Биография г тукая для детей. Габдулла Тукай: краткая биография

Тукай Габдулла (1886-1913) – народный поэт Татарстана, также проявил себя в качестве литературного критика и публициста, переводчика и общественного деятеля.

Детские годы

Габдулла появился на свет в Казанской губернии в деревеньке Кушлавыч 8 мая 1886 года (сейчас это Арский район в Республике Татарстан).

Его папе, Мухамедгарифу Мухамедгалимову, на момент рождения сына было уже 43 года, он являлся коренным жителем деревни Кушлавыч, где с 1864 года служил указным муллой.

Мама, Мэмдудэ, вышла замуж за Мухамедгарифа в 13-летнем возрасте, отец был старше матери почти на двадцать лет. На момент рождения мальчика в семье уже подрастали две старшие дочери Саджида и Газиза.

Габдулле было всего пять месяцев, когда скончался его отец. Через два с половиной года мать снова вышла замуж и уехала в другую деревню, оставив трёхлетнего сына на воспитание бедной пожилой женщине. Через некоторое время Мэмдудэ вернулась за малышом и забрала сына с собой. Но, когда Габдулле было четыре года, ушла из жизни и его мама, мальчик остался круглым сиротой. Так началось его горькое скитание «по людям».

Сначала малыша взял на воспитание дедушка по маминой линии Зиннатулла Амиров, проживавший в деревне Училе и служивший там муллой. Но семья и без Габдуллы была многодетной и полуголодной, поэтому спустя несколько месяцев дед отвёз его в Казань.

Там на Сенном базаре для Габдуллы нашлась новая семья. Это были бездетные жители Ново-Татарской Слободы Мухамметвали, глава семьи занимался кустарным производством. В этой семье мальчику было хорошо, его любили, Габдулле даже показалось, что ему наконец-то улыбнулось счастье. Но случилась беда: тяжело заболели его приёмные родители и были вынуждены вернуть малыша деду.

В деревне Училе у дедушки мальчик снова пробыл недолго, Зиннатулла пристроил внука в крестьянскую семью Сагди, которая проживала в соседней деревне Кырлай. Здесь Тукай прожил около трёх лет, с 1892 по 1895 годы. Как писал позднее поэт в своих воспоминаниях, деревня Кырлай открыла ему глаза на жизнь. Ребёнка здесь приобщали к сельскому труду, он не знал нужды, начал обучаться и впервые почувствовал, что такое любить простых людей и родную землю.

Но и тут Тукай не смог оставаться счастливым, горе просто преследовало его. Сначала от различных заболеваний скончались взрослые дочки Сагди. Потом внезапно покалечился хозяин, а его супруга, будучи очень суеверной женщиной, все эти беды связала с проживавшим у них приёмным мальчиком. Вскоре хозяйка родила сына, и отношения с Габдуллой испортились окончательно.

В конце 1895 года Тукая забрала к себе родная сестра его отца Газиза Забирова (Усманова), так Габдулла оказался в купеческой семье в городе Уральске. Здесь мальчик поступил на учёбу в медресе «Мутыгия», при учебном заведении имелся русский класс, Тукай посещал одновременно и его. Во время обучения у Габдуллы проявилась высокая одарённость почти по всем предметам. В медресе его считали самым образованным, сметливым и бойким.

Юность и первые шаги в поэзии

В 1904 году в Уральске начал издаваться рукописный журнал «Аль-Гаср аль-джадид» (в переводе на русский язык означает «Новый век»). В этом журнале были написаны первые литературные произведения Тукая. В это же время он увлёкся стихотворениями Лермонтова и Пушкина, баснями Крылова, которые переводил на татарский язык и предлагал издавать.

Самым значимым поэтическим произведением Тукая из раннего периода стал стих «Что ты спишь, мужичок?» автора Кольцова А. Габдулла полностью сделал его перевод на татарский язык с названием «Сон мужика», и стихотворение было опубликовано в 1905 году.

После того, как прошла революция 1905 года, в Уральске стали появляться печатные издательства:

  • «Фикер» («Мысль»);
  • «Уклар» («Стрелы»);
  • «Аль-гаср аль-джадид» («Новый век»).

Тукай стал с этими газетами и журналами сотрудничать, издавались его стихотворения, публицистические статьи на революционные темы. Также были напечатаны его переводы 77 басен Крылова под называнием «Жемчужины».

Революция отложила отпечаток и на творчество Тукая. По Уральску волнами прокатились демонстрации, Габдулла принимал в них самое активное участие.

В 1907 году Тукай окончил учёбу и начал вольную жизнь поэта.

Творчество

Осенью 1907 года Габдулла уехал в Казань, где сразу же влился в ряды передовой молодёжи, вошёл в литературные круги и начал сотрудничество с издательствами:

  • журналом «Ялт-юлт» («Зарница»);
  • газетой «Аль-Ислах» («Реформа»);
  • журналом «Яшен» («Молния»).

Казань всё-таки была колыбелью татарской культуры. Здесь поэт нашёл свою среду – книжные и газетные издания, театральное общество, люди, схожие с ним самим по духу и мыслям. Он стал своим среди писателей-демократов, познакомился с Ямашевым Х. – первым среди татарских большевиков. В Казани произошёл расцвет его таланта, здесь он полностью состоялся как поэт, общественный деятель и журналист, это было время его славы.

В 1908-1909 годах поэт проехал по своей малой Родине – деревням Заказанья. Под впечатлением от этой поездки он написал много стихов и путевых заметок, лучшие из которых:

  • «Гнёт»;
  • «Жизнь»;
  • «Религия и народ»;
  • «Националисты»;
  • «Осенние ветры»;
  • «Ишан»;
  • «Чего не хватает сельскому люду?»;
  • «Сенной базар, или Новый Кисекбаш»;
  • «Рассказ с печки»;
  • баллада «Водяная»;
  • «Возвращение в Казань».

К сожалению, в этот период у Тукая резко стало ухудшаться здоровье. Он испытывал материальные трудности, положение его было бедственным, практически нищенским, поэт прозябал в дешёвых и холодных гостиничных номерах.

Несмотря на плохое самочувствие, он совершил ещё одно грандиозное путешествие, весной 1911 года на пароходе отплыл в Астрахань, поэт познакомился с жизнью Поволжья. А в 1912 году отправился в ещё более далёкий путь – из Уфы в Петербург. Здесь Габдуллу встретили довольно холодно, всего 13 дней он пробыл в Петербурге, оттуда направился в Троицк. А потом уехал в казахские степи, где прожил почти два месяца, в надежде поправить своё самочувствие поэт постоянно употреблял там кумыс.

В августе 1912 года Габдулла приехал в Казань. Чувствовал себя он скверно, тем не менее продолжил трудиться в типографии, где приходилось постоянно дышать свинцовыми испарениями.

Впечатления от путешествий породили новые произведения Тукая, к сожалению, они стали последними:

  • очерк «Маленькое путешествие»;
  • «Татарская молодёжь»;
  • «Дача»;
  • «Первое моё дело после пробуждения»;
  • «По случаю юбилея»;
  • «Надежды народа».

Поэт скончался от чахотки и голода вечером 15 апреля 1913 года, совсем чуть-чуть не дожив до 27 лет. Габдулла Тукай похоронен в Казани на татарском кладбище.

В Республике Татарстан в честь поэта названы многие улицы, площади и скверы, станция метро, колхоз, типография и филармония, а также есть круизный теплоход «Поэт Габдулла Тукай», который курсирует по Волго-Камскому бассейну. Установлено множество памятников и открыто три музея: в селе Новый Кырлай, в Уральске и в Казани. Каждый год в Казани на Театральной улице возле памятника поэту в день его рождения проходят литературные чтения.

Сегодня мы обсудим биографию известного татарского поэта, публициста, общественного деятеля, переводчика и литературного критика Габдуллы Тукая.

Детские годы

Биография Габудллы Тукая берёт своё начало 26 апреля 1886 года, когда мальчик появился на свет в селе Кушлавыч. Отец и мать ребёнка были родом из деревни. Известно, что дед Тукая по линии матери был по происхождению башкиром, а также обучался в Султанаевском медресе.

Когда малышу исполнилось 5 месяцев, он остался без отца: воспитание мальчика полностью легло на плечи матери. Некоторое время она пыталась справиться с постигшим её горем, но потом отчаялась и отдала его на воспитание знакомой старухе. Прошло немного времени, и мать одумалась, забрав своего сына. Однако, когда Габдулле исполнилось 4 года, он потерял и мать, оставшись никому не нужным ребёнком. На некоторое время его приютил дед. Вскоре же малыш оказался у приемных родителей в Казани, где прожил примерно 2 года. Из-за тяжелой болезни они были вынуждены возвратить мальчика в родное село. Три последующих года Габдулла проводит в крестьянской семье Сагди, недалеко от родного дома.

Уральск

Дом Габдуллы Тукая был покинут им в возрасте 4 лет, хотя не по собственной воле. К сожалению, после утраты родителей детские годы мальчика прошли в довольно холодной и отчужденной атмосфере, так как он редко в какой семье задерживался надолго, по разным причинам. Биография Габдуллы Тукая начала немного меняться в позитивном русле после того, как он переехал в Уральск, где жил в приёмной купеческой семье Галиаскара Усманова. Эта семья приходилась мальчику родственной по линии отца. Как только мальчик попал к Усмановым, его сразу же отдали учиться в медресе, где он демонстрировал отличную успеваемость. Медресе принадлежало семье Тухватуллиных - людям прогрессивных взглядов, которые сразу оценили талантливого юнца. Кроме этих занятий, Габдулла ходил в русский класс.

Первые творческие шаги

Поэт Габдулла Тукай делал свои первые шаги в литературе очень несмело и осторожно. Отрывки его раннего творчества можно найти в рукописном журнале «Новый век», который издавался в 1904 году. В этот период Тукай особенно увлекается переводами. Басни Крылова (в переведённом варианте) он даже предлагает различным издательствам. Также на этот период времени приходится его знакомство с творчеством таких писателей, как Лермонтов и Пушкин. Первое самостоятельное литературное творчество проявилось в 1905 году после чудесного перевода стихотворения А. Кольцова «Что ты спишь, мужичок?».

После революции

После окончания революционных действий в Уральске начинают появляться татарские газеты. Тукай сразу находит себе занятие: он предлагает свои работы этим газетам и журналам, а те с радостью принимают в свои ряды талантливого образованного юношу. Парень писал не только стихи, он также печатал собственные статьи, посвященные революционной тематике. Общественная и политическая жизнь общества волновали молодого человека не менее, чем литература. Он принимает активное участие в демонстрациях и протестах. По-настоящему свободная жизнь парня начинается только после того, как он покидает медресе в 1907 году. Третьеиюньский переворот в государстве вызвал у Тукая только одну реакцию: рьяная защита чести своей Родины. За этот период он написал несколько показательных стихотворений, в которых очень ярко раскрывалась тема Родины («Не уйдём!», «Родной земле», «Пара лошадей»).

Казань

Габдулла Мухамедгарифович Тукай продолжает свой путь в Казани. В 1907 году он возвращается сюда для того, чтобы полностью посвятить себе творческим занятиям. С момента приезда начинается отсчёт нового этапа его жизни - 5 лет и 8 месяцев, которые он посвятит служению своему отечеству. В литературных кругах Казани молодой поэт быстро находит своё место, он отлично ладит с молодёжью и пользуется у неё популярностью. Он начинает работать в газете «Реформа». Стихотворения и статьи этого периода насыщены сатирико-юмористическими темами, которые наиболее полно раскрылись в таких произведениях, как «Молния» и «Зарница».

Творчество

Буквально к 1908 году у Тукая уже формируется цикл произведений и статей. Многие его стихотворения («Осенние ветры», «Дача», «Гнёт») и тесное общение с Х. Ямашевым свидетельствуют о том, что Тукай глубоко сочувствовал своему народу и переживал за него всем сердцем. При этом поэт не нагнетал обстановку, он, наоборот, поддерживал борцов за справедливость, воспевал и гордился ими.

Произведения 1911-1912 были созданы под впечатлением от путешествий по деревенькам Заказанья - такого родного места для поэта. Несмотря на весь оптимизм, который Габдулла демонстрировал во многих своих стихотворениях, в произведениях этого периода он отошел от красочной иллюзии и описал реальное положение сельского населения. Он писал то, что видел, и делал это с позиции защитника народа.

Астрахань

Биография Габдуллы Тукая продолжается в Астрахани, куда он прибывает в 1911 году. В это время его подводит здоровье, но желание путешествий берёт верх. Для того чтобы осмотреться и напитаться сельским духом, Габдулла остается погостить у своего старого друга. Здесь он встречается с Нариманом Наримановым - писателем и общественным деятелем из Азербайджана, которого сослали в Астрахань за активную политическую деятельность на Родине. Эта встреча оказывает на творчество Тукая большое влияние.

Габдулла Тукай, стихи которого уже читали тысячи людей, решается на активные творческие поиски и отправляется искать музу по пути Казань - Уфа - Петербург. В Уфе происходит важная встреча с народным писателем М. Гафури. Два собеседника быстро находят общий язык, поэтому их взаимные симпатии крепнут. В Петербурге Тукай знакомится с М. Вахитовым, который в будущем становится влиятельным деятелем революции. Все эти встречи отложили свой отпечаток на мировоззрении и творчестве поэта. В Петербурге он находится всего 13 дней, после чего биография Габдуллы Тукая переносится в Троицк. Но и там наш герой надолго не задерживается, спеша в казахскую степь, чтобы улучшить состояние здоровья. В конце лета поэт решает вернуться в Казань и продолжить работу, несмотря на плохое самочувствие и частые боли.

Произведения Габдуллы Тукая в последние годы его жизни были очень резкими и напряженными. Он ощущал нарастающий внутренний конфликт между обществом и народом. В апреле 1913 татарский поэт умер. Газеты писали, что народ потерял величайшего национального поэта. Литературные традиции Габдуллы Тукая были мощной основой для дальнейшего развития всей татарской литературы. Габдулла Тукай, стихи которого признаны достоянием литературы, похоронен на татарском кладбище в Казани. Его произведения до сих пор считаются классикой татарской поэзии.

Биография Габдуллы Тукая - это отличный пример жизни человека, который не отвлекался на жизненные мелочи, а верил в свою идею. Такие люди редко что-то меняют, но они создают важнейший трамплин для людей действия - тех, кто может круто изменить ход истории.

В поиске вдохновения редакция ProDetki решила погрузиться в историю жизни и творчества великого татарского поэта и общественного деятеля Габдуллы Тукая.

Габдулла Тукай был известнейшим деятелем Татарстана. Этот удивительный человек обладал множеством талантов, именно поэтому с успехом совместил такие направления как написание прозы и поэзии. Кроме того, Габдулла Тукай абсолютно заслуженно был назван критиком и профессиональным переводчиком.

Габдулла Тукай / Фото взято из открытых источников

Биография Габдуллы Тукая

Жизнь писателя Габдуллы Тукая с самого детства не была легкой, ведь еще совсем младенцем, в возрасте чуть более, чем четырех месяцев, он остался без отца. Вскоре, едва мальчику исполнилось 4 года, как он превратился в сироту, потеряв еще и мать. Отчим Габдуллы не решился вешать на себя ответственность по воспитанию чужого отпрыска и передал мальчика в семью деда Зиннатуллы. Совместный быт не давался легко ни самому будущему писателю, ни его родственникам, как вспоминает сам Габдулла Тукай. Б иография кратко описывает не только тяготы и невзгоды самого мальчика, но народа в те времена в целом, никто не желал иметь у себя дома лишний рот, именно поэтому дед Зиннатулла и отправил внука вместе с ямщиком в город Казань, где малыш обрел свою приемную семью. Но детское спокойствие Габдуллы длилось недолго, и уже в течение двух лет приемные мать и отец захворали и вскоре им пришлось вернуть ребенка обратно.

Неудивительно и то, что в родном селе будущего великого писателя никто не ждал. Поэтому расстроеный дед не сдавался и искал, куда бы пристроить непрошеного родственника. На радость всем Габдулла Тукай был принят семьей бедного крестьянина Сагди, который проживал в селе Кырлай. Эти годы не были простыми, как вспоминает сам Габдулла Тукай. Деревня заставляла много работать физически и не щадила ни стар, ни млад.

К концу девяностых годов 19 века Габдулла Тукай перебрался в город Уральск. Там начинающий поэт поселился в доме купца Усманова. Именно там он начал посещать занятия в мусульманскую общеобразовательную школу, которая находилась под покровительством семьи Тухватуллиных. Как раз в те годы он стал заниматься русским и демонстрировать свои первые успехи в учебе. Именно в тот момент окружающие начали замечать в мальчике задатки будущего гения слова.

В девятнадцатилетнем возрасте Габдулла Тукай осуществил свои первые переводы, которыми становятся произведения известного баснеписца Крылова, а годом позже он увлекается поэзией и занимается переводом на татарский язык известных русских произведений, чем демонстрирует свой далеко идущий талант. На обучении Габдулла Тукай открывает для себя работы Пушкина и Лермонтова, которые вдохновили его на собственные стихи. Так начинается его путь, как поэта. Хоть, как вспоминает сам Габдулла Тукай, детство его было не самым легким и безоблачным, но именно эти годы показали ему все то, что он потом вложил в свои произведения.

Литературный музей Г. Тукая в Казани/ Фото взято из открытых источников

Первые шаги Габдуллы Тукая как поэта

Революционные действия 1905 года послужили огромным толчком для творчества поэта и писателя, так как именно их он описывал в своих первых произведениях, публикуясь в печатных изданиях того времени. Самые популярные и запоминающиеся его стихи можно было прочитать в газетах и журналах, а это уже было достойное признание успеха для совсем еще молодого автора. Там он выступает не только с поэзией, но и с прозой, описывая в статьях революционные действия. Габдулла Тукай кратко описывает действия революционеров, отдавая больше своего внимания творчеству. Но при этом поэт является активным деятелем и принимает самое непосредственное участие во всех демонстрационных действиях.

По окончанию медресе Тухватуллиных Габдулла целиком отдает себя творчеству и уже в 1907 году выходит его знаковое произведение «Не уйдем!», которое посвящено третьеиюньскому перевороту и призывает до конца стоять и сражаться за свою Родину. Габдулла Тукай всей душой и сердцем был предан своей земле, поэтому так пропагандировал отставить демократию в своих стихах. Чуть позднее на свет появляются стихи, которые также олицетворяют рвение писателя сражаться на благо Родины, что и делал сам Габдулла Тукай. Презентация его захватывающих произведений показывает, что его творчество нужно и интересно народу, поэтому вскоре поэт переезжает в Казань.

Стихи Г. Тукая / Фото взято из открытых источников

Развитие творческого таланта Габдуллы Тукая

1907 год в жизни поэта ознаменован его переездом в Казань , где его творческая деятельность все больше набирает обороты. Он знакомится с литературной элитой города, поддерживает связь с молодыми начинающими поэтами и писателями и продолжает публиковаться в известных газетах и журналах. Основным направление произведений Габдуллы Тукая на тот момент становится юмор и сатира, именно такие произведения он пишет для журналов «Молния» и «Зарница» .

В Казани жизнь Габдуллы Тукая набирает обороты и здесь он издает уже целый цикл произведений, становясь уже опытным и известным поэтом, а также писателем. В свои произведения он вкладывает всю душу, демонстрируя все свои боли и переживания, например, произведение «Светлой памяти Хусаина» посвящалось памяти его друга, за которого он переживал. Габдулла испытывал теплые чувства ко всем своим единомышленникам, которые находились в постоянной борьбе за народное дело.

Произведения 1911-1912 годов были написаны поэтом под впечатлением от посещения земель своего детства. Там прослеживается и патриотизм, и оптимизм, и вера в светлое будущее своего народа.

Габдулла Тукай в Казани (редакция газеты «Әл–Ислах», слева направо — редактор Вафа Бәхтияров, театральный критик Кәбир Бәкер, духовный наставник Фатих Әмирхан, сотрудник Ибраһим Әмирхан и Габдулла Тукай) / Фото взято с сайта tukaj.ucoz.ru

Детство, которое Тукай прожил в деревне, дало ему возможность здраво оценить все реалии сельской жизни, поэтому в своих стихотворениях «Гнет», «Возвращение в Казань», он не только восхищается и нахваливает красоты природы и деревенской жизни, но в свойственной ему манере описывает все жизненные трудности, через которые вынужден проходить крестьянин, добывая кусок хлеба для себя и своей семьи. Все произведения Габдулла Тукай пишет, только лишь основываясь на своем личном опыте и отношении к происходящему вокруг, поэтому его стихи необычные, пронизанные его индивидуальностью. Все стихотворения демонстрируют читателю основные события тех лет через призму мировоззрения Габдуллы Тукая.

Про Габдуллу Тукая сказано немало добрых слов, ведь он заслужил это благодаря своим уникальным произведениям, пропитанным духом борца за свободу и демократию и в то же время проявлением тонкой и ранимой души. Произведения Габдуллы открывают его для читателя, как многогранную и интересную личность.

Памятник Г. Тукая в Кырлай / Фото взято из открытых источников

Габдулла Тукай описывал в своих стихах всю свою жизнь, поэтому они получались такими яркими и жизненными. Так, например, в произведениях «Маленькое путешествие» и «Дача» можно проследить за поездкой Габдуллы в город Астрахань. П утешествие проходило по Поволжью, что имело свое отражение в этих стихотворениях. И хоть путешествие пароходом дается Тукаю нелегко, в силу его болезни, именно в Астрахани он принял решение о еще более сложной и дальней поездке: из Астрахани в Уфу, а затем в Петербург. Толчком для этого послужило знакомство поэта с Нариманом Наримановым — писателем из Азербайджана, который был сослан за участие в революционных действиях. Невозможно не заметить тягу Габдуллы Тукая к новых открытиям, путешествиям и знакомствам. Уже в Уфе Тукай знакомиться с мировым писателем Мажитом Гафури, а в Петербурге Габдулла встречает нового знакомого Мулланура Вахитова. И, конечно же, все эти встречи снова вдохновляют поэта на небывалые произведения.

Габдулла Тукай пробыл в Петербурге чуть меньше двух недель, затем снова отправился в путь, на этот раз пунктом его назначения был город Троицк. Но и на этом его тур не окончился. Далее Габдулла отправился в казахскую степь в надежде, что кумыс излечит его от болезни. После посещения степей Габдулла Тукай возвращается снова на татарскую землю. Казань не щадит здоровье поэта, там ему приходится работать в плохих условиях, но Габдулла не сдается и не отходит от своей деятельности, несмотря на ухудшающееся здоровье.

Габдулла Тукай в больнице Казани в 1913 году/ Фото взято из открытых источников

Его последние произведения олицетворяли весь воинственный настрой автора, ведь именно ближе к окончанию жизни поэт все больше ощущал на себе тяготы враждебно настроенного народа, что и демонстрировал в своих стихах.

В начале апреля 1913 в возрасте 26 лет Габдуллы Тукая не стало. Основными причинами его кончины считают чахотку и голод. Без сомнения, с уходом Габдуллы Тукая татарский народ потерял своего главного идейного поэта и писателя, признанного не только на Родине, но и далеко за ее пределами. Габдулла Тукай был самым великим национальным деятелем Татарстана. Но, уйдя, он оставил богатейшее наследие своим потомкам.

Наследие и богатство потомков Габдуллы Тукая

В наше время татарский народ может по истине гордиться тем огромным пластом истории, который оставил для них великий литературный деятель. Официальный сайт Габдуллы Тукая , созданный в честь поэта и его произведений, — это лучшее тому подтверждение.

Он так виртуозно и грамотно описывал в своих произведениях все действия своего времени, что теперь наследники этого культурного богатства могут изучать свою историю начала 20 века по его стихам и статьям.

В большинстве своих произведений Тукай с упоением описывал революцию и все действия, происходившие вокруг нее. Он был ярым борцом за свободу для народа, поэтому события тех лет описаны настолько живо и ярко.

Г. Тукай — борец за Родинуи свой народ / Фото взято из открытых источников

После окончания революции татарский народ делится на части, но Габдулла Тукай верит в единство своей нации и призывает к миру в своих произведениях , например, в стихотворении «Национальные чувства» Габдулла Тукай пропагандирует получение образования, ведь ему как никому другому известно, что такое тяжелая крестьянская жизнь в деревне.

Габдулла Тукай славен еще и тем, что он так далеко продвинул татарский язык, ославив его по всему миру, воспевая в своих произведениях. Без сомнений поэт душой и сердцем болел за свою Родину, этим объясняется его воинственность и борьба за демократию, ведь в своих стихотворениях он хотел донести истинные ценности татарского народа .

Среди большого количества произведений можно найти более сотни его стихов, рецензий на статьи и даже фельетоны. Даже очерк о своем детстве успел оставить великий татарский поэт Габдулла Тукай. Сказки это еще один повод для гордости писателя, ведь именно благодаря произведениям для детей, он пытался донести свои мысли и ценности до самых маленьких. Детей Тукай радовал и своими поэмами и переведенными сказками и песнями. Габдулла Тукай по праву был признан основоположником детской татарской литературы.

«Шурале» Г. Тукая / Фото взято из открытых источников

В наше время, если спросить любого татарского ребенка о том, кто для них главный литературный деятель, каждый школьник без сомнения ответит, что это . Сайты Татарстана сейчас дают возможность детально изучить жизнь и творчество знакового поэта и это смело можно назвать поводом для гордости.

Память о Габдулле Тукая

Ни для кого не секрет, что Габдулла Тукай — это культовая фигура в становлении татарской культуры. Именно поэтому наследники так помнят и чтят основоположника татарского языка.

Казань ознаменована литературным музеем в честь поэта, а вот историко-мемориальный комплекс памяти Габдуллы Тукая расположился в его родной деревне Новый Кырлай.

Также в Казани назвали площадь в честь поэта и писателя, а в Уфе есть улицы и даже станции метрополитена имени Габдуллы Тукая.

Памятные мемориалы поэта можно встретить в Москве, Санкт-Петербурге и, конечно же, Уральске.

И самой памятной гордостью можно назвать премию искусств Республики Татарстан памяти Габдуллы Тукая.

Ежегодно в Татарстане проводится масса мероприятий, фестивалей и конкурсов, как литературных, так и художественных, связанных с именем величайшего поэта Габдуллы Тукая. Рисунки и стихотворения дети представляют на общий суд. Поэтому можно смело заявить, что и после кончины Тукай не перестает развивать детей и приобщать их к прекрасному.

Детский рисунок «Су Анасы» по Г. Тукая / Фото взято из открытых источников


Тукай Габдулла
Родился: 14 (26) апреля 1886 года.
Умер: 2 (15) апреля 1913 (26 лет) года.

Биография

Габдулла Тукай - татарский народный поэт, литературный критик, публицист, общественный деятель и переводчик.

Детство

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч. Отец - Мухамедгариф Мухамедгалимов (1843-1886), уроженец деревни Кушлавыч Казанского уезда, Казанской губернии, с 1864 года «указной» мулла в родной деревне. Мать - Мэмдудэ (1864-1890). Дед Габдуллы по отцовской линии - Мухамедгалим, также был муллой. А дед Габдуллы по материнской линии - Зиннатулла Амиров (1829-1909) - башкир по происхождению[нет в источнике], уроженец села Казмакты Гайнинской волости Осинского уезда Пермской губернии, обучался в Султанаевском медресе, служил муэдзином в Кушлавыч, а позже по просьбе жителей Училе пошел муллой к ним. Сестры поэта - Саджида (Бибисаджида) (1877-1956), Газиза.

Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца. Позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, а потом - забрала обратно, однако вскоре умерла и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили. В 1892-1895 годах его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлавыча.

Уральск

В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлелись в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».

Молодой Тукай (справа) вместе с Камилем Мутыгием-Тухватуллиным (примерно 1905 год) После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фике́р» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Укла́р» (Стрелы). Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.

В начале 1907 года Тукай покидает медресе «Муты́гия» (Тухватуллиных). Начинается его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины.

Казань

Осенью 1907 года Тукай приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») - Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).

К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым (1882-1912) и стихотворение, посвященное его памяти («Светлой памяти Хусаина», 1912), свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам - борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911-1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья - своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).

Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань - Уфа - Петербург. В Уфе он встречается с М. Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с Муллануром Вахитовым , впоследствии видным революционером.

Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь - пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань возвращается в начале августа. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.

Габдулла Тукай в больнице, 1913 год
Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало, как писал Горький, «от голода и чахотки». «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», - писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.

Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань).

Творчество

Семён Израилевич Липкин пишет:
Поэтом в подлинном смысле этого слова сделала первая русская революция 1905 года… Революция дала настоящее содержание его стихам, и он нашел простую, задушевную форму.

После революции последует реакция, Г. Тукай крайне тяжело переживал происходившие события

В это время начинают раздаваться в прессе и среди бюрократов призывы к переселению многих мусульманских народов в Турцию. Им Г. Тукай дает достойный ответ:
Нам предлагают подлецы, мы слышим чёрный их совет
К султану Вы должны уйти, а здесь для вас дороги нет…
Мы не уйдем туда: уйти не могут города и реки, здесь пережитые века пребудут с нами, здесь навеки

Несмотря на споры в татарском обществе, Г. Тукай придерживался точки зрения о единстве народа и его культуры
: « Хочу разумным быть, чистосердечным.
Душа живет стремленьем к свету вечным.
Мне счастие татар дороже жизни, Дождусь ли я для них хорошей жизни?
До срока думой тяжкой состарен, Я сам татарин, истинный татарин
Я дал народу обещаний много, Исполню ль их - известно только Богу »

Г. Тукай считается одним из основоположников татарского языка, он один из первых написал о его выдающейся роли:
« Родной язык - святой язык, отца и матери язык
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать. И сказки бабушки я научился понимать.
Родной язык, Родной язык, с тобою смело шел я вдаль, Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил Творца: " О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца"

Проблема переводов Г. Тукая

Переводы на русский и другие языки нередко расходятся с оригиналом. В источниках и переводах от 1930 годов указывалось, что причиной стихотворения «Не уйдём!» было: «Строки этого стихотворения как нельзя более точно характеризуют настроения татарской интеллигенции в переломный момент истории, когда в обществе активно муссировалась идея эмиграции в Турцию в ответ на усиление национального гнёта со стороны самодержавия». Также подчёркивалось, что за этим стояло мусульманское духовенство и буржуазия.

Семён Израилевич Липкин отмечал, что сама структура стихотворения направлена не против татарской интеллигенции, а против черносотенцев, выделяя тот факт, что последняя строчка написана на русском:
К единой цели мы идем, свободной мы хотим России, Ответ наш ясный и простой запомнить просим навсегда: Вам лучше в Турции? Туда пожалте сами, господа!

Сегодня есть другие переводы: «Самая высокая цель наша - вольная страна, свободная Россия! Нас не просто сдвинуть отсюда, о черносотенная толпа». Оригинал:

Иң бөек максат безем:
хөр мәмләкәт - хөр Русия!
Тиз генә кузгалмыйбыз без, и гөруһе ру сияһ!
Ап-ачык бу бер җаваптыр, сүздә түгел, басмада:
- Если лучше вам, Туда сами пожалте, господа!

В действительности история появления этих строк такова: Известный политический деятель предреволюционной поры В. М. Пуришкевич, во время выступления с думской трибуны депутата от Уфимской губернии Калимуллы Хасанова, потребовавшего участия государства в финансировании мусульманских образовательных учреждений, так же, как оно финансирует русские образовательные учреждения, закричал с места: «Езжайте в Турцию, будут там вам мусульманские школы!». Этот случай получил широкую известность, и Тукай откликнулся своим «Не уйдём» («Kitmibez»)

Память

В честь Габдуллы Тукая назван ряд площадей и улиц: центральная площадь и по ней станция метро, прилегающий к площади сквер, улица в Старо-Татарской слободе в Казани, улицы в селе Новый Кырлай Арского района и ряде других городов и сёл Татарстана, в Уфе и селе Шаранбаш-Князево Шаранского района в Башкортостане, в Челябинске и в селе Даутово городского округа Верхний Уфалей Челябинской области, в Алматы и Уральске (Казахстан), в Ташкенте и Нукусе (Узбекистан), а также улица в Анкаре и парк в Стамбуле (Турция).

Памятники поэту установлены:

памятник в сквере Тукая
на Театральной улице у театра оперы и балета
на могиле поэта на старом Татарском кладбище в Казани
в ряде других городов и сёл Татарстана - памятники и бюсты
на Звери́нской улице неподалёку от бывшей татарской слободы в Санкт-Петербурге
в сквере детско-юношеской библиотеки им. Х. Есенжанова у улицы Тукая в Уральске
памятник в сквере на перекрёстке улицы Новокузнецкая и Малого Татарского переулка (Замоскворечье) в Москве (монумент установлен 26 апреля 2011 года к 125-летию со дня рождения Тукая)
на улице Тукая в Анкаре (монумент установлен в мае 2011 года к 125-летию со дня рождения Тукая)
памятник в сквере им. Габдуллы Тукая на ул. Адмирала Нахимова/Александрова в Астрахани (установлен 27 мая 2013 года).

Существует три музея Габдуллы Тукая:

Литературный музей
Отдел Национального музея Республики Татарстан в Казани
Литературно-мемориальный комплекс - в селе Новый Кырлай Арского района Татарстана и музей Габдуллы Тукая в Уральске (Казахстан). В честь поэта назван один из районов республики Татарстан.

Имя поэта присвоено Татарской государственной филармонии в Казани, типографии в Уральске, колхозу в Черемшанском районе Татарстана. Государственная премия в области искусства Татарстана также названа в честь Тукая. В странах-участницах Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) 2011 год объявлен «Годом Тукая».

В Казани в честь Тукая проводятся ежегодные праздники: в день рождения поэта - у памятника на Театральной улице и в день Республики (30 августа) - у памятника в сквере Тукая. Существует круизный теплоход проекта 305м, курсирующий по рекам Волго-Камского бассейна и называющийся «Поэт Габдулла Тукай».

Биография и эпизоды жизни Габдуллы Тукая. Когда родился и умер Габдулла Тукай, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта,фото и видео.

Годы жизни Габдуллы Тукая:

родился 26 апреля 1886, умер 15 апреля 1913

Эпитафия

«Мы уйдем, когда за нами вдаль уйдут и города,
Цепь лихих тысячелетий, наши горькие года.
От рожденья до кончины за родной живя чертой,
Мы срослись навеки плотью с почвой родины святой!»
Из стихотворения Габдуллы Тукая

Биография

Имя Габдуллы Тукая олицетворяет целую эпоху в духовном развитии татарского народа. Это замечательный классик татарской поэзии, знаменитый далеко за пределами своей родины. Тукая называют основателем литературного татарского языка, поэтом-революционером, чья биография буквально иссечена шрамами от страданий целого народа. По сей день творческое наследие поэта восхищает современников, по сей день его исторический вклад вдохновляет новых художников на познание истины, коей Тукай был верен до последнего вздоха.

Родился Габдулладжан Тукаев (настоящее имя поэта) в деревне Кушлавыч Казанской губернии. Будучи сыном религиозного учителя, он, увы, так и не успел познать родительскую любовь: уже в четыре года мальчик остался круглым сиротой. Детство Габдуллы прошло в скитаниях от одних родственников к другим, но ни дома, ни семьи он так и не обрел. Зато дух странствий и поисков сопровождал его на протяжении всей жизни.


Первые стихи Габдуллы Тукая были написаны в городе Уральск, где проходила юность поэта. Там он посещал мусульманскую школу и, в частности, русский ее класс. Одаренность Тукая была очевидной, что неоднократно подчеркивали все учителя. И вот уже восемнадцатилетний Тукай держит в руках журнал «Новый век». Именно в этом рукописном издании были запечатлены его первые поэтические строки, первые переводы на татарский. Литературные кумиры юного Габдуллы - Лермонтов и Пушкин. Но поэт еще не знает, что за будущий вклад в литературу своего народа его вознесут на один пьедестал с величайшими корифеями искусства.


Габдулла Тукай был всецело поглощен переменами, которые принесла революция 1905 года. Правые депутаты предлагали татарам выселиться за пределы Российской империи, на что Тукай решительно ответил стихотворением «Не уйдем». С тех пор он был тверд в своих позициях, а тематика национального освобождения стала основополагающей в его творчестве. Он участвовал в демонстрациях, с характерной юношеской энергией писал в газеты многочисленные стихи и статьи, заводил контакты со сторонниками оппозиционного движения и, несмотря на слабое здоровье, не позволял себе сдаваться.

Смерть Габдуллы Тукая пришлась на 15 апреля 1913 года. Скончался поэт в больнице от, как упоминал Максим Горький, «голода и чахотки», которые и стали причиной смерти Тукая. Татарские газеты запестрили заголовками, что из жизни ушел их величайший национальный поэт, а на похоронах Тукая собрались тысячные толпы неравнодушных. Похороны Габдуллы Тукая состоялись на Татарском кладбище Ново-татарской слободы в Казани. Ныне на могиле Тукая установлен красивый памятник с рельефным портретом великого татарского поэта.

Линия жизни

26 апреля 1886 г. Дата рождения Габдуллы Тукая.
1892 г. Переезд в деревню Кырлай и поселение в семью Сагди.
1904 г. Первые публикации Тукая в журнале «Новый век».
1907 г. Переезд в Казань. Активизация творчества.
1908 г. Создание цикла стихотворений о крестьянах и о своей малой родине.
1911 г. Путешествие по Поволжью.
1912 г. Путешествие в Петербург. Обострение туберкулеза легких.
15 апреля 1913 г. Дата смерти Габдуллы Тукая.
17 апреля 1913 г. Дата похорон Тукая.

Памятные места

1. Деревня Кошлауч (Республика Татарстан), где родился Тукай Габдулла.
2. Город Уральск (Казахстан), где прошла юность поэта.
3. Город Казань, где жил и творил Тукай.
4. Музей Габдуллы Тукая в Казани.
5. Памятник Тукаю в Санкт-Петербурге.
6. Памятник Габдулле Тукаю в Москве.
7. Сквер Габдуллы Тукая в Астрахани, где установлен памятник поэту.
8. Татарское кладбище в Казани, где похоронен Габдулла Тукай.

Эпизоды жизни

В детстве Габдулле Тукаю довелось сменить восемь семей. Нередко его просто сажали в сани и отправляли в далекий путь, обрекая на полнейшую неопределенность. Так, например, в Казани Тукая предлагали на усыновление прямо на Сенном рынке.

За свою недолгую жизнь (а прожил он неполных 27 лет) Тукай издал более тридцати книг. Подавляющая часть из них - сборники для детей школьного возраста, поэзия революционной тематики, книги по изучению устного народного творчества.

Завет

«С кем только жизнь в злой распре не бывала?
В борьбе ты ей не уступай нимало!»

Документальный фильм «Пять мгновений любви», посвященный памяти Габдуллы Тукая

Соболезнования

«Габдулла Тукай был и есть самый великий татарин во всей татарской истории».
Мустай Карим, поэт

«Я движим чувствами признательности к таланту и наследию Тукая, ибо Тукай принадлежит не только татарскому народу, география принадлежности его неизмеримо шире».
Чингиз Айтматов, писатель

«Любите Тукая, любите красоту его души, его поэзию, - в ней и весна, и глубокая человеческая мудрость».
Сахип Джамал, писатель

«Тукай - величина духовная, нравственная, художественная, просто неизмеримая. Такая величина не может принадлежать одному народу. Тукай, как Пушкин, как Лермонтов, как Шекспир, как Гейне, принадлежит всему человечеству».
Игорь Ряхин, поэт

«Тукай - великий поэт татарского народа. Его творчество давно стало близким и родным всем народам нашей страны».
Павел Тычина, поэт

error: Content is protected !!