Паллиативная помощь тяжелобольным пациентам. Уход за полостью рта, зубами и зубными протезами

Полость рта требует тщательного постоянного ухода. Большое количество микроорганизмов, скапливающихся в ней, при определенных условиях вызывают заболевания полости рта и способствуют ухудшению общего состояния и самочувствия человека. Особо бурно микробы размножаются при наличии в полости рта остатков пищи. При плохом гигиеническом состоянии полости рта в ней имеется много вязкой слизи, что значительно затрудняет процессы самоочищения зубов и слизистой. Ухудшают гигиеническое состояние рта и зубные протезы, особенно у тех, кто курит, злоупотребляет алкоголем. На протезах быстрее накапливаются зубные отложения, создается благоприятная среда для распространения микробов.

Состояние полости рта влияет на аппетит и возможность принимать пищу. Если язык обложен налетом, то вкус пищи не чувствуется, а потому и желания принимать пищу у пациента будет мало. В результате дефицита ухода возникают воспалительные заболевания полости рта (стоматит и др.), вызывающие боль при приеме пищи, слюнотечение, повышение температуры. Иногда возникают сухость губ и слизистых полости рта, болезненные трещины в углах рта. Появление болезненности при жевании заставляет больных полностью отказываться от приема пищи. Образовавшийся в результате воспалительного процесса налет на слизистых полости рта при дыхании больного через рот превращается в корки, что еще более усугубляет тяжесть состояния. Процессы гниения в полости рта сопровождаются появлением неприятного запаха изо рта, беспокоящего больного и окружающих его людей.

Если ротовая полость человека периодически не очищается, то во рту и горле накапливается все больше и больше болезнетворных бактерий, что в значительной мере увеличивает вероятность, особенно у ослабленных и пожилых больных, развития инфекционных заболеваний дыхательных путей.

Гигиенический уход должен включать туалет полости рта после полного сна и после каждого приема пищи, а также после рвоты.

Если пациент не принимает пищи, то обработку рта необходимо проводить не менее 4 раз в сутки. Если пациент дышит ртом, то и чаще.

Уход за полостью рта можно подразделить на:

  • уход за слизистыми полости рта (слизистыми губ, щек);
  • уход за поверхностью языка;
  • уход за зубами.

Для ухода за полостью рта следует использовать очень мягкую зубную щетку, а для слабых пациентов - марлевые тампоны. Если пациент в состоянии хорошо полоскать рот, можно использовать зубную пасту. После еды полезно полоскать рот теплой водой или отварами ромашки, шалфея, зверобоя.

Для тех, кто слаб, лучше использовать зубной эликсир или растворы антисептиков:

  • раствор фурациллина (2 таблетки на 400 мл воды);
  • раствор соды (1/2-1 чайная ложка на стакан воды);
  • раствор борной кислоты (1-2% раствор);
  • слабо-розовый раствор марганцовки (1:5000);
  • отвар ромашки;
  • отвар коры дуба (при кровоточащих деснах).

Для обработки полости необходимо приготовить:

  • зубную щетку и пасту или марлевые тампоны, салфетку, зажим и емкость с раствором антисептика;
  • грушевидный баллон - для тех, кто не может удерживать воду во рту, или стакан;
  • емкость для сплевывания (почкообразный лоток, обычная миска или маленький тазик);
  • шпатель (за его неимением можно использовать ручку ложки) - для отодвигания щеки и прижатия языка;
  • перчатки, лучше латексные;
  • вазелин или гигиеническую губную помаду.

Для обработки полости рта следует:

  • придать пациенту удобное положение сидя или лежа (лежа - голову необходимо повернуть набок);
  • надеть перчатки;
  • марлевым тампоном, смоченным раствором антисептика или зубной щеткой очистить зубы;
  • продолжить обработку, продвигаясь от коренных зубов к резцам и меняя тампоны (на обработку рта необходимо, в среднем, 10-15 тампонов);
  • движения зубной щетки проводят по оси зуба (вверх-вниз), захватывая часть десны. Не рекомендуется чистить зубы с помощью движений поперек оси зубов, так как это может приводить к стиранию эмали в области шейки зуба;
  • язык очистить в последнюю очередь. Если язык не удерживать, то очистка его будет затруднена, поэтому оберните его марлевой салфеткой и потяните на себя. Во время снятия налета не нажимайте на корень языка, чтобы случайно не вызвать рвоту;
  • попросить пациента хорошо прополоскать рот или промыть из грушевидного баллона раствором антисептика;
  • осушить губы и кожу вокруг рта;
  • смазать губы вазелином или гигиенической помадой;
  • убрать оборудование;
  • снять перчатки, вымыть руки.

Если больной пользуется съемными зубными протезами, их необходимо ежедневно снимать и обрабатывать два раза в день - утром и вечером - в специальных дезинфицирующих растворах (например, с помощью растворимых таблеток Протефикс, содержащих активный кислород. 1 таблетка растворяется в половине стакана воды. Протезы кладутся в раствор на 15 минут, после чего протезы очистятся, будут уничтожены все запахи и микробы. Затем протезы промываются проточной водой и снова надеваются).

Иногда возникает потребность в постоянном промывании полости рта водой, растворами лекарственных препаратов или отварами лекарственных трав. С этой целью используются ирригаторы - специальные аппараты, обеспечивающие непрерывное поступление жидкости в полость рта через наконечник под давлением 2-4 атм. перед проведением ирригации необходимо обеспечить чистку зубов с помощью зубной щетки.

Целью обработки полости рта тяжелобольным является очистка полости рта от налета, слизи, микроорганизмов, остатков пищи.
Показания . Постельный режим пациента.
Оснащение . Стерильные ватные шарики в достаточном количестве; стерильные марлевые салфетки; стерильные пинцет и шпатель; два почкообразных тазика - для чистых и использованных шариков, салфеток; раствор калия перманганата бледно-розового цвета или 2 % раствор натрия гидрокарбоната, или 0,9 % раствор натрия хлорида (физиологический раствор), или 3% раствор перекиси водорода (1 столовая ложка на стакан волы); резиновый баллончик или шприц Жане для орошения полости рта; глицерин или вазелиновое масло, или раствор буры в глицерине.

Техника выполнения обработки полости рта тяжелобольному:

1. Медицинская сестра моет руки с мылом.
2. Голову пациента приподнимают с помощью функциональной кровати или дополнительных подушек. Грудь закрывают полотенцем, в руки дают почкообразный тазик (или его держит санитарка у подбородка пациента).
3. Берут пинцетом ватный шарик так, чтобы острые концы пинцета были погружены в вату. Смачивают шарик раствором калия перманганата (или другими дезинфицирующими средствами).
4. Просят пациента открыть рот.
5. В левую руку берут шпатель, оттягивают пациенту щеку и протирают ватным шариком наружную поверхность коренных зубов, жевательную поверхность, внутреннюю, часто меняя шарики (один шарик на два-три зуба) во избежание переноса инфекции с одного зуба на другой.
6. В конце процедуры дают пациенту прополоскать рот кипяченой водой или раствором калия перманганата.
7. Если пациент не может сам прополоскать рот, то следует оросить ему полость рта из резинового баллончика или шприца Жане.
Манипуляцию совершают в следующей последовательности :
- голове пациента придают возвышенное положение, чтобы он не захлебнулся;
- поворачивают голову набок;
- подстилают под щеку полотенце, к углу рта подставляют почкообразный тазик;
- набирают в баллончик или шприц один из указанных дезинфицирующих растворов;
- просят пациента открыть рот;
- орошают внутреннюю часть противоположной щеки струей из баллончика;
- поворачивают голову пациента на другую сторону и, зайдя с другой стороны кровати, повторяют процедуру.
8. При обнаружении налета на языке пациента просят высунуть язык. Пальцами левой руки салфеткой берут язык за кончик. Шпателем, взятым в правую руку, снимают налет. Берут пинцетом ватный шарик, смоченный раствором антисептика, и обрабатывают язык. Берут чистый шарик, смачивают глицерином или вазелиновым маслом, или бурой в глицерине и смазывают язык.
9. Если на губах или углах рта обнаружены трещины, то красную кайму губ и углы рта нужно также смазать глицерином или вазелиновым маслом, или бурой в глицерине.
Примечания . Чтобы микрофлора полости рта не привыкла к одному антисептику, его нужно периодически менять. Кроме перечисленных антисептиков можно использовать раствор фурацилина 1:5000, минеральную воду.
Пациентам на полупостельном режиме рекомендуется чистить зубы утром и вечером, а после каждого приема пищи полоскать рот одним из перечисленных антисептиков.

(в условиях реанимации и интенсивной терапии)

Цель: соблюдение личной гигиены пациента, предупреждение развития различных осложнений.

ПОКАЗАНИЯ : регулярный уход за полостью рта

I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ :

Представиться пациенту, получить у пациента информированное согласие, объяснить ход и цель процедуры. Помыть руки двукратно с мылом. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Надеть перчатки, фартук.

· Приготовьте оснащение .

Ø раствор антисептика (2% раствор гидрокарбоната натрия, слабый раствор перманганата калия)

Ø стерильные пинцет, 2 шпателя, марлевые салфетки

Ø мягкая зубная щетка

Ø перчатки

Ø два почкообразных лотка

Ø глицерин

Ø стерильные марлевые шарик

Ø резиновые баллон или шприц Жане

Ø пеленку, клеенку.

1. Сообщите пациенту о назначенной манипуляции, получите разрешение на ее выполнение

2. Объясните пациенту ход манипуляции

3. Расположите пациента в одном из следующих положений:

4. - на спине, под углом более 45°, если это не противопоказано

5. - лежа на животе (или на спине), повернув голову набок

6. Надеть перчатки

7. Обернуть полотенце вокруг шеи пациента

II. ВЫПОЛНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ

1. Грудь пациента прикройте полотенцем

2. Придайте пациенту удобное положение

3. К углу рта на пеленку с клеенкой поставьте лоток для сбора промывной воды или раствора

4. Попросите больного широко открыть рот. Смочите щетку в приготовленном антисептическом растворе. При отсутствии щетки можно использовать марлевую салфетку, закрепленную на зажиме или пинцете

5. Произведите чистку зубов, начиная с задних, последовательно вычистить внутреннюю, верхнюю и наружную поверхность, выполняя движения вверх-вниз в направлении от задних зубов к передним. Повторить те же действия с другой стороны рта. Процедура повторяется не менее двух раз

6. Сухими тампонами промокнуть ротовую полость пациента для удаления остатков жидкости и выделений из полости рта

7. Попросите больного высунуть язык. Если он не может этого сделать, то оберните язык стерильной салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть ее изо рта

8. Смочите салфетку антисептическим раствором и, снимая налет протрите язык, в направлении от корня языка к его кончику, меняя салфетки 2-3 раза. Отпустите язык.

9. Оберните конец шпателя стерильной салфеткой

10. Левой рукой введите шпатель в полость рта. Отведите им кверху верхнюю губу. Обработайте слизистую оболочку и зубы верхней челюсти пациента вторым шпателем, обернутым стерильной салфеткой и смоченной антисептическим раствором. Смените салфетку, обработайте её, отодвинув нижнюю губу, слизистую оболочку и зубы нижней челюсти

11. Смените салфетку

12. Оросите рот пациента из резинового баллончика и попросите сплюнуть в лоток

Цель: обеспечение личной гигиены пациента.

Оснащение: лоток, корнцанг, пинцет, вакуумный электроотсос, антисептический раствор для обработки полости рта пациента, стерильный глицерин, вазелин или масляный раствор витамина, чистое полотенце, тампоны для обработки полости рта, стерильные марлевые салфетки, шпатель, перчатки нестерильные, зубная щетка.

Алгоритм ухода за полостью рта
I. Подготовка к процедуре.
1. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры (если он в сознании). Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру.
2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
3. Подготовить все необходимое оборудование.
4. Расположить пациента в одном из следующих положений:
- На спине под углом более 45°, если это не противопоказано, или
- Лежа на боку, или
- Лежа на животе (или спине), повернув голову вбок.
5. Надеть перчатки.
6. Обернуть полотенце вокруг шеи пациента.

II. Выполнение процедуры.
7. Приготовить мягкую зубную щетку (без зубной пасты) для чистки зубов. Смочить ее в приготовленном антисептическом растворе. При отсутствии зубной щетки можно использовать марлевую салфетку, закрепленную на зажиме или пинцете.
8. Произвести чистку зубов, начиная с задних зубов, и последовательно вычистить внутреннюю, верхнюю и наружную поверхность зубов, выполняя движения вверх-вниз в направлении от задних к передним зубам. Повторить те же действия с другой стороны рта. Процедура повторяется не менее двух раз. Использовать шпатель для обнажения зубов
9. Сухими тампонами промокнуть ротовую полость пациента для удаления остатков жидкости и выделений из полости рта.
10. Попросить пациента высунуть язык. Если он не может этого сделать, то необходимо обернуть язык стерильной марлевой салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть его изо рта.
11. Салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть язык, снимая налет, в направлении от корня языка к его кончику. Отпустить язык, сменить салфетку.
12. Салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть внутреннюю поверхность щек, пространство под языком, десны пациента.
13. При сухости языка смазать его стерильным глицерином.
14. Обработать последовательно верхнюю и нижнюю губы тонким слоем вазелина (для профилактики трещин на губах).

III. Завершение процедуры.
15. Убрать полотенце. Разместить пациента в удобном положении.
16. Собрать принадлежности по уходу и доставить в специальную комнату для дальнейшей обработки.
17. Снять перчатки, поместить их в контейнер для дезинфекции
18. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
19. Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.



Уход за зубным протезами.

Зубные протезы съемного типа:

1. снять протезы и поместить их в стакан со специальным дезинфецирующим раствором на 5 -10 минут;

2. провести туалет ротовой полости пациента;

3. тщательно почистить протез зубной щеткой.

Чистят протез минимум два раза в день, а лучше после каждого приема пищи, используя обычную щетку и пену для чистки протезов. Все поверхности протеза являются важными, но особое внимание должно быть уделено внутренней поверхности протеза, прилегающей к десне.

Зубные протезы несъемного типа: уход осуществляют также, как и при чистке зубов, но мягкой зубной щеткой с обязательным использованием зубной нити

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
1. Объяснить маме (ребёнку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие Обеспечение права на информацию. Формирование мотивации к сотрудничеству
2. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обеспечение инфекционной безопасности
3. Подготовить необходимое оснащение Обеспечение чёткости выполнения процедуры
4. Приготовить раствор для орошения или полоскания: 1ч.л питьевой соды развести в 1 стакане воды (200)мл.
5. Ребёнка грудного возраста усадить на коленях у матери, фиксировать его положение, грудь шею ребёнка закрыть пелёнкой и подставить лоток. Ребёнка старшего возраста подвести к раковине. Обеспечение выполнения процедуры

Продолжение таблицы 23.

Выполнение процедуры
Кандидоз слизистой полости рта
1. Набрать раствор в резиновый баллончик и произвести орошение слизистой рта. Детям старшего возраста можно прополоскать рот самостоятельно. Обработку проводить 5-7 раз в день. Примечание: Для орошения и полоскания можно использовать любой из антисептических растворов: P мирастимин; P гексорал; Способствует механической очистке полости рта, обладает противогрибковым действием
2. Ватным тампоном нанести на слизистую полости рта один из противогрибковых препаратов: P 1 % крем клотримазола; P 1% раствор кандида; P мази (5% нистатиновая, 5% левориновая) Механическое удаление налёта местное воздействие лекарственного вещества на слизистую оболочку
Завершение процедуры
1. Использованный резиновый баллон поместить в ёмкость с дезинфицирующим раствором
2. Снять перчатки обеззаразить их, вымыть и просушить руки Обеспечение инфекционной безопастности
3. По назначению врача проконтролировать приём противогрибковых препаратов: (нистатин, леворин, дифлюкан) Обеспечение общего лечения
Острый герпетический стоматит
Подготовка к процедуре (см. Кандидоз полости рта)
Выполнение процедуры
1. Первые 3-5 дней заболевания проводить следующую обработку: Палец обернуть бинтом, нанести на слизистую рта (чередуя в течение дня) один из: анальгезирующих препаратов P холисал P пиравекс противовирусных средств: P 0,25% - 0,5% флореналевая P Оксолиновая мазь P Ацикловир Уменьшение боли, предупреждение распространения вируса

Окончание таблицы 23

Уход при опрелостях, потнице

Цель: лечебная

Показания:

ü устранить дефекты ухода;

ü организовать окружающую среду и максимальный комфорт;

ü обеспечить благоприятный исход заболевания.

Таблица24

Техника ухода за кожей при опрелостях, потнице

Этапы Обоснование
1. Информировать больного и его родственников о заболевании. Обеспечение права пациента на информацию.
Уход при прелостях 1 степени: 2. Ежедневно ребенка купать с добавлением 5% раствора марганцевокислого калия (до слабо-розового цвета). Для снятия воспаления на коже и гигиенического ее содержания.
3. После акта дефекации регулярно подмывать (использовать нейтральное мыло (без красителей) или заменитель мыла без щелочи). Для предупреждения развития опрелостей.
4. После нежного осушивания кожи пеленкой (промокательными движениями) обработать кожу стерильным растительным маслом, детским кремом. Для снятия воспаления на коже и дальнейшего ее расправления.

Окончание таблицы 24

5. Проводить 2-3 раза в день воздушные ванны. Для закаливания ребенка и улучшения состояния кожи.
6. Одеть ребенка в чистое белье из натуральных тканей (хлопка, фанели), которое является гигроскопичным и воздухопроницаемым Для комфорта.
7. Временно, на 2-3 дня отказаться от памперсов. Для того чтобы улучшить воздухопроницаемость в области ягодиц и паховых складок.
8. Не перегревать ребенка. Перегревание усиливает воспаление 3 степени.
9. Открытое пеленание. Для лучшего заживления эрозии.
10. УФО местно. Для снятия воспаления.
11. Складки обрабатывать метилурациловой мазью, «Ируксол» 3 раза в день. Для лучшего заживления.
12. При 3 степени использовать примочки на мокнущие эрозии с водным раствором ихтиолоа 1-3, 10%, резорцина 1-3%, азотно-кислого серебра 0,25% Для подсушивания мокнущих поверхностей.
13. Туширование водными и спиртовыми растворами анилиновых красителей. Для подсушивания эрозии.
14. Аэрозоли с антисептиками (диоксиколь, левомиколь и др.) Для снятия воспаления.
15. После заживления эрозии лечить как опрелости 1 степени. Обеспечить полный качественный уход за кожей ребенка.

megaobuchalka.ru

39.Техника обработки полости рта при стоматите

Цель: удалить высыпания со слизистой оболочки полости рта.

Оснащение:

    лекарственное средство 0,5% - 1% - 2% раствор натрия гидрокарбоната, 2% раствор буры, 0,6% раствор перекиси водорода, KMnO4 1:10000, 0,9% раствор NaСl

    стерильный материал (деревянные палочки с ватой, ватные шарики, марлевые салфетки

    резиновый баллон (шприц)

  • лоток для стерильного материала

    лоток для использованного материала

    емкость для сбора использованной жидкости при орошении

    пеленка (водонепроницаемый передник)

    медицинские перчатки

    инструментальный столик, пеленальный стол с матрацем

    емкости с дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей, использованного медицинского инструментария и оснащения.

Примечание:

1. Полоскать зев и глотку можно детям после 3-4 лет растворами: фурацилина 1:5000, риванола 1:2000, KMnO4 1:5000, щелочными растворами, растворами ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта.

2. Температура лекарственного раствора должна соответствовать температуре тела (37-38оС) – исключается болевой синдром.

3. Кратность обработки полости рта не менее 4-5 раз в сутки, лучше после каждого приема пищи для максимального удаления остатков пищи.

4. В острый период использовать растворы меньшей концентрации по сравнению с концентрацией лечебного раствора в период заживления, так как в острый период слизистая полости рта максимально повреждена, и, следовательно, очень чувствительна.

40.Техника фракционного желудочного зондирования

Цель: определить кислотность желудочного сока.

Оснащение:

    резиновые перчатки

    стерильный желудочный зонд

    (для старших детей и подростков d = 10-12 мм, дл. – 70-75 см; для младших – d = 3-5 мм, дл. – 1-1,5 м № 10-15; для грудных – катетер № 18-20)

    полотенце

    стерильный шприц в лотке

    кипяченая теплая вода

    штатив с 10 пробирками, пронумерованный от 0 до 9

    резервная емкость для остатков желудочного содержимого, пробного

    завтрака

    бланк-направление в клиническую лабораторию

    лоток для отработанного материала

    пробный завтрак: мясной бульон, эуфиллин 0,25% 7mg/кг, но не > 500 мг на прием до 24 кг 80 мл; 24-30 кг 100 мл; 31-40 кг 150 мл

лимонтар 1 таблетка на 100 мл теплой воды

    парентеральные стимуляторы:

гистамин 0,1% 0,01 mg/кг не более 0,5 мл п/к

пентагастрин 0,025% 6 мкг/кг п/к

Подготовка:

    За 1-2 суток не принимаем грубой, кислой, острой, соленой, трудноперевариваемой пищи.

    Отменяются все препараты за 24 часа до исследования.

    Прием пищи накануне исследования не позднее 20 часов.

Противопоказания к зондированию:

    язвенная болезнь, обострение

    желудочное кровотечение

    сужение пищевода

    сердечнососудистая недостаточность

    тяжелое состояние больного

41.Техника фракционного дуоденального зондирования

    Определить тип дисфункции желчевыводящих путей

    Обнаружить лямблии

    Исследование желчи (бактериологическое, цитологическое, биохимическое).

Оснащение:

    Резиновые перчатки

    Стерильный дуоденальный зонд с оливой

    Полотенце44

    33% раствор сернокислой магнезии, подогретой до 39-40оС

    Стерильный шприц в лотке

    Кипяченая вода

    Штатив с 7 промаркированными пробирками: А – 1 штука, В – 5 штук, С – 1 штука

    Набор резервных пробирок

    Грелка, заполненная теплой водой и обернутая полотенце, сложенной в 4 слоя

    Емкость для сбора желудочного содержимого в ходе продвижения зонда в 12-перстную кишку

    Часы, бумага, ручка для фиксирования времени, бланк-направление в клиническую лабораторию

    Лоток для отработанного материала

Обязательные условия:

    Проводить процедуру утром натощак

    Провести комплекс дыхательных упражнений накануне, в день исследования и после него

    Накануне вечером теплую грелку на правый бок на 1-1,5 часа для улучшения оттока желчи

    Очистительная клизма накануне исследования и в день зондирования рано утром

    Перед зондированием прополоскать рот, очистить носовые ходы, закапать сосудосуживающие капли.

studfiles.net

Какой бывает и как лечится стоматит у детей?

Если ребенок отказывается от еды, испытывает боль при открытии рта, у него поднялась температура, появились покраснения и язвочки в ротовой полости - возможно, у него развивается стоматит.

Прежде чем приступать к лечению заболевания, следует выяснить, о какой разновидности патологии идет речь, и что является ее возбудителем.

Если диагноз подтвердится, узнать о лечении заболевания более подробно окажется не лишним.

Даже обработка полости рта при стоматите у детей требует определенных знаний и умений.

Существует четыре основные разновидности стоматита:

Кандидозный

Кандидозный стоматит может проявляться у детей в возрасте от нескольких месяцев до 3 лет.

Это обыкновенное грибковое воспаление в ротовой полости, которое протекает без повышения у ребенка температуры тела.

Но отсутствие жара отнюдь не является поводом затягивать с решением проблемы.

При кандидозном стоматите язвочки очень болезненные, из-за чего у малыша нарушается сон, снижается аппетит и ухудшается настроение.

Грибок может поразить не только десны, но также губы, язык и щеки. Высыпания напоминают творожистый налет, который периодически кровоточит.

Герпетический и специфический афтозный Беднара

Герпетический и специфический афтозный стоматит Беднара, – заболевание, которым чаще всего страдают дети возраста младше пяти лет.

Возникновение данной патологии имеет прямое отношение к снижению иммунитета.


Герпетический стоматит на языке

Герпес в любом его проявлении чреват тем, что даже при корректном и своевременном лечении он не исчезает полностью, а переходит в фазу ремиссии и может обостриться в любой момент.

Чаще всего от специфического афтозного стоматита Беднара страдают совсем маленькие дети. Дело в том, что те антитела, которые они при грудном вскармливании получают с материнским молоком, со временем ослабевают, а свои собственные еще не успевают выработаться.

Поскольку при развитии герпетического стоматита организм начинает очень активно сопротивляться, у малыша повышается температура тела.

Аллергический и простой афтозный

Аллергическая этимология описываемого заболевания чаще наблюдается у детей постарше и подростков.

Его возникновение обычно оказывается связано с попадание в организм аллергена или его непосредственный контакт со слизистой ротовой полости.

Такой стоматит может быть реакцией на определенные лекарственные препараты, продукты питания, пыльцу и многое другое.

Развитие контактного аллергического стоматита обычно происходит из-за повышенного порога чувствительности у ребенка к материалам, которые находят применение в сфере стоматологии.

Бактериальный

Возбудителем бактериального стоматита у детей чаще всего являются стрептококки и стафилококки.

Как правило, заболевание возникает после повреждения слизистой оболочки ротовой полости (механической, термической или химической).

В рану попадают патогенные микроорганизмы, и начинается воспалительный процесс.

Основным отличительным признаком бактериального происхождения заболевания, являются желтые корочки, которые образуются у детей на губах.

Лечение

Диагностику и лечение стоматита у детей осуществляет детский стоматолог. Поэтому, заметив у ребенка симптомы заболевания, следует безотлагательно к нему обратиться за помощью.

Лечение начинается после постановки точного диагноза и определения этимологии болезни.

Алгоритм действий

Лечение стоматита должно происходить по трем основным направлениям:
  1. обезболивание слизистых оболочек;
  2. обработка средством от возбудителя заболевания (противовирусными, антигистаминными, антисептическими или антифугицидными мазями);
  3. ускорение заживления язв на деснах и слизистой средствами, улучшающими эпителизацию тканей.

Разумеется, чем мазать стоматит во рту у ребенка, должен назначать исключительно лечащий врач. Любое самолечение может иметь самые нежелательные последствия.

Прежде чем обработать стоматит во рту у ребенка, потребуется подготовить все необходимое:

  • раствор для обработки;
  • ватные палочки;
  • вату;
  • марлевые салфетки;
  • шприц;
  • пинцет;
  • лоток для хранения стерильного материала;
  • лоток для использованного материала;
  • дезинфицирующий раствор;
  • резиновые медицинские перчатки.

Осуществлять обработку необходимо в следующем порядке:

  1. тщательно вымыть руки и надеть на них резиновые перчатки;
  2. подготовить лекарственный раствор;
  3. уложить ребенка, зафиксировав его положение;
  4. взять при помощи пинцета стерильную салфетку или ватную палочку;
  5. смочить вату в растворе и осторожными вращательными движениями снять налет;
  6. при орошении полости рта шприцем грудь и шея ребенка накрываются передником, возле подбородка ставится лоток, жидкость из шприца вводится в полость рта. После этого голову ребенка следует наклонять сначала в одном, затем в другом направлении;
  7. вытереть лицо ребенка насухо.

Данную процедуру можно проводить в домашних условиях.

Желательно, чтобы при первом сеансе присутствовал специалист, который мог бы направлять и при необходимости корректировать действия родителей.

Продолжительность лечения

В среднем стоматит у детей может продолжаться до трех недель при условии, что проводится соответствующее лечение, назначенное специалистом.

Если по какой-то причине недуг не проходит в течение месяца, врачи характеризуют его как хронический.

Полезное видео

Из-за чего возникает и чем полоскать рот при стоматите у детей? Ответы знает доктор Комаровский:

Нет комментариев

zubki2.ru

Чем обработать стоматит во рту?

Стоматит - заболевание внутренней полости рта у детей. При наличии этой инфекции больному требуется частая тщательная обработка воспаленных участков ротовой полости. Начать лечение следует, как только болезнь была обнаружена. Во время процедуры необходимо правильно соблюдать алгоритм действий. К процессу лечения надлежит подойти со всей аккуратностью и ответственностью. Как правило, обрабатывают зараженные места двое - медсестра и ее помощник.


Навещать специалиста для планового осмотра и терапии ротовых язвочек является весомым условием выздоровления и пресечения рецидива недуга.

Задачи обработки

Обработка слизистых рта при различных стоматитах проводится в терапевтических целях, чтобы болезнь не усугубила состояние инфицированного. Начав лечение, можно значительно снизить воспаление и пустить процесс обострения стоматита на убыль.

Техника и препараты

Для проведения процедуры необходимо иметь следующие лекарства и инструменты:

  • травяной отвар (рекомендуется использовать ромашку, если ее нет - шалфей);
  • раствор натрия гидро- или бикарбоната;
  • антисептики для дезинфекции;
  • инструментальный стол;
  • резиновый баллончик (с ним лучше использовать мягкий наконечник);
  • резиновые перчатки и медицинская маска;
  • стерильные салфетки;
  • шпатель;
  • два железных лоточка (в один класть израсходованные инструменты, во второй - стерильные материалы).

Общие положения перед началом обработки

  • должно, чтобы температура лечебного раствора была не ниже 36 и не выше 38 градусов;
  • обрабатывать слизистую нужно исключительно промокательными движениями;
  • при остром стоматите концентрация препарата должна быть ниже, чем его же концентрация в процессе заживления;
  • 5−6 раз - оптимальное количество проведения процедуры в день.

Как правильно обрабатывать?

Во время обработки нужно соблюдать особый порядок действий. Во-первых, требуется дать понять матери пациента (или самому больному, если он среднего или старшего возраста) технику проведения и цель процедуры. Во-вторых, следует надеть маску, дезинфицировать руки, вымыть их и высушить, надеть резиновые перчатки. Далее имеющееся оснащение нужно разложить на инструментальном столике. Необходимо приготовить препараты, предназначенные для обрабатывания полости рта.

Только тогда можно приступать к выполнению самой процедуры. Следует предложить ребенку сознательного возраста прополоскать рот имеющимся настоем шалфея или ромашки. После чего он должен открыть рот, чтобы медсестра смазала химическим раствором слизистую.

После окончания процедуры полагается предупредить ребенка не употреблять случайную еду до следующего назначенного приема пищи.

Если осуществляется лечение ребенка грудного возраста, используется несколько другой алгоритм проведения:

  1. Помощник поднимает младенца за грудную клетку, и поворачивает его головой вниз. В резиновый баллон набирается настой ромашки. Мягкий наконечник вводится в ротовую полость, чтобы обработать необходимые зоны.
  2. Помощник кладет грудничка на колени, левую руку фиксирует на лбу, удерживая голову. Медсестра шпателем открывает рот больного, смазывает слизистую пальцем, предварительно обернув его стерильной салфеткой.

Возможные осложнения

Единственная опасность, которая может поджидать вас во время и после проведения процедуры - это дополнительное повреждение слизистой. В случае нанесения дополнительной травмы во рту, лечить инфекцию и обрабатывать раны в будущем будет куда сложнее и болезненнее для пациента.

error: Content is protected !!