Жертвы и жертвоприношения.

Ответ: Центральное событие всего Нового Завета - добровольная искупительная жертва Иисуса Христа, обеспечившая человечеству возможность прощения грехов и спасения. Но была ли этим актом снята сама проблема как таковая? В данной связи уместен вопрос об отношении христианства к человеческим жертвоприношениям вообще.

Несомненно, обычай приносить кровавые жертвы, в том числе человеческие, уходит у кочевых племен Ближнего Востока (как и у многих других) в седую древность.

Был таковой, по-видимому, и у древних евреев, со временем сменившись искупительной жертвой животных.

Кровавые жертвы Богу проходят через весь Ветхий Завет. В первую очередь, это касается животных. Яркий пример - жертвоприношение Моисея в день, когда евреи приняли Закон (Тору). Половина жертвенной крови пошла на окропление жертвенника, половина - на окропление народа со словами: «Вот кровь Завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх. 24:1-11). Но животными дело не ограничилось.

Невозможно иначе как жертву интерпретировать те чудовищные, необъяснимые по жестокости избиения, которые Израиль учинил семи народам, на территории которых он расселился в Земле Обетованной. Когда по прямому повелению Господа, данному через Моисея или Иисуса Навина59, в городах-государствах уничтожалось «все дышащее», включая не только стариков, женщин и детей, но и лошадей, верблюдов, мелких домашних животных. Так были уничтожены народы хеттеев, гергесеев, амор- реев, хананеев, ферезеев, евеев и иевусеев.

А разве не просматривается отчетливо ритуальный характер убийств пленных, учиненных «праведным» и «кротким» царем Давидом? Он поступал так: "Поразил моа- витян и смерил их веревкою, положив на землю; и отмерил две веревки на умерщвление, а одну веревку на оставление в живых" (2 Царств VIII:2). Или так: "И взял Давид венец царя их с головы его... и возложил... на свою голову, и добычи из города вынес очень много. А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами аммонитскими" (2 Царств XII:30-31).

Как видим, христианская традиция (как ветхо-, так и новозаветная) насчитывает немалый ряд примеров человеческих жертвоприношений, отношение к которым не только терпимое, но и одобрительное. Подтвердим это еще более выразительными примерами.

Во-первых, это всем известная история Авраама и Исаака. Перед нами, так сказать, первая проба, первая попытка Бога поднять вопрос о заклании Ему в жертву человека. Характерно, что Авраам воспринял просьбу Бога принести в жертву собственного сына, любимого, как вполне законную. Он не возмутился, не воспротивился и со своей стороны сделал все, как нужно. Это говорит о том, что, хотя, конечно же, отцовское сердце восставало против такой просьбы, сама по себе идея принести невинного отрока в жертву Богу была приемлема для сознания человека того времени. Она не поражала сверхъестественной жестокостью. Как мы знаем, в самый последний момент вместо мальчика Бог разрешил закласть овна, запутавшегося рогами в кустарнике. В этом символе, видимо, запечатлелся исторический момент принципиального отказа древних кочевников от человеческих жертв с их «равноценным» замещением. Отголосок этого события, некогда имевшего место, мы видим и в заповеди, данной Богом Моисею: «Все, разверзающее ложесна [то есть, впервые рождающееся естественным образом через половые органы особи женского пола], Мне, как и весь скот твой мужского пола, разверзающее ложесна, из волов и овец; первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай» (Исход, XXXIV:19-20. - Выделено мной. - И. П.).

На сей раз дело, к счастью для людей, в нем участвовавших, окончилось только разговором; реально в жертву никто принесен не был. Жертва в облике человека оказалась отвергнута Богом. Но те, кто выводит отсюда заключение о неприемлемости или неугодности для Бога человеческих жертв вообще, глубоко неправы, как станет ясно из дальнейшего.

Во-вторых, следующий документально зафиксированный эпизод человеческого жертвоприношения (на сей раз состоявшегося, следовательно, принятого Богом как должное) - это случай с дочерью Иеффая. О нем редко кто знает, этот эпизод всеми всегда замалчивается, поэтому расскажем его подробно. Названный Иеффай был сыном блудницы, а стал со временем выдающимся полководцем своего времени и вождем жителей всего Галаада, победителем исконных врагов евреев - аммонитян. И вот, перед решающей битвой «дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь ам- монитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» (Книга Судей XI:29-31). Иеффай победил. Это значит, что жертва, о которой Господь Бог знал, конечно, наперед, оказалась Ему угодна, и условия обета оказались Им приняты.

Первой по приезде встретила Иеффая его любимая и единственная дочь, девственница (как то и положено для жертвы). «И он совершил над ней обет свой, который дал» (там же, 34-40). То есть, изжарил дочь целиком на жертвенном огне («всесожжение»), предварительно, как следует надеяться, выпустив из нее всю кровь.

В данном случае никакой замены жертвы и отмены жертвоприношения не произошло. Иеффай - не Авраам, и его дочь - не Исаак. Жертва была охотно принята Господом полностью и до конца. Так в Библии появился задокументированный прецедент, который не стал ни единственным, ни последним.

В-третьих, во Второй книге Царств рассказано о семи сыновьях из дома Саула, которых Давид - любимец Бога, праведный во всем, кроме поступка с Вирсавией и ее мужем Урией, - выдал гаваонитянам. «И они повесили их [на солнце] на горе перед Господом. И умилостивился Господь над страной после того» (II Царств, XXI:9, 14). Эпизод слишком красноречив и ясен по смыслу сам по себе, чтобы его комментировать. Подобного рода случаи имеются и еще, о некоторых из них скажем здесь же.

В книге Числ рассказывается о прямом приказании самого Бога: «И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня» (Числа XXV:4). Что и было сделано. Сколько именно начальников народа пришлось повесить Моисею, Библия, обычно точная в цифрах, умалчивает, но явно не мало. Перед нами - типичное жертвоприношение, по схеме не отличающееся от того, которого Бог потребовал от Авраама. Хотя и по-другому закончившееся.

Иисус Навин посвятил Господу (то есть, принес ему в жертву) уже всех жителей города Гая, «а царя гайского повесил на дереве до вечера».

В-четвертых, как всем хорошо известно, узнав от волхвов о рождении некоего мистического Царя Иудейского, реальный иудейский царь Ирод «встревожился и весь Иерусалим с ним» (Мф. 2:1-3). Однако, поскольку волхвы лишь указали на город Вифлеем как место рождения Христа, но не вернулись к Ироду и не выдали, где именно живет Христос, то «встревоженный» Ирод принял радикальное решение: «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф. 2:16. - Выделено мной. - И.П.). После чего Ирод счел дело сделанным и успокоился, решив, что у опасного соперника шансов уцелеть нет. Таким образом сотни, а может быть тысячи младенцев были убиты вместо одного Иисуса Христа, иными словами - за Него. Их жизнями, помимо воли, была выкуплена Его жизнь, ибо Ирод понадеялся на статистический результат и не стал доискиваться, к кому именно шли волхвы. А ведь мог бы предварительно провести расследование, и тогда младенцы бы уцелели, но Иисус - погиб. Невинные дети (и их родители) пострадали только за то, что родился Иисус Христос, их обрек на страшную гибель сам факт его рождения. Это самая колоссальная, жестокая и кровавая жертва, когда-либо принесенная за Бога и для Бога. Конечно же, Богу ничего не стоило сделать так, чтобы этой гибели множества еврейских младенцев, выкупивших своей безвинной смертью жизнь Иисуса Христа, вовсе не бы- ло. Но она была, и трактовать это можно лишь одним способом: как искупительную жертву мира, ответом на которую стала искупительная жертва самого Христа.

В-пятых. Теоретически самопожертвование Иисуса Христа должно было бы стать самой последней жертвой в иудейской и христианской традиции. На деле же - наоборот, с него-то и началась долгая и кровавая история жертвоприношений ради Бога и ради лично Христа. Начиная с мученических смертей апостолов и других последователей Бога-Слова, человеческие жертвоприношения выражались в дальнейшем в избиениях целых народов (например, в Латинской Америке), отказывавшихся христианизироваться, а также многих сотен тысяч т. н. еретиков (катаров, альбигойцев, гуситов, гугенотов и др.) и инаковерующих (Тридцатилетняя война, Варфоломеевская ночь и др.), а также в изжаривании на кострах сотен тысяч обвиненных в ереси, в колдовстве, в ведовстве, в пропаганде научных знаний, не совместимых с учением Церкви, и т. п. Жертвенный дым от этих костров, и довольно густой, поднимался веками, в то время как всесожжения жертвенных животных уже давным-давно, с разрушения Иерусалимского Храма, не наблюдалось. Таким образом можно сказать, что произошел процесс, обратный тому, что был в далекой древности: в кровавых жертвоприношениях люди успешно заменили собой животных, и эта жертва была принята Богом.

Все эти гекатомбы жертв, совершенных во имя истинной веры и во славу Бо- жию, конечно же, есть не что иное как древнейший священный обряд, известный людям, - обычай, меняющий лишь форму от эпохи к эпохе. Нет никаких оснований полагать, будто этот обычай должен исчезнуть. Предсказать сегодня его формы вряд ли возможно, но жертва, скорее всего, не будет отвергнута.

Христианство - это ветвь иудаизма . Первыми христианами были евреи, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеи. В целом иудаизм относится к христианству как к своему «производному», «дочерней религии », призванной нести народам мира базовые элементы иудаизма. Руководство МП старается подчеркивать культурно-религиозную общность с иудеями.

Многие элементы христианства заимствованы из иудаизма :
- Церковный ритуал (т.е. собирание верующих для молитвы, чтения Писания и проповеди) заимствован из синагогального богослужения ;
- Некоторые христианские молитвы, это переработка еврейских оригиналов, например «Отче наш» (ср. Каддиш);
- Молитвенные формулы имеют еврейское происхождение: аминь (Амен), аллилуйя (Галилуйа), осанна (Хоша’на);
- Некоторые христианские обряды преобразованы из еврейских, например таинство крещения (ср. обрезание и микве);
- Священную книгу иудеев Танах христиане считают и своей священной книгой, только называют ее Ветхим Заветом ; дополнив Новым Заветом, составили Библию ;
- Яхве (YHWH, Иегова) - имя Бога Билбии. Поскольку употреблять имя Бога запрещено, то в иудаизме принято название Хашем (рус. Имя), а в христианстве - Господь (господин).

Жертвоприношение в иудаизме и христианстве

Кровавые жертвоприношения в иудаизме и христианстве обязательны. Еще Адам за сотворение себя и всего мира, принес первого сотворенного быка в качестве благодарственной жертвы Богу.
Вплоть до разрушения Второго Храма жертвоприношение являлось основной формой еврейского священнослужения.

* «Жертвоприношение Исаака», картина итальянского художника Караваджо (1571-1610).


В иудаизме существует 5 видов жертвоприношений :
- жертва всесожжения,
- хлебное приношение,
- жертва благодарности,
- жертва за грех,
- жертва повинности.

Из всех видов жертвоприношений только хлебное приношение является безкровным, оно рассматривается как дополнение к жертве всесожжения. В жертву приносили не только животных, но и людей . Дата последнего жертвоприношения зафиксирована в Талмуде - 70 год н.э.

До восстановления Третьего Храма ритуал храмовой службы заменили иными формами служения Богу - молитва, изучение Торы и строгое следование ее ритуальным и этническим предписаниям.

В христианстве жертвоприношение является центральным элементом , это основа всего церковного культа (вкушение плоти и крови Христовых - евхаристия). Некоторые ученые связывают евхаристию с древними обрядами ритуально-магического каннибализма.
Из-за сходства евхаристии с каннибализмом ранние христиане подвергались гонениям, пока не сожгли, «съели» всех инакомыслящих.

Кровавые жертвоприношения в Ветхом Завете (Числа, глава 31):
25: И сказал Господь Моисею, говоря:
26: сочти добычу плена, от человека до скота, ты и Елеазар священник и начальники племен общества;
28: и от воинов, ходивших на войну, возьми дань Господу, по одной душе из пятисот, из людей и из крупного скота, и из ослов и из мелкого скота;
29: возьми это из половины их и отдай Елеазару священнику в возношение Господу;
37: и дань Господу из мелкого скота шестьсот семьдесят пять;
38: крупного скота тридцать шесть тысяч, и дань из них Господу семьдесят два;
39: ослов тридцать тысяч пятьсот, и дань из них Господу шестьдесят один;
40: людей шестнадцать тысяч, и дань из них Господу тридцать две души.

С первых веков христианства стала зарождаться «Святая инквизиция»... какая математика была у этих изуверов одному YHWH известно.

« Ваш отец - диавол ; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». (Ин 8:44)

Центральная идея иудаизма и христианства

Центральная идея иудаизма - богоизбранность иудейского народа и обещание бога отдать детям Израиля весь мир и другие народы с их имуществом во владение.
Центральная идея христианства - страстотерпие, начиная с отказа от радостей этого Мира и заканчивая принесением себя в жертву за грехи и ошибки других. В обмен на обещание райской жизни после смерти.

Если соотнести центральную идею христианства с центральной идеей иудаизма, то оказывается, что она подчинена идее построения всемирного царства Израиля: иудеи обязаны стяжать себе достояние всех прочих, в том числе и христиан, а христиане облегчать иудеям их «миссию», отказавшись от радостей Мира, подыскав подходящую «Голгофу» и самоотверженно взойдя на нее.
Короче: одни жертвуют собой, а другие в это время подгребают под себя их имущество… Такое соотношение центральных идей обеих религий не случайно. На их основе перековывались национальные характеры народов христианского и иудейского миров.

* Христианство основано на лунном культе, оно по определению не может нести людям ничего хорошего. Христиане рассматриваются лишь как источник

ВВЕДЕНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ

По определению большинства словарей, "пожертвовать" - значит отказаться от чего-то важного и нужного ради кого-то или чего-то другого.

Теперь обратимся к Священному Писанию. Следующие термины используются в Библии для описания акта жертвоприношения:

1. Для описания не кровавой жертвы обычно употребляется Еврейское слово: "minha" , которое имеет следующие значения:

а) Дар, подарок (Бытие 32:13 "И ночевал там Иаков в ту ночь. И взял из того, что у него было, в подарок Исаву, брату своему ", также Бытие 32:18,20-21; Бытие 43:11);
б) Дань или подать (2 Царств 8:2,6; 4 Царств 17:4 "И заметил царь Ассирийский в Осии измену, так как он посылал послов к Сигору, царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый год "); или
в) Дары, приношения Богу (1 Паралипоменон 16:29 "…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его"; Исаия 1:13 "Не носите больше даров тщетных…"),


2. Нечто сближающее человека с Богом; пожертвование как символ завета между Богом и человеком (Еврейское слово: "qorban" ).

3. Кровавая жертва (Еврейское слово: "zebah" от "zabah" , "оставаться"), главной идеей является пролитие крови. Это понятие является абсолютно противоположным описанному в пункте №1- "minha" (Псалтирь 39:7) и в пункте №4 ""ola" - "всесожжения" (Исход 10:25 "Но Моисей сказал: дай также в руки наши жертвы и всесожжения, чтобы принести Господу Богу нашему "; Исход 18:12 "И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу ").

4. Всесожжения (Еврейское слово ""ola" ), жертва, пожираемая огнём (Левит 1:3 "Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом; и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения - и приобретет он благоволение, во очищение грехов его; и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания; и снимет кожу с жертвы всесожжения и рассечет ее на части; сыны же Аароновы, священники, положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова; и разложат сыны Аароновы, священники, части, голову и тук на дровах, которые на огне, на жертвеннике; а внутренности жертвы и ноги ее вымоет он водою, и сожжет священник все на жертвеннике: это всесожжение , жертва, благоухание, приятное Господу ").

5. Греческое слово "thusia" одновременно описывает и жертву , и процесс жертвоприношения (будь то в прямом или в переносном смысле) - Ефесянам 5:2 "Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное ".

6. Греческое слово "prosphora" - "дар" или "приношение". В Новом Завете это слово переводится как жертва или приношоение (Деяния 21:26; 24:17; Ефесянам 5:2 "Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное "; Евреям 10:5 "Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне ");

7. Греческое слово "holokautoma" переводится как "всесожжения" (Евреям 10:6 "Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе "). Это то же самое понятие, которое описано в пункте №4.

I. ЖЕРТВЫ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ДО ЗАКОНА

1. Адам и Ева
Бытие 3:21 "И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их "
А. Из чего были сделаны одежды для Адама и Евы?
Сказано, что это были кожаные одежды. Стало быть, они были сделаны из какого-то убитого зверя. Это первое упоминание о смерти животного, и вообще о смерти живого существа.

Б. Глагол "одел" - в оригинале "покрыл". В греческом языке этот глагол означает "скрывать" или "покрывать" и чаще всего переводится как "прощать", "покрывать грехи". Римлянам 4:7 "Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты ".
В 1 Коринфянах 13:4-7 описаны характеристики истинной любви: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает , всему верит, всего надеется, все переносит ". В 7-м стихе упоминается выражение "всё покрывает". Это та же идея покрытия и прощения.

В. Кто сделал Адаму и Еве одежды, кто покрыл их наготу?
Бог сделал кожаные одежды Адаму и Еве. Бог убил животного, вместо того, чтобы убить Адама и Еву за их грех. Таким образом Бог первым познакомил людей с идеей жертвоприношения: "Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения " (Евреям 9:22 ).

2. Каин и Авель (Бытие 4:1-15)
Жертвоприношение Авеля было принято Богом, потому что:
* Авель был праведным (1 Иоанна 3:11-12 "Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего . А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны "), а также
* Жертвоприношение Авеля было принесено Богу с верой (Евреям 11:4 "Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен , как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще ").

Здесь мы видим, что Авель принес жертву Богу от стада. Нужно отметить, что до потопа люди не ели мяса. Животные были убиваемы людьми только для того, чтобы принести жертву Богу.

3. Ной
Бытие 8:20-22 "И устроил Ной жертвенник Господу ; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся "

4. Иов
Иов 1:5 "Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни ".

5. Авраам (Бытие 22:1-19).
Бытие 12:8 "Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа ".
Бытие 13:18 "И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу ".
Как мы видим, жертвы Богу приносились как до Потопа, так после Потопа, задолго до того, как Бог дал закон Моисею и обществу Израилеву.

II. ЖЕРТВЫ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

1. Заключение Завета
При Моисее Господь Бог вступил с обществом народа Израилева в Завет. Это был завет между Богом и Израилем. Это событие произошло у горы Синай и сопровождалось жертвоприношениями.
Однако фундаментальным принципом и условием этого Завета было послушание Богу, а не жертвоприношения .
Исход 19:4-8 "…вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой , то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним . И донес Моисей слова народа Господу ".

Даже в истории об Аврааме, который послушался Бога, когда Он повелел ему принести в жертву единственного своего сына Исаака, то Бытии 22:17-18 Бог сказал: "Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего ".

Таким образом, Господь этим заветом сместил фокус с жертвоприношений на послушание и верность Яхве. Жертвоприношения были второстепенными, и именно поэтому они не имели значения, если не сопровождались послушанием и богобоязненностью. Притчи 15:8 "Жертва нечестивых - мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему ". Притчи 21:3 "Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее ". Екклесиаст 4:17 "Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают ".
Даже отцам их Бог не давал заповедь о всесожжениях: Иеремия 7:21-23 "Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим и ешьте мясо; ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день , в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве ; но такую заповедь дал им: "слушайтесь гласа Моего , и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо" ".

2. Типы жертвоприношений
Приношение первых плодов : - Притчи 3:9 "Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих ".

Мирная жертва : Притчи 7:14 "мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои ". Левит 3; 7:11-21, 29-34.

Жертва за грех : Притчи 14:9 "Глупые смеются над грехом [над жертвой за грех], а посреди праведных - благоволение ". Исход 29:10-14 "И приведи тельца пред скинию собрания, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову тельца, и заколи тельца пред лицем Господним при входе в скинию собрания; возьми крови тельца и возложи перстом твоим на роги жертвенника, а всю кровь вылей у основания жертвенника; возьми весь тук, покрывающий внутренности, и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них, и воскури на жертвеннике; а мясо тельца и кожу его и нечистоты его сожги на огне вне стана: это - жертва за грех ". Так же: Левит 4-6:13; 9:7-11, 22-24; 12:6-8; 15:2, 14, 25-30; 14:19, 31; Числа. 6:10-14. В день Искупления эта жертва приносилась с ещё большей серьезностью и торжественностью (Левит 16:5, 11, 15 ).

Всесожжения : Исход 40:29 "…и жертвенник всесожжения поставил у входа в скинию собрания и принес на нем всесожжения и приношение хлебное, как повелел Господь Моисею ". Числа 28:11 .

Жертва возлияния : Числа 15:5 "…и вина для возлияния приноси четвертую часть гина при всесожжении, или при заколаемой жертве, на каждого агнца ", Осия 9:4 "Не будут возливать Господу вина ", Исход 29:41, 30:19 .

Курения благовонные : Исход 30:34-36 "И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред [ковчегом] откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас ".

Добровольные дар : Исход 35:29 "…и все мужья и жены из сынов Израилевых, которых влекло сердце принести на всякое дело, какое Господь чрез Моисея повелел сделать, приносили добровольный дар Господу ". 2 Коринфянам 9:7 "Доброхотно дающего любит Бог ".

Каждое жертвоприношение базировалось на идее искупления в сочетании с идеей всесожжения, дым и курение от которого должны были подниматься к Богу и обоняться великим Иеговой (Левит 1:13 ). Порядок жертв по закону был таковым:

Жертва за грех à Всесожжения à Мирная жертва (Левит 8:14-22; 9:8-22; 12:8; 14:19-20). Духовная последовательность, в которой грешник нуждался, заключалась в следующем: (1) искупление жертвой за грех; (2) после чего он мог приносить другие жертвы и курения (Псалтирь 50:19), возносимые Богу и принимаемые Им, (3) радость общения и мир с Господом Богом, выражавшиеся в принесении мирной жертвы.

Таким образом, Закон показывал, что войти в присутствие и покой Бога можно было только после того, как человек избавился от греха.

III. ЖЕРТВЫ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА

1. Учение Иисуса о жертвоприношениях
С одной стороны, Иисус ничего против системы жертвоприношений не имел. Вспомните прокаженных, которых он исцелил и послал в храм, чтобы они показались священнику и принесли положенные жертвы за очищение (Матфея 8:4 ).
С другой стороны, Иисус учит, что Бог не примет жертву до тех пор, пока она не будет принесена с чистым сердцем: Матфея 5:23-24 "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ". Этот стих иллюстрирует следующий принцип: Если ты пытаешься умилостивить Бога дарами, тогда как сам не проявляешь милости к ближнему, то это пустая трата времени. Посему Иисус и повелел сначала пойти и примириться с ближним, оказав ему милость, а потом уже приходить пред лицо Бога и просить милости у Него.
Таким образом, Иисус применяет пророческое высказывание Осии о том, что Богу больше угодна милость, чем жертва (Матфея 9:13; 12:7 ). Кроме того, Иисус одобрил высказывание одного из книжников, который сказал, что любовь к Богу и ближнему стоит выше всякого жертвоприношения (Марка12:33 ).

Более же всего нужно помнить ещё очень важное учение Иисуса Христа. Он учил, что Его кровь, "за многих изливаемая", является кровью Нового Завета (Марка 14:24; Матфея 26:28; Лука 22:20 ). Таким образом, Его жертва является высшей жертвой. И Его завет стоит выше прежнего Ветхого Завета.

2. Иисус - совершенная жертва
Смерть Иисуса на кресте является:

А. Жертвой Завета (Марка 14:24 "И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая ", Матфея 26:28, Лука22:20; Евреям 9:15 "И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное ");

Б. Жертвой за грех (Римлянам 8:3 "Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти"; 2 Коринфянам 5:21 "Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех , чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом "; Евреям 13:11-12 "Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, - то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею , пострадал вне врат "; 1 Петра 3:18 "потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных ");

В. Пасхальной жертвой (Пасхальный Агнец) - 1 Коринфянам 5:7 "Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос , заклан за нас "; как жертва, приносимая Израилем в День Искупления (Евреям 2:17 "Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа "; также в Евреям 9 главе ).

3. Новый Завет о жертвоприношениях и пожертвованиях.
А. Материальная жертва:
* Денежные пожертвования: 1 Коринфянам 16:1-4 "При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут ".

* Благотворительность: Евреям 13:16 "Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ".

* Пожертвование (финансы, пища, одежда): Филипийцам 4:18 "Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу ".

Б. Духовная жертва:
Иоанна 4:24 "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ".
1 Петра 2:4-5 "Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы , благоприятные Богу Иисусом Христом ".

ЧТО ЭТО ЗА ДУХОВНЫЕ ЖЕРТВЫ???


· Дух сокрушенный: Псалтирь 50:19 "Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже".


· Наши тела: Римлянам 12:1 "Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего".
Римлянам 6:13 "…и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу , как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности".

· Наша жизнь: Галатам 2:20 "…и уже не я живу, но живет во мне Христос . А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня".
Филиппийцам 1:21 "Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение".

· Жертва хвалы: Псалом 115:8 "Тебе принесу жертву хвалы , и имя Господне призову".
Евреям 13:15 "Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы , то есть плод уст , прославляющих имя Его". Псалтирь 49:14,23 "Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои ... Кто приносит в жертву хвалу , тот чтит Меня".
Псалтирь 68:31-32 буду славить имя Бога моего в песне , буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами".

Молитва: Псалтирь 140:2 "Да направится молитва моя, как фимиам , пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя". 1Тимофею 2:1-4 "Итак прежде всего прошу совершать молитвы , прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу , Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины". Исаия 56:7 "Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов".

· Жертва веры и служения Господу: Филиппийцам 2:17 "Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей , то радуюсь и сорадуюсь всем вам". Римлянам 15:16 "…быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников , будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу".

· Милосердие и познание Бога: Осия 6:6 "Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений". Михей 6:6-8 ""С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчётными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей?" О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо , любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим".

· Любовь к Богу и ближнему: Марка 12:32-33 "…один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв".


Таким образом, вы видите, что Господь Бог всегда требовал от человека послушания. Оно всегда стояло на первом месте. И сегодня Господь Иисус предупреждает нас: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного " (Матфея 7:21)

А воля Бога состоит в том, чтобы мы верили в Единородного Сына Божия, умершего вместо нас на кресте и заплатившего Своей Святой кровью за все наши грехи.


Деяния 17:30-31 "Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых ".


Деяния 2:38 "...покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа ".


Иисус пожертвовал Своей жизнью ради вас. А чем пожертвовали ради Него вы?

Мой приятель Серёга работал у нас на станции в путейской бригаде. И ходил точно так же, как и остальные работяги, в грязном оранжевом жилете, вечно засаленном машинной отработкой или перепачканный вонючим кузбаслаком.

Правда, в отличие от других, Серёга никогда не раздражался и не заводил разговоров про зарплату, а ещё он был верующим. Мой товарищ не просто заходил по обычаю в церковь свечку поставить, а и как-то по-детски искренне.

Источник: OrthPhoto.net

Мне всегда интересно, почему человек начинает верить, тем более, если это мужчина. Сегодня вижу мужчину на службе, особенно молодого, и понимаю, что пришёл он не просто так. Представляю, какую огромную мыслительную работу проделал, чтобы, в конце концов, решиться стать христианином. Для нас обычен именно такой путь к Богу – через разум, это женщина принимает решение сердцем, чутьём, интуицией. Мужчина – головой. Спросите верующего человека, почему он пришёл в храм, представитель сильного пола, скорее всего, пустится в пространные рассуждения, а женщина просто пожмёт плечами.

Я не говорю, что путеец Серёга не способен на сложный мыслительный процесс – ещё как способен! – но чтобы иметь такую живую веру как у него, мало одной только работы мысли, нужен ещё и опыт живой встречи.

Уже потом, после того, как мы с ним подружились, мой товарищ рассказал, что ещё в шестилетнем возрасте он однажды услышал голос. Просто голос, сам по себе, без всякого рядом присутствующего человека. Скорее всего, голос звучал у него в голове. Ребёнку бы испугаться, но он не испугался, а вступил с ним в диалог, и этот диалог продолжался у них несколько десятилетий, до той поры пока Серёга ни пришёл в храм. Кому принадлежал этот голос? Возможно , который и привёл мальчика к вере, а может, искусителю, вынужденному замолчать, потому что человек пришёл к вере. Попробуй тут разберись.

Можно предположить, что ребёнок внезапно заболел, и эти беседы списать на какую-нибудь форму шизофрении, но только голос часто рассказывал мальчику, что ждёт его в будущем, показывал людей, которые потом сыграют в его жизни важную роль. Малыш даже выпросил у хозяина голоса, чтобы тот помог ему выиграть автомобиль в денежно – вещевую лотерею. И тот согласился. Поэтому Серёга знал заранее, в какой день и в каком году ему следует придти в нужное отделение связи, чтобы купить билет, который принесёт ему главный выигрыш.

А однажды, будучи подростком лет двенадцати, он неожиданно услышал:

– Хочешь увидеть свою будущую жену? Странный вопрос, кто же этого не хочет?

“Помню свою первую реакцию:

– За что, Господи?” – рассказывал он.

Мальчик, сам не понимая почему, именно так обращался к голосу.

– Мы же такие бедные, несчастные. Живём вшестером в одной комнате. Я так надеялся, что хоть жена у меня будет богатенькой, и хоть немножко красивой. А эта, Ты посмотри на неё, Господи, она такая же бедная, как и мы. Ручки, ножки тоненькие, словно ниточки, рыжая, вся в канапушках. Не надо мне такой жены, Господи, дай кого получше!

“Правда, вскоре я напрочь забыл об этой встрече и ту рыжую девчонку в прохудившихся сандаликах. Наш городок совсем маленький, и я, будучи предупреждённым, наверняка бы сделал всё, только бы наши пути в дальнейшем не пересекались. Но тогда не случилось бы того, что должно было произойти. Как-то уже накануне нашей свадьбы мне в руки случайно попал семейный альбом моей . Помню, сижу, листаю, и вдруг меня, словно ошпарило, вот же она та маленькая девочка из моего детства в канапушках и порванных сандаликах. Я всё вспомнил и ту нашу с ней встречу, и тогдашний разговор с голосом”.

– Серёжа, а в церковь ты как пришёл? Расскажи.

– Ты понимаешь, это произошло так быстро и необъяснимо чудесным образом, что я даже ни с кем об этом не делюсь. Боюсь, ты мне, просто не поверишь, – а потом предложил:

– Знаешь, если это тебе действительно интересно, то в ближайшие выходные мы с женой будем рады видеть тебя у нас дома, Надежда сама всё и расскажет.

Так впервые я оказался в их городе. Зашёл в большой, тогда ещё восстанавливающийся храм, там и познакомил меня Сергей с его Надеждой. Пишу и представляю себе её смеющиеся голубые глаза на лице, густо усеянном веснушками. А после службы мы вместе отправились к ним домой. И уже за обеденным столом я услышал удивительную историю.

– Серёжу я знала задолго до замужества. Он тогда уже был взрослым, а на меня, малявку, внимания не обращал. Всюду они появлялись вдвоём со своим братом Костиком. Оба невысокие, но крепко сбитые спортивные ребята, несколько лет занимались боксом, Серёжка, тот вообще мастер спорта. У них на двоих был один мотоцикл. Любили они подъехать к открытой танцплощадке, и как бы невзначай затеять с кем-нибудь ссору. Вставали спиной к спине и дрались, невзирая на число противников. Потом Серёжа ушел в , за ним Костя. После службы ребята посерьёзнели, остепенились. Тогда мы и познакомились, а вскоре Сергей сделал мне предложение. Он мне нравился, смелый надёжный парень, без вредных привычек. Одно смущало: мне всегда казалось, что мой жених, как бы это сказать, человек несколько жёсткий. А уж когда мы поженились, поняла, что Серёжа не просто жёсткий, а жестокий.

Не помню, что бы он меня когда-нибудь пожалел, проявил внимание, или просто приласкал. Даже когда беременная была, детей носила, даже тогда. Родилось двое деток, а он и с ними так же, по-солдатски, орёт на них, руку поднимает. Я уже не знала, что и делать. Стала в постели от него отворачиваться, так он с вьетнамками связался. Их тогда много из самого Вьетнама к нам на ткацкую фабрику прислали. И главное, одних только девушек, без парней. Вот и были они доступные, а нашим мужикам всё в диковинку. Мой Серёжа стал к ним ходить. Утром домой заявится, и давай рассказывать, с кем он мне . Спокойно так, даже, вот на столечко, – показала мне пальчиками, – не смущаясь. Ладно, если бы пил, можно было бы всё на водку списать, так он же спортсмен, абсолютный трезвенник.

Вспоминаю то время, как мне было тяжело, родители уже умерли, и поплакаться ни к кому не пойдёшь. Тогда я впервые попала в нашу церковь. Она ещё только – только начала восстанавливаться, но службы уже шли. Познакомилась с прихожанами, а потом и с батюшкой. Научили они меня молиться, Евангелие читать, детей на приводила, только Серёжа мой всё крутил пальцем у виска, мол, совсем я уже рехнулась. А мне хорошо, может, только там и было.

Время шло, а дома совсем житья не стало. Он не скандалил, нет, просто иногда молча зажмёт меня в каком-нибудь в углу и смотрит испытующим взглядом, и, наконец, однажды ударил головой мне в лицо. А когда ударил, то, всё. Поняла я дальше так жить невозможно. На что уж у нас соседи народ незаметный, так и те мне в один голос советуют:

– Надежда, бросай его и уходи, убьёт тебя этот злыдень.

Источник: OrthPhoto.net

– Сама боюсь, а куда идти, ещё и с детьми? Да и человек-то он был ну, не совсем уж плохой, ведь не пил, и для детей старался. Однажды прихожу в церковь на вечернюю службу, стою и чувствую, всё, не могу я так больше. Не знаю как оказалась у иконы Пресвятой, стала на колени и молюсь. Слёзы льются, а я не замечаю, только кричу Ей безмолвным криком: “ , дорогая, помоги, сил больше нет! Столько времени молюсь о своём Сергее, а он только хуже становится. Забери меня, Матушка, я человек верующий и знаю, у Тебя там хорошо, мне туда хочется, где любят. И ещё, чтобы Серёженька мой стал добрым, он же неплохой человек, Матушка, помилуй его. Я согласна умереть, только пускай он изменится. Жизнь за жизнь, Матушка!”

Всё это время, пока Надежда рассказывала мне их историю, Сергей сидел молча, обхватив голову руками. А потом продолжил:

– И ты понимаешь, я вдруг почувствовал, что-то со мной происходит. Будто взял меня кто-то, словно кусок теста, в свои большие ладони, и давай месить. Чувствую, другим становлюсь, слышать стал то, что раньше не слышал, запахи новые появились, и главное, вот здесь, – показывает глазами на сердце, – будто плотину подмывает. Я же ничего тогда не знал о её просьбе к Пресвятой Богородице, что условилась она за меня свою жизнь отдать.

Вечером иду домой, прохожу мимо церкви, и чего-то вдруг подумалось, зайду, свечку, может, поставлю. В храме покойно, молящихся совсем немного, тихо поют на клиросе. Взял свечу, решаю к какой иконе подойти, и взгляд упал на образ Пресвятой, тот самый, возле которого всегда молилась моя Надюша. Подошёл, перекрестился и думаю, что бы такое сказать, ведь возле иконы как-то принято молиться. И тут-то плотину окончательно прорвало. Не знаю, как это можно описать только в одну секунду увидел себя таким, какой есть на самом деле. Я ведь до этого считал себя неплохим человеком, а увидел и ужаснулся. Сколько же я горя приношу, и самое главное, своей семье. Стою у иконы глотаю слёзы, и ничего не могу с собою поделать, хорошо, что темно было, и никто меня не видел. Домой прихожу, встречает меня моя половинка, в глазах привычный страх, что наору сейчас или ударю. Упал перед ней на колени, словно перед иконой, и снова заплакал, а она мою голову к себе прижимает и тоже плачет, так мы с ней и стояли.

– Утром, – продолжает Надежда, – я пошла в церковь. Подошла к Пресвятой, благодарю Её и говорю: “Я согласна, Матушка, как условились, жизнь – за жизнь”. Смотрю на лик, а глаза у Неё улыбаются, никогда такими я их больше не видела. Не приняла Она мою жертву, а помочь помогла. С тех пор Серёжа совершенно изменился, это же другой человек. У него радость в глазах появилась, молиться стал, в храм ходит. Батюшке теперь в алтаре помогает. Удивительная история.

Порою жизнь так человека закрутит, в такое положение поставит, что слетает с него всякая наносная шелуха, обнажая подлинное человеческое. И всё в одночасье становится на свои места. Это как во время атаки, поднялся солдат, пошёл на пули и победил. Или не нашёл в себе мужества встать во весь рост предал близких своих и умер от подлости и страха.

С Верой, смуглой симпатичной женщиной лет сорока, мы раньше уже были знакомы, когда в субботу вечером увидел её стоящей ко мне в очереди на исповедь. Я знал, что она работала отделочницей в строительной фирме, только прежде никогда не замечал, что у неё такие большие глаза, большие и блестящие. И только когда она подошла к аналою, стало понятно, что этот блеск от непрерывно набухающих слёз.

– Верочка, что случилось?

И женщина, уже не имея сил сдержаться, заплакала в голос:

– Батюшка, у меня всё очень плохо, очень. Велено в понедельник немедля ложиться на операцию, а надежды на выздоровление почти нет.

– Ты только не отчаивайся, раз врачи от тебя не отказываются, значит, надежда ещё есть. Положись на волю Божию и молись. Раньше когда-нибудь была на ? Нет? Тогда давай поговорим о заповедях, а завтра ты приедешь на причастие и после службы я сразу же тебя пособорую.

А потом почему-то спросил:

– Вы с мужем венчаны? Нет? Тогда я вас обязательно обвенчаю. Когда? А вот как выздоровеешь, так и обвенчаю. И не смотри на меня так, если я обещаю, значит делаю.

Зачем я ей это сказал? Наверное, просто чтобы, приободрить.

Потом она приезжала уже после операции, ей предстояло пройти длительный курс химиотерапии. Я видел, что Вера ухватилась за причастие, словно за спасительную соломинку. В течение короткого срока реабилитации она успела раза три подойти к чаше. Исповедовалась, причащалась и потом долго ещё продолжала стоять возле образа целителя Пантелеимона.

Спустя ещё какое-то время, недели может через две, подхожу к храму и вижу, сидит женщина на лавочке. И прошёл бы мимо, но та меня окликнула, и только после этого, приглядевшись, я с трудом узнал в ней Веру. Судя по внешним чертам, это была она, но только очень измученная и внезапно постаревшая лет на двадцать, в платочке, прикрывавшим совершенно лысую голову.

Я помог ей подняться, и мы пошли в храм. И уже там, пытаясь улыбнуться, она сказала:

– Батюшка, видимо ты ошибся тогда, пообещав обвенчать нас с мужем. Не выдержу я лечения, лучше уж сразу умереть. Мне всё равно, и нет никакого страха. Я верю в Бога, и знаю, Он там меня встретит, я готова к этой встрече.

Только одно меня тревожит, мой муж. Представляешь, что он сказал? «Если ты умрёшь, я тоже уйду. Дети выросли, обойдутся и без нас». Думала, просто пугает, мужики народ капризный, а на днях у него сердце так прихватило, пришлось скорую вызывать. Кардиолог его смотрел, говорит, дело очень серьёзное, и жить ему с таким сердцем осталось месяца три. А он, словно, и рад. Что же делать, батюшка, как детей одних оставлять?

– Ты можешь попросить его приехать ко мне?

– Да он постоянно со мной приезжает, он же таксист. Я в храм иду, а он никак. Сидит в машине один. Не созрел, говорит, а я знаю, сидит там и места себе не находит. Уж лучше бы вовсе не ездил.

– А если я сам к нему подойду?

– Нет, лучше не надо, а то напугается, вообще замкнётся.

Разговариваем с Верой, а я всё думаю, что же делать, как им помочь? Как заставить её надеяться, поверить в ? И вспоминаю моего давнего приятеля Серёгу и его Надежду, однажды в момент отчаяния, решившую в обмен на спасение мужа предложить Небу собственную жизнь.

– Вера, я знаю, что нужно делать. Жертва нужна, понимаешь, подвиг. Да, тебе очень тяжело, не хочется жить, вообще ничего не хочется, умереть бы и только. Но если умрёшь ты, умрёт и он. Жизнь за жизнь, Верочка. Значит, делаем так, служим молебен святителю Луке Крымскому, мы как раз собираемся в его честь строить у нас в посёлке большую часовню. И ты обещаешь, что будешь бороться за свою жизнь, чего бы тебе этого не стоило, пройдёшь через все муки, а в обмен будем просить Господа сохранить жизнь твоему мужу. Согласна?

Я видел, как ей было тяжело решиться. Ведь это же очень трудно, смирившись с мыслью о смерти, и приняв решение прекратить лечение, вновь возвращаться в больницу и проходить оставшиеся семь курсов химеотерапии. Ещё семь раз умирать и возвращаться к жизни, без всякой гарантии, что действительно встанешь и вернёшься к обычной человеческой жизни, к той самой, которую, будучи здоровыми, так часто не ценишь. Но это был единственный шанс спасти мужа и не оставить детей одних, и она согласилась. Мы помолились, я причастил её запасными дарами и проводил на выход. Уже у самой двери она обернулась ко мне:

– Как ты думаешь, а, может, нам сейчас обвенчаться, пока ещё не поздно? Думаю, мне удастся его уговорить.

Конечно, я венчал людей и перед самой их смертью, но ей почему-то отказал.

– Вот выздоровеешь, и обвенчаю.

Весь год я ежедневно поминал её на молитве, да и не только я один. Наши прихожане, зная историю Веры, радовались её очень редким, но таким знаменательным для всех нас приездам в церковь, переживали за них с мужем и тоже молились.

Иногда она шла сама, порой её кто-то сопровождал. Всякий раз Вера брала из храма святую воду, дома пила и с её помощью приходила в себя после очередного приёма лекарств. Ей было очень тяжело, но она не сдавалась и всегда помнила наш уговор: жизнь за жизнь. И ещё, возвращаясь в те дни, я не помню, чтобы женщина плакала или как-то себя жалела. Когда, наконец, был завершён курс химеотерапии, приезжать она стала реже. Только однажды заехала попросить у меня «церковного вина» и я на радостях отдал ей бутылку массандровского кагора, берёг его на какой-то праздник.

Я не заговаривал с ней о муже, понимал, если ему будет хуже, то мы об этом узнаем первыми. Просто продолжал молиться о них обоих, даже когда Вера практически исчезла из поля зрения и прекратила приходить в храм. По опыту уже знаешь, если человек перестаёт на тебя выходить, значит, ему стало лучше, и нет причин для беспокойства.

Прошло ещё сколько-то времени, и, наконец, она объявилась.

– Батюшка, уже два года, как я дала обещание. Помнишь, тогда, жизнь за жизнь? Так вот, вчера ездили в областную больницу, меня сняли с учёта как онкобольную.

– Это прекрасное известие. А как твой муж?

В ответ она снова улыбается:

– Сейчас у него не подтверждается ни один прежний диагноз. Сердце как будто ему всего двадцать. Но тот знакомый кардиолог, сказал, если бы я умерла, его бы сердце остановилась. Такая вот между нами непонятная взаимосвязь.

Слушал я Веру и не переставал удивляться. Вот две истории, казалось бы с абсолютно разными сюжетами. В одной из них человек соглашается умереть ради спасения мужа, в другой, наоборот, – соглашается жить. А итог один и тот же, люди приходят к Богу, спасая не только тело, но и душу.

– Ты снова одна, где твой таксист? Он что, всё ещё «дозревает»?

Вера уже смеётся:

– Батюшка, мой «Фома неверующий» начал молиться, правда, при мне ещё немного смущается, говорит, что научился этому, когда сидел и ждал меня возле храма. Сначала просто сидел и горевал, а потом от безвыходности попробовал обо мне молиться. Кстати, вот и он, – она повернулась в его сторону. Мужчина тут же подошёл к нам.

– Батюшка, – продолжила Вера, – во-первых, мы приехали узнать, как обстоят дела со строительством часовни святителю Луке?

– Стены уже стоят, на следующий год планируем отделывать.

– Шпатлёвка и покраска за мной.

– Договорились.

– А, во-вторых, хочу напомнить ещё об одном нашем уговоре. Я выздоровела, и своё обещание исполнила, теперь очередь за тобой.

Сперва я не сообразил, чего она от меня хочет, но Вера продолжила:

– У нас скоро серебряная свадьба, и мы хотим, наконец, повенчаться. Она смотрела на мужа, а тот на неё. И я убедился, что от радости тоже плачут, даже самые сильные люди, и вовсе не факт, что только женщины.

В издательстве «Никея» вышла первая книга священника Александра Дьяченко «Плачущий Ангел».

Самое любопытное в "Житии..."[ Василия Великого ] не сообщение о людоедстве одного из наиболее почитаемых христианских святых. В его основе могли лежать вздорные слухи, клевета и т. п. Но чем можно объяснить реакцию на "слухи" церковных властей? Церковный собор канонизирует Василия Великого, новому святому сочиняют житие, житие принимается в качестве канонического.
Ничего необычного в причащении младенцем собор не видит. В 1827 году русский Синод издает это Житие в переводе на церковнославянский. Единственное, что он считает нужным пояснить - это технические детали, суть сообщения, по мнению православного Синода, ничего странного не содержит. Наконец, житие издается на русском языке, т. е. для широкого круга читателей. Рассказ о любопытном иудее... в перевод не включен.
Логичный вывод - негодующая реакция христианской церкви на "клевету язычников" не совсем искренна.
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=45539 Т. о. информация об использовании ранними христианскими общинами тел младенцев в качестве "святых тайн" находит подтверждение в трех независимых источниках: официальной обвинительной речи, произнесенной юристом в римском сенате (и, учитывая то, что мы знаем о римском праве, базирующейся не на слухах), работах христианских апологетов, посвященных критике отдельных направлений христианства, каноническом житие одного из христианских святых.
С большой степенью вероятности можно предположить, что в основе ее лежат какие-то реальные факты. 6 Evgeny 23-3-2002 03:55 Несколько слов о наиболее часто встречаемом опровержении интересующего нас в данном потоке обвинения: христиане "стали жертвами давней традиции приписывать отличающемуся верой и обычаями меньшинству то, что большинство считает самыми отвратительными из человеческих пороков" [Тайны тысячелетий. Т. 1. М.: Вокруг света, 1996, с. 70].
С этой же точки зрения считаются ложными и обвинения ортодоксов в адрес еретических общин. Исходя из такой логики, уличить христиан в ритуальном поедании младенцев можно только при получении "царицы всех доказательств" - признания обвиняемого. Имеется ли такое признание со стороны ортодоксального христианства? Да, имеется. В 370-379 гг. городом Кесарией (в Азии) управлял епископ Василий, позднее прозванный Великим и причисленный к лику святых.
Одной из заслуг святого была выработка одного из канонов христианской литургии. "Литургия Василия Великого, хотя и в сильно измененном виде, до сих пор по некоторым дням имеет место в рим. католич. церкви" [Словарь античности. М.: Внешсигма, 1992. - С. 93]. После канонизации святого было составлено его официальное "Житие". Вот, дословное описание того, как выглядела литургия христианского епископа конца IV века в не измененном виде.
"Когда он совершал однажды службу, один иудей захотел проникнуть в тайну его служения и войдя в церковь, вдруг увидел, что у Василия в руках ребенок, которого он разрезал ножом и причащал им верных. Причастился с ними и иудей и, унеся часть домой, увидел, что это были настоящее тело и кровь. Он показал их своей жене, и они оба, уверовавши, пришли к Василию Великому и приняли от него крещение со всем их домом" [Житие Василия Великого, основателя христианской литургии. Синодальное издание 1827 года].
Еще более любопытен коммен тарий редактора XIX века к этому удивительному (с т. зр. современных представлений о раннем христианстве) сообщению. Не высказывая ни малейших сомнений в его истинности и нисколько не удивляясь отсутствию осуждения людоедства со стороны автора жития, редактор просто отсылает нас к Житию святой мученицы Феоктисты, где мы можем прочесть, как один рыбак принес ей в коробочке часть "святых и престрашных тайн" для причащения.
Нет, редактор не обвиняет мученицу в поедании младенцев. Он объясняет каким образом иудею удалось вынести из храма и донести до дома необычные " святые дары ". Исследовал как-то поднятый вопрос, но бесспорных улик не обнаружил. Парочка фактов. В начале III века н. э., христиане (в т. ч. александрийский епископ Климент Александрийский и римский папа Сотер) признавали, что в их чистых, давно отказавшихся от пролития человеческой крови рядах, существует множество еретических сект.
Перечень достаточно выразителен. "Карпократиане поедают своих детей; то же самое делают манихеи; монтанисты пекут хлеб из муки и крови младенцев; гностики варят и едят человеческих зародышей; а евхиты собираются через девять месяцев после своих мерзких сексуальных оргий и сьедают младенцев, зачатых на них" [Тайны тысячелетий. Т. 1. М.: Вокруг света, 1996, с. 70, см. также А. Б. Ранович. Первоисточники по истории христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990, с. 223 - 224].

error: Content is protected !!