Что такое любознательность? (сочинение-рассуждение). Любознательность: это что такое

Любознательность — это проявление большого интереса к знаниям и наукам. Считается, что это качество очень помогает людям в течение всей жизни. Любознательный человек владеет огромным багажом знаний, которые, несомненно, помогают ему в различных жизненных ситуациях. Многие люди считают, что любознательность — это любопытство, однако на деле оказывается, что это два абсолютно разных понятия.

Любопытство имеет огромное количество отличий от любознательности. И хоть каждое из этих понятий в буквальном смысле означает интерес, цели в них преследуются разные. Любопытство основывается на интересе к чужой жизни, к сплетням и к различным обстоятельствам, которые никоим образом не помогают человеку в жизни.

Стремление «всунуть нос» в чужие дела не может принести нечего полезного, а служит только неким развлечением. Мало кто любит любопытных людей, ведь их постоянный интерес может вызывать только раздражение. А в свою очередь любознательность — это качество, которое развивает человека во многих сферах. Любознательные люди, как правило, пользуются популярностью и вызывают интерес у окружающих. Еще бы! Ведь с ними так увлекательно.

Самые маленькие и любознательные

Наиболее любознательными можно назвать детей. Что означает любознательность, они могут еще и не знать, но с вниманием выслушают, если вы расскажете. Это качество у малышей проявляется с самого рождения. Непоседа изучает все предметы, которые встречаются на его пути. Он смотрит, щупает, пробует на вкус, ему все интересно.

Когда ребенок уже умеет говорить, любознательность проявляется у него в форме вопросов. Недаром психологами выделен период времени под названием «почемучка». Вопрос «почему?» волнует детей в возрасте от 4 лет больше всего и говорит о таком качестве, как любознательность. Значение слова или ответа на вопрос ребенку может быть еще не понятным, но его обязательно нужно озвучивать. Не стоит игнорировать речь маленького «почемучки», ведь он стремится к знаниям. Не получая ответы на свои вопросы, со временем малыш перестает их задавать и интересоваться чем-либо.

Известно, что характер закладывается с детства. Любознательность как качество также необходимо прививать с детства. Приучайте ребенка читать, смотреть познавательные программы и видео. Не ругайте за то, что он что-то разбирает или ломает. Узнать, как работает и устроен предмет, — это очень важно и интересно.

Преимущества любознательности

Мы уже выяснили, что любознательность — это совсем не плохо. Теперь попробуем разобраться, какие преимущества дает эта чудесная черта характера.

В первую очередь, любознательный человек — это человек начитанный и знающий. Изучая окружающий мир, можно узнать поразительные вещи, развить хорошо логику, интуицию, и прочие очень полезные качества. Любознательный человек некогда не скучает, у него просто нет на это времени. Каждую минуту он что-нибудь изучает, исследует или замышляет.

Развиваемся и прогрессируем

Теперь, когда мы разобрались, что значит любознательность и как она необходима современному человеку, мы узнаем, как же стать любознательным. На самом деле ничего сложного в этом нет, но все же, как и в любом деле, нужно будет приложить некоторые усилия. В первую очередь, необходимо полюбить мир и осознать, что все, что нас окружает, это весьма интересно.

Далее, понадобится блокнот и ручка. Туда мы будем записывать все, что нас интересует (на первых этапах). К примеру, вы едете в маршрутке и видите предмет или надпись, которая вас заинтересовала, запишите ее тут же в блокнот. Когда у вас появится свободное время, найдите всю информацию по вашим записям в Интернете.

Старайтесь как можно больше задавать вопросов знакомым и коллегам по работе. Открывайте для себя новые горизонты, смотрите Очень важно смотреть на новую информацию с интересом, иначе вряд ли вы ее сможете запомнить. Нужно понять, что мир вокруг вас настолько необычен и разнообразен, что изучать его можно бесконечно.

Новая жизнь

Любознательность откроет вам новые горизонты, вы будете полны сил, в голову будут приходить самые креативные идеи, а ваши умственные способности возрастут в разы. Конечно же, не следует зацикливаться и закрываться от окружающих, познавайте мир, путешествуйте, и результат ваших трудов непременно вас порадует. Незаметно и постепенно у вас появится новая интересная жизнь, новые знакомые, новая перспективная работа. Любознательные люди не бывают в проигрыше, они всегда знают, как необходимо поступать в определенных ситуациях.

Гиганты мысли

Говорят, если человек талантлив, то он талантлив во всем. Гениальные люди стали таковыми лишь потому, что были очень любознательными. Они изучали науки, читали и очень много беседовали с такими же талантливыми людьми.

К примеру, не понаслышке знал, что означает слово любознательность, ведь он и сам был таковым. У него был свой специфический, можно даже сказать, гениальный взгляд на мир. Он очень много читал произведения Томаса Пейна и стремился узнать как можно больше интересной информации. Самое интересное, что этот талантливый человек был глухим, и это его даже радовало, ведь его никогда не отвлекали пустыми разговорами.

Леонардо Да Винчи также был весьма любознательным. Многие говорили, что он не мог насытиться наукой и знаниями. Учитель Леонардо то и дело жаловался на то, что ребенок задает слишком каверзные вопросы, на который тот не может ответить. Итальянский ученый говорил, что Curiosita (с итал. "любознательность") присутствует в каждом с самого детства, и во чтобы-то ни стало её необходимо развивать. Да Винчи всю свою сознательную жизнь изучал предметы и людей, и именно поэтому он был таким талантливым.

Любознательный Альберт Эйнштейн также не является исключением. Он всегда познавал мир, открывал для себя новые горизонты, изучал самые различные науки и стремился узнать как можно больше. Его пытливый ум не давал ему покоя. Разве мог бы нелюбознательный человек открыть для мира целую науку — физику? Конечно, его образованность, пытливость и гениальность помогли стать известнейшим физиком-теоретиком.

Предложения со словом ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

  • Но мы любили его острый ум, любознательность , его особенную злую веселость.
  • Всего более поразило меня в этом новом мире почти полное отсутствие любознательности у людей.
  • Я обладал здоровой любознательностью , страстью к умственным упражнениям и стремился овладеть техническими знаниями.
  • Вопрос этот в позднее средневековье вызывала не простая любознательность .
  • Он классифицировал, с жадностью истого ученого намечая жертвы своей любознательности .
  • Его жизненный опыт умерял легкомыслие, а любознательность успешно боролась с ленью.
  • Ведь, кроме того, он был искателем приключений, дерзким экспериментатором, воплощением беспокойной любознательности и неутолимой жажды познания.
  • Но он проявил еще и научную любознательность , в первую очередь к этимологии слов.
  • Он расчетливо дарил эти вещички тем, кто проявлял особую любознательность по поводу мастерской и наковальни.
  • Его подстрекала любознательность - потребность учиться жить, действовать и набираться опыта.
  • Причем никаких социально-педагогических или научных целей я перед собой не ставил, была голая журналистская любознательность .
  • Новизна сообщаемого должна пробуждать интерес и любознательность , но при этом быть доступной для понимания и восприятия.

Чем же отличаются друг от друга любопытство и любознательность ?

На самом деле, это разные качества личности. Причем, одно из них может плавно перейти в другое. Например, может быть так — человек, казалось бы, из праздного любопытства выяснял информацию о чем либо, то в последующем она может оказаться для него интересной, полезной и нужной.

И напротив, любознательность незаметно для самого человека может перейти границы, вот тогда и рождается любопытство. То есть человек начинает выискивать ту информацию, которая ему совсем ни к чему. Здесь необходимо осознавать и понимать свои действия, чаще контролируя себя и задавая вопросы:

«Для чего именно мне нужно это знать? И нужно ли вообще?»

Давайте попробуем развести эти два понятия. Так как многие путают их и считают одинаковыми.

Любознательность.


Любознательность —
это любовь к знаниям. Само слово говорит за себя.

Любознательность, а свойства ее больше всего присущи нашим детям, которые познают мир и им действительно все интересно на этапе их роста и развития. Они познают и изучают окружающее и загадочное пространство вокруг, насыщенное такими разными и удивительными для них объектами.

Любознательный человек всегда знает, чего хочет. Его любознательность проявляется в желании и действиях к получению новых знаний, новой информации для поставленных перед собой И познавая то многое, что может принести ему то, к чему он целенаправленно стремиться, проявляя свой естественный интерес, то есть свою любознательность, он добивается всего в своей жизни.

Любознательностью обладают открытые, душевные люди. Они обладают активной жизненной позицией, это оптимисты по своей природе. Эти люди доверительно относятся к окружающим, и им так же можно . Любознательные люди никогда не ставят себя выше других, каких бы достижений они не добились в жизни. Они просто готовы сознательно получать новые и новые знания для познания, в первую очередь, себя, достигая при этом того, о чем мечтают.

Любознательность – это искренность человека. Как искренен ребенок, проявляя интерес к окружающему миру, так искренни и любознательные люди. С ними приятно беседовать. Ведь сразу можно прочувствовать искренен ли собеседник, задавая, например, вопросы, личного характера или же он пытается «залезть в душу», проявляя чистой воды любопытство. Разница существенна, и это легко можно уловить, если быть наблюдательным.

Любознательность дарит нам радость познания, восторг новых открытий и свершений, деактивирует нашу бездеятельность, приводя нас тем самым к активной жизненной позиции. И тогда у нас вырастают крылья за спиной, мы легки на подъем, и с новыми знаниями, которые хотели получить, начинаем ставить перед собой цели и добиваемся их. Ведь со временем, что было интересно раньше, становиться скучным и неинтересным, мы впадаем в апатию и начинаем ждать кого — то, развлекающего нас. А сам человек тогда для чего? Жизнь не стоит на одном месте.

Любознательность проявляется во всех областях деятельности человека:

в душевном и искреннем общении друг с другом, в заинтересованности обучения чему – либо, в новых научных достижениях. Так как только любознательные и активные люди могут создавать инновации и воплощать в жизнь самые грандиозные задумки. Они очень любят путешествовать, так как в путешествиях открываются многие тайны нашего мира. И у любознательных людей действительно многому можно научиться. Об этом можно посмотреть здесь.


Любопытство.

Теперь немного о любопытстве. Почему немного? Его и так не мало среди людей, так для чего же мы будем притягивать его в нашу жизнь?

Говоря о любопытстве , разговор невольно переводится на несколько приземленный уровень, так как оно присуще не только человеку, но и животным. Но в отличие от человека, за любопытными животными довольно забавно наблюдать, не правда ли? Я просто обожаю любопытных животных, они повышают мое настроение, даже когда оно отличное, не говоря о грустном. Но мы сегодня говорим о человеке.

Кстати, у любопытных родителей подрастают любопытные дети. Но это , это всего лишь живой пример их родителей.

Любопытство так же относится к познанию неизвестного, нового. Но это, можно сказать, интерес без цели или с целью кому – то навредить, или просто навязчиво интересоваться для сравнения себя с другими – «не дай бог, что у него лучше, чем у меня». Любопытство порождает сплетни и интриги.

Ведь крайне любопытные люди не искренни и закрыты в общении. Описывать это нет необходимости. Все почти в точности до наоборот от любознательности. Вы и сами, наверное, не раз сталкивались с любопытством и любопытными людьми…

Пословицы говорят сами за себя:

♦ Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

Любопытство не порок, а большое свинство. Первая версия – хобби (вместо «свинство»). И правда хобби. Только люди не дают себе отчет, в чем оно заключается и для чего превращается для них в хобби? Хобби выбирают с умом, не растворяясь в нем полностью и не заменяя им свою жизнь.

Все просто!

Для избавления от любопытства, прежде всего, нужно работать со своими сильными сторонами, а они есть у каждого из нас. Найдите свои лучшие качества и взращивайте их в себе. Заметьте, не нужно избавляться от негативных и слабых сторон своей личности, много концентрируясь на этом. Важно работать с сильными сторонами! Тогда они будут расти, вытесняя слабые.

Нужно стремиться к любознательности. Как?

♦ Учитесь наблюдать. Начните с окружающей нас . Здесь столько интересного и разнообразного! Это не требует значительных усилий, но дает почву для множества удивительных находок и открытий. Приобщайте к этим наблюдениям своих детей. Это имеет огромный плюс еще в том, что меньше времени у ребенка останется на проведении у компьютера, при этом, они получат ответы от своих родителей на многие свои «почему?»

Стремитесь к познанию чего – то нового. Выберите сначала то, что вам наиболее интересно. Потом появятся новые увлечения, о которых вы и не подозреваете сейчас. Вы будете расти. А рост требует новой «пищи», чтобы расти еще больше и дальше.

♦ Займитесь тем, что вам доставляет удовольствие. Бросайте нудную и не интересную работу, вы тратите на неё лучшие годы своей жизни. Поверьте, любимое дело принесет вам больший доход — и душевный и материальный. Любознательность окажет вам в этом огромную пользу!

Будьте любознательны, в первую очередь, к себе, к Миру, Вселенной!

С наилучшими пожеланиями и всегда с вами — Вера, автор блога «Путь к совершенству».

Любознательность лежит в основе всех идей, изобретений и креативных действий. Она создаёт изобретателей, инноваторов, перооткрывателей, творцов, мастеров. Результат любознательности может стать ценным как для самого человека, так и для его окружения.

Что такое любознательность

Любознательность - это интерес к получению новых знаний, внутренняя открытость к людям, явлениям, окружающему миру, искреннее стремление удовлетворить познавательные потребности и получить новый опыт или впечатления.


В процессе жизни разум нуждается в новой информации, а душа - в переживаниях. Любознательность присуща открытым людям, которым свойственно доверие, что несовместимо со злобой. Любознательность подразумевает готовность к обучению, приобретение опыта у знающих. Она стимулирует к развитию.

Преимущества

Любознательность вовлекает человека в мир открытий, приносит положительные эмоции, освобождает от безразличия, побуждает к действию, расширяет кругозор и позволяет взглянуть на мир без стереотипов.

Благодаря любознательности исследователей наука не стоит на месте, в сочетании с трудолюбием это качество даёт непревзойдённые результаты.

Любознательность "создаёт" лучших учащихся.

Любознательный человек отличается полноценным восприятием и неподдельным вниманием к собеседнику. Для него не бывает скучных тем, в любой из них он отыщет что-то захватывающее.

Недостатки

Редко любознательность приносит негативный опыт. Если в результате познания обнаруживается, что кое-что не может быть изменено, такое положение вещей угнетает.

Иногда стремление овладеть новой информацией или провести рискованный эксперимент влечёт большие неприятности. Существует достаточно примеров того, как любопытство, порождённое запретом, оборачивалось не только аварийными происшествиями, но и пожизненными комплексами в использовании заурядных вещей (спички, вода, электричество).

Интерес может играть на руку злорадству или превратиться в рычаг управления, помочь разобраться в психологических причинах неудач. Таким образом, любознательность - это интерес в том или ином направлении, который может приравниваться к достоинствам, а любопытство просто выходит за пределы собственных интересов человека и может принести как пользу, так и вред.

Взаимосвязь любознательности с другими качествами

Чем больше знаний получает человек, тем сильнее его любознательность. Воспитатели, преподаватели основывают учебный процесс также на факте о том, что развитие любознательности детей и обучение взаимосвязаны.


Благодаря наблюдательности, способности замечать детали, легко возникает интерес и активируется размышление. Любознательность и наблюдательность находятся в прямой зависимости друг от друга.

Любознательный человек хорошо информирован. Благодаря получению новостей о людях, стране и мире развивается целостное восприятие.

С повышением профессиональной квалификации стимулируется любознательность, без неё нет профессионального успеха.

1. Стоит отбросить мнение о том, что всё, необходимое человеку, уже известно, ведь в любом направлении остаётся непознанное, и всегда есть чему научиться.

2. Не стесняться спрашивать. Каждый глупый вопрос удаляет от невежества и приближает к просвещённости.

3. Необязательно стремиться к идеалу, достаточно придерживаться уравновешенного состояния: заинтересованность дополнять получением удовольствия от нового опыта. Развитие должно радовать, и тогда всё будет происходить само собой.

4. Работать нужно регулярно, хоть и понемногу, чтобы выработались соответствующие привычки. Избегайте крайностей.

5. Не отступать: у каждого человека случаются неудачи, даже у великого.

6. Развивать интуицию. В сочетании с фундаментальной логикой интуиция даёт потрясающие результаты.

Вечные вопросы вроде "а что там внутри?" мы задаём ещё с детства. И если человек расщепил атом, изобрёл электричество и многое другое, то только благодаря своему любопытству!

Альберт Эйнштейн одним из главных условий успеха считал умение задавать вопросы. Любопытство, самокритика, упорная выносливость, по его словам, привели его к поразительным идеям.


История науки изобилует примерами любознательности, результатом которых был головокружительный успех. Известны также случаи, когда исследователю удавалось подойти совсем близко к открытию, но лавры первооткрывателя доставались другим! К примеру, знаменитый Майкл Фарадей в процессе электролиза мог бы открыть элементарный электрический заряд, но, видимо, был слишком сосредоточен на процессе электролиза.

Любознательность способствовала появлению теории Чарльза Дарвина. Благодаря упорству исследователя он смог состояться как революционер науки.

Пётр I в высшей мере был наделён любознательностью, о чём красноречиво говорит история. Массовые реформы и преобразования в государстве являются тому подтверждением.

Для Леонардо да Винчи любознательность стала одним из семи качеств, способствовавших развитию его гения, и, как он считал, может помочь стать гением любому человеку. По словам Леонардо, он никогда не был удовлетворён лишь одним ответом "да".

1. Слушайте вопросы малыша, не уклоняйтесь от них. Не молчите, не одёргивайте ребёнка под аргументом усталости, его назойливости, ведь вопросы могут и вовсе исчезнут из его жизни. Ваши ответы нужны для его опыта и развития.

2. Разрешайте малышу получать опыт. Исследовательская деятельность малыша с вашим участием может быть переведена в то русло, где её результат будет устраивать и родителя, и ребёнка: вместо испытания игрушек на прочность - лепка фигурок из глины, пластилина, теста; вместо разбрасывания песка - просеивание его сквозь сито; вместо рисования на обоях - растворение в воде пищевых красителей, и так далее.


Не секрет, что развитие любознательности дошкольников зависит от возможности проявлять себя, самостоятельности, уверенности в себе. Разрешайте малышу сажать цветы, рисовать мелком, жать на кнопку звонка, говорить по телефону, готовить тесто. Возможности получать впечатления есть везде.

Желательно, чтобы комната малыша позволяла устраивать эксперименты, не сдерживала фантазию ребёнка. Нужно обязательно объяснить ребёнку, что в его опытах вас может не устраивать лишь результат, а не сам процесс.

3. Наблюдайте и показывайте. Парк, лужайка, игровая площадка, музей, зоопарк, магазин, улица - любое место может стать познавательным пространством. Хорошо посещать выставки и концерты, спектакли, приглашать гостей. Задавайте ребёнку вопросы, делитесь наблюдениями, обсуждайте интересное для него.

4. Поощряйте фантазию малыша. Кроме воспитателей и реальности, малыша окружает мир фантазий: мультфильмы, игры, книги, его воображение. Позволяйте ребёнку импровизировать, "быть взрослым", играть роли сказочных героев, изображать зверей, характеры людей. Пусть малыш придумает свою сказку. Стимулируйте его воображение нестандартным развитием сюжета: "что было бы, если...", "как жили бы герои?"

Телевизор - враг активного познания мира, даже самая изысканная передача включает пассивное ожидание. Ребёнок понимает, что любые вопросы решатся без его участия. Исключением может стать совместный просмотр познавательной передачи.

5. Включайте обучение в повседневность. Знакомьте ребёнка с числами, задавайте простые вопросы: "одна конфета или две?", "красный или синий?", "на что похоже?", "на какую букву?", и так далее. Задача такого общения - в пробуждении интереса, что сделает процесс обучения простым.

6. Поощряйте малыша к высказыванию своего мнения. Меняйте обстановку, перекладывайте игрушки, наводите порядок, ищите лучший вариант, принимая участие в едином процессе.

7. Представьте обучение в виде игры. Критика, высмеивание, наказание за неудачи, принуждение против воли - всё это заставит ребёнка думать, что обучение - очень сложное дело, может вызвать замкнутость и опасение по отношению к учёбе.


8. Станьте примером для малыша. Пусть ребёнок поймёт, что вы тоже увлечены процессом познания мира, что это интересно и может продолжаться всю жизнь.

9. Устраивайте эксперименты. Нестандартный поворот событий активирует любознательность детей дошкольного возраста. Такой подход включит размышление, побудит к самостоятельности, поспособствует развитию смекалки. Разрешите малышу видеть решение задачи несколькими способами в повседневности. Расскажите, как учатся и живут в других странах, как питаются. Нарушайте привычное, приходите в восторг от новшеств, которые создаёте сами. И будьте ребёнку другом.

Проблемы развития любознательности

В современном обществе развитие любознательности обусловлено противоречиями между:

  • необходимостью развития этого качества в дошкольном возрасте и принятой практикой, не всегда способствующей развитию любознательности;
  • потребностью в теоретическом анализе проблемы развития любознательности дошкольников и недостаточной изученностью её в психологических исследованиях;
  • возможностью развития детской любознательности в дошкольных образовательных учреждениях и отсутствием программных ориентиров для педагогического процесса.


Специалисты указывают на перечень возможных препятствий, сдерживающих проявление любознательного поведения человека, которое основывается на поиске, усвоении и преобразовании информации.

К ним относятся так называемые операциональные трудности: недостаточность познавательной сферы и способности к анализу и обобщению информации, ограниченность навыков рассудительности и познавательных привычек.

Из эмоциональных трудностей в качестве примера можно привести завышенную самокритичность, не обеспечивающую психологической стабильности, базовой основы для самовыражения.

Любознательность следует рассматривать как самостоятельную активность: поиск информации, полноценное самовыражение и взаимодействие с окружением - вот те компоненты, на основе которых будут развиваться положительные стороны характера.

Формирование познавательного интереса зависит от внешних причин и индивидуальных особенностей личности, задача отследить которые возлагается на воспитателей. Многое зависит от окружения человека: понимание, стимулирование, поддержка, общение и взаимообмен имеют большое значение в становлении личности и воспитании любознательности.

Высказывания о любознательности

Любознательность - это составляющая активного ума, которая во все времена волновала учёных, писателей, художников.

Эдвард Фелпс призывал поддерживать в себе огонь любознательности, который не позволит иссякнуть смыслу жизни.

По словам Анатоля Франса, лишь благодаря любознательности мир богат учёными и поэтами.

Жан-Жак Руссо справедливо отмечал, что человек является любознательным по мере своей просвещённости.

"Любопытство — двигатель прогресса!" - высказывание Андрея Белянина.

По словам Марии фон Эбнер-Эшенбах, любознательность - это любопытство, которое касается серьёзных предметов, и его справедливо можно называть "жаждой познаний".

Любознательный человек всегда пользуется популярностью в обществе, с ним приятно беседовать и невозможно заскучать, а его многосторонние интересы и увлечения способствуют приобретению новых друзей. Любознательные дети отличаются инициативностью, целеустремленностью, трудолюбием, настойчивостью, уверенностью, успеваемостью в учёбе. Таким образом, развитие любознательности становится одной из важных задач в современном образовании.

error: Content is protected !!