Как добиться успеха в спорте детям-инвалидам? Обычный герой. «Для детей-инвалидов спорт — это возможность вырваться

Больницы - это достаточно частое «развлечение» мам детей-инвалидов. Но в первый раз мне почему-то было сложно собраться на плановую операцию. У меня возникло такое количество вопросов, на которые ответ получить было невозможно, что я просто растерялась. В той бумажке, которая называется «вызовом» были перечислены необходимые справки и анализы, но о…

Утвержден перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2019 год

Пенсии детям-инвалидам повысят в России в апреле 2019 года

Профессиональное выгорание врачей приняло в США характер национальной проблемы

Ученые заявили о связи между вирусом герпеса и болезнью Альцгеймера

Как подготовиться к МРТ

Могут ли воспалительные заболевания кишечника повлиять на ваш мозг

Многие люди с ВЗК испытывают некоторые когнитивные нарушения, и новейшие исследования объясняют причины этого. Большинству людей подходят занятия, которые помогают поддерживать столь же высокий уровень когнитивной деятельности. То, что происходит в кишечнике, действительно может повлиять на ваш мозг. Исследования, опубликованные в августе 2016 года…

Непредвиденные ситуации случаются с каждым, и несчастный случай может произойти где угодно. Именно поэтому проблема инвалидности сейчас стоит очень остро. Эти слова подтверждает официальная статистика Всемирной организации здравоохранения: на каждые 100 человек – 10 имеют инвалидность. К сожалению, эта ситуация не двигается в сторону положительных изменений. Для человека, оказавшегося в такой тяжелой жизненной ситуации, крайне важно адаптироваться к новым реалиям, хоть это и трудно, поскольку он становится практически маргиналом и находится на стыке двух образов жизни. Новый социальный статус заставляет человека сильно меняться, поскольку зачастую инвалидность приобретают уже в зрелом возрасте, когда есть какие-то привычки, от которых приходится избавляться, заменяя их на более подходящие новообразованному социальному положению.

Адаптация требует от человека колоссальных усилий, однако и общество тут играет не меньшую роль — как в организации жизни человека с ограниченными возможностями в общем, так и в области спорта. Последнее — важный социальный институт, который помогает развить новые навыки для повышения качества жизни и удовлетворить общественные потребности в общении и самореализации.

Для всего этого стали подстраивать физическую культуру и начали появляться адаптивные виды спорта. На данный момент, спорт для людей с инвалидностью широко развит и, подобно обычному, он имеет классификации, направления, федерации, как локальные, так и глобальные, чемпионаты, имеющие и международный статус, а также свои олимпиады, называемые Паралимпийские игры.

Направления определяются по виду инвалидности:

Люди с врожденными или приобретенными ампутациями конечностей и повреждениями спинного мозга;
Люди с церебральным параличом;
Лица с частичной и полной потерей зрения;
Люди с особенностью ментального развития;

Также есть несколько разновидностей соревнований адаптивного спорта:

Паралимпийское движение.
Специальное олимпийское движение.

Но наибольшую популярность сейчас приобрели именно Паралимпийские игры. Это объясняется тем, что используется традиционная модель соревнований, которая понятна большинству жителей любой страны. Также, благодаря этому, можно использовать основную теоретическую базу подготовки спортсменов, всего лишь видоизменяя ее, учитывая особенности здоровья. Известность самих видов спорта у широкой общественности и наибольший охват разновидностей патологий тоже способствовали широкому распространению паралимпийского движения по всему миру.

Наши спортсмены успешно выступают на Паралимпийских играх. Яркое доказательство этого — Сочи 2014. Еще одним плюсом проведения таких игр является создание полностью безбарьерной инфраструктуры целого города. Очень радостно, что в нашей стране сейчас начинает меняться отношение к людям, имеющим инвалидность. Для всех они теперь являются полноценными членами общества, которые имеют такие же права и возможности на самореализацию.

Спорт для людей с ограниченными возможностями является даже больше, чем просто возможностью укрепления своего тела. Это прекрасный шанс доказать всем, но в первую очередь самому себе, что какие бы не были проблемы в жизни, даже в самой трудной ситуации можно добиться многого и выйти победителем. Так что занимайтесь спортом, несмотря ни на что!

В новой серии спецпроекта заслуженный тренер РФ Борис Дворников рассказал, как сделать из человека с ограниченными возможностями чемпиона и помочь ему справиться с комплексом неполноценности.

Среди его учеников - четырехкратный паралимпийский чемпион Артем Арефьев, на счету которого несколько золотых и серебряных медалей, и Дарья Гайнетдинова - чемпионка в беге на 3 тысячи метров XXII Сурдлимпийских игр, которые прошли этим летом в Болгарии. Мы могли бы никогда не узнать имена этих ребят, если бы не их тренер. У Артема ДЦП, Дарья - инвалид по слуху. Взять их в группу, а потом тренировать для большого спорта решится не каждый. Борис Геннадьевич Дворников взял. Ему удалось доказать, что спортсмены с инвалидностью могут выступать и побеждать даже на соревнованиях среди здоровых людей.

Мой папа (Геннадий Дворников, первый чемпион из Свердловской области Сурдлимпийских игр, - прим. 66.ru) с детства был инвалидом по слуху. Потом он работал тренером в секции при доме глухих. Я тоже занимался легкой атлетикой и думал: почему слышащие дети могут заниматься с любого возраста в любой секции, а глухих туда просто не возьмут. И решил сам этим заниматься, - рассказывает Борис Геннадьевич.

Мы встретились с ним на спортплощадке Специальной общеобразовательной школы-интерната №126 на окраине Уралмаша. Здесь мы поговорили о том, как спорт может помочь инвалиду преодолеть комплекс неполноценности, каким должен быть хороший тренер и почему вышло так, что на студенческой Универсиаде в Казани за Россию выступали профессиональные спортсмены.

Инвалидов нельзя заставлять заниматься

Я беру всех подряд. Это первый принцип работы с инвалидами. Второе - занятия должны быть ежедневными. При этом я никогда не ругаю, если дети пропускают. Заставлять инвалидов заниматься нельзя. Человек сам должен понять, его это или нет. Третье - сделать так, чтобы ребята полюбили бег. Как человек не может без завтрака, не может без сладкого - должна быть такая же потребность в беге. Потом, когда они уже полюбили бег, когда они все могут, мы начинаем руководствоваться спортивными принципами и тренироваться по-настоящему.

Спорт может помочь инвалидам вырваться из четырех стен и избавиться от комплекса неполноценности. Например, до 14 лет ребятам не разрешают выходить за территорию школы одним. Эти комплексы нужно разрушать. Моих учеников допускают на соревнования среди здоровых. А чем мы хуже их? Главное - найти тот уровень, который будет соответствовать им, чтобы не убить в них желание заниматься дальше. Я всегда говорю: вы боретесь не с ними, а с секундомером. Вам нужно побить свои результаты, свои рекорды. Результат нужно улучшать в борьбе. Не надо соревноваться со слабыми.

Мне говорили: «Что ты с ними возишься, это же никто!». А потом Даша (Гайнетдинова, - прим. 66.ru) становится чемпионом Свердловской области среди здоровых женщин и мужчин в забеге на десять тысяч метров. Она взяла и всех обыграла! Стала чемпионкой Свердловской области среди здоровых, слышащих женщин и мужчин! Когда Артем бежит в забеге со здоровыми, то все здоровые стараются обогнать его. Они не хотят, чтобы их обогнал инвалид. Убегают от него. «Лишь бы меня этот инвалид не достал!» Артем бежит по второму взрослому разряду среди здоровых, а ведь не все студенты по второму разряду бегают. Приходит в забеге в серединке, проигрывая только явным лидерам.

Тренер должен быть хорошим менеджером

Тренер должен быть не только профессионалом, но и хорошим психологом. Должен создать условия для появления спортсмена с большой буквы. У него должны быть средства на экипировку, на сборы и на соревнования. Если тренер не обладает такими возможностями, то спортсмен старается найти такого человека, который сможет ему все это дать. Мне не нравятся спортсмены, которые уходят от своего тренера только потому, что тот не может проявить в полной мере свои менеджерские способности. Такие спортсмены могут предать своего тренера в любую минуту.

Результаты наших спортсменов на соревнованиях снижают такие вещи, как отсутствие хорошего зала или экипировки. В 80-х годах была проблема у общества глухих. У них не было денег, чтобы арендовать стадион. Теперь эти вопросы решены. Система наладилась. Мы стали посещать стадионы, и у нас появились результаты.

«Меня постоянно напрягали наши врачи. Они уверены: если у тебя детский церебральный паралич, то бегать нельзя. Мне говорили: «Когда ты бегаешь, на тебя действуют определенные вибрационные нагрузки, они противопоказаны больным ДЦП». Но мы на своем примере доказываем обратное», - рассказывал Артем Арефьев в интервью Порталу 66.ru в январе этого года .

Тренер должен сделать так, чтобы спортсмен ему поверил. Для этого нужно работать и знать его сильные и слабые стороны. Где-то похвалить, где-то, наоборот, пожурить. Ребята не в каждом соревновании устанавливают рекорды. После неудачного выступления я говорю, что мы потом встретимся, поговорим, один на один. Сколько у того же Артема Арефьева было неудачных стартов! Он тоже переживает, волнуется. Мы потом ходим с ним и болтаем о том о сем, о жизни. Как купить квартиру, как решать примеры, как питаться, как ухаживать за девушкой. Многие из них ведь даже этого не знают. Нужно переживать вместе с ними все их праздники, неудачи и радости. Если думать только о том, как достать кроссовки, купить билет, прийти почикать секундомером - это уже не тренер.

В России не развит студенческий спорт

Мне не кажется странным, что в играх Универсиады в Казани от нашей страны участвовали профессиональные спортсмены. Скоро большой спорт для них закончится. Каждый начинает искать себя, они поступают в университеты, чтобы потом найти работу. Если это спортсмен с большой буквы, но еще к тому же и учится, то почему нет? Другое дело, если тебя подставили. Мол, ты олимпийский чемпион - мы тебе сейчас дадим зачетку, зачислим задним числом, лишь бы нам потом отчитаться по количеству медалей и сказать, что у нас великая страна.

В России студенческий спорт пока не развит. Когда спортсмену исполняется 17–18 лет, он должен уйти из детской спортивной школы, но идти ему некуда. Наша проблема в том, что мы готовим спортсменов до 18 лет, а потом они никому не нужны. Что делать? Мы теряем талантливых спортсменов. Раньше при университетах были свои спортклубы. Мы готовили детей для них. В некоторых вузах даже два-три места давали для способных спортсменов, чтобы они могли учиться и защищать честь университета. Сейчас спортклуб есть только в УПИ.


Спортивные комплексы, стадионы и любые другие объекты общественного значения должны быть доступны для посещения всем желающим. Категории спортивных учреждений включены в программу Доступная Среда - и это обязывает руководство таких объектов адаптировать инфраструктуру здания и территории для инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Это означает, что руководству таких учреждений необходимо устранить все барьеры и обеспечить доступ людей, имеющих ограничения возможностей по зрению, слуху, а также людей, испытывающих трудности в передвижении или прикованных к инвалидному креслу.

Адаптация территории: с чего начать?

Задача организации доступной среды внутри здания и на прилегающей к нему территории может представлять массу сложных нюансов. Инструкции и нормативы, которые могли бы помочь в решении этой задачи, программой Доступная Среда не предусмотрены. В условиях, когда руководства «к действию» нет, а здание имеет свои технические особенности, которые нужно учитывать при адаптации – руководству учреждения приходится разрабатывать план мероприятий самостоятельно. Чтобы было проще разобраться во всех тонкостях, мы подготовили для вас несколько рекомендаций.

Прежде всего, при разработке списка оборудования для адаптации важно учитывать все препятствия и барьеры, с которыми может столкнуться посетитель. Во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.

Примерный список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для спортивных учреждений по программе Доступная Среда, включает:

  • подъемные платформы для инвалидов (для перемещения по лестницам и преодоления перепадов высот);
  • травмобезопасные перила и пандусы со специальным нескользящим покрытием;
  • тактильная плитка и система навигации (таблички, мнемосхемы и т.д.);
  • оборудование для доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
  • специальные места парковки для инвалидов;
  • кнопки вызова в местах, где может потребоваться помощь оператора.

Если вам предстоит реализовать мероприятия по адаптации общественного спортивного объекта, на приведенный список оборудования объекта можно уверенно опираться.

Адаптация спортивных объектов: на что обратить внимание?

Комплексные меры по адаптации объектов – это не только устранение барьеров и препятствий. Особое внимание важно уделить вопросам комфорта и безопасности. Мы рекомендуем проработать несколько важных нюансов:

  • территории для зрителей . Люди с инвалидностью по зрению могут передвигать по территории с собакой-поводырем. Для нее должна быть оборудована специальная зона выгула собак.
  • трибуны . Помимо звуковой трансляции информации для зрителей также должны быть размещены дисплеи с текстовыми сообщениями;
  • для ориентации лиц с полной потерей зрения и слабовидящих . Тактильные полосы помогут людям легче ориентироваться и увереннее себя чувствовать. В дополнение к тактильным системам обязательно должны быть установлены прочные поручни;
  • бассейны и ванны . Для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в мелкой части ванны бассейна следует установить пологую лестницу. Для инвалидов-колясочников требуется специальный подъемник для бассейнов. Края ванны бассейна по всему периметру должны быть выделены контрастной полосой;
  • залы для занятий слепых . Поручни, крепежные детали оборудования, регуляторов, электрических выключателей и прочие элементы должны заглубляться или устанавливаться заподлицо с поверхностью стен;
  • проходы . Дверные проемы должны быть не менее 1,2м по ширине для свободного доступа спортсменов на креслах-колясках.
error: Content is protected !!