Кожевенное производство:результаты и перспективы.

Кожа - это натуральный материал, сделанный из шкур различных животных. Так же, как нет двух одинаковых животных, так и нет двух идентичных кусков кожи. Эти естественные особенности не являются дефектами, а только добавляют уникальности каждому готовому изделию. Особенно это относится к экзотической коже.

Обработка кожи, пожалуй, одно из древнейших ремесел на земле. Первобытные люди начали обрабатывать шкуры животных много тысяч лет назад. Этот процесс можно назвать самой первой обрабатывающей промышленностью. Согласно утверждениям археологов, в древнем Египте были найдены остатки кожаной одежды, которая была изготовлена еще в 13 веке до нашей эры. Из кожи изготавливали практически все. Древние люди использовали для защиты ног примитивную обувь: обматывали ноги кусками шкур животных и закрепляли кожаными полосками или жилами. Самой первой обувью человека были сандалии, которые вместо подошвы имели дощечку, привязанную к стопе кожаными ремешками.

На животных охотились с целью получения их мяса и жира, но перед применением пищи с животного следовало снять шкуру. Для этого использовались острые куски кремня, а позже - кремниевые ножи. Далее шкуры использовались для согревания тел людей и обертывались вокруг ног, являя собой первый тип ботинок. Но необработанные шкуры скоро начинали разлагаться и гнить. Было замечено, что высушивание шкур на солнце консервирует их, но в результате получался очень твердый, негибкий материал, мало пригодный для изготовления одежды. Шкуры следовало смягчить. Это было сделано посредством натирания подготавливаемой шкуры различными жирами.

Жир также помогал предотвращать промокание шкур. Данный вид обработки делал шкуры животных мягкими и эластичными. Кроме того, для обработки шкур использовалась вода, в которую добавляли различные виды коры и ягод. Было обнаружено, что после такой обработки шкур они становились значительно мягче и могли противостоять гниению. Активные вещества, содержащиеся в вытяжках из определенных растений и производящие такое воздействие на шкуры животных, называют танинами. Это был один из первых методов дубления кожи. Постепенно техника изготовления вещей из кожи совершенствовалась, предметы обихода превращались в настоящие произведения искусства.

Наверное, все народы Земли занимались кожевничеством, ведь в древности кожа была самым доступным материалом. Прясть и ткать человечество научилось гораздо позднее. Угры (группа финских народностей - финно-угорская языковая группа) шили сапоги из кожи птиц с оперением; многие племена украшали кожаную одежду и обувь вышивками шелком и золотом, драгоценными камнями, росписью, жемчугом. Индейцы закрывали швы на кожаной одежде полосками из цветных колючих чешуек рыб, чтобы швы не пропускали влагу.

Для славян кожевничество тоже было старейшим промыслом. Уже в VI-VII веках на Руси были известны различные способы выделки и обработки кож. Особенно развилась художественная обработка кожи на Севере и в Центральной России. Так, например, в городе Торжке выделывали разноцветный сафьян, изготавливали из него вышитые серебром, золотом, шелками подушки, пояса, кошельки, кисеты, обувь. До Первой мировой войны из России экспортировали эти предметы, а также некоторые виды кож, превосходившие по своим качествам европейские аналоги.

Еще следует обязательно отметить широкое использование кожи в книгопечатании. Долгое время книги писали на пергаменте - высушенной на раме телячьей коже. Кроме того, из кожи делали сами книжные переплеты.

Процессы, используемые для производства кожи в наши дни, изобретены нашими предками много тысяч лет назад. С древних времен при производстве кожи использовался процесс дубления, производимый с применением мозга животных как источника эмульгированных масел. Данный процесс известен как "индийское дубление", и эта практика все еще используется некоторыми людьми в небольших масштабах. Этот процесс дубления применяется чаще всего для выделки оленьих кож. Эта практика породила высказывание, что "животное имеет умственные способности, которых хватает лишь на сохранение его собственной шкуры, мертвой или живой.

Не потеряла своей актуальности кожа и в современном мире. При всем развитии техники и появлении новых синтетических материалов - кожа продолжает притягивать к себе все новых сторонников и почитателей. В наше время изделия из натуральной кожи пользуются большим спросом, несмотря на их высокую цену.

ПРОИЗВОДСТВО НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ

Обработка кожсырья

Считается, что самая высококачественная кожа делается из шкур коров (бык, теленок). Она идет на обувь, одежду, обивку мебели и др. Кожа из шкур овец или коз (овчина, козлина), в основном, используются с волосяным покровом (как мех). Кожа из свиных шкур эластична, но имеет стойкий характерный запах, поэтому ценится ниже других. Кожу из крокодила, питона, ската, страуса и других экзотических животных используют для производства кожгалантереи, одежды, обуви и других направлениях бизнеса.

Существует правило, чем выше качество шкуры, тем меньше этапов в технологическом цикле ее обработки до готовой кожи. Задача, которая ставится при переработке шкур с хорошим качеством лица (под лицом понимается верхний слой шкуры), обычно заключается в том, чтобы лицо было сохранено и, даже, подчеркнуто. На готовой продукции сохраняется натуральный рисунок лица - морщинки и поры, которые имеются на необработанной шкуре. Прикладывая ладонь к поверхности кожи с натуральным лицом (fool grain) получаешь ощущение натурального эластичного изделия.

Шкуры молочных телят (опоек), имея меньшую толщину по сравнению со шкурами взрослых животных, могут конкурировать с ними по прочности и износостойкости. Это объясняется более густой и плотной волоконной структурой шкур молочных телят. Процесс переработки шкур до готовой кожи упрощенно можно рассматривать как совокупность трех основных этапов:

Выделка кожи.

Выделка - один из самых простых способов обработки кожи, в то же время и самый древний из них.

Производство готовой кожи - довольно трудоемкий и длинный процесс, который состоит из трех основных стадий кожевенного производства:

отмочно-зольные процессы;

подготовительные процессы и дубление;

химическая отделка и красильно-жировальные процессы.

1. Отмочно-зольные процессы

Сырые кожи: шкуры крупного рогатого скота, главным образом шкурыбыков и коров, при этом учитываются их происхождение и весовая категория. Сырые шкуры поставляются с юга Германии и из Швейцарии, а также из других регионов: шкуры диких животных - из США, Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии и т.д., в отдельных случаях используются шкуры водяного буйвола (Индияи Индонезия), реже - телячьи и свиные шкуры.

Консервирование: Если доставка кожи не занимает много времени и предусмотрена немедленная её обработка, то кожа просто замораживается. Для всех случаев нормальной считается поставка просоленных кож.

Отмачивание: Первый этап обработки. Кожи замачивают, чтобы удалить грязь. Они вновь набирают влагу. Для смягчения используют биологические увлажняющие средства. Сначала достигается предварительная мягкость, затем - основная. После того как кожа размягчена, могут быть удалены остатки мяса.

Золение: Удаление верхнего рогового слоя кожи и волосяного покрова. На этом этапе определяют сорт кожи, что служит основойдля ее дальнейшего целевого назначения. Применяемые хим. вещества: известь и сернистый натрий, которые потом нейтрализуются кислотой.

При этом ставятся в основном следующие 4 цели:

1)ослабить связи волоса и эпидермиса с дермой;

2)осуществить частичное омыление жировых веществ;

3)достигнуть достаточного набухания волокон шкуры;

4)привести шкуру в химическое состояние, необходимое для дубления.

Кроме того, условия золения и прозоленности влияют и на такие свойства готовой кожи как прочность при растяжении и влагоемкость. Прочность у кож, подвергшихся интенсивному действию зольника, всегда меньше. Это связано с разрушением связей в главной цепи (внутримолекулярных связей) при такой отработке.

Водостойкость же при интенсивной обработке зольным раствором у кож понижается, что связано с повышением их пористости.

2. Подготовительный процес с.

Сгонка шерсти . Производится на специальных волосогонных машинах. Эта операция осуществляется после золения, когда связь между волосом и дермой ослаблена. Полуфабрикат после сгонки шерсти обычно называют гольем.

Мездрение: Удаление прирезей мяса, сухожилий и подкожной жирового слоя (мездры). Мездра используется для производства технического желатина. Обработанные кожиготовы к дублению и называются «гольё».

Чистка лица. Эта операция следует после мездрения. Чистка заключается в удалении коротких волос (подседа), а также частично продуктов распада белков и жиров.

Обеззоливание и протравка: Кожа очищается от продуктов золения посредством нейтрализации, проводится деферментация - протравка. Кожа обрабатывается основательно и становится более гладкой. Золеное голье находится в состоянии нажора — сильного набухания и содержит большое количество соединений кальция, как связанных с коллагеном, так и отложившихся в виде извести и известковых солей.

Бучение: Служит подготовкой процессу минерального дубления. Голье погружают в барабаны с соляным раствором, а затем обрабатывают слабо концентрированной кислотой. Добавленныево время этого процессадубильные вещества еще не могут воздействовать активно, но равномерно пропитывают голье.

Промывка. Промывку проводят водой для удаления солей кальция и продуктов распада белков. После промывки голье поступает в дубильные аппараты для дубления.

Двоение Wet Blue : Двоению подвергают голье, полученное из крупного сырья (бычка, яловки, бычины и т. д.). При двоении голье после золения распиливают на двоильных машинах на два слоя: верхний лицевой слой и нижний бахтармяный.

Гольё по всей поверхности разрезается по толщине на слои. Слой со следами пороков кожи срезается равномерно по всей толщине. У остальных слоев сохраняется природнаянеравномерность толщины. Верхний слой - будущая натуральная кожа/ Нижние слои после дубления называются спилками. Верхний слой кожи, используемый для производства кожаной мебели, подвергается дополнительному золению.

При распиливании задаются толщиной лицевого спилка, поэтому он получается с одинаковой толщиной по всей площади. Верхний спилок идет обычно для изготовления более ответственных деталей обуви, бахтармяный для менее ответственных деталей обуви и галантерейных кож.

Необходимо при этом учесть, что общая прочность спилков по сравнению с исходным гольем низкая.

Кроме вышеперечисленных подготовительных операций для некоторых видов кожи применяются дополнительно двоение, чепракование, мягчение, пикелевание.

2. 2. Дубление

Дубильный цех.

Полученное сырье обрабатывается в специальных дубильный барабанах, после чего получается хромовый полуфабрикат wet blue , который готов к использованию.

Полученное голье непригодно для изготовления обуви и других изделий. При обводнении голье сильно набухает, поглощая в больших количествах влагу и намного увеличиваясь в объеме.

Высыхание голья сопровождается резким уменьшением его объема, склеиванием его структурных элементов и изменением механических свойств. Высушенное голье становится жестким, рогообразным и ломким. Голье не устойчиво к нагреву во влажном состоянии, действию бактерий и ферментов. Таким образом, теряется форма, устойчивость материала. Чтобы избавиться от этих явлений голье дубят, т. е. обрабатывают дубильными веществами.

По современным представлениям дубление есть процесс скрепления молекул коллагена частицами дубителя (поперечное сшивание молекул)

Полученная в результате дубления кожа отличается от голья по целому раду свойств:

♦снижается влагоемкость, поскольку теряется способность к набуханию в воде;

♦повышается жесткость, так как при дублении за счет образования дополнительных сшивок у дермы теряется подвижность макромолекул коллагена кожи;

♦повышается прочность структурных элементов колеи. Но при этом следует помнить, что чрезмерная продубленность, наоборот, снижает прочность. Это объясняется тем, что при продубливании выше некоторого оптимума прочность падает за счет увеличения жесткости и снижения способности к ориентации структурных элементов кожи;

♦повышается упругость и связанная с ним износостойкость;

♦повышается термостойкость. Это связано с повышением числа поперечных химических связей и температуры сваривания при дублении (Tcg);

♦повышается пористость. Это объясняется тем, что дубители, проникая (вклиниваясь) в структуру дермы, разъединяют элементы структуры и в дальнейшем такое фиксируется за счет образования химических поперечных связей;

♦повышается формоустойчивость. Это связано с тем, что дубители, образуя поперечные связи между макромолеклами коллагена, не дают возможность набухать дерме и, кроме того, не дают им сближаться и склеиваться;

♦повышается химическая стойкость. Это связано с тем, что функциональные группы коллагена дермы блокированы дубителями;

♦улучшается внешний вид;

♦у дермы после дубления повышается толщина, площадь и угол наклона пучков коллагеновых волокон. Это уже говорит об экономической эффективности дубления и повышении, в частности, износостойкости подошвенных кож.

Современная теория дубления рассматривает дубление как процесс, состоящий из ряда физико-химических явлений и протекающий в две стадии. Первая стадия — диффузия дубителя в толщину голья, вторая — взаимодействие дубителя с молекулами коллагена. При этом оба процесса происходят одновременно.

Дубящие вещества классифицируются по двум группам:

1.Органические (таниды, альдегиды, жиры).

2.Минеральные (титановые, хромовые, циркониевые и алюминиевые соединения).

Основное дубление:

Хромовое дубление проводится водными растворами основных солей трехвалентного хрома, который не ядовит. Дубильные вещества глубоко проникают в кожу, что способствует её укреплению и при нормальном использовании не приведет к повреждениям. Шестивалентный хром для дубления не применяется, так как он ядовит. После проникновения хрома в обработанную кожу остатки кислоты частично вытягиваются, а хром закрепляется в волокнах кожи и тем самым нейтрализуется. Подобно проводится циркониевое, алюминиевое и титановое дубление.

Пластование и подвяливание:

Для схватывания дубильных веществ кожа раскладывается слоями и подвяливается.

Фальцевание (прокатка):

Служит выравниванию толщины кожи.

Нейтрализация: оставшиеся в коже кислоты осторожнонейтрализуются гашеной известью. На последующих этапахобработки устанавливаются группы кожи.

Окончательное дубление: модификация и проявление свойств кожи с применением более сильных дубильных веществ в сочетании с основным дублением. Возможно сочетание с растительными и/или синтетическими дубильными веществами, с хромом и другими минеральными веществами.

3. Химическая отделка и красильно-жировальные процессы

На заключительной стадии химической отделки производятся следующие операции:

додубливание (используются соединениям хрома, синтаны, другие специальные средства); Окрашивание: кожи окрашиваются в красильных ваннах стойкими красителями, глубоко проникающими в волокна кожи. Используются только натуральные, нетоксичные и экологически чистые красители. Краска глубоко проникает в структуру кожи,жирование (используются жиры, масла, эмульгаторы, аммиак)

Конечным продуктом кожевенного производства является кожа, т. е. весь технологический процесс производства представляет не что иное, как превращение шкуры в готовую кожу.

Кожа растительного (альдегидного) дубления - кожа, в процессе выделки которой используется дубильная кора (отсюда и название - "дубление") и другие ингредиенты, получаемые из растений, коры деревьев и подобных источников. В результате получается эластичный материал коричневого цвета. Нужного оттенка добиваются, варьируя количество и качество применяемых ингредиентов и подбирая цвет сырья. Кожа растительного дубления не является водостойкой. При воздействии влаги она изменяет цвет, а если впитает жидкость и затем высохнет, то уменьшится в размере (“сядет”) и отвердеет, станет менее эластичной. В горячей воде данный вид кожи сильно “садится” и становится твердым, хрупким материалом, что ограничивает возможность его использования.

Кожа квасцового дубления, в процессе выделки которой используются соли алюминия, смешанные с различными связующими компонентами и белковыми веществами, например, яичным порошком и т.д. Пуристы утверждают, что кожа квасцового дубления технически является "сыромятной", а не дубленой, поскольку полученный материал будет гнить в воде. В результате использования данного процесса получаются кожи ненасыщенных тонов, но полученный материал не столь эластичен, как кожа растительного дубления.

Сыромятная кожа производится путем скобления шкуры, пропитывания ее известью и последующего растягивания во время просушки. Как и кожа квасцового дубления, сыромятная кожа технически не является "кожей", но - обычно упоминается вместе с другими формами кож. Сыромятная кожа более жесткая и ломкая, чем другие формы кожи, и используется для изготовления барабанов, а также шнуров, используемых для шнуровки или стачивания.

Вареная кожа - изделия из кожи (кожи растительного дубления), для повышения прочности погружаются в горячую воду или в кипящий воск, или подобные вещества. Исторически такая кожа использовалось как броня из-за ее твердости и легкого веса, а также использовалась для книжных переплетов.

Для выделки кожи хромового дубления, изобретенного в 1858 году, используется сульфат хрома и другие соли хрома. Эта форма кожи более мягкая и эластичная, чем кожа растительного дубления. Кроме того она не изменяет цвет и не теряет форму при воздействии воды, как кожа растительного дубления.

Кожа (обычно кожа растительного дубления) может смазываться определенными маслянистыми веществами для улучшения ее водостойкости. Это увеличивает количество природных жиров, находящихся непосредственно в коже, которые вымываются в процессе эксплуатации кожаных изделий, которые могут подвергаться интенсивному воздействию влаги. Частое смазывание кожаных изделий жиром норки, очищенным маслом или подобными веществами, сохраняет мягкость кожи и увеличивает срок эксплуатации изделия.

Производство готовой кожи.

Производство готовой кожи - довольно трудоемкий и длинный процесс, который проходит в несколько этапов.

Покраска кожи.

Отсортированную кожу передают в красильный цех, где получают так называемый полуфабрикат Crust (краст).

Полуфабрикат сортируют и передают на дальнейшую окраску, которая осуществляется по новейшим технологиям в специальных красильных барабанах, что позволяет экономично использовать химию и деликатно обработать кожу.

Перед окраской цвет кожи зависит от способа дубления (жировое дубление - горчично-желтая окраска; хромовое - светло зеленый цвет; железное - канареечный цвет и т.д.).

Кожи, не имеющие никаких дефектов, без пятен и без личин, можно окрашивать в различные циста; кожи с пятнами окрашиваются в черный цвет. Для черной окраски кожи после дубления и промывки окрашивают, потом жируют и сушат. Для цветной окраски кожи только окрашиваются, не подвергаясь жировке, так как жир может оставить пятна.

Для окрашивания в черный цвет применяются растительные краски и анилиновые красители; для цветных кож —в настоящее время почти исключительно анилиновые красители.

Анилиновые красители делятся на основные и кислотные.

Идеально гладкая элитная кожа на данном этапе готова поступить в упаковочный цех.

Кожа, которая по тем или иным причинам не является гладкой, подвергается тиснению.

Специалисты определяют качество кожи и вид тиснения, которое поможет скрыть мелкие недостатки поверхности кож.

Применяются самые различные виды тиснения: от очень мелкого (так называемая пылевидная плита) до очень крупного (так называемая Тигина), а также шагреневое тиснение, используемое для пошива обуви специального назначения.

мелкое тиснение

шагреневое тиснение

очень мелкое тиснение

очень крупное тиснение

крупное тиснение

среднее тиснение

Перед упаковкой и отправкой на склад готовой продукции вся кожа проходит окончательную сортировку и обмер.

Когда шкуры после процесса консервации попадают на кожевенный завод, они исследуются на предмет наличия повреждений или плохо вычиненного и законсервированного кожсырья. На данном этапе вся партия кож может быть забракована и возвращена производителю.

В свою очередь кожа классифицируется по способу окраски:

1. Окраска погружением. Складывают две кожи внутренней стороною и погружают ручным способом в 40-50° красильную ванну; при этом внутренняя сторона окрашивается лишь очень слабо. Этим способом пользуются при окраске кож небольшого размера (коз, овец, телят и др.), при небольшом их количестве.

2. Окраска в чане с широкими вращающимися лопастями. Лопасти при вращении вместе с красильной ванной вертят и кожи. При этом способе, особенно пригодном при больших количествах кож, окрашиваются обе стороны кожи.

3. Окраска в промывном барабане, закрытом вращающемся сосуде с полыми осями для добавления красящего раствора. При этом способе требуется очень "короткая" красильная ванна, так что красящие вещества очень хорошо могут быть использованы; этот способ главным образом применяется для хромовой кожи.

4. Нанесение краски при помощи щеток производится большей частью на большие шкуры. Кожа расстилается на столе, верхняя сторона хорошо смачивается, а потом наносится краска.

5. Красящие вещества. Для окраски кож, дубленных растительными дубовыми веществами, употребляют основные и кислые красящие вещества, реже субстантивные. При употреблении основных красящих веществ прибавляют 1 - 2 г уксусной кислоты на 1 л красильной смеси. Для кислых красящих веществ прибавляют 1-3г муравьиной кислоты на 1 л воды. К субстантивным красящим веществам ничего не добавляется. Во всех случаях окраска производится при 45-50°.

6. Окраска хромовой кожи. Для хромовой кожи употребляют в первую очередь кислые красящие вещества с добавлением уксусной или серной кислоты. До прибавления красящего вещества для лучшего закрепления краски кожу следует подвергнуть обработке экстрактом квебрахо. Основные красящие вещества тоже пригодны для окраски хромовой кожи; ванна из квебрахо соответственно усиливается. К субстантивным красящим веществам следует прибавить уксусную кислоту. Температура красильных ванн может доходить до 50-60°.

7. Окраска лайковой кожи. Лайковую кожу красят, как хромовую, но температура красильных ванн должна быть ниже (40-45°).

(Главным образом употребляют кислые и основные красящие вещества.)

8. Окраска замшевой кожи. При окраске замши употребляют основные краски (с глауберовой солью и уксусной кислотой) и красят при температуре в 30°. Кислые красящие вещества употребляют с добавлением глауберовой соли, при температуре красильной ванны в 40-45°.

9. Окраска лакированной кожи. а) В черный цвет. Кожу, которую хотят лакировать, закрепляют в рамку, кладут на гладкую доску и на лицевой стороне отшлифовывают куском пемзы, пока кожа не перестанет быть шершавой Далее берут хороший масляный лак, смешивают с голландской сажей и делают из этого жидкую краску, которой и мажут кожу; потом последнюю выставляют на солнце для высушивания, причем тщательно охраняют от пыли.

Сделав это, поступают как прежде, снова сушат, берут пемзу и полируют; когда кожа сделается гладкой, ее сушат в продолжение часа, после чего краску, которую наводили, смешивают с голландской сажей и жидко мажут еще 2-3 раза.

Когда она снова высохнет, берут войлок и мелко растертую пемзу и полируют до тех пор, пока кожа не сделается совершенно гладкой.

Конфигурация кож

В производстве кожи раскраиваются и имеют различные конфигурации.

Чепракование представляет разделение шкуры на топографические участки.Чепракованиюподвергают крупное сырье, топографические участки которого наиболее дифференцированы по толщине и микроструктуре.

По конфигурации кожи бывают: целая кожа, полукожа, кулат, полукулат, вороток, чепрак.

Виды кож по способу отделки

Гладкие кожи

Максимально сохраняют естественный рисунок - мерею, не подвергаются тиснению вообще, либо на лицевую поверхность наносится очень мелкое - "пылевидное" тиснение. Кожи данной группы выделываются из наиболее качественного сырья с использованием самых современных химических материалов.

Шлифованные кожи

Шлифовка бахтармяной стороны и дополнительная разбивка позволяют получить "Велюр", который используется для производства спортивной, домашней и модельной обуви. Однако существуют кожи, шлифовка которых предопределена технологией их выделки - это "Нубук", который незаменим для изготовления как мужской, так и женской обуви. Вставки из цветного нубука широко используются в производстве детской обуви.

Тисненые кожи

Кожи среднего и низшего ценовых диапазонов, незаменимы для недорогой, рабочей или форменной обуви. Отличаются рисунком и глубиной тиснения. Чем мельче рисунок и глубина тиснения, тем меньшей способностью укрывать дефекты обладает данное тиснение. Все рисунки можно условно разбить на несколько категорий:

Лаковые кожи

В зависимости от свойств и цвета покрытия, кожа может приобретать самые разнообразные цветовые и органолептические свойства. Подобная кожа весьма широко используется в производстве как женской, так и мужской модельной обуви. Лаковые кожи представлены артикулами "Орион", "Наплак". На лаковую кожу может быть нанесено тиснение для получения необходимого рисунка. Обувь из лаковой кожи отлично выглядит и всегда привлекает внимание.

Спилки

На спилок наносится искусственное полимерное "лицо", имитирующее естественную лицевую поверхность. Технология изготовления спилков позволяет использовать недорогое сырье и получать отличное решение для производства недорогой обуви с качеством, близким к качеству натуральной кожи с лицевой повехностью. Ассортимент спилков с искусственной лицевой повехностью представлен артикулом "Легенда" с различными вариантами тиснения. Все варианты тиснения спилков идентичны тиснению кож с лицевым покрытием, что позволяет комбинировать их при производстве обуви (союзка - лицевые кожи, берцы, голенища - спилок). Спилки без нанесения искусственного "лица" используются для изготовления обувного подкладочного материала, пошива спецодежды.

Красты

Полуфабрикат кожи, полученный после операции барабанного крашения (отсутствует поверхностная отделка). Имеет естественный рисунок лицевой поверхности. Отсутствие отделки поверхности позволяет избежать большинство пороков, связанных с отслоением "лица" - отмином и отдушистостью. Современная обработка позволяет придать красту свойство гидрофобности, а специальное крашение - сквозной прокрас. Хорошо выделанный краст трудно отличить от кож с гладкой лицевой повехностью. Красты широко используются обувщиками для производства обуви самого разнообразного назначения.

Кожзаменители.

Выделяем 4 основных типа представляемой нами продукции (3 вида искусственной кожи и ПВХ пленка):

Искожа (кожзаменитель) MF. Это современная кожа на основе микроволокон (Micro Fiber)

Искожа (кожзаменитель) PU . Это современный тип искусственной полиуретановой кожи

Искожа (кожзаменитель) PVC. Классическая кожа ПВХ

Пленка PVC . ПВХ пленка

Сегодня, искусственная кожа (кожзаменитель), является высококачественным и экологичным материалом, превосходящим по некоторым показателям натуральные кожи. При желании заказчика, по эстетическому виду искусственная кожа ничем не отличается от натуральной как с лицевой, так и обратной стороны. В то же время можно изготовить искожу с текстурой и цветом не свойственным натуральной коже, что умело воплощают дизайнеры в своих модных современных проектах.

В наше время для производства большинства видов кожи используются коровьи шкуры, но так же используются и шкуры других животных. Шкуры ягнят и оленей используются для производства мягкой кожи, из которой шьют наиболее дорогую одежду. Шкура кенгуру используется как сырье для производства изделий, которые должны быть прочными, но гибкими, например, краги. Кожа, сделанная из шкур более экзотических животных, в частности некоторых видов рептилий, в свое время была очень популярна. Изделия из нее считались наиболее красивыми и изысканными. По этой причине охота на некоторые виды змей и крокодилов приобрела столь широкие масштабы, что поставила вышеуказанные виды рептилий и холоднокровных на грань вымирания.

России люди во все времена носили одежду из меха и будут продолжать носить, тем более, что мех и кожа это традиционно роскошная одежда, которая украшает. Но у кожевенно- мехового бизнеса есть своя специфика. Прежде всего, его отличает сезонность спроса. Как управлять этим бизнесом и как на нем зарабатывать мы попытались разобраться в этой статье.

Для решения проблемы мертвого сезона есть два способа: первый - это работать два месяца в году, а остальное время проводить на даче, не неся никаких издержек. Второй – привлекать своих потребителей не только в активный сезон. Для этого необходимо расширять свой ассортимент за счет позиций, которые бы подходили для всех сезонов, а также аксессуаров и украшений, вводить дополнительные услуги, такие как химчистка, индивидуальный пошив, ремонт.

Необходимо также стимулировать покупательский спрос специальными предложениями в низкий сезон- скидки, акции, кредитные программы. Учитывая эту сезонную особенность работу магазина стоит планировать на год вперед, заранее просчитывая все аспекты, начиная от расходов и доходов, заканчивая ассортиментом, товарными запасами, программами стимулирования спроса.

Зачастую магазины торгуют зимой шубами и дубленками, осенью и весной кожаными изделиями и плащевкой с мехом, а летом- топами, юбками, сарафанами, обеспечивая себе продажи круглый год. Нередко постоянные клиенты магазина покупают шубы в июне-июле, когда начинается закупка новой коллекции. Летом и ассортимент больше и качество выше.

Кстати, о базе постоянных клиентов. Для того чтобы сформировать такую базу, нужно стараться сделать из каждого клиента постоянного. Для этого клиент должен захотеть возвращаться к вам в магазин снова и снова. Интересные предложения, уровень обслуживания, дополнительные сервисы для его комфорта, поздравления с праздником – это лишь несколько мероприятий, используемых для привлечения клиента.

Спрос на меховые изделия продолжает расти, наряду с требованиями покупателей. Все покупатели стали разборчивей в плане моды, видов и качества меха, и разделились на 3 группы. Первая группа: главное – это цена, внешний вид – на втором плане. Вторая группа: все гармонично: цена = качество = внешний вид. Третья группа: главное – это внешний вид (должно быть модно и красиво), цена – на втором плане. Покупатели второй группы – самые многочисленные – являются целевой аудиторией для большого числа меховых магазинов. Покупатели третьей группы – самые притязательные.

Они все больше хотят носить изделия из более редких видов меха, особой выделки, модели, более интересные по крою и оформлению. Люди покупают более хорошие и дорогие вещи, многие стали разбираться в мехе, некоторые даже смогут отличить самцов от самок при покупке норковой шубы. Связано это с тем, что многие женщины, уже один раз поносив дешевый товар, в следующий раз захотят купить более дорогую шубу в магазине. Поэтому магазины увеличивают свои предложения за счет модных и оригинальных изделий в стиле последних модных тенденций и направлений. А точки на рынках и в торговых комплексах с дешевым и некачественным товаром скорее всего потихоньку опустеют.

Традиционными поставщиками товаров на наш рынок являются Россия (меха), Турции (дубленки, кожа), Италии (дубленки, кожа, меха), Греции (меха), Чехии и Венгрии (некоторые виды меха). Но в последнее время китайские производители бьют все рекорды по продажам и держат настолько низкие цены на производство меховой и кожаной одежды, что заставляют другие страны постоянно улучшать качество одежды и обновлять коллекции 2–3 раза в год. От этого выигрывают только покупатели. Хотя качество и стиль китайских вещей, поставляемых на наш рынок, по-прежнему невысокие.

Самым популярным и востребованным мехом у покупателей остается норка. Для создания эксклюзивных изделий мех норки подвергается новым высокотехнологичным способам обработки: лазерная стрижка, модная окраска и др. Популярная норка Nafa, Blackglama – это более изящный, дорогой вид норки. Во всем мире сейчас актуален соболь – помимо своей естественной красоты, он всегда служил показателем высокого статуса своего владельца.

В этом году дизайнеры много внимания уделяли меху рыси и черно-бурой лисицы, однако в основном эти меха используются для отделки меховой (и не только) одежды или для аксессуаров.

По оценке экспертов, популярность меха будет продолжать расти. Уже сейчас он активно используется в отделке аксессуаров, конфекциона, в элементах интерьера. Далее все большим спросом будут пользоваться вещи, “скрывающие” показную роскошь меха, – вещи с подкладкой из мехов дорогих видов, изделия, сочетающие в себе мех и демократичные ткани.

С развитием сети крупных торговых центров, расположенных в спальных районах города, туда переместится предложение обычной меховой одежды в ценовых нишах: низкая и средняя.

В центре города останутся магазины, торгующие эксклюзивной или уникальной меховой одеждой, в ценовой нише выше средней, с соответствующим уровнем сервиса.

А вот на рынке останутся только серьезные фирмы, которые смогут предложить покупателю полный комплекс услуг: продажу в кредит, мелкий ремонт и реставрацию, химчистку и прочие услуги. А точки на рынках и в торговых комплексах с дешевым и некачественным товаром скорее всего потихоньку опустеют.

Если не будет в стране каких-нибудь экономических потрясений, меховой бизнес будет активно развиваться.

По материалам сайта www.thechief.ru

Кожевенная промышленность

Готовые кожи.

Кожевенное производство - выработка различных сортов кож из сырых шкур . Существует три основных этапа превращения шкуры животного в кожу. В результате подготовительных операций - свежевания и очистки - дерма превращается в недубленый полуфабрикат - голье, обладающее микроструктурой и химическими свойствами необходимыми для производства конкретного вида кож. Затем при дублении закрепляется структура голья. Отделочные операции проводятся для придания дублёному полуфабрикату необходимых свойств (гигиенических, технологических, физических и проч.) и заданного внешнего вида.

История

Сама по себе кожа - материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Изначально ни о какой «художественной» обработке не могло быть и речи, но человеку свойственно стремление украсить себя и свой быт, поэтому уже в эпоху неолита простейшая одежда из шкур заменяется (у народов не знавших ткачества) одеждами из кожи и меха. Тогда же появляются первые декоративные приёмы - гравировка и аппликация. Но даже открытие ткачества не вытеснило кожу из быта - ремни , сумки , обувь , доспехи (а с открытием бронзы - поддоспешные рубахи) кажется, что они были всегда и у всех народов. И это, с известными допущениями, верно…

Ловушка сновидений. Атрибут обрядовой практики народов Северной Америки.

В тоже время происхождение материала придавало ему и сакральное значение. В книге «Фольклор в Ветхом Завете» Джеймс Джордж Фрэзер описывает древние семитские и африканские ритуалы, в которых кожаные кольца и браслеты являются ключевыми элементами. Индейцы Южной Америки до сих пор верят в магическую силу кожаных амулетов, а австралийские аборигены делают волшебные ловушки сновидений из выделанных и разрисованных шкурок летучих мышей. Подобное применение кожи мы находим и у других народов.

Например, Д. Г. Савинов в статье «Первичные материалы и стиль саяно-алтайских изображений раннескифского времени», описывая находки Пазырыкских курганов утверждает, что кожа использовалась «…не только для изготовления бытовых и хозяйственных предметов, но и (в силу своей доступности, пластичности и способности давать четкие плавные силуэты) для создания художественных изделий в ритуальной практике древнего населения, (…) в условиях мерзлоты сохранились многочисленные изображения из кожи». Видимо этой «сакральностью» и «энергетичностью» кожи в сочетании с пластичностью и практичностью можно объяснить тот факт, что на протяжении всей истории человечества кожа применялась не только как сугубо технический, но и художественный материал. Соответственно, по мере развития религии и искусства в целом, развивалось и художественная обработка кожи .

Натуральная кожа обладает уникальными свойствами, которые позволяют использовать ее для изготовления самых разных вещей. Но что именно определяет такой широкий спектр возможностей этого материала? Почему и сейчас процесс превращения шкуры животного в кожу, и кожи в изделие не всегда понятен, а иногда имеет просто мистический характер? Причина, видимо, в том, что шкура животного - это сложная биологическая система. Она служит для защиты живого организма от воздействия внешней среды, является органом осязания, регулятором температуры тела и обмена веществ.

Приемы выделки кожи у разных народов отличались. Для предохранения шкуры животного от гниения и разрушения применялись разные способы дубления. Один из самых древних - выдерживание шкуры в дыму сжигаемых растений (альдегидное дубление). Кочевники смазывали шкуры жиром и мозгом животного, а индейцы втирали в кожу смесь из яиц и жира. Затем кожу отмывали в проточной воде и разминали гладкими камнями округлой формы. Это приемы жирового дубления. В Индии и у народов Севера, для дубления кожи использовали отвары и настои из веток и листьев растений - это пример растительного дубления. В Азии применялся способ квасцового дубления с использованием смеси муки, соли, яичного желтка и алюминиевых квасцов. В зависимости от происхождения и способа дубления получаются кожи с различными свойствами.

Классификация кож

Опоек

Мягкая, эластичная кожа, полученная из шкур телят-сосунков.

Выросток

Кожа, аналогичная опойку, но менее эластичная и мягкая, получают ее из шкур телят, перешедших на растительную пищу.

Шевро

Перчатки, изготовленные из шевро

Мягкая, плотная, прочная кожа, изготовленная хромовым дублением из шкур коз. На поверхности (мерее) имеет своеобразный рисунок в виде мелких морщинок.

Шеврет

Плотная, эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением. По рисунку мереи она похожа на шевро.

Литература

  • Кюльн Э. П., Кирме К. К., Реймо Х. К., Самматавет Э. Г. Технология художественных изделий из кожи. - М.: Легкая и пищевая промышленность, .
  • Бастов Г. А. Художественное проектирование изделий из кожи. - М.: Легкая промышленность, .
  • Козлова Т. В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. - М.: Легпромбытиздат, .
  • Рязанская М. И., Вигдорович Ф. Л. Маленькая домашняя энциклопедия. - М.: .
  • Селифанова Л. Н. Ремонт кожгалантерейных изделий. - М.: Легкая индустрия, .
  • Николаева Ж. Б. Справочник: Кожгалантерейная промышленность. - М.: Легпромбытиздат, .
  • Страхов И. П., Аронина Ю. Н., Гайдаров Л. П. Химия и технология кожи и меха. - М.: Легкая индустрия. .
  • Бекмурзаев Л. А. Технология одежды из кожи. - М.: Форум, .

Несмотря на то, что кожаные аксессуары сегодня можно приобрести где угодно, изделия с «изюминкой» и индивидуальностью всё же пользуются высоким спросом. А значит, если проявить упорство и хватку, на производстве изделий из кожи можно построить неплохой бизнес.

В первую очередь нужно терпение и понимание, что шить как Hermes за пару месяцев не научишься. Всё приходит постепенно. По нашему опыту, большинство кожевников - самоучки, освоившие ремесло путём проб и ошибок. И причин такому положению дел несколько.

Во-первых, в России нет учебного заведения, которое обучало бы кожевенному делу от А до Я. То есть, конечно, обучиться работе с кожей и мехом можно, например, в Текстильном университете им. Косыгина, но там вы получите максиму знаний о производстве кожи и минимум - о бизнесе в этой сфере. А это не всегда нужно именно для старта собственного дела.

Во-вторых, в этой отрасли практически нет специализированной литературы на русском языке.

Обучиться кожевенному делу можно на мастер-классах, по роликам на Youtube и, конечно, на собственной практике методом проб и ошибок, задавая вопросы на специализированных форумах. Чтобы успешно осваивать кожевенное ремесло такими методами, в первую очередь нужны определенные личностные качества: умение работать руками, усидчивость и стремление делать свой продукт идеальным. А вот специальное образование необязательно. Большим плюсом будет также опыт ведения бизнеса, компетенции в сфере продвижения товаров.

С чего начать бизнес?

Для начала работы вам придётся запастись оборудованием. В первую очередь понадобится промышленная швейная машина для кожи. Стоить она будет порядка 40 тыс. рублей. Конечно, можно и сэкономить, купив машинку, побывавшую в эксплуатации, но по словам Екатерины Цмокилиной из Soroko Leather

Если нет опыта в шитье на промышленном швейном оборудовании и понимания принципов работы механизмов швейной машины, такой вариант не подойдет. Хорошую б/у машину надо искать долго и упорно.

Помимо машинки для работы понадобится и другое оборудование, в частности пресс для установки фурнитуры, ножи, пробойники, киянка, шило, раскройный мат и прочее. Набор инструментов и оборудования во многом зависит от того, какие именно изделия из кожи вы планируете делать и как собираетесь себя позиционировать. Например, если вы хотите прошивать все изделия исключительно вручную, то нет необходимости приобретать швейную машину, достаточно купить вощеную нить, специальные иголки, пробойники.

По ходу развития и понимания деталей вашей деятельности, вы будете приобретать новые инструменты, а от каких-то отказываться, потому что именно вам они могут не подойти.

Не забудьте и о главном - о расходных материалах. В частности, нужны будут сама кожа и химические вещества для работы с ней: клей, защитные покрытия для обработки кожи - водоотталкивающие, придающие глянец и т.д.

На первых порах на закупку материала понадобится порядка 15 тыс. рублей. Эта сумма вполне позволит и научиться работать с кожей, и заработать первые деньги, например, на изготовлении браслетов. В целом с учётом покупки расходных материалов и оборудования при запуске бизнеса вы вполне можете уложиться в 100 тыс. рублей.

Мастерская

Оборудование для кожевенного дела очень громоздким назвать нельзя, а потому мастерскую можно организовать прямо в собственной квартире. Но производство всё-таки потребует определённых условий.

В первую очередь, позаботьтесь о хорошем освещении в мастерской. Это позволит сберечь зрение, которое может пострадать от долгой и кропотливой работы с кожей. Лучше всего установить лампы дневного света.

Ещё одно важное требование - хорошая вентиляция или возможность проветривания помещения. При работе с кожей вам придётся использовать клей и различные составы, которые содержат ацетон или похожие на него вредные сильно пахнущие компоненты.

Также вам понадобится место для хранения: её необходимо хранить в рулонах или пластами, чтобы она не заминалась и не трескалась.

С учётом всего этого, мастерскую лучше организовать либо в отдельной комнате, либо вовсе вынести за пределы квартиры и разместить, например, в гараже.

Спрос и цены

Один из наиболее важных вопросов в этом бизнесе - ценообразование. Выставляя цену на готовый товар, главным образом стоит учитывать два фактора. Речь идёт о цене материалов, из которых сшито изделие, и о времени, которое ушло на выполнение работы.

С ассортиментом своих изделий вам нужно определиться самостоятельно. Не забывайте, что аксессуары из кожи - это не только портмоне и визитницы, которые пользуются стабильным спросом.

Сейчас в силу сложившейся моды наиболее востребованным товаром являются портупеи. В день к нам поступает до десяти заказов на различные модели портупей. Также довольно часто мы выполняем оптовые корпоративные заказы на брелки, ключницы и обложки на паспорта.

Выручка вашего предприятия может в значительной степени колебаться в зависимости от многих факторов. Главные из них - цена и количество проданных изделий, поэтому очень важно продумать схему работы и возможные каналы сбыта.

Вы можете работать как по продаже готовых изделий, так и по индивидуальному заказу. Лучше всего комбинировать эти две схемы.

Готовые изделия можно продавать по традиционной схеме через шоу-румы, салоны или магазины. При этом получить место в таких объектах стационарной торговли сегодня не так сложно: во многих из них можно арендовать полку. При этом всю выручку вы будете оставлять себе, а магазину отдавать лишь арендную плату. Правда, стоит оговориться, что такой способ продажи не всегда приносит ощутимую отдачу.

Ещё один канал сбыта - интернет, и пренебрегать его возможностями не стоит. Первое, что приходит на ум, - это продажа изделий через собственный сайт. Однако на первых вкладываться в его создание и раскрутку необязательно. Для начала стоит опробовать такие способы, как продажа изделий через социальные сети и специализированные онлайн-площадки для малого бизнеса.

Поскольку изделия будут изготавливаться на небольшом домашнем производстве и в сущности станут штучным товаром, можно подключить типичные для хенд-мейда каналы. Речь идёт о продажах через специальные интернет-площадки и оффлайновые ярмарки мастеров. Но, конечно, без продвижения своих товаров на серьёзные продажи рассчитывать не стоит.

Продвижение

Если вы, как это часто бывает, ограничены в средствах на развитие собственного бизнеса, стоит начать с бесплатного «сарафанного радио». Предложите свои изделия родственникам, друзьям или коллегам. Пусть расскажут о вас, рекомендуют знакомым.

После того, как вы убедитесь, что спрос на продукцию есть, можно и другие каналы, в первую очередь те же социальные сети или площадки для хенд-мейдеров.

Все ресурсы работают по-разному. Часть из них совсем не все подходит для продажи товаров, но хорошо выполняет функцию информирования о новинках и акциях

По мнению Екатерины Цмокилиной, не стоит также пренебрегать таким каналом, как СМИ. Если есть возможность сотрудничать с местными изданиями или блогерами, не отказывайтесь от неё.

24.12.2014 11244

В контексте антироссийских экономических санкций и активно поднимающегося ура-патриотизма все чаще говорят о запрете на ввоз иностранной одежды и обуви с целью стимуляции развития отечественного производства. «Россия сама себя обует!» - пишут пользователи социальных сетей, не обращая внимания на коварную игру слов. Какова реальная ситуация в отечественной кожевенно-обувной промышленности и сможет ли Россия в случае необходимости обуть себя сама, попытался разобраться Shoes Report, используя материалы, предоставленные нам Российским Союзом Кожевников и Обувщиков.

Об отрасли

Российская кожевенная промышленность - одна из старейших отечественных отраслей, она зарождалась в начале XVIII века, еще при Петре Первом (царь–реформатор в 1721 году издал свой Указ о запрете вывоза сырых шкур «... дабы сапоги тачали из российской кожи…» и положил начало рождения промышленности).

Этот сегмент легкой промышленности – единственный, в настоящее время, который полностью работает на российском сырье, обеспечивает натуральной кожей производство обуви (в том числе для Вооруженных Сил), кожгалантерейных изделий, мебели, автомобилей; является социально значимым, так как предприятия, расположенные во многих регионах страны зачастую являются градообразующими.

Многие предприятия имеют многовековую историю и хорошие традиции в кожевенном и обувном производстве. Конечно, отрасль неоднократно подвергалась реконструкции, но за последние два десятилетия она совершила прорыв: предприятия, построенные до 1990г., полностью технически обновлены, значительная часть устаревшего оборудования заменена на современное высокопроизводительное, позволяющее выпускать конкурентоспособную кожу и обувь (до 90% материалов приходится на обувную отрасль) , пользующихся спросом у населения и за рубежом (экспорт кожи и обуви составляет – порядка 20% и 10 %, соответственно). В настоящее время мы имеем обновленную кожевенную и обувную отечественную промышленность, выпускающую качественную, конкурентоспособную продукцию.

Кожевенные предприятия в технологическом плане предполагают переработку полного цикла - от сырых шкур до готовой кожи. В России сегодня функционирует более трех десятков кожевенных предприятий, выпускающих свыше 220 млн. кв. м натуральных кож. Чуть больше половины объема сырья перерабатывается на двух крупных заводах, остальные объемы перерабатываются средними и мелкими предприятиями. Все кожевенные заводы оснащены современным итальянским, чешским и испанским технологическим оборудованием.

Сырьевой вопрос

Сырьем для кожевенной промышленности служат отходы животноводства – шкуры крупного рогатого скот и незначительные объемы шкур свиней, коз и овец. Кожи мелкого рогатого скота (козы, овцы) в мире применяются мало по причине их малой площади, небольшой толщины, специфических свойств и высоких затрат на переработку, а шкуры синей стали больше использоваться в пищевой промышленности. Вопреки многочисленным предложениям, замена шкур крупного рогатого скота на другие виды сырья в масштабах отрасли невозможна. Россия не входит в первую десятку по поголовью скота и переработке шкур, располагаясь на 12-13 месте.

В 2014 году постановлением Правительства России кожевенное сырье и полуфабрикат были включены в Перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, наряду с молоком, зерном и т.п. Причиной принятия такого решения стала высокая социальная и оборонная значимость товара.

Исторически российские предприятия используют только отечественное сырье. Оно по стоимости ниже европейского и это позволяет выдавать качественный конечный продукт по вполне приемлемой цене, кроме того ввоз сырых шкур ограничен ветеринарными правилами, специфичностью товара при транспортировке, а также введением запретов на экспорт во многих сырьевых странах. В 2001 году по настоянию кожевенных предприятий была введена высокая, почти запретительная, пошлина на вывоз сырых шкур из России, и в следующие 10 лет кожевенно-обувная отрасль очень активно развивалась, показывая ежегодный рост объемов от 13% до 17%. Однако, параллельно шли и другие процессы. Поголовье скота ежегодно снижается, открылись границы со странами Таможенного Союза, по условиям ВТО снизились пошлины на вывоз кожевенного полуфабриката и ежегодно снижаются на сырые шкуры. Все это привело к росту экспорта сырьевых ресурсов: сырых шкур –через границы Казахстана и кожевенного полуфабрикат в страны Евросоюза. Для внутреннего производства ресурсов стало остро не хватать. За рубежом российское сырье пользуется повышенным спросом за низкую отпускную цену (на 50-60% ниже американских и европейских цен) и хорошее качество.

Грустная статистика

По данным таможни, в 2012 году из России было вывезено 23,8 тысячи тонн кожевенного полуфабриката, в 2013 году - уже 27,4 тысячи тонн. В пересчете на сырье вывозится до 30% лучших кожевенных ресурсов, что приводит к их дефициту внутри страны. Основным экспортерами полуфабриката из России являются сырьевые фирмы-посредники, попросту говоря, перекупщики. Пользуясь своим положением держателей сырья, они на «давальческой» основе перерабатывают его на кожевенных предприятиях до полуфабриката и экспортируют, в основном в Италию (до 80%).

Чем меньше становится ресурсов, тем ниже производство кожи и обуви в стране. За 2012-2013 года производство кож снизилось на 13,4%, кожаной обуви - на 14,7%. В 2014 году улучшения ситуации не произошло. Сложившаяся ситуация негативно влияет на социальный аспект - на занятость в отрасли. Так, для переработки единицы сырья до полуфабриката нужен всего один работник, для производства готовой кожи нужно 6 человек, а готовой обуви - еще 24. Экспорт сырья и полуфабриката приводит к потере рабочих мест.

По статистике, в 2012-2013 годах численность работников, занятых в этой отрасли, снизилась на 7 тысяч человек, что усилило социальную напряженность в регионах и требует дополнительных бюджетных средств на пособия по безработице. По примерной оценке, эта сумма ежегодно составляет до 490 миллионов рублей.

Альтернативные пути

В этой ситуации очевидным кажется поиск новых источников сырья, в том числе ввозить сырье из-за рубежа. Но здесь все тоже не просто. Использование европейского и американского сырья (сырых шкур и полуфабриката) не возможно по экономическим соображениям: как было указано выше, западные цены на 50-60% выше российских. В себестоимости готовой кожи доля сырья составляет примерно половину, поэтому его закупка по цене на 50-60% выше российской увеличит себестоимость кожи на 30%. При рентабельности кожевенного предприятия примерно 5,5% и росте себестоимости на 30% производство будет убыточным. Это приведет к массовому банкротству предприятий.

Импорт ресурсов из сырьевых стран также не возможен по причине введения в этих странах ограничений и запретов на вывоз сырья и полуфабриката (Индия, Узбекистан, Китай, Аргентина и др. страны), а также ветеринарных ограничений на ввоз в Россию.

Страны-соседи, члены Таможенного союза, не могут быть источниками ресурсов для российских предприятий. В Беларуси и Казахстане производители сами испытывают недостаток кожевенного сырья и закупают его в России, снижая и без того малые объемы его на нашем внутреннем рынке. Кроме того, через казахстанские открытые границы российское сырье массово вывозят за наличные деньги в Киргизию, а затем в Китай, оставляя без сырья и собственные казахстанские предприятия, которые производят только полуфабрикат и экспортируют его также через Киргизию в Китай.

Экстренные меры

В сложившейся ситуации производители кожи и обуви (РСКО) обратились в Правительство РФ с требованием обратить внимание на состояние этого сегмента легкой промышленности и принять защитные меры. В августе 2014 года был введен временный запрет (до 1 апреля 2015 года) на вывоз кожевенного полуфабриката из России. По оценкам экспертов, сохранение сырьевых ресурсов позволит стабилизировать кожевенный рынок, увеличить производство кож для внутреннего потребления и сохранить для государственного бюджета около 2,3 миллиардов рублей.

Конечный продукт

Практически вся российская кожаная обувь производится из отечественного сырья. Оборот экспорта кожевенно-обувной продукции в 2014 году составил около 260 миллионов долларов, что подтверждает конкурентоспособность российских товаров. Объем производства кожевенных товаров в России в год составляет свыше 220 миллионов квадратных метров. Из них можно изготовить 80-90 миллионов пар обуви. Этого, конечно, недостаточно, чтобы обуть всю страну. Но последние тенденции рынка таковы, что на долю кожаной обуви приходится только четверть объема потребления.

Все определяется покупательским спросом. По официальным данным Россия ежегодно потребляет около 455 миллионов пар обуви. Из них российского производства - 115 миллионов пар. Из всего объема обуви, потребляемой россиянами каждый год, на кожаную обувь приходится более 100 миллионов пар, то есть чуть больше 20%. Остальная обувь - из искусственных, текстильных материалов, пластмассы, резины и войлока. Если текстиль, резину и войлок в нашей стране успешно производят, то производство искусственных материалов для верха обуви и сырье для низа обуви у нас отсутствует. Поэтому производители закупают либо эти материалы, либо заготовки из них за рубежом: в Китае, Турции и других странах.

Сложившаяся в российской кожевенно-обувной промышленности ситуация сложная. Развитие внутреннего производства зависит от различных факторов и имеет много разных аспектов, но главных –всего два: наличие сырья и создание равной конкуренции для всех игроков на российском кожевенно-обувном рынке.

Наличие импорта на российском рынке необходимо, так как это конкуренция и движение вперед собственной промышленности. Но именно неравная конкуренция, имеющая место долгие годы, является главным тормозом развития российского производства. Например, более 10 лет в страну ввозится готовая кожа по цене стоимости сырья (менее 5 долл/кв.м), а средняя контрактная цена на импортную обувь не превышает 11 долл. за пару, при том, что минимальные розничные цены уже превысили 40-50 долларов/пар. В таких условиях, российским предприятиям сложно удерживать позиции, постоянно снижая свою доходность.

Чтобы Россия могла сама себя обуть, необходимо государству создать равные конкурентные условия как для импорта, так и для производства, а пока производить в России экономически мало эффективно, поэтому ситуация требует активного участия и поддержки государства.

Основные кожевенные заводы России

  • Богородский завод хромовых кож, Нижегородская обл.
  • «ВКП ЛТ», г Вязьма
  • «Шеврет», Волгоград
  • «Артэкс», г. Киров
  • «Вахруши-Юфть», Кировская обл.
  • Верхневолжский кожевенный завод, г.Осташков
  • «Раском», г. Рассказово
  • «Русская кожа»,г. Рязань
  • Рыбинский кожевенный завод, Ярославская обл.
  • Серпуховский кожевенный завод «Труд», Московская обл.
  • Таганрогский кожевенный завод, Ростовская обл.
  • Талдомский кожевенный завод, Московская обл.
  • «Хром», Ярославль
  • Спасский кожевенный завод, Рязанская обл.
  • «Кожа», г. Санкт-Петербург
  • «Хромтан», г. Богородск
  • «Бокоз», Нижегородсая обл.
  • «Шевро», Воронежская обл.
  • «Лайка», Краснодарский край
  • «Кариста», г. Нальчик
  • «Сафьян», г. Казань

В контексте антироссийских экономических санкций и активно поднимающегося ура-патриотизма все чаще говорят о запрете на ввоз иностранной одежды и обуви с целью стимуляции развития отечественного…

error: Content is protected !!