Уроки русского: как определить лицо у глагола. Лицо как грамматическая категория

Письменная речь всегда вызывала и будет вызывать намного больше затруднений, чем устная, потому что русский язык содержит очень мало слов, одинаковых при письме и говорении. Одна из проблем письменной речи, часто встающая перед школьниками и студентами, – как определить лицо глагола. Для того чтобы сделать это быстро и правильно, существует немало рекомендаций и примеров.

Решая проблему, что такое лицо глагола, важно учитывать, что эта грамматическая категория относится к числу его непостоянных признаков. Она позволяет определить, кто осуществляет действие и каково число участников речи.

Лицо и число являются изменяемыми грамматическими категориями, служащими для образования форм слова.

Умение определять этот признак необходимо для проведения , в котором обязательно точное знание постоянных и непостоянных признаков данной части речи.

А также оно может понадобиться для орфографически правильного записывания текста.

Лица глаголов указывают на того, кто совершает действие. Однако не во всех случаях можно определить соотнесенность действия с участником речи. Поэтому эта категория присуща не всем словам данной части речи.

Свойственна она следующим формам:

  • повелительное наклонение;
  • изъявительное наклонение будущего времени;
  • изъявительное наклонение настоящего времени.

Ни в каких других случаях (прошедшее время, инфинитив) существование данной категории невозможно – она отсутствует.

Таблица лиц глагола в русском языке

У глагола в русском языке обозначено три разновидности лица, они могут определяться как в единственном, так и во множественном числах. Каждое сочетание этих двух признаков имеет свое значение.

Разобраться в этих значениях поможет таблица:

Ед. ч. Мн. ч.
1-е л. Непосредственная соотнесенность названного действия с говорящим (субъектом речи):

я найду клад; я читаю роман.

Соотнесенность действия с определенной группой лиц, включая говорящего:

мы дышим воздухом; мы читаем роман.

2-е л. Соотнесенность названного действия к собеседнику:

ты найдешь клад; ты купишь конфет.

Соотнесенность действия с определенной группой лиц, включая собеседника:

вы рассказываете; вы купите пирожных.

3-е л. Соотнесенность названного действия с объектом (существом/предметом), не участвующим в речи:

он найдет клад; она идет в школу.

Соотнесенность действия с группой лиц или предметов, не участвующих в речи:

они идут в театр; они получат приз.

Важно! У 3 л. единственного числа объект может быть выражен тремя вариантами дополнительного значения: объект мужского рода (он), женского рода (она) и среднего рода (оно).

Как узнать лицо?

Определение лица глаголов настоящего и будущего времени становится простой задачей, если следовать несложным рекомендациям. Лучше всего эти советы запомнить.

Данный признак можно определить по вопросу:

  • Что делаю/что сделаю? (рисую/нарисую) Что делаем/что сделаем? (рисуем/нарисуем) – говорит о принадлежности слова к 1 л.;
  • Что делаешь/что сделаешь? (рисуешь/нарисуешь) Что делаете/что сделаете? (рисуете/нарисуете) – на такие вопросы отвечают глаголы 2 лица единственного числа;
  • Что делает/что сделает? (рисует/нарисует) – вопросы 3 л. единственного числа. У 3 лица множественного числа вопросы что делают/что сделают? (рисуют/нарисуют).

Простейший способ – подстановка личных местоимений. Местоимения подбираются подходящие по смыслу, их список надо выучить наизусть:

  • 1л.: если к действиям подходят местоимения я, мы (я лежу, мы лежим);
  • 2 л.: если подходят ты, вы (ты лежишь, вы лежите);
  • 3 л.: если подходят он, он, оно, они (он лежит, они лежат).

Формальные признаки – личные окончания слов:

Такую табличку лучше начертить на отдельном листе как шаблон. Подобрать свои примеры, по которым информация об окончаниях хорошо запомнится, и пользоваться ею при выполнении задания.

  1. Важно запомнить, что лицо у слова, обозначающего действие, совершенное в прошедшем времени, определять не требуется. То же самое относится к инфинитиву – .
  2. Применять все способы лучше до тех пор, пока определение грамматической категории не станет простой задачей. Затем можно выбрать один понравившийся метод. При возникновении затруднений проверять себя следует по хорошо всем знакомым способам определения лица глагола в настоящем и будущем времени.

Объяснить явление можно следующим образом: лица единственного числа и множественного всех форм совпадают. Например: кушал (ед.ч.) – так можно сказать в отношение всех трех форм: я кушал, ты кушал, он кушал. Точно так же обстоит дело со множественным числом. Так, форма 3 л. множественного числа совпадает с формами 1 л. и 2 л. в том же числе: они кушали – мы кушали, вы кушали.

Поэтому в морфологическом анализе у глагола, обозначающего действие, совершенное в прошедшем времени, это значение опускается.

Перед тем как определить лицо глагола, придется повторить рекомендации и воспользоваться специальным
алгоритмом.

Последовательность действий будет следующей:

  1. Выписать слово для выполнения задания.
  2. Определить его время. Настоящее или будущее – проводим дальнейший анализ.
  3. Подобрать местоимение, которое подходит по смыслу. Узнать или вспомнить его личную принадлежность – эти категории у слов обеих частей речи совпадают. Например, если к слову приходи подходит ты (местоимение 2 л. единственного числа) – то у глагола приходи будет тоже 2 л.
  4. Задать вопрос, при его помощи установить значение данной категории.
  5. Выделить окончание – формальный признак. Кстати, этот способ является самым надежным. По таблице окончаний глаголов можно определить личную принадлежность.

Определение лица возвратного глагола

Показателями возвратного глагола являются постфиксы (суффиксы в позиции после окончания) –ся и –сь. Например: купаться, смеяться, учиться, надеялась, понизилось, собрался, выбрались.

Важно! Рядом со словами этой формы никогда не могут стоять существительные и местоимения в винительном падеже.

Для того чтобы установить участника действия, обозначаемого словом в данной форме, нужно выполнить следующее:

  1. Выписать его вместе с примыкающим к нему или существительным.
  2. Подставить к существительному местоимение и/или по нему установить значение грамматической категории.

Например, прощаются, купаются, смеются – глаголы 3 л., т. к. к ним можно подставить «они» (3 л.); прощаешься, купаешься, смеешься – 2 лица единственного числа, т. к. к ним подходит местоимение «ты».

Полезное видео: Лицо и числа глаголов

Вывод

Одну из важнейших глагольных категорий важно знать и в теории, и отработать на практике. Научившись выполнять этот пункт морфологического разбора, в дальнейшем ученик или студент не будет допускать ошибок при письменном изложении своих мыслей.

Лицо в русском языке выступает в качестве важнейшего морфологического признака глаголов. При помощи лиц в предложении выражается отношение того, кто производит действие к тому, кто о нем говорит.

Существуют три формы лиц: 1-е, 2-е и 3-е. Именно лицо является определяющим признаком слова, позволяющим правильно проставлять суффиксы и окончания в нем. В конечном итоге именно знание лиц позволяет грамотно излагать свои мысли.

В форме 1-го лица находятся те глаголы, случаи употребления которых, предусматривают совпадение совершающего действие и того, кто о нем говорит.

Пример: Я кушаю, я делаю, я говорю, я сплю, мы делаем и т.д.

Глаголы во 2-м лице указывают на то, что совершаемое действие относится не к самому рассказчику, а к его собеседнику.

Пример: Ты делал, ты кушал, ты говорил, ты спал, вы делаете.

Глаголы, находящиеся в 3-ем лице выражают отношение действия к человеку (людям), не участвующим в разговоре и обычно употребляются с местоимениями - он, она, оно, они.

Пример: Он делал, он кушал, он говорил, они спали, она делала, оно выпало.

На лица в русском языке у глаголов главным образом указывают окончания. У глаголов первого лица единственного числа (в настоящем и будущем временах) окончания или . Например: пишу, читаю, позвоню, закричу. У глаголов 1-го и 2-го спряжения окончания в 1-м лице одинаковы.

Второе лицо в русском языке у глаголов имеет свои особенности. Они связаны с окончаниями глаголов. А как известно, окончания в глаголах зависят от спряжения. Глаголы 1-го спряжения имеют окончание -ЕШЬ в единственном числе и -ЕТЕ во множественном числе. Например, поешь, зайдешь. Глаголы 2-го спряжения имеют окончание -ИШЬ в единственном числе и -ИТЕ во множественном. Например, звонишь, кричите. 2-е лицо у глаголов можно узнать либо в определенном контексте, либо по особому окончанию.

3 лицо в русском языке определяется местоимениями "он", "она", "оно", "они". Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -ЕТ в единственном числе и -ЮТ во множественном (он, она, оно читает, они читают). У глаголов 2-го спряжения — окончания -ИТ и -АТ (ЯТ) во множественном числе (он, она, оно звонит, они звонят).

Глаголы в сослагательном наклонении и в прошедшем времени изъявительного наклонения по лицам не изменяются, в этих формах представлены различия не по лицам, а по родам. С личными формами глагола соотносятся личные местоимения-существительные.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Часто мы используем слова, говоря на родном языке, не задумываясь. Редко кто при этом допускает ошибки. Однако бывают различные случаи и ситуации, когда просто необходимо обновить знания, что-то уточнить, повторить либо заново выучить.

Лицо глагола

Лицо глагола указывает нам, кто выполняет действие. Оно является словоизменительной грамматической категорией глаголов, которая выражает озвученное глаголом действие относительно участника речи. Такова категория лица свойственна:

  • формам глагола повелительного наклонения;
  • глаголам изъявительного наклонения будущего и настоящего времени.

В русском языке, называемое глаголом действие, различают по количеству (единственное (ед.ч.) и множественное (мн.ч.)) и по лицам, которых три:

  • первое: ед.ч. Я – значит, что говорящий является субъектом речи и совершает действие (я готовлю праздник, я сорву ягоду);
    мн.ч. Мы – группа лиц вместе с говорящим совершают действие (мы смотрим телевизор, мы занимаемся спортом);
  • второе: ед.ч. Ты – указывает на действие, совершаемое собеседником (ты посадишь баклажаны, ты читаешь журнал);
    мн.ч. Вы – означают действия, относящиеся одновременно к собеседнику и группе лиц (вы мечтаете о море, вы выкопаете картошку);
  • третье: ед.ч. Он, она, оно – указывает на действие относительно лица или предмета, не участвующего в речи (он показывает фокус, она идет в тир);
    мн.ч. Они – указывает на действия относительно лиц или предметов, не участвующих в речи (они играют мячом).


Как определить лицо глагола

Определить лицо глагола можно поставив вопрос, а также выделив личное окончание глагола, определив ее значение, учитывая содержание текста:

Глагол 1 л.: Что сделаю? Что делаю? Что сделаем? Что делаем?
Глагол 2 л.: Что сделаешь? Что делаешь? Что сделаете? Что делаете?
Глагол 3 л.: Что сделает? Что делает? Что сделают? Что делают?


Рассмотрим примеры использования лиц глаголов в таблице. Обратите внимание: с помощью частиц да, пусть, давайте, пускай образуются формы первого и третьего лиц глаголов повелительного наклонения.

Исключение: безличные глаголы (загоралось, дождило) и инфинитив (петь, кряхтеть), формы глагола прошедшего времени не обладают категорией лица.



Определить лицо глагола в русском языке не составит труда ни одному человеку, знающему вышеописанную информацию. Ведь грамотно изъясняться в наше время является признаком хорошего тона!

Местоимения (die Pronomen) в немецком языке, как и в любом другом - это часть речи, которая указывает на предмет, признак, качество или человека и может заменять их, не называя.
Местоимения бывают личными, вопросительными, неопределёнными и отрицательными. В этом уроке мы рассмотрим систему личных местоимений в немецком языке.

Личные местоимения: правила, произношение

Как и в русском языке, в немецком существует три лица (1-ое, 2-ое и 3-е) и два числа (единственное и множественное) местоимений. Важно отметить, что в немецком языке также есть и система падежей - всего их четыре. В приведенной ниже таблице показаны местоимения в именительном (Nominativ) падеже.

Обратите внимание, что местоимение “ihr” (вы) используется при обращении на «ты» к группе лиц. Если вы хотите обратиться к кому-то официально или проявить вежливость, то следует использовать местоимение “Sie” (Вы), которое, как и в русском языке, всегда пишется с большой буквы.

Запомните! Личные местоимения ich, du, wir, ihr, Sie всегда обозначают лица. Личные местоимения er, sie (она), es, sie (они) могут обозначать и лица и предметы.

Чтобы знать, каким местоимением заменить то или иное существительное, нужно обязательно знать род существительного. Мы рассмотрим тему рода существительных в одном из следующих уроков, а пока поговорим об еще одной важной части речи - глаголе.

Спряжение глаголов: правила, примеры

Глагол (das Verb) - это часть речи, обозначающая действие, состояние или процесс. Глаголы немецкого языка спрягаются, т. е. изменяются по лицам и числам, временам, наклонениям, имеют залог. Спрягаемые (изменяющиеся) формы глагола называют личными формами глагола.

  1. Лицо и число. Глаголы имеют три лица и два числа - в каждом лице и числе глагол имеет свои окончания. Глаголы, которые употребляются во всех трех лицах, называются личными. Однако, в немецком языке есть глаголы, которые употребляются только в 3-ем лице, единственном числе (например: regnen - идти о дожде). Такие глаголы называются безличными.
  2. Время. Глаголы обозначают действия в трех временах: настоящем, будущем и прошедшем. Для их выражения в немецком языке существуют шесть видо-временных форм.
  3. Наклонение показывает отношение говорящего к высказыванию. Различают изъявительное (der Indikativ), повелительное (der Imperative) и сослагательное (der Konjunktiv) наклонения.
  4. Залог показывает направленность действия. Совершил ли действие субъект самостоятельно, или же действие было совершено над ним.

Глагол в немецком языке также имеет три основные формы: инфинитив (Infinitiv), претеритум (Präteritum) и причастие II (Partizip II). Глагол состоит из основы и окончания «en»: geh-en, schlaf-en, hab-en.

По типу спряжения, глаголы в немецком языке делятся на:

  1. Сильные глаголы. Образуют три формы путем изменения корневой гласной: gehen – ging – gegangen.
  2. Слабые глаголы. Не меняют гласной в корне при спряжении: machen – machte – gemacht.
  3. Глаголы смешанного типа (глаголы, которые проявляют при спряжении одновременно характеристики слабых и характеристики сильных глаголов).
  4. Нерегулярные и модальные.

В этом уроке мы рассмотрим спряжение слабых и сильных глаголов. Все слабые глаголы спрягаются одинаково. Это самая многочисленная группа глаголов в немецком языке. Сильные глаголы изменяются по особым правилам. Это небольшая группа глаголов — ее следует выучить наизусть (все три основные формы). Таблицы глаголов вы можете найти в словаре или в любом учебнике грамматики.

Итак, слабые глаголы — это глаголы, которые:

  • имеют в Imperfekt суффикс -(e)te-;
  • имеют в Partizip II суффикс -(e)t;
  • не меняют гласную в корне: machen – machte — gemacht.

Проспрягаем слабый глагол machen (делать).

Единственное число
ich mache
du machst
er macht
sie
es

Если основа глагола заканчивается на -t, -d, -dm, -tm, -dn, -tn, -chn, -gn, -ffn - то во 2-ом и 3-ем лице единственного числа и во 2-ом лице множественного числа к основе глагола прибавляется соединительная гласная «е».

Проспрягаем глагол baden (мыться).

При спряжении сильных глаголов гласная в корне изменяется во 2-ом и 3-ем лице единственного числа:

  1. a меняется на ä (кроме глагола schaffen — создавать);
  2. au меняется на äu ;
  3. e меняется на i , ie (кроме глаголов gehen — идти, heben — поднимать).

Проспрягаем глагол schlafen (спать). Это сильный глагол, а значит, гласная в корне во 2-ом и 3-ем лице изменится.

Важно! У глаголов, основа которых заканчивается на s, — ss, — ß, — z, — tz во 2-ом лицо единственного числа конечный согласный основы сливается с личным окончанием.

Sie
Задания к уроку

Чтобы закрепить пройденный материал, попробуйте самостоятельно выполнить несколько упражнений.

Упражнение 1. Проспрягайте слабые глаголы:

fragen (спрашивать), lernen (учить), glauben (верить), leben (жить), kosten (стоить).

Упражнение 2. Проспрягайте сильные глаголы:

geben (давать), fahren (ехать), laufen (прыгать), stoßen (толкать), tragen (носить, нести).

Ответы к упражнению 1:

Ответы к упражнению 2.

Мы научимся правильно употреблять личные местоимения. Узнаем их значения. Научимся правильно определять падежные окончания личных местоимений.

Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.

(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)

Как необходимо написать . Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.

А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.

(Ребята были вытянутые и длинные).

Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.

Нас запутало местоимение.

Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Разряды местоимений по значению

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратное : себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

4. Указательные : этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные : те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Разряды местоимений

местоимений

Местоимения

Как изменяются

местоимения

я, ты, он (она, оно), мы вы, они

По лицам, падежам местоимение 3-го лица он изменяется по родам

Вопросительные

местоимения

кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?

Изменяются по родам и числам. Местоимения кто?, что? не изменяются по родам и числам

Возвратные

местоимения

Оно не имеет именительного падежа, рода и числа

Относительные местоимения

кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Изменяются по падежам

Неопределенные

местоимения

некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др.

Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам.

Также некоторые неопределенные местоимения

Отрицательные местоимения

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа

Притяжательные местоимения

мой, твой, свой, наш, ваш

Изменяются по родам, падежам, числам

Указательные местоимения

тот, этот, такой, таков, сколько

Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, падежам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам

Определительные местоимения

весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Изменяются по родам, падежам, числам

Личные местоимения имеют морфологический признак лица :

1 лицо: я, мы;

2 лицо: ты, вы;

3 лицо: он, она, оно, они.

У личных местоимений есть морфологический признак числа . Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.

Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.

Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.

Местоимение он мужского рода: он пришел.

Местоимение она женского рода: она пришл-а.

Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.

Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).

Все личные местоимения изменяются по падежам , т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.

лицо

ед. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.)

мн. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр. )

я (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне)

мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас)

ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас)

вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас)

он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём)

они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них)

Говорите правильно местоимение ИХ!

Их одежда

Мальчик - Я выучил.

Девочка - Я выучила.

Личные местоимения 1-го и 2-го лица не изменяются по родам.

Рис. 4.

Ты, Петя,выучил урок, а ты, Маша?

«Да!- сказала Маша - « Я выучила!» « И я» -сказал Петя.

Рис. 5.

Мальчики, вы выучили уроки?

Девочки,вы пойдёте в школу?

Мы -ответят про себя и мальчики и девочки.

Исправим предложение, указывая лицо, число, падеж, если возможно род местоимений.

1. Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.

Подошёл (к кому?) ко мне - это местоимение 1-го лица единственного числа дательного падежа.

2. Подарить (ты) обезьянку?

Подарить(кому?) тебе - это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.

3. (Она) Яшкой зовут.

Зовут (кого?) её - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода родительного падежа.

4. Папа на (мы) с Яшкой сердится.

Сердится (на кого?) на нас - это местоимение 1-го лица множественного числа винительного падежа.

5. Пусть она пока у (ты) поживёт.

Поживёт (у кого?) у тебя - это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.

6. С (она) весело.

(С кем?) с ней - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода дательного падежа.

7. Так у (я) появилась обезьянка.

(У кого?) у меня - это местоимение 1-го лица единственного числа винительного падежа.

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

3. Русский язык в странах СНГ ().

1. Прочитайте стих Цветаевой. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи!

2. Прочитайте. Спишите. Подчеркните личные местоимения. В скобках напиши к ним падежные вопросы.

Третья часть Земли занята сушей. Остальное- вода! В ней живут самые разные морские животные. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные. Есть акулы-карлики. А есть гигантские акулы. Весят они до 20 тонн.

3. Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

1) Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.

2) Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято.

3) Я учусь с Володей с первого курса. Я очень хорошо знаю … и давно

дружу с …

4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

4.* Напишите диалог на любую тему, используя как можно больше личных местоимений в разных падежных формах.

error: Content is protected !!