Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в неделю седьмую по Пятидесятнице. Об исцелении двух слепых и немого бесноватого

И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Читаем Евангелие и видим одно и то же, под разным ракурсом: то исцеление, то проповедь. То наоборот, сначала проповедь, потом исцеление. И все на глазах у умных и злых фарисеев. И так много раз подряд. Одна и та же сцена c небольшими вариациями.

Вот сегодня мы опять читаем об очередном «типовом» исцелении. Опять Иисус прогоняет демона. Разве только особенность этого демона отличает сюжет от других. Теперь это демон немоты. Оказывается, есть и такие удивительные специализации духов злобы – немота.

Опять слепые прозревают и опять оказываются неблагодарны. Опять фарисеи злятся и клевещут. Зачем вся эта хаотическая последовательность похожих исцелений и проповедь, тонущая в равнодушии толпы?

Начиная от Пасхи, Церковь нам предлагает череду евангельских чтений. Они ложатся в канву, последовательно раскрывающую суть учения Христа на простых примерах. Эти чтения, как лествица, ведут от простых положений к более сложным, проходя сквозь великие праздники и подводя наш дух и ум к таким эпохальным событиям, как Рождество, Пасха и Пятидесятница.

Священник Константин Камышанов

Но сегодняшнее Евангелие не нанизывается на логическую нить предыдущих повествований.

До этого мы слышали повесть об исцелении расслабленного, исцеленного по вере друзей. А до того мы узнали о об исцелении бесноватого и попытки исцелить законопреступных торговцев. А еще раньше мы удивились вере сотника, просившего здоровья слуге.

Сотник научил нас тому, что вера и милость брата есть повод для Бога исцелить человека, который, быть может, этого и не заслужил.

История с владельцами свиней и бесноватым открыла нам то, что Бог дает каждому шанс на время избавиться от греха и начать новую жизнь с Богом

Исцеление расслабленного поведало нам о том, что Бог ценит любовь среди людей и святую дружбу как основу Церкви. В этой истории мы видим развитие и усиление темы дружеской любви, явленной сотником.

Итог этих трех историй в том, что по молитвам посторонних людей и по собственной инициативе Бога грешные и больные получают шанс начать жизнь сначала, с белого листа.

И вот четвертое евангельское чтение, рассказывает нам о двух навязчивых слепых и случайном немом человеке, подвернувшимся по случаю

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

Казалось бы ничего нового. Более яркая история исцеления по вере, которая на слуху, – это исцеление мальчика по молитве отца, когда отец в порыве вере говорит Иисусу:

– Верую, Господи. Помоги моему неверию!

И опять, изгнание немого демона, менее выразительно, чем исцеление гадарьинского бесноватого. Зачем нужны были эти дидактические повторы? В чем логика повестей, нанизанных на эту нить?

А ни в чем! Нет тут логики. За всю историю странствований Иисуса было несколько таких случаев, когда логика оказалась ни при чем: Христос удивлялся, плакал и миловал вопреки всему.

Христос заплакал о смерти Своего друга Лазаря

Христос удивился вере сотника.

И Христос просто сжалился над этими двумя несчастными слепыми и немым и отменил ход истории Своей Божественной властью.

Мы у Бога не пешки на шахматной доске

Мы с удивлением наблюдаем в подобных эпизодах откровение, состоящее в том, что миссия Христа не была заводной машинкой с заранее рассчитанными шагами. И она так же не была шахматной партией, разыгранной, скучной и рассчитанной от первого хода до последнего на глазах недоумевающей и изумленной публики

Мы у Бога не пешки на шахматной доске. Мы живые фигуры. Мы богоподобны. Мы похожи на Бога по благодати и дару свободы. Бог только намечает эндшпили или гамбиты, но оставляет нам возможность изменить ход игры

Например, Он дает исцеление в расчете на то, что человек войдет в себя и вспомнит о своем божественном призвании. И часто так вот Господь дает исцеление даже не потому, что больной внутренне созрел к духовному возрождению, а из жалости. В простой надежде, что сердце человека умилится благодати и решит дальше жить с этой благодатью.

Подобное чувство возникает у священника, когда он посещает больницы, тюрьмы или детские дома. Будь моя воля, всех бы сделал здоровыми, отогнал рак, смерть, горе. Дал бы детям родителей, нищим денег, вековухам мужей. Но вспоминается история рассказанная Силуаном Афонским:

Один мужик поехал в лес за дровами. Утомившись от трудов, он лег отдохнуть под большим дубом и, снизу смотря на ветви дуба и видя на нем множество крупных желудей, подумал: “Было бы лучше, если бы на дубе росли тыквы”. С этой мыслью закрыл он глаза, и вдруг упал один желудь и больно ударил его по губам. Тогда мужик и говорит: “Я ошибся, Бог умнее меня, и хорошо устроил, что на дубе желуди, а не тыквы”.

Откуда ты знаешь, почему Господь так судил человеку, что он стал болен, и почему человек связан недугом. И невольно приходит мысль, что Бог недаром так делает, потому что умнее меня и больше моего любит людей. И почему обязательно надо так ожесточаться от страха смерти? Почему всеми силами надо бороться, чтобы жить на земле вечно, если за гранью нас ждет Бог?

Ведь, если мы боимся Бога, то это либо хула Его доброты, либо страх души грешной, боящейся расплаты на гадости и подлости. Бояться смерти – клеветать на Бога. Это преступление против веры. Как объяснить душе, от Бога удаленной, любовь Бога и Его замысел домостроительства? Как понять наши скорби и болезни и осознать, что главное в жизни – совсем не деньги и здоровье?

И в какой-то момент сердце не выдерживает

Вот, например, случилась недавно нашумевшая история. Парень-инвалид ухитрился, не выходя из дома, организовать мини ОПГ и совершить преступление. Его посадили. Вот и подумаешь, что если этот человек, будучи крайне немощен, не боится ни Бога, ни людей, то, что бы он мог натворить, будучи здоровым и в силах? Может быть, Бог был прав, связав его немощью?

А все равно жалко. И в этой жалости не всегда ошибка.

Представьте себя на месте Бога в нищей стране, без медицины, без юридических прав. Голодная, дикая, ожесточенная, недружелюбная земля, где каждый сам за себя, и море больных людей. И вы идете среди этого моря народного горя. Вы можете дать каждому и здоровье, и сытость, и достаток, но умом понимаете, что сытость и достаток будут причиной еще большего ожесточения и станут поводом для порока. Увы, увы, Хемингуэй прав:

Дайте человеку необходимое - и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами - он будет стремится к роскоши. Осыпьте его роскошью - он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное - он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает - он будет жаловаться, что его обманули, и что он получил не то, что хотел.

Но ваше сердце сжимается, как у врача, которому необходимо оперировать детей.

Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.

И в какой-то момент сердце не выдерживает. Из толпы выбираются самые несчастные, и им подается чудо. Воскресает сын наинской вдовы, исцеляются эти два слепых и этот немой.

Как можно судить о том, что чудо не было запланировано? Иисус говорит очень характерные слова:

И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

Ну, если ты не хочешь, чтобы о тебе узнали, так и не делай. А если сделал, как ты можешь доверять свою тайну двум совершенно незнакомым, да еще и больным людям? Где логика? Естественно, исцеленные больные пошли и разболтали тайну на весь свет.

Почему Христос просил их молчать? Потому что раньше срока всем станет известно, что Он – настоящий Мессия, и потому что Его убьют раньше того, как созреет первая христианская община. Следовательно, это чудо не было запланировано и совершилось исключительно из жалости. И оно ставило под угрозу весь проект миссии.

И в этом внеплановом чуде, совершенном из жалости, зерно истории. Милость над логикой. Жалость над справедливостью. В ней посыл и нам.

Какая она, эта божественная жалость?

Бог так делал, значит, и мы должны давать шанс милости. Значит, наше сердце не может оставаться в духе Господнем без такой милости. Меру милости извещает нам Бог. Какая она, эта божественная жалость?

Эта милость не может быть нормой каждого дня. Если в семье алкоголик, то мы должны давать ему шанс на спасение и исправление. Но если он не желает спасаться и тащит на дно, в ад, всю семью, то надо спасаться самим. Жалость в этом случае может быть самоубийственной. Тоже самое с преступником: если бесконечно прощать негодяя, то он натворит таких дел, что и Сам Бог не разгребет последствий. То же самое с блудниками и прочими грешниками. Дать шанс – одно дело. Создать им комфортную среду для греха – другое.

Гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя, и будет недоволен и скажет: “Почему я не на первом месте

Меру милости, любви и ума в таком трудном деле определит только Дух Святой, который известит нам правильное решение в глубине нашего сердца. Мирской ум тут бессилен. Нужно извещение в Духе. Нужна мудрость которая есть соединение ума и доброты в Боге. И конечно нужно упражнение в милосердии – практике духовности

Милосердие от Бога – плод духа. Нельзя быть по настоящему милосердным без Бога. Невозможно в принципе. Без Духа Святого вообще ничего невозможно, и все, что сделано без Бога – грех и смерть

Например, рождается ребенок. И у него нет ни одного шанса стать счастливым, если родителя сами несчастны, скандалят, спорят или грешат. А у родителей нет ни одного шанса стать счастливыми без благодати Бога, без божественной любви, связывающей их. А у людей нет ни одного шанса стяжать благодать Святого Духа без милосердия и великодушия по отношению к ближним, к несчастным, слабым, нищим, больным или одержимыми бесами. Ни одного шанса! Без вариантов.

Очевидно, что Иисус разыграл эту шахматную партию так, чтобы мы догадались, что иногда милость нужно творить без всякой логики и даже под угрозой ареста и распятия. Даже под угрозой собственной нищеты, болезни и даже возможной смерти.

Христос сильно рисковал, исцеляя этих неблагодарных людей. И опасность риска осуществилась. Фарисеи, видя это чудо, вбросили в игру очень сильные карты. Христа обвинили в колдовстве. А это уже очень серьезно и ставило Иисуса на грань смерти.

Вот какова оказалась цена исцеления трех человек, которых, в принципе, можно было и не исцелять до нужного срока. Но в таком случае, Иисус не был бы Христом. Он был бы не от Троицы, не от Духа Любви и не Отца Небесного, Который всем желает спастись и прийти в разум истинной веры

Если мы не отзывчивы, слепы, самовлюбленны – мы не христиане

Урок этой истории в отзывчивости сердца. Христос ходил посреди растерянного Божьего народа и согревал духом, и вразумлял словом и чудом. И, мы, живя посреди моря несчастных людей, и, нося в себе полноту и радость благодати, не имеем права позволить своему сердцу окаменеть.

Отзывчивость, великодушие, страдание за народ – непременный атрибут любви к Богу. Если мы не отзывчивы, слепы и самовлюбленны, и нам нет дела до несчастных, которые страдают вокруг нас, то мы кто угодно, только не христиане.

Но, к нашему стыду, многие из нас не только несчастливы, но и немилосердны – не только к народу, но и даже к Богом данному супругу, детям и даже престарелым родителям. Среди христиан есть такие, кто не только огорчает, досаждает родителям, но и те, кто даже кричит на них, злится и унижает, и при этом ходит в храм и считает себя порядочным человеком.

Это не к тому, чтобы создать комплекс вины, а к тому, что если есть болезнь, то есть и ее лечение. Как и в обычном лечении, в духовном есть длительные курсы терапии и есть лекарства и процедуры. Процедуры – это таинства, в которых наша душа очищается и получает благодать от Бога даром – исповедь и причастие. Есть курсы лечения, соответствующие заповедям. Например – Любовь к родителям. Непочтение к родителям стоит выше, и нарушение этой заповеди страшнее убийства. Лечится святым Духом, который подается по нашим богоугодным трудам и в таинствах. Таблетками добрых дел и молитвы. После мира с родителями можно восстановить в человеке любовь к супругу и детям. А потом попытаться войти в меру людей, любящих народ, жалеющих его, и тем угождающих Богу.

Все это не сложно. Гораздо сложнее быть злым, жадным, черствым и самовлюбленным

Слепые просили Бога дать им физическое зрение. И Он дал. А раз дает, то и нам даст по вере нашей. Попросим Бога дать нам зрение духовное, чтобы увидеть себя в Божием мире такими, как мы есть. Чтобы, увидев себя такими как мы есть (Господи, помилуй!), нам захотелось расстаться с этим кошмаром, и стать ближе к Богу, чтобы вместе с Богом любить народ и иметь милостивое сердце, полное духа Господа нашего Иисуса Христа, которое, вслед ха Христом и преподобным Силуаном, так вот скажет о любви к народу:

Я стар, и жду смерти, и пишу истину по любви к народу, о котором скорбит душа моя. Быть может, хоть одна душа спасется; и за нее буду благодарить Бога; но сердце мое болит за весь мир, и молюсь, и слезы проливаю за весь мир, чтобы все покаялись и познали Бога, и жили в любви, и наслаждались свободою в Боге.

Об исцелении двух слепых (Мф. 9: 27 - 31)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как Господь исцелил сначала двух слепцов, а потом немого бесноватого. Христос шел, благовествуя Царствие Божье, исцеляя всякую болезнь и всякую немощь людскую.

Встречаясь с такими удивительными случаями чудес, мы должны понимать, что за каждым исцелением стоит не просто конкретный человек, - хотя, конечно, это были совершенно реальные люди, которым посчастливилось встретить в своей жизни Христа и получить от него исцеление своих немощей и болезней, - но за каждым человеком стоит все человечество, потому что человек - это образ того, каким стало человечество после грехопадения, во что превратился человек, отпавший от Бога, как смерть и грех способны исказить его прекрасную природу, одухотворенную и обожествленную Святым Духом.

Читая первую страницу Книги Бытия, мы видим, как прекрасно творит Господь мир, в какой удивительной гармонии он начинает свое бытие. И Сам Господь в конце каждого периода творения с радостью говорит, что это «весьма хорошо». А когда Он творит человека, мы слышим удивительные слова, что по образу Своему и по подобию сотворил его, мужчину и женщину, сотворил их (см. Бытие.1:26-27). И дальше мы читаем о том, как Господь от этой земной гармонии взял перст и вдохнул в него дух жизни, вдохнул в него Себя, обогатил человека Духом Святым.

Высота человеческой природы необыкновенна, высота человечества, связанного с Богом действительно прекрасна, и это мы видим, когда встречаемся в нашей жизни с примерами настоящей святости, когда слышим или читаем о том, какими прекрасными могут быть люди. Но при этом мы видим, и насколько человек может быть неприятен, зол, страшно искажен грехом. Мы видим и как мир, искаженный грехом, может быть ужасен и отвратителен. И вот Господь приходит, чтобы исцелить «всяк недуг и всякую немощь людям». Это значит, что Господь приходит не для того, чтобы исцелять только лишь болезни человеческие. Мы часто болеем очень тяжело, иногда смертельно, и далеко не всегда Господь является буквальным исцелителем, таким «медицинским работником». Но почему же тогда в Евангелие говорится, что Господь пришел исцелить «всякую болезнь и всякую немощь»?

За каждой болезнью стоит другая болезнь - искажение всей природы человечества первородным грехом, который принес в мир зло: болезни, смерть, войны, несчастья, природные катаклизмы. Вот это Господь и пришел исцелить через каждого из нас, и прежде всего - в каждом из нас. Мы несем в себе свое собственное помрачение, часто даже и не понимая, насколько мы искажены, и когда Господь исцеляет, как в сегодняшнем Евангелии, за исцелением внешним стоит исцеление внутреннего искажения.

Приходят два слепца и просят Христа, чтобы Он их исцелил. Понятно, что свою слепоту человек не может не признать, даже если он с ней смирился и вполне может существовать. Да, конечно, с одной стороны, слепота будет приносить ему какие-то неудобства, неприятности, создавать определенные сложности, но с другой стороны, эта же слепота дает человеку возможность не действовать, не быть активным, не брать ответственность за свои поступки, полагаться на помощь или волю других, жить подаянием и оправдывать слепотой свое бездействие.

Это образ такого искажения, который характерен для многих из нас, потому что мы в своей духовной слепоте многого в жизни не замечаем. И чаще всего мы не замечаем, как в нас нуждаются люди, не видим того, чего они хотят или ждут от нас. Наше зрение направлено только на себя, на то, что необходимо и выгодно нам самим. А вот что касается того, чего люди от нас ждут, тут проявляется страшнейшая внутренняя слепота. Мы не видим нашего ближнего, не хотим видеть в нем образ и подобие Божье. За какими-то тяготами и неприятностями нашей жизни мы не видим Самого Христа, Который всегда стоит рядом с нами. Мы многого не видим, мы слепы.

Или вот немота, о которой сегодня говорится в Евангелии, когда человек, например, не может слова доброго сказать, не может выразить ни своей любви, ни своей нежности, ни своего участия в жизни другого человека. Он как мертвый соляной столб ничего не чувствует, ничего не понимает, никого не принимает.

Этих форм искажения нашей внутренней природы очень много, и они, прежде всего, связаны с тем, что мы направлены только на самих себя. Внимание к самому себе делает нас и слепыми, и глухими, и немыми, и расслабленными. Встречая в Евангелие примеры исцеления, мы понимаем, какие формы человеческого искажения Господь исцеляет через эти внешние образы, но это искажение мы умудряемся не только не видеть, но даже превращать его в форму религиозного образа жизни, делать формой нашего благочестия. Искажение мы принимаем за истинность, и, следовательно, нам не надо меняться, нам не о чем Бога просить и нам некуда идти, потому что это и есть норма. И это самое страшное, что может быть в нашей жизни, потому что Господь приходит исцелить всякую немощь и болезнь, а мы за этим исцелением к нему не обращаемся.

Мы чувствуем собственную боль, собственную немощь и об этом просим. Но совершенно не чувствуем, когда болит у другого, когда страдает ближний, и не просим у Бога об избавлении от этого нечувствия. Мы не просим у Бога, чтобы боль чужого человека в нас отзывалась, как наша собственная. Мы даже боимся этого, стараемся отстраниться, - а не дай Бог, чужая боль станет нашей, чужое несчастье войдет в нашу жизнь и заставит нас поменять себя и свой образ жизни… Вот это и есть глухота, слепота и немота, потому что мы боимся оживить нашу бесчувственную жизнь.

Но часто жизнь в нас оживает, и у человека, который был слеп, глух и нем, это происходит через боль. Мы этой боли боимся, но она есть признак жизни, а безболезненность есть признак смерти. Когда слепец вдруг начинает видеть, свет непривычен для его глаз и вызывает боль, но нам не надо этой боли бояться: мы были мертвыми и вдруг начали понемногу оживать. Нас вдруг коснулись чужая боль, чужое горе, чужая жизнь, и мы это почувствовали, а это значит, что Господь нас в чем-то исцелил. Он нас исцеляет через прикосновение друг к другу, он нас исцеляет через несение наших скорбей и болезней, через несение нашего креста. И если мы это принимаем, если мы с этим смиряемся, если мы в этом видим Его божественное присутствие, Его смотрение о каждом из нас, то тогда мы, подобно евангельскому слепцу, становится настоящими чадами Божьими.

Слава Иисусу Христу, дорогие братья и сестры!

Поздравляю вас со святым причастием и с освящением ваших душ и ваших тел.

Сегодня мы слушали интересное Евангелие (Мф., IX: 27-35), в котором апостол Матфей рассказывает ситуацию, которая произошла в жизни самого Спасителя, самого Сына Божьего Иисуса Христа. Иисус шел по городу и за Ним шли двое слепых, которые просили: «Сын Давидов, помилуй нас». И когда Иисус вошел в дом, к Нему подвели этих слепых. Они не видели, поэтому не могли сами подойти, их подвели и Иисус спросил: «Что вы хотите? - Хотим видеть. - Веруете, что я могу это сделать? - Да, веруем».

Давайте, дорогие братья и сестры, подумаем, они могли бы подойти к Иисусу или бы кто-то их подвел к Нему, если бы они не верили? Они бы не шли за Ним и не кричали: «Сын Давидов, помилуй нас». Они бы этого не делали.

Мы, люди, созданы так, что у нас постоянно возникают какие-то сомнения. Сомнения по отношению к Богу, сомнения по отношению к Божьей силе, к Божьей любви. Мы делаем в жизни ошибки и думаем: "Бог меня не услышит, потому что я человек грешный (грешная). Я не буду просить Бога, потому что Бог от меня отвернулся, я сделал (сделала) грех сознательно или бессознательно».

Мы должны понимать, что Господь милосерден. Он милость и свою любовь проявил, когда Сына Своего Единородного принес в жертву за наши грехи - отдал, чтобы Его убили, распяли на кресте. И тем самым Господь показал, что Он любит нас больше, чем кто-либо нас может любить на Земле или вообще во Вселенной.

Но мы не можем просить Бога, чтобы Он нам помог, когда у нас какие-то сомнения. Поэтому в какой-то момент мы должны стать на колени (или у кого как получается), стать и обратиться к Богу с покаянием, попросить у Бога прощения за сомнения, которые мы имеем, попросить у Бога помощи, чтобы Он нас исцелил, чтобы Он нас очистил от любых сомнений.

Мы помним слова апостола Павла, который говорил: «Братья, если вы молитесь, но Господь не реагирует на ваши молитвы, значит что-то не так делали, значит вы неправильно молились». Мы помним, что говорил Господь: «Где двое или трое во имя Мое молятся, все они получат от Бога». Понимаете, если мы молимся сами или с семьей и у нас нет результата, значит что-то неправильно. А возможно ключ к раскрытию к этой тайне очень прост - это покаяние. Надо сначала попросить у Бога прощения. Возможно мы молимся, а наша душа осквернена, возможно она сомневается и Господь не может слышать нас из-за этого, тогда нам надо покаяться.

Только когда мы покаялись, мы можем о чем-то просить Бога. И мы можем просить, чтобы Господь укрепил нашу веру, чтобы наша вера была сильна, чтобы этой веры было достаточно для того, чтобы Господь нам мог помочь. Потому что если веры не будет достаточно, то и Господь не сможет нам помочь.

Мы помним отца, который просил об исцелении своего больного сына, и когда Иисус его спросил: «Ты веруешь, что я могу это сделать?» Он сказал: «Господи, помоги моему неверию».

Так и мы, дорогие братья и сестры, можем просить, чтобы Господь помог нашему неверию, чтобы Он помогал нам в спасении, помогал нам совершенствоваться, помогал нам возрастать духовно, исцеляться духовно и приближаться к Нему.

Мы помним, как апостол Иоанн говорил, что вера без добрых дел мертва. И когда мы говорим о добрых делах, то всем понятно, что нужно делать добрые дела, нужно. Но где-то мы пренебрегаем ими и не всегда делаем столько, сколько Господь нам дает возможность сделать или физически, или молитвенно, или финансово - мы где-то избегаем этого. Тем самым наша вера, она слабеет. Она становится слабее, становится немощной. И когда мы взываем к Господу, наша молитва теряет силу и не доходит до Бога.

Поэтому, дорогие братья и сестры, вера, она не берется из ничего и не становится сильной за один день. Она не возникает сразу, над ней надо работать, молиться. Мы помним, что Иисус сказал, что «Царство Божие берется силой». Поэтому мы, дорогие братья и сестры, должны понимать, что нам нужно постоянно каяться, то есть просить у Бога прощения. Мы должны постоянно просить, чтобы Господь укрепил нашу веру. И конечно просить у Бога помощи.

И тогда, когда мы увидим, что мы молимся и просим у Бога по своей надобности, чтобы Господь помог нам решить какую-то ситуацию, и она происходит, тогда мы видим, что Господь слышит нашу молитву. Главное не забыть прославить имя Господа, поблагодарить за милосердие, за Его любовь к нам, за то, что Он услышал наши молитвы и помог нам. Он помог не потому, что мы праведны, он помог по своему милосердию и по своей любви к нам.

(Мф. 33) <…> В сегодняшнем евангельском чтении рассказывается об исцелении двух слепых. Во всех евангельских рассказах, как и в каждом евангельском слове, таится безмерный смысл. Это верно, потому что Евангелие говорит о вечных, непреходящих истинах, о вечной правде жизни в Боге. Сегодняшнее евангельское чтение тоже говорит о вечных истинах, столь важных для нашей каждодневной жизни - о любви Бога к человеку и о любви человека к Богу, о том, что никогда не оставляет Бог человека Своей милосердной помощью. Что бы ни случилось с нами, никогда Бог не оставит нас ни в какой беде, ни в каком горе. Только были бы мы сами с Ним своей верой в Него, своей любовью к Нему и своей верностью Ему в нашей жизни.

Вот идут два евангельских слепца, зовущие: «Помилуй ны, Иисусе». Они очень настойчивы. Они знают силу Господа Иисуса Христа, верят в неё без всяких сомнений. Они входят за Ним в чей-то дом и всё просят и молят: «Исцели же нас!» Господь их спросил: «А вы веруете в Меня, вы веруете в то, что я могу это сделать?» Они ответили: «Да, Господи, конечно, верим…» Тогда Он коснулся их глаз, и они открылись - слепые прозрели.

Мы все похожи на этих двух слепцов духовной своей слепотой. И не только ею. На этих больных, измученных недугом людей, мы похожи и духовными, и телесными недугами своими, которыми мучаемся, как они, и тем, что тоже, как они, всё просим у Господа: облегчи же страдания, исцели нас, возврати нам здоровье и почему-то утраченную радость жизни. Но мы не всегда, братия, похожи на них своей верой в Господа и силу Его. Мы непохожи на них своей верностью Богу. В нас она не так крепка, как в тех двух слепцах, не так несомненна. Не потому ли мы и остаемся неисцелёнными?

Все наши страдания, отдельных людей и всех вместе, вся мука жизни, всегда оттого, что мы подвластны страстям. Это они заставляют нас работать греху, т.е. злу, и отнимают от нас истинную радость. Они угашают огонь, дающий сердцу истинный свет и тепло. Сначала, как будто бы пополняя жизнь, они в действительности её опустошают. И тогда приходят разочарования, душа охлаждается и ожесточается. Страсти нас превращают, незаметно для самих себя, в холодных и пустых, в ленивых и расчетливых себялюбцев. Отдаваясь им, калечим и свою жизнь, и жизнь вокруг себя. А отдаемся им часто, увы, слишком легко и так сами в себе затмеваем свет образа и подобия Божия, по которому Богом сотворены.

Но образ Божий в нас страсти лишь затмевают, братия, а не уничтожают, потому что образ Божий в человеке неуничтожим. Страсти в нас не всевластны. Их владычество, даже над самым последним грешником, небезгранично. Страстная сила души может быть побеждена. Сердце может освободиться от неё. Она может измениться и освятиться. Каждого человека, пришедшего в мир, может просветить и просвещает, может освятить и освящает та самая сила Божия, которая двух сегодняшних евангельских слепцов сделала зрячими. Эта сила есть сила Божественной благодати. И подается она каждому ищущему её. Только бы искать, только бы возжелать её верой в Бога и любовью к Нему, и, непременно, верностью Ему своим разумением, своей волей, всем своим сердцем.

С этого проповеднического амвона вы часто слышите, братия и сёстры, об учении святых отцов Церкви Христовой о Божественной благодати. А кто из вас ещё и опытно, на самом себе, не познал в той или иной мере действия Божественной силы? Вы знаете, что Божественной силой, Божественной энергией человек соделывается причастником Божества. «Мы причастники Божества» - по дивному слову известного вам св.Григория Паламы, которого мы с вами с такой любовью чтим более всего за его высокое, духоносное учение об энергиях Божиих, открывающих Бога миру и соединяющих нас с Богом.

Но мало только знать о вечно пребывающей в мире силе Божией. Мало знать об этом даже и опытно, лишь вспоминая, лишь помня бывшие, вероятно, у каждого из нас мгновения чудесных прикосновений благодати Божией к грешному сердцу. Нам нужно неустанно хотеть её, нам нужно деятельно стремиться обладать ею, чтобы быть с Богом и в Боге, чтобы никогда не угасал в сердце свет образа Божьего, чтобы никогда не отнималась от нас истинная радость.

И в окутывающей нашу душу тьме греха и зла не будем, братия, отчаиваться и падать духом. Не будем думать, что и эта тьма, и грех, и зло, и вместе с ними горе - безысходны и суть наш удел. Нет! «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Потщимся иметь смирение, и непременно сила Божия поднимет нас из последней низины греховной нашей падшести. Попробуем снискать хотя бы одну эту христианскую добродетель, и мы обязательно почувствуем на себе чудное действие озаряющей душу Божественной благодатной энергии. Это слова Спасителя: «На кого воззрю, аще не на кроткого и смиренного сердцем». Постараемся стать кроткими. Перестроим так отношения свои с людьми, близкими и далёкими. И сила Божьего милосердия оставлять нас не будет, сила Божественной благодати от нас не отступит. Она непременно будет исцелять и наши недуги, и немощи - душевные и телесные.

Очень давно Господь Иисус Христос ходил по земле и исцелял всяк недуг и всяку язву в людях, как у двух евангельских слепцов, являвших в Него несомненную веру. Но и теперь по всей вселенной Господь Иисус Христос той же самой Божественной силой исцеляет всех являющих в Него веру, даруя им и мир, и истинную радость, и спасение. Будем же верить Ему, как верили те два исцелённых Им слепца. Будем, братия, как они - верны Ему в этой своей вере и любви к Нему. И будем славить по всей земле предивное, пречудное Его Божественное Имя.

Вот это евангельское повествование. Однажды, когда Господь проходил в окрестностях Капернаума, за ним следовали два слепца и взывали: Помилуй нас, Иисус, сын Давидов (Мф. 9, 27)! Когда же пришел Он в дом, слепые приступили к Нему, прося исцеления. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 9, 28-35).

Из прочитанного ныне Евангелия для нас, дорогие мои, назидательна вера двух этих слепцов, их неустанная, неотступная, усердная просьба об исцелении и помиловании. Они, не переставая, вопиют: Помилуй нас, сын Давидов! , исповедуя Христа тем Мессией, Которого ожидал народ израильский. И в то время, когда Господь взошел в дом, они не отходят от Него в надежде во что бы то ни стало получить просимое. Тогда Господь, видя их веру и желая показать эту веру народу, спрашивает их: Веруете ли, что Я могу это сделать ? И они отвечают:Ей, Господи ! И Он, чтобы показать, что верующему все возможно, коснулся их глаз и сказал: По вере вашей да будет вам . И они прозрели. Вот какова сила веры, ее значение для нашего исцеления и врачевания.

Вера есть сила нашей души, которая двигает горами. Верующему все возможно. И для нас с вами, дорогие, и в наши дни сила благодатной веры не оскудела. И к нам Господь близок и всегда готов по нашей вере исполнять наши прошения. И в наши дни Господь говорит нам: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7-8). Ибо Господь сказал нам: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20).

Обращает на себя наше внимание из сегодняшнего Евангелия запрещение, сделанное Господом прозревшим слепцам, чтобы они никому не говорили о том, какое чудо сотворил Он с ними. Этим Господь научает и нас не трубить пред людьми об оказанных нами кому-то благодеяниях, не искать прославления за свои добрые дела от людей, а быть скромными и смиренными, относя всю славу к единому Богу, Которому по праву принадлежит похвала, честь и прославление, ибо Он есть Бог славы.

Так же назидательны для нас в ныне прочитанном Евангелии и еще два обстоятельства. Первое: после исцеления немого бесноватого простые сердцами люди, видя это великое дело, смотрели на него как на чудо Божие и потому удивлялись величию Божию и прославляли Бога за такие великие чудеса. И второе: лукавые сердцем люди, гордые книжники и фарисеи, напротив, отвергали чудеса Христовы, приписывали их даже действию бесовской силы. Так было тогда, так это остается и во все времена: простые люди с неиспорченными сердцами всегда видят в делах Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и угодников Его необыкновенное действие Божественной силы и прославляют за то Бога; гордые же не признают никаких чудес, считая их нелепым вымыслом или следствием явлений природы, а то и приписывая их действию темной силы.

Кроме того, Евангелие нынешнего дня говорит, что Господь проходил по городам и селениям, уча и благовествуя везде Царствие Божие, исцеляя в людях всякую немощь и болезнь. Видите, дорогие, что Господь, Царь Неба и земли, трудится, странствует по селениям, чтобы спасти людей. А мы сами даже для себя не хотим потрудиться, для своего собственного спасения.

Он проповедовал людям царство правды, мира, любви и вечного блаженства, научая их отвращаться от царства греха и диавола, а мы добровольно порабощаем себя греху и порокам, до пристрастия прилепляемся к земным вещам и благам, тогда как должны прилепляться сердцами к Господу, должны почаще возводить свое сердечное око к Небу и к Богу и побольше заботиться о спасении своей души, которая дороже всего мира. Также если попали мы в сети диавольские и душевно и телесно страждем, то должны прибегать к Небесному Врачу душ и телес, Который один может подать благовременную помощь в наших нуждах.

Однако если упоминаемые ныне евангельские слепцы были слепы телесно, то мы, имея здравые телесные очи, страждем слепотою сердечных очей. Суета и заботы житейские, а также скорби и печали мира сего и все греховные желания и чувства омрачили наше сердце, и мы недугуем слепотою внутренней, которая гораздо страшнее слепоты телесной. И потому тем паче всегда должны взывать к Источнику нашей жизни, Господу Иисусу Христу, единому и скорому Врачу душ и телес наших. Будем же, дорогие мои, искренно веровать в Господа Иисуса Христа и с верою обращаться к Нему со своими просьбами, и Он всегда подаст нам все необходимое для нашей жизни, нашего здоровья, нашего благополучия, а также все необходимое и для достижения блаженства в жизни будущей. Аминь.

error: Content is protected !!