Дизартрия. По коррекции ОНР III уровня

Тема:

Развитие звукового анализа;

Цель:

5. Формирование звукового анализа;

6. Развитие мелкой моторики;

Оборудование:

Карточки-сигналы, звуковая горка, флажок, экран (ширма), лист плотной шершавой бумаги.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата.

Массаж лба

? Упражнение № 1


? Упражнение № 2

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;


? Упражнение № 3

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: растирание лба от середины к вискам.


? Упражнение № 4

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: растирание лба от бровей к волосистой части головы.


? Упражнение № 5

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: проводится массаж точек, находящихся над линией бровей, от середины к периферии.

Массаж щек

? Упражнение № 1

Описание: осуществляются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.


? Упражнение № 2

Цель: укрепление и стимуляция мышц лица и мышц мягкого неба;

Описание: проводится поочередный массаж точек: БАЙ-ХУЭЙ, ИНЬ-ЦЗЯО, ДУЙ-ДУАНЬ.


Массаж скуловой мышцы

? Упражнение № 1

Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.


? Упражнение № 2

Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;


? Упражнение № 3

Цель: укрепление и активизация скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;

Массаж губ

? Упражнение № 1

Цель: укрепление мышц губ; Описание: поглаживание губ от середины к углам.


? Упражнение № 2

Цель: укрепление мышц губ; Описание: разминание губ от середины к углам.


? Упражнение № 3


? Упражнение № 4

Цель: стимуляция мышц губ; Описание: обкалывание губ от середины к углам.


? Упражнение № 5

Цель: укрепление и активизация круговой мышцы рта, мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз;

Описание: обкалывание против часовой стрелки круговой мышцы рта;


? Упражнение № 6

Цель: стимуляция мышц губ; Описание: похлопывание губ от середины к углам.

Массаж языка

? Упражнение № 1

Цель: укрепление и активизация продольных мышц языка;

Описание: поглаживание продольных мышц языка от корня к кончику языка.


? Упражнение № 2

Цель: укрепление продольных и поперечных мышц языка;

Описание: ритмичное надавливание на язык от корня к кончику.


? Упражнение № 3

Цель: укрепление мышц языка и увеличение подвижности языка;

Описание: проводится обкладывание языка от корня к кончику языка и по боковым краям языка.


? Упражнение № 4

Цель: укрепление и стимуляция поперечных мышц языка;

Описание: поглаживание языка из стороны в сторону, в направлении от корня к кончику языка.


? Упражнение № 5

Цель: укрепление язычной мускулатуры;

Описание: разминание языка.


Выполнение ребенком статических подготовительных упражнений (при выполнении ребенок удерживает артикуляционную позу 10–15 секунд). Упражнения: «Забор», «Окно», «Трубочка», «Мост», «Лопата» (упражнения выполняются перед зеркалом).



Поочередное выполнение артикуляционных упражнений с ориентировкой на карточки-сигналы (упражнения выполняются перед зеркалом).


Изолированное произнесение звука [а]:

Произнесение звука [а] с различной длительностью – дидактическая игра «Горка». Ребенку предлагается вместе со звуком [а] покатиться на горке: при поднятии вверх – длительное произнесение звука [а], при спуске – короткое произнесение звука [а], задание выполняется с опорой на наглядность.


5. Развитие слухового внимания

Логопед хлопает в ладоши (за экраном) определенное количество раз, а ребенок произносит звук [а] столько раз, сколько раз хлопнул в ладоши логопед.


6. Формирование звукового анализа – выделение первого ударного звука в составе слога.

Логопед произносит слоги, в составе которых присутствует звук [а], ребенок должен поднять флажок, если услышит звук [а] в начале слога.


7. Развитие мелкой моторики рук – пальцевая гимнастика.

Логопед предлагает ребенку сконструировать лодку из бумаги. Логопед демонстрирует правильное выполнение задания, а ребенок затем ребенок выполняет задание без вмешательства логопеда (конструирование выполняется из плотной шершавой бумаги). Предварительно обучение проходило в группе.


8. Итог занятия.

Логопед спрашивает у ребенка, произношение какого звука они отрабатывали на занятии.

Конспект № 2

Тема:

Автоматизация звука [ж].

Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3. Закрепление правильного произношения звука [ж] (в изолированном произношении и в слогах);

4. Развитие фонематического слуха;

5. Развитие мелкой моторики.

Оборудование:

Материал для развития мелкой моторики.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры

Массаж лба

? Упражнение № 1

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: поглаживание лба от середины к вискам.


? Упражнение № 2

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: разминание лба от середины к вискам.


? Упражнение № 3

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание, растирание лба от середины к вискам.


? Упражнение № 4

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: выполнение спиралевидных движений от середины лба к вискам.


? Упражнение № 5

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: постукивание лба от середины к вискам.

Массаж щек

? Упражнение № 1

Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта;

Описание: выполнение вращательных поглаживающих движений по поверхности щек.


? Упражнение № 2

Цель: укрепление и активизация мышц лица и мышц мягкого неба;

Описание: массируется отрезок по дуге нижней челюсти от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ДИ-ЦАН. Далее от точки ДИ-ЦАН до точки А; затем, массируется отрезок от точки А до точки ЦЗЯ-ЧЭ. После этого отрезка массируется отрезок вдоль нижней челюсти от точки 24 J до точки ЦЗЯ-ЧЕ. Затем проводится массаж отрезка от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ТИН-ХУЭЙ.

Массаж скуловой мышцы

Упражнение № 1

Цель: укрепление скуловой мышцы;

Описание: растирание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.


Упражнение № 2

Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу;

Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.


Упражнение № 3

Цель: укрепление и активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;

Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

Массаж губ

Упражнение № 1

Цель: укрепление мышц губ; Описание: легкое растирание губ от середины к углам.


Упражнение № 2

Цель: укрепление и активизация мышц губ;

Описание: разминание губ от середины к углам.


Упражнение № 3

Цель: укрепление и активизация мышц губ;

Описание: пощипывание губ от середины к углам.


Упражнение № 4

Цель: укрепление и активизация круговой мышцы рта, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз;

Описание: проводится обкалывание против часовой стрелки круговой мышцы рта.


Упражнение № 5

Цель: укрепление и активизация мышц губ;

Описание: проводится точечный массаж по линии губ от середины к углам.

Массаж языка

Упражнение № 1

Описание: поглаживание от кончика языка к корню языка.


Упражнение № 2

Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону.


Упражнение № 3

Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка и уменьшение саливации.


3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата

Изолированное выполнение артикуляционных упражнений. Упражнения: «Забор», «Окно», «Мост», «Лопата», «Лопата копает», «Вкусное варенье», «Фокус», «Теплый ветер», «Жук».


(Упражнения выполняются перед зеркалом).


Поочередное выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом;


4. Автоматизация звука [ж] в слогах Ребенку предлагается воспроизвести слоги:

Жда-ждо – жду-жды

Ждо-жду-жда-жды

Жду-ждо-жды-жда

Ждо-жды-жду-жда


Жна-жно-жну-жны

Жно-жну-жны-жна

Жну-жны-жна-жно

Жны-жно-жну-жна


Джа-джо-джу-джи

Джо-джу-джи-джа

Джу-джи-джо-джа

Джи-джо-джу-джа


5. Развитие фонематического слуха Выделение слов на звук [ж] из скороговорок. Ребенку предлагается прослушать скороговорки и, если он услышит слово со звуком [ж], то он должен хлопнуть в ладоши.

Жук жужжит: «Жу-жу-жу!»

Я живу, не тужу,

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу.


Жук упал, и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.


6. Развитие мелкой моторики

Ребенку предлагается выложить аппликацию «жук» (по контуру) с помощью зерен гречихи.


7. Итог занятия

Логопед спрашивает у ребенка, произношение какого звука отрабатывали на занятии.

Конспект № 3

Тема:

Развитие слухового внимания.

Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

4. Развитие слухового внимания;

5. Развитие мелкой моторики;

Оборудование:

Сюжетная картинка «В деревне», карточки-сигналы.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры

Массаж шеи

Упражнение № 1

Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса; Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз.

Массаж лба

Упражнение № 1

Описание: проводят легкое поглаживание лба от висков к центру.


Упражнение № 2

Цель: расслабление лобных мышц;

Описание: проводят поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей.


Упражнение № 3

Цель: расслабление лобных мышц;

Описание: проводят легкие спиралевидные движения от висков к центру лба.

Массаж щек

Упражнение № 1

Цель: расслабление мышц лица;

Описание: осуществляется массаж одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ.


Упражнение № 2

Цель: расслабление мышц щек;

Описание: выполняют вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.

Массаж скуловой мышцы

Упражнение № 1

Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;

Описание: легкое поглаживание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.


Упражнение № 2

Цель: расслабление скуловых мышц;

Описание: проводят легкие спиралевидные движения от мочек ушей к середине подбородка.

Массаж губ

Упражнение № 1

Цель: расслабление круговой мышцы рта, мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз.

Описание: легкое поглаживание круговой мышцы рта.

Точечный массаж речевой мускулатуры

Упражнение № 1

Цель: снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре;

Описание: проводится перекрестный массаж в точке, которая находится в середине левой носогубной складки и в точке, которая находится под углом губ справа. Затем массаж выполняется на противоположной стороне.


Массаж языка

Упражнение № 1

Цель: подавление гиперкинезов в мышцах;

Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.


Упражнение № 2

Цель: расслабление продольных мышц языка;

Описание: легкое поглаживание языка от кончика к корню.


Упражнение № 3

Цель: расслабление поперечных мышц языка.

Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону, в направлении от кончика языка к корню языка.


3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата

Выполнение ребенком статических подготовительных упражнений (при выполнении ребенок удерживает артикуляционную позу 10–15 секунд). Упражнения: «Забор», «Окно», «Трубочка», «Мост», «Лопата» (упражнения выполняются перед зеркалом).


Дидактическая игра «В деревне».

Описание игры: на большом листе изображен деревенский пейзаж, во дворе гуляют домашние животные со своими детенышами. Логопед предлагает ребенку помочь животным позвать своих детенышей (логопед дает образец выполнения задания).

– Мы позовем гусенка – Га-га-га.

– Мы позовем мышонка, позовем его тихо-тихо, чтобы не услышала кошка – Пи-пи-пи.

– Мы позовем теленка, мы будем звать его громко, он далеко ушел от коровы – Му-му-му.

– Мы позовем котенка, мы будем звать его ласково – Мяу-мяу.

– А теперь громко-громко позовем щенка – Ав-ав-ав.

(Все фигурки на сюжетной картинке свободно перемещаются, и во время звукоподражательных упражнений фигурки детенышей перемещаются ребенком к их мамам).


5. Развитие слухового внимания – различение неречевых звуков.

Ребенку демонстрируются предметы и звуки, которые издают эти звуки (ложка в стакане, шуршание бумаги, губная гармошка, свисток, колокольчик). Затем предметы убираются за ширму, а ребенку раздаются карточки-сигналы, на которых изображены эти предметы. Логопед, за ширмой, издает звуки, а ребенок поднимает карточку-сигнал, на которой изображен предмет, издающий звук.


6. Развитие мелкой моторики – укрепление мышц рук.

Ребенок выполняет самомассаж кистей:

Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением скорости (8-10 секунд);

Грецкий орех положить между ладонями и выполнять круговые движения по часовой стрелке (8-10 секунд);


7. Итог занятия – логопед спрашивает у ребенка, звуки каких предметов они сегодня различали на занятии.

Условные обозначения

легкое поглаживание.

глубокое поглаживание.

лёгкое пощипывание.

глубокое пощипывание.

лёгкое растирание.

глубокое растирание.

надавливания.

постукивания.

вертикальное поглаживание.

вращательное поглаживание.

лёгкое растирание.

глубокое растирание.

точечная вибрация.

вращательное поглаживание с надавливанием.

похлопывание сверху вниз и снизу вверх.

ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА.

2. Артикуляционная гимнастика:

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПРИ ЗАИКАНИИ.

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка.

v Для снятия мышечного напряжения;

v Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;

v Преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

v Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный;

v Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

v Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

4. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

5. Работа по закреплению навыков правильной речи:

v Сопряжённая фонема;

v Отражённая фонема;

v Вопросно-ответно форма.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПРИ ДИЗАРТРИИ.

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление (по мере необходимости).

3. Развитие общей моторики.


4. Развитие мелкой моторики.

5. Массаж лица.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).

9. Коррекция звукопроизношения.

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПРИ ДИСГРАФИИ.

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие зрительно-пространственной координации.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Коррекция нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).

7. Домашнее задание.

Структура индивидуального логопедического занятия

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

а) упражнения по тренировке губ;

б) упражнение по тренировке нижней челюсти;

в) упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по развитию мимической выразительности.

6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

10. Формирование лексико-грамматических представлений.

11. Обучение элементам грамоты.

12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

13. Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.

СТРУКТУРА

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПРИ РАЗЛИЧНЫХ

РЕЧЕВЫХ ПАТОЛОГИЯХ

0 Принципы, задачи и методы коррекционно- логопедической работы при дизартрии

Россия,Приморский край,г.Владивосток

МБОУ СОШ № 82

Учитель музыки

Корчинская Эльвира Раисовна

Коррекционная работа строится комплексно, т.е. включает в себя медицинское и логопедическое воздействие.

Медицинское воздействие:

  • Медикаментозное лечение (назначает врач, а не логопед).
  • Физиотерапевтическое лечение
  • Массаж

Массаж служит для возбуждения иннервации речевой и лицевой мускулатуры, преодоления амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата. Перед массажем рекомендуется провести упражнения на расслабление массируемой мышцы. Массаж проводится теплой рукой; начинается он обычно с поглаживания, этим же приемом его хорошо и закончить. Другими приемами будут легкое похлопывание и пощипывание паль­цами по краю нижней челюсти снаружи, по подъязычной мышце и глоточно-нёбной мышце. Применяют также поглаживающие дви­жения кожного покрова лица (щекочущие движения). Продолжительность массажа не более двух минут.

Логопедическое воздействие:

Работа строится с учетом структуры речевого дефекта и на основе клинической картины, включает в себя следующие разделы:

  • Развитие общей моторики. Используются комплексы гимнастических упражнений для снятия излишнего напряжения мышц.
  • Развитие мелкой моторики:пальчиковые игры, игры с кукольными и теневыми театрами, шнуровки, мозаики, различные конструкторы, лепка, работа с шаблонами, штриховки и т.п.
  • Развитие мимической мускулатуры: используются специальные упражнения «Надувание - втягивание щек», «Полоскание рта воздухом», «Нахмуривание бровей», «Подмигивание» и т.д. Если ребенку не удается выполнить упражнения, то оно дается в пассивном варианте. Если напряжение мышц лица повышено, то напряжение может передаваться на мышцы артикуляционного аппарата. Для снятия можно использовать массаж. Развитие артикуляционной моторики. Работа по преодолению саливации (жевание сухарей, глотание, глотание воды маленькими порциями, жевание и глотание с запрокинутой головой, проглатывание слюны разовым толчком с последующим проговариваем звука) – эти упражнения необходимо проводить каждое занятие, пока ребенок не научится самостоятельно следить за слюной. Выучить правило: прежде чем начнешь говорить – проглоти слюну. Артикуляционная гимнастика, направленная на развитие мышц артикуляционного аппарата в целом. Может быть пассивная, пассивно-активная, активная. Пассивная гимнастика – это оказание помощи ребенку в том случае, когда самостоятельное выполнение невозможно: с помощью логопедических зондов, шпателя, рукой логопеда, использование рефлекторных актов («вкусное варенье» - обмазать вареньем, медом верхнюю губу, для широкого языка – облизать блюдце). Пассивно-активная гимнастика – логопед помогает ребенку начать делать упражнение, затем он продолжает делать его самостоятельно. Активная гимнастика – используется для выполнения тех упражнений, которые ребенок может делать самостоятельно. Специальная артикуляционная гимнастика проводится также как и при дислалии: каждое движение выполняется многократно с длительным удержанием позы. Ребенок выполняет движения перед зеркалом.
  • Коррекция звукопроизношения (постановка звука, автоматизация, дифференциация)
  • Коррекция и развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа
  • Развитие лексико-грамматической стороны речи
  • Коррекция личности ребенка в целом
  • Развитие дыхания: нижнее диафрагмальное дыхание, выработка ротовой воздушной струи, дифференциация ротового и носового дыхания, выработка целенаправленной воздушной струи.
  • Работа над голосом – при дизартрии голос слабый, затухающий из-за недостатка иннервации языкоглоточного и блуждающего нерва.

Особое внимание отводится на работу с родителями: они должны быть в курсе всей коррекционной работы и не ждать быстрого эффекта, необходимо требовать от родителей тщательного выполнения домашнего задания.

Структура логопедического занятия при дизартрии:

  1. Организационный момент.
  2. Нормализация мышечного тонуса
  3. Расслабляющий массаж лица при повышенном тонусе.
  4. Упражнения на развитие дыхания
  5. Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики
  6. Развитие мимики.
  7. Развитие голоса, интонационной стороны речи
  8. Борьба с саливацией.

В том случае, если дизартрия у ребенка сочетается с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, необходимо сознательно планировать коррекционные мероприятия по развитию высших психических функций.

Структура логопедического занятия на этапе дифференциации звуков.

Тема: «Дифференциация звуков [...] – [...]»

Цель: научить различать близкие по артикуляционным признакам звуки …-… (научить различать близкие по акустическим признакам звуки …-…)

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях. Закрепление понятий о звуке, слоге, слове, предложении. Формирование навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков). Закрепление или уточнение словаря по теме.

Коррекционные: совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука. Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков. Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах (изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте). Закрепление навыков звуко-слогового анализа с графической записью. Закрепление отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустическим механизмам.

Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом. Воспитание положительных черт характера.

Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика (планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука).

3. Объявление темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).

5. Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков и букв.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов.

11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

12. Дифференциация звуков в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей на занятии.

Тема: «Звук [...]»

Цель: …(в зависимости от этапа работы над звукопроизношением)

Задачи:

Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме.



Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики. Коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса. Коррекция речевого дыхания. Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Тренировка мышц языка. Развитие и коррекция голоса. Коррекция речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Развитие и уточнение пассивного словаря.

Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть, «игрушки». Артикуляционный профиль, различные схемы, в которых звук отражается без нарушений.

Ход занятия:

1. Организационный момент с психотерапией.

2. Общее расслабление.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица.

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

8. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

9. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

10. Домашнее задание.

11. Итог занятия.

12. Оценка работы детей на занятии.

Тема: «Звук [...]».

Цели:

образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме;

коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности - расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных дви­жений и артикуляционного праксиса; тренировка мышц языка; развитие и коррекция голо­са; коррекция звукопроизношения; развитие и уточнение пассивного словаря;

воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картин­ки, слоговые дорожки и таблицы (может быть, игрушки); артикуляционный профиль, раз­личные схемы, в которых звук отражается без нарушений.

Структура занятия:

1. Организационный момент с психотерапией.

2. Общее расслабление.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Массаж лица.

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

8. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

9. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

10. Домашнее задание.

11. Итог занятия.

12. Оценка работы детей на занятии.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ III УРОВНЯ

Тема: «...»(по плану).

Цели: те же.

Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

Общей моторики;

Мелкой моторики.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

5. Развитие артикуляционной моторики.

7. Объявление темы:

Активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме: «...»;

Задания на обобщение и классификацию по теме: «...».

8. Развитие фонематического слуха (в словах на данную тему).

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

10. Работа со словами по теме. Звуковой анализ слов с графической записью.

11. Работа над предложением (по теме). Графический анализ предложения и его за­пись.

12. Домашнее задание.

13. Итог занятия.

14. Оценка работы детей на занятиях.

Примечание. Цели, структуру и объем занятий можно варьировать в зависимости от структуры дефекта и возможностей детей.

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Качество и эффективность логопедического урока или занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогической деятельности является анализ и самоанализ своего занятия.) Анализ собственной работы - одна из самых продуктивных мер повышения квалифика­ции специалиста. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к ко­торым они привели или могут привести.

Анализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со стороны, оценить собственные силы, увидеть достижения и недостатки своей работы. Анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога. С этим нельзя не согла­ситься, т.к. содержательная сторона процесса самообразования учителя-логопеда в зна­чительной мере формируется на основании выводов педагогического анализа его занятий. Пробелы в дидактическом, методическом, профессионально-содержательном образовании логопеда, обнаруженные руководителем образовательного учреждения или коллегами в ходе посещения и анализа занятий, должны быть восполнены логопедом путем самопознанания на основе полученных рекомендаций.

Значение педагогического анализа занятия состоит еще и в том, что он является средством развития у логопеда способности оценивать свой труд и свое поведение. Именно педагогический анализ формирует умение оценивать свою работу по конечному результату. Это одно из важнейших качеств педагога, однако, чтобы приобрести его, логопед должен быть не только исключительно внимательным к своему труду, но и обладать обостренным чувством самокритичности. Последнее необходимо не только воспитать в себе, но и постоянна поддерживать и развивать.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока. При множестве этих подходов отсутствуют единые требования к проведению анализа логопедического занятия, Поэтому хотелось бы предложить оптимальную, на наш взгляд, схему анализа и самоанализа логопедического занятия.

error: Content is protected !!