Какие вузы объединят в году. Россия: добровольное объединения ВУЗов

Я работал до лета 2013 года в СПбГУСЭ. Вуз не из звездных, но тем не менее... Осенью 2012 года стало известно об объединении вузов. Сложно сказать, на каком уровне и как принималось решение в нашем конкретном случае, но происходило все это безобразие на фоне таких событий, как признание вуза неэффективным и заказное убийство ректора, который, как мне кажется, выступал бы против той формы и тех условий, в которых оно произошло. Нас решили присоединить к Финэку и Инжэкону в рамках нового СПбГЭУ — Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Как и многих моих коллег, меня это коснулось самым непосредственным образом: начались повальные увольнения. Учитывая тот факт, что политика администрации в последние годы была — не проводить по конкурсу, а держать максимальное количество людей «на поводке» срочного договора, то это было просто «избиение младенцев» — нам не продлили договоры, технически это было и не увольнение даже. При этом нам постоянно обещали, что мы все сможем попасть на новые, объединенные, кафедры, если проявим чудеса рвения и таланта. Рассказывали о том, что в новом вузе будут только востребованные специальности, высокий проходной балл, высокая стоимость обучения и, как следствие, высокие зарплаты. Естественно, никто из уволенных на работу приглашен не был. В результате «грызни» за ставки и должности самые молодые и перспективные сотрудники (я не о себе) либо покинули вуз совсем, либо остались на жалкие доли ставки, пытаясь отыскать себе новую работу по специальности. Но в условиях массового объединения вузов сейчас это практически невозможно. «Страшилки» про толпы голодных уволенных гуманитариев стремительно становятся явью. Когда я узнал про объединение вузов, я посмеялся. Это так похоже на стандартную деятельность нашего государства — пытаться решить сложные и запущенные проблемы современного высшего образования в России при помощи набора нескольких простых механических мер, например, посредством объединения вузов, сокращения затрат. И не в том дело, что я не верю, что вузов слишком много что «наплодились» маловразумительные специальности, что в стране переизбыток плохо образованных выпускников с не очень котирующимися дипломами. Это все правда. Плохо то, что вместо попытки построить нормальную систему отбора абитуриентов, ввести адекватную систему финансирования, достойную заработную плату и интересный образовательный процесс, опять выбран простой и малополезный ход: объединить вузы, внедрить настолько невразумительную и неисполнимую систему показателей эффективности, что преподаватели вместо работы порой заняты бесконечным заполнением отчетных бумаг.

Так что мои ожидания от процесса объединения полностью оправдались. Мои коллеги, которые на свой страх и риск остались работать, рассказывают, что зарплату действительно повысили, ровно настолько, насколько высвободились средства, по-видимому, после увольнения нас, болезных. И грядет новая волна увольнений. Рядовые преподаватели с трепетом ожидают сокращения. И ГУСЭ, и Инжэкон практически уже уничтожены, остались только студенты (они же деньги платят) , специальности, кафедры и преподаватели исчезают. Фактически остался один Финэк, полностью «переваривший» присоединившиеся вузы.


Так что мое мнение такое: студентам объединение никак не повредило, разве что самые молодые и перспективные преподаватели исчезли из их расписания, но новые учебные программы и так свели к минимуму традиционные классические предметы вроде истории или философии. Преподаватели пострадали — вне всякого сомнения. Не очень понятно, что может побудить перспективную молодежь биться за оставшиеся места при сомнительных перспективах (и касательно набора, и касательно заработка, и касательно перспектив научного развития) . Государству польза одна: нужно было изобразить бурную деятельность по переустройству образования. Оно и изобразило.


Про другие вузы не могу говорить, подробностей не знаю. Но слышал, что СПбГЭУ планирует распродавать площади, которые достались ему после слияния с Инжэконом и СПбГУСЭ. Может, и врут.

Минобрнауки прекращает процесс объединения вузов, сообщила в понедельник глава ведомства Ольга Васильева. Фактически это решение отменяет процесс реорганизации высших учебных заведений, запущенный прежним министром Дмитрием Ливановым. В результате реорганизации за два года количество вузов и филиалов в России сократилось с 2486 до 1450. По мнению экспертов, заявление министра подтверждает, что «прежние слияния не были добровольными, как заявлялось». Ранее объединенные вузы уже обратились к новому министру с просьбой отменить приказы о реорганизации и вернуть учреждениям автономность.


В понедельник на заседании комитета Совета федерации по науке, образованию и культуре Ольга Васильева частично раскрыла ближайшие планы предстоящих перемен в образовательной политике. Выяснилось, что одно из главных нововведений - приостановка реорганизации высших учебных заведений: «Пока мы прекращаем все объединения, до каждого конкретного разбирательства». Процесс реорганизации вузов путем присоединения слабых вузов к более сильным был начат при прежнем главе Минобрнауки Дмитрии Ливанове: «Есть вузы, которые по тем или иным причинам оказались неинтересны для абитуриентов. Фактически это означает медленную смерть: сокращение числа преподавателей, закрытие кафедр и так далее. В этом случае мы предлагаем вузам объединение»,- объяснял господин Ливанов.

Он подчеркивал, что все объединения происходят на добровольной основе при обращении в Минобрнауки ученых советов. Тем не менее вокруг слияния вузов регулярно разгорались скандалы. Так, в 2015 году Московский авиационный технологический институт (МАТИ) был признан неэффективным и присоединен к Московскому авиационному институту (МАИ).

Объединенный вуз возглавил ректор МАТИ Александр Рождественский, которого обвинили в массовых увольнениях сотрудников МАИ. Петиция за его отставку набрала 10,5 тыс. подписей. В апреле 2016 года петицию студентов МГЮА им. О. Е. Кутафина против слияния с Госуниверситетом управления поддержали почти 2 тыс. человек, но, несмотря на это, объединение состоялось. Петиция против слияния РХТУ с МИСиС собрала 20 тыс. подписей - в итоге в Минобрнауки сообщили, что «ученые советы вузов с таким предложением в министерство не обращались», и опровергли информацию о готовящемся слиянии. В 2016 году реорганизации в числе прочих подверглись Российский государственный геологоразведочный университет им. Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ) и РГУ нефти и газа им. Губкина, Московский государственный университет леса (МГУЛ) и МГТУ им. Баумана, Московский госуниверситет печати им. Федорова и Московский политехнический университет. Минобрнауки ежегодно проводит мониторинг эффективности, несоответствие его критериям грозит вузам лишением лицензии или приостановкой аккредитации. Всего с 2014 по март 2016 года количество вузов и филиалов в России сократилось с 2486 до 1450.

В высказывании Ольги Васильевой содержится «очевидное противоречие» прежним заявлениям министерства, подчеркивает эксперт, знакомый с процессами объединения. «Фактически оно подтверждает, что прежние слияния не были добровольными, как заявлялось, а происходили по инициативе министерства»,- сказал собеседник “Ъ”. В Минобрнауки не смогли оперативно пояснить “Ъ” заявление министра.

Решение Минобрнауки о приостановке слияний может коснуться не всех вузов: на заседании комитета Совета федерации Ольга Васильева отметила, что «опорные университеты должны выполнять центральную роль в регионе». Таким образом, ведомство продолжит поддерживать проект по созданию сети региональных опорных вузов. Напомним, в январе 2016 года были определены 11 вузов, которые, объединившись с другими учреждениями высшего образования в своих регионах, станут опорными и получат субсидию в размере до 200 млн руб. в год.

«Сейчас, действительно, имеет смысл сделать паузу, изучить появившийся опыт, посмотреть, как работают уже состоявшиеся объединения, в том числе опорные вузы»,- сказал “Ъ” научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. «Структура высшего образования, сформированная на 90% в конце 1930-х годов, требует обновления»,- считает господин Фрумин, но этот процесс, по его мнению, требует времени и максимального вовлечения студентов и профессоров.

Еще до заявления Ольги Васильевой ранее реорганизованные вузы начали обращаться в ведомство с просьбой отменить решения прежнего руководства. Так, председатель комиссии по объединению МГРИ-РГГРУ (объединен с РГУ им. Губкина.- “Ъ”) Евгений Козловский 20 сентября 2016 года направил письмо на имя главы Минобрнауки, в котором просит отменить или приостановить действие приказа о реорганизации вуза «как не соответствующего поставленной цели и вызвавшего возмущение коллектива и геологических организаций». В обращении утверждается, что преобразования отрицательно сказались на подготовке кадров для геологоразведки, а вошедший в состав РГУ вуз готов продолжить работу автономно.

В понедельник госпожа Васильева заявила также о намерении усилить контроль за расходами вузов-участников госпрограммы по повышению международной конкурентоспособности: «Вот у нас сейчас проект “5–100”. Это университеты, в которые вложены большие деньги, но возникает вопрос, какова их отдача. Бюджет должен расходоваться очень экономно». В программе, созданной Минобрнауки для реализации майских указов президента по вхождению не менее пяти вузов РФ в топ-100 мировых рейтингов к 2020 году, участвует 21 вуз. С 2013 по 2015 год из бюджета на проект было выделено 54 млрд руб., на 2016–2017 годы запланировано еще 14,5 млрд руб. В январе 2016 года Счетная палата поставила под сомнение реализацию указов президента, обвинив Минобрнауки в неэффективной трате средств.

Процесс слияния вузов, начатый при Дмитрии Ливанове, будет приостановлен, заявила министр образования и науки Ольга Васильева на недавнем заседании в Совфеде. сайт вспоминает, как реализовывался проект объединения университетов и какие результаты были получены.

Что произошло?

Новый министр образования и науки не сообщила, почему было принято решение о прекращении процесса объединения, однако вслед за заявлением сразу добавила, что ведомство продолжит следить за тем, чтобы бюджетные средства в вузах расходовались рационально. В целом прекращение слияния учебных заведений выглядит как отмена еще одной инициативы бывшего министра образования и науки Дмитрия Ливанова, ведь именно по его предложению была частично реализована программа объединения и реорганизации вузов. Согласно проекту, объединению подлежат непопулярные образовательные учреждения, например те, чьи дипломы в меньшей степени котируются у работодателей, или которые, согласно мониторингу, не располагают финансами, необходимыми для эффективной работы. По замыслу реформаторов, примерно 20% российских вузов должны были быть реорганизованы. По результатам мониторинга 2012 года в реорганизации нуждались 136 вузов и 450 филиалов. На сегодняшний день, в связи с реорганизацией, фактически прекратили свою деятельность 96 вузов, шесть из которых находятся в Санкт-Петербурге и 22 - в Москве.

Объединяй и властвуй

До настоящего момента в России существовало четыре модели объединения институтов и университетов. В рамках первой модели поглощение вуза происходит на добровольной основе, что позволяет ему сохранить часть своих возможностей и приумножить финансирование. Любопытно, что, по утверждению Министерства, объединения были возможны только на добровольной основе, тогда как в большинстве случаев реорганизация сопровождалась протестами преподавательского состава и самих студентов. Вторая модель реорганизации - поглощение вуза, меньшего по размерам, головным институтом. Третья модель практически не отличается от предыдущей, за исключением того, что объединение происходило, прежде всего, при поддержке региональных властей. Это зачастую приводило к конфликтам. Четвертая модель реорганизации - слияние, когда из двух заведений фактически формируется одно новое учреждение с новым названием.

Сама идея объединения образовательных учреждений, как ни странно, пришла с Запада: Калифорнийский университет представляет собой объединение 10 университетов, к которым, в частности, относится университет в Беркли, подаривший миру 61 лауреата Нобелевской премии. Но насколько эффективным было объединение вузов в России - спорный вопрос. Одним из первых российских университетов, возникших в результате объединения, стал Южный федеральный университет в Ростове-на-Дону, куда вошли Ростовский государственный университет, Таганрогский государственный радиотехнический университет, Ростовский государственный педагогический университет и Ростовская государственная академия архитектуры и искусств. Аналогичная трансформация произошла в Красноярске, где на базе шести вузов действует Сибирский федеральный университет.

Один за всех, все за одного

Не все вузы, попавшие в «расстрельный» список, были довольны положением дел. Так, в 2012 году студенты и преподаватели Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ) и Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина провели масштабную протестную акцию против слияния учебных заведений. Желание региональных властей оптимизировать расходы и повысить рейтинг вуза могло привести к присоединению технического университета к гуманитарному с полным лишением материально-технической базы и независимого статуса ТГТУ. Кроме этого, студентов и преподавателей просто поставили перед фактом о программе объединения. Однако власти обратили внимание на недовольство протестующих, и тамбовские университеты избежали реорганизации.

Забастовки проводили и учащиеся московских высших школ: в конце 2012 года студенты Российского государственного торгово-экономического университета протестовали против присоединения их к РЭУ имени Г.В. Плеханова, но, в отличие от Тамбова, участи реорганизации университету избежать не удалось. В 2015 году к РЭУ также присоединили Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Протестными мероприятиями сопровождалось присоединение Московского государственного горного университета (МГГУ) к Национальному исследовательскому технологическому университету «Московский институт стали и сплавов» (МИСиС). Студенты и преподаватели МГГУ, выступая против интеграции, назвали ее подобием «рейдерского захвата», вспомнив лексику 1990-х. Другая проблема была связана с тем, что студенты МГГУ и МИСиС учились по разным системам образования с разными сроками обучения - в МИСиС готовили бакалавров, тогда как МГГУ выпускал специалистов.

Полемикой также сопровождалось слияние Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и Государственного университете управления (ГУУ). Против выступали обе стороны: «юристы» боялись потерять престиж, а «управленцы» - автономию. Учебное заведение должно было бы получить новое название, которое могли выбрать сами вузы. Студенты грустно шутили, что в результате слияния появится «Объединенный государственный правовой университет (ОГПУ) имени тов. Ливанова». Как в академии относятся к присоединению ГУУ, в МГЮА не комментируют.

Химия и жесть

В начале 2016 года в СМИ появились сообщения о возможном объединении Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева (РХТУ) и МИСиС. Преподаватели и студенты РХТУ начали протестовать еще до официального подтверждения в Минобре, собирая подписи в петиции против присоединения. «Мендеелевка» испугалась, что после присоединения МИСиС лишится собственной научной школы, вспомнив о ситуации с объединением Московского института тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова (МИТХТ) и «непрофильного» Московского государственного университета информационных технологий, радиотехники и электроники (МГТУ МИРЭА). Позже Министерство опровергло сообщение об объединении вузов. Однако «осадочек остался». сайт обратился в «Менделеевку» с просьбой прокомментировать маячившую перспективу объединения с МИСиС: «Нам никто ничего не говорил. Все осталось на том уровне. Сейчас все зависит от министра, какую она политику будет проводить. Как Ливанова сменила, даже разговоров об этом не стало».

Объединение вузов в России

Росстат http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm

Зачем нужно слияние с точки зрения государства

По мнению государства, объединение сэкономит деньги и улучшит качество образования. Эксперты подтверждают: необходимость реформирования системы высшего образования назрела, 20% вузов потребляют почти 80% ресурсов. Расходы, которые несет государство по их содержанию, совершенно не пропорциональны коэффициенту продуктивности работы.

Главный показатель неэффективности — отсутствие российских высших учебных заведений в международных рейтингах лучших вузов мира. Вот эту проблему хотят решить слиянием.
В результате появляются три вида вузов: федеральные, национальные и исследовательские.

Андрей Озеров,

депутат Государственной Думы VI созыва от партии «Справедливая Россия»

Минусы от такого рода объединений отразятся на профессорско-преподавательском составе. Не секрет, что в России в целом он достаточно консервативный и возрастной. Ротация и вообще любые изменения происходят очень медленно, а объединение предполагает оптимизацию ресурсов, в том числе и человеческих.

Как происходит слияние

Единой технологии нет. Есть разные варианты:

1.Вузы соединяют по принципу «подобное — к подобному» (например, Государственная морская академия (ГМА) имени адмирала С.О. Макарова и Санкт-Петербургский Государственный университет водных коммуникаций (СПбГУВК) .

2.Вузы соединяют по территориальному принципу (например, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Московский государственный институт электроники и математики).

3.Вузы соединяют без специального подхода, в том числе, невзирая на местонахождение в разных городах (например, Кузбасская государственная педагогическая академия и Кемеровский государственный Университет) .
Нужно также иметь в виду, что есть варианты слияния: иногда вузы сливаются в один, а иногда один вуз становится филиалом другого.

Как на Западе?

Укрупнение высшего образования — это общемировая тенденция, свойственная странам Европы и США в последние три десятилетия.
Например, в Норвегии после реформы образования 1994 года появился Университет Тронхейма. Он был основан в результате слияния Колледжа искусств и наук, Музея естествознания и археологии и Норвежского Университета технологий.

Единственное, но существенное отличие этих процессов на западе от российского тренда — заключается в том, что европейские Университеты могут отменить свое решение об объединении на любом этапе, если им не понравится получившийся результат. В России обратного хода нет.

Процесс пошел...

Практика укрупнения вузов в России существовала и в 1990-е — 2000-е годы. Так, Курганский университет возник путем объединения машиностроительного и педагогического институтов. Через объединение образовались университеты в Новгороде Великом, Оренбурге. Эти процессы шли по инициативе «снизу» — от самих вузов. Региональные власти поддержали тенденцию, потому что видели в этом «плюсы».

За последние два года процесс реорганизации приобрел целенаправленный и системный характер. Теперь все происходит в русле четко сформулированного госзаказа и политики Минобрнауки.

Осенью 2012 года Министерством образования и науки был проведен мониторинг. Он определил список вузов, признанных неэффективными. Всего оценили 541 государственный вуз и 994 филиала по следующим критериям:

Средний балл ЕГЭ,
. процент иностранных студентов,
. объем научной работы,
. общий доход и площадь помещения на одного студента и некоторые другие.
В итоге, нуждающимися в реорганизации были признаны 30 вузов и 262 филиала.

В последние годы, например, правительство пошло путем создания Федеральных университетов, что видно из таблицы.

Название вуза Какие вузы вошли в его состав Год образования
Курганский государственный университет Курганский машиностроительный университет;
Курганский педагогический институт
1995
Новгородский государственный университет Новгородский политехнический институт (НПИ);
Новгородский государственный педагогический институт (НГПИ);
Новгородский сельскохозяйственный институт (НСхИ)
1993
Оренбургский государственный институт менеджмента Реорганизация экспериментального учебного комплекса «школа-вуз-институт повышения квалификации» 1999
Сибирский Федеральный Университет (СФУ) Красноярский государственный Университет (КрасГУ);
Красноярская архитектурно-строительная академия (КрасГАСА);
Красноярский государственный технический университет (КГТУ);
Государственный университет цветных металлов и золота (ГУЦМИЗ);
Красноярский государственный торгово-экономический институт (КГТЭИ);
Научно-исследовательский инженерный центр (НИИЦ) «Кристалл»
2006
Южный Федеральный Университет (ЮФУ) Ростовский государственный Университет;
Таганрогский государственный радиотехнический университет;
Ростовский государственный педагогический университет;
Ростовская государственная академия архитектуры и искусств.
2006
Уральский Федеральный Университет Уральский государственный технический университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
Уральский государственный университет имени А. М. Горького
2010
Дальневосточный федеральный Университет Дальневосточный Федеральный университет;
Дальневосточный Федеральный технический университет;
Тихоокеанский государственный экономический университет;
Уссурийский государственный педагогический институт.
2010
Балтийский федеральный университет им.Э.Канта Российский государственный университет им.Э.Канта 2010
Казанский (Приволжский) федеральный университет Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина;
Академия государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан;
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет;
Казанский государственный финансово-экономический институт (КГФЭИ);
Елабужский государственный педагогический университет (ЕГПУ).
2010
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова Архангельский государственный технический университет;
Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова;
Архангельский лесотехнический колледж Императора Петра I;
Северодвинский технический колледж;
Институт судостроения и морской арктической техники в г.Северодвинске;
Архангельский филиал ВЗФЭИ.
2010
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова(СВФУ) Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова;
Якутский государственный инженерно-технический институт;
Саха государственная педагогическая академия.
2010
Северо-Кавказский федеральный университет(СКФУ) Северо-Кавказский государственный технический университет;
Ставропольский государственный университет;
Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет
2012

Недовольные — есть!

Конечно, не все были согласны с такой объединительной политикой. Беспрецедентной стала отмена приказа Минобрнауки об объединении Тамбовского государственного технического Университета (ТГТУ) и Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина (ТГУ) в октябре 2012 года. Тогда студенты ТГТУ провели серию митингов и акций, отстояв право на независимость своего вуза.

Видимо, воодушевленные примером своих коллег, 18-20 декабря 2012 г. попытку мятежа предприняли студенты Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). Администрация вуза забастовку не поддержала, хотя согласилась, что мониторинг РГТЭУ был проведен некорректно. Студенты прекратили бунтовать только после того, как им пообещали, что все они смогут закончить обучение на тех же условиях, на которых они поступали. Тем не менее, решение о реорганизации вуза не было отменено.

В Новокузнецке Кемеровской области в настоящее время идет процесс присоединения Кузбасской государственной педагогической Академии к филиалу Кемеровского госунивеситета.

В Педакадемии ситуацию восприняли как унизительную. Присоединяться сотрудники и студенты не хотели, потому что Педакадемия — это:

Единственное педагогическое высшее учебное заведение юга Кузбасса,

Один из старейших в регионе вуз.

Среди студентов — тоже есть недовольные.

Михаил Бучнев,

студент КузГПА.

Я против объединения вузов, так как я целенаправленно поступал в пединститут, а в итоге получу диплом не педагогического вуза. Обучаясь на протяжении 5 лет в родном вузе, я получил очень многое, и горд, что учился там, а теперь вуз исчезнет.

А еще мне жаль, что в результате организации будут потеряны традиции, которые складывались в течение семидесяти лет.

Пострадают ли сотрудники?

Масштабных сокращений профессорского-преподавательского состава вроде бы не происходит ни в одном из реорганизованных учебных заведений. Несомненно, унифицируются некоторые отделы, дублирующие друг друга (библиотеки, бухгалтерия) , но это тот минимум, сокращением которого надеются обойтись. Тем не менее, есть люди, которым не по себе. Тянущийся не первый год демографический спад приводит к сокращению потока абитуриентов.

Установленное Минобрнауки соотношение преподаватель-студенты 1:10 в случае объединения может привести к очередным увольнениям.

Михаил Эскиндаров,

ректор Финансового университета при Правительстве РФ

Если говорить о том, кто выигрывает и кто проигрывает в ходе реорганизации, уверенно могу сказать — у нас выиграли все: преподаватели ощутили повышение зарплаты, студенты получили первоклассных наставников, например, в лице министра финансов РФ Антона Силуанова, который стал деканом одного из факультетов.

Да, не все гладко — отчислены 200 студентов, имевшие ряд длительно сохраняющихся академических задолженностей, но при общей численности в 80 тысяч студентов, это, сами понимаете, не массовые отчисления. Ушли 52 преподавателя, но ушли сами, осознав, что повышения требований они не выдержат.

Пострадают ли студенты?

В отношении студентов всех реорганизованных вузов Министерство заявило четкую позицию: те, кто начал обучение в одном вузе, а заканчивает объединенный, никаких неудобств почувствовать не должны. Все студенты всех специальностей и курсов будут доучиваться на прежних условиях и получат дипломы того вуза, в который поступали изначально.

Процесс объединения и реорганизации вузов, безусловно, очень не простой, коснулся многих и многих людей — преподавателей, студентов и их родителей, чиновников, всех тех, кто заинтересован в качественной подготовке будущих специалистов. Направленный на оздоровление ситуации, он сегодня, получает неоднозначную оценку заинтересованных лиц.

Возможно, и вас тоже напрямую коснулась эта проблема?!
«ПОнедельник» планирует продолжить тему объединения вузов. Еще раз обсудить и саму идею и тактику ее реализации, и первые результаты этой работы. Пожалуйста, присылайте свои мнения, комментарии, вопросы, суждения.

11 июля у Президента РФ прошло совещание по вопросам реализации его в сфере социальной политики.

В своем выступлении Президент высказал мнение, что в системе образования необходимы серьёзные структурные преобразования и изменения . "У нас есть высшие учебные заведения, и мы тоже об этом неоднократно говорили, которые предоставляют студентам абсолютно невостребованные на рынке труда услуги – некачественное образование попросту говоря. Некоторым таким псевдовузам зачастую не удаётся заполнить даже бюджетные места. Необходимо до конца текущего года выявить неэффективно работающие государственные вузы, программа их реструктуризации, в том числе за счёт присоединения к более сильным учебным заведениям, должна быть разработана и утверждена до мая 2013 года, не позднее, во всяком случае. Если раньше удастся, будет ещё лучше." - заявил В.В. Путин .

Напомним, что днем ранее, 10 июля, в Минобрнауки РФ прошло , посвященное проведению мониторинга государственных образовательных учреждений. По результатам мониторинга, который должен завершиться до конца августа, будет проведен анализ деятельности всех учебных заведений.

Заметим, что к идее о реструктуризации российских вузов положительно относятся представители образовательного сообщества. Так ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий отметил, что "ректорское сообщество целиком поддерживает идею реорганизации вузов и повышения качества высшего образования", а ректор Санкт-Петербургского государственного университета, председатель Ассоциации ведущих университетов Николай Кропачев сообщил, что "критерии оценки деятельности вузов достаточно давно находятся в работе, соответствующая комиссия Ассоциации ведущих университетов готовит наши предложения" и на следующей неделе представит итоговые предложения в Министерство.

Хотелось бы обратить внимание, что процесс укрупнения, слияния и объединения вузов началась задолго до президентских указов 7 мая 2012 года.

Так за последнее время объединились ряд крупных вузов:

    в сентябре 2010 года к Академии народного хозяйства была присоединена Российская академия государственной службы и ряд региональных вузов. В результате этого образовалась Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Сейчас в состав РАНХиГС входят 22 факультета, аспирантура, докторантура, научно-исследовательские институты и центры, колледж многоуровневого профессионального образования, библиотека, издательство, функциональные управления и отделы, 68 филиалов.

    в конце декабря 2011 года начался процесс присоединения Московского государственного института электроники и математики к Высшей школе экономики. Институт сохранит свою автономию в ВШЭ под названием МИЭМ НИУ ВШЭ и будет включать в себя 3 факультета и 15 кафедр.

    в декабре 2011 года к Финансовому университету при Правительстве РФ в качестве структурных подразделений были присоединены Всероссийский заочный финансово-экономический институт и Московский государственный колледж информатики и электронной техники, а уже в мае 2012 года к ФУ присоединили, подведомственные Минфину РФ, Государственный университет и Всероссийскую государственную налоговую академию. Отныне Финансовый университет будет включать в себя 14 факультетов, 55 кафедр, 5 институтов, 3 высших школы, 7 научно-исследовательских институтов и центров, 3 учебно-научныe лаборатории, 11 филиалов в семи регионах России (не считая филиалов ВЗФЭИ)

    в 2012 году к своему историческому состоянию вернулись Московский институт стали и сплавов и Московский горный государственный университет, которые разделились на два вуза в 1930 году. В тот год из состава Московской горной академии выделились Московский институт стали и Московский институт цветных металлов и золота. Спустя 76 лет Государственный университет цветных металлов и золота вошел в состав Сибирского федерального университета, а спустя еще 6 лет объединились МИСиС и МГГУ.

Особо стоит отметить, начавшийся в 2006 году, процесс создания федеральных университетов . В том году были созданы два таких университета - Сибирский Федеральный Университет (СФУ) и Южный федеральный университет (ЮФУ).

СФУ был создан на базе Красноярского госуниверситета, к которому присоединили 3 крупных вуза Красноярска - архитектурно-строительную академию (КрасГАСА), государственный технический университет (КГТУ) и госуниверситет цветных металлов и золота (ГУЦМИЗ).

ЮФУ создавался из трёх вузов Ростова-на-Дону (Ростовского госуниверситета, академии архитектуры и искусства, государственного педагогического университета) и Таганрогского государственного радиотехнического университета.

7 мая 2008 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ "О федеральных университетах" , согласно которому Правительству Российской Федерации было поручено в двухмесячный срок разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, определяющего порядок создания и деятельности федеральных университетов. Менее чем через год 24 февраля 2009 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" , согласно которому, "Федеральные университеты создаются Правительством РФ на основании решения Президента РФ в форме автономного учреждения, как правило, на базе федеральных государственных вузов и научных организаций, государственных академий наук и их региональных отделений."

В течение последующих четырех лет в России было создано еще 7 федеральных университетов: Балтийский, Дальневосточный, Казанский (Приволжский), Северный (Арктический), Северо-Восточный, Северо-Кавказский и Уральский. Все девять федеральных университетов объединили в себе 30 высших и средних учебных заведений.

Кроме этих больших и значимых реорганизаций, в России прошли и множество других "менее заметных" поглощений, слияний и объединений высших учебных заведений.

По мнению Президента РФ подобные реорганизации (в том числе за счет присоединения "слабых" к "более сильным"), программа которых должна быть утверждена до мая 2013 года, приведут к оздоровлению системы высшего образования и позволит увеличить финансирование сильных вузов, а также повысить заработные платы преподавателям и профессорам.

Что до конца июля Правительство должно внести в Государственную Думу проект закона об образовании, принятие которого, наверняка, будет способствовать дальнейшему распространению процессов объединений российских учебных заведений.

error: Content is protected !!