Соглашения об Ассоциации с ЕС подписаны, что дальше? Что ассоциация с Евросоюзом даст простому украинцу.

16 декабря произошло судьбоносное для Украинской государственности событие, определяющее вектор развития страны на долгие десятилетия. Вернее, это случилось тремя годами ранее, во время Майдана. Но и то, о чём сообщили сейчас, тоже очень важно, потому что слишком долго этого ждали. Законопроект, необходимый для ратификации соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом, наконец одобрен правительством Голландии. Только Нидерланды до сих пор колебались, а теперь последний очаг обороны подавлен. Европейская ассоциация Украины, можно сказать, уже состоялась, то, за что стояли люди на майдане Независимости в Киеве. Ради чего все жертвы. Теперь каждый может вчитаться внимательно в уже практически принятый документ, вникнуть в волнующие строки и оценить пользу каждого пункта от «A» до «F». Это и в самом деле чрезвычайно интересно.

Суть нидерландских опасений

Одобрение голландского правительства было процессом непростым. По словам премьера страны Марка Рютте, требовался определённый компромисс. После согласования всех спорных и сомнительных моментов принята окончательная редакция, в которой учтены разные замечания и опасения, и на пути предстоящей в дальнейшем ратификации устранены все барьеры. Это произойдёт скоро, но не сразу, а именно после выборов в парламент, то есть Генеральные штаты. Может быть, и несколько позже 15 марта 2017 года, но никак не раньше. Не сразу же будет этот вопрос рассматриваться новоизбранными депутатами. Но теперь они точно ратифицируют, потому что причин для разногласий больше нет и не может быть. Вообще, и народ Нидерландов, и сам Марк Рютте лично за Украину. Угроза стабильности со стороны России и прочие поводы для сочувствия есть. Но был референдум по поводу дальнейшей перспективы членства, а также безвизового режима, и есть опасения. И боятся граждане Нидерландов не только возможной агрессии с Востока, но и наплыва нелегальных работников или беженцев из Украины. Так что этот фактор пришлось учесть, чтобы народ успокоить. А теперь всё в порядке, можно ратифицировать.

Общие положения

Документ обязателен для выполнения всем 28 членами ЕС в полном объёме. В нём закреплены международные правовые принципы, в том числе территориальная целостность Украины и зона свободной торговли. Главная цель договора - оказание партнёрской помощи на пути демократии и свободы. Он очень важен стратегически и геополитически в региональном контексте политики ЕС. В Соглашении учтены итоги голландского референдума, прошедшего 6 апреля. Совет Европы горячо приветствует итоги саммита 24 ноября и отдельно отмечает впечатляющие успехи Украины в проведении реформ. Все условия для безвизового режима выполнены. К тому же теперь, после выработки механизма его срочной приостановки в случае, если что-то пойдёт не так, и вовсе беспокоиться не о чем. Европарламент и Совет ЕС завершат процедуры, и визы гражданам Украины и Грузии будут не нужны. Пусть ездят. Если ненадолго.

Примерно таков смысл преамбулы в вольном и доступном для понимания выражении. Далее идёт основной текст, состоящий из пунктов, обозначенных латинскими буквами. Каждый из них состоит из двух частей, то есть из главной мысли и некой оговорки, наличие которой, очевидно, и стало выполнением «голландского ультиматума». Итак:

«А» - цель ассоциации Украины и ЕС

Составители Соглашения указывают, что главная цель его состоит в установлении тесных и длительных партнёрских отношений между Евросоюзом и Украиной, в основе которых должны лежать общие моральные ценности.

Однако этот документ даже в подписанном и ратифицированном всеми сторонами виде ни в коем случае не является условием кандидатского статуса для вступления в ЕС ни сейчас, ни в дальнейшем. Иными словами, о полноценном членстве можно забыть навсегда. Только «длительные отношения», и ничего более.

«В» - сфера безопасности

Евросоюз и Украина будут взаимно сотрудничать для того, чтобы предотвращать конфликты, регулировать кризисы или не допускать распространение оружия массового уничтожения.

Никаких обязательств по обеспечению гарантий безопасности Украины или предоставлению ей военной помощи (поддержки) ЕС на себя не берёт. В переводе на обычный язык это означает, что если эта страна по своему неразумению начнёт войну с Россией (а других противников её руководство не видит), то Европа не заступится.

«C» - свобода перемещения граждан

Украинцы могут ездить по Европе, имея соответствующие разрешительные документы, а после принятия безвизового режима даже с обычным заграничным паспортом (с туристическими целями кратковременно), и им никто не будет этого запрещать, как и прежде.

Они не имеют права на длительное проживание и работу. Впрочем, и европейцы тоже не должны претендовать на украинское трудоустройство, так что всё справедливо. Определённые квоты останутся, они регулируются государствами ЕС в зависимости от надобности в привлечении людских ресурсов.

«D» - реформы

Евросоюз всячески будет содействовать реформам, проводимым в Украине. Дополнительная финансовая поддержка этих позитивных процессов Соглашением не предусмотрена. Если какое-то государство ЕС захочет помочь, то ему это не возбраняется, это его суверенное право, но обязательств никаких нет. В тексте присутствует выражение «двусторонняя финансовая поддержка», включённое, очевидно, по причине избыточного оптимизма. Не хочется верить, что это издевательство.

«Е» - антикоррупционный пункт

Отведение этой позиции «центрального места» свидетельствует, безусловно, о высоком стремлении к укреплению отношений между участниками Соглашения. Речь о сотрудничестве в предупреждении такого социального зла, как коррупция, и не только в государственном секторе, но и в частном, что указывает на универсальность подхода. Право должно стать верховным принципом всей жизни в обновлённой стране, выбравшей западную модель развития. Судебная система будет таким образом укрепляться, её эффективность повышаться, а сама она станет ещё более независимой.

«F» - права человека

Соглашение настоятельно рекомендует соблюдать демократические принципы, уважать права человека и основные свободы, что отчасти перекликается с предыдущим пунктом, как уже подчёркивалось, центральным. Евросоюз оставляет за собой право контролировать соблюдение этого условия и даже принимать меры (статья 478), если Украина будет его нарушать. Возможные санкции могут избираться исходя из приоритетности интересов ЕС, то есть по принципу наименьшего ущерба для входящих в него стран. Самой суровой из них считается исключение из Соглашения об ассоциации с последующей приостановкой обязательств, которых, впрочем, и так практически никаких нет. Судя по всему, в Евросоюзе сейчас считают, что с правами человека в Украине всё обстоит нормально.

Цель почти достигнута

Вот, собственно, ради чего стоял Майдан, идёт война, разрушена экономика и гибнут люди. Теперь Украина вправе гордиться своим приобщением к моральным ценностям Европы, а за этим, как уверяют руководители страны, вскоре последует и материальное благосостояние - они это знают по личному опыту. Остаётся лишь педантично соблюдать перечисленные пункты от «A» до «F», и успех неминуем. Вскоре потоки украинских туристов устремятся на Запад. А что касается членства в Евросоюзе, то это же стратегическая, а значит, очень отдалённая цель. К тому же не сильно-то и хотелось…

Тема европейской интеграции Украины давно стала топ-новостью печатных и электронных СМИ. С одобрением или жесткой критикой, но о евроинтеграции говорят представители всех политических сил.

Немудрено, что большинству украинцев этот вопрос кажется сугубо политическим — люди не понимают, как изменится их жизнь в случае подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Реальная, а не декларативная европейская интеграция, безусловно, касается внутреннего развития государства и улучшения жизни каждого отдельного гражданина. Это и положительные преобразования в экономике, и полное соответствие отечественного законодательства европейским стандартам, и улучшение качества продуктов, состояния дорог, уровня медицинских услуг. Важные реформы в этом направлении и предусматривает Соглашение об ассоциации. Согласно положениям документа, ЕС окажет поддержку Украине в имплементации стандартов более чем на 30 направлениях: в сферах энергетики, экологии, государственно-частного партнерства, в транспортной отрасли, в образовании, науке, молодежной политике, защите прав потребителей, в сфере промышленности, развитии малого и среднего бизнеса, а также в культуре, спорте и тому подобное.

Попытаемся ответить на вопросы: какие реальные выгоды нам сулит ассоциативное членство в ЕС? Что изменит этот договор для Украины в целом и каждого гражданина в отдельности?

Больше товаров по низким ценам

Неотъемлемой частью Соглашения об ассоциации является Положение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между ЕС и Украиной. Оно предусматривает взаимное открытие рынков, а также регуляторное приближение Украины к Евросоюзу. Не секрет, что сейчас мировая экономика переживает непростые времена, но и в этих условиях ЗСТ даст вполне ощутимые преимущества как для украинского бизнеса, так и для рядовых граждан.

В частности, для потребителей свободная торговля с ЕС будет означать:

  • Снижение цен на товары в результате доступа к широкому ассортименту и, соответственно, большей конкуренции между производителями и продавцами. Так, ожидается, что после создания ЗСТ подешевеют: автомобили и бытовая техника (минимум на 10%), лекарства (на 5—10%), продукты питания (в том числе и детского) — на 3—5%. Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко отмечает, что снижение цен на товары произойдет за счет обнуления ввозных пошлин.
  • Безопасную продукцию на внутреннем рынке, что станет результатом качественных изменений украинского законодательства и регуляторных норм.
  • Новые рабочие места, созданные в результате улучшения инвестиционного климата в Украине при создании благоприятной регуляторной среды, отвечающей нормам и правилам ЕС.
  • Повышение уровня социальной защищенности, поскольку текст соглашения содержит положения о безопасности и стандартах труда, социальном обеспечении, экологические требования и так далее.

Среди преимуществ для украинского бизнеса:

  • Беспошлинный доступ для большинства украинских продуктов к крупнейшему в мире рынку, что создаст большие возможности для экспорта.
  • Улучшение доступа на рынки третьих стран через гармонизацию украинского законодательства с законодательством ЕС и, соответственно, переход на признанные в мире стандарты.
  • Лучшую законодательную защищенность прав интеллектуальной собственности и применение новых норм на практике, что принесет высокие доходы изобретателям и людям творческих профессий.
  • Улучшенный внутренний инвестиционный и бизнес-климат.

Вступление в силу Положения о ЗСТ даст очевидные плюсы и государству. Это и повышение эффективности управления государственными финансами, и дополнительные возможности для завершения уже начатых социально-экономических реформ.

Конечно, в краткосрочной перспективе возможны и определенные потери, связанные, в частности, с административными расходами или переориентацией производства на более высокие стандарты. Но в конечном итоге от этого выиграет потребитель, убежден исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. По словам эксперта, в долгосрочной перспективе Украина получит возможность осуществить в государстве институционные изменения, которые помогут улучшить инвестиционный климат и тем самым способствовать развитию страны.

Еще одно опасение связано с тем, что наплыв более дешевых европейских товаров может вытеснить из продажи отечественные. Понимая эти риски, народные депутаты от Партии регионов уже предложили законопроект, согласно которому правительство сможет выдавать госгарантии по кредитам, которые берут компании (до сих пор такую возможность имели только госпредприятия). Как сказал народный депутат от Партии регионов Анатолий Кинах, законопроект предусматривает, что отечественные компании любой формы собственности смогут модернизировать производство и конкурировать с европейскими предприятиями.

«В ЕС, как вы знаете, требования к качеству высокие. Многие наши предприятия не могут похвастаться европейскими стандартами качества. Если законопроект примут, у них появится возможность участвовать в конкурсах на получение кредитов под гарантии правительства. На эти деньги они смогут модернизировать производство, чтобы конкурировать с европейцами и не потерять своего покупателя», — отметил он.

Более высокое качество продуктов

Имплементация Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной позволила бы существенно улучшить ситуацию с защитой прав потребителей. Можно будет в сжатые сроки решить такие проблемы, как не слишком прозрачное ценообразование, наличие на рынке опасных товаров и неудовлетворительный контроль качества продукции.

В настоящее время в Евросоюзе действует целый ряд специальных принципов в сфере защиты прав потребителей:

  • Потребитель может покупать то, что хочет и где хочет.
  • Если товар не качественный, потребитель его возвращает обратно.
  • Высокие нормы безопасности в отношении продуктов и других потребительских товаров.
  • Каждый имеет право знать, что он ест.
  • Договоры с потребителем должны быть честными.
  • Иногда потребители могут менять свое мнение.
  • Предоставление потребителю сравнительного анализа цен.
  • Потребителя нельзя вводить в заблуждение.
  • Обеспечение безопасности во время поездки в отпуск.
  • Эффективное возмещение за международные споры.

Это значит, что при введении этих принципов в Украине, может быть достигнуто обеспечение получения детальной информации о продуктах относительно рисков, связанных со здоровьем и безопасностью. Кроме того, Украина должна будет разработать систему, которая позволит быстро информировать общественность и изымать из продажи продукты или товары сомнительного качества, а также отслеживать их происхождение. Реализацию опасной для жизни и здоровья продукции запретят. Особое внимание будет уделено качеству товаров для детей.

В ходе подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации Украина уже получила:

  • Новый Уголовно--процессуальный кодекс (предусматривающий такие новации, как домашний арест или выход подозреваемого под залог с фиксацией специального браслета, позволяющего следить за местонахождением).
  • Изменения в Уголовный кодекс относительно наказания коррупционеров — они не смогут переписать имущество на родственников, чтобы избежать наказания.
  • Расширение прав заключенных (возможность пользоваться мобильными телефонами и прочее).
  • Законодательно предусмотренные гарантии выполнения решения судов (органы власти больше не смогут в «ручном» режиме блокировать выплаты).

Но 1 сентября 2017 года - дата скорее символическая. Дело в том, что большинство положений договора уже действовали ранее, хотя и во временном режиме. Политическая часть документа начала работать с 1 сентября 2014 года. С 1 января 2016-го вступила в силу и экономическая часть, предусматривавшая создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Однако полноценной ратификации со стороны стран-членов ЕС пришлось ждать до 2016 года.

  • Февраль 2014 года
  • Reuters

Дело в том, что такого рода документы должны получить одобрение всех стран-членов Евросоюза. А в 2015 году на референдуме в Нидерландах большинство жителей страны выступило против ассоциации Украины с ЕС. И хотя плебисцит не был обязывающим, а лишь консультативным, Евросоюз начал диалог с политическим руководством страны, который завершился 30 мая 2017 года ратификацией парламентом Нидерландов соглашения об Ассоциации Украины с ЕС.

В обмен на своё присоединение к соглашению Нидерланды потребовали от ЕС принять «особую позицию этой страны». Евросоюз гарантировал Гааге , что соглашение об ассоциации не даст в будущем Украине права претендовать на автоматическое членство в Евросоюзе, что Киев не сможет получать финансирование из структурных фондов ЕС и не станет участником оборонных программ Евросоюза.

Киева нам не НАТО: почему Украину не торопятся принять в Североатлантический альянс и Евросоюз

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что на данный момент Украина не является членом ЕС и НАТО . Так он отреагировал на недавние...

Практически с 1 сентября 2017 года для рядовых украинцев мало что изменится, отмечают эксперты. Пока не действуют в полную силу те положения договора, которые относятся к сотрудничеству в областях обороны, предотвращения конфликтов, налогообложения, финансов, миграции, пограничного контроля и борьбы с террором. С 1 сентября начнётся постепенная имплементация этих положений. О том, как именно это будет происходить, чиновники в Брюсселе и Киеве пока хранят молчание.

На них и скажется в первую очередь перевод статуса действующих положений соглашения с временного на постоянный. Дело в том, что с момента вступления документа о евроассоциации в полную силу Брюссель сможет ставить перед Киевом конкретные и юридически обязывающие сроки реализации всех реформ, предусмотренных этим соглашением. Ссылаться на то, что оно ещё не вступило в полную силу, а значит можно откладывать выполнение реформ, как это делали украинские власти раньше, отмечает BBC, больше не получится.

Наконец, то, что произойдёт в отношениях Украины и ЕС 1 сентября, важно с символической точки зрения - по меньшей мере, так считают в Киеве.

«Соглашение об ассоциации и «безвиз» (начавшее действовать в начале июня 2017 года соглашение о безвизовом въезде украинцев страны ЕС. - RT ) – это то, что является убедительным свидетельством нашего окончательного (де-факто и де-юре) разрыва с империей. С той, которую Рональд Рейган назвал империей зла», - заявил президент Украины Пётр Порошенко на параде в честь Дня независимости Украины 24 августа 2017 года.

Идеологический выбор

«Соглашение об ассоциации Украины с ЕС представляет собой пакет из 486 статей, 311 из которых регламентируют торговлю и вопросы, связанные с торговлей», - пояснил RT содержание документа заместитель генерального директора бюро «Стратегические коммуникации» Евсей Васильев. - По сути, речь идёт о расширенной зоне свободной торговли, которую ЕС, помимо Украины, имеет ещё с тридцатью государствами мира, включая страны Латинской Америки, Северной Африки, Ближнего Востока, а также с Албанией, Косово, ЮАР и Южной Кореей ».


Конечно, каждый конкретный договор отличается от других, отмечает эксперт, но в случае с Украиной «изначально торговое соглашение с подачи Запада преподносилось украинским руководством чуть ли не как «стадия, предшествующая вступлению Украины в ЕС».

«Хотя никакой стратегии (вхождения в ЕС. - RT ) на самом деле не было», - утверждает Васильев. Показателен пример Турции, которая заключила соглашение об ассоциации с предшественником ЕС – Европейским экономическим сообществом ещё в 1963 году, но в ЕС так и не вступила.

Накануне и глава еврокомиссии Жан-Клод Юнкер подтвердил, что до полноценного членства в ЕС Украине очень далеко. «Я видел, что мой друг Порошенко несколько дней назад сказал, что Украина - это Евросоюз, это НАТО, - прокомментировал Юнкер недавнюю речь украинского президента, в которой тот заявил о стремлении его страны стать частью двух вышеупомянутых международных организаций. «На данный момент это ни то, ни другое. Все должны это знать!» - заявил председатель Еврокомиссии.

«По замыслу украинских идеологов, «величайшее достижение Украины после Евромайдана» в виде трехмесячного безвиза без права работы, якобы общего европейского рынка и отмены пошлин на европейские товары, включая «изделия, бывшие в употреблении», должно было списать все ошибки и просчеты киевских властей, которые привели к гражданскому конфликту, военным преступлениям, человеческим жертвам и тремстам тысячам поломанных судеб ветеранов АТО , и, как следствие, к экономическому кризису и росту коррупции в немыслимых масштабах», - считает Евсей Васильев.

«Фактически речь идет о банальных политических спекуляциях новой «постмайданной» элиты на надеждах украинского народа и его веры в лучшую жизнь, которым не суждено было сбыться. Рано или поздно осознание этого придет, но будет уже слишком поздно», - полагает политолог.

Неутешительные итоги

Если оценивать первые результаты соглашения о евросассоциации (поскольку большая часть соглашения действует уже несколько лет), то они выглядят не слишком оптимистично. В экономической сфере, с созданием зоны свободной торговли между Украиной и ЕС в 2016 году, украинский экспорт в страны Евросоюза вырос всего на 3%, а взаимный товарооборот на 6%. Однако за тот же период по данным украинского Госстата экспорт в Россию сократился на 25,6%, относительно показателей предыдущего года.

Главной причиной падения экспорта в Россию и в целом снижения товароборота является именно соглашение об ассоциации с ЕС . Дело в том, что с созданием зоны свободной торговли «Украина-ЕС» Москва вынуждена была остановить действовавшее с 2015 года соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Россией, а кроме того распространить на Украину действие российских контрсанкций, которые действовали ранее в отношении стран ЕС.


Как отметила в эфире киевской радиостанции «Голос столицы» главный советник Института стратегических исследований «Новая Украина» Ирина Клименко, экономическая часть соглашения о евроассоциации не смогла компенсировать созданные этим же документом проблемы в торговых связях с Россией .

«Это несопоставимые величины, ведь в куда больших объёмах произошло сокращение торговли с РФ, чем её увеличение с ЕС. Мы имели с Россией в отдельные годы до 40% внешнего торгового оборота, а с Европейским Союзом - максимум до 30%, - отметила Клименко.

«Кроме того, с Россией Украина имела специфическую торговлю, так как некоторые предприятия были ориентированы исключительно на российские рынки. Поэтому для некоторых предприятий потеря российского импорта - это очень большая проблема», - полагает украинский эксперт.

«Создававшиеся десятилетиями торговые связи с Россией, обеспечивающие Украине несырьевой экспорт и рост товарооборота, утрачены навсегда. А Евросоюзу высокотехнологичные отрасли украинской экономики не нужны, о чем европейцы говорят уже чуть ли не открытым текстом», - отмечает последствия уже действующих частей договора об евроассоциации Евсей Васильев.

«Квоты, выделяемые Брюсселем на экспорт украинских товаров и услуг и которых так ждали украинские товаропроизводители, едва ли смогут покрыть финансовые потери экономики от закрытия крупных производств», - отмечает эксперт. «Страны Европейского союза защищают внутренний рынок и не горят желанием усиливать конкуренцию с украинскими компаниями», - пояснил RT директор крупной украинской агропромышленной компании, пожелавший остаться неназванным.

«Поскольку те квоты, которые выделяют для увеличения торгового баланса, как правило, ежегодно заканчиваются уже к 1 июня, о развитии торговли речи не идёт», - отметил RT политолог Александр Асафов.

Размер торговых преференций оказался меньшим, чем ожидали производители. Например, без пошлин Украине разрешили дополнительно поставлять только 3 тыс. тонн меда, 500 тонн вина, 650 тыс. тонн кукурузы, кукурузной муки и гранул, 7,8 тыс. тонн ячменной крупы и муки, 4 тыс. тонн овса, 350 тыс. тонн ячменя, ячменной муки и гранул. По подсчетам Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, этот шаг позволит украинским экспортерам дополнительно заработать около $200 млн.

«В погоне за политическими дивидендами киевским политикам было недосуг проводить подробный анализ положений документа, не говоря уже о переговорах, в результате чего проект соглашения был утвержден украинской стороной практически в первоначально предложенном Брюсселем виде», - отмечает Евсей Васильев.

В результате Украина ничего не получила от ЕС. В отличие, например, от Польши, которая, будучи еще только кандидатом на вступление в ЕС, в период с 1990 по 2003 годы вела длительные переговоры по каждому пункту соглашения. Благодаря этому, пояснил эксперт, Польша не только получила от Брюсселя 5,7 млрд евро помощи «на подготовку к вступлению», но еще и более 100 млрд евро в последующие десять лет членства в ЕС, выделенные на программы по повышению уровня жизни и конкурентоспособности национальной экономики. И продолжает получать огромные европейские денежные вливания по сей день.

Конец незалежности

«Пожалуй, главный результат этого соглашения будет заключаться в том, что за политическим и экономическим кризисом рядовые украинцы не смогут ощутить на себе преимущества от евроинтеграции, но и по-старому жить уже не смогут», - отметил Евсей Васильев. По его словам, политическим итогом полного вступления в действие соглашения об ассоциации с ЕС станет дальнейшая десуверенизация Украины.

Так, согласно политической части соглашения Украины с ЕС, МИД Украины должен будет впредь согласовывать свои действия с внешнеполитическим ведомством ЕС. Кроме того соглашение предусматривает создание наднационального органа управления - Совета ассоциации, в котором по очереди будут председательствовать представитель от Украины и чиновник из Брюсселя.


«Филиалы иностранных компаний на территории Украины, в отличие от местных фирм, получат гарантированную международную правовую поддержку, а любые экономические споры в судебных инстанциях ЕС будут автоматически разрешаться в пользу европейцев, что помимо остального прочно закрепляет приоритет европейского права над украинским законодательством», - утверждает Васильев.

«На этом фоне все разговоры о том, что Украина ведет тяжелую борьбу за свою свободу и независимость выглядят, по меньшей мере, странно. О какой независимости может идти речь, если Киев фактически добровольно делегирует часть своего государственного суверенитета Евросоюзу ? При этом у киевского руководства не останется ни институционального, ни правового механизма повлиять на те решения, которые будут приниматься в Брюсселе», - отмечает политолог.

Смена ориентиров

«Евроассоциация уже не является целью ни украинской политической элиты, ни украинского государства. Теперь цель украинского государства, обещанная Порошенко и закреплённая на законодательном уровне, – это вступление в НАТО», - заявил RT Александр Асафов.

По его мнению, смена ориентиров украинского руководства и постепенный переход с проеэсовской на пронатовскую риторику объясняется с одной стороны неудовлетворённостью украинцев тем, что они получили от соглашения об евроассоциации, а с другой - неготовностью европейцев к дальнейшей интеграции Украины в ЕС. Кроме Жан-Клод Юнкера, оспорившего европейский статус этой страны, перспективы украинской евроинтеграции недавно поставил под сомнение первый польский президент Лех Валенса.

«Европа не в состоянии впитать такую страну», - подчеркнул польский политик в интервью украинскому изданию «Сегодня».

Кроме того, представители европейских организаций здравоохранения выражают озабоченность возможностью распространения туберкулёза из Украины из-за действия безвизового режима с этой страной.

«Мы видим, что в Европе есть определённый страх, что попробуют каким-то образом впихнуть Украину туда и европейцев успокаивают, что этого не будет никогда», - отмечает Александр Асафов.

«Европейцы сосредоточились на решении собственных проблем, в этих условиях финансовая помощь украинской экономике становится все более обременительной, а необходимость поддержки киевского режима все менее очевидна», - утверждает Евсей Васильев.

В этих условиях, по словам экспертов, Украина предпочитает сейчас ориентироваться скорее на США , а не на ЕС. «Украина вслед за Польшей встаёт полностью в проамериканский тренд. Она больше не считает Европу полноценным союзником, хотя и заявляет, что 144 реформы, как отметил недавно Порошенко, были выполнены, чтобы вступить в Евросоюз, - подчёркивает Александр Асафов. – Но Евросоюз вступления Украины не хочет, поэтому Киев выбирает максимальную лояльность Вашингтону».

Юрист Илья Ремесло подробно разбирает экономические и законодательные последствия подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС.

После того, как 27 июня 2014 года президент Украины Петр Порошенко подписал экономическую часть соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом небесполезно будет подробно разобрать составляющие цены, которую должен будет заплатить украинский народ за "вхождение в Европу".

Получит ли Украина членство либо отмену виз ЕС

Вопреки транслируемой позиции украинского президента Порошенко, соглашение не содержит не только обязательств, но даже теоретических возможностей по принятию Украины в ЕС.

Украина обязуется пойти на кардинальную перестройку (о чем будет сказано ниже) без каких-либо встречных обязательств - в отличие от ранее принятых в ЕС восточноевропейских стран.

"Ассоциированное" рабство
Соглашение не содержит четких условий об отмене виз. Статья 19 Соглашения гарантирует лишь упрощение процедуры их выдачи, без какой-либо конкретики. Отмена виз возможна лишь "в соответствующее время после создания условий для хорошо управляемого и безопасного передвижения людей". Насколько такая формулировка способна что-либо гарантировать?
Следует отметить, что соглашение избегает четкой фиксации обязательств ЕС, а также в изобилии содержит отсылки на обстоятельства, в отношении наступления которых имеется неопределенность.

Например, пункт 2 статьи 18 предусматривает обязанность ЕС "рассмотреть возможность предоставления других более благоприятных положений в дополнительных сферах, в частности возможности доступа к профессиональному обучению, согласно законам, условиям и процедурам, действующим в государствах-членах и в ЕС, при этом принимая во внимание ситуацию на рынке труда в государствах-членах и в ЕС" (пункт 2 статьи 18 Соглашения).

Или же, пункт 4 статьи 29 Соглашения, который вместо четких и осязаемых условий отмены ввозной пошлины гласит: "через 5 лет после вступления в силу настоящего Соглашения Стороны могут по запросу любой Стороны провести консультации с целью рассмотрения ускорения и расширения сферы отмены ввозной пошлины в торговле между Сторонами".

Кстати, по праву любой из стран Европы такие условия признаются не обязывающими стороны договора, то есть лишенными юридической силы.

Правовые особенности европейской "свободной торговли"

Введение соглашением зоны свободной торговли означает взаимное открытие рынка товаров с ЕС, что преподносилось украинскими властями как основной аргумент в пользу подписания соглашения.

Однако правовой механизм открытия рынков сводит на нет данное преимущество.

Соглашение составлено таким образом, что Украина поставлена в заведомо неравноправное положение. Так, статья 154 наделяет ЕС правом принимать решения о предоставлении доступа к рынкам "на основании оценки качества принимаемого законодательства, а также его практического применения, что регулярно осуществляется Комитетом по торговле". Очевидно, что такие расплывчатые формулировки дают неограниченный простор для толкования, и отдают все решения на усмотрение ЕС.

Риском для Украины является и установленный статьей 39 запрет на вступление в любые торговые отношения, противоречащие соглашению с ЕС. Как будет ЕС трактовать такое общее положение, будет ли запрет распространяться на торговлю с Россией в рамках существующего соглашения между Россией и Украиной?

В настоящее время с Украиной действует договор о зоне свободной торговли в СНГ, и товары поставляются в страны Таможенного союза беспошлинно. По условиям этого договора внутри зоны свободной торговли СНГ стороны имеют право увеличивать ставки таможенных пошлин к странам, которые заключили соглашения о свободной торговле с другими государствами, если это приводит к существенному росту импорта через страну, входящую в обе зоны свободной торговли.

Очевидно, что если Украина откроет беспошлинный доступ европейским товарам, Россия будет вынуждена для защиты внутреннего рынка отменить беспошлинный режим с Украиной.

Таким образом, ради иллюзорных выгод европейской ассоциации Украина должна отказаться от имеющихся выгод в виде российского рынка.

Переход Украины на европейские стандарты товаров

При анализе положений соглашения сразу бросается в глаза, что на взаимное открытие рынков выделяется до 10 лет. С чем связан такой длительный срок?

Винокуров: ассоциация с ЕС грозит Украине многомиллиардными потерями
Это объясняется тем, что в течение первых 5 лет украинская экономика и сельское хозяйство обязаны перейти на европейские стандарты, регулирующие требования к товарам и способам их производства.
Пункт 8 Статьи 56 Соглашения гласит: "Украина должна имплементировать корпус европейских стандартов (EN) в качестве национальных стандартов, включая согласованные европейские стандарты, использование которых необходимо привести в соответствии с законодательством, перечисленным в Приложении III к этому Соглашению. Одновременно с такой имплементацией Украина должна отозвать противоречащие национальные стандарты, включая применяемые как межгосударственные стандарты в Украине (GOST/ГОСТ), принятые до 1992 года".

Смена стандартов означает необходимость глобальных изменений в способах производства, контроля качества, сертификации. Для перехода на стандарты ЕС необходим практически полный слом и перестройка промышленности и сельского хозяйства Украины.

Обречены на ликвидацию украинские предприятия, которые не имеют ресурсов для перехода на новые стандарты. А это практически все малые и средние предприятия.

При этом переход на стандарты ЕС вовсе не означает улучшения качества товаров. Так, соглашением предусматривается обращение генетически модифицированных продуктов наравне с обычными. В связи с введением стандартов санитарного контроля, надлежащими по качеству не будут считаться товары, выращенные на собственных небольших хозяйствах украинцев.

Предприятиям Украины грозит ликвидация из-за неконкурентоспособности

Статьей 32 Соглашения вводится запрет экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары, что дополнительно негативно отразится на конкурентоспособности украинских товаров. Вместе с тем, экспортные субсидии и субсидирование сельского хозяйства активно используются самим ЕС. Данные обстоятельства вызывают обоснованные сомнения в конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции Украины.

В соответствии с пунктом 1 статьи 270, Украина обязуется уравнять внутренние цены на энергоносители с мировыми. Это повлечет дополнительные расходы для рядовых потребителей, а для промышленности - увеличение себестоимости товаров, что сделает практически невозможным конкуренцию украинских товаров на европейском рынке.

Как мы видим, ЕС при подписании соглашения с Украиной оперирует исключительно категориями "рыночности" и "конкурентоспособности". ЕС не волнует все, что находится за рамками данных понятий - материальное положение граждан, трудоустройство, социальная справедливость.

Большинство украинских предприятий не выдержат конкуренции? Тем лучше для них, пусть работает "невидимая рука рынка". То, что в результате миллионы людей могут остаться без работы и средств существования, Евросоюз нисколько не беспокоит.

В этом уже успели убедиться на своем примере страны Прибалтики, которые (будучи официальными членами ЕС) столкнулись с неспособностью своей промышленности конкурировать с европейскими товарами. В итоге огромное количество населения вынуждено заниматься неквалифицированным трудом в развитых странах ЕС.

С учетом того, что эта ниша занята, каким трудом будет заниматься украинское население?

Отказ от законодательного суверенитета

Впрочем, экономическими вопросами соглашение между Украиной и ЕС не ограничивается. Дополнительно, Украина приняла на себя обязанности по имплементации европейского права.

Суть имплементации состоит во включении норм европейского права в украинское законодательство. Звучит красиво, а что означает на практике?

По сути, Украина теряет свой законодательный суверенитет, и принимает в качестве законов все нормативные акты ЕС.

МИД Украины готовит план по реализации соглашения об ассоциации с ЕС
Причем это касается не только уже действующих норм ЕС, но и любых принятых в будущем: "как только новый или исправленный законодательный акт ЕС будет добавлен к соответствующему Приложению, Украина должна имплементировать его в свою внутреннюю правовую систему".
Приложение к соглашению содержит несколько сотен директив ЕС по самым разным вопросам - от политики до транспорта.

Среди них, например, Директива Совета 2000/78/ЕС, гарантирующая равные права в сфере занятости всем гражданам, без дискриминации на "основании религии или верований, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации". Директива эта стала скандально известной благодаря случаям применения ее положений для притеснений гетеросексуального большинства.

Или директива 2008/57/ЕС об оперативной совместимости железнодорожных систем в рамках Сообщества, согласно которой Украина обязана за свой счет перевести железнодорожные пути на европейский стандарт.

В случае отказа Украины от имплементации права, ЕС получает право устранить доступ украинских товаров на европейские рынки.

Также Украина берет на себя обязательства ратифицировать Римскую конвенцию о международном уголовном суде. Это суд, который будет стоять превыше всех национальных судов Украины. По его ордеру может быть арестован и выдан любой гражданин Украины, которая лишается права на защиту своих граждан.

Таким образом, Украина отдает законодательные полномочия бюрократам из Евросоюза, директивы ЕС становятся превыше национального права Украины. Налицо изменение конституционного порядка Украины, в том числе порядка принятия законов, что в соответствии с Конституцией отнесено к исключительному ведению Верховной Рады.

Часть. 2 ст. 9 Конституции Украины гласит, что заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию.

Новая колония Европы

Подводя итог, могу констатировать: соглашение между Украиной и ЕС имеет односторонний и колониальный характер.

Европейскому союзу, погрязшему в долгах, безработице и иных экономических проблемах, понадобился донор. Со стороны ЕС цель Соглашения очевидна: получить беспрепятственный доступ европейских товаров на украинские рынки - без каких-либо предварительных затрат и условий.

Что касается целей украинских властей, то они также очевидны: обслуживание интересов западных кукловодов и украинской олигархии путем нещадной эксплуатации народа.

Такова цена, которую должен будет заплатить украинский народ за "вхождение в Европу".

КИЕВ, 1 сен — РИА Новости. Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом в пятницу вступает в полную силу, что открывает путь к реализации положений о сотрудничестве в сферах обороны, предотвращения конфликтов, налогообложения, госфинансов, борьбы с терроризмом, миграции и пограничного контроля.

В связи с этим власти Украины уже пообещали новый этап реформ и в перспективе вступление страны в Евросоюз и НАТО. Опрошенные РИА Новости эксперты, в свою очередь, считают вступление ассоциации в силу лишь формальной процедурой. Они выразили сомнения в продуктивности реформ и перспективах интеграции в евроатлантические структуры. Кроме того, как полагают эксперты, соглашение превращает украинскую экономику в сырьевой придаток и является "актом капитуляции".

Украина подписала соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом в июне 2014 года одновременно с Молдавией и Грузией. В том же году на предварительной основе частично начала действовать политическая часть соглашений. С 1 января 2016 года вступили в силу почти все положения, касающиеся создания зоны свободной торговли.

В мае парламент Нидерландов последним из законодательных органов стран ЕС ратифицировал соглашение об ассоциации, что позволило запустить действие соглашения в полной мере.

При этом президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер напомнил Киеву, что Украина на данный момент не имеет отношения ни к Евросоюзу, ни к НАТО, и все должны это осознавать.

Новый этап реформ

Президент Украины Петр Порошенко сравнил вступление в силу соглашения об ассоциации с Евросоюзом с "широким евро-атлантическим автобаном", который приведет страну к членству в Евросоюзе и НАТО. Украинский лидер также пообещал новый этап реформ, которые, по его словам, потребуют максимальных усилий и объединения всех ветвей власти, бизнеса и гражданского общества ради "построения лучшего европейского будущего для украинского народа".

"Наши совместные усилия приведут к тому, что Украина будет членом ЕС. Это произойдет потому, что мы в первую очередь в это верим", — сказал Порошенко накануне вступления соглашения в силу.

По его словам, доказательством успешности политики властей является завершение ратификации соглашения об ассоциации с ЕС, а также получение безвизового режима с Евросоюзом.

"Первого сентября у нас будет праздник не только потому, что дети пойдут в школу. Первого сентября вступает в силу ключевой политический документ для нашего государства — соглашение об ассоциации с Европейским союзом… Сейчас перед нами стоят задачи, которые четко расписаны в соглашении об ассоциации — что и когда нам нужно делать", — отметил президент.

Между тем президент Еврокомиссии (ЕК) Юнкер заявил, что Украина на данный момент не имеет отношения ни к Евросоюзу, ни к НАТО, и все должны это осознавать. В Киеве возмутились по поводу этих слов. Представитель Украины при Евросоюзе Николай Точицкий обратился в ЕК за разъяснениями. Как подчеркнул Точицкий, Порошенко не говорил, что Украина уже в ЕС и НАТО. По его мнению, слова Юнкера были широко использованы в СМИ "с целью дискредитации Украины и нашего евроинтеграционного курса".

Формальная процедура

Поскромничали. ЕС дал Украине "щепотку" преференций Украину на европейском рынке не особо ждут. Это наглядно показало и соглашение с ЕС о дополнительных торговых преференциях. Киеву прибавили чуть-чуть, дабы показать, что "двери" не закрыты. Политики довольны, а об экономике речи и не идет.

"О плане Маршалла (разрабатываемый Литвой план помощи Украине от ЕС, направленный на поддержку реформ, на сумму не менее пяти миллиардов евро в год. — Прим. ред.) мы только до сих пор говорим. Это план, о котором говорили еще в начале ассоциации. Поэтому в конечном итоге ассоциация не привела к каким-либо существенным изменениям, наоборот, это фактически превращает украинскую экономику в сырьевой придаток и является актом капитуляции. Возможно, когда-то в будущем какие-то позитивные изменения будут достигнуты. Но, скорее всего, нет", — подчеркнул Бортник.

В свою очередь, директор украинского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский выразил мнение, что заявления об активизации реформ скорее являются пропагандой, а перспектив вступления в евро-атлантические структуры для Киева нет.

"Факт тот, что Украина перспектив вступления в Евросоюз не имеет, ни краткосрочных, ни среднесрочных. Однако это не мешает и не будет мешать нашему президенту рассказывать, что мы уже одной ногой в Европейском союзе и двумя ногами в НАТО. Он об этом все равно будем говорить, в этом нет сомнений", — сказал Погребинский РИА Новости.

Украинский аналитик: по преференциям Евросоюза для Украины был торг Односторонние торговые преференции ЕС для Украины не являются значительными для ее экономики, в то время как в направлении реальной евроинтеграции сделано очень мало. Такое мнение в эфире радио Sputnik высказал украинский аналитик Александр Охрименко.

Помимо этого, политолог обратил внимание на то, что подписание ассоциации не означает шаг по вступлению в Евросоюз.

"Все довольно четко оговорено и нет оснований предполагать чего-то другого, но пропаганда будет работать. Реформы, которые объявлены под влиянием МВФ, они скорее пиаровские, а не фактические, потому что нельзя проводить социальные реформы, если не были проведены экономические. Социальные реформы всегда стоят денег. Понятно, что ничего, кроме разговоров, не несет. В экономике пока ничего реального не произошло: ни в финансовом, ни в промышленном секторе", — подчеркнул Погребинский.

error: Content is protected !!