Как делать панорамный снимок. Обработка и выбор снимков для создания панорамы

Как сделать панораму - рано или поздно этим вопросом задается каждый любитель фотосъемки. Вот и меня посетил данный вопрос, когда я решил сделать фотографию какого-нибудь памятного места, чтобы потом разместить ее на стене в своей квартире. Имея за спиной порядочный опыт любительской фотосъемки я колесил по просторам интернета в поисках информации о том, что и как делать чтобы получить результат и чтобы данный результат было не стыдно показать гостям своего жилища. В данной статье я поделюсь своим опытом и расскажу пару секретов о том, как лучше проводить съемку и как настроить фотоаппарат чтобы получить снимки, которые потом без особых усилий можно будет объединить в панораму.

Перед началом съемки панорамы стоит убедиться в том, что ваш фотоаппарат имеет:

Если перечисленные выше функции доступны для вашего фотоаппарата, то необходимо определиться с темой для кадра и подыскать место, где можно реализовать кадр вашей мечты. Оказавшись на месте, произведите настройки вашего фотоаппарата для съемки панорамы в соответствии с инструкцией ниже:

  1. Установите камеру на штатив и выставьте ее положение относительно горизонта по уровню на штативе, при отсутствии штатива переходите к выполнению следующего пункта;
  2. Чтобы выбрать оптимальные значения выдержки и диафрагмы перейдите в режим приоритета диафрагмы. Поставьте значение f/8-11, сфокусируйтесь на центральном объекте панорамы и сделайте снимок. В режиме просмотра фото, необходимо посмотреть какие значения ISO и выдержки (помимо установленной вами вручную диафрагмы) установил фотоаппарат;
  3. Переключатель режима съемки установите в положение ручных настроек (буква М в настройках фотоаппарата) и установите значения выдержки и диафрагмы, полученные в предыдущем пункте;
  4. Установите настройки баланса белого в режим максимально соответствующий окружающей обстановке (солнечно, облака и т.д.). Это необходимо сделать для того, чтобы при съемке нескольких кадров для панорамы фотографии не отличались друг от друга по балансу цветов из за разной экспозиции на разных кадрах;
  5. Отключите автофокусировку;
  6. Отключите функцию стабилизации изображения;
  7. Сфокусируйтесь на точке соответствующей расстоянию для вашей камеры, сделайте пару тестовых фотографий и оцените результат. При необходимости внесите корректировку в настройки ;
  8. приступайте к съемке.

Качественной? На этот вопрос вам помогут дать ответ общие рекомендации перечисленные ниже.

  1. Для съемки панорамы предпочтение следует отдать средне и длиннофокусным объективам, это если говорить о «фиксах» или если вы снимаете с объективом, имеющим переменное фокусное расстояние, то при съемке панорамы необходимо изменять фокусное расстояние объектива на расстояние соответствующее 50 мм и выше. Данные меры позволят сделать качественные фотографии, максимально приспособленные для создания на их основе панорамы так как в большинстве случаев будут иметь минимальные геометрические искажения и минимальную дисторсию;
  2. Исключите попадание переднего плана в кадр панорамы
  3. Не изменяйте в процессе съемки фокусное расстояние и параметры съемки, до тех пор, пока вся серия снимков панорамы не будет отснята.
  4. Для получения панорамы с хорошим разрешением фотоаппарат лучше расположить в вертикальное положение по отношению к горизонту.
  5. Перекрытие кадров (внахлест) следует делать от одной четверти кадра и выше (до 30 - 40%). В дальнейшем это позволит более точно совместить полученные фото между собой.
  6. Если съемка ведется без штатива, то следует избегать длинных выдержек, которые приведут к смазыванию кадров. Постарайтесь, чтобы горизонт на снимках был строго на одном месте.
  7. Выбор точки фокусировки в соответствии с расстоянием позволит сделать фотографию с максимальной .
  8. Фотографируйте быстро пока не изменилось освещение, тени, погода и т.д.

Вот и все, вам удалось правильно отснять фотографии для панорамы и вы знаете как сделать панораму , остается лишь объединить полученные кадры для панорамы в единый снимок. Это можно делать как в ручную, так и автоматически, но об этом я расскажу в следующей статье.

Для первой съемки панорамы распечатайте и используйте мою шпаргалку для съемки панорамы.

Ниже, для удобства я привел короткое описание того, как сделать панораму . Чтобы в необходимый момент не забыть как сделать панораму , распечатайте шпаргалку и воспользуйтесь ей.

Как сделать панораму - шпаргалка

Здравствуйте друзья. В данном материале я кратко изложу основные моменты создания 3D панорамы в домашних условиях. Мы пошагово разберём процесс создания цилиндрической панорамы из отдельных фотографий на реальном примере. И для начала хотелось бы нагрузить вас хотя бы базовой теоретической частью по данной теме. Любая цилиндрическая панорама представляет собой широкоформатную фотографию с углом в 360 градусов по горизонтали. Ниже вы можете ознакомиться с примером такой панорамы.

На весь экран

Создание панорам обычно проходит в несколько этапов. Первым делом необходимо подготовить фотографии. Для этого нам понадобится фотоаппарат или смартфон. В идеале зеркалка, но если не выделываться, то вполне подойдёт любая мыльница. Закрепляем устройство на штативе и производим съёмку вокруг своей оси. Чем меньше шаг, тем качественней получится панорама. Очень важно производить все действия именно со штативом. С рук отснять качественный материал вряд ли получится. По итогу у вас должна получиться папка с подобными фотографиями.

Далее нам необходимо сшить все эти снимки в единую панораму. Для этого мы воспользуемся популярным программным продуктом PTGui Pro. Данная программа позволят нам без труда склеить наши кадры в единый файл. После этого мы займёмся преобразованием панорамы в формат Flash. Данная конвертация нужна для того, чтобы сделать из нашей картинки полноценную цилиндрическую панораму. Именно после обработки во второй программе Pano2VR наше произведение обретёт финальный вид и станет доступно для просмотра в 3D режиме. Все необходимые программы вы можете скачать по ссылке или самостоятельно отыскать их на просторах рунета.

Установка и активация PTGui Pro

Шаг 1. Запускаем файл fo-pt10.exe и во всех окнах кликаем на «Next». Дожидаемся окончания процесса установки и жмём «Finish».

Шаг 2. Далее нам нужно запретить программе выходить на родной сайт и проверять статус активации. Для этого необходимо внести изменения в файл «hosts». Сначала переходим по следующему пути «C:\WINDOWS\system32\drivers\etc\».

Шаг 3. Далее запускаем блокнот и перетаскиваем файл «hosts» на рабочую область блокнота для внесения изменений. Это один из простейших способов открытия данного файла. Делаем отступ и добавляем в конце документа 2 строчки:

127.0.0.1 ptgui.com 127.0.0.1 www.ptgui.com

Шаг 4. Отлично. Теперь PTGui не будет лишний раз ломиться на свои серверы. А мы переходим непосредственно к активации программы. Запускаем одноимённый ярлык на рабочем столе, принимаем лицензионное соглашение и в окне регистрации копируем данные из файла reg.txt. Он лежит в нашей папке с установкой. Если вы всё сделаете правильно, то увидите надпись: "Thanks! Your cope of PTGui Pro is now registered". Жмём «ОК» и двигаемся дальше.

Шаг 5. После открытия программа предложит обновиться до последней версии. Делать этого не следует. Ставим галочку в пункте, гласящем о том, что проверять обновления в дальнейшем не нужно и кликаем на «No».

Собственно всё. Установка первой программы, необходимой для склейки фотографий в панорамы завершена. Переходим к установке Pano2VR. Данная софтина позволит нам создавать из простых JPG"шных картинок 3D панорамы.

Установка и активация Pano2VR

Шаг 1. Из папки «Pano2VR Pro v4.5.0.10633 Final» запускаем файл установки в зависимости от разрядности операционной системы. У меня 64 разрядная Windows 7, поэтому смело кликаю на «pano2vr_install64_4_5_0.exe» и не мудрствуя лукаво во всех окнах нажимаю «Далее». Установка довольно долгая, поэтому придётся проявить терпение.

Шаг 2. Следующим шагом является активации программы. Тут всё гораздо проще, чем с PTGui Pro. Для активации Pano2VR достаточно заменить один файл в папке с установленной программой. Открыв папочку BEAN выбираем нужную разрядность и копируем pano2vr.exe по следующему пути «C:\Program Files\Pano2VR». При запросе о замене, незамедлительно соглашаемся.

На этом установка необходимого программного обеспечения для создания виртуального тура завершена. Приступаем непосредственно к первому этапу работ – склейке фотографий в панорамы.

Склейка фото

Шаг 1. Открываем ярлык PTGui и жмём на кнопку «Load images…»

Шаг 2. Выбираем папку с исходными фотографиями для будущей панорамы. В качестве примера для данного материала я подготовил фотографии учительской в своём образовательном учреждении. Если у вас ещё нет своих фотографий, для тренировки можете воспользоваться этими . Выделяем все фото из папки и жмём «Открыть».

class="eliadunit">

Шаг 3. После загрузки всех фотографий кликаем на кнопку «Align images» и ждём, пока программа обработает каждое изображение и составит единую панораму.

Шаг 4. В случае успешного завершения склейки нажимаем «Create panorama…».

Если попытка склейки завершилась неудачей, повторяем операцию снова

Шаг 5. В новом окне вновь кликаем по «Create panorama».

Готовая панорама появится в папке с исходными фото и будет иметь преписку «Panorama».

Создание 3D панорамы

Шаг 1. Запускаем Pano2VR и в главном окне программы кликаем на кнопку «Выбрать».

Шаг 2. В появившемся окне указываем путь к нашей первой панораме и в настройках её типа задаём параметр «Цилиндрическая».

Шаг 3. Отлично. Теперь переходим к сохранению нашей 3D панорамы. Для этого в разделе «Экспорт» выбираем в качестве формата «Flash» и жмём «Добавить».

Шаг 4. В появившемся окне с множеством настроек ничего не трогаем. Просто кликаем на «ОК».

Шаг 5. Соглашаемся на экспорт файла.

Шаг 6. Прежде чем вывести панораму в готовый swf файл, нас просят сохранить проект. Жмём «ОК» и выбираем желаемую папку. Я пожалуй укажу корневую папку с исходными фотографиями.

Шаг 7. Дождавшись сохранения тура, заходим в папку output и ищем файл с расширением «.swf». Открываем его в любом браузере.

Двигая курсором можно оглядеться вокруг себя. Так на наших глазах простой набор фотографий за 10 минут превратился в прекрасную 3D панораму, которая намного лучше передаёт ощущение пространства вокруг, нежели простые снимки. В нашем образовательном учреждении из таких панорам даже реализован целый 3D тур по аудиториям и мастерским. Однако создание такого тура требует больших усилий. Применяется немного иной пакет программ. Создатель должен обладать базовыми навыками работы в фотошопе и нескольких других редакторах.

Однако в целом, реализация 3D экскурсии в пределах одного здания, улицы или даже города занятие весьма интересное. В ближайшее время постараюсь сделать выпуск, в рамках которого подробно изложу основные принципы создания виртуального 3D тура на примере учебного заведения. Интересно? Тогда не забываем подписаться, сразу после просмотра. Впереди ещё много поучительных сюжетов. Отблагодарите лайком если понравилось видео. С вами был Денис Курец.. До встречи через неделю. Пока-пока!

class="eliadunit">

Пост для тех, кто хочет самостоятельно попробовать сделать .
Профессионалы часто используют Adobe Photoshop с кучей соответствующих плагинов, но цена этого софта по карману разве что специализированным фирмам. Поэтому я расскажу о том, как сделать то же самое без всяких затрат, при помощи свободного программного обеспечения (СПО, freeware). Например, так:

(на фото озеро Таир, Марий-Эл)

Эта панорама сделана при помощи Imagic 4.0 Free Browser , что бесплатно, но потребовало очень много неудачных попыток и последующей ручной работы. С тех пор прошло несколько лет, и я теперь вынужден принести большую благодарность Microsoft"у за великолепный подарок, обеспечивающий удивительное качество склейки панорам, например:

Или даже так, всего из трёх фото:

Но достаточно ли функциональности у СПО?
А это смотря для какой задачи.

Например, посмотрим особый вид панорамы - мини-планеты (сферическая панорама в полярной проекции), как у demyanof :

Кроме упомянутого Фотошопа, такие проекции умеет делать PTGui и некоторые другие (платные) программы.
Upd: Правда, уже появилась бесплатная программа для Android , что порадует владельцев смартфонов!

Для обычных панорам функциональности свободного программного обеспечения вполне достаточно. Только всё не получается делать в одном месте - приходится пользоваться рядом отдельных программ. Всё довольно просто на самом деле, и совершенно бесплатно причём! Итак, поехали.

1) Берём кучу последовательных кадров с перекрытием по 20-30% с каждой стороны (если лениво, то лучше вертикальных - чтоб по высоте больше захватить; если не лениво, то и в несколько рядов); о точности можно не беспокоиться, можно спокойно снимать с рук.
Но здесь есть важные особенности съёмки:

Более чем желательно снимать с ручными настройками, одинаковыми для всех снимков, иначе панорамный софт не сможет идеально выровнять яркость. К сожалению, обладатели телефонов и простых мыльниц лишены такой возможности, поэтому далее я подробнее расскажу, что можно сделать в процессе обработки фото;

Фотоаппарат крутить надо не вокруг себя, а вокруг так называемой нодальной точки (которая находится внутри объектива), иначе близко расположенные объекты на соседних кадрах не совпадут из-за параллакса, и софт, если даже сможет склеить такие снимки, даст при склейке много дефектов:

Удивительно, что у него вообще что-то получилось, потому что на правой фотографии неисправляемые пересветы, а на левой - почти полная темнота.
Но результат можно улучшить, просто сделав альфа-коррекцию левого снимка. Тогда при склейке панорамы получается достаточно ровный фон:

Небо, к сожалению, сильно пересвечено. Но, если у нас всего два снимка, ничего не поделаешь - потому что правый снимок необратимо испорчен (потеряна информация о цвете - получился чисто белый).
Исправить ситуацию можно двумя путями:

Для профессионалов: всё-таки постараться "спасти" исходные снимки. К сожалению, для JPG при пересвете сделать уже ничего нельзя. Но при съёмке в формате RAW есть запас в несколько ступеней за теми значениями яркости, что при конвертации формата в JPG отображаются как белый и чёрный;

Для всех остальных: использовать побольше кадров с возможно большим перекрытием. Тогда панорамный софт сможет понять и сделать значительно качественнее:

Обе панорамы сделаны из одних и тех же исходных снимков, только верхняя - прошлогодней версией Microsoft ICE, а нижняя - свежей. Видно, что старая не смогла использовать все фотографии, а новая не только смогла, но и гораздо правильнее рассчитала коррекцию яркостей каждого используемого снимка.

Итоговый результат (прошлогодняя версия, после предварительного ручного выравнивания яркости нескольких фото) получился у меня такой (лень было как следует выравнивать яркость слева, поэтому у неба всё-таки остался неправильный градиент цвета и яркости):

Здесь хорошо видна ещё одна проблема непрофессиональных камер (а особенно телефонов) - неравномерность яркости в центре кадра и по краям.
В результате на панораме получаются заметные затемнения в районе стыков кадров.
Эту проблему, вероятно, можно устранить при обработке исходных кадров специальными фильтрами в том же фотошопе, но в бесплатном софте такой возможности я не встречал...

Наконец, можно подвинуть линию горизонта, которую программа подобрала автоматически:

Здесь готовых рецептов дать нельзя, каждый работает в меру своего владения графическим редактором и художественного вкуса.

На левом снимке вы видите, что после исправления (деформация выделенной области или копирование с другого снимка) на границе области остались нестыковки в плотности фона неба. Такие дефекты мне кажется более удобным (и качественным) исправлять ретушированием в FastStone Image Viewer (см. ниже). А в простейших случаях его будет достаточно для исправления всех подобных дефектов.

К сожалению, произвольную деформацию отдельных областей FastStone Image Viewer делать пока не умеет, поэтому вмятину на линии горизонта (правый снимок) приходится исправлять в GIMP.

5) Открываем полученную панораму в FastStone Image Viewer и ретушируем возможные артефакты панорамного софта, и этим же способом заполняем пустые поля (в разумных пределах, конечно). То же самое можно сделать и в графическом редакторе, но именно здесь мне уж очень нравится инструмент ретуширования!

Сначала выполняем клонирование (выбрать "штамп"), чтобы полностью заполнить пустые области, затем переключаем в режим ретуширования и проходим по полученной границе клона и оригинала. С облаками великолепно работает этот способ! Повторять ретуширование можно сколько угодно, с разных исходных точек - и так можно нарисовать совершенно непохожие облака.
Так же хорошо этот метод работает с травой, землёй или асфальтом (например, легко убрать окурок или продолжить дорогу в обрезанных склейкой местах.
А вот с волнами на воде - уже не очень, потому что волны движутся и между соседними кадрами сопрягаются с трудом (панорамный софт иногда даже искажает картинку, обнаружив похожую волну совсем не в том месте).

6) Качаем бесплатный

Мы выяснили, какие возможности даёт фотографу панорамная съёмка и какие инструменты будут необходимы для неё. Сегодня же мы затронем практические стороны вопроса. Как снимать отдельные кадры панорамы так, чтобы при её склейке всё сошлось воедино без проблем?

Делаем снимки для склейки панорамы

Итак, мы на месте съёмки и хотим сделать панорамную фотографию.

Продумываем кадр. С чего начать? Как всегда, с художественного замысла. Представьте композицию будущего снимка: выберите объект, передний план и тому подобное. Сложность панорамной съёмки в том, что мы не можем увидеть итоговый кадр прямо через видоискатель или экран камеры: там уместятся лишь его фрагменты, из которых и будет собрана панорама. Поэтому для такой съёмки очень важно развить особый навык - видеть готовый кадр без помощи фотоаппарата. Отметьте для себя границы будущего снимка: что вы хотите включить в него, а что оставите за его границами. Например, так: «Я сниму панорамный кадр начиная от того деревца слева до того камня справа так, чтобы этот живописный домик расположился в итоговом изображении согласно правилу третей». Такой мысленный план поможет эффективно действовать дальше, а не просто щёлкать камерой во все стороны, пытаясь снять кадр с максимально возможным углом обзора. Отсутствие продуманной композиции - основная проблема большинства панорам, сделанных новичками, поэтому внимательно продумайте ваш будущий кадр перед тем, как приступить к съёмке!

Штатив. Чтобы снятые кадры сошлись в единую панораму, важно делать их строго с одной точки. В этом поможет штатив. Кроме того, это приспособление позволит снимать на длинных выдержках. Это особенно важно, если у вас есть передний план, расположенный близко к фотоаппарату (что почти всегда так).

Из чего состоит панорама? Ясное дело, панорамный снимок состоит из нескольких отдельных кадров! Но как правильно сделать эти фотографии, чтобы они потом хорошо сошлись в единое изображение? Для этого нужно снимать «внахлёст», поворачивая камеру на штативе. Каждый последующий кадр должен захватывать определённую часть предыдущего снимка. Естественно, чем меньше они накладываются один на другой, тем меньше кадров потребуется для итоговой панорамы, но при этом выше шанс допустить огрехи при съёмке.Панорама, снятая на скорую руку, может не сложиться в единое изображение. Поэтому, чтобы кадры уверенно сошлись, наложение одного кадра на другой должно быть не меньше одной трети. И чем оно будет больше, тем лучше. Сколько всего должно быть кадров в панораме? Сколько угодно - решать только вам. Отталкивайтесь не от количества кадров, а от снимаемого сюжета: просто сделайте нужное количество снимков с необходимым наложением.

Съёмка изображений с недостаточным наложением друг на друга - основная причина, по которой у начинающих фотографов не склеивается итоговая панорама. Так что уделите этому моменту особое внимание.

Внимательный читатель может заметить, что в большинстве примеров панорамы собраны из вертикальных кадров. Ничего принципиального здесь нет: вы можете склеивать как вертикальные, так и горизонтальные фотографии. Но мне работа с вертикальными кадрами кажется более удобной. Особенно если речь идёт об однорядной панораме: в этом случае мы можем получить более детализированное изображение (так как узкой стороной панорамного кадра становится широкая сторона снятых кадров). Кроме того, вертикальный кадр позволяет более точно оценивать общую экспозицию сюжета (в кадре у нас достаточно неба, достаточно земли). Также при съёмке вертикальных кадров гораздо удобнее использовать градиентные фильтры.

«Многоэтажные» панорамы. Часто для того, чтобы при съёмке получить достаточный угол обзора, склеить в ряд несколько вертикальных кадров недостаточно. Серьёзно расширить возможности панорамы позволяет склейка многорядных панорам. Этот метод мало чем отличается от описанного выше. Просто в процессе съёмки мы делаем не один ряд кадров, а несколько. Так можно добиться любого угла обзора. Плюс многорядной панорамы - возможность серьёзно увеличить угол обзора при съёмке, равно как и разрешение готового изображения. Но есть и минусы. Например, при съёмке многорядной панорамы гораздо сложнее пользоваться градиентными фильтрами.

Многорядные панорамы несколько сложнее снимать и склеивать. Поэтому я советую сначала попрактиковаться с однорядными панорамами и уже потом переходить к более сложным, «многоэтажным» вариантам.

Пример многорядной панорамы.

Параметры экспозиции, брекетинг и HDR. Параметры экспозиции при панорамной съёмке настраиваются точно так же, как и при работе с одиночными кадрами. Важно лишь одно: все кадры панорамы должны быть сняты с одинаковыми параметрами экспозиции. Поэтому панораму необходимо снимать в ручном режиме (М), при отключённой функции автоматического определения ISO. Иначе итоговые снимки получатся разными по яркости, и вы замучаетесь их приводить к одинаковому виду.

Обратите внимание, что на вашем панорамном сюжете, скорее всего, будет большой перепад яркостей: может так случиться, что на одних кадрах панорамы будет лишь земля и тень, а на других - красочное небо с рассветным солнцем. Но параметры экспозиции при этом, как мы уже говорили, должны быть везде одинаковы. Поэтому важно настроить экспозицию так, чтобы были хорошо проработаны детали как в самых светлых, так и в самых тёмных участках панорамы. Современные аппараты Nikon D810 , Nikon D750 , Nikon D610 , да и более простые модели обладают широчайшим динамическим диапазоном . А значит, при грамотной экспозиции зачастую из одного кадра можно вытянуть детали как в тёмных, так и в светлых участках. Однако для этого необходимо мастерски точно настроить экспозицию, что не всегда возможно в полевых условиях. Чтобы застраховать себя от ошибок, я рекомендую снимать каждый кадр будущей панорамы с брекетингом экспозиции (когда камера делает серию снимков с определённым шагом экспозиции). В итоге получится серия из кадров с разной яркостью. При хорошем стечении обстоятельств вы сможете без проблем вытянуть все детали из самого удачно проэкспонированного кадра такой серии. В противном случае вы можете из этой серии склеить HDR-снимок , а из подготовленных HDR-изображений уже собирать панораму. Кроме того, качественно проэкспонировать кадр помогут градиентные фильтры : они способны затемнить яркое небо, не тронув остальную часть кадра.

RAW или JPEG? Поскольку при панорамной съёмке предполагается компьютерная обработка изображений, разумеется, удобнее будет работать с форматом RAW. Тем не менее, если вы хотите лишь потренироваться в панорамной съёмке, можно работать и с JPEG, но тогда рекомендуется включить в меню камеры коррекцию искажений и виньетирования объектива, чтобы впоследствии ваши снимки сошлись один с другим. Отметим, что такая коррекция через меню аппарата будет доступна лишь при использовании родной оптики Nikon.

К слову, при работе с форматом RAW вы тоже сможете корректировать искажения оптики в один клик. Такой механизм реализован, например, в RAW-конвертере для камер Nikon Capture NX-D .

Баланс белого. Если вдруг вы решили снимать панораму не в формате RAW , а в JPEG, проследите, чтобы и баланс белого на всех фото был одинаков. Я однозначно рекомендую снимать панорамные кадры в RAW: этот формат значительно более гибок в обработке, да и баланс белого он позволит настроить уже после съёмки, при работе с изображениями на компьютере.

Фокусировка. Как и в случае с экспозицией кадра, фокусироваться при съёмке панорам можно точно так же, как и при работе с одиночными снимками. И точно так же на всех кадрах панорамы фокусировка должна быть одинакова. Если фокус будет «гулять», скорее всего, склеить их воедино не получится. Поэтому, сфокусировавшись однажды, непосредственно перед съёмкой конкретной панорамы автофокус лучше вообще отключить. И следить за тем, чтобы случайно не сдвинуть кольцо фокусировки объектива. Если фокусировка сбилась, лучше всё переснять с самого начала. При съёмке пейзажной панорамы удобно фокусироваться на гиперфокальное расстояние . Если вы хотите сделать панорамный портрет с малой глубиной резкости , то, разумеется, фокус должен всегда оставаться на вашей модели.

Сложности при панорамной съёмке

Панорамная съёмка - очень мощный приём в арсенале фотографа, однако есть сюжеты, которые снять как панораму очень затруднительно. Помните: если в вашем кадре много движения, в особенности на переднем плане (например, если вы снимаете лес и дует сильный ветер, раскачивая ветви деревьев), то лучше такой сюжет снять без панорамной склейки, одним кадром. Иначе будет сложно сводить вместе ветки, оказавшиеся на разных кадрах в разном положении. То же касается и сюжетов с динамичной водой, прибоем, людьми и животными. Если вы снимаете волны, на разных кадрах они будут выглядеть совершенно по-разному и склеить их будет максимально затруднительно. Исключения из этого правила есть. Например, кадры с зеркальной водной гладью легко склеиваются друг с другом. Ещё одно исключение - вода, движущаяся равномерно, без перепадов. Если в морском прибое набегающие волны немного разнятся по своей силе и высоте, то поток в горной реке движется абсолютно стабильно, без резких перепадов в своём движении. Это позволяет снимать кадры с горными реками и водопадами в склейку, не боясь особых проблем.

Простое решение проблемы с движением - разместить подвижный объект в пределах одного кадра панорамы, чтобы он не полностью в него помещался. Мы сможем взять его изображение с этого кадра и избежим описанных проблем.

Кроме этого, не стоит снимать панорамы с использованием поляризационных и нейтрально-серых фильтров с переменной плотностью. Такие фильтры на широкоугольной оптике могут давать неравномерное затемнение кадра: в результате на итоговой панораме вы можете получить, например, пятнистое небо.

Параллакс и борьба с ним

Прежде чем окунаться в теоретические дебри, скажу: начать снимать панорамы вы можете без всех приспособлений, описанных ниже! Они нужны далеко не всегда, в большинстве случаев хватит только камеры, штатива и вашего вдохновения! Современные программы склейки панорам в большинстве случаев отлично «переваривают» кадры с параллаксом и выдают достойный результат. Также небольшие огрехи в склейке можно поправить путём ретуширования фотографий в графическом редакторе.

Параллакс - изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя. Этот эффект может сыграть с фотографом очень злую шутку. Если сюжет включает в себя близко расположенный передний план, его детали на разных кадрах могут менять своё положение относительно объектов на фоне. Всё это грозит тем, что итоговая панорама соберётся с ошибками или не соберётся вовсе.

Огрехи в склейке, вызванные параллаксом

Как же быть? Есть распространённый стереотип о том, что с параллаксом можно бороться лишь с помощью специальных панорамных штативных головок . Однако такие головки сложны в использовании, громоздки, дороги. Да, они помогут избавиться от параллакса, но использование их в полевых условиях сопряжено с огромным количеством трудностей. При этом реально нужны они лишь в очень сложных случаях: например, при создании шаровых панорам с обзором 360 градусов.

Как сделать панорамное фото. Пошаговая инструкция! Просто, легко, быстро. March 20th, 2012

Всякий фотолюбитель наверняка когда-нибудь задавался вопросом: как из нескольких снимков сделать одно панорамное фото ? Что для этого нужно? Сложно ли это? Читайте пошаговую инструкцию, с которой вы сможете сделать панорамное фото (панораму) без штатива и без особого труда.

Сегодня я расскажу вам о том, как это сделать легко и просто.

Сделать панораму не просто, а очень просто! Пошаговая инструкция. Современные программы позволяет сделать панораму из снимков, снятых любой камерой, лишь бы кадры накладывались друг на друга. Чтобы у вас не было никаких сомнений относительно способностей вашей камеры делать снимки, подходящие для изготовления панорамы, для этого урока фотографии я сделал камерой телефона.

Приглашаю вас повторить все шаги этой инструкции вместе со мной, используя эти фотографии, которые вы можете

  • скачать по ссылке в архиве с моего Dropbox ,
Если же вы будете использовать свои собственные снимки, при съемке проследите чтобы между снимками было не меньше четверти общего пространства, и лучше чтобы горизонт не "убегал" между кадрами. На деле может хватить и меньшего наложения, но лучшее, как известно, враг хорошего, потому с перекрытием лучше не перебарщивать.

Для сборки панорамы мы будем использовать Hugin последней версии. На момент подготовки этого урока последней была версия 2011.4.0. Hugin есть в версиях для Windows, Mac OS X и Linux. Все инструкции ниже годятся для версии под любую ОС.

Установка Hugin не представляет сложностей, достаточно скачать установочный пакет и следовать инструкциям установщика.

При открытии Hugin автоматически создает новый проект. Выберем фотографии для панорамы, нажав соответствующую кнопку.

Можно добавить сразу все фотографии одним махом.

Hugin сам определяет свойства объектива.

Жмем "Объединить..." и идем пить чай, особенно если у вас не самый современный компьютер или много снимков большого разрешения.

Как только Hugin объединит снимки, нам откроется окно предпросмотра панорамы.

Для лучшего просмотра результата отключим сетку, убрав галочку в верхней части окна.

У предпросмотра панорамы есть несколько вкладок с настройками, часть из которых нам вообще не интересна в силу того, что основную работу по объединению снимков Hugin уже сделал, а другая часть вкладок нам всё ещё может пригодиться.

На вкладке "Проекция" у нас есть возможность менять способ проецирования снимков и некоторые другие настройки. Например, можно посмотреть как будет выглядеть панорама, если бы снимали её объективом "рыбий глаз":

Впрочем, сегодня наша цель не спецэффекты, а готовая панорама, потому выберем эквидистантный режим проекции.

На вкладке "Перемещение на плоскости проекции" у нас есть возможность выравнять горизонт на всех кадрах, если вдруг он не выравнялся автоматически. Также мы можем выгнуть горизонт для пущей эффектности:

Чтобы вернуть горизонт в исходное, ровное, состояние нажмем кнопку "Выровнять":

На следующей вкладке "Кадрирование" жмем кнопку "Автокадрирование" для того, чтобы автоматически обрезать черные края панорамы.

Если результат автоматического кадрирования вас не устроил, можно потянуть за внутренний край рамки и кадрировать так, как нам нужно, например, если мы планируем дорисовать небо и черные поля нас не смущают.

Закрываем окно предпросмотра и жмем "Создать панораму..."

А потом предложит придумать имя файла для готовой панорамы:

Запасаемся терпением, чаем, кофе, вареньем, печеньем, т.п., минут на 5 :-)

Находим файл получившейся панорамы:

Смотрим любым подходящим просмотрщиком.

Для публикации панораму лучше всего преобразовать в JPEG. Этот можно сделать в любом графическом редакторе или в популярных просмотрщиках.

Результат, увеличивается до 8209 x 1693.

error: Content is protected !!
1 в режим приоритета диафрагмы выставить значение f/8-11, сфокусироваться на центральном объекте панорамы и сделать снимок. Запомнить значения полученного фото.
2 Переключить режим настроек в положение «М» установить значения выдержки и диафрагмы, полученные в предыдущем пункте.
3 Выбрать предустановленный баланс белого (солнечно, облачно и т.д.).
4 Отключите автофокусировку истабилизацию изображения.
5 Вручную сфокусируйтесь на центральной точке панорамы или на точке соответсвующей гиперфокальному расстоянию объектива.
6