Сколько падежей в русском языке на самом. Сколько в русском языке падежей? Определение падежа

Падеж - это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа - это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.

Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.

Пример неправильной формы склонения слова

Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо рассмотреть пример, показывающий некорректное использование падежной формы слова.

  • Яблоки были настолько красивыми, что хотелось тут же их съесть. Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение вкуса.

Во втором предложении присутствует ошибка, указывающая на то, что падежи существительных в русском языке благополучно позабыты, поэтому слово «вкуса» имеет неправильное склонение.

Правильным же вариантом было бы написание предложения следующим образом:

  • Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение (чем?) вкусом.

Сколько падежей в русском языке, столько и форм изменения окончаний слов, определяющих правильное употребление не только падежной формы, но и числа, рода.

Интересно, какой процент взрослых людей, не связанных с писательской, редакционной, образовательной или научной деятельностью, помнит, сколько падежей в русском языке?

Неутешительные результаты Тотального диктанта, проведенного в этом году, оставляют желать лучшего, показывая недостаточный уровень грамотности большей части населения. Всего лишь 2% всех участников написали его без единой ошибки, получив заслуженную «пятерку».

Наибольшее количество ошибок было выявлено в расстановке пунктуационных знаков, а не в правильности орфографического написания слов, что делает результаты не такими уж и плачевными. С правильностью написания слов люди особых проблем не испытывают.

А для корректного склонения их в предложении стоит вспомнить названия падежей, а также, на какие вопросы отвечает слово в каждой конкретно падежной форме. Кстати, число падежей в русском языке равно шести.

Краткая характеристика падежей

Именительный падеж чаще всего характеризует подлежащее или другие главные части предложения. Он единственный всегда употребляется без предлогов.

Родительный падеж характеризует принадлежность или родство, иногда другие взаимоотношения.

Дательный падеж определяет точку, символизирующую окончание действия.

Винительный падеж является обозначением непосредственного объекта действия.

Творительный падеж обозначает инструмент, с помощью которого совершается действие.

Предложный падеж употребляется только с предлогами, обозначает место действия или указывает на объект. Некоторые лингвисты склонны разделять предложный падеж на два вида:

  • изъяснительный, отвечающий на вопросы «о ком?», «о чем?» (характеризующий предмет мыслительной деятельности, рассказа, повествования);
  • местный, отвечающий на вопрос «где?» (непосредственно местность или час происходящего действия).

Но в современной образовательной науке все же принято выделять шесть основных падежей.

Существуют падежи русского языка прилагательных и имен существительных. Склонение слов применяется как для единственного, так и для множественного числа.

Падежи русского языка существительных

Существительное - это часть речи, обозначающая название объектов, выступающая в предложении в качестве подлежащего или дополнения, отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».

Многообразие способов склонения слов делает сложным для восприятия иностранцами многогранный и богатый русский язык. Падежи имен существительных склоняют слово, изменяя его окончание.

Падежные формы существительных могут изменять окончания, отвечая на вопросы:

  • касательно одушевленных субъектов - «кого?», «кому?»;
  • неодушевленных предметов - «что?», «чего?».
Падежи существительных с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний

Предлоги

Именительный

Мальчик(), мяч()

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(а), мяч(а)

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(у), мяч(у)

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(а), мяч()

На, за, через, про

Творительный

Мальчик(ом), мяч(ом)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(е), мяч(е)

О, на, в, об, при, обо

Несклоняемые существительные

Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа. Это слова:

  • кенгуру, такси, метро, фламинго;
  • некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);
  • нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);
  • русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);
  • сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);
  • фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).

Изменение прилагательных

Имена прилагательные - самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого.

Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.

Падежи прилагательных с предлогами

Падежи

Вопросы

Предлоги

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Добр(ого)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Добр(ому)

Винительный

Кого? Что?

Добр(ого)

На, за, через, про

Творительный

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

О, на, в, об, при, обо

Не склоняемые по падежам прилагательные

Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.

Падежи множественного числа

Имена существительные и прилагательные могут быть в единственном и множественном числе, что также отражают падежи русского языка.

Множественное число образуется путем изменения окончания, склонения слов в зависимости от вопроса, на который отвечает падежная форма, с помощью таких же предлогов или без них.

Падежи множественного числа с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний имен существительных

Примеры изменения окончаний имен прилагательных

Предлоги

Именительный

Мальчик(и), мяч(и)

Добр(ые), красн(ые)

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(ов), мяч(ей)

Добр(ых), красн(ых)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(ам), мяч(ам)

Добр(ым), красн(ым)

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(ов), мяч(и)

Добр(ых), красн(ые)

На, за, через, про

Творительный

Мальчик(ами), мяч(ами)

Добр(ыми), красн(ыми)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(ах), мяч(ах)

Добр(ых), красн(ых)

О, на, в, об, при, обо

Особенности родительного и винительного падежей

У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».

Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:

  • на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);
  • в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);
  • в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).

То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.

В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:

  • на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);
  • в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);
  • в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).

Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.

Умение правильно склонять различные части речи по падежам, числу, роду является отличительной чертой человека умного, грамотного, высоко оценивающего русский язык и его основные правила. Стремление к познанию, повторению и совершенствованию знаний является отличительной чертой высокоинтеллектуальной личности, способной к самоорганизации.

Из школьного курса по русскому языку мы помним, что падежей в родном языке шесть (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). Однако не всегда было именно так...

На протяжении своего развития русская речь претерпела массу изменений, реформ. Если говорить о падежах, то их осталось в современном русском языке почти наполовину меньше, плохо это или хорошо - судить не берусь. Замечу только, что в русском языке когда-то было 13 падежей, которые делали его, наверное, не только сложнее, но и ярче, богаче, самобытнее.

Так, 7-я форма - Второго Предложного падежа - перешла со временем в формы предложного и творительного падежа. Второй предложный падеж получил ещё название «Местного падежа», указывающего на место пребывания предмета. Например, в форме Местного падежа находятся слова «дома» (ударение на первый слог), «домой». Часть слов Местного падежа превратились в наречия.

Звательный падеж характерен для старорусских слов, относимых сегодня к устаревшим. Например, слово «человече». Звательный падеж был упразднён, поскольку оказался идентичен современному именительному падежу. Вероятно, со временем Звательный падеж стал избыточен для русского языка.

Количественно-отделительный падеж представляет собой разновидность родительного падежа, что тоже приводило к речевой избыточности, и падеж был упразднен. Например, мы говорим: чашка чаю (или чашка чая). В дореформенной русской речи эти словосочетания были разных падежей, в современном русском языке мы относим их к одному (именительному) падежу.

Лишительный падеж схож по форме с винительным падежом, хотя и имеет некоторые различия. Например, он используется с отрицанием при глаголе. Так выражение «не знать правды» отличается от высказывания «не знать правду». В современном русском языке эти падежные различия стерты, а лишительный падеж упразднён.

Ждательный падеж в современном русском совпадает с родительным, его границы также стерты, а падеж упразднён. Однако и здесь слышатся различия: ждать у моря погоды (ждать у моря погоду).

Превратительный падеж (другое название - включительный) отвечает на вопросы винительного падежа (в кого? во что?). Однако превратительный падеж употребляется только в речевых оборотах такой формы: взять в подруги, пойти в уборщики и т.п. В современном русском превратительный падеж также упразднён, слит с винительным падежом.

И наконец, Счётный падеж. Его название говорит само за себя. Он применяется при счёте. В дореформенном русском языке его отличали от родительного падежа, однако сегодня и этот падеж поглощен своим «соседом-двойняшкой» - родительным падежом. Например: три часа (ударение на последнем слоге), а не часа (ударение на первый слог); два шага (ударение на второй слог), а не шага (ударение на первый слог).

Подобные открытия привели меня к выводу о том, что действительно «корпеть» над падежами приходилось русским недорослям в 19-м и начале 20-го века, а современным российским школьникам очень повезло работать всего с шестью падежами родного русского языка.

В то же время наличие в русском языке 13-ти падежей делает, на мой взгляд, речь гораздо точнее, по сравнению с применением всего лишь 6-ти падежей. Но это уже моё личное мнение!

«ШколаЖизни.ру» -- познавательный журнал

Просмотров страницы: 1998

На протяжении своего развития русская речь претерпела массу изменений, реформ. Если говорить о падежах, то их осталось в современном русском языке почти наполовину меньше, плохо это или хорошо — судить не берусь. Замечу только, что в русском языке когда-то было 13 падежей, которые делали его, наверное, не только сложнее, но и ярче, богаче, самобытнее.

Так, 7-я форма — Второго Предложного падежа — перешла со временем в формы предложного и творительного падежа. Второй предложный падеж получил ещё название «Местного падежа», указывающего на место пребывания предмета. Например, в форме Местного падежа находятся слова «дома» (ударение на первый слог), «домой». Часть слов Местного падежа превратились в наречия.

Звательный падеж характерен для старорусских слов, относимых сегодня к устаревшим. Например, слово «человече». Звательный падеж был упразднён, поскольку оказался идентичен современному именительному падежу. Вероятно, со временем Звательный падеж стал избыточен для русского языка.

Количественно-отделительный падеж представляет собой разновидность родительного падежа, что тоже приводило к речевой избыточности, и падеж был упразднен. Например, мы говорим: чашка чаю (или чашка чая). В дореформенной русской речи эти словосочетания были разных падежей, в современном русском языке мы относим их к одному (именительному) падежу.

Лишительный падеж схож по форме с винительным падежом, хотя и имеет некоторые различия. Например, он используется с отрицанием при глаголе. Так выражение «не знать правды» отличается от высказывания «не знать правду». В современном русском языке эти падежные различия стерты, а лишительный падеж упразднён.

Ждательный падеж в современном русском совпадает с родительным, его границы также стерты, а падеж упразднён. Однако и здесь слышатся различия: ждать у моря погоды (ждать у моря погоду).

Превратительный падеж (другое название — включительный) отвечает на вопросы винительного падежа (в кого? во что?). Однако превратительный падеж употребляется только в речевых оборотах такой формы: взять в подруги, пойти в уборщики и т. п. В современном русском превратительный падеж также упразднён, слит с винительным падежом.

И наконец, Счётный падеж. Его название говорит само за себя. Он применяется при счёте. В дореформенном русском языке его отличали от родительного падежа, однако сегодня и этот падеж поглощен своим «соседом-двойняшкой» — родительным падежом. Например: три часа (ударение на последнем слоге), а не часа (ударение на первый слог); два шага (ударение на второй слог), а не шага (ударение на первый слог).

Подобные открытия привели меня к выводу о том, что действительно «корпеть» над падежами приходилось русским недорослям в 19-м и начале 20-го века, а современным российским школьникам очень повезло работать всего с шестью падежами родного русского языка.

В то же время наличие в русском языке 13-ти падежей делает, на мой взгляд, речь гораздо точнее, по сравнению с применением всего лишь 6-ти падежей. Но это уже моё личное мнение!

Изучение падежей и их различий.

Русский язык считается одним из наиболее сложных языков мира. Конечно, любому тяжело учить неродной лексикон. Но, именно из-за трансформирования слов по падежам, славянский диалект становится слишком тяжелым для понимания. Да и многие носители родного наречия часто путаются в данном вопросе, поэтому далее мы попытаемся в нем разобраться.

Изменение существительных по падежам: как называется?

Изменение существительных по падежам — называется склонением.

Склонение – это и есть наше преображение слов на концовке. А необходимо оно для того, чтобы слова между собой надлежащим образом скреплялись. Этаким путем и получаются высказывания в русском лексиконе.

Существительное – это тот компонент фразы, которая подразумевает субъект. Как живой, так и неживой. Поэтому дает ответы на поставленные вопросы: кто? И что?

Охватывает весьма обширные понятия:

  • название предметов (стул, нож, книга)
  • обозначение лиц (женщина, младенец, вегетарианец)
  • именование живых существ (дельфин, кот, амеба)
  • название субстанций (кофе, желатин, крахмал)
  • термины различных факторов и случаев (пожар, антракт, переписка)
  • обозначение всех пребываний, действий и свойств (плаксивость, оптимизм, бег)

Существуют шесть разных падежей:

  • именительный
  • родительный
  • дательный
  • винительный
  • творительный
  • предложный

Падежи существительных в русском языке: таблица с вопросами, предлогами и вспомогательными словами в единственном числе

Для восприятия и быстрейшего усваивания сведений зачастую пускают в ход таблицы. В них прекрасно показаны, какие вопросы используют.

  • Первое склонение — существительные женского и мужского рода, концовка которых — а, я
  • Второе склонение — существительные мужского рода без окончания и которые завершаются на мягкий знак, среднего рода с концовкой – о, е
  • Третье склонение – это слова женского рода, которые в конце финишируют на мягкий знак


Во множественном числе также, для лучшего восприятия, используется таблица, которая отличается, правда, только окончанием.


Неправильное применение падежей: какой вид ошибки?

Вроде бы, смотришь на таблицы и примеры, и становится все понятно. И думаешь, а что же тут сложного? А на деле оказывается, что многие допускают ошибки. Несмотря на то, что знают материал. И, как правило, это весьма распространенные ошибки, которые требуют отдельного внимания.

Выделяют 2 основные ошибки, которые связаны:

Особое внимание требуют предлоги:

  • благодаря
  • согласно
  • вопреки
  • подобно
  • наперекор
  • наперерез

ВАЖНО: Данные предлоги задействуют в дательном падеже.

Например, маневрировать согласно (чему?) закону. Или, благодаря (чему?) дружбе с семьей Федоровых.

Также следует выделить еще ряд высказываний, которые часто используют в ошибочном падеже:

  • Ввиду. Текущий предлог практикуется лишь в родительном падеже. Например, ввиду избытка (чего?) денег.
  • Такое высказывание, как «вместе с» требует творительного падежа, поскольку имеет весомость совместного действия. Например, играться вместе с (кем?) племяшкой.
  • Также, предлог «наряду с» запрашивает тоже творительного падежа. Например, наряду с прочими (чем?) вещами.
  • А вот после выражения «по» наречие запрашивает предложного падежа. Если имеется значение «после чего-то». Например, по завершению договора.

Как отличить именительный падеж от винительного?


С таким вопросами сталкивается каждый школьник. Да и взрослые частенько встают пред подобным выбором. И не удивительно, что часто данные аспекты путают. Ведь вопросы однотипные и окончания неодушевленных слов одни и те же, а вот окончания одушевленных существительных совершенно разные.

Как отличается именительный падеж от винительного падежа: инструкция.

  • Безусловно, ставиться вопрос.
    Выше в таблице уже была памятка, что именительный руководствуется вопросами кто? что? (как главный член предложения). А винительный – (вижу) кого? что? (второстепенный член предложения).
  • И есть небольшая хитрость. Т.к. слово в именительном падеже бессменно будет главным членом в предложении , то определяем главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
  • Если наше слово не главный член предложения, следовательно, оно стоит в винительном падеже, и будет второстепенным членом предложения.
  • Еще прием: поставьте вопрос к проверяемому слову в одушевленном виде. Например: кто? попугай (подлежащее в именительном падеже) клюет что? (кого?) зерно (второстепенный член предложения, винительный падеж).
  • Также весомая роль отходит предлогу, с которым связывается самостоятельная часть речи (или нет). В первом варианте (именительный падеж) существительное задействуют всегда без предлога . А вот во втором (винительный падеж), наоборот, чаще с ним (в, на, за, через и прочие).
  • Опознать падеж также поспособствует концовка. В таблице выше уже упоминалось, какие бывают завершения у всякого падежа.

Как отличить винительный падеж от родительного падежа?


  • Наиважнейшим помощником выступает вопрос, который нужно задать себе в уме. Родительный падеж, как известно, откликается на вопросы кого или чего нет? А вот винительный падеж на — вижу кого? Слышу что? Вопрос кого? одинаковый в обоих падежах.

Ниже читайте инструкцию.

  1. Мысленно замените одушевленный предмет неодушевленным.
  2. К неодушевленному в родительном падеже подходит вопрос – чего нет ? А вот в винительном неодушевленный предмет реагирует на вопрос что вижу, слышу?
  3. Пример: Я поймал (кого? ) бабочку. Ставим неодушевленный вопрос. Я поймал (что? ) бабочку. Вопрос чего? не подходит. Значит это винительный падеж.
  • Кстати, в родительном падеже будет означать привязанность кому-то или чему-то. Купили чемодан для (чего? ) поездки (родительный). Тумбочка сделана (из чего? ) из дерева (родительный). Также указывать на частицу чего-то. Цветок — это часть (чего?) растения (родительный). Или же идет сравнение предметов . Смартфон лучше (чего? ) кнопочного телефона (родительный).
  • Также важно то, что в родительном падеже глагол будет с отрицательной частицей . В магазине не было (чего? ) сметаны (родительный).
  • А вот в винительном падеже имеет место просторное или промежуточное касательство. Определить (что? ) погоду на завтра (винительный). А также, эффект переходит на объект всецело. Например, я закрыл (что? ) дверь (винительный). Выпил (что?) молоко (винительный). Или будет выражать желание и намерение. Я хочу съесть (что? ) яблоко.

Несклоняемые существительные: список

Вроде бы все нюансы рассмотрели, и пошло небольшое прояснение. Но не тут то было! Русский язык придумал еще некоторые ловушки – это существительные, которые не склоняются. И вот здесь у иностранцев случается шок.

Если совсем кратко, то это иностранные слова (практически). Но чтобы стало немного понятнее, ниже приведем список.

  • Существительные иностранного происхождения (собственные и нарицательные), окончание которых –о, -е, -у, -ю, -и, -а:
    • шоссе
    • интервью
    • фламинго
  • Опять слова иностранного происхождения. Но! Женского рода и с согласным окончанием:
    • мадам
    • Кармен
  • Фамилии. Русские и украинские, концовка которых завершается на –о и –ых, их:
    • Иванченко
    • Короленко
    • Седых и т.п.
  • Ну и, безусловно, аббревиатуры и сокращенные слова:

Склонение существительных по падежам: пример

Правила правилами, а на примере значительно легче воспринимается. Чтобы было проще визуально, также прибегнем к помощи таблицы.


Как быстро выучить падежи и их вопросы?

В принципе, нет ничего сложного. Если добротно разобраться и вникнуть. И не только приезжим с других стран бывает тяжело, но и нашим деткам. Поэтому, чтобы информация быстрее усваивалась, сейчас чего только не придумали. А вот мы в школьные годы учили, клали книжку под подушку. И, главное, действовало! Прочитал перед сном, поспал всю ночь на книжке и уже все запомнил.

  • Конечно, многие учителя прибегают к помощи стишков или игр. Но и родители должны помогать своим чадам в этом вопросе.
  • Первым делом – нужно запомнить, сколько всего падежей. Их всего 6.
  • А далее, на самых обычных и бытовых примерах объяснять ребенку, на какие вопросы отвечает существительное. А значит, и падежи определить легче.
  • Самое главное – это практика! Забрали ребенка из учебного заведения и едите в автобусе. Вперед! Практикуйтесь на тех словах, которые наблюдаете. Хоть на автобусе.
  • Кстати, небольшой образец легкого стишка. Он и деткам понравиться, и посодействует учебную информацию скорее усвоить.








Стишок про падежи: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку

Этот стишок все родители могут повторить хором. Ведь, запомнился он, как «дважды два». А главное, детям он легок в восприятии.

  • Иван (И — именительный)
    Родил (Р — родительный)
    Девчонку, (Д — дательный)
    Велел (В — винительный)
    Тащить (Т — творительный)
    Пеленку (П — предложный)

Видео: Как легко выучить падежи? Простая техника заучивания

Сколько падежей в русском языке? Ответ кажется очевидным, но так ли это? Хотите окунуться в глубину русского языка и узнать, какой падеж у слова «из лесу» (вышел) в известной поэме Некрасова «Крестьянские дети»? В этой статье мы дадим ответ на этот вопрос, а также поговорим о подчинении, а именно о падежах.

Вот интересно, мы желаем всем: «Доброго дня», но здороваемся: «Добрый день!». А в качестве приветствия писать: «Доброго времени суток», оказывается, ошибка. Надо хотя бы: «Доброе время суток», что тоже не считается нормой. Я, кстати, не нашла, что за падеж такой — эти приветствия. Приветственный?

Итак, раз падежи, давайте что-нибудь просклоняем. Дом, например:

И.п. (Кто? Что? ) Дом
Р.п. (Кого? Чего? ) Дома,
Д.п. (Кому? Чему? ) Дому,
В.п. (Кого? Что? ) Дом,
Т.п. (Кем? Чем? ) Домом,
П.п. (О ком? О чём? ) О доме.

А как быть с этим:

Работать где? В офисе, но На дому.
Быть где? В магазине, но дома,
Идти куда? В театр, но домой.
У тебя есть дом? У меня нет дома.
Выйти от куда? Из ресторана, но из дому.

Хотя из дома уже говорят чаще, по-моему. Но выйти из леса – звучит пока ещё непривычно, потому что все мы помним «Я из лесу вышел, был сильный мороз…»

Это все самостоятельные падежи. Проблема в том, что нам сказали, что падежей, то есть форм слов, всего 6. И теперь нам кажется, что те формы, которые не вписываются в эти 6 – неправильные или как минимум устаревшие. Мы начинаем заменять их другой формой и забываем изначальную.

Так происходит упрощение языка – для того, чтобы кухарки (вспоминая Ленина) могли управлять и не выглядеть безграмотными, русский язык упрощается для удобства неграмотных людей.

Извините, что брюзжу, но мне нравится язык русского образованного дворянства, язык Пушкина, Грибоедова – красивый, понятный, живой. И злит меня, что я не говорю этим красивым грамотным языком, потому что кто-то посчитал, что мне – дочери кухарки – он не нужен. Конечно, может быть, падежи – единственное, что от нас скрыли. Но кофе теперь среднего рода, а пальто скоро можно будет склонять – изменять по падежам.

Да, давайте вернёмся к падежам. Все в школе учили 6 падежей. Рассмотрим остальные падежи.

15 падежей русского языка

К слову, многие языки имеют падежи, и если их собрать все, то насчитается около 40 падежей. В русском имеют соответствия 15. Шесть из них мы все прекрасно знаем, а вот те 9, что посчитали ненужными:

7) ЗВАТЕЛЬНЫЙ

Употребляется только в качестве обращения к кому-либо. Есть информация, что этот падеж числился как седьмой падеж русского языка до 1918 года.

Выделяют две или три формы звательного падежа:

  1. Старый: старче, отче, владыко, Господи, Боже, человече, друже.
  2. Новый: Толь! Кать! Саш! Танюш.
  3. Этой группе я название не нашла: деда, доча, сына (изначально – сыну) мам, пап, дядь.

Потом решили, что это не падеж, и убрали его. А приводит это к тому, что мы, когда-то услышав такие формы слов, но не зная, что это звательный падеж, начинаем употреблять их в качестве именительного: «мне вчера отче сказал»; «владыко Досифей произнёс проповедь» — что является ошибкой.

8) МЕСТНЫЙ

О нём мы говорили в прошлой . Его используют для обозначения места пребывания: Где? Но не «В чём?»: В лесу, на шкафу, в мозгу, дома.

9) РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ или КОЛИЧЕСТВЕННО-ОТДЕЛИТЕЛЬНЫЙ

Как бы разновидность родительного падежа, потому что отвечает на те же вопросы, но форма другая.

В этот падеж ставится нечто целое по отношению к некоторой части. Отвечает на вопрос «чего?» Сейчас он почти слился с родительным: и «головка чеснока», и «головка чесноку» считаются правильными.

Стакан (чего?) кефиру, чашка чаю

В родительном падеже у этих слов другие окончания. В контексте можно проследить разделение родительного и разделительного падежа: «нет сахара» и «положить сахару» (видимо, какую-то его часть, не весь сахар).

Ещё примеры:

задать жару, прибавить ходу, задать перцу.

И кто может сказать, при чём тут части и целое? Я не понимаю.

10) СЧЁТНЫЙ

Иногда говорят, что есть Счётная форма — особая форма множественного числа существительных, которые употребляются с числительными:

восемь бит (род. п. – битов)
двести пятьдесят шесть байт (род. п. – байтов)
пять грамм, килограмм (род. п. – килограммов)

Для некоторых слов нет счётной формы, в таком случае для них используется обычная форма родительного падежа множественного числа:

пять метров
десять литров

Мы знаем, что с числами 1,5 (полтора), 2 (два, оба), 3 и 4, употребляется особая форма существительных, а с остальными числами – форма множественного числа родительного падежа:

полтора часа́ (но не ча́са) — 9 часов
два шара́ (но не ша́ра) — 8 шаров
три ряда́ (но не рЯда) — 5 рядов
1,5–2 года — 5 лет

11) ОТЛОЖИТЕЛЬНЫЙ

Обозначает начало движения (откуда?):

Из лесУ, Из домУ.

Причём ударение переносится на предлог Из.

В большинстве случаев совпадает с формой родительного падежа:

с работы, из ресторана.

12) ЛИШИТЕЛЬНЫЙ

Используется исключительно с глаголами отрицания, когда кто-то чего-то лишён:

знаю правду — но не хочу знать правды;
имеет право — но не имеет права.

Нельзя сказать, что это родительный падеж, потому что в некоторых случаях слова остаются в форме винительного:

не водить машину (р.п. — машины)
не пить водку (р.п. — водки)

А если так:

И не пить мне больше водки.

В этих случаях мы уже сами выбираем, что нам ближе – родительный или винительный падеж.

Мне «ни шагу назад» как-то привычнее, чем «ни шага назад».

13) ЖДАТЕЛЬНЫЙ

И снова считается, что не нужен падеж, потому что в одних случаях мы используем форму, сходную с родительным, а в других – с винительным.

Ждать (кого? чего? ) письма — не «письмо»
Ждать (кого? что? ) маму — не «мамы»
Ждать у моря погоды — не «погоду»

Но вот в последних падежах особенно видно, что задавание вопросов не очень эффективно решает проблему определения падежа.

И также видно, как упразднение падежей приводит к путанице, и нам уже кажется, что правильны оба варианта: родительный и винительный:

Ждать мамы, не пить водку – и начинаются споры, и разрешается всё.

А эти падежи объяснили бы и дали четкий критерий – как склонять правильно, а как – нет.

14) ПРЕВРАТИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ ВКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

«Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат».
А заодно в актрисы, космонавты, солдаты.
Баллотироваться в депутаты, взять в жены, годиться в сыновья.

Это не именительный падеж множественного числа, хотя бы потому что, не отвечает на вопрос «Кто?»

15) ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЙ

Указывает на принадлежность и отвечает на вопрос: Чей?

Отцов кинжал – кинжал отца

Сейчас меня закидают тапками филологи-лингвисты, потому что отцов и всё, что отвечает на вопрос чей? – мамин, братов, сёстрин — это уже не существительное, а прилагательное. Такой особый вид — притяжательное прилагательное. Но раньше это называлось притяжательным падежом существительного.

На этом всё. Интересно, как вы теперь думаете, сколько падежей в русском языке?

Хорошего вечера! (Хм, а если здороваться, то Добрый вечер. Может, есть еще прощальный или желательный падеж?))

error: Content is protected !!