Упражнения по риторике и ораторскому искусству для детей. Упражнения по риторике: теория и практика

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Поэтами рождаются, ораторами делаются

Цицерон

Знаменитое изречение Цицерона открывает великую истину. Всему можно научиться.

Дар красноречия не дается от рождения, он приобретается, благодаря упорному труду и постоянным тренировкам.

Таким образом, чтобы по-настоящему постичь ораторское искусство, упражнения и тренировки должны быть систематическими и постоянными. Специалисты рекомендуют проводить их не менее одного раза в неделю.

Умелого владения речью и свободного выражения мыслей можно добиться с помощью не очень сложных, но регулярных упражнений. Рекомендуется выполнять их 20-30 раз в течение дня.

Громкое чтение вслух

Взяв любую газетную или журнальную статью, нужно читать ее вслух громко, обращаясь к воображаемой аудитории. При чтении необходимо стараться немного забегать вперед, запоминая написанное небольшим отрывком, чтобы затем воспроизвести его.

Воспроизведение смысла прочитанного

Отрывок, состоящий из двух-пяти предложений, прочитывается и пересказывается. При этом преследуется цель - запоминать детали, для чего используется по возможности дословный пересказ. Необходимо пытаться формулировать мысли и речь, рассказывая прочитанное своими словами.

Развитие речевого мышления

Приемы ораторского искусства включают в себя такое понятие, как «речевое мышление», конкретно это означает, что предложение или фраза строятся на основе ключевых слов или ключевых предложений. Эти слова побуждают оратора строить предложения и раскрывать мысль вокруг основных ключевых слов.

Таким образом, ключевые слова становятся некими неподвижными точками, вокруг которых происходит свободное движение других слов. Менеджер находит точки опоры и «вращает» вокруг них мысль в разных формулировках. Находить эти ключевые слова и их новые формулировки и есть то самое занятие в данном упражнении.

Модификацией этого упражнения служит еще одно: прочитать вслух половину предложения и продолжить его своими словами. Здесь же полезен тренинг на дефиницию — формулировку понятий. Данное упражнение позволит менеджеру, как и любому оратору, научиться, как можно более конкретно формулировать определение предмета, выявляя и определяя его сущность точно, ясно и емко.

Рассказывание историй

Взяв любую историю, анекдот или заметку необходимо рассказать их ярко, живо, образно и увлекательно. Это может быть история жизни или одного прожитого дня. Например, один день из жизни менеджера. Для длинного рассказа можно мысленно разработать краткий план.

Начало рассказа или истории всегда должно быть интригующим, заинтересовывающим и иметь оттенок напряжения. Во время кульминации рассказа напряжение достигает пика, а окончание истории дает слушателю возможность расслабиться и перевести дыхание, при этом, напряжение спадает.

Не стоит заострять внимание на ошибках или заминках в речи. Скорее всего, слушатели не заподозрят в них произвольных пауз, поэтому те будут выглядеть естественно. Но после все же стоит позаботиться и устранить возникшие помехи.

Перефразирование делового сообщения

Задание заключается в том, чтобы воспроизвести в свободной форме своими словами суть и содержание газетной заметки или статьи на основе выбранных из нее ключевых слов. Статья перефразируется несколько раз. При этом необходимо сжать ее содержание, уместив в одно предложение и расширить его, добавив собственное мнение.

Речь должна быть связной, плавной, без вынужденных и неоправданных задержек, пауз. В упражнении необходимо добиться перефразирования хотя бы десяти предложений. К этому же упражнению можно отнести описание картины и изображенных на ней образов, деталей, взаимных связей между ними.

Тематическое сообщение

Выбрав какую-либо тему, например, хобби, необходимо сделать пятиминутное сообщение по этой теме. Обращаясь к воображаемым слушателям, нужно чередовать, произнося речь один раз вслух, а другой раз — мысленно, про себя.

В упражнении лучше придерживаться следующей тактики: в начале сообщения использовать ключевые слова, а заканчивать его в свободной форме. При этом не стоит сосредотачиваться на правильности построения фраз, а сделать акцент на плавном и спокойном течении речи. Если произошла ошибка в сказанном слове или предложении, не останавливаться, спокойно закончить предложение. Для того чтобы отследить ошибки, лучше наговаривать сообщение на диктофон.

Ораторское мастерство и искусство речи, упражнения риторики подразумевают постоянное пополнение словарного запаса. Это очень важная часть тренировки. Богатый лексикон поможет сделать язык, речь и ее стиль разнообразным и уникальным.

Изучение речи других ораторов

Наблюдение, слушание и постоянное изучение речи других ораторов — хорошая практика. Слушая доклады, дискуссии, передачи, проповеди, менеджеру следует анализировать услышанное с позиции содержания и с позиции характеристики речи.

К первой позиции относится анализ подачи содержания, соответствия плану, логичность изложения, образность, стилистические приемы. Ко второй принадлежат оценка силы голоса, высоты тембра, ударения, насколько плавно оратор произносит речь, его артикуляции и жестикуляции.

Анализ речи

Слушать речи ораторов, известных политиков, знаменитых личностей, приняв за основу анализа риторические средства — одно из полезных и эффективных тренингов. При этом следует обращать внимание на:

  • то, как оратор делает вступление и заключение;
  • употребляет сравнения;
  • образность речи;
  • наличие повторов, преувеличений и противопоставлений;
  • игру слов.

При этом непременно нужно замечать то, где и как происходит увеличение напряжения речи и его спад, а также следить за другими средствами воздействия речи, употребляемыми оратором.

Практика через дискуссии

Самым эффективным методом были и остаются практические упражнения, ораторское мастерство оттачивается на дискуссиях. Можно начать практиковаться в кругу друзей или коллег, лишь кратковременно вступая в полемику и высказываясь по поводу тех или иных вопросов.

Такая практика поможет постепенно перейти к выступлениям перед более широкой и менее знакомой аудиторией. Менеджер или торговый агент должен учиться говорить, дискутировать, выслушивать оппонентов и отстаивать свою точку зрения.

Выступление с докладом

Вот и подошло время настоящего выступления или первой серьезной речи. Подготовка самостоятельного делового сообщения — еще один способ, как развить ораторское искусство. При подготовке делового сообщения лучше выбрать хорошо знакомую тему.

На протяжении подготовки, а также в процессе всего выступления, необходимо постоянно задаваться вопросом, какими риторическими средствами можно дополнить речь, чтобы она выглядела наглядно, органично, пластично и доступно. Может быть, нужно представить аудитории карты, схемы или графики.

Нужно постараться сделать привлекательное и несухое начало, чтобы слушатели с первых слов начинали вслушиваться в речь и приходили в состояние напряженного внимания. Для этого менеджер или торговый агент должен постоянно ставить себя на место слушателя.

Например, голые цифры не будут говорить слушателю о многом, но если предоставить наглядный пример и связать эти цифры с жизнью, они оживут, обретут «плоть и кровь», заденут, затронут, тогда слова будут цеплять. А ведь этого и должен добиться оратор.

Пользуясь техникой побуждения к размышлению, хорошим началом будет неожиданный вопрос или утверждение. Это вызовет в слушателе, во-первых, интерес, во-вторых, даст толчок поразмышлять над услышанным. По мере того, как менеджер или любой другой оратор будет приводить факты, необходимо также и давать решение обсуждаемой проблемы, если в речи таковая затрагивается.

Если в докладе или деловом сообщении менеджер начинает приводить свое личное мнение, значит, он перешел к речи с выражением мнения. В таком случае необходимо разграничивать, что относится к деловому сообщению, а что является личным мнением и интерпретируется собственно докладчиком.

Выразительная речь — должна стать одним из основных инструментов не только мастеров красноречия, но и каждого торгового агента или менеджера. Развивать риторические способности необходимо постоянно. Помогут усовершенствовать ораторское искусство упражнения видео онлайн.

Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов - на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов - на словах, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

Очень важно правильно дышать. И первые несколько упражнений научат нас этому:

1. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержать дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох.

2. Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.

3. Сделать короткий вдох, немного задержать дыхание, при выдохе начать считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

4. Произнести скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжить на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка и так далее".

6. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя - не стану есть!

Мы на верном пути и следующие упражнения направлены на развитие самого голоса : его силы, подвижности и благозвучности

7. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

8. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

9. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Впереди самое интересное, приближающее нас к успеху выступлений перед любой аудиторией: упражнения для развития дикции.

10. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

11. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

12. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

13. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

14. Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков:

  • Расскажите про покупки. - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  • Купи кипу пик.
  • Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  • Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
  • Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.

Это небольшая часть существующих упражнений направленных на развитие речи и голоса. Но если уделять таким тренировкам 15 минут в день, можно научиться владеть своим голосом и с легкостью располагать к себе окружающих.

«Поэтом рождаются, а оратором человек становится сам» (Марк Туллий Цицерон)

Даже такой знаменитый оратор 20 века, как «Железная леди» Маргарет Тэтчер с рождения имела визгливый голос, не очень приятный для слуха. Она терялась перед многочисленной аудиторией, пугалась сотен людских глаз, при этом забывала слова и не знала, куда смотреть.

Но на самом деле «железной» Тэтчер стала потом. Прекрасно поняв и осознав то, что без ораторского искусства она не сможет добиться значительных успехов в политике, Маргарет начала работать над собой. «Железная леди» записалась на занятия по постановке голоса, проходила курсы ораторского мастерства.

Долгие месяцы подготовок к публичной речи, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства, опытного имиджмейкера привели ее к тому результату, о котором мы все хорошо знаем.

Как видите, стать великим оратором может каждый из нас. Главное – это желание . Если оно есть, значит, первый шаг на пути вашего постижения искусства красноречия уже сделан.

Продолжение следует...

Многие люди склонны считать красноречие природным талантом, а людей, которые им обладают, – редкими счастливчиками. Но, как показывает практика во всех сферах жизни и искусства, талант – это лишь малый процент успеха, все остальное – упорство и ежедневный труд. Развить красноречие нетрудно. Это хорошо изученный предмет, которому обучались и который преподавали еще в древней Греции и Риме. Можно с уверенностью выделить ряд качеств, присущих красноречивому человеку почти во всех случаях:

#1

хорошая память

#2

уверенность в себе

#3

способность к импровизации

#4

грамотная и хорошо поставленная речь

С помощью доступных и действенных методик саморазвития каждый человек может воспитать в себе все качества, присущие хорошему оратору.

Если рассмотреть эти качества по отдельности, вы убедитесь, что каждое из них можно выработать в себе самостоятельно, или посещая соответствующие курсы. Существуют и комбинированные занятия, целью которых прямо или косвенно является развитие красноречия. К таковым можно отнести курсы ораторского искусства и актерского мастерства.

Искусство говорить красиво

Хотели бы вы быть способным говорить на любую тему, научиться интересно повествовать о скучных вещах, мастерски владеть силой слова, излагать свои мысли в убедительной и аргументированной форме, с легкостью импровизировать или четко следовать подготовленной речи? Если да, то вам просто необходимо постичь искусство красноречия.

Для того, чтобы овладеть искусством говорить красиво, необходимо в первую очередь:

  1. Обрести гармонию своего внутреннего состояния, т. е. преодолеть в себе неуверенность или страх перед незнакомой аудиторией, настроиться на положительный результат. Конечно, умение преодолевать волнение перед публичным выступлением приходит с практическим опытом, который можно получить в актерском кружке. На занятиях вы узнаете, как развить красноречие, побороть боязнь сцены и незнакомых собеседников. Педагоги также укажут на ваши ошибки и дадут индивидуальные рекомендации на тему расслабления, устранения волнения перед выступлением, тренинги помогут вам стать более уверенной в себе личностью.
  2. Научиться красноречию взрослому человеку невозможно без работы над качеством речи, звукоизвлечением, дикцией. Говорить много или быстро – не значит красиво. Важны детали, которые помогают стать красноречивым оратором и просто приятным собеседником. Существует множество практик, которые включают в себя всевозможные дыхательные упражнения и речевые разминки. Многие из этих упражнений становятся эффективными только при выполнении их с профессиональным педагогом по актерскому мастерству. Неправильное выполнение техники не улучшит дикцию и не поставит правильного дыхания, которое необходимо для длительного выступления.
  3. Развить красноречие поможет такая тема выступления, которая вас увлекает, ваш «конек» может стать вашей «визитной карточкой». Не бойтесь говорить и рассказывать о вашем любимом хобби или приятном событии. Тогда вы покажитесь аудитории энергичным, интересным, «живым» и, конечно, красноречивым. Для этого даже в самой научной и «сухой» теме найдите любопытные для вас факты, проведите аналогии с интересными событиями, изобразите схемы, упрощающие содержание вашего доклада, используйте иллюстрации и видео материалы.
  4. Попробуйте шутить с аудиторией, ее благосклонность обязательно раскроет ваше красноречие. Тренируйте себя в импровизации на уроках ораторского мастерства и смело участвуйте во всевозможных тренингах по развитию уверенности в себе. Красноречивый оратор всегда выйдет сухим из воды. Он может парировать любой неудобный и каверзный вопрос, справиться с негативно настроенной публикой.
  5. Развивать красноречие можно и нужно параллельно с тренировкой вашей памяти. Запоминайте яркие обороты, словоформы и словечки, что позволит сделать вашу речь яркой, особенной и запоминающейся.

Красноречие – это целое искусство, умение управлять умами, а это значит, что тот, кто не знает, как научиться красноречию, также должен обратиться и к изучению психологии. После того, как вы осознаете, как действуют те или иные слова и выражения на вашего собеседника, сможете эффективно управлять сознанием, а значит, ваша речь достигнет нужного результата.

Вот почему последнее время стало модным изучать НЛП (нейролингвистическое программирование) или уделять огромное внимание не только речи, но и невербальному общению (жестам, позам, мимике), которые призваны еще больше добавить вам весу как собеседнику.

Книги для развития красноречия

Обратите внимание, что на развитие красноречия положительно влияет чтение абсолютно любых книг. Книга как таковая – это речевой материал, в котором содержится множество лексических, синтаксических, логических и риторических конструкций. Все они могут быть использованы вами на практике. Чтение книг вслух развивает речь, дикцию, память и импровизационный навык (незаметно для себя вы тренируетесь в выразительном чтении незнакомого текста без подготовки). Кроме того, постоянно пополняется словарный запас – важнейший инструмент оратора.

Что же касается «профильных» книг, наша небольшая подборка всемирно известных произведений от признанных авторитетных авторов поможет вам разобраться с основными понятиями и азами работы над собой. Подборка книг составлена с расчетом на неподготовленного читателя.


#1

Хайнц Леммерман «Учебник риторики»

#2

#3

Хайнц Леммерман «Учебник Риторики»

Универсальное пособие по современной риторике от профессора Бременского Университета Хайнца Леммермана. Учебник включает в себя теоретическую часть, в которой автор доступно и подробно дает читателю представление о риторике как о науке в целом, а также делится собственными размышлениями и практическим опытом. Далее в книгу включен сборник разнообразных упражнений, заниматься по которым могут как взрослые, так и дети. Книга является скорее методическим пособием, чем ознакомительным материалом, и предназначена для длительных занятий.

Дейл Карнеги «Как выступать публично»

Дейл Карнеги – всемирно известный американский психолог и педагог, автор ряда авторитетных трудов по психологии и саморазвитию, а также основатель Института Эффективного Ораторского Искусства и Человеческих Отношений. Данная книга вышла в свет в 1956 году, уже после смерти автора. Она представляет собой своего рода квинтэссенцию предыдущих работ писателя в области риторики и красноречия. Книга написана простым и популярным языком, изобилует жизненными примерами и иллюстрациями, а также содержит ряд практических упражнений.

Ларри Кинг «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно»

Книга знаменитого американского тележурналиста Ларри Кинга направлена, главным образом, на преодоление страхов общения. Авторская методика уникальна и многократно проверена самим автором и группой его ассистентов. Важное отличие книги от предыдущих двух заключается в том, что она целиком посвящена общению. Автором подробно разбираются сотни ситуаций, в которых люди разного возраста и социального статуса испытывают коммуникативные трудности. Рассматриваются самые актуальные проблемы речи и предлагаются доступные пути решения из практики самого автора.

Упражнения для самостоятельных занятий

Для развития красноречия подходят любые упражнения, предполагающие непрерывную, спонтанную и длительную речь. Вы можете находить варианты для тренировок даже в повседневном быту. Например, включите футбольный матч, выключите звук телевизора и представьте, что вы футбольный комментатор, ведущий прямой репортаж. Подойдите к делу серьезно, постарайтесь не сбиваться и не делать долгих пауз. Даже если вы не осилите все 90 минут матча, то, по крайней мере, точно будете знать, сколько времени успешно «держите строй».

Игры на развитие ассоциативного мышления

Ассоциация для оратора – важный инструмент, позволяющий без особых затруднений менять тему разговора, делать необходимые отступления, а также придавать речи наглядность и убедительность в зависимости от ситуации. Подбор ассоциаций у хорошего оратора доведен до автоматизма: он, не задумываясь, выдаст целый перечень вариантов как только возникнет необходимость. Людям без специальной подготовки повторить такой трюк будет очень сложно, т. к. в повседневной жизни это умение им практически не пригождается.

Оратор с развитым ассоциативным мышлением способен говорить более гибко и искусно придавать своей речи необходимое направление незаметно для слушателя. С помощью ассоциации можно плавно увести разговор в любую сторону и задать ему любой вектор развития.

Развивать ассоциативное мышление лучше всего в играх. Стандартная игра «ассоциации» строится на том же принципе, что и «города», «имена» и прочие подобные игры. В нее можно играть с друзьями, корректируя правила на свой вкус и адекватно способностям.

Интервью

Самое тяжелое – не теряться в режиме живого интервьюирования, особенно когда журналист норовит ввернуть провокационный, каверзный, двусмысленный или компрометирующий вопрос. Такое интервью – настоящее испытание даже для умелого оратора, именно поэтому оно незаменимо в качестве упражнения на развитие красноречия. Вам понадобится партнер, который возьмет на себя роль журналиста. С ним у вас будет своего рода дуэль: он делает выпады в вопросах, вы парируете ответами. Его задача – сбить вас с толку, ваша – сохранять контроль над ситуацией и каждый раз плавно уводить разговор от неблагоприятного для вас развития. По результатам можно меняться местами, ведь задающий вопросы также проходит серьезную тренировку на импровизацию и гибкость речи.

Курсы в Москве: что выбрать

Многообразие курсов, прямо или косвенно развивающих красноречие, огромно. Сюда относится большинство бизнес-тренингов, развивающих умение продуктивно вести переговоры и правильно общаться с подчиненными. Узкая специфика таких тренингов делает их привлекательными для тех, кто желает развить красноречие в целях профессионального роста. Среди особенностей тренингов можно выделить навыки преодоления возражений и манипулирования собеседником.

Психологические курсы повышения самооценки и развития коммуникативных навыков также имеют отношение к красноречию. Их цель – раскрепощение и преодоление страхов, что является обязательным условием для человека, постигающего ораторское искусство. Такие курсы особенно актуальны для детей подросткового и младшего школьного возраста, но подходят и взрослым.

Курсы красноречия в Москве, а также курсы актерского мастерства представляют собой комплексный, универсальный подход к постановке речи и обучению навыкам ораторского искусства. Эти направления тесно связаны между собой, разница лишь в том, что актерское мастерство включает в себя ряд узкоспециальных дисциплин, а ораторское искусство целиком посвящено речи.

Если у ученика обнаруживаются микро зажимы в речевом аппарате, то для их устранения ему понадобится тренинг по сценической речи с целым комплексом эффективных упражнений. Затем его ждут задания, способствующие постановке правильного дыхания и звукоизвлечения.

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Кто думает, что овладев более или менее искусством слова, может без подготовки выходить на три-буну (так как в любом случае умнее, чем его аудитория), глубоко заблуждается.

Хейнц Кюн

Есть ораторы выдающиеся, а есть - посредственные. Можно быть компетентным и талантливым оратором, но при недостаточной подготовке к докладу, все способности сводятся на нет, а выступление может оказаться серым, вялым и никого не впечатлит.

Поэтому никогда менеджеру или торговому агенту не стоит сбрасывать со счетов практические упражнения по риторике. Хорошая речь и впечатляющее выступление — это не продукт хаотичного вдохновения или спонтанной импровизации.

Это плод кропотливой подготовки. Только так менеджер может стать гениальным оратором, поднявшимся над уровнем рутины и посредственности. Из всего вышесказанного вытекает замечательное правило: работе над докладом нужно выделять время. Второе же правило подразумевает систематичность.

Выдающаяся речь — это не результат некого озарения, вспышки чувств, эмоций и мыслей, вылитых в слова и предложения. Без систематического и регулярного труда над речью, докладами и выступлениями — менеджер или торговый агент рискует потерять впустую массу драгоценного времени. А время в нынешний век - это деньги.

Поэтому необходимо постоянно тщательно прорабатывать материал, оттачивать готовый текст, внимательно относиться к деталям, подмечая каждую мелочь. Именно такой подход предполагает серьезная наука риторика, задания и упражнения по развитию памяти, речи при подготовке доклада должны быть регулярными и постоянными. Только так можно взойти на вершину ораторского олимпа.

Сама по себе подготовка доклада или выступления — труд творческий. А всякое творчество подразумевает и некоторые муки рождения в поисках вдохновения и нужного слова. Но чем большие муки творчества проходит автор, тем большую радость созидания получает.

Недаром известный ученый Эдисон полагал, что изобретение состоит из 99 процентов пота и всего лишь из 1 процента вдохновения. В риторике это суждение полностью справедливо для работы над ораторской речью.

Практикой выработаны некоторые общие ключевые моменты подготовки выступления, которые можно изложить в десяти поэтапных шагах.

Сбор материала

Материал всегда собирается с учетом перспективы. То есть, не нужно ограничиваться одной ближайшей темой выступления. Может так случиться, что встретившийся факт или ожившая фраза пригодятся в каком-нибудь, пусть не ближайшем, но далеком будущем.

Поэтому расширение знаний и сбор информации — неотъемлемая часть деятельности менеджера, как оратора. Изучение справочной и специальной литературы, книг, газет и журналов, энциклопедических словарей и словарей по различным областям, будь то философия, экономика, политика, техника, толковых словарей и пополнение словарного запаса иностранных слов. В источниках материала в сегодняшний век недостатка нет.

При сборе материала следует сразу делать разграничение между чужим и собственным. Например, собственные мысли менеджер может помечать особым образом: подчеркивание, скобки, квадратные скобки, выделение. Есть полезная практика фиксировать собранный материал в каталожных карточках.

Оформляя материал, обязательно следует оставлять место для того, чтобы потом можно было вносить изменения и дополнять текст. Различными цветами (цветными маркерами) можно выделять главное и важное в тексте речи.

Собственные мысли, суждения, озарения, заметки занимают немалое место в общем процессе сбора материала. Но есть одно но... они всегда приходят внезапно. Они не стучатся, не просят войти, они просто врываются и все, и что самое печальное, так же быстро и внезапно исчезают. Поэтому важно ловить момент.

А инструментами, которые позволяют ловить эти самые полезные, но «шустрые», мысли являются блокнот и ручка. Все очень просто. Важная рекомендация для менеджера: всегда иметь при себе ручку и блокнот для заметок, куда будут вноситься важные и интересные моменты наблюдений и размышлений. Впоследствии записи сослужат неоценимую службу, помогут из сырого материала сформировать рукопись.

Сформировать последовательный и логичный текст из хаотичного набора различных заметок поможет еще и такая важная деталь как идея. Иными словами, у текста речи или доклада должна быть центральная мысль, идея, цель, которую автор желает донести до слушателя. Именно ею нужно руководствоваться при отборе материала для доклада. Здесь настает время поговорить о втором шаге подготовки.

Отбор материала

Отбор и последующая организация собранного материала в стройную, ясную, четкую структуру — важная часть работы над выступлением. Для этого менеджеру стоит вновь и вновь просматривать свои заметки, записи, выделять главное, вычеркивать второстепенное. Надо отметить, что последнее сделать довольно трудно. Уметь выбрасывать — это, пожалуй, настоящее искусство и одна из сложнейших частей в организации текста.

Избыток материала никогда не будет полезным для речи. Менеджер постоянно должен задаваться вопросом: «Какова главная цель выступления? Что нужно достичь? На что направлена речь? К какому итогу должна привести? На данном этапе отбор становится еще строже. Так как постоянно идентифицируется с темой речи. И при малейшем несоответствии — лишнее убирается.

«Инкубационный период» или время обдумать материал

Теперь материал упорядочивается, уточняются данные, проверяются факты. И не только. Это время, когда менеджер, как автор речи, «живет» ею, пропитывается ею. Он находится в постоянном размышлении о ней и о будущих слушателях, все время, спрашивая себя: «Для чего эта речь? Что я должен сказать? К чему направить?»

Главная мысль прогоняется в разуме менеджера, как спектакль на сцене. Так происходит осознание. При этом для более плодотворного рабочего процесса и достижения результата нужно выделять для работы то время, в которое работается легче и лучше всего. Надо отметить, что у каждого человека это время индивидуально и зависит от климатических условий, особенностей организма и т. д.

Очень хорошим упражнением для осознания является чередование состояний. Текст прочитывается, потом автор размышляет над ним «про себя», слушает молча, сосредотачиваясь на прочитанном. А затем произносит вполголоса основные мысли. Таким образом, ключевые моменты речи падают внутрь оратора.

Вдобавок полезно вновь и вновь кратко формулировать главные мысли выступления в кратких законченных фразах. Таким образом, менеджер добивается оттачивания деталей, выделения ключевых слов и появления связок в речи.

Первичная редакция речи

На начальном этапе она подразумевает выделение всех ключевых элементов, фраз, начало работы над стилистическим оформлением текста, вступлением и заключением.

Словесное стилистическое оформление

Ориентируясь на ключевые слова, менеджер вновь и вновь находит новые формулировки, проговаривает их, выращивая «мясо» на каркасе конспекта.

Работа над вступлением и заключением, шлифовка

Следует доводить до совершенства все детали и мелочи, шлифовать, наводить глянец в речи. Взвешиваются факты, проверяются аргументация, связки и основные положения.

Окончательная правка риторической речи

Такая редакция предполагает сокращение фраз. Менеджеру необходимо постараться «уместить» слишком длинные предложения в одну строку. Порой, у ораторов в речи настолько длинные предложения, что они забывают о том, что было в начале, когда доходят до конца предложения. Таким образом, менеджеру нужно еще раз пробежаться по речи и сделать ее упорядоченной, легко читаемой и, самое важное, — лаконичной.

Мысленное освоение

Необходимо стараться усвоить доклад в памяти, взяв в качестве опоры ключевые слова. Здесь можно использовать два момента:

  • запоминание основных мыслей и высказываний;
  • воспроизведение структуры или плана выступления.

Запомнить конспект доклада поможет многократное его чтение и пересказ, т. е. словесное формулирование. В свободное время в любом месте: в очереди, в автобусе, в дорожной пробке необходимо мысленно проговаривать речь, придерживаясь ее плана.

Пробное произнесение речи

Чтобы текст речи усвоился более полноценно, менеджер может:

  • мысленно прокрутить конспект в обратном направлении, отслеживая связи между главными частями;
  • произнести речь без слов, молча, про себя, в голове.

В риторике речь должна быть естественной, она не должна «застывать» на устах говорящего. Поэтому еще и еще раз менеджеру следует выполнять упражнения по риторике, пока он не добьется совершенства.

Леммерман X.

Учебник риторики. Тренировка речи с упражне­ниями

Перевод с немецкого

Предисловие к первому изданию (1962)

1.1 Вводные упражнения

1.1.1 Дыхание

1.1.2 Речь Диалект

1.1.3 Упражнение в речи

1. Чтение текста

2. Передача смысла

3. Речевое мышление

4. Рассказ

5. Деловое сообщение

6. Речь, выражающая точку зрения

7. Изучение речей ораторов

8. Анализ речи

9. Дискуссии

1.1.4 Тренировка памяти

1.2 Предварительные положения

1.2.1 Главное о речи

1.2.2 Ответственность оратора-

опасности риторики

1.2.3 Цели речи - формы речи

2. Техника подготовки

2.1 Общие сведения

2.2 Специальные положения

2.2.1 Ступени подготовки

О сборе собственных материалов

Об отборе материала и его организации

Обдумывание материала

Первая редакция ключевых слов

Общий контроль

Окончательная редакция ключевых слов

2.2.2 Документ

3. Структура речи

3.1 Общие указания

3.1.1 Исторические сведения

3.1.3 Основное в содержании речи Объективность

Ясность Образность

Целеустремленность Повышение напряжения Повторение Неожиданность Смысловая насыщенность Лаконизм (краткость речи) Юмор, остроты, ирония

3.1.4 Стиль речи - стиль письма

3.2 О структуре (план речи)

3.3. О стиле речи (формулирование)

3.3.1 Общая часть

3.3.2 О стиле речи оратора

Слова иностранного происхождения а

3.3.3 О стиле предложений

3.4 Риторические средства выражения

Подробность.

Сравнение

Образ (метафора),

Образный ряд

Разрушение образа

Короткие рассказы

Разъяснение

Рафинирование

Призыв (восклицание)

Цитирование

Перекрещивание (хиазм)

Повышение напряжения (климакс)

Противопоставление (антитеза)

Промедление (запаздывание)

Неожиданность (Sustentio)

Предуведомление

Игра слов

Описание (парафраза)

Преувеличение (гипербола)

Кажущееся противоречие (парадокс)

Предупреждение (постановка возражений; пролепсис)

Мнимые вопросы (риторические)

Переименование (синекдоха)

3. 5 Вступление - заключение

3. 5.1 Вступление

Способ подкрепления

Техника использования повода

Техника возбуждения размышления

Прямая техника

3. 5. 2 Заключение

3. 6. Примеры речей с их анализом

3.7 Речь по специальному поводу

3.7.1 Рамочная речь

3.7.2 Траурная речь

3.7.3 Торжественная речь

3.7.4 Речь в дружеском кругу

Произнесение речи (как держать речь)

4.1 Оратор и помещение для выступления

4.1.1 Обзор помещения для выступления

4.1.2 Речь под открытым небом

4.1.3 Кафедра оратора

4.1.4 Пользование микрофоном

4.1.5 Упорядочение документации

4.2 Оратор и слушатели

4.2.1 Основная установка

4.2.2 Интонация

4.2.3 Начало речи

4.2.4 Обращение

4.2.5 Взаимодействие оратора со слушателями

4.2.6 Сопоставление слушателей

4.2.7 Позиция слушателей

4.2.8 О психологии масс

4.2.9 Документ: Фриц Эрлер об ораторе Фрице Эрлере

4.3 Общий опыт и размышления

4.3.1 Выступление оратора

4.3.2 Концентрация

4.3.3 Речевое мышление вместо чтения текста

4.3.4 Обмолвка

4.3.5 Особые приемы ораторского искусства

4.3.6 Помехи произнесению речи (актерская лихорадка)

4.3.7 Темп речи

4.3.8 Громкость речи

4.3.9 Поведение при произнесении речи

4.3.10 Визуальные вспомогательные средства

4.3.11 Критика речи

Заключительные замечания

Литература

Указатель некоторых имен, встречающихся в тексте

Предисловие к первому изданию (1962)

В музыкальной среде ходит по кругу веселая шутка; играть на рояле совсем не трудно: нажимайте только нуж­ным пальцем в нужное время на нужную клавишу.

Эта шутка применима и к риторике; речь произнести совсем не трудно: говорите только нужные слова в нуж­ное время по нужному адресу. Но легче сказать, чем сде­лать. Пианистом или оратором не станешь за один день. Пианист бесконечно тренирует пальцы, пока не овладе­ет беглой игрой на клавиатуре; овладеть ораторским ис­кусством позволит только длительная и упорная трени­ровка речи и мышления.

Возможно, вы слышали о ком-либо из знакомых: он знает, но плохо выражает свои мысли.

Многие люди искренне убеждены, что не могут про­износить речи. «Мне это не дано. Это дар, которого я ли­шен». И при этом произнесут небольшую речь о том, что не могут произносить речи. Какой парадокс! Кто может говорить, тот сможет овладеть искусством речи: важно знать основные правила и, конечно, потренироваться. Каждый вопрос, каждое предложение и каждая беседа - это речь в миниатюре. Почему же нельзя произнести бо­лее длинную речь, а также в присутствии слушателей? Предлагаемый учебник задуман как систематическое вве­дение в современную риторику. Его назначение - помочь формированию навыков речи и ведению дискуссии; крат­ко, связно и в доступной форме раскрыть «железные» правила, доказавшие свою действенность в ораторской

практике. Речь идет о наставлении не по художественно­му чтению, а по речевой практике, безразлично в какой жизненной сфере. Эта книга - в основном результат опы­та и размышлений из педагогической, а также полити­ческой и повседневной жизни. Я также опрашивал все­возможные малые, средние и большие «умы» и был удив­лен, что все они знали, что говорить на такую тему, как риторика.

Задача обучающегося ораторскому искусству - не в том, чтобы бегло пролистать эту книгу и ухватить не­сколько забавных примеров, а в ежедневных (!) по не­скольку минут речевых упражнениях. Кто не готов тща­тельно и не торопясь прорабатывать важнейшие положе­ния, предложенные в учебнике, не стоит и начинать. Жаждущим обучения новичкам эту нелегкую пищу ре­комендую принимать в гомеопатических дозах, чтобы не страдать от духовного «нарушения пищеварения». Выпол­нять упражнения лучше всего вместе с друзьями. Тогда каждый контролирует другого и, кроме того, представ­ляет публику.

Всегда что-нибудь получится, если добавить настой­чивость и терпение.

Я благодарен за критические замечания и дополнения.

Однако подумаем о следующем: умение говорить не предполагает говорить без умолку.

Именно сегодня, благодаря газетам и радио, а также эпидемии различных мероприятий в современной индус­трии всевозможных контактов, мы переживаем инфляцию слова. Со словом надо обращаться осторожно и с чувст­вом ответственности. Хороший оратор говорит меньше, зато лучше.

Слово не является ни добром, ни злом; оно может по­мочь, но может навредить или уничтожить.

«Слово должно быть мостом. Но может быть и сте­ной» - говорил Альбрехт Геэс.

При работе над этой книгой я соблюдал три принци­па, на которые обращали внимание еще античные знато­ки риторики: «docere, delectare, movere» - учить, радо­вать, побуждать.

Не каждый, кто проработает эту книгу, станет хоро­шим оратором, но надеюсь, будет в риторике сильнее, чем прежде.

май 1962 Хайнц Леммерман

Предисловие к переработанному изданию (1986)

Этот учебник написан для школьников, для обучаю­щихся самостоятельно и просто для заинтересованных лиц, то есть для представителей различных профессий и заня­тий, желающих освоить риторику. Предложенный учебник не научный трактат, не книга рецептов на все случаи рито­рики, - а своего рода полезный справочник, обеспечиваю­щий «страховку» в практической риторике.

Эта книга хорошо принимается читателем уже около 24 лет и выдержала много изданий. Меня радует, что некото­рые ее идеи и новые понятия вошли в специальную лите­ратуру.

Структура книги в значительной мере сохранена. В со­держание внесены изменения и дополнения, продиктован­ные временем. При этом учтены итоги опыта, выводов на­уки и размышлений последних лет.

Сегодня важная сторона любой деятельности - дискус­сии, дебаты и переговоры. Этот круг тем охвачен мной в книге «Школа дебатов. Статьи по диалогической ритори­ке». Книга вышла в 1986 г. в издательстве «Олцог», задума­на как дополнение к настоящей, как» Учебник, часть 2".

Что относится к речи, справедливо и для написанного: ни одна книга не является настолько хорошей, чтобы ее не­льзя было улучшить. Поэтому я надеюсь и в дальнейшем на конструктивную критику.

От всего сердца благодарю мою жену Руфь, которая от­печатала текст и критически его просмотрела.

Лилиенталь-Трупе близ Бремена май 1986 г.

Хайнц Леммерман

1. Вводные упражнения - вводные положения

1.1 Вводные упражнения

Если Вы полистали эту книгу или прочли ее по диа­гонали, сразу же начинайте упражнения в речи, всевоз­можные указания по которым даны в разделе 3 этой гла­вы. Например, можно прочитать вслух короткие газет­ные статьи (перед воображаемыми слушателями) и сразу же пересказать их содержание собственными словами.

Разделы «Дыхание» и «Речь» можно освоить постепен­но, в процессе изучения книги, потому что хорошее уп­равление дыханием, четкое произношение и эффектив­ное речевое мышление - фундамент свободной речи. Постоянная тренировка памяти также представляет ог­ромную ценность для каждого оратора.

1.1.1 Дыхание

«Дыхание правит всем» (индийская пословица). Мы дышим от рождения до смерти. И это стоит того, чтобы делать правильно. Для поддержания жизни достаточно просто вдыхать и выдыхать. При вдохе мы набираем кис­лород и с его помощью создаем энергию. При выдохе мы выделяем вещества, вредные для организма. Гете так вы­разил чередование вдохов и выдохов:

В дыхании есть два блага, без сомненья:

То воздух полнит грудь, то выдох дарит облегченье;

Что там - стесненное, здесь - свежесть и свободу обретает,

Да, жизнь чудесное смешенье представляет.

Будь благодарен Богу, если он тебя теснит,

И благодарен будь, коль вновь освободит.

Вдохнутый воздух совершенно необходим для речи, пения, стонов и других жизненных проявлений. Легкие дышат не сами; скорее, они вентилируются благодаря движению дыхательный мышц.

Бесчисленные легочные альвеолы не могут быть ак­тивными, напротив, они зависят от мускулов, располо­женных вокруг легких.

Наша задача не хватать воздух, а набирать его в лег­кие, и по возможности, именно через нос: тогда воздух нагревается и фильтруется. При дыхании только через рот быстро пересыхает гортань - в результате осипший голос и воспаления дыхательных путей. Многие люди при вдо­хе размещают под своими ключицами лишь немного воз­духа. Но мы используем нашу «воздуходувку» полностью, то есть мы предпочитаем «глубокое дыхание» (диафрагменное или брюшное дыхание) и боковое дыхание. И не довольствуемся верхним дыханием, последствием кото­рого могут быть спазмы, особенно при поднятом положе­нии плеч. Вы дышите правильно, если брюшная стенка округляется, а бока растягиваются.

Используйте глубокое дыхание, по возможности дыши­те свежим воздухом (20 вдохов). Прежде всего выдыхай­те и оставляйте внутри воздух в спокойном, тихом состо­янии до очищения отдаленнейших уголков легких. По­лезно представление о вдыхании аромата цветов.

Мы займемся дыхательными упражнениями при про­изнесении звуков «с», «ш» и «ф»; а позднее - при произ-

несении гласных и слогов. Произнося эти звуки, воздух выдыхают медленно или толчками.

Обходимся с дыханием экономно, большего достига­ем при меньших затратах воздуха. (Не допускаем ника­кого «дикого воздуха», как это бывает у плохого флей­тиста). Мы тренируем «поддержку дыхания»:

Выговариваем каждое слово в предложении пре­дельно медленно и протяжно.

Говорим в нормальном темпе как можно дольше на одном дыхании.

Не радуйтесь, пока не произнесете предыдущую ци­тату из Гете на одном дыхании без труда.

Основное правило речевой практики: вдыхай воздух только тогда, когда по смыслу допускается пауза. При быстрой манере речи у нас время только для недолгой пе­редышки, не допускающей полного дыхания.

Овладение навыками правильного дыхания - пред­посылка хорошей, богатой оттенками речи. Мы часто слу­шаем ораторов, которые через 10 минут выступления за­дыхаются, будто поднялись на вершину Цугшпитце (в Альпах, примеч. перев.).

Управление дыханием еще больше, чем все другие проблемы речи, нуждается во внешнем контроле. Книга дает только общие рекомендации. С техникой дыхания и, соответственно, дыхательной гимнастикой советуем познакомиться, например, в народных университетах и принять участие в занятиях.

1.1.2 Речь

В последующих рассуждениях о речи вы встретите лишь необходимый арсенал средств оратора: указания по произношению и по особым источникам опасностей. Если у Вас относительно произношения трудности осо­бого рода, то хорошо сделаете, если разберетесь во всем множестве упражнений по технике речи в книгах, приве­денных в списке литературы.

Учебник типа настоящего хорошо дополняет, но ни­коим образом не заменяет курс техники речи и оратор­ского мастерства.

Оратор не актер и не декламатор. Поэтому от него не требуют художественного чтения. Но говорить отчетли­во и осмысленно он обязан. Хорошим должно быть зву­чание голоса. Силу голоса, ударение, темп, тембр, резо­нирование настраивают в соответствии с имеющейся си­туацией, но прежде всего добиваются плавности речи. История знает ораторов, которые благодаря своей лич­ности и дикции имели большой успех, хотя их речь зву­чала плохо. Например, у Бисмарка голос был писклив и полон астматических шумов. Казалось, что звуки, про­износимые им, исходят из отверстия запонки для воро­тничка. Но это звучание не имело никакого значения. Побеждало отчетливое, звучное произношение.

Но речи Черчилля или Болдуина, произнесенные да­леко не так гладко, волновали и увлекали слушателей.

Если Вам удается с помощью конспекта ключевых слов произнести десяток предложений в «полусвободной» речи при ее спокойном, равномерном течении, у Вас оп­ределенно прогресс. Обращаем внимание, чтобы пред­ложения произносились до самого конца без их пере­стройки, без растягивания частей предложения и без пауз Для размышления. Многие ораторы не обеспечивают правильного течения речи. Они сжимают отдельные части предложения в блоках слов (произносимых быстро) и делают между ними неоправданные паузы.

Вновь и вновь упражняйтесь в произнесении речей эк­спромтом.

Рассмотрите картину, опишите событие, изображен­ное на ней. Внимательно разглядите детали и их взаимос­вязи. Выразительно расскажите о представленных в кар­тине образах, дайте меткие сравнения.

Рекомендуем проработать раздел о подготовке, пос­троении и произнесении речи. Много указаний дает под­раздел о стиле речи, средствах выражения, о вступлении, заключении и помехах речи. Указания быть могут учте­ны уже в настоящий момент.

6. Речь, выражающая точку зрения

Сделайте сообщение длительностью от трех до пяти минут на строго определенную тему: профессиональная цель, хобби и т. д.; вначале используйте ключевые слова, а заключение совершенно свободное. Если нет слушате­лей, Вы их себе представьте. Повторите эту миниатюр­ную речь в различных вариантах: один раз вслух, один раз про себя. Определите Вашу точку зрения на содержа­ние передовой статьи в газете: соответствует ли она ис­тине? Или Вы придерживаетесь другого мнения? Допол­ните приведенные факты, свяжите с другими фактами, сформулируйте Ваш взгляд на проблему и обоснуйте его. Если тема содержит трудные вопросы, поговорите об этом с друзьями; это очень часто приводит к пониманию и углублению прочитанного. Остерегайтесь желать, что­бы это первое упражнение в речи прошло блестяще. Наша цель - не красивые обороты речи. Мы обращаем внимание на спокойное, плавное течение речи. Однажды на­чатое предложение доводите до конца, даже если вкра­лась грамматическая ошибка. Пробуйте Вашу речь снова и снова, подвергая ее как самоконтролю, так и контролю со стороны. Контроль с помощью магнитофона убережет Вас от возможных насмешек.

Постоянно расширяйте свой словарный запас. Поэто­му собирайте (в картотеке) подходящие слова и выраже­ния, которые услышали или прочли (найденные по не­обходимости в словаре). Мы берем на заметку выраже­ния, близкие по смыслу. (Не все из найденного обяза­тельно должно быть «первосортно».)

Словарный запас помогает в работе: разнообразит речь, с его помощью мы преодолеваем принятый сегод­ня шаблонный язык и стандартные выражения.

Прусский фельдмаршал Шверин (1имел обыкновение предлагать своим офицерам следующее уп­ражнение в речи, которому можно последовать и сегод­ня: каждый записывал тему короткой речи, записки бро­сали в каску. Через минуту каждый импровизировал на тему, которую вытянул. Шверин говорил, что офицер дол­жен быстро действовать, быстро и точно говорить, объяс­нять и отдавать приказы. Это упражнение совершенствует живость ума, находчивость, способность к выразительной речи и концентрации внимания.

7. Изучение речей ораторов

Постоянно изучайте характерные особенности речи ораторов: во время докладов, произнесения проповедей, проведения дискуссий, радиопередач и т. д.

Каждую речь мы обсуждаем с двух точек зрения:

Что сказано: содержание, план, логика, образность, стиль и др; см. последующие пункты.

Как сказано: главные характеристики речи (сила го­лоса, высота тембра, ударение, темп, плавность, ар­тикуляция, жестикуляция и др.).

8. Анализ речи

Напечатанная речь соотносится с произнесенной так же, как консервы со свежим продуктом, и все-таки текст может многому научить (структуре, композиции, стилю и т. д.). Для изучения рекомендуются произносимые пов­седневно, а также научные доклады и речи парламента­риев с выражением их мнений. Анализируйте эти речи с помощью средств риторики, которые приведены в главе «Структура речи». Многие из этих средств Вы можете со временем включить в Ваш индивидуальный стиль.

9. Дискуссии

После некоторой подготовки наступает время рече­вой практики, прежде всего в кругу друзей и знакомых, а позднее и перед общественностью. Кто учится плавать, не обойдется без упражнений на земле; в конце концов, овладев основными приемами, он войдет в воду. Кто хо­чет овладеть ораторским искусством, тоже не обойдется теоретическими разъяснениями: придется учиться гово­рить и дискутировать. Надо, подобно плаванию, посте­пенно овладевать свободной речью: сначала в дружеском кругу или в клубе по интересам, а затем и на заседаниях. В первое время можно ограничиться короткими вопро­сами, но позже следует принимать участие в дискуссии. Если однажды и не получится, спокойно все взвесьте, обязательно участвуйте вновь, не волнуйтесь. У многих при первом общественном выступлении «душа уходила в пят­ки» (см. гл. 4, 3, 6 «Помехи произнесению речи»).

10. Речь

Теперь можно перейти к докладу. Вы хорошо сделае­те, выбрав для начала именно ту область, которой доста­точно овладели. Если проработаете следующий раздел этой книги, Вы получите в свое распоряжение арсенал средств, необходимых для такой большой речи.

В качестве упражнения для деловых сообщений выбра­на тема, для которой основным материалом служат ста­тистические данные. Мы заимствовали эти сведения из ежегодника ООН, по данным которого годовой прирост населения в период 1958-1963 гг. в различных регионах мира составлял:

Центральная Америка 2, 9%

Океания 2,2%

Африка 2,0%

Европа 0,9%

Задание. Подготовьте на основе этих данных деловое сообщение на тему: «Мировой демографический взрыв в 60-е годы.» (Рекомендуется сначала эту задачу выполнить со­вершенно самостоятельно, без проработки приведенных ниже предложений и рекомендаций.) Разработайте по данной теме конспект ключевых слов и изложите Ваше сообщение. После этого прочтите, пожалуйста, последу­ющие строки и проверьте, есть ли в них рекомендации, способные привести к улучшению сообщения. Надо убе­дительно показать слушателям значение и различные ас­пекты увеличения народонаселения. Некоторые выводы из приведенных цифровых данных:

Маленькое открытие: наибольший процент приро­ста населения не в Азии и Африке, а в Централь­ной и Южной Америке.

Правда, последствия прироста наиболее сказыва­ются в многонаселенной Азии.

Латинская Америка, Азия, Африка далеко оторва­лись от Европы, там приросте 3 раза больше.

Сверхдержавы США и СССР находятся на одном уровне.

В настоящее время прирост в Европе, в ФРГ превышает средний уровень.

Общий вывод: преобладающий рост цветного населе­ния.

Европа вскоре окажется «на грани». Проблемы: регу­лирование рождаемости, дефицит продуктов питания, индустриализация, новые могущественные факторы вли­яния на прирост населения. (Здесь я показал лишь неко­торые. Теперь попытаемся извлечь информацию, проана­лизировав структуру населения, причины различного прироста и т. д., чтобы основательнее развить комплекс проблем темы «Прирост населения». Но удовлетворимся представленным материалом, ведь мы ни в коей мере не стремимся отразить сегодняшнюю ситуацию, наша за­дача - дать полезный материал для упражнений.).

Сообщение, конечно, не будет настолько впечатляю­щим, чтобы приводимые в нем данные остались в памя­ти слушателя и побудили к размышлениям, если пред­ставленные цифры просто облечь в слова. Мы спраши­ваем себя, какие риторические средства можно предложить, чтобы совокупность сведений предстала наглядно и пластично. (Сравни с главой 2. «Техника подготовки»). Возможно, достаточно соблюдать принцип: надо что-то показать, и мы дополняем выступление картой мира. Пользуясь этим методом, можно наглядно показать:

Каково увеличение численности населения в на­званных регионах.

Что разница в приросте существует не только в на­правлении Восток - Запад, но что этот демографи­ческий фактор в постоянно возрастающей мере действует в направлении Север - Юг (на юге прирост населения больше).

Если нет под рукой карты мира, может помочь график (глава«Наглядные вспомогательные средства»).

США Европа СССР

Лат. Америка Африка Азия

Всегда есть возможность небольшого сообщения к до­кладу (глава 3.3.1 «Вступление»).

«Прямая» техника. Сразу вводит в суть дела, напри­мер: Ежегодник ООН за 1963 г. дает нам интересные данные о приросте населения во всех регионах мира. Исследования относятся к гг., т. е. ко времени примерно на четверть века назад. Такое начало возможно, однако. слишком сухо и ма­лопривлекательно. При таком способе воздействия у слушателя нет особой причины вслушиваться; он не переведен в состояние напряженного внимания. Техника действий начинающих по подготовке вступ­ления. Я размышляю, как уже во вступлении сухие цифры процентов облечь «в плоть и кровь». Я став­лю себя на место слушателя. Цифры процентов ему говорят еще очень немного. Но можно повысить действенность с помощью наглядного примера, свя­занного с представлениями и жизнью слушателя. Что означает годовой прирост населения, состав­ляющий 1,3%, для Федеративной Республики? Ок­ругляя, получаем по меньшей мере более жителей в год! Напрашивается сравнение: в Феде­ративной Республике это означает прибавление го­рода такой величины, как Ганновер или Бремен. Это, кажется, много. Однако в Китае ежегодный прирост числа жителей примерно равен населению ГДР*! За 20 лет Китай, по осторожной оценке, вы­растет на величину, равную 20-кратному увеличе­нию ГДР! Эти или подобные сравнения использует начинающий, чтобы дать слушателю наглядное представление о порядке величин и одновременно раскрыть идею проблемы, которая связана с демог­рафическим взрывом.

Техника побуждения к размышлению. Можно начать с неожиданного вопроса или утверждения. Напри­мер, «Дамы и господа, я думаю, Вы будете пораже­ны, когда я Вам предложу статистические данные ООН прироста населения по регионам мира. Как

° 1989 г. рухнула стена, разделявшая Берлин на два сектора, и произо­шло объединение ГДР и ФРГ в единое государство.

Вы полагаете, где прирост населения больше все­го? Вероятно, Вы полагаете, как и я: в Азии или в Африке. Большая ошибка: это Центральная Аме­рика...» и т. д.

Я бы в этом случае решился на сочетание побуж­дающих к размышлению мотивов. Рекомендуется на ос­нове приводимых фактов идти к решению обсуждаемой проблемы (дефицит питания, регулирование рождаемос­ти и т. д.). По мере надобности можно также привлекать новейшие данные ООН и делать соответствующие срав­нения. Если личное мнение добавляется к деловому со­общению или фигурирует в докладе, то мы констатируем переход от делового сообщения к речи с выражением мне­ния. Принято тщательно подчеркивать, что является со­общением и что мнением или личной интерпретацией.

Конспект из ключевых слов для сжатого представле­ния темы (с помощью карты мира или графика) мог бы выглядеть следующим образом:

(введение):

ФРГ в то время - ежегодно Ганновер или Бремен (1,3%).

Китай - ежегодно - прирастает одна ГДР.

(главная часть):

Ежегодник ООН - гг.

Неожиданность:

Центральная Америка 2,9% - Южная Америка 2,8%.

Следует: Азия 2,3%, Океания 2,2%, Африка 2,0%.

Последствия - Китай, Индия.

Сравнение: Бразилия - Китай, примерно одинако­вые по размеру регионы. Китай - население в 10 раз больше (см. Советский энциклопедический словарь). Показ и сравнение: южная ось Латинская Америка - Африка - Азия.

Северная ось: США 1,7% - Европа 0,9% - СССР 1,7%.

Сверхдержавы на одном уровне.

О Европе:

Проблема: перевес цветного населения.

Напряжение не только по оси Восток - Запад.

Напряжение по оси Север - Юг

(заключение):

Круг проблем.

Регулирование рождаемости.

Обеспечение питанием.

Помощь в развитии.

Индустриализация.

(Возможно: сравнение с сегодняшними данными учета). (Чтобы «обезопасить себя», формулируем заключительное предложение, чаще всего букваль­но перед выступлением): решить многообразные проблемы демографического взрыва мирным и справедливым путями - вот что будет в предстоя­щие десятилетия важнейшей задачей для всех на­родов.

Хотелось бы, чтобы в дальнейшем материалом для упражнений послужило задание из ключевых слов: Расчеты немецкого Совета городов (1986 г.): число жителей ФРГ до 2000 г. примерно на одном уров­не, затем быстро сокращается; в 2030 г. оно соста­вит всего лишь около 45,7 млн. человек. Растущее число престарелых - падение рождаемости. Динамика изменения: 1950 - 1973 гг. с 50,8 до 62,1 млн.

1985 г.-61,1 млн.

2000 г.- предположительно 59 млн.

Миграция жителей из городов. В больших городах 10 лет назад цифра составляла 35,5%, сегодня - 32,8%. В будущем увеличится число занятых домашним хо­зяйством: сегодня это 25 млн., через 15 лет - около 27 млн. человек. г

Растет потребность в небольших квартирах:

1985 г.-24% для лиц до 20 лет

2030 г. - 17% для лиц до 20 лет

1985 г. - 20% для лиц старше 60 лет

2030 г. - 33% для лиц старше 60 лет. С помощью этого скупого перечня данных, образующий каркас выступления, можно, используя средства ритори­ки, сформулировать впечатляющее деловое сообщение.

1.1.4 Тренировка памяти

«Память - сокровищница красноречия», - писал Квинтилиан, обобщивший в двенадцати книгах своего труда «Institutio oratoria» (Формирование красноречия) все лучшее, что создано античной риторикой.

Поэтому совет: каждый, желающий стать оратором, должен тренировать свою память. Возьмите за прави­ло ежедневно выполнять определенное задание: заучи­вать стихотворение или газетную статью, и т. д.

error: Content is protected !!