Протоиерей евгений попиченко - самое интересное в блогах. О том, кому стоит идти в крестные

Поводом для иска стало высказывание отца Евгения, который заявил, что называть улицу в честь Ленина и в честь Гитлера - это, по сути, одно и то же. Полковник посчитал, что своими словами священник оскорбил тысячи людей, чья жизнь, как и у него самого, «проходила под благотворным влиянием политики и практики Владимира Ленина, разработанного им учения о строительстве социализма».

Отец Евгений Попиченко, председатель отдела социального служения Екатеринбургской епархии, - один из активных участников передач православного телеканала «Союз».

Многие слушатели отмечают доверие, которое вызывает в них отец Евгений. «Беседы и проповеди этого батюшки мне нравятся, действительно человек искренний, и ни грубости ни жестокости от него не услышишь»; «Речь протоиерея Евгения Попиченко во мне пробуждает радость, его голос очень спокойный, на лице смирение, глаза весьма добрые», - это лишь пара отзывов из соцсетей о проповедях протоирея (в группе соцсети «ВКонтакте», где собраны записи передач ТК «Союз» с участием отца Евгения, - около 700 подписчиков).

Однако есть среди высказываний протоирея и такие, которые могут оскорбить чувства невоцерковленных людей. Иск Николая Рябчевского - живой пример. Мы собрали самые спорные высказывания отца Евгения.

А чего бы нам не назвать улицу, например, в честь Шамиля Басаева, или в честь Геббельса, или в честь Геринга? Наверное, есть люди, для которых Шамиль Басаев национальный герой, и, наверное, они готовы его именем что-то прославить. Нас такая идея как-то немножко коробит. А Ленин - свое, привычное. Но по сути это одно и то же - Ленин и Гитлер: их существо, их ненависть к человечеству, к людям, их «труды», которые они понесли, причинив столько страданий, горя, крови… Они как две стороны одной монеты.

О божьем спросе с жителей Свердловска и Екатеринбурга

Великая честь, что мы живем в городе, названном в честь святой великомученицы Екатерины, - на всем земном шаре, наверное, лишь несколько десятков, поименованных в честь святых, то есть находящихся под непосредственным покровительством, под молитвенным щитом. Но это и великая ответственность: с жителей Свердловска Бог не будет спрашивать так, как с жителей Екатеринбурга. Что спросить со свердловчан? «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Если город назван в честь убийцы, террориста, чьи руки не то что по локоть в крови, он просто по шею находится в ней. Конечно, это тяжелейший гнет - жить в таком городе. Но и Господь, конечно, меньше спросит с людей из Свердловска.

Но с екатеринбуржцев Господь спросит: «Вы слышали [это имя] каждый день, у вас в паспорте написано, у вас все время звучит: «Екатеринбург», «Екатерина», «город в честь святой» - в честь великой святой, которая сделала правильный выбор. И никто из екатеринбуржцев не скажет: «А я не знал, я не слышал, я не понимал».

О бремени сотовой связи

Взять один сотовый телефон - это такая тяжелейшая связь! Человек ни спать без него не может, ни есть не может, ни в туалет сходить не может, он его все время берет с собой, а когда телефона рядом нет, он начинает себя плохо чувствовать: у него ощущение, что он потерялся, потерял связь с миром. Конечно, это тяжелейшее рабство, зависимость.

О разрушительных свойствах равноправия

Равноправие - это чисто сатанинская выдумка. Бог устроил все разумно, но о таком равенстве, которое предложили большевики, похоже, позаботился враг рода человеческого. Какое может быть равноправие, когда один человек весит 120 килограммов, а другой - 60? Одному нужна двойная доза тетрациклина, а другому одна таблетка. Соответственно, у первого должна быть одна зарплата, чтобы себя содержать, а у второго - другая. Один мужчина, другой - женщина. Один старый, другой - молодой. Какое может быть равенство и равноправие? Господь, наоборот, построил все так, чтобы не было равенства. Поэтому идея светлого будущего, в котором все будут равны, - это сатанинская идея.

В природе есть четкая иерархия. Одни подчиняются другим: в армии, в Церкви, везде. Больные получают помощь от здоровых, богатые заботятся о бедных, сильные о слабых, родители о детях. И в семье должна быть иерархия. Только в таких отношениях возможна любовь - когда человек несет на себе тяготы другого.

Об антисемейной политике государства

Бездуховность [царящая сейчас] - это, во-первых, последствия антисемейной политики государства, которая велась несколько десятилетий. Во-вторых, современные средства разврата, пропаганды потребительского, инстинктивного образа жизни. Гитлер пользовался теми же методами, завозя на завоеванные территории тоннами порнографическую литературу. То же самое происходит сейчас. В любой киоск «Роспечати» загляни - одна порнография. Она, конечно, называется эротикой, но шила в мешке не утаишь.

Такая продукция провоцирует у детей раннее пробуждение определенных инстинктов. Это убивает чувство отцовства и материнства, стремление к созданию семьи. «Поматросить и бросить» - это да. А чтобы взять замуж, взять ответственность на себя до скончания века - такое редко увидишь.

О наказании армией и рождением детей

У прихожанки сын не поступил в институт и «ему грозит армия». Вдумайтесь только. Грозит! Как тюрьма, как наказание. Армию - эту школу, где молодой человек учится защищать Отечество, - воспринимают как наказание (не в церковнославянском значении этого слова, когда речь идет об уроке и помощи свыше, а в современном смысле - беда, проблема).

И семью, рождение детей в современном обществе тоже считают за наказание, с которым нужно бороться, от которого нужно предохраняться и защищаться, как от врагов. Многое, что по замыслу Божию должно дать человеку радость и счастье, воспринимается как источник бед.

Об особях мужского пола и мужиках

Мы - инвалиды нашего времени. Как пел Высоцкий: «Так случилось, мужчины ушли». Дефицит нормальных мужчин - это патология, бич современного общества. Мужские особи есть, а мужиков нет. Как говорит Юрий Шевчук: «Чтобы стать мужчиной, мало им родиться. Чтобы стать железом, мало быть рудой! Надо переплавиться, переродиться и, как руда, пожертвовать собой».

Мужчина - это определенный набор «тактико-технических характеристик»: воля, благородство, ответственность, жертвенность. Почему так произошло, понятно - мужчина вытеснен из системы воспитания. Вытеснен напором женщины. В семье мужчина в лучшем случае выполняет функцию добытчика. Приносит денежки домой, а остальное - вино, кино и домино.

О том, кому стоит идти в крестные

Одна из основных задач крестного - воспитывать родителей ребенка, приводить их к нормальной церковной жизни. И эту задачу потенциальный крестный должен обдумывать «на берегу», еще до того, как он связался с этой семьей духовными узами. Если мы приходим к выводу, что это нереальные задачи, что мы не способны на подобные отношения, то зачем, собственно, лицемерить? Зачем изображать из себя крестных, а из родителей изображать христиан?

Нам по человекоугодию бывает трудно отказать людям в просьбе стать крестными, или мы боимся испортить с друзьями отношения. Но это не основание для согласия. Надо Богу угождать более, чем человеку. Если родители изначально не готовы ребенка посвятить Христу, если для них крещение - это всего лишь магическое мероприятие, то почему христианин должен в этом участвовать? Если я попал в такую ситуацию, то просто должен смириться и сказать: «Извините, братья, но я в такие игры не играю». Главное условия для крещения в отношении родителей - это согласие слушаться и доверять. И за то время, пока ребенок растет до сознательного возраста, нужно и родителей подвести к духовной сознательности.

О Николае II, революции и эволюции

Царь Николай II - выдающийся руководитель нашего Отечества. За период его правления население страны, а это ключевой показатель благосостояния, увеличилось на 60 млн человек. А вот за сто последних лет численность граждан России никак не изменилась, хотя Менделеев прогнозировал, что в начале XXI века население России вырастет до 600 миллионов. Если бы так случилось, то у нас было бы в два раза больше населения, чем в США, а значит, была бы совсем другая расстановка сил на геополитической карте мира.

Но наш народ увлекся вольнодумством, пропагандой либеральных идей, идей французской революции, которая сформулировала все в лозунге: «Свобода, равенство, братство». В результате ни свободы, ни равенства, ни братства - сплошной национальный концлагерь.

Убийство царской семьи, являющейся идеалом для русской культуры, символизировало расправу с прежним строем, с прежней жизнью. С того момента началась вакханалия блуда, распутства, коммуны, первых советских декретов об абортах и разводах.

Ведь что такое революция? Почему-то многие думают, что это прогресс. Нет, революция - это антоним эволюции. Это возвращение в дикость, в прошлое. И каждый своей жизнью или приближает очередную революцию, или ее отдаляет.

О православии и пасьянсах в рабочее время

Нужно осознать, что православие - это не просто в храме со свечкой постоять: это образ жизни, который распространяется на семью в первую очередь, на работу - во вторую. Если ты надел на себя крест, как ты можешь опаздывать на работу? Как ты можешь на работе «чесать языком» или раскладывать пасьянс на компьютере? Ты же работаешь, ты же деньги за это получаешь! А у нас как-то наполовину, то есть мы православные на краткий миг, а остальное время живем хуже язычников.

О «Коловрате» и «нерусских» фильмах

Мы на днях с детьми сходили на фильм - «Легенда о Коловрате». Замечательный русский фильм без всяких перегибов, с очень хорошей идеей подвига, служения Отечеству, самопожертвования, самоотвержения, чтобы немного представить, как жилось русским людям накануне татаро-монгольского ига, с какими трудностями они сталкивались. Потрясающее впечатление производит.

Выйдя с сеанса в торгово-развлекательном центре, первое, что сказала дочка: «Пап, мне кажется, фильм, который рекламировали перед «Коловратом», снимали нерусские люди». Там пошлость, какая-то комедия, полуобнаженные мужчины, стриптиз, как обычно у нас, - ребенок почувствовал чистоту, правду, истину и так среагировал. Правда - это делают нерусские люди: те, кто не любят Россию, глушат ее чернухой, порнухой, грязью, которая изливается с экранов, воспитывая самые низменные ценности - оборжать, опошлить, осмеять все, как будто ничего святого нет.

О своей мечте

У меня мечта - вот бы какой-то талантливый режиссер снял фильм о Георгии Победоносце. «Коловрат» - фильм о воине, а жития святых - это на порядок выше. Они дают такой импульс, пищу для души, которая, перерабатываясь, может вырасти в нужный поступок, когда человек между совестью и выгодой все-таки выберет совесть.

Искусство - это не то, что ты создал, продал, а потом в ящик убрал, один раз посмотрел, поплевался, и больше не хочется, а то, к чему можно возвращаться через 20, 50 лет, то, что будет влиять на душу человека. Я понимаю, что все это связано с бюджетом, что надо будет потом этот товар продать… Но насколько было бы потрясающе!

Вот Мел Гибсон снял «Страсти Христовы» - по-своему, все равно западный оттенок привнесен, но я каждый год накануне Страстной Пятницы стараюсь этот фильм посмотреть, чтобы как-то почувствовать, чего Христу стоило наше спасение (фильм «Страсти Христовы» вызвал неоднозначную оценку критиков, которые увидели в картине антисемитские настроения, - прим. ред .).

В подготовке публикации использованы материалы ТК «Союз», сайта Православие.ru, изданий «Областная газета», «Православный вестник».

Наверное, не так много среди наших друзей, знакомых по приходу тех, кого мы могли бы назвать богатыми людьми. А между тем каждый из нас по-своему удивительно богат. Ведь «богатство - это не только материальные блага. Человек может быть богат душевно, богат интеллектуально. При этом опасность для христианина коренится не в самом по себе обладании теми или иными благами, а в его отношении к ним», - напоминает нам священник Евгений ПОПИЧЕНКО.

- Отец Евгений, обещая спасение всем раскаявшимся грешникам, Господь предостерегал, что богатым трудно будет войти в Царство Небесное. В то же время в Евангелии о людях богатых чаще всего упоминается как о вполне достойных. Что же всё-таки мешает богатому наследовать Царствие Небесное? Что реально отдаляет его от Бога?

А ещё в Евангелии сказано: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Речь здесь идёт, разумеется, не только и не столько о деньгах. Посмотрите, например, сколько среди учёных, людей искусства тех, кто посвятил себя себе, стремясь к каким-то недосягаемым высотам: званиям, регалиям, степеням - и оставаясь безучастными к другим, гораздо более важным сторонам жизни. А ведь они действительно очень богатые люди - богатые талантами. Подобных примеров много и в моей священнической практике.

В таком случае богатый - это человек, попавший в рабство своему богатству. Ибо «кто кем побеждён, тот тому и раб» (2 Пет. 2, 19). То есть к богатству он относится не как к средству исполнения замысла Божия о себе - замысла, ведущего ко спасению, а как к цели. Ведь мы забываем, что всё, что даётся человеку, в том числе и материальное благополучие, - это лишь средство. А вот как нам распорядиться этими средствами: удовлетворить ли страсти наши или ближнему послужить, - решаем мы сами. А нам кажется, что это всё наше, что сами по себе мы такие особенные, и искушение потратить всё на себя, на свои интересы бывает велико!

- Получается, что сами по себе деньги не зло?

Конечно, нет. Мы знаем, что и Авраам был богатым человеком, и у Василия Великого рабы были. Но к своему богатству они относились как к возможности послужить Богу.

- Часто говорят о том, что большие деньги дают свободу. Согласны Вы с этим?

Как раз напротив: большие деньги лишают человека покоя и сна.

Но по большому счёту, о какой свободе может быть речь, когда все мы, по сути, являемся хроническими наркоманами? Только у всякого свой наркотик. Кто-то на героине сидит, кто-то без пива ни дня прожить не может, кто-то без сотового телефона или телевизора, а кто-то без того, чтобы постоянно кого-то не поучать, не раздражаться. У человека всегда есть какая-то доминирующая духовная болезнь, а все остальные (святые отцы называют восемь человеческих страстей) с ней взаимосвязаны. Какая может быть свобода у наркомана?

Конечно, деньги дают возможность свободно передвигаться, путешествовать по миру, но ведь себя-то ты всегда с собой носишь. И если ты гневный, то гневный и в Турции, и в Египте - где угодно.

Настоящая свобода - это свобода от греха, когда человеческая воля, разум и чувства находятся в согласии друг с другом. А жизненный опыт показывает, что чем более человек прилепляется к деньгам, тем более распущенны его желания, тем менее он может воздерживаться, управлять собой. Иногда возникают курьёзные ситуации. Приходит чудак и заявляет: «Я, батюшка, хочу себе дом построить». - «А зачем тебе дом?» - спрашиваю. А он сам недоумевает: «Действительно, зачем? Один дом у меня в Италии есть, другой - за городом, ещё квартира...» Оказывается, движет им единственно желание  - быть «на уровне», как все люди «своего» круга. Целесообразности в том нет никакой.

- Но тут может быть и другой мотив - вложения в недвижимость, которые считаются самыми надёжными. Многие таким образом сохраняют и приумножают свой капитал.

Я исхожу из того, что всё должно быть целесообразно. Если есть необходимость строить дом, если он нужен - это одно, а жить по принципу «не хуже других» не достойно православного христианина.

Но бывает и другая крайность, когда та или иная затея не просто блажь, а дело само по себе нужное, полезное. У человека, казалось бы, благие намерения - обустроить свой дом, обеспечить семью. С энтузиазмом он принимается за дело, постепенно превращая его в самоцель и забывая в конечном счёте то, ради чего оно затевалось. Так, предположим, человек упёрся в строительство дома. Строит, строит... Построил наконец. Оглянулся по сторонам - ни семьи, ни детей уже нет. Дети выросли как-то незаметно, разлетелись, о папе и не вспоминают. Ведь папы никогда не было рядом - его поглотила бесконечная стройка. Ну построил ты дом в 200 квадратных метров, а для кого? Счастья у тебя от этих квадратов не прибавилось. Счастье - от любви, а любовь ты потерял в погоне за какими-то химерами.

- Говорят, что у православных людей нищенская психология. Является ли это оскорблением? Что такое «нищенская психология»?

В числе заповедей блаженств Господь называет нищету: «блаженны нищие духом».

- Но духом, не карманом...

Нищенская психология подразумевает постоянную ненасытность, недовольство, а как следствие - зависть, поиск каких-то новых возможностей. Но это та же несвобода, то же рабство. Человек может быть бедным, но при этом жадным и завистливым, и тогда он в самом деле нищий из нищих. То есть само по себе наличие или отсутствие денег, как я уже сказал, не предопределяет твою судьбу, твоё нравственное состояние. Я встречал среди православных довольно состоятельных людей, и их благосостояние не мешало им вести трезвую духовную жизнь, хотя, конечно, такие люди являются скорее исключением из общего правила. Искушение «золотом» вообще очень сложно преодолеть. Недаром дьявол искушал Господа хлебом, чудом и властью. Особенно страшно, когда человек дорывается до власти, до денег. Именно «дорывается». Ведь если ещё лет сто назад существовало отдельное сословие, где человек с детства жил в роскоши, но при этом воспитывался в определённых устоях, традициях, прививавших ему психологию рачительного и милостивого хозяина, то нынешние «голодайки», угодившие, что называется, «из грязи в князи», оказались совершенно не способными понести денежное бремя. На большее, чем организовать себе золотые унитазы, ни ума ни сердца у них не хватает. А это уже, конечно, безумие, духовная катастрофа!

- А желание накопить денег? Сейчас люди пытаются подстраховаться, опасаясь, что в старости не на что жить будет: государство не прокормит, пенсия маленькая... Они хотят накопить «на чёрный день», на похороны... Подобное накопительство тоже является грехом? Ведь получается, что мы не надеемся на помощь Божию?

Конечно. Во-первых, сегодня государство заботится о людях, как никогда. Ещё сто лет назад никаких пенсий не было вообще. Исключение составляли выдающиеся люди науки, искусства - их государство брало на пансион. А прочие граждане жили исключительно в надежде на себя самих, на своих детей. Естественно, детей было много. Когда пять детей воспитали, - хоть один-то позаботится о старичках-родителях. А сейчас пенсии, пусть и небольшие, выплачиваются регулярно. Мы часто ропщем, а что роптать? Не так много в старости человеку требуется. Это просто зависть. Смотришь по сторонам: а у соседа то-то есть, а он так-то живет. Человек постоянно недоволен тем, что у него есть, что даёт ему Господь.

Накопительство тоже является страстью. А Господь сказал: «Безумный! В эту ночь душу твою заберут у тебя, кому это все достанется?» Кому достанется то, что мы на «черный день» копим? А ведь это тоже требует от нас определенных физических, душевных усилий. Человек об этом много думает, тревожится, что-то где-то как-то пытается выкроить...

Все эти наши хлопоты от неверия произрастают, мы почти не доверяем Богу. Господь же сказал: «Не заботься о завтрашнем дне. Если о птицах Он заботится и о цветах полевых, то тем более не оставит нас, маловеров! Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам». А этот «чёрный день» - это мираж, страх перед каким-то виртуальным будущим, отвращающий нас от реальных проблем и радостей сегодняшнего дня.

Мы не только не радуемся сегодняшнему дню - мы ещё и осуждаем тех, кто умеет радоваться, кто живёт лучше, мудрее нас.

Вообще, проблема коренится в наших семьях, которые очень изменились. Изменились отношения детей к родителям, а также родителей к детям. Многодетные семьи теперь редкое явление, а если один ребёнок в семье, он неизбежно избалован. Как только родители перестают пестовать своё дитя, их бросают, как старые, износившиеся вещи, за ненадобностью. И этот страх перед будущим вызван тем, что человеку не на кого опереться. Но в этом зачастую виновны и мы сами. Это мы прожили свою жизнь так, что никто о нас теперь не хочет позаботиться. Как аукнется, так и откликнется. Сколько человек любви вокруг себя посеял, столько он и пожнёт.

- Интересно, что в храме почти не бывает мрачных, грустных лиц. Как ваши пожилые прихожанки выживают в тех же условиях, что и остальные пенсионеры? У них такие же пенсии, но они живут и не ропщут.

Живут, надеясь на помощь Божию. Денег всегда оказывается мало; это такая вещь, которой никогда не бывает достаточно. Но мы учимся жить по средствам и быть довольными тем, что есть. Я прекрасно понимаю, что пенсия - это мизерная сумма, надо, конечно, друг другу помогать. А если ситуация критическая, можно рассчитывать на поддержку нашей приходской семьи. Если голодаем, если на жизнь явно не хватает, надо всегда быть рядом с приходом, рядом с храмом, который никогда никого не бросит, не оставит. Всё равно братья и сёстры найдутся, батюшка поможет, где-то организуются благотворительные столовые…

- Есть богатые люди - меценаты (спонсоры, как их называют), которые жертвуют деньги на храмы, на какие-то социальные проекты. Часто мы подозреваем, что эти деньги нажиты не совсем честным путём, и обвиняют люди Церковь в том, что она своего рода «стиральная машина», отмывающая заведомо грязные деньги. Почему Церковь принимает эти пожертвования?

Ну, во-первых, заведомо грязных денег не бывает. Если, конечно, принося деньги, человек заявляет: вот, дескать, батюшка, я эти деньги на порнобизнесе заработал, а вы теперь их возьмите, - это одно. Но такие признания вряд ли услышишь. С другой стороны, Церковь действительно «отмывает» деньги. Но в том смысле, что те деньги, которые, может быть, возникли нечестным путём, она пытается сделать чистыми: отдаёт их бедным, больным, на строительство духовной лечебницы - храма, и эти деньги становятся чистыми. Даже если человек «заработал» эти деньги грязным способом, его милостыня приносит в конечном счёте хороший, добрый плод. Но я прекрасно знаю, что милостыню творить трудно, и если человек, пусть даже грешник великий, нашёл в себе силы пожертвовать, оторвать что-то от себя - ему зачтётся. Но чаще всего бывает наоборот: чем больше денег, тем лучше их человек считает, тем прочнее он на них «сидит». Поэтому гораздо легче жертвуют люди небогатые. Легче по копеечке собрать с тысячи человек, чем взять эту тысячу у одного. Но и этому надо радоваться, и этот шаг может быть для человека шагом на пути ко Христу, шагом на пути к покаянию.

- Часто говорят о том, что денег не заработать, если не иметь к ним какого-то разумного интереса. Но как соблюсти эту тонкую грань, чтобы разумный интерес не превратился в пристрастие, страсть сребролюбия?

- То есть, легко ли я расстаюсь с деньгами на доброе дело?

Да. Ведь часто на свои прихоти мы готовы тратить огромные деньги. А сколько из того, что я собираюсь прогулять, я готов подарить другому, послужить другому? Потому что единственное оправдание деньгам - это количество добрых дел, совершаемых с их помощью. Нужно суметь перевести наше материальное богатство в духовное, проявить любовь.

- Бывает и другая крайность. Человек ходит в рубище, все деньги отдаёт бедным, но от чистого ли сердца он это делает?

Как и во всём, мы должны наблюдать за собой, чтобы сохранять трезвость и не самообольщаться. Как часто в пост бывает: начинаем поститься, а на других посматриваем неодобрительно, осуждаем: «Вот, он мороженое в пост ест - наверное, грешник...» Здесь то же самое. Ведь не случайно сказано, что благими намерениями дорога в ад вымощена... И даже добрые, по-видимому, дела могут принести совершенно не те плоды, потому что будут питать наши страсти.

Всё, что в мире есть, может как вести нас к Богу, так и отдалять от Него. У человека есть свободная воля, и он выбирает, кому он служит. Материальные блага всегда являются большим соблазном поддаться ненужной суете, убивающей самое драгоценное - время. Если золото человек потеряет - может найти, друзей потеряет - может новых встретить, а вот если время потеряет - жизнь потеряет.

Об этом важно помнить! То время, те силы, которые я трачу на то, что мне очень хочется приобрести сегодня, - оправданы ли они как-то перед вечностью? Не получится ли, как в «Сказке о потерянном времени», где мальчики и девочки вдруг стали бабушками и дедушками, когда вдруг оказалось, что все их стремления были направлены совершенно не к тому?

Это то, от чего предостерегает нас Господь: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут...»

Беседовала Полина МИТРОФАНОВА

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель собора Успения Пресвятой Богородицы г.Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Евгений Попиченко, настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге, руководитель православной службы «Милосердие», действующей при Социальном отделе Екатеринбургской епархии, до недавнего времени ведущий программы «Церковный календарь» на телеканале «Союз», кроме того, первый ведущий программы «Беседы с батюшкой» и программы «Архипастырь», а также, можно сказать, заслуженный работник телеканала «Союз».

Для всех наших зрителей стало шоком Ваше отсутствие в программе «Церковный календарь». Первую неделю они часто звонили и, общаясь с секретарем, постоянно спрашивали, что случилось и почему отец Евгений не ведет эту программу. На следующей неделе ажиотаж немного спал, в третью неделю еще меньше людей позвонило, но анонс, который мы разместили «ВКонтакте», свидетельствует о том, что многие зрители благодарны за все Ваши слова, которые были произнесены в этой программе в течение десяти лет. Хотелось бы начать с того, почему так получилось, почему Вы больше не ведете «Церковный календарь»? Думаю, что это вопрос всех наших зрителей, которые смотрят телеканал «Союз».

Так получилось, и слава Богу. Наверное, мы все должны стараться жить по воле Божией, которая является в нашей жизни через обстоятельства, через благословения священноначалия. Послушание - это добродетель, и терпение - тоже добродетель, и потом: «Молодым везде у нас дорога…» - и дальше по тексту.

На самом деле десять лет этих трудов выработали определенный навык: изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год приходилось наблюдать за жизнью и делиться тем, что было на душе - что заметили, что случилось, где побывали, с кем встретились… Это находило отклик в сердцах и душах людей, потому что все мы очень похожи друг на друга: и болезни у нас одинаковые, и добродетели одинаковым образом развиваются, потому что человек по природе един. Слава Богу, что этот небольшой опыт кому-то оказался полезен. Много было и откликов, и писем, и сообщений, и душа как-то трепетала, не думал, что со многими людьми мы так духовно породнились, стали духовно близки, но потихонечку все устроится.

Дорогие телезрители, давайте в первую очередь поблагодарим Бога за то, что у нас с вами есть такая возможность общаться, она никуда не делась. В ту меру, в какую я был занят в «Церковном календаре», я не был в «Беседах с батюшкой», чтоб не «мельтешить». А сейчас мы с вами будем видеться чаще. Очень хочется поблагодарить Бога за то, что столько замечательного времени было проведено вместе, поблагодарить телеканал «Союз», его сотрудников, руководителя за все эти годы совместного труда по созданию передачи «Церковный календарь», поблагодарить всех вас, которые и писали, и пишут и с которыми установилась духовная связь.

- Хочу напомнить нашим зрителям о том, что есть замечательный сайт www.sobor-uspenie.ru - это сайт прихода, настоятелем которого является о. Евгений. Существует также группа этого прихода в сети «ВКонтакте»: www. vk.c om/sobor_uspenie. Мы с о. Евгением обсудили такой способ вашего общения с ним: вы можете оставлять свои вопросы либо на сайте собора, либо в группе социальной сети «ВКонтакте». Мы будем встречаться с определенной периодичностью с о. Евгением и отвечать на поступающие вопросы.

Нужно уточнить, что потребность общаться с телезрителями сохраняется, и священнику очень хочется делиться опытом, чтением, жизненными ситуациями, поэтому возникла идея создать на сайте собора Успения какой-то ежедневный формат общения: к примеру, проповедь на тему дня, в которой также обсуждать какие-то вопросы христианской жизни в современном мире. В ближайшее время мы попробуем это сделать, и те, у кого есть возможность общения через Интернет, могут задавать вопросы, оставлять комментарии, пожелания.

Вопрос телезрителя из г. Екатеринбург: «Как Вам удается совмещать и семейную жизнь, и послушания, и паломничать успеваете, и окормлять духовных чад? Понимаю, что это очень большой труд и времени на отдых у Вас совсем нет. Как Вам удается оставаться на плаву в духовном смысле и делиться этим с людьми?»

Еще можно добавить, что наш проект ведущих дня начинается с 8 утра, и я помню, когда приезжаешь к этому времени и начинаешь готовиться к рабочему дню, то о. Евгений уже находится в студии с 7 утра, а то и раньше: записывается передача. Как удается все это совмещать? Где эта «золотая середина»?

Есть такой замечательный закон, что время зависит от скорости движения. Этот закон действует, поэтому чем быстрее мы научимся двигаться, реагировать на вопросы, ситуации, тем больше будет времени. И время на самом деле растяжимо: на все, что для человека важно и ценно, времени всегда хватит, просто нужно учиться управлять временем, оно - дорогое сокровище. Кстати, это очень интересная тема для общения, потому что, например, к деньгам мы относимся гораздо бережнее, чем ко времени. А деньги, даже если ты их потеряешь, всегда найдешь. Потерянное же время никогда не восполнишь. Человек тысячу рублей потеряет и будет переживать из-за этого целый день, настроение испортится, будет жаловаться, а потеряет час времени - и совершенно не болит об этом голова. От управления временем, от понимания того, насколько оно ценно, зависит его качество. И самое важное, что за время жизни человек приобретает вечность. Потому что на самом деле времени очень немного, всего 400 тысяч часов (средняя продолжительность 70-летней жизни), мы не миллионеры, поэтому жалко тратить время на пустое: блуждание в сети Интернет, бесполезное телевидение. А отдыхать можно в смене деятельности.

- Эти 400 тысяч часов включают сон? Потому что если посчитать время на сон, то еще треть урезается.

Четыреста тысяч часов - это время активной жизни.

Вопрос телезрителя из г. Белгород: «Еще в Ветхом Завете была заповедь: "Помни день субботний". В Евангелии Христос говорит: "Не человек для субботы, а суббота для человека", то есть отношение уже другое. А как нам сейчас относиться к этой заповеди? Современная суббота имеет какое-то отношение к той субботе, о которой говорилось в Ветхом Завете? Потому что воскресенье имеет совсем другой смысл, хоть сейчас и говорят, что воскресенье вместо субботы».

Заповеди Божии непреложны: Господь, сказав однажды, узаконил на века Свое слово. Заповедь о субботе была дана евреям - кочующему племени, у которого долгое время их жизни не было святого места, поэтому у них было святое время: один день из семи был освящен особым богослужением, богопочитанием. Когда совершилось спасение человеческого рода воскресением Христа, этот день приобрел большую значимость, потому что в нем и совершилось исцеление человеческой природы. У христиан Нового Завета в приоритете празднование воскресенья, но суббота не забыта, тоже является праздничным днем, и это очень заметно по богослужению Великого поста. Есть будни, когда строгий пост, идут определенные богослужения (очень строгие, великопостные), а суббота и воскресенье - это праздничные дни: облегчается устав поста и богослужение совершается совершенно по другому чину. Поэтому христиане почитают и субботу как заповедь Божию, и особо почитают воскресенье.

Думаю, что можно вернуться к вопросу дальнейшего появления программы «Церковный календарь» и программ, касающихся каких-то размышлений на каждый день: я так понял, что эти программы в ближайшем будущем появятся на тех сайтах, которые мы чуть ранее называли зрителям.

Живы будем - обязательно появятся.

Вопрос телезрительницы из Свердловской области: «Как научиться радоваться в страданиях, чтобы не впадать в отчаяние и уныние? Потому что когда нет никаких скорбных событий, все вроде приемлется и с Богом легко общаться, а когда страдания, очень трудно сохранить тот дух, чтобы не было уныния, отчаяния, чтобы не впасть в ропот. Как преодолеть эту грань, чтобы благодарить Бога за все? И еще: хотелось бы, чтобы Вы попросили телезрителей помолиться о рабе Божией Любови, это моя дочь. Очень прошу Вас, спасибо».

Давайте помолимся, дорогие телезрители, о рабе Божией Любови, чтобы Господь даровал ей сил, здравия, крепости душевной и телесной. А в остальном Вы сами ответили на свой вопрос: нужно учиться говорить молитву «Слава Богу за все» - это совершенно реальная молитва, которая исцеляет душу от печали. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54, 23). Господь укрепляет силы души через благодарение и славословие. У святителя Игнатия (Брянчанинова) в первом томе есть замечательная статья, которая называется «Слава Богу», где он пишет, что самая лучшая психотерапия и исцеление души, если мы приучим себя, особенно в нападениях духа печали, пусть без крепкой веры и пока без надежды, с грустью сердца, но говорить: «Слава Богу за все».

Нужно еще понимать, что только в скорбях душа растет, вне скорбей она не развивается. Не существует такого человека, у которого в жизни нет скорбей, потому что и богатые плачут, и здоровые переживают, и счастливые тоскуют - в этом мире невозможно жить без скорбей, которые есть у всех, у каждого своя мера, «чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Просто надо поменять к этому отношение: невозможно избавиться от скорбей, если уйдет одна, придет другая. Но все проходит, и то, из-за чего сейчас болит душа, через десять лет мы будем видеть как самые прекрасные моменты и для духовной жизни, и для развития, потому что Бог был очень близко. Надо обязательно молиться, обязательно благодарить Бога и никогда не отчаиваться, потому что все будет хорошо.

Хульные помыслы - как мыльные пузыри: их абсолютно не надо принимать. Как искра: если плюнешь - погаснет, начнешь раздувать - превратится в пламя. На эти помыслы даже не нужно обращать внимание, потому что это не Ваш грех, это просто нападение духов злобы, их издевательство над душой. Ум можно направлять только на размышления о чем-то полезном, а любые помыслы - от лукавого.

Следующие вопросы из сети «ВКонтакте»: «Почему случается так, что праведные люди (монахи, святые) в конце жизни болеют раком? Почему в Библии часто встречается, что праведные пары (Авраам и Сарра, Иоаким и Анна) до преклонного возраста не имеют детей и лишь в глубокой старости Бог дарует им чадо?»

По первому вопросу: так происходит потому, что болезнь - это благословение Божие, болеющий человек без всяких подвигов может достичь вечной жизни с Богом, если будет безропотно терпеть болезнь. В болезни очень много пользы, просто мы не с той точки зрения к ней относимся: смотрим на нее как на наказание, как на кару, а на самом деле болезнь - это самый короткий путь к стяжанию благодати, потому что она учит терпению и принятию Духа Святого.

Что касается семейных пар, которые в Ветхом Завете являются родителями великих праведников, то «древо познается по плоду», «на осинке не растут апельсинки». Для того чтобы родить праведника, необходимо, чтобы немного засохли те страсти, которые «от юности борют». И это происходит естественным образом с возрастом: многие душевные, телесные страсти увядают, и в ту меру, в которую человек освобождается от страстей, он передает это состояние своим детям, которые должны выполнить определенную миссию по замыслу Божию. Таким образом у Иоакима и Анны родилась Смиреннейшая, Которая стала дверью в мир для смиренного нашего Господа Иисуса Христа. Но для того чтобы был такой плод, необходимо было десятки лет черпать горькое и несправедливое поношение: ничто так не смиряет сердце, как несправедливый позор. И когда души Иоакима и Анны стали способны вместить это, они вместили, и их тела произвели на свет такой замечательный плод; благодаря этому мы сейчас живем в христианском мире.

- Следующий вопрос: «Почему Греческая Православная Церковь отмечает праздники раньше на тринадцать дней?»

Потому что она отмечает праздники по другому календарю. Есть григорианский календарь, а есть юлианский. Часть православных Церквей, в том числе и Греческая, разнятся в праздновании церковных событий с тем календарем, по которому служит Русская Православная Церковь.

- Следующий вопрос: «Сейчас стало модно устанавливать электронные звонари. Не появится ли в будущем электронный хор, и почему колокольный звон в исполнении звонаря для священства стал менее важен? Почему не запретят это кощунство?»

Каково Ваше личное отношение к электронным звонарям?

Наверное, это вынужденная необходимость, потому что всегда хорошо, когда есть человек, когда есть достаточно людей, чтобы обеспечить и церковное пение, и церковный звон. Скорее всего, это неизбежность по причине отсутствия живых людей. Это не есть хорошо, потому что механика не может передать души, и, наверное, к этому не надо стремиться, но это существует как некоторая неизбежность. Надо молиться, просить, чтобы пришли люди, стали живыми звонарями и звонили как нужно: то радостно, то печально, но не механически монотонно.

- Следующий вопрос: «Как бороться с грехом осуждения?»

Очень просто: «Чем кумушек считать… не лучше ль на себя оборотиться?» Дело в том, что у кого что болит, тот о том и говорит - это закон, и каждый видит в ближнем то, чем он сам страдает. Если ставить такую задачу - бороться с грехом осуждения, то даже если мы замечаем какие-то немощи наших ближних, это всегда сигнал: посмотри на себя, ты болен точно тем же. Если бы в тебе не было этой заразы, ты бы ее просто не отразил в другом человеке. Обратившись на себя, найди в себе эту страсть и сосредоточься на ней, потому что наше духовное око, как и телесное, имеет определенный фокус: если я сфокусирован на руке, то остальное вижу очень размыто. Если человек сфокусируется на своей душе, на своих болезнях, ему не будет дела до болезней других. Осуждение других - это всегда беспечность по отношению к себе.

Следующий вопрос: «Подскажите, как быть: покойная мама часто снится, беседует со мной, говорит о том, что будет, и всегда это сбывается. Понимаю, что это грех, но возможно ли, что это Сам Бог меня так утешает за молитвы о ее душе? Хотела услышать совет настоятеля храма, в который хожу, но он и слушать меня не захотел».

Видимо, вопрос о том, как относиться к появлению во сне усопших родственников?

Это всегда сигнал с того света, сигнал напоминания. Сны не нужно ни принимать, ни отметать, то есть спокойно, ровно к ним относиться, не придавать особого значения. А всякое напоминание о наших близких - это повод усилить дела милосердия, потому что ничто так не помогает усопшим душам, как милостыня и молитва бедных людей о них.

Вопрос телезрительницы из г. Екатеринбург: «Я слышала, что Церковь не приветствует вегетарианство. Мне бы хотелось узнать почему, ведь идея вроде хорошая - не убивать животных. Второй вопрос: я одна воспитываю двух мальчиков, они сейчас в подростковом возрасте. Скажите, пожалуйста, как мне вырастить их хорошими людьми, кому молиться? Они учатся в Суворовском училище, видимся мы не так часто (только на каникулах и в выходные)».

- «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» - один из духовных законов, обозначенный апостолом Павлом. Вегетарианство - это определенное мировоззрение, в котором отношение к каким-то продуктам - это только часть мировоззрения, это определенная идеология, которая не должна входить в противоречие с Духом Христовым. Если та или иная философия становится для человека важнее, чем учение Церкви, учение Христа, то это опасное учение, которое может в конечном итоге погубить человека для вечной жизни.

Второй вопрос про воспитание детей: наверное, здесь надо чаще плакать Богу о своих детях, потому что дети «воспитываются слезами» (слезами матери выправляются души) и материнским благочестием. В ту меру, в которую душа приобретает благодать Божию, она передается и детям. Дети воспитываются этой благодатью: не словами, не книжками, а тем духом, который живет в душе родителей. Поэтому необходимо совершать подвиг благочестия, в том числе и молитвы.

Следующий вопрос: «Как Церковь относится к случаям, когда человек одушевляет предметы, то есть разговаривает с ними как с живыми? Например, это автомобиль, телевизор, компьютер…»

Когда человек тихо сам с собой ведет беседу, это не очень хороший признак и не очень хороший диагноз. С другой стороны, если у человека есть такая особенность - выражать мысли вслух для того, чтобы как-то яснее себя услышать, понять со стороны, и если это не признак какого-то душевного нездоровья, то ради Бога - пусть говорит.

Следующий вопрос: «В молитве встречаются такие слова, что мы согрешаем и в уме, и в помышлении. Не могу понять разницы между этими двумя словами: в уме и в помышлении. Что в них схожего и в чем разница?»

Это целая аскетическая тема. Ум - это функция нашего организма, тот орган, которым человек должен видеть, чувствовать, слышать Бога. Помышления или помысел - это то, что приходит извне. Это молния, которая вторгается в наше сознание и помрачает наш ум. Научиться управлять умом - одна из высших задач аскетики (науки о духовной жизни), научиться различать помыслы и их отражать - это одна из наук, которая называется трезвение.

- Следующий вопрос: «Объясните, что такое кротость и смирение?»

Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные. Я упокою вас, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Учитель кротости и смирения - это Господь Иисус Христос. Чтобы этому научиться, необходимо вступить с Ним в теснейшее единение. Когда душа человека соединяется с душой Христа в таинстве Причастия, то на этой душе отпечатлевается нрав Христов. «С кем поведешься, от того и наберешься». Поэтому общение с Богом является лучшей наукой кротости и смирения.

А еще кротость и смирение можно просить у Симеона Верхотурского, который был замечательным учеником Господа Иисуса Христа: усвоил Его нрав, достиг кротости. За это он особо любим и почитаем людьми, потому что каждому человеку в этом мире хочется обрести мир сердца, мир души, без которых человек очень мучается тревожностью, беспечностью, постоянным шумом, отвлечением. А научиться можно у учителей. Симеон Верхотурский, память которого мы будем совершать 25 сентября, является замечательным учителем кротости. Если его просить, он за нас походатайствует перед Богом.

Существуют три даты памяти Симеона Верхотурского: 25 мая, 25 сентября и 31 декабря. Хотелось бы разобраться, почему установлены разные дни памяти? В честь чего отмечается день памяти 25 сентября?

Господь очень любит праведного Симеона и благословил в Церкви сделать его память трехдневной. В три разных времени года мы вспоминаем святого праведного Симеона: 31 декабря - его кончину, 25 сентября - обретение честных мощей, а также второе обретение и перенесение его святых мощей, которое произошло уже в наше время - 25 мая. Все эти дни назидают нас: мы собираемся вместе во святом граде Верхотурье в монастыре, чтобы помолиться праведному Симеону, пообщаться с ним еще раз и воспринять его духовные качества в свои души.

Вопрос телезрительницы из г. Пермь: «Моему сыну 11 лет, он учится в 5-м классе и задал мне такой вопрос: "Если в Писании ничего не сказано про динозавров и первобытных людей, почему нам это преподают в школе?" В чем подвох? Не знаю, что ему ответить».

Потому что программа школьного образования составляется не по Священному Писанию, а порой с совершенно обратной целью - чтобы подвергнуть его сомнению. На самом деле противоречия со Священным Писанием нет. Можно посоветовать почитать христианские антропологические книги, в которых говорится об этом времени, о той науке и о тех переворотах, которые целенаправленно совершались для того, чтобы людей отвлечь от Священного Писания и обосновать теорию происхождения видов Чарльза Дарвина, которая являлась средством борьбы с христианским мировоззрением. А про динозавров я подумаю, дорогие телезрители, и на сайте собора Успения мы обязательно про это поговорим.

- Расскажите, пожалуйста, какое значение лично для Вас имеет святой Симеон? Есть святые, которые нам более близки, а к каким-то мы обращаемся реже. В Вашей жизни какое место занимает праведный Симеон?

Чтобы почувствовать святого, а его обязательно нужно почувствовать, нужно вступить с ним в отношения. В моей жизни действительно есть несколько святых, которые близки по духу. В первую очередь, конечно, огромная благодарность великомученику Пантелеимону, в храме которого я служил 18 лет. В последнее время очень близок стал преподобный Александр Свирский: понимаю, что молитвы, обращенные к нему, слышатся. И Симеон Верхотурский, который рядом даже не территориально, а близок своей простотой.

Так получается, что духовная жизнь все время взбадривается теми или иными скорбями, необязательно внешними. Внутренних скорбей никто не может избежать: при видимом благополучии человек не может жить без боли. И когда душа заболевает, то судорожно ищешь лекарство, как эту боль утолить. И молитвы к святому праведному Симеону, пребывание в святом граде Верхотурье у его цельбоносных мощей приносят утешение, ослабление боли на какое-то время, необходимое для того, чтобы отдышаться, - и снова в бой. Мне кажется, близость святых именно этим постигается: не внешними исполнениями желаний и просьб, хотя это тоже, наверное, очень важно, а когда особо переживаются внутренние трудности и скорби. Праведный Симеон очень кроткий и смиренный, и он может испросить у Бога мир души.

Потому что на сегодняшний день таков церковный закон, такое благословение священноначалия. Для людей печать в паспорте во многом имеет значение. И хоть человек и заявляет о том, зачем все эти формальности, на самом деле это не так. Если не имеет значения печать в паспорте, давайте вырвем страничку, где стоит печать с пропиской. Человек сразу волноваться начнет. Значит печать имеет значение. Если дать повод ищущим повода, тогда далее пойдет легитимность гражданского брака, по сути блудного сожительства, когда люди таким образом выражают свои отношения, не желая брать ответственность друг за друга, потому что все равно государственная регистрация предполагает осознанное взятие ответственности. А венчание многих привлекает красотой, торжественностью, некой таинственностью. И многие люди будут тогда обходить государственную регистрацию, но поскольку нет стремления быть послушными закону, то и венчание для многих будет без веры, без понимания, зачем это нужно, как это и было несколько лет назад, когда венчались, а потом приходили через какое-то время и просили их развенчать, потому что их брак развалился. Государственная регистрация - это хоть какая-то гарантия того, что люди серьезно к этому относятся.

Вопрос телезрительницы из г. Екатеринбург: «Когда мы перед причащением читаем канон, говорим: "Сердце чисто созижди во мне…" Возможно ли вообще очищение сердца в течение жизни? И второй вопрос: когда читаешь книгу Иова, какой вывод мы должны делать? Довериться полностью Богу или какой-то другой вывод? И насчет динозавров: по-моему, на иконе "Всякое дыхание да хвалит Господа" очень микроскопично, но есть динозавр, его можно там увидеть».

Безусловно, чистота сердечная должна быть достигнута, потому что в лукавую душу не войдет премудрость. И если вспомнить степени блаженства, то «блаженны чистые сердцем» - это шестая заповедь, то есть мы должны эти ступеньки обязательно пройти, если хотим радоваться и веселиться. По учению Церкви, сердце очищается, когда человек обретает навык умной и сердечной деятельной молитвы. Это задача-минимум, которая должна быть достигнута любым христианином, стремящимся к Царствию Небесному, потому что только на уровне этой молитвы (третьей ступени молитвенного восхождения) сердце очищается от страстей. До этого момента корни страстей живут в сердце и приносят свои плоды. Сердце обязательно нужно очистить - это реальная задача.

По второму вопросу: Иов - это же прообраз Христа, Который безвинно, по любви взял на Себя наши грехи и безропотно их пронес. Книга Иова - это еще и утешение, что Господь все знает, все видит и, несмотря на тяжелейшие испытания, у Бога в конечном итоге все будет хорошо.

- Следующий вопрос: «Расскажите, как идет восстановление храма Успения Пресвятой Богородицы».

Тяжелая доля на Вас легла - восстановление храма в честь Успения Божией Матери в микрорайоне ВИЗ города Екатеринбурга.

На самом деле это очень радостное послушание, и нет сомнений в том, что собор будет восстановлен, потому что невозможно, чтобы такой прекрасный храм оставался в руинах. Все зависит от времени, и то есть надежда, что не так много времени на это понадобится. Это великая честь - послужить Божией Матери, послужить в Ее соборе, в котором служили мученики. История прихода насчитывает более 250 лет, около 180 лет каменному храму, который сейчас в таком разрушенном состоянии.

На сегодняшний день закончены все работы по демонтажу, то есть храм освобожден от тех оков советского периода, которые были на него наложены, и мы расплатились за демонтаж (это около 10 миллионов рублей), сейчас долгов перед подрядчиками нет. Для того чтобы перейти к следующему этапу, необходим ряд значительных согласований проектов по земле, по техусловиям и т. п. Куратор, который занимается вопросами согласования с министерствами и определенными ведомствами, сейчас обозначил приблизительную дату выхода к реконструкции после всех согласований - это 1 марта 2016 года. Мы не можем перешагнуть через эти формальные действия, потому что это памятник архитектуры, предстоит сложнейшее дело по реконструкции.

Очень хочется, чтобы этот храм был украшением нашего города, и он обязательно будет, поэтому прошу ваших молитв, помощи и поддержки, потому что храмы восстанавливаются, конечно, в первую очередь молитвами. Но и материальными средствами тоже. Приглашаю вас всех стать прихожанами, необязательно вживую, можно и через общение по Интернету на сайте собора, на котором мы будем с вами встречаться, искать ответы на вопросы, говорить о приходской жизни. И пусть нас разделяют сотни и даже тысячи километров, это не помешает нашей взаимной любви, теплу и доброте нашего общения.

- Закончить программу хочу словами благодарности, которые написали наши зрители:

Спаси Вас Господь, отец Евгений! Очень помогали и Ваши советы, и проповеди на пути воцерковления. Очень не хватает программы «Церковный календарь».

- Выражаю слова благодарности за Ваши проповеди и искренние беседы. Помоги Вам Бог!

Как жаль, что Вас не будет в «Церковном календаре», я так ждала Ваш эфир, появляйтесь почаще на телеканале «Союз».

Благодарю Бога, что имела возможность общаться с Вами, стали как родные. Хочется пожелать Вам укрепления и роста в любви, может, в этой жизни не увидимся никогда, но когда придет время, возрадуемся встрече и воссоединимся с любимым Богом.

И таких сообщений очень много.

Дорогие мои, очень трогательны все ваши слова, близки до слез, их трепетно слышать, читать. Я никуда не делся, милостью Божией я пока жив, поэтому до скорых встреч. Помогай нам всем Господь!

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Елена Кузоро

Церковь стоит на крови мучеников. Еще в первые века было замечено, что кровь мучеников - это семя христиан, ибо вера распространяется благодаря тем людям, которые настолько доверяют Богу, что готовы за Него отдать свою жизнь.

Кровь мучеников - это семя Церкви, и поэтому всегда самое великое, самое главное богослужение - Евхаристия совершалась на мощах святых. В первые века это были мощи новомучеников. И сейчас освящение Святых Даров совершается на антиминсе, специальном плате, в который вложены частицы мощей святых угодников Божиих. Господь по временам дает Церкви переживать те или иные испытания, гонения, чтобы золото в горниле очищалось от примеси, приобретало большую ценность, большую красоту, большую твердость.

Так и прошлый век явил миру сотни тысяч новомучеников и исповедников Российских. Многие из них явлены, гораздо больше остались в тайне. Недавно было замечено, что с появлением сведений о новом исповеднике, страдальце за веру, в нашей Церкви появляется новый храм - в Православном Свято-Тихоновском богословском университете существует кафедра изучения подвигов новомучеников и исповедников Российских, и заведующий этой кафедрой профессор Н.Е.Емельянов установил такую закономерность. В базе данных находится около 30 тысяч сведений об исповедниках, страдальцах за веру. Собственно, за последние 20 лет более 30 тысяч храмов было открыто в пределах нашего государства.

Надо подумать, почему Господь попустил такие лютые скорби и страдания. Ведь все происходит по промыслу Божию: волос с головы человека не падает без воли Отца Небесного. Почему? На примере целой страны Господь показал, что такое коммунизм, отступление от Бога, тоталитарный режим, строительство светлого будущего, рая на Земле - без Бога. Надо понимать, что, по-видимому, очень уж была затяжная и, наверное, смертельная болезнь, если Господь так жестко смирил русский народ десятилетиями лютых, совершенно безысходных гонений. Некуда было совершенно уйти человеку, который взял на себя бремя веры во Христа.

Так и в жизни каждого человека. Если мы видим тяжесть того или иного испытания, надо понимать, что у Бога не было, по-видимому, других лекарств, подходящих для этой духовной болезни. Как в истории апостола Петра. Когда на Тайной Вечере Господь Своим ученикам говорил: «В эту ночь Я буду взят от вас, и вы все рассеетесь, разбежитесь, вы все уйдете», Петр, по своей горячности и, наверное, по гордости, сказал: «Даже если все отрекутся, я не отрекусь, я жизнь свою положу за Тебя». Господь сказал ему: «Душу свою положишь? В эту ночь, прежде чем петух возгласит, ты трижды отречешься от меня». И все остальные ученики говорили, что они точно так же не отрекутся от Христа.

Господь предвидел, что будет с Его учеником Петром, но не уберег его от этого жуткого испытания смирением. И понятно, что когда Петр все-таки совершает предательство Христа, то он выходит вон горько плача. Заплакал, ибо он любил Христа всей своей горячей душой, всем своим сердцем. Но Петр не отчаялся, и когда на море Тивериадском он встретился со Христом, Господь его трижды спрашивал: «Любишь ли Меня паче сих?» (больше твоих друзей). Петр Ему говорил: «Господи, Ты знаешь все, Ты знаешь что я люблю Тебя». И Господь восстанавливает его в апостольском достоинстве, потому что покаяние Петра, его смирение, принятие им горького лекарства, уврачевало, наверное, самую страшную духовную болезнь. Гордыню.

Так и в жизни каждого человека - Господь пытается привести его ко спасению, к познанию духовной истины. А человек упирается, он сопротивляется воле Божией практически на всех путях. И поэтому еще святой мученик Уар сказал: «Милостив и человеколюбив Господь, Он не оставит тебя до тех пор, пока не сокрушит или сердца твоего, или костей твоих». А здесь надо понимать еще и такую последовательность: всякий тяжкий грех разрушает человеческую душу, отрывает её от Бога и Церкви. И совершенно не случайно, не на пустом месте вырабатывались каноны, то есть духовные законы, по которым живёт Церковь.

Ну, например, за обращение человека к экстрасенсам, к целителям или, в прошлом, к колдунам, всякого рода ворожеям он отлучался от Церкви, от святого Причастия на семь лет. За блуд - на пятнадцать. За убийство, аборт - на двадцать лет. Это было не формальное какое-то законодательство, было опытно замечено, что это необходимый период, который человек пребывал в состоянии кающегося. Он ходил в храм, допущен был до других таинств церковных, до покаяния, но святая евхаристия, святое причастие было на какое-то время для него недоступно: этот период был нужен для восстановления, для заживления ран, которые человек нанес самому себе теми или иными смертными грехами.

Понятно, что сейчас такие меры неприемлемы, поскольку люди крайне расслаблены, немощны и просто не понесут такой груз. Но нужно понимать, что такое понятие, как епитимья, духовное упражнение, всегда должно присутствовать. Потому что грех требует духовного уврачевания, и если человек добровольно, осознанно берет на себя подвиг покаяния и покаянного труда, например, милостыни, поклонов, определенных молитв, определенного настроя духовной жизни, то Господь в этом случае попускает такое промыслительное смирение.

Один священник принимал Исповедь у женщины с такими тяжкими грехами, что даже видавший виды пастырь был потрясен тяжестью состояния её души. И по окончании он сказал: «Я не могу вам дать никакой епитимьи, но я понимаю, что за такие грехи, наверное, Господь какую-то епитимью возложит. И вы должны к этому быть готовы. Или руку сломаете, или квартиру ограбят, или с работы выгонят, или еще что-нибудь в таком роде». На этом расстались. Проходит какое-то время, месяц-другой, женщина появляется и радостно говорит: «Батюшка, вы меня помните?» Он отвечает: «Что-то припоминаю…» Она говорит ему: «Вот вы говорили мне про Божественную епитимью, так все и получилось. Я и руку сломала, и с работы выгнали, и квартиру ограбили. И я это все принимаю, как из рук Божиих, потому что понимаю: все это делается для лечения моей души...».

Так и нашу страну Господь провел через жуткие испытания, прижигая язвы, которые не могли быть исцелены иначе. Будем помнить святых новомучеников и исповедников Российских - их подвигом, их верой Церковь выжила, сохранилась. Церковь передана нам, дорогие братья и сестры, но за нами придут наши дети и внуки, и нам нужно много потрудиться, чтобы передать живую веру, живую жизнь Православной Церкви последующим поколениям. За молитвы святых новомучеников и исповедников Российских да утвердит Господь Церковь Русскую!

Протоиерей Евгений Попиченко

- Как давно существует реабилитационный центр при вашем храме?

Центр основан общественной организацией «Независимость» и сотрудничает с нашим храмом уже 9 месяцев. За это время прошли реабилитацию около 20 человек. В основном мы работаем с юношами, так как смешанные группы доставляют лишние сложности и проблемы, хотя несколько девушек прошли реабилитацию в нашем центре.

- В чем основной смысл вашей программы?

Прежде всего, ребята оставляют прежний образ жизни, друзей, знакомых - уезжают на базу, которая расположена за городом Березовским. На ней строгий распорядок дня: работа, занятия спортом, чтение духовной литературы, работа с психологом и встречи со священником. Ведь проблема наркомании - не физическая зависимость, а психологическая, душевная, и лечить, прежде всего, нужно душу человека.

- А если за помощью обратится человек с ВИЧ-инфекцией?

В нашем центре проходили реабилитацию двое ребят, зараженных этим вирусом.

- Были ли побеги из вашего центра?

Слово «побег» предполагает «заключение», и в этом смысле побегов не было. Ребята, приезжая на базу, уже принимают решение отказаться от праздной жизни и стараются быть честными перед самими собой. Бывали случаи, когда ребята уходили с базы, но от себя-то не уйдешь и, «погуляв» некоторое время, они возвращались.

- Сколько мест в вашем центре?

Пока десять. Этого, конечно, очень мало, и поэтому сейчас ведутся работы по обустройству второго подобного центра примерно на 30 мест. Кстати, одним из пунктов программы реабилитации стоит «социальная помощь, трудоустройство». И ребята, прожившие полгода на базе, устраиваются на рабочие места в городе Екатеринбурге и в том числе могут остаться помогать в центре.

- А помощь вами оказывается платная?
- К сожалению, да, так как организация общественная. Из-за этого содержание, кормление, транспортировка сотрудников и ребят с наркозависимостью осуществляется на общественные деньги, то есть без какого-либо участия государственных и административных структур города.

- Конкретная сумма?

Порядка трех-четырех тысяч рублей в месяц.

- Вы что-нибудь слышали о методике Шичко, где наркоман должен записывать свои мысли, ошибки, срывы в специальном личном дневнике?

Да, я слышал об этом, но мы не применяем ее в своей работе. В Церкви есть гораздо более эффективный способ внутреннего самоанализа - таинство исповеди. Принципы схожи. Но живое слово священника, сказанное лицом к лицу, более действенно, чем пометки и советы на полях дневника.

- Как в вашем центре снимают ломку?

Мне кажется, исходя из опыта работы с ребятами, понятие «ломка» - это в большей степени стереотип мышления. Мы даже специальную формулировку вывели: “Сила ломки обратно пропорциональна расстоянию до Цыганского поселка”, или проще: “Чем дальше в лес - тем меньше ломка”. Когда ты дома лежишь на диване - ноги в потолок, окруженный друзьями, родителями - тебя начинает ломать. Тебя пожалеют, поддержат. Но когда ты отправляешься на базу, ломаться не перед кем, нужно работать, как все, заниматься спортом, и это, честное слово, не ломает ребят.

- Среди организаций, борющихся с наркотиками, есть такие, которые используют программу «Нарконон». Что вы можете сказать по этому поводу?

Эта программа разработана тоталитарной сектой - сайентологией, которая запрещена во многих странах. Стоит ли освобождаться от наркомании таким образом, чтобы попасть в еще большую зависимость - от секты? Программа же «Нарконон» была запрещена министром здравоохранения Царегородцевым (приказ № 254 от 19 июня 1996 года) для использования в медицине и здравоохранении как опасная для здоровья. Я надеюсь на благоразумие и трезвость властей в этом вопросе.

- Как вы считаете, почему в Свердловской области столько наркоманов?

Эта проблема существует по всей России. Объяснение простое. Раньше люди жили чаяниями «светлого будущего». Эта вера ушла, но ведь “свято место пусто не бывает». Душа не может быть пустой. Если в душе нет веры в Бога, то человек эту пустоту, эту духовную жажду начинает утолять суррогатами, в том числе и наркотиком.

- Как можно решить эту проблему?

Поймите, наркотик нельзя вылечить (врачи со мной согласятся), его можно только вытеснить из души чем-то более сильным, светлым, истинным. Нашим ребятам мы предлагаем тысячелетний опыт миллионов людей - опыт святых.

- Но согласитесь, что православию присуща некоторая догматичность.

Совершенно верно. И не нужно этого бояться. Догматы (ограничения), действительно предполагают границы. На что? Отнюдь не на свободу мысли, творчества; нет, на свободу фантазии. Нельзя фантазировать о Боге, придумывать свою веру, свои духовные законы. Очень часто мы наступаем на одни и те же грабли, то есть при появлении какой-либо проблемы забываем об опыте буквально нескольких столетий. За время существования православия опыт накоплен просто колоссальный. Ведь все наши святые - это люди, не лунатики, не пришельцы из космоса, это те, кто в жизни преодолели какую-либо проблему. Их опыт мы и используем.

- Есть ли какая-то альтернатива православию в решении проблемы наркомании?

Наверное, есть, но я не слышал о существовании каких-либо центров, где реабилитация проводится с помощью традиционных для России религий. Тоталитарные же секты я считать альтернативой просто не могу.

- Очень часто родители обвиняют школу, государство в том, что их дети стали наркоманами.

Я вам приведу наши наблюдения. Более всего наркоманов выходит из неблагополучных, неполных семей, где нет отца или он отстранен от воспитания детей. В первую очередь ответственность лежит на родителях, хотя и школа сейчас утратила свою воспитательную функцию. И на уровне государства необходимо изменить отношение к этой проблеме. Можно же, наверное, ввести соответствующие законы и проконтролировать их исполнение. На всероссийском уровне ввести профилактику. Ведь предотвратить болезнь гораздо легче и дешевле, чем ее лечить.

У меня есть небольшой положительный опыт чтения лекций по наркомании в УрГУПСе. Благо, что администрация идет навстречу. Больше сорока групп студентов прошли профилактику. Почему бы такой опыт не распространить на другие вузы и школы?

- Какие будут у вас прогнозы о наркомании на ближайшее время?

Если государство, правительство озаботятся всерьез этой проблемой, и, прежде всего проблемой бездуховности, безнравственности и свободы от совести, то достаточно скоро, я в этом убежден, наркомания пойдет на спад. Без участия государственной власти трудно и представить, до каких масштабов это может разрастись.

Бесплатные консультации проводятся каждую пятницу с 14 до 18 часов в помещении храма Целителя Пантелеимона. Адрес: Сибирский тракт, 8 км. Автобусы: 1, 31, 32, ост. «Психобольница». Телефон: 24–98–89.

Церковь и медицина

Он здесь, вот здесь сидит у меня в голове!» - неестественно визгливый крик заполняет помещение. - А сейчас начал перемещаться через горло в сторону сердца! Что же мне делать?! Я погибаю! Молоденькая девушка с растрепанными волосами рвется из рук матери.

Братиям нашим, в узах заточенным

В 1998 году в Верхотурской исправительной колонии общего режима ИК-53 по инициативе православного христианина Валерия Головкина была организована православная группа милосердия для помощи сиротским домам и детприютам.

Читайте «Православную газету»


Подписной индекс: 32475

error: Content is protected !!