Вседневная (будничная) утреня. Утреня вечером, или кое-что об особенностях церковного устава

Схемы

служб всех разрядов:

простой, шестеричной,

заупокойного богослужения

печатается


г. Тобольск, 1998 год.

Последование вечерни
Священник
Чтец с непокрытой головой
МИРНАЯ ЕКТЕНИЯ
Диакон Малая ектения
Хор
Чтец
Хор
Хор "Свете тихий"
Диакон Прокимен
Чтец "Сподоби Господи..."
Диакон Просительная ектения
Хор
Чтец
Хор
Диакон Сугубая ектения:
Диакон "Премудрость"
Хор «Владыко благослови»
Священник «Сый благословен...»
Хор "Аминь". "Утверди Боже..."

Последование утрени

Священник
Хор Аминь.
Чтец Шестопсалмие
Диакон
Хор
Чтец Кафизма по уставу.
Чтец
Хор
Чтец
Чтец
Чтец
Хор
Малая ектения
Чтец
Чтец
Диакон Просительная ектения
Хор
Чтец
Хор
Диакон Сугубая ектения
Диакон "Премудрость"
Хор "Благослови"
Священник "Сый благословен Бог наш"
Хор "Аминь ". "Утверди Боже..."
Чтец 1-й Час.
Священник
Хор

Последование Шестеричной службы.

Шестеричная служба от вседневной отличается тем, что на вечерни стихиры на «Господи воззвах» все берутся из Минеи (6 стихир), а на утрени опускаются Мученичны – ина седальнах и на каноне.

Первый Канон читается из Октоиха без мученичных с ирмосом на 4,.

Второй Канон – из Октоиха на 4.

Третий Канон – из Минеи на 6.

примечание. На Шестеричной службе в Минеи могут оказаться стихиры на хвалитех. В таком случае, они читаются со стихами с отметки на 4. После Богородична «Тебе слава подобает...» не читается, а сразу читается «Слава Тебе показавшему нам свет...» и вседневное славословие.

Последование Славословной службы.

Вся служба совершается по Минеи, кроме канона. Канон берётся из Октоиха и Минеи.

Славословная служба до пения стихир на хвалитех по схеме ничем не отличается от Шестеричной.

Особенноси Славословной службы на Вечерни

1. . На «Господи воззвах» на "и ныне" поется Богородичен (догматик) из 1 приложения Минеи по гласу «Славы».

2. Крестобогородичны на славословной службе не употребляются.

3. Стихиры на стиховне берутся из Минеи, с припевами святого указанного в Минеи. "Слава" минеи, "и ныне" наряду или II приложение минеи.

На утрени.

1. На Бог Господь на «И ныне» поется Богородичен воскресный из 3 приложения Минеи по гласу «Славы» или тропаря.

2. После кафизм положена Малая ектенья «Паки и паки», возглас Священника – «Яко твоя держава...».

3. Седальны Святому берутся из Минеи.

4. Канон читается: 1-й из Октоиха с ирмосом на 4, без мученичных,

2-ой из Октоиха на 4,

3-й из Минеи на 6.

Катавасия праздничная по каждой песни.

5. По 9-й песеи «Достойно есть» не поется, после катавасии сразу Малая ектенья.

6.Эксапостиларий Октоиха, «Слава» Светилен из Минеи, «И ныне» Богородичен на ряду из Минеи.

Хор Стихиры на Хвалитех Святому из Минеи, на «И ныне» Богородичен на ряду (или из 2-го приложения) на «И ныне» отверзаются Царские врата.
Священник «Слава тебе показавшему нам свет...»
Хор Великое славословие Тропарь Святому, "Слава, и ныне"– Богородичен воскресен из 3-го приложения по гласу тропаря.
Диакон Сугубая ектения
Диакон Просительная ектения
Диакон "Премудрость"
Хор "Благослови"
Священник Сый благословен
Хор "Аминь". Утверди Боже.
Священник Пресвятая Богородице спаси нас.
Хор «Честнейшую Херувим...»
Священник Слава Тебе Христе Боже упование наше слава Тебе.
Хор Слава и ныне. Господи помилуй 3 раза. Благослови.
Священник Отпуст(полный).
Хор «Многолетие» «Великого Господина…»
Чтец 1-й Час.

На Литургии.

Поются изобразительные

по входе - тропари: "Апостоли, мученицы…"

"Помяни Господи…"

"Слава" , кондак "Со святыми упокой…"

"И ныне", богородичен "Тебе и стену и пристанище имамы…"

Прокимен, Апостол, Евангелие, Аллилуарий и причастен - рядовой и заупокойный.


Особенности богослужения в субботу
2, 3 и 4 седмиц Великого Поста.

Вечерня

Вечерня совершается утром в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров, по великопостному чину.

Вечером совершается Великое повечерие и заупокойная Утреня.

Великое повечерие читается поскору, без покионов.

По 1-ом Трисвятом читаются тропари:

"Апостоли, мученицы и пророцы…"

"Слава" – "Помяни, Господи…"

"И ныне" – "Мати Святая…"

По 2-ом Трисвятом:

наряду "Помилуй нас, Господи…" и т.д.

По Вседневном славословии читается канон усопшим настоящего гласа, напечатанный в Октоихе в последовании утрени.

По 3-ем Трисвятом:

Кондак: "Со святыми упокой…"

В конце Малый отпуст (а не молитва "Владыко Многомилостиве…") и обычный чин прощения.

Утреня.

Утреня начинается с двухпсалмия (в практике без двухпсалмия, сразу с возгласа "Слава Святей и Единосущней и Нераздельней…").

Утреня совершается по 49 гл. Типикона: "В субботу 2-ю постов на утрени". Эта служба во всём схожа с заупокойной службой, совершаемой по 13 гл. Типикона. Отличается она только лишь чтением канона, т.к. из Триоди полагается петь четверопесницы (по 6, 7, 8 и 9 песни).

Канон читается следующим образом:

В храме Господском и Богородицы:

Канон храма с ирмосом на 6.

Св. из Минеи на 4.

Начинается с 6 песни, канон храма оставляется и поётся сначала канон св. из Минеи, а потом четверопесцы из Триоди.

В храме святого:

Св. из Минеи с ирмосом на 6.

Св. храма на 4.

Начиная с 6 песни, канон храма оставляется и поётся сначала канон Минеи, а затем четверопесцы.


Заупокойное богослужение
в субботы Мясопустную и Троицкую.

По своему построению и схеме эти службы мало чем отличаются от обычного заупокойного богомлужения, совершаемого по 13 гл. Типикона.

Устав о совершении данных служб находятся в 49 гл. Типикона, стр. 394 на обороте.

Сравнивая эти службы с заупокойной службой, совершаемой по 13 гл. Типикона, можно отметить следующие характерные отличия:

I. На "Господи воззвах" на "Слава" – поётся стихира 8 гл.: "Плачу и рыдаю…".

II. Вместо дневного прокимна диакон произносит "Аллилуия, аллилуия, аллилуия", гл. 8 со стихами

1) "Блажени, яже избрал и приял еси Господи". "Память их в род и род" (два стиха вместе)

2) "Души их во благих водворятся"

Хор: 3х3 поёт Аллилуия.

III. По "Ныне отпущаеши…" на вечерни и по "Благо есть" на утрени поётся тропарь 8 гл.

"Глубиною мудрости…"

IV. Вместо "Бог Господь" тк же поётся аллилуия 8 гл.

Тропарь "Глубиною мудрости…" 2-жды

"Слава, и ныне", "Тебе и стену, и пристанище…"

V. Чтение канона:

1) Канон храма (Господского или Богородицы или святого) с ирмосом на 6.

2) Канон Триоди на 8.

К тропарям канона Триоди – припев: "Покой, Господи, души усопших раб Твоих". Поётся обязательно и 2-ая песнь на ряду в Триоди. Катавасия Триоди по каждой песни "Песнь возлием людие…". "Достойно есть" не поётся.

На практике чаще всего читается только канон Триоди. Ирмосы бывают обычные заупокойные 6 гл.: "Яко по суху пешествовав Израиль…" (находятся в воскресной службы 6-го гл.). Как правило канон читают священнослужители на середине храма. Припевы "Покой, Господи, души…" поёт хор. Священнослужители заходят в алтарь после прочтения светильна с богородичным из Триоди. (Всё время от выхода из алтаря по 16 кафизме и до чтения светильна они находятся на середине храма).

VI. На часах тр.: "Глубиною мудрости…"

По трисвятом кондак: "Со святыми упокой…"

VII. Тропари на Литургии:

"Глубиною мудрости…", "Слава" – "Со святыми упокой…", "И ныне" – "Тебе и стену, и пристанище…"

Прокимен один заупокойный,чтение два по Типикону.

VIII. В Троицкую родительскую субботу вместо "Видехом свет истинный…" поётся тропарь "Глубиною мудрости…"


На литии

(благословение на каждение диаконы берут с Горнего места перед выходом духовенства на середину)

В Алтаре каждение не совершается

а) Иконостас (правая и левая части)

б) Икона на аналое, посреди храма

в) Предстоятеля и предстоящих (с середины храма)

г) Клиросы и народ (с амвона)

д) Царские врата и местные иконы

е) Иконы на аналое

ж) Предстоятеля

Схемы

служб всех разрядов:

простой, шестеричной,

славословной, полиелейной, всенощного бдения и

заупокойного богослужения

печатается

по благословению преосвященного димитрия

епископа тобольского и тюменского,

ректора тобольской духовной семинарии


Последование вседневной службы...................................................... 3

Последование шестеричной службы.................................................... 7

Последование славословной службы................................................... 7

Последование полиелейной службы.................................................... 9

Последование всенощного бдения.......................................................12

Порядок соединения всенощного бдения со службами святым всех

разрядов................................................................................................... 16

Заупокойное богослужение (Парастас) ................................................ 17

Особенности богослужения в субботу 2, 3 и 4 седмиц Великого

Поста........................................................................................................ …..20

Заупокойное богослужение в субботы Мясопустную и Троицкую..... .21

Порядок каждения на Всенощном бдении и на Литургии.................. ..22

Схемы подготовил преподаватель Тобольской Духовной Семинарии игумен Фотий (Евтихеев)

г. Тобольск, 1998 год.

Последование вседневной службы

Священно-­ и церковнослужители Последование вечерни
Священник Священник, по окончании 9 часа, облачившись в фелонь, открыв завесу, выходит из алтаря, становится перед Царскими Вратами, после трех поклонов, возглашает "Благословен Бог наш…"
Чтец "Аминь". "Придите поклонимся…" – 3 раза. ПСАЛОМ 103. "Слава; И ныне". "Аллилуйя" – 3 раза. Во время чтения 103 псалма священник перед Царскими Вратами, с непокрытой головой , тайно читает 7 святильничных молитв.
МИРНАЯ ЕКТЕНИЯ
Кафизма(начинается сразу без пения "Господи, помилуй")
Диакон Малая ектения
Хор "Господи, воззвах...". "Да исправится молитва моя..."
Чтец «Положи Господи устом моим...», до стихир на 6.(Аще беззаконие назриши).
Хор Стихиры на 6 (3 Октоиха и 3 Минеи) (после стиха "Аще беззакония назриши..."). Примечание. Если 2 святых, то стихиры только из Минеи. «Слава» - стихира святому (если есть) «И ныне» - Богородичен по гласу славы из 2-го приложения Минеи. Если нет на «Славу» Святому, то "Слава и ныне" Богородичен по гласу стихир, по вторникам и по четвергам вечером Крестобогородичен.
Хор "Свете тихий"
Диакон Прокимен
Чтец "Сподоби Господи..."
Диакон Просительная ектения
Хор Стихиры на стиховне. Стихи к стихирам из часослова. «Слава»: Святого (если есть), «И ныне»: Богородичен из 2-го приложения по гласу «Славы». В среду и пяток Крестобогородичен.
Чтец "Ныне отпущаеши...", Трисвятое по "Отче наш..."
Хор Тропарь Святому из Минеи "Слава и ныне": Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря Святому. Примечание:Если два святых, то: тропарь 1 святому, «Слава...» тропарь 2-му святому, «И ныне...»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу славы.
Диакон Сугубая ектения:
Диакон "Премудрость"
Хор «Владыко благослови»
Священник «Сый благословен...»
Хор "Аминь". "Утверди Боже..."

Последование утрени

Священник "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков". (Этот возглас священник говорит перед престолом, облачившись в Фелонь, и делая крест кадилом).
Хор Аминь.
Чтец Шестопсалмие
Диакон Мирная ектения. «Бог Господь»
Хор "Тропарь святому" (2 раза) "Слава, и ныне": Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря. Примечание. Если два святых, то тропарь 1 святому (2 раза), «Слава.»: тропарь 2-му святому, «И ныне...»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу «Славы».
Чтец Кафизма по уставу.
Чтец "Господи помилуй" (3 раза), Седальны Октоиха.
Хор "Господи помилуй" (3 раза), «Слава...»
Чтец Канон в будни полагается 3 канона: два из Октоиха, один из Минеи Святому. Если два канона в Минеи, то один канон из Октоиха опускается. На вседневной утрени катавасия поется по 3, 6, 8, 9 песни. За катавасию идёт ирмос последнего канона.
Чтец По 3-й песне Седален Святому из Минеи; если 2 святых, то Седальну Святому предшествует кондак и икос 2-му святому.
Чтец По 6-й песне Кондак (икос, если он имеется)
Хор Катавасия по 9-й песни, и сразу: "Достойно есть".
Малая ектения
Чтец Эксапостиларий (или эксапостиларий и светителен). (Эксапостила­рий в конце Ок­тоиха на ряду. Светите­лен в Минеи)
Чтец Хвалитные псалмы: "Хвалите Господа с небес" и вседневное славословие
Диакон Просительная ектения
Хор Стихиры на стиховне. «Славаи и ныне...»: Богородичен на ряду. Примечание. Если на «Славе» есть стихиры Святому то на «И ныне» Богородичен из 2-го приложения (по гласу Славы).
Чтец "Благо есть" Трисвятое по "Отче наш"
Хор Тропарь Святому, на "Слава, и ныне"– Богородичен. Примечание. Если 2 Святых, то тропарь Святому, «Слава...» тропарь 2-му Святому, «И ныне» Богородичен"в конец утрени" из 4-го приложения Минеи или по часослову.
Диакон Сугубая ектения
Диакон "Премудрость"
Хор "Благослови"
Священник "Сый благословен Бог наш"
Хор "Аминь ". "Утверди Боже..."
Чтец 1-й Час.
Священник Полный отпуст (при славословной службе и выше, отпуст после 1-го часа бывает малый, т.к. полный произносится после утрени)
Хор Многолетие (после Малого отпуста Господи помилуй (3 раза)). «Утверждение на Тя надеющися...»

Что такое Устав и как он развивался? Откуда появились всенощные бдения? В чем смысл вечерни? Зачем мы поем на вечерне «Ныне отпущаеши»? Это вопросы, ответам на которые было посвящено занятие.

Аудиозапись занятия

Что такое Устав?

Устав (или Типикон ) - это своего рода «методические материалы» к составлению службы. В нем содержатся указания, как должны быть совершаемы службы в разные периоды в течение года. Поскольку современный Устав ориентирован на монастырское богослужение и жизнь, то в нем содержится множество предписаний о жизни в монастыре. Когда мы говорим «поститься по монастырскому уставу», это значит, что мы имеем в виду предписания Типикона в отношении поста, т.е. мы постимся соответственно этим предписаниям.

Современный Устав формировался в течение довольно долгого исторического периода. На развитие нашего Устава повлияли целых три разных греческих Устава - Устав Великой Церкви (Св. Софии в Константинополе), Алексиево-Студийский Устав (Устав Студийского монастыря в Константинополе в редакции патриарха Константинопольского Алексия (1025-1043)) и Иерусалимский Устав (Устав лавры преподобного Саввы Освященного вблизи Иерусалима).

Устав Великой Церкви, который также называют Уставом песенных последований , отличался особой торжественностью совершению служб, был ориентирован на большое количество духовенства и народа. Характерным для богослужений по Уставу Великой Церкви было совершение крестных ходов и торжественных входов на вечерне и на утрене, наличие хоров из профессиональных певчих и преобладание пения над чтением (отсюда название «Устав песенных последований»). Именно богослужение по этому Уставу могли увидеть послы князя Владимира, приехавшие в Константинополь по легенде о выборе веры. Оно поразило их своей красотой и было заимствовано для соборно-приходского богослужения на Руси.

Около 1065 года преподобный Феодосий Печерский привозит Алексиево-Студийский Устав для своего монастыря, и он становится Уставом также других русских обителей. В XIV - XV веке у нас появляется еще один Устав - Иерусалимский. Он медленно входит в употребление и в монастырях, и в приходских храмах, происходит соединение всех трех Уставов. В современном богослужении сохранились элементы каждого из них. Об этом поговорим позже.

Как появились всенощные?

Главное отличие Студийского Устава от Иерусалимского в том, что в первом нет всенощных бдений (т.е. последовательности служб, соединенных друг с другом, которые служились ночью). Все службы по Студийскому Уставу служились отдельно друг от друга в положенное время. Это было связано с тем, что монахи в Студийском монастыре жили на одной территории и имели возможность быть на каждой службе. Иерусалимская лавра преп. Саввы Освященного представляла собой несколько другой тип монастыря: в нем был центральный храм, а монахи жили в отдельных кельях и пещерах, разбросанных на большом расстоянии друг от друга и от храма. Обычно они совершали все суточные службы у себя в келье, а на Божественную литургию в воскресенье или в праздник шли в храм. Чтобы добраться до храма, нужно было потратить немало часов и пропустить некоторые службы. Поэтому, когда монахи собирались в храме, они служили все пропущенные службы, соединяя их друг с другом, так что за одной сразу же следовала другая. Обычно в храм они приходили ближе к ночи, поэтому и все пропущенные службы были ночью, затем под утро служилась утреня и затем литургия, ради которой они собирались.

Всенощные бдения приходят на Русь вместе с Иерусалимским Уставом. Современные всенощные бдения состоят из вечерни, утрени и первого часа , соединенных друг с другом. Служатся они накануне воскресных дней, двунадесятых и других великих праздников, когда по Уставу положено всенощное бдение. На этом занятии мы остановимся на разборе чинопоследования вечерни - первой части всенощного бдения.

Какие вечерни бывают?

В Уставе Русской Православной Церкви существует три вида вечерни: малая, вседневная и великая . Вседневная вечерня бывает в будние дни, она короче великой вечерни , которая служится отдельно в праздник великим святым или в составе всенощного бдения под воскресный день или двунадесятый праздник. На вседневной вечерне большая часть песнопений читается, чем поется, от этого она менее праздничная. Малая вечерня по Уставу должна служиться до захода солнца перед всенощным бдением под воскресный день или великий праздник. Этого вида вечерне нет в греческой церкви, она - русское изобретение, вытекшее из исторической необходимости. Когда на Руси появились всенощные бдения, в приходских храмах их стали сокращать, притом не так, как это делают сейчас, т.е. утреню переносят на вечер накануне, соединяя с вечерней, а наоборот, вечерню переносили на более позднее, почти ночное время, чтобы утреня закончилась, как ей и полагается, с рассветом. От этого вечернее, закатное, время оставалось неосвященным молитвой: от трех часов дня (девятый час) до ночи в приходских храмах не оставалось никакой службы. Тогда была создана малая вечерня - более краткая по сравнению со вседневной.

Схема великой вечерни:

1. Предначинательный псалом (103-ий). Светильничные молитвы священника.

2. Великая ектения («Миром Господу помолимся…»)

3. Кафизма «Блажен муж».

4. Стихиры на «Господи, воззвах». Вход с кадилом.

5. «Свете Тихий».

6. Прокимен.

7. Сугубая ектения («Рцем вси от всея души…»).

8. «Сподоби, Господи».

9. Просительная ектения («Исполним вечернюю молитву нашу…»)

10. Стихиры на стиховне

11. Песнь прав. Симеона Богоприимца («Ныне отпущаеши»)

12. Молитвы с Трисвятого по Отче наш. Тропарь праздника.

13. Псалом 33.

Самая древняя часть вечерни

Вечернее православное богослужение берет свое начало в богослужении иудейского Иерусалимского храма. Большинство первых христиан были из иудеев, и они естественным образом сохранили некоторые храмовые традиции даже после разрушения Храма в 70 году после Рождества Христова. Одной из таких традиций было возжжение светильника в вечернее время . Сам Господь предписывал иудеям совершать этот обряд (Исх. 30,8; Лев. 24, 1-4). Христиане, сохраняя его, придают ему новый смысл: зажженный светильник, вносимый в собрание, был напоминанием о Христе, Свете миру (Ин. 8, 12), «Свете истинном, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1, 9). Зажженный светильник - символ Христа, он напоминал собравшимся, что среди них пребывает Христос, как Он говорил о двоих или троих, собранных во имя Его (Мф. 18, 20). Именно светильнику были адресованы вечерние хвалебные гимны. Среди них было одно из самых древних песнопений (даже святитель Василий Великий в IV веке называл его древним)- «Свете тихий» , которое поется на современной вечерне после входа с кадилом .

Вечерня в древности называлась «светильничным благодарением». Обряд возжжения светильника совершался как в собрании, так и дома, притом насколько эта традиция была крепка, насколько христиане серьезно относились к ней, может свидетельствовать рассказ святителя Григория Нисского о последних минутах жизни своей сестры св. Макрины. «Когда наступил вечер и в комнату внесли огонь, то она широко раскрыла глаза и, смотря на свет, как видно было, старалась прочесть светильничное благодарение την επιλυχνιαν ευχαριστίαν, но так как голос у нее уже пропал, то она выполнила молитву лишь в уме, да движением руки и губ. Когда она кончила благодарение и занесла руку на лицо, чтобы перекреститься, вдруг сильно и глубоко вздохнула. Вместе с молитвой кончилась и ее жизнь… Умирающая женщина — христианка при виде внесенного в ее комнату светильника напрягает последние силы, чтобы прочесть молитву светильничного благодарения. Эта молитва оттягивает ее последний вздох, который наступает вместе с окончанием светильничного благодарения» (Цит. по: Успенский Н.Д. Православная вечерня ).

Тема возжжения светильника отразилась также и на названии священнических молитв, который сейчас читаются тайно в начале вечерни, до входа с кадилом, - «светильничные молитвы» . Их семь, они - наследие Устава песенных последований.

Вход с кадилом в древности был входом со светильником, да и сейчас во время входа впереди всех алтарник несет светильник. Вход этот в древности был входом всего собравшегося духовенства в алтарь (до него в алтарь не входили, и все богослужение совершалось в середине храма). Традиция выносить светильник из алтаря произошла из Иерусалима, из практики вечернего богослужения в храме Воскресения (Гроба Господня). В IV веке во время вечерней службы светильник приносили из Гроба Господня, его зажигали от постоянно горящей там лампады. Алтарь (или точнее престол) - символ Гроба Господня, и из него стали выносить зажженный светильник.

Так, обряд возжжения светильника и до сих пор, пусть и не так явно, остается в центре вечерни. Это еще и начало воспоминания Воплощения Христа, Света истинного, пришедшего в мир.Продолжение его, более определенное, мы находим в конце вечерни в еще одном древнем песнопении, взятом из Евангелия, - «Ныне отпущаеши» , или песни праведного Симеона Богоприимца , которую он воспел в Иерусалимском храме, когда принял из рук Богородицы рожденного Спасителя, воплотившегося Сына Божьего, которого он столько ждал.

Ектении

Великая ектения (от греч. ектения - «протяжное моление»), первая, которую произносят на вечерне и которую еще называют «мирной» по первой строчке «Миром Господу помолимся», как и другие ектении - малая, сугубая и просительная - появилась довольно рано. Уже в IV веке были пространные диаконские моления о разных категориях людей в церкви и вне ее, которые иной раз выслушивались верующими коленопреклоненно.

Малая ектения самая короткая и содержит только одно прошение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Начинается она со слов «Паки и паки (т.е. снова и снова) миром Господу помолимся».

Сугубая ектения начинается с призыва диакона «Рцем вси от всея души и от всего помышления рцем…» («Возгласим все от всей души и от всего помышления нашего возгласим»). Сугубо в переводе с церковно-славянского значит «дважды», но прошение народа «Господи, помилуй» на ней повторяется не два раза, а три, и в точном переводе с греческого название этой ектении было бы «прилежное моление». Термин «сугубая ектения» здесь можно понимать в смысле прошения, произносимого с особым усердием, особой теплотой сердца. В сугубой ектение прошения уже более частные, чем в великой. Например, о спасении, оставлении грехов и других благах для самих молящихся, а также о приносящих пожертвования и творящих добро в храме, в котором произносится эта молитва.

Просительная ектения содержит в себе некоторые другие прошения диакона, чем великая и сугубая: «Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим… Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим… Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим…. Добрых и полезных душам нашим, и мира мiрови у Господа просим… и др.». Изменяется и прошение народа с «Господи, помилуй» на «Подай, Господи».

Наследие древнего иноческого богослужения в современной вечерне

Предначинательный псалом , который поется на великой вечерне (вернее, избранные стихи из него) и читается на вседневной, содержит в себе поэтический пересказ истории творения мира. Он пришел в нашу вечерню с древних монашеских правил псалмопения , которые заменяли монахам торжественное и пышное богослужение приходских храмов. Монахи-отшельники не могли совершать богослужение, ориентированное на соборы с профессиональными хорами, большим количеством духовенства и народа, поэтому они у себя в келье читали нараспев (речитативно) псалмы и наиболее древние произведения церковной поэзии, такие как «Свете Тихий» и другое песнопение вечерни (а также утрени и повечерья) - «Сподоби Господи », молитву с прославлением Бога и прошением о том, чтобы Он сохранил нас в этот вечер (день, ночь) от греха.

Кафизма - это одна из 20 частей Псалтири, библейской книги, на основе которой строилось почти все древнее богослужение. Кафизма «Блажен муж», а вернее избранные стихи из 1-ой кафизмы, называется так по первой строчке первого псалма «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых». Они поются с припевом «Аллилуйя». Это остаток одновременно и иноческих Уставов, и Устава Великой Церкви. Чтение кафизм пришло в наше богослужение из иноческой вечерни, но по характеру исполнения кафизма «Блажен муж» напоминает антифонное пение из богослужения по Уставу песенных последований, когда избранные стихи из псалмов пели с припевом два хора попеременно.

Изменяемые песнопения вечерни: стихиры и тропари

Стихиры на «Господи, воззвах» - тоже наследие песенной вечерни (Устава песенных последований). Здесь стихи псалмов 140, 141, 129 и 116 чередуются со стихирами, произведениями христианского песнотворчества, которые повествуют о событии или прославляют память святого, праздник которого совершается в этот день. Стихиры находятся в Октоихе, Минее и Триоди. Первые два стиха перед стихирами: «Господи, воззвах к Тебе, услышим мя… Да исправится молитва моя…» - это строчки 140 псалма. Псалмы 140, 141 и 129 - второе трехпсалмие вечерни песенных последований. Та вечерня содержала в себе три трехпсалмия (три раза по три псалма, читаемые вместе в начале вечерни, в середине и в конце).

Стихиры на стиховне - еще одни стихиры на вечерне. Они также чередуются со стихами их псалмов и повествуют о празднуемом событии или святом. Начинаются они не со стиха псалма, а с возглашения начала первой стихиры, которую потом хор пропевает полностью.

Тропарь (с греч.: 1) образец, 2) победный знак, трофей) - древнейшее христианское песнопение, первый жанр собственно христианского песнотворчества, в то время как большая часть богослужения состояла из библейских текстов - псалмов, чтений из Ветхого Завета и т.д. Тропарями в древности называли и стихиры. Сейчас тропарь - главное песнопение праздника, повествующее о его смысле и прославляющее его. Тропари поются также на всех службах суточного круга. Если в один день совпадает два или три праздника, поются два или три тропаря соответственно.

Прокимен и паремии

Прокимен (от греч. «предлежащий»), следующий за «Свете Тихий», - это несколько строк из псалма, которые поются перед чтением Священного Писания (на вечерне чаще всего из Ветхого Завета). Такие отрывки из Писания называются паремиями и содержат в себе прообразы празднуемого события. Например, в отрывках на Богородичные праздники повествуется о неопалимой купине (прообраз Богородицы, принявшая в Себя Бога, Который есть огонь); о лестнице от земли до неба (Богородица, родившая Христа, соединила земное и небесное); о затворенных вратах на востоке, через которые только Господь Бог пройдет, и они останутся затворенными (о чудесном зачатии Христа и о приснодевстве Богородицы); о доме с семью столпами, который построила себе Премудрость (Богородица Мария, вместив в Себя Бога Слово, стала домом Его).

В отличие от антифонного пения, прокимены пелись и поются ипофонно , т.е. диакон возглашает стих псалма, а народ или хор повторяет его (подпевает; слово «ипофонный» произошел от греческого слова «подпевать»), затем диакон возглашает новый стих, а народ поет первый стих как припев. «Отцы установили, - говорит св. Иоанн Златоуст, - чтобы народ, когда не знал всего псалма, подпевал (ὑπηχεῖν) из псалма стих сильный, заключающий в себе какое-либо высокое учение, и отсюда извлекал потребное наставление» (Цит. по: М. Н. Скабалланович. Толковый Типикон http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgika/skaballanovich_tolkovy_tipikon_07-all.shtml#23 ). В древности в качестве прокименов таким образом пелись целые псалмы.

Откуда произошла лития?

В конце великой вечерни на всенощном бдении по Уставу должна служится лития (с греч. «усердное моление»). Лития берет свое начало в богослужении иерусалимского храма Гроба Господня, когда после вечерни клир и народ выходил к святым местам - в святой сад и к Голгофе - помолится там, вспомнив, что претерпел за нас Господь. И до сих пор по Уставу лития должна служиться вне храма, в притворе. Благословение хлеба, пшеницы, вина и елея на литии произошло из необходимости подкреплять силы молящихся в течение бдения, длящегося всю ночь. Первоначально благословлялись и раздавались только хлеб и вино, как не требующие дополнительного приготовления, елей и пшеница стали благословляться позднее.

Дополнительно об истории вечерни:

1. Протоиерей Александр Мень. Православное богослужение. Таинство, слово и образ («Гл. 2. Вечер в храме»).

2. Кашкин А. Устав православного богослужения («Гл. 4 Виды церковных молитвословий», «Гл. 5 Богослужение книги. П.3. Типикон. Краткая история Типикона»).

3. Успенский Н.Д. Православная вечерня http://www.odinblago.ru/uspensky_vecherna

Чинопоследование вечерни на церковно-славянском с переводом на русский:

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда нет возможности придти в храм на богослужение вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня.

Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига ».

Если литургической темой вечерни является история Ветхого Завета – сотворение мира, грехопадение, чаяние искупления, то утреня – это Новый Завет, явление Мессии.

В случае, когда вседневная утреня служится утром , то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…»

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуия»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной утрени

Шестопсалмие – Ч, неизменяемое

Великая ектения – Сл

«Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, неизменяемое , М, изменяемое

Кафизмы – Пс

Канон – О, М, изменяемое

Хвалитные псалмы – Ч, неизменяемое

Славословие будничное – Ч, неизменяемое

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О, изменяемое

Тропари – М, изменяемое

Сугубая ектения – Сл

Подробная схема вседневной (будничной) утрени

Свящ.: "Слава Святей..."

Шестопсалмие

Ектения великая

"Бог Господь…" со стихами

Тропарь святому Минеи дважды

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому из 4-го приложения Минеи)

* Если служба 2 святым, то: тропарь 1-му святому поется дважды, «Слава…» тропарь 2-му святому, «И ныне…» Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения)

Кафизма рядовая, седальны (Октоиха)

Псалом 50-й

Канон: два канона Октоиха и один канон Минеи

* Если служба двум святым, то : один канон Октоиха и два канона Минеи

Катавасия - ирмосы последнего канона - после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песней

по 3-й песни ектения малая, седален св., Слава, и ныне: Богородичен

по 6-й песни ектения малая, кондак и икос святому Минеи

по 8-й песни "Честнейшую…"

по 9-й песни после катавасии поётся "Достойно есть" (на глас катавасии)

Ектения малая

Светилен (в приложении Октоиха, по дню)

Слава, и ныне: Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть светилен, то: светилен Октоиха, Слава: светилен святому в Минее, И ныне: Богородичен в Минее (в среду и пяток Крестобогородичен Октоиха)

Хвалитные псалмы

Славословие будничное читается

Ектения просительная

Стихиры на стиховне (Октоиха)

Слава, и ныне: Богородичен (Октоиха)

* Если святому есть Слава на стиховне, то: после 3-х стихир Октоиха - Слава: святому Минеи, И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Благо есть исповедатися..."

Трисвятое по Отче наш:

тропарь святому Минеи,

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому, из 4-о приложения Минеи)

* Если служба двум святым, то: тропарь 1-му святому,Слава: 2-му святому,И ныне: Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи)

Ектения сугубая

В первой части логика понятна - раз вечерня, значит, и совершается вечером, но как быть с утреней? Разве не очевидно, что она должна совершаться утром? Для того, чтобы в этом разобраться, нужно обратиться к богослужебному уставу Русской Православной Церкви - Типикону (от греческого «типос» - «образец»). Что он из себя представляет, и как к нему относиться? Может ли он быть изменён или в каких-либо своих моментах отменён? Связано ли это с нарушением самого устава, и что из этого следует?

Сам Типикон на первых же страницах даёт себе такое определение: «изображение церковного последования святой лавры в честь преподобного и богоносного отца нашего Саввы, находящейся в Иерусалиме». То есть по своей сути - это устав древнего монастыря, находящегося в Иудейской пустыне.

Помимо самого преподобного Саввы Освященного, святого VI века, в этом монастыре просияли подвигами такие подвижники благочестия, как преподобные Иоанн Дамаскин, Иоанн Молчальник, преподобный Ксенофонт и другие. Из-за места своего формирования этот устав называют ещё Иерусалимским. На Руси он утвердился уже в XV веке, вытеснив предыдущий, менее торжественный Студийский устав.

Согласно Иерусалимскому уставу, существует суточный круг богослужений, состоящий из: 1) вечерни, 2) повечерия, 3) полунощницы, 4) утрени вместе с первым часом, 5) третьего часа, 6) шестого часа, 7) девятого часа. Мы видим, что в названии каждой службы содержится указание на время, когда она должна совершаться: вечером, поздним вечером, в полночь, утром и так далее.

Примечательно, что Божественная литургия находится как бы вне этого круга, выводя нас из временного порядка земной жизни в вечность, на встречу с Самим Богом в Таинстве Причащения.

Все вышеописанные богослужения призваны подготовить человека к Службе Служб, Литургии, на которой совершается главное Таинство человеческого спасения - соединение со Христом через Его Тело и Кровь.

Но в каждом ли храме мы наблюдаем совершение всех вышеперечисленных служб? Нет, далеко не в каждом (если речь будет идти не о монастырях, а об обычных приходах). Значит ли это, что устав православного богослужения практически повсеместно нарушается?

Нет, и вот почему. По словам одного авторитетного дореволюционного исследователя богослужебного устава Православной Церкви, Михаила Скабаллановича, Типикон представляет собой начертание высокого идеала богослужения, который призван своей возвышенностью вызвать стремление к этому идеалу. Он проводит параллель с заповедями Нового Завета, которые по своей нравственной чистоте не могут быть все исполнены в совершенстве, но самим своим существованием вызывают в христианах стремление к святости.

Церковь видит в уставе великолепный инструмент для воспитания христиан «в духе и истине» (Ин. 4:23-24), а поэтому, не человек для устава, но устав для человека.

В монастырях есть возможность жить полным кругом церковной жизни, выполнять более строгие молитвенные правила, соблюдать пост по всей его строгости. Однако для людей, живущих в миру, такие требования стали бы бременем неудобоносимым, могущим не только не принести духовной пользы верующим, но даже и навредить своей непосильной для выполнения строгостью.

Поэтому Церковь всегда приспосабливалась к реалиям жизни: некоторые из богослужений (например, полунощница, повечерие) на сегодняшний день не совершаются как обязательные в приходских храмах, а некоторые, ввиду их особой насыщенности и содержания (вечерня и утреня, а также часы, призванные освящать те или иные времена суток, в которые совершались особенные события из жизни Господа нашего Иисуса Христа), продолжают совершаться.

И именно поэтому богослужение вечерни, как правило, плавно переходит в утреню, поскольку совершение утрени на следующий день с утра вместе с Божественной литургией потребовало бы от прихожан очень много сил, которые помимо церковной жизни понадобятся им ещё и в мирских делах на предстоящий день.

Таким образом, богослужебный устав представляет собой не саму цель церковной жизни, а лишь её инструмент, призванный помочь людям в деле спасения.

Даниил Маслов, студент Рязанской православной духовной семинарии,

газета "Логосъ"

Образец составления будничной вечерни см. в Приложении – Схема № 2а.

Самостоятельно составить службу – вседневную вечерню на 29-е июля, глас 8-й, понедельник вечер.

ВСЕДНЕВНАЯ (БУДНИЧНАЯ) УТРЕНЯ

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия G. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда у рядового христианина больше возможности придти в храм на богослужение есть вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня, когда человек еще полон сил, бодр и может приложить больше усердия и трудов в восхвалении, благодарении и умилостивлении Творца. Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига ». i 8., с.58-59; 10., с.65-67.

Если вседневная утреня служится утром , то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

& Ч.с.38-43 После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (X в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…». i 1., с.95-96; 2., с.266-268 ; 6., Лекция 6, с.83-84; 8., с.59-60.

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуйя»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной утрени

Шестопсалмие – Ч

Великая ектения – Сл

«Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, М

Кафизмы – Пс

Канон – О, М

Хвалитные псалмы – Ч

Славословие будничное – Ч

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О

Тропари – М

Сугубая ектения – Сл

Подробную схему вседневной (будничной) утрени см. в Приложении – схема № 3.

Пояснения к схеме вседневной утрени.

X Вседневная утреня совершается при закрытых царских вратах, открыта только внутренняя завеса. Священник облачен в епитрахиль, поручи и фелонь.

X Священник в алтаре, начертывая кадилом крест перед престолом, возглашает возглас утрени: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» , хор: «Аминь»,

Шестопсалмие , & Ч.с.43-55, по традиции читается на середине храма. Пред шестопсалмием читается «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» трижды и «Господи, устне́ мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» дважды. i 4., вып.2, с.197-198.

Древнейшие упоминания о шестопсалмии в его теперешнем составе относятся к 7 веку. В нескольких местах Октоиха именуется греческим словом «эксапсалмы». Шестопсалмие составляют 6 псалмов – 3, 37, 62, 87, 102, 142, основной мыслью которых является преследование праведника врагами, его надежда на Бога, конечное упокоение в Боге. Псалмы 3, 62, 102 – более радостные, а 37, 87, 142 – более печальные. Во время шестопсалмия гасятся свечи, чтобы человек мог, незаметно для окружающих, поплакать о своих грехах. Стоять в храме во время чтения шестопсалмия нужно тихо, а читать его необходимо очень благоговейно, «не борзясь», потому что, по выражению Типикона, в это время беседуем с Самим Богом. i 1., с.96; 2., с.268-269; 4., вып.2, с.198-203; 8., с.60-61.

После 3-х первых псалмов читается «Слава, и ныне…», «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» трижды (даже без поясных поклонов для соблюдения особой тишины и внимания!), «Господи, помилуй» трижды, «Слава, и ныне…» и оставшиеся три псалма. X Во время чтения последующих 3-х псалмов священник перед царскими вратами с непокрытой головой про себя читает т.н. утренние молитвы, числом 12, в которых вкратце изложено содержание песнопений и молитвословий утрени. В конце шестопсалмия читается «Слава, и ныне…» «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». i 1., с.96; 2., с.269-270; 4., вып.2, с.203-208; 6., Лекция 6, с.84.

Великая ектения

«Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» со стихами – это стихи 117 псалма (& Ч с.56). Диакон возглашает «Глас …, Бог Господь и явися…» и стих «Исповедайтеся Господеви…», хор поет «Бог Господь…». ! «Бог Господь…» поется на глас 1-го тропаря , который будет петься после «Бог Господь…» со стихами. Далее диакон читает стихи, а хор после каждого поет «Бог Господь…». Интересно отметить, что по Типикону «Бог Господь…» со стихами возглашает не священник или диакон, а канонарх. i 1., с.96; 2., с.270-271; 4., вып.2, с.209-213.

Тропарь. На «Бог Господь» (т.е. после «Бог Господь») поется тропарь святому Минеи (тот же тропарь, что и в конце вечерни) дважды, «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святому (тот же, что и в конце вечерни). i 1., с.96; 2., с.273; 7., Лекция 6, с.63-64.

Кафизма рядовая.

Кафизмы

В богослужебных книгах чтение псалмов называется «стихословие Псалтири». Псалмы в Псалтири разделены на 20 отделов - кафизм . Каждая кафизма содержит несколько псалмов и делится на 3 части – так называемые Славы .

error: Content is protected !!