Храм Святого Саввы в Белграде — православная святыня в сердце Балкан. Мозаики храма свт

Храм Святого Саввы в Белграде на Врачаре - храм сербской православной Церкви, главный престол которого, освящён в честь первого сербского архиепископа и национального героя Сербии — Святого Саввы.

Место для строительства этого внушительного сооружения было выбрано не случайно. Храм святого Саввы (православная Церковь), стоит на том месте, где турки-османы по заказу османского военачальника Синан-паши, порабощавшие сербские земли, варварски сожгли мощи величайшего Святого и первого архиепископа Сербии.


Строительство Храма началось в 1894 году. Изначально, в 35-ом году 19 века, на месте сегодняшнего собора, была построена очень небольшая Церковь, которая, как решил народ, не соответствует тому масштабу личности, который представлял собой 1-ый патриарх Сербии. В связи с чем в Сербии, в конце 19 века было принято решение о создании комиссии по строительству Храма, которая назначила проведение конкурса на разработку проекта нового строительства. После многих лет планирования и выбора подходящего архитектурного решения в 1935 году началось фактическое возведение Храма. В итоге к 1939 году было отстроены лишь стены, высота которых составила 12 метров.

Однако вскоре строительство было прервано началом Второй Мировой войны. После войны правительством Югославии на продолжение строительства был наложен запрет. Разрешение было получено только в 1984 году, но в 1990 опять война, и все пожертвования были направлены на закупку лекарств и продовольствия. Возобновить же его решили лишь спустя почти полвека в 1986 году.


В 1989 году на Храм был воздвигнут купол. Самым большим достижением в ходе этого строительства было поднятие купола весом в 4000 тонн. Поднятие длилось 40 дней и было завершено 26 июня 1989 года. Интересно, что строили купол на земле, а затем, водрузив на его верхушку позолоченный крест, подняли и установили на положенное место на вершине Храма. Строительство было продолжено только в 2000 году и ведется до наших дней. Сейчас Храм находится в стадии финальной отделки.


Внутренность храма Святого Саввы PHOTO AFP / KOCA SULEJMANOVIC

У стены Храма встречает памятник Святому Савве, сделанный российским скульптором Вячеславом Лыковым.

В 1999 году, когда Югославию бомбило НАТО, сюда специально приезжал русский Патриарх Алексий II и в недостроенном храме святого Саввы вместе с Патриархом Сербским Павлом служил молебен о прекращении войны и страданий в Сербии.

Сегодня, Храм Святого Саввы в Белграде является самым большим в мире действующим православным храмом!

Внешняя высота собора составляет 79 метров, а площадь – 91 на 81 кв. м., что на более чем 20 кв. м. больше его православного «брата» храма «Христа Спасителя» в Москве. Под основным куполом собора, находится фреска в виде образа Христа, которая является одной из самых масштабных росписей во всем православном мире. На куполах установлены в общей сложности 18 позолоченных крестов, имеющих разные размеры. Колокольня включает 49 колоколов. Храм Святого Саввы может одновременно вместить десять тысяч верующих.

Фреска – образ Христа, расположенная под главным куполом Саввинской Церкви является одной из величайших росписей во всем христианском мире. Только глаза на лике Спасителя величиной более одного метра!

Храм выполнен в сербско-византийском стиле, в соответствии с основными принципами построения религиозных зданий. Фасад храма покрыт белым, а также красным и серым гранитом, а на самом куполе создана монументальная мозаика Христа Спасителя. Несмотря на то, что строительство храма завершено в 2004 г., его внутренняя отделка продолжается и по сей день.


Храм Святого Саввы является одним из самых узнаваемых символов Белграда, Сербии, а также всего христианского народа.


Храм Святого Саввы имеет доминирующее положение в архитектуре Белграда, поскольку он просматривается со всех подъездных путей к Белграду. Даже если вы не являетесь верующим человеком, то все равно данный храм обязателен к посещению и просмотру, так как несет в себе историческую и культурную ценность Сербского народа.

Понравился пост ? Не забудь поставить лайк и подписаться на нашу страничку!

Собираясь в туристическую поездку в Сербию, стоит посетить Храм святого Саввы в Белграде, который является одной из достопримечательностей православной истории. Чем интересно это место для туристов и паломников? Какое значение имеет для сербского народа?

История основания храма

Строительство храма в Белграде относится к современности, но история его возникновения уходит в далекие времена становления христианства на Балканах.

Названа достопримечательность в честь сына сербского правителя Стефана Немани, который проникся интересом к христианству и получил имя Савва. Заинтересовавшись этим религиозным учение, сын правителя Сербии совершил паломничество на Афон и провел там много лет, постигая духовное просвещение и тренируя свой дух.

По возвращении в родные места святой Савва стал просвещать народ в вопросе христианской веры, что помогло объединению многочисленного числа людей, населявших балканскую землю.

Наблюдая за успехами сына, отец тоже проникся христианской верой, отказался от престола и принял решение прожить остаток дней в монастыре. В тишине и вдали от суетного мира он основал святую обитель Хиландар.


Савва продолжал привлечение народа Сербии к христианству и стал первым епископом на этой земле, заслужил любовь и уважение у людей, присоединившихся к православной религии.

После смерти епископа, его мощи были переданы в монастырь Милешево, где они и находились до перехода власти в руки турецких завоевателей под руководством воеводы Синан-паша. Чтобы сломить дух сербов и надругаться над их религией и культурой, было принято решение сжечь мощи почитаемого Саввы на глазах жителей Белграда. Сожжение произошло на горе Врачар в 1595 году. В память об этом событии было принято решение возвести храм в честь Саввы, причисленного к лику святых.

Первый храм был построен только в 1835 году. Это была деревянное здание, имеющее намного меньший размер, чем у современного собора.

Посчитав, что деревянная церковь не соответствует значимости первого епископа Саввы для Сербии, было принято решение о проведении конкурса на проект нового Храма святого Саввы. На это ушли долгие годы, но в 1926 году был одобрен проект архитекторов Александра Дерока и Богдана Несторовича.

Описание и архитектурный стиль


  • Планировка храма св. Саввы отличается от прототипа в слиянии базилики и центральной постройки.
  • Возведение вокруг главного купола храма святителя Саввы четырех башен меньшего размера.

Внутреннее оформление собора святого Саввы еще не завершено, несмотря на то что храм является действующим и открыт для прихожан и туристов.


Чем интересен собор для туристов

Храм Саввы интересен как культурное наследие сербского православия, которое является его духовным центром и привлекает большое количество людей, желающих прикоснуться к святыне.

Впечатляет масштабность постройки, которая полноценно ощущается внутри храма.


Храм святого Саввы в цифрах

Размеры храма святого Саввы следующие:

  • ширина — 81 метр;
  • длина — 91 метр;
  • высота по верхней точке купола — 65 метров;
  • высота главного купола без учета стен — 35 метров;
  • общая площадь — 7570 кв. метров;
  • вместимость посетителей — 10 000 человек;
  • состав певчих храма — 800 человек.

Цифры внушительные, что говорит о значимости храма и личности святого Саввы в истории Сербии и всего православия. По своим размерам сербский собор признан вторым среди большого количества православных церквей. Уступает по масштабности лишь храму Христа Спасителя в Москве.

Возведение храма святого Саввы заняло много лет:

  1. Начато в 1935 году и велось до 1939, поднято на 12 метров.
  2. Вторая мировая война приостановила строительство на длительный период.
  3. Продолжили возведение собора в 1984 году и закончили в 2004, перейдя к отделочным работам.
  4. Работы по внутренней отделке ведутся до сих пор, но это не мешает его посетителям.
  5. В апреле 1999 года храм посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II провел Божественную литургию со Святейшим патриархом Сербским Павлом.

Храм святого Саввы считается самым большим на всей территории Балкан и привлекает христиан и туристов, желающих ощутить дух исторического места в Сербии.

Адрес храма и как добраться

В заключение

Собор святого Саввы построен недавно, но в нем ощущается причастность к древней культуре сербского народа. Это место следует включить в маршрут не только паломникам, но и обычным туристам, чтобы получить удовольствие и умиротворение, очутившись у стен храма и в просторных залах собора, насладиться красотой внутреннего убранства по мотивам православия и изяществом стиля и архитектуры.

На тему «Небесный Иерусалим» в папской капелле Redemptoris Mater (Ватикан), которая была признана во всем мире «новой Сикстинской капеллой XXI века», на заседании Президиума РАХ 27 февраля 2018 г. в Белом зале Российской академии художеств состоялось также чествование авторов художественного проекта мозаичного убранства главного купола собора святителя Саввы Сербского в Белграде. На реализацию проекта у 70 российских и сербских мастеров под руководством народного художника РФ Николая Мухина ушло три года.

По замыслу Н.А. Мухина, в куполе собора площадью 1248 кв.м должна находиться традиционная для XI-XIII вв. композиция «Вознесение Господне» со Спасителем высотой 14 м в Его небесной славе и предстоящими Ему фигурами Богоматери высотой 9 м, Архангелов и Святых Апостолов высотой 8,2 м. Круглую «славу» Христа поддерживают четыре ангела в белых одеждах, композиционно образующие крест. В ореоле композиции «Вознесения» расположен праздничный тропарь. Всего в композиции 20 фигур и 5 праздничных тропарей (см. фото ).

Как полагает член-корреспондент РАХ И.Л. Бусева-Давыдова , белградский собор святителя Саввы Сербского, построенный по образцу Святой Софии Константинопольской , будет явно отличаться своим мозаичным убранством: «В куполе храма святого Саввы помещена традиционная для XI-XIII вв. композиция «Вознесения Господня» со Спасителем в Его небесной славе и предстоящими Ему Богоматерью, архангелами и апостолами. Утонченная стилизация в композиции «Вознесение Господне» - не самоцель, а способ передачи глубокого духовного содержания, которое присуще лучшим образцам византийского искусства… подобный прием роднит мозаику с современными художественными исканиями. Надо отметить, что никогда и нигде перед современными художниками не стояла столь грандиозная задача декорирования сюжетной мозаикой огромного криволинейного пространства поверхности купола. Н. Мухину удалось создать на основе изучения византийских, древнерусских и балканских средневековых традиций новое решение сюжета «Вознесение Господне», которое по оригинальности композиции не имеет аналогов в православном церковном искусстве».

Так ли это на самом деле, или иконографическая композиция «Вознесения Господня», ставшая результатом 10-летнего труда мозаичной мастерской Николая Мухина, представляет собой всего лишь вторичную реплику всемирно известной мозаики?

Композиция «Вознесение Господне» с раннехристианских времен широко представлена в храмовой декорации, занимая доминирующее положение в куполе. Значительная вариативность купольных «Вознесений» по иконографии и составу обусловлена разным посвящением храмов и разницей их размеров.

По данным письменных источников, «Вознесение» было изображено в одном из куполов церкви св. Апостолов в Константинополе (565-578). В начале IX в. скальный купол церкви Агачалти Килисе в долине Ихлара также украсила фреска «Вознесение Господне», связанная с образом Христа во славе и насыщенная иконографическим деталями: мандорлу поддерживают 4 архангела (сохранились надписи «Михаил» и «Уриил»), а Христос изображен в сопровождении многочисленной свиты ангелов. Ниже представлены в барабане полуфигуры пророков, ниже которых расположены апостолы и святители. В крестово-купольных храмах небольшие по размеру фигуры Богоматери и апостолов нередко опускались в простенки барабана или на стены, если купол был боковой, как в росписях церкви Элмали в долине Гереме в Каппадокии (третья четверть XI в.).

В системе крестовокупольного храма, имеющего менее обширные купольные поверхности в сравнении с эпохой Юстиниана, изображения Христа Вседержителя постепенно вытесняют «Вознесение Господне». Некоторые исследователи считают, что Христос Пантократор генетически связан с «Вознесением», имеет тот же смысл и является как бы его краткой иконографической версией . Христос Пантократор изображался в мандорле, поддерживаемой ангелами, что усиливало сходство образа с композицией «Вознесение». Икона Вседержителя в куполе представляет, согласно данной точке зрения, Христа во славе после Вознесения (Demus, 1947: 19).

Оба варианта украшения купола эсхатологичны по своему содержанию. В повествовании из Деяний Апостолов о Вознесении возникает тема Второго Пришествия Спасителя (Деян. 1, 11). Эта же идея выражается иконографически, когда видение Сына Человеческого, восседающего на радуге, из Апокалипсиса (Отк. 4, 3) появляется как в изображении Страшного Суда (мозаики XIII в. флорентийского баптистерия), так и в «Вознесении» (София Фессалоникийская, IX в.). Если придерживаться точки зрения о символической близости композиций «Вознесение» и Христос Пантократор, последнее изображение также можно связывать с темой Второго Пришествия. Подтверждением этой идеи являются, например, пророческие надписи главы Софии Новгородской: «Се грядет Сам Господь Вседержитель» (Мал. 3, 1-2) и «Бог от юга приидет» (Авв. 3, 3).

Для более величественных храмов, таких как Св. София в Салониках (ок. 885 г.), где зеркало купола достигает значительных размеров, чаще всего использовалась круговая композиция - в центре свода изображался возносящийся Христос, вокруг которого группировались фигуры Богоматери Оранты, апостолов и ангелов. Единый ритм кругового движения отмеряли статичные изображения деревьев по контрасту с динамичными фигурами апостолов. Контуры деревьев создавали благоприятное «обрамление», выделяя индивидуальность каждого апостола. Если в купольных композициях нужно было подчеркнуть вероучительный аспект, то все апостолы изображались либо со свитками, либо с книгами в руках.

Для базиликальных храмов была разработана особенная иконографическая схема: мандорла с возносящимся Христом располагалась в центре свода, на склоне которого располагались Богоматерь, ангелы и апостолы. Такой иконографической схеме следуют фрески Св. Софии в Охриде (40-50-е гг. XI в.), церкви Богоматери Пантанассы в Мистре (1428) и ряда других памятников.

Вот почему в классических памятниках византийской монументальной живописи «Вознесение Господне» не встречается вместе с Христом Пантократором в пределах одного храмового пространства . Исключением является провинциальная по отношению к Византии традиция, представленная в соборе Сан Марко в Венеции. Сама система декорации Сан Марко в силу своей сложности и чрезмерной насыщенности многообразными, лишенными внутренней связи сюжетами имеет мало общего с росписями византийских церквей, которые, как правило, подчинены одной ведущей идее и отличаются стройностью и обозримостью.

Главный купол собора Сан Марко, расположенный на пересечении трансепта и центрального нефа, на рубеже ХII и XIII вв. украшен мозаикой «Вознесение Христово» (см. фото ). В центре купола на фоне звездного круга изображена фигура Христа, сидящего на радуге, которую возносят вверх четыре ангела. Ниже по периметру расположены Дева Мария и два ангела слева и справа от Богородицы и двенадцать апостолов, между которыми изображено Древо жизни. Апостолы по часовой стрелке от Девы Марии: св. Андрей (держит в руках удлиненный крест), св. Марк, св. Петр, св. Иуда, св. Симон, св. Филипп, св. Матфей (изображен спиной к зрителям), св. Варфоломей, св. Фома, св. Павел, св. Иоанн, св. Иаков.

В главном куполе с «Вознесением» можно обнаружить все характерные черты византийских купольных схем. Мастер, судя по стилю, работал под присмотром византийца или же сам получил хорошую подготовку в этой области. Он тоже следует средневизантийскому образцу и располагает евангелистов в парусах, однако их фигуры несколько великоваты.

Хотя в классических ансамблях Христос Пантократор и «Вознесение» никогда не использовались одновременно, но мозаичистам Сан Марко нужно было украшать пять куполов. В куполах главной оси храма они разместили традиционные для средневизантийского периода композиции Христос Пантократор, «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа», упустив из виду то, что таким образом они смешали две разные программы и в известной степени дублировали их догматическое содержание . Два остальных купола над трансептом были произвольно заполнены сценами из жития св. Иоанна Богослова и четырьмя одиночными фигурами святых. Эти две композиции не соответствуют куполам ни в художественном, ни в иконографическом отношении.

Очевидно, богословы и художники, которым пришлось решать эту проблему, были в полной растерянности . Подобная богословская неуверенность обнаруживается даже в мозаиках трех главных куполов Сан Марко ...

Как ни странно, но именно композицию «Вознесение Господне» из главного купола собора Сан Марко в Венеции академик РАХ Николай Мухин взял за «образец» для своих мозаик купола собора святителя Саввы Сербского в Белграде, возведенного в подобие константинопольской Софии ?! Ни в решении жюри, ни в одном официальном заявлении РАХ не говорится о том, что работа Н.А. Мухина фактически полная копия с мозаики «Вознесение Господня» в соборе Сан Марко в Венеции (см. фото ). Однако ни венецианцев, ни базилику Сан Марко нигде даже не упоминают, хотя плагиат налицо. Плодом 10-летнего труда стала плохо проработанная (особенно в «личном» и складках гиматия!) гигантская копия с ошибочной надписью «ΟΩΝ» («όών» - «СЫЙ») в нимбе. Поразительно, что сопредседатель межгосударственной комиссии по приемке мозаичного оформления храма святителя Саввы в Белграде со стороны РПЦ (см. фото ) её «главный богослов» митрополит Иларион (Алфеев) , глава ОЦАД, даже не заметил столь вопиющей ошибки …

См. также по данной теме - Полемика о изображении десницы Спасителя на современных сербских фресках :

Для справки : с обор святителя Саввы Сербского в Белграде задуман как кафедральный храм Сербского Патриархата и крупнейший православный храм в Европе. Его закладка состоялась в 1894 г., а возведение началось в 1935 г. в столичном районе Врачары на месте, где по приказу турецких властей в 1594 г. были сожжены мощи свт. Сербского Саввы (1175-1236), основателя и первого Предстоятеля автокефальной Сербской Православной Церкви. Возобновление начатого строительства стало возможным только в мае 1986 г. Купол был завершен в 1989 г., а в 2004 г. состоялось официальное открытие еще не полностью законченного второго по величине православного собора в мире. Его размеры поражают: 91 на 81 м, площадь - 7.570 кв.м, диаметр купола составляет 30,16 м, а высота - 65 м.

В апреле 1999 г. Святейший Патриарх Московский Алексий II во время своего визита в Союзную Республику Югославию совершил с Патриархом Сербским Павлом Литургию в соборе и на площади перед ним, молитвенно пожелав, чтобы « величественный храм святителя Саввы Сербского стал символом возрождения сербского народа. Поэтому мы тоже своим малым участием хотим внести лепту в это святое дело - завершение строительства храма Святителя Саввы».

ОВЦС МП участвует в реализации проекта благоукрашения собора святителя Саввы с 2008 г., когда в Российской академии художеств началась подготовительная работа над проектом создания мозаик: разработана уникальная концепция мозаичного убранства и создана мастерская для выполнения этих масштабных работ.

16 марта 2012 г. в Москве министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров и министр иностранных дел Республики Сербия В. Еремич подписали Протокол о российском участии в оформлении внутреннего убранства храма святителя Саввы в Белграде.

В соответствии с Протоколом для координации дальнейшей совместной деятельности по благоукрашению храма святого Саввы в 2013 г. была создана российско-сербская рабочая группа, учредившая состав конкурсного жюри по выбору лучшего художественного решения по внутреннему оформлению собора святителя Саввы в Белграде. Сопредседателями конкурсного жюри были избраны митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) и первый вице-премьер, министр иностранных дел Республики Сербии Ивица Дачич.

Летом 2014 г. был объявлен Всероссийский открытый конкурс на проект оформления внутреннего убранства с обора святителя Саввы Сербского в Белграде. В экспозиции отчётной выставки, прошедшей в залах Российской академии художеств осенью 2014 г., были представлены более 50 работ - проекты, фотографии, мозаичные иконы и фрагменты в материале. 6 октября 2014 г. в Российской академии художеств прошло заседание жюри конкурса проектов оформления внутреннего убранства собора святителя Саввы Сербского в Белграде. С российской стороны в заседании приняли участие народный художник СССР, президент Российской академии художеств З.К. Церетели, народный художник РФ, член Президиума РАХ Н.А. Мухин, директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры России С.М. Апфельбаум, главный научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ И.Л. Бусева-Давыдова, вице-президент РАХ, ректор Московского государственного академического художественного института имени Сурикова А.А. Любавин, начальник Отдела изобразительного искусства Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ М.Ю. Спаржина, заслуженный деятель искусств РФ, секретарь отделения живописи РАХ Е.Н. Максимов. Вместе сними в заседании приняли участие члены конкурсной комиссии с сербской стороны, а также гости из-за рубежа: митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем Престоле епископ Моравичский Антоний, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Сербия в России С. Терзич, советник Президента Республики Сербии Р. Павлович, главный зодчий храма святителя Саввы Сербского в Белграде профессор В. Милованович, профессор богословского факультета Белградского государственного университета Н. Милошевич, профессор Академии художеств в Белграде М. Лазович, директор Центра «Энцио Алети» (Рим) Марко Рупник (см. фото ), протоиерей Стаматис Склирис (Элладская Православная Церковь).

В результате голосования членов жюри конкурсной комиссии было принято решение первую премию присудить двум проектам, один из которых выполнен созданной в 2008 г. мозаичной мастерской МОО «Московский Международный Фонд содействия ЮНЕСКО» РАХ под руководством народного художника РФ Н.А. Мухина, а другой - Стенописной мастерской при Свято-Елисаветинском монастыре в Минске. Первый из этих проектов решено отдать в детальную разработку с тем, чтобы на этапе реализации к нему подключились также авторы второго проекта.

По поручению президента России Владимира Путина, с 2015 г. генеральным координатором работ по оформлению внутреннего убранства храма является Россотрудничество, и заместитель руководителя Россотрудничества А.В. Радьков стал сопредседателем комиссии по приемке этапов выполнения работ мозаичного оформления внутреннего убранства храма святителя Саввы Сербского на Врачаре в Белграде. Финансирование осуществляется за счет внебюджетных средств, предоставляемых российскими компаниями, ведущими бизнес в Сербии. Договор пожертвования на реализацию этого проекта был подписан в августе 2016 г. Первый вклад в размере €4 млн. был выделен ПАО «Газпром нефть».

28 сентября 2016 г. Президент Академии Зураб Церетели, академики, члены Президиума РАХ - Николай Мухин, Евгений Максимов, вице-президент Московского Международного Фонда содействия ЮНЕСКО Манана Попова представили митрополиту Илариону (Алфееву) макет (см. фото ) мозаичного убранства главного купола с обора святителя Саввы Сербского в Белграде.

10 марта 2017 г. в Москве состоялось очередное заседание комиссии, на котором митрополит Иларион (Алфеев), выразив благодарность коллективу проекта, отметил: «Мы имели возможность до начала заседания осмотреть мозаики, которые на сегодня изготовлены, и хотел бы засвидетельствовать, что они выполнены на высочайшем профессиональном уровне . Сегодня, беседуя с мастерами, которые здесь работают, я напомнил им о том, что мозаики сохраняются в течение очень долгого времени. Мозаики Равенны, выполненные в V-VI вв., сохранились до сих пор и ничуть не потускнели. Если наш мир просуществует еще десять или двадцать веков, то эти мозаики все равно останутся такими же яркими, какими мы видим их сегодня, поэтому дело, в которое мы все вовлечены сегодня, в полном смысле слова может быть названо историческим. Мы вместе созидаем то, что сохранится на столетия! Мозаичное убранство главного храма Сербской Православной Церкви, являющегося также одним из крупнейших православных храмов Европы, будет важным событием в мире искусства и нашим даром Церкви святителя Саввы, готовящейся отметить 800-летие своего автокефального бытия в 2019 г. Центральная часть композиции диаметром 14 м с изображением Спасителя (см. фото ) готова к отправке в Белград в середине апреля, чтобы после монтажа лифтового и иного оборудования началось ее крепление в куполе собора». Митрополит Иларион (Алфеев) заверил присутствующих в том, что со стороны Русской Православной Церкви проекту и в дальнейшем будет уделяться повышенное внимание, а Российская академия художеств продолжит обеспечивать высочайшее качество его исполнения.

В начале мая 2017 г. эта часть мозаичной композиции весом 10 т была доставлена в Белград, правда, ТАСС ухитрился перепутать сюжеты и вместо «Вознесения Господня» неверно проинформировал про «Воскресение Христово»:

Адрес: улица Крушедолска 2а, Белград, Сербия. Режим работы: с 9:00 до 18:00. Как добраться: на трамвае №2, №11 или №13.

Жемчужиной Белграда и центром христианства Балкан по праву можно считать огромный, роскошный собор Святого Саввы. Храм этот стал украшением холма Врачар.

История создания Храма Святого Саввы

Сава, или Савва, был сыном и наследником создателя Сербии Стефана Немани. Парень с молодых лет увлекся религией, совершил паломничество на святую гору Афон, где долгое время жил, постигая основы учения, а позднее нес святую веру в народ и способствовал объединению многих балканских народностей в единую и дружную державу. К концу жизни его отец Стефан тоже проникся идеями христианства, отрекся от престола и выбрал жизнь в тишине монастыря, основав святую обитель под названием Хиландар.
В дальнейшем Савва стал первый и самым значимым епископом Сербии, он буквально создал державу и принес веру сотням и тысячам своих подданных. После смерти епископа, а жил он в 1175-1236 гг., его мощи направили в монастырь Милешево. С приходом к власти турецких властителей было решено жестко и безоговорочно разделаться с христианской верой, для этого из монастыря были привезены мощи Саввы и сожжены на глазах у народа. Страшное событие произошло в далеком 1595 г. по приказу воеводы Османской империи Синана-паши на горе Врачар.
Вполне логично, что с падением турецкого ига христиане пожелали восстановить память эпископа. Для этого на месте сожжения была построена небольшая деревянная церквушка, а активистами создано "Общество строительства храма Святого Савы", которое провело конкурс на лучший проект еще в 1835 г. К сожалению, первая попытка не удалась, определить победителя не получилось. Второй конкурс прошел уже в 1926 г., тогда победу одержал проект Александра Дерока и Богдана Нестеровича.
Строительство началось в 1935 г., до 1939 г. рабочим удалось закончить большую часть стен, но возведению помешала сначала Вторая мировая война, а потом и социалистический строй. Масштабные работы возобновились уже в 1984 г. и завершились сравнительно недавно - всего в 2004 г. Но до сих пор продолжается процесс оформления внутреннего убранства.

Чем интересен собор для туристов

По задумке архитекторов, он повторяет очертания знаменитого Храма Святой Софии, что в Стамбуле, но имеются и очевидные различия. Во-первых, было решено объединить базилику и центральное строение, во-вторых, сербскую изюминку строению придают традиционные для местной архитектуры четыре башенки по сторонам главного купола.
Получившийся храм стал поистине уникальным. В первую очередь поражает его величина - площадь в 7570 кв. м, ширина в 81 м и длина в 91 м, удивляет и высота купола - 65 м, что значительно превышает размеры известного стамбульского собора, на которые и равнялись зодчие. Масштабы постройки поможет представить вместимость храма - одновременно в нем могут наблюдать службу более 10 тысяч прихожан, а на хорах свободно умещаются около 800 певчих!
Внешне собор не выглядит слишком массивным благодаря легкости византийского стиля эпохи правления Юстиниана I, светящийся белоснежный фасад красиво сочетается с темно серым покрытием башен и куполов. Поражает и сам центральный купол, который имеет высоту более 35 м. С размахом строители подошли и к внутреннему убранству. Одни глаза Христа, изображенного на своде церкви, имеют размер более метра. Традиционными для церквей являются щедро украшенные алтари и иконы, детальная роспись с религиозными мотивами.
Вокруг же православной достопримечательности Белграда раскинулся красивый и ухоженный парк, в котором любят прогуливаться посетители собора и просто прохожие. Также неподалеку размещены некоторые туристические объекты, например уникальная Национальная библиотека, хранящая великое собрание книг и документов.

С учетом размера Храм Святого Саввы является самым большим на территории Балкан, а на континенте он уступает только Храму Христа Спасителя, что в столице Российской Федерации. Естественно, что святыня стала центром христианства не только Белграда, но и всей Сербии, помолиться о здоровье и удаче сюда приезжают и прихожане из других стран. Да и с архитектурной точки зрения строение представляет немалый интерес, так что туристы обязательно включают его в свои путевые маршруты.

error: Content is protected !!