Сергей есенин год рождения и смерти. Когда родился и умер Сергей Есенин

Одним из ярких представителей Серебряного века является Сергей Есенин, чьи стихи наполнены особым чувством. Прежде всего, в стихах мы видим любовь к деревне и Родине. Давайте познакомимся с писателем и поэтом Сергеем Есениным поближе, изучив кратко его и самое важное из его жизни.

Сергей Есенин краткая биография

Насыщенная и интересная краткая биография Сергея Есенина для детей начинается с его рождения. Появился на свет писатель в деревне Константиново в 1895 году, в Рязанской губернии. Выходец из крестьян, Сергей Есенин, здесь же в деревне, получил начальное образование.

По окончанию церковноприходского учреждения, Есенин направляется в столицу. Работая в мясной лавке, а позже в типографии, Сергей поступает в университет и учится на историко-философском факультете. Закончив учебу, будущий поэт едет в Санкт-Петербург, где в 1916 году его мобилизировали на войну, но попадает он не на фронт, а в санчасть Царскосельского госпиталя. Данный период стал для поэта творческим и плодотворным.

Литературное творчество

Одним из интересных фактов творчества Есенина являются стихи детям, что вышли в печать в 1914 году в печатном издании Мирок. В Петербурге писатель знакомится с Городецким, Клюевым, Блоком и другими участниками литературного объединения, куда входил и Есенин. В 1916 году публикуются первые стихи поэта. Сборник Радуница приносит огромный успех Есенину. Поэт часто читает свои работы на публике, и даже выступает перед императрицей. При этом продолжает работать, издавая такие поэмы, как Инония и Преображение. Отправившись в столицу, Есенин увлекся имажинизмом, написав такие работы как Стихи скандалиста, Москву кабацкую, там же была и работа Исповедь хулигана.

Есенин любил путешествовать. Он побывал на Кавказе, ездил в Крым, был в Соловках, в Ташкенте. Путешествуя, поэт работал над своим произведением Пугачев.

Личная жизнь

Наверное, самым ярким событием в судьбе поэта была встреча с американкой Айседорой Дункан. Спустя полгода после встречи, в 1921 году пара женится. Однако это был не единственный брак поэта. До американки Есенин жил с Изрядновой, в браке с которой у него родился сын. После размолвки с Изрядновой, в 1917 году Есенин женился на Райх. Однако и с ней брак оказался недолгим. Оставив на руках Райх дочь и еще нерожденного сына, поэт увлечен Айседорой Дункан. Пара устроила незабываемое романтическое путешествие, посещая Европу, Канаду и США. Но и этот брак просуществовал недолго, хотя сам период жизни с Дункан подарил миру одни из лучших стихотворений и поэм писателя.

Последней попыткой Есенина создать семью была с внучкой Толстого, но и брак оказался несчастливым. К тому же распадается и кружок имажинистов, а Есенин находится в депрессивном состоянии.

На последнем этапе жизни биографию Есенина пополняет Баллада о двадцати шести и поэма .

В 1925 году поэт попадает в психоневрологическую клинику, где начинает проходить курс реабилитации, но лечение прерывает и направляется в Ленинград. В одной из гостиниц ленинграда и завершается жизнь поэта. Он покончил с собой, не выдержав душевной депрессии.

Краткая биография Сергея Есенина.
Родился Сергей Александрович Есенин 21 сентября (4 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки (Федора Титова), знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала много сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала "толчки" к написанию первых стихов.
В 1904 году Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.
В 1910-1912 Есенин довольно много пишет, и среди стихов этих лет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина "Радуница" вышел в 1916 году. Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, - свидетельство того, что пуповина, связывающая поэта с деревенским миром детства, была еще весьма прочна в период их написания.
Само название книги Радуница нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница - это день поминовения усопших; с другой - это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками. По сути одно и не противоречит другому, во всяком случае, в стихах Есенина, отличительная черта которых - потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение: Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвести и умереть... Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно выразительны, а человек (автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной (Там, где капустные грядки… Подражание песне, Выткался на озере алый свет зари..., Дымом половодье зализало ил. ., Хороша была Танюша, краше не было в селе. .).
После окончания Спасо-Клепиковского училища в 1912 Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографию И.Д. Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: "Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо работать: Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить... ". В декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, "отдается весь стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете "Новь", "Парус", "Заря"..."
Упоминание Изрядновой, о распространении нелегальной литературы, связано с участием Есенина в литературно-музыкальном кружке крестьянского поэта И. Сурикова - собрании весьма пестром, как в эстетическом, так и в политическом отношениях (его членами состояли и эсеры, и меньшевики, и большевистские настроенные рабочие). Ходит поэт и на занятия народного университета Шанявского - первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования - слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях.
Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы (Кузнец, Бельгия и др.). А поэмы тех лет - Марфа Посадница, Ус, Песнь об Евпатии Коловратке - одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну "естественности человеческих отношений". Тема же обреченной скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос:

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Известно, что в 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилева и А. Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась - жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной...
Тем временем Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915 поэт решает перебраться туда.
В Петербурге Есенин посетил А. Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока: "Стихи свежие, чистые, голосистые... ". Так благодаря участию Блока и поэта С. Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя - их особая простота в совокупности с "прожигающими" душу образами, трогательная непосредственность "деревенского паренька", а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие. Одни видели в Есенине простого юношу из деревни, по мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие - например, Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителем спасительного, по их мнению, для России мистического народного православия, человека из древнего затонувшего "Града Китежа", всячески подчеркивая и культивируя в его стихах религиозные мотивы (Иисус-младенец., Алый мрак в небесной черни., Тучи с ожереби) (Ржут, как сто кобыл.).
В конце 1915 - начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н. Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое - тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего "друга-врага". Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: "Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества..."
И эта "настоящая жизнь Руси" несла Есенина и его попутчиков на "корабле современности" все дальше. В разгаре. Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди: Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Чем вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературных покровителей. В том "глухом чаду пожара", о котором писала А. Ахматова, все ценности, как человеческие, так и политические, оказались перемешаны, и "грядущий хам" (выражение Д. Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами...
Сначала в революционных бурных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земли и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал: О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами. / Встает иная степь... (1917). Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Христианское мировоззрение в это время переплетается в его стихах с богоборческими и пантеистическими мотивами, с восхищенными возгласами в адрес новой власти:

Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,
Я - большевик.

Он пишет несколько небольших поэм: Преображение, Отчарь, Октоих, Иония. Многие строки из них, звучавшие порою вызывающе скандально, шокировали современников:

Языком вылижу на иконах я
Лики мучеников и святых.
Обещаю вам град Инонию,
Где живет божество живых.

Не менее знаменитыми стали строки из поэмы Преображение:

Облаки лают,
Ревет златозубая высь...
Пою и взываю:
Господи, отелись!

В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в древнерусском искусстве, в "узловой завязи природы с сущностью человека", в народном творчестве. Эти мысли он излагает в статье Ключи Марии, в которой высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь, все на тот же деревенский уклад: "Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня".
Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С. Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин "понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не "великая бескровная", а началось время темное и беспощадное... ". И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.
В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов. (ИМАЖИНИЗМ [от французского image - образ] - направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914-1918 (основатели его - Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русские имажинисты выступили со своей декларацией в начале 1919 в журналах "Сирена" (Воронеж) и "Советская страна" (Москва). Ядро группы составляли В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов и некоторые др. Организационно они объединялись вокруг издательства "Имажинисты", "Чихи-Пихи", книжной лавки и небезызвестного в свое время литовского кафе "Стойло Пегаса". Позднее имажинистами выпускался журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасном", прекратившийся в 1924 на четвертом номере. Вскоре после этого группа распалась.
Теория Имажинистов основана принципом поэзии, провозглашает примат "образа как такового". Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой И. "Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов" ("Декларация" имажинистов). Теоретическое обоснование этого принципа сводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору. Поэтический образ отождествляется с тем, что Потебня называл "внутренней формой слова". "Рождение слова речи и языка из чрева образа, - говорит Мариенгоф, - предначертало раз и навсегда образное начало будущей поэзии". "Необходимо помнить всегда первоначальный образ слова". Если в практической речи "понятийность" слова вытесняет его "образность", то в поэзии образ исключает смысл, содержание: "поедание образом смысла - вот путь развития поэтического слова" (Шершеневич). В связи с этим происходит ломка грамматики, призыв к аграмматичности: "смысл слова заложен не только в корне слова, но и в грамматической форме. Образ слова только в корне. Ломая грамматику, мы уничтожаем потенциальную силу содержания, сохраняя прежнюю силу образа" (Шершеневич, 2Ч2=5). Стихотворение, являющееся аграмматическим "каталогом образов", естественно не укладывается и в правильные метрические формы: "vers libre образов" требует "vers libre’a" ритмического: "Свободный стих составляет неотъемлемую сущность имажинистской поэзии, отличающейся чрезвычайной резкостью образных переходов" (Мариенгоф). "Стихотворение - не организм, а толпа образов, из него может быть вынут один образ, вставлено еще десять" (Шершеневич)).
Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: "Искусство, построенное на содержании... должно было погибнуть от истерики". В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.
Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным, от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести "новый град - Инонию" придают лирике Есенина трагические настроения. Листья в его стихах шепчут уже "по-осеннему", свистят по всей стране, как Осень, Шарлатан, убийца и злодей и прозревшие вежды. Закрывает одна лишь смерть...
Я последний поэт деревни - пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 он признавался: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений".
В то же время Есенин работает над поэмами Пугачев и Номах. Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно - руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость. Так "страна негодяев" для Номаха - и тот край, в котором он живет, и вообще любое государство, где... если преступно здесь быть бандитом, / То не более преступно, чем быть королем...
Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком.
Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он "разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки.
В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая:

Снова пьют здесь, дерутся и плачут.
Под гармоники желтую грусть...

Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России.
По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Но его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали - к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, "крестьянский" поэт.
Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать - еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней.
Среди лучших стихов его последних лет - Письмо к женщине, Персидские мотивы, небольшие поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину, Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка?.), Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать...
И, наконец, стихотворение "Отговорила роща золотая", в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от изящной словесности:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом...

28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - было написано в этой гостинице кровью. По свидетельству друзей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать кровью.
По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось.
В 1970-1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ. В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева). В 1990-е годы различными авторами продолжали выдвигаться как новые аргументы в поддержку версии об убийстве, так и контраргументы. Версия убийства Есенина представлена в сериале «Есенин».
Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творчество Сергея Александровича Есенина , неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя.
Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная,искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир,тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека,слишком долго остававшегося в"узком промежутке"старых чувств и воззрений.И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина- "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств,они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях- отчаяние,тлен,безысходная грусть.Сергей Есенин прежде всего- певец Руси,и в его стихах,
по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них "русский дух",в них "Русью пахнет". Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия:"Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время("Преображение","Инония", "Небесный барабанщик"), проникнуты бунтарскими настроениями.Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал:"Мать моя родина, я-большевик!" Но Есенин, как он сам писал,воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном","больше стихийно,чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции,о будущем,о социализме. В поэме"Инония"он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным "мужицким раем". Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:

Вижу вас,злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.

Но фантастическим видениям мужицкой Инонии,естественно,не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат,деревню вёл за собой город."Ведь идёт совершенно не тот социализм,о котором я думал",-заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать"железного гостя", несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую,уходящую"деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной,нищей,обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период.Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит."...Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство",-писал Есенин по возвращении на родину в очерке "Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь хулигана", написанном сразу же по приезде из-за границы,настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье,верой в любовь и будущее.Прекрасное стихотворение"Заметался пожар голубой...", полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь-как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Творчество Есенина - одна из ярких,глубоко волнующих страниц истории советской литературы.Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта,для которого самым дорогим на всей планете была Русь...

Есенин Сергей Александрович (1895 - 1925) - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики. Среди биографий поэтов особое место занимают жизнеописания тех гениев, чья кончина была трагической. Краткая биография Есенина относится именно к этой категории.

Краткая биография Есенина

Есенин справедливо ставится на один пьедестал с величайшими поэтами России: Пушкиным, Лермонтовым, Блоком и Ахматовой. Прочитав краткое изложение его вы поймете, почему это так.

Детство и юность

Родился Сергей Есенин в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. С детства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг.

Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 году Есенин переехал в Москву, где служил у купца его отец.

Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского. Кружок Сурикова серьезно повлиял на биографию Есенина, сформировав многие взгляды будущего поэта.

Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 г.

В 1915 году он едет в Петроград, где знакомится с выдающимися литературными деятелями: А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и другими.

Годы творчества

Спустя некоторое время выходит первый сборник его стихов под названием «Радуница». Интересен факт, что Сергей Есенин сотрудничал с эсеровскими журналами. В них были напечатаны такие поэмы, как «Преображение», «Октоих» и «Инония».

Портрет Есенина

В марте 1918 г. поэт снова поселился в Москве, где выступил одним из основателей группы имажинистов. Имажинизм – это литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

В 1919 - 1921 много путешествовал. Он ездил на Соловки, в Мурманск, с восторгом посещал Кавказ (который в свое время сыграл большую роль в ) и Крым. Параллельно Есенин работал над драматической поэмой «Пугачев». Весной 1921 г. отправился в Оренбургские степи и добрался до Ташкента.

В 1922 - 1923 вместе с жившей в Москве американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая стала женой Есенина, побывал Европе: он посетил Германию и Францию, Италию и Бельгию, Канаду и США.

В 1924 - 1925 трижды гостил в Грузии и Азербайджане, где работал с особенным рвением и создал «Поэму о двадцати шести», «Анну Снегину» и «Персидские мотивы».

Октябрьская революция серьезно повлияла на Есенина, впоследствии сыграв, возможно, роковую роль в его биографии. Отношение к ней он выразил в своем творчестве и весеннюю радость освобождения, и порыв к будущему, и трагические коллизии переломной эпохи.

Лучшие произведения Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Есенин признан как тончайший лирик, волшебник русского пейзажа. Трагически погиб в 1925 г. в Ленинграде.

Трагическая смерть Есенина

По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился).

Долгое время других версий события не высказывалось, но в конце 20-го века стали возникать версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства, причем возможными причинами назывались как личная жизнь поэта, так и его творчество.

Наверное, мы никогда не узнаем точной причины смерти выдающегося русского поэта. Однако его творчество живо до сих пор, и оказывает огромное влияние на формирование личности русского человека.

Его стихи просты и изящны, как все гениальное.

Последний стих Есенина

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Если вам нравится жизнь замечательных людей вообще, и их краткие биографии в частности, - добро пожаловать на . Подписывайтесь на сайт в любой социальной сети. Развивайтесь с нами!

В 1912 году окончил Спас-Клепиковскую учительскую школу по специальности "учитель школы грамоты".

Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии Ивана Сытина в 1912-1914 годах. В этот период поэт примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции.

В 1913-1915 годах Есенин был вольнослушателем историко-философского отделения Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского. В Москве он сблизился с писателями из Суриковского литературно-музыкального кружка — объединения писателей-самоучек из народа.

Стихи Сергей Есенин писал с детства, в основном в подражание Алексею Кольцову, Ивану Никитину, Спиридону Дрожжину. К 1912 году он уже написал поэму "Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете Троеручице, о черном идолище и Спасе Нашем Иисусе Христе", а также подготовил книгу стихов "Больные думы". В 1913 году поэт работал над поэмой "Тоска" и драматической поэмой "Пророк", тексты которых неизвестны.

В январе 1914 года в московском детском журнале "Мирок" под псевдонимом "Аристон" состоялась первая публикация поэта — стихотворение "Береза". В феврале в этом же журнале были напечатаны стихотворения "Воробышки" ("Поет зима — аукает…") и "Пороша", позже — "Село", "Пасхальный благовест".

Весной 1915 года Есенин приехал в Петроград (Санкт-Петербург), где познакомился с поэтами Александром Блоком, Сергеем Городецким, Алексеем Ремизовым, сблизился с Николаем Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру, имели большой успех.

В 1916 году вышел первый сборник стихов Есенина "Радуница", восторженно принятый критикой, обнаружившей в нем свежую струю, юную непосредственность и природный вкус автора.

С марта 1916 года по март 1917 года Есенин проходил военную службу — первоначально в запасном батальоне, расположенном в Петербурге, а затем с апреля служил санитаром Царскосельского военно-санитарного поезда № 143. После Февральской революции самовольно оставил армию.

Есенин переехал в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он написал несколько небольших поэм — "Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", — проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни.

В 1919-1921 годах входил в группу имажинистов, заявлявших, что цель творчества состоит в создании образа.

В начале 1920-х годов в стихах Есенина появились мотивы "развороченного бурей быта", пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской, что отразилось в сборниках "Исповедь хулигана" (1921) и "Москва кабацкая" (1924).

Событием в жизни Есенина явилась встреча осенью 1921 года с американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая через полгода стала его женой.

С 1922 по 1923 год они совершили путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке, но по возвращении в Россию Айседора и Есенин почти сразу же расстались.

В 1920-е годы были созданы наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших русских поэтов — стихотворения

"Отговорила роща золотая…", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу…", цикл "Персидские мотивы", поэма "Анна Снегина" и др. Тема Родины, занимавшая одно из главных мест его творчества, в этот период приобрела драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздвоился: "Русь Советская" — "Русь уходящая". В сборниках "Русь Советская" и "Страна Советская" (оба —1925) Есенин ощущал себя певцом "золотой бревенчатой избы", поэзия которого "здесь больше не нужна". Эмоциональной доминантой лирики стали осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

Последние два года жизни поэта прошли в разъездах: он трижды совершил путешествия на Кавказ, несколько раз ездил в Ленинград (Санкт-Петербург), семь раз — в Константиново.

В конце ноября 1925 года поэт попал в психоневрологическую клинику. Одним из последних произведений Есенина стала поэма "Черный человек", в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин выехал в Ленинград.

24 декабря 1925 года он остановился в гостинице "Англетер", где 27 декабря написал свое последнее стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья…".

В ночь на 28 декабря 1925 года, по официальной версии, Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством. Поэт был обнаружен утром 28 декабря. Его тело висело в петле на водопроводной трубе под самым потолком, на высоте почти трех метров.

Никакого серьезного расследования не проводилось, власти города от участкового милиционера.

Специально созданная в 1993 году комиссия не подтвердила версии о других обстоятельствах смерти поэта, помимо официальной.

Сергей Есенин похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Поэт был несколько раз женат. В 1917 году он обвенчался с Зинаидой Райх (1897-1939), секретарем-машинисткой газеты "Дело народа". От этого брака родились дочь Татьяна (1918-1992) и сын Константин (1920-1986). В 1922 году Есенин женился на американской танцовщице Айседоре Дункан. В 1925 году супругой поэта стала Софья Толстая (1900-1957), внучка писателя Льва Толстого. У поэта был сын Юрий (1914-1938) от гражданского брака с Анной Изрядновой. В 1924 году у Есенина родился сын Александр от поэтессы и переводчицы Надежды Вольпин — математик и деятель диссидентского движения, который в 1972 году переехал в США.

2 октября 1965 года , к 70-летию со дня рождения поэта, в селе Константиново в доме его родителей был открыт Государственный музей-заповедник С.А. Есенина — один из крупнейших музейных комплексов России.

3 октября 1995 года в Москве в доме № 24 по Большому Строченовскому переулку, где в 1911-1918 годах был прописан Сергей Есенин, был создан Московский государственный музей С.А. Есенина.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Сергей Есенин называл себя рязанским парнем, последним поэтом деревни. Был дамским угодником, невероятно нежным, отчаянно любившим женщин и не постоянным. Безжалостно разбивал женские сердца, недолго страдал и окунался в новый водоворот страстей.

За свою короткую жизнь три раза женился, четырежды был отцом, написал четыре сотни стихов и четыре десятка поэм. Слыл хулиганом, скандалистом и пьяницей. Всячески поддерживал этот имидж: гулял широко, дрался до крови, эпатировал публику, наряжаясь в женское платье и выплясывая на каблуках. Хотел славы и был обласкан публикой. Близкие его знают, как чуткого, тонкого и ранимого человека.

Он принял революцию, а потом ей изменил точно также как и своим женщинам. Его жизнь состояла из противоречий, впрочем, как и его странная смерть в ленинградской гостинице «Англетер».

Сергея Есенина знают и читают во всем мире. Он любимый поэт Серебряного века, перечеркнувшим черным крестом судьбы многих великих людей.

Крестьянский сын

Первенец у четы Есениных появился на свет 21 сентября 1895 года. Родители поэта были молодые: Александру Никитичу исполнилось 22 года, Татьяне Федоровне – 20-ть. Мальчика крестили в Константиновской церкви Казанской иконы Божьей Матери и отдали на воспитание бабушке со стороны отца. Достатка в семье не было, приходилось много работать, лишь изредка навещать сына.

После трехлетнего мальчика определили к бабке Натальи Евтихиевны со стороны матери, где он оставался до ее смерти.

Сергей Александрович с душевной теплотой вспоминал детские годы, был благодарен бабушке, которая научила его читать, писать и любить сказки. Уже в 8-9 лет начал сочинять четверостишия, похожие на частушки.

Учился в земском училище в Константинове, где в третьем классе был оставлен на второй год из-за поведения, но через пять лет окончил его с похвальным листом.

В 13 лет поступил в церковно-приходскую школу в селе Спас-Клепики, что недалеко от Рязани. Стоимость обучения в ней была низкой, поэтому крестьянские дети могли здесь получить хорошее образование. Он жил в общежитии, но ему это не нравилось, и он часто сбегал в Константиново. Его возвращали. Но свои первые стихи он написал в это время. А первым критиком был учитель Евгений Михайлович Хитров, который и увидел в мальчике большого поэта. «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает…» - стихотворение из детства. Получил диплом учителя грамматики, но никогда не думал заниматься с детьми.

За три года учебы он почти не видел родителей, с сестрами общался мало. В16 лет вернулся в родительский дом без особой радости.

Екатерина была младше его на семь лет, Александра – на 16-ть. Но именно Шурочка была его любимицей – Шуренком. Она оставила воспоминания о брате, писала о том, что вместо сгоревшего родительского дома, Сергей построил новый. Парню тогда было всего 20-ть лет, возраст, когда еще не стыдно принимать помощь от родителей. Но он уже активно печатался, выступал на вечерах, зарабатывал литературным трудом и неплохо устроился в Москве. Он всегда заботился о сестрах, а после их совершеннолетия забрал к себе в Москву: кормил, одевал, учил и помог с жильем.

Сам он переехал в столицу и начал самостоятельную жизнь рано: в 17 лет. Грезил стихами, мечтал печататься и получать гонорары. Начинающего поэта не сразу заметили. Первые стихи опубликовал в 15 лет.

Первенец и первый сборник

Работал в типографии, чтобы быть поближе к книгам. Там он знакомится с Анной Изрядновой, молоденькой девушкой, которой очень понравились его длинные русые кудри и веселый нрав. Она работала корректором, он – подчитчиком. Родители не одобряли выбора дочери, тем более она была старше своего избранника на четыре года. Пришлось снимать квартиру и жить гражданским браком.

В 19 лет Есенин стал отцом: первенца назвали Юрой. Жили трудно: денег не хватало, жалованье уходило на книги, но Анна не сетовала, вела хозяйство и во всем поддерживала любимого. А он много писал, работал и учился в университете им. Шанявского на историко-филологическом факультете. Курсы были платные, так что приходилось с трудом сводить концы с концами.

В воспоминаниях Анны Романовны, опубликованных через 20 лет после ее кончины, нет ни одного упрека в адрес Есенина, оставившего ее с годовалым ребенком. Официально брак не был зарегистрирован, а после смерти Есенина ей пришлось доказывать его отцовство.

К сожалению, сын поэта мало видел отца. Парню было 11 лет, когда весть о самоубийстве Есенина облетела весь мир. Родство со скандальным поэтом сыграло трагическую роль в его жизни: он попал под каток репрессий вместе с учениками Есенина, и был расстрелян в 1937 году, а реабилитирован в 1956-м. Анна Изряднова умерла в 1946 году, так ничего не узнав о судьбе сына.

К слову, Екатерина Есенина, которая была у брата личным секретарем и помощницей, тоже пострадала от репрессий. Она вышла замуж за друга Есенина, родила двух детей, но прожили они в согласии лет десять. Супруг загремел в застенки по обвинению в подпольной деятельности и был расстрелян. Ее вызывали на допросы как жену врага народа, больше двух месяцев она провела в «Бутырке», а ее дети – Андрей и Наталья – в детском доме. Из-за сильных приступов астмы женщине позволили жить в Константиново, без права приезда в столицу. Она забрала детей и уехала в Рязань. Ждала мужа все годы, узнала о его смерти только в середине 50-х. Много занималась сохранением памяти своего знаменитого брата, написала книгу воспоминаний, принимала участие в подготовке собраний сочинений Есенина и стала инициатором создания музея поэта в с. Константиново.

От Анны Изрядновой поэт уехал в Крым. В 19 лет он впервые увидел море. Там он пробыл недолго: в письме отцу писал, что опубликовал свои стихи в ялтинской газете за 35 копеек строчка, и выступил на вечере за 35 рублей, чем обеспечил себе пропитание и билет до Москвы.

Он пишет много и с удовольствием. Родина, природа, долы и реки – он читает о том, что вызывает в нем восторг и заставляет проникаться духом народного, где-то лубочного проявления жизни.

Петроград

В 20 лет он едет в Петроград, где знакомится с Блоком, Клюевым, Гумилевым, Городецким. Его принимают и о творчестве отзываются в превосходной степени. Журналы печатают, а публика приходит на его выступления. Есенин выпускает свой первый сборник, известность его растет, как снежный ком. Он мечется между Москвой и Петроградом, ведет переписку с петроградскими знакомыми, среди которых Николай Клюев.

Их отношения вскоре перерастут в дружеские, и будут продолжаться до смерти поэта. Они вместе всегда, когда Есенин приезжает в северную столицу. Часто выступают с одной сцены, посещают известных людей: Клюев, старше Сергея почти на десять лет, увлекается талантливым парнем и курирует его. Есенин называет его своим учителем.

В 1916 году выходит его первый сборник. Об Есенине говорят о талантливом деревенском поэте.

Разочарование

Революцию встретил радостно, надеялся, что она принесет свободу и процветание. Сборник стихов он назвал «Преображение», среди его друзей есть революционеры и те, кто попадет вскоре под расстрельные статьи. В его личной жизни тоже перемены: в редакции газеты, где он печатался, работала красивая девушка Зинаида Райх. Они поженились летом 1917 года, а уже на следующий год она уехала в Орел к родителям рожать. Дочку назвали Татьяной.

Жизнь молодых не была спокойной: Есенин часто уезжал, путешествовал по стране, выступал и наслаждался жизнью со своими друзьями. Зинаида переехала к мужу в Москву, но и там прожила с дочкой не больше года.

Есенин прилично зарабатывает, входят его книги, он совладелец книжной лавки на Б. Никитской, иногда сам стоит за прилавком ради того, чтобы подписать свой сборник покупателям. Он на разрыв: пишет, готовит к печати стихи, выступает, участвует в диспутах о пролетарской поэзии, его выбирают в президиум Всероссийского союза поэтов.

Но из-за ссор с коллегами и неумением вести дискуссии без кулаков, его вскоре исключают из Союза поэтов. Зинаида мужа почти не видит.

В 1918 году в Москве выходят сразу четыре его книги: «Исус-младенец», «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов».

Через год он подписывает декларацию имажинистов вместе с другими поэтами, среди которых и Мариенгоф. Мечта Есенина создать собственную поэтическую школу не осуществилась, хотя ученики у него были. Преданность идеям поэт не сохранил, вскоре он разочаровался, опубликовал разгромную статью, обвиняя собратьев по перу в отсутствии чувства родины.

Не клеится у него и с Зиной Райх. Чтобы спасти брак она решилась на второго ребенка. Константин родился в феврале 1920 года, сразу заболел, она поехала с ним на лечение в Кисловодск. Есенин едет в Ростов-на-Дону, заезжает к своим, и дальше – Баку, Тифлис, Москва.

В 1921 году книгоиздательство «Имажинисты» печатают его книгу «Исповедь хулигана». Успех невероятный!

В это время советское правительство приглашает открыть танцевальную школу в Москве известную американскую танцовщицу Айседору Дункан. Их отношения развивались стремительно, брак с Райх был расторгнут, Есенин дал слово заботиться о детях.

Два одиноких сердца

Его женитьба на Айседоре могла бы не состояться, но со школой у нее не вышло, пришлось уезжать из России, а Есенина не выпускали.

Он уже несколько раз ходил на беседы в Лубянку, за ним было закреплено наблюдение. Пришлось оформлять отношения, чтобы последовать за любимой.

За год он объездил с ней десятки стран: она танцевала, он – читал стихи и проматывал деньги. Говорили, что она была его королевой, но не долго. Он мог загулять с друзьями, а она его искала и устраивала сцены. Он поднимал на нее руку. Эти «высокие» отношения закончились разводом, о котором он сообщил ей телеграммой, отметив, что у него есть другая.

«Голубая кровь»

Внучка Льва Толстова Софья только что окончила Государственный институт живого слова. Была замужем за человеком старше ее, но ее супруга разбил паралич, он находился на лечении за границей. Ей было 25 лет, ив это время познакомилась с поэтом, чьи стихи обожала.

Они были знакомы всего полгода, когда Есенин сделал ей предложение. Он гордился, что в его жене течет кровь знаменитого писателя. А чуть позже негодовал, что все в этой семье заполнено великим старцем, то дышать тяжело.

Союз не был счастливым: у поэта прогрессировала депрессия, которую он привез из-за границы в новую советскую страну. Его последняя поэма «Страна негодяев» точно и ярко описывает его отношение к властям, непримиримость с порядками, обманчивость надежд. К этому времени уже вышли его поэмы «Черный человек», «Пугачев», сборник «Москва кабацкая». В его окружение внедрены представители ЧК: переводчик, помощник. Его не раз задерживали, обвиняли в антисемитизме, связи с врагами народа. С 1924 года он живет в Москве под подпиской о невыезде. Много пьет, мучает жену, но Софья терпит и пытается его спасать, определив в психиатрическую лечебницу, из которой он сбежал в Петроград.

Его смерть станет для Софьи потрясением, она окунется с головой в работу по сохранению памяти поэта и Толстых, а свою вторую любовь встретит только спустя 22 года после того рокового дня.

У поэта всегда были связи на стороне. Он не скрывал своих похождений, посвящая дамам стихи. Его литературный секретарь и подруга Галина Бениславская застрелилась на могиле поэта.

Тайна смерти

В Ленинград в конце 1925 года Сергей сбежал от неминуемого ареста. В Москве на него было заведено 13 уголовных дел по самым разным мотивам: пьянство, хулиганство, антисемитизм…

Друзья вспоминали, что поэт рассматривал Ленинград не как место жительства, а как перевалочный пункт. Своему другу-чекисту Петру Чагину он писал, что затем хотел бы махнуть за границу, чтобы избавиться от кое-каких скандалов.

За две недели до трагедии он прислал телеграмму своему знакомому Вольфу Эрлиху о том, чтобы он снял ему комнаты в Ленинграде. Историки утверждают, что все близкое окружение поэта знало, что с собой из Москвы он взял чемодан неопубликованных рукописей. Жить, а не умирать в северной столице стремился Есенин. У него было много работы, он хотел издать не только сборник своих сочинений, но и приступить к выпуску собственного литературного журнала. Планов у него было много и самоубийство в них не входило.

Но его друг на телеграмму не ответил, комнаты ему не снял. Есенин по прибытии из Москвы 24 декабря 1925 года пришел на квартиру к Эрлиху. Того не оказалось дома и поэт оставил у него чемодан, на веревке от которого его найдут повешенным через четыре дня, и записку, в которой просит захватить его вещи в гостиницу «Англетер». Отель находился рядом с этим домом. На входе в гостиницу сидел человек из ЧК, он тщательно проверял будущих постояльцев. Кажется странным, что в ней мог поселиться Есенин со своим списком уголовных дел. Говорили, что ему помог устроиться Григорий Устинов, он тоже жил там, и они были знакомы с поэтом уже почти семь лет. Отношения между ними были дружеские, что не мешало ему называть поэта «неисправимым психобандитом» и «фальшивым большевиком» в разгромных газетных статьях.

Есть версия, что все это было подстроено. Современники Есенина считали знакомство с Вовой Эрлихом не случайным. Они подружились на почве поэзии: Есенин подарил ему томик с автографом, малоизвестный поэт предложил заниматься его издательскими делами. Но на самом деле многие считали, что Эрлих был приставлен ГПУ (Государственное политическое Управление).

Учреждение следило не только за Есениным, а за многими из когорты творческой интеллигенции. Время было таким: вольница НЭПа сменилась сталинскими репрессиями – одно опасное слово, и стукачи с чекистами тут как тут. Арестовывали, сажали и расстреливали.

Нашли тело жена Григория Устинова Елизавета и Эрлих утром 28 декабря. По их словам, он был подвешен высоко к трубе отопления: потолки в номере были 5 метров. Под левым глазом – синяк, на правой руке – порез, на левой – царапины.

В справке о смерти Есенина написано: «самоубийство через повешение». Государство убеждало в этом родных, друзей и публику через газеты. Репутация хулигана и пьяницы была на руку официальной точке зрения. Действительно, поэт был бунтарь, часто оказывался в отделении милиции. Но изучив дело о смерти Есенина, в котором есть освидетельствование врача, снимки тела фотографа Наппельбаумана и акт с описанием гостиничного номера «Англетер» неопытного милиционера Николая Горбова, возникает много вопросов. Хотя версию убийства следствие исключило сразу, а дело быстро закрыли.

Например, на фото лежащего на диване Есенина нет синяка, нет следа от петли, и знатоки говорят, что тело положили так, чтобы как можно меньше увидели деталей. Не описано положение вещей в номере, неизвестно открыто было окно или нет. Подписавшие протокол понятые не видели поэта в петле. Как утверждают эксперты, сам поэт не мог повеситься на трубе отопления, расположенной под самым потолком. А свидетелей, которые видели тело, якобы, там висящим, четверо – это Елизавета Устинова, Вольф Эрлих, милиционер Николай Горбов и комендант Назаров, вскрывший дверь.

Николай Клюев, близкий друг и учитель, приходил к Есенину накануне трагических событий – в 22 часа. Но его выгнали из номера так называемые друзья поэта. Самого Есенина он не видел. Эти воспоминания опубликованы.

На месте трагедии был еще один человек – художник Евгений Сварог, который сделал несколько карандашных набросков тела. Они хранятся в музее Есенина в Москве. Удивительно, но ноги Есенина на рисунках скрещены, рука имеет неестественный изгиб, а в таком положении висельник не мог быть никак. Странную вмятину на лбу, которую видно на посмертной маске никто не принял во внимание. Знатоки считают, что скорее она от удара. Акт вскрытия тела составлен небрежно, в нем нет ни слова о следах борьбы, акт с места был составлен со многими нарушениями.

Странно еще и то, что из 150 постояльцев, в том числе тех, кто знал Есенина, за четыре дня его никто не встретил. Списков жильцов гостиницы не сохранилось, а по учетным записям за декабрь 1925 года имен Есенина и Устинова нет. Елизавета Устинова тоже осталась в истории неизвестной дамой. Некоторые исследователи утверждают, что она и не Устинова вовсе, а Анна Рубинштейн, редактор представительства партииздата и «Красный газеты», старая большевичка на службе у ЧК.

И вообще власть не простила поэту новой пьесы «Страна негодяев», где он клеймит революцию. Даже дружеские отношения с влиятельными представителями правительства Кировым, Калининым, Фрунзе не помешали бы ни аресту поэта, ни его посадке. Поговаривали, что Есенина вызывал на беседу сам Дзержинский, делал внушение.

Есть свидетельства того, как Есенин высказывался в негативном ключе о Троцком. Кстати, в некрологе, написанном им на смерть Есенина, есть намек на то, что он был осведомлен о настоящих событиях в «Англетере». Он перепутал даты, или знал, что поэт был мертв уже вечером 27 декабря?

Представленная предсмертной записка «До свиданья, друг мой, до свидания, милый мой, ты у меня в груди…» кровью поэта, оказалась не такой уж и предсмертной. Экспертиза на подлинность не проводилась. Чья кровь – до сих пор неизвестно, и кровь ли это вообще? Кстати, записка оказалась в музее Есенина только в 1930 году. Сюда ее передал чекист из Политуправления Ленинградского военного округа по просьбе Эрлиха, который утверждал, что ему дал ее сам поэт за день до смерти. А он просто забыл ее в своем кармане после всех неожиданных событий. Так что версия о самоубийстве была уже тогда, когда еще об этой записке не было и речи.

Само стихотворение был написано Есениным во время поездки по Кавказу в 1925 году. Об этом писали французские газеты в 1934 году. Было также написано, что посвящено оно другу поэта Алексею Ганину, арестованному и расстрелянному в 1924 году по политической статье.

Многие склоняются к версии, что в номере была борьба, Есенина задушили, а потом инсценировали самоубийство.

Кстати, трагическое известие младшая сестра Шура получила в деревне. Оттуда семья отправилась в Москву, где и состоялись похороны. 31 декабря 1925 года была оттепель, шел ливень и стояли лужи – погода плакала.

Ее жизнь в столице сложилась удачно, Александра Есенина вышла замуж, воспитала троих детей. Помогала Екатерине создавать музей.

Сразу после похорон по негласному приказу вождя народов стихи Есенина были запрещены. Первый памятник на Ваганьковском кладбище появился спустя 30 лет после смерти Есенина - в 1955 году, через два года после смерти Сталина.

Все, кто имел отношение к этому делу, закончили плохо: Григорий Устинов найден в петле, его жену расстреляли в 1937 году, как и Эрлиха. Назаров получил повышение, но через три месяца его лишили должности и сослали на Соловки. Вскоре был арестован и милиционер Горбов, он пропал бесследно.

Сотрудников «Англитера» до сих пор спрашивают зеваки, где проклятый пятый номер. Но его нет, потому что здание было разрушено, восстановлен только внешний вид здания, но из окон 5 номера все тот же вид - на Исаакиевский Собор.

error: Content is protected !!