Святая великомученица евфимия всехвальная. Евфимия Всехвальная, вмц

Святая Евфимия была дочерью христиан - сенатора Филофрона и Феодосии. Она совершила мученический подвиг в городе Халкидоне в году, во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклетианом .

Халкидонский правитель Приск разослал приказание всем жителям Халкидона и его окрестностей явиться на языческий праздник поклониться и принести жертву идолу Арея, угрожая великими муками тому, кто не исполнит приказания. Во время этого нечестивого празднества 49 христиан скрывались в одном доме, где тайно совершали Божественную службу Истинному Богу. Среди молящихся находилась и юная девица Евфимия. Вскоре о местопребывании христиан стало известно, и они были приведены к Приску для ответа. В течение 19 дней мучеников подвергали различным пыткам и истязаниям, но никто из них не поколебался в вере и не согласился принести жертву идолу. Разгневанный правитель, не зная, каким еще способом принудить христиан к отречению, послал их на суд к императору Диоклетиану , но отделил от них самую юную - девицу Евфимию, надеясь, что она, оставшись одна, не выдержит испытаний.

Святая Евфимия, разлученная со своими братьями по вере, усердно молилась Господу Иисусу Христу, чтобы Он Сам укрепил ее в предстоящем подвиге. Сначала Приск уговаривал святую отречься, обещая земные блага, потом дал приказание мучить ее. Мученица была привязана к колесу с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела. Святая громко молилась. И вот, колесо само собой остановилось и не двигалось при всех усилиях палачей. Сошедший с неба Ангел Господень снял Евфимию с колеса и исцелил от ран, святая же с веселием благодарила Господа.

Не вразумившись чудом, мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскаленную печь. Но те, увидев в пламени двух грозных Ангелов, отказались исполнить приказание правителя и сами уверовали в Бога, Которому поклонялась Евфимия. Объявив себя христианами Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они были отданы на съедение зверям. Во время казни они взывали к милосердию Божию, чтобы Господь и их принял в Царство Небесное. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Звери же даже не дотронулись до их тел.

Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать новый ров, наполнил его ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтобы мученица не знала о приготовленной ей казни; но и тут святая Евфимия осталась невредимой, легко прошедши надо рвом. Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона .

Мощи и почитание

Полтора столетия спустя, когда Христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения.

Ныне честные мощи святой Евфимии покоятся в патриаршей церкви святого Георгия на Фанаре .

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Жениха твоего Христа возлюбивши, / и свещу твою светлу уготовльши, / добродетельми возсиявши, всехвальная Евфимие, / тем возшла еси с Ним на брак, / венец страдания от Него приемши, / но от бед избави нас, / чтущих верою память твою.

Ин тропарь, глас тойже

Агница Твоя, Иисусе, Евфимия, / зовет велиим гласом: / Тебе, Женише мой, люблю, / и Тебе ищущи страдальчествую, / и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему, / и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, / и умираю за Тя, да и живу с Тобою; / но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. / Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша. http://www.sedmitza.ru/text/8231726.html

Была причислена Евфимия Всехвальная? О чем просят ее? Помогают ли молитвы, обращенные к ней? Житие Евфимии Всехвальной будет поведано далее.

Эпоха мучеников

Город Халкидон основан в 680 году до н. э. в Малой Азии, на берегу Чёрного моря, вернее, Босфора. Был одним из городов Древней Греции, а позже некоторое время принадлежал персам. В Римской империи стал центром одной из провинций, Вифинии, под управлением проконсула. В начале III столетия нашей эры им был человек по имени Приск. Диоклетиан, правивший тогда в империи, известен своим добровольным отречением от престола. Но в истории христианства он прежде всего самый жестокий гонитель приверженцев истинной веры. В годы его владычества множество христиан прославились в лике святых. Мученичество во имя Христово воспринималось этими людьми как дар Божий. Одна из них - святая великомученица Евфимия Всехвальная. Подробнее всего о ней рассказывается в житии, составленном святителем

Праздник в честь идола

Девушка была дочерью благочестивых сенатора Филофрона и его супруги Феодоросии. Быть христианином в те времена - значило подвергать свою жизнь опасности одним только тем фактом, что ты исповедуешь неугодную власти веру. В Халкидоне был посвящённый Аресу (Марсу). Для православных это означало поклонение не просто идолу, но обитавшему в нём бесу. В житии упоминается, что, гнушаясь богомерзким праздником, который хотел устроить проконсул в его честь, христиане скрывались и тайно, из опасения гнева властей, проводили службы истинному Богу, господу нашему Иисусу Христу. Но праздник в честь Ареса был, видимо, задуман и как своего рода провокация. Кто не пришёл к капищу и не принёс жертв, мог быть наказан только за это. Тем более что, скорее всего, этот человек был поклонником распятого, как это называли язычники.

Сорок девять христиан

Приск велел учинить строгий розыск тех, кто не пришёл на праздник. В некоем тайном месте и было обнаружено 49 приносивших молитвы христиан. Была среди них и Евфимия. Дом, где проходила служба, окружили, выломали двери, и всех находившихся там людей с насмешками приволокли к владыке Халкидона. Никто из них не стал скрывать своё вероисповедание. Ни угрозы страшными пытками, ни обещания славы и богатства за отречение от истинной веры не возымели действия. Всё, что он мог им предложить, эти люди уже давно отвергли во имя Христово. Поклониться твари вместо Творца для них было хуже смерти. Можно только предполагать, каким пыткам их подвергали целых 19 дней, но не совратился ни один человек. Во время последней встречи с ними, поняв бесполезность издевательств и уговоров, проконсул обратил внимание на Евфимию. Может быть, жалость закралась в сердце, а может, посчитал, что молодую девочку можно испугать и сломить, но Приск отделил её от остальных обречённых. Однако всесильный владыка провинции переоценил свои возможности.

На колесе

Пытаясь прельстить красавицу, он обещал ей такие дары, от которых, казалось, невозможно отказаться. Но девушка была тверда, сравнивая его со змием, сумевшим когда-то обольстить Еву. Разгневанный властитель велел приготовить «колесо». Наверное, ни один инквизитор позднейших времён не измыслил бы такого орудия пытки. Это было деревянное колесо с острыми ножами. К нему привязывали жертву и крутили. При этом с тела срезались целые куски плоти. Это и происходило с молодой христианкой. Но она не кричала от боли, а молилась Иисусу Христу. И чудовищное орудие остановилось. Никакие попытки прислужников не могли заставить его вращаться вновь. А святая великомученица Евфимия Всехвальная сошла с него совершенно невредимой, благодаря и хваля Бога.

И пламя не опалило

Что мог подумать язычник при виде такого чуда? Признать в этом действие Бога, которого молила о помощи и восхваляла девушка? К этому он был уже неспособен и, конечно, подумал о волшебстве. Даже всё, что произошло после этого, не убедило его в величии и благости Господа. Пламя в разожжённой по его приказу печи не устрашило отроковицу. Вспоминая в молитве, как Бог защитил от огня трёх отроков в Вавилоне, она без страха ждала, когда её бросят в пылающее жерло. Тех, кто должен был это сделать, звали Виктор и Сосфен. Намереваясь исполнить приказ, они сподобились увидеть в печи ангелов, которые «размётывали» огонь. После этого они не осмелились тронуть жертву гнева правителя. Даже после угроз в свой адрес не покорились, уверовав во Христа, и были заключены в темницу. Повеление исполнили другие, и тут же сгорели в вырвавшемся из печи пламени. А Евфимия стояла в огне невредимой и пела песнь во славу Господа.

Смерть во имя Господне

Много мучений придумал Приск для пленницы, которую считал волшебницей. Сломить её так и не удалось, а все пытки не причиняли ей вреда. Пила, которой её хотели перепилить, тупилась, змеи во рву, куда её бросили, не кусали, а выносили её на себе к берегу. Тогда повели мученицу в цирк, чтобы предать обычной для христиан казни, отдать на растерзание зверям. В молитве она просила Бога принять свою жертву и упокоить душу в селениях мучеников и святых. Львы и медведи, выпущенные на арену, лизали ноги той, которую должны были разорвать на части. Только одна небольшая рана кровоточила на её теле. Наконец Всевышний снизошёл к молитвам, и она умерла, доказав своей жизнью «немощь бесов и безумие мучителя». Тут же началось землетрясение. Языческие храмы и крепостные стены рушились, погребая под собой нечестивых. Все разбежались, а родители взяли дочь и похоронили неподалёку от города. Именно на том месте впоследствии возвели первый храм в честь святой.

На иконе - с крестом и свитком

Иконописных изображений Евфимии Всехвальной не так много. Самое раннее из известных датируется второй половиной XI века. Известен также диптих конца XI века, находящийся в монастыре великомученицы Екатерины. Ещё на одной синайской иконе Евфимия Всехвальная изображена вместе с великомученицей Мариной. Другие изображения святой находятся в храмах Каппадокии. Все они относятся ко времени ранней Византии. Древнейший текст с описанием её жизни и мученического подвига, чей автор известен, это «Слово на страдание вмц. Евфимии Всехвальной» митрополита Амасийского Астерия. Он упоминает об изображениях мучений святой. Их можно было увидеть в храме, который находился при её гробнице. Начиная с X века, её стали писать не только с крестом, но и со свитком в руке. Это связано с чудом, о котором пишет и святитель Димитрий Ростовский.

Посмертное чудо

В V веке по Рождестве Христовом в большую силу вошли монофизиты, отрицавшие человеческую природу Иисуса Христа. Для того чтобы точно сформулировать догмат, в Халкидоне был созван IV Ересь настолько утвердилась к тому времени, что существовала реальная опасность извращения истинной веры. Собралось 630 человек, которые представляли все поместные христианскиецеркви. Среди них были выдающиеся представители православия, впоследствии прославленные в лике святых. Но очень долгие прения так и не дали результата. Тогда Анатолий, предложил, чтобы решение было предоставлено Духу Святому. Святая мученица, конечно, была его носительницей. Исповедание веры монофизитов и православных записали на двух свитках. Открыли гробницу святой, положили их на её груди, и в присутствии императора, которым был тогда Маркиан, закрыли, а рядом поставили стражу. Через три дня усиленного поста и молитв гробницу вскрыли. Монофизитское исповедание лежало в ногах святой, а истинное она держала в правой руке, которой и подала свиток патриарху. Таким образом еретики были посрамлены.

Почитание на Руси

Если говорить о Древней Руси, то предполагают, что изображение Евфимии Всехвальной было ещё в храме Святой Софии Киевской, а это первая половина XI века. Концом XV века датируется её образ в церкви Святого Симеона Богоприимца Звенигородского монастыря, что в Великом Новгороде. Со свитком - на иконе-таблетке начала XVI века, которая называется «Рождество Христово. Зачатие св. Иоанна Предтечи и св. Евфимия Всехвальная», она находится в том же городе на берегу озера Ильмень.

В изображении святой следовали византийской традиции. В Западной Европе она чаще предстаёт верующим юной девушкой, держащей в руках лилию, символизирующую непорочность, или пальмовую ветвь, которая является символом мученичества. Дополняют облик плащ и диадема на голове. Немало иконок святой сделал для паломников преподобный Паисий Святогорец. Он рассказывал о встрече с Евфимией одному своему гостю. Больше всего старец изумлялся, как такая хрупкая девчушка могла вытерпеть нечеловеческие муки. Она ответила. Сказала, что, если бы знала о славе, которая ожидает святых, молила бы о ещё больших мучениях.

Если просить с верой

Евфимия Всехвальная почиталась в Халкидоне, где и жила. Храм с её мощами стоял на том же месте, где святую похоронили родители после её смерти на арене римского цирка. В мраморной гробнице находился ковчег с мощами, а сбоку - небольшое отверстие. Каждый год в тот день, когда она пострадала за Христа, его открывали после Всенощной, и епископ вынимал оттуда сухую прежде губку, напитанную святой кровью. Она благоухала и исцеляла любые болезни. Известны многочисленные случаи, когда святая помогала больным, и в России. Почему-то принято считать, что у каждого святого своя «специализация». Но на самом-то деле они, живущие в славе Божией, могут вымолить у него для нас любую милость, если просить с верой. Чудотворная икона была обретена в одном из русских сёл в июле 1910 года. Люди, молившиеся ей, избавлялись от зубной боли, слепоты, она избавляла село и округу от дизентерии, которая в то время грозила смертью, а часто и была её причиной. Засуха стала причиной того, что местные жители стали требовать рытья колодца на месте обретения иконы. Сон о необходимости этого увидел один из крестьян. И только после того как требование было выполнено, погода наладилась.

Посмертные скитания Евфимии

Великомученицу не оставили в покое и после смерти. В VII веке Халкидон разграбили персы. После их ухода мощи из опасения, что это не последнее нападение, перевезли в Константинополь. Но и там они не обрели покоя. В эпоху иконоборчества в Византии (VII—начало IX веков) еретики боролись с почитанием не только самих икон, но и мощей святых. Мощи Евфимии Всехвальной были осквернены и выброшены в море. Чудесным образом ковчег подобрали проплывавшие мимо купцы, доставившие святыню на остров Лимнос. Они остались на этом клочке суши, построили на свои средства небольшую церковь и всю жизнь служили «своей» святой. Когда местный епископ хотел перенести святые останки в более подобающий для них храм, она сама воспротивилась этому, явившись ему во сне. Там они и находились, пока не закончилось владычество иконоборцев. Тогда мощи вернулись обратно в Константинополь. Сейчас это, как известно, Стамбул, а Халкидон стал частью мегаполиса. Но там и по сей день цел храм, который был выстроен неподалёку от места упокоения великомученицы. А люди, молящие о помощи, получают её, если действительно веруют в Иисуса Христа и мучеников, умерших во славу его.

Святая великомученица Евфимия (сведения о ней помещены 16 сентября) совершила мученический подвиг в городе Халкидоне в 304 году, во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклетианом (284-305). Полтора столетия спустя, когда Христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения.

В 451 году в городе Халкидоне, в церкви, где почивали прославленные чудесами мощи святой великомученицы Евфимии, происходили заседания IV Вселенского Собора (сведения о нем 16 июля). Собор был созван для определения точной формулировки догмата Православной Церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов, которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа - Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу - Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры. На Соборе присутствовали 630 представителей от всех Поместных Христианских Церквей. Со стороны православных в соборных деяниях принимали участие святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский (память 3 июля), святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский (память 2 июля), и представители святителя Льва, папы Римского (память 18 февраля). Монофизиты присутствовали в большом количестве во главе с Диоскором, Патриархом Александрийским, и Константинопольским архимандритом Евтихием.

После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению.

Тогда святой Патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому, чрез Его несомненную носительницу святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом, в присутствии императора Маркиана (450-457), участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня Патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с Православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли Православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению.

В VII столетии после нашествия персов мощи святой Евфимии были перенесены из Халкидона в Константинополь, во вновь построенную церковь, посвященную ее имени. Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра (716-741) был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборчеекая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Когда иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом Седьмом Вселенском Соборе (787 г.), при святителе Тарасии, Патриархе Константинопольском (784-806), и при императоре Константине VI (780-797) и матери его святой Ирине (797-802) мощи святой великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно перенесены в Константинополь.

Святая великомученица Евфимия пострадала при царе Диоклетиане в начале 4-го века в городе Халкидоне. Правителем Халкидона был Приск. И к нему привели святую Евфимию. Сначала правитель пытался ее соблазнить подарками и обещаниями. Но Евфимия твердо ответила, что верует во Христа и надеется, что Он ей поможет, и поэтому не боится мучений.

Тогда Приск разозлился и стал резать ее тело ножами и ломать ей суставы. А Евфимия просила Бога о помощи. И явился ангел Господень и исцелил ее. Но мучитель не поверил чуду. Он велел развести огонь в огромной печи и бросить туда святую. Но воины Виктор и Сосфен увидели в печи ангелов Божиих и не стали мучить Евфимию. За это их осудили на смерть. Воины исповедали веру Христову, и души их отошли ко Христу.

А Евфимию опять стали бить и резать ножами, и опять исцелил ее ангел. Тогда Приск повелел выкопать глубокую яму, напустить туда ядовитых змей и бросить в нее святую. Но Евфимия помолилась Богу и, войдя в яму, не потерпела вреда. Приск велел избить ее палками и хотел перепилить пилой, но не смог; хотел изжарить святую на огромной сковороде, но сковорода охладела, ибо ангел Господень берег Евфимию.

Наконец мучитель решил отдать ее на съедение диким зверям. Евфимию повели в цирк, и дорогой она умолила Бога, чтобы Он взял ее душу к Себе. В цирке львы и медведи стали ласкаться к Евфимии, и только одна медведица нанесла ей небольшую рану, из которой истекла кровь. И послышался голос с неба, призывающий святую в горние обители, и душа ее отлетела ко Господу.

Тотчас потряслась земля, и разрушились многие бесовские рамы, народ в ужасе разбежался из цирка, а тело Евфимии осталось лежать на земле. Пришли мать и отец мученицы, благочестивые христиане, и похоронили ее за городом. Они радовались и благодарили Христа за то, что Он даровал их дочери мученический венец и вселил ее в Небесное Царство. Аминь.

Почему к лику святых была причислена Евфимия Всехвальная? О чем просят ее? Помогают ли молитвы, обращенные к ней? Житие Евфимии Всехвальной будет поведано далее.

Эпоха мучеников

Город Халкидон основан в 680 году до н. э. в Малой Азии, на берегу Чёрного моря, вернее, Босфора. Был одним из городов Древней Греции, а позже некоторое время принадлежал персам. В Римской империи стал центром одной из провинций, Вифинии, под управлением проконсула. В начале III столетия нашей эры им был человек по имени Приск. Диоклетиан, правивший тогда в империи, известен своим добровольным отречением от престола. Но в истории христианства он прежде всего самый жестокий гонитель приверженцев истинной веры. В годы его владычества множество христиан прославились в лике святых. Мученичество во имя Христово воспринималось этими людьми как дар Божий. Одна из них – святая великомученица Евфимия Всехвальная. Подробнее всего о ней рассказывается в житии, составленном святителем Димитрием Ростовским.

Праздник в честь идола

Девушка была дочерью благочестивых сенатора Филофрона и его супруги Феодоросии. Быть христианином в те времена - значило подвергать свою жизнь опасности одним только тем фактом, что ты исповедуешь неугодную власти веру. В Халкидоне был языческий храм, посвящённый Аресу (Марсу). Для православных это означало поклонение не просто идолу, но обитавшему в нём бесу. В житии упоминается, что, гнушаясь богомерзким праздником, который хотел устроить проконсул в его честь, христиане скрывались и тайно, из опасения гнева властей, проводили службы истинному Богу, господу нашему Иисусу Христу. Но праздник в честь Ареса был, видимо, задуман и как своего рода провокация. Кто не пришёл к капищу и не принёс жертв, мог быть наказан только за это. Тем более что, скорее всего, этот человек был поклонником распятого, как это называли язычники.

Сорок девять христиан

Приск велел учинить строгий розыск тех, кто не пришёл на праздник. В некоем тайном месте и было обнаружено 49 приносивших молитвы христиан. Была среди них и Евфимия. Дом, где проходила служба, окружили, выломали двери, и всех находившихся там людей с насмешками приволокли к владыке Халкидона. Никто из них не стал скрывать своё вероисповедание. Ни угрозы страшными пытками, ни обещания славы и богатства за отречение от истинной веры не возымели действия. Всё, что он мог им предложить, эти люди уже давно отвергли во имя Христово. Поклониться твари вместо Творца для них было хуже смерти. Можно только предполагать, каким пыткам их подвергали целых 19 дней, но не совратился ни один человек. Во время последней встречи с ними, поняв бесполезность издевательств и уговоров, проконсул обратил внимание на Евфимию. Может быть, жалость закралась в сердце, а может, посчитал, что молодую девочку можно испугать и сломить, но Приск отделил её от остальных обречённых. Однако всесильный владыка провинции переоценил свои возможности.

На колесе

Пытаясь прельстить красавицу, он обещал ей такие дары, от которых, казалось, невозможно отказаться. Но девушка была тверда, сравнивая его со змием, сумевшим когда-то обольстить Еву. Разгневанный властитель велел приготовить «колесо». Наверное, ни один инквизитор позднейших времён не измыслил бы такого орудия пытки. Это было деревянное колесо с острыми ножами. К нему привязывали жертву и крутили. При этом с тела срезались целые куски плоти. Это и происходило с молодой христианкой. Но она не кричала от боли, а молилась Иисусу Христу. И чудовищное орудие остановилось. Никакие попытки прислужников не могли заставить его вращаться вновь. А святая великомученица Евфимия Всехвальная сошла с него совершенно невредимой, благодаря и хваля Бога.

И пламя не опалило

Что мог подумать язычник при виде такого чуда? Признать в этом действие Бога, которого молила о помощи и восхваляла девушка? К этому он был уже неспособен и, конечно, подумал о волшебстве. Даже всё, что произошло после этого, не убедило его в величии и благости Господа. Пламя в разожжённой по его приказу печи не устрашило отроковицу. Вспоминая в молитве, как Бог защитил от огня трёх отроков в Вавилоне, она без страха ждала, когда её бросят в пылающее жерло. Тех, кто должен был это сделать, звали Виктор и Сосфен. Намереваясь исполнить приказ, они сподобились увидеть в печи ангелов, которые «размётывали» огонь. После этого они не осмелились тронуть жертву гнева правителя. Даже после угроз в свой адрес не покорились, уверовав во Христа, и были заключены в темницу. Повеление исполнили другие, и тут же сгорели в вырвавшемся из печи пламени. А Евфимия стояла в огне невредимой и пела песнь во славу Господа.

Смерть во имя Господне

Много мучений придумал Приск для пленницы, которую считал волшебницей. Сломить её так и не удалось, а все пытки не причиняли ей вреда. Пила, которой её хотели перепилить, тупилась, змеи во рву, куда её бросили, не кусали, а выносили её на себе к берегу. Тогда повели мученицу в цирк, чтобы предать обычной для христиан казни, отдать на растерзание зверям. В молитве она просила Бога принять свою жертву и упокоить душу в селениях мучеников и святых. Львы и медведи, выпущенные на арену, лизали ноги той, которую должны были разорвать на части. Только одна небольшая рана кровоточила на её теле. Наконец Всевышний снизошёл к молитвам, и она умерла, доказав своей жизнью «немощь бесов и безумие мучителя». Тут же началось землетрясение. Языческие храмы и крепостные стены рушились, погребая под собой нечестивых. Все разбежались, а родители взяли дочь и похоронили неподалёку от города. Именно на том месте впоследствии возвели первый храм в честь святой.

На иконе – с крестом и свитком

Иконописных изображений Евфимии Всехвальной не так много. Самое раннее из известных датируется второй половиной XI века. Известен также диптих конца XI века, находящийся в монастыре великомученицы Екатерины. Ещё на одной синайской иконе Евфимия Всехвальная изображена вместе с великомученицей Мариной. Другие изображения святой находятся в храмах Каппадокии. Все они относятся ко времени ранней Византии. Древнейший текст с описанием её жизни и мученического подвига, чей автор известен, это «Слово на страдание вмц. Евфимии Всехвальной» митрополита Амасийского Астерия. Он упоминает об изображениях мучений святой. Их можно было увидеть в храме, который находился при её гробнице. Начиная с X века, её стали писать не только с крестом, но и со свитком в руке. Это связано с чудом, о котором пишет и святитель Димитрий Ростовский.

Посмертное чудо

В V веке по Рождестве Христовом в большую силу вошли монофизиты, отрицавшие человеческую природу Иисуса Христа. Для того чтобы точно сформулировать догмат, в Халкидоне был созван IV Вселенский собор. Ересь настолько утвердилась к тому времени, что существовала реальная опасность извращения истинной веры. Собралось 630 человек, которые представляли все поместные христианскиецеркви. Среди них были выдающиеся представители православия, впоследствии прославленные в лике святых. Но очень долгие прения так и не дали результата. Тогда Анатолий, патриарх Константинопольский, предложил, чтобы решение было предоставлено Духу Святому. Святая мученица, конечно, была его носительницей. Исповедание веры монофизитов и православных записали на двух свитках. Открыли гробницу святой, положили их на её груди, и в присутствии императора, которым был тогда Маркиан, закрыли, а рядом поставили стражу. Через три дня усиленного поста и молитв гробницу вскрыли. Монофизитское исповедание лежало в ногах святой, а истинное она держала в правой руке, которой и подала свиток патриарху. Таким образом еретики были посрамлены.

Почитание на Руси

Если говорить о Древней Руси, то предполагают, что изображение Евфимии Всехвальной было ещё в храме Святой Софии Киевской, а это первая половина XI века. Концом XV века датируется её образ в церкви Святого Симеона Богоприимца Звенигородского монастыря, что в Великом Новгороде. Со свитком – на иконе-таблетке начала XVI века, которая называется «Рождество Христово. Зачатие св. Иоанна Предтечи и св. Евфимия Всехвальная», она находится в том же городе на берегу озера Ильмень.

В изображении святой следовали византийской традиции. В Западной Европе она чаще предстаёт верующим юной девушкой, держащей в руках лилию, символизирующую непорочность, или пальмовую ветвь, которая является символом мученичества. Дополняют облик плащ и диадема на голове. Немало иконок святой сделал для паломников преподобный Паисий Святогорец. Он рассказывал о встрече с Евфимией одному своему гостю. Больше всего старец изумлялся, как такая хрупкая девчушка могла вытерпеть нечеловеческие муки. Она ответила. Сказала, что, если бы знала о славе, которая ожидает святых, молила бы о ещё больших мучениях.

Если просить с верой

Евфимия Всехвальная почиталась в Халкидоне, где и жила. Храм с её мощами стоял на том же месте, где святую похоронили родители после её смерти на арене римского цирка. В мраморной гробнице находился ковчег с мощами, а сбоку – небольшое отверстие. Каждый год в тот день, когда она пострадала за Христа, его открывали после Всенощной, и епископ вынимал оттуда сухую прежде губку, напитанную святой кровью. Она благоухала и исцеляла любые болезни. Известны многочисленные случаи, когда святая помогала больным, и в России. Почему-то принято считать, что у каждого святого своя «специализация». Но на самом-то деле они, живущие в славе Божией, могут вымолить у него для нас любую милость, если просить с верой. Чудотворная икона была обретена в одном из русских сёл в июле 1910 года. Люди, молившиеся ей, избавлялись от зубной боли, слепоты, она избавляла село и округу от дизентерии, которая в то время грозила смертью, а часто и была её причиной. Засуха стала причиной того, что местные жители стали требовать рытья колодца на месте обретения иконы. Сон о необходимости этого увидел один из крестьян. И только после того как требование было выполнено, погода наладилась.

Посмертные скитания Евфимии

Великомученицу не оставили в покое и после смерти. В VII веке Халкидон разграбили персы. После их ухода мощи из опасения, что это не последнее нападение, перевезли в Константинополь. Но и там они не обрели покоя. В эпоху иконоборчества в Византии (VII-начало IX веков) еретики боролись с почитанием не только самих икон, но и мощей святых. Мощи Евфимии Всехвальной были осквернены и выброшены в море. Чудесным образом ковчег подобрали проплывавшие мимо купцы, доставившие святыню на остров Лимнос. Они остались на этом клочке суши, построили на свои средства небольшую церковь и всю жизнь служили «своей» святой. Когда местный епископ хотел перенести святые останки в более подобающий для них храм, она сама воспротивилась этому, явившись ему во сне. Там они и находились, пока не закончилось владычество иконоборцев. Тогда мощи вернулись обратно в Константинополь. Сейчас это, как известно, Стамбул, а Халкидон стал частью мегаполиса. Но там и по сей день цел храм, который был выстроен неподалёку от места упокоения великомученицы. А люди, молящие о помощи, получают её, если действительно веруют в Иисуса Христа и мучеников, умерших во славу его.

error: Content is protected !!