Храм святителя чудотворца николая на водах - касперовская икона божей матери. Кафедральный собор касперовской иконы божьей матери

Церковный историк протоиерей Сергей Петровский так описывает обстоятельства обретения этого образа: «В царствование блаженной памяти императрицы Елисаветы Петровны по нынешним уездам Херсонской губернии, Елисаветградскому и Александрийскому, раскинуты были славяно-сербские поселения. Жили тут выходцы из Трансильвании, Сербии и иных славянских земель, прибывшие в Новороссию по вызову русского правительства для защиты южных границ империи от набега татарских и турецких орд. Государственная власть дала им возможность соорудить небольшие крепости, учредила здесь для православного населения особую, так называемую Славянскую епархию, и дала этой пограничной полосе название Славяно-Сербии, - Ново-Сербии.

Вслед за завоеваниями России, которые последовали в XVIII столетии при царствовании императрицы Екатерины II, сербские полки были распущены. Вокруг бывших крепостей были устроены мирные города и местечки; а люди, жившие в них, занялись земледелием, торговлей и скотоводством. В царствование государя Александра Благословенного много было в Херсонском крае русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к православной вере. И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье. Предок ее, какой-то благородный серб, в середине XVIII века поселившийся в Херсонской губернии, вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова Иулианией Ионовной. Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил. И вот, недалеко от г. Херсона, в небольшом селе Касперово (которое ныне называется Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области) в семье незнатной и по мирскому положению далеко не превознесенной, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами».

Первое чудо «обновления» иконы произошло в 1840 г. С тех пор у иконы начинают происходить многочисленные исцеления. Начало им положило выздоровление мелкопоместной дворянки из соседнего села Веры Бурлеевой, рука которой долгое время была как бы омертвевшей. После молитвы у иконы женщину обнаружили здоровой. «От сего случая, - говорила госпожа Касперова, - в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление». Летом 1843 г. перед образом Божьей Матери исцелился крестьянский мальчик из Херсона Иван Шумков. До выздоровления он страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание. Ушла домой из Касперовки вполне здоровой и очаковская мещанка Мария Смешная: в дом госпожи Касперовой её, разбитую параличом, привезли, она не владела половиной своего тела. После молитвы перед образом и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Прасковье Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием.

После этого в январе 1844 г. с согласия И. Касперовой и по решению местного священника была помещена в Никольский храм с. Касперово. В 1846 г. Херсонское духовное правление поручает благочинному города Херсона исследовать факты исцелений и чудес, происшедших от иконы. Для этого создана специальная комиссия. после окончания работы она приходит к выводу о действительной чудодейственной силе исходящей от лика Богородицы. Вскоре Синод русской православной церкви официально признал икону чудотворной. До начала ХХ в. Касперовская икона Божией Матери была единственной официально признанной чудотворной иконой на Юге Украины.

К этому времени о чудотворном лике знали уже по всей Украине. Поклониться ей приезжали из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест.

Жители г. Херсона испросили позволение совершать ежегодно, в праздник Вознесения Господня, крестный ход с чудотворной иконой в г. Херсоне. Вскоре последовало благословение Священного Синода и разрешение императора совершать с иконой крестные ходы в главные города Херсонской епархии - Херсон, Николаев, Одессу. «В 1852 году, 8 мая в день праздника св. Вознесения крестный ход был совершен впервые, при самой торжественной обстановке. По Высочайше утвержденному церемониалу, в нем участвовал весь гарнизон, учебные заведения и все власти. Из находившихся в то время на крепостных валах орудий производился беспрерывный салют. Для участия в крестном ходе нарочно прибыл из Одессы владыка Иннокентий. С того времени образ Богоматери ежегодно в день Вознесения торжественно вносится в Херсон и остается здесь до 29 Июня».

С этого времени чудотворная икона ежегодно с крестным ходом приносилась из с. Касперовки в г. Одессу и оставалась там с 1 октября до четвертого дня Пасхи, а с праздника Вознесения пребывала до 29 июня в г. Херсоне.

Ежегодно 1 июля чудотворную икону торжественно крестным ходом, при большом стечении городских жителей встречали в Николаеве. Этот день считался одним из главных городских праздников, а Касперовская икона Божией Матери почиталась как одна из заступниц и покровительниц города и его жителей. Икона на пароходе прибывала на Спасскую пристань, оттуда ее доставляли в Адмиралтейский собор, где она находилась на протяжении 2-х дней, после чего икону переносили в Рождественский собор, затем ─ в Свято-Алексеевскую церковь, потом ─ в кладбищенскую Всехсвятскую, в церковь 58-го Прагского полка, в храм Марии Магдалины, в госпитальную церковь, далее ─ в Александро-Невскую, Симеоновскую, Богородичную, Единоверческую и снова в Адмиралтейский собор, откуда ее вновь провожали на Спасскую пристань. В каждом храме икона пребывала по 1-2 дня.

Икона находилась в Николаеве на протяжении месяца. 1 августа всем городом икону провожали в с. Касперово.

Одним из чудес совершенных Касперовской иконой Пресвятой Богородицы считается спасение Одессы от блокады и захвата англо-французским флотом во время Крымской войны 1853 - 1855 г. После молитвы горожан перед иконой и крестного хода, совершенного 1 октября 1855 г., неприятельский флот внезапно покинул Одесскую бухту. В связи с этим архиепископом Иннокентием (Борисовым) было постановлено «в поучение потомству событие это сделать незабвенным» и праздновать 1 октября день Касперовской иконы Божией Матери. Жители Николаева также считали, что именно чудотворная икона спасла город от нападения врагов в ту войну. Летом 1855 г., по разрешению Николаевского военного губернатора в городе начат сбор средств на постройку храма Касперовской иконы Божией Матери, но строительство началось лишь в 1904 г., а в конце 1908 г. храм был освящен. Ныне храм является действующим и принадлежит общине Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Существует предание, что когда Святитель Иннокентий во время осады Севастополя прибыл с Касперовской иконой Божией Матери в город, для духовной поддержки войска, то послал предупредить главнокомандующего А. С. Меньшикова с просьбой встретить икону как подобает, у врат севастопольских и велел сказать «се Царица Небесная грядет спасти Севастополь». На это высокомерный вельможа дал такой ответ: «Так передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную - мы и без Нее обойдемся!…». Вскоре Севастополь пал…

Последний ежегодный крестный ход Касперовской иконы Божией Матери состоялся в 1918 г., с тех пор она постоянно находится в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы.

Самым известным чудом, связанным с этой иконой в ХХ в. Считается избавление с. Гниляково (ныне Дачное) Одесской области от эпидемии холеры в 1922 г.

В селе Кизомыс (Касперово) не сохранились ни дом помещицы Касперовой, ни храм, в котором находился образ. Храм был взорван немцами при отступлении в период Великой Отечественной войны. Местные жители вспоминали, что вернувшись из эвакуации, застали на месте церкви лишь груду камней. Из них выстроили небольшую сторожку, в которой и происходила вся церковная жизнь села. Сейчас на месте храма расположены спортивная площадка и новые постройки, материалом для которых послужил камень со взорванного храма и разобранного дома помещицы.

Описание иконы: «Касперовская икона древней живописи, масляными красками на холсте, наклеенном на доску; по сторонам, на краях иконы, изображены с одной стороны св. Иоанн Предтеча, а с другой - мученица Татьяна; икона имеет 7 вершков в вышину и 6 в ширину. Божия Матерь изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток. На иконе художественной работы золотая риза, убранная жемчугом, алмазами, бриллиантами, рубинами и изумрудами». Судя по данному описанию (использование масляных красок и холста), время написания иконы можно отнести к середине XVIII в.

Касперовская икона относится к известному византийскому каноническому типу икон получивших название «Умиление» (по-гречески Елеуса ─ милующая) или Корсунская. Этот иконографический тип восходит, по церковному преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке.

Из икон такого типа наиболее известны: Владимирская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери; иконы «Взыграние младенца», «Взыскание погибших», «Достойно есть»; Игоревская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Корсунская икона Божией Матери, Почаевская икона Божией Матери, Толгская икона Божией Матери, Феодоровская икона Божией Матери, Ярославская икона Божией Матери.

Касперовская икона Божией Матери считается покровительницей флота, причём не только морского, но и воздушного.

Эту святыню особо почитают православные жители Одессы, Николаева, Кировограда, Кишинева и Тирасполя, Крыма, и многих других регионов.

В Свято-Духовском кафедральном соборе г. Херсона находится чудотворный список Касперовской иконы Божией Матери, перед которым каждую пятницу архиепископом Херсонским и Таврическим служится акафист Покрову Пресвятой Богородицы и молебен.

В 1997 г. в с. Грузко-Ломовка Донецкой области основан женский монастырь Касперовской иконы Божией Матери.

Официальные даты празднования (и служения акафиста) Касперовской иконы Божией Матери установлены православной церковью 12 июля (29 июня ст. ст.), 14 октября (1 октября ст. ст.) и в среду Светлой седмицы.

Касперовской иконы Божьей Матери храм, кафедральный собор Касперовской иконы Божьей Матери, Касперовская церковь ─ православный храм в г. Николаеве на углу улиц Садовой и Херсонской (сейчас проспект Ленина).

Храм посвящен одной из наиболее почитаемых чудотворных икон ─ Касперовской иконе Божьей Матери, которая с 1853 по 1818 гг. ежегодно торжественно прибывала в Николаев крестным ходом и на протяжении месяца (с 1 июля по 1 августа) находилась в разных храмах города. Жители Николаева верили, что именно эта икона спасла город от нападения врагов в период Крымской войны 1853-1856 гг.

Касперовская икона Божией матери

В память об этих событиях в 1855 г. благочинный епархиальных церквей г. Николаева протоиерей И. Станиславский обратился к Николаевскому военному губернатору М.Б. Берху с ходатайством «…в благодарность во имя спасения Николаева от врагов построить в юго-восточной части города храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя приделами во имя Пресвятой Богородицы Касперовской». 1 июня того же года военный губернатор дал поручение Николаевской городской думе выбрать место для храма и разрешить сбор пожертвований среди городских жителей для этой цели.

Архитектурный проект храма заказан столичному архитектору профессору Федору Ивановичу Эппингеру, ученику известного русского архитектора К.А. Тона (автора храма Христа Спасителя в Москве). Наиболее известными сооружениями этого архитектора являются, здание мозаичной мастерской Академии Художеств, здание и церковь богадельни в Петербурге, а также церковь странноприимного дома в Иерусалиме.

Проект вскоре был представлен попечительному совету и одобрен им, получено также разрешение от Херсонской духовной консистории (органа управления Херсонской епархии).

В состав попечительного комитета по постройке храма вошли протоиерей И. Станиславский, Николаевский полицмейстер В. Карабчевский, почетные граждане К. Соболев и Ф. Карпевский, городовой архитектор И. Козаков, полковник Плетнев и надворный советник Павлов.

Сбор средств шел медленно, поэтому в 1861 г. Херсонская консистория вновь предложила открыть подписку добровольных пожертвований на сооружение храма, а собранные к этому времени 2975 руб. передать на строительство церкви в с. Константиновке. Николаевский военный губернатор Б.А. Глазенап возразил, поручив городской думе испросить согласие от всех жертвователей, те же, в свою очередь, согласия не дали.

В 1872 г. Николаевская городская дума подтвердила, что передает «часть городской земли без всякого выкупа в пользу города безвозмездно» под строительство храма, но к этому строительству, по неизвестным причинам, так и не приступили. По мнению николаевского краеведа Д.И. Закововоротнего, причиной задержки со строительством могло быть то обстоятельство, что в это время в Николаеве одновременно сооружалось несколько церквей и на такой крупный храм у жителей города просто не хватало средств.

На выделенном месте построили Касперовский молитвенный дом (в 1880 г. он значился в числе действовавших).

Торжественная закладка храма иконы Касперовской Божьей Матери состоялось в мае 1904 г.

Руководство строительством было возложено на городского архитектора Е.А. Штукенберга, подряд на строительные работы получил Д.И. Гаврилов. В распоряжении строительного комитета к этому времени было 40 000 руб. Строительство велось довольно быстро, к сентябрю завершили сооружение стен, но закончились деньги и строительные работы замерли.

Вскоре городская дума решила предоставить строительному комитету заем в размере 15 000 руб. сроком на 15 лет.Темпы строительства заметно замедлились, а в начале 1908 г., когда сооружение было уже почти готово, вновь закончились деньги. 27 июля того же года городская дума выделила безвозмездно 8 000 руб. на завершение строительства и отделочных работ.

28 декабря 1908 г. Состоялось освящение храма во имя иконы Касперовской Божьей Матери, но и после этого строительные и отделочные работы продолжались еще несколько лет.

Храм во имя Касперовской иконы Божией Матери (с фотографии начала ХХ в.)

Описание храма: здание собора в плане представляет собой вытянутый прямоугольник длиной в 21 сажень и шириной в 10,5 саженей, сориентированный, согласно православной традиции, по линии запад-восток. Восточная торцевая стена завершается тремя полуциркульными апсидами. С западной стороны над входом надстроена колокольня высотой в 21 сажень.

Она увенчана шатровой кровлей в стиле русской архитектуры XVII в. Слева и справа ее обрамляют декоративные главки на барабанах, украшенных кокошниками и также увенчанные небольшими шатрами. Над восточной частью храма надстроено средокрестие, которое венчает купол на высоком барабане. Вокруг него расположены 6 декоративных главок на барабанах разной высоты. Все они, как и главный купол выполнены в традиционной для русской архитектуры форме луковицы.

Согласно православному канону, семь куполов на храме символизируют семь церковных таинств.

Стены храма декорированы резными деталями в стиле древнерусской архитектуры XVI ─ XVII вв., а также карнизами.

Паперть и вход выделены лестницей и декоративным крытым крыльцом на резных каменных столбах. Особенно выразительны оконные наличники. Несколько портят общую стилистику сооружения большие витражные окна на боковых стенах, но в первоначальном виде строители сумели свести до минимума эту явную ошибку, допущенную архитектором, за счет оригинальных оконных рам с множеством ячеек ромбической формы, что напоминало кованные оконные решетки, часто применявшиеся в русской монастырской архитектуре. Особый эффект и обаяние старины храму придает строительный материал, из которого выложены стены ─ это потемневший от времени известняк.

Внутренний вид храма представляет собой большой высокий молитвенный зал, перекрытый полуциркульным сводом. Зал был рассчитан на 1200-1500 верующих. За счет больших окон создается эффект очень просторного и светлого помещения. Алтарное пространство дополнительно освещается сверху за счет окон, расположенных в барабане под куполом. Над входом, с западной стороны зала, расположены хоры в виде балкона, опирающегося на 2 колонны. Большой молитвенный зал этого храма отличается великолепной акустикой. В крипте храма имеется также нижний зал.

Касперовский храм оказался очень удачно вписанным в окружающую малоэтажную городскую застройку и стал архитектурной доминантой в этой части города, сохранив эту функцию и до настоящего времени.

Судьба храма в ХХ в. складывалась драматично, в 1922 г. Касперовская церковь, в числе других, пострадала в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим. В феврале 1930 г. с колокольни были сняты колокола и отправлены на переплавку для нужд развернувшейся в стране индустриализации. В октябре 1934 г., в ходе антирелигиозной кампании, по решению Одесского облисполкома (Николаев в это время входил в состав Одесской области), собор во имя иконы Касперовской Божьей Матери закрыт.

Здание передано в распоряжение Николаевского горсовета, который передал его под клуб судостроительному заводу им. 61 Коммунара. Новые хозяева снесли верхнюю часть колокольни и разрушили купола, слишком напоминавшие о культовом назначении здания. От полного разрушения здание спасло лишь отсутствие у завода средств на строительство нового клуба. В таком изуродованном виде храм простоял 58 лет.

В период Великой отечественной войны (во время немецкой оккупации города) в храме восстановлены богослужения, продолжавшиеся до 1949 г., после чего помещение отобрали у верующих в нем вновь возобновил работу клуб.

В 1992 г. здание храма передано общине Украинской православной церкви Киевского Патриархата, в нем возобновились богослужения, началась реконструкция собора. К 2010 г. первоначальный облик собора почти полностью восстановлен. Храм получил статус кафедрального собора Касперовской Божьей Матери.

Литературные источники: Заковоротний Д.И. Храмы Николаева / Д.С. Заковоротний ─ Николаев, 2001, Крючков Ю.С. Архитектура старого Николаева / Ю.С. Крючков ─ Николаев, 2008, В.В. Щукин, ГАНО. Ф. 222, оп. 1, д. 357, ГАНО. Ф. 222, оп. 1, д. 653, л. 86., ГАНО. Ф.Р. 992, оп. 2, д. 1888, л. 64.

Среди многих образов Богородицы Касперовская икона Божией Матери занимает особое место и глубоко почитается верующими, ведь она помогала не только отдельным людям, но и целым городам.

Описание Касперовской иконы Божией Матери

Икона небольшого размера, в отличие от других она писана не на доске, а на холсте, наклеенном на доску. По типу иконографии она относится к иконам Умиления, где Матерь Божия обнимает обеими руками своего Младенца, а Он с умилением прижимается к ее щеке, обхватив своими ручками и глядя с недетской серьезностью.

Но на лице Богоматери нет улыбки – Она знает, что ее Дитя обречено на смертные муки, и в Ее глазах читается обреченность, но вместе с тем и смирение перед Божьей волей. В правой руке Младенца Иисуса свернутый свиток, который символизирует предназначение Иисуса, которое пока неведомо людям.

История иконы

По легенде, эту икону в конце 16 века привез на Русь один серб родом из Трансильвании (область на территории современной Румынии), которая в то время находилась под турецким владычеством. Этот серб осел в Херсонской губернии, и икона в череде многих поколений передавалась от отца к сыну. В конце концов она перешла в собственность помещицы Касперовой, владевшей имением Касперовка (Ольвиопольский уезд), по имени которой и получила свое название. К этому времени икона настолько обветшала и потемнела, что различить на ней что-либо было почти невозможно, однако помещица поместила ее в свой домашний иконостас и молилась образу Богоматери.

В 1840 году на Улианию Касперову обрушилось множество невзгод, и она стала молиться еще более истово, иногда проводя коленопреклоненной перед иконой всю ночь. Однажды, вставая с колен лишь на рассвете, она была потрясена: лики, изображенные на ветхой иконе, очистились и просветлели. Известие об этом чудесном восстановлении иконы Божьей милостью широко распространилось по округе, вызвав настоящее паломничество, особенно когда стало известно о реальных чудесных исцелениях.

Какие чудеса сотворила Касперовская икона Божией Матери

Вот только несколько фактор зафиксированных реальных исцелений:

  • Дворянке Бурлеевой, жившей по соседству, явившаяся во сне Богоматерь повелела отправить в дом Касперовой и там помолиться перед иконой. Женщина так и сделала, после чего у нее прошел паралич руки.
  • Парализованную неходячую мещанку из Очакова привезли в Касперовку, и после молитвы она самостоятельно встала и пошла.
  • 13-летний крестьянский мальчик, страдавший от эпилепсии, выздоровел после молитвы перед иконой.
  • Местная крестьянка, сошедшая с ума, исцелилась после молитвы и того, как ее помазали маслом из лампадки, стоявшей перед иконой.

Известие о чудотворной иконе распространилось настолько широко, что дошло до Святейшего Синода, который, выяснив все обстоятельства, признал икону чудотворной.

Паломники шли сплошным потоком, и Касперовы, понимая, что чудотворная икона – это всеобщее достояние, в 1844 году передали ее в местный храм, где продолжались чудесные исцеления. В 1852 году верующие города Херсона добились того, чтобы на празднование Вознесения Господня икону крестным ходом доставляли в их город. Эта традиция соблюдается и по сей день.

Спасение Одессы

Во время Крымской войны (1853-1855) Касперовскую икону Божией Матери торжественно перевезли в Одессу, осажденную англо-французской эскадрой в составе 96 линейных кораблей. Почти 2 года (август 1854 – май 1856) в городском кафедральном соборе, куда ее поместили, перед ней служили молебны, а сестры милосердия давали обет.

Касперовской иконой Божией Матери архиепископ благословлял солдат, отправлявшихся в Севастополь, служили молебны, и солдаты на медные деньги покупали свечки. По распоряжению архиепископа их стали хранить отдельно, а впоследствии отлили из них медный крест и установили его в кафедральном соборе.

В 1854 году жители Одессы, неся впереди Касперовскую икону Божией Матери, обошли крестным ходом свой город, и вражеская эскадра отступила. Никаких других причин для этого не было, поэтому слава чудесного избавления Одессы еще больше упрочила славу иконы, а в Одессе этот день стал почитаться как день спасения города и великое православное торжество.

В 1936 году Касперовская икона Божией Матери была перенесена в Успенский собор в Одессе, который позже стал кафедральным, и с тех находится там.

О чем молятся Касперовской иконе

Образ матери, готовой пожертвовать своим сыном ради спасения мира, к тому же исполненный так проникновенно, затрагивает в душе самые глубокие струны, поэтому не требуется никаких усилий, чтобы настроиться на молитву. В чем помогает Касперовская икона Божией Матери? Ей молятся об исцелении от болезней физических и душевных, о защите в сложных жизненных ситуациях, о заступничестве перед лицом клеветников и врагов.

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Тво­их, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Немы бо достойны от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибе­гаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшном суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Одним из самых красивых храмов города Николаева является Кафедральный собор Касперовской иконы Божьей Матери, который находится по адресу: улица Садовая, 12. Православный храм принадлежит Николаевской и Богоявленской епархии УПЦ Киевского патриархата. Собор был посвящен чудотворной Касперовской иконе Божьей Матери, которую в период 1853-1918 гг. ежегодно приносили в Николаев крестным ходом и целый месяц выставляли в разных церквях города.

Строительство собора началось в 1904 г. по проекту столичного архитектора профессора Федора Ивановича Эппингера, ученика знаменитого архитектора К. А.Тона. В 1908 г. состоялось освящение собора, а в 1916 г. его открытие.

Здание храма Касперовской иконы Божьей Матери представляет собой вытянутый прямоугольник шириной в 22,5 м и длиной в 45 м., сориентированный по линии запад-восток, согласно православной традиции. Стены собора украшены резными деталями в стиле древнерусской архитектуры XVI - XVII ст., а также карнизами. Семь куполов храма, согласно православному канону, символизируют семь церковных таинств.

В ХХ столетии судьба Касперовского собора складывалась весьма драматично, он пострадал в ходе кампаний по изъятию церковных ценностей. В 1934 г. церковь закрыли, а здание передали судостроительному заводу под клуб. Тогда же была снесена верхняя часть колокольни, а позже разрушены купола. Во время Великой отечественной войны в храме восстановили богослужения, но в 1949 г. здание снова отобрали у верующих для того, чтобы возобновить работу клуба.

В 1992 г. помещение собора передали общине Украинской православной церкви, после чего в нем были возобновлены богослужения, и начала проводиться реконструкция. На сегодняшний день первоначальный облик Кафедрального собора Касперовской иконы Божьей Матери почти полностью восстановлен.

Касперовской иконы Божьей Матери храм, кафедральный собор Касперовской иконы Божьей Матери, Касперовская церковь ─ православный храм в г. Николаеве на углу улиц Садовой и Херсонской (сейчас проспект Ленина).


Храм посвящен одной из наиболее почитаемых чудотворных икон ─ Касперовской иконе Божьей Матери, которая с 1853 по 1818 гг. ежегодно торжественно прибывала в Николаев крестным ходом и на протяжении месяца (с 1 июля по 1 августа) находилась в разных храмах города. Жители Николаева верили, что именно эта икона спасла город от нападения врагов в период Крымской войны 1853—1856 гг.

Касперовская икона Божией матери
В память об этих событиях в 1855 г. благочинный епархиальных церквей г. Николаева протоиерей И. Станиславский обратился к Николаевскому военному губернатору М.Б. Берху с ходатайством «…в благодарность во имя спасения Николаева от врагов построить в юго-восточной части города храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя приделами во имя Пресвятой Богородицы Касперовской». 1 июня того же года военный губернатор дал поручение Николаевской городской думе выбрать место для храма и разрешить сбор пожертвований среди городских жителей для этой цели.

Архитектурный проект храма заказан столичному архитектору профессору Федору Ивановичу Эппингеру, ученику известного русского архитектора К.А. Тона (автора храма Христа Спасителя в Москве). Наиболее известными сооружениями этого архитектора являются, здание мозаичной мастерской Академии Художеств, здание и церковь богадельни в Петербурге, а также церковь странноприимного дома в Иерусалиме.

Проект вскоре был представлен попечительному совету и одобрен им, получено также разрешение от Херсонской духовной консистории (органа управления Херсонской епархии).

В состав попечительного комитета по постройке храма вошли протоиерей И. Станиславский, Николаевский полицмейстер В. Карабчевский, почетные граждане К. Соболев и Ф. Карпевский, городовой архитектор И. Козаков, полковник Плетнев и надворный советник Павлов.

Сбор средств шел медленно, поэтому в 1861 г. Херсонская консистория вновь предложила открыть подписку добровольных пожертвований на сооружение храма, а собранные к этому времени 2975 руб. передать на строительство церкви в с. Константиновке. Николаевский военный губернатор Б.А. Глазенап возразил, поручив городской думе испросить согласие от всех жертвователей, те же, в свою очередь, согласия не дали.

В 1872 г. Николаевская городская дума подтвердила, что передает «часть городской земли без всякого выкупа в пользу города безвозмездно» под строительство храма, но к этому строительству, по неизвестным причинам, так и не приступили. По мнению николаевского краеведа Д.И. Закововоротнего, причиной задержки со строительством могло быть то обстоятельство, что в это время в Николаеве одновременно сооружалось несколько церквей и на такой крупный храм у жителей города просто не хватало средств.

На выделенном месте построили Касперовский молитвенный дом (в 1880 г. он значился в числе действовавших).

Торжественная закладка храма иконы Касперовской Божьей Матери состоялось в мае 1904 г.

Руководство строительством было возложено на городского архитектора Е.А. Штукенберга, подряд на строительные работы получил Д.И. Гаврилов. В распоряжении строительного комитета к этому времени было 40 000 руб. Строительство велось довольно быстро, к сентябрю завершили сооружение стен, но закончились деньги и строительные работы замерли. Вскоре городская дума решила предоставить строительному комитету заем в размере 15 000 руб. сроком на 15 лет.Темпы строительства заметно замедлились, а в начале 1908 г., когда сооружение было уже почти готово, вновь закончились деньги. 27 июля того же года городская дума выделила безвозмездно 8 000 руб. на завершение строительства и отделочных работ.

28 декабря 1908 г. Состоялось освящение храма во имя иконы Касперовской Божьей Матери, но и после этого строительные и отделочные работы продолжались еще несколько лет.

Храм во имя Касперовской иконы Божией Матери (с фотографии начала ХХ в.)
Описание храма: здание собора в плане представляет собой вытянутый прямоугольник длиной в 21 сажень и шириной в 10,5 саженей, сориентированный, согласно православной традиции, по линии запад-восток. Восточная торцевая стена завершается тремя полуциркульными апсидами. С западной стороны над входом надстроена колокольня высотой в 21 сажень. Она увенчана шатровой кровлей в стиле русской архитектуры XVII в. Слева и справа ее обрамляют декоративные главки на барабанах, украшенных кокошниками и также увенчанные небольшими шатрами. Над восточной частью храма надстроено средокрестие, которое венчает купол на высоком барабане. Вокруг него расположены 6 декоративных главок на барабанах разной высоты. Все они, как и главный купол выполнены в традиционной для русской архитектуры форме луковицы.

Согласно православному канону, семь куполов на храме символизируют семь церковных таинств.

Стены храма декорированы резными деталями в стиле древнерусской архитектуры XVI ─ XVII вв., а также карнизами.

Паперть и вход выделены лестницей и декоративным крытым крыльцом на резных каменных столбах. Особенно выразительны оконные наличники. Несколько портят общую стилистику сооружения большие витражные окна на боковых стенах, но в первоначальном виде строители сумели свести до минимума эту явную ошибку, допущенную архитектором, за счет оригинальных оконных рам с множеством ячеек ромбической формы, что напоминало кованные оконные решетки, часто применявшиеся в русской монастырской архитектуре. Особый эффект и обаяние старины храму придает строительный материал, из которого выложены стены ─ это потемневший от времени известняк.

Внутренний вид храма представляет собой большой высокий молитвенный зал, перекрытый полуциркульным сводом. Зал был рассчитан на 1200-1500 верующих. За счет больших окон создается эффект очень просторного и светлого помещения. Алтарное пространство дополнительно освещается сверху за счет окон, расположенных в барабане под куполом. Над входом, с западной стороны зала, расположены хоры в виде балкона, опирающегося на 2 колонны. Большой молитвенный зал этого храма отличается великолепной акустикой. В крипте храма имеется также нижний зал.


Касперовский храм оказался очень удачно вписанным в окружающую малоэтажную городскую застройку и стал архитектурной доминантой в этой части города, сохранив эту функцию и до настоящего времени.

Судьба храма в ХХ в. складывалась драматично, в 1922 г. Касперовская церковь, в числе других, пострадала в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим. В феврале 1930 г. с колокольни были сняты колокола и отправлены на переплавку для нужд развернувшейся в стране индустриализации. В октябре 1934 г., в ходе антирелигиозной кампании, по решению Одесского облисполкома (Николаев в это время входил в состав Одесской области), собор во имя иконы Касперовской Божьей Матери закрыт. Здание передано в распоряжение Николаевского горсовета, который передал его под клуб судостроительному заводу им. 61 Коммунара. Новые хозяева снесли верхнюю часть колокольни и разрушили купола, слишком напоминавшие о культовом назначении здания. От полного разрушения здание спасло лишь отсутствие у завода средств на строительство нового клуба. В таком изуродованном виде храм простоял 58 лет.



В период Великой отечественной войны (во время немецкой оккупации города) в храме восстановлены богослужения, продолжавшиеся до 1949 г., после чего помещение отобрали у верующих в нем вновь возобновил работу клуб.

В 1992 г. здание храма передано общине Украинской православной церкви Киевского Патриархата, в нем возобновились богослужения, началась реконструкция собора. К 2010 г. первоначальный облик собора почти полностью восстановлен. Храм получил статус кафедрального собора Касперовской Божьей Матери.

Литература и источники:

ГАНО. Ф. 222, оп. 1, д. 357;
ГАНО. Ф. 222, оп. 1, д. 653, л. 86.

ГАНО. Ф.Р. 992, оп. 2, д. 1888, л. 64.
Заковоротний Д.И. Храмы Николаева / Д.С. Заковоротний ─ Николаев, 2001.
Крючков Ю.С. Архитектура старого Николаева / Ю.С. Крючков ─ Николаев, 2008.

error: Content is protected !!