Невербальные формы общения. Невербальные средства коммуникации


Человеку свойственно в процессе общения выражать свои эмоции и чувства, независимо от устного изложения или в виде письменных сообщений. Люди, при непосредственном контакте друг с другом, используя мимику, язык тела и жестов вносят в повествование яркие краски. Появляется возможность понять, заинтересовала собеседника эта тема или оставила равнодушным.

Невербальное общение. Правда или миф?

Некоторые сомневаются в существовании языка тела, считая все разговоры на эту тему пустым вымыслом.

Противники теории поз и жестов утверждают, что изменение положения тела происходит совсем по иным причинам. К примеру, при положении сидя человеку удобней скрестить руки, если нет подлокотников, а вовсе не потому, что тот мизантроп.

Зевать начинают не только от того, что начинают скучать. Недостаток кислорода в тесном кабинете или переутомление могут спровоцировать этот процесс. Следовательно, до формулировки выводов необходимо понять, почему собеседник начал активно жестикулировать или вращает в руках какой-либо предмет.

Раскрыть язык жестов поможет эксперимент. А испытуемыми могут стать друзья и родственники, мимика, позы и жесты которых в разных жизненных ситуациях меняются. Но ни в коем случае не стоит навязываться и давить, иначе можно нанести урон многолетней дружбе и хорошим отношениям.

Невербальные средства коммуникации


Невербальным средством общения является процесс передачи мыслей без использования речи – второй сигнальной системы. Он вбирает в себя 60–80% завуалированной информации.

Каждый из нас, общаясь с оппонентом, грамотно излагающим суть дела и аргументирующим фактами, зачастую чувствует в его словах некий подвох. Но, несмотря на достоверность и правдивость сведений, интуиция подсказывает, что не стоит целиком полагаться на этого человека. И при дальнейшем общении ощущается дискомфорт, человек ищет, к чему бы придраться.

И, действительно, собеседника выдают изменения мимики, позы и жестикуляции, противоречащие его гладкому изложению. Появляется некое несоответствие и возникают серьезные опасения, что он действует совсем не в ваших интересах.

Человеку трудно долго сдерживать эмоции, они должны найти выход. Но в силу обстоятельств, правил приличий и норм общества мы не вольны отдаваться на волю чувств и выражаем их, меняя позу, мимику и жесты. Нередко такое поведение становится нормой и превращается в привычку.

Примеры невербального общения


  • Если девушка, демонстрируя свое запястье, общается с представителем противоположного пола, она дает ему понять, что готова сблизиться с ним. А если еще красит губы яркой губной помадой, то он действительно стал объектом ее страсти.
  • Существует распространенный метод налаживания контакта с новыми знакомыми: следует копировать его жесты и позы. Если собеседник скрестил руки, можно повторить это телодвижение. Данная манипуляция способствует невербальному единению. Существует целый свод таких небольших хитростей.

Чтобы уловить истинный смысл, необходимо уделить пристальное внимание положению рук и ног собеседника.

Главным образом жесты и позы подчеркивают правоту, а иной раз и противоречат сказанному.

Трудно поверить человеку со скрещенными конечностями, убеждающего другого в благих намерениях. Вряд ли он исполнит обещанное. Наверняка он использует расположение и доверие партнеров в личных интересах.

Посредством жестов и позы можно утаить часть информации от оппонентов. Несмотря на непринужденность и легкость в общении, поза дает понять, что владелец ни с кем не намерен делиться важными сведениями.

Психология жестов

Алана Пиза, известного психолога, называют «мистером языка телодвижений». Автор выпустил свои произведении миллионными тиражами. Алана Пиз задался целью не только научить читателя «расшифровывать» язык тела, но и применять приобретенные знания на практике. Не ускользают от его внимания даже малейшие изменения, вплоть до расширения зрачков и смежевания век.

Во-первых, появляется возможность наладить коммуникации.

Во-вторых, можно с большой долей вероятности просчитать дальнейшие действия человека.

С позиций психологических знаний Алан акцентирует внимание на отличительные особенности поведения и жестикуляции у женщин и мужчин.

Помимо гендерных различий, резко разнятся телодвижения руководителей и подчиненных. Наблюдая беседу, можно зафиксировать быструю смену эмоций.

Невербальное поведение и жесты

  • Если знакомый горбится, это свидетельствует о том, что ему нанесли сильнейшую обиду или он пережил мощный стресс. Непомерная «тяжесть проблем» не дает ему расправить плечи. Он испытывает дискомфорт от того, что не может справиться с ситуацией и таким образом закрывается.
  • Если собеседник наклоняется в сторону оратора, то это значит, что он заинтересован темой беседы. Так он старается приблизиться к источнику информации.
  • Наклоняя голову и одновременно опуская веки, собеседник высказывает полное одобрение. Можно не сомневаться в его уважительном отношении. Напротив, если человек часто трогает руками лицо, касаясь глаз или уголков рта, он вам не доверяет.
  • Состояние индивида выдают руки. При волнении и раздражении человеку свойственно поглаживать себя, поправлять волосы или катать и теребить первые попавшиеся предметы в руках. Иногда он засовывает пальцы в рот. В этом случае ему необходимы поддержка и одобрение оппонента.
  • Доверие, открытость, готовность к сотрудничеству демонстрируют раскрытые ладони. Если он не скрещивает локти и ноги, то импонирует вам. А если он отвел руки за спину и высоко поднял подбородок, то тем самым демонстрирует свое превосходство.
  • Чтобы убедить партнера в серьезном и ответственном подходе к дальнейшему сотрудничеству, следует использовать следующий метод. В ходе деловых переговоров необходимо мысленно нарисовать потенциальному партнеру треугольник между глазами выше переносицы и смотреть в эту зону.

75 признаков языка тела по Максу Эггерту

Физический знак

Возможные значения

Движения кадыка

Тревога, ложь

Руки перед корпусом, прикосновения к сумочке, украшениям, воротнику рубашки и т.п.

Неуверенность

Одна рука поперек тела, закрепившись за другую руку

Неуверенность

Руки и ладони открыты

Открытость, искренность

Руки скрещены на груди

Отгораживание от кого-то или чего-то, не признаваемого, выражение отрицательного отношения

Руки скрещены, одна держит другую

Неуверенность

Руки держатся за сумочку, чашку и т.п. как за барьер

Неуверенность

Съеживание

Желание защититься

Моргание (учащенное)

Глубокий вздох

Расслабление, согласие

Поглаживание подбородка

Обдумывание решения, оценка

Искренняя улыбка

Приветствие, стремление к сближению, одобрение

Потирание глаз

Смущение, усталость

Потухший взгляд

Скука, обдумывание

Прикосновения к лицу (включая рот, глаза, уши, шею)

Стремление скрыть правду или нервозность

Палец (дужка очков и др.) во рту

Оценка или ожидание под­тверждения

Направление носков ступней

Указание, куда направлено внимание (к двери, если человек хочет уйти, к собесед­нику, если тот привлекателен)

Притопывание

Поглаживание собеседника

Стремление к близости

Прихорашивание

Проявление интереса к собе­седнику

«Рубка» ладонью

Агрессивность

Обхват запястья руки за спиной

Полное доверие или наобо­рот - фрустрация

Рука покоится на голове

Заинтересованная оценка

Поглаживание шеи сзади

Ощущение угрозы или гнев

Лицо, опертое на раскрытые ладони, локти на столе

Женский прием для придания себе более привлекательного вида или привлечения внима­ния мужчины

Стиснутые кулаки

Фрустрация (чем сильнее фрустрация, тем выше кулаки)

Руки за спиной

Уверенность, властность

Руки в карманах

Стремление выглядеть уверен­ным, призыв «Убедите меня» или демонстрация отстранения

Руки с раздвинутыми локтями на коленях

Использование пространства для демонстрации главенства

Руки раскрыты ладонями вверх

Покорность

Потирание ладоней

Надежда на успех

Руки сцеплены

Уверенность, расслабленность, самонадеянность

Опора на руки

Выражение власти путем использования пространства

Рукопожатие с обхватом локтя

Попытка демонстрации тесной дружбы

Протягивание руки ладонью вниз

Попытка оказать давление

Протягивание руки ладонью вверх

Признак подчинения

Рукопожатие, другая рука на плече

Попытка демонстрации близости

Рукопожатие с другой рукой сверху

Желание показать главенство

Рукопожатие с вертикальными ладонями и примерно одинако­вой силой

Проявление уважения, признание равенства и «приглашение» к раппорту

Рукопожатие с обхватом запястья

Проявление радости при встрече. Допустимо при близких отношениях

Жестикуляция перед лицом

Отрицательное отношение; ложь или нервозность

Усиленное дыхание

Страх или тревога

Наклон вперед

Интерес, одобрение

Скрещенные ноги

Замкнутость, поза покорности или защиты; у женщин - при­знак комфортности

Нога закинута на ногу так, что дальняя от соседа оказывается ближней к нему

Знак одобрения или симпатии

Ноги «четверкой»: лодыжка одной на колене другой

Уверенность, главенство, поза соперничества

Носки врозь (мужчины)

Открытость или главенство

Ноги расставлены

Использование пространства для утверждения главенства

Кусание губ

Тревога, нежелание высказываться

Облизывание губ

Тревога, привлечение внимания

Поглядывание на часы

Желание уйти, скука, безраз­личие

Отзеркаливание

Прикрывание рта

Желание спросить, не лгут ли вам, или нежелание сказать лишнее

Движение назад

Несогласие или тревога

Движение вперед

Ладонь согнута, указательный палец направлен вперёд

Стремление добиться согласия или подчинения

Ладони обращены вниз

Демонстрация власти

Ладони обращены вверх

Согласие, готовность слушать

Прихорашивание

Желание быть привлекатель­ным

Быстрый или резкий вдох

Удивление, шок

Сидение напротив друг друга

Позиция соперничества или обороны

Сидение рядом, стулья чуть повернуты друг к другу

Позиция сотрудничества

Улыбка одними губами

Покорность или неискренность

Улыбка во все лицо

Приветствие, доброжелательность, приглашение к призна­нию

Высокомерие или неискрен­ность

Речь свободная и быстрая

Страстность

Внезапное замедление речи

Поза во весь рост

Стремление к главенству, к привлекательности

Стиплинг

Доверие или, при слушании, знак «Убедите меня!»

Сжатые зубы

Фрустрация, гнев

Игра большими пальцами, например засовывание их в карманы пиджака или брюк

Знак превосходства, главен­ства, властности

Большие пальцы засунуты за пояс или в карманы

Поза сексуальной агрессии

Учащение тиков

Тревога

Невербальные средства общения важный элемент коммуникации людей. Каждый день, разговаривая с родными, друзьями, коллегами по работе мы задействуем основные техники передачи информации и экстралингвистические средства общения. Невербальные средства общения представляют собой язык тела и жестов, который помогает выразить мысли и чувства без использования устной речи.

Язык тела и жестов в отличие от других речевых средств обладает уникальным свойством передачи информации подсознанием. На его долю приходится до 80% передачи информации собеседнику. Невербальные средства общения нужны для того чтобы узнать мысли и намерения человека. Для этого достаточно приглядеться к манере говорить и жестикулировать.

Научится понимать невербальные средства общения на практике необходимо по двум причинам:

  • Устная речь человека передает только конкретные знания. Для выражения эмоционального состояния этого мало. Поэтому психологическое состояние человека, испытываемые эмоции и чувства передаются только при помощи невербального общения.
  • В разговорной коммуникации отсутствует способность к владению собой. Невербальное общение помогает узнать мысли и чувства собеседника, за счет спонтанной бессознательной реакции подсознания.

Контроль над произнесенными словами, наигранная мимика не даст полноценного результата для скрытия информации. Выдать себя человек может случайно, потеряв контроль над интонацией, звучанием голоса или используя неправильные жесты. Люди доверяют невербальным средствам общения, потому что они поддаются контролю меньше разговорной речи.

Благодаря многочисленным психологическим исследованиям появилась классификация невербальных средств общения:

  • Пространственные средства – это движение собеседника в пространстве, его размещение относительно других людей и объектов, соблюдение дистанции и ориентация.
  • Визуальные средства – взгляд человека, его направление и длительность.
  • Тактильные средства – к ним относится тактильный контакт, прикосновение рукой, поцелуй, толчок.
  • Экспрессивно – выразительные средства – это может быть мимика, жесты, движение тела и другие техники жестовой коммуникации.

В невербальном общении существует понятие просодика и экстралингвистика. Просодические средства помогают создать образ собеседника, его манеру разговаривать, проявлять чувства и другие элементы индивидуальности. Понятие просодических элементов коммуникации включает в себя ритмическо - интонационную часть разговорной речи, высоту, тон и ударение.

Понятие экстралингвистики представляет собой использование пауз в разговорной речи и других физиологических уловок: смех, плач, вздох. Просодические и экстралингвистические науки изучают речевой поток, дополняют разговор, выражая психологическое и эмоциональное состояние человека.

Большинство людей уделяют невербальным средствам коммуникации недостаточно внимания. При разговоре отношение к собеседнику складывается на интуитивном уровне, поэтому во время разговора может появиться дискомфорт или чувство тревоги. Некоторые люди расценивают это как интуицию, хотя на самом деле такие сигналы нам посылает мозг, когда наблюдает не соответствие произносимой речи с жестами.

Невербальные коммуникации бывают осознанными и бессознательными. Осознанные контролируются человеком, бессознательные нет. Давно известно, что соврать может язык, но не тело, поэтому психологи и психоаналитики обращают внимание на бессознательные движения при работе с пациентами. Невербальные средства общения играют важную роль в жизни человека, выполняя основные функции коммуникации.

Язык тела и жестов выполняет следующие функции:

  • Помогают понять свое или чужое поведение, являются ориентиром в социальной жизни человека.
  • Являются средством выражения психического состояния человека.
  • Необходимы для взаимодействия между людьми, выражения отношения друг к другу, помогая решить и истолковать бытовые или деловые ситуации.
  • Помогает придать эмоциональную окраску разговору, усилить эффект от произнесенной речи.
  • Является показателем статуса человека, показывает его роль в обществе.
  • Выполняют функции по созданию психологического портрета и образа собеседника.

Характеристика невербальных средств общения

Во время общения с людьми необходимо обращать внимание на следующие элементы и техники невербальной коммуникации:

  • Жесты.

Язык жестов является самым старым методом общения людей и представляет собой движение рук и головы. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными. К произвольным относится сознательное движение рук, а к непроизвольным – рефлекторные или врожденные. Эти жесты выполняют функции замены или дополнения разговорной речи или подчеркивают сказанное собеседнику.

Одни и те же жесты отличаются по смыслу в зависимости от культуры. Желание донести информацию как можно быстрее, а также повышенное эмоциональное состояние человека ведет к активной жестикуляции при разговоре. Жестикуляция может быть:

  • Описательной - жесты обретают смысл только во время взаимодействия речи и движения.
  • Модальной – дают оценку и выражают отношение к происходящим событиям. Это одобряющие жесты, доверительные или протестующие.
  • Коммуникативной – суда относятся жесты, используемые при приветствии, прощание, для обращения внимания окружающих, для отрицания чего-либо.

Примеры жестов на практике

  • Касание уха во время разговора – означает не желание слушать собеседника, такое поведение может, быть следствием скуки или не согласием со сказанным.
  • Приоткрытый рот – трактуется как сдерживание мыслей, когда человеку есть что сказать, но он не знает, стоит ли это делать.
  • Если собеседнику некомфортно, он испытывает эмоциональное напряжение при общении или разговору по телефону, он трогает шею, одежду, крутит в руке мелкие предметы, кольца на руке.
  • Мимика.

Мимика в невербальной коммуникации используется для передачи чувств и представляет движение лицевых мышц. Проводимые тесты на практике показали, что отсутствие эмоций на лице во время разговора ведет к потере 15% произносимой информации. Главную мимическую роль выполняют губы и брови человека. Для выражения гнева, отвращения, радости, страха, печали, удивления мышцы лица действуют слаженно и целостно.

  • Визуальные средства коммуникации.

Визуальные взаимодействия между людьми играют важную роль во время передачи информации. Взгляд помогает заострить внимание на говорящем человеке. Во время разговора люди смотрят в глаза друг другу в среднем от 10 секунд. Меньшее количество времени расценивается как неуважение и вызов. При разговоре слушающий человек смотрит на собеседника дольше, чем говорящий. Взгляд связан с формированием мыслей при передаче информации, когда мысль формируется человек не смотрит на собеседника, когда он знает, что хочет сказать он обращает на него внимание.

Визуальный контакт делится на следующие категории, он может быть:

  • Социальным – фокусировка взгляда колеблется в области глаз и рта.
  • Деловым – во время деловой встречи, проводя доклад, или выступление перед публикой, говорящий смотрит на лоб собеседника, проявляя тем самым к нему уважение и внимание.
  • Интимным – собеседник смотрит в глаза или ниже лица.

Лицо человека передает самое точное психологическое состояние, даже на фото. Но оно не настолько достоверно, потому что поддается контролю со стороны человека. С его помощью легче обмануть собеседника, изобразив необходимую гамму чувств.

  • Тактильные средства.

Тактильные средства общения включают в себя понятие науки такесики. Она изучает прикосновения во время разговора. Тактильные средства необходимы для нормального общения людей и определяются такими факторами, как статус, возраст, пол, уровень доверия людей.

Неправильное частое применение тактильных средств ведет к конфликтным ситуациям между людьми и враждебному настрою.

  • Поза.

Позой называется положение тела человека. Существует множество поз, которые показывают отношение людей к окружающим. Замечено, что высокие по должности лица занимают более раскованную позу. Принятая поза трактуется в зависимости от ее смыслового содержания. Она говорит о закрытости человека или готовности вести диалог.

Перекрещенные руки говорят о нежелании близко подпускать собеседника. Общаясь с человеком, принявшим такую позу, следует говорить кратко и по делу. Закрытое расположение рук свидетельствует о преграде, которую они символизируют при разговоре. Это не доверительная поза, вывести из нее получится предложением взять что-либо в руки или поддержать.

Доверительной и дружелюбной считается поза с не перекрещенными руками и ногами. У внимательного собеседника корпус тела направлен на говорящего, руки свободны и не сжаты в кулаки. Заинтересованный разговором человек постепенно приближается или наклоняется в сторону разговора, если желания слушать нет, то наоборот, откидывается назад, отстраняется. Надежным способом привлечь к себе внимания считается повторение жестов, поз собеседника.

Невербальные средства повышения делового статуса

Окружающая обстановка между людьми играет роль фона во время разговора. Деловой статус можно повысить с помощью специально подобранного интерьера. Для руководителя фирмы офис является его вторым лицом. Обстановка на рабочем месте способна показать надежность фирмы и ее успешность.

Невербальные средства повышения делового статуса включают в себя кабинет руководителя или оборудование в офисе. Следует тщательно следить за «внешним видом» офиса, так как отсутствие порядка и присутствие неряшливости на рабочем месте вызовет недоверие клиентов и посетителей.

Разработаны специальные правила, позволяющие повысить деловой статус:

  • Рабочее место необходимо содержать в чистоте и порядке, на столе недопустимо присутствие лишних предметов и раскиданных бумаг.
  • Обеденный перерыв проводят в специально отведенном для этого месте. Поедание пищи за рабочим столом выглядит некрасиво, если и существует в этом необходимость обедают в отсутствие других людей.
  • Пить кофе или чай на работе лучше из стеклянной посуды, а не из пластиковых стаканчиков.
  • Не заставляйте кабинет лишними вещами, это выглядит безвкусно и только захламляет помещение.
  • Посмотрите на рабочее место со стороны посетителя, убедитесь, что у вас в офисе приятно находиться.

Правильно подобранное офисное оборудование способно значительно повысить деловой статус. Чем больше кресло начальника, тем выше он кажется в глазах подчиненных. Оно должно быть хорошего качества и высокой спинкой. Стулья рабочих или посетителей, наоборот, поменьше. Не следует хранить цветы в своем кабинете, пусть они стоят в приемной. Также среди невербальных уловок повышения статуса считаются элементы декора. Они должны иметь нейтральный вид и быть неброскими.

Во время делового взаимодействия партнеров по работе применяются эмоциональные уловки для достижения конкретных задач. Наибольшего успеха добивается человек, владеющий искусством эмоционального воздействия на партнера и умеющий «читать» невербальный посыл собеседника.

По статистике при взаимодействии людей только 7% информации действительно передается с помощью связной речи, остальные 93% мы получаем посредством языка жестов. Данное понятие представляет собой целую науку, успешное освоение которой способствует формированию лучшего понимания между партнерами. Невербальное общение помогает образованию чувства доверия между собеседниками, глубокому соприкосновению душ. Замечено, что чем более открыто мы себя чувствуем перед человеком, тем активнее проявляем невербальные средства общения. Это значит, что в процессе взаимодействия с приятными людьми человек чаще улыбается, его лицо выглядит расслабленным, глаза сияют. Невербальное взаимодействие включает в себя: мимику, жесты, интонацию, тембр голоса, расстояние между собеседниками и положение тела во время разговора.

Язык жестов сам по себе обладает рядом характеристик, которые помогают лучше вникнуть в предмет разговора и буквально «прожить» его от начала до конца. Ваш собеседник не может сознательно управлять посылаемыми сигналами, поскольку такие вещи контролировать невозможно, а значит, обмануть он вас по определению не сможет. Какие же можно выделить значимые особенности для обозначения такого понятия как невербальное общение?

Особенности невербального общения

Точно отражает чувства

Что бы вы ни испытывали: гнев, удивление, разочарование, счастье или печаль – ваша мимика и жесты обязательно скажут об этом собеседнику. Не все действительно умеют читать по лицам, но на подсознательном уровне человек всегда чувствует, говорят ли ему правду или хотят обмануть. Замечено, что лжец постоянно подносит ладонь к лицу: то прикрывает рот, то незаметно для себя чешет нос или веко. Подобные проявления свидетельствуют о скрытом намерении сознательно ввести собеседника в заблуждение, дать заведомо неверную информацию для достижения личной выгоды.

Невербальное взаимодействие способно максимально полно отразить испытываемые в данный момент чувства и эмоции. Вот почему становится практически невозможно скрыть от окружающих состояние влюбленности. Находясь в этом незабываемом чувстве, человек перестает себя контролировать: он начинает проявлять именно те эмоции, которые в данный момент руководят мыслями и поступками. Стираются границы реальности, личность чувствует воодушевление и восторг от счастливой возможности быть самой собой.

Возможность достижения глубокого взаимопонимания

Невербальное общение отличается тем, что помогает людям лучше узнать друг друга в процессе взаимодействия. Если мы достаточно внимательно относимся к нашему собеседнику, то вскоре начнем понимать истинные мотивы его поступков и действий. Все потому, что мы во время личностного взаимодействия имели возможность наблюдать за всеми теми признаками и выражениями чувств, которые характеризуют эмоциональное состояние человека.

Возможность достижения глубокого взаимопонимания стремительно возрастает в тех случаях, когда оба собеседника настроены на эффективное взаимодействие. Процесс невербального общения помогает им сконцентрироваться друг на друге и улавливать незаметные для окружающих посылы и знаки.

Невербальные средства общения: виды

Невербальные средства являются сопроводительными элементами общения, они дополняют беседу, придают ей больше эмоциональности. Без данных значимых факторов всякое взаимодействие сделалось бы излишне формальным, приобрело бы официальный оттенок.

Мимика

Невербальное взаимодействие обязательным образом затрагивает мимику человека. Она дополняет любой процесс общения, делает его максимально ярким и насыщенным. Когда мы беседуем с человеком, то всегда смотрим ему в лицо, ожидая увидеть там подтверждение или опровержение своих мыслей. Даже если собеседник ничего не отвечает на наши слова, то внутренне мы всегда знаем, согласен он с нами или нет. Эмоции имеют свойство весьма сильно отражаться на лице. Мимика человека меняется в зависимости от испытываемых эмоций, что позволяет нам лучше понимать того, кто находится рядом.

Невербальные средства общения помогают лучше осознать, что в данный момент испытывает другой человек. Выражение лица является главным элементом отображения чувств. Например, гнев можно почувствовать по широко открытым глазам, сведенным вместе бровям и опущенным книзу уголкам губ. Состояние счастья нельзя перепутать ни с чем другим: открытый взгляд, уголки губ приподняты, глаза сияют. Удивление выражается в том, что рот слегка приоткрыт, брови подняты вверх. В состоянии страха человек склонен сильно зажиматься: глаза отведены в сторону или опущены, мимика вялая, словно замершая. Когда субъект находится в состоянии глубокой печали, то перестает замечать окружающих людей и события, а просто погружается в себя, нередко замыкаясь на собственных переживаниях. В этот момент личность не способна продуктивно взаимодействовать с другими лицами, быть в чем – то полезной, так как сама нуждается в помощи и утешении.

Жесты и позы

Процесс невербального общения строится на подсознательном улавливании сигналов от лица, с которым мы общаемся. То, как человек сидит, во многом определяет его отношение к предмету разговора и к собеседнику в частности. В случае искренней заинтересованности субъект обычно стремится занять близкое расположение от того, кто ему наиболее симпатичен. Даже если человек не имеет возможности или просто стесняется подойти, то его ноги примут точное направление, куда бы он хотел отправиться в эту минуту.

Неуверенность выражается в непроизвольном почесывании ушей или сложением рук на груди. Можно иногда замечать, как некоторые люди в стрессовой ситуации не знают, куда деть руки. Это как минимум свидетельствует о том, что они испытывают чувство сильного беспокойства и пытаются контролировать свое волнение. В состоянии открытости личность ведет себя свободно и раскованно: все тело расслаблено, взгляд непринужденный и позитивный. Счастье буквально распространяется на все, чем мы занимаемся: везде сопровождает легкость и отличное настроение.

Чувство превосходства над другими заставляет личность выпрямлять спину, занимать лидирующую позицию: голова поднята вверх, плечи расправлены, веки несколько закрыты. Такое выражение означает примерно следующее: «Я все знаю лучше вас, и потому вы должны мне подчиняться»

В состоянии скуки человек обычно склонен подпирать щеку ладонью и сидеть в таком положении длительное время. Спина при этом согнута, взгляд плавающий, рассредоточенный.

Критичность находит проявление в том, что субъект прикладывает ладонь к щеке и выпрямляет указательный палец по всей ее длине. Глаза при этом время от времени следят за окружающими. Так невербальное общение может о многом рассказать, поведать сокровенные тайны личности.

Интонация и тембр голоса

Мы зачастую привыкли воспринимать именно слова оппонента, а не то, как именно он их произносит. Тем не менее, наше подсознание всегда точно определяет, как к нам относятся люди, какое мнение о нас складывается со стороны. Те или иные чувства всегда влияют на голос, и невербальное общение помогает это понять.

Волнение заставляет субъекта говорить обрывистыми фразами, иногда «проглатывая» окончания и даже целые слова. При этом часто создается впечатление, что человек хочет что – то доказать: он сбивается с мысли, иногда запутывается в собственных высказываниях. Пребывая в состоянии волнения, мы оказываемся неспособными трезво оценить ситуацию, в которой оказались.

Неуверенность проявляется появлением во время разговора беспричинного кашля, различных нервных подергиваний. Одни люди совершенно теряются и буквально боятся поднять глаза на собеседника, другие внезапно начинают говорить без умолку.

Энтузиазм и радость проявляются высоким тоном голоса, сама речь звучит уверенно и размеренно. В этом настроении субъект чувствует, что ему все по плечу и он сможет преодолеть любые преграды.

Визуальный контакт

Невербальное общение имеет колоссальное значение в самом процессе взаимодействия. Визуальный контакт очень важен для установления тесных, доверительных отношений. Искренность между партнерами рождается из внутреннего чувства взаимного уважения и приятия. Умение смотреть собеседнику в глаза и понимать его душой, сердцем является величайшим достижением. Чем ближе расстояние между собеседниками во время разговора, тем более открытыми они могут быть по отношению друг к другу. Как правило, близкое расположение выбирают друзья и родственники, дистанцию держат с коллегами и подчиненными.

Таким образом, невербальное общение представляет собой целостную систему взаимовлияющих сигналов и действий, которые, в свою очередь, воздействуют на качество и эффективность взаимодействия между партнерами.

Умение общаться, расположить к себе собеседника и найти к нему подход – это искусство, которое позволяет достичь успехов, как в личной, так и в профессиональной, общественной сфере. Согласно исследованиям, поведение человека оценивается с точки зрения невербальных средств общения – через жесты и мимику, движения и позы, выражение лица, взгляд, улыбку и пр. Невербальная коммуникация свидетельствует об эмоциональном состоянии человека, о его чувствах и особенностях характера.

Благодаря классификации невербальных средств общения можно распознать (понять) мотивы поведения собеседника (его мечты, настроение, ожидания, намерения, переживания), достичь с ним наивысшей степени психологической близости. Для лучшего понимания особенностей невербального общения следует ознакомиться с основными видами коммуникации и их характеристикой.

Кинесика

Кинесика – отрасль психологии, изучающая эмоциональные реакции человека с точки зрения его экспрессивных выразительных движений (телодвижений). В данном аспекте, в качестве основных невербальных средств общения рассматриваются: поза, выразительность жестов, мимика, особенности походки, взгляд. Считается, что информация, которую собеседник хочет донести с помощью речи, может значительно отличаться от реально испытываемых им чувств.

Поза

Позы, принимаемые человеком в процессе беседы, свидетельствуют о его истинных намерениях, красноречивее жестов и мимики. Совладать со своими эмоциями легко, но контролировать позы при общении сложнее.

Современные психологи подразделяют позы на три типа:

  1. Доминирование – человек нависает, старается смотреть сверху вниз, сидит, откинувшись назад, закинув ногу на ногу. Зависимость – индивидуум опускает голову, сидит, плотно сжав колени, теребит пальцы.
  2. Закрытость – оппонент сцепляет пальцы, закрывается путем скрещивания рук, ног, отстраняется от собеседника, отводит взгляд. Открытость – индивидуум, расположенный к общению, отличает расслабленная поза, широкая улыбка, раскрытые ладони, вытянутые ноги, повернутое к собеседнику туловище.
  3. Противостояние – выражается приподнятым подбородком, сжатыми кулаками, раскинутыми либо расположенными на бедрах, боках руками. Гармоничность – проявляется в умиротворенной позе говорящего, его добродушном взгляде.

Жесты

С помощью данных невербальных элементов коммуникативного общения наши предки пытались достичь взаимопонимания еще с древних времен. Движения головы, жестикуляция рук способны передать эмоциональное состояние собеседника – его перевозбуждение, грусть, радость, гнев и пр.

В невербальном смысле язык жестов классифицируют по следующим видам:

  • модальные – передающие отношение участников разговора (доверие/недоверие, одобрение/несогласие, удовлетворение/недовольство);
  • коммуникативные – используются при запретах, утверждении, прощании, приветствии, привлечении внимании и т.д.
  • описательные – выражают эмоциональную окраску в контексте определенных высказываний.

Мимика

Мимические реакции считаются одним из главных показателей истинных чувств собеседника. Согласно исследованиям, если индивидуум сохраняет неподвижность лица, то информация о его личностных характеристиках теряется на 15 %. Психологами отмечены более 20 000 различных невербальных трактовок выражений лица. Основными считаются такие эмоциональные состояния, как:

  • гнев;
  • страх;
  • раздражение;
  • печаль;
  • удивление;
  • радость;
  • отвращение.

При изменении эмоционального состояния у человека начинает динамично меняться конфигурация всего лица, главным образом, губы, брови и лоб.

Походка

Походка олицетворяет жизненную позицию индивидуума. Анализируя стиль передвижения человека можно судить об особенностях его характера, возрасте, самочувствии и даже профессии. По динамике, ритму и амплитуде шага психологи узнают о таких состояниях, как гордость, страдание, болезнь, гнев, решительность, счастье и пр. «Легкая» походка выдает приподнятое настроение, радость, уверенность в себе. «Тяжелая» – характерна для угрюмых лиц, которые находятся в унынии либо состоянии гнева. «Вялая», «плетущаяся» – бывает у страдающих, неуверенных в себе лиц.

Взгляд

Визуальный контакт – невербальный сигнал, являющийся наиболее важным элементом в искусстве общения. Прямой, заинтересованный взгляд располагает собеседника к себе, вызывает симпатию. Слишком долгий взгляд воспринимается как вызов, чрезмерный интерес собеседника. Короткий, наоборот – дает основания полагать, что оппонент неискренен, скрывает информацию. Оптимальным считается – обмен взглядами в 10 секунд.

Также стоит учитывать национальный фактор, к примеру, азиаты (японцы, корейцы) не смотрят часто на лица, европейцы отличаются прямым взглядом. В зависимости от специфики психологи выделяют следующие типы взглядов:

  • социальный – характерен для светского, непринужденного общения;
  • деловой – используется в рабочей атмосфере (при заключении деловых контрактов, и т.д).;
  • интимный – олицетворяет заинтересованность, влюбленность и пр.;
  • взгляд «искоса» – может свидетельствовать о враждебности, зависти, критичности, подозрительности.

Глаза способны передавать самые тонкие сигналы эмоционального состояния индивидуума. Сужение/расширение зрачков происходит у человека на бессознательном уровне в зависимости от его настроения и состояния организма. Возбужденный, заинтересованный в чем-либо человек, будет иметь расширенные в 4 раза зрачки. Мрачное, депрессивное состояние приводит к сужению зрачков.

Просодика и экстралингвистика

Просодика и экстралингвистика анализируют индивидуума с точки зрения таких невербальных элементов, как:

  • Интонация – позволяющая определить мысли, чувства, переживания, настроение собеседника;
  • Громкость – характеризует волевые устремления, эмоциональное состояние человека (истеричность, уравновешенность и пр.);
  • Тембр – выдает характер индивидуума. Высокий тембр – признак самоуверенности либо волнения, низкий – расслабленности и мягкости, грудной – повышенной эмоциональности.
  • Пуаза – позволяет придать словам дополнительную значимость и вес. Собеседник с помощью паузы может взять время для размышления, передать свои эмоции (обиду, удивление, несогласие).
  • Вздох – не имеет словесного содержания, но может красноречиво выражать безысходность, трагичность, печаль.
  • Смех – способен разрядить обстановку и воодушевить (веселый, комичный). Либо наоборот – расстроить, понизить самооценку (язвительный, циничный, злорадный).
  • Плач – выражает переизбыток чувств собеседника.
  • Кашель – интерпретируется как желание человека символически что-то «отрыгнуть» либо недоумение, несогласие с чем-либо.

Такесика

Такесика изучает невербальные динамические способы общения – рукопожатие, поцелуй, похлопывание. Учеными доказано, что прикосновения являются биологически необходимой для человека формой стимуляции. Индивидуум использует разные виды прикосновений в зависимости от статуса, возраста, пола партнера.

  • Рукопожатие – может быть равноправное, доминирующее (крепкое, с рукой, расположенной сверху), покорное (слабое, рука находится снизу).
  • Похлопывание по плечу – такесический прием, который применяется при условии близких отношений собеседников, а также при их социальном равенстве.
  • Поцелуй – используется при близком общении – родственников и знакомых (дружеский), влюбленных пар (интимный).

Неправильное применение данных такесических элементов может привести неадекватной реакции оппонента, к конфликтным ситуациям.

Проксемика

Проксемика основана на построении межличностных отношений между индивидуумами с использованием пространственных ограничений. С точки зрения проксемики к невербальным средствам коммуникативного общения относятся:

  • Дистанция
  • Ориентации
  • Дистанция


Психологами установлены несколько норм «близости» (расстояний пространственного типа):

  • Интимное – предназначено для наиболее близких людей (0-45 см.)
  • Персональное – позволяющее общаться с общими знакомыми (45-120 см).
  • Социальное – рекомендовано для официального общения с малознакомыми людьми.
  • Публичное – позволяет воздерживаться от общения либо выступать перед аудиторией.

Собеседник, придерживающийся вышеуказанных норм, не только оказывает , но и сам чувствует себя более уверенно и комфортно.

Данные средства общения могут варьироваться в зависимости от национальности, общественного положения и страны проживания индивидуума. Также имеет значение пол, возраст и личностные характеристики человека.

Ориентация

Такой проксемический компонент как ориентация, передает различные оттенки эмоционального состояния человека, с точки зрения угла общения и направления партнера. Поворот носка ноги и тела может сигнализировать об отношении человека к оппоненту. Участник переговоров, решивший завершить обсуждение, непроизвольно совершает разворот тела в сторону выхода. В деловой коммуникации места за столом переговоров также имеют значение:

  1. напротив – характеризует конкурентно-оборонительную позицию, при которой участники жестко отстаивают свою точку зрения;
  2. с одной стороны – наиболее удобный вариант для совместного обсуждения проблем и выработки общего решения;
  3. угловое расположение – позволяет вести дружескую и непринужденную беседу;
  4. по диагонали – положение свидетельствует об отсутствии заинтересованности, нежелании участника разговора взаимодействовать.

Между вербальными и невербальными средствами общения существует разнообразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по вербальному – отношение к партнёру по общению.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ - общение посредством жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые. Невербальная коммуникация у различных народов имеет свои специфические характеристики.

В психологии выделяют четыре формы невербального общения: кинесику, паралингвистику, проксемику, визуальное общение. Каждая из форм общения использует свою знаковую систему.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ - это неречевые средства общения. Они нужны для того, чтобы:

а) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;

б) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать точно значения (за исключением некоторых жестов). Обычно они оказываются так или иначе скоординированными между собой и со словесными текстами. Совокупность этих средств можно сравнивать с симфоническим оркестром, а слово - с солистом на его фоне. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.

Невербальные средства общения делятся на:

· визуальные (кинесику - движения рук, ног, головы, туловища; направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица; позы, в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста);

Визуальное общение – это контакт глазами, первоначальное изучение которого связывали с интимным общением. Однако сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения.

Кинесика – это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. Кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики, различных частей тела (рук – жестикуляция; лица – мимика; позы – пантомимика). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека. Включение оптико-кинетической системы в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов в различных национальных культурах. Например, кивок головы у русских и болгар имеет прямо противоположное значение: согласие у русских и отрицание у болгар. Выразительные движения представляют своего рода "подтекст" к некоторому тексту, который необходимо знать, чтобы правильно раскрыть смысл происходящего. Язык движения раскрывает внутреннее содержание во внешнем действии. "Этот язык, - писал С. Л. Рубинштейн, - располагает утонченнейшими средствами речи. Наши выразительные движения – это сплошь и рядом метафоры. Когда человек горделиво выпрямляется, стараясь возвысится над остальными, либо наоборот, почтительно, униженно или подобострастно склоняется перед другими людьми и т.п., он собственной персоной изображает образ, которому придается переносное значение. Выразительное движение перестает быть просто органической реакцией; в процессе общения оно само становится действием и притом общественным действием, существеннейшим актом воздействия на людей".

· кожные реакции (покраснение, появление пота);

· отражающие дистанцию (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.); Проксемика – особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации процесса выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, являются компонентами коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему; окрик в спину может иметь значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по общению, так и в массовых аудиториях. Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных культурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации.

· акустические или звуковые (паралингвистические, т. е. связанные с речью - интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); Паралингвистическая система – это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность.

· экстралингвистические, то есть не связанные с речью - смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, “шмыганье” носом и т. п.; Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также "добавки" к вербальной коммуникации.

· тактильно-кинестезические (физическое воздействие - ведение слепого за руку, контактный танец и др.; такесика - пожатие руки, хлопанье по плечу) и ольфакторные (приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека).

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

Ряд исследований в области проксемики связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти вычлененные наборы получили название "хронотопов". Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп "вагонного попутчика" и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это "вагонный попутчик".

Виды невербальных средств общения

Различаются три основных вида невербальных средств передачи информации (или их еще называют паралингвистические средства общения): фонационные, кинетические и графические.

К фонационным невербальным средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…). К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика. Графические невербальные средства коммуникации выделяются в письменной речи.

Мимика

Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Основные характеристики мимики – её целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы.

Исследования психологов показали, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее, основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).

Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т. п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо - все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

Мимика бывает разная:

Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.

Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).

Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде “он разинул рот и раскрыл глаза”, ”холодные глаза противоречат смеющемуся рту” и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

Также мимические движения подразделяются на:

1) мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др.;

2) активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др.;

3) пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.;

4) мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

5) мимику удовольствия-неудовольствия;

6) маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т. п.

Взгляд

С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, - один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию – ритмика взглядов образует определенное русло общения.

Американские психологи Р. Экслайн и Л. Винтерс установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и с трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова, – на собеседника. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область.

Если речь идёт о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, – больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнёра – только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение или сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбуждён или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Таким образом, не только экспрессия лицевая несёт информацию о человеке, но и его взгляд.

Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица. По мнению антрополога Эдуарда Т. Холла, лидер ООП Ясир Арафат носит темные очки, чтобы люди не могли наблюдать за его реакциями по расширению его зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас что-то заинтересо­вывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет. Сочетание этих признаков разнообразно. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные – сокращают это количество.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуника­ции показывает, что они, несомненно, играют большую вспомога­тельную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаб­лять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуни­кации помогают выявить такой существенный параметр коммуни­кативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вер­бальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определённых обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передаёт заведомо ложную информацию, лицо становиться малоинформативным, а тело – главным источником информации для партнёра. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержать очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

Жесты

Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения, и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем:

Указательные;

они направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание.

Подчеркивающие (усиливающие);

Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки.

Демонстративные; Демонстративные жесты поясняют положение дел.

Касательные жесты. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

От той информации, которую несёт жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбуждённости человека, его взволнованности, растёт интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнёрами, особенно если оно почему-то затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

1) коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);

2) модальные, т. е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.);

3) описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

Различают также:

Произвольные

Непроизвольные жесты.

Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.

Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить новички в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств. Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей – перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды – в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме "предложений" и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего.

Также невербальные сигналы могут быть конгруентными , т.е. соответствующими словесному высказыванию, и неконгруентными . Например, вы попросили вашего собеседника выразить мнение по поводу только что сказанного вами. Он при этом находиться в позе, в общем выражающей критически оценочное отношение.

Главным здесь является жест "подпирание щеки указательным пальцем", в то время как другой палец прикрывает рот, а большой палец лежит под подбородком. Следующим подтверждением того, что слушающий относится к вам критически, является то, что ноги его крепко скрещены, а вторая рука лежит поперек тела, как бы защищая его, а голова и подбородок наклонены (враждебно). Это невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: "Мне не нравится, что вы говорите, и я с вами не согласен".

Если ваш собеседник ответил бы вам, что он с вами не согласен, то его невербальные сигналы были бы конгруэнтными , т. е. соответ­ствовали бы его словесным высказываниям. Если же он скажет, что ему очень нравится все, что вы говорите, он будет лгать, потому что его слова и жесты будут неконгруэнтными. Исследования доказывают, что невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если сигналы неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной.

Поза это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие – закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринуждённые позы, чем их подчинённые.

Одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведённых В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза – стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону, откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами, иногда упёршись руками в бёдра; человек же, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе. Практически все люди умеют хорошо «читать» позы, хотя, конечно, далеко не все понимают, как они это делают.

Одежда

Одним из невербальных средств получения информации является также и наша одежда. В одежде и в том, как человек хотел бы выглядеть, проявляется та роль, которую он хотел бы играть в обществе, и его внутренняя позиция. Крылатое выражение “По одежке встречают…” подразумевает, что человек, его внутренняя сущность такова, какова его одежда. Одежда является некой условностью. Разъяснение может дать не мода, а направление стиля и его уровень.

И. Гете в «Годах странствий Вильгельма Мейстера» рассказывает, как странник расспрашивает школьного надзирателя о причинах такого различия в одежде воспитанников. «Разгадка тут вот в чем, - отвечал надзиратель, - для нас это средство узнать характер каждого мальчика… Из нашего запаса тканей и отделок воспитанники имеют право выбрать любой цвет, а также любой фасон и покрой из ограниченного их числа. За этим выбором мы пристально следим, так как любой цвет позволяет судить о складе чувств, а покрой – об образе жизни человека…».

То, что в этом наблюдении действительно кроются определенные закономерности, свидетельствует, в частности, тест Люшера.

Швейцарский психолог М. Люшер предложил в наше время цветовой тест, который явился не только методом исследования личности, но и целым направлением в науке о цвете.

Суть цветовых тестов заключается в том, что испытуемому предлагается из набора разноцветных карточек выбрать наиболее нравящиеся и ранжировать их, а затем проделать то же самое с теми, которые не нравятся. Исследования показали, что с помощью цветных тестов можно выявить некоторые особенности личности.

Красный цвет обычно предпочитают физически здоровые, сильные люди, они живут сегодняшним днем и испытывают желание получить все, что хотят, тоже сегодня. Дети, выбирающие из палитры карандашей красный, легко возбудимы, любят шумные подвижные игры. Красный цвет давно стал символом любви и силы. И, видимо, не случайно в 1337 году во Франции вышел указ, запрещающий простолюдинам носить красную одежду. Этой привилегией пользовались только короли, кардиналы и сенаторы. Отвергают кранный цвет, как правило, астенизированные, уставшие люди.

Дети, выбирающие желтый цвет, отличаются тем, что нередко уходят в мир своих фантазий. Повзрослев, они могут при определенных обстоятельствах стать мечтателями «не от мира сего», такие люди плохо приспосабливаются к жизни. Нелюбовь к желтому может означать нереализованные надежды («разбитые мечты»), истощение нервной системы.

Людям, выбирающим зеленый цвет, обычно свойственны самоуверенность, настойчивость. Они стремятся к обеспеченности.

Предпочтение синего цвета отражает потребность человека в стабильности, порядке. Синий цвет чаще выбирают флегматики.

Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, неустроенные в жизни.

Цветовые тесты позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний в той или иной экстремальной ситуации.

Но вернемся к И. Гете. «Правда, - продолжает надзиратель, - есть в человеческой природе черта, отчасти затрудняющая точные суждения: это дух подражания, склонность примыкать к большинству».

Хотя склонность следовать моде очень сильна в людях, но по тому, как человек одевается, можно судить, в какой он степени подвержен психической заражаемости, давлению группы и насколько самостоятелен в самооценке. Одни одеваются как можно незаметнее, стараются ни чем не обращать на себя внимание. Другие предпочитают носить яркие, броские, экстравагантные наряды. Третьи умеренны в следовании за модой.

Итак, одежда способна многое «говорить» о содержании духовной сущности людей. Но, конечно, лишь по ней делать окончательные выводы о личности нельзя.

Украшения

Важной деталью в одежде являются украшения.

К средствам украсить самого себя относятся следующие: наколки, раскраска и татуировка, прическа, парфюмерия, маникюр, макияж, аксессуары.

С помощью украшений напоказ выставляются социальный статус, готовность вступить в контакт, агрессивность, приспосабливаемость, авантюрность натуры, личностные особенности. Украшения в виде косметики, париков и парфюмерных средств служат в большинстве случаев как дополнительные наряды.

Престижные украшения. Подобные украшения нередко являются свидетельством претензий на обладание определенным престижем. Таким образом, можно продемонстрировать своему окружению, что вы из себя представляете, утерев им нос и поставив на место.

Членский значок той или иной организации . Тот, кто не скрывает своей принадлежности к той или иной группе людей, носит членский значок. Для такого человека членский значок представляет собой некое свидетельство престижа, с помощью которого он выражает свою принадлежность к определенной группе. В то же время членские значки из различных металлов дают представление о социальной шкале рангов внутри объединения.

Крест. Благодаря своей конструкции (горизонтально – высота, вертикально – стабильность, а прямой угол – фиксированность) крест и выражает именно эти свойства. В силу религиозного чувства защищенности он придает ощущение некой безопасности. Причем к выбору этого украшения приводит не действительно демонстрируемое поведение, а потребность.

Кожаные браслеты. Такое украшение носят и при отсутствии прямой необходимости (у спортсменов). Оно должно выражать подчеркнуто сильную натуру и служить в качестве украшающего ремешка на запястье.

Кусочки меха и другие трофеи. Если их носят на запястье или на шее, то тогда они сигнализируют о выдержке, и, судя по ним, можно определить победителя.

Мех и мишура. Производят женственно-мягкое впечатление. Непосредственный контакт меха с кожей свидетельствует о желании испытать нежное обращение.

Мелкие и изящные украшения. Они выражают то, что их обладатель ощущает себя маленьким и слабым человеком, нуждающимся в участии и бережном обращении. Тот, кто носит маленькие и изящные украшения, хотел бы казаться любезным и душевным человеком.

Крупные украшения . Они обычно бросаются в глаза и выражают стремление получить признание своего социального статуса. “Я представляю собой больше, чем ты, у меня всего больше, чем у тебя, я превосхожу тебя” – таков смысл подобных украшений.

Походка человека, т. е. стиль передвижения, по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причём оказалось, что самая тяжёлая походка при гневе, самая лёгкая – при радости, вялая, угнетённая походка – при страданиях, самая большая длина шага – при гордости.

С попытками найти связь между походкой и качеством личности дело обстоит сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на основе сопоставления физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов.

31. Особенности содержания каждого из компонентов и этапов коммуникативного процесса наиболее полно отражены в требованиях к «хорошей коммуникации» (в принципах и правилах реализации коммуникативной функции), а также - в наиболее типичных для них ошибках и «барьерах» коммуникации. Труд­ности и источники ошибок («барьеры») коммуникаций столь же разнообразны, как многообразна сама психика. Вместе с тем среди них выделяются наиболее типичные и повторяющиеся. Их преодоление составляет неотъемлемую часть коммуникативной функции деятельности руководителя.

Перцептивно-интерпретационные ошибки (обусловленные восприятием). Люди по-разному воспринимают одни и те же ситуации, выделяют в них главные, по их мнению, особенности. Они обычно убеждены, что их индивидуальная точка зрения и есть правильная. В зависимости от опыта, сферы профессиональной компетенции, интересов и многого другого одна и та же информация будет восприниматься и интерпретироваться с очень большими разли­чиями или вообще - не пониматься и даже активно отторгаться.

Диспозиционные ошибки обусловлены различиями в социаль­ных, профессиональных и жизненных установках людей, вступа­ющих в коммуникативный обмен. Если, допустим, у руководите­ля в прошлом опыте сложилась стойкая отрицательная установка к восприятию какого-либо члена организации, ее будет чрезвы­чайно трудно преодолеть даже в том случае, если подчиненный сообщает действительно важную и нужную информацию. Эта информация будет либо отторгаться, либо пониматься ошибоч­но, либо, по крайней мере, восприниматься с повышенным не­доверием.

Статусные ошибки возможны вследствие больших различий в организационном статусе коммуникантов. Очень хорошо из­вестно, как трудно бывает понять «большому руководителю» нужды «простого рабочего». Общим здесь является правило: чем больше статусные различия, тем выше вероятность такого рода ошибок.

Семантические барьеры возникают из-за того, что понятия естественного языка обладают свойством полисемичности, то есть многозначности и наличием ряда смысловых оттенков. Следовательно, они допускают возможность неоднозначного понимания говорящим и слушающим, что усиливается при различиях в их установках, целях, статусе, а также зависит от общего контексте коммуникаций. Личностный контекст у каждого свой, что и приводит к семантическим различиям, ошибкам. Они могут затрагивать не только различное понимание отдельных слов,но и целых высказываний. Например, если руководитель говорит: «Займитесь этим, как только у вас выдастся свободное время», то сразу же возникнет вопрос о том, как он понимает это «свободное время» и как это трактует подчиненный.

В целом все отмеченные типы ошибок можно суммировать, если вспомнить известный афоризм: «Мысль изреченная есть ложь». Перефразируя его, можно сказать, что мысль изреченная и воспринятая есть ложь вдвойне. В связи с этим в психологии коммуникации сформулировано правило: «Истина лежит не на устах говорящего, а в ушах слушающего».

Невербальные преграды.

Неэффективная обратная связь также является одним из, источников ошибок коммуникаций, о чем, так же, как еще об одной ошибке - неумении слушать, подробнее будет сказано ниже.

Плохо сформулированное сообщение. «Туманность» распоря­жений, их двусмысленность, наличие в них неопределенных по­нятий, бедность лексических средств, использование слов в пере­носном смысле, повторы, использование жаргона и «бытовиз­мов», просто косноязычие - все это непосредственные, очень распространенные и достаточно очевидные причины ошибок коммуникаций.

Потери информации в коммуникативных циклах включают дна основных вида ошибок.Во-первых, если коммуникативное сообщение является слишком длинным, громоздким и сложным, а зачастую - витиеватым, то слушающий успевает забыть, о чем ему говорилось в начале сообщения. В этом случае перегружается кратковременная память слушателя, и возникают информационные потери (отсюда - требование лаконичности сообщений). Иссле­дования показывают, что из-за этого теряется до 50% всей комму­никативной информации.

Во-вторых, нисходящие вертикальные коммуникации, наиболее типичные для руководителя, образуют цепь, Они передаются от высшего руководителя на следующий по иерархии уровень, оттуда - на еще более низкий уровень и так далее - до уровня непосредственного исполнения. Показано, что при каждой последующей передаче теряется или искажается около Ю% информации. Согласно исследованиям, лишь 63% информации, отправляемой советом директоров, доходило до вице-президентов; 40% - до начальников цехов; 20% - до рабочих.

Фальсификационные ошибки. Восходящие коммуникативные потоки имеют своими источниками не «беспристрастных» пере­датчиков, а конкретных людей. Однако ни один другой «пере­датчик» не способен искажать (осознанно или нет) информа­цию столь явно и сильно, а порой - изощренно, нежели чело­век. Наиболее типичным является предоставление подчиненным информации вышестоящему лицу в свете, благо­приятном и для него, и для самого отправителя. Фальсификационные ошибки составляют поэтому один из главных источников возникновения у руководителя недоверия к осведомительной ин­формации и, как следствие, - неопределенности в его деятель­ности.

Преждевременная оценка. Эта ошибка связана с тем, что слушающий делает преждевременную эмоциональную оценку сообщению, не дождавшись его окончания. Эта эмоциональная оценка формирует неадекватную установку восприятия, а в итоге ведет к неправильному пониманию всего сообщения. Ради­кальным вариантом этой ошибки является ситуация, когда такая установка блокирует восприятие информации.

«Ошибки страха». Часто руководитель не получает истинную информацию от подчиненных или получает ее в искаженном и приукрашенном виде по причине страха подчиненных перед ним.

Правила преодоления.

Наиболее общим является правило, согласно которому не следует приступать к сообщению идеи, если она не понятна или не ко

error: Content is protected !!