Что значит быть самостоятельным? Самостоятельный ребенок: миф или реальность.

Крутяк! 8

Каждому из нас с детства знакома такое понятие, как самостоятельность. Но не каждый человек действительно понимает полный смысл этого слова, не всякого мы можем назвать самостоятельным.

Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность - одно из качеств личности, играющих большую роль в жизни любого взрослого человека. Это не просто способность принимать решения без помощи других людей, это в первую очередь умение отвечать за свои поступки, дела. Быть самостоятельным - значит суметь обеспечить себя всем необходимым в жизни, иметь свою точку зрения, отдельную от других, свое мировоззрение и взгляды.

Несмотря на то, что с юридической точки зрения взрослым считается человек, достигший восемнадцати лет, в реальности же и к тридцати годам мало кто становится взрослым. Люди до самой старости готовы сидеть на шее родителей, живя полностью за их счет. Они не хотят получать хорошее образование и отвергают любое предложение о работе, мечтая получать за свое незнание большие деньги. Жить ничего не делая и не принимая решений для них – вполне нормально. Обидно, что сейчас так думает практически каждый третий подросток. Они забывают о том, что родители не вечны, а значит, когда-нибудь им придется заботиться о себе самостоятельно. Но как это сделать, если ты ничего не умеешь?

В своей жизни мы часто видим тех, кто повзрослел слишком рано. Чаще всего это дети из неблагополучных или многодетных семей, где каждому приходится заботиться о себе самому при этом помогая родителям воспитывать своих младших братьев и сестер. Рано взрослеют дети, потерявшие родителей, те, кто живет с пожилыми бабушками и дедушками.

Чтобы ребенок взрослел вовремя, родители с детства должны приучать его быть самостоятельным. 5 класс – это время, когда ребенок вполне может помыть за собой посуду или помочь маме накрыть на стол, убраться в своей комнате.

Многие мамы чересчур заботятся о своих детях и даже в восемнадцать лет не пускают их на кухню, чтобы что-то приготовить или помочь с уборкой. Такое отношение только вредит. Именно они в первую очередь и становятся теми, кто готов сидеть на шее у родителей всю свою жизнь. Можно сказать, что они даже не виноваты в том, что не могут пожарить яичницу или сварить простой суп, помыть за собой посуду или постирать грязное белье - их этому не научили в детстве.

Именно в детстве в человеке закладываются качества, необходимые любой личности. Из маленького ребенка можно «слепитьСам» что угодно, ведь он прислушивается ко всему, что ему говорят, его характер только начинает формироваться, а потому он принимает все, что в него вкладывают. Вот почему процесс правильного воспитания и обучения самостоятельности так важен.

Ребенок смотрит на мир иначе, чем взрослый. Как правильно заметил Антуан де Сент-Экзюпери в своём самом известном произведении «Маленький принц», взрослые думают лишь о цифрах и собственной выгоде, они не способны видеть прекрасное во всем, даже в том, что кажется обычным или уродливым. Именно дети делают наш мир лучше, поэтому так важно, чтобы они повзрослели в положенное время.

Самостоятельный человек - тот, кто может позаботиться о других людях, и совсем не играет роли, родственник он ему или просто чужой человек. Самостоятельность тесно связана с человечностью, это одни из важнейших качеств, определяющих зрелую личность, каким и должен быть каждый человек. Она очень важна для любого человека, вот почему в школе часто пишут на тему самостоятельность сочинение. Сочинение позволяет задуматься: «А самостоятельный ли я?» и возможно, изменить свою точку зрения на этот счет.

Самостоятельность - важная часть взросления человека. Я считаю, что только самостоятельный человек может в полной мере назвать себя взрослым, и это очень важно.

Гришкова Ирина

Сочинение - рассуждение на тему "Что такое взрослость?" Ученица в своей работе отмечает, что взрослость - понятие многогранное и индивидуальное и состоит из нескольких компанентов. Представлен интнресный взгляд на данную проблему.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Взросление - пожизненный урок
умения творить посильный мир,
а те, кто не построил свой мирок,
охотно перекраивают мир.

Игорь Губерман

С чего начинается взрослость? Взрослость — понятие многогранное. Для каждого взрослость это что — то свое, индивидуальное. Для кого — то взрослость, когда начинают расти усы или можно гулять допоздна. Может быть, это меньше свободного времени или же наоборот, возможность заниматься чем хочешь и когда хочешь...
«Взросление - процесс перехода от детского мироощущения к мировоззрению взрослому , - считают психологи. - Это очень важный этап становления личности . Готовность и способность отвечать за свои поступки , и выполнять возложенные на тебя обязанности - один из важнейших критериев взросления».

«Выбор», «будущее»… Об этом постоянно говорят нам наши родители и учителя: «Надо учиться, надо закончить школу, поступить в институт, найти работу… Ваш выбор зависит только от Вас» Да, мы сделаем свой выбор. Мы выберем свой путь, мы найдём своё место в жизни. Взрослению способствует устремленность человека в будущее: кто о будущем задумывается своевременно, прилагает усилия, тот делает шаги к тому, чтобы становиться взрослым. И наоборот, отказ от усилий, которые нужно прикладывать для построения своего будущего, выглядит как сознательное или бессознательное стремление затянуть или отсрочить взросление. Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизни без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях, серьезное отношение к жизни начинается с сознательного решения взять на себя ответственность. Такое решение мы принимаем много раз в течение своей жизни . Ответственный человек - это тот, кто управляет собой и своим поведением. Поэтому каждому из вас надо научиться отвечать за свои действия, поступки, поведение.

Среди составляющих компонентов ответственности выступает целый ряд других качеств и умений личности: честность, справедливость, принципиальность. Названные качества не могут реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость по отношению к другим людям. Исполнение любой обязанности требует проявления других волевых качеств: настойчивости, усердия, стойкости, выдержки. Таким образом, ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, осознании, мировоззрении, в разных формах поведения личности..

А ещё я считаю, что взрослость проявляется в самостоятельности. Чем большего ты можешь добиться и сделать сам, тем ты взрослее. А родители, говоря, что ты взрослый, имеют в виду, что ты можешь что — то сделать уже сам. Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Во -первых, это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих; во-вторых, независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество; в-третьих, умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому. Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Если мы этому не научимся, то тогда наша жизнь будет меняться по воле других людей

Таким образом, задача каждого - стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные выборы и строить свою жизнь. Взрослость предполагает планирование жизни - подчиненность четкому плану , заботе о будущем, продумывание последствий своих решений. Поэтому стать взрослым - означает четко контролировать свою жизнь, распоряжаться всем тем, что составляет жизнь, жить не только сегодняшним днем, но и думать о будущем. Преодоление трудностей и есть взросление.

Здравствуйте, дорогие читатели и гости!

Часто от родителей можно услышать, что их ребёнок совсем не умеет играть один, занимать себя, не хочет делать какую-либо работу по дому. Придя с работы, мама может увидеть гору посуды, разбросанные вещи и невыполненное задание. Объяснения, как правило, добиться не получается.

Дошкольники в свою очередь закатывают истерики от скуки, не оставляют маму ни на минуту, всё время чего-то ожидая и требуя. Если подобные ситуации вам знакомы, то, скорее всего ваш ребёнок просто не самостоятельный. Как ребёнка научить самостоятельности и можно ли это сделать?

Постараемся ответить на эти вопросы и дать основные рекомендации родителям, которые помогут воспитать в ребёнке эту важную черту характера.

Что значит быть самостоятельным?

Для начала родителям нужно разобраться, что же значит понятие – самостоятельный ребёнок. Наверное, многим знакома ситуация, когда маме нужно убраться, приготовить обед, отдохнуть немного и в этот момент она пытается «отвязаться» от малыша, чтобы он не мешал. Получив решительный протест, мама сетует на несамостоятельность ребёнка и его неумение заняться чем-то одному.

Но самостоятельность — это не одиночество, то есть самостоятельный малыш – это не ребёнок, который играет один в своей комнате. Это человек, который может делать что-то сам. Задача родителей не заставить , а показать, что он может делать это сам. Тогда даже находясь рядом с мамой он не будет отвлекать её от личных дел.

Когда начинать?

Если говорить о том, когда приступать к воспитанию самостоятельности, то, конечно, чем раньше, тем лучше. Для ребёнка это не будет неожиданностью, он воспримет самостоятельность, как привычное и естественное действие.

С подростком этой лёгкости добиться будет очень сложно, придётся потратить немало сил, времени и терпения. Ведь раньше посуда мылась сама, одежда уже была выстирана и приготовлена, обед подан сразу на стол – это удобно, вряд ли какой-то человек спокойно согласиться отказаться от комфорта, тем более в период переходного возраста.

Ключевым моментом в развитии самостоятельности в любом возрасте становится терпение и настойчивость родителей.

Именно от спешки и нехватки времени маме легче сделать самой и не вовлекать своё чадо в домашние дела. Но, чтобы в будущем не столкнуться с такими проблемами как: неуверенность, капризность, безынициативность, зависимость от чужого мнения, постоянного поиска одобрения и утешения, причём не всегда от родителей, часто в этой роли может выступить плохая компания, взрослым нужно пересматривать своё поведение.


Волшебного метода не существует, но придерживаясь некоторых действенных советов, можно не допустить ошибок или скорректировать поведение ребёнка.

Самостоятельность позволит ему быть активным, уверенным, поможет получать знания, убережёт от пагубного влияния и научит делать выбор.

Конечно, нельзя не отметить и свободное время, которое появится у мамы, если её малыш может спокойно заняться игрой или сам приготовит себе бутерброд после школы.

Итак, начать воспитание самостоятельности лучше раньше, но ориентируясь на собственного ребёнка.

  • Не давайте готовых ответов , показывайте и мотивируйте к нахождению пути достижения цели. Иногда полезно оставить ребёнка в покое и дать ему самому попробовать сделать что-то. Конечно, намного проще, а порой и безопаснее маме решить все задачи, но в этом случае вы обрекаете сына или дочь на полную зависимость от вас.

Например, карапуз тянется за игрушкой, маме в этот момент нужно дать ему возможность это сделать самому, возможно именно сейчас он впервые перевернётся или поползёт.

Подросток хочет научиться готовить простое блюдо, дайте ему эту возможность. Чтобы помочь, не вмешиваясь, дайте поварскую книгу с проверенными рецептами, но не нужно сидеть и контролировать, говорить под руку, что вы бы сделали по-другому, а тем более делать за него.

Даже если он что-то разобьёт или еда пригорит – это не так страшно, как абсолютная неприспособленность к жизни.

К этому же пункту можно отнести создание условий. Подразумевается личное пространство или комната, где полки, стол, шкаф, игрушки легкодоступны. Малыш сможет подходить и брать то, что ему нужно самостоятельно. Для этого отличным вариантом является

  • Вовлекайте в процесс . Знакома ли вам ситуация, когда мама начинает уборку, а чтобы непоседа не вертелся под ногами, ему вручают телефон, выпроваживают на улицу, включают мультики.


Если да, то пора менять манеру поведения. Чтобы в будущем вам не приходилось напоминать, подталкивать, делать что-то за ребёнка. Малыши очень любознательны, они любят повторять за взрослыми и легко идут на контакт с мамой.

Этим стоит воспользоваться во благо – вытираете пыль, предложите крохе тряпочку и покажите, как ею пользоваться. Пусть протрёт игрушки, книжки, свой стол, это станет его личной обязанностью по дому и каждый раз, когда мама начинает уборку, малыш будет вспоминать об этом, но действовать уже по своей инициативе.

  • Поощрение . Поощрять желание быть самостоятельным обязательно. Хвалите за собранные игрушки, попытки сходить на горшок и вымыть его. В этом вопросе почти нет мелочей, ведь у взрослого и ребёнка разное понимание значимости.

Кроха только учится застегивать пуговицы, есть ложкой и для него это настоящее испытание, поэтому даже если не получается с первого раза, нужно поощрять саму попытку. А навык оттачивается практикой.

Самостоятельность – это умение совершать какие-либо действия и находить решения самому. Роль родителей в развитии этого качества велика, важно чувствовать грань между созданием безопасных условий, заботой о жизни малыша и запрещением попыток проявить себя.

При грамотном подходе ваш кроха вырастет самостоятельной личностью, и не будет зависеть от чужого мнения или сложившихся обстоятельств.

До новых встреч!

Пишите комментарии, как вы приучаете своего малыша к самостоятельным поступкам.

Что означает быть взрослым и самостоятельным? Интересный вопрос. Согласно законодательству, взрослым в Украине считается человек, достигший 18 лет. И возрастной критерий – не единственный показатель зрелости. Еще одним показателем взрослого человека является самостоятельность. Я понимаю самостоятельность как способность принимать решения и нести за них полную ответственность. Но, на мой взгляд, это формулировка также не является полным. Дело в том, что людям часто надо принимать решения, от которых зависит частично, а иногда и полностью судьба других людей. Ярким примером здесь может стать война. Во время боевых действий от решений командира зависит судьба воинов, а от решений полководцев – судьба народов.

Конечно же, не только на войне людям бывает необходимо решать сложные вопросы. От самого рождения человек требует заботы и защиты родителей. И родители, со своей стороны, должны очень ответственно подходить к решению о рождении ребенка. Но так случается не всегда. В нашей стране остро стоит проблема детей-сирот. В некоторых из них родители умерли, нет родственников, которые могли бы о них позаботиться. Но все более частыми становятся случаи, когда матери оставляют детей в роддомах, мотивируя отказ невозможностью обеспечить малыша. Вопрос, зачем человек сделал шаг, к которому была не готова, в большинстве случаев остается без ответа. И бесспорным остается факт: человек, сделавший такой шаг, взрослой считаться пока не может. Прежде всего, потому, что сделав ответственный шаг, она не выдержала ответственности.

Еще одним важным, на мой взгляд, аспектом взрослости является независимость. Во-первых, потому, что независимость является частью самостоятельности. Если человек зависит от кого-то материально, морально или физически, и эти обстоятельства могут влиять на ее решение, то такое решение, по моему мнению, не может считаться полностью самостоятельным. Поэтому я считаю, что умение приобретать и сохранять собственную независимость является необходимым для взрослого человека. Проанализировав все выше сказанное, я пришел к выводу, что взрослым может себя назвать далеко не каждый совершеннолетний человек. А от того, как взросление протекает, зависит судьба человека. А может, даже и не одной.

Самостоятельность как качество личности – способность жить за свой счет, отдельно от других; обладать собственной инициативой, ставить себе цели и самому их достигать.

В самом начале времён было дело, когда только-только были созданы все твари земные. Вышел перед ними специальный ангел с корзинкой, а в ней чего только нет, самые разные полезные качества, на любой вкус. Ну и стали все твари разбирать, кому что. Лиса взяла хитрость, мышь - запасливость, муравей - трудолюбие и т. д. И как обычно бывает в таких случаях, последнему ничего не досталось. А кто был последним? Правильно, человек. И ему, самому обделённому, ангел отдал пустую корзинку. Говоря человеческим языком - оставил способность учиться и наполнять корзинку по собственному разумению, самостоятельно.

Самостоятельность становится качеством личности, когда человек осознанно делает собственный выбор, начинает сам принимать решения, чувствует за них ответственность и имеет возможность оплачивать эти свои решения. Самостоятельный человек под руководством разума сам распоряжается своей жизнью, сам обеспечивает свое существование, владеет навыками самоконтроля, не является рабом чужих мнений и оценок. Самостоятельному человеку не придет в голову осуждать кого-то, что его не содержат и что ему не помогают. Он сам стоит на своих ногах, то есть добился финансовой независимости от других.

Может сложиться впечатление, что самостоятельность – это делай, что хочу, только отвечай за это и вовремя плати. Это поверхностный подход к данному качеству личности. Желание «Я хочу» приходит к человеку по судьбе. У него возникает иллюзия, что он самостоятельно решает, что ему делать в каждой жизненной ситуации. Это только иллюзия. К примеру, студент сдал сессию. Ум ему шепчет: «Сдал экзамены – уйди в запой. Ты заслужил». Студент, прислушиваясь к уму и чувствам, думает: «Я самостоятельный человек. Имею желание и имею возможность напиться. Я свободен делать свой выбор». Но всё не так просто. Желание напиться пришло в настоящее из прошлого. Настоящая свобода выбора, истинная самостоятельность возникают у человека, когда включается разум, который действует в режиме нужно это или не нужно, правильно так поступать или не правильно. Человек в отличие от животного может влиять на качество своей жизни, то есть самостоятельно творить свою судьбу. Когда достигается унисон души и разума, когда человек делает выбор на базе их согласия, он проявляет подлинную самостоятельность. Следуя желаниям настоящего, а на самом деле пришедших из прошлого, человек проявляет несамостоятельность и зависимость от своей плохой судьбы. Это важный момент в понимании подлинной самостоятельности.

Самостоятельность – это не нитка без иголки, это не изоляция от других, это не пренебрежение мудростью жизни и ученической преемственностью. Самостоятельность положительна, если через нее реализуется благоразумие и здравомыслие. Если человек действует самостоятельно только из желания подчеркнуть свою взрослость и независимость и при этом пренебрегает авторитетным, истинным знанием, его самостоятельность превращается в один из пороков – глупость, упрямство, неблагоразумие.

Кратчайший путь к успеху – найти самого лучшего наставника, который по цепи ученической преемственности усвоил авторитетное знание, то есть знание, которое прошло проверку временем и дало миру множество примеров реализованной успешности. Глупая самостоятельность пойдёт другим путем. Она откажется от наставника, и будет самостоятельно тратить годы на изучение различных первоисточников, заплутает в них и создаст в уме полный хаос и раздрай несистематизированного знания. Уйдут годы, чтобы сделать полученные знания частью своего опыта. Иными словами, самостоятельность хороша, когда она подкреплена преемственностью всего лучшего, что создало человечество. Отрицание и игнорирование чужого опыта, неприятие мудрых советов – это признак не самостоятельности, а неуважительности к людям и откровенно выраженной глупости. Такая негативная самостоятельность приводит к утрате разума под воздействием своего агрессивного эго. Эго сжигает разум. Поэтому такая самостоятельность крайне вредна и, соответственно, никому не нужна.

Анекдот в контексте этих мыслей. Звонок в компанию, которая занимается ремонтом оргтехники: — Мой принтер стал плохо печатать! — Да, скорее всего, его надо просто почистить. Это стоит 40 долларов. Но лучше вам прочесть инструкцию и выполнить эту работу самостоятельно. Удивлённый клиент: — А ваш директор знает, что вы так препятствуете бизнесу? — Да вообще-то, это его идея. Мы получаем куда больше прибыли, когда позволяем нашим клиентам сначала самим попытаться что-то отремонтировать.

Психологи выделили целый ряд свойств, составляющих сущность самостоятельности и связанных с нею психических явлений: способность к самоутверждению, поддержанию стабильности Я, самоконтроль, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, умение сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению, склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, а не винить в них других людей, объективные обстоятельства или судьбу и т. д. И.С. Кон пишет: «Самостоятельность как свойство личности предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно».

Исполнять приказы легче, чем действовать самостоятельно. Но чужими зубами невозможно жевать и, кроме того, существует опасность потерять себя, раствориться в чужих вкусах и желаниях. Фрэнсис Скотт Фицджеральд в книге «Ночь нежна» пишет: «Или думай сам - или тот, кому приходится думать за тебя, отнимет твою силу, переделает все твои вкусы и привычки, по-своему вышколит и выхолостит тебя». Есть такая притча о великом менеджере. Он придёт и скажет. Предложение всем показалось заманчивым. Но он пришёл и сказал: - Ничего не получится. И всем сразу стало ясно, что, конечно же, ничего не получится. Что и не могло получиться ни при каких обстоятельствах. И почему именно не получится. И что именно произойдёт, если попытаться это всё же осуществить. Идея всем показалась нереальной. Но он пришёл и сказал: - А почему нет?! И всем сразу стало ясно, что, конечно же, всё может прекрасно получиться, и посыпались предложения, что и когда конкретно нужно сделать. Дело пошло. Потом и эти немногие слова он стал экономить. Только посмотрит иронически или в согласии прикроет глаза, и всем всё становилось ясно: и в целом и в подробностях. Его спросили: - Почему так получается? Ведь, в конце концов, оказывается, что мы и так всё знали сами. Почему же мы так беспомощны? - Не вы беспомощны, а я не совсем ещё бесполезен. Вам нужна монархия, а не монарх. Потом он тяжело заболел. И только изредка мог в течение нескольких лет что-то показывать глазами. Когда он умер, дела разладились.

Разумная самостоятельность – несомненная добродетель. Ее жирный плюс описал Робин Шарма в совершенно изумительной вещи «Монах, который продал свой «Феррари»: «Самое волнующее здесь то, что каждое проявление храбрости, каждое выражение доброты, каждый поступок, говорящий об ответственности перед собой, немедленно вознаграждается: каждый раз, когда ты делаешь то, что считаешь правильным, и следуешь собственной истине, а не диктату толпы, с тебя осыпается ещё один слой грязи, покрывающий твоё истинное «Я», и наружу пробивается и начинает светиться еще одна частица твоей золотой сущности».

Петр Ковалев 2013 год

error: Content is protected !!