Моральное самоистязание и «самоедство. Самобичевание

Самобичевание – это осознанное и намеренное обвинение человеком себя в совершенных проступках, самокритичное отношение к собственной личности и совершаемым действиям, переходящее в формы нанесения себе моральных и физических страданий, чтобы снизить или смыть чувство вины, стыда. Может иметь не всегда адекватное отношение и возникать в процессе приписывания себе чужой вины или критики себя за вполне социально приемлемые формы поведения. Значение слова самобичевание сопоставимо по синонимичному ряду с самообвинением, самоистязанием, самоедством, самокритикой и прочими действиями, направленными на акцентирование негативных сторон человека и причинение моральных страданий под видом раскаяния или вины.

Самобичевание психология объясняет, как попытку совладать с внешними условиями, не удовлетворяющими внутренней картинке мира человека. Это один из способов справиться с непереносимыми чувствами относительно собственной личности и ее слабых или не принимаемых сторон (часто подобное поведение имеет своим получение похвалы или ободрения со стороны окружающих, получить которые проще при помощи самоуничижения, чем при помощи реальных действий и достижений). Проигранная конкуренция, обнаружение более сильных и успешных людей в инфантильной психике переносится плохо и практически не поддается принятию, отсюда рождается подобное поведение, помогающее пережить фиаско, а жизненный принцип выглядит как выбор максималистических концепций, где человек не имеет права на проигрыш или слабость.

Идеалистическое восприятие мира повергает людей в отчаяние при каждой неудаче или в случае разворота событий не в ожидаемом русле. постоянно ощущается большая ответственность в детской ее форме, когда реальный мир заменяется иллюзорным, а себе причисляются мегаспособности (точно так, как дети винят себя в ссорах родителей или несчастных случаях, с такой же инфантильной и огромной ответственностью человек обвиняет себя в малейших неурядицах или даже случайных стечениях обстоятельств, в любой не идеальности).

Самобичевание заставляет делать глобальные выводы, приводящие к обесцениванию себя полностью из-за столкновения с незначительной не идеальностью (или даже значительной, но это все равно не вся личность целиком). Высокие требования и неумение разглядеть прекрасное в недостатках не позволяет познакомиться с собой настоящим, узнать те вещи, раздражающие в самом себе и принять себя целиком.

Причины самобичевания

Самобичевание психология определяет как гиперкритику в собственный адрес, осуществляющуюся напоказ с целью получить одобрение, поддержку или оправдание собственным поступкам. Механизм построен на том, что , направленный в свой адрес воспринимается окружающими, как искреннее раскаяние и тенденция к совершенствованию, но ошибка состоит в том, что показное раскаяние воспринимается за истинное. При человек не заламывает картинно руки, не поливает себя грязью, а признает сам факт совершения проступка, не громогласно делает выводы и начинает исправлять ситуацию, признавая при этом положительные черты, помогающие справиться с недостатками.

Выбор такого пути манипуляции собственным мира и общественным отношением может быть сформирован в детстве, где не нашлось места сформированности чувства любви и забот о себе. При различных травматичных условиях развития могут сформироваться механизмы, дающие понимание любви через боль (когда мать была ласкова только после полного разгрома , или когда причинение физической боли объяснялось пользой для самого ребенка и совершалась «из любви»). Опыт, полученный в родительской семье, показывает человеку как с ним можно обращаться, и если родители устраивали моральный прессинг или физические побои, то в дальнейшем человек живет по этой модели, обращаясь подобным образом с собой и окружающими.

Значение слова самобичевание имеет смысл и нанесения себе физических страданий, как способа уйти от , перебив ее физической или как варианта самоочищения от провинностей. В первом случае работают индивидуальные механизмы психики, помогающие контролировать чувства, переживание которых является для человека фрустрирующим (когда нет опыта, как справляться с болью, виной или отчаянием, то переполняют и становится невыносимо, а самобичевание всегда подконтрольно человеку, поэтому именно оно используется как деструктивный, но все же метод проживания эмоций). Во втором прослеживается влияние различных религиозных и воспитательных концепций, считающих тело и заботу о нем чем-то постыдным или же ставящими во главу угла физические наказания, вместо принятия и объяснения. и недостаток признания толкают к мысли, что человек не достоин ничего хорошего. Ощущение недостатка любви и права на ее получение могут повлечь глубокие депрессивные расстройства и непонимание смысла существования, за что и причиняется самостоятельное наказание себя.

Полярное мировосприятие, инфантильная ответственность, свойственные детям и подросткам, а также сохраняющиеся у некоторых как характеристика личности не дают принимать мир и соответственно себя в том виде, в котором существует. Возникает потребность соответствовать идеалам или разрушить себя полностью, невозможность видеть полутона и принимать негативные качества ведет к разрушению собственной личности, в забытьи, что именно недостатки делают нас уникальными, а ошибки составляют жизненный опыт.

Самобичевание появляется как защита от травматичных условий и влияний, являясь травматичным самим по себе. Оно высвечивает прожектором недостатки для окружающих, но оставляет сокрытым главное от самого человека и не способствует изменениям. Главным моментом при работе с самобичеванием это поиск способов реагирования и совладания с эмоциями менее разрушительными методами, а также выработка заботливой концепции жизни.

Как перестать заниматься самобичеванием?

Когда минусы и боль самоистязания начинают перевешивать полученные вторичные выгоды, приходит момент избавления от стратегии самобичевания, но процесс этот более сложный, чем может показаться. Ведь соблазн действовать проверенным, хоть и болезненным способом велик.

Чтобы не ускользнула, стоит отдельно проанализировать какие разрушительные моменты и негативные последствия вы уже получили в собственной жизни, благодаря самобичеванию (если плохо закрепляется в , то составьте список и периодически поглядывайте в него). Также пофантазируйте, куда приведет подобное поведение через несколько десятилетий, что вы приобретете (нервный тик, репутацию плакальщика, расшатанные нервы), а что потеряете (стремление развиваться, достижения, друзей).

Чрезмерная самокритика и самобичевание продолжают снижать и так низкую самооценку, разрушая личность. Так что ваша задача продолжать развиваться, подбирать занятия, в которых есть видимые результаты, чтобы вам было, за что себя хвалить, а не только ругать. Каждый раз, когда хочется опустить руки и завести песню про то, что все пропало и вы ничего не достойны – делайте что-то, направленное на (из упрямства переделайте отчет, улучшите внешность, ответьте интернет-троллю, сходите на мастер-класс или фотосессию). Мир полон мест, где вам опустят , но настолько же он полон местами, где вас будут хвалить (любые сферы услуг от парикмахерских до занятий конной ездой добавят вашему самоощущению хвалебных и прекрасных слов).

Еще одна черта самобичевания – это ориентированность на себя, тогда как окружающий мир как бы и не замечается, такими людьми легко , но с ними не интересно общаться, ведь они постоянно сконцентрированы на себе.

Как избавиться от самобичевания? Переключите внимание на внешний мир – посмотрите, что интересного в нем происходит (погода, мероприятия, прохожие), поинтересуйтесь, что нового у друзей (не с целью сравнения как у вас все плохо и ничего нового, а с целью узнать, как у них так получилось), просмотрите последние новости и тенденции. В каждом своем внимании к внешнему, ищите вдохновение и подсказки для развития, контактируя с людьми, вы можете получить адекватную обратную связь, а возможно и открытие ваших , которые самостоятельно было не разглядеть.

И не забывайте анализировать ситуацию. Ведь чаще всего критик, сидящий в нашей голове, имеет вполне конкретный голос (папы, бабушки, воспитателя, первой любви) и говорит это из прошлых ситуаций, которые закончились, но оставили свой шрам в восприятии. По сути если вас ругали за непоседливость в садике, и вы продолжаете это делать с собой во взрослом возрасте, то ограничиваете свои возможности, например, в деятельности, требующей такой бурной энергии, а плохо это только для старой воспитательницы, у которой давление и которой давно нет в вашей жизни. Анализируйте и сопоставляйте собственные реакции с ситуацией, не полагаясь на первую эмоциональную автоматическую реакцию. Первое время придется контролировать, знакомиться с собой и выбирать заботу о себе, вместо привычного ущемления.

Идеалов нет, попробуйте извлекать пользу и наслаждение из недостатков, превратите их в достоинства. Не тотальное муштрование себя дает человеку счастье, а возможность принимать себя уставшим, неидеальным, злым – тогда рождается много свободы и появляется место для радости, а не только для боли.

Самоистязание - стремление причинить себе вред и страдание. Несвойственно здоровому человеку при нормальных условиях и встречается в болезненном состоянии у нервно- и душевнобольных , или же под влиянием религиозного фанатизма .

Формы и мотивы самоистязания

Самоистязание у душевнобольных проявляется в разнообразной форме - одни больные отказываются от пищи, другие причиняют себе раны, ожоги, увечья и т. п.; в некоторых случаях самоистязание смежно со стремлением к самоубийству .

Мотивами к самоистязанию у душевнобольных служат чаще всего ложные идеи, бред самообвинения у меланхоликов ; эти идеи, которые больной принимает нередко за «голоса», требуют самонаказания за грехи. Обыкновенно это бывает связано с потерей кожной и вообще телесной чувствительности; больные, причиняя себе глубокие раны, иногда при этом испытывают весьма слабую боль.

См. также

Напишите отзыв о статье "Самоистязание"

Ссылки

  • Оршанский И. Г. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Самоистязание

Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».

Самоистязание

Стремление причинить себе вред и страдание по существу своему несвойственно здоровому человеку при нормальных условиях и встречается только или в болезненном состоянии у нервно- и душевнобольных, или же под влиянием религиозного фанатизма. С. у душевнобольных проявляется в разнообразной форме - одни больные отказываются от пищи, другие причиняют себе раны, ожоги, увечья и т. п.; в некоторых случаях С. смежно с стремлениом к самоубийству. Мотивами к С. у душевнобольных служат чаще всего ложные идеи, бред самообвинения у меланхоликов; эти идеи, которые больной принимает нередко за "голоса", требуют самонаказания за грехи. Обыкновенно это бывает связано с потерей кожной и вообще телесной чувствительности; больные, причиняя себе глубокие раны, иногда при этом испытывают весьма слабую боль. И нелепые идеи слабоумного и помешанного также могут быть поводом к такому С. Особенно интересны случаи С. у истеричек, которые нередко морят себя голодом, проглатывают массу булавок, выпивают вредные жидкости и т. п. Кроме свойственной истеричкам малой чувствительности кожи и слизистых оболочек, здесь специальную роль играет стремление обратить на себя внимание, позировать, вызвать сочувствие и т. п. С. на почве религиозной - явление довольно распространенное; оно встречалось во все времена и особенно свойственно сектанству, т. е. преследуемым религиозным учениям, хотя наблюдалось и в господствующих или признанных религиях . Так, в средние века , в эпоху сильного религиозного движения, совпавшего с крестовыми походами, толпа приходила иногда под влиянием процессий, религиозных картин, проповедей в такое возбужденное состояние, что многие делали себе повреждение, некоторые бросались в воду для очищения от грехов. У мусульманских дервишей до сих пор можно наблюдать проявление С. в момент религиозного экстаза. С этой же точки зрения можно смотреть на обеты крайнего голодания, бичевания, на подвергание себя непогоде при полуобнаженном теле, на отказ от постели и т. д. как на проявления С. Среди лиц, упорно подвергающих себя активному С. и проповедующих это другим, иногда попадались настоящие душевнобольные , маньяки, которых жизнь и идеи в сущности ничего общего не имеют с религиозными учениями, а представляют собою известную форму бреда. В средние века особенно распространен был бред одержимости дьяволом; страдавшие этим бредом подвергали себя нередко самым жестоким истязаниям для изгнания нечистой силы. Гораздо интереснее по своей близости к нам явления С., игравшие большую роль в истории нашего раскола (см. выше Самоистребление). С. на почве фанатизма также встречается на Руси (

Ответ от Парамон [гуру]
Помогло - один раз я не ел 2 дня, типа поствовал, смотрю потом - оу! помогло от изжоги


Ответ от Ётанислав Королёв [гуру]
Для понтов. показать какой ты суперпупер ревновстый и преданный богу христианин. Не пробовал.


Ответ от скиталец [активный]
может для того чтобы показать превосходство духа над телом


Ответ от Знахарь (Вильчур) [гуру]
Чтоб гордыня не обуяла.
Не пробовал.
"На что мне орден, я согласен на медаль. "


Ответ от Виталий [гуру]
самобичевание это результат человеческих крайностей. Высшей природе неугодно развитие всяких негативных форм восприятие ибо это нарушает духовное равновесие. Любой негатив нарушает духовное равновесие.


Ответ от Edem [гуру]
у какого-то классика читала. . может подскажете у кого?)
мудрый батюшка заставил злобную бабку не блюсти пост, потому что она детей малолетних проклинала за то что они кушали сладости. От гордыни так её лечил.
так что может для возвеличивания себя?


Ответ от Ирэн Ницше [гуру]
Не нужны. К христианству не имеют отношения, т. к. Христос и апостолы ничему подобному не учили и сами такой дурью не маялись.


Ответ от КРО РОНС [гуру]
Для смирения плоти. Это не обязательно, Б-г не требует иных жертв кроме покаяния.


Ответ от Ђатьяна Кошка драна [гуру]
В Новом Завете говорится лишь об одном виде самоистязания - посте. Он нужен, чтобы распять плоть, подчинить ее духу.


Ответ от Ёанек САН [гуру]
Самоистязание в христианстве не нужно вообще. Это люди могут делать только по побуждению дьявола, пороча веру во Христа.


Ответ от Пётр Сидоренко [гуру]
В Библии говорится о поклонниках Ваала, которые «кололи себя, по своему обыкновению, ножами и копьями, так что кровь лилась по ним» , и все это - в безнадежных попытках привлечь внимание своего бога (3 Царств 18:28).
Например, Иисус был далеко не аскетом. Фарисеи жаловались на то, что его ученики не постятся, и даже обвиняли в том, что он «человек, который любит есть и пить вино» .
И нигде в Библии не найти основания для аскетизма: будто бы Бог отдавал предпочтение тем, кто отрицает свои жизненные потребности или даже удовольствия. Заметь, что говорил апостол Павел о таких причиняющих страдания действиях: «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Колоссянам 2:23).
В книге «История церкви простым языком» («Church History in Plain Language») об аскетизме говорится: «Опорой монашества было неправильное представление о человеке. Душа, говорил монах, привязана к телу, как узник. Это учение о жизни не библейское» .
Так как Иегова хочет, чтобы мы были счастливы, служение такому удивительному Богу не подразумевает аскетизма (Екклесиаст 7:16). Итак, нигде в Библии мы не найдем места, где бы говорилось, что причинять самому себе страдания - это путь к спасению. Наоборот, Божье Слово разъясняет, что кровь Христа, а также вера в искупление, очищают нас от всех грехов (Римлянам 5:1; 1 Иоанна 1:7).


Ответ от Кошка с салом [гуру]
В христианстве нет никаких самоистязаний.
Если вы имеете ввиду аскезу святых, то это совсем другое. В двух словах - кому много дано, с того много и спрашивается.

error: Content is protected !!