Беллавин Василий Иванович). Был назначен предстоятелем в 1917 году. Издал знаменитое «Воззвание». Умер в 1925 году.

  2. Митрополит Петр. (Полянский Петр Федорович). Период предстоятельства: 1925–1936 гг. Почти сразу же был арестован, на допросе сказал, что не одобряет революционный строй. Был расстрелян.

  3. Митрополит Сергий (Страгородский Николай Иванович). Годы правления -1936–1943 гг. я. Благословил всех на борьбу с фашизмом. Писал ходатайство о священнослужителях, которые попали под репрессии.

  4. Патриарх Сергий (Страгородский Иван Николаевич). Автор многих церковных сочинений и духовных стихов. Был предстоятелем с 1943 по 1944 год.

  5. Алексий 1 (Симанский Сергей Владимирович). Годы предстоятельства: 1944–1970. Доктор богословия, кандидат юридических наук. Был предстоятелем самый долгий срок - 25 лет. Совершил первое паломничество по святым местам. В период его правления было совершено много церковных дел, которые имели большое значение для государства.
  6. Патриарх Алексий 2 (Ридигер Алексей Михайлович). Годы предстоятельства: 1990–2008. Сблизил интересы государства и церкви.

  7. Патриарх Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович). С 2008 по 2009 год – патриарший местоблюститель, а с 1 февраля 2009-го и по настоящее время является патриархом всея Руси. Ведет большую государственную и общественную деятельность. Сплотил государство и церковь.

Здесь перечислены все митрополиты московские и всея Руси. Список этих предстоятелей очень подробный - с годами их правления и основными делами, которые были совершены за время несения службы.

error: Content is protected !!