Рассказ о богородице. Пресвятая Дева Мария – Богородица

Расскажите, пожалуйста, о свойствах Богоматери. Как к Ней можно отнести слова "Свет" и "тишина"? Где можно прочитать об этом? Спасибо.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Православная Церковь прославляет Божию Матерь выше всех сотворенных разумных существ - ангелов и людей. Почитание Её начинается с апостолов. Для них Она была не только Мать их возлюбленного Учителя, но и Помощницей и Покровительницей всех христиан. Церковное предание сохранило свидетельство о Ней Её современника священномученика Дионисия Ареопагита, ученика св. апостола Павла. Он, будучи первым епископом Афинским, специально приезжал в Иерусалим, чтобы увидедь Пресвятую Богородицу. В письме к апостолу Павлу он рассказывает о своем посещении Божией Матери: «невероятным казалось мне, исповедую пред Богом, о, превосходный вождь и начальник наш! чтобы кроме Самого высшего Бога был кто-либо преисполнен Божественной силы и дивной благодати; никто из человеков не может постигнуть то, что видел и уразумел я при посредстве не только душевных очей, но и телесных. Я видел очами моими богообразную и паче всех небесных духов святейшую Матерь Христа Иисуса, Господа нашего, которую даровали мне видеть благодать Божия, снисходительность верховного Апостола (Иоанна) и неисповедимая благость и милосердие самой милостивой Девы. Паки и паки исповедую пред всемогуществом Божиим, пред Благодатью Спасителя и пред славною честию Девы, Матери Его, что когда и был введен пред лице богообразное, пресвятейшей Девы Иоанном, главою Евангелистов и Пророков, который, жительствуя во плоти, сияет как солнце на небеси, то облистало меня столь великое и безмерное Божественное сияние, не только извне, но еще более просветившее внутри, и исполнился я такого предивного и разнообразного благоухания, что ни немощное мое тело, ни дух не возмогли понести таковых и толиких знамений и начатков вечного блаженства и славы: изнемогло сердце мое, изнемог дух мой во мне от ее Божественной славы и благодати. Свидетельствую Богом, имевшим жительство в честнейшей утробе Девы, что если б я не содержал в памяти и в новопросвещенном уме твое Божественное учение и заповедания, то я признал бы Деву Богом, и почтил бы ее поклонением, подобающим единому истинному Богу: потому что ум не может представить себе большей чести и славы для человека, прославленного Богом, как то блаженство, которое я, недостойный, удостоился вкусить, соделавшись тогда вполне блаженным и благополучным. Благодарю превысшего и преблагого Бога моего, божественную Деву, преизящнейшего апостола Иоанна, также и тебя, верховного и торжествующего начальника Церкви, милостиво явившего мне такое благодеяние» (Четьи-Минеи 15 августа, повествование о успении Пресвятой Богородицы).

Святитель Амвросий Медиоланский на основе дошедшего до него предания, писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама» (О девственницах ).

По описанию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслин; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая. Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать».

Основными чертами личности Богоматери, прежде всего, являются:

1. Святость. Своими добродетелями и чистотой Она превосходит всех когда-либо живших праведников и ангелов. Дева Мария являет Собой идеальный образ верующей. «Если честна смерть преподобных (Пс.115:6) и память праведного с похвалами (Притч.10:7), то насколько более - память Святейшей святых, через Которую подается всякое освящение святым» (св. Григорий Палама). Её святость Церковь определяет превосходной степенью, называя Пресвятой.

2. Приснодевство. Это свойство святитель Димитрий Ростовский считает главной чертой Её личности: «От юности Своей Она взошла к Богу Духу Святому девственною чистотою, соделавшись живою Церковью и одушевленным храмом Его». Этой высочайшей чертой соблазнялись люди плотские. Против них говорил еще св. Иоанн Дамаскин: «Приснодева и по рождестве пребывает девою, не имевши до смерти никакого общения с мужем. Если же написано: и не знаяше ея, дондеже ради сына своего первенца (Мф. 1, 25), то должно знать, что первенец есть тот, кто рожден первым, хотя бы он был и единородным. Ибо слово первенец означает того, кто родился первым, но не указывает непременно на рождение других….Да, и каким образом Родившая Бога и из последовавшего затем опытно узнавшая чудо допустила бы соединение с мужем? Нет, даже думать так, не то, что делать, не свойственно здравомыслящему уму.
Но эта блаженная и удостоенная сверхъестественных даров те муки, каких она избежала при рождении, претерпела во время страдания (Сына Своего), когда материнская жалость терзала ее утробу, и когда подобно мечу раздирали (ее душу) помышления при виде того, что Тот, Кого она через рождение познала Богом, умерщвляется как злодей. Это (именно) и значит слова; и тебе же самой душу пройдет оружие (Лук. II, 35), но эту печаль уничтожает радость воскресения, возвещающая, что Умерший плотию есть Бог». Позже приснодевство Богородицы стало камнем преткновения для протестантов. Отрицание ими этой высочайшей добродетели Её доказывает, что они стремятся приспособить христианство на потребу немощного земного человека, вместо того, чтобы возвышать его до небесной высоты. «Для подтверждения этой чудовищной мысли, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), - невежественные и несчастные хулители ссылаются на Евангелие…Протестантам можно отвечать словами Спасителя, сказанными Им саддукеям: Прельщаетеся, неведуще Писания, ни силы Божия …. Евангелие упоминает о братиях Богочеловека; на это обстоятельство указывают хулители Приснодевы, как на подтверждение своего мнения. Но достоверное предание православной Церкви объясняет, что название братьев Господа носили сыновья праведного Иосифа, обручника Божией Матери, от первой жены его. Они носили название братьев Господа точно в таком же отношении, в каком Иосиф назывался Его отцом. Сама Богоматерь именовала так Иосифа. Нашедши двенадцатилетнего Господа в храме иерусалимском, она сказала Ему: Чадо, что сотвори нама тако? се отец Твой и аз боляще искахом Тебе. Современные Иудеи, не знавшие зачатия от Святого Духа и рождения от Девы, признавали Богочеловека сыном Иосифа, а Божия Матерь, ученики и ближние Господа скрывали великое таинство от ожесточенных Иудеев, не останавливавшихся хулить очевидные знамения. Какой богохульный вопль подняли бы они, если б им было открыто зачатие от Духа и рождение от Девы? Это осталось для них неизвестным, и, по народному мнению, считался и назывался Иосиф отцом, следовательно, сыновья его считались и назывались братьями Господа. Они по годам были гораздо старше Богочеловека, Который, следовательно, по отношению к ним не мог быть первенцем».

3. Смирение. Эта главнейшая добродетель была свойственна Ей, как говорят святые отцы, с младенчества. Сама Она говорит: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей (Лк.1:46-48).

4. Мать. Она чудесно соединяет девство и материнство. Другая особенность Её материнства, в отличие от всех матерей мира, заключается в том, что Она родила вочеловечившегося Бога. В этом - основание великой надежды людей на Её помощь и ходатайство. Господь, давший заповедь почитай отца твоего и мать твою (Исх.20:12), Сам остается ей верен. Достаточно вспомнить брачный пир в Кане Галилейской: И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха (Ин.2:3-7). Хотя еще не пришло время чудес Иисуса, но по просьбе Матери, Он совершил чудо.

«Почитание Богоматери, - пишет Е.Н.Поселянин, - является одной из отраднейших сторон христианства и угаснет только тогда, когда будет вытравлена в душе человеческой жажда материнской любви, материнской ласки и заботы. Мы нуждаемся в сердце всепрощающем, любящим нас не за то, что мы хороши или приятны, а за то, что мы существуем, что оно нас в себя вместило раз навсегда и уже не может от нас отказаться, как река не может не течь и звезда не может не сиять».

5. Царица Небесная. Богородица как Мать Царя Славы в Небесном Царстве является Царицей. Пророчества об этом содержатся уже в священных ветхозаветных книгах. Св. пророк Давид в псалме изображает славу Царя и Царицы: Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. Вся слава Дщере Царевы внутрь: рясны (украшениями) златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след Ея, искренния ея приведутся Тебе; приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев (Пс.44:10-16). Св. Церковь прилагает это пророчество к Богоматери.

В 10 веке, когда над столицей христианской империи нависла угроза, было явление Богоматери. Во Влахернском храме совершалось всенощное бдение. Блаженный Андрей. в 4 часу ночи увидал величественную Жену, идущую от царских врат с сонмом святых, Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов поддерживали Ее под руки, а святые в белых одеждах частью шли впереди, частью за Нею, воспевая духовные гимны. Андрей спросил ученика Епифания: Видишь ли Госпожу и Царицу мира? Вижу, - отвечал он.

Учение о Божией Матери как Царице Небесной выразилось в иконографии. Один из таких образов - икона Державная.

«Как к Ней можно отнести слова "Свет" и "тишина"»? Пресвятая Дева не только является Матерью Света (Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим ), но и Сама часто именуется Светозарной. Как звезда пресветлая. Владычице, вся Она в сиянии Света — Боге, как угль раскаленный в великом огне. Вся пресветла и огненна. Как легко помыслить, что Он, Бог, есть Свет и Святость, так и Она есть вечный Свет и вечная Святость (св. прав. Иоанн Кронштадский).

Слово тишина с полным основанием может быть применимо к Божией Матери. Она умиротворяет, дает людям желанную тишину. Поэтому мы просим Её об этом: непрестанно молим Тя, благую Матерь, да сохраниши всем нам мир и тишину, да избавиши нас от волнений и смут, от крамол и междоусобных браней, и от всяких смертоносных язв, да вси в благочестии пребывающе, в тихом и безмолвном житии благодушно хвалу Богови воспевают: Аллилуия (Акафист Пресвятой Богородице в честь Ея иконы, именуемой Ирусалимская).

Для православного человека сыновья любовь к Божией Матери составляет драгоценную сторону его духовной жизни. Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали.

Из библейского рассказа мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы. Такие подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетическо-библейских сведений о житии Богоматери явились раннехристианские апокрифы: «История Иакова о рождении Марии» (иначе – «Протоевангелие Иакова»; 2-я пол.–кон. II в., Египет), «Евангелие детства» (иначе – «Евангелие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400 г., Египет), «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV–V вв.).

Не признавая апокрифы как источник вероучения, вместе с тем заимствовала из них целый ряд сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. При этом сами апокрифические рассказы в новой отредактированной версии оказались очищены от гностического элемента и согласованы с каноническим рассказом о Богородице, содержащимся в Четвероевангелии. Популярности заимствованных из апокрифов сюжетов, связанных с личностью Богородицы, способствовали и многочисленные переводы древних апокрифов на различные языки: «Евангелие детства», напр., было переведено на сирийский, коптский, армянский, грузинский языки; существуют также его латинская (известна как «Евангелие псевдо-Матфея»), эфиопская, арабская и славянская («История Фомы израильтянина», «Детство Христово») версии.

Долгая многовековая работа по очищению апокрифических материалов, связанных с образом Богородицы, от содержащихся здесь неправославных идей и неприемлемых для Церкви сюжетов привела к сложению единого и внутренне непротиворечивого Предания о земной жизни Богородицы, к осуществлению взаимосвязи обстоятельств Ее жития с богослужебным годичным кругом (апокрифическими сказаниями о Богородице активно пользовались такие знаменитые песнописцы, как свт. , прп. и прп. ). Сказания о жизни Богородицы издревле находили живой отклик у православных христиан, были их любимым чтением. Они входили в различные агиографические литературные традиции поместных Церквей. Сказания нашли отражение и в проповедях святых отцов (св. , свт. , прп. Иоанна Дамаскина, свт. и др.) на церковные праздники.

Предание свидетельствует о том, что на рубеже двух эр мировой истории, разделенных рождением Христа, в г. Назарете жили немолодые и бездетные супруги, святые праведные Иоаким и Анна. Всю свою жизнь, посвященную исполнению Божией воли и служению ближним, мечтали они и горячо молились о том, чтобы Господь даровал им ребенка. Иоаким и Анна дали обет: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь его или ее будет посвящена служению Богу. Наконец, по прошествии 50 лет их супружества, молитва престарелых праведников была услышана: дочь они назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа» или «надежда»). Девочка, принесшая утешение и душевное облегчение престарелым и богобоязненным супругам, предназначена была стать Матерью будущего Спасителя мира, Сына Божия. По отцу Она происходила из колена Иудина, из рода Давидова; по матери – от племени Ааронова; среди Ее предков были ветхозаветные патриархи, первосвященники, правители и цари иудейские.

Церковное Предание доносит до нас ряд значимых обстоятельств события Рождества Богородицы. Иоаким и Анна очень страдали из-за своего бесплодия, в котором ветхозаветная мораль видела наказание Божие. Иоакиму даже препятствовали приносить в храме жертвы, считая, что он неугоден Богу, поскольку не создал потомства израильскому народу. Иоаким знал, что мн. ветхозаветные праведники, напр. Авраам, так же, как и он, до самых преклонных лет не имели детей, но затем Бог по их вере и молитвам все же посылал им потомство. Иоаким удалился в пустыню, устроил там палатку, где молился и постился в течение 40 дней и ночей. Анна, подобно мужу, горько оплакивала свою бездетность. И ее, как и супруга, уничижали за бесплодие окружающие. Но однажды, когда Анна гуляла в саду и молилась Богу о том, чтобы Он даровал ей ребенка, как некогда даровал потомство престарелой Сарре, перед Анной предстал ангел Господень и пообещал ей, что скоро она родит и о потомстве ее будут говорить во всем мире (Протоевангелие. 4). Анна дала обет посвятить своего ребенка Богу. В то же время ангел явился и Иоакиму, возвещая, что Бог внял его молитвам. Иоаким возвратился домой к Анне, где вскоре совершились зачатие и Рождество Богородицы.

Престарелые родители принесли Богу благодарственные жертвы за данный им дар. Анна после рождения дочери дала обет, что младенец не будет ходить по земле до тех пор, пока родители не введут Марию в храм Господень. «…Они от Него,– говорит свт. ,– прияли обещание о Твоем рождении и, прекрасно поступая, Тебя, обещанную им, в свою очередь Ему обещали…» (Greg. Pal. In Praesent. 8).
Когда будущая Богородица достигла 3-летнего возраста, Иоаким и Анна, откладывавшие до этого момента Ее посвящение Богу, решили, что настала пора привести Марию в храм. По преданию (Протоевангелие. 7), вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, по дороге к храму стояли юные непорочные девы с зажженными светильниками. «…Да ликовствует Иоаким со Анною, яко плод святый из них произыде, Мария светоносная, божественная свеща, и радуется входящи во храм…» (седален по полиелее). Родители поставили Ее на первую из 15 высоких ступеней храма. И здесь, по преданию, передаваемому блж. , свершилось чудо: Мария самостоятельно, без чьей-либо поддержки, взойдя по крутым ступеням, вступила в храм (Hieron. De nativit. S. Mariae). В тот же миг навстречу Ей вышел первосвященник: по преданию, Захария – будущий отец Иоанна Крестителя (Предтечи). Он, по особому откровению Божию, ввел Марию во Святая Святых, куда имел право входить лишь 1 раз в году первосвященник.
После этого Иоаким и Анна оставили Марию при храме. Вся ее жизнь в храме была делом особого Промысла Божия. Она воспитывалась и училась вместе с др. девами, трудилась над пряжей и шила священнические облачения. Пищу буд. Богородице приносил ангел. «Святая святых сущи, Чистая во храм святый возлюбила еси вселитися, и со ангелы, Дево, беседующи пребываеши, преславне с небесе хлеб приемлющи, Питательнице Жизни» (тропарь 4-й песни 2-го канона на Введение).

Предание повествует о том, что Богородица прожила при храме до 12 лет. Наступило время, когда Ей надлежало оставить храм и вступить в брак. Но Она объявила первосвященнику и священникам, что дала обет девства перед Богом. Тогда, из уважения к ее обету и для сохранения Ее девства, чтобы юная дева не оставалась без покровительства и попечения (к тому времени почили Ее родители), Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, происходившему из рода царя Давида. По преданию, Господь Сам указал на него в качестве буд. обручника и защитника Богородицы. Храмовые священники собрали 12 мужчин из рода Давида, положили их посохи на жертвенник и молились, чтобы Бог указал на того, кто Ему угоден. Затем первосвященник отдал каждому его посох. Когда он отдал посох Иосифу, из него вылетела голубка и села Иосифу на голову. Тогда первосвященник сказал старцу: «Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти Деву Господа». (Протоевангелие. 9). Богородица поселилась в доме Иосифа в Назарете. Здесь Она пребывала в трудах, богомыслии и молитве. В это время возникла необходимость в изготовлении новой завесы для иерусалимского храма. Часть работы по поручению первосвященника исполнила Дева Мария.

Наступил момент Благовещения. Это событие описывается в Новом Завете евангелистом Лукой (1. 26–38). Бог послал к Пречистой Деве арх. Гавриила, дабы он возвестил Ей о скором Рождестве от Нее Господа. По преданию, в тот момент, когда перед Ней явился архангел, Она читала отрывок из Книги пророка Исаии «се, Дева во чреве приимет…» (). Богородица начала молиться о том, чтобы Господь открыл Ей таинственный смысл этих слов и скорее исполнил Свое обетование. Как раз в этот миг Она увидела перед Собой арх. Гавриила, который возвестил Ей о скором рождении Сына. Младенец будет Сыном Всевышнего, наречется Иисусом, наследует престол Давидов и Его Царству не будет конца. Мария недоумевает: как может все это исполниться, если Она пребывает в девстве? Ангел отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (). Мария в ответ на слова архангела дает Свое добровольное согласие на Боговоплощение: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (). Арх. Гавриил отходит от Богородицы. Совершается безмужное зачатие Господа Иисуса Христа.

После события Благовещения Богородица отправилась навестить Свою родственницу прав. Елисавету, будущая мать св. Иоанна Крестителя (Предтечи). Праведные Захария и Елисавета жили в левитском г. Иута. В соответствии с преданием, по дороге в Иуту Богородица посетила Иерусалим и передала в храм уже готовое рукоделие – часть новой завесы. Там над Богородицей произнес возвышенное благословение первосвященник, сказавший, что Господь прославит Марию во всех родах земных (Протоевангелие. 12). Событие встречи Богородицы и Елисаветы описывает евангелист Лука (). В момент встречи Марии и Елисаветы младенец взыграл во чреве Елисаветы. Она исполнилась Св. Духа и произнесла пророческие слова о Матери Господа, посетившей ее дом. Богородица ответила ей торжественным поэтическим гимном: «Величит душа Моя Господа…» (), прославляющим милосердие Божие, являемое Израилю в исполнение древних пророчеств о Мессии. Она свидетельствует, что отныне Ее ублажат все поколения живущих на земле. Богородица находилась в доме Захарии и Елисаветы ок. 3 месяцев, затем вернулась в Назарет.

Вскоре Иосиф заметил, что Мария носит во чреве плод и пришел от этого в смущение. Он хотел втайне отпустить Ее из своего дома, тем самым освободив от преследования по суровому ветхозаветному закону. Однако Иосифу явился во сне ангел и засвидетельствовал, что рождающийся от Богородицы Младенец зачат наитием Святаго Духа. Она родит Сына, Которого следует назвать именем Иисус, так как Он спасет человечество от грехов. Иосиф был послушен воле Божией и принял Марию, вновь, как и прежде, оберегая Ее чистоту и девство ().

Новозаветный рассказ о событии Рождества Христова содержится в двух, дополняющих друг друга, Евангелиях – от Матфея (1:18–2:23) и от Луки (2:1–20). Здесь повествуется о том, что во времена царствования имп. Августа в Риме (под властью которого находилась в те времена Палестина) и царя Ирода в Иудее по решению императора, была устроена перепись населения. При этом евреям – для их участия в переписи – надлежало прийти в те города, откуда происходил их род. Иосиф и Мария, ожидавшая уже к тому времени скорого рождения Ребенка, пришли в Вифлеем, так как происходили из рода царя Давида (Euseb. Hist. eccl. I 7. 17). Вифлеем же был городом Давидовым. Не найдя свободных мест в гостинице, они вынуждены были (хотя это было холодное время года) поселиться в загоне для скота – по Церковному Преданию, берущему начало в раннехрист. апокрифах и в свидетельствах древних отцов Церкви (Iust. Martyr. Dial. 78; Orig. Contra Cels. I 51), это была пещера. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы и родился Богомладенец Иисус Христос. Рождество совершилось без обычных для рожениц физических страданий. Богородица Сама спеленала Господа по Его Рождестве и положила в ясли, куда кладут корм для скота. Здесь, в пещере, Она оказалась свидетельницей поклонения Господу пастухов и слагала в сердце Своем слова их рассказа о чудесном явлении в поле ангельских сил ().

На 8-й день по Рождестве над Богомладенцем был совершен обряд обрезания и наречения имени (), а по прошествии 40 дней принесли Его в иерусалимский храм. Это событие вспоминается Церковью под именем Сретения Господня. Его обстоятельства описываются евангелистом Лукой (2. 22–38). Младенец был принесен в храм во исполнение древних обычаев ветхозаветного закона Моисея (). В соответствии с этим законом, женщины по истечении 40 дней, если родился мальчик, и 80 дней, если родилась девочка, должны были прийти в храм для принесения очистительной жертвы.

Посещает храм ради принесения такой жертвы и Богородица. Ею приносятся 2 горлицы и 2 голубиных птенца – жертва, по закону допустимая лишь для бедняков. По обычаю после принесения жертвы за первородного сына священник принимал младенца из рук матери и, обратившись к алтарю, высоко поднимал ребенка, как бы вручая его Богу. При этом он совершал над ним 2 молитвы: одну – за закон о выкупе (перворожденные сыновья израильтян были предназначены, как принадлежащие Богу (), служить в скинии и храме – позднее эти обязанности были возложены на левитов (), но закон предусматривал возможность освобождения от этого служения через выкуп), др.– за дарование первенца.

Младенец Христос был встречен при входе в храм благочестивым и праведным старцем Симеоном. Старец произнес благодарение Богу и свое знаменитое «Ныне отпускаешь…». Он обратился к Богородице, пророчествуя о Ее судьбе: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу…». Слова об «оружии», т. е. о мече, которым будет пронзено сердце Богородицы,– это пророчество о тех страданиях, что Ей предстоит испытать, когда Она окажется свидетельницей мучений и смерти на Кресте Ее Божественного Сына.

По древнему Преданию Вост. Церкви, именно после события Сретения (Ephraem Syri. In Deatess.; а не в ночь Рождества – Ioan. Chrysost. In Matth. 1. 1; ср.: Theoph. Bulg. In Matth. 1. 1) совершилось поклонение Богомладенцу пришедших с востока волхвов (). Обманутый ими Ирод искал смерти Христа, и Святое Семейство вскоре – по указанию явившегося Иосифу ангела – было вынуждено покинуть Палестину и бежать в Египет (). Оттуда Иосиф и Богородица с Младенцем вернулись на родину лишь после того, как узнали, что Ирод умер. О смерти царя Иосиф узнал от явившегося ему во сне ангела ().

Сохранился целый ряд благочестивых преданий, связанных с пребыванием Святого Семейства в Египте. Так, по одной из легенд, на пути в Египет они наткнулись на разбойников, двое из которых были в дозоре, остальные спали. Один разбойник, смутно ощутивший Божественное величие Младенца, не дал товарищам нанести вред Святому Семейству. Тогда Богородица сказала ему: «Господь Бог поддержит тебя Своею десницей и отпущением грехов одарит» (Евангелие детства Спасителя Арабское. 23). По преданию, именно этот милосердный разбойник и оказался потом тем благоразумным разбойником, чьи грехи были прощены Господом на кресте, и который удостоился войти в рай вместе со Христом ().

По возвращении в Палестину Святое Семейство вновь поселилось в Назарете (). По преданию, Богородица занималась рукоделием, учила грамоте местных детей. Она по-прежнему пребывала в молитве и богомыслии. Каждый год все Семейство отправлялось – по существующему религиозному обычаю – в Иерусалим на праздник Пасхи. Во время одного из подобных путешествий уже покинувшие храм Иосиф и Богородица не заметили, что отрок Иисус, Которому было тогда 12 лет, остался в Иерусалиме. Они думали, что Иисус идет в Галилею с к.-л. из их родственников или знакомых; не найдя Его среди них и будучи обеспокоены этим, Иосиф и Богородица возвратились в иерусалимский храм. Они нашли здесь Иисуса, беседующего с иудейскими учителями, поражавшимися присущей Ему не по летам мудрости. Богородица сказала Ему о той скорби, которая охватила Ее и Иосифа, когда они не нашли Его среди соплеменников. Господь ответил Ей: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (). Тогда они не поняли смысла сказанных Господом слов. И все же Богоматерь сохранила все Его слова в Своем сердце, смутно предугадывая то будущее, что ожидает Ее Сына и Саму Богородицу ().

В соответствии с Церковным Преданием, через неск. лет после этого события умер Иосиф. Теперь о Христе и Его братьях (в согласии с вост. экзегетической традицией, детях Иосифа от первого брака – Euseb. Hist. eccl. II 1. 2; Theoph. Bulg. In Matth. 13. 56; см.: Мерзлюкин. С. 25–26) заботилась Богоматерь.

После Крещения Господня и 40-дневного поста в пустыне, Сын Божий оказался вместе со Своей Матерью на брачном пире в Кане Галилейской. Здесь Богородица попросила Его утешить испытывавших недостаток в вине пирующих и явить ради этого Свою Божественную силу. Господь сначала ответил, что Его час еще не настал, а затем, видя полное упование Богородицы на всемогущество Божественного Сына и из почтения к Ней (Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4), чудесным образом претворил воду в вино (). По преданию, вскоре после пребывания на браке в Кане Богородица по воле Сына переселилась в Капернаум (Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4).

Исполнение воли Небесного Отца было для Иисуса несравненно важнее семейного родства. Об этом свидетельствует известный эпизод, описанный в синоптических Евангелиях (; ; ): придя к дому, где проповедовал Христос, пожелавшие Его увидеть Богородица и братья Господа послали к Нему просить о встрече; Иисус Христос ответил, что всякий, исполняющий волю Его Небесного Отца, является Его братом, сестрой и матерью.

Во время Крестных страданий Господа Богородица находилась неподалеку от Своего Божественного Сына. Она не оставила Господа и у Креста, разделяя с Ним Его страдания. Здесь Она предстояла Распятому вместе с ап. Иоанном Богословом. Христос сказал Богородице, указывая на Иоанна: «Жено! се, сын Твой», а затем апостолу: «се, Матерь твоя» (). С этого дня ап. Иоанн взял на себя заботу о Богородице.

После сошествия Святого Духа Богородица прославилась среди христиан многими Своими чудотворениями и удостоилась великого почитания. По преданию, Она была свидетельницей мученической смерти архидиак. Стефана и молилась о том, чтобы Господь даровал ему силы с твердостью и терпением встретить кончину. После начавшихся при Ироде Агриппе преследований христиан и казни Иакова Богородица и апостолы оставили Иерусалим. Они бросили жребий, дабы узнать, кому и где следует проповедовать Евангельскую Истину. В удел Богородице для Ее проповеди досталась Иверия (Грузия). Она собиралась отправиться туда, но явившийся Ей ангел воспрепятствовал это сделать. Он возвестил Богородице, что Иверии надлежит просветиться Светом Христовым много позднее, а пока Она должна остаться в Иерусалиме, чтобы отправиться отсюда в иную, также требующую просвещения, землю. Имя этой страны должно было открыться Богородице позднее. В Иерусалиме Богородица беспрестанно посещала опустевший по Воскресении Гроб Христов и молилась. Иудеи хотели настигнуть Ее здесь и убить и даже выставляли возле Гроба стражу. Однако сила Божия чудесным образом скрывала Богородицу от глаз иудеев, и Она беспрепятственно посещала пещеру Погребения (Сказание об Успении Святой Богородицы. 2).

Церковное Предание повествует о морском путешествии Богородицы к некогда воскрешенному Господом и ставшему кипрским епископом Лазарю. По дороге Ее корабль был подхвачен бурей и перенесен к горе Афон. Постигнув, что это та самая земля, о которой Ей благовествовал в Иерусалиме ангел, Богородица ступила на Афонский п-ов. В те времена на Афоне процветали самые разнообразные языческие культы, однако с приходом Богородицы язычество оказалось на Афоне повержено. Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство. Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем » ( , еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 2. С. 129–131). Богородица отплыла со Своими спутниками на Кипр, где посетила Лазаря. Во время своего путешествия Божия Матерь побывала в Ефесе. Возвратясь в Иерусалим, Она по-прежнему часто и подолгу молилась в местах, которые были связаны с событиями земной жизни Ее Сына. Как повествует «Сказание об Успении Святой Богородицы», о том, что Ее земная кончина уже близка, Богородица узнала от арх. Гавриила. Эту весть Богородица приняла с большой радостью: Ей предстояла скорая встреча со Своим Сыном. В качестве предзнаменования ожидающей Богородицу по Ее Успении славы архангел вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева, сияющую неземным светом. Эту ветвь надлежало нести перед гробом Богородицы в день Ее погребения.

Когда Богородица возлежала на смертном одре, совершилось чудесное событие: силой Божией в Ее дом были собраны находившиеся тогда в различных странах апостолы, которые благодаря этому чуду смогли присутствовать при Успении Девы Марии. Об этом чудесном событии свидетельствует богослужение утрени Успения Богородицы: «Всечестный лик премудрых апостол собрася чудно погребести славно тело Твое пречистое, Богородице всепетая: с ними же воспеша и ангел множество, Преставление Твое честно хваляще, еже верою празднуем» (седален по 1-й кафизме на Успение). По Церковному Преданию, сияющую чистотой душу Богоматери принял Господь, явившийся с сонмом небесных сил: «Дивляхуся ангельския силы, в Сионе смотряюще своего Владыку, женскую душу руками носящаго: пречисто бо рождшей, сынолепно провозглашаше: гряди Чистая, с Сыном и Богом прославлена буди» (тропарь 9-й песни 1-го канона Успения). Не было у одра Богородицы лишь ап. Фомы (эпизод и описание вознесения Богородицы по лат. версии апокрифа об Успении Святой Богородицы). Согласно Церковному преданию, после смерти Богородицы апостолы положили Ее тело в гробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На 3-й день к ним присоединился отсутствовавший в день Успения Фома, который очень страдал от того, что так и не успел проститься с Богородицей. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Богородицы. Но, к их удивлению, они не нашли Ее тела внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило дивное благоухание. Православная Церковь хранит Предание, что Богородица была воскрешена силой Божией на 3-й день после Своего Успения и взошла на Небо. «Победныя почести взяла еси на естество Чистая, Бога рождши: Обаче же подобящися Творцу Твоему и Сыну, паче естества повинуешися естественным законом. Темже умерши, с Сыном востаеши вечнующи» (тропарь 1-й песни 1-го канона Успения).

У некоторых древних писателей проскальзывала мысль о мученической смерти Богоматери (напр. в Слове, приписываемом Тимофею, пресв. Иерусалимскому, V в.), однако это предположение отвергается святыми отцами (Ambros. Mediol. In Luc. 2. 61), Церковным Преданием.

Год Успения Богоматери древними духовными писателями и церковными историками называется различно. указывает 48 г. по Р. Х., – 43 г. по Р. Х., – 25-й год по Вознесении Христовом, Никифор Каллист – 44 г. по Р. Х.

Ист.: Смирнов И., прот. Апокрифические сказания о Божией Матери и деяниях апостолов // ПО. 1873. Апр. С. 569–614; Amann E. Le Protoevangelie de Jacques et ses remaniemant latenes. P., 1910; Апокрифические сказания о Христе. СПб., 1914. Вып. 3: Книга Иосифа Плотника; Michel C. Evangelies apocryphique. P., 1924; Krebs E. Gottesgebaererin. K?ln, 1931; Gordillo M. Mariologia orientalis. R., 1954; A Theological Encyclopedia of the Blessed Virgin Mary // Ed. by M. O’Caroll. Wilmington, 1983; Евангелие детства (Евангелие от Фомы) // Апокрифы древних христиан. М.,1989. С. 142–150; История Иакова о рождении Марии // Там же. С. 117–129; Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и свидетелях Христовых / Сост. И. С. Свенцицкая, А. П. Скогорев. М., 1999; Logoi Qeomhtopikoi MonacOj Maximos. Hsuxastherion tes koimhseos tes theotokou. Katounakia; Agion Oros, 1999.

Лит.: Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы: С 14 рис. и 26 политипажами. СПб., 1870; Четвероевангелие: Толкования и руководство к изучению. СПб., 1893. Серг. П., 2002: Толкование Четвероевангелия: Сб. ст. для назидательного чтения; Снессорева С. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1892. М., 1997. Ярославль, 1994, 1998; Богоматерь: Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. / Под ред. Поселянина Е. СПб., 1909. К., 1994. М., ; его же. Богоматерь на земле. СПб.; М., 2002; Христианские праздники: Рождество Пресв. Богородицы. Введение во Храм Пресв. Богородицы. Успение Пресв. Богородицы. К., 1915-1916. Серг. П., 1995; Мерзлюкин А. Родословие Пресв. Девы Марии и происхождение «братьев Господних». П., 1955, СПб., 1995/

Почему мы почитаем Богородицу? Какую роль отводят Богородице христиане разных конфессий? Как не допустить появления лжеучений о Богородице? Почему мы должны просить Матерь Божию молиться о нас? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Геннадий Фаст, священник Успенского кафедрального собора Енисейска (Красноярский край).

Почитание Божией Матери имеет Евангельское основание. Дева Мария в разговоре с Елисаветой восклицает: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48). Протестантам, которые относятся к Божией Матери просто с уважением, можно задать такой вопрос (показав это место в Библии) – что вы за «роды», если не хотите ? Простое уважение, причисление Богоматери к значимым персонажам Нового Завета – это так сказать познавательное отношение. А ублажение обязательно включает в себя молитву. Поэтому в Православной, Католической, Древневосточных Церквах всегда присутствует богослужебное, молитвенное почитание Божией Матери.

Протестанты считают Богоматерь обычной женщиной, на месте которой могла оказаться и любая другая. Но, конечно, православный христианин не может согласиться, что Матерью Господа могла стать любая женщина. Потому что Бог не мог прийти в мир насильно – для этого нужно было согласие человека принять его. Прародительница людей – Ева была создана непорочной и свободной. Поэтому неизвестно, как правильнее назвать то, что произошло после ее грехопадения – изгнание Евы из рая или изгнание Бога из сердца. Богоматерь совершила обратное действие – приняла Бога в своем сердце. В этом смысле она является для нас второй прародительницей, только уже не по плоти, а по духу. Учение о Деве Марии как о второй Еве было заложено уже во втором веке в трудах святого Иустина Философа и святого Иринея Лионского.

Протестанты также допускают, что Дева Мария после Христа рождала других детей. При этом они ссылаются на то, что в Евангелии Христос назван первенцем. Однако то, что Иисус именуется первенцем, вовсе не означает, что у него были младшие братья. В Ветхом Завете есть установления, которые касаются первенцев. А если в семье был один ребенок, то эти установления касались его и он, соответственно, назывался первенцем. Наша Церковь всегда верила в приснодевство Марии (то есть девство до, во время и после рождения Иисуса). Иконографически это обозначается тремя звездочками – на челе и плечах Богородицы. Этот постулат принципиально важен для нас потому, что приснодевство знаменует собой победу над тлением природного естества.

Как говориться, с любого коня можно упасть в две стороны. Есть и те, которые возводят Деву Марию в ипостась Бога. Достаточно вспомнить секту «Богородичный центр», возникшую в 1980-х годах. Ее члены стали причащаться Тела, Крови Христа и Слез Богоматери. А поскольку это было «новейшее откровение», то Бог в сознании этих людей ушел куда-то в давнее прошлое. И не пришлось долго ждать, как в Киеве появилась женщина, которая назвала себя Богоматерью (возникло так называемое «Белое братство»). Повод для возникновения таких явлений давать нельзя. А сегодня в наших храмах можно увидеть «Псалтирь Божией Матери», где слово «Господь» просто-напросто заменено словом «Богородица». Это недопустимый прием, хотя книга и издавалась по благословлению епископов. Как можно в богооткровенных молитвенных книгах заменять имя Господа именем кого бы то ни было?! Через пророка Исаию Бог говорит: «Не дам славы Моей иному» (Ис. 42, 8). Сама Богородица смиренно говорила: «Се, раба Господня» (Лк. 1, 38).

Чтобы не допустить подобных перегибов, очень важно помнить, что христианская вера – монотеистична, то есть мы верим в единого Бога. Представьте две ситуации. Первая: человек молится Богу, Богородице, ангелам, святым. Вторая: Богородица, ангелы, святые и сам человек – все вместе молятся Богу. В каком случае речь идет о православии? Конечно, во втором. А первая ситуация очень близка к политеизму, то есть многобожию.

Если мы направляем свои молитвы разным адресатам, ищем ответственного за каждую сферу нашей жизни, то это уже не христианство, а нечто, близкое к язычеству. А вместе с тем в домах православных христиан нередко можно увидеть святой уголок, в котором стоит множество разных (и, конечно же – икона Божией Матери), а вот иконы Спасителя очень часто нет. То есть, потерян главный адресат не только наших молитв, но и адресат, к которому взывают ангелы и сама Богородица.

Часто встает вопрос о различии в почитании Богородицы у православных и католиков.

Догматически православное почитание Божией Матери, можно сказать, чище, ближе к христианским первоистокам (хотя в быту можно встретить все, что угодно – и у них и у нас). Например, католики говорят, что Богоматерь сама была непорочно зачата и родилась без прародительского греха. Но если это возможно, то почему всех остальных нельзя было освободить от прародительского греха? И еще получается, что Мария безгрешна от рождения. Но нуждается ли человек, который изъят из области греха, в Боге-Спасителе? Сама Мария говорит в Евангелии: «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1, 47). И еще один вопрос: если – это возмездие за грехи, то что есть ? Мы умираем, потому что причастны греху. Христос умер, потому что взял наши грехи на себя. А что тогда смерть Богородицы? Католики отвечают на этот вопрос учением о Вознесении Божией Матери. У меня был забавный случай, когда к нам в храм Успения Божией Матери приехали туристы-католики. Они никак не могли понять, какому же празднику посвящен храм. А я не мог взять в толк, почему они не понимают, пока не догадался сказать – храм Вознесения Божией Матери. Только тогда они все поняли. Другими словами, у католиков подменено вознесением , а сама Богородица начинает иногда именоваться «соискупительницей». Ватикан возбранил дальнейшее догматическое развитие этих взглядов. Но как можно возбранить то, чему уже дан повод? К счастью, в православных догматах нет таких искажений, наша догматика чиста. А вот практика, к сожалению, иногда не соответствует догматам.

До нас дошли очень немногие воспоминания и свидетельства о Богородице.

Новый Завет мало говорит о Марии. Есть предания, хотя об их достоверности судить сложно. Почему-то получается, что чем дальше от времени земной жизни Девы Марии, тем более подробными становятся свидетельства. Не всегда понятно, откуда берутся новые детали. Существуют описания внешности и образа земной жизни Богоматери. Например, у нее были удлиненные черты лица, что отражено в иконографии. Известно, что Мария жила в Иерусалиме, никогда не выходила на улицу без сопровождения девиц, любила молиться в Гефсиманском саду. Перед ей было явление Архангела Гавриила. Само довольно подробно описано.

Богородица – великая молитвенница и наша духовная Матерь. Слова, услышанные апостолом Иоанном от Христа – «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27) – мы относим и к себе. Ее молитва имеет большую силу. Когда Моника, мать блаженного Августина, плакалась епископу о том, что ее сын ведет беспутный образ жизни, он сказал ей, что дитя таких слез погибнуть не может. То есть даже слезы земной матери бывают такими, что ее сын не может погибнуть, хотя до поры идет не спасительным путем. Богородица плачет о каждом христианине и молится Господу обо всех, кто прибегает под Ее покров. И мы тоже надеемся, что дети Ее слез погибнуть не могут.

От редакции:

В издательстве “Никея” вышла книга протоиерея Геннадия Фаста “Кто Она для нас? Православное учение о Богородице”.

Молясь перед иконами, люди почитают не сам предмет, а то, что он символизирует: великих святых или значимые в религиозном отношении события. Удивительна в этом отношении Божья Матерь — иконы, все образы с ней весьма различны. Они отличаются настолько, словно речь идёт не об одной Богородице, а о многих, каждая из которых бесконечно любит людей и желает помочь им, но делает это по-своему по-особенному.

Среди огромного числа образов Богоматери особенно можно выделить несколько. Каждая из них наделена своей историей, и к ним обращаются с разными вопросами, но все они одинаково значимы для верующего человека.

Икона Божией Матери «Иверская»

Иверская икона Пресвятой Богородицы также называется Вратарницей или Привратницей, поскольку несколько раз она неизвестным образом оказывалась в киоте над входом в обитель, откуда её после уже не убирали. Позднее на месте её расположения был отстроен храм, где она теперь и находится.

Икона легко узнаваема, поскольку на ней правая щека Богоматери отмечена кровоточащей раной. В остальном сюжет более привычен: левой рукой она придерживает младенца, а правая ладонь при этом протянута к нему в молельном жесте.

Иверской Богородице принято молиться об избавлении от всех зол и утешении в беде, спасении от пожара, хорошем урожае.

Дни почитания Вратарницы – 25/12 февраля, 26/13 октября, второй день Пасхальной седмицы (недели).

Икона Божьей Матери «Владимирская»

По одному из преданий, автором иконы являлся апостол и евангелист Лука. По завершении работы он показал дело рук своих Богоматери и она сама благословила икону. Образ показывает Богородицу держащей младенца правой рукой, а её левая ладонь лишь слегка касается одеяний маленького Иисуса, который обнимает свою мать за шею. «Приметой» Владимирской иконы Божьей матери считают виднеющуюся «пяточку» (ступню) Спасителя.

Образ считается чудотворным. Он использовался во время постановления Российских митрополитов и Патриархов, и приобрёл статус главной отечественной святыни. Владимирскую молят о защите от нападений извне, о единстве и избавлении от лжеучений, примирении врагов.

Дни почитания – 3.06/21.05, 6.07/23.06 и 8.09/26.08.

Икона Божьей Матери «Семистрельная»

Согласно своему названию икона изображает Богородицу пронзённой семью стрелами. Считается, что крестьянин Кадниковского уезда, обнаружил её на церковной колокольне, где на неё ступали, считая, что это обыкновенная доска. Семистрельная Божья Матерь, иконы, все образы которой трудно сосчитать имеет более известную разновидность, именуемую «Умягчение Злых Сердец».

По некоторым источникам возраст Семистрельной составляет не менее 500 лет. В 1917 году она находилась в Иоанно-Богословской церкви, но была утеряна и на сегодняшний день её месторасположение неизвестно.

Этот образ иконы Божьей Матери молят об излечении холеры, избавлении от хромоты и расслабления, примирении врагов. День почитания – 13/26 августа.

Икона Божией Матери «Державная»

Образ был обнаружен в одной из подмосковных церквей в 1917-м году, в тот день, когда Николай II отрёкся от престола. Все увидели в этом определённое знамения, хотя конкретная трактовка события могла сильно отличаться в зависимости от того, кто брался рассуждать об этом.

На иконе Богоматерь изображена как Небесная Царица: облачённая в красные одеяния, величественно восседающая на царском престоле, увенчанная короной и нимбом. В ладонях у неё покоятся держава и скипетр, а на коленях сидит младенец Иисус. На сегодняшний день икона находится в Коломенском, в храме «Казанской» иконы Божией Матери.

Основная тема молитв, посвящённых Державной Богородице – правда. Её просят о честности в словах, делах, любви и о сбережении России. День почитания – 2/15 марта.

Некоторые полагает, что Тихвинская была написана ещё при жизни самой Богоматери. Отличительным её признаком можно считать свиток, который младенец держит в одной руке. Пальцы другой руки Спасителя сложены в благословляющем жесте.

Сейчас образ размещён в московской Тихвинской церкви. Списки с него размещены во многих других церквях, монастырях и храмах.

Тихвинской молятся о возвращении зрения, изгнании бесов, излечении детей и избавлении от расслабленности суставов в случае паралича. День почитания – 26/9 июня.

Первое упоминание образа связано с 12-м веком. История гласит о том, что после наступления Батыя на Городецкий монастырь, всё обратилось в пепел, но икона осталась абсолютно невредима. Позднее Василий Костромской, узревший явление Богоматери, переправил образ в Кострому, в собор Феодора Страстилата. Это и дало ему известное ныне название.

На иконе Спаситель находится на правой руке Богоматери. Правой же ладонью Богородица поддерживает его ножку. Сам младенец прижимает к Матери лицо и левой рукой обнимает её за шею.

Молить Феодоровскую Богородицу нужно о благополучном разрешении трудных родов. Дни почитания: 27/14 марта и 29/16 августа.

Скоропослушница в чём-то напоминает Тихвинскую Божью Матерь (она тоже является образом типа Одигитрия – Путеводительница). Её относят к числу чудотворных икон. Место создания Скоропослушницы – святая гора Афон, а ныне она пребывает в стенах монастыря Дохиар.

История, связанная с этим образом, гласит о монахе из глупого интереса закоптившем лик Богородицы. За это он был лишён зрения. Продолжительными молитвами монах смог вернуть его и с тех пор икона «слышит» просьбы всех страждущих и помогает им.

Молиться Скоропослушнице нужно, прежде всего, об излечении от слепоты, хромоты и расслабления, а также об избавлении от плена и спасении людей попавших в кораблекрушении. День почитания – 9/22 ноября.

Какую меру горя и страданий способна вынести земная женщина? Раннее сиротство, жизнь при храме, подозрения супруга об измене - это начало жизненного пути Пресвятой Богородицы. Много горя и страданий перенесла Дева Мария… Издевательства толпы над Сыном, его мученическая смерть и долгие годы жизни без Него свидетельствуют о страданиях Матери. Ее жертвенная любовь и бесконечное терпение помогли подняться на высшую духовную ступень.

Сияющими и смиренными кажутся иконы Пресвятой Богородицы.Ее переживания, лишения, страдания сменились Небесной славой и радостью воссоединения Матери с Сыном. Чудотворные иконы Богоматери почитаемы во многих городах и странах. Они облегчают скорбь и приносят веру, исцеляют от болезней и награждают прощением. Молитвы у образа Богородицы помогают воинам на полях сражений, избавляют от врагов. Вместе с тем даруют простые семейные радости и утешение в бедах.

Четыре вида икон Богородицы

В православном календаре много дней отмечено почитанием чудотворных икон Богоматери. Через свой лик она творит добрые дела, изменяет судьбы людей, спасает падших. Иконы Пресвятой Богородицыотличаются друг от друга. Существует 4 основных вида таких икон.

Одигитрия (в переводе с греческого - Путеводительница). На иконе этого вида Богородица держит Младенца Христа, указывая на него рукой. В ее глазах отражен весь жизненный путь христианина. Наиболее известные образы этого вида - Смоленская, Грузинская и Казанская икона Пресвятой Богородицы.

Елеуса (в переводе с греческого - Милующая). Здесь Богородица прильнула к Младенцу, они обнимают друг друга. Этот образ - символ любви Матери и Сына, их единения. Самые известные иконы Елеуса - Владимирская, Донская Божья Матерь.

Оранта (в переводе с греческого - Знамение). В иконографии этого вида Богородица воздела руки к небу в молитвенном порыве. Младенец еще не рожден, но уже присутствует на медальоне, символизируя божественное и человеческое начала. Наиболее известные иконы - «Неупиваемая Чаша», «Ярославская Оранта».

Акафистный вид иконы - собирательный образ. Он создается в иконографии под впечатлением от евангельских текстов. Это больше похоже на иллюстрацию действий Богородицы, участие ее в судьбе Сына. Яркие иконы этого вида - «Нечаянная радость», «Неопалимая Купина», «О тебе радуется обрадованная вся тварь».

Покровительство икон

Иконы Богородицы на Руси имели самое широкое распространение. Этим и объясняется такое обилие образов Божьей Матери. Ее лик любим и почитаем в народе. Она считается защитницей, утешительницей и заступницей. Образ Богородицы несет в себе любовь, прощение всем грешным и покаявшимся.

К Святому образу обращаются в скорби и болезни, просят защитить от врагов и недоброжелателей. Молитвы перед иконами Пресвятой Богородицы помогают женщинам при беременности, даруют легкие роды и здоровье детям. Мужчины приходят за покровительством и утешением. Каждая из чудотворных икон Богородицы способна помочь после искренней молитвы.

Перед образом «Взыскание погибших» молятся при головных, зубных болях, о погибающих детях, благодатном браке, об отвращении от алкогольной зависимости.

Перед иконой Феодоровской Божьей Матери просят об облегчении трудных родов. Острабрамская Богородица защитит брак от злых сил, сделает его благополучным. «Неопалимая Купина» убережет дом от пожаров.Икона «Знамение Пресвятой Богородицы»защищает от общенародных бед, ограждает от опасности, помогает матерям, дарует счастье их детям.

Образ Владимирской Божьей Матери принес победу русским войскам над Тамерланом в 1395 году. Говорят, что чудотворная икона устрашила врага, и полчища хана просто бежали.

Образ Донской Богородицы помог в день Куликовской битвы в 1380 году. А в 1558-м Иван Грозный долго молился перед походом на Казань. Икона даровала победу русским войскам и взятие города.

Как молиться перед иконой Богородицы

Существует множество уже готовых молитв, которые читаются перед ликом Богородицы. Это просьбы о помощи, прославление Матери во время церковных праздников, Акафисты. Они настолько просты, что при постоянном чтении их легко выучить наизусть.

Существуют молитвы:

  • при голоде;
  • в скорби и недуге;
  • при опасности потопления;
  • при увечьях и болях;
  • при глазных болезнях и слепоте;
  • при защите дома от пожара;
  • при болезнях слуха и глухоте;
  • при раковых заболеваниях;
  • о недуге пьянства;
  • о даровании терпения;
  • об избавлении от мыслей о самоубийстве.

Это только малая часть молитв, с которыми народ обращается к образу. Иконы Пресвятой Богородицынедаром считаются чудотворными. Известны факты, когда образ помогал в излечении от тяжелых болезней, дарил веру, терпение.

Богородица - защитница и заступница. Если к образу подойти с чистым сердцем, светлыми помыслами, то и вознаграждение не заставит себя ждать. Молитвы можно читать дома, перед домашним иконостасом. Или в церкви, после службы. Формальное произнесение слов текста не дарует чуда. Только искренняя вера в силу Божью поможет исполнению просьбы.

Священнослужители уверяют, что если текст молитвы выучить сложно, то его можно читать в записанном виде. Или излагать просьбу своими словами. Не следует забывать о том, что после исполнения желания необходимо прийти к иконе, поблагодарить.

Чудотворные иконы

Икона олицетворяет собой связь между Богом и человеком. Это возможность приобщиться к Благодати и получить ее. Это вера в счастливое избавление от мук и греховности. Это понимание, что только страдание способно очистить душу, принести успокоение в сердце, научить терпению и всепрощению.

Чудотворная икона - концентрация Божественной силы. Не все образы сохранились до наших дней. И не все иконы, будучи чудотворными, признавались церковной администрацией. Должны существовать неоспоримые факты исцеления, свидетельства силы для того, чтобы образ был официально признан. Только после этого икона получает статус чудотворной. В основном такие свидетельства повествуют об исцелении во время эпидемии, о спасении государства от врагов или излечении от различных болезней.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицыможно найти в разных городах и странах мира. К ним приходят с просьбами, молитвами, надеждами. Объединяет их сила образа, который способен в обычную человеческую жизнь внести чудо.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

Свидетельства об Успении (телесном переселении) Богородицы можно найти в разных источниках. Однако в Священном Писании об этом ничего не сказано. Известны лишь факты, что во время VI Вселенского собора было принято решение о вскрытии гробницы. В ней увидели только погребальные одежды и святой пояс. Последний можно и сейчас найти на святой горе Афон (Греция) в обители Ватопед.

Перед смертью к Богородице явился Архангел Гавриил с вестью о том, что ее жизненный путь окончится через 3 дня. После Господь заберет ее к себе. Похороны Богородицы состоялись в Гефсиманском саду. Больные, прикоснувшись к ее одру, исцелялись. А через 3 дня после похорон апостолы не нашли ее тела в пещере, там остались только погребальные одежды.

28 августа происходит празднование образа «Успение Пресвятой Богородицы». Икона выставляется в храмах Москвы, Киева.

Образ помогает справиться со страхом смерти. Можно просить об укреплении веры, смирении. Избавление от болезней также дарует «Успение Пресвятой Богородицы». Икона, кроме всего прочего,помогает осмыслить свои деяния, укрепиться в добродетелях, достойно пройти свой жизненный путь.

«Знамение Пресвятой Богородицы»

Такое название образа связано с событиями 1170 года. Войска осадили Великий Новгород. Горожане непрестанно молились о спасении. Архиепископ Новгородский во время просьбы о помощи услышал повеление Богородицы, чтобы икону ее вознесли на городские стены. Лик доставили на стену, повернули к неприятельским войскам. Одна из стрел попала в образ. Чудотворная икона отворотилась от нападавших, лишив тех света и Благодати. Повернулась к осажденным, даровав им чудо спасения. В тот же миг в стане неприятеля произошло смятение, их обуял страх, и враги были побеждены.

  • Великий Новгород;
  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Барнаул;
  • Муром;
  • Белгород;
  • Северодвинск;
  • Нижний Тагил;
  • Курск.

Чудотворная икона «Знамение Пресвятой Богородицы»защищает солдат и население в военных конфликтах. Помогает путешествующим, примиряет враждующих. Спасает от болезней во время эпидемий, исцеляет при заболеваниях глаз, слепоте.

Благовещение - благая весть. Архангел Гавриил сообщает Деве Марии о том, что ее посетила Благодать. Она родит Сына Божьего и наречет его Иисусом. День празднования этой чудотворной иконы приходятся на 7 апреля.

Существует предание, по которому на стене одной из кремлевских башен при правлении Ивана Грозного было явление иконы «Благовещение». Именно в эту башню был заключен несправедливо обвиненный воевода. Он молился и просил о чуде. В подтверждение его невиновности и было явление лика Божьей Матери.

Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы»уцелела при пожаре в 1737 году. Тогда сгорела Благовещенская церковь и Царь-колокол. Но икона осталась нетронута пламенем. Ее можно найти в храмах таких городов:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Переславль-Залесский;
  • Нижний Новгород;
  • Казань.

Молятся чудотворной иконе об избавления от тюремного заключения и несправедливых нападок, об исцелении болезней духовных и телесных, о скорбях и искушениях.

По легенде, этот образ был написан апостолом Лукой. Якобы еще при жизни Богородицы, с ее благословения, Лука создал от 3 до 70 ликов Матери.

Четыре удела было у Девы Марии - Иверия (Грузия), Афон, Киевская Русь, Дивеевская обитель. Туда она должна была нести слово Божие и проповеди. Не везде при жизни успела побывать Богородица. Но и после смерти она знамениями, видениями участвовала в распространении христианской веры.

Иверская икона Пресвятой Богородицы «Вратарница»является символом защиты всех истинно верующих людей. Она предстает заступницей, хранительницей, утешительницей во всех бедах и напастях.

Иверская икона Пресвятой Богородицы находится в храмах Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ростова-на-Дону, Орле. Есть она и в церквях Новгородской, Курской, Псковской, Тамбовской областей. Дни празднования приходятся на 25 февраля, 26 октября и на вторник Светлой Седмицы.

Существует множество письменных и устных свидетельств об исцелении после молитвы. Икона помогает найти в себе силы для покаяния, очищения. К ней приходят грешники в поиске праведной дороги, с просьбами о защите и утешении. Икона избавляет от телесных и душевных болезней. Перед ней можно молиться о сохранении дома от пожаров, наводнений и других катастроф.

Икона Пресвятой Богородицы «Вратарница»оставляет загадки и по сей день. В 1981 году греческим монахом был создан образ, списанный с оригинала. Икона оказалась мироточащей. Ее 1982 году привез в Монреаль (Канада) Иосиф Муньос Кортес. После акафистов, молебнов перед образом исцелялись тяжелые, неизлечимые заболевания (лейкоз, паралич). Икона возвращала людей к духовной жизни, избавляла от неверия. В 1997 году хранитель образа Кортес был убит. Икона исчезла.

«Умиление Пресвятой Богородицы»

Существует несколько известных чудотворных икон «Умиление». С них сделано множество списков, которые не теряют своей благодатной силы.

Смоленская икона «Умиление Пресвятой Богородицы»явилась в 1103 году. Польские захватчики осаждали город. Целых 20 месяцев с помощью чудотворного образа смоленские войска удерживали Смоленск, не сдали его врагам.

Псково-Печорская икона славна своими чудесными исцелениями. В летописях Пскова и Великого Новгорода сохранились свидетельства, датированные 1524 годом.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление Пресвятой Богородицы»находилась в келье святого старца Серафима Саровского до самой смерти. После было сделано несколько списков, которые впоследствии тоже оказались чудотворными. Елеем от лампады, горевшей перед иконой, старец Саровский мазал больных, и те излечивались.

Новгородская икона «Умиление» в 1337 году парила в воздухе над церковными дверями. Слезы капали из ее глаз. Позднее в этот же год началось в городе моровое поветрие. Горожане молитвами просили святой образ заступиться за них. Вскоре болезнь отступила.

Молитва перед иконой помогает в бедах и несчастьях. Избавляет от искушений, сохраняет брак. Дарует беременность и легкие роды. Этот образ считается женским и помогает во многих болезнях и печалях. Избавляет от болезней глаз, слепоты. Почти все чудотворные образы Девы способны исцелить телесные и душевные болезни после молитв и Акафистов.

«Рождество Пресвятой Богородицы»

Пророчества о рождении Девы, которая станет матерью Мессии, звучат уже в Ветхом Завете. Она происходила из древнего рода, который насчитывал множество первосвященников, патриархов, царей. Иокаим и Анна, родители Богородицы, долго не имели детей. Они истово молились, чтобы в семье появился ребенок. Спустя 50 лет жизни в браке им была дарована счастливая весть о зачатии и рождении Царицы Небесной.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»повествует о радостном событии. Рождение и вся последующая жизнь Марии проникнуты верой, спокойствием, терпением. Недаром она считается заступницей, утешительницей всех христиан и заблудших душ. День празднования - 21 сентября.

Часто икона «Рождество Пресвятой Богородицы»даровала отчаявшимся родителям долгожданного ребенка. Любая молитва перед образом способна успокоить, исцелить душу от обид и несправедливости. Особенно действенны просьбы о заблудших душах, возвращении веры, очищении от грехов, даровании духовно-нравственных устоев. Молитвы о детях, воссоединение семьи, устранение обид и ссор между супругами также будут услышаны.

Значение иконы

Иконы Пресвятой Богородицыолицетворяют единство Бога и человека. Как простая женщина она родила Спасителя, как святая Дева Мария встала рядом с ним на Небесах. Это совмещение высшей духовности и понимания людских слабостей. Образ Богородицы является собирательным образом матери, умеющей простить своих детей, заступиться за них, понять их. Поэтому так много икон, молитв, праздников, памятных дат, посвященных Божьей Матери.

Священники учат, что нет большего страдания на земле, нежели стоять рядом и видеть смерть собственного ребенка. К духовному преобразованию через муки жертвенности прошла Пресвятая Богородица. Икона, значениекоторой заключено не во внешнем блеске, а во внутренних добродетелях, учит мирян многому...

В смирении и терпении провела всю жизнь Богородица. Рано потеряла родителей. Вышла замуж за вдовца, чьи сыновья не любили ее, не верили в Божественную Благодать. Ее кротость, страдания стали удивительным сочетанием земной духовности и небесной святости.

Формальное чтение молитв, равнодушное посещение церкви не подарит благоволение Богородицы. Только покаянием, чистым сердцем, искренней любовью можно добиться заступничества Девы.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы учат человечности, умению оставаться добродетельным в любых жизненных ситуациях. Со смирением переносить трудности, испытания и знать, что даже в грехе можно покаяться и вернуть себе Благодать.

error: Content is protected !!