"Ъ": Что ждет российский бизнес на иранском рынке. Обзор ряда отраслей

Иран начал активную фазу переговоров с зарубежными инвесторами и правительствами с целью возобновить и расширить прерванные санкциями торговые отношения. В понедельник стартовал официальный визит президента Ирана Хасана Роухани в Италию и Францию — первое европейское турне после отмены международных экономических санкций. Несколькими днями ранее Роухани провел встречу с председателем КНР Си Цзиньпином, который посетил Тегеран с целью укрепить торговые отношения с Ираном на фоне возможного прихода в страну западных компаний.

Иран — 18-я по величине экономика мира. Помимо богатых запасов нефти, газа и металлов Иран обладает перспективным потребительским сектором: страна насчитывает 80 млн жителей.

Экономический рост в Иране по итогам финансового года, который заканчивается в марте, составит, по прогнозам, около 3%, а в 2017 году вырастет до 5-6%.

Привлечь инвесторов к иранскому рынку — главная задача, которая стоит перед иранским правительством. Среди отраслей, которые рассматриваются как приоритетные для инвестирования, — нефтегазовый, металлургический, машиностроительный сектора.

Углеводороды

Главным бенефициаром отмены санкций станет нефтегазовая отрасль Ирана, рассчитывают в Тегеране. В первую очередь снятие запрета на импорт нефти в Евросоюз поможет стране вернуться к прежним уровням нефтедобычи, а также окажет благотворное влияние на развитие газового сектора страны — Иран рассчитывает привлечь зарубежные инвестиции.

Из-за санкций нефтедобыча в Иране сократилась на 25%: так, в 2002 году производство нефти достигало 4 млн баррелей в сутки, а в 2015 году составляло чуть менее 3 млн баррелей в сутки, согласно данным Bloomberg.

В прошлом году, на фоне участившихся разговоров о возможном скором снятии санкций в отношении Тегерана, официальные лица Ирана заявляли о том, что страна рассчитывает на увеличение производства нефти на 0,5-1 млн баррелей в сутки после отмены ограничений. Пока неясно, как быстро иранская нефтеотрасль сможет добиться увеличения производства нефти на 500 тыс. баррелей в сутки. Но, по данным государственной нефтедобывающей компании National Iranian Oil Co., первая поставка объемом не менее 1 млн баррелей в Европу состоится в середине февраля. Это станет первой масштабной поставкой нефти из Ирана в Евросоюз с 2012 года, когда санкции в отношении Тегерана были расширены до запрета на импорт иранской нефти в Евросоюз.

Большинство той нефти, которая будет добываться в рамках увеличения производства, планируется поставлять в Европу, пишет WSJ со ссылкой на источник в иранском правительстве. Тегеран стремится вернуть свою долю на европейском рынке, которая принадлежала ему до введения санкций.

Интерес к инвестициям в иранскую нефтегазовую отрасль уже проявили некоторые крупнейшие мировые игроки.

Прежде всего речь идет о европейских компаниях. Так, французская Total заявила о том, что рассматривает возможность возобновления инвестиций в Иран. Компанию интересуют открывшиеся возможности для сотрудничества в нефтегазовой и нефтехимической отраслях, отмечал генеральный директор компании Патрик Пуйан в ноябре прошлого года. До введения санкций Total, как и испанская Repsol и англо-голландская Shell, имела контракты с иранской стороной на строительство СПГ-терминалов.

Итальянская Eni SpA также присматривается к иранской нефтедобыче. «Без сомнений, Иран представляет инвестиционный интерес», — заявил глава компании Клаудио Дескальци в разговоре с телеканалом Rai. «Я рад, что Иран возвращается на энергетические рынки... Это означает то, что поставки энергопродуктов в Европу станут более диверсифицированными».

Одним из плюсов нефтедобычи в Иране является ее низкая себестоимость, которая оценивается порядка $10 за баррель.

Российский «ЛУКойл» ранее проявлял интерес к иранским проектам, однако информации о развитии сотрудничества в этом направлении пока не было.

Впрочем, целый ряд факторов оказывает сдерживающий эффект на привлечение иностранных инвестиций в Иран. Во-первых, внутреннее законодательство Ирана предусматривает ограничения для иностранных инвесторов на владение активами, связанными с природными богатствами. Во-вторых, иранская отрасль нуждается в серьезных инвестициях: по оценкам того же Дескальци, Ирану необходимо привлечь около $150 млрд на развитие нефтяной отрасли для того, чтобы «сделать скачок, который сможет оказать реальное влияние на мировой рынок».

Учитывая текущую ценовую конъюнктуру, упавшие до десятилетних минимумов цены на нефть и неясные перспективы восстановления сырьевого рынка, «Иран вряд ли сможет быстро найти $150-200 млрд инвестиций», добавил Дескальци.

Конкурент или партнер?

Иран во многом является конкурентом российских нефтегазовых компаний, в частности на европейском рынке. Иран обладает крупнейшими в мире запасами газа. По оценке британской ВР, они составляют около 34 трлн кубометров (17-18% от мировых), что примерно на 2,5 трлн кубов больше, чем у России, занимающей второе место. Но, несмотря на это, сотрудничество с Ираном в нефтегазовой отрасли возможно.

«Сотрудничать в нефтегазовой сфере с Ираном России стоит, — уверен Эльдар Касаев, член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России. — Да, это наш конкурент, но и давний партнер.

Пора привыкнуть к тому, что на энергетическом поле каждый игрок пытается переиграть своего визави, при этом не гнушаясь выгодой от совместных проектов».

По словам Касаева, Россия и Иран могли бы на постоянной основе осуществлять своповые (обменные) операции нефти и газа. «Это весьма разумно в нынешней ситуации низких цен на черное золото и голубое топливо. За счет свопа, который позволит эффективно обогнуть острые логистические углы, обеим сторонам можно сэкономить финансовые ресурсы за счет более оперативной поставки сырья», — пояснил «Газете.Ru» Касаев.

Второй областью сотрудничества, по мнению эксперта, могут стать проекты по производству сжиженного природного газа. И Россия, и Иран наряду с магистральными поставками газа крайне заинтересованы в развитии СПГ-индустрии. Это поможет увеличить конкурентоспособность собственного топлива за счет удобства его доставки потребителю. Третьей сферой кооперации, которую упоминает Касаев, являются нефтеперерабатывающая и газохимическая промышленность. А вот в поставках традиционного газа Иран, как один из основных его производителей, может стать конкурентом России, в том числе если ему удастся наладить собственные поставки в Европу (в настоящее время для этого отсутствуют трубопроводные мощности).

Металлургия

Иран рассчитывает привлечь иностранные инвестиции и в другие сырьевые отрасли страны — в частности, в металлургию.

Потенциал Ирана в добыче металлов значителен: страна владеет 5% общемировых запасов цинка и свинца. В иранской провинции Кернан находится второе по величине в мире месторождение меди, там же добывают такие редкие металлы, как молибден и золото.

В Иране имеются месторождения бокситов, благодаря чему страна производит глинозем и является крупным производителем алюминия. Помимо этого, Иран является вторым по величине на Ближнем Востоке производителем стали, а также крупным импортером — ежегодно страна импортирует около 7,5 млн т стали на сумму $4,8 млрд, по данным Иранской ассоциации производителей стали.

Но все эти сегменты металлургической отрасли нуждаются в значительной модернизации, которая подразумевает и серьезные финансовые инвестиции, и привлечение передовых технологий, от которых Иран долгое время был огражден санкциями.

Тегеран рассчитывает именно на инвестиционные вливания в металлургическую отрасль, а не на увеличение зарубежных поставок. Более того, Иран в последние годы пытался оградить внутренний рынок от прихода зарубежной металлопродукции: в начале 2015 года Иран повысил импортные пошлины на 10-20% на определенные виды стали на фоне увеличения импорта дешевой китайской стали.

Импортерами стали в Иран являются и российские компании: в частности, ММК и «Северсталь» работают с иранским рынком. Во время российско-иранской выставки в декабре 2015 года российская делегация начала переговоры о снижении импортных пошлин на российскую сталь, сообщили «Газете.Ru» два источника, знакомые с ходом обсуждения.

Зарубежные компании рассматривают Иран прежде всего как рынок сбыта собственной продукции.

Выход на новый рынок особенно актуален в условиях перенасыщения сырьевыми товарами. Как сообщал Metal Bulletin, европейские производители алюминиевой продукции надеются начать поставки в Иран, который, по их оценкам, нуждается в алюминиевой проволоке для строительства новых линий электропередачи и в алюминиевых профилях для инфраструктурных проектов.

Авиация

Иран привлекает к себе зарубежных инвесторов и как огромный, ранее закрытый для иностранных производителей рынок сбыта. Одной из таких отраслей является авиационный сектор. Из-за санкций иранские авиакомпании долгое время были ограничены покупкой подержанных самолетов. В результате средний возраст оперируемых воздушных судов в Иране составляет около 25-27 лет.

По различным оценкам, Исламская Республика нуждается в покупке от 450 до 600 гражданских самолетов в течение ближайших 5-10 лет.

В частности, в декабре иранское издание Tehran Times отмечало, что из 450 самолетов, которые Иран намерен закупить в ближайшие пять лет, 400 самолетов будут магистральными, 50 — региональными.

На текущей неделе, по словам министра транспорта Ирана Аббаса Ахунди, ожидается подписание соглашения между нацперевозчиком Iran Air и европейским концерном Airbus о поставке 114 лайнеров, в том числе таких моделей, как A380, A350, A340 и самолетов семейства A320.

США также рассчитывают получить долю на авиационном рынке Ирана. В середине января президент США Барак Обама подписал меморандум, снимающий запрет на экспорт гражданских самолетов в Иран. Заказать у американской корпорации не менее 100 самолетов — о таком намерении иранских властей сообщил замминистра транспорта Ирана Ашгар Фахри Кашан.

К иранскому рынку присматриваются и канадская авиастроительная Bombardier, и бразильская Embraer. За последние полгода представители Bombardier дважды посещали Иран с деловым визитом, сообщает CBC со ссылкой на источник, близкий к компании. Иранские авиакомпании могут быть заинтересованы в покупке канадских пассажирских самолетов C Series, которые можно использовать на внутреннем иранском рынке и для полетов на ближневосточных маршрутах, заявила представитель Bombardier Марианелла Делабаррера в разговоре с CBC News. Но пока Bombardier только изучает варианты сотрудничества с иранскими компаниями, которые бы не противоречили существующему канадскому законодательству, ведь Канада, в отличие от Европы и США, не сняла санкции в отношении Тегерана.

Получить свой кусок перспективной для сотрудничества авиационной отрасли Ирана надеются и в российской авиастроительной компании «Гражданские самолеты Сухого».

Еще в ходе международного авиасалона в Жуковском МАКС представители Минпромторга заявляли о намерении ГСС поставить Тегерану порядка 100 самолетов Sukhoi Superjet 100 после отмены санкций. В конце декабря 2015 года, во время российско-иранской промышленной выставки в Тегеране, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил о возможности локализовать в Иране производство запчастей для SSJ-100.

Машиностроение

Изголодавшийся по технологиям иранский рынок заинтересован прежде всего в привлечении новейших технологий на свою территорию. Это подразумевает не столько закупки иностранных товаров, сколько учреждение совместных производств на территории Ирана.

«Иран — большая по численности страна. У нее достаточно емкий внутренний рынок», — отметил в разговоре с «Газетой.Ru» Аждар Куртов, эксперт российского Института стратегических исследований.

«Иранцы заинтересованы в модернизации своей экономики, а их экономический потенциал в возможности выпуска современной высокотехнологической продукции значительно отстает. Они будут создавать условия для привлечения инвесторов в эти сферы», — полагает Куртов.

«Но пойдут ли на это страны Запада, учитывая политические соображения, сказать сложно», — заключает эксперт.

В настоящее время уже известно о том, что организовать производство на иранской территории планирует немецкий автоконцерн Daimler. Его представители подписали соглашения о намерении по строительству завода по выпуску грузовых автомобилей Mercedes-Benz с двумя иранскими компаниями — Iranian Khodro Diesel и группой Mammut, сообщило издание Financial Times. Первые автомобили сойдут с конвейера, как ожидается, в конце 2016 года. В марте планируется открыть офис Daimler Trucks в Тегеране. До 2010 года Daimler продавал в Иране до 10 тыс. автомобилей в год.

Частичную локализацию производства (не более 30%) предлагают и в российском Уралвагонзаводе. Компания рассчитывает поставить в Иран около 5 тыс. грузовых вагонов, поставки начнутся в ближайшие полгода. Емкость иранского рынка грузовых вагонов, по оценкам УВЗ, составляет 28 тыс. единиц в ближайшие пять лет. Основной спрос приходится на универсальные платформы (40%), полувагоны (40%) и цистерны для нефтепродуктов (20%). Как и в случае с авиационной отраслью, грузовой железнодорожный парк Ирана, насчитывающий в настоящее время около 23 тыс. единиц, характеризуется сильной изношенностью.

Похожую схему взаимодействия с иранской стороной рассматривают и в «Трансмашхолдинге». Компания ведет переговоры с Ираном о продаже 117 вагонов для метрополитена города Кум, которые будут локально произведены на предприятии партнера ТМХ в Иране — «Вагон Парс».

Биржа обещает барыши

Пока отношения с зарубежными инвесторами сильно затруднены наличием различных ограничений. Иностранные фонды опасаются инвестировать в фондовый рынок Тегерана, но его потенциал привлекает и манит возможных покупателей, большинство из которых находятся в Европе. Одним из первопроходцев стал британский инвестор Доминик Бокор-Инграм, который запустил совместный фонд с иранской инвестиционной группой Turquoise Partners. Еще один британский инвестор, Клемент Каппелло, глава зарегистрированной в Лондоне Sturgeon Capital, приобрел первые акции для своего иранского фонда еще в декабре 2015 года, а в феврале текущего года он надеется начать покупать акции для европейских инвесторов, пишет Reuters.

Фондовая биржа Тегерана является второй по капитализации на Ближнем Востоке (около $150 млрд), при этом зарубежные инвесторы к концу 2014 года владели только 0,1% акций компаний, прошедших листинг на тегеранской бирже.

Для сравнения, соответствующий показатель для стамбульской биржи — 50%, сообщает The Economist.

Но крупные портфельные инвесторы осторожничают: иранский рынок по-прежнему перегружен рисками, а также многие фонды работают с американскими инвесторами, которым пока запрещено инвестировать в иранский рынок.

Кто будет главным инвестором?

Открывающийся рынок Ирана привлекает инвесторов со всего мира. Открытым остается вопрос о том, кто же станет главным инвестором в иранский рынок.

Сам Тегеран рассчитывает получить около $50 млрд иностранных инвестиций в год после отмены санкций, заявил президент иранского Центробанка Валиулла Сейф.

Зарубежные компании пока оценивают потенциальные риски выхода на иранский рынок. «Снятие санкций, в принципе, позволяет западным компаниям воспользоваться большим количеством бизнес-возможностей в Иране, но, прежде чем заключать контракты с иранской стороной, компаниям следует тщательно оценить все риски и издержки, связанные с ведением бизнеса в Иране», — отметили в лондонском офисе юридической компании Baker&McKenzie в разговоре с Bloomberg.

Прежде всего активный интерес к Ирану проявляют компании из Европы.

Как сообщает Financial Times, в ходе визита президента Ирана Хасана Роухани в Рим, который состоится 25 января, итальянские компании надеются подписать контракты общей стоимостью в €17 млрд. Речь идет и о соглашениях иранской стороны с трубопроизводителем Saipem, и с металлургической Danieli, и водоснабжающей Condotte, и строительной Coet, и судостроительными Gavio и Fincantieri.

Как отмечает эксперт российского Института стратегических исследований Аждар Куртов, «если мы вспомним историю, которая не такая уж давняя, до конца 70-х годов у Ирана были очень хорошие отношения и с европейцами, и с американцами». Интерес к иранскому рынку будет проявлен и со стороны США, и западноевропейских компаний. Но в силу того, что США не сняли ряд ключевых санкций в отношении Тегерана, европейские компании получают определенное преимущество в борьбе за долю на иранском рынке.

Нельзя забывать и о Китае: в прошедшие выходные председатель КНР Си Цзиньпин в ходе ближневосточного турне посетил Тегеран, где встретился с президентом Ирана Хасаном Роухани.

Иран и Китай договорились о всестороннем «стратегическом сотрудничестве» и заявили о намерении увеличить взаимную торговлю до $600 млрд в следующие 10 лет — цифра, о которой европейские страны пока не могут и мечтать.

Китай и Иран объединены и проектом «Нового Шелкового пути». Между странами, в частности, заключены соглашения относительно свободных экономических зон, инвестиций в строительство железных дорог и инфраструктуры портов.

Перспективы России не такие блестящие, как с другими государствами, в том что касается торгового оборота. «Традиционные товары иранского экспорта не очень интересуют Россию, разве что Иран может частично заместить турецкие товары на российском рынке. Но у России есть другие интересы — у нас есть устойчивые связи по поставкам металлопроката, производство авиационной техники, и здесь Тегеран может предпочесть именно российскую технику», — полагает Куртов.

Напомним, товарооборот между Россией и Ираном составляет всего $1 млрд, отношения в основном ограничивались строительством АЭС в Бушере и поставками ковров и орехов. Существенного скачка в отношениях с ИРИ не произошло даже тогда, когда Иран находился под санкциями, теперь же российским компаниям придется столкнуться с большим числом конкурентов.

Однако главным инвестором в Иран останется само исламское государство. «В Иране очень специфичная система отношений внутри бизнеса, основанная на нормах шариата. И есть нормы взаимоотношений, не характерные для западного мира, в том числе в том, что касается прав собственности на землю и прочие активы, — пояснил Куртов. — Национальное правительство останется основным инвестором».

Учреждение частного акционерного общества (Sherkat-e-Sahami Khass) Иране, как правило, не занимает много времени. Этот процесс состоит из шести процедур.

В первый день учредитель вносит минимум 35 % от учредительного капитала на банковский счет и получает соответствующее свидетельство от банка.

После этого компания ставится на учет в Реестре компаний. Для этого необходимо представить устав компании, подписанный всеми акционерами; заявление, подтверждающее тот факт, что все акции были распределены между участниками; протокол общего собрания учредителей и совета директоров; свидетельство из банка, подтверждающее, что минимум 35 % от заявленного капитала было уплачено; протоколы собрания акционеров о назначении первых директоров и инспекторов (или инспектора); письменное заявление о назначении директоров и инспекторов; свидетельства о рождении (заверенные копии) акционеров и инспекторов; название газеты с массовым тиражом, в которой будет опубликовано объявление об учреждении компании. На всех документах заявителя проставляется специальный штрих-код, с помощью которого можно отследить все перемещения документов внутри ведомства.

Помимо этого, все платежи по регистрации компании осуществляются с банковской карты через терминал. Регистрация компании в Коммерческом реестре занимает три рабочих дня. Расходы на этом этапе составят 375000 IRR (иранский риал) за регистрацию и 40000 иранских риалов за поиск по базе названий и постановке выбранного названия компании в резерв.

После этого необходимо опубликовать в официальном периодическом бюллетене страны уведомление о создании компании. Еще одно такое объявление выйдет в выбранной учредителями газете с большим тиражом. Владелец компании или лицо, которое занимается решением всех формальных вопросов, связанных с учреждением компании, может либо напрямую заказать публикацию в официальном бюллетене и в выбранной газете, либо отправить его в редакции письмом. Обычно на это уходит от 15 до 30 рабочих дней.

Впрочем, нет необходимости терпеливо ждать выхода объявления в прессе, которое завершит процесс регистрации. Компания может начать свою деятельность до его опубликования. После подачи заявления о публикации объявления в официальном издании копия этого заявления с печатью редакции газеты остается у учредителя. Этот документ служит доказательством того, что уведомление отправилось в печать, и имеет ту же силу, что и сама публикация. Имея на руках заверенную копию заявления, компания может начинать свою работу. Стоимость выхода объявления составляет 140000 иранских риалов за публикацию в официальном бюллетене и 240000 риалов за один выход в газете с массовым тиражом.

В течение 30 дней со дня регистрации необходимо приобрести бухгалтерские книги с официальными печатями. Стоимость одной книги зависит от количества страниц в ней (в среднем, около 100000 риалов за все документы). В течение 60 дней со дня регистрации компании нужно оплатить гербовый сбор с именных свидетельств на акции. Сумма к оплате составляет 0,2 % от стоимости акционерного капитала.

На последнем этапе оформления компании необходимо поставить всех работников предприятия на учет по программе социального страхования (для этого заводятся документы на каждого из них в Департаменте труда Ирана) и указать количество рабочих мест. Для участия в программе социального страхования заявитель присылает копии документов с данными по заработным платам за первый месяц в Департамент труда Ирана. От этой суммы Департамент труда взимает 33 %: 7 % за счет работника и 23 % уплачивает работодатель (3 % идет в качестве взноса на выплату пособий по безработице и 3 % - правительству).

В Иране существуют так называемые свободные экономические зоны. Их деятельность, согласно иранскому Закону о торговых и промышленных зонах от 29 августа 1993 года, регулируется Высшим советом по свободным экономическим зонам. Все действующие свободные зоны в Иране подразделяются на собственно свободные экономические зоны (СЭЗ), особые торговые зоны (ОТЗ) и особые экономические зоны (ОЭЗ).

Всего в настоящее время на территории страны функционирует восемь зон: 4 СЭЗ («Кешм», «Киш», «Чабахар» и «Серджан») и 4 зоны со статусом ОТЗ и ОЭЗ («Арг Бам», «Бандар Анзали», «Серахс», «Бандар Шахид Раджаи»). Со временем последние четыре зоны также получат статус СЭЗ. Разница между СЭЗ и другими видами зон заключается в том, что для первых действует освобождение от налогов на прибыль сроком на 15 лет, а вторые имеют льготы в сфере экспорта, импорта и по налогу на коммерческую прибыль (так называемый налог на добавленную стоимость).

Самой перспективной и быстроразвивающейся считается свободная экономическая зона «Кешм», расположенная на самом большом иранском острове в Персидском заливе. Отсюда экспортируется около 150 видов товаров. В этой СЭЗ зарегистрировано и осуществляет свою деятельность более 500 иранских и иностранных предприятий. В основном, они работают в сфере торговли и предоставления услуг, но специалисты отмечают рост, в том числе, и промышленных компаний, что способствует снижению импорта товаров. Здесь производят, в основном, оборудование, электротовары, продукты питания и напитки, текстиль, электронику, рыбную продукцию, медоборудование и фармацевтическую продукцию, игрушки и товары для дома.

Для инвесторов особенно выгодно открытие промышленного производства, так как в этом случае компания освобождается от налогов, в том числе от налога на прибыль, сроком на 15 лет. В СЭЗ разрешается открывать частные банки и другие кредитные учреждения с привлечением иностранного капитала, частные компания и отделения иностранных банков. Здесь не действуют привычные ограничения на валютные расчеты физических и юридических лиц по внешним операциям.

Сысоева Лилия
- портал бизнес-планов и руководств

В ночь с понедельника на вторник вновь вступили в силу санкции США против Ирана. Западные компании оказались перед дилеммой: уйти с иранского рынка или остаться? Многие решили не рисковать бизнес-интересами в США. Те же компании, у которых меньше связей с Соединенными Штатами, хотят сначала посмотреть, как будет развиваться ситуация.

Власти ЕС попытались успокоить местные компании. Во вторник Евросоюз ввел в действие блокирующий регламент , который объявляет недействительными на своей территории экстерриториальные санкции США в отношении Ирана. Но позже Дональд Трамп еще раз подчеркнул, что "никто не сможет вести бизнес с США и Ираном одновременно".

Европейские компании по-разному отреагировали на решение главы Белого дома. Из нашего обзора вы узнаете, чего может лишиться Иран из-за американских санкций.

Промышленность

Немецкая компания Siemens заключила с Ираном газовую сделку. Но в мае глава концерна заявил, что они отказываются от планов вести бизнес в Исламской республике. На прошлой неделе в Siemens еще раз подчеркнули, что будут соблюдать американские санкции.

Французская компания Total сообщила, что не сможет дальше участвовать в газовом проекте "Южный Парс", если не получит специального разрешения от администрации Дональда Трампа. В прошлом году Национальная иранская нефтяная компания подписала контракт с Total. Доля французского гиганта в этом соглашении составила 50,1%. У китайской CNPC - 30%. Ранее в Иране заявили, что китайцы выкупят долю французов. "Total не может себе позволить подвергаться каким-либо вторичным санкциям, которые могут включать потерю долларового финансирования со стороны американских банков", - говорилось в заявлении французского гиганта.

Покинуть Иран решила и газовая компания Air Liquide. В официальном заявлении ее представители обратили внимание на то, что у предприятия "нет никаких капиталовложений в Исламской республике".

Железные дороги

Итальянская государственная железнодорожная компания Ferrovie dello Stato в 2017 году подписала договор на строительство высокоскоростной железной дороги между Кумом и Араком. Сейчас будущее этой сделки довольно туманно.

В 2016 году компания Siemens заключила контракт на модернизацию иранских железных дорог и на поставку деталей для 50 электродизельных локомотивов. Но, как и в случае с газовой сделкой, немцы решили, что будут соблюдать санкции США.

Автоконцерны

Французский автоконцерн PSA Group, производитель автомобилей Peugeot и Citroen, решил приостановить свою деятельность в Иране несмотря на то, что компания контролировала треть автомобильного рынка этой страны. Противоположное решение принял другой французский гигант - Renault. Эта компания хочет остаться в Иране, но при этом не ставя под угрозу собственные интересы.

Немецкий концерн Daimler заключил с Ираном контракт на поставку грузовиков Mercedes-Benz. Volkswagen в прошлом году заявил, что планирует вернуться на иранский рынок. Но компания активно развивает бизнес в США, так что она еще может передумать.

Авиастроители

Компания Airbus подписала контракт с иранскими авиалиниями на поставку 100 самолетов. Сумма сделки оценивалась в 10 миллиардов долларов. В итоге Исламская республика получила только три авиалайнера, поскольку Airbus объявил об уходе с иранского рынка. Но в целом, как считают эксперты, это не сильно скажется на показателях авиастроительного гиганта: у Airbus есть заказы на поставку еще 7000 самолетов.

За сутки до введения санкций Иран получил пять новых самолета от франко-итальянской компании ATR (до этого в Тегеране приземлились еще 8 лайнеров). Сумма сделки составила более 500 млн долларов. Все воздушные суда предназначены для региональных полетов на короткие дистанции.

Судоходные компании

О разрыве деловых связей с Ираном объявила датская компания морских перевозок A. P. Moller-Maersk. "С вводом американских санкций невозможно будет вести бизнес в Иране и в США одновременно, а все-таки с Соединенными Штатами у нас много деловых связей", - заявил глава компании Сорен Скоу.

Примеру датчан последовала и французская судоходная группа CMA CGM. О своем решении они объявили в прошлом месяце. "Из-за действий администрации Трампа мы решили прекратить нашу деятельность в Иране. Наши китайские конкуренты немного сомневаются, но, возможно, у них другие отношения с Трампом. А мы будем следовать правилам", - заявил глава компании Родольф Саад.

Банки

Решение покинуть Иран немецкие банки Helaba и DZ Bank озвучили сразу после того, как Трамп объявил о намерении восстановить санкции против Исламской республики.

Туризм

Авиакомпании British Airways и Lufthansa, которые лишь недавно запустили прямые рейсы в Тегеран, вероятно, будут вынуждены снова их отменить, иначе они могут лишиться возможности совершать трансатлантические перелеты.

Также от введения санкций могут пострадать французская сеть гостиниц AccorHotels, открывшая два отеля в аэропорту Тегерана в 2015 году, и испанская компания Melia Hotels International, два года назад заключившая контракт на управление пятизвездочной гостиницей в Иране.

Фармацевтические компании

Во французской фармацевтической группе Sanofi говорят, что пока они не будут уходить из Ирана. В компании считают, что еще слишком рано говорить о возможном влиянии санкций на их деятельность.

Россия и Иран - союзники. Хотя не все наши пограничники это знают. Всякий раз, когда я возвращаюсь из Ирана, пугаются и спрашивают, что я там делал? Не замышляю ли антигосударственное?

Нет, я всего лишь открываю совместную российско-иранскую компанию. И поделюсь с вами своим опытом, как это: делать бизнес с этой страной.

Меня попросили друзья-промышленники:

Ты же бывал в Иране? Поможешь? - Помогу.

Иран - страна богатая и по ближневосточным меркам развитая. Там серьезная нефтяная и газовая промышленность. Но работать с иранскими предприятиями напрямую непросто. Много хитрых запретов и правил, опутавших эту сферу. Часть бюрократических проблем исчезает, когда вопросы решаются на уровне правительств двух стран. Пробиться на иранский рынок снизу сложнее. Все же я был настроен оптимистично.

Россия и Иран вместе в Сирии сражаются. Лекарства совместно хотим выпускать, нанотехнологиями обмениваемся, общий спутник строим. Прямые рейсы из России на иранский остров Киш запускаем в качестве альтернативы курортам Турции и Египта. Частично освобожденный от санкций Иран быстро меняется. Появились хипстеры, барбер-шопы, в кафе предлагают смузи, а с лотков продают вейпы. Говорят, скоро женщин на стадионы будут пускать. Колоссальные перемены!

Небольшой делегацией мы объездили несколько нефтехимических предприятий в разных концах Ирана и выяснили важную вещь. Интерес к нашей продукции (промышленная арматура) есть. Участие в тендерах нам по силам. Но иранские законы ограничивают работу с иностранными фирмами. Компания-продавец должна быть непременно иранской и включенной в разрешенный правительством список поставщиков. То есть для выхода на иранский нефтегазовый рынок нужна компания-посредник.

Чтобы иностранцу открыть компанию в Иране, требуется два документа: загранпаспорт и справка об отсутствии судимости. И их перевод на фарси, конечно. Легко! Что там переводить-то? Имя и название города. Самое сложное слово - «УФМС».

Получив по электронной почте перевод паспорта и справки от иранских партнеров, я отправился в консульство. Но там потребовали сделать нотариально заверенный перевод. Дескать, иранское консульство недостаточно авторитетно, чтобы сравнить загранпаспорт и его перевод на фарси. Найти в Москве нотариуса, способного заверить перевод на фарси - задача не самая простая. Но я справился.

На каком правовом основании вы собрались сами переводить? - посмеялись в нотариальной конторе, и я покорно заплатил за новый перевод. Еще потребовалось заверить уже заверенный перевод в Торгово-промышленной палате. После этого я получил штамп и роспись консула. Ура!

Но история только началась. В Иране выяснилось, что нужно заверить штамп… самого консульства. И сделать это в МИДе Ирана. Копию перевода должен подписать личный представитель министра, который на работе бывает не каждый день, а часто улетает по служебным делам.

Одним ранним утром представителя удалось подкараулить и роспись получить. После этого решение о легитимности перевода должен был принять… иранский суд. Для этого потребовалось сделать еще один перевод, уже третий по счету. На этот раз по иранским правилам: имя, город, УФМС. Спустя некоторое количество денег, удалось заверить и этот перевод паспорта.

Документы уже можно было посылать на регистрацию, остались пустяки. Сделать заверенную нотариально копию копии копии, чтобы по дороге в регистрационную комиссию оригинал не потерялся и не пришлось заново наворачивать круги бюрократической карусели. Каждый полученный штамп в среднем обошелся в 50 долларов.

Еще один штрих: в специальной юридической конторе нужно было заверить мою подпись. Что это действительно моя подпись, а не чья-то еще. Но просто прийти и заверить нельзя. Нужно, чтобы непременно присутствовал лицензированный переводчик с русского языка, способный мне объяснить, что происходит. Дело было в Тебризе, такой переводчик в городе отсутствовал. К счастью, юристы согласились на присутствие переводчика с английского.

К назначенному дню в контору пришла лицензированная тетя. Сказала «салям» и молча села пить чай. Чай она пила долго, так как в офисе сломался сканер отпечатков пальцев, и заверить мою подпись моим же отпечатком юристы не могли. Наконец, все закорючки и отпечатки были оформлены, на бумагу поставили очередной штамп. Тетя сказала «ходафес», взяла очередные 50 долларов и ушла. Я так и не выяснил, знает ли она английский.

Устав фирмы мы с иранским партнером оформляли в специализированном агентстве по регистрации фирм. В агентстве сказали:

Напишите на выбор пять названий вашей будущей компании.

Зачем пять? - удивился я.

Комиссия утверждает не все названия, - ответили мне.

Мы сочинили пять названий и отправили устав на согласование. Через неделю пришел… отказ. Все пять названий строгая бородатая комиссия забраковала, как не соответствующие иранским традиционным ценностям.

Какие же слова соответствуют?! - расстроились мы с партнером и потратили ночь в поисках ответов на эту загадку. После долгих поисков в Иран-нете, выяснились некоторые секреты.

Название фирмы должно состоять из четырех слов. И только на фарси, несмотря на то, что фирму мы открываем в провинции Восточный Азербайджан, а там местный язык - турецкий.

Три слова названия должны быть - традиционными персидскими, использовавшимися в старых книгах. И лишь одно слово можно использовать современное, такое как sanat - индустрия, otomasion - автоматизация или tejarat - торговля. Сочетание «Российско-иранская компания» нельзя использовать, поскольку в древней Персии не знали слова «российская». Разрешенных традиционных слов оказалось мало, именно поэтому в стране сначала закончились все варианты в сочетаниях из двух слов, потом - из трех. И теперь по закону в названии должно быть не меньше четырех слов.

Чтобы действовать наверняка, мы обнаружили список утвержденных названий. И стали выдергивать разрешенные слова оттуда.

Ahura Parsa Rash Fidar - предлагал партнер. Что означало «Божественная персидско-дубовая промышленность». «Дубовая» - потому что слово «Rash», то есть «дуб», по звучанию похоже на «Russia». Вроде как «персидско-российская».

Нет… - сомневался я. - «Парсараш фидар» - звучит неблагозвучно.

Тогда - Aria Rasa Rasha Fartak! - «Высокорожденный просторный путь в будущее».

- «Арийская раса» не подходит. Нам еще логотип выбирать. А я разрешенных символов к такому названию не припомню.

Как насчет Satrap Otomasion Surin Novin - «Царская автоматизация мощной современности»? Сокращенно SOSN, нормально?

Приходилось проверять каждое из слов на благозвучность в четырех языках - русском, английском, турецком и фарси. И отдельно смотреть получившуюся аббревиатуру. Вроде все нормально, но на турецком выходит «морда», а на английском какое-нибудь ругательство.

Ближе к утру составили список из двадцати вариантов. Спустя несколько дней партнер радостно сообщил:

Утвердили один вариант! Теперь мы называемся Fartak Araz Kian Sanat - «Будущий высокий король индустрии». Сокращенно - FAKS company.

Это они верно утвердили, - хмыкнул я. - «Будущий король», а пока что в офисе только факс и есть. И как моя должность теперь называется?

Главный директор. Мудир алем.

Никогда не мечтал о такой должности. А вот гляди как жизнь повернулась!

Мы собрали подготовленные документы и пошли на почту отправлять на окончательную регистрацию. Купили конверт. Но перед отправкой выяснилось, что конверт неправильный. Мягкий, с пупырышками. В государственные учреждения нужно без пупырышек. Купили еще один конверт.

Через две недели пришел ответ. Получили регистрационный код. Отдельно мне присвоили код иностранца. Осталось получить коммерческий код в налоговой. И - та-дам! - мы получаем право подать заявку на включение нашей компании в официальный список поставщиков нефтегазовой отрасли в Иране.

А, нет. Не получаем. Коммерческий код не дают. Оказывается, мы офис арендовали на частное лицо, а нужно на компанию. Чтобы зарегистрировать компанию, в любом случае нужен был офис и официальный адрес. Но теперь офис нужно переоформить - новый договор и очередные 50 долларов юристу. Вот только владелец офиса и еще десятка домов по всей улице… не платит налоги. И оформлять нас как компанию не хочет!

Пришлось переезжать. В новый офис поехали фикус, факс и директорское кресло. Теперь нужно отправлять заявку в Тегеран на смену адреса. Через неделю разрешат подать заявку на коммерческий код.

В общем, регистрация займет еще какое-то время. Зато движемся вперед, налаживаем мосты, укрепляем сотрудничество.

Григорий Кубатьян, предприниматель, журналист и писатель

В начале 2016 года США и Евросоюз сняли санкции с Ирана, который выполнил обязательства по ядерной программе. После этого Иран встал на путь экономического подъема, а встрану стали охонее заходить зарубежные инвесторы. Особенности юридического сопровождения организаций, создания компаний в Иране и принципы «бизнес доверия» обсудили эксперты-иранисты на конференции «Бизнес в Иране: взгляд первопроходцев», организованной международной юридической компанией CMS и порталом «Право.ру».

Бизнес в Иране, как и другие сферы жизни, регулируется нормами шариата, что не характерно для западного мира. При этом структура законов в стране сформировалась десятки лет назад, что также вызывает опасения у зарубежного бизнеса с точки зрения их устаревания. Являясь исламской страной, в Иране важны родственные связи и личные контакты. Традиции и устои, принятые здесь, распространяются и на приезжих, например, даже иностранкам необходимо покрывать голову, руки и плечи. Все эти вводные останавливают бизнес от выхода в Иран, несмотря на то, что санкции по большей части сняты

Александр Садовников, посол РФ в Иране в 2005 – 2011 годах, отмечает, что товарооборот между Россией и Ираном в 2011 году составил $4 млрд, и после падения до $1 млрд, к 2016 году он снова показал рост – $2,2 млрд. «После снятия санкций в Иран вернулись деньги – это оживило экономику. Более 96% населения страны – грамотные, а женщины занимают в стране самые разные должности. С Ираном связано много предрассудков, конечно, у них есть свои проблемы и «красные линии», например то, как затянуто в стране ведутся переговоры», - отметил Садовников.

Шари Смусави рассказала о взаимодействии с мировыми партнерами. «Иран сильно страдает из-за имиджа, который создали западные СМИ. Мы не демоны, мы не опасны. Наоборот, Иран – очень гостеприимная страна, готовая к общению и сотрудничеству», - прокомментировала опасения на счет особенности страны Смусави.

При этом с европейским законодательством Иран имеет больше, чем может показаться на первый взгляд. Гражданский кодекс и многие другие законы опираются на французское право, после революции (Исламская революция в Иране в 1978 году) все законодательство претерпело серьезную модернизацию, есть понимание, что управлять страной на основе неизменных правил Шариата тысячелетней давности – нельзя.

Исключать особенности этой страны и ее законадательства нельзя. Например, английский язык в деловой сфере не является универсальным. При работе в стране необходимо заручиться поддержкой местных партнеров, носителей языка, так как у старшего поколения (по иерархии именно они принимают решения), английский не распространен. Обращаться к местным переводчикам партнер CMS не советует, из-за потенциального обмана. «У вас (в России) развито иранское общество, учится много студентов. Привлекая такой кадр в команду, вы перестрахуетесь и получите мотивированного работника и этнического представителя», - советует она. Кроме этого, при заключении документов от иностранной компании потребуют заверенный перевод документа, он необходим для налоговой службы Ирана.

Смусави обращает внимание на специфику деловых взаимоотношений: они основаны на доверии. Например, долгие переговоры обусловлены подходом иранцев к бизнесу – он всегда построен на доверии, что в последующем даже подкрепляется соответствующим документом – меморандумом о взаимопонимании, который носит далеко не формальный характер. При этом при составлении договоров стоит придерживаться максимальной конкретики.

Англосаксонское право с его многостраничными формулировками неприемлемо для иранцев. Чем проще сформулирован контракт и чем жестче прописаны условия, тем проще вам будет работать с бизнесменами

– Шари Смусави, управляющий партнер иранского офиса CMS

Внимание Смусави рекомендует обратить на налоги и социальное страхования, профильных служб «опасаются все иранцы». Оба ведомства многочисленны и представляют «государство в государстве», поэтому избегать подобных платежей – не рекомендуется, проверки проводятся в ежегодном формате. Внимательно в Иране относятся в интеллектуальной собственности, рекомендуется регистрировать право на объект как можно быстрее, иначе можно обнаружить, что ваше изобретение уже зарегистрировано, что создаст дополнительные трудности. Иран участвует в международных конвенциях по регистрации права и процесс не составит больших усилий.

Все потенциальные конфликты она советует решать исключительно в досудебном порядке, придерживаясь принципа доверия в бизнесе. «Суд – это очень дорого и долго, кроме этого, при обращении в суд вы уже наносите репутационный ущерб своей компании, как я говорила – важны доверительные отношения. Я бы посоветовала всеми способами избегать суда», - отмечает она. При этом все тяжбы будут разбираться по возможности в иранской юрисдикции. Исключениями являются случаи, когда договор был заключен на территории другой страны, тогда разбирательство может быть перенесено туда. Что касается сотрудничества с государственными компаниями Ирана, то до заключения договора можно получить разрешение парламента рассматривать потенциальные споры в арбитражах другой страны, однако такие решения в госоргане принимаются крайне редко.

Несмотря на то, что большая часть санкций были сняты, списывать эти риски со счетов не стоит, напротив - их стоит учитывать даже при составлении документации. Рекомендуется прописать в договоре пути выхода из бизнеса, если санкции вернутся в Иран (так называемый snap-backs). Отмечается, что ваша компания не может работать в стране, если кто-то из ее сотрудников является гражданином США или обладателем грин-карты.

error: Content is protected !!