Кошка как священное животное в разных странах. Значение кошки в древнем египте

Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают мистической силой и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов. Защищали своих хозяев и дома от злых духов.

Вот что написано на одном из постаментов в Долине царей:

«Вы, Великий Кот, воплощение справедливости, покровитель вождей и святой дух. Вы действительно Великий Кот».

Высокая роль животных в египетском обществе объявляется тем, что основным промыслом в государстве было занятие сельских хозяйством. А это означает, что постоянно требовалось бороться с нашествием мышей, крыс и змей. По-видимому, египтяне узнали, что кошки могут охотиться на незванных гостей и подбрасывали им специально еду, чтобы они приходили на склады и поля почаще.

Все это происходило рядом с населенными пунктами, поэтому кошки постепенно начали привыкать к людям и стали проживать совместно с ними. Котята начали появляться уже в безопасном укрытии – человеческом доме. Кошек использовали для толкования сноведений. Они могли предсказать, хорошим ли будет урожай.

Различия между дикими и домашними кошками в Египте не было. Всех их называли «миу» или «миут». Происхождение этих слов неизвестно, но вероятно, что они возникли от звука, который произносят животные – мяуканье. Так называли даже маленьких девочек, подчеркивая их отличные черты: мягкость характера, хитрость и ум.

Кошки в истории Древнего Египта

Кошки Древнего Египта

В древнем Египте существовали две породы кошек. «Камышовый кот» и «Африканская дикая кошка». Последние имели более спокойный характер и были одомашены. Существует доказательство того, что все родословня всех домашних кошек пошла с Египта.

Считается, что первые животные были завезены в Египет из около 2000 г. до н.э. из Нубии во время Нового царства. Хотя на самом деле это мнение ошибочно, посколько археологи нашли в кургане рядом с Асьют на юге страны мужчину, преданного земле вместе с кошкой. Захоронение датируется около 6000 г. до н.э. Предполагается, что кошки были одомашнены около 2000 г. до н.э. А собаки – примерно 3000 г. до н.э.

В период Нового царства изображения кошек можно встретить в гробницах людей. Хозяева часто брали с собой на охоту кошек для ловли птиц и рыб. Наиоблее распространены рисунки, где кошка сидит под или рядом со стулом хозяина дома, что означает защиту и дружбу.

Когда был построен город Бубастиса (Пер-Баст) в качестве царской резиденции для Шешонка I (XXII династия) культ кошки Баст находился в центре управления великой державы.

Геродот посетил Бубастиса примерно в 450 г. до н.э. и отметил, что даже не смотря на то, что храм Баст был не такой большой, как в другихх городов, но он был богато украшен и представлял интересное зрелище». Он также подтвередил, что ежегодный фестиваль Баст проводился в одном из самых популярных городов Египта.

Сотни тысяч паломников приезжали со всех районов Египта, чтобы веселиться, пить вино, танцевать, петь и молиться кошке. Фестиваль был настолько хнаменит, что пророк Иезекииль, предупредил, что «Молодые люди Авен и Бубастина падут от меча, а их города попадут в плен» (Иезекииль 30:17, VI в. до н.э.). Бубастин был разрушен персами в 350 г. до н.э. Культ Баст был официально запрещен указом императора в 390 г. до н.э.

Культ кошки в древнем Египте

Самым известным культом поклонения кошке была Баст. Также существовало несколько других древних идолов, связанных с животным. Нейт иногда принимала форму кошки. Кот был одним из священных символов Мут.

В Книге Врат и Книге Пещеры указано, что кошка представляла собой священное животное по имени Миути (Мати). Ей посвящен 11 раздел Дуате в Книге Ворот (предрассветные часы). И время, когда Ра ведет борьбу с врагами в Книге Пещер. Возможно, что этот культ связывался с Маути, изображенным в гробнице фараона Сети II и относится к Мау или Мау-Аа («Великая кошка») как одна из форм проявления Ра.

В 17 главе Ра принимает вид кошки, чтобы убить змею Апеп:

«Я, кот Май, бросился на дерева Персе в ночь Анну, когда враги Неб-эр-тчер» (вид Осириса) были уничтожены!»

Кошки также были связаны с «Глазом Ра» и Исидой, потому что они воспринимались как великие матери.

Убийство кошки в Древнем Египте

Мумия кошки в Древнем Египте

Многим животным, особенно в ранний период развития цивилизации, присваивались магические силы, как например, крокодилы, ястребы и коровы. Каждая кошка была связана с потусторонним миром и защищала простого человека при входе его в Царство Мертвых. Только фараон считался настолько могущественным, что все животные находились под его опекой.

За причинение вреда ей взимались очень высокие штрафы на протяжении всей истории Египта.

Во время популярности культа Баст, убийство кошки каралось казнью.

Диодор Сицилийский писал:

«Кто убьет кота в Египте, будет приговорен к смерти, совершил он это преступление умышленно или случайно. Люди собираются убить его. Несчатный Роман, он случайно убил кошку, но его жизнь не может быть сохранена. Так повелел царь Птолемей Египта» .

Тем не менее, исследования мумий кошек свидетельствуют о том, что в Бубастисе им были причинены травмы или они были убиты преднаменно.

Процветала контрабанка по незаконному экспорту кошек в центр страны. Судебные записи подтврждают, что армия фараона была отправлена, чтобы спасти похищенных животных.

Геродот утверждал, что когда в доме случался пожар, сначала выносили кошек. Это объяснялось тем, что испуганные видом незнакомого человека кошки могут «прыгнуть в огонь». Может быть, эта история преувеличена, но она подчеркивает высокий статус животного в египетском обществе.

Философ рассказывает историю про любовь египтян к кошкам. Судя по всему, персы захватили несколько семей кошек и вывезли их за пределы Пелусии. Когда египетские войска увидели испуганных кошек на поле боя, они сдались, выручив своих верных друзей.

Процесс мумификации и погребения кошек в Египте

Когда кошка умирала, семья хозяина впадала в глубокий траут и брели брови. Тело кошки мумифицировали и хоронили, обустраивая склад с мышами, крысами и молоком. Некоторые могилы были обнаружены в Бубастиса, Гизе, Дендере, Бени Хасан и Абидосе. В 1888 г. в Бени-Хасане был найден кошачий некрополь с 80 тыс. мумий кошек.

Тело кота бальзамировали. Диодор писал:

«Обрабатывали кедровым маслом и специями для придания приятного запаха и сохранения тела в течение длительного времени».

«О чудесная кошка, дарованная навеки»
Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет.

Нигде и никогда, ни в одной стране мира кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Воистину, это был золотой век в истории этого животного, время почитания и обожествления. Культ поклонения кошке появился в один из самый ранних периодов древнеегипетской истории. Упоминания об их божественности встречаются ещё во времена второй династии древних царств. Кошек продолжали почитать ещё очень и очень долго.


Немногим позднее, после объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью одного царя, сформировался весьма значительный и влиятельный культ богини-кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Ее изображали как женщину с головой кошки, и она входила в «священную девятку» (девять верховных богов Египта).

Баст, или Бастет, - в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага

Уподобляемая солнечному и лунному свету, царственная Баст была наделена властью открывать зарю нового дня. На обелисках и основаниях статуй богини высекались священные тексты-молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца».

Была у египтян ещё одна богиня, имеющая непосредственное отношение к кошкам. Это львица Сохмет (или Муут), могучая, великая владычица пустыни. Грозная и беспощадная богиня войны и палящего солнца. В состоянии ярости она превосходила все рати врагов. Её оружием были знойные ветры самума и стрелы, которыми она поражала сердца врагов.

Сехмет, Сахмет, Сохмет («могучая») . Обладала характером, не поддающимся контролю.

В одном из древних мифов о наказании непокорных людей богом Ра Сохмет превзошла все дозволенные границы и устроила беспощадную резню людей. Испугавшись, как бы Сохмет вовсе не истребила всех людей, боги пролили на землю красное вино. Приняв его за кровь, Сохмет набросилась на него, опьянела и уснула, прекратив бойню.

Несмотря на гневливый характер, она была хранительницей мира и защитницей людей. К Сохмет возносили молитвы в минуты опасности и просили зашиты от врагов.

Религиозным центром поклонения богине-кошке был город Бубастис недалеко от дельты Нила. По описаниям древнегреческого историка Геродота, там находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Баст. А в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в ее честь был воздвигнуто главное святилище храма Баст. Там возвышалась огромная статуя богини, высеченная из дорогого ассуанского мрамора. Во время ежегодных религиозных празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила.

В подобном обожествлении проявилось восхищение египтян чистоплотностью кошки, её заботой о котятах. Кроме того, загадочный ночной образ жизни, светящиеся во мраке глаза и невероятная способность мгновенно и бесшумно исчезать и появляться, неслышно ступая мягкими лапками. Всё это вызывало удивление, смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым характером и независимостью. Ведь она хоть и живёт рядом с человеком, но в то же время гуляет сама по себе и вхожа в иной, потусторонний мир.

Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели.

Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, чтобы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

Почти в каждой семье простых египтян была дома кошка. За ней ухаживали, как за самым дорогим существом. Если, не допусти Боги, в доме начинался пожар, кошек выносили из огня в первую очередь, раньше, чем детей. Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя о ее утрате, надевали траурные одежды, пели погребальные песни и брили головы и брови в знак траура. Умерших кошек оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и мумифицировали, используя бальзам. Только тогда, согласно верованиям и представлениям о загробной жизни, душа их любимицы могла возродиться в новом теле после смерти. Чтобы кошка хорошо себя чувствовала в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки, любимые ею при жизни, и даже мумии мышек.

Кошки богачей заворачивались в тканое льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках.

В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенных саркофагах. Всего археологами было обнаружено около 300 тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй – четвёртой династии (III тысячелетие до н. э).


фото древней мумии кошки, найденной в Египте

Закон был так же на стороне этого священного животного. За убийство кошки, даже непредумышленное, грозило суровое наказание вплоть до смертной казни.

Поклонение кошке однажды подвело египтян. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако персидский царь Камбиз прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Им был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы каждая хорошо была видна. (По другой версии, кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах.)

Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с привязанными кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить священных животных. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего высокого положения вплоть до завоевания страны греками.


Кошка породы Египетская мау

Что интересно. Распространению кошек за пределы страны препятствовали сами египтяне. Вывозить кошку из Древнего Египта строжайше запрещалось. Это означало похитить собственность фараона и было тягчайшим преступлением. Чем оно каралось, думаю, говорить не стоит. Когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в других землях находили домашних кошек, они покупали или крали их, чтобы вернуть тех обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

Египетские художники постарались изобразить священное животное в любых формах на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались «утчат» и являлись символом плодородия. Молодые девушки страстно молили богиню Баст об исполнении их желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.

КотоДайджест

Спасибо за подписку, проверьте почтовый ящик: к вам должно прийти письмо с просьбой подтвердить подписку

Пожалуй, ни одно животное не вызывало у людей такие противоречивые чувства, как кошка - её то возводили в ранг божества, то ненавидели, как исчадие ада. Если бы кто-нибудь создал альбом, иллюстрирующий отношения людей и кошек за всю историю цивилизации, - мы могли бы с его помощью совершить поистине головокружительное путешествие из доисторических времен к современности по разным эпохам, странам и континентам.

Но, безусловно, апогея поклонения и славы достигли кошки в Древнем Египте. Именно там они были причислены к богам и считались олицетворением двух главных небесных светил - Луны и Солнца.

Богиня кошек Баст - символ радости, любви и плодородия

Пожалуй, самый известный «кошачий персонаж» в Египте - богиня кошек по имени Баст, или Бастет (второй вариант произношения), многие из нас её видели хотя бы на картинках в школьных учебниках. Бастет покровительствовавшая красоте, любви и плодородию. Расцвет её культа пришёлся на время между Средним и Новым царством, центром поклонения стал город Бубастис. А посвящённый ей храм Бубастейон был возведён в Саккаре, недалеко от Мемфиса - столицы Древнего Царства.

Священные кошки Египта принимали непосредственное участие в ежегодных торжествах, неудивительно, что в этот период их специально разводили, выкармливая рыбой, выловленной в Ниле, и хлебом, вымоченным в молоке. Простые смертные могли приносить хвостатым свои дары, лишь когда тех выставляли напоказ. Двери храма, в котором стояли корзины с кошками, открывались для всех на второй месяц после того, как разливался Нил. Именно в это время проходили бубастиды - празднества, посвященные Баст как покровительнице урожая.

Кошка-солнце

Чем же заслужили кошки такой почёт и славу? Ведь Баст, ни много ни мало, считалась дочерью самого Ра - бога Солнца, обладала властью давать начало заре каждого нового дня и вместе со своей сестрой Сехмет выполняла роль всевидящего ока. В основе этого поклонения, оказывается, лежит… кошачий охотничий дар. Точнее сказать, способность кошек успешно бороться со змеями. Ведь именно змей Апоп, согласно египетской мифологии, был олицетворением ужаса и мрака, а кошка, священное животное Древнего Египта, побеждая его, тем самым освобождала Солнце из леденящего холода ночи, давала ему возможность освещать мир.

По легенде, борьба тьмы и света повторялась из ночи в ночь. Светоносный Ра 12 часов плыл на ладье по небу, озаряя землю, а ближе к сумеркам, когда уставший бог засыпал, лодка пересекала границу царства мёртвых, чтобы следующие 12 часов находиться в загробном мире. В решающий час на пути ладьи с неподвижным Ра вставал из сумерек Апоп, но каждый раз змей встречал отпор отважного священного кота - Атума. Обращаясь к душам мёртвых, хвостатый защитник Света обещал прогнать духов зла в преисподнюю и обезглавливал змея, давая солнечной ладье возможность продолжить путь.

Кстати, мифические кошки, победительницы тьмы, есть даже на иллюстрациях «Книги мёртвых»: картинки изображают кота, который приготовился дать отпор ужасному Апопу. Там же описано сражение под священным деревом сикоморой между змеем и богом Ра, принявшим обличье рыжего кота.

Изображение усатого змееборца встречается и на культовых палочках сенет. Доказательства прямого отношения кошки к культу дневного светила есть и на камнях Нового Царства. Вывод один: египтяне были уверены, что исключительно благодаря зоркости и смелости кошек наш мир каждый день может радоваться животворящему свету Солнца.

Кошка-луна

Интересно, что в те же самые времена культ Баст ассоциировался одновременно и с ночным светилом, так как считалось, что именно Луна отвечает за оплодотворение и покровительствует будущим мамам и детям. О связи кошки-богини с лунным диском упоминает Плутарх в своём труде «Об Изиде и Осирисе». Египтяне были уверены, что кошка способна зачать 7 раз в жизни и дать жизнь 28 котятам. И именно столько дней насчитывает лунный календарь.

Примечательно, что олицетворение Луны, греческая богиня Артемида, убегая от чудовищного змея Пифона, также обернулась кошкой и укрылась от преследователя… в Египте!

Священные кошки Египта - объект поклонения

Слепое почитание кошек египтянами само по себе стало притчей во языцех. Так, все члены семьи, в которой умирал питомец, должны были сбривать себе брови в знак скорби и траура. Ещё один факт, подтверждающий благоговение жителей Египта перед хвостатыми, известен благодаря Птолемею. Историк описал, как в VI веке до нашей эры воины правителя Персии Камбиза II пошли на хитрость, осаждая пограничный город Пелузий. Наступавшие в первой линии солдаты несли перед собой кошек, и их противникам ничего не оставалось, как сдаться, чтобы не навредить объектам своего поклонения.

Убийство кошки и вовсе каралось смертью виновника, и спорить с этим законом не мог даже фараон. Так, по преданию, в 47 году до нашей эры один из римских воинов убил в Александрии кошку, за что местные жители устроили над ним самосуд. Птолемей XII Авлет, отец знаменитой Клеопатры, не смог отстоять котоубийцу.

На самом деле, это событие, даже если оно и не является историческим фактом, имеет весьма символическое значение. Ведь в это время Цезарь со своим войском уже подходил к берегам Нила, и совсем скоро в результате победоносной войны подчинил Египет власти Рима. В качестве одной из многочисленных провинций империи, древнее государство утратило своё могущество, а вместе с ним отошли в историю египетские божества, в том числе и богиня-кошка Баст.

Какие консервы вкуснее для кошек?

ВНИМАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ! Вместе со своей кошкой Вы можете в нём участвовать! Если вы живёте в Москве или Подмосковье и готовы регулярно наблюдать, как и сколько ест ваша кошка, а также не забывать всё это записывать - вам привезут БЕСПЛАТНЫЕ НАБОРЫ ВЛАЖНЫХ КОРМОВ.

Проект на 3–4 месяца. Организатор - ООО «Петкорм».

В Древнем мире представители многих народов приручали кошек и держали их в качестве домашних животных. Однако египтяне, бесспорно, более других восхищались ими, объявив их священными животными.

БАСТ, БОГИНЯ С головой КОШКИ

Богиня Бает, чье имя в буквальном переводе означает «раздирающая», изображалась чаще всего в виде женщины с кошачьей головой. Подобно Хатор, Маат или Сехмет, Бает была дочерью солнца.

Она занимала почетную должность, служа оком Ра, солнечному богу, и участвовала, таким образом, в акте творения, проливая свет на землю и сражаясь с сумерками. Египтяне нередко связывали ее с львицей Сехмет, богиней войны, и обе они, являясь дочерьми солнца, парадоксальным образом воплощали и кротость, и гаев.

В результате археологических раскопок, проведенных на месте Иерихона в Палестине, были обнаружены кости кошек, восходящие к неолиту. Скелет кошки, датирующийся VI тысячелетием до н. э., был найден на Кипре.

Однако ученые не могут прийти к общему мнению по вопросу о происхождении домашней кошки. Некоторые исследователи утверждают, что она произошла от дикой африканской кошки (Felis sylvestris libyca) и была одомашнена древними египтянами около двух с половиной тысяч лет до нашей эры, другие же полагают, что ее предком был дикий азиатский кот (Felis sylvestris manul). Как бы то ни было, судя по всему, кошка была одомашнена около двух тысяч лет до нашей эры, и произошло это в Древнем Египте. До того кошки встречались исключительно в дикой природе.

Разумеется, древние египтяне приручали кошек не только и не столько из-за их красивой наружности, но в первую очередь из-за того, что они охотились на крыс и мышей, эффективно истребляя этих переносчиков чумы, настоящую катастрофу для урожаев зерна.

Роль кошки в повседневной

Начиная приблизительно со второго тысячелетия до нашей эры, дикие кошки, предки кошки домашней, преследовали свою добычу, грызунов, до самого человеческого жилья в долине Нила, привлеченные запахом пищи и теплом от очагов. В ту пору этот край достиг особенного процветания, в основном благодаря развитию сельского хозяйства и хлебным житницам.

Начиная с 1600 г. до н. э. египетские моряки стали брать кошек с собой в плавание, чтобы защитить свои товары и припасы от вездесущих грызунов, нарушая тем самым суровый египетский закон, согласно которому было запрещено вывозить их за пределы страны под страхом смерти. Кроме того, моряки тайно перевозили кошек, чтобы обменивать их из-под полы, как драгоценности, везде, где развивались морские торговые обмены.

Именно так кошки мало-помалу расселились по всему побережью Средиземного моря. Но египтяне использовали кошек не только для ловли грызунов, но и для охоты. Действительно, эти маленькие хищники были незаменимыми помощниками в охоте на птиц. Их держали на поводке, пока охотник убивал птиц при помощи бумеранга, а затем, когда добыча падала на землю, спускали, чтобы они принесли птицу своему хозяину.

И наконец, кошкам приписывали способность защищать людей от огня. Древнегреческий писатель Геродот рассказывал, что египтяне не боролись с огнем, утверждая, что если вдруг начнется сильный пожар, кошки сбегутся к месту происшествия и бросятся в пламя, отдавая жизни, чтобы спасти людей, оказавшихся в огне. Все, присутствующие при этом, оплакивают кошку, и огонь гаснет без чьего-либо вмешательства. Словом, кошки не только играли важнейшую роль в экономической жизни Древнего Египта, но и были настоящими позитивными символами, которым поклонялся целый народ.

Почитаемое животное

Древние египтяне считали, что ко всем животным следует относиться с уважением. Однако кошек, по-видимому, почитали намного больше остальных, потому что египетский закон под страхом смерти запрещал бранить кошек, плохо обращаться с ними и тем более убивать. Ведь египетские кошки были не просто всеми любимыми домашними животными, но прежде всего священными созданиями.

Начиная с 1567 года до н. э. кот был символом солнца, а кошка — символом луны, так что египтяне почитали этих животных, как богов. Египетские кошки, воплощения Бает, богини женственности и плодородия, или сияющего кота, обеспечивающего возвращение солнца после ночи, занимали завидное положение как в мире живых, так и в загробном царстве Осириса.

Богиня Бает считалась воплощенной кротостью, однако она, как настоящая кошка, вполне могла выпустить когти. Египтяне с нескрываемым восхищением относились к этой богине с головой кошки, которую неизменно сопровождал выводок ее котят. Каждый год в честь Бает совершались жертвоприношения узников. В каждом доме была по меньшей мере одна кошка, а когда она умирала, члены семьи выбривали брови в знак скорби и носили траур на протяжении семидесяти дней. Безутешный глава семейства заворачивал умершую любимицу в полотно и относил ее бальзамировщикам, а затем погребал.

Поскольку бальзамирование обходилось очень недешево, у главы семейства было в запасе целых семьдесят дней на то, чтобы собрать необходимую сумму. Одно из наиболее наглядных свидетельств такого поклонения со стороны египтян находится в городе Бени-Хасане, где археологи обнаружили целое кладбище кошек. Здесь покоились тысячи мумий этих священных животных! Кошки жили при каждом храме, и должность смотрителя кошек была очень завидной; она передавалась по наследству, от отца к сыну.

Держать кошку у себя дома могли только очень успешные египтяне, потому что уход за ней стоил дорого. Они питались не только мышами! Действительно, этих животных так почитали, что кормили первыми, и им доставались лучшие куски мяса или рыбы. Кроме того, когда египтянин стремился снискать расположение богини Бает, чтобы она исполнила его просьбу, он относил лучшую рыбу в дар ее земным воплощениям — кошкам.

Мифы, легенды и реальные истории, покрытые вековой пылью лишь подтверждают, что кошки – священные животные, настолько древние, что сложно определить начало истории их происхождения.

За века к этим животным относились по-разному, сами животные претерпели изменения, но все они обладают ловкостью, хитростью во взгляде, тайной, которая так притягивает, но остаётся непостижимой для человека.

Полубоги Египта

Древние египтяне почтительно относились к кошкам, разделяющих их мир и мир богов. Сами животные считались полубогами. Известным древнеегипетским божеством, связанным с этими животными являлась Баст (Бастет) – богиня радости, счастья и любви, дочь бога Ра. Изображалась Бастет в виде девушки с головой кошки, держащей в одной руке погремушку, а в другой – пятерых котят. Разгневанная богиня Баст превращалась в Сахмет – львицу, изображалась в виде девушки с головой львицы.

Огромный храмовый комплекс был возведён в центре города Бубастис, который именовали как «Дом Бастет». Животные в храме носили ошейники, украшенные драгоценными камнями.

Кошки в Египте считались священными животными, способными исцелять. Приписывались им и другие способности, в частности способность видеть вещи, которые люди не могут различать в темноте. В их глазах сохраняется свет заходящего солнца, благодаря которому животные охраняют жилище и людей в нём до самого утра.

После смерти кошки, хозяин дома и все, кто в нём проживали, сбривали брови – знак глубокого траура, который завершался тогда, когда брови заново отрастали. Умерших животных бальзамировали с использованием масел и специй для придания приятного запаха и сохранения тела в течение длительного времени, и хоронили в священных сосудах. Вместе с кошками мумифицировали мышей или крыс, которые сопровождали их в загробном мире. Мумифицированных животных находили в Бубастисе и в других местах по всему Египту. Так, например в Бени-Хасане в 1888 году обнаружено 80000 кошачьих захоронений.

За исключением ритуальных жертвоприношений убийство кошек считалось смертельно наказуемым, независимо умышлено или случайно произошло убийство. Этим воспользовались персы, которые во главе с Камбисом II разгромили силы египетского фараона и захватили город Пелусий. Персы гнали животных в сторону укреплённого города, вдобавок солдаты держали в руках щиты с изображением Бастет и, возможно, привязывали к щитам кошек. Египтяне, так почитавшие представителей семейства, не осмеливались причинить вред священным животным, и были повержены.

Кошки – священные существа в исламе

По мусульманскому преданию кошка спасла пророка Мухаммеда от нападения ядовитой змеи. Он очень уважал этих существ и призывал людей брать этих животных в свои дома и заботиться о них. Своё доброе отношение Мухаммед подтверждал не только словами, но и действиями. Ярким примером служит случай, когда перед призывом к молитве, Мухаммед пришёл в комнату за одеждой, он обнаружил спящего на рукаве одежды кота. Вместо того чтобы согнать животное, Мухаммед осторожно отрезал рукав, не потревожив кота. По возвращении Мухаммеда с молитвы, кот встретил его поклоном, в ответ пророк погладил животное три раза. Пророк Мухаммед учил милости ко всем творениям Бога. Считается, что узор в виде буквы «М» на лбу у некоторых представителей пород – знак пророка, как и три тёмные линии на спине, оставшиеся после того, как пророк погладил животное.

Почитание кошек христианами

В христианском фольклоре знак в виде буквы «М» считался знаком Девы Марии, которая благословила кошку, убившую ядовитую змею, посланную дьяволом, чтобы укусить маленького Христа, спящего в своей кроватке. По другой версии животное заслужило почтение тем, что согревало новорождённого Иисуса от холода, придя на встревоженные крики младенца. В благодарность, Дева Мария погладила кошку по лбу, оставив метку в виде буквы «М».

Священные кошки славян

В старину на Руси, да и по сей день кошка – хранитель очага. В доме, где живёт представитель семейства всегда уют, животное защищает жилище от злых духов и людей от бед. Обязательно следовали обычаю – первой через порог в новый дом пускали кошку. Верили, что животное принесёт благополучие в новый дом. Где животное надумает улечься, там ставили кровать.

У этого обычая, которого многие придерживаются до сих пор, существует ещё один смысл. Считалось, что тот, кто первым переступит порог нового дома, первым умрёт. Кошке же уготовано прожить девять жизней, и если она переступит порог дома, то смерть ей не страшна, у неё будет возможность возродиться к жизни.

Издревле укрепилась вера в то, что эти животные не приживаются в доме, где много несчастий, а если убить кошку, то удача оставит человека на семь лет.

Приписывали животным способность видеть то, чего не видит человек – призраков, духов плохих и злых. Именно кошки – священные животные, обладающие такой способностью, могут защитить от невидимого зла.

Китайские мифы

Китайская богиня Ли Шо изображалась в виде кошки. Согласно древнему китайскому мифу в начале сотворения мира боги назначили кошек наблюдателями за ходом развития их творения. Животных надели способностью разговаривать. Однако их больше интересовал сон под вишнями и игры с падающими лепестками, а не мирские заботы. Три раза боги спускались на землю, чтобы проверить насколько хорошо животные выполняют свою работу, и все три раза были разочарованы животными. Тогда боги возложили обязанности кошек на людей и лишили животных способности говорить. Теперь на животных возлагалась одна задача – поддержание порядка в мире и сохранение времени. До сих пор китайцы верят, что глядя в глаза кошки можно определить время дня.

Манэки-неко

В Японии знаменитый образ Манэки-нэко - фигурка кошки с одной поднятой лапой одухотворяет богиню милосердия. По одной из легенд император, проходил мимо храма, рядом с которым сидела кошка. Вдруг животное подняло одну лапу, призывая императора подойти ближе. Привлечённый жестом животного император вошёл в храм, а спустя мгновение осознал, что в то место, где недавно стоял, ударила молния. Так животное спасло императору жизнь. С тех пор принято считать, что кошка приносит удачу. Фигурки этих животных с поднятой лапой устанавливали в храмах, одно время фигурками могли обладать только знатные особы. На сегодняшний день фигурка Манэки-нэко – популярный в Японии подарок, охраняющий дом и приносящий удачу.

Священные кошки в индуизме

В индуизме животные занимают важное место. Говорят, что когда Брахма создал животных, он спрятал определенную тайну в каждом из них, чтобы люди разглядели в них духовное значение. Индусы считают, что в животных могут переходить души предков или предки могут возрождаться в обличии животных. В основном учении индуизма кошки не имеют особого значения, нет практики поклонения им. Тем не менее, они не пострадали от гонений, насилия из-за различных верований, которые предполагали негативное отношение к ним, как например, в средневековой Европе.

Кошек символизируют с обманом и неискренностью. Примером служит каменный барельеф в Махабалипурама (Тамил-Наду), с изображением статуи кота в медитативной позе - стоящего на одной ноге и держащего передние ноги над головой. Несколько крыс молятся ему в ноги. Барельеф создан на основе истории из тантрического текста, который описывает, как кошка, выдавая себя за благочестивого подвижника, удерживала внимание мышей, поедая их между делами, пока они не осознали своего безрассудства.

В то же время в индуизме имеет место быть древняя школа теизма, известная как кошачья школа. Последователи учения основывают своё поведение на примере котёнка, позволяющего матери нести себя за загривок. Они считают, человек должен довериться Богу, который подобно матери-кошке пронесёт их через океан сансары, преодолевая все препятствия.

Убийство кошки считается тяжким грехом, который придётся замаливать и подавать милостыню. Поэтому, несмотря на приписывание этим животным отрицательных качеств, индусы проявляют к ним уважение и позволяют им жить в своих жилищах.

Кошки – священные животные в других культурах

В средневековой Европе считали, что кошки и ведьмы состоят в союзе с сатаной. Поэтому и тех и других подвергали сожжению, пыткам, их убивали жестокими невообразимыми способами, потому что люди верили, что именно так можно остановить зло и болезни. Например, во время чумы огромное количество представителей семейства были убиты для спасения людей, но на самом деле, ситуация усугубилась, ведь разлагающие трупы распространяли заразу.

Кельты верили, что кошка – хранитель потустороннего мира, они знают тайны, непостижимые человеку. Животные хитро смотрят на окружающий мир, снисходительно относясь к людям, которые не понимают глубину их знаний. Чёрные же особи считались носителями зла и подвергались смерти.

Не менее интересна история о животных, принявших участие в спасении Ноева ковчега. Как и полагается, Ной взял каждой твари по паре, в том числе крыс и мышей. Грызуны очень быстро размножались, стали подъедать запасы еды, грызть стены ковчега. Ной обратился за помощью ко льву – царю зверей. Тогда лев чихнул, и появились две кошки, которые обладая отлично развитым охотничьим инстинктом, принялись уничтожать грызунов. На основе этой истории говорят, что кошка – создание Бога, а мыши – посланники дьявола.

error: Content is protected !!