Единая транспортная система, ее структура. Структурная схема видов транспорта

Единая транспортная система (ЕТС) представляет собой совокупность всех взаимосвязанных видов транспорта, обеспечивающих экономической и социальной потребности страны в перевозках. Базовой основой единой транспортной системы является сеть путей сообщения - железнодорожных, автодорожных, водных, трубопроводных, воздушных. Это общая сеть путей сообщения с общей протяженностью более 2 миллионов километров, большую часть которых (75%) составляет воздушный и автомобильный транспорт. Доли других видов транспорта не так значительны.

В транспортный комплекс страны входят также предприятия транспортного машиностроения, строительства, транспортно-экспедиторские фирмы, структуры по подготовке и переподготовке кадров. Каждый вид транспорта занимает определенную долю в общей структуре перевозок. Величина этой доли определяется спросом на перевозки, зависит от качества, надежности и регулярности.

Ни один из видов транспорта нельзя полностью признать монопольным, т.к. он в определенных пунктах своей сети стыкуется с другими видами транспорта, которые продолжают процесс перевозки до пункта назначения.

Например: для отправки груза железнодорожным, водным, воздушным транспортом его для начала подвозят автотранспортом к станции, порту, аэропорту, а затем перегружают на соответствующий подвижной состав перевозки.

Автомобильный транспорт единственный отвечает логистическому принципу «от двери к двери», но в тоже время он является наземным видом транспорта и его эффективность во многом зависит от дальности перевозки.

Единая транспортная система предполагает комбинированное использование различных видов транспорта на основе технологического взаимодействия.

Общность различных видов транспорта проявляется также в сочетании технических параметров используемых видов подвижного состава, габаритов и весовых характеристик перевозимых грузов, возможностей их эффективного размещения и крепления на транспортных средствах. Широкое развитие контейнерных, паромных, контрейлерных перевозок, создание судов класса «река-море» послужило активному объединению видов транспорта в ЕТС.

Различные виды транспорта функционируют в едином экономическом и правовом пространстве, поэтому необходима увязка и согласование тарифной политики, нормативно-правовой базы. Кроме того, каждый вид транспорта испытывает на себе функции государственного регулирования (на региональном уровне и в масштабе всей страны).

Транспортный комплекс

Созданные в мире транспортные средства представляли собой технические достижения своего времени. Их появления связано с ростом производства, с тенденцией разделения труда, освоения новых территорий, с необходимостью ускорения и удешевления перевозок и поездок.

Транспорт - подвижной состав (устройство, аппарат), служащий для перемещения грузов и людей.

Транспортные средства - обеспечение какой-либо деятельности совокупностью транспортных средств, объектов, сооружений и систем управления ими.

Общая сеть транспортной системы состоит из самих транспортных средств и путей сообщения, по которым они и движутся.

Существует три вида путей сообщений:

естественные (самые дешевые). Они обладают большой пропускной способностью, не требуют затрат для поддержания эксплуатационного состояния - воздушная, морская среда;

улучшенные - с развитием производства и торговли, существующие естественные пути сообщений стали улучшать (устройство дорожных покрытий, укрепление берегов, удаление в руслах рек порогов и препятствий и т.д.);

искусственные - железные дороги, автомобильные дороги, водные каналы, монорельсовые дороги - пути «общего пользования».

Для обеспечения перевозок по путям сообщений общего пользования необходимы специальные сооружения - станции, вокзалы, склады, порты, называемые терминалами. На них осуществляется перевалка грузов из подвижного состава одного вида транспорта в подвижной состав другого вида транспорта, перевозка пассажиров. Здесь происходит переформирование грузовых и пассажирских потоков. Передвижением материальных потоков занимается промышленный транспорт.

Транспорт является важнейшей составляющей инфраструктуры, обеспечивая обмен товарами. Как субъект рынка транспорт продает свои услуги по перемещению грузов и пассажиров. Доля транспортной продукции достигает 15-20 %. Сам транспорт не создает новой продукции, т.к. его продукцией является сам процесс перевозки грузов и пассажиров. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления. Таким образом, транспорт продолжает процесс производства, начатый в сельском хозяйстве и в промышленности. Конечный результат производства реализуется у потребителя. Процесс перевозки грузов и пассажиров неотделим от процесса транспортного производства. Продукцию транспорта нельзя накопить и создать ее запасы. Поэтому проблема резервов на транспорте состоит в создании резервов пропускной и провозной способности (особенно для направлений с быстрорастущими перевозками).

Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляет почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.

Транспортные комплексы оказывают также негативное влияние на окружающую среду: 80% всех вредных выбросов в атмосферу и водную среду. Транспорт занимает также значительные площади земельных угодий и таит в себе угрозу жизни и безопасности людей.

Роль и значение транспорта

Экономическая роль

Государственное значение - объединяет области, края, государства, создает международные связи.

Народнохозяйственное значение - удовлетворяет потребности народного хозяйства населения в перевозках грузов и пассажиров.

Социальное значение - обеспечивает трудовые и бытовые поездки людей.

Культурная функция

Оборонное значение

Уровень развития транспорта в стране определяет уровень развития ее цивилизации. Поэтому недооценивание значения транспорта отрицательно сказываются на экономике страны. Транспорт способен существенно влиять на экономический рост страны, расширение торговли, повышение уровня жизни граждан, улучшение их социального проживания в современном обществе.

Транспортная система России представляет собой сложный транспортный комплекс путей сообщения, который делится на:

Магистральный - транспорт общего пользования: железнодорожный, водный, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный.

Промышленный - осуществляется перемещение предметов и продуктов транспорта в сфере производства.

Городской - перевозки внутри города: метро, автобус, троллейбус, трамвай, такси.

Дополнительно к составляющим транспортного комплекса относят:

Ведомственный транспорт

Трубопроводный транспорт

Нетрадиционные виды транспорта (на воздушной подушке, на магнитном подвесе и др.).

Выбор вида транспорта зависит от уровня промышленной развитости страны, ее размеров, роли и значения перевозок.

Железнодорожный транспорт - первое место в большинстве промышленно - развитых странах, т.к. наиболее универсален: не зависит от климата, погоды, времени года. Железнодорожный транспорт входит в экономический потенциал страны, внося тем самым существенный вклад в научно-технический прогресс страны. В перспективе развития железнодорожного транспорта - создание высокоскоростного движения наземного транспорта, который сможет соперничать с воздушным транспортом.

Автомобильный транспорт - способен доставлять груз в различные регионы, где нет других видов транспорта; доставка от отправителя к получателю без перегрузки. Экономически выгоден только на дальние расстояния.

Морской транспорт - наиболее эффективен в тех направлениях, где морские пути короче сухопутных и нет других видов массового транспорта (Сибирь, Дальний Восток).

Речной транспорт - наиболее эффективен в тех направлениях, где местные и дальние перевозки совпадают с расположением судоходных рек и каналов. Наибольшая провозная способность наблюдается при использовании больших грузоподъемных судов. В связи с природно-климатическими условиями России период навигации при небольшой себестоимости кратковременный.

Воздушный транспорт - востребован в труднодоступных местах для других видов транспорта. Высокая скорость движения компенсируется высокой себестоимостью перевозок и зависимостью от природных условий.

Трубопроводный транспорт - используется для транспортировки природного газа, нефти, нефтепродуктов, продуктов питания (минеральной воды, молока и др.). Самый дешевый вид транспорта. Не зависит от природных условий и занимает минимум площади земельных угодий.

Транспортный комплекс - совокупность пропорционально развитых отраслей народного хозяйства, специализированных на удовлетворении потребностей общественного производства в перемещении грузов и пассажиров.

Для нормального функционирования любое государство, независимо от его государственного устройства или территориальной протяженности, нуждается в четко организованной транспортной системе. Безусловно, Российская Федерация не является исключением из этого правила.

Говоря о транспортной системе России, в первую очередь необходимо раскрыть понятие «транспорта» как такового. Термин «транспорт» в переводе с латинского «iransportorc», что означает «перемещение чего-либо».

Так под транспортом понимают отрасль материального производства, обеспечивающей жизненно необходимую потребность общества в перемещении людей и грузов, так же существует и такое определение:

Транспорт - это совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.

Путями сообщения именуют дороги, мосты, другое оборудование.

Технические устройства и сооружения - это гаражи, ремонтные мастерские, станции технического обслуживания, погрузочно-разгрузочные пункты, грузовые и пассажирские станции, средства связи, сигнализация и т.п.

Транспорту присущи определенные особенности, так на транспорте производственный процесс и продукция этого процесса совпадают во времени и пространстве, иными словами, он не перерабатывает сырье и не создает какие-либо продукты. Осуществленное транспортом перемещение груза или людей одновременно выступает и производственным процессом и произведённой им продукцией.

Рассмотрев базовые понятия, которые необходимы при исследовании вопросов, касающихся транспортной системы РФ, перейдем к ее непосредственному изучению.

Единая транспортная система Российской Федерации включает в себя различные виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный, городской пассажирский, ведомственный (промышленный), которые обеспечивают перевозку грузов и людей.

Структура единой транспортной системы РФ состоит из следующих элементов:

1. Железнодорожный транспорт;

2. Трубопроводный транспорт;

3. Водный транспорт;

3.1. Морской транспорт;

3.2. Внутренний водный транспорт;

4. Автомобильный транспорт;

5. Воздушный транспорт;

6. Электронный транспорт.

Рассмотрим каждый из перечисленных элементов в отдельности.

Железнодорожный транспорт - это вид транспорта, который осуществляет перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям помощью механической тяги (тепловозов, электровозов, паровозов), он является основным в современной России.

Значительную долю среди грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, преобладают такие грузы, как лес и лесоматериалы, сельскохозяйственные грузы и в значительной степени зерно, уголь, чуть менее реже нефть и нефтепродукты, сырье, руды черных металлов, металлы и минерально-строительные материалы. Самая меньшая доля грузов - продукция обрабатывающей промышленности.

Говоря о направлениях грузоперевозок, стоит заметить, что преобладающую роль играют грузопотоки топлива и сырья из Сибири в западном направлении (в европейскую часть на Украину, в Белоруссию, Прибалтику, а также страны Восточной и Западной Европы). Так же велик поток грузопоток сырья из Европейского Севера в среднюю и южную полосу России.

В пассажирском сообщении особенно загружены Транссибирская магистраль в ее европейской части, дорога Москва - Санкт-Петербург, а также остальные радиальные магистрали, расходящиеся из Москвы. Пригородное пассажирское сообщение наиболее развито в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России.

В настоящее время Россия является лидером по общему грузообороту железнодорожного транспорта, но, не смотря на данный факт, железнодорожная сеть, и транспортные средства в значительной мере изношены и требуют незамедлительного обновления.

Трубопроводный транспорт - один из видов транспорта жидких, газообразных и сухих (в измельченном состоянии) грузов по трубам под действием разности давлений, создаваемой компрессорными станциями.

Данный вид транспорта довольно молод и начал свое развитие в конце в конце 50-х гг. нынешнего столетия, но уже к середине 80-х гг. он составил здоровую конкуренцию железнодорожному транспорту.

Важнейшими грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный и попутный газ.

Группа водного транспорта включает в себя морские и внутренний водный транспорт.

Морской транспорт предназначен для выполнения перевозок грузов и пассажиров между портами страны. На его долю приходится более 50 % всех международных перевозок, данная ситуация обусловлена тем, что берега Российской Федерации омываются водами двух океанов и 14 морей. Внутренний водный транспорт, который так же называют речным - это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по внутренним естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища и шлюзованные участки рек) водным путям . Сложность для работы данного вида транспорта составляет зимний ледостав, а так же сезонное обмеление рек. Речной транспорт России специализируется главным образом на перевозках минерально-строительных материалов (3/4 всех грузов) лесных, нефтяных и сезонных грузов - зерна, овощей и бахчевых. Более 2/З всего грузооборота отечественного водного транспорта приходится на Волго-Камский бассейн, а наиболее грузонапряженный участок этого бассейна отрезок Волги от Камского устья до Самары.

Основным в городском и внутрирайонном сообщениях и в районах страны со слабо развитыми другими видами транспорта является автомобильный транспорт. Существенным недостатком выступает его сравнительно высокая себестоимость.

Однако автотранспорт обладает наибольшей мобильностью, по сравнению с другими, ранее рассмотренными видами транспорта. Он позволяет осуществлять доставку груза и пассажиров «от двери до двери». Так же не маловажным фактором выступает высокий уровень комфорта в пассажирских перевозках. Именно поэтому автотранспорт в России занимает первое место по объёмам перевозимых грузов и одно из последних мест по объему грузооборота в силу чрезвычайно коротких средних расстояний перевозки (немногим более 20 км). Основные перевозки грузов и пассажиров автотранспортом осуществляются в городах и их ближайшем окружении. Весьма велики объемы работы автотранспорта в карьерах, где большегрузные самосвалы используются для перевозки минерально-строительных материалов и пустой вскрышной породы. Говоря о автомобильном транспорте нельзя не упомянуть такие его виды, как городской пассажирский, промышленный и ведомственный транспорт.

Городской пассажирский транспорт включает в себя метрополитен, трамвайный и троллейбусный парк, а так же автобусы. Объем перевозок городским транспортом составляет 28% общего пассажирооборота, выполняемого всеми видами транспорта в стране.

Протяженность линий городского пассажирского транспорта составляет: метро-400 км.

трамвай - 4000 км.

троллейбус - 7000 км.

автобус-130000 км.

Следующим звеном единой транспортной системы РФ выступает Воздушный транспорт, главной задачей которого выступает перевозка пассажиров, почты н грузов на большие расстояния. Доля пассажирских перевозок, приходящихся на воздушный транспорт, составляет свыше 80 %.

Основными центрами авиасообщения, где пересекаются многие аэротрассы, являются крупнейшие города страны: Москва о Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, а также все крупные города на авиатрассе Москва Владивосток. В районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют вертолеты. Они доставляют грузы и пассажиров на нефтепромыслы и другие производственные объекты, геологические партии к месту их работы, оказывают срочную медицинскую помощь и т.д.

Сегодня достаточно сильное развитие получил электронный транспорт. Данный транспорт не осуществляет перевозку грузов или пассажиров. Его задачей является транспортировка электроэнергии на большие расстояния. Для этого используются высоковольтные ЛЭП (линии электропередач), которые можно увидеть практически в любом уголке нашей страны.

Целесообразность использования такой системы проста и логично объяснима. Главное преимущество данного транспорта - экономичность. Гораздо дешевле построить несколько ЛЭП, чем строить электростанцию.

ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ

3.1. Транспортная система.Элементы транспортной системы

3.2. Транспортные сети

3.3. Подвижной состав

3.4. Транспортная инфраструктура

3.5. Транспортные узлы

3.6. Мультимодальные системы транспортировки грузов

Транспорт как отрасль материального производства осуществляет комплекс транспортно-технологических процессов при перемещении пассажиров и грузов. Кроме этого понятия слово «транспорт» используется и в других значениях. Под словом «транспорт» также понимают:

комплекс технических средств, обеспечивающих перемещение грузов и людей;

собственно процесс перемещения или транспортировка;

поток транспортных единиц, движущийся по водному пути или дороге;

отдельную партию груза, следующую в определенный пункт назначения;

род деятельности человека или специальность.

Термином транспортная система будем обозначать комплекс средств транспорта, организованных для выполнения перевозок. Обычно термин «транспортная система» употребляют, когда речь идет о транспортном обслуживании государства, региона, крупного города. Однако последнее время этот термин применим также для обозначения сил и средств транспорта, осуществляющих транспортное обеспечение отдельных отраслей, предприятий и организаций. В зависимости от масштаба выполняемых задач можно различать транспортные системы :

единая транспортная система страны;

транспортная система региона, города;

транспортная система отрасли хозяйства или промышленного предприятия.

Для выполнения функций перемещения в составе транспортных систем имеются следующие элементы : транспортные сети (коммуникации); подвижной состав для транспортирования; транспортные узлы (вокзалы, погрузочно-разгрузочные системы и склады) для обслуживания пассажиров, передачи и хранения грузов; средства обслуживания клиентов; системы управления транспортом; предприятия и средства для технической эксплуатации средств транспорта и другие элементы инфраструктуры. Часть элементов системы выполняет основные функции – перемещение пассажиров и грузов. Это транспортные сети, транспортные узлы и подвижной состав. Другие элементы обеспечивают функционирование первых , – это подсистемы управления транспортом, обслуживания клиентов, технической эксплуатации средств транспорта.

В состав единой транспортной системы страны обычно включают следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Городской транспорт может быть представлен разными видами преимущественно пассажирского транспорта: метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус, такси и другие, функционирующие обособленно в разных городах.



Промышленный (производственный) транспорт может быть представлен всеми видами транспорта, обслуживающими внутренние нужды собственно промышленных, сельскохозяйственных, строительных, торговых и других предприятий и организаций.

Понятия «промышленный» и «городской» транспорт – собирательные, они применяются к конкретному предприятию, городу, действуют независимо от аналогичного транспорта других предприятий и городов, они также не существуют как единое взаимосвязанное хозяйство в масштабе страны.

Транспорт, который в соответствии с действующим законодательством должен осуществлять перевозки грузов и пассажиров, независимо от того, кем они предъявлены к перевозке, называют транспорт общего пользования. Транспорт общего пользования составляет основу единой транспортной системы страны. Именно он представляет самостоятельную «транспортную промышленность», которая обеспечивает основные нужды страны в перевозках, вытекающие из необходимости кооперации производства и взаимодействия всех отраслей народного хозяйства, а также основные перевозки в сфере торговли и обслуживания населения.

Транспорт необщего пользования – ведомственный транспорт, выполняет перевозки только для своего ведомства и не обязан выполнять заказы всех других заказчиков. Ведомственный транспорт промышленных предприятий называют промышленным. К этой же группе транспорта можно отнести и транспорт индивидуального пользования или личный.

Экономика любого государства не может успешно функционировать без транспорта. Транспорт играет огромную роль в экономике страны и является составной частью экономики.

От работы транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоении новых экономических районов. Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении грузов и пассажиров.

ТРАНСПОРТ (от латинского transport – перемещаю) – отрасль производства, обеспечивающая жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

Средства сообщения – это подвижной состав транспорта (автомобили, прицепы, суда, баржи, самолеты, вертолеты, вагоны, локо- мотивы и т. д.).

Пути сообщения – это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транс- порта (автомобильные дороги, железнодорожный путь, воздушные трассы, морские пути и т. д.).

Технические устройства и сооружения – это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации.

Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой стороны, он сам, как субъект рынка, продает свои услуги, перевозя товары и население. Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих является трудом производительным, так как он создает национальный доход, увеличивает национальное богатство, измеряемое в стоимостной форме.

В настоящее время практически ни один вид транспорта (кроме автомобильного) не может самостоятельно обеспечить перемещение груза от производителя к потребителю по схеме «от двери до двери». В одной перевозке может участвовать несколько видов транспорта, например, автомобильный, железнодорожный, морской транспорт. Взаимодействие между отдельными видами транспорта очень слабое и малоэффективное. Основные проблемы возникают на стыках различных видов транспорта. В результате несогласованных действий транспорт несет огромные потери и убытки. Поэтому в создании единой транспортной системы заинтересованы все виды транспорта.

Организация работы такого комплекса, как Единая транспортная система, является сложной и важной для экономики страны задачей.

Особенности транспорта

Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.

Во-первых, не производит вещественной продукции, он является продолжением процесса перевозки, который заканчивается тогда, когда продукция доставлена к месту потребления.

Во-вторых, продукция транспорта – перевозка грузов и пассажи- ров неотъемлема от процесса транспортного производства, ее нельзя накопить (создать ее запасы), поэтому проблемы резервов на транспорте состоят в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по сети дорог невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и в первую очередь на направлениях с быстро растущими перевозками.

В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля зарплаты в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.

В-четвертых, кругооборот средств, выделяемых на развитие транспорта, отличается от промышленности и сельского хозяйства – на транспортном рынке реализуется не товар, а сам производственный процесс, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, но и непосредственно к самому транспортному производственному процессу.

Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень ее цивилизации. Он способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда, сокращению времени доставки грузов или проезда до места работы. Транспорт активно воздействует на окружающую среду – его доля в общем валовом выбросе в атмосферу от всех продуктов производственной деятельности составляет почти 40 %. Основную долю загрязненности дает автомобильный транспорт (около 80 %).

Глава 1. Особенности транспортных систем.

1.1. Определение транспортной системы, ее характеристики и особенности.

Согласно толковому словарю Ожегова, система - определенный порядок в расположении и связи действий.

Современные тенденции развития экономики направлены на все большую интеграцию транспортных процессов в производственные. Необходимость снижения себестоимости продукции даже при самых современных технологиях производства требует оптимизации в целом цепочки сырье – производство – складирование – реализация. Это вызвало развитие соответствующего класса систем, которые получили название логистических. Помимо главной цели – снижения себестоимости производства продукции логистические системы эффективно снимают основное противоречие между производством и транспортом – снижение транспортных издержек в себестоимости продукции.

Транспортная система в наиболее общем случае – это образующая связанное целое совокупность работников, транспортных средств и оборудования, элементов транспортной инфраструктуры и инфраструктуры субъектов перевозки, включая систему управления, направленная на эффективное перемещение грузов и пассажиров.

В то же время транспортная деятельность несет обществу определенные издержки. Они являются внешними по отношению к транспорту, так как не входят в затраты перевозчика и выражаются в загряз- нении окружающей среды (воздух, поверхности дорог и прилегающих территорий, шум, электромагнитные излучения), износе дорог, связан- ном с увеличением интенсивности движения, ухудшением условий мобильности населения, ДТП и т. д.



Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей экономики: 


· Транспорт не производит новой вещественной продукции, а является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Он не создает новую продукцию, а лишь перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства, увеличивая тем самым ее стоимость на величину транспортных издержек.

· 
Продукция транспорта - перевозка грузов и пассажиров - неотделима от процесса транспортного производства. Ее нельзя накопить, создать ее запасы. Поэтому проблема резервов на транспорте состоит в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. 


· Продукция транспорта не содержит сырья. В отличие от отраслей промышленности транспорт вовсе не потребляет сырья, зато использует огромное количество топлива, электроэнергии, стали, синтетического каучука, смазочных масел и других материалов. 


· Схема кругооборота капитала на транспорте отличается от кругооборота в промышленности и сельском хозяйстве: приращенный капитал выступает в ней не в товарной форме, а только в денежной. 


· На транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортного комплекса. Следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к транспортному производственному процессу. 


· Количество труда, затрачиваемого на перевозку грузов, зависит не от их стоимости, а от веса и расстояния (без учета расходов на охрану грузов). 


· Для транспорта характерны линейные формы размещения (в то время как для промышленности - дискретные, а для сельского хозяйства - площадные и континуальные).

· Доставка грузов от производителя к потребителю и пассажиров к их месту назначения возможна лишь в результате взаимодействия различных видов транспорта: с одной стороны, железнодорожного, водного, работающих на дальние расстояния, и с другой - автомобильного.


Структура транспортной системы.

Транспорт общего пользования - это транспорт, который в соответствии с действующим законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы эти перевозки ни были предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией, фирмой или частным лицом. Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная отрасль материального производства. Он обслуживает сферу обращения, обеспечивая связь между сферой производства и сферой потребления.

В отличие от транспорта общего пользования транспорт необщего пользования выполняет перевозки продукции внутри сферы производства, т.е. для конкретного предприятия, организации или фирмы. Перевозки, которые он выполняет, являются внутрипроизводственными, или технологическими. Ведомственный транспорт промышленных предприятий называется промышленным транспортом. 
Автомобильные или железные дороги (как правило, небольшой протяженности), принадлежащие тому или иному предприятию, называются подъездными. В транспортной системе страны имеется густая сеть таких дорог. Суммарная протяженность железнодорожных подъездных путей превышает протяженность железных дорог общего пользования.

Кроме деления на транспорт общего и необщего пользования в некоторых случаях подразделяют транспорт на магистральный и немагистральный. С одной стороны, магистральный - синоним транспорта общего пользования, а немагистральный - необщего. С другой стороны, термин "магистральный транспорт" применяется для обозначения путей сообщения, связывающих крупные города и промышленные центры страны или крупного региона. В этом случае небольшие ответвления от основных магистралей не считаются звеньями магистрального транспорта и обычно именуются линиями местного значения. 
В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования группируется следующим образом: 
- универсальный (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный; 
- внутренний (осуществляющий перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу); 
- круглогодичный и сезонный (внутренний водный и частично морской).

Инфраструктура – это физические компоненты транспортной системы, которые занимают фиксированное положение в пространстве и создают транспортную сеть, включающую связи (сегменты автомобильных и железных дорог, трубопроводов и т. п.) и узлы (пересечения сегментов дорог, терминалы различного назначения и т. д.). Важной задачей инженера соответствующего профиля является обеспечение требуемой пропускной способности связей и узлов, их технологическое соответствие обслуживаемым потокам грузов и пассажиров для своевременного обеспечения потребностей экономики и населения.

Перемещение транспортных средств по транспортной сети образует транспортные потоки. Транспортные средства имеют широкий диапазон характеристик, которые необходимо учитывать при проектировании транспортных сетей. В зависимости от используемых транспортных средств, будь то велосипед или карьерный самосвал, трамвай или железнодорожный состав, будут меняться не только характеристики транспортного потока, но и требования к геометрическим и техническим параметрам транспортных сетей. В узлах транс- портных сетей грузы и пассажиры, следующие до этого на транспортных средствах, перемещаясь на другие транспортные средства, склады и т. д., образуют самостоятельные потоки, которые также должны быть своевременно обслужены.

error: Content is protected !!