Реформа образования в России: реальность и перспективы. Реформа образования в России: проблемы и перспективы

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

Реформа образования 1864 года проходила в несколько этапов, которые в конечном итоге реформировали все системы образования в России. Реформировано было начальное, обще и среднее образование. Основные даты этих реформ:

  • 18 июня 1863 – принят «Университетский устав».
  • 14 июля 1864 – принято «Положение о народных училищах».
  • 18 ноября 1864 – принят «Устав гимназий и прогимназий».

Из-за Университетского устава реформу образования часто называют реформами Александра 2 1863-1864 годов. В любом случае речь идет об изменении системы образования Российской Империи, и ниже мы рассмотрим, что именно менялось, а также происходило функционирование системы образования в стране.

Реформирование начальной школы

18 июля 1864 было принято «Положение о народных училищах». Главная особенность этого положения заключалась в отмене государственной и церковной монополии на образование. После реформы системы образования начальные школы могли открывать также общественные учреждения и частные лица. Срок обучения в начальной школе не превышал 3-х лет.

Начальные школы теперь были следующих типов:

  • Воскресные.
  • Церковноприходские.
  • Земские.
  • Частные.
  • Государственные.

Реформирование средней школы

19 ноября 1864 года был принят «Устав гимназий и прогимназий». Именно гимназии были основным звеном средней школы. Все гимназии были разделены на 2 типа: классические и реальные. Классические готовили к поступлению в высшие заведения, а реальные – в технические учебные заведения.

Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.

Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи. Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.

В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование. Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.

Реформирование высшего образования

18 июня 1863 был принят Университетский устав. Реформа образования при Александре 2 фактически началась в этом году с этого документа, в 1864 году продолжилась. Главное в новом уставе – университетам была возвращена автономия. У каждого университета был «совет профессоров», который избирал ректора и декана. Именно ректор, декан и совет профессоров полностью и единолично отвечали за образование:

  • Принимали решение о приеме и увольнении преподавателей.
  • Утверждали программу обучения.
  • Утверждали и редактировали учебные планы и дисциплины.
  • Решали все финансовые вопросы.

Одновременно в России появилась возможность получения высшего образования у женщин. Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы. Обучиться им можно было в Москве, Петербург, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом они принимались туда под особым статусом – вольнослушатели. Этому реформа в области просвящения от 1864 года послужила толчком.


Значение для страны

Реформа образования Александра 2 преследовала две главные цели:

  1. Сделать образование доступным для всех.
  2. Устранить монополию на образование.
  3. Навести порядок в системе гимназий и прогимназий.

Достоинства и недостатки реформ в области просвещения слеудет трактовать с точки зрения достигнутого результата и целей. Второй пункт целей был побочным и не принципиальным. «Частные» школы в итоге появились, но они не прижились и в скором времени исчезли окончательно. Что касается остальных целей, то на бумаге они были достигнуты, а в реальности – нет. Всеобщность образования затронула только начальные школы (3 класса). Даже средние школы, гимназии, для 90% населения были недоступны в виду большой стоимости обучения. Естественно, высшее образование поэтому тоже было недоступным. Поэтому в данной реформе нужно четко разграничивать, что было на бумаге, и что происходило на самом деле.

Была в реформах и мина замедленного действия – полная самостоятельность университетов. Фактически они были неподконтрольны государству: свои правила, свое распределение финансирования, самостоятельно в определении программы и предметов обучения, самостоятельность в выборе кадров. Этим в дальнейшем активно пользовались революционеры и те, кого сегодня стало можно называть либералами.

Современная реформа образования в России.

План:

1) Образование в России: определение, уровни образования, типы общеобразовательных учреждений

2) Реформа среднего образования

i) ЕГЭ – спорная реформа российского образования

ii) Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в сфере образования до 2015 года

iii) Использования мультимедии в обучении

iv) Онлайн-классный журнал, хорошо это или плохо

v) Электронные учебники – спасение для современных школ

vi) Получение средне специального образования

3) Поступление в ВУЗ (проблема)

4) Реформа высшего образования

i) Изменения в сфере образования за 2010 год

ii) Бакалавриат, магистратура и специалитет.

iii) Проблемы эффективности высшего образования в России

5)Трудоустройство выпускников после окончания ВУЗа.

Образование в Российской Федерации - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Уровни образования

1) Общее образование

a) дошкольное образование

b) начальное общее образование

c) основное общее образование

d) среднее (полное) общее образование

e) дополнительное образование детей

2) Профессиональное образование

a) начальное профессиональное образование

b) среднее профессиональное образование

c) высшее профессиональное образование

i) бакалавриат

ii) Магистратура

3) Послевузовское профессиональное образование

a) Аспирантура

b) Докторантура

c) Повышение квалификации

d) Второе высшее образование

e) Переподготовка

4) Профессиональная подготовка

О том, что успеха в жизни можно добиться, только получив образование, знает каждый человек, от мала до велика. И если время, когда ребенку пора включиться в образовательный процесс, выбирают родители, то с моментом окончанием учебы каждый определяется сам. В процессе своего обучения далеко не все проходят полный путь. Поэтому имеет смысл очертить пределы образовательной системы и описать ее структуру.

Дошкольное образование

К учреждениям этого типа относятся ясли и детские сады. Ясли предназначены для воспитания самых маленьких – детей в возрасте от 1 до 3 лет. В детских садах занимаются детишки от 3 и до 7.

Среднее образование

Согласно действующему законодательству, получение среднего образования является обязательным для всех жителей России. Образование включает в себя: начальное, основное и полное. И если получение начального и основного действительно является обязательным, то от получения полного можно отказаться.

Профессиональное образование

Как и в случае со средним, профессиональное образование делится на три категории: начальное, среднее и высшее. Начальное и среднее профессиональное образование можно получить как после окончания 9-ти классов, так и после 11. А вот для высшего образования, девяти классов будет мало.

После вузовское образование

Если вы закончили обучение в ВУЗе и получили соответствующий диплом, но все еще хотите учиться, в образовательной системе предусмотрено обучение в аспирантуре, интернатуре, докторантуре.

Кроме вышеперечисленных категорий, любой желающий имеет возможность проходить обучение в дополнительных образовательных учреждениях. К ним относятся музыкальные школы, детские спортивные школы и т.д.

Типы образовательных учреждений в Российской Федерации

Дошкольные учреждения

o предшкола

o детский сад

Общеобразовательные учреждения

o учреждения начального общего образования

Начальная школа

o учреждения основного общего образования

Гимназия

Учебно-воспитательный комплекс

Экстернат

o учреждения среднего (полного) общего образования

Школа с углубленным изучением предметов

Профильная школа

Учреждения профессионального образования

o учреждения начального профессионального образования

Профессиональный лицей

Технический лицей

o учреждения среднего профессионального образования

Колледж

Техникум

o учреждения высшего профессионального образования

Академия

Институт

Университет

Федеральный университет

o учреждения послевузовского профессионального образования

Другие типы учреждений

o учреждения дополнительного образования детей

o учреждения дополнительного образования взрослых

o специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционная школа по видам

o учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)

Школа-интернат

Детский дом

Детский дом семейного типа

Кадетская школа

Кадетский корпус

o учебно-производственный межшкольный комбинат

В Российской Федерации с учётом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования (с 1992 г.), самообразования, экстерната.

В последние годы интенсивно развивается дистанционное образование. Допускается сочетание различных форм получения образования.

В 2006 году было 1,3 млн выпускников школ. К 2012 году, по прогнозу 2009 года Министра образования и науки России Андрея Фурсенко, количество выпускников школ в России может сократиться до 700 тыс.

В ноябре 2010 на заседании президиума правительства РФ, В. Путин заявил, что на мероприятия федеральной программы развития образования в РФ в 2011-2015 годах будет выделено 137 миллиардов рублей: в рамках этой программы серьезные средства будут направлены на поддержку одаренных детей, а также на создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах. Кроме этого, в рамках программы будет продолжено обновление материально-технической базы федеральных вузов.

ЕГЭ – спорная реформа российского образования

Впервые аббревиатура ЕГЭ прозвучала весной 2001 года, когда было подписано постановление Правительства Российской Федерации «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена». В тот момент мало кто всерьез воспринял новый документ. Мысль о том, что страна перейдет от классический системы экзаменов, работавшей десятки лет, к чему-то совсем новому, казалась нереальной. Но семь лет эксперимента позади. Министерство образования объявило, что, начиная с 2009 года, ЕГЭ становится обязательным школьным экзаменом на всей территории РФ.

Что это такое?

ЕГЭ расшифровывается как «Единый государственный экзамен». Это абсолютно новая для России система экзаменирования, долгое время существовавшая на Западе, и полностью основанная на тестировании. Экзамен называется «единым», поскольку его результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы. Считается, что ЕГЭ обеспечивает равные условия при поступлении в ВУЗ и сдаче выпускных экзаменов в школе, так как при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

Как это работает?

Экзамен представляет собой тест, состоящий приблизительно из 70 заданий. Задания распределены на три части: «А» - задания низкой сложности, «В» - сложные задания и «С» - задания повышенной сложности. На выполнение теста дается от 3 до 4 часов, в зависимости от предмета. Первая часть экзамена содержит четыре варианта ответа. Ответы для заданий второй части школьник должен получить сам. Части «А» и «В» проверяются компьютером. Задания части «С» не дают вариантов ответа, но в отличие от второй части экзамена, требуют полного логического объяснения или решения. Эти задания проверяются экзаменатором. Все ответы отмечаются в специальном бланке, который позже помещается на сканер компьютера. Компьютер считывает бланк и проверяет его. Полученные баллы суммируются, и получается оценка по стобалльной шкале. Это число переводится в пятибалльную оценку. Так школьник получает свой итоговый балл в аттестат и стобалльной результат для поступления в ВУЗ. Эти результаты подтверждаются специальным сертификатом сроком на 2 года, потом ЕГЭ можно пересдать.

Экзамен проводится не в «родной» школе. Школьники пишут его с учителями-наблюдателями, которые им не знакомы. Во всей стране нет двух одинаковых на 100% вариантов ЕГЭ – они все разные. Каждый вариант экзамена запечатан в именной конверт, который вскрывается лично школьником во время экзамена. Все конверты поступают в школу внутри еще одного конверта, который находится внутри водо- и огнеупорного пакета. В школе этот пакет хранится в сейфе.

Обычно мы почти не пишем о государственных инициативах в образовании, но концу года решили сделать небольшую хронику проиcшествий на этом фронте.

Что нового произошло за минувший год во взаимоотношениях государства и образовательной сферы? Какие реформы начались или продолжают вводиться в наших школах и ВУЗах? Выделили 5 основных пунктов, на которые стоит обратить внимание.

1. Слияние ВУЗов в «опорные» университеты

Министерство образования взяло курс на создание федеральной сети из многопрофильных университетов: к 2020 году предполагается сократить число высших учебных заведений на 40%.

Цель реформы - сконцентрировать образование и науку в сетевых центрах, чтобы повысить качество подготовки специалистов и собрать достаточно ресурсов для исследовательской работы в каждом из них. Пока это происходит так: учёный совет регионального ВУЗа высылает обращение в министерство, а там дорабатывают план слияния и выделяют необходимый бюджет.

Слияние и поглощение становится одним из главных образовательных трендов последних лет. Только в этом году объединился целый ряд столичных и региональных университетов (МПГУ + МГГУ, МАТИ + МАИ, ОГУМ + ОГУ и т.д.), хотя причиной этого может быть и просто недобор студентов.

А в рамках новой реформы кандидатами в «опорные» ВУЗы пока являются 15 университетов , среди которых Воронежский технический университет, Волгоградский госуниверситет, Дагестанские государственный и технический университеты, Тюменский нефтегазовый университет и другие.

Предполагается, что к 2020 году у нас будет около 100 опорных университетов по всей стране. Дмитрий Ливанов и Андрей Волков даже определили это как главную структурную реформу в образовательной политике на ближайшие десятилетия.

2. Слияние общеобразовательных школ

Процесс объединения школ и детских садов в масштабные образовательные комплексы начался ещё несколько лет назад, и в этом году тоже прокатывался по стране. Заметнее всего он проходил в Москве , где из 4 тысяч школ получилась 1 тысяча центров нового типа.

На словах реформу собирались проводить по таким успешным образцам как учебный центр «Царицыно» Ефима Рачевского , только на этот раз реформирование часто проводилось непродуманно, в очень короткие сроки, без учёта мнения родителей и только на основе территориального расположения школы, а не её уровня и особенностей.

К началу реформы по всей стране было около 60 тысяч школ - сейчас осталось уже 40 тысяч. Предполагается, что основная цель реформы - повысить качество образования в отстающих школах, укрепить их «материальную базу», предоставить ученикам больше спецкурсов и дополнительных возможностей.

Но не менее важно, что после слияния финансирование школ из бюджета можно существенно сократить: вместо пяти директорских зарплат платить одну, уволить часть персонала, упростить бюрократический контроль и сделать его более централизованным.

3. Тестирование и постепенное внедрение профессионального стандарта педагога

Профстандарт педагога, утверждённый еще в 2013 году, начинает применяться на практике. Хотя его полное введение на всей территории РФ пока запланировано только на 2017 год.

Смысл нового стандарта в том, чтобы заменить устаревшие квалификационные требования, стандартизировать принятие на работу, упорядочить набор навыков и умений, которыми должен обладать любой педагог.

Пока непонятно, изменится ли что-то в преподавательской практике после введения стандарта, но он может повлиять на требования к выпускникам педагогических ВУЗов. Часто эти требования не совпадают с теми, которые указаны в стандарте - в том, например, что касается правовых аспектов образования или психологических знаний и навыков преподавателя.

4. Преподавание второго иностранного в школах стало обязательным

С 1 сентября этого года школьников начиная с 5-го класса будут обязаны учить двум иностранным языкам. К этой реформе пока мало кто готов, поэтому она вводится поэтапно: школам необходимо найти нужных преподавателей, доработать методику обучения и пересмотреть образовательные программы.

По словам Дмитрия Ливанова, эта реформа «возвращает нас к лучшим традициям классического российского школьного, а раньше гимназического, образования», где действительно французский или немецкий преподавались наряду с латынью - только само образование было гораздо более элитарным.

Критику вызывает то, что введение второго иностранного сократит учебные часы, отведённые на другие предметы. Большинство школьников покидают общеобразовательные учреждения, очень плохо владея даже одним иностранным языком (часто - даже плохо зная русский) и новая реформа, возможно, сделает эту ситуацию только хуже.

Одним из вариантов, какой язык изучать, постепенно становится китайский - его уже преподают в некоторых школах Москвы, и даже появляются предложения сделать его обязательным предметом.

5. Введение типовых проверочных работ с 4-го класса школы

Аналог Государственной итоговой аттестации и ЕГЭ, возможно, появится уже в начальных классах школы. Министерство образования предложило проводить всероссийские проверочные работы, разработанные по единому стандарту на федеральном уровне. Эта практика может заменить так называемую «промежуточную аттестацию», содержание которой утверждается на уровне самой школы.

В этом году проверочные работы нового типа по русскому языку, математике и окружающему миру уже проводились в 4-м классе некоторых школ. В ближайшем будущем такая «подготовка в ЕГЭ» может стать обязательной частью проверки школьных знаний по другим предметам и в других классах, вплоть до 9-го. Задания будут однотипными на всей территории РФ, но их проверка будет проводиться на уровне отдельных учреждений.

Как заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, «мы решили сделать акцент на том, чтобы объективность была не только на выпускных экзаменах, но и в ходе всего обучения». Такая проверка должна установить, на каком уровне относительно единого стандарта находится каждая школа и каждый её ученик.

Но у многих подобная стандартизация вызывает ещё больше сомнений, чем сам ЕГЭ: требования к ученикам в разных школах с разными специализациями сильно отличаются, и образовательная система должна учитывать эти различия.

Многое об отношениях власти и образования в уходящем году мы, конечно, пропустили: например, введение формы для учителей в отдельных регионах и нашумевшие сравнения грантов с пылесосами - но общие тенденции можно увидеть и из этого краткого обзора.

В условиях бюджетного дефицита государство старается снизить свои расходы: в образовании с января по сентябрь они уже сократились на 10% по сравнению с прошлым годом. А в 2016 году, по некоторым оценкам , сокращение расходов (по сравнению с 2012 годом) составит уже 36%, притом расходы на высшее образование уменьшатся на 22%.

Государство стремится максимально упорядочить образовательную систему, сделать её более проницаемой для бюрократического контроля. Поэтому ключевыми словами почти во всех перечисленных реформах являются «стандарты» и «слияния».

Но принятые реформы, как правило, оборачиваются лишь бумажной работой и не приносят тех результатов, о которых заявляют на публике.

В итоге растет ощущение, что средний уровень образования в школах и ВУЗах только снижается, и никакой продуманной политики в этом отношении государство не ведёт. Одновременно увеличивается разрыв между обычными и «продвинутыми» учреждениями (вроде ведущих университетов из программы 5-100), где поддерживают более высокие стандарты преподавания и больше требуют от учащихся.

Стремление к стандартизации и централизованному контролю оставляет мало места для всего качественного и разного: в результате у нас остаются отдельные образцово-показательные учреждения, отдельные прекрасные школы, прекрасные преподаватели и интересные локальные инициативы - и всё остальное.

Конечно, здесь наше внимание привлекли всего лишь несколько из тех характерных вещей, которые происходили в этом году между государством и образовательной сферой. Может быть, вы видите эти тенденции как-то иначе? Поделитесь своим мнением.

Реформа образования в России - комплекс мероприятий, проводимых Правительством Российской Федерации по модернизациисистемы российского образования.

Основные положения:

    Введение единого госэкзамена.

    Введение и развитие многоуровневого высшего образования, в соответствии с Болонским процессом. В рамках данного направления высшее профессиональное образование разделяется на два цикла -бакалавриатимагистратура. Бакалавриат призван удовлетворять массовый спрос на высшее образование, магистратура - способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня. Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости и мобильности рабочей силы. В то же время, введение двухуровневой системы не отменяет классических традиций российской (советской) высшей школы. По ряду специальностей будет сохранена многоуровневая подготовка, ведущая к присвоению степени «дипломированный специалист».

    Сокращение учительского и преподавательского состава. 1 января 2011 года Госдума РФ приняла закон. Как отмечается, «документ предоставляет таким учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться самостоятельно». При этом министр образования Фурсенко, премьер Путин и президент Медведев заявили, что «среднее образование в РФ останется бесплатным».

    Сокращение числа вузов. Осенью 2012 года Минобразования провело оценку 502 российских госвузов (учитывался средний балл ЕГЭ у первокурсников, уровень инфраструктуры и т. д.). В итоге 136 учебных заведений были признаны неэффективными, самым проблемным из них пообещали «реорганизацию» - закрытие с присоединением к другому вузу.

Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.

Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан - первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.

Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени – наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов.

Начало Болонского процесса можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования.

В 1998 году министры образования четырёх европейских стран (Франции, Германии, Великобритании и Италии), участвовавшие в праздновании 800-летия Парижского университета, сошлись во мнении, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская декларация (Sorbonne Joint Declaration, 1998). Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

Цели Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации, в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчёркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жёсткие юридические обязательства.

Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу даёт новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.

Основные положения Болонской декларации

Цель декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

    Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

    Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трёх лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

    Внедрение европейской системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

    Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путём зачёта периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.

    Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

    Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.

    Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;

до 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Участниками Болонского процесса являются 47 стран (2011 год) и Европейская комиссия. Таким образом, Монако и Сан-Марино - единственные члены Совета Европы, не участвующие в процессе. Все страны - члены Европейского союза задействованы в процессе.

Конференции министров

Один раз в два года в рамках Болонской декларации проводятся конференции министров, на которых министры выражают свою волю посредством коммюнике.

В Пражском коммюнике от 2001 года число стран-членов было увеличено до 33, и там же произошло расширение целей для достижения повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования в условиях непрерывного образования. Кроме того, министры взяли на себя обязательства обеспечить дальнейшее развитие национальных квалификационных структур и качества обучения. Эта цель была дополнена положениями о непрерывном обучении как одном из важных элементов высшего образования, которые должны быть приняты во внимание при создании новых образовательных систем. Тема общественного контроля процесса обучения также впервые была поднята в Пражском коммюнике.

Следующая конференция на уровне министров состоялась в Берлине в 2003 году; Берлинское коммюнике увеличило число стран, участвующих в Болонском процессе до 40. Основные положения этого коммюнике рассматривают расширение целей, с точки зрения объединения связей Европейского пространства высшего образования в Европейское научное пространство (European Research Area), а также меры по содействию получения качественного обучения. Другой важный вопрос, который рассматривался в Берлинском коммюнике - создание новых структур, поддерживающих процессы, инициированные в рамках двух конференций на уровне министров. На основании этого были созданы Болонская группа, Болонский Совет и Секретариат. В этом коммюнике министры также согласились, что должны быть созданы соответствующие национальные структуры в каждой из стран-участниц.

В 2005 году состоялась конференция министров в Бергене. Итоговое коммюнике подчеркнуло важность партнёрских связей, в том числе заинтересованных сторон -студентов, ВУЗов, преподавателей и работодателей, а также дальнейшего расширения научных исследований, особенно в отношении третьего цикла - докторантуры. Кроме того, это коммюнике подчеркивает важность обеспечения более доступного высшего образования, а также повышения привлекательности Европейского пространства высшего образования в других частях мира.

В Лондонскомкоммюнике 2007 годачисло участвующих стран было расширено до 46. Это коммюнике сосредоточено на оценке прогресса, достигнутого к тому времени, поднимаются вопросы о мобильности, структурах степеней, уровне признания Болонской системы в целом, квалификационных структурах (как общих и национальных), непрерывном обучении, обеспечении качества образования, общественном контроле процесса обучения, а также поставлены множество приоритетных задач на2009 год, основные из которых: мобильность, социальный контроль, который был предложен в Пражском коммюнике и впервые определён здесь, сбор данных и учёт, возможность трудоустройства. Было подчеркнуто, что существует необходимость дальнейшего сотрудничества, рассматривая его как возможность переформирования систем ценностей и концепций образовательного процесса.

В 2009 году конференция состоялась в бельгийском городе Лёвен(Louvain-la-Neuve - Новый Лёвен); основные рабочие вопросы касались планов на следующее десятилетие, с акцентом на: общественный контроль, непрерывное обучение, трудоустройство, методы донесения до студента целей образования. Также рассматривались вопросы международной открытости, мобильности обучающихся, образования в целом, научных исследований и инноваций, вопросы сбора данных, финансирования и разнообразных инструментов и методов обеспечения прозрачности образовательного процесса. Все эти вопросы были отражены в итоговом коммюнике, показывая новое направление Болонского процесса - более глубокое реформирование, которое обеспечит завершение процесса реализации Болонского процесса. Ещё одно изменение касается внутренних механизмов, связанных с председательством в Болонском Совете. Если раньше Болонский процесс был под председательством страны, председательствующей в ЕС, то теперь процесс будет проходить под председательством двух стран: как страны, председательствующей в ЕС, так и не входящих в ЕС стран по очереди в алфавитном порядке.

Следующая конференция министров состоялась в марте 2010 годавБудапештеиВене; конференция являлась юбилейной - десятилетие Болонского процесса. В честь юбилея состоялось официальное объявление о создании европейского пространства высшего образования, что означает, что цель, поставленная в Болонской декларации, была выполнена. Кроме того, начиная с этой конференции, Европейское пространство высшего образования было расширено до 47 стран.

Совместно с конференциями министров в рамках Болонского процесса проводятся организационные форумы.

Первый организационный Болонский форум проходил в Лёвенев2009 году. В нём приняли участие 46 членов Болонского процесса, а также широкий спектр третьих стран и неправительственных организаций. Основными вопросами, обсуждаемыми в рамках форума были: ключевая роль в развитии общества высшего образования, основанного на непрерывном образовательном процессе и возможности всех слоев общества получать образование. Рассматривалась важность государственных инвестиций в высшее образование, несмотря наэкономический кризис, важность межнациональных обменов в сфере высшего образования, необходимость сбалансированного обмена преподавателями, исследователями и студентами между странами с целью содействия справедливому и плодотворному «обмену мозгами» как альтернатива «утечке мозгов».

Второй организационный Болонский форум состоялся в Венев марте2010 года; в нём приняли участие 47 стран и восемь консультативных членов, а также третьи страны и неправительственные организации. Основными темами обсуждения были следующие вопросы: как системы высшего образования и учреждения реагируют на растущие потребности и ожидания, обеспечение баланса между сотрудничеством и конкуренцией в международном высшем образовании. Также большинство участников признали необходимость создания контактных методов для каждого из участников процесса, таких как назначение ответственных контактных лиц для каждой участвующей страны, которые будут выступать в качестве связующего звена, помогут улучшить обмен информацией и координацию совместных действий, в том числе подготовку следующего организационного Болонского форума. Также была признана необходимость способствовать и развивать глобальный диалог между студентами всех стран.

Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильностистудентовипреподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы нарынок труда. ПрисоединениеРоссиик Болонскому процессу даёт новый импульс модернизациивысшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.

СШАне только наблюдают за процессом европейской образовательной интеграции, но и достаточно активно участвуют в нём. В1992 годуприЮНЕСКОбыла создана рабочая группа по разработке нормативной базы для обеспечения возможности взаимного признания документов об образовании стран Европы и Америки. Однако за два года не удалось прийти к консенсусу: выяснилось, что одной из главных проблем на пути конвергенции двух образовательных систем является проблема сопоставления Европейской системы взаимного признания зачётных единиц (ECTS) с американской системой зачётных единиц (англ.credits). В США применяется более разнообразная и гибкая система учёта учебной нагрузки, состоящая из системы зачётных единиц (credits), подсчёта суммарных оценок по критериям количества (GPA) и качества (QPA), а также дополнительных баллов за успешную учебную и научную работу (Honors).

По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами . Работодателей, которые учились во времена СССР, нужно информировать о том, что все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые степени в большей мере предназначены для научно-педагогической деятельности вВУЗе, например степень магистра и доктора философии. Степень специалиста вЕСи большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, отсутствует. Одна из серьёзных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс - недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

Реформа – это те нововведения, которые организуются и проводятся государственной властью (правительством, Министерством образования и науки РФ). Педагогические инновации – это такие нововведения, которые разрабатываются и проводятся работниками системы образования (изменения в учебных планах, программах, в содержании и технологиях образования, в используемых методах, формах, средствах обучения и воспитания).

Учитывая, что образование все больше становится сферой стратегических интересов, правительства многих стран предпринимают меры по его реформированию. Главная цель этих реформ связана с усилением адаптивности образовательных учреждений к динамично меняющимся условиям жизни. В России реформирование системы образования ориентировано как на решение внутренних задач, связанных с обеспечением социально-экономических потребностей страны, так и внешних, предполагающих сохранение конкурентоспособности общеобразовательной и профессиональной школы, а также участие в интеграционных процессах по сближению национальных систем образования.

Особенностью проведения реформы образования в нашей стране является то, что она продолжительна, растянута по времени и осуществляется параллельно с экономическими и социальными изменениями. Реформа начиналась в условиях смены общественно-экономического строя, то есть в ситуации тяжелого политического, социального, экономического кризисов. Можно выделить следующие этапы реформирования системы образования в стране.

1 этап – подготовительный, или этап развития альтернативного образования (к.80-х гг. – 1992 г.). Основная причина реформирования – попытка уйти от единообразия школы, жесткого централизованного управления, демократизировать систему образования. Результатом преобразований на этом этапе стало: демократизация и плюрализация образования (свобода педагогов в выборе содержания и методов обучения, свобода обучающихся в формировании мировоззрения), альтернативность образования, или появление новых типов учебных заведений (гимназий, национальных, религиозных школ и др.).



2 этап – этап становления вариативного образования (1992-1996 гг.). Причины реформирования: необходимость законодательно закрепить все преобразования, произошедшие в системе образования, и стремление приспособиться к экономическому кризису в стране. В 1992 г. принят ФЗ «Об образовании». Результатом этого этапа реформы стало: развитие вариативного образования (появление новых образовательных учреждений, в том числе частных), разработка, утверждение и реализация государственных образовательных стандартов, поиск и экспериментирование в системе общего и профессионального образования.

3 этап – формирование механизмов обеспечения качества образования (1996-2001 гг.). Причина реформирования: созданные очаги управления еще не стали действовать, в совершенствовании нуждалась нормативная база, в условиях экономического кризиса снизилось финансирование учебных заведений, резко упало качество образования. В 1996 г. утверждены: ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». На этом этапе идет большая работа по совершенствованию государственных образовательных стандартов, эксперимент по внедрению единого государственного экзамена, созданию образовательных округов.

4 этап – совершенствование механизмов обеспечения качества образования и интеграция российской высшей школы в европейское образовательное пространство (2001 – 2012 гг.). В 2001 г. появляется «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.». Основной задачей остается повышение качества общего и профессионального образования на основе его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества, государства. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивало выпускникам фундаментальных знаний и не готовило их к жизни в условиях рынка. Профессиональное образование не решало проблему кадрового «голода», так как наблюдалось перепроизводство одних специалистов и нехватка других.

Присоединение России к Болонскому процессу (2003г.) определило новые направления реформирования системы высшего образования в этот период. Основной целью Болонской декларации является создание единого образовательного пространства в Европе. Данная мера была продиктована стремлением европейских государств объединить свои разрозненные потенциалы в единый экономический механизм в условиях возрастающей мировой конкуренции. Интеграция российской системы высшего образования в Европейское образовательное пространство привела к следующим инновационным преобразованиям:

Структурная перестройка в системе высшего образования, появление университетов-лидеров;

Внедрение уровневой системы высшего образования (бакалавриат, магистратура, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре);

Принятие и реализация компетентностно-ориентированных образовательных стандартов;

Введение кредитов как единиц учета освоенного студентами содержания образования;

Расширение академической мобильности студентов и профессиональной мобильности преподавателей.

В стадии решения пока еще находятся следующие вопросы:

Унификация названий учебных дисциплин и специальностей с целью выдачи выпускникам российских вузов признаваемых в Европе дипломов;

Разработка совместимых (европейских) критериев оценки качества работы вузов.

Изменения в системе образования, связанные с реализацией Болонских соглашений, выдвигают новые задачи перед высшей школой. Так, введение уровневой системы профессиональной подготовки ставит в число первоочередных проблему, связанную с уточнением содержания образования бакалавров, магистров, аспирантов, разработки диверсифицированных образовательных программ на основе ФГОС ВО, а также с использованием эффективных технологий обучения на каждом уровне.

Расширение академической мобильности предполагает создание условий для свободного перемещения студентов и преподавателей, что поддерживается за счет выделения грантов для «межвузовского обмена» и стажировок за рубежом. Однако территориальная мобильность в нашей стране ограничена проблемами материального порядка, поэтому сейчас более активно развивается «виртуальная мобильность», связанная с разработкой онлайн-курсов, использованием технологий дистанционного обучения, а также профессиональная (вертикальная) мобильность, обеспечивающая повышения компетентности работников в пределах ранее полученной специальности, или получение новой профессии.

Введение единого механизма учета освоенного студентом содержания образования в виде Европейской Системы Перевода кредитов (ECTS) обеспечивает возможность студентам получать образование так, как им удобнее, то есть обучаться не по одной образовательной программе в конкретном вузе, а по частям в разных вузах. Первоначально система кредитов создавалась как средство повышения студенческой мобильности, чуть позже трансформировалась из переводной в накопительную. В России используется первый уровень использования ECTS, который предполагает простой перерасчет академических часов, отводимых на изучение предметов, в зачетные единицы (36 академических часов соответствуют одной зачетной единице). Однако имеется и другой уровень использования ECTS, который требует существенных изменений в организации обучения. Это внедрение так называемой кредитно-модульной системы .

Основой построения образовательного процесса становятся модули (учебные единицы). В ходе освоения студентами модуля даются знания, отрабатываются практические умения, проводится контроль усвоенного содержания. Кредит получается после выполнения всех видов требуемых работ и их оценки. Кредитно-модульная система обучения, используемая во многих европейских и американских вузах, сильно отличается от «линейной», действующей в российских учебных заведениях. Отличительными ее признаками являются:

1) асинхронная структура обучения, создание временных студенческих групп для изучения отдельных дисциплин;

2) значительное увеличение внеаудиторных занятий, упор на самостоятельную познавательную деятельность студентов;

3) организация регулярного контроля знаний, широкое использование компьютерного тестирования;

5) «обогащенное» методическое обеспечение учебного процесса;

6) разработка индивидуальных образовательных программ для каждого студента;

7) организация службы академических консультантов (тьютеров), помогающих студентам выстроить «образовательную траекторию».

Кредитно-модульная система обучения является более гибкой и мобильной по сравнению с «линейной», однако совершенно непривычной для российских преподавателей. И именно по поводу подобных реорганизационных изменений и ведется наибольшее количество споров. Для внедрения кредитно-модульной системы предстоит проделать огромную работу по разработке новых учебных планов и программ на основе модульного принципа, наборов тестовых заданий для текущего и итогового контроля знаний. Необходимо решать вопросы не только учебно-методического, но и материально-технического, информационного обеспечения дидактического процесса. Нужны хорошо оснащенные кабинеты, лаборатории, компьютерные классы, библиотеки, достаточное количество учебной, методической, научной литературы и т.п.

Результатами этого этапа реформирования стали следующие преобразования:

1) в системе общего образовани я:

Принятие нового поколения государственных образовательных стандартов, ориентированных на формирование компетенций учащихся; изменение содержания образования за счет сокращения базовых и увеличения дисциплин вариативного блока и курсов по выбору;

С 2005 г. – повсеместное введение ЕГЭ, ГИА (государственной итоговой аттестации), совершенствование их механизма;

Переход на профильное обучение в старших классах.

2) в системе профессионального образования :

Изменение структуры профессионального образования, создание иерархии образовательных учреждений, появление университетов-лидеров;

Внедрение уровневой системы профессиональной подготовки;

Принятие нового поколения государственных образовательных стандартов, ориентированных на формирование компетенций студентов;

Использование кредитов как единиц усвоенного содержания образования.

5 новый этап реформы (2012 г. - …). Этот этап связан с принятием новых государственных документов:

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.),

Госпрограмма «Развитие образования в Российской Федерации до 2020 г. (2012 г.),

«Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.» (2014 г.).

На данном этапе планируются следующие преобразования:

Продолжение структурной перестройки и оптимизация системы образования (объединение и сокращение вузов и их филиалов);

Обновление кадрового и управленческого состава учебных заведений, введение эффективного контракта с педагогическими работниками;

Создание центров независимого мониторинга и оценки качества образования;

Совершенствование содержания (стандартов) и технологий обучения (создание вариативных программ, внедрение индивидуальных образовательных траекторий, формирование новых моделей заочного, дистанционного обучения, разработка онлайн-курсов и др.);

Улучшение инфраструктуры учебных заведений, создание инфраструктуры для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На федеральном уровне разработаны и недавно утверждены следующие документы: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации» (29.05.2015 г.), «Концепция развития дополнительного образования детей» (4.09.2014 г.). В июле 2015 г. внесена на рассмотрение в Правительство государственная программа «Патриотическое воспитание в Российской Федерации».

Вопросы

1. Какие новые виды и уровни образования выделены в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ»?

2. Какие глобальные процессы начала XXI века влияют на систему образования в мире?

3. Назовите общемировые тенденции развития образования и установите характер связи между ними.

4. Какие нововведения в системе российского высшего образования произошли после ратификации Болонской декларации?

5. Какова логика и динамика реформирования образования в России? В чем сходство и различие первых и последних этапов реформы?

Задание 1: «Тенденции развития образования в мире»

Любая тенденция двояко влияет на систему образования: несет в себе что-то положительное, а также предопределяет новые проблемы. Какие это проблемы? Заполните соответствующие колонки таблицы.

Задание 2. Прочитайте материал для дискуссии (см. отдельный файл) и сформулируйте свое мнение по вопросу: Что мешает успешному реформированию высшей школы?

error: Content is protected !!