Как детям вести здоровый и правильный образ жизни. Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях мдоу

Здоровый образ жизни семьи.

Ребёнок, посещающий дошкольное учреждение, испытывает влияние двух комплексов микросоциальной среды, создаваемой в семье и в дошкольном учреждении. Эти две различные формы обеспечения условий для развития ребёнка нельзя считать идентичными и противопоставлять друг другу.

Основными положительными факторами семейной микросоциальной среды являются многообразие предметов и явлений, окружающих ребёнка, постоянное положительное эмоциональное общение его со взрослым, внимание к индивидуальным его особенностям.

Забота о развитии и здоровье ребёнка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни – это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребёнку; это и правильное организованное рациональное питание, и использование движений, физических упражнений на воздухе, и достаточная трудовая активность, и, конечно, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и к курению.

Эмоциональный климат семьи имеет очень большое значение для ребёнка. Весь быт и уклад семьи имеет большое значение для нормального развития ребёнка. Хорошо, когда родители отдыхают вместе с детьми, ходят в парк, в лес, на каток, на лыжах. Когда ребёнок подрастает, можно брать его с собой и в туристические походы.

Вовлечение ребёнка в трудовую деятельность семьи, предоставление ему с раннего детства возможности оказывать взрослым посильную помощь, помогает формировать у него потребность трудиться.

Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития ребенка. При составлении режима дня, учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, особые его состояния, например период выздоровления после болезни, период адаптации к детскому учреждению, условия жизни дома, время года. Переводить ребенка на следующий возрастной режим следует постепенно, если он физиологически уже подготовлен к этому переходу.

Рациональное питание детей.

Рациональное питание – одно из условий сохранения жизни и здоровья человека. Роль питания в детском возрасте особенно велика. Рациональное питание оказывает благоприятное влияние на физическое и нервно-психическое развитие детей, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям; об этом важно знать родителям. Особое место в рациональном питании ребенка занимают белки, жиры, углеводы.

Физическая культура – залог здоровья.

Забота об обеспечении достаточного количества движений ребенка должна начинаться в семье в период новорожденности. Одним из средств физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста является физическая культура. Она включает массаж (оказывает на организм разнообразное влияние, назначается в зависимости от физиологических особенностей ребенка) и гимнастику (делится на активные упражнения – произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно; рефлекторные – возникают непосредственно в ответ на раздражения кожно-мышечно-нервного аппарата; пассивные упражнения производит взрослый, физкультурные занятия (включают в себя игровые элементы, используя специальные пособия, подвижные игры, спортивные упражнения, а так же закаливания.

Физическая культура для дошкольников – это утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения.

Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль. Систематические занятия утренней гимнастикой способствует развитию у ребят правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и т. д., подготавливает организм ребенка к тем нагрузкам, которые предстоит ему преодолевать в процессе деятельности в течение дня. Утренняя гимнастика включает ходьбу, бег, подпрыгивания, упражнения для разных мышечных групп.

Родители должны быть знакомы с проведением основных упражнений для того, что бы и дома можно было включать их в утреннюю зарядку.

Физкультурные занятия – это форма учебных занятий, обязательная в детских дошкольных учреждениях. В каждой возрастной группе решаются определенные программные задачи овладение детьми навыками основных движений: ходьба, бег, прыжки в длину, высоту, метание в цель, в даль, лазание и т. д.

Спортивные упражнения включают катание на санках, ходьбу на лыжах, бег на коньках, езду на велосипеде, игру в городки и серсо. Все виды перечисленных спортивных упражнений широко используются родителями, когда ребенок дома – выходные, праздничные дни. Поэтому важно, что бы родители знали о допустимой длительности этих занятий, так же о том, какое благотворное воздействие оказывают спортивные упражнения на детский организм.

Закаливание.

Закаливание – один из основных способов повышения сопротивляемости организма к колебаниям температуры внешней среды, а, следовательно, к простудным заболеваниям.

Солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и другие) .

Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать для получения положительного эффекта от закаливания, независимо от возраста ребенка или от действующих факторов закаливания.

1. Систематичность применения закаливающих процедур во все сезоны года. При проведении закаливающих процедур, происходит тренировка сосудов кожи, причем они приобретают способность суживаться до оптимальных пределов под воздействием холода и расширяться по окончании этого действия.

2. Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.

Важность этого принципа определяется самой сущностью закаливания – организм постепенно приспосабливается к необычным условиям. Резкое охлаждение, превышающее возможности организма противостоять такому неблагоприятному фактору, не только не принесет пользы, а, наоборот, может способствовать заболеванию ребенка. Привычка к холодовым воздействиям должна воспитываться последовательно и постепенно. Особенно важна эта постепенность для детей раннего возраста.

3. Учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка.

Какие бы средства закаливания не применялись, всегда надо учитывать возраст ребёнка, состояние его здоровья, условия жизни, среду и индивидуальные свойства его организма. Имеют значения и особенности высшей нервной деятельности. Если ребёнок легко возбудим, ему более полезны успокаивающие процедуры. Детям вялым, пассивным нужны бодрящие, возбуждающие процедуры. Ослабленные дети, больше чем другие нуждаются в закаливании и для них приемлемы почти все виды процедур, но к их проведению надо подходить более осторожно.

Закаливание – это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физической культурой на площадке.

Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у ребенка радостные эмоции, это надо использовать для оздоровления организма, начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. В начале мыть руки до локтей, затем шею и лицо. Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим средством является купание в водоеме, для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от двух лет при температуре воздуха +25-28 градусов и воды не менее +22 градуса.

Необходимо помнить, что закаливающий эффект применяемых воздействий зависит от систематичности, непрерывности использования, постепенно нарастающей интенсивности процедуры, учет индивидуальной чувствительности ребенка.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность.

www.maam.ru

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Сохранение здоровья ребенка – одна из самых актуальных задач обучения и воспитания. О неутешительных прогнозах свидетельствует неблагоприятная экологическая обстановка, неправильное питание и пассивный образ жизни современных семей. Учитывая это, наиболее эффективным способом формирования культуры здоровья у детей является личный пример родителей. Родители являются первыми педагогами для своих детей, а дошкольные учреждения оказывают семьям квалифицированную помощь в вопросах воспитания и развития дошкольников.

Взаимодействие детского сада с семьей всегда было актуальным, так как для достижения наилучших результатов воспитательно-образовательного процесса необходимо единство требований, предъявляемых к ребенку дошкольнику, как со стороны педагогов, так и со стороны самых близких малышу людей – родителей. Педагогам важно сотрудничать с родителями с целью их просвещения в вопросах физического воспитания и оздоровления детей. Основными условиями для тесного сотрудничества и установления благоприятных взаимоотношений должны стать взаимная заинтересованность сторон в достижении цели здоровьесбережения, открытость, доверие, взаимопомощь. Учитывая это, педагоги находятся в постоянном поиске методов формирования основ здорового образа жизни, интереса к спорту у воспитанников, а главное – способов приобщения родителей к этому процессу.

Таким образом, цель методической работы – формирование семейного здорового образа жизни.

1. Ориентирование семьи на воспитание здорового ребенка.

2. Повышение уровня валеологической культуры родителей посредством проведения просветительской работы.

3. Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.

4. Содействие обмену опытом между родителями методами сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.

Для решения задач необходимо использовать модель взаимодействия дошкольного учреждения и родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни, где должна быть цель взаимодействия, принципы воспитания ребенка в дошкольном учреждении и семье, условия реализации модели при этом учитывая требования к организации работы с семьей:

1. Руководство дошкольного учреждения должно проанализировать и выбрать те формы взаимодействия с родителями воспитанников, которые актуальны для конкретного детского сада, в соответствии со спецификой учреждения, с выбранными задачами. Взаимодействие должно осуществляться на уровне «детский сад - родитель».

2. Образ жизни ребенка-дошкольника формируют его родители при условии их компетентности в области формирования здорового образа жизни ребенка.

3. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями воспитанников осуществляется через те формы взаимодействия, которые:

Актуальны для конкретного сада, в соответствии со спецификой учреждения, с выбранными задачами;

Востребованы родителями.

4. Сотрудничество педагогов дошкольного учреждения и родителей должно осуществляться на позициях диалога, что способствует реализации принципов гуманизации образования.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения. Работа по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны осуществлять семья и дошкольное учреждение, как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребёнка. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка, особое внимание необходимо уделять постоянному совершенствованию форм и методов работы с родителями.

В ДОУ ежегодно планируется много мероприятий, способствующих повышению педагогической компетентности родителей воспитанников, укреплению семейных связей и гармонизации детско-родительских отношений. Родители воспитанников, включаясь в деятельность учреждения, как правило, выбирают мероприятия, в которых находят ответы на актуальные для себя вопросы. В целях активизации участия родителей в образовательном процессе в нашем ДОУ используются разнообразные формы взаимодействия с семьей по вопросам здорового образа жизни. Наиболее популярными, эффективными и самыми посещаемыми семьями мероприятиями являются те, которые предполагают совместную деятельность со своими детьми.

Конкурсы семейных поделок:

- «Нестандартное физкультурное оборудование семьи». На конкурс было представлено 42 вида нестандартного физкультурного оборудования, сделанного своими руками. Родители представили большое разнообразие спортивного оборудования: атрибутов из бросового материала (для развития дыхания, зрения, ловкости, меткости, двигательных умений, атрибутов к спортивным играм и т. д.) ; дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, разнообразные тоннели, ходули и многое другое. Все работы выполнены аккуратно, эстетично, доступны и легки в применении с дошкольниками в разных видах двигательной деятельности. Оборудование отвечает требованиям безопасности.

- «Домашние рецепты полезного питания». Рецепты блюд были представлены в виде стенгазет, на которых изображен процесс приготовления блюда с фотографиями и рецепт. Также многие родители принесли готовые блюда: фруктовые салаты, пироги с творогом, брусникой, блинчики, хрустики, манники. Родители активно включают и своих детей в процесс приготовления блюд. Это нашло свое отражение в представленных фотографиях.

Совместные физкультурные занятия с родителями «Вместе с мамой, вместе с папой» решают задачи физического развития и воспитания дошкольников, улучшают качество общения и взаимодействия родителей и детей. Каждое занятие является интересным и увлекательным. Для этого педагоги используют сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных мероприятий. Раз в год (обычно весной-летом) проводятся соревнования между командой педагогов и командой родителей по спортивным играм. Кроме того, наши родители, вместе со своими детьми, являются активными участниками «Кросса Наций» и «Лыжни России».

Фотовыставки: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (семейные способы закаливания, «Активный отдых нашей семьи». Фотографии из личного архива дошкольников помогают актуализировать личный опыт занятий спортом ребенка с родителями, вызывают чувство гордости за себя и свою семью.

С большим успехом в ДОУ проходят Акции с целью акцентирования внимания о здоровье и здоровом образе жизни:

Акция «Цветок настроения» - в приемной вывешивается цветок с разноцветными лепестками, родители выбирают определенный лепесток, тем самым узнают, как цвет влияет на состояние здоровья и настроение.

Акция «Витаминка» - родителям раздаются заранее подготовленные картинки с изображением фрукта или овоща с информацией о полезных витаминах в них, о том, как они способствуют укреплению здоровья.

Акция «Дерево жизни» - в приемной вывешивается изображение ствола дерева, заранее подготавливаются листочки, на которых родители пишут свои рекомендации по укреплению здоровья.

www.maam.ru

Использование различных форм физической активности:утренняя гимнастика,физкультура,физминутки,физические упражнения после сна,подвижные игры и т.д.

Создание информационной «среды здоровья»(схемы,рисунки,стенды и др.)

Использование методик различных гимнастик(для глаз,ушей) ,самомассаж,точечный массаж

Музыкальная терапия

и другое.

Важную роль в приобщении ребенка к ЗОЖ играет семья. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми.

Но не все осознают, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе и к «здоровьесохраняющим» мероприятиям. Если мероприятия по укреплению здоровья детей, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями в семейных условиях, отношение к здоровью у ребенка становится действительно «ценностным». Поэтому необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих ребенка (родителей, воспитателей, врачей, учителей) , с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками ЗОЖ, насыщенной атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера.

Вопросы формирования у дошкольников основ ЗОЖ, потребности в ежедневной двигательной активности отображены во всех ныне действующих программах воспитания и обучения.

Мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. Задания, упражнения и игры помогут сформировать у них правильное отношение к своему здоровью, будут способствовать развитию умений и навыков, подскажут, как взаимодействовать с природой и людьми.

Дети научаться понимать,как надо себя вести и как не надо, чтобы сохранить свое здоровье.

Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями.

Литература:

1. Бочкарева О. Н.»Система работы по формированию здорового образа жизни»/ - Волгоград: ИТД «Корифей»,2008г.

2. Голицина Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»/v/2008г.

3. Делягин В. М.»Здоровье ребенка: мифы и реальность»/ - ж-л «Обруч»,№2-2008г.

4. Зайцев Г. К.»Уроки Мойдодыра»/ - С-Пб-2001г.

5. Исаенко Ю., Волошина Л. «А мы солнышко догоним…»/ж-л «Дошкольное воспитание» №3-2008г.

6. Маханева М. Д. «Воспитание здорового ребенка»/ - М.,2000г.

7. Решетнева Г., Абольянина С. «Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания» / - ж-л. «Дошкольное воспитание»,№4-2008г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал с сайта nsportal.ru

по теме: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».

Здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как норма в жизни общества.

Проблема детского здоровья и оздоровления детей в России в настоящее время переросла из чисто медицинской в острую социальную проблему, и ее решение становится одним из направлений государственной социальной политики.

Актуальность темыопределяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста; вытекаетиз необходимости сформировать у воспитанников дошкольных образовательных учреждений современных представлений о роли здорового образа жизни.

В современном образовательном процессе жизненно необходимым является определение и создание педагогических условий, которые способствуют утверждению среди дошкольников здорового образа жизни, развитию привычек и навыков здорового образа жизни, развитию мотивации к здоровому образу жизни.

Возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовалосохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированиюпривычки здорового образа жизни.

Цель работы: Сформировать у дошкольников основу здорового образажизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения иответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровьюокружающих.

  • Сформировать у детей адекватное представление о человеке, о строении собственного тела;
  • Осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
  • Формировать потребность в физическом самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
  • Прививать навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
  • Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
  • Ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения) ;
  • Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков) , психологии (О. С. Осадчук) , экологии (З.

И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева и др.) .

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:

Определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;

Спроектирована педагогическая технология, включающая принципы, формы, методы, условия, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", "здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья" - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;

Осуществляется взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса (просветительская работа с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей) .

Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании понятия ЗОЖ.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях,

дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.

Все, чему мы учим детей,они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Занятия физкультурой, прогулки;
  • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
  • Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить;
  • Бережное отношение к окружающей среде, к природе;
  • Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;
  • Формирование понятия «не вреди себе сам».

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". В их понимании быть здоровым - значит не болеть.

В старшем дошкольном возрасте отношение к здоровью существенно меняется. Дети соотносят понятие "здоровье" с выполнением правил гигиены.

Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психические, и социальные компоненты здоровья. Забота о здоровье детей дошкольного возраста складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем.

Первым и основным условием развития у ребенка потребности в здоровом образе жизни являетсягигиенически организованная социальная среда в дошкольном образовательном учреждении. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является использование технологии оздоровления,которая нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья являлась реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми ситуаций для проявления детьми своих растущих физических возможностей.

По результатам диагностики в сентябре 20012 года по здоровьесберегающей компетентности, дети старшей группы показали низкие результаты.

Поэтому, передо мной встала проблема, как сформировать у детей основу здорового образа жизни, приучить их заботиться о своем здоровье.

Мною был разработанпроект « Будь здоров!»,который направлен на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях.

В проект включены разделы:

  • « Я!» Расширять знания ребенка о себе,представлять в общих чертах развитие человека,бережно относиться к своему организму.
  • « Физкульт – ура!» Познакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой, показать способы заботы о своем здоровье. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.
  • « Внимание!» Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций
  • « Опасность!» Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях.
  • «Мой – до – дыр!» Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом.

Для реализации проекта в группе был созданфизкультурный уголок. Пособия, стимулировали активные движения детей, способствовали закреплению двигательных умений.

Физкультурно – оздоровительная деятельность включала в себя:

  • создание системы двигательной активности в течение дня;
  • утреннюю гимнастику (ежедневно) ;
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительный бег (ежедневно) ;
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  • зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика (на соответствующих занятиях)
  • гимнастика после дневного сна (ежедневно) ;
  • физкультминутки и паузы (на занятиях, ежедневно) ;
  • эмоциональные разрядки, релаксация;
  • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение) ;
  • спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)
  • Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.

Реализация проектаосуществлялась посредством занятий, в совместной деятельности, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

В рамках долгосрочного проекта «Будь здоров!», был также разработан краткосрочный проект «Дружок-чесночок!»

Участниками проекта являлись воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы, старшая медицинская сестра.

Цель проекта:

Формирование и укрепление установок здорового образа жизни у детей,

Создание условий, направленных на сохранение, восстановление и

укрепление здоровья ребенка.

Проект предполагал проведение занятий в обучающих группах. Занятия проводились в рамках учебного плана и носили интегрированный характер в различных разделах деятельности детей:сюжетно-дидактические игры,ознакомление с художественной литературой,ознакомление с окружающим,развитие речи, рисование,лепка,сюжетно-ролевые игры.

Были предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания) . В процессе проекта активно использовала разнообразные: дидактические игры, продуктивные виды деятельности, продукты устного народного творчества (загадки, стихотворения, поговорки) , иллюстративные материалы, развивающие задания.

Результатом проекта стала способность детей распознавать состояния растущих организмов; осознание отношения детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни, овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.

Основные направления реализации проекта:

  1. Мероприятия с детьми:- беседа «О пользе чеснока» (медицинская сестра, воспитатель) ,

«Посадка чеснока» (труд в природе) , занятие «Что мы знаем о чесноке», занятие «Здоровый образ жизни», лепка «Чеснок», рассматривание иллюстраций, раскрашивание изображений чеснока, чтение, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о чесноке.

  1. Организация деятельности воспитателя, детей и родителей:

Выставка рисунков «Дружок - чесночок», оформление альбомов: “Все

очесноке», «История чеснока».

Работа с родителями: помощь в оформлении альбомов, консультация

«Воспитание у дошкольниковпотребности в здоровом образе

тест «Почему ваш ребенокчасто болеет?»

  1. Социальное развитие: встречи с медицинскими работниками, создание библиотеки в группе; издательская деятельность: книга «Дружок-чесночок».

Особое место уделялось работе с родителями. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - воспитатели) , для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Первое, что я сделала, это побеседовала с родителями, выяснила, в каких условиях живет каждый ребенок, провела анкетирование «Здоровый образ жизни – что это?» (по В. Г. Алямовской) , тест «Почему ваш ребенокчасто болеет?»

В целях повышения педагогической компетентности родителей использовала различные, активные формы работы:

  • открытые просмотры занятий (при посещении открытого занятия каждому родителю была дана возможность увидеть своего ребёнка со стороны и практически поучаствовать в занятии) ;
  • развлечения (совместное развлечение родителей и детей способствует их сближению, вдохновляет их на совместные занятия дома) ;
  • родительские собрания;
  • выставки методической литературы.
  • в работе широко использовала наглядную агитацию – уголок здоровья в группе, стенд;
  • проведение занятий совместно с родителями дало возможность выявить проблемы в общении Родитель-Ребеноки найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.

Мною разработана программа по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста «Азбука здоровья»

Задачи программы:

1. Формирование представлений о строении тела человека и функциях основных органов и систем.

2. Формирование элементарных гигиенических умений и навыков.

3. Формирование навыков оказания первой медицинской помощи.

4. Развитие представлений о взаимосвязи здоровья и состояния окружающей среды.

5. Формирование у детей привычки к ежедневным физкультурным занятиям.

6. Решение вопросов основ полового воспитания, как части здоровья.

Программа построена по разделам, материал изложен последовательно, что позволяет проводить занятия систематически один раз в неделю. Длительность занятия определяется активностью и желанием детей (25-30 мин) .

Направления программы:

2. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

3. Привитие стойких культурно-гигиенических навыков.

4. Формирование представлений о том, что полезно и вредно для здоровья.

5. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

6. Обучение навыкам оказания элементарной помощи.

7. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.

8. Что такое психическое здоровье?

Для оценки эффективности и результативности проведенной работыпо формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста, была проведена диагностика. В исследовании принимали участие 20 детей подготовительной группы. Использовался тот же материал для обследования.

Так, значительно изменились в качественно положительную сторону показатели выполнения заданий и соответственно уровни знаний, умений и навыков детей.

«Уровень здоровьесберегающей компетентности дошкольников»

Подробней nsportal.ru

Оздоровительная работа в детском саду

Оздоровление в детском саду

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в ДОУ

Сахабутдинова Светлана Владимировна, физинтруктор д/с №80 «Реченька» г. Набережные Челны

Уровень состояния здоровья (физического и психоэмоционального) детей как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможности для двигательного и эмоционального отдыха, низкого уровня знаний о ЗОЖ.

Реалии современного мира (техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, электронно-лучевое облучение при злоупотреблении компьютерными играми и телевизором, постоянно звучащая рок-музыка, социальная напряженность в обществе, дискомфортные условия для проживания во многих регионах, быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры и т. д.) подтверждают актуальность валеологической темы в дошкольном образовании. Отношение детей к своему здоровью - фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ.

Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Необходимо, чтобы дети поняли: сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать с самого раннего возраста.

Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:

Привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;

Основы культурно-гигиенических навыков;

Элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;

Понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;

Умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.

Все эти задачи ставят современными программами для дошкольных образовательных учреждений, по которым работают детские сады в нашей стране. Анализ их позволяет выделить главные задачи, встающие перед педагогом при воспитании у дошкольников привычки к ЗОЖ. Дети должны научиться:

Определять свое состояние и ощущения;

Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;

Выполнять гигиенические требования к телу, одежде;

Использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.

Важно отметить, что полноценная готовность ребенка к школьному обучению невозможна без приобретения им навыков ЗОЖ. Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению режима дня, достаточной двигательной активности, ЗОЖ предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, которая обуславливает сам стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной незаметных опасностей.

Система физкультурно-оздоровительной работы.

Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий:

Соблюдение правил санитарии и гигиены;

Организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей) ;

Поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С) .

Физические упражнения:

Водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой) ;

Босохождение;

Таблицы, модели на валеологическую тему.

Работа с родителями:

Занятия по валеологии и ОБЖ.

Чтение художественной литературы.

Дошкольный возраст - наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычке к чистоте. Дети могут успешно усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Для их выработки дети учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком.

Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостоятельности. Большую помощь также оказывает художественная литература: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», а также народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела». Некоторые стихи и потешки дети заучивали на память.

В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. Но главное внимание уделяется повседневному закреплению у малышей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности.

При этом используются такие разнообразные приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение. Терпеливо, многократно детям показывается, как удобно есть, сидеть за столом, вытирать рот после еды. Применяется также метод поручений («Принеси», «Убери на место») , который способствует закреплению понятия о том, что игрушки после игры и чайную чашку со стола надо убирать на место.

Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости.

Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Один-два раза в неделю гимнастика проводится под музыку, но прежде выполняются дыхательные упражнения.

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Может делаться как с младшими детьми, так и со старшими, 2-3 раза в день.

Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводятся физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса.

Упражнения для них обновляются не реже 1-2 раза в месяц. Запомнились первые реакции детей на физкультминутки. Это были улыбки и радость от того, что во время серъёзного занятия вдруг начинается какая-то словесная игра с движениями.

Дети прослушали беседу о том, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, что взрослые люди на заводах, фабриках, ученики в школах - все проводят физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.

В работу также включается массаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует к ним прилив крови. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Пальчиковый массаж тоже используется на занятиях, как и физкультминутки.

С каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта. Оборотная сторона этого процесса - дорожно-транспортные происшествия, гибель и ранения сотен тысяч людей.

Человеческие жертвы - всегда трагедия, тяжесть которой многократно увеличивается, когда в аварию попадает ребенок. Основная причина этих несчастных случаев - грубое нарушение правил дорожного движения. А как страдают дети, не зная, как вести себя в той или иной ситуации?

Что делать, если возник пожар? Если остался один дома? Что можно есть, а что нельзя?

Поэтому занятия по ОБЖ - один из приемов решения задач по формированию ЗОЖ детей. Они проводятся в старших группах по следующим темам:

- «Опасные люди, и кто защищает нас от них»;

- «Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними»;

- «Машины нашего села»;

- «Где должны играть дети».

В старшей группе также проводилась беседа на тему «Ядовитые грибы и ягоды», из которой дети узнали о том, что некоторые дары природы есть нельзя, ими можно отравиться. А позже занятия «Микробы и бактерии», на котором дети разглядывали в микроскоп грязную воду, они очень ответственно начали подходить к мытью рук, подстриганию ногтей. Занятие «Витамины в нашей пище» способствовало тому, что дети по другому начали относиться к еде: теперь они стараются съедать салаты, фрукты, овощи, пить молоко.

Педагог также знакомит детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, привлекая иллюстративный материал, он рассказывает о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.

В итоге можно сделать вывод, что данная деятельность принесла определенные результаты: дети знают пользу физических упражнений, свежего воздуха, воды, массажа для своего здоровья.

Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным - бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Наша задача - научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.

Материал с сайта doshvozrast.ru

Здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребенка, причем, чем в более раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективным становится .

Период дошкольного возраста является по-настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не переживает никогда – за 7 лет его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу развития – психического и физического. В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного здорового поведения. Полученные в этом возрасте представления порой бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.

Компоненты здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста практически идентичны таковым для образа жизни любого другого возраста, однако, естественно, существуют определенные нюансы, характерные именно для возраста 2-7 лет.

Рациональный режим дня

Режим дня подразумевает особое распределение времени и чередование различных видов деятельности в течение дня. Соблюдение режима дает возможность наладить функционирование всех органов и систем, облегчить процесс обучения, сделать процессы работы и восстановления организма наиболее эффективными. Именно поэтому режим дня становится основой формирования здоровья с самых первых дней жизни.

На чем должны строиться режимные мероприятия детей дошкольного возраста?

1.На полноценном удовлетворении потребностей организма ребенка (сон, питание, движение, общение и т.п.).

2.На рациональном уходе, в том числе обеспечении чистоты.

3.На вовлечении ребенка в трудовые процессы.

4.На формировании общепринятых гигиенических навыков.

5.На эмоциональном благополучии и общении.

6.На учете индивидуальных особенностей ребенка.

Важности последней составляющей здорового образа жизни мы подробно рассматривали в статье » . К сожалению, индивидуальный подход при планировании любого компонента здорового образа жизни в детском саду практически невозможен: воспитание в группе строится преимущественно на соответствии общим правилам и принципам. Поэтому в дошкольном возрасте индивидуальный подход в построении образа жизни осуществляется преимущественно родителями: в выходные дни и вечером после посещения детского сада. В связи с этим родителям в формировании режима следует придерживаться двух главных принципов: стабильности и гибкости. Стабильность подразумевает постоянство, гибкость – возможность быстрого перестроения режима под меняющиеся потребности интенсивно растущего организма.

Питание

В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям рекомендуют придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении. Конечно, вполне допустимо отклонение от режима питания, обоснованное, например, выездом на природу, однако и в этом случае прием пищи лучше максимально приближать к привычному времени.

Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни. Недопустимо оставлять ребенка весь день дома перед телевизором – это чревато не только проблемами со здоровьем, но и развитием патологического стереотипа, при котором у дошкольника формируется представление об отдыхе именно как о пассивном «лежании» и «ничегонеделании». Старайтесь организовывать выезды на природу, посещать вместе спортзалы и стадионы, а в возрасте 5-6 лет вполне можно начинать заниматься некоторыми видами спорта в секциях.

Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.

Закаливание

Польза закаливающих процедур заключается в повышении сопротивляемости организма ребенка к различным инфекционным заболеваниям. Кроме того, замечено, что закаливание способствует повышению работоспособности и развитию целого комплекса компенсаторных реакций.

Несмотря на то, что в будние дни ребенок посещает детский сад, родители при желании могут проводить эффективные закаливающие процедуры. Например, ежедневные обливания прохладной водой могут проводиться утром или вечером. В последнем случае стоит учитывать тонизирующий эффект воздействия холода - в ряде случаев после обливания у ребенка может наблюдаться нарушение засыпания. Впрочем, здоровые дети при достаточной дневной нагрузке легко засыпают при любых обстоятельствах.

Гигиенические мероприятия и навыки

Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением. Однако, несмотря на все воспитательные мероприятия, стоит учитывать, что ребенок дошкольного возраста в большинстве случаев нуждается в контроле. Напоминайте ребенку о необходимости мыть руки, контролируйте его умывание, поощряйте его самостоятельность в этих вопросах.

Основные гигиенические правила для ребенка дошкольного возраста:

1.умывание и чистка зубов утром и вечером;

2.мытье рук после гуляния и перед каждым приемом пищи;

3.мытье ног и тазовой области (половых органов и заднего прохода) перед сном;

4.смена нижнего белья один раз в 1-2 дня;

5.мытье всего тела и волос один раз в 5-7 дней;

6.замена постельного белья раз в 2-3 недели;

7.регулярная замена индивидуальных полотенец;

8.использование туалетной бумаги.

Мы перечислили только те моменты, которые касаются чистоты, однако в понятие гигиена входит также соблюдение гигиены зрения (освещение, правильная посадка при чтении и рисовании, ограничение просмотра телевизора), гигиена слуха (сводится преимущественно к ограничению громкости передач и музыки), требования к одежде и обуви (соответствие размера, натуральность тканей, свободный покрой) и некоторые другие показатели.

Благополучная психологическая обстановка

Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы. Конфликтные ситуации с воспитателем чаще всего тоже могут быть решены - пусть порой и путем обращения к заведующей дошкольного учреждения.

Родителям следует помнить, что детский сад может стать источником серьезных детских переживаний, ведущих к невротизации и психопатизации, поэтому ни в коем случае их нельзя игнорировать – проблемы нужно решать. Кстати, конфликтная ситуация в детском саду может сыграть свою положительную роль в воспитании: ребенок, видя заинтересованность родителя в его проблемах и грамотное поведение во время конфликта, получает образец решения проблем, учится находить выход из сложных ситуаций. Поэтому приложите все усилия, чтобы решение конфликта было максимально рациональным и проходило без криков и угроз.

Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками; самостоятельная деятельность и помощь по дому; тренировка выносливости и навыков самоограничения (об этом более подробно читайте в статье «Формирование здорового образа жизни школьника » ).

Ребенок не ходит в детский сад: построение здорового образа жизни

При воспитании дома формирование здорового образа жизни ребенка идет несколько иным путем, хотя, несомненно, все компоненты остаются прежними. К негативным сторонам непосещения детского сада можно отнести сложности в соблюдении режима дня, ограниченность общения и, как следствие, затруднение формирования социализации; ограниченные возможности занятий (отсутствие профессиональных педагогов, оборудованного спортивного зала, коллектива для подвижных игр и т.п.). Однако в условиях домашнего воспитания родители получают ценную возможность строить здоровый образ жизни, основываясь на индивидуальном подходе: только дома вы сможете составить индивидуальное меню, выбрать способ закаливания и тип физических упражнений, корректировать режим, подстраиваясь под потребности и желания вашего ребенка.

Не важно, посещает или нет ваш ребенок детское дошкольное учреждение – важно, чтобы вы были внимательны и понимали важность здорового образа жизни для формирования здорового организма и полноценной личности вашего ребенка.


Врач Карташова Екатерина Владимировна

Все родители хотят, чтобы их малыши росли крепкими и счастливыми. К сожалению, далеко не все современные дети могут похвастаться богатырским здоровьем. Педиатры утверждают, что нынешние ребятишки болеют чаще, чем их ровесники лет 10-15 тому назад. Да и физической выносливостью они тоже не отличаются. Почему так происходит? Среднестатистический ребёнок много сидит за уроками, компьютером, мало двигается, нерегулярно и нерационально питается. Негативно сказывается и наличие у детей вредных привычек. В результате всего этого уже к подростковому возрасту у них развиваются хронические заболевания и гиподинамия. Избежать перечисленных проблем поможет здоровый образ жизни. Для ребёнка он очень важен, так как является основой его физического благополучия в будущем.

Первые шаги к здоровью

Приучать детей к стремлению быть здоровыми нужно с первых лет жизни. У малышей должно войти в привычку мыть руки, регулярно купаться, чистить зубы, делать утреннюю гимнастику, проводить время на свежем воздухе, следить за опрятностью своей одежды. Этим элементарным вещам ребёнка обучают родители ещё до того, как он пойдёт в детский сад. По мере взросления ребятишек к заботе об их здоровье подключаются воспитатели и педагоги. Проект «Здоровый образ жизни» существует сегодня во всех отечественных образовательных учреждениях. Для каждой возрастной категории разрабатываются свои программы. Несмотря на то что их существует множество, цель у них одна - сохранить и укрепить физическое, психологическое и духовное здоровье ребёнка, приучить его к правилам гигиены и самообслуживания, привить понятие о том, что не может быть ничего более ценного, чем отличное самочувствие.

Как работают с малышами в дошкольных учреждениях?

Детей в детском саду должно начинаться с разъяснений о том, что вредно и полезно для растущего организма. Малышам необходимо в доступной форме дать представление о строении их тела, особенностях организма, привить им навыки самогигиены. Ребёнка в детсадовском возрасте учат определять, когда он заболевает, жаловаться на воспитательнице или родителям. Большое внимание уделяется физическому развитию дошкольников. Их не только приучают к необходимости ежедневного выполнения зарядки, но и поясняют, зачем она нужна и как влияет на человеческий организм. Вся работа с малышами проводится в игровой форме, ведь именно так они лучше всего усваивают знания и получают новые навыки. Успешное выполнение программы возможно только в случае взаимодействия воспитателей с родителями малышей.

Основные направления программ

Программы здорового образа жизни в детском саду состоят из нескольких важных и тесно связанных между собой направлений. К ним относятся лечебно-профилактические занятия, физическое развитие и оздоровительные процедуры, забота о психологическом благополучии, правильный рацион питания и предотвращение случаев травматизма.

Сохранение здоровья малышей на практике

Лечебно-профилактическая работа в детских садах заключается в приучении малышей к режиму дня, к умению определять своё самочувствие, соблюдать гигиенические требования. Для этого в дошкольных учреждениях создают комфортный режим в группах, проводят ежедневные прогулки и подвижные уделяют внимание закаливанию детей.

Физическое воспитание и оздоровление дошкольников включает в себя утреннюю гимнастику и упражнения после дневного сна, бег, спортивные игры, пальчиковую зарядку. Поощряются совместные занятия спортом детей и родителей. Воспитатели не только приучают своих подопечных к двигательной активности, но и рассказывают им о правилах безопасного поведения во время физкультуры.

Для того чтобы избежать проблем с психическим здоровьем малышей, на протяжении дня педагоги устраивают им минуты тишины, музыкальные паузы. Это позволяет ребятишкам расслабиться, снять нервное напряжение.

Здоровый образ жизни для ребёнка имеет тесную взаимосвязь с качеством еды, которую он употребляет. Дабы помочь ему вырасти здоровым, в воспитательных учреждениях регулярно проводится пропаганда преимуществ рационального питания.

Уровень детского травматизма с каждым годом возрастает. Для того чтобы его понизить, взрослые проводят с воспитанниками разъяснительные беседы о том, как избежать несчастных случаев, как вести себя при пожаре и т. д. Дабы предотвратить автомобильные происшествия, ребят с малых лет учат верно переходить проезжую часть и разъясняют им последствия нарушений правил дорожного движения.

Здоровье младшеклассников

Проблемы здорового образа жизни детей начинаются после их поступления в школу. К ребёнку, переступившему порог класса, перестают относиться, как к малышу. Изменение режима дня, новые требования, уроки и другие факторы накладывают свой отпечаток на учеников младших классов. Чаще всего именно в этот период у детей фиксируются нарушения пищеварения, сколиоз, недостаточная двигательная активность, ухудшение зрения, психические расстройства.

Программы здоровья в младшей школе

Проекты по привлечению к здоровому образу жизни, разработанные для младшеклассников, преследуют несколько важных целей. Во-первых, они направлены на формирование у подрастающего поколения бережного отношения к собственному организму. Во-вторых, такие программы способствуют адаптации детей в обществе, что в будущем позволит им избежать таких пагубных привычек, как курение, употребление наркотиков, спиртного. Воплощение подобных проектов в жизнь возможно при тесном сотрудничестве педагогического коллектива с родителями учеников.

Обучение здоровому образу жизни детей младшей школы состоит из нескольких основных направлений. Педагоги прививают ученикам понятие о ценности хорошего самочувствия, о том, что его гораздо легче сохранить, чем потом восстанавливать. Младший школьный возраст - это самое подходящее время для того, чтобы расширить знания детишек о здоровье. С ними проводятся беседы и игры на темы, касающиеся правил гигиены, необходимости заниматься спортом, закаляться, рационально питаться.

Воспитание учеников младших классов

В этот период начинается профилактика появления у ребёнка вредных привычек, которая будет продолжаться на протяжении всего времени его обучения в школе. Его учат противостоять негативному влиянию старших товарищей, иметь свою стойкую позицию по отношению к отрицательно влияющим на здоровье факторам. Ученики привлекаются к разным видам полезной работы, что поможет им развить свои способности и впоследствии реализовать себя в жизни. Большое внимание уделяется школьников: с ними регулярно проводят утреннюю зарядку и уроки физкультуры, также всячески поощряется посещение ребятами спортивных секций. Программа здорового образа жизни заключается в работе не только с учениками, но и с их мамами и папами. На собраниях педагоги просвещают родителей относительно вопросов, касающихся их привлечения к спорту, правильному питанию, профилактики вредных привычек и проч.

Работа педагогов с подростками

После окончания младшей школы основным направлением воспитательной работы с учениками остаётся здоровый образ жизни. 5 класс и все последующие - это время, когда большинство детей соблюдают знакомы со спортом и основами рационального питания, имеют стойкое негативное отношение к пагубным привычкам. Задачей педагогов является посвящение школьников в более детальную информацию о здоровом образе жизни. Для этого с ребятами регулярно проводятся воспитательные беседы о пользе спорта и физической активности, профилактике вирусно-простудных заболеваний, правилах ухода за собственным телом. Педагоги продолжают работу, направленную против пристрастия детей к алкоголю, табаку и наркотикам. Проект «Здоровый образ жизни» в средних и старших классах школы также включает в себя и половое воспитание учеников, соответствующее их возрасту. Подростков знакомят с основами сексуального поведения, различными венерическими заболеваниями и способами, позволяющими избежать заражения ими.

Значение окружения в воспитании человека

Здоровый образ жизни для ребёнка любого возраста неразрывно связан с его семьёй. Если его ближайшее окружение (родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры) занимаются спортом, следят за собой, правильно питаются, не имеют пагубных привычек, тогда школьник увидит перед собой положительный пример, и ему гораздо проще будет вырасти полноценной личностью, не подверженной заболеваниям и вредным пристрастиям. В проблемных семьях, где взрослые злоупотребляют спиртным, курят, принимают наркотики, воспитать здоровых детишек вряд ли получится. Немаловажно и то, с кем регулярно общается ребёнок. Дети часто попадают под дурное влияние товарищей, имеющих пагубные привычки. Во избежание этого взрослым нужно тщательно следить за тем, с кем дружит их отпрыск, и пресекать его общение с сомнительными лицами.

Участие в группах

Здоровый образ жизни для ребёнка должен быть нормой. Ответственность за него в равной степени несут родители, воспитатели и педагоги. Каждый человек обязан понимать с самого детства, что от него зависит его самочувствие, и он должен прикладывать максимум усилий, дабы оставаться крепким как можно дольше. В этом ему помогут группы здорового образа жизни, пользующиеся сегодня популярностью среди людей любого возраста. Подобные организации - это своеобразные клубы по интересам, где участники собираются вместе, чтобы получить интересующую их информацию, провести совместные тренировки, отправиться в поход и прочее. Если ребёнок станет посещать такую группу, он обязательно вырастет здоровым, так как будет находиться в окружении единомышленников.

Здоровье ребенка - одна из главных забот его родителей. Каждый из них мечтает видеть свое чадо полным сил и энергии, довольным жизнью и счастливым. А ведь основа всего этого - хорошее здоровье. О нем стоит подумать уже на этапе планирования беременности, ведь иммунитет малыша закладывается в утробе матери и во многом зависит от состояния ее организма. А вот после рождения ребенка залог его отличного самочувствия - формирование здорового образа жизни, что должны обеспечить родители.

Звенья одной цепи

Многие родители часто удивляются, отчего их «закаленный» ребенок, регулярно обливающийся прохладной водой, постоянно болеет. Большинство людей считает, что здоровый образ жизни - это некоторые отдельные правила поведения. Один спит с открытой форточкой, другой - не ест мяса, третий - посвящает 20 минут в день зарядке. На эту тему даже часто проводят в школе классный час.

Здоровый образ жизни - это целая система, охватывающая все стороны жизни человека. Не исключением являются и дети, которые в условиях всеобщей компьютеризации, при отсутствии полноценных прогулок и доступности фастфуда становятся гораздо более слабыми физически, чем их бабушки и дедушки. Здоровый образ жизни для детей - здоровый образ жизни всей семьи, родителям также нужно будет изменить свои привычки.

Тепло или холод?

Решив изменить в лучшую сторону жизнь своего ребенка и свою собственную, можно начать с микроклимата в собственной квартире. Наиболее благоприятными для функционирования организма, как детского, так и взрослого, считаются температура окружающего воздуха не выше 20-22 градуса и влажность 60%. Такие параметры очень сложно обнаружить в среднестатистической городской квартире, особенно зимой. Паровое отопление нагревает воздух до 30 градусов, делая его очень сухим. В таких условиях пересыхают слизистые оболочки носоглотки, становясь при этом уязвимыми для вирусов и бактерий. Замедляется обмен веществ, нарушается естественная терморегуляция. Малышам приходится еще хуже - они больше двигаются и перегреваются значительно чаще. В таких условиях вести здоровый образ жизни для детей не представляется возможным. Спасти положение может регулятор температуры на радиаторе, увлажнитель воздуха, а также регулярное проветривание зимой и постоянно открытые окна летом. Очистить воздух в помещении помогут и комнатные растения, некоторые из которых, например фикус, еще его и увлажняют.

Есть, чтобы жить

Формирование здорового образа жизни невозможно представить без полноценного и правильного питания. Для детей это особенно актуально, так как отсутствие пухлых щек и отменного аппетита часто заставляет родителей выступать в роли клоунов и обещать золотые горы, лишь бы чадо съело ту самую котлетку. Эти методы - большая ошибка, ведь организм малыша сам в состоянии определить, когда и сколько пищи он должен получить. Не нужно кормить ребенка насильно, заставляя или уговаривая. Главным критерием для времени очередного приема пищи должно стать наличие или отсутствие аппетита. Стоит следить и за тем, что ребенок ест. До трех лет нужно исключить употребление острых, жареных и копченых блюд. Нельзя чрезмерно солить пищу. Вместо шоколада и сахара предпочтительны сухофрукты, сушеные бананы, финики. В рационе ребенка должны быть все группы продуктов - мясные, молочные, крупы, фрукты и овощи. Обратить внимание нужно и на часы приема пищи. В каждой семье есть, как правило, свой сценарий. Здоровый образ жизни для многих родителей кажется невозможным без завтрака, обеда и ужина в строго определенное время. Отчасти это верно, однако ребенок не всегда может успеть проголодаться к определенному времени. В этом случае в утвержденный на семейном совете распорядок можно внести коррективы.

Полноценный сон

Полноценный отдых необходим и взрослому человеку, и ребенку. У детей потребность во сне выше, чем у старшего поколения. Именно поэтому большая часть из них спит днем. Однако не стоит ругать ребенка, если он не желает укладываться в кровать после обеда. Здоровый образ жизни дошкольника включает определенное количество часов сна в сутки. Например, четырехлетнему малышу в сутки требуется 10,5 часов для сна. Если все они пришлись на ночное время, то не стоит ожидать, что он захочет отдохнуть днем. Часто это связано с всевозможными трудностями, особенно если малыш посещает детский сад. В этих условиях родителям нужно стараться укладывать ребенка спать и будить утром в одно и то же время, чтобы он не спал чрезмерно долго. Еще один способ заставить малыша без лишних уговоров лечь спать днем - дать ему возможность хорошенько устать. Подвижные игры, прогулки на свежем отдыхе - все это не только залог крепкого сна, но и еще один элемент, составляющий здоровый образ жизни для детей.

Двигательная активность

Без должной физической нагрузки невозможно представить себе основы здорового образа жизни. Без движения атрофируются мышцы, слабеет сердце, появляется лишний вес. И это лишь небольшой перечень негативных изменений, связанных с малоподвижным образом жизни. Для ребенка же бег, прыжки и веселая возня на детской площадке со сверстниками - это не только обязательное условие полноценного физического, но и элемент психического развития. Малыш тренирует организм, учится оценивать свои силы. Особенно полезен активный отдых на природе. Прогулки в любую погоду на свежем воздухе - родители должны выбрать для приобщения малыша к окружающему миру именно такой сценарий. Здоровый образ жизни - это ежедневные пробежки с ребенком перед сном, летняя зарядка во дворе, поездки всей семьей в выходные дни на речку или в лес.

Режим дня

Расписать каждый свой день по минутам может каждый человек. А вот строго следовать созданному расписанию способны единицы. Причем это, как правило, взрослые люди. Детям же совершенно необязательно планировать каждую минуту своей жизни. Однако наличие определенного режима дня все-таки необходимо. И чем старше становится ребенок, тем более конкретным этот режим должен быть. Первые коррективы в жизнь даже самых несобранных малышей вносит детский сад. Приводить туда ребенка требуется в определенное время, а чтобы делать это, нужно и вставать по утрам в один и тот же час. Конечно, планировать время сына или дочки должны родители. Помимо времени для сна, как ночного, так и дневного, нужно выделить примерные часы приема пищи, прогулок, развивающих занятий. При этом не стоит заставлять малыша делать что-либо только потому, что подошло для этого время. И если ребенок совершенно не голоден, обед можно и перенести. Со временем многие дела станут привычными, и ребенку не нужно будет напоминать, например, что сейчас самое время пойти почистить зубы.

Гигиена

Здоровье и здоровый образ жизни - тесно связанные понятия. Даже крепкий от рождения иммунитет человека может сильно пострадать от вредных привычек, переедания, отсутствия свежего воздуха и постоянного просмотра телевизора. Кроме того, каждого из нас с детства учили, что чистота - залог здоровья. Поэтому соблюдение правил личной гигиены, забота о порядке в доме - это основы здорового образа жизни. Ведь человека постоянно окружает большое количество бактерий и вирусов. Многие из них, попадая в организм, способны вызвать тяжелые заболевания. Избежать контакта с этими вредоносными микробами мы не можем, но можем помочь своей иммунной системе справиться с ними. Организм человека обладает естественными барьерами, которые преграждают бактериям и вирусам дорогу. Это, например, кожа и слизистые оболочки носоглотки. На этих поверхностях скапливается множество микробов. Ежедневный душ, периодическое мытье рук и лица, промывание полости носа солевыми растворами - все это поможет снизить вероятность различных инфекционных заболеваний.

Все успеть

Эта тема - здоровый образ жизни - рано или поздно поднимается в каждой семье, особенно той, где есть маленькие дети. Родители согласны, что ребенку нужно больше двигаться, проводить время на свежем воздухе… Но ведь так хочется, чтобы он был и здоровым, и умным. И вот начинает четырехлетний малыш учить английский язык, занимается танцами в небольшом зале в компании еще десяти малышей и осваивает с папой игру в шахматы. И опять получается, что времени побегать во дворе у него не остается. Это не значит, что нужно совсем отказаться от дополнительных занятий и кружков. Просто родителям стоит пересмотреть их количество и оставить только те, которые очень нравятся самому малышу.

Закаливание детей

Здоровый образ жизни для детей - это не ежедневное обливание прохладной водичкой, а правильное питание, активность и большое количество свежего воздуха. В этих условиях закаливание будет мощным союзником в борьбе за крепкий иммунитет ребенка. Однако само по себе оно ничем помочь не сможет. Закаливание не стоит доводить до крайности. Обливания ледяной водой, пробежка раздетым на морозе и плавание в проруби - это занятия для взрослых людей. А вот ходьба босиком по травке летом, одежда по погоде, купание в прохладной водичке - все это полезно для здоровья малыша.

Здоровье и эмоции

В настоящее время во многих школах для детей проводят классный час. «Здоровый образ жизни» - тема этой беседы. В зависимости от возраста ребят им рассказывают о всех его составляющих. Одним из них является комфортный психологический климат в семье. Выходные с родителями на природе принесут ребенку гораздо больше пользы, если мама и папа будут рады именно так провести это время, а не станут срывать злость на малыше из-за того, что им пришлось рано встать и ехать куда-то. Здоровье и здоровый образ жизни - это поддержка и любовь близких людей. И если родители хотят, чтобы их ребенок был крепким и уверенным в себе, им нужно быть терпимыми и спокойными в любой ситуации.

Уважаемые родители!

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна , своевременна и достаточно сложна. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни . Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности , отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни , осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

От чего же зависит здоровье ребенка ? Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни , который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы , воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья , то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника .

Основные аспекты здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста :

  • Оптимальный двигательный режим

Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.

Формами организации оздоровительной работы являются : самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки , физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, прогулки, спортивные праздники, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн) .

  • Личная гигиена

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Важно, чтобы ребенок усвоил , что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Приучать ребёнка к тому, что у него есть своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья , но и здоровья окружающих .

Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни , когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме. Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании.

  • Закаливание

Закаливание — один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.

Существуют несколько обязательных правил :

Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное время года, то сопротивляемость организма снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их.

Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста , организм которых не способен быстро реагировать на холодные факторы.

В-третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка , его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре .

Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка , особенности его высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей.

  • Профилактика заболеваний у дошкольников

Зимой дети чаще, чем в теплое время года болеют различными простудными заболеваниями. Для того, чтоб количество заболеваний было минимальным, проводятся специальные профилактические мероприятия.

Профилактика детских простудных заболеваний включает в себя иммунизацию детей, прием витаминных, гомеопатических и др. препаратов, способствующих повышению иммунитета детей; систематическое проветривание, кварцевание и влажная уборка помещений; закаливание детей; регулярные физические упражнения и прогулки на свежем воздухе.

Значительное влияние на здоровье ребенка оказывает воздушная среда помещений. Потребность детей в чистом и свежем воздухе очень велика, так как большая частота и малый объем дыхательных движений сочетается у них с высокой потребностью в кислороде. Большую роль в предупреждении заболеваний органов дыхания и голосового аппарата играет правильное дыхание — через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается. Этого не происходит при дыхании через рот.

  • Профилактика повреждений и травм у дошкольников

Только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться снижения уровня детского травматизма!

В раннем детстве (1-3 года) главным в развитии ребенка является стремление к самостоятельному познанию окружающей действительности. Основные двигательные навыки у детей этого возраста (ходьба, лазание, бег) находятся в стадии становления. Повреждения в этом возрасте обусловлены недостаточным развитием простейших двигательных навыков, неумением сориентироваться в окружающей обстановке.

У детей в возрасте 4-6 лет формируются начальные формы самосознания, появляется стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям без помощи взрослых. Однако, отсутствие знаний об окружающей обстановке, собственного опыта является причиной того, что дети берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них еще слишком сложны, что приводит к получению ими травм.

Физическое развитие ребенка имеет существенное значение в предупреждении травм. Установлено, что хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Поэтому необходимо уделять значительное внимание физическому воспитанию детей. Учитывая, что часто источником травмы у ребенка становится сверстник, важно воспитывать у детей чувство гуманности, доброты к окружающим, в том числе другим детям.

Особое значение следует уделять формированию у детей навыков безопасного поведения. С этой целью возможно проведение тематических игр и занятий, на которых дети обучаются навыкам обращения с ножницами , иголками, другими

бытовыми режущими и острыми предметами, обсуждаются рассказы, картинки, на которых показаны какие-нибудь травмоопасные ситуации из жизни детей .

  • Режим дня

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье , обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности , предохраняет от переутомления. У ребенка , приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность.

В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова . Их подъем отмечается 8-12 ч и 16-18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 ч. Неслучайно, поэтому, занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием — залог нормального роста и развития ребенка .

  • Правильное питание

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья .

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка . Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность , рост, состояние здоровья ребенка , повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям надо рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении .

error: Content is protected !!