Преподобный никодим святогорец.

Никодим Святогорец (мирское имя — Николай Калливурцзис) родился на греческом острове Наксосе, в семье благонравных христиан, Антония и Каливурси, в 1749 году.

Благодаря ответственному воспитанию со стороны родителей и по зову собственного сердца Николай с детства отличался особой религиозностью, стремился подражать Божьим святым.

Первоначальное образование он получил на территории малой родины, в Наксосе. Своим обучением он во многом был обязан местному приходскому священнику.

Когда Николай повзрослел и достиг пятнадцатилетнего возраста, отец определил его для дальнейшего обучения в Смирнскую Евангелическую школу.

Благодаря прирождённым способностям, сознательности, целеустремленности Николай достиг необыкновенных успехов, на голову превосходя своих сверстников. Он не только хорошо уразумевал преподаваемый учителем материал, но и запоминал значительную часть образовательной программы наизусть. Причём, это касалось и особо увлекавших его разделов, и целого спектра учебных дисциплин: экономики, астрономии, философии, медицины, военных наук. За время обучения он овладел несколькими языками, такими как французский, латинский и итальянский.

На пути к монашеству

В 1770 году, когда греки подверглись очередному притеснению со стороны Османских государственников, Николай счёл уместным возвратиться на Наксос.

В 1774 году, желая встретиться и побеседовать с известнейшим собирателем святоотеческих сочинений, Макарием (Нотаром), он прибыл на остров Гидру. Когда состоялась их встреча, Макарий, уразумев в Николае ревностного христианина и незаурядного учёного, решил привлечь его к работе над изданием и популяризацией святоотеческих произведений.

Монашеское делание

В 1775 году Николай, в возрасте 26 лет, оставил попечение о мирских делах и отправился на Афон. В том же году (согласно другим сведениям, на следующий год) он был пострижен в монашество, в обители Дионисиат. Новым (монашеским) именем Николая стало: Никодим.

Подвизаясь в принявшем его монастыре, он исполнял послушание письмоводителя и чтеца. Здесь же он постигал премудрость монашеского и в частности молитвенного делания.

В 1777 году Макарий пригласил к себе подвижника Антония и вручил сборник душеспасительных произведений «Добротолюбие», который надлежало отредактировать. Эта задача была поручена Никодиму, и он успешно с ней справился. Кроме того, он составил для сборника предисловие и изложил краткие жития каждого из его авторов.

В том же году Никодим встретился с Паисием (Величковским), занимавшимся исследованием и распространением святоотеческих творений.

Некоторое время спустя Никодим перебрался в Пантократорский скит. На этом этапе духовное руководство над ним осуществлял старец Арсений Пелопонесс. Находясь в послушании у Арсения, Никодим боролся с греховными помыслами, взращивал добродетели, учился преодолевать козни невидимых врагов, изучал Книги Писания и святоотеческую литературу.

В 1783 году святой Никодим, с благословения руководства, принял схиму и предался молитвенному безмолвию.

По прибытии на Святую Гору митрополита Коринфского Макария, на Никодима было возложено новое послушание: редактирование сочинений святого . Прервав подвиг безмолвия, он вновь погрузился в литературное творчество.

Незадолго до смерти преподобный сменил место жительства. Перебравшись к братиям во Христе, Неофиту и Стефану Скуртеям, иеромонахам и иконописцам. Ввиду того, что из-за ухудшения здоровья отец Никодим не мог самостоятельно заниматься издательством книг, он упросил их помочь ему в этом богоугодном деле.

В ночь своей смерти отец Никодим пребывал в молитве, благодаря Бога и прося у Него милости. Перед кончиной он причастился Тела и Крови Христовых.

14 июля 1809 года преподобный Никодим Святогорец мирно почил о Господе и отошёл в Царство Небесное.

Тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 3

Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,// имиже, яко свет, мирови возсиял еси.

Иной тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 1

Светило Афонское, и Наксии отрасль,/ и Церкве всея богодухновеннаго учителя,/ Никодима, вернии, да почтим,/ иже, исполнялся мудрости Божественный,/ учения бо небесная и обильная изливает вопиющим:/ слава прославльшему тя Христу,/ слава венчавшему тя,// слава подающему тобою нам помощь.

Моли́тва преподобному Никодиму Святогорцу

О богодохнове́нный и вселе́нский и́стины учи́телю, изря́дная Святоимени́тыя Горы́ похвало́, светле́йшая звездо́ Правосла́вныя Це́ркве Собо́рныя, всепреподо́бный и святы́й о́тче Никоди́ме! Да́ждь нам просвеще́ние моли́твами твои́ми во исполне́ние боже́ственныя во́ли, напра́ви стопы́ на́ша ко стезя́м доброде́тельнаго жития́, осени́ нас да́нною тебе́ благода́тию и вразуми́ ум наш, во е́же разуме́ти богому́драя поуче́ния твоя́, да обря́щем в них покая́ние, исцеле́ние, ра́дость, мир, кро́тость, поко́й, любо́вь, и а́ще что добро́ и бла́го и спаси́тельно, и в конце́ живо́т ве́чный, и моли́ся всегда́ ко Го́споду о всех нас, и́скренне лю́бящих тя и на всяк день и час призыва́ющих оте́ческую твою́ бла́гость и по́мощь. Аминь.

В семье благочестивых родителей Антония и Каливурси. Двоюродный брат святого, в монашестве Иерофей , впоследствии стал митрополитом Еврипским.

С раннего возраста Николай стремится к очищению сердца и равноангельской жизни. Образование начал в Наксосе у приходского священника. В пятнадцатилетнем возрасте отец отдал его на обучение в евангелическую школу в Смирну . По словам его школьных соучеников, молодой Николай: "наизусть знал то, что читал, не только из философии, экономики, медицины, астрономии и военного дела, но и всех поэтов, историков, древних и новых, греческих и латинских, также как и все творения Святых Отцов. Ему было достаточно однажды прочитать какую-нибудь книгу, чтобы на всю жизнь ее запомнить " . За годы учёбы овладел в совершенстве латинским , итальянским и французским языками.

На Святой Горе Афон

Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу , под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов. При этом он всецело предался духовным подвигам: каждый день поучаясь в законе Божием и изучая святоотеческие писания, он совершенно умертвил помышления и движения плоти усиленным постом и постоянной умной молитвой. Проживал в келье Феонас.

Уже в годы земной жизни преподобный Никодим стал широко известен как глубокий аскетический писатель, творец и толкователь священных песнопений, издатель святоотеческих писаний и богослужебных текстов. По свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. До конца земной жизни обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов.

Почитание

Труды

Творческое наследие святого Никодима беспрецедентно по своему объёму и масштабам: им написано, собрано и отредактировано более двух сотен произведений, некоторые из которых - объёмные, иногда многотомные сочинения. В своих произведениях он касается разных богословских областей, многих сторон общественной и церковной жизни. У него есть работы теоретического, мистического, этического, аскетического, догматического, апологетического, агиологического, пастырского, гимнологического, гомилетического и канонического содержания. Многие из его творений на начало XXI века оставались неизданными. Среди его работ:

  • Новый Мартиролог , Венеция, 1799 - о новомучениках и исповедниках эпохи османского ига .
  • Извлечение из Псалмов пророка и царя Давида , Константинополь, 1799 - составлена по просьбе патриарха Неофита , собрание толкований из афонских библиотек значительно дополненное авторским текстом.
  • Увещевательное наставление , Вена и Венеция, 1801 - книга написана по просьбе своего двоюродного брата владыки Иерофея Еврипского , просившего у святого Никодима советов по исполнению своих обязанностей, но большая часть обращена к широкому кругу читателей; содержит рассуждения о нравственной и общественной природе человека, устройстве его тела и души, гармоничном сочетании разума и чувств.
  • Благонравие христианское , Венеция, 1803 - посвящено этической и общественной проблематике, обличает предрассудки, суеверия, колдовство и безнравственность; преподобный приводит примеры не только из святых отцов и Евангелия, но и из античной философии, истории и жизни народа; книга написана на простом разговорном языке.
  • Новый избор житий святых (Новый Эклогион) , Венеция, 1803 - жития пятидесяти святых, многие были пересказаны простым новогреческим языком.
  • Учение об исповеди , Венеция, 1804, 1818 - заканчивается проникновенным "Словом о покаянии".
  • Толкование семи Соборных Посланий , Венеция, 1806, 1819.
  • Новый Синаксарь в 3-х тт., Венеция, 1819 - составлен в течении двух лет.
  • Сад благодатей , Венеция, 1819 - толкование на девять песен, поющихся в храмах на утрени , написанное на простом языке.
  • Еортодромион или изъяснение песенных канонов , которые поются накануне Господских и Богородичных праздников , Венеция, 1836.
  • Новая Лествица, или толкование 75-ти степенных песней Октоиха , Константинополь, 1844.
  • Исповедание веры - апология движения колливадов .
  • Канон в честь иконы Божией Матери "Скоропослушницы" - принят в употреблении Русской Православной Церкви.
  • Служба Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим - - принят в употреблении Русской Православной Церкви.
Редакции:
  • Добротолюбие - вместе с прп. Макарием Корифским , составил также предисловие и краткие жития авторов для первого издания сборника (Венеция, 1782).
  • Евергетин , Венеция, 1783 - вместе с прп. Макарием Корифским , сборник поучений и деяний старцев и святых отцов; доступное изложение аскетических идеалов для широких масс.
  • О Божественном и священном частом причащении (или О постоянном Божественном причащении ) - вместе с прп. Макарием Корифским .
  • Собрание творений Симеона Нового Богослова в 2-х частях, Венеция, 1790 - составил также предисловие к сборнику.
  • Невидимая брань , Венеция, 1796 (оригинал: Лоренцо Скуполи, Il combattimento spirituale ) - редакция, перевод и дополнение; снова отредактирована и переведена на русский свт. Феофаном Затворником (изд. 1: М., 1886; изд. 5: М., 1912; ряд переизданий с кон. XX в.):
  • Венец Приснодевы (Феотокарий) , Венеция, 1796, 1846 - 62 канона Пресвятой Богородице извлеченные из афонских рукописных собраний.
  • Духовные упражнения , Венеция, 1800 (оригинал: Игнатий Лойола или Джованни Пьетро Пинамонти) - редакция, перевод и дополнение.
  • Псалтирь Евфимия Зигабена , т. 1: Салоники, 1818; т. 2: 1821 - значительно дополнена: комментарии и примечания преподобного Никодима занимают почти половину 1200-страничного труда.
  • Толкования Посланий святого апостола Павла , Венеция, 1819 (оригинал: блж. Феофилакт Болгарский) - перевод с древнегреческого на новогреческий и дополнение обширными толкованиями и комментариями.
  • Пидалион - новое издание греческой Кормчей книги , содержащей правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; преподобный работал над книгой в период с 1790 по 1800 гг.
  • Полное собрание творений Григория Паламы в 3-х тт. - составил также предисловие; сохранилась лишь часть собрания и предисловие, сами подготовленные к изданию творения Паламы пропали во время обыска австрийских властей в венской типографии братьев Маркиду Пулиу.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Мудрости благодатию, отче, украшенный, труба богогласная показался еси Духа и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый, всем бо подаеши спасительная учения, жития чистаго показуя сияние богатством Божественных твоих словес, имиже, яко свет, мирови возсиял еси .

Ин тропарь, глас 1

Светило Афонское, и Наксии отрасль, и Церкве всей богодухновеннаго учителя, Никодима, вернии, да почтим, иже, исполняяся мудрости Божественныя, учения бо небесная и обильная изливает вопиющим: слава Прославльшему тя Христу, слава Венчавшему тя, слава Подающему тобою нам помощь .

Кондак, глас 8

Яко таинника изряднейшаго добродетельнаго жития и благочестия, богоноснаго учителя Православия, празднует тя Церковь, с Небес бо дарования приемый, озаряеши божественными твоими писании вопиющих ти: радуйся, отче Никодиме . (на греч. языке), Афины, 1954, 31, цит. в Говорун Сергей, "Из истории Добротолюбия," портал

Двести лет назад совершилась блаженная кончина Никодима Афонского. Земной путь святого составил всего шесть десятилетий, но в них поместилось удивительно много. Уже при жизни изобильные плоды от его трудов служили духовной пищей далеко за пределами Афона и Греции и достигли России, где приобрели повсеместное значение. Возможно, последнее утверждение покажется слишком громким. Обратимся к фактам.

Сборник “Добротолюбие” стал известен благодаря Никодиму Святогорцу. Сборник был напечатан святителем Макарием Коринфским при участии Никодима. В энциклопедического формата том “Добротолюбия” поместились основополагающие аскетико-мистические наставления святых Отцов и церковных писателей. Сборником руководствовался преподобный Паисий Величковский. Паисий выпустил в России его церковнославянский перевод, и, без преувеличения, всё это послужило возрождению русской монашеской жизни в XIXв. Вспомним хотя бы, что преподобный Серафим Саровский читал славянское “Доб­ротолюбие”, а святитель Феофан Затворник подготовил издание “Добротолюбия” на русском языке.

В 1955 году греки канонизировали Никодима. Что же теперь? Для нас он не только святой, которому положено праздновать 14 июля по старому стилю. Никодим Святогорец может подать мудрый совет в непростых и злободневных вопросах, как возрождать православную жизнь на приходах, в монастырях. Недавно российские пастыри обсуждали животрепещущую тему: нужно ли всякий раз перед причастием, если мирянин часто причащается, предварительно совершать исповедь и последование к причастию со всеми указанными канонами? Весьма кстати во время обсуждения этих вопросов была опубликована “Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин”. Книга эта, вышедшая когда-то стараниями преподобного Никодима, содержит ценные рассуждения о христианской жизни каждого из нас. Само её название настраивает читателя на непрестанное участие в церковных таинствах. Как при этом избежать профанации таинства?

Одним из препятствий на пути нелицемерного покаяния является превращение живого покаяния в регулярную, но формальную исповедь, на которой из месяца в месяц, из года в год перечисляются одни и те же грехи. Грехи прощаются нам, но… остаются с нами. И кающегося, и священника такой порочный круг смущает и тяготит. Духовная жизнь немыслима без регулярного причащения Христовых Таин, а перед причастием надо исповедоваться; человек встаёт в очередь кающихся, общее сознание и неотчётливое чувство присутствия греха в своей жизни у него есть, но ему приходится вымучивать, почти выдумывать, что о своих грехах конкретно он скажет на исповеди. Ясно, что наши затруднения на исповеди показывают, насколько мало в нас покаяния, как высоко находится подлинное покаяние и сколь трудно до него дотянуться. Каждая книга, которая объясняет верующему путь духовного восхождения от покаяния через борьбу со страстями к соединению со Христом своевременна и желанна. Везде, где появляется намерение возродить христианскую жизнь на прочном святоотеческом основании, труды Никодима Святогорца будут в помощь.

Одна греческая икона изображает Никодима на фоне полок с книгами. Преподобного правильно рассматривать как учёного монаха, но он - и нечто большее. Греция времён Никодима была под властью турок, христиане терпели притеснения от иноверных. Труды Никодима совершались полуподпольно, например, “Добротолюбие” печаталось в венецианском “тамиз­дате”. Книжные полки позади Никодима - это не просто рабочее пространство просвещённого инока, не только то, что он читает и что пишет. Полки представляют подвижническое поприще Никодима, на нём иноку нужно быть целеустремлённым, терпеливым, богоугодным и мужественным. Таким и был Преподобный.

Русскому читателю из трудов Преподобного наиболее известны те, которые не соотносятся с самим Никодимом в смысле привычного нам понятия об авторстве. Труды эти принадлежат Преподобному скорее как редактору, переводчику, составителю, компилятору, издателю - он адаптировал и распространял наставления, нужные и полезные для духовного роста человека. Преподобный оставил после себя множество духовной литературы, она свидетельствует о его благодатной душе, о том, как этот монах использовал свои творческие задатки вкупе с организаторскими способностями для всеправославного блага.

Имя Никодима нельзя найти на обложке “Добротолюбия”. Он вообще любил оставаться незаметным. Пожалуй, не Паисий Величковский, переводивший “Добротолюбие”, а Феофан Затворник познакомил отечественного читателя с преподобным Никодимом. Это произошло, когда Феофан выпустил “Невиди­мую брань” с надписью на титуле - блаженной памяти старца Никодима Святогорца. Духовная связь двух святых лично меня потрясает. Никодим издал греческое “Добротолюбие”, Феофан на его основе выпустил русское “Добротолюбие”, Никодим издал “Книгу, называемую Невидимая брань”, Феофан на её основе опубликовал русское переложение “Невидимой брани”. Получается, святитель Феофан как бы шёл по стопам преподобного Никодима. Тем, кто любит святителя Феофана, а таких много, должна быть дорога память и Никодима святогорца, у которого Святитель учился.

В наши дни “Невидимая брань” стала предметом пререканий. Причина в том, что преподобный Никодим не являлся автором этого текста, в своём греческом издании он указывал, что за основу им была взята книга “некого мудрого мужа”. Теперь известно, что имя этого мужа - Лоренцо Скуполи (1530–1610). Католический священник театинского ордена, Скуполи написал подопечным монахиням книгу “Брань духовная”, в оригинале даже прописано адресное пастырское обращение к читателю: “Любезная дочь!”. При жизни Скуполи книга распространилась за стенами опекаемого им монастыря, стала популярной и выдержала 60 (!) изданий. После смерти Скуполи книгу также переиздавали, переводили на многие языки, теперь насчитывается около 600 разных изданий. Неудивительно, что весьма востребованная книга привлекла внимание преподобного Никодима; на её базе он и выпустил греческую “Невидимую брань”.

В наши дни “Невидимая брань”, к сожалению, попала в область полемики вокруг экуменизма. Радикальные экуменисты находят, что православный святой черпал духовные сокровища из католической традиции - значит, и остальным православным можно, по примеру Преподобного. Радикальные антиэкуменисты находят, что “некий мудрый муж” был православным греком, у него-то и заимствовал наставления католик Скуполи, а потом Никодим вернул православным их наследие - значит, “Невидимая брань” свидетельствует о влиянии православной духовности на католиков, а не наоборот.

Думается, что обе радикальные позиции предвзяты и критики не выдерживают. Духовность Никодима - исихастская , а не театинская, исихастско-театинская или какая-нибудь ещё. Об этом можно судить, если взять в руки русский перевод Скуполи, любой из двух существующих. Мы увидим, что “Невидимая брань” оправославливает католический текст, вносит в него патристическую исихастскую специфику, а вовсе не окатоличивает православного читателя, не устраняет “конфессиональ­ную узость”, как полагают радикальные экуменисты.

С другой стороны, радикальные антиэкуменисты, думаю, напрасно отказывают в авторстве Скуполи. Отказывать можно было бы только на основе исторически подтверждённых сведений авторства преподобного Никодима. А также неплохо помимо выяснения отношения Преподобного к написанию “Духовной брани” провести соответствующий текстологический анализ двух “Браней”. Пока никто не принялся за такую работу, утверждение о греческом оригинале книги остаётся голословным и обсуждению не подлежит даже в качестве рабочей гипотезы. Вообще выискивать в действиях Никодима какой бы то ни было радикализм, экуменический или антиэкуменический, не стоит. Нет его и в работе над “Невидимой бранью”.

В самом деле, спор идёт о книге, главная тема которой, -покаяние и борьба со страстями. Иными словами, книга посвящена элементарным вопросам религиозности, они касаются христиан всех конфессий, даже очень далёких от православной духовности и католической аскетико-мистической традиции. Я видел сокращённый вариант “Брани” на полках баптистского книжного магазина, и меня это удивило, конечно, но не сильно. Больше скажу, элементарные вопросы религиозной жизни касаются всех людей. Ещё древние греки-язычники считали, что человек станет человеком, лишь преодолев свои страсти. Какие у меня страсти и как их преодолеть - вот в чём вопрос. Борьба со страстями имеет всечеловеческое значение, и рассуждения о ней можно услышать не только от католиков, но и от неверующих. Имеются в виду рассуждения не пустопорожние, а те, из которых можно извлечь для себя пользу.

Общая и элементарная тема борьбы со страстями была взята преподобным Никодимом из католического источника, переработана в православном духе и предложена вниманию православной паствы. В этом нет ничего противоестественного. Вот если бы Преподобный взял возвышеннейшую и труднейшую тему о созерцательной, мистической жизни бесстрастного христианина из опыта западно-христианских визионеров, тогда он променял бы исихастскую традицию на католическую (хотя бы отчасти). Но этого, слава Богу, с ним не произошло. А произошло другое - издание православного руководства для воцерковления новоначальных; при издании использовался текст Скуполи, разбирающий самые первые шаги на христианском пути. Скуполевские рассуждения были специально адаптированы для греков опытной христианской душой афонского подвижника.

Принадлежность “Невидимой брани” исторически точно определима, что поможет нам лучше понять сей труд и не будет лишним, поскольку исихастская традиция - понятие объёмное, на сегодняшний день включает в себя шестнадцативековую историю. “Невидимая брань” принадлежит к литературе греческого движения колливадов, его активным участником и был в XVIIIв. преподобный Никодим. Это религиозное движение в очень трудных условиях несвободы проповедовало православным грекам исихастскую аскезу (покаяние, духовную борьбу за приближение к бесстрастной жизни) и литургическое благочестие, как они могут развиваться от самых элементарных начал в приходе, дома, в монастырской келье. Вот что надо усмотреть в “Невидимой брани” на фоне текста Скуполи.

Преподобный Никодим Святогорец лично для меня представляется святым, чей подвиг связан прежде всего с православным просвещением, и не только в смысле книгоиздательской деятельности, но и в смысле вдохновляющего личного примера, как начинать жить согласно христианскому призванию здесь и сейчас.

Книга была перепечатана в нашем журнале (см. №№ 1(35), 2(36) за 2003 г.). “Альфа и Омега” опубликовала также материалы Круглого стола, посвящённого подготовке прихожан к причащению (см. № 1(48) за 2007 г.).

Память преподобного Никодима Святогорца совершается в Православной Церкви 27 июля по новому стилю. Кроме того, он поминается в день Собора Афонских преподобных.

Житие преподобного Никодима
Жизнь преподобного Никодима (в миру Николай Калливурси) не была богата яркими внешними событиями. Он родился в середине XVIII века на одном из островов греческого архипелага в семье благочестивых родителей, которые с детских лет привили ему любовь к Богу и святой Церкви. В юном возрасте он покинул родной дом и отправился в город Смирну для того, чтобы изучать богословие, а также разные языки, к которым он имел большой талант. За годы учебы он освоил латынь, итальянский и французский языки, что впоследствии помогло ему в литературной деятельности. В те годы Смирна являлась крупным интеллектуальным центром Греции, где преподавали лучшие мыслители, и благодаря этому образование, полученное будущим преподобным, отличалось глубиной и разносторонностью. После нескольких лет учебы он вернулся на родной остров, где некоторое время служил секретарем митрополита. Когда же ему исполнилось 26 лет, он отправился на Афон, где принял иноческий постриг с именем Никодим, и с тех пор его жизнь была неразрывно связана со Святой горой.
Во второй половине XVIII века в одном из афонских монастырей были найдены рукописи книги «Добротолюбие», включавшей в себя поучения святых Отцов IV-XV веков о духовной жизни. Этому сборнику суждено было стать одним из самых значительных литературных трудов Православной Церкви, созданных в традиции исихазма. Изданию книги предшествовала большая подготовительная работа, и преподобный Никодим по благословению митрополита принимал активное участие в издании этого сборника, который был напечатан в 1782 году. Это положило начало литературной деятельности святого Никодима. Кроме того, в монастыре он много времени уделял изучению Священного Писания и святоотеческих трудов.
Спустя некоторое время после пострижения преподобный Никодим принял схиму и взял на себя подвиг затворничества, длившийся около шести лет. Затем последовали новые труды по редактированию писаний святого Симеона Нового Богослова, а также написание своих книг, посвященных вопросам духовной жизни. Скончался святой Никодим в 1809 году в возрасте шестидесяти лет, и его мощи по-прежнему хранятся на Святой горе.

Литературное наследие
Всю свою жизнь преподобный посвятил богословской и литературной деятельности. Благодаря прекрасному образованию он также заниматься переводами: самым известным трудом, который он перевел на греческий язык, стала книга «Невидимая брань». Этот труд был написан католическим священником Лоренцо Скуполи во второй половине XVI века и посвящен борьбе против страстей и возрастанию в духовной жизни. Преподобный Никодим осуществил перевод этой аскетической книги, внеся некоторые изменения в соответствии с традициями Православной Церкви, а после издал этот труд. Авторство не было указано, чтобы не вызывать смущения у православных читателей. Позже в России было также сделано несколько переводов этой книги, наиболее авторитетным из которых является труд святителя Феофана Затворника.
Другим важным литературным трудом преподобного Никодима является произведение «О хранении чувств», в котором святой, опираясь на учение Церкви и свой личный опыт, подробно рассматривает влияние ума на чувства человека. Затем им подробно разбираются пути хранения всех пяти чувств и сердца от влияния страстей. Кроме поучительной литературы, в наследии святого Никодима Святогорца есть также несколько творений толковательного характера. Это объяснение канона Пасхи и канона, посвященного празднику Воздвижения Креста Господня.

Тропарь, глас 3:
Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,// имиже, яко свет, мирови возсиял еси.

Кондак, глас 8:
Яко таинника изряднейшаго добродетельнаго жития и благочестия,/ богоноснаго учителя Православия, празднует тя Церковь,/ с Небес бо дарования приемый,/ озарявши Божественными твоими писании вопиющих ти:/ радуйся, отче Никодиме.

Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Никодиме, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче Ангелов.

Молитва:
О богодохнове́нный и вселе́нский и́стины учи́телю, изря́дная Святоимени́тыя Горы́ похвало́, светле́йшая звездо́ Правосла́вныя Це́ркве Собо́рныя, всепреподо́бный и святы́й о́тче Никоди́ме! Да́ждь нам просвеще́ние моли́твами твои́ми во исполне́ние боже́ственныя во́ли, напра́ви стопы́ на́ша ко стезя́м доброде́тельнаго жития́, осени́ нас да́нною тебе́ благода́тию и вразуми́ ум наш, во е́же разуме́ти богому́драя поуче́ния твоя́, да обря́щем в них покая́ние, исцеле́ние, ра́дость, мир, кро́тость, поко́й, любо́вь, и а́ще что добро́ и бла́го и спаси́тельно, и в конце́ живо́т ве́чный, и моли́ся всегда́ ко Го́споду о всех нас, и́скренне лю́бящих тя и на всяк день и час призыва́ющих оте́ческую твою́ бла́гость и по́мощь. Аминь.

error: Content is protected !!