Кто был в открытом космосе. Кто первым вышел в открытый космос

В марте 1965 года состоялся полет космического корабля «Восход-2». Перед экипажем в составе космонавтов П. И. Беляева и А. А. Леонова стояла непростая, но очень ответственная задача - осуществить первый в истории выход человека в открытый космос.

Непосредственное осуществление эксперимента выпало на долю и 18 марта он благополучно с ней справился. Космонавт вышел в открытый космос, удалился от корабля на 5 метров и провел за его пределами в общей сложности 12 минут и 9 секунд.

Полет «Восхода» не обошелся без внештатных ситуаций и курьезных случаев. Трудно описать, сколько душевных и физических сил пришлось затратить людям, которые готовили этот грандиозный эксперимент - выход человека в открытый космос. Интересные факты и малоизвестные детали полета и его подготовки стали основой этой статьи.

Идея

Мысль о том, что выход человека в открытый космос возможен, появилась у Королева еще в 1963 году. Конструктор предположил, что в скором времени такой опыт будет не только желателен, но и совершенно необходим. Он оказался прав. В последующие десятилетия космонавтика стремительно развивалась. К примеру, поддержание нормальной работы МКС вообще оказалось бы невозможным без проведения наружных монтажных и ремонтных работ, что лишний раз доказывает, как необходим был первый выход человека в открытый космос. Год 1964-й стал началом официальной подготовки к этому эксперименту.

Но тогда, в 1964 году, для того чтобы осуществить столь дерзкий проект, необходимо было серьезно продумать конструкцию корабля. В результате за основу был взят хорошо показавший себя «Восход-1». Один из его иллюминаторов заменили выходным шлюзом, а также сократили количество экипажа с трех человек до двух. Сама шлюзовая камера была надувной и располагалась снаружи корабля. После завершения эксперимента, перед посадкой, она должна была сама отделиться от корпуса. Так появился космический корабль «Восход-2».

Была и другая, более серьезная проблема. Столь опасный эксперимент необходимо было сначала отработать на животных. Однако от этого отказались, посчитав, что разработка специального скафандра для животного - дело слишком хлопотное и затратное. К тому же он не дал бы ответ на самый главный вопрос: как будет вести себя человек в открытом космосе? Было принято решение проводить эксперименты сразу на людях.

Сегодня космонавты способны покидать корабль на несколько часов и проводить в открытом космосе очень сложные манипуляции. Но в 60-е годы это казалось совершенной фантастикой или даже самоубийством.

Экипаж

Изначально в группе космонавтов, готовящихся к полету, состояли Леонов, Горбатко и Хрунов. Беляев был на грани отчисления из отряда космонавтов по состоянию здоровья, и лишь по настоянию Гагарина его включили в группу подготовки к полету.

В результате сформировались два экипажа: основной - Беляев, Леонов - и дублирующий - Горбатко, Хрунов. К экипажам этой экспедиции предъявлялись особенные требования. Команда должна была работать как одно целое, а космонавты - быть совместимы друг с другом с точки зрения психологии.

Результаты тестов показали, что Беляев обладает большой выдержкой и хладнокровием, способен не потерять голову в любой ситуации, а Леонов, наоборот, порывист, импульсивен, но при этом необычайно храбр и отважен. Эти два человека, столь различные по характеру, могли прекрасно работать в паре, что являлось необходимым условием для того, чтобы осуществить первый выход человека в открытый космос.

Тренировки

Первые три месяца космонавты занимались изучением конструкции и устройств нового корабля, затем последовали длительные тренировки в условиях невесомости. Для этого требовался маневренный самолет и очень опытный пилот, который мог с уверенностью выполнять За часовой полет самолет был способен имитировать невесомость в общей сложности около 2 минут. Именно за это время космонавтам нужно было успеть отработать всю намеченную программу.

Изначально летали на спарках МИГ, но привязанные ремнями космонавты были лишены возможности двигаться. Было принято решение взять более просторный Ту-104ЛЛ. Внутри самолета был установлен макет части космического корабля со шлюзовой камерой, на этом импровизированном тренажере и проходили основные тренировки.

Неудобные скафандры

Сегодня в музее космонавтики можно увидеть тот самый скафандр, в котором Леонов осуществил выход человека в открытый космос. Фото улыбающегося космонавта в шлеме с надписью «СССР» облетело все газеты мира, но никто не мог предположить, скольких усилий стоила эта улыбка.

Специально для «Восхода-2» были разработаны особые скафандры, которые носили грозное название «Беркут». Они имели дополнительную герметичную оболочку, а за спиной космонавта помещался ранец с Для лучшего светоотражения изменили даже цвет скафандров: вместо традиционного оранжевого использовали белый. Общий вес «Беркута» составлял около 100 кг.

Все тренировки проходили уже в скафандрах, система обеспечения которых оставляла желать лучшего. Подача воздуха производилась крайне слабо, а значит, при самом малейшем движении космонавт сразу же покрывался испариной от напряжения.

Помимо этого скафандры были очень неудобными. Они являлись настолько плотными, что для того чтобы сжать руку в кулак, требовалось приложить усилие почти в 25 килограмм. Чтобы суметь проделать в такой одежде какое-либо движение, его надо было постоянно тренировать. Работа шла на износ, но космонавты упорно шли к заветной цели - сделать возможным выход человека в открытый космос. Леонов, кстати, считался самым сильным и выносливым в группе, что во многом предопределило его главную роль в эксперименте.

Показательный спектакль

В разгар тренировок в Москву прилетел большой друг СССР Шарль де Голль, и Хрущев решил похвастаться перед ним успехами советской космонавтики. Он решил показать французу, как космонавты отрабатывают выход человека в открытый космос. Сразу стало понятно, что в реальный полет отправят именно тот экипаж, который будет участвовать в этом «представлении». По приказу Гагарина в этот ответственный момент Хрунова заменяют Беляевым. По воспоминаниям Хрунова, он не понял мотивов этой замены и надолго сохранил обиду на Гагарина за этот необъяснимый поступок.

Позже Гагарин объяснил Хрунову свою позицию, он считал, что необходимо было дать Беляеву последний шанс слетать в космос. Молодой Хрунов мог это сделать впоследствии еще неоднократно, к тому же Беляев лучше подходил Леонову с психологической точки зрения.

Неприятность перед стартом

За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.

Выход в космос

По поводу поведения человека в открытом космосе существовало Недоброжелатели утверждали, что космонавт, ступивший за пределы космического корабля, тут же приварится к нему, будет лишен возможности двигаться или же вовсе Очень трудно представить себе, чем еще может обернуться выход человека в открытый космос. 1965 год легко мог стать годом грандиозного провала Однако подтвердить или опровергнуть эти пессимистические теории могла только практика.

К тому же в то время еще не было разработано никаких спасательных систем. Единственное, что было сделано для космонавтов, - это разрешение в случае чего просто открыть люк и выставить из него руку.

Когда корабль вышел на заданную орбиту, Леонов начал готовиться к выходу. Все шло по плану, когда наступил час икс, космонавт мягко оттолкнулся и выплыл из шлюза в открытый космос.

Самые страшные прогнозы скептиков не сбылись, и космонавт чувствовал себя вполне прилично. Он выполнил всю предписанную программу, и пришла пора возвращаться на корабль. С этим возникли некоторые проблемы. Раздувшийся в невесомости скафандр не давал Леонову войти в шлюз. Тогда он, не советуясь ни с кем, самостоятельно понизил давление в скафандре и ринулся в шлюз головой вперед, а не наоборот, как было запланировано. Первый выход человека в открытый космос был завершен, и Алексей Леонов навсегда вписал свое имя в историю космонавтики.

ЧП на спуске

«Восход-2» имел множество недоработок, и после успешного завершения программы полета произошло ЧП. При отстреле выходного шлюза залепились датчики солнечно-звездной ориентации. Когда корабль совершал свой 16-й виток вокруг Земли, из ЦУПа поступило указание снижаться. Но корабль продолжал лететь, как ни в чем не бывало. Когда он пошел на 17-й виток, стало ясно, что система автоматической ориентации не сработала, и экипажу пришлось перейти на ручное управление. Полет, главной задачей которого был выход человека в открытый космос, мог закончиться катастрофой.

Ценой невероятных усилий Беляев и Леонов восстановили контроль над кораблем, но все же опоздали с выключением двигателей почти на минуту. В результате запланированное место посадки осталось далеко позади и спусковой аппарат приземлился в глухих пермских лесах.

Спасательная операция

Космонавты оставались в зимнем лесу долгих двое суток. Правда, один вертолет все же попытался сбросить им теплую одежду, но промахнулся, и сверток затерялся в сугробах.

Вертолет не мог приземлиться в глубокий снег среди деревьев, а у космонавтов не было необходимого оборудования ни для того, чтобы спилить деревья, ни для того, чтобы залить снег водой и сделать импровизированную ледяную посадочную площадку. В конечном итоге спасательная группа пешком добралась до замерзших космонавтов и смогла вывести их из лесной чащи.

Несмотря на все трудности подготовки и неприятные происшествия в процессе полета, Беляев и Леонов справились со своей основной задачей - осуществили выход человека в открытый космос. Дата этого события стала одной из самых знаменательных вех в истории советской космонавтики.



    Легендарный Космонавт
    Дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов..


    18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР
    Алексей Леонов впервые в истории совершил выход
    в открытый космос с борта корабля "Восход-2"
    пилотируемого Павлом Беляевым.

    Леонов Алексей Архипович
    Порядковый номер 15 - (11)
    Количество полетов - 2
    Продолжительность полетов 7 суток 00 часов 33 минуты 08 секунд.
    Выходов в открытый космос 1 - первый человек, вышедший в открытый космос.
    Продолжительность выхода 23 минуты 41 секунда.

    Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка
    Тисульского района Кемеровской области, РСФСР.
    В 1955 году окончил 10-ю Военную авиационную школу
    первоначального обучения летчиков в городе Кременчуг
    поступил по комсомольскому набору.. С сентября 1961
    по январь 1968 года проходил обучение в Военно- воздушной
    инженерной академии (ВВИА) им.Н.Е.Жуковского по специальности
    "Конструкция и эксплуатация воздушно- космических
    аппаратов и двигателей к ним". По её окончании
    получил квалификацию "Летчик-Инженер-Космонавт."
    Леонов стал первым в истории космонавтики человеком,
    Вышедшим в Открытый Космос.
    C 18 по 19 марта 1965 года в качестве второго п
    илот КК "Восход-2", вместе с Павлом Беляевым.


    В ходе полета совершил первый в мире выход в открытое
    космическое пространство продолжительностью 23 минуты 41 секунда..
    из них 12 минут 09 секунд вне корабля, удалялся от корабля на 5,35 метра..
    При выходе возникли опасные ситуации, когда космонавт
    не смог зайти обратно на борт корабля и несколько
    минут его жизнь висела на волоске, потому что в
    любую минуту он мог погибнуть..


    Полёт Алексея Леонова навсегда вошёл в историю освоения околоземного пространства советский космонавт стал первым, кто побывал в открытом космосе. Изначально планировалось, что отправка Леонова на орбиту состоится в рамках миссии «Восток-11», но судьбоносный старт отложили на 18 месяцев, и в итоге Алексей полетел 18 марта 1965-го года на космическом корабле «Восход-2» вместе с напарником Павлом Беляевым.


    Когда космонавты достигли орбиты, начались приготовления: Леонов облачился в специально разработанный скафандр с запасом кислорода на 45 минут, а Беляев занялся установкой гибкой шлюзовой камеры, через которую Алексей должен был выйти в космос.
    После того, как все необходимые меры предосторожности были приняты, Леонов покинул корабль и в общей сложности провёл за его пределами 12 минут и 9 секунд. Когда пришло время возвращаться, возникла неожиданная проблема - скафандр космонавта в условиях вакуума сильно раздулся и не влезал в шлюзовую камеру.


    Сначала Леонов хотел сообщить о нештатной ситуации на Землю, однако понял, что советом ему не помогут, ведь он был единственным человеком, кто когда-либо сталкивался с чем-то подобным. Первый в истории узник космического пространства довольно быстро нашёл выход из ситуации: чтобы попасть внутрь корабля, требовалось уменьшить размеры скафандра, и это можно было осуществить, только стравив излишки кислорода.


    Леонов решился на этот шаг, понимая, что каждая дополнительная минута, проведённая в раздумьях, может стать для него последней. Он начал выпускать из скафандра кислород, сантиметр за сантиметром протискиваясь в шлюз. Что ему пришлось пережить в эти несколько минут, космонавт предпочитает не рассказывать, однако впечатления наверняка были не из приятных.

    Леонов мягко оттолкнулся и почувствовал, что корабль дрогнул от его толчка. Первое, что он увидел, было черное небо. Тут же послышался голос Беляева:
    «Алмаз-2» начал выход... Кинокамера включена? Этот вопрос командир адресовал своему товарищу.
    Понял... Я «Алмаз-2». Снимаю крышку... Выбрасываю... Кавказ! Кавказ! Кавказ вижу под собой! Начал отход от корабля...
    Прежде чем выбросить крышку, Леонов на секунду задумался, куда ее направить - на орбиту спутника или вниз, к Земле... Бросил к Земле... Пульс космонавта составлял 164 удара в минуту, момент выхода был очень напряженным...

    Беляев передал на Землю:
    Внимание! Человек вышел в космическое пространство!


    Когда эпизод с застрявшим Леоновым благополучно разрешился, выяснилось, что отказала система ориентации - космонавтам предстояло приземлиться, управляя аппаратом вручную, а после того, как капсула с Беляевым и Леоновым вошла в атмосферу Земли, её начало быстро вращать из-за того, что орбитальный модуль не отделился от посадочного, как предполагали расчёты.

    На этой "карусели" космонавты испытывали перегрузки до 10G, однако когда кабель, не позволявший посадочному и орбитальным модулям разъединиться, сгорел, капсулу удалось стабилизировать. Из-за всех этих передряг посадка состоялась совсем не там, где рассчитывалось - космонавты очутились в глухом лесу примерно в 180-ти км к северу от Перми...


    Беляев и Леонов провели в тайге две ночи, температура порой опускалась до -30 °C, а посадочный модуль пришёл в негодность, так что космонавты никак не могли им воспользоваться, чтобы согреться. Когда их обнаружили, спасатели первым делом развели огромный костёр, чтобы отогреть героев, а позже вся компания ещё 9 км бежала на лыжах, чтобы добраться до вертолёта.

    Подвиг Павла Беляева и Алексея Леонова это
    убедительный пример, на что способны волевые
    и мужественные люди даже в условиях открытого
    космоса или при перегрузках в 10G.
    За успешное осуществление полёта его участникам
    присвоены высокие звания Героя Советского Союза!

Космос – огромное и неизведанное пространство .Однако человеческое любопытство безгранично, и люди изучают все больше . Особенно это касается нашей солнечной системы . С момента первого выхода человека в открытый космос прошло уже порядка 50 лет .

Когда был совершен первый выход в открытый космос?

18 марта 1965 года был совершен первый выход в открытый космос Алексеем Леоновым. С борта корабля “Восход-2” и в скафандре “Беркут” Леонов впервые покорил “открытое пространство”. К слову, из-за разницы в давлении, скафандр очень сильно раздувался и мешал Леонову вернуться на борт корабля. Было сделано несколько безрезультатных попыток вернуться на борт. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего лишь на 20 минут. Леонов сбросил давление в скафандре до аварийного, что привело к уменьшению скафандра. К тому же, вопреки инструкции, Леонову пришлось протискиваться в шлюз вперед головой.

Подготовка и выход в открытый космос

Подготовка к полету проводилась очень тщательно. Были отработаны все действия Леонова, а также проиграны все аварийные ситуации, которые могли случиться с космонавтом при попытке выйти в открытый космос, еще на космодроме, однако, это не помогло полностью избежать внештатных ситуаций.
С космодрома Байконур, в 10 часов утра по московскому времени, 18 марта 1965 года успешно стартовал корабль “Восход -2”. После подъема на орбиту экипаж стал готовиться к выходу Алексея Леонова в космос.
Общее время первого выхода в космос составило 23 минуты, 12 из которых Леонов провел в открытом космосе в скафандре. По итогам чего был сделан вывод о том, что человек способен выполнять работу в открытом космосе.


Несмотря на уверения американских космонавтов, советские космонавты совершили выход в открытый космос на 2.5 месяца раньше, чем американцы. Эдвард Уайт вышел в открытое пространство 3 июня 1965 года. И продолжительность его пребывания составила всего лишь 22 минуты.

Данный шаг позволил советским ученым улучшить скафандры, что в итоге увеличило продолжительность нахождения в открытом космосе человека. А для науки это было огромным шагом для установки нового оборудования, запуска спутников и многому другому.

Первым человеком, совершившим выход в космос, был дважды Герой СССР Алексей Леонов. Он находился чуть больше 12 минут вне корабля. Есть подвиги, которыми человечество в праве гордиться и этот относится именно к таким.

«Восход-2» — шаг в историю

Еще в 1963 конструктор Королев допускал возможность и понимал необходимость такого эксперимента и со следующего года подготовка к нему начала осуществляться. Прежде всего требовалось изменить конструкцию самого корабля.

Взяв «Восход-1» в качестве основания, было принято решение заменить один иллюминатор на надувную шлюзовую камеру, которая должна находиться с внешней стороны корабля, и сократить экипаж до двух человек. Таким образом произошло рождение космического корабля «Восход-2», на котором побывал первый человек в открытом космосе.

Экипаж космического корабля «Восход-2»

На кого возложить эту ответственную миссию решили не сразу. Были проведены множественные тесты на психологическую совместимость. Ведь экипаж должен действовать как единый механизм.

Беляев — выдержан и хладнокровен и мог быстро принимать решение в нестандартных ситуациях. Леонов, полная его противоположность, горяч и стремителен, но очень смел и отважен. Эти два таких разных человека составили отличный тандем для осуществления эксперимента.

В течение 3-х месяцев космонавты знакомились с устройством нового корабля.

Потом шли изнуряющие тренировки в условиях невесомости. Помимо это приходилось пробегать по 5 км ежедневно и заниматься плаванием.

Костюм для выхода в открытый космос

Для экипажа «Восход-2» разработали совершенно новый скафандр со звучным названием «Беркут». Он был снабжен добавочным герметичным слоем. Верх был изготовлен из нескольких слоев металлизированного материала.

Вас заинтересует

Его масса увеличилась из-за ранца, который одевался на спину и был оборудован вентиляционной системой с двумя баллонами емкостью по 2 литра для кислорода. Чтобы скафандр лучше отражал солнечные лучи, конструкторы вместо оранжевого поменяли его цвет на белый.

Общий вес этого костюма был около 100 кг.

Незадолго до полета, космонавты тренировались в скафандрах. Маленькая подача воздуха приводила к тому, что при малейшем усилии человек покрывался потом от напряжения. Ко всему прочему они были громоздкими и неудобными.

Но наших космонавтов это не останавливало. Они во что бы то ни стало решили сделать реальностью первый выход человека в открытый космос.

Старт первого полета в космос

Тогда, на заре рождения космонавтики, никто не знал что ждет человека, вышедшего в открытый космос. На тот момент никаких систем спасения еще не было создано. 1965 год мог стать годом величайшего краха космической программы СССР.

И вот после трех лет подготовки, 18 марта 1965 года «Восход-2» благополучно произвел старт с космодрома Байконур.

После того, как корабль вышел на орбиту и совершил первый виток, Леонов стал готовиться.

Беляев помог одеть ранец и заполнил шлюз воздухом. После перехода в него Леонова, Павел Иванович задраил люк и разгерметизировал камеру. Алексей Архипыч сделал последний шаг.

Космонавт пять раз удалялся от корабля и возвращался назад. Температура в «Беркуте» была комнатной, причем в тени он остывал до -100°C, а на солнце нагревался до +60°C. Когда пришло время вернуться, оказалось, что сделать это непросто.

Надежная ткань и ребра жесткости не выдержали и в вакууме скафандр вздулся. Так как на земле такие условия воспроизвести невозможно, никто не предполагал, что это будет настолько сильно. О том, чтобы протиснуться в люк шлюзовой камеры, нечего было и думать.

Кислорода в баллонах хватит на 20 минут и на переговоры с Землей времени нет. Тогда, нарушая все предписанные инструкции, космонавт снижает давление в скафандре и вплывает в шлюз головой. Но это была не единственная критическая ситуация.

При возвращении люк камеры закрылся неплотно, хотя датчики сработали. Системы восстановления начали накачивать кислород. Космонавты не смогли установить причину и получили кислородное отравление.

Посадка в запасном районе и завершение полета

Приземление космического корабля должно было происходить автоматически. Но для этого требовалось отсоединить шлюзную камеру. Космонавты сделали для этого все необходимое, но во время сильного удара при её отстреле, корабль закрутился.

Из строя были выведены системы автоматической стабилизации и ориентации. «Восход-2» пролетал над территорией Австралии и связаться с космическим центром управления было невозможно. Космонавты приняли единственно верное решение — произвести приземление вручную. Это тоже было впервые.

Когда связь была восстановлена и посадку разрешили, корабль опустился в 200 км на север от Перми, в непроходимой тайге. Таких возможностей для поиска, как сейчас, тогда не было. Вертолеты ни скинуть теплую одежду, ни приземлиться не смогли.

Лишь на следующий день спасатели смогли произвести высадку и добраться до космонавтов по глубокому снегу. Пришлось вырубать деревья под площадку. Лишь спустя двое суток Леонов и Беляев прибыли на Байконур.

Одно из величайших событий ХХ столетия — первый полет человека в космос. Население планеты узнало от Гагарина, что Земля круглая. Леонов стал первопроходцем. Получилось так, что первые люди в космосе были из СССР. И как бы ни умаляли американцы значимость этих событий, первостепенная роль в освоении космоса отведена Советскому союзу.

18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей ЛЕОНОВ во время полета на космическом корабле «Восход-2» 18-19 марта 1965 года. Командиром корабля был Павел БЕЛЯЕВ, Алексей ЛЕОНОВ - вторым пилотом.

Ракета-носитель с экипажем корабля «Восход-2» стартовала 18 марта 1965 года ровно в 10:00 по московскому времени с космодрома Байконур. Сразу после выхода на орбиту, уже на первом витке, была надута шлюзовая камера и начата подготовка к выходу в космическое пространство.

Шлюзовая камера корабля сообщалась с кабиной люком с герметизирующей крышкой, которая открывалась внутрь гермокабины как автоматически (с помощью специального механизма с электроприводом), так и вручную. Управление приводом осуществлялось с пульта.

В шлюзовой камере были размещены две кинокамеры для съемки процесса входа космонавта в камеру и выхода из нее, система освещения, агрегаты системы шлюзовой камеры. Снаружи был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.

После выхода космонавта в космос, перед спуском на 3емлю, основную часть шлюзовой камеры отстреливали, и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде — имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Если бы «отстрел» камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу пришлось бы вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру. Для этого нужно было надеть скафандры и, разгерметизировав корабль, и высунуться в люк.

Для выхода в космическое пространство был разработан скафандр «Беркут» с многослойной герметичной оболочкой, с помощью которой внутри скафандра поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие белого цвета для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей и от возможных механических повреждений герметичной части скафандра. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа, чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космос.

Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Павел БЕЛЯЕВ с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться ЛЕОНОВЫМ с пульта, установленного в шлюзовой камере.

БЕЛЯЕВ наполнил шлюзовую камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. ЛЕОНОВ «вплыл» в шлюзовую камеру, а командир корабля, закрыв люк в камеру, начал ее разгерметизацию.

В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Алексей ЛЕОНОВ вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство.

Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.

В открытом космосе Алексей ЛЕОНОВ начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

После выполнения ряда экспериментов Алексею Архиповичу была дана команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и ЛЕОНОВ не мог втиснуться в люк шлюза. Он сделал несколько безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые заканчивались. Тогда космонавт сбросил давление в скафандре до аварийного.

Скафандр уменьшился, и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, он протиснулся в него головой вперед. ЛЕОНОВ стал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно было ногами из-за того, что крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Разворачиваться было сложно, так как внутренний диаметр шлюза — один метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. С большим трудом ЛЕОНОВУ удалось это сделать, и он смог войти в корабль ногами вперед, как положено.

Алексей Архипович находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея ЛЕОНОВА в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 9 секунд.

С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея ЛЕОНОВА в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.

После возвращения в кабину Алексея ЛЕОНОВА космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.

В полете было еще несколько нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка.

Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.

Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей для расчистки площадки для небольшого вертолета. Группа спасателей на лыжах добралась до космонавтов. Спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места для ночлега. 21 марта площадка для приема вертолета была подготовлена, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 9 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» — 497,7 километра. ФАИ присудила Алексею Архиповичу ЛЕОНОВУ высшую награду — Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, а лётчику-космонавту СССР Павлу БЕЛЯЕВУ были вручены диплом и медаль ФАИ.

Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американских астронавтов. Первым американцем побывавшем в космосе стал Эдвард УАЙТ, выполнивший выход в открытый космос 3 июня 1965 года, во время его полёта на корабле «Джемини-4» (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.

Первый выход в открытый космос, совершенный Алексеем Архиповичем ЛЕОНОВЫМ, стал очередной точкой отсчета для мировой космонавтики. Во многом благодаря опыту, полученному в этом первом полёте, сегодня выход в открытый космос является уже стандартной частью экспедиций на Международную космическую станцию.

В наши дни во время выходов в космос проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и целый ряд других операций.

Героизм членов экипажа космического корабля «Восход-2» вдохновил творческий коллектив Тимура БЕКМАМБЕТОВА и Евгения МИРОНОВА на создание масштабного продюсерского кинопроекта, героической драмы «Время первых», посвященной одной из самых рискованных экспедиций на орбиту и выходу Алексея ЛЕОНОВА в космос. Фильм создан кинокомпанией «Базелевс» при поддержке Госкорпорации «РОСКОСМОС».

«Время первых» - это не документальное кино, в котором были бы скрупулёзно восстановлены события полёта космического корабля «Восход-2». Это скорее научно-фантастический фильм, в основу которого лег реальный полёт Павла БЕЛЯЕВА и Алексея ЛЕОНОВА. Фильм выйдет в прокат 6 апреля 2017 года.

Также, сегодня, 18 марта 2017 года, многие издания и интернет-порталы отметили историческую дату. Так, редакция газеты «Комсомольская правда» выпустила спецвыпуск, с титульной страницей, оформленной в стиле газеты 1965 года.

А главную страницу российского коммуникационного портала mail.ru украсил тематический баннер.

error: Content is protected !!