Что означает диагноз изменение личности. Органическое расстройство личности и поведения

Время на чтение: 3 мин

Органическое расстройство личности - это устойчивое нарушение работы мозга, вызванное болезнью или повреждениями, которые вызывают значительное изменение в поведении больного. Данное состояние отмечается психическим истощением и снижением мыслительных функций. Расстройства обнаруживаются в детском возрасте и способны напоминать о себе на протяжении жизни. Протекание болезни зависит от возраста и опасными считаются критические периоды: пубертатный и климактерический. При благоприятных условиях способна возникнуть стойкая компенсация личности со сбережением трудоспособности, а при возникновении негативных воздействий (органические нарушения, инфекционные заболевания, эмоциональные стрессы), высока вероятность наступления декомпенсации с ярко выраженными психопатическими проявлениями.

В целом болезнь имеет хроническое течение, а в отдельных случаях прогрессирует и приводит к социальной дезадаптации. Оказывая соответствующее лечение, возможно улучшение состояние больного. Нередко больные избегают лечения, не признавая факта заболевания.

Причины органического расстройства личности

Органические расстройства из-за огромного количества травмирующих факторов очень распространены. К основным причинам возникновения расстройств относят:

Травмы (черепно-мозговые и повреждения лобной или височной доли головы;

Заболевания мозга (опухоль, множественный склероз);

Инфекционные поражения мозга;

Сосудистые заболевания;

Энцефалиты в сочетании с соматическими расстройствами (паркинсонизм);

Детские церебральные параличи;

Хронические отравления марганцем;

Височная эпилепсия;

Употребление психоактивных веществ (стимуляторы, алкоголь, галлюциногены, стероиды).

У пациентов страдающих более десяти лет эпилепсией, формируется органическое расстройство личности. Выдвигают гипотезу, что имеется связь между степенью нарушения и частотой припадков. Несмотря на то, что органические расстройства исследуются с конца позапрошлого века, особенности развития и формирования симптомов заболевания до конца не выявлены. Нет достоверной информации о влиянии социальных и биологических факторов на этот процесс. За основу патогенетического звена берут поражения мозга экзогенного происхождения, которые приводят к нарушениям торможения и правильного соотношения процессов возбуждения в мозге. В настоящее время наиболее верным подходом считается интегративный подход в обнаружении патогенеза психических расстройств.

Интегративный подход предполагает влияние следующих факторов: социально-психологических, генетических, органических.

Симптомы органического расстройства личности

Для симптоматики характерны характерологические изменения, выражающиеся в возникновении вязкости, брадифрении, торпидности, заострении преморбидных черт. Эмоциональное состояние отмечается либо , либо непродуктивной , для поздних этапов характерна и эмоциональная лабильность. Порог у таких больных низкий, и несущественный стимул способен спровоцировать вспышку . В целом у пациента утрачивается контроль над побуждениями и импульсами. Человек не в состоянии прогнозировать собственное поведение относительно окружающих, для него характерны паранойяльность и подозрительность. Все его высказывания стереотипные и отмечаются характерными плоскими, а также однообразными шутками.

На более поздних этапах для органического расстройства личности характерна дисмнезия, которая способна прогрессировать и трансформироваться в .

Органические расстройства личности и поведения

Все органические расстройства в поведении возникают после травмы головы, инфекций (энцефалит) или в результате заболевания головного мозга (множественный склероз). В поведении человека отмечаются значительные изменения. Зачастую оказывается пораженной эмоциональная сфера, а также у человека снижается способность в контролировании импульсивности в поведении. Внимание судебных психиатров к органическому расстройству человека в поведении вызвано отсутствием механизмов контроля, повышением эгоцентричности, а также потерей социальной нормальной чувствительности.

Неожиданно для всех, ранее доброжелательные личности начинают совершать преступления, которые никак не вписываются в их характер. Со временем у этих людей развивается органическое церебральное состояние. Зачастую эта картина наблюдается у больных с травмой передней доли головного мозга.

Органическое расстройство личности берется во внимание судом как психическое заболевание. Эта болезнь принимается как смягчающее обстоятельство и является основой для направления на лечение. Нередко проблемы возникают у антисоциальных лиц с травмами головного мозга, обостряющими их поведение. Такой больной из-за антисоциального устойчивого отношения к ситуациям и людям, безразличия к последствиям и повышенной импульсивности может предстать очень сложным для психиатрических больниц. Дело также способно осложняться , гневом субъекта, которые связанны с фактом заболевания.

В 70-х годах 20-го века исследователями был предложен термин «синдром эпизодической потери контроля». Было выдвинуто предположение о существовании личностей, не страдающих поражением головного мозга, эпилепсией, но которые агрессивны вследствие глубокого органического расстройства личности. При этом агрессивность – это единственный симптом данного расстройства. Большая часть лиц, наделенных этим диагнозом - это мужчины. У них отмечаются длительные агрессивные проявления, уходящие в детство, с неблагоприятным семейным фоном. Единственным свидетельством в пользу такого синдрома выступают ЭЭГ-аномалии, особенно в области висков.

Высказано также предположение о наличии ненормальности функциональной нервной системы, ведущей к повышенной агрессивности. Врачами было выдвинуто предположение, что тяжелые формы этого состояния выступают вследствие поражения головного мозга, и они способны оставаться во взрослом возрасте, а также обнаруживать себя в расстройствах, связанных с раздражительностью, импульсивностью, лабильностью, насилием и взрывчатостью. Согласно статистике у третей части этой категории в детстве наблюдалось антисоциальное расстройство, а во взрослом возрасте большинство из них стало преступниками.

Диагноз органическое расстройство личности

Диагностика заболевания основана на выявлении характерологических, эмоциональных типичных, а также когнитивных изменений личности.

Для диагностики органического расстройства личности применяются следующие методы: МРТ, ЭЭГ, психологические методы (тест Роршаха, MMPI, тематический апперцептивный тест).

Определяются органические нарушения структур мозга (травма, болезнь или дисфункция мозга), отсутствие нарушений памяти и сознания, проявления типичных изменений в характере поведения и речи.

Однако для достоверности постановки диагноза важно длительное, не меньше полугода наблюдение за больным. В этот период у пациента должно обнаружиться не меньше двух признаков в органическом нарушении личности.

Диагноз органическое расстройство личности устанавливается в соответствии с требованиями МКБ-10 при наличии двух из нижеперечисленных критериев:

Существенное понижение способности осуществлять целенаправленную деятельность, требующей длительного времени и не так быстро приводящей к успеху;

Измененное эмоциональное поведение, для которого характерна эмоциональная лабильность, неоправданное веселье (эйфория, переходящая легко в дисфорию с кратковременными приступами и злобы, в некоторых случаях проявление апатии);

Влечения и потребности, возникающие без учета социальных условностей и последствий (антисоциальная направленность – воровство, интимные притязания, прожорливость, не соблюдение правил личной гигиены);

Параноидные идеи, а также подозрительность, чрезмерная озабоченность абстрактной темой, зачастую религией;

Изменение темпа в речи, гиперграфия, сверхвключения (включение побочных ассоциаций);

Изменения в половом поведении, включая понижение половой активности.

Органическое расстройство личности необходимо дифференцировать от деменции, при которой нарушения личности зачастую сочетаются с нарушениями памяти, за исключением деменции при . Более точно заболевание диагностируется на основе неврологических данных, нейропсихологического исследования, КТ и ЭЭГ.

Лечение органического расстройства личности

Эффективность лечения органического расстройства личности зависит от комплексного подхода. Важно в лечении сочетание медикаментозного и психотерапевтического воздействия, которые при грамотном применении усиливают воздействие друг друга.

Лекарственная терапия основана на применении нескольких типов препаратов:

Противотревожные препараты (Диазепам, Феназепам, Элениум, Оксазепам);

Антидепрессанты (Кломипрамин, Амитриптилин) используются при развитии депрессивного состояния, а также обострении обсессивно-компульсивного расстройства;

Нейролептики (Трифтазин, Левомепромазин, Галоперидол, Эглонил) применяются при агрессивном поведении, а также в период обострения параноидального расстройства и психомоторного возбуждения;

Ноотропы (Фенибут, Ноотропил, Аминалон);

Литий, гормоны, антиконвульсанты.

Зачастую медикаменты воздействуют лишь на симптомы болезни и после отмены препарата заболевание вновь прогрессирует.

Основная цель в применении психотерапевтических методов является послабление психологического состояния пациента, помощь в преодолении интимных проблем, депрессии, и , усвоение новых моделей поведения.

Помощь осуществляется как при наличии физических, так и психических проблем в виде ряда упражнений или бесед. Психотерапевтическое воздействие с использованием индивидуальной, групповой, семейной терапии позволит больному выстроить грамотные взаимоотношения с членами семьи, что обеспечит ему эмоциональную поддержку родственников. Помещение больного в психиатрическую больницу необходимо не всегда, а только в тех случаях, когда он представляет опасность для себя или для окружающих.

Профилактика органических нарушений включает адекватное родовспоможение и реабилитацию в постнатальный период. Большое значение имеет правильное воспитание в семье и в школе.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии органического расстройства личности обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Практически каждый человек стремится скорректировать свое восприятие, сознание или какие-либо черты, привычки. Изменение личности и ее характера тесно соотносится с «изменением мышления». Скажем, мы пытаемся изгнать из головы какие-либо навязчивые мысли, искоренить вредную привычку, вырабатываем устойчивое негативное отношение к чему-либо.

Основная масса всех этих перемен носит неосознанный характер. Ведь работа над собственным сознанием требует не только колоссальных усилий, но и определенных знаний, которыми большая часть людей не обладает. Рано или поздно у человека появляется остро ощущаемая потребность в изменении. Он хочет либо стать иначе или, как минимум, переменить отношение окружающих к себе.

Желаемый образ себя выстраивается на основе личных представлений о плохом, хорошем поведении и модели успешной личности. Безусловно, за эталон может приниматься и какой-то вполне конкретный человек. Отсутствие знаний в сфере особенностей личностных изменений помогают восполнить просторы сети Интернет, соответствующая литература, а также тематические клубы и семинары.

Причем мы не рассматриваем сейчас какие именно стороны личности должны затрагивать эти изменения. Самостоятельный поиск информации нередко приводит людей к методам НЛП. Они позволяют добиться практически любых перемен. Однако, формулируя собственную программу усовершенствования, не стоит забывать про объективную реальность(например, возраст, состояние здоровья). Хотя подавляющая часть людей, в полной мере, не учитывает глубины своих ресурсов и широты потенциальных возможностей. Скажем, встречаются те, которые организовывали свой бизнес в весьма преклонном возрасте и добивались серьезных успехов.

Будьте оптимистичны. Зачем загонять себя в рамки стереотипов и жить, руководствуясь мнением других людей? Например, бытует выражение, что если« в 20 лет отсутствует сила - то уже и не будет, в 30 не было любви - то уже и не будет, в 40 лет мало денег - то много уже и не будет». Потрясающим индикатором возможностей и способностей человека является его желание. Если оно не было утрачено, значит физические и психические ресурсы сохранны. Остается лишь правильно ими распорядиться.

Итак, каждый человек на том или ином этапе уже сталкивался с необходимостью изменения себя. Каковы же были успехи этого предприятия? Скорее всего, их нельзя назвать феерическим достижением. В противном случае, вы не бродили бы сейчас снова на просторах Интернета в поисках ответа на свои вопросы.

Хотя возможен и другой расклад развития событий. Вы добились желаемого, но это либо далось вам слишком большой ценой, либо постепенно сходит на «нет» и вы возвращаетесь к той точки, с которой начали свою борьбу с самим собой. Скажем, целью было изменение образа жизни или потеря избыточного веса.

Человек начинает думать, что где-то в своих расчетах совершил ошибку, что-то не учел. Гораздо хуже, если он вовсе отказывается от своих попыток перестроить себя, решив, что просто не достоин этого.

Однако, если сесть и подумать, то наша жизнь полна изменений. Вспомните, появившись на свет, вы были таким крошечным комочком жизни и весили лишь несколько кг. А как часто менялись ваши предпочтения? А сколько раз вы считали, что сейчас переживаете самый тяжелый момент, но потом все оказывалось и не таким трагичным. Время идет и вместе с ним меняетесь и вы. Видоизменяются ваши предпочтения, установки, ценности и восприятие этого мира. Это не всегда заметно для вас, но очевидно для окружающих. Как часто вы слышали от тех, кого не видели давно, что вы стали другим? Следовательно, вы подвластны изменениям.

Какие условия должны вступить в силу, чтобы желаемый образ себя стал достижим?

1. Понимание причин того, что мешает воплотить задуманное в реальность.

2. Изменения не должны быть грандиозными. Если вы хотите измениться кардинально, то сразу преломить ситуацию, переменить привычный способ реагирования и мышления удастся навряд ли. Будьте менее амбициозны. Наметьте несколько несложных шагов, которые смогут привести вас к заветной цели.

3. Методы, направленные на изменение вас должны быть легкими и простыми. Самое главное верьте в свой успех и у вас все непременно получится.

Представители научного мира также не рассматривают личность в качестве статичного образования. Они считают, что она может изменяться либо под воздействием внешних обстоятельств, ситуации, либо целенаправленно, по воле самого обладателя.

В зависимости от теории личности сам процесс ее видоизменения рассматривается с различных позиций. Скажем Дж. Келли убежден, что личность образована« личными конструктами», диаметрально противоположными друг другу. Они отражают специфику восприятия окружающей действительности и обеспечивают возможность предугадывать последствия определенных действий. Эти самые конструкты периодически пересматриваются и корректируются. Например, если какой-либо из них формирует ложные предсказания. Здесь можно провести аналогию с одеждой. Если какой-либо ее элемент не встраивается лаконично в имеющийся образ, то он пересматривается и удаляется.

Согласно мнению К. Роджерса, происходящие в личности изменения провоцируют ее «стремление к актуализации». Каждый человек пытается на протяжении жизни не только сохранить, преумножить, но и по максимуму использовать собственные ресурсы.

Эта позиция достаточно близка той, что отстаивал в своих работах А. Маслоу. Он был убежден, что на личность колоссальное значение оказывает среда. Она может быть благоприятной для реализации тех или иных потребностей или же напротив блокировать их. Следовательно, действия человека будут направлены на удовлетворение определенных его нужд.

Итак, теорий личности немало и все они рассматривают личность в том или ином контексте. Сходятся они в одном - личность не статична. Значит, хотите вы того или нет, но в процессе жизни вы неизбежно меняетесь. Однако, помните - вы сами можете выбирать для себя оптимальное направление перемен.

Определение органического расстройства личности и основные критерии выставления такого диагноза. Этиологические факторы возникновения и главные клинические признаки данного заболевания. Современные подходы к диагностике и лечению расстройства.

Описание и развитие органического расстройства личности


Основным и самым главным условием постановки диагноза органического расстройства личности является наличие в анамнезе каких-либо повреждений тканей головного мозга механического, инфекционного или иного генеза. Чем существеннее и шире повреждение, тем серьезней будут симптомы при органическом расстройстве личности.

Если область поражения небольшая, остальные клетки могут компенсировать её функцию, и человек не будет чувствовать трудностей в когнитивных процессах, мышлении, при разговоре. Но в случае сильного эмоционального перенапряжения, других стрессовых ситуаций такая болезнь может перейти в фазу декомпенсации с разворачиванием классической клинической картины органического расстройства личности.

Заболевание развивается на протяжении многих лет, и некоторые привыкают к личностным изменениям. На каком-то этапе расстройство достигает социальной дезадаптации, и помочь больному в таком случае гораздо сложнее. Поэтому назначение и прием соответствующего лечения подарит человеку драгоценное время на качественную жизнь.

Механизм развития органического расстройства скрыт на клеточном уровне. Поврежденные болезнью или травмой нейроны теряют способность выполнять свои функции в полном объеме, и происходит задержка сигналов. Естественно, другие клетки мозга попытаются взять на себя часть функции травмированного участка, но это не всегда удается, особенно если зона поражения довольно большая. В первую очередь страдают мыслительные процессы, когнитивная функция, интеллект.

Точные статистические данные нельзя подтвердить, так как органическое расстройство личности встречается как сопутствующее заболевание при многих других. Часто его даже не диагностируют из-за серьезности основного диагноза.

Основные причины органического расстройства личности


Разнообразие этиологических факторов создает некие трудности в диагностике и лечении органического расстройства личности. Среди них встречаются как механические травмы, инфекционные заболевания, так и онкологические патологии.

Чаще всего на практике выделяют следующие этиологические факторы:

  • Черепно-мозговые травмы тяжелой степени . Любого рода механическое воздействие влияет на состояние головного мозга и может вызывать развитие различных симптомов органического генеза. Для формирования устойчивого расстройства личности тяжесть такой травмы должна быть значительной. В легких случаях соседние клетки могут компенсировать повреждения, и человек не будет проявлять изменений в поведении, мышлении и других сферах деятельности.
  • Инфекция . Сюда следует отнести вирусные заболевания (в том числе СПИД), бактериальные болезни. Органическое расстройство личности часто вызывают грибковые нейроинфекции. Их специфика в прицельном поражении клеток головного мозга, вследствие чего теряется их функция. В зависимости от локализации патологического процесса, это могут быть энцефалиты, энцефаломенингиты и другие заболевания.
  • Опухоли . К сожалению, локализация патологического процесса в головном мозге даже доброкачественную дифференцированную опухоль обязывает считать злокачественной. Близость к основным центрам жизнедеятельности человека делает такую болезнь крайне опасной. Поэтому одной из причин развития органического расстройства личности следует считать онкологию. Даже самая маленькая опухоль нарушает работу локальной группы нейронов и вызывает сбои, которые могут сказываться на психике и поведении человека. Часто такое бывает даже после стойкой ремиссии или радикальной операции.
  • Сосудистые заболевания . Самые распространенные болезни на данный момент - атеросклероз, гипертоническая болезнь, сахарный диабет - целью своего первичного поражения часто выбирают сосуды головного мозга. Так как они обеспечивают кислородом и полезными веществами чувствительные нейронные клетки, нарушение мозгового кровотока спровоцирует приступ ишемии. В длительном варианте развития этих заболеваний хроническое недополучение кислорода клетками головного мозга ведет к нарушению их работы и передачи сигнала. Следственно, это может проявляться психической симптоматикой в виде органического расстройства личности.
  • Алкоголизм и наркозависимость . Систематическое употребление любых психостимулирующих средств сказывается на работе головного мозга. Галлюциногены искусственно вызывают раздражение тех зон коры, которые отвечают за восприятие. Соответственно, со временем клетки перестают справляться с положенной на них функцией и возникает участок органического повреждения. Сюда следует отнести любые психоактивные вещества, которые способны так или иначе влиять на состояние головного мозга и при длительном приеме вызывают необратимые морфологические изменения.
  • Аутоимунные болезни . Некоторые нозологии из этой группы характеризуются специфическим воздействием на нервную ткань. Например, при рассеянном склерозе миелиновая оболочка волокон нейроглии замещается на соединительную ткань. Точечные очаги такого процесса объясняют название данного заболевания. Чем больше нервной ткани замещено на соединительную, тем больше вероятность развития органического расстройства личности.
  • Судорожные припадки . Основной причиной самого распространенного заболевания этой группы, эпилепсии, является наличие постоянного очага, в котором нервный импульс постоянно возбуждает некий участок головного мозга. Это неминуемо ведет к нарушению функционирования таких зон и может проявляться изменениями в поведении и мышлении. Чем дольше у человека это заболевание, тем больше вероятность формирования органического расстройства личности.

Проявления органического расстройства личности


Симптоматика данного заболевания, независимо от причины его развития, довольно похожа. То есть все люди с органическим расстройством личности имеют некие общие черты характера, которые не сложно заметить при разговоре. Глубина проявления симптома уже зависит от степени поражения головного мозга.

Диагноз органического расстройства личности можно выставить, если у человека более полугода наблюдаются два и больше признака из нижеприведенных:

  1. Общее поведение . В первую очередь человек меняет свои привычки, эмоции, потребности. Он иначе подходит к выполнению простых задач, не планирует их и теряет способность думать на несколько шагов вперед. То есть стратегическое мышление теряется практически сразу. Все эти изменения следует отмечать, учитывая состояние того же человека до болезни. Например, если он и был легкомысленным, с чуть эйфорическим настроением и редко думал вперед, то при органическом расстройстве личности эти симптомы уже нельзя учитывать.
  2. Мотивация . Люди с данным заболеванием постепенно теряют интерес и мотивацию к выполнению сложных задач, где необходимо преодолеть некие препятствия, трудности, чтобы добиться цели. Со стороны это выглядит как апатическое нежелание что-либо менять в своей жизни. Вместе с этим теряется и твердость характера. Человек не способен отстаивать собственное мнение и даже формировать его по какому-то поводу. Его тип мышления значительно упрощается.
  3. Неустойчивость . Такие люди крайне эмоциональны, но часто их аффект не соответствует ситуации вокруг. То есть вспышки агрессии, немотивированного смеха, злобы или горечи абсолютно не связаны ни с какими факторами в жизни. Часто такие эмоции сменяют одна другую, и человека очень сложно убедить в беспочвенности подобных сцен. Кроме того, часто отмечаются приступы эйфории или стойкой апатии.
  4. Неспособность учиться . Человеку с органическим расстройством личности очень тяжело учиться. Если, например, это ребенок, который в детстве получил травму, то познавательная деятельность для него будет представлять собой значительную трудность. Обретение новых навыков и знаний - довольно сложный процесс, который требует активизации многих психических процессов и механизмов запоминания. При органическом повреждении познавательная деятельность является слишком сложной задачей для головного мозга.
  5. Вязкость мышления . Когнитивная функция страдает одной из первых при органическом расстройстве личности. Человек теряет способность мыслить быстро и эффективно. Даже самые простые задачи требуют от него максимальной концентрации и значительных усилий. Для принятия рядового решения требуется некоторое время. Вязкость мышления встречается практически у всех больных, что делает их похожими друг с другом.
  6. Изменение сексуального поведения . Этот аспект, в отличие от предыдущих, может проявляться по-разному. У одних это повышение либидо, у других - наоборот. Все зависит от конкретного типажа человека, который страдает органическим расстройством личности. Часто встречаются различные сексуальные отклонения.
  7. Бред . Человек, страдающий органическим расстройством личности, может выстраивать свои «логические» цепочки, которые будут отличаться от общепринятых. Пациент со временем становится более подозрительным, внимательно следит за реакцией людей, ищет в их словах подвох, скрытый смысл. Паралогичность суждений ведет к формированию бредовых идей, которые также могут наблюдаться в составе органического расстройства личности.

Способы борьбы с органическим расстройством личности

Разнообразие современных методик позволяет найти подход к лечению практически любой патологии психиатрического спектра. Сложность данного заболевания в том, что оно по своей сути вторичное и основная болезнь может осложнять и ограничивать лечение органического расстройства личности. Поэтому подбором оптимальной терапии должен заниматься врач. Лечить самостоятельно такую патологию категорически нельзя!

Медикаментозное лечение


Арсенал современных психотропных препаратов позволяет подобрать соответствующую терапию к каждому симптому органического расстройства личности. То есть подход индивидуальный для более специфического эффекта. Выбор конкретного препарата осуществляет врач с учетом особенностей каждого пациента.

Основные группы фармакологических психотропных средств:

  • Анксиолитики . У некоторых больных вязкость мышления и другие когнитивные нарушения вызывают ощущение тревоги и беспокойства. Они не могут усидеть на месте и терзают сами себя. В таком случае целесообразным будет назначение препаратов из группы анксиолитиков. Это довольно старые, успевшие зарекомендовать себя средства, что давно используются в психиатрии для коррекции тревожных расстройств. Чаще всего назначают Диазепам, Феназепам, Оксазепам.
  • Антидепрессанты . Состояние человека с когнитивной недостаточностью и эмоциональной нестойкостью крайне нестабильно. Депрессивные переживания присутствуют у большинства пациентов, но только некоторые нуждаются в назначении специальных фармакологических средств. Депрессия может значительно усугубить течение заболевания, поэтому необходимо своевременно её предупредить. Используют для этих целей преимущественно Амитриптилин.
  • Нейролептики . Эта довольно широкая группа препаратов применяется в случае эмоциональной нестабильности, приступов агрессии, социально-опасных действиях. Также её назначение целесообразно при наличии в клинической картине бредовых идей, параноидальных мыслей или психомоторного возбуждения. В зависимости от проявления следует выбрать тот или иной нейролептик. Чаще всего используют Эглонил, Трифтазин, Галоперидол.
  • Ноотропы . Эти препараты улучшают мозговое кровообращение, способствуют поступлению кислорода к клеткам. Их назначение необходимо для улучшения или поддержания когнитивных функций на том уровне, что обеспечивает социализацию и поддержание обычного способа жизни человека. Представители ноотропов - Фенибут, Аминалон.

Терапия основного заболевания


Обязательно при лечении органического расстройства личности следует учитывать наличие этиологического фактора его возникновения. То есть старую черепно-мозговую травму, опухоль, инфекцию или другое заболевание необходимо лечить. Если не устранить остроту проявлений основной болезни, симптомы органического расстройства личности будет крайне сложно купировать.

В первую очередь следует учитывать потенциально опасные для жизни человека состояния, которые могут быть вызваны основным заболеванием. Лечение органического расстройства личности в данном случае будет абсолютно нецелесообразным на таком этапе.

Начинать терапию психических изменений следует после устранения основных проявлений заболевания, в их ремиссии или компенсации. Например, если у человека тяжелый вирусный энцефалит, следует в первую очередь обратить внимание на эту патологию и только потом, в восстановительном периоде, заняться лечением органического расстройства личности.

Часто симптомы последнего могут устраняться под терапией основного заболевания. Например, сосудистые болезни будут вызывать гораздо меньше проявлений, если принимать постоянную соответствующую терапию. Кроме того, таким образом уменьшится вероятность проявления расстройства личности.

Психотерапия


Это направление в лечении органического расстройства личности занимает важную роль среди всего арсенала методов. Его эффективность может значительно отличаться у разных людей, поэтому выбор психотерапии является индивидуальным решением.

Прежде всего следует разобраться, на что направлена психотерапия при органическом расстройстве личности, а затем сравнить симптомы и принять решение о целесообразности такого метода в конкретном случае:


Органическое расстройство личности - довольно распространенное заболевание, которое на данный момент является неизлечимым. То есть вернуть человека в состояние, которое наблюдалось до болезни, практически невозможно. Единственная цель лечения - добиться стабилизации состояния и устранения остроты проявлений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Изменения личности

Поведение часто изменяется во времени и в различных ситуациях; однако, изменение поведения не означает изменения лежащей в его основе личности. Критерии для определения того, отражает ли изменение поведения действительное изменение личности, или просто совместные влияния личности и текущей ситуации, либо двух конфликтующих тенденций одной только личности; обстоятельства, при которых можно ожидать изменений личности; степень возможного изменения личности и механизмы, предположительно ответственные за такие изменения, -- все это существенно различается в зависимости от теорет. ориентации исследователя. Изменения личности могут возникать вследствие случайного открытия или в результате целенаправленного поиска. Изменение может быть внезапным, как в случае религиозного обращения в другую веру, или постепенным, как это обычно происходит в терапии. Кроме того, изменения могут принимать разнообразные формы.

Теории личности и изменения личности

Представление о том, что авторы теорий личности автоматически отстаивают постоянство свойств личности, неверно; скорее, многие из них придерживались противоположной концепции и описывали процесс изменения личности. Таким образом, теории личности обеспечивают подступы к пониманию изменения личности. Вероятно, наиболее ярким примером тому служат работы Джорджа Келли. Келли высказал предположение, что личность состоит из «личных конструктов», биполярных перцептивных ориентиров, используемых для истолкования («конструирования») окружающего мира и предвидения последствий совершаемых действий. Эти конструкты периодически подвергаются пересмотру на основе жизненного опыта, т. е. если какой-то конструкт порождает ошибочные предсказания, то он должен быть и будет (у здоровых людей) изменен. В соответствии с Келли, личность можно сравнить с набором одежды: если какая-то вещь не подходит, она переделывается или заменяется другой.

Карл Роджерс утверждал, что основную силу в направлении изменения личности дает «стремление к актуализации» (actualizing tendency) -- врожденное побуждение к сохранению и увеличению «генетического плана» (genetic blueprint), или потенциала индивидуума. Эта сила, позволяющая представлениям чел. о себе становиться более точным отражением его «подлинных» тенденций, высвобождается в условиях окружения, в к-рых беспрепятственно удовлетворяется потребность в принятии и любви. Роджерс описывает 3 условия, способствующие такому положительному росту в процессе терапевтических отношений: а) искренность, или конгруэнтность терапевта; б) заинтересованное внимание, или «безусловно положительное отношение» к клиенту; и в) эмпатическое понимание клиента терапевтом.

Подобным же образом, Абрахам Маслоу предполагал, что нахождение индивида в условиях, которые обеспечивают или препятствуют удовлетворению базовых потребностей (т. е. физиологических, в безопасности, любви и принадлежности, оценке и самоактуализации) способствует продвижению вверх или вниз по иерархии потребностей, т. е., поскольку наше поведение регулируется неудовлетворенными потребностями нижележащих уровней, перемены в работе, семье или соц. условиях могут изменять основные мотивационные структуры. Такое движение вполне можно было бы квалифицировать как изменение личности.

Согласно предположению Фрейда об определяющей роли детства, личность приобретает свои основные черты в конце фаллической стадии развития, примерно в возрасте 5 лет. Эта позиция на первый взгляд противоречит концепции изменений личности, однако она смягчается признанием того, что психоаналитическая терапия может вызывать существенные перераспределения в личности.

Юнг, отвергавший модель Фрейда в некоторых важных отношениях, предложил общую стадиальную модель развития, которая включала в себя и понятие изменения личности. Юнг рассматривал достижение половой зрелости в качестве «физического рождения» индивидуума. В течение последующего периода, среди мотивационных сил доминируют власть и эрос; личность ориентирована на внешний мир и задачи поиска друга или любимого человека и профессиональное самоопределение. Однако, примерно в возрасте 40 лет, происходит радикальная смена ориентации: доминирующую роль начинает играть потребность в осмыслении (need for meaning), что предполагает перенаправление энергии вовнутрь по мере обращения индивида в своем поиске смысла к бессознательному.

Модели изменения личности

Существуют различные попытки описать процесс изменения личности за пределами контекста классических теорий личности. Например, Джером Франк предлагает набор характеристик, являющихся общими для психотерапии, целительства, «реформирования мышления» (thought reform) и других систематических попыток изменения личности. Агент изменения воспринимается как влиятельный и действенный авторитет, выражающий желание и обязательство оказать помощь клиенту. Этот агент представляет заслуживающую доверие теорет. систему, и обе стороны, агент и клиент, принимают активное участие в вытекающей из нее программе вмешательства.

Дональд Мейхенбаум описал процесс, лежащий в основе психотерапевтического изменения, как «перевод» дотерапевтического «внутреннего диалога», состоящего из отрицательных высказываний клиента в свой адрес, на новый язык и в новую систему концептуализации.

Эмпирические исследования изменений личности

В многочисленных исслед. изучались связи между изменением или устойчивостью личности и такими событиями, как беременность, хирургическая операция, лечение алкоголизма, старение и медитация. За период с 1967 г. по август 1980 г. в журнале Psychological abstracts было зарегистрировано 597 статей на тему «изменение личности». Мн. из этих статей сообщают результаты, полученные на ограниченных выборках и касающиеся узких аспектов личности; еще большим недостатком является общее отсутствие направляющей теорет. ориентации в отношении процесса изменения. Однако, взятые в совокупности, они свидетельствуют о существовании изменений личности.

Особое влияние на формирование личности оказывают социальные взаимоотношения. Несомненно, от того какие общественные отношения господствуют в обществе будут зависеть и отношения личность - общество. И успешность таких взаимоотношений во многом определяется и социальной группой, к которой принадлежит человек, и биографическими условиями, и характером воспитания в семье, школе и т.п. в трудовой деятельности проявляется главная форма общественной функции - деловая роль. Практическая деятельность позволяет осуществить возникающие цели и задачи. И по мере того как эти цели и задачи находят свое отражение в действительности, они формируют обобщенные и устойчивые отношения личности. Однако, лишь когда объективное значение деятельности совпадает со значимым для человека деловая роль оказывает влияние на стержневые свойства личности. Осознанность деятельности напрямую связана с вкладыванием в нее смысла. Успешность учебной деятельности тем больше, чем больше ученик самостоятельно ищет и находит дополнительные источники приобретения знаний, не ограничиваясь только предлагаемой ему

информацией. Следующим не менее важным звеном в формировании отношений личности под воздействием деловой роли является так называемый закон градиента цели (Халл, 1958). В этом законе утверждается, что по мере приближения к завершающей цели мотив действия становится сильнее. Из двух одновременно актуальных мотивов человек выберет тот, который может быть раньше удовлетворен. « Чем более глубокими и активными становятся общественные мотивы, тем более отдаленной может быть та цель или задача деятельности, которая усиливает активность мотива» (Мерлин. 1977). Большое влияние на возникновение новых мотивов и формирование отношений личности оказывает похвала и порицание. Основными причинами возникновения психологических конфликтов являются воздействующие непосредственно в данный момент или предполагаемые в будущем отрицательные оценки, или обусловленные

ими самооценки. В психологическом конфликте происходят резкие преобразования мотивов и отношений личности. Но насколько глубокими будут эти трансформации и какой характер они приобретут зависит от уровня развития социальной группы и личности. Благодаря определенным представлениям, суждениям, понятиям об окружающей действительности и о самом себе человек обосновывает социальные взаимоотношения. Межличностные отношения возникающие в социальной группе во многом определяются не столько социально-экономическими отношениями существующими в обществе, сколько специфическими взаимоотношениями

господствующими в данной группе; в свою очередь зависящие от происхождения, состава группы, характера деятельности и т.п. Особенно заметно влияние, которое оказывают межличностные отношения в группе на личность человека, при переходе его из одной социальной группы в другую. Но почему происходит изменение свойств личности под воздействием другой социальной группы и каковы внутренние психические механизмы этих изменений известны лишь гипотетически. С одной стороны предполагается, что межличностные отношения определяются в соответствии с тем эталоном идеальной группы, который имеется в представлении человека и на который ориентируется его личность. С другой стороны лишь самосознание определяет межличностные отношения личности в социуме. «Объективная детерминация всей психической деятельности всегда осуществляется через посредство внутреннего, уже сложившегося ранее в психике человека» (С.Л.Рубинштейн). О самосознании человека можно судить по самооценке, как наиболее выраженной его стороне. «Свойства личности представляют собой не слепок общественных условий, не зеркальное их отражение, а отражение субъективное, преобразованное сознанием» (Мерлин,1988). Отношения личности являясь активными мотивами деятельности не просто отражают объективные отношения, а воздействуют и видоизменяют их по своему усмотрению. Происходит и обратное воздействие отраженных самосознанием общественных отношений на отношения личности, и как следствие на результате деятельности. Свойства личности обязательно проявят себя несмотря на отсутствие разделения труда и разделения существующих функций, когда все участники совместной деятельности выполняют совершенно одинаковые действия. И от того насколько гармонично сложатся их взаимоотношения и насколько психические свойства личностей будут соответствовать друг другу, зависит успешность выполняемой ими деятельности. Личность во время приспособления к социальной деятельности находится в состоянии динамического неустойчивого равновесия. При нарушении этого равновесия в процессе деятельности возникает состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, состояние дискомфорта и начинают обостряться старые или возникать новые противоречия между различными отношениями, свойствами, сторонами и действиями личности. Это состояние называется психологическим конфликтом. Психологический конфликт не может возникнуть на пустом месте, для него нужны одновременно и внутренние и внешние предпосылки. Внешние условия конфликта создаются при наличии каких-то глубоких и достаточно активных мотивов и отношений личности, удовлетворение которых ставится под угрозу. И внешние предпосылки к возникновению конфликта возникают неизбежно в жизни любого индивидуума, любого общества.

1. необходимость борьбы с природой - неизбежное возникновение препятствий на пути удовлетворения мотивов и отношений личности;

2. если удалось удовлетворить одни мотивы, неизбежно появляются

новые, требующие удовлетворения;

3. социум иногда ставит личность перед необходимостью подавления или ограничения жизненно важных мотивов.

Но на основе только внешних предпосылок психологический конфликт

невозможен, необходимо возникновение внутренних условий. Внутренние условия конфликта создаются при противоречивых, иногда противоположных тенденциях личности. Таких например, как между различными мотивами и отношениями личности; долга и личных интересов; возможностями и стремлениями. Внутренние условия психологического конфликта как бы обусловлены внешними ситуациями и историей развития личности. Развитие и разрешение конфликта выражает собой острую, критическую форму развития личности. Под воздействием психологического конфликта может измениться сама структура личности, построиться новые отношения личности. Психологический конфликт оказывает существенное влияние на развитие самосознания и зачастую его необходимым условием. Главный путь развития личности в психологическом конфликте (Розенцвейг,1944) - это акт самосознания, очищающий подавленный мотив (катарсис). Несомненно, только в процессе деятельности может развиваться

личность человека. Этапный или фазный характер этого процесса предполагает наличие необходимых физиологических и психологических условий для возникновения последующей фазы на предыдущей или предшествующей ей фазе. «Бездеятельность первой фазы создает условия для снятия парабиотического состояния и делает таким образом возможным возникновение доминант»(Мерлин,1988). В конечном результате приобретает прежнее значение частное отдельные мотивы, регулирующие процессуальную деятельность (занятие). Повышение функционального уровня нервной деятельности становится возможным благодаря длительным и устойчивым доминантам, лежащим в основе целенаправленных трудовых и предметных действий. В действиях закладываются обобщенные отношения личности, которые влияют на формирование более или менее далекой

перспективы деятельности, необходимой для совершения поступков.

Психофизиологические предпосылки, которые создаются при переходе к следующей фазе дают основания говорить о бессознательном механизме предрасположенности человека к тому или иному виду деятельности. Фундаментально закладывающиеся в каждой фазе конфликта предрасположения определяют не только характер деятельности, но и образы восприятия и памяти, ход рассуждений. В фазе действия человек распознает плюсы и минусы результатов своей работы, в сфере его внимания находятся такие детали работы, которые раньше, когда деятельность носила процессуальный характер его совершенно не интересовали. В этой фазе при выборе поступка он уже активно и охотно рассуждает о социальном значении и привлекательности деятельности, более взвешено обдумывает достижения цели деятельности, всего этого не было в предыдущих фазах. О присутствии основной установки говорит прерывный характер смены фаз в психологическом конфликте. Возникновением эти конфликты обязаны не противоречию между неосознанными подавленными влечениями и осознанными социальными требованиями, а противостоянию, противоречию между различными осознанными и бессознательными мотивами внутри самого сознания. Эти противоречия внутри самого сознания привели к дезинтеграции деятельности и в итоге дезинтеграции произошли неподотчетные бессознательные установки. В течении самой же деятельности старые установки могут исчезать и на их месте возникать новые. От того поступка, который совершит человек во время конфликта во многом зависит дальнейшее развитие его личности. Большое значение оказывает на протекание конфликта и направленность личности, образованная всей предшествующей историей развития. Направленность личности определяет психологическое содержание возникшего конфликта при одной и той же объективной ситуации. От нее же зависит и весь ход протекания конфликта и сам исход. Хотя роль совершенно случайных сочетаний условий, которые могут полностью изменить ожидаемый исход событий, не зависит от направленности личности. Эти неожиданные, случайные переменные факторы могут быть и субъективные, и объективные. «В каждом психологическом конфликте, переживаемом человеком на протяжении всей его жизни, он вновь и вновь создает свою личность своими поступками»(Мерлин,1998). Все психические свойства играют кто более главную, кто менее роль в обеспечении функционирования субъекта. Огромное значение возможности активной деятельности индивидуума играют особенности его психических процессов:

остроты зрения и слуха, качества хранения информации в памяти, умение концентрировать внимание и т.п. все эти признаки не только обслуживают систему свойств личности, но все вместе являются и характеристикой сознания в целом. Личность - не набор, не совокупность отдельных психических свойств с характерными для каждого свойства признаками, а целостное их единство. Все свойства личности формируют единую систему, отличительной чертой которой является закономерность связей между свойствами. Эта система личности обладает следующими признаками: «1. В нее входит большое количество психических свойств и определена она большим количеством многообразных условий; 2. Личность характеризует человека как субъекта, активно преобразующего действительность, поэтому система ее психических свойств является саморегулирующейся; 3. Человек не рождается личностью, а становится ею. Личность - система саморазвивающаяся». [Мерлин,1959]

Зависимость какого-либо психического свойства от конкретного условия может быть не непосредственная, а опосредованная. Влияние на свойства личности оказывают и другие ее подсистемы, хотя влияние это многозначное. Успешное функционирование этой саморегулирующейся системы зависит от качества обратной связи между системой и средой. В свою очередь и общество рассматривается как еще более общая система, в которой каждый отдельный индивид и социальная группа являются ее подсистемами. Психологическое содержание является необходимым условием для формирования психических закономерностей структуры и

развития личности и субъективном и объективном плане общественных отношений. Лишь развивающаяся постоянно личность может быть предметом психологического исследования. Психические свойства предстают как последние кирпичики в фундаменте строения системы личности. Одной из основных характеристик этих свойств является то, что они всегда выражают отношение человека к определенной стороне действительности. Психологически каждое отношение можно разделить на две различные стороны. Одна сторона является результатом воздействия объекта на субъект и выражает собой реакции человека на определенные стороны действительности такие как мысли, образы, эмоции, психические состояния, которые появляются в сознании при определенном специфическом отношении. Другая сторона предстает результатом воздействия субъекта на объект и выработки такого отношения, которое характеризуется сознательным направлением действий, активным побуждением, избирательностью в отражении окружающей среды. Каждый психический процесс предопределен свойствами личности и ее отношениями. Это предопределение выражается в активном избирательном характере каждого процесса, который отражает внешний мир и не является отношением. Отсюда следует, что отношения личности не появляются из психических процессов, а напротив сами обуславливают направленность психических процессов. И лишь одно отношение представлено психическим процессом - это потребность в функционировании, т.е. активным отношением к процессу. Возможность что-либо ощущать, воспринимать или мыслить является основным направлением активного отношения человека к процессу.

личность эмоциональный патологический

Патологические изменения эмоциональных свойств личности

1)Аффективная возбудимость. Это склонность к чрезмерно легкому возникновению бурных эмоциональных вспышек, неадекватных вызвавшей их причине. Она проявляется в приступах гнева, ярости, запальчивости, которые сопровождаются двигательным возбуждением, необдуманными, подчас опасными действиями. Дети и подростки с аффективной возбудимостью капризны, обидчивы, конфликтны, часто чрезмерно подвижны, склонны к необузданным шалостям. Они много кричат, легко озлобляются; всякие запреты вызывают у них бурные реакции протеста со злобностью и агрессией. Аффективная возбудимость характерна для формирующейся психопатии, неврозов, патологически протекающего пубертатного криза, психопатоподобного варианта психоорганического синдрома, эпилепсии и астении. При формирующейся психопатии возбудимого типа и при эпилепсии аффективная возбудимость выступает в сочетании с преобладающим угрюмым настроением, жестокостью, злопамятностью, мстительностью. Раздражительность является одной из форм проявления аффективной возбудимости. Это склонность к легкому возникновению чрезмерных отрицательных эмоциональных реакций, по своей выраженности не соответствующих силе раздражителя.

Раздражительность может быть свойством патологической личности (например, при психопатии возбудимого, астенического, мозаичного типа) или в совокупности с другими симптомами является признаком астении различного генезиса (ранней резидуально-органической церебральной недостаточности, черепно-мозговой травмы, тяжелых соматических заболеваний). Раздражительность может быть и свойством дистимии.

2)Аффективная слабость характеризуется чрезмерной эмоциональной чувствительностью (гиперестезией) ко всем внешним раздражителям. Даже небольшие изменения ситуации или нечаянное слово вызывают у больного непреодолимые и некорригируемые бурные эмоциональные реакции: плач, рыдания, гнев и т. д. Аффективная слабость наиболее характерна для тяжелых форм органической церебральной патологии атеросклеротического и инфекционного происхождения. В детском возрасте она встречается в основном при выраженном астеническом состоянии после тяжелых инфекционных заболеваний.

Крайней степенью аффективной слабости является аффективное недержание. Оно свидетельствует о тяжелой органической церебральной патологии (ранние инсульты, тяжелые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания головного мозга). В детском возрасте встречается редко.

Разновидностью аффективной слабости является гневливость, т. е. склонность к быстрому возникновению аффекта гнева, сопровождающегося речедвигательным возбуждением и разрушительно-агрессивным поведением. Она проявляется у больных с астеническими и церебрастеническими расстройствами, связанными с соматическими заболеваниями и резидуально-органическими поражениями центральной нервной системы. При эпилепсии и посттравматической энцефалопатии гневливость более продолжительна и сопровождается брутальным поведением.

3)Аффективная вязкость. При некоторых патологиях (эпилепсии, энцефалите) может наблюдаться аффективная вязкость (инертность, ригидность) в сочетании со склонностью к застреванию прежде всего на неприятных переживаниях. При эпилепсии аффективная вязкость сочетается с аффективной возбудимостью, склонностью к бурным неадекватным эмоциональным реакциям. В детском возрасте аффективная вязкость проявляется в чрезмерной обидчивости, фиксации на неприятностях, злопамятности, мстительности.

4)Патологическая злопамятность -- связанное с психическими расстройствами (например, при эпилепсии) неадекватно длительное переживание субъектом травмировавшей его ситуации с представлениями о причинении мести ее источнику. Однако в отличие от мстительности такое переживание не обязательно реализуется в действии, но может сохраняться многие годы, порой всю жизнь, превращаясь иногда в сверхценную или навязчивую цель.

5)Аффективная истощаемость характеризуется кратковременностью ярких эмоциональных проявлений (гнева, злобы, горя, радости и т. п.), после которых наступают слабость и безразличие. Она характерна для людей с выраженной формой астенических состояний.

6)Садизм -- патологическое эмоциональное свойство личности, выражающееся в переживании удовольствия от жестокости по отношению к другим людям. Диапазон садистских актов очень широк: от упреков и словесных оскорблений до жестокого избиения с нанесением тяжелых телесных повреждений. Возможно даже убийство из сладострастных побуждений.

7)Мазохизм -- склонность к получению сексуального удовлетворения лишь при унижениях и физическом страдании (избиения, укусы и т. п.), причиняемых сексуальным партнером.

8)Садомазохизм -- сочетание садизма и мазохизма.

Список литературы

1. Мерлин В.С. «Очерк психологии личности», Пермь, 1959 г.

2. Мерлин В.С. «Основы психологии личности», Пермь, 1977 г.

3. Мерлин В.С. «Личность как предмет психологического исследования»,

Пермь, 1988 г.

4. Мерлин В.С. «Личность и общество», Пермь, 1990 г.

5. Дж. Б. Кэмпбелл

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика эмоциональных состояний. Психологические исследования эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния личности и проблема их регуляции. Особенности и закономерности изменения эмоциональных состояний личности в процессе лечебного массажа.

    дипломная работа , добавлен 24.08.2010

    Понятие деформации личности специалиста как изменения структуры деятельности и личности, негативно сказывающихся на продуктивности труда. Проблема влияния профессиональной деятельности на формирование сознания. Признаки развития деформации личности.

    презентация , добавлен 22.08.2015

    Общее представление о личности. Изучение ее психологической структуры, составных частей и способов построения. Исследование процесса биологического созревания и изменения человека, приобретение им значительного количества социальных свойств и качеств.

    реферат , добавлен 17.02.2015

    Нормальное профессиональное развитие. Изменения психических функций и личности под влиянием профессиональной деятельности. Понятие, причины и основные виды профессиональной деформации личности. Проявления и последствия профессиональных деформаций.

    контрольная работа , добавлен 04.11.2013

    Понятие "личность". Наследственность и среда - условия воспитания личности. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности. Коллектив - социальный объект управления. Влияние коллектива на психологическое развитие личности.

    реферат , добавлен 06.02.2008

    Психоаналитическая теория личности. Концепция личности Э. Фромма. Когнитивное направление в теории личности: Д. Келли. Гуманистическая теория личности. Феноменологическое направление. Поведенческая теория личности.

    реферат , добавлен 01.06.2007

    Характеристика развития личности взрослого человека. Психофизиологические изменения и проблемы периода средней взрослости. Психологические факторы кризиса. Эффект кумулятивности. Влияние особенностей профессиональной деятельности на формирование личности.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2014

    Понятие личностного смысла: эмоции и эффекты трансформаций психического образа. Понятие ценности, ее место и роль в структуре мотивации личности. Влияние катартических эффектов художественного переживания на изменение ценностных ориентаций личности.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    Понятие личности, значение знаний о ней в практической деятельности ОВД. Характеристика основных свойств личности. Направленность личности на правомерное поведение и модуляционные компоненты психологии личности. Методы психологического изучения личности.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2009

    Процесс изменения личности Золушки – героини одноименной сказки Шарля Перро. Принятие Золушкой сложившегося тяжелого образа жизни. Проявление слабой воли и самопожертвования. Портрет "стоика" согласно типологии патологий личности профессора Дусавицкого.

Личность - одно из основополагающих понятий психологии. Личностью в психологии называют социальное качество инди­вида, характеризующее неповторимый склад его индивидуаль­ных свойств, представленных в предметной деятельности и об­щественных отношениях. Таким образом, индивидуальные особенности человека становятся личностной чертой тогда, когда они реализуются в его отношениях с другими людьми. Из этого также следует, что к понятию личности следует от­носить тот отпечаток, который остается в душах окружающих при общении и совместной деятельности с данным индивидом.

Приведенное определение указывает на сложности, которые должен испытывать врач при анализе личности больного. В процессе опроса пациента весьма легко выявить особеннос­ти его мышления, эмоционального склада, ознакомиться с его мировоззрением, однако для полной личностной характерис­тики необходимо наблюдение за человеком в процессе его ежедневной деятельности и общения. Это определяет необхо­димость сбора объективных анамнестических сведений и тща­тельного анализа ранее совершенных больным поступков.

В большинстве случаев в практической психиатрии врачу удается проанализировать не личность больного в целом, а его индивидуальность (склад личности), т.е. уникальный набор пси­хологических черт, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Такими чертами являются способ­ности, темперамент, характер и направленность личности.

Способности - это психологические особенности человека, определяющие его успешность в приобретении знаний, умений и навыков. Способности не предполагают наличия навыков и знаний как таковых, однако указывают на легкость, с кото­рой эти новые знания приобретаются. Исследования указыва­ют на значительную роль наследственных биологических фак-


торов в формировании способностей человека. Так, изучение однояйцевых близнецов показывает сходные показатели способ­ностей (например, индекс IQ). Вместе с тем следует учиты­вать, что приобретенный опыт обучения, имеющиеся к дан­ному моменту знания человека позволяют ему усвоить больший объем новых сведений в будущем. Способности являются ос­новой всей дальнейшей деятельности человека, а значит, и его личности. Однако у взрослого человека можно наблюдать, как приобретенные посредством высоких способностей черты ха­рактера закрепляются и сохраняются тогда, когда сами способ­ности уже утрачиваются. Так, авторитет пожилого человека, уважение к нему окружающих могут быть основаны на тех поступках, которые он совершил в прошлом, и это мешает врачу оценить истинное состояние его способностей.

Темпераментом называют совокупность устойчивых, инди­видуально неповторимых, природно обусловленных динами­ческих проявлений психики. К таким проявлениям относят скорость, силу, подвижность психических процессов, способ­ность к длительному поддержанию активности, преобладающий фон настроения. Основные свойства темперамента можно про­следить с раннего детства. Они отличаются особым постоян­ством и обнаруживаются в самых разных сферах поведения и деятельности, что говорит об их наследственной обусловлен­ности.

Темперамент можно охарактеризовать через следующие его свойства: сенситивность (порог раздражительности), силу и быстроту автоматизированных реакций, активность (энергети­ческий потенциал), скорость протекания психических реакций (темп). Темперамент человека проявляется не только в его по­ступках, но и в речи, почерке, мимике и пантомимике. В психологии и медицине широко используется классификация темпераментов по Гиппократу: сангвиник, холерик, флегма­тик, меланхолик. Важные качества темперамента - экстра­версия (открытость, общительность, вовлеченность в жизнь окружающих) и интроверсия (замкнутость, отгорожен­ность, опора на собственное мнение). Темперамент - одно из проявлений психофизиологической конституции (см. раздел 1.2.3).

Характер - это основанная на приобретенном опыте обще­ния и деятельности, устойчивая система типичных для инди­вида способов поведения. Хотя характер не может развиваться без учета врожденных свойств темперамента и унаследованных способностей, но все же в большой степени он зависит от ус­ловий воспитания человека. В частности, в формировании стереотипов поведения значительную роль играет копирование поступков родителей и других авторитетных для ребенка лиц. Важнейшей основой формирования характера является воля. Не случайно понятия «безвольный» и «бесхарактерный» звучат


как синонимы. Понимание характера человека позволяет нам предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обсто­ятельствах.

В литературе указывается значительное число черт характе­ра, которые сочетаются у одного человека не случайно. По мнению В. Н. Мясищева (1949), поведение человека во мно­гом зависит от сложившейся системы отношений. Черты ха­рактера отражают эти отношения, например отношение к себе (самолюбие, уверенность в себе, чувство собственного досто­инства, самоотверженность, самокритичность), отношение к другим (доброжелательность, эгоизм или альтруизм, упрямство или уступчивость, великодушие, подозрительность, злопамят­ность), отношение к делу (трудолюбие или леность, легкомыс­лие или вдумчивость, добросовестность или халатность, педан­тичность, энтузиазм или пассивность), отношение к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость). Помимо указанных отдельных черт характера, большое значение имеют такие об­щие свойства характера, как целостность (непротиворечи­вость), твердость, устойчивость и пластичность.

Направленностью называют совокупность устойчивых моти­вов (потребностей), ориентирующих деятельность личности в самых различных ситуациях. Направленность личности можно охарактеризовать через преобладающие склонности, интересы, установки, убеждения и мировоззрение. Наличие интереса за­ставляет человека искать большей информации о предмете, склонность выражается в непосредственном участии в опреде­ленной деятельности. Установкой называют не всегда осозна­ваемую, сформировавшуюся заранее, стойкую готовность оп­ределенным образом воспринимать, трактовать информацию и действовать в соответствии с этим. Установки отличаются ка­тегоричностью, алогичностью, стойкостью. В качестве при­мера можно привести такие категоричные фразы: «никому нельзя доверять», «главное в жизни - не упасть в грязь ли­цом», «что Бог ни сделает - все к лучшему». У многих лю­дей имеющийся жизненный опыт, накопленные знания, стой­кие заблуждения, сложившиеся установки составляют вместе стройную систему представлений, которую можно назвать ми­ровоззрением.

Направленность формируется исключительно в процессе развития и воспитания индивида и во многом зависит от кру­га его общения.

Большинство психологов считают, что поведение человека по большей части определяется сознанием. В этом смысле большое значение для характеристики личности имеет самосоз­нание. Представление о самом себе составляет устойчивую внутреннюю картину, называемую образом Я (Я-концепцией). Образ Я представляет собой установку, в соответствии с ко­торой индивид оценивает свои качества, формирует перспек-


тивы и действует. Таким образом, поведение человека во многом определяется его самооценкой. Завышенная самооцен­ка заставляет человека строить нереальные планы, брать на себя невыполнимые обязательства. Человек с завышенной са­мооценкой пытается занять не соответствующее его способно­стям доминирующее положение, вызывает раздражение окру­жающих. Человек с пониженной самооценкой склонен к ог­раничительному поведению, уходу от проблем, пессимистичес­кой оценке своих перспектив. Такой человек не предприни­мает усилий, чтобы достичь большего в жизни. Хотя для каж­дого человека характерен определенный уровень самооценки, эта черта не является абсолютно постоянной и зависит как от внутреннего состояния (при депрессии наблюдается понижен­ная самооценка, при мании - завышенная), так и от сложив­шейся ситуации (любой жизненный успех повышает самооцен­ку человека).

Взаимоотношения личности и психической патологии, на­блюдаемые в клинической практике, могут быть весьма мно­гообразны. Можно рассматривать личность как фактор риска возникновения того или иного психического заболевания. В разделе 1.2.3 мы уже обсуждали концепцию Э. Кречмера о связи шизоидной конституции с шизофренией и циклоидной - с МДП. Большинством психиатров признается также связь между тревожно-мнительным характером и неврозом навязчи­вых состояний, демонстративным характером и истерией.

В ряде случаев мы можем рассматривать психическую па­тологию как непосредственное продолжение характера челове­ка. В определенных ситуациях личностные черты, которые ра­нее были менее заметны, проявляются с особой частотой и настойчивостью, все больше закрепляются в поведении чело­века и наконец становятся столь утрированными, что резко на­рушают его адаптацию, вынуждают обратиться к врачу. Такое расстройство личности называют патологическим развитием личности. По механизму патологического развития формируют­ся некоторые психопатии.

Преморбидный (существовавший до возникновения болезни) тип личности человека может оказывать модифицирующее влия­ние на проявления эндогенных и экзогенных заболеваний. Так, депрессивный синдром у тревожно-мнительных личностей ча­сто сопровождается навязчивыми сомнениями и страхами, тре­вогой, ипохондрической настороженностью. Шизофрения у лиц с открытым эмоциональным темпераментом чаще прояв­ляется острыми приступами с яркими аффективными расстрой­ствами и несколько более благоприятным исходом. Наличие грубых психопатических черт резко ухудшает прогноз при ал­коголизме и наркоманиях.

Наконец, болезнь может коренным образом преображать личность. В этом случае с течением времени человек утрачи-


вает прежние способности, у него появляются новые черты ха­рактера, резко отличающиеся от существовавших до болезни (трудоспособный превращается в ленивого, добрый - в зло­го, легковесный - в педантичного и застревающего), меняет­ся темперамент человека (активный становится пассивным, ловкий и подвижный - заторможенным и медлительным, ве­селый - равнодушным). В этом случае человек может резко изменить свои интересы, мировоззрение, убеждения. Данную патологию называют изменениями личности. Их рассматривают как проявление дефекта (негативной симптоматики). Они весьма стойки, практически не поддаются лечению. Характер изменений личности довольно четко отражает суть болезни. Это позволяет находить сходство в личностных особенностях у больных с одинаковой патологией. К изменениям личности приводят многие болезни, протекающие прогредиентно, - шизофрения, эпилепсия, атрофические заболевания, сосуди­стое поражение мозга, алкоголизм и наркомании.

Акцентуированные личности

В практической деятельности врач может наблюдать удивитель­ное разнообразие нормальных личностных типов. Выраженные отличия человека от других сами по себе не могут свидетель­ствовать о патологии. Более того, в психологических исследо­ваниях показано, что сглаженность личностных черт, близость всех показателей к среднестатистическим, отсутствие ярко выраженной индивидуальности делают человека менее успеш­ным в жизни, часто сочетаются с пограничной умственной отсталостью. Гораздо больше в поддержании адаптации значат не слабая выраженность личностных черт, а их гармоничность, отсутствие внутренней противоречивости.

Яркая выраженность личностной черты обозначается как акцентуация. Акцентуированные личности рассматриваются как вариант нормы. О здоровье данных людей свидетельству­ют их отчетливая способность к адаптации, профессиональный рост, устойчивая социальная позиция. Вместе с тем чрезмер­ная выраженность той или иной черты может повышать риск возникновения психического расстройства (декомпенсации) в том случае, если складывается специфическая для данного типа характера («подходящая, как ключ к замку») неблаго­приятная ситуация. С другой стороны, выраженная индивиду­альность акцентуированных личностей позволяет им добиться особых успехов в некоторых видах деятельности. Можно рас­сматривать акцентуацию как основу присущих человеку талан­тов.


акцентуаций, хотя в клинической практике приходится наблю­дать множество смешанных и переходных характеров. Личнос­тный тип определяет основные формы реакций на психотрав-мирующие события и специфический набор механизмов пси­хологической защиты (см. раздел 1.1.4 и табл. 1.4).

Демонстративные личности характеризуются экстравертиро-ванностью и яркой эмоциональностью (преобладание первой сигнальной системы, художественный тип по И. П. Павло­ву). В иерархии мотивов ведущей является потребность во внимании окружающих. Характерны эгоцентризм, завышенная самооценка. Движения, мимика, высказывания подчеркнуто экспрессивны, порой утрированы. Стремление произвести впечатление подчеркивается яркой косметикой, украшениями и одеждой. Характерна склонность к выдумкам и фантазиям. Суждения часто незрелы, инфантильны, поверхностны. У та­ких личностей нередко бывает чрезвычайно широкий круг об­щения, хотя глубокой, длительной привязанности к близким они обычно не испытывают. Ведущими механизмами психо­логической защиты являются вытеснение, регрессия, иденти­фикация и конверсия. Это делает данных пациентов легкими в общении, лишенными злопамятности, немного безответ­ственными. Исследования показывают, что подобные черты личности чаще встречаются у женщин, чем у мужчин. Демон­стративные женщины легче вступают в брак. В некоторых видах деятельности (работа в детских коллективах, сценичес­кая игра) демонстративность может способствовать большей адаптации. Отсутствие возможности общаться, напротив, при­водит к развитию истерического невроза. Патологическое раз­витие указанных личностных черт ведет к формированию ис­терической психопатии.

Педантичные личности описываются как тревожно-мнитель­ные. Осторожность и нерешительность данных людей вызваны боязнью допустить оплошность. Стремление избежать неудачи для них существенно важнее, чем желание добиться успеха. Они склонны к постоянной рассудочной деятельности (преоб­ладание второй сигнальной системы, рациональный тип по И.П.Павлову). Они часто проявляют способности к обучению, хорошо усваивают точные науки. Защитой от возможной не­удачи служит избыточно регламентированный стиль жизни, где все совершается в одном и том же порядке и последователь­ности. Характерна осторожность в общении с незнакомыми и бесконечное доверие к близким, верность в дружбе, альтру­изм, высокая ответственность и самоотверженность в поступ­ках. В то же время осторожность и пониженная самооценка заставляют их отказываться от служебного роста, мешают в создании семьи. Недостаток в переживаниях они восполняют фантазиями, о которых не рассказывают окружающим. Веду­щие защитные механизмы - рационализация, фиксация тре-


воги и гиперкомпенсация. Примерами гиперкомпенсации мо­гут быть их неожиданная решительность, упрямство и мелоч­ная принципиальность. В сложной жизненной ситуации у данных больных нередко возникает обсессивно-фобический невроз. Патологическое развитие данной акцентуации приво­дит к формированию психастенической психопатии.

Застревающие личности характеризуются высокой настойчи­востью (стеничностью), склонностью к формированию соб­ственных концепций. Чувства данных людей отличаются боль­шой силой и удивительной стойкостью, что позволяет считать их довольно упрямыми и злопамятными. Для данных пациен­тов характерна фанатичная приверженность к какой-либо по­литической идее, оздоровительной системе, научной концеп­ции. Среди механизмов психологической защиты наиболее часто используются перенос и концептуализация. Это выража­ется в том, что они склонны приписывать окружающим свои собственные чувства и мысли (нередко оценивают окружающих как завистливых и нечистоплотных). В своих требованиях к окружающим они часто апеллируют к нормам морали и эти­ки, однако сами нередко нарушают эти нормы, продвигаются к намеченной цели путем коварства и обмана. Уверенность в себе, высокая работоспособность позволяют личностям данно­го типа выполнять в коллективе роль авторитарного руководи­теля. Их безусловно эгоистические устремления нередко помо­гают получить некоторые выгоды для подчиненных. Типичной реакцией на психотравму у данного типа личностей является формирование сверхценных идей и даже реактивное бредооб-разование. При патологическом развитии формируется пара­нойяльная психопатия.

Возбудимые (эксплозивные) личности склонны к ярким эмо­циональным вспышкам, но довольно отходчивы, не способ­ны на длительные переживания и раздумья. Они характеризу­ются нетерпеливостью, и любое препятствие вызывает у них раздражение, а иногда гнев и агрессивное поведение. При совершении проступка у данных пациентов обычно не возни­кает чувства вины. Свою агрессивность они, как правило, объясняют тем, что собеседник выбрал неправильный тон общения с ними, или обвиняют во всем неудачное стечение обстоятельств (механизмы переноса и изоляции аффекта). Воз­будимые личности отличаются также решительностью, бесстра­шием, пониженной чувствительностью к боли. Это повышает риск возникновения травм. Иногда в порыве ярости они склонны даже к самоповреждениям. С другой стороны, они могут продемонстрировать способности к спорту. Данный тип личности предрасположен к асоциальным поступкам и злоупот­реблению алкоголем. В яркой форме эти черты проявляются при эксплозивной психопатии.

Интровертированные личности в первую очередь отличают-


ся замкнутостью, отсутствием потребности в общении. Они обладают богатым внутренним миром, интеллектуальны, на­читанны. Они гораздо больше доверяют сведениям, найден­ным в книгах, чем услышанным от других людей. Отсутствие конформности не позволяет им менять свою точку зрения пос­ле обсуждения вопроса с посторонними. Бытовые проблемы очень редко занимают их внимание, они равнодушны к зем­ным благам, могут не следить за опрятностью одежды. Их фантазии отличаются максимальной абстрактностью, порой бессмысленностью. Эмоциональный мир таких людей настоль­ко субъективен, что окружающие не всегда могут понять их переживания и посочувствовать им, сами же пациенты не склонны к сочувствию и сопереживанию. Данные личностные черты предрасполагают к уединенной интеллектуальной дея­тельности, их субъективизм позволяет открыть нестандартные решения. Однако при стрессорных ситуациях отчетливо про­является внутренняя противоречивость характера, нередко раз­вивается невроз. Подобные черты, выраженные в патологичес­кой форме, описываются как шизоидная психопатия.

Гипертимические личности характеризуются постоянной вы­сокой активностью и оптимизмом. Они не склонны замечать проблем или препятствий на своем пути (защитный механизм отрицания). Экстраверсия у данных пациентов сочетается со способностью к сопереживанию и сочувствию. Данные люди характеризуются щедростью и альтруизмом. В то же время они очень ценят комфорт, уют, земные удовольствия. Повы­шенной активности сопутствует повышение влечений - гипер­сексуальность, хороший аппетит. Мышление их довольно под­вижно, в голове постоянно возникает множество интересных идей, однако такие люди легко отвлекаются и не всегда дово­дят намеченное до конца. Они склонны к переоценке своих способностей, чувствуют собственное преимущество перед ок­ружающими и стремятся занять доминирующее положение. В коллективе они хорошо выполняют роль демократичного ру­ководителя, любят оказывать покровительство, давать советы. В ситуациях, где им не дают проявить инициативу, гипертим-ные личности ощущают дискомфорт, могут испытывать тоску и даже депрессию.

Гипотимные (дистимические) личности отличаются постоян­ным пессимизмом, пониженной самооценкой. Они сами дол­го и глубоко переживают неудачи, а также способны понять чужое горе, выразить сочувствие. Они несколько медлитель­ны; не любят, чтобы на них обращали внимание; предпочита­ют одиночество, хотя неплохо сходятся с людьми, умеют выс­лушать и понять собеседника. Отсутствие зависти и карьериз­ма лишает их возможности занять высокое социальное поло­жение. Пассивность мешает создать семью. Однако близкие люди любят их за откровенность, чистосердечие, бесхитрост-


Таблица 13.1. Личностные типы и связанные с ними психосоматические расстройства


Личностный тип


Заболевание

Активный, порывистый, стремящийся к самореализации, много времени уделяет работе, настойчив в достижении целей, завоевывает авторитет

Сдержанность и упорядоченность в соче­тании со склонностью к раздражению и приступам гнева, которые больные настой­чиво подавляют и не проявляют в своем поведении

Мягкость, потребность в опеке, материнс­кой ласке, зависимость от лидера, каприз­ность

Внутреннее напряжение, раздражение по поводу несоответствия ситуации и внутрен­него самочувствия собственному идеалу, неспособность получать удовольствие от жизни, обидчивость

Опрятность, стремление к порядку, пунк­туальность, застенчивость, склонность к навязчивостям и интеллектуальной деятель­ности

Педантичность, высокий контроль над эмо­циями, склонность к навязчивостям

Зависимость, потребность в комфорте, ма­теринской ласке, пассивность

Склонность сдерживать в себе неприят­ные эмоции, неспособность или нежела­ние быстро эмоционально отреагировать на неприятные события, защитные меха­низмы отрицания и вытеснения

Потребность в ласке и опеке, чувство одиночества, мазохистские наклонности


Ишемическая болезнь сердца

Гипертоническая болезнь

Атопическая бронхиальная астма

Язвенная болезнь

Язвенный колит

Сахарный диабет

Рак легких и некоторые другие формы рака

Кожные заболевания, зуд


ность. Неуспех в жизни они не слишком переживают, по­скольку не придают большого значения богатству и высокому общественному положению (защитный механизм обесценива­ния). Любая стрессовая ситуация вызывает у них чувство по­давленности и безнадежности.

Личностные акцентуации и особенности психофизиологичес­кой конституции рассматриваются не только как факторы рис­ка возникновения психических расстройств, но и предраспо-


лагают к соматической патологии. В настоящие время описа­но множество психосоматических заболеваний, в возникновении которых существенную роль играют психологи­ческие факторы - ишемическая болезнь сердца, гипертоничес­кая болезнь, неспецифический язвенный колит, язвенная бо­лезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, атопическая бронхиальная астма, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, мигрень, нейродермит и др. Э. Кречмер, описывая консти­туцию пикников-циклоидов, замечал высокую вероятность воз­никновения у них гипертонической болезни, атеросклероза, подагры, сахарного диабета, холецистита. Астеники-шизоиды чаще заболевают язвенной болезнью. Особенный интерес к психологическим механизмам соматических расстройств возник в кругу исследователей психоаналитического направления. Ф. Александер (1932) считал, что каждому из психосомати­ческих расстройств присущ свой тип внутриличностного конф­ликта, рассматривал психосоматическое расстройство как один из механизмов психологической защиты. Ф. Данбар (1902- 1959) заметила, что у больных с одинаковой соматической па­тологией обнаруживаются сходные личностные преморбидные черты. Она описала язвенный, сердечный, артритный тип личности. Позже были сделаны попытки определить типы лич­ности, предрасполагающие и к другим психосоматическим за­болеваниям (табл. 13.1), однако клинические типы, описан­ные различными авторами, не всегда совпадают. Обнаружен­ные особенности характера не являются строгой закономерно­стью и прослеживаются лишь при статистическом анализе.

error: Content is protected !!