Арт-терапия сборник упражнений и техник. Методическая разработка

В своих мастер-классах и курсах я много говорю, как важна арт-терапия рисованием.

Поэтому читатели думают иногда, что я – психолог.

Однако это не так. Я не психолог. Я – художник.

И то, что даю в своих материалах, отличается от традиционной арт-терапии.

Давайте сравним.

Арт-терапия рисованием: взгляд психолога

Арт-терапия (англ. – art, искусство, буквально: лечение искусством) - направление в психотерапии и психокоррекции, воздействующее на психоэмоциональное состояние человека и основанное на искусстве и творчестве.

Термин АРТ-ТЕРАПИЯ возник в 1938 году. Ввел его в употребление британский художник Адриан Хилл.

Будучи на излечении в санатории, художник заметил, что живопись помогает выздоровлению.

Хилл тогда занялся рисованием и с другими пациентами. Это отвлекало от болезни или травмы.

А еще помогало избавиться от негативных эмоций, полученных на войне. Выражая тревогу на листе бумаги, они исцелялись.

Уже ни для кого не новость, что ряд болезней – «от нервов», т.е. психосоматической природы.

Если убрать страхи, напряжение, тревожность, агрессию, то такие болезни уйдут.

Излечить эмоции как раз и поможет Арт-терапия!

Плюсы арт-терапии для человека:

  1. В процессе арт-терапии можно осознать собственные глубинные страхи и переживания. И узнав их, исцелиться от недуга.
  2. По рисунку, который получился в ходе арт-терапии, можно провести диагностику и коррекцию своих состояний.
  3. Можно социально приемлемым способом выразить, исследовать и проработать негативные (обиду, злость, ненависть) чувства и эмоции.
  4. Изучая с помощью арт-терапии свой внутренний мир, возможно раскрыть творческий потенциал.
  5. Этот метод полезен для любой возрастной группы - детей, подростков и взрослых.

Арт-терапия рисованием зиждется на идее, что когда человек не задумывается о художественной ценности своих действий в творчестве, в созданных им образах отражается его “Я”.

Чтобы ощутить на себе действие этого чудо-метода, не обязательно быть художником и уметь рисовать.

Каждый спонтанный рисунок:

  • передает состояние души автора,
  • раскрывает внутренние переживания.

Как пример, фрактальный рисунок. В этом методе рисунок считается продолжением человека, его проекцией. И эта малая часть отражает большое, целое – самого человека.

Практикум: Фрактальный рисунок

Или метод автоматических, машинальных рисунков

Водя карандашом или ручкой по бумаге в состоянии задумчивости, вы погружаете себя в собственные мысли. Автоматически настраиваетесь на нужный лад, успокаиваетесь. И в таком состоянии глубже проникаете в происходящие процессы.

В итоге метод помогает настроиться на нужный момент работы или решение задачи.

В отличие от другого художественного процесса, тщательно спланированного и организованного, рисование в арт-терапии именно СПОНТАННОЕ.

Как пример еще, приём, который я использую, “Цветочный ковер”.

Практикум:

Он помогает мне гармонизировать эмоции при помощи осознанных линий в рисунке. Причем, я заметила, гармонизирует состояние как мое, так и окружающих людей, которые с интересом следят за процессом.

Таким образом, психолог использует рисунок с целью диагностики и лечения.

Для него не важно КАК нарисовано, как это сделано технически.

Рисунок здесь – инструмент. Важно, ЧТО происходит в ходе рисования.

После сеанса арт-терапии вы можете уничтожить рисунок или, наоборот, использовать как “костыль”, амулет.

Этот рисунок, возможно, выглядит здорово, и его захочется повесить на стену, но ИЗНАЧАЛЬНО ему эта роль не отводилась.

Это было исследование себя.

Арт-терапия рисованием: взгляд художника

Я рассматриваю рисунок, в первую очередь, как творческое проявление личности . И обращаю внимание на изобразительную сторону того, что делают ученики.

Искусство – мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие.

Критерием произведения искусства считается способность вызывать отклик и восхищение у людей. А мастерство чаще достигается трудом, с помощью специальных знаний и навыков.

Излечение и арт-терапия здесь ВТОРИЧНЫ. Они неминуемы, потому что рисование несёт в себе положительный заряд и позволяет нам контактировать с подсознанием.

Но, повторюсь, моя задача – дать шанс каждому выразить себя в ТВОРЧЕСТВЕ, предоставив для этого набор инструментов:

  • способность чувствовать цвет, линию и форму,
  • умение работать в техниках живописи и рисунка.

Для меня важен РЕЗУЛЬТАТ.

Чтобы работу показывали, вешали на стену, дарили. Чтобы это было произведением искусства.
Например, в курсе мы пошагово изучаем технику рисования портрета в разных ракурсах: анфас, профиль, три четверти.

Учимся рисовать по воображению и с натуры. Совмещаем технику академического рисунка головы с проработкой эмоционального состояния.

Наравне с внутренней работой по принятию себя (своей личности, женской сущности, возраста), мы учимся рисовать гармонично и правильно.

Как результат, в конце курса мои ученицы с удивлением обнаруживают, что избавились не только от страха рисовать портрет, но и от страха старости, одиночества, научились принимать и любить себя.

“ЗЕРКАЛО ДУШИ”

Курс, созданный специально для женщин,

которые хотят научиться рисовать П ортреты

Легко и с Удовольствием

Иногда форма того, что делает художник и арт-терапевт похожа.

И люди путаются, принимая случайный результат рисования с арт-терапевтом за творчество. Уверенные в себе чрезмерно даже преподносят это как искусство. “Я так вижу” – хорошее прикрытие для неумения и невежества.

Или же, наоборот, некоторые люди склонны критиковать свои работы, потому что они не похожи на великие произведения. Они переживают, что не стоят в одном ряду с профессиональными художниками, и поэтому, заранее закрывают себе возможность рисовать хоть что-то.

Главное понять для себя, какую цель вы преследуете? Какого результата вы стремитесь достигнуть?

Тогда не возникнет проблем с пониманием своего места в мире изобразительного искусства.

Хотите рисовать “для себя” , заранее зная, что не будете выставляться в музеях – не отказывайте себе в этом!

Пусть будут раскраски, пусть будет дудлинг, зентангл, рисунки в скетчбуке, пусть! Лишь бы радовало! Не ждите, что эти рисунки кто-то оценит, рисуйте ДЛЯ УДОВОЛЬСТВИЯ.

Хотите выразить себя через более серьезные картины? Претендуете на уровень “искусство”? Изучайте основы изобразительного искусства, совершенствуйтесь, учитесь у мастеров.

И в первом, и во втором случае, рисование будет менять вас изнутри . Будет происходит магия арт-терапии. Но если хотите сделать этот процесс ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ, то тогда используйте специальные арт-терапевтические практики.

И помните, выбор всегда за вами. Важно, чтобы он был осознанным.

Изображения: pixabay.com; pinterest.com; bluprofondo.tumblr.com; art-psykhology.ru

фото из личного архива Марины Трушниковой

  • Напишите в комментариях, насколько актуальна для вас тема арт-терапии рисованием!
  • Если мое вИдение откликнулось в вашей душе, поделитесь статьей с друзьями, сделав репост.

Анастасия Железнякова

Здравствуйте всем, кто будет читать мой отзыв. Хочется рассказать свои впечатления и результаты от пройденного лечения в центре у Елены Викторовны. Прежде всего расскажу о своей проблеме и как я попала к этому врачу. Мне 32 года. Мой диагноз сложно было поставить, в итоге, через время, было поставлено соматоформное вегетативное расстройство, но первоначальный диагноз- аксональная полинейропатия, только с гиперчувствительностью.

Спасибо детскому клубу «Гармония»

Хотелось сказать детскому клубу «Гармония» и педагогу Юлии Владимировне слова благодарности за развитие нашего ребенка, Тяла Артема. Я, как мама, искренне от всего сердца Вам благодарна за старания и труд, что Вы вложили в развитие Артема. Когда мы обратились в этот клуб, мой сын отставал в развитии и не разговаривал. В течение незначительного периода посещения игровых занятий с педагогом, курса Томатис терапии, наш Артем на глазах стал меняться в лучшую сторону – появился интерес к познавательной деятельности, ребенок заговорил, а через некоторое время стал задавать вопросы…

Арт-терапия это специальная форма психологической помощи, которая базируется на искусстве, в том числе на творческой и изобразительной деятельности. Ключевая цель такого лечения состоит в том, чтобы гармонизировать развитие личности через способность самовыражаться и познавать себя. Такой метод может выступать, как в качестве основного, так и в качестве вспомогательного метода. В данной статье вы узнаете о различных видах и методах арт-терапии, показания к применению, как проходят занятия и простые упражнения.

Словом «арт-терапия» сегодня никого не удивить. Люди, хотя бы немного знакомые с английским, знают, что слово «арт» (Art) переводится, как искусство. Получается, что это некий способ исцеления, основанный на искусстве.

Понятие «арт-терапия» было введено в обиход в 1938 году Адрианом Хиллом, который в своих исследованиях описывал работу с туберкулезными пациентами в санаторно-профилактических учреждениях. Указанный термин применялся относительно всех видов искусства, которыми пациенты занимались в больницах и центрах обеспечения психического здоровья.

Говоря научным языком, арт-терапия — это специфический метод психотерапии, способ психокоррекции. Он основан на использовании различных видов искусства для улучшения психо-эмоционального состояния человека.

Основные пути достижения положительного результата – это самосознание и самовыражение.

Арт-терапия позволят символически исследовать и выражать любую человеческую эмоцию: гнев, любовь, радость и так далее. Причем, способ ее выражения не имеет каких-то правил или стандартов. Залогом успешности такого психологического метода является его индивидуальность. Иными словами, каждый человек выбирает то, что ему более всего подходит.

Это вовлечение человека в область искусства, наиболее благоприятную для него. Через творческую деятельность происходит гармонизация его личности и улучшение морального состояния, таким образом, оздоравливается психика. Рисование, лепка, квиллинг или оригами – видов искусства существует довольно много, и все они по-своему помогают человеку познавать себя, определять причину своего психологического дискомфорта и устранять ее. Здесь нет противопоказаний или ограничений, как нет и побочных, часто отрицательных, эффектов.

Формы арт-терапии

Практически с того самого момента, как Адриан Хилл ввел термин «арт-терапия», в среде специалистов появилось условное разделение данное техники на активную и пассивную формы. Первая подразумевает, что человек сам активно занимается определенным видом творчества. В процессе созидания его психика оздоравливается, а настроение – улучшается.

Когда арт-терапевтические занятия проходят в пассивной форме, их участники сами ничего не творят, они лишь изучают объекты искусства. Например, слушают музыкальные композиции, рассматривают картины или скульптуры и так далее. По-своему, такое занятие также полезно для психики. У многих оно вызывает умиротворение и покой, а это, в свою очередь, не может не оказывать позитивного влияния на общее психо-эмоциональное состояние человека.

Нельзя сказать, что пассивная форма «лечения искусством» совсем не предполагает никакого умственного труда. Человек не просто «потребляет» рисунок, мелодию или скульптурный элемент, он анализирует его, раздумывает о нем, а также подвергает его оценке. Объект искусства находит отклик в его душе, наталкивает на некие размышления и умозаключения. Это не всегда можно сделать при помощи других психологических техник.

Ситуаций, в которых бывает полезна активная или пассивная арт-терапия, существует великое множество, можно сказать, что список показаний для данного способа лечения или психокоррекции необычайно широк.

Показания для проведения терапии искусством

Поскольку основное предназначение арт-терапии заключается в гармонизации личности и в улучшении психо-эмоционального состояния человека, то показанием для нее может служить любое отклонение в душевном самочувствии. Речь не только о патологиях, но и о вполне нормальных для любого человека отрицательных эмоциях.

В качестве наиболее распространенных показаний для такого вида лечения специалисты называют:

  • состояние стресса и депрессии, а также подавленное настроение;
  • эмоциональная нестабильность и импульсивность человека;
  • наличие страхов и фобий;
  • заниженная самооценка и негативное отношение к себе;
  • состояние повышенной тревожности;
  • безосновательная раздражительность и конфликтность человека;
  • замкнутая личность и состояние психического напряжения;
  • полученная психологическая травма;
  • нарушенные коммуникативные качества;
  • кризисы определенного возраста;
  • задержка в психическом либо речевом развитии у ребенка.

Полезна данная психологическая техника для детей и подростков, для зрелых людей и представителей старшего поколения.

Цели методики

Арт-терапия дает хороший эффект практически при любой проблеме. Будь это плохое настроение или депрессия, проблемы, связанные с «Я-концепцией» или слишком низкая самооценка, неудовлетворенность собой или некой сферой своей жизни – во всем этом поможет разобраться, проанализировать и найти путь решения искусство, как метод терапии.

Арт-терапия позволяет достигать положительных результатов при работе с людьми, имеющими определенные психологические проблемы:

  • выход негативных мыслей и эмоций;
  • облегчение комплексной психотерапии;
  • проведение развернутой психодиагностики;
  • проработка мыслей и чувств, которые сдерживают в себе пациенты;
  • установление доверительных отношений между врачом и больным;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение самооценки и обеспечение личностного роста;
  • обучение контролю над собственным поведением и эмоциями;
  • выявление и разбор причин, спровоцировавших эмоциональные расстройства либо трудности.

Данная психо-терапевтическая методика используется в следующих целях:

  • как способ выплескивания положительных и отрицательных эмоций
  • для увеличения эффективности психотерапии
  • ради получения материала, позволяющего диагностировать психическое и психологическое состояние человека
  • для проработки подавляемых мыслей, чувств и эмоций
  • чтобы помочь пациенту сконцентрировать внимание на ощущениях или чувствах
  • чтобы установить контакт с пациентом
  • для улучшения самоконтроля
  • для развития творчества и, таким образом, повышения самооценки человека.

Для людей с повышенной тревожностью или явными фобиями арт-терапия выступает, как метод успокоения, для тех, кто грустит, она – средство повышения настроения, а людям, уверенным в собственной ничтожности, данная техника помогает поверить в себя и осознать собственную важность и уникальность. Главное – правильно подобрать арт-терапевтический метод, оптимально соответствующий всем особенностям психики пациента.

Виды и методы арт терапии

На сегодняшний день необычайно много. Более того, их список постоянно растет, пополняясь чем-то новым. К основным и наиболее распространенным можно отнести следующие:

Методы арт-терапии Описание
лечение рисованием или другим изобразительным искусством
основанная на использовании мандал
терапия музыкальными произведениями
МАК техника, основанная на использовании метафорических карт ассоциаций
терапия с применением песка
лечение сказками
куклы спешат на помощь, терапия куклами
лечение, основанное на религии
фототерапия набор психотехник, для лечебно-коррекционного применения фотографии
вид психотерапии, который берет свое начало в танцевальном искусстве
кинотерапия просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога
театр-драма как средство и метод лечебной терапии
применение глины в лечебных целях

К арт-терапевтическим занятиям можно отнести квиллинг, оригами, аппликацию, вязание и, собственно, любой вид творчества. Каждое такое занятие по-своему полезно, оно улучшает психическое состояние человека и «меняет заряд его эмоций с минуса на плюс».

Как проходят занятия по арт терапии?

Занятия по арт-терапии могут быть групповыми или индивидуальными. Собственно, это характерно для любой корректирующей, психологической техники. Для проведения их нужно соответствующее помещение, а также инструмент и материалы, которые будут использоваться во время целебного творчества.

Арт-терапевтические группы бывают студийными, открытыми, закрытыми, структурированными или неструктурированными. Куда чаще группу можно назвать смешанной по всем этим признакам. Конечно, если занимается сразу несколько человек, важно следить, чтобы все они соблюдали личное пространство друг друга, ведь речь идет о творчестве. Хорошо, если руководитель группы сразу продумает схему расположения учеников и оборудует рабочее место каждого из них.

В среднем, одно занятие арт-терапией продолжается от 1,5 и до 2 часов. Их периодичность чаще всего составляет 1-2 раза в неделю.

Арт-терапевтические сеансы могут сильно между собой различаться. Это зависит от того, какой вид искусства берется за основу и какую цель преследует само занятие.

Как правило, психолог или специалист в данной области терапии встречается с клиентом или группой, после короткого вступления, задающего тон занятию, он предлагает участникам выбрать материалы и приступить к действию. При этом, царит максимально спокойная, способствующая творческой реализации атмосфера. Когда сеанс закончен, результаты творческого труда обсуждаются и анализируются со специалистом.

Важно! В ходе занятий врач полностью концентрирует человека либо группу людей на их чувствах, эмоциях либо тактильных ощущениях. При этом, наличие художественных либо прочих навыков у больных не имеет определяющего значения для того, чтобы стать участником арт-терапии.

Процесс лечения творчеством условно делится на следующие этапы:

  1. Вводная часть, в рамках которой психотерапевт настраивает пациентов, устанавливает с ними контакт, а после вовлекает в процесс творчества.
  2. Переход к актуализации ощущений и формированию темы творчества.
  3. Осуществляется непосредственный творческий процесс.
  4. Обсуждается процесс работы и результаты творчества.
  5. Корректировка и доработка результатов арт-упражнений.
  6. На базе всего этого процесса терапевт диагностирует состояние больного и делает соответствующие выводы.

Арт-терапия упражнения

Виды арт терапии довольно разнообразны, их арсенал все время пополняется, что позволяет найти к каждому пациенту индивидуальный подход. И все же, как и в любой психологической практике, здесь можно назвать безотказные и стопроцентно эффективные упражнения. Рассмотрим самые популярные методы и упражнения.

Изотерапия

Изотерапия — лечение посредством занятий рисованием либо изобразительным искусством. В данном случае пациенту предлагают сделать выбор между кистями и красками, карандашами либо мелкими ручками для творчества. К изотерапии прибегают, как правило, в том случае, когда у пациентов наблюдаются невротические либо психосоматические патологии, а также трудности в общении и социальной адаптации.

Упражнения:

1. Каракули. Цель методики — нарисовать хаотичным образом непрерывные линии на листе бумаги. Сначала за дело берется первый участник, затем его сменяет второй. Так происходит пока кто-нибудь не решит, что рисунок готов. После этого начинается обсуждение — каждый должен объяснить часть своего творения. В заключении все участники придумывают сюжетную историю. Такой вид творчества поможет повысить самооценку,изучить свои чувства, снять напряжение, повысить навыки общения.

2. Сюжетный рисунок. Все участники группы экспромтом делают рисунки на заданную тему. Причем выполняя каждый должен выразить свои чувства и эмоции. Это поможет разобраться в эмоциональном состоянии пациента.

3. Радость. К работе нужно приступать в расслабленном виде. Следует вспомнить радостные моменты жизни и попытаться запечатлеть их на бумаге. Это поможет улучшить эмоциональный фон при помощи цвета и концентрации на чувствах.

4. Рисование музыки. Прослушивая композицию, нужно попытаться выразить свои эмоции на бумаге. В результате появиться прилив сил, поднимется настроение, уйдет скованность и напряжение.

5. Рисование эмоций. В случае, когда человеку надо помочь избавиться от негатива, обиды, злости и прочих деструктивных эмоций, подойдет задание «нарисовать эмоцию». Как вариант, можно создать «колесо эмоций», используя оттенки для выражения положительного и отрицательного в своем эмоциональном самочувствии. Тем, кто любит медитировать, можно посоветовать создать так называемую медитативную картину. Все эти манипуляции хороши для любого человека, а не только для обладателя художественных навыков и способностей.

Другие упражнения и методы

Расслабиться и снять эмоциональное напряжение может помочь или пальцевый рисунок. Также можно попробовать рисовать, закрыв глаза. Таким образом, тайное и подавляемое, тщательно контролируемое подсознанием, становится явным. Для большего эффекта можно совмещать музыкальную и художественную терапию. Желательно использовать только те цвета, которые человеку нравятся и вызывают у него ощущение успокоения и прочие позитивные эмоции.

Когда задачей арт-терапевта является помощь пациенту на пути к счастью, хорошо бы на занятии создать индивидуальный коллаж этого самого счастья. Таким образом, будет понятно, к чему стремится пациент и чего ему не хватает. Еще одна изобразительная техника – это создание рисунка свободы. Также хорошо во время занятий создавать мягкие игрушки или другие приятные мелочи. Подобные занятия благотворно сказываются на психике.

Человек, которому нужно помочь пережить потерю или избавиться от психологической травмы , должен обрести покой и почувствовать себя защищенным. В этом ему поможет, например, рисование идеально спокойного места. И не важно, будет оно реальным или сказочным. Хорошо бы посредством творческого дневника превратить негатив в искусство, либо создать творческую диораму. Многим становится легче, если они нарисуют то, что их пугает. После анализа рисунка и его проработки страх становится меньше.

Помочь пациенту самовыразиться можно, предложив ему нарисовать себя в виде сказочного или реального животного, либо составить коллаж из своих положительных характеристик и преимуществ. Можно, как вариант, озадачить его созданием собственного герба или коробки ценностей. Все это повышает самооценку и помогает четче определить свои сильные стороны.

Посмотрев следующее видео, вы узнаете про упражнение «Мой внутренний мир»:

Музыкотерапия

Психологическое воздействие на состояние пациента оказывается посредством музыки. В данной ситуации человек может прослушать мелодию, сыграть ее либо сочинить собственную.

Некоторые упражнения:

  1. Шум прибоя. Сначала все участники слушают звуки моря, затем пытаются изобразить это звуками. Это поможет расслабиться и восстановить свой эмоциональный фон.
  2. Звуки природы. Звучит успокаивающая музыка со звуками природы. Терапевт предлагает всем сесть поудобнее и расслабиться, представив, что все участники находятся в диком лесу. Такое упражнение поможет привести в норму свои эмоции.
  3. Шторм. Все должны представить, что находятся на корабле. Начинает играть музыка Вивальди «Шторм» — на палубе рвутся паруса, ломаются мачты, корабль, как щепка метается в море. Этим пациент сможет пережить свое эмоциональное состояние. Затем наступает штиль под музыку Чайковского «Баркаролла» — ветер стихает, корабль скользит по, ровной как зеркало воде. При этом человек понимает, что все проблемы решаемы, нужно найти лишь правильный выход. В заключении играет музыка Шостаковича «Праздничная увертюра» — вот он такой долгожданный берег, родной дом. Это и есть выход из сложившихся проблем.

Глинотерапия

Глинотерапия призвана помочь тем, кому тяжело выговориться, а также рассказать о собственных чувствах и переживаниях. Лепка позволяет человеку управлять собой и ощутить в себе творческое начало, что дает возможность побороть страх, обиду либо агрессию.

Несколько упражнений:

  1. Осознай себя. Всем участникам группы предлагают вылепить из глины собственную фигуру. Затем необходимо представить, что эта глиняная копия попала в какую-то жизненную ситуацию. Во время такой игры вскроются проблемы, о которых человек не может сказать вслух.
  2. Страх. Терапевт предлагает слепить самое ужасное, что было в жизни. Анализ получившейся фигуры (взгляд со стороны) поможет преодолеть проблему. В заключении вся композиция разрушается — страха больше нет.

Выбор той или иной арт-терапевтической техники зависит от цели занятия и задачи, которую надо решить, а также от особенностей самого пациента, в частности, от его возраста. Работа со взрослыми несколько отличается от творческих манипуляций с детьми.

Арт-терапия для дошкольников

Искусство как средство исцеления и общения особенно актуально для детей и подростков. Маленьким детям часто приходится полагаться на ограниченный язык для выражения сложных мыслей и эмоций, и существует барьер, который можно преодолеть с помощью вещей, которые они понимают немного лучше, таких как Для подростков не менее важно иметь такую ​​свободную от давления и без последствий среду для своих мыслей и чувств.

Раскраски антистресс для детей приносит неоценимую пользу:

  1. Расслабление. Ребёнок об этом и не подозревает, но во время раскрашивания его мозг отдыхает. Улучшение концентрации. Сосредоточение на одном деле служит своего рода тренировкой силы воли, внимательности и усидчивости.
  2. Развитие координации и аккуратности. Мало кто из взрослых помнит, как сложно поначалу вписаться в контур, не залезть на часть рисунка, где должен быть другой цвет. Ребёнок учится рассчитывать силы и выполнять движения чётко.
  3. Улучшение восприятия. Для самых маленьких раскраска может стать платформой для запоминания цветов, форм. Изучения окружающего мира.
  4. Совершенствование логики и воображения. Казалось бы, рисунок уже готов, что тут ещё придумаешь. Но никто не мешает малышу что-то дорисовать, сделать разноцветным там, где этого по идее быть не должно. И главное, у ребёнка всегда будет конкретная причина, почему его картинка выглядит именно так.
  5. Развитие памяти. Многие раскраски – это картинки из жизни. И малыши на подсознательном уровне пытаются сделать свой рисунок правдоподобным. Но для этого нужно вспомнить, как выглядит машинка или арбуз.

Существует также педагогическая арт-терапия, в рамках которой ребенок учится быть самим собой и использовать эмоции в качестве инструмента для общения. Тут в качестве помощников для педагога будут выступать понятия волшебства, юмора и справедливости, присутствующие в сказках, а также музыка и образы в произведениях, создаваемых великими художниками и самими малышами.

В данном случае главной педагогической задачей выступают обучение детей корректному общению, сопереживанию и бережному взаимоотношению с окружающими людьми.

В качестве преимуществ арт-терапии для дошкольников специалисты называют совмещение психологии, медицины и педагогики, что позволяет достигнуть куда больше целей. Помимо того, достоинствами являются:

  1. Безопасная обстановка во время занятий и отсутствие конкуренции между детьми.
  2. Благодаря получаемому в виде рисунка, танца либо песни результату после каждого занятия педагог может отслеживать возникающие изменения в развитии ребенка.
  3. Возможность осознания ребенком собственной ценности посредством таких занятий.

Для детей дошкольного возраста характерна изменчивость внимания и невозможность длительной концентрации на задаче. Это следует учесть, планируя арт-терапевтический сеанс .

Арт-терапия для взрослых

Она позволяет высвободить отрицательные эмоции и внутренние переживания, не причиняя ущерб окружающим вещам и людям. Применяя простые и доступные приемы, терапевт оценивает физическое и душевное состояние пациента, устраняет выявленные проблемы и улучшает эмоциональное состояние.

Психокоррекция проводится с применением одного из выбранных способов, например, работа с больным по определенной выбранной схеме. В данном случае перед человеком ставится некая задача, например, нарисовать рисунок либо сделать поделку по определенному шаблону и на заданную тематику.

Еще одним способом арт-лечения можно назвать общение на свободную тему, когда пациент сам определяет материал, сюжет и инструменты самовыражения. В конце такого общения врач оценивает критерии выбора и манеру выполнения.

Наиболее эффективными техниками арт-лечения в случае со взрослыми, когда пациенты могут практиковать упражнения самостоятельно являются:

  1. Работа с так называемым творческим мусором, когда из вещей, вызывающих негативные эмоции, составляется определенная композиция.
  2. Сказка, написанная о каком-то герое самим пациентом. Тут пациент сам определяет характер, образ жизни, время и место действия героя.
  3. Для того чтобы справиться с внутренними страхами, комплексами и агрессией, можно вылепить и уничтожить физически этих монстров внутри себя.

Арт-терапия для пожилых

В этом случае арт-терапия дарит силы и желание жить дальше. Это возможность с пользой проводить свое свободное время, появившееся после выхода на пенсию, не забивать голову плохими мыслями, а также сохранять интеллектуальную и физическую форму.

Такая практика активно применяется в европейских странах. Там для людей преклонного возраста организуют специальные школы и кружки для творчества.

В данном случае пенсионеров учат:

  1. Рукоделие — позволяет тренировать мелкую моторику и поддерживать деятельность мозга.
  2. Пение — прекрасно тренирует память, улучшает работу дыхательного аппарата и поднимает настроение.
  3. Рисованию — помогает побороть стресс, успокоить нервы и избавляет от переживаний. В случае, как и с рукоделием, рисование тренирует мелкую моторику и развивает память.
  4. Танцы — улучшают настроение и позволяют поддерживать физическую форму.

Арт-терапия - явление в психологической практике достаточно молодое, но уже очень популярное. Все больше и больше людей выбирают занятия различными видами искусства как метод положительного воздействия на собственное эмоциональное состояние, будь то, например, изотерапия, песочная терапия или фототерапия. Что такое арт-терапия, как она воздействует на человека и какие виды арт-терапии существуют - читайте далее.

Что такое арт-терапия?

Буквально арт-терапия означает «лечение искусством». Она заключается в том, что человек получает возможность самовыражения с помощью творчества. Причем успешность арт-терапии не зависит от того, на каком уровне находятся его творческие способности.

Арт-терапия помогает:

  • снять стресс и напряжение;
  • избавиться от негативных переживаний;
  • справиться с различными страхами;
  • познать себя и повысить свою самооценку;
  • обрести душевное равновесие.

К арт-терапии обращаются люди самых разных возрастов, страдающие от депрессии, возрастного кризиса, различного рода зависимостей и психологических травм. Нередко арт-терапевты работают с больными в реабилитационный период, людьми с ограниченными возможностями или умственной отсталостью.

Хороший эффект арт-терапия имеет при групповых занятиях, поэтому к ней прибегают молодые пары, семьи, коллеги по работе и т. д.

Виды арт-терапии

Выделяют следующие виды арт-терапии:

  • Изотерапия - арт-терапия, связанная с различными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, лепкой, аппликацией, росписью и т. д.

  • Музыкотерапия - арт-терапия с помощью музыки. Включает в себя прослушивание песен и инструментальной музыки, игру на музыкальных инструментах, пение.
  • Кинезитерапия - лечение танцем и движением. Сюда входят занятия танцами, подвижные игры, сеансы массажа и лечебная физкультура.

  • Библиотерапия - арт-терапия посредством чтения или написания собственных произведений. Литература может быть самая разнообразная, и по форме, и по содержанию. В библиотерапии выделяют сказкотерапию - лечение сказками.
  • Песочная терапия - арт-терапия, главным инструментом которой является песок. Песочная терапия включает в себя пересыпание песка, песочную анимацию, возведение песочных скульптур и замков.

  • Имаготерапия - арт-терапия на основе драматического искусства, которая предполагает постановку театральных сценок.
  • Фототерапия - в нее могут входить проведение фотосессий и фоторепортажей, слайд-терапия, фотопрогулка и т. д.

Некоторые специалисты выделяют так называемую арт-синтезтерапию, включающую в себя разные виды арт-терапии, например, и рисование, и прослушивание музыки, и создание фотографий.

Очень популярной среди остальных видов в последнее время стала песочная терапия, особенно с песочной анимацией : кроме того, что работа с песком сама по себе очень успокаивает, это еще и очень необычное и интересное занятие.

Но чаще всего под арт-терапией подразумевают именно изотерапию - она является и эффективной, и наиболее доступной, и интересной для всех. Многие люди после занятий продолжают развивать свои творческие способности и находят новое хобби.

Техники и приемы арт-терапии

Рассмотрим одни из самых интересных техник, которые применяются специалистами на личных и групповых сеансах арт-терапии.

  • Автопортрет: посредством рисунка нужно изобразить свою личность, интересы, стремления и образ жизни, показать свой собственный мир.

  • Изображение эмоционального состояния: всего за несколько минут каждый участник арт-терапевтического сеанса рисует свое внутреннее состояние, используя различные линии, формы и штрихи. Рисунок должен быть просто символическим, пусть творческие способности вас не волнуют.
  • «Как ребенок»: с помощью пассивной, нерабочей руки нужно нарисовать то, чем вы больше всего любили заниматься в детстве. Задание может вызвать яркие детские образы и сильные переживания.

  • Глиняный амулет: попробуйте поработать с глиной и создать свой собственный оберег. Хорошенько подумайте над тем, какую форму и текстуру ему придать, так как он должен символизировать что-то особенное.
  • Работа с бумагой. Хороший вариант для группового сеанса - коллективное создание бумажной скульптуры или оригами. Нужно передавать бумажный лист от одного участника к другому, и каждый должен вносить в фигурку свои изменения. Также участники могут создать разные фигурки и подумать, как объединить их в общую композицию.

  • Рисуем каракули: еще одна техника для работы с группой - первый участник рисует на бумаге произвольные линии и закорючки, не имеющие смысла, а следующий участник должен выделить среди них какой-то образ и при необходимости его дополнить.

Арт-терапевт помогает своему клиенту подобрать наиболее подходящую технику, определиться с тем направлением, в котором ему нужно двигаться, подтолкнуть человека к пониманию своего «Я», собственных ресурсов и возможностей.

Идеи антистрессового домашнего творчества

Мы выяснили, что проведением арт-терапии занимается квалифицированный специалист, но как быть тем, у кого нет возможности посещать арт-терапевта? Давайте рассмотрим несколько интересных идей домашнего творчества, которые частично заменят профессиональную арт-терапию и помогут вам отвлечься от негативных эмоций.

Составление коллажа - любимый способ борьбы со стрессом для многих людей; стоит только попробовать, и эта затея с головой вас увлечет. Для коллажа вам понадобятся: ватман размера А3, различные журналы и/или распечатанные фото и картинки, цветные карандаши, ручки или фломастеры, ножницы и клей.

Подумайте о том, что вам нравится больше всего, что вызывает у вас положительные эмоции, чего вы желаете добиться в жизни, чем хотите обладать или что увидеть. Набор образов, который у вас при этом возникнет, вам и нужно воплотить на бумаге.

Вы можете вырезать целые изображения или их фрагменты, фразы и отдельные слова. Схему коллажа можно заранее сделать в фотошопе , но лучше работать экспромтом, полагаясь лишь на свое воображение и полностью отдаваясь процессу. Коллажирование не только поможет вам снять стресс, но и почувствовать себя творцом новой реальности, стать увереннее в себе и своих стремлениях. А главное, творческие способности не имеют никакого значения - коллаж просто не получится сделать неправильным.

Зентанглы и зендудлы

Популярными в последнее время стали такие техники медитативного рисования, как дудлинг, зентанглинг и зендудлинг.

Дудлингом называют процесс рисования произвольных узоров - когда человек, почти не задумываясь, автоматически рисует на бумаге то, что приходит ему в голову.

Зентанглинг, наоборот, требует повышенной концентрации. Чтобы нарисовать зентангл, расслабьтесь, вспомните о чем-нибудь приятном. Затем нарисуйте на бумаге четыре точки, примерно образующие квадрат. В полученных границах проведите несколько линий-струн, которые произвольным образом поделят ваш зентангл на секции. Начинайте рисовать в каждой секции узор, который приходит вам в голову.

Каждому элементу уделяйте особенное внимание, тщательно прорисовывайте все детали и не выходите за линии границ. Подробнее смотрите в видео:

Еще более популярной является техника зендудлинг. Как и зентангл, зендудл - это продуманный узор, но, подобно дудлам, он не нуждается в четких границах. В этой технике сейчас рисуют целые картины.

Терапевтический эффект от зентанглинга и зендудлинга заключается в том, что человек полностью сосредотачивается на создании рисунка, расслабляется, забывая про время, не торопясь и не боясь ошибиться. Результат в данном случае имеет меньшее значение, чем сам процесс.

Раскраски-антистресс для взрослых

Совсем недавно в Интернете и на прилавках магазинов стали появляться специальные раскраски-антистресс для взрослых, выполненные в технике зендудлинг. Соответственно, все узоры-зендудлы в них уже нарисованы, остается только добавить к ним яркие цвета, поэтому от вас требуются лишь цветные карандаши и наличие свободного времени.

Терапевтический эффект, который дают раскраски-антистресс для взрослых, похож на эффект от рисования зендудлов: способствует релаксации, снимает напряжение и даже головную боль.

Как выглядят раскраски-антистресс для взрослых и как их разукрашивать, смотрите в следующем видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Почти все знают об известных скульптурах-достопримечательностях вроде статуи Свободы в Нью-Йорке или «Маленькой русалочки» в Копенгагене. Однако существуют и другие, не слишком известные, но очень необычные скульптуры, которые украшают города по всему миру – одни из самых динамичных мы собрали в этой статье.

10

Счастливый ребенок 21.04.2017

Дорогие читатели, знакомы ли вы с таким понятием, как арт-терапия? Оказывается, это относительно новое направление современной психотерапии активно используется специалистами не только с взрослыми, но и с детьми. Многие упражнения можно с большим успехом предлагать ребенку дома, при этом достигая сразу нескольких целей: и весело провести время, и понять, что тяготит вашего малыша, и помочь ему мягко решить возникшую трудность. Ведь в арт-терапии для детей используются отнюдь не горькие пилюли и микстуры, а то, чем и так богато и счастливо детство – творческое мышление, фантазию, яркие образы и самые любимые деткам занятия. Скажите, кто из детишек откажется лишний раз порисовать, потанцевать, поиграть в интересную игру?

Сегодня на блоге мы познакомим вас поближе с арт-терапией в работе с детьми, и предложим подборку веселых игр-упражнений, которые можно применять дома, со своим ребенком.

Я передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Когда речь заходит об арт-терапии, я не могу остановиться, перечисляя ее многочисленные плюсы. Наверное, это связано с тем, что я сама – арт-терапевт, и за моими плечами – годы работы с детишками в этом методе. Но все равно, каждый раз, наблюдая новые успехи малышей, их большие и маленькие открытия, а также необыкновенные перемены, я поражаюсь снова и снова. Казалось бы, просто рисунок, игра в песочнице, танец, сказка. Но как благодаря им меняется мир, и вокруг, и внутри нас!

Но давайте же сначала познакомимся поближе с арт-терапией, и узнаем, с чем же ее «едят».

Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми и ее задачи

Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством. Но для целей арт-терапии совсем не обязательно быть гениальным художником, музыкантом или поэтом с «профильным» образованием. Достаточно просто взять в руки необходимые для того или иного вида творчества инструменты, расслабиться, отпустить внешнюю суету и переживания, и погрузиться в процесс.

Однако не любое творчество можно отнести к арт-терапии. Обычная лепка, танец, рисование еще не являются лечением. Но нужным образом направленное, скоординированное творчество (не путать со специальным обучением творчеству – по сравнению с ним арт-терапия более спонтанна) способно помочь:

  • отреагировать непрожитые эмоции, докопаться до истинных чувств и мыслей;
  • диагностировать психологические проблемы;
  • в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления;
  • облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми;
  • повысить самооценку;
  • научиться контролировать собственное внутреннее состояние;
  • справиться со страхами, тревожностью, многими психосоматическими проявлениями;
  • приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации;
  • получить удовольствие от самовыражения.

Казалось бы, «просто» детские шалости. А какое огромное влияние они оказывают на человека!

Арт-терапия прекрасно работает и с взрослыми «пациентами». Но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса! Может быть, потому что нам, большим тетям и дядям, не так-то легко отключить в себе контролера и «надзирателя» и безоценочно творить?

Виды и методы арт-терапии в работе с детьми

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:

Изотерапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Материалы для такой терапии – бумага, кисти, краски, реже – карандаши, ручки, мелки.

Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.

Библиотерапию – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д..

Музыкотерапию – занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.

Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.

Цветотерапию – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.

Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.

Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.

Фототерапию – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;

МАК – занятия при помощи работы с метафорическими ассоциативными картами.

Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.

Коллажирование – лечение и наполнение ресурсами с помощью создания коллажей.

Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.

Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.

В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тестопластика и куклотерапия. Да-да, это как раз то, что больше всего на свете любят дети: рисовать, читать сказки, лепить, играть в песочнице и с куклами. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно!

Упражнения для занятия арт-терапией с детьми

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с детишками, и заодно почувствовать себя чуточку арт-терапевтом. Для знакомства с методом возьмем самые, на мой взгляд, простые и быстрые, а также очень любимые детьми направления – изотерапию и песочную терапию.

Изотерапия

Фактически все дети любят рисовать. Почему бы не позаниматься вместе с детишками? Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать. Для начала предложите ребенку самому выбрать, чем бы ему сейчас хотелось порисовать.

Каракули

Очень простое и доступное упражнение. Предложите крохе взять карандаши или краски, и нарисовать любые линии. Можно рисовать любым цветом, с любой силой нажима, любой формы и размера. В ходе рисования попробуйте найти в линиях какой-то образ, вместе с ребенком дорисуйте его.

А можно и не искать в каракулях смысл, и просто водить карандашом по бумаге, таким образом самовыражаясь.

Рисование рукой

Чудесный способ позволить ребенку испытать неимоверную радость! Ведь обычно «пачкать» руки нельзя, а тут вдруг можно! Предложите малышу порисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь или специальные пальчиковые краски. Не надо давать какое-то определенное задание. Просто позвольте крохе раскрепоститься, нанося размашистые, беспорядочные мазки, и испытывая необычные тактильные ощущения и выходя за рамки дозволенного.

С помощью данного упражнения можно скорректировать состояние страха, подавленности, тревожности.

Рисование музыки

Предложите ребенку краски, кисточки, бумагу, включите запись классической музыки, например, Моцарта или Чайковского. И попросите нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета. Так, как он сам почувствует.

Благодаря данному упражнению ребенок учится выражать на бумаге свои эмоции и чувства, а также развивает воображение.

Упражнение «Цветок»

Ребенку постарше можно предложить упражнение «Цветок» . Дайте ему бумагу, кисти и краски, карандаши. Попросите закрыть глаза и представить чудесный цветок. Какой он? Какой у него запах? Где он вырос? Что вокруг него? А теперь пусть ребенок откроет глаза и попробует нарисовать все то, что только что представил.

Вместе с ребенком придумайте историю о цветке. Какое у него настроение? Что он любит? Как проходит его день и т.п. Если история идет в грустном ключе, предложите дорисовать картинку или изменить историю в позитивном направлении.

Такое упражнение помогает развивать фантазию, снимать эмоциональное напряжение.

А сейчас давайте посмотрим, как можно интересно провести время с детьми на занятиях лепкой. О чем можно поговорить, что нам расскажут нам детские поделки.

Песочная арт – терапия для детей

Песок – чудесная среда для развития навыков ребенка и даже для коррекции и терапии имеющихся проблем. Сам по себе песок приятный наощупь, сыпучий, легко заполняет любую форму, с ним дети могут играть часами. Вспомните хотя бы, что происходит на берегах морей и рек, а также возле больших песочниц во дворе. Детей не оторвать от песка!

«Волшебные» свойства песка не могли остаться незамеченными специалистами. Песочница активно используется в психологическом, арт-терапевтическом процессе. Правда, психологическая песочница должна иметь определенные размеры – 50*70*8 см, и изнутри выкрашена в синий или голубой цвет, как символ неба и воды.

Но в домашних условиях мы можем использовать и подручные средства – небольшие подносы, ящички, даже пластиковые тазики, наполненные песком. Главное условие – песок должен быть безопасным для ребенка, то есть чистым и обеззараженным. Для этого можно купить специальный песок, или взять обычный, промыть его и прокалить в духовке.

Также для игр понадобятся небольшие фигурки – высотой до 8 см. Это могут быть куклы, фигурки животных, деревья, домики, предметы интерьера, природные материалы. У психологов обычно имеется целая коллекция таких игрушек. Но дома достаточно иметь хотя бы минимальный набор.

Знакомство с песком

В самом начале предлагаем ребенку «познакомиться» с песочницей:

«Поздороваться» с песком (помните, что игра в песочнице – это уже создание сказки, а в сказке все живое).

Поскользить ладошками по песку прямыми линиями, круговыми движениями, как змейки, или зигзагообразно. Затем то же самое сделать ребрами ладоней.

Набрать песок в ладонь или сразу в две, и высыпать тонкой струйкой.

Закопать в песок ладошки, затем их «найти», приговаривая: «А где же наши ручки? Куда они спрятались?».

Положить в песок раскрытую ладошку и закрыть глаза. Потом мама или папа насыпает песок на пальчик, а кроха должен угадать, на какой палец попал песочек.

Оставить следы на песке. Можно предложить малышу попрыгать пальчиками по песку, как зайка, пройтись, как большой медведь, или проползти, как ужик.

Обязательно обсуждайте с ребенком его ощущения, разницу в оттисках, задавайте вопросы. Не стоит навязывать своего мнения, слушайте своего ребенка и помогайте ему, не поправляя и ни в коем случае не критикуя. Обязательно похвалите за успехи.

Создание волшебного мира

Для того чтобы познакомиться поближе с переживаниями и чувствами ребенка, можно предложить ему следующее упражнение. Нужна песочница и набор маленьких фигурок. Инструкция к заданию такова:

«Представь, что ты – настоящий волшебник. Перед тобой – сказочная страна. И ты можешь наполнить ее всем, чем хочешь. Создать любые природные условия, населить людьми, животными или другими существами. Располагай их так, как тебе хочется».

Обычно детки с огромной радостью начинают творить, сразу погружаются в свой мир. Уже по тому, с чего ребенок начинает «строительство», как он подходит к процессу, можно многое узнать о нем самом. Он быстро-быстро все построил, действуя крупными мазками? Или медлит, долго обдумывает свое решение, не может никак определиться с местом для фигурки? А, может, переставляет каких-то персонажей все время, не в силах подобрать им место?

Когда мир будет создан, и малыш скажет, что он закончил, обсудите с ним картину. Расспросите, кто живет в этой волшебной стране, как она называется, чем занимаются жители, что с ними происходит. Если ребенок озвучил какую-то проблему с героем – например, этот тигр очень злой, и ему плохо – попробуйте вместе найти решение. Может, тигру просто нужен друг? Или он должен делать то, что ему нравится? «Идите» за ребенком, продолжая его мысли. И вы сами удивитесь, насколько эффективным может быть это упражнение.

Аналогично можно предложить ребенку создать картину «Моя семья», «Мои друзья», и узнать, каким малыш видит свое окружение, что можно изменить в этой системе в лучшую сторону.

Упражнений и техник арт-терапии в работе с детьми существует великое множество. Они помогают развивать воображение, моторику, реализовывать творческие способности. Но совсем не обязательно дома, занимаясь с малышом, следовать каким-то строгим инструкциям.

Арт-терапия во многом – спонтанность, основанная на чутье, умении видеть и принимать другого, понимать его без слов, через искусство. Подбирая техники, учитывайте возраст ребенка, его психоэмоциональное состояние. Ведь кто, как не мы, родители, способны лучше всех чувствовать своего ребенка?

Не старайтесь влиять на результат творчества. Цель арт-терапии – не создание шедевров, а простое и доступное самовыражение, возможность познакомиться со своим внутренним миром и помочь ему стать ярче, веселее, светлее. Хотя, порой люди открывают в себе просто удивительные таланты…

Я искренне желаю вам и вашим семьям здоровья и счастья! Творите на радость!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за мысли. Занимайтесь с детьми, развивайтесь обязательно и сами. Ведь такие методы и нам, взрослым могут быть очень интересны. Не так давно я сама для себя открыла фототерпию. Очень понравился мой опыт. О нем я писала в статье Пробуждение себя через фототерпию Березовый сок – настоящий весенний эликсир для нашего здоровья

error: Content is protected !!