Как подготовиться к Крещению ребенка. Что нужно знать родителям и крестным

Крестная мама при крещении стоит перед алтарем в храме и держит малыша на руках. Она дает Богу обещание, что воспитает малыша в православной вере и произносит молитву крестной матери при крещении - Символ веры. Этим она свидетельствует, что знает и понимает православное вероучение и готова передать свой духовный опыт крестнику или крестнице

Молитва крестной матери за крестников

Молитва крестной матери за крестников - ее главная обязанность. Кроме этого, в входит регулярное общение с крестниками и наставление их в христианской вере, совместное посещение богослужений и причащение крестников. Крестная мама должна вспоминать своих крестников в молитве крестной матери, совершая молитвенное правило ежедневно. Если у вас нет привычки молиться дома, попробуйте это делать хотя бы вечером. Это совсем не сложно: просите здоровья и успеха в мирских делах за себя и своих ближних, попросите помощи в духовной жизни и поблагодарите Господа за все, что дал вам прошедший день.

Молитва крестной матери за крестницу

Древних молитв первых христиан за крестников не сохранилось, в стандартный молитвослов они не входят. Можно читать любую молитву о детях, добавляя только, что они крестные. Вот примеры молитв:

  1. Молитва крестной матери за крестницу, отца Иоанна (Крестьянкина):

Сладчайший Иисусе! Боже сердца моего! Ради Крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатью Твоею прикоснись сердца крестницы моей (имя), огради ее страхом Твоим Божественным, удержи ее от дурных наклонностей и привычек, направь ее на светлый путь жизни, истины и добра. Укрась жизнь ее всем добрым и спасительным, устрой судьбу ее яко же Ты Сам хочеши и спаси душу ее ими же веси судьбами! Господи, Боже отцев наших! Крестнице (имя) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои. И исполнять все это! Аминь.

  1. Молитва крестной матери за крестницу преподобного Амвросия Оптинского:

Помилуй мою крестницу (имя), за которую смиренно молю Тебя и которую предаю на Твое попечение и защиту. Вложи в нее крепкую веру, научи ее благоговеть перед Тобою и удостой ее крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя. Направь ее, Боже, на путь истины и добра, чтобы она все делала во славу Твоего имени. Научи ее благочестиво и добродетельно жить, быть доброй христианкой и полезным человеком. Дай ей здравие душевное и телесное и успех в трудах. Избавь ее от хитрых козней диавола, от многочисленных соблазнов, от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей. Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых приведи ее к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы она со всеми праведными всегда благодарила Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом. Аминь.

Молитва крестной матери за крестника

1. Молитва крестной матери за крестника, отца Иоанна (Крестьянкина):

Сладчайший Иисусе! Боже сердца моего! Ради Крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатью Твоею прикоснись сердца крестника моего (имя), огради его страхом Твоим Божественным, удержи его от дурных наклонностей и привычек, направь его на светлый путь жизни, истины и добра. Укрась жизнь его всем добрым и спасительным, устрой судьбу его яко же Ты Сам хочеши и спаси душу его ими же веси судьбами! Господи, Боже отцев наших! Крестнику (имя) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои. И исполнять все это! Аминь.

2. Молитва крестной матери за крестника преподобного Амвросия Оптинского:

Боже, мой милостивый и небесный Отче!

Помилуй моего крестника (имя), за которого смиренно молю Тебя и которого предаю на Твое попечение и защиту. Вложи в него крепкую веру, научи его благоговеть перед Тобою и удостой его крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя. Направь его, Боже, на путь истины и добра, чтобы он все делал во славу Твоего имени. Научи его благочестиво и добродетельно жить, быть добрым христианином и полезным человеком. Дай ему здравие душевное и телесное и успех в трудах. Избавь его от хитрых козней диавола, от многочисленных соблазнов, от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей. Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых приведи его к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы он со всеми праведными всегда благодарил Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом. Аминь.

Крещение малыша - волнительное событие!

Как подготовиться к нему так, чтобы ничего не упустить,

не нарушить традицию, чтоб все по-правилам?!

ЧТО ДОЛЖНА ЗНАТЬ КРЕСТНАЯ? Данную роль может выполнять православная христианка, принявшая Святое Крещение и следующая по жизни Божьим Заповедям. Крестная должна подготовиться к ритуалу заранее. Ее обязанности заключаются не только в том, чтобы знать молитвы при крещении, но и со всей осознанностью относиться к происходящему обряду. Чаще всего, Русские Православные Храмы предполагают использование следующих молитв для крещения ребенка: «Богородице Дево, радуйся»; «Царю Небесный»; «Отче наш». Также важно уметь читать Символ веры. Данные молитвы нужно знать не только крестной, но и каждому православному христианину. Они выражают всю сущность веры, помогают обратиться к Богу, очиститься от греха и обрести силу для преодоления преград на жизненном пути. Крестная должна осознавать, что в современном мире нелегко воспитать в ребенке верующего человека. Однако искренняя любовь и привязанность к малышу помогут привить лучшие качества и черты. Необходимо полагаться не только на свои силы, но и просить Господа о помощи в этом нелегком труде.

ЧТО ДОЛЖНА ПОКУПАТЬ КРЕСТНАЯ? Исходя из собственных возможностей, крестная обязана помочь родителям подготовиться к ритуалу и празднованию. Она должна купить крестнику крестик и цепочку, икону святого покровителя, крыжму. Этот вопрос довольно индивидуален и решается совместно с отцом и матерью ребенка. Кроме того, ей нужно пройти особое собеседование со священником перед крестинами.

ЧТО ДОЛЖНА ДЕЛАТЬ КРЕСТНАЯ? Конечно же, главная обязанность во время крещения заключается в горячей молитве о том, чтобы крестник сподобился принять святую благодать. Нужно обратиться к Богу в просьбе дать ей и кровным родителям силы и мудрости для воспитания ребенка согласно церковным заповедям. Во время процесса крещения девочки, крестная берет ее на руки после погружения в купель. Когда крестят мальчика, то, наоборот, — перед погружением. Очень важно установить связь с малышом до ритуала, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности. Возможно, понадобится переодеть ребенка или покачать. Крестины проходят в несколько этапов. Сначала родители, священник и крестная читают молитвы, и проводится погружение в купель. Затем осуществляется миропомазание маслом мира. Батюшка крестообразно мажет малышу лоб, глаза, ушки, грудь и произносит: “Печать Святого Духа. Аминь”. На следующем этапе происходит крестообразное остригание волос с каждой стороны головы ребенка. Это символизирует покорность Господу и преподносится, как некое жертвоприношение. Одеваться на крестины нужно скромно и аккуратно. Нельзя приходить в брюках, а юбка должна быть обязательно ниже колен. Платок — неизменный атрибут для похода в церковь при любых обстоятельствах.

ПРАЗДНОВАНИЕ СОБЫТИЯ После церковного обряда семья и гости идут в дом ребенка. Традиционным является праздничный стол, на котором обязательно должны быть сдобные пирожки. В древности специально к такому празднику варили сладкую кашу с маслом и молоком. Это блюдо можно заменить более современным, например, запеканкой на основе крупы с добавлением ягод или фруктов. А вот для папы варили особую кашу — очень соленую, острую и обжигающую. Он должен был съесть блюдо, которое символизировало трудности родов у женщины. Таким образом, отец частично разделял ее тяготы. Хорошо, если в гости будут приглашены дети разных возрастов. Это тоже было традицией в давние времена. Для них на стол нужно подать много различных сладких угощений.

Крестные родители: кто может стать крестным? Что нужно знать крестной матери и крестному отцу? Сколько крестников можно иметь? Ответы в статье!

Кратко:

  • Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного – помогать ребенку вырасти в православной вере.
  • Крестный должен быть церковным человеком , готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.
  • После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять , но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.
  • Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек – не слушайте суеверные опасения!
  • Крестными не могут быть отец и мать ребенка , а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. остальные родственники – бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее - у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.

Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта “Татьянин День “.

– Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?

– Быть крестным – и почетно, и ответственно.

Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.

Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом. Подробнее о порядке совершения Крещения читайте .

Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, – это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

– А что подарить крестнику?

– Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.

В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины – это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.

– А как мне выбрать крестных для своего ребенка?

– Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.

Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.

– Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?

– Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.

– Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?

– До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.

– А кто не может быть крестным?

– Разумеется, не могут быть крестными нехристиане – атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.

Исключительная ситуация – если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены – тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.

По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.

– А кто из родственников может быть крестным?

– Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.

– Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?

– Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.

Что касается общения с крестными, то, безусловно, измена вере, то есть отпадение в те или иные инославные конфессии – католицизм, протестантизм, тем более отпадение в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни – по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестного. Духовный союз, заключенный в этом смысле в Таинстве Крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного, и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.

– Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?

– Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.

– Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?

– С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.

С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.

– Может ли крестной матерью быть беременная женщина?

– Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

О крестных родителях

Наталия Сухинина

«Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка. У меня тоже был когда-то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где и живет он сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что-то не верится…»

(Из письма читательницы)

Так получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные.

А где они теперь, как их звать-величать, разве упомнишь?

Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Нет, слукавила, было один раз, позавидовала. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала. Была бы у меня крестная, может, и мне бы…
Теперь, конечно, пожив да поразмыслив, очень сожалею о случайных моих «отце с матерью», которые и в уме не держат, что вспоминаю их сейчас в этих строках. Без упрека вспоминаю, с сожалением. И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные.

Кому не знакома такая картинка?

Принаряженные люди стоят в стороне в храме. Центр внимания – младенец в пышных кружевах, его передают с рук на руки, выходят с ним на улицу, отвлекают, чтобы не плакал. Ждут крестин. Поглядывают на часы, нервничают.

Крестных мать с отцом можно узнать сразу. Они как-то особенно сосредоточенны и важны. Торопятся достать кошелек, чтобы расплатиться за предстоящие крестины, отдают какие-то распоряжения, шуршат пакетами с крестильными одеждами и свежими пеленками. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на «сопровождающих его лиц», среди которых лицо крестного – одно из многих. Но вот батюшка приглашает – пора. Засуетились, заволновались, крестные изо всех сил стараются сохранить важность – не получается, ведь и для них, как и для их крестника, сегодняшний выход в Божий храм – событие знаменательное.
– Когда последний раз были в церкви?- спросит батюшка. Они в смущении пожмут плечами. Он может и не спросить, конечно. Но даже, если и не спросит, все равно по неловкости и по напряжению можно определить без труда, что крестные – люди не церковные, и только событие, в котором пригласили их участвовать, привело их под своды церкви. Станет батюшка задавать вопросы:

– Крест носите?

– Молитвы читаете?

– Евангелие читаете?

– Праздники церковные чтите?

И начнут крестные бормотать что-то невнятное, виновато опускать глаза. Священник обязательно усовестит, напомнит о долге крестных отцов и матерей, вообще о христианском долге. Поспешно и охотно будут кивать крестные головами, принимать смиренно обличение во грехе, и то ли от волнения, то ли от смущения, то ли от серьезности момента мало кто запомнит и впустит в сердце главную батюшкину мысль: все мы в ответе за своих крестников, и ныне, и присно. А кто запомнит, тот скорее всего превратно поймет. И от случая к случаю, памятуя о своем долге, начнет вкладывать в благополучие крестника посильную лепту.

Первый вклад сразу после крещения: конверт с хрустящей солидной купюрой – на зубок. Потом к дням рождения по мере возрастания чада – шикарный комплект детского приданого, дорогую игрушку, модный ранец, велосипед, фирменный костюм, и так вплоть до золотой, на зависть неимущим, цепочки к свадьбе.

Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем «грозит» нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.
Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение – это духовное рождение человека. Помните, в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».

Серьезными словами – «хранители веры и благочестия» – называет Церковь восприемников. А ведь чтобы хранить, надо знать. Поэтому только верующий православный человек может быть крестным, а не тот, кто вместе с крещаемым младенцем первый раз выбрался в храм. Крестные должны знать хотя бы основные молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Да воскреснет Бог…», они должны знать «Символ веры», читать Евангелие, Псалтирь. И уж, конечно, носить крест, уметь креститься.
Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Батюшка ему: крест надень, а он – не могу, некрещеный. Прямо анекдот, а ведь сущая правда.

Вера и покаяние – два основных условия соединения с Богом. Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Именно поэтому они произносят вместо младенцев и слова «Символа веры», и слова отречения от сатаны.

– Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? – спрашивает священник.

– Отрицаюсь,- отвечает восприемник вместо младенца.

На священнике светлая праздничная риза как знак начала новой жизни, а значит, духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит ее, всех стоящих рядом с зажженными свечами. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных. И его оденут в белые одежды. В это время поется очень красивый тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…» Принимайте свое чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом, вы взяли на себя подвиг духовного родительства, и за то, как понесете вы его, держать вам теперь ответ перед Богом.

На Первом Вселенском Соборе было принято правило, по которому женщины становятся восприемницами для девочек, мужчины для мальчиков. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы. По древней русской традиции, приглашают и того, и другого. Оно, конечно, кашу маслом не испортишь. Но и здесь необходимо знать вполне определенные правила. Например, муж и жена не могут быть крестными одному малышу, так же как и родители ребенка не могут быть ему одновременно и крестными родителями. Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.

… Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать? Да с самого малого. На первых порах, особенно если ребенок первый, родители сбиваются с ног от свалившихся на них забот. Им, как говорится, ни до чего. Вот тут самое время протянуть им руку помощи.

Носить малыша к Причастию, позаботиться, чтобы над колыбелью его висели иконки, подавать за него записочки в храме, заказывать молебны, постоянно, как и своих кровных детей, поминать в домашних молитвах. Конечно, не надо делать это назидательно, дескать, вы в суете погрязли, а я вот какой весь из себя духовный – о высоком думаю, к высокому стремлюсь, вашего ребенка окормляю, чтобы вы без меня делали… Вообще духовное воспитание малыша возможно только в том случае, если крестный в доме свой человек, желанный, тактичный. Не надо, конечно, перекладывать на себя все заботы. С родителей обязанности духовного воспитания не снимаются, но помогать, поддерживать, где-то заменять, если необходимо, это обязательно, без этого перед Господом не оправдаться.

Вот уж действительно непростой крест. И, наверное, надо хорошенько подумать, прежде чем на себя его возлагать. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? А родителям хорошенько вглядеться в родственников и друзей – кандидатов на почетный пост. Кто из них сможет стать по-настоящему добрым помощником в воспитании, кто сумеет одарить ваше чадо истинными христианскими дарами – молитвой, умением прощать, способностью любить Бога. А плюшевые зайчики размером со слонов – это, может, и неплохо, но совсем не обязательно.

Если в доме беда – тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть «мирись, мирись, мирись» двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и – молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.

Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной.

Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали. Из большой детской беды.

Зовут этого человека Александр Геннадьевич Петрынин, он живет в Хабаровске, директорствует в Центре реабилитации детей, а проще – в детском приюте. Как директор, он делает очень много, пробивает средства на оборудование классов, подбирает кадры из совестливых, некорыстных людей, вызволяет своих подопечных из милиции, собирает их по подвалам.

Как крестный отец – водит их в храм, рассказывает о Боге, готовит к Причастию и – молится. Много молится, очень много. В Оптиной Пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре, в Дивеевском монастыре, в десятках храмов по всей России читаются написанные им длинные записки о здравии многочисленных крестников. Он очень устает, этот человек, он иногда почти падает от усталости. Но у него нет другого выхода, он крестный, и его крестники особый народ. Его сердце – редкое сердце, и батюшка, понимая это, благословляет его на такое подвижничество. Педагог от Бога, говорят про него те, кто знает его в деле. Крестный от Бога – можно ли так сказать? Нет, наверное, все крестные от Бога, но он умеет страдать, как крестный, умеет любить, как крестный, и умеет спасать. Как крестный.

Для нас, чьи крестные дети, как дети лейтенанта Шмидта, разбросаны по городам и весям, его служение детям – образчик настоящего христианского служения. Думаю, многим из нас до его высот не дотянуться, но если уж делать жизнь с кого, то как раз с тех, кто понимает свое звание «восприемник», как серьезное, а не случайное дело в жизни.
Можно, конечно, сказать: я человек немощный, занятый, не ахти какой церковный и самое лучшее, что могу сделать, дабы не грешить, это вообще отказаться от предложения быть крестным. Так честнее и проще, правда? Проще – да. Но честнее…
Мало кто из нас, особенно когда незаметно подошло время остановиться, оглянуться, может сказать про себя – я хороший отец, хорошая мать, я ничего не задолжал собственному ребенку. Мы задолжали всем, и безбожное время, в котором произрастали наши запросы, наши прожекты, наши страсти, и есть результат наших друг другу долгов. Мы уже не отдадим их. Дети выросли и обходятся без наших истин и наших открытий Америки. Родители состарились. Но совесть – глас Божий – свербит и свербит.

Совесть требует выплеска, и не на словах, а на деле. Разве не может быть таким делом несение крестных обязанностей?
Жаль, мало среди нас образчиков крестного подвига. Слово «крестный» почти исчезло из нашего лексикона. И большим и неожиданным подарком стало для меня недавнее венчание дочери моего детского друга. Вернее, даже не венчание, что само по себе большая радость, а застолье, сама свадьба. И вот почему. Сели, разлили вино, ждем тоста. Все как-то смущаются, родители невесты пропускают вперед с речами родителей жениха, те наоборот. И тут встал высокий и красивый мужчина. Он встал как-то очень по-хозяйски. Поднял бокал:

– Я хочу сказать, как крестный отец невесты…

Все притихли. Все слушали слова о том, чтобы молодые жили долго, дружно, многодетно, а главное, с Господом.
– Спасибо, крестный, – сказала очаровательная Юлька и из-под роскошной пенящейся фаты одарила крестного благодарным взглядом.

Спасибо крестный, подумала и я. Спасибо, что ты пронес любовь к своей духовной дочери от крестильной свечи до венчальной. Спасибо, что напомнил нам всем о том, о чем мы напрочь забыли. Но у нас есть время вспомнить. Сколько – Господь знает. Поэтому надо торопиться.

Простые вопросы. Мои вторые родители

(статья из журнала "Православный вестник", издательство Екатеринбургской епархии, сайт журнала orthodox-magazine.ru)

Есть православные люди, которых сегодня ищут «днем с огнем» - это крестные для ребенка. Лет 20 назад крестным мог стать любой, быстро найденный перед совершением таинства крещеный человек. Главное, чтобы он в принципе был! Сегодня же отношение к крестным изменилось. Найти таких людей сложно, ведь, по мнению современных христиан, они должны быть крепки в вере, должны молиться, жить полноценной церковной жизнью, воспитывать крестника в вере. Но даже если родителям посчастливилось «выследить» потенциальных крестных в среде прихожан своего храма, то предстоит еще уговорить их принять на себя ответственность за крестника. Все главные нюансы взаимоотношений крестных и крестников, а также их родителей мы решили обсудить с протоиереем Евгением Попиченко.

О. Евгений, кто же такие крестные?

Мне очень нравится мнение о. Андрея Кураева о крестных. Он говорит, что крестный - это такой человек, который ненавязчиво присутствует в жизни ребенка. Он появляется, как солнышко, согревает, сорадуется, общаясь с крестником и родителями. Но когда ребенок входит в подростковый возраст и начинает оспаривать родительский авторитет, протестовать, крестный и должен стать тем авторитетным взрослым, с которым можно обсудить жизненно важные вопросы. Например, вопрос жизни и смерти, вопросы взаимоотношений между полами и тому подобные. Таким образом, крестный становится и для крестника, и для родителей дополнительной опорой. Но это в теории, а на практике… мне трудно вспомнить из истории пример какого-нибудь крестного, который привел бы своего крестника к святости.

Вообще, трудно проследить, когда в обязанности крестного стала входить обязанность воспитания. Ведь изначально крестные были просто свидетелями верности крещаемого.

Краткая историческая справка:

Святой Ипполит Римский (конец II — начало III века) упоминает восприемников (или крестных) в качестве людей, которые приводят к епископу желающего креститься. В III веке «Дидаскалия» (Наставление апостольское), несколько позже «Апостольские постановления» увязывают лицо воспринимаемого с половой принадлежностью восприемника: восприемником мужчины является диакон, восприемницей женщины - диакониса. Восприемники становились поручителями (от греч. «anadochos» - поручитель за должника), которые ручались за чистоту жизни и серьезность намерений желающего креститься.

Неизвестно, обязан ли был восприемник участвовать в жизни своего крестника после крещения. Если крестился ребенок, то его поручителями становились его верующие родители. И только в V веке, когда крещение детей стало распространенным явлением, начал развиваться институт восприемничества, а также появились и представления о «духовном родстве» крестных и крестников, отраженные, например, в законе Юстиниана, запрещавшем брак между восприемником и его крестницей. При этом восприемник оставался поручителем, а задача воспитания лежала на родителях ребенка. В крещении участвовал лишь один восприемник, и только в XIV веке появился обычай приглашать двоих крестных родителей - по образу обычной семьи.

Какие требования предъявляются к крестному сегодня?

Интересный момент - требования к крестному могут предъявляться с двух сторон, со стороны близких ребенка и со стороны Церкви. У родителей младенца требования вытекают из мотивов выбора крестного. В своей практике я встречался с несколькими мотивами. Во-первых, в крестные приглашали обеспеченных, авторитетных в обществе людей, чтобы те потом помогли крестнику в решении жизненных ситуаций. С житейской точки зрения все очень правильно: ведь родители выбирают «родственника с перспективой» и для своего ребенка, и для себя. Но при этом, как правило, родители не смотрели на качества души человека, на то, живет ли он христианской жизнью или формально числится крещеным. Главное качество крестного в этом случае - мирская успешность. Главный мотив - корыстный расчет.

Во-вторых, это дружеский мотив: родители приглашают в крестные к детям своих друзей, чтобы дружба продолжалась и крепла. В-третьих, стать крестными приглашают родственников. Так было и раньше, в деревнях часто старшие братья и сестры, дядьки и тетки становились крестными. Это обеспечивало реальную помощь в воспитании детей. Но если раньше большие семьи жили вместе, или хотя бы рядом, то теперь родственник-крестный - это дополнительное укрепление слабых родственных связей современной семьи.

С точки зрения Церкви, главный критерий крестного - он должен быть живым христианином, то есть, он должен знать Православие, он не должен смертно грешить, но должен бороться со страстями, пытаться жить по Евангелию, участвовать в таинствах. Но эти критерии актуальны и для родителей ребенка, иначе все бессмысленно. Нет ничего хуже, чем крестить детей у безбожных родителей, формальных христиан. Ведь именно родителям Господь на время дает ребенка, чтобы они его воспитали для вечности, воспитали настоящим христианином. Вряд ли безбожные родители смогут уразуметь предназначение своего ребенка для вечности, развить данные ему Богом таланты, данные ему в крещении дары Святого Духа. Скорее, они духовно погубят его, ища для него мирского «счастья». Поэтому сначала должно быть глубокое, осознанное воцерковление родителей, которые создадут для ребенка нужную атмосферу, а потом уже крещение их детей.

Но ведь часто отношение ко крещению у родителей магическое; они надеются, что крещение избавит ребенка от всех бед и по жизни «Бог будет ему помогать» только из-за факта крещения. В истории Церкви есть прецеденты решений по вопросу крещения детей не-христиан. Например, в Византии не-христиане (язычники или мусульмане) обращались к православным священникам с просьбой окрестить их детей из суеверия («от крещеных детей будет отогнан злой дух»). Но такое крещение не признавалось действительным, потому что родители не верили православно (и потому не было исполнено евангельское требование «кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мр. 16, 16), а воспринимали крещение своих детей как телесное лекарство и чародейство.

Крещение - это только возможность спасения (и не обязательно Бог спасет человека через мирную и спокойную жизнь, чаще Господь спасает через скорби), это потенциальная возможность, зерно, для которого нужна хорошая почва.

О. Евгений, часто бывает так, что родители являются теми самыми «формальными христианами», «крещеными безбожниками», а бабушки - воцерковленными христианками. Бабушка хочет крестить своего внука, родители «в принципе не против». Они даже не против того, что бабушка водила бы внука в церковь к Причастию. Церковная жизнь для них непонятна, далека и безразлична. Можно ли крестить таких младенцев, возлагая ответственность за духовную жизнь не на родителей, а на бабушку и крестных?

К сожалению, это частая и драматичная ситуация. На одном из интернет-форумов, где обсуждалось крещение, мамаша высказалась так: «Я саркастически настроенная воинствующая атеистка, сама против крещения, но, видимо, родственнички меня «добьют». Пускай крестят, если хотят». То есть, родственники настаивают на своем желании крестить ребенка, исключая влияние родителей на его будущую духовную жизнь.

Так же показательно высказывание интернет-форумчанки: «Считаю это фарсом, крестить ребенка в неверующей семье. Так и объясняю родственникам. Все равно мы не дадим детям религиозного воспитания. Хотя пользу можно найти. Будут крестные - родственники, которых можно выбрать. Лишние подарки на праздники...».

Некоторые церковные каноны намекают: нельзя крестить детей в неверующих семьях, то есть в тех семьях, в которых родители более трех воскресений подряд без уважительной причины не пришли на Литургию. В трудах мученика Иустина Философа и священномученика Ипполита Римского («Апостольское предание») говорится, что главнейшими условиями крещения являются волеизъявление (то есть сознательная решимость принять Христа в свою жизнь), вера и покаяние.

Эти условия на первый взгляд не актуальны для младенцев, принимающих крещение. Но ведь за детей эти условия должны соблюсти их родители. «Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст» (Пространный катехизис, п. 289). А если родители живут без веры, воли на крещение своего ребенка они не изъявляли, да и покаяние для них «не актуально»? О каком крещении их ребенка может идти речь?

Не нужно забывать и об ответственности священника за крещение детей неверующих родителей: «Священник аще крестит турчину детищ... да извержется» , то есть, будет лишен сана и будет нести ответственность перед Богом (203-е правило Номоканона при Большом Требнике).


Но есть и другое мнение некоторых священников. Они считают, что крестить детей неверующих родителей можно, как бы «на будущее». Как это? Имеется в виду кредит доверия, которое выдается такой семье в момент крещения ребенка: «Мы вашего ребенка крестим, а может быть, потом Бог и вас к Себе приведет и ребеночка вашего оградит от всяческих бед». И вроде бы все логично, но нужно обязательно помнить, что крещение - это вызов дьяволу, вызов, после которого ребенка нужно научить борьбе со злом. Крещение - это начало войны, выдача оружия (даров Святого Духа). Конечно же, Господь поддержит человека в этой войне, но только в том случае, если человек пребывает в единстве с Богом. В случае же формального крещения без последующего научения духовной жизни, без поддержания единства с Богом ребенка просто безоружным сдают врагу рода человеческого. Подготовка к этой борьбе и ложится на плечи родителей и крестных: это и принесение, а затем и подготовка ребенка к таинствам, и молитва в храме, и ежедневное-ежечасное питание ребенка правильным духовным настроем (воспитание).

Вот два момента, которые нужно помнить в связи с крещением. Первое - человек выходит на бой. И второе - в крещении человек получает дары Святого Духа, которые нужно возрастить, а не растерять. Идеальная ситуация - когда крестных находят из той же духовной семьи, в которой живут и родители, то есть из одного прихода. Потому что если у людей есть единство веры, если они вместе молятся, то это самая надежная основа для взращивания души ребенка.

Но вернемся к конкретной ситуации, описанной в вашем вопросе. Если ребенок живет у бабушки (как это часто бывает, когда родители отдают дитя на воспитание бабушке, так как у них «на него времени и сил не хватает»), то крещение допустимо. А если бабушка живет отдельно и иногда приходит понянчиться с внуком, то ситуация кардинально иная. В таком случае, каково влияние бабушки на духовную атмосферу в семье? Способна ли она не просто быть бабушкой, но еще и восполнять несознательность в вере родителей? Возможно ли будет крестному участвовать в воспитании? Вот будет он иногда приходить и что-то о Боге или заповедях говорить, будет ли от этого эффект, если ребенок впитывает иной образ жизни? Выдержит ли он войну с сатаной?

За маленького ребенка вызов сатане бросает крестный. Он же приносит за него крещальные обеты, которые в сознательном возрасте ребенок должен подтвердить (подтвердить, что он верный христианин). Можно ли сказать, что дьявол будет бороться именно с крестным, пока ребенок не войдет в сознательный возраст? И насколько же, все-таки, тесной является духовная связь между крестным и крестником?

Если позволите, в ответ я процитирую слова святого Иоанна Златоуста. В одной из своих огласительных бесед святитель так объясняет роль восприемника: «Если хотите, обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и, напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность.

Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник явится благоразумным, то поручителю облегчит бремя; если же станет неразумным, то ему большую опасность уготовит. Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отеческую любовь. И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и они станут соучастниками славы, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели; а если впадут в праздность, будет им многое осуждение. Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая вам угрожает опасность, если впадете в беспечность».

Итак, своей христианской жизнью мы помогаем нашему крестнику, но и наша развращенная жизнь развращает доверенную нам душу ребенка, даже если мы об этом не подозреваем.


А если, несмотря на все усилия родителей и крестных, ребенок по достижении сознательного возраста крещальных обетов не подтверждает, но позиционирует себя атеистом или язычником, говоря: «меня не спрашивали, хочу ли я креститься!». В таком случае ответственность с крестного снимается или, напротив, усугубляется?

Никто с крестного и с родителей ответственности за ребенка не снимает. Но и не надо отчаиваться и опускать руки. Ведь человек будет отвечать перед Богом уже после своей смерти. А до этого момента всегда есть возможность повлиять на ситуацию. И не нужно забывать, что Господь смотрит не столько на результат, сколько на усилия. Насколько крестный пытался вразумить крестника, как участвовал в его жизни, усердно ли он молился за свое чадо, стремился ли он исправлять свою жизнь?

Именно поэтому крестный должен четко и трезво оценивать свои силы в вопросе количества крестных детей. Скольким крестникам он может реально уделять время, водить в храм, общаться? У нас же часто люди воспринимают приглашение в крестные как награду, как признание их добропорядочными христианами. В этой ложной позиции не просто заблуждение и не осознание ответственности, но и огромная доля тщеславия: «Вот какой я хороший! Меня уже третий раз в крестные позвали!». И не думает такой человек, что за каждого ребенка он будет давать ответ…

Вот я это говорю, и сам внутренне содрогаюсь, потому что у меня множество крестников, которых я теперь даже и не знаю, и не вижу, и не общаюсь с ними. Только среди наших прихожан у меня двое крестников. При этом священник как бы автоматически становится восприемником и для тех детей, которым родители не нашли крестных. То есть, у меня, наверное, несколько тысяч крестников… и за всех нужно будет давать ответ.

Я иногда людям перед крещением задаю вопросы: «Зачем вы хотите креститься или крестить ребенка? Какую роль в вашей жизни играет Христос? Как вы к Нему относитесь? Хотите ли вы действительно жить по-христиански?». Люди обычно как-то «зависают», не могут ответить. Видимо, эти вопросы даже не возникали в их головах.

А правильный ответ может быть только один: «Я долго искал Истину. И однажды я открыл Евангелие и узнал Истину, поэтому я хочу стать учеником Христа». Все остальные мотивы слишком пошлые, чтобы принимать это Таинство. Ведь Христос не для того пришел в мир, чтобы нам «везло и было легче жить», «чтобы грыжа у ребеночка рассосалась», чтобы нас «никто сглазить не мог». Крещение - это погружение в смерть Христову, чтобы потом во Христе воскреснуть. Если человек готов за Христа умереть - это серьезный мотив, который, к сожалению, есть у единиц современных людей, пришедших креститься. Тогда как в первые века христианства люди как раз с такими мотивами и приходили к купели, осознавая, что завтра их могут за Христа убить. Все это я напоминаю людям перед крещением.

И какова реакция? Кто-нибудь передумывал креститься?

Реакция - шок. Но пока никто не передумал. Люди осознают, что они совершенно не готовы к новой жизни, к новой ответственности, они не уходят… хотя это было бы понятно, правильно и честно.

Часто потенциальные крестные как раз и отговаривают подобных «верующих» креститься или крестить детей, говоря: «Зачем вам это нужно, ведь вы не будете жить по-христиански. Поймите ответственность». Правильно ли они делают?

Конечно, правильно, потому что вера и жизнь с Богом могут осуществляться только при условиях осознанности и свободы. Если человек не понимает, что он делает, то он уже недееспособный человек. К сожалению, в духовной жизни у нас множество людей именно недееспособных. Поэтому правильно будет, если мы призовем их к серьезности, ведь и Господь в Евангелии все время призывает человека к серьезности жизни: «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 14)

Батюшка, как крестному нести ответственность за ребенка в такой ситуации: родители до определенного момента не были против церковной жизни своего ребенка, они иногда даже привозили его на Причастие, сами не воцерковлялись, а были «издалека сочувствующими». Ребенку исполнилось 7 лет, и оказалось, что без исповеди его не причащают. Родители, не желают входить в церковную жизнь и даже слышать о ней, перестают даже изредка привозить ребенка в храм, отвечая на недоумения крестного так: «У каждого свой путь в жизни».

Одна из основных задач крестного - воспитывать родителей ребенка, приводить их к нормальной церковной жизни. И эту задачу потенциальный крестный должен обдумывать «на берегу», еще до того, как он связался с этой семьей духовными узами. Насколько он сможет повлиять на еще неустойчиво-сочувствующее сознание людей, насколько у родителей есть к нему доверие как к христианину? Если мы приходим к выводу, что это нереальные задачи, что мы не способны на подобные отношения, то зачем, собственно лицемерить? Зачем изображать из себя крестных, а из родителей изображать христиан?

Нам по человекоугодию бывает трудно отказать людям в просьбе стать крестными, или мы боимся испортить с друзьями отношения. Но это не основание для согласия. Надо Богу угождать более, чем человеку. Если родители изначально не готовы ребенка посвятить Христу, если для них крещение - это всего лишь магическое мероприятие, то почему христианин должен в этом участвовать? Если я попал в такую ситуацию, то просто должен смириться и сказать: «Извините, братья, но я в такие игры не играю». Главное условия для крещения в отношении родителей - это согласие слушаться и доверять. И за то время, пока ребенок растет до сознательного возраста, нужно и родителей подвести к духовной сознательности.

Но ведь в момент крещения и сами крестные могут быть еще не воцерковленными и лишь со временем осознать значимость произошедшего и полноту ответственности…

То есть, человек сглупил? Что делать? Во-первых, нужно искренне покаяться, что крайне небрежно отнесся ты к Божьему делу. Господь на тебя надеялся, как на Своего помощника, а ты не исполнил данного тебе Богом послушания. А во-вторых, несмотря на то, что и пути крестного с родителями вроде бы разошлись, и ценности теперь разные, но остается очень важная миссия - молитва за крестника и его родителей.

В качестве некой епитимьи человек может каждый вечер делать земной поклон с молитвой: «Господи, прости меня, грешного и нерадивого, Ты мне поручил отроча сего, а я не исполнил послушания. Спаси и помилуй крестника моего, вразуми и его родителей, направи их по истинному пути». Бывает же и другая уродливая ситуация: родители воцерковляются, а крестный их ребенка продолжает блуждать в неверии. Тогда родители могут взять на себя покаянный молитвенный труд за своего крестного.

Сегодня в силу того, что проходят огласительные беседы перед крещением, некоторые родители решают серьезно подходить к этому Таинству. Но бывает так, что у человека, который только начал воцерковляться и желает крестить ребенка, просто еще нет крепких в вере православных друзей. Он один. Где взять крестного?

В своем храме.

Но он там еще никого не знает.

Значит, нужно узнать. Значит, нужно стать живым прихожанином приходской семьи. У нас, в Пантелеимоновском приходе, часто бывает так: молодые семьи приглядываются друг к другу, начинают близко общаться и потом просят стать восприемниками у своих детей. И вроде бы человек не является родственником или близким другом, но впоследствии они становятся одной духовной семьей. И хочется надеяться, что и через десять, и через двадцать лет они так же будут дружить и общаться, и их дети вырастут, как братья и сестры.

Вот естественная ситуация: крестный, крестник и его родители живут в одном храме, каждое воскресенье крестный подносит свое дитя ко Святому Причастию. Я вообще не представляю, как можно нормально воспитывать детей вне церковной общины. Не случайно же св. Кирилл Александрийский сказал: «Кому Церковь не мать, тому Бог - не Отец». Кто от таинств Церкви не питается, кто не любит ее, тот никогда не будет христианином.

Давайте посмотрим на эту же ситуацию глазами потенциального крестного. Допустим, я с человеком не знакома, близко мы не общаемся, да и, честно сказать, не очень хочется возлагать на себя ответственность за ребенка. Но человек просит… как мне быть?


С одной стороны, не нужно сразу же соглашаться или отказываться. Нужно присмотреться друг к другу, сходить в гости, пообщаться. Ведь это замечательная возможность найти братьев во Христе. Многие люди сегодня как раз жалуются, что у них очень маленький круг общения и единомышленников. Вот для тебя замечательная возможность. И еще более замечательная возможность - расстаться со своим себялюбием и ленью. Что значит «не очень хочется возлагать что-то на себя»? Как христианин боится брать на себя ответственность? А если это важно и для людей, и для спасения твоей души? Ведь христианин как раз и пришел в мир, чтобы исполнять волю Божию, чтобы отдавать себя другим людям в трудах и жизни по евангельским заповедям.

С другой стороны, есть церковная иерархия и мудрое правило добродетельной жизни - жизнь по совету. У каждого христианина есть духовный наставник, священник, который поможет определиться с тем, хватит ли у тебя сил душевных и телесных, чтобы взять на себя обязанности крестного.

Если ты и отказываешься, то не потому, что по ложному смирению считаешь себя «недостойной грешницей», а потому, что духовник твой, видя твои немощи, не советует тебе браться за труды крестного. Вместе с духовником нужно взвесить все «за» и «против», определить, воля Божия или искушение то, что тебе предлагается - а затем спокойно делать то, что ты должен делать.

В конце концов, все мы «скованы одной цепью, связаны одной целью», если один спасается, то спасаются и все, кто с ним связан принадлежностью к Телу Христову, к Церкви.

Есть такой момент в жизни прихода, когда абсолютное большинство прихожан не могут сдержать радостных улыбок - это воцерковление малышей. Когда батюшка предлагает помолиться за новокрещеное дитя, затем берет его на руки, вносит в алтарь и, выйдя на амвон, торжественно поднимает, показывая всем прихожанам нашего нового ребенка. Когда мы наблюдаем воцерковление, в душе рождается и радость, и мир, и любовь.

Да, мы делаем это для детей наших прихожан, ведь это действительно наш новый ребенок. Детей родителей, которые не являются нашими прихожанами, мы не воцерковляем таким образом, ведь для них это формальный обряд, лишенный смысла. Они просто ставят себя в положение «вне семьи», которую они не знают и знать не хотят. Другое дело - прихожане, которые уже члены «нашей семьи».

В таком случае, можно ли сказать, что община и является восприемником для крещаемого?

Это и должно быть нормой. Приход - семья, где каждый связан с другими членами, где есть любовь, сопереживание, помощь, поддержка, воспитание, где все вместе решают общую проблему, где радость также общая. В такой семье человек никогда не останется один. Святитель Филарет Московский сказал: «Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания». Потому и мы, если не хотим быть забытыми нашими детьми, должны сделать все, чтобы самим стать настоящими родителями.

Крещальные СУЕВЕРИЯ или то, во что НЕ МОГУТ ВЕРИТЬ православные:

  • Крестными нельзя брать людей, у которых вы сами крестили детей, «потому что возвращается крест, а это очень нехорошо для вашего ребенка».
  • Девушке впервые нельзя стать крестной у девочки, но только у мальчика, иначе она замуж долго не выйдет, а потом еще и брак несчастливым будет.
  • Нельзя называть и крестить ребенка в честь мученика - жизнь будет тяжелой, мучительной.
  • Ребенок обязательно должен заплакать, когда его опускают в святую воду или поливают водичкой лицо - это хороший знак.
  • Беременная женщина не может быть крестной ребенка, иначе крестник умрет.
  • Нельзя отказываться, если предложили быть крестными родителями.
  • Имя, под которым крестят ребенка, нужно от всех скрывать, «чтобы знакомые не сглазили».
  • Все грехи ребенка автоматически становятся грехами и его крестных родителей
  • Крестить нужно только на 40-й день после рождения, так как он самый удачный!

Беседовала Ксения Кабанова

Обязанности крестных и молитвы за крестников

(материал сайта azbuka.ru)

У крестных по отношению к крестникам есть 3 основные обязанности:

1. Молитвенная . Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.

2. Вероучительная . Обучать крестника основам христианского вероисповедания, а если вы сами не достаточно осведомлены, то сначала восполните пробелы у себя сами.

3. Нравоучительная . На собственном примере, вы должны показать малышу человеческие добродетели - любви, доброты, милосердия, и т.д., чтобы малыш возрастал настоящим добрым христианином.

Вы обещали Богу, что приведете к нему этого малыша. Помните об этом.

священник Михаил Зазвонов

Молитва за детей и за крестников, отца Иоанна (Крестьянкина):

Сладчайший Иисусе! Боже сердца моего! Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе. И мою и их души искупил Ты Своею неоцененною Кровию. Ради Крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатью Твоею прикоснись сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена), огради их страхом Твоим Божественным, удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра. Укрась жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их яко же Ты Сам хочеши и спаси души их ими же веси судьбами! Господи, Боже отцев наших! Детям моим (имена) и крестникам (имена) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои. И исполнять все это! Аминь.

О воспитании детей добрыми христианами:
Молитва родителей ко Господу Богу

Боже, наш милостивый и небесный Отче!
Помилуй наших детей (имена), за которых мы смиренно молим Тебя и которых предаем на Твое попечение и защиту.
Вложи в них крепкую веру, научи их благоговеть перед Тобою и удостой их крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя.
Направь их, Боже, на путь истины и добра, чтобы они все делали во славу Твоего имени.
Научи их благочестиво и добродетельно жить, быть добрыми христианами и полезными людьми.
Дай им здравие душевное и телесное и успех в трудах.
Избавь их от хитрых козней диавола, от многочисленных соблазнов, от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей.
Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых приведи их к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы они со всеми праведными всегда благодарили Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом.
Аминь.

Молитва ко Господу Богу, составленная преподобным Амвросием Оптинским:

Господи, Ты Един вся веси, вся можеши и всем хощеши спастись и в разум Истины прийти. Вразуми чад моих (имена) познанием истины Твоей и воли Твоея Святыя, укрепи их ходити по заповедям Твоим и мене грешного помилуй.
Аминь.
Милосердный Господи, Иисусе Христе, Тебе вручаю чад моих, которых Ты даровал мне, исполни моление мое.
Прошу Тебя, Господи, спаси их путями, которые Ты Сам знаешь. Сохрани их от пороков, зла, гордости, и да не коснется душ их ничто, противное Тебе. Но веру, любовь и надежду на спасение даруй им, и да будет свят и непорочен пред Богом их жизненный путь.
Благослови их, Господи, да стремятся они каждую минуту жизни своей исполнить Твою Святую волю, дабы Ты, Господи, мог всегда пребывать с ними Духом Твоим Святым.
Господи, научи их молиться Тебе, дабы молитва была им опорою, отрадою в скорбех и утешением жизни их, и дабы молитвою их спасались и мы, их родители.
Ангелы Твои да хранят их всегда.
Да будут чада мои чутки к горю ближних своих, и да исполнят они Твою заповедь любви. И если согрешат они, то сподоби их, Господи, принести покаяние Тебе, и Ты по Своей неизреченной милости прости их.
Когда же кончится жизнь их земная, то возьми их в Свои Небесные Обители, куда пусть ведут они с собой и других рабов Твоих избранных.
Молитвами Пречистыя Матери Твоея Богородицы и Приснодевы Марии и святых Твоих (перечисляются все святые семьи), Господи, помилуй нас, яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Сыном и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.

Во время Крещения большая роль и ответственность отводится крестной матери. Ведь ее обязанности не ограничиваются одним только Таинством Крещения и поздравлениями крестника с мирскими и церковными праздниками – они будут длиться в течение всей жизни.

Крестная должна помочь родителям подготовиться к Таинству и празднованию крестин, то есть обязанности крестной матери при крещении начинаются еще задолго до выполнения самого обряда.

Подготовка к Крещению

Крестной мамой может быть только православная христианка, которая приняла Святое Крещение. Если будущая крестная мама еще не крестилась, то сначала крестят ее, а только потом младенца. Перед совершением таинства крестная мама должна:

  • За 2-3 дня до обряда покаяться в своих земных грехах и принять причастие.
  • Непосредственно в день крещения запрещено принимать пищу и заниматься сексом.
  • Крестная должна обязательно знать «Символ Веры» и «Отче Наш». Во время крещения девочки крестная должна будет читать в определенный момент Таинства «Символ Веры» (при крещении мальчика это делает крестный).

Крестная должна позаботиться о подарке крестнику и о других вещах, которые необходимы для проведения обряда:

  1. Белая крестильная рубашка – она может быть обычной хлопчатобумажной или с ажурной вышивкой (на выбор крестных родителей). Традиционно рубашку надевают на младенца сразу после совершения обряда и он должен носить ее в течение восьми дней, после чего ее снимают и хранят в течение всей жизни.
  2. Нательный крестик . Его может купить сама крестная (или крестный) или оба крестных родителя вместе. Неважно какой будет крест (золотой, серебряный или простой) – он должен быть с распятием и ребенок не должен снимать его после проведения таинства.
  3. Полотенце – желательно больших размеров, потому что в него будут заворачивать крестника после Крещения. Его нельзя стирать после обряда и крестник должен бережно хранить его всю жизнь.

Крестильную рубашку и крестик можно приобрести прямо в церкви. Если крестик приобретен не в церкви, его нужно будет заранее освятить.

Помимо этих обязательных вещей, крестная мама должна проследить, чтобы родители ребенка взяли с собой:

  • Чепчик (или косынку), чтобы голову ребенку можно было прикрыть.
  • Детское одеяло, чтобы согреть ребенка после купели и вовремя запеленать его.
  • Небольшой пакетик, куда можно сложить, остриженную во время Крещения, прядь волос ребенка (ее тоже можно хранить вместе с полотенцем и рубашкой).

Ну, и конечно, не забудь о подарке. Традиционными подарками в день Крещения являются крестик, небольшой образок с именем Ангела Хранителя, серебряная ложечка.

Обряд Крещения

Собираясь в церковь, позаботься о том, чтобы твой внешний вид соответствовал традициям и требованиям церкви:

  • Наличие нательного крестика у крестной должно быть обязательным;
  • Нельзя на крещение одевать брюки. Следует прийти в платье или юбке, которое бы скрывало плечи и ноги ниже колена.
  • На голове крестной матери обязательно должен быть платок;
  • Не надевай высокие каблуки – это будет в церкви выглядеть неприлично, да и стоять с ребенком на руках придется длительное время;
  • Вызывающая одежда и макияж в церкви запрещены.

Если крестят девочку, то держать ее на руках во время Крещения — обязанность крестной матери. Она должна принять малышку после погружения в купель в полотенце и одеть ребенка. При крещении мальчика эти процедуры должен проделывать крестный отец, но крестная мать должна всегда находится рядом и помогать ему во время обряда.

Хорошо, если у ребенка будет опыт общения со своей крестной до Крещения – это поможет ему легче справиться со стрессом во время обряда. Крестной матери нужно быть готовой к тому, чтобы суметь успокоить (возможно, покачать) малыша.

Обряд Крещения обычно длится около часа, после чего по традиции все приглашаются на праздничное застолье. Обязанность крестной матери помочь заранее организовать этот праздник, помогать родителям в проведении праздника или взять на себя заботы о малыше, пока родители заняты праздничными приготовлениями.

Помни, что с этого момента, ты должна все заботы и хлопоты о крестнике делить вместе с родителями и помогать им во всем.

Обязанности крестной после Крещения

Крестная мать поручается за своего крестника перед Господом и несет ответственность за его духовное и христианское воспитание:

  • Принимает участие в жизни и процессе воспитания малыша наравне с биологическими родителями;
  • Молится за крестника и заботится о нем;
  • Посещает вместе с крестником церковь, если родители не имеют такой возможности;
  • В дни религиозных праздников, в день Ангела и другие праздничные дни помнит и соблюдает свой долг перед крестником;
  • Внимательно и серьезно относится к проблемам в жизни крестника и поддерживает его на сложных этапах;
  • Способствует и участвует в духовном росте ребенка;
  • Служит примером благочестивой жизни дл крестника;
  • Берет на себя заботу о ребенке в случае, если с биологическими родителями что-то случается (в случае смерти родителей – становится опекуном).

Обязанности крестной матери продолжаются на протяжении всей ее жизни и нужно стараться исполнять их с чистой совестью, так как за своего крестника она отвечает перед Богом.

error: Content is protected !!