Ударение в слове не звонит. Как запомнить ударение в слове «звонит

всегда говорите с ударением на 2 слог и никак иначе!

В русском языке все очень сложно, но я попробую объяснить, почему звонИ т, а не звОнит ..

Есть глаголы на –ить. Они разделились на две группы, с подвижным ударением и с неподвижным ударением

(нажмите, чтобы увеличить):

Примеры глаголов с неподвижным ударением:

Звонить: звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИте, позвонИте, звонЯт, и т.д.

Говорить : говорю, говоришь, говорит, говорите, поговорите, говорят.

Как видите, ударение падает на окончание. И при изменении слова, оно остается неподвижным, то есть окончание остается ударным.

Примеры глаголов с подвижным ударением:

ЛюбИть : люблЮ, лЮбишь, лЮбит, любИте, полЮбите, полЮбят.

Кормить : кормлю, кормишь, кормит, кормите, покормят.

В этих примерах ударение при изменении формы слова перемещается.

С течением времени все изменяется. Изменяется и язык. Многие глаголы из группы с «неподвижным ударением» перешли в группу «с подвижным ударением».

К примеру, слово ЦЕНИТ. Как прочитали? Куда упало ударение?.. Но еще до середины 19 века ударение в слове было неподвижным, и правильно говорить нужно было ценИт, а не цЕнит, как сейчас.

Путь перехода из одной группы в другую долгий и занимает не одну сотню лет. Мы с вами наблюдаем этот процесс, и невольно сами становимся его участниками. И происходит путаница: звОнит или звонИт? заклЮчит или заключИт? вклЮчит или включИт?

Если сомневаетесь, не поленитесь, загляните в орфоэпический словарь (словарь ударений). Нет словаря под рукой?

Можно задать вопрос здесь, у меня на сайте. Пишите вопросы в комментариях или жмите на кнопку справа (Смотрите: «Задать вопрос можно здесь»)
Ну, а со словом звонит , постарайтесь, чтоб не было никакой вОни (это шутка, конечно, но она хорошо поможет запомнить, как говорить правильно)))

ЗвОнит - это тоже правильно!? February 24th, 2017

Меня очень часто особо педантичные люди поправляют со словом "звонить". Оно стало каким-то эталоном грамотности. Да, я машинально всегда говорю "коллега звОнит по телефону", "вон телефон у кого то звОнит", "почему то Сергей мне не звОнит", "ты мне позвОнишь завтра?" и считаю, что мучить себя и напрягаться вспоминать куда там ставить ударение это дико. Вот например есть же примеры, где общепринятыми являются несколько вариантов - или . В конце концов есть грамматические ошибки (-тся, -ться) или там "а" и "о" перепутать, а есть устоявшиеся уже словообразования.

Филологи Гуманитарного института Новосибирского государственного университета составили рейтинг десяти самых популярных, на их взгляд, ошибок в устной и письменной речи.

По мнению специалистов, чаще всего носители русского языка путают слова "надеть" и "одеть". Постоянная неразбериха с этими глаголами давно стала притчей во языцех: надеть (не одеть!) можно платье, а одеть, например, куклу. Вторую строчку занимает "оплатите за проезд" вместо правильного "оплатите проезд". Филологи напоминают: можно платить за что-то (с предлогом) и оплатить что-то (без предлога).

На третьей позиции "языковой мутант" "вообщем" - хотя такого слова в русском языке нет, его часто употребляют, соединяя "в общем" и "вообще". На пятом месте - небрежное использование глаголов разных видов: положить (что сделать?) и класть (что делать?). "Грамматическая норма заключается в том, что класть категорически запрещает приставочные образования: никаких покласть или накласть, а корень "лож" напротив, не терпит "наготы", всегда соединен с приставками: по-, пере-, до-, с- или постфиксом - "ложиться", - комментирует кандидат филологических наук Оксана Исаченко.

На шестой строчке знаменитая "ударная" ошибка в глаголе "звонит". Седьмая неточность возникает при использовании беглого мягкого знака в словах с "тся" и "ться". Восьмая - лишняя "ю" в неграмотном написании "будующий", возникающая по аналогии с правильной "ю" в слове "следующий".

На девятом месте ошибка притяжательных местоимений "его, ее, их", превращающихся в "евоный, еешный и ихний". И, наконец, десятой из самых популярных ошибок новосибирские филологи называют переход в средний род праздничного "твое день рождения".

Ученые подчеркивают, что никаких специальных исследований для составления рейтинга не проводилось, топ-10 составлен из тех ошибок, что у всех на слуху.

Однако, есть мнение, что родную речь портит догматизм составителей словарей, а формат ЕГЭ по русскому языку заставляет детей зазубривать вымирающие устаревшие словоформы. Будущее за словом «звонит» - с ударением на «О»!

Новые времена — новые слова. И новое звучание старых слов, что гораздо важнее — в первую очередь для журналистов. Во всем мире стараются держать руку на пульсе — к примеру недавно информационное агентство Associated Press объявило, что термин «интернет» стал обыденностью и будет писаться с маленькой буквы. А в России последний орфоэпический словарь русского языка для работников радио и телевидения был выпущен в 1985 году под редакцией знаменитого Розенталя... Специалисты-русисты решили восполнить пробел и издали новый специализированный «Словарь трудностей русского языка для работников СМИ».

Одна из ключевых идей словаря заключается в том, что язык — гибок и склонен эволюционировать. А вот люди, по воле профессии работающие с языком — не всегда обладают должной гибкостью. Основная языковая проблема журналистики заключается не в глупых школьных ошибках — их, как правило, не делают даже самые зеленые юнкоры. Главная проблема — это «избыточная грамотность», заставляющая использовать устаревшие и не применяемые большинством граждан ударения и склонения слов. Когда журналист говорит или пишет академически правильно, но не так, как большинство из его аудитории, это подрывает доверие к журналисту, и акцентирует внимание на нехарактерно звучащей форме, а не на сути, ухудшая восприятие информации. Так считает автор «Словаря трудностей русского языка для работников СМИ», доцент факультета журналистики МГУ Михаил Штудинер:

Вариантность — одно из важнейших свойств нашего языка. Но в сфере СМИ с советских времен было принято всегда выбирать какой-то один вариант произношения или написания, чтобы не провоцировать разнобоя в эфире. И в свое время даже на юбилее Розенталя сотрудники Центральной редакции радио пели шутливые куплеты, где, в частности, обыгрывались и нюансы произношения: «...Собкор сказал «КарАкас», а диктор - «КаракАс...» Поэтому я в словаре даю все формы слов, которые корректно применять. К слову, использование старых энциклопедий — не всегда правильный выбор для журналиста... Вот, скажем, имена собственные, которые с словарях даются с ударением, не соответствующим русской традиции. В энциклопедиях — ВАшингтон, МАрлон БрАндо, Иоган ГУтенберг. Просторечные же варианты звучат иначе — ВашингтОн, МарлОн БрандО, ГутенбЕрг. И именно эти «неправильные» варианты и нужно использовать. Часто бывает, что уже изменилась и норма, и рекомендация, а в старом словаре все еще прежний вариант, который на слух звучит дико... Вот характерный пример - все нормальные люди, и грамотные, и не очень, говорят про отрицательную температуру - «минусовАя». Но ни один словарь из множества тут даже не допускает вариантности — правильно «минусОвая», и точка! Или слово «исчерпАть» - в словарях звучит «исчЕрпать», но так же никто не говорит! В подобной ситуации журналист должен говорить не «по-словарному», а так, как от него ожидает большая часть его аудитории! Слова «минусОвая», «исчЕрпать», «танцовщИца» и т.п. будут восприняты, как ошибки, подрывая доверие к журналисту. А догматизм у нас часто закладывается со школы - в пособиях для подготовки к ЕГЭ я видел, скажем, слово «исчерпать» с ударением на «Е»...


Часто грамотность ставится заложницей шаблонов — как это, к примеру, происходит со знаменитым глаголом «звонить», считает профессор Института русского языка им. Виноградова РАН Дмитрий Савинов:

Одиозное слово «звонит», которое стало каким-то эталоном грамотности... На протяжении последних двух веков в русском языке наблюдается тенденция к переходу глаголов на -ить от неизменного ударения к подвижному. К примеру, в первой половине XIXвека такие глаголы как «ценит» и «любит» произносились совсем не так, как сегодня: «ценИт», «любИт». В XXI веке подобная постановка ударения кажется дикостью. Возможно, через пару веков глагол «звонИт» тоже начнёт звучать как «звОнит»!

Среди глаголов на -ить в современном русском языке есть чуть более ста слов, ударение в которых падает на первый слог: например «мОлит», «лОвит», «нОсит» и т.п. Подобные примеры незаметно подталкивают носителей языка к изменению тенденции в произношении глагола «звонить», но лишь подталкивают! Полной смены места ударения в этом слове пока не произошло.

Считается, что грамотные люди ставят ударение на «И» - звонИт, а остальные — на «О» - звОнит. Но, что интересно, в старину большинство глаголов звучали именно с ударением на окончание — сегодня мы говорим «вАрит», а раньше говорили «варИт». Большинство слов со временем поменяли ударение (к примеру, мы сейчас не говорим «грузИт» - а говорим «грУзит»), а «звонит» - ударение сохранило. Да, пока еще считается, что «звонИт» - однозначно правильно, но слишком много людей ставят ударение на «О». Хочется специалистам по русскому языку, или нет — но будущее явно за вариантом «звОнит»! Язык — это живой процесс, остановить его эволюцию невозможно. Но при этом в орфоэпических заданиях по русскому языку из ЕГЭ преобладают именно такие слова — детей, по сути, заставляют зазубривать искусственно навязанные устаревшие формы...

Вы что думаете на этот счет? Должен язык развиваться и приспосабливаться к существующим реалиям или нужно четко следовать когда то принятым догмам?

А вообще, эту тему наверное вообще не поймут те, для кого например составлялась эта инструкция:

источники

Ещё со школьной скамьи до нас пытаются донести, как правильно говорить «звонИт» или «звОнит». Мы запоминаем правила и какое-то время ими пользуемся, а после забываем о них, говоря уже, как получится. Запомнить правильное произношение одних из самых популярных слов нашего времени можно во взрослом возрасте только по собственной инициативе.

Глагол «звонить» относится к глаголам на -ить. Опираясь на современные языковые нормы , во всех личных формах в настоящем времени ударение в глаголе «звонить» падает на суффикс «и», или, если такового не существует, на окончание. Для правильности речи следует употреблять этот глагол только так.

В прошедшей форме ударение в слове «звонить» тоже приходится на суффикс «и». Своё место ударение не меняет в повелительном наклонении и в его особых глагольных формах - причастии и деепричастии.

Почему говорят «звОнит»

Русский язык является подвижной системой, в которой языковые нормы изменяются вместе с его носителями. В течение 2-х веков наблюдается склонность к переходу глаголов на -ить от неизменного глагола к подвижному. Например, в первой половине XIX века глаголы «ценит» и «любит» говорили несколько иначе, чем в наше время: «ценИт» и «любИт». В современном мире такие подстановки кажутся странными.

В русском языке существует более ста глаголов на -ить, в которых ударение падает на «о», например: «мОлит», «лОвит», «нОсит» и т. д. Такие примеры неосознанно подстрекают носителей языка к неправильному произношению глагола «звонить».

Люди, которые говорят «звОнит» ссылаются в своих неверных знаниях на «звОн» и «трезвОн», которые по своей семантике соотносятся со «звучащим» глаголом, но не имеют к нему никакого отношения.

Допускается ли говорить «звОнит»

Большинство людей всё-таки в правильной форме произносят этот глагол - после ударной гласной, однако, многие убеждённо произносят это слово с ударением на первый слог. В какой-то степени это связано с тем, что Министерство образования и науки РФ в 2009 году приняло закон, который допускает употребление обоих вариантов . Хотя выражение «звОнит» больше относится к разговорному.

Ударение в словах «позвонишь» и «перезвонишь»

Чтобы узнать, как грамотно поставить в слове «позвонишь» ударение, следует обратиться за помощью к словарю. В соответствии с правилами литературного языка оно в словах «звонИт», «позвонИт», «позвонИшь» приходится на последний слог.

Такие формы, как «позвонИт» и «позвонИшь» произошли от слова «позвонИть», где ударение ставится на окончание. Это слово и есть проверочное для «позвонИшь». Отсюда следует вывод, что во всех производных формах этого слова ударение сохраняется на прежнем месте. К примеру: позвонИть - позвонЮ, позвонИшь и т. д. Кстати, в слове «перезвонИт» ударение также приходится на последний слог, но вот в слове «перезвАнивать» всё несколько иначе - ударение падает на третий слог, на букву «а».

Как запомнить, где ударение?

Чтобы быстрее и легче запомнить грамотную постановку ударения, рекомендуется запомнить такие небольшие стихотворные обороты речи:

  • Ненавижу эту тишь. Ну, когда ты позвонИ шь?
  • Ему ты этим отомстишь, если вдруг не позвонИ шь.
  • Почему же ты молчишь? Я спросила: «ПозвонИ шь?»

Примеры употребления

  • Я устала ждать всё время, когда ты позвонИшь или появишься.
  • Пожалуйста, запиши номер его мобильного телефона, а если появятся трудности, позвонИшь.
  • Ты стала рассеянной — то забудешь о важных делах, то опоздаешь или забудешь вовремя перезвонИ ть.
  • «Ты позвонИ шь мне?» - спрашивала Аня, прощаясь с другом.

Как запомнить место, где ставится ударение

Только упорная учёба и желание говорить грамотно способно научить человека правильной речи. Чтобы научиться правильному произношению, рекомендуется хотя бы несколько дней исправлять себя и попробовать привыкнут ь к верному произношению слова, что вскоре приведёт к освоению полезной привычки и красивой речи.

При малейших сомнениях по поводу произношения слова, необходимо обращаться к справочным материалам, чтобы проверить грамотность своей речи. Не стоит слепо следовать чужим советам и исправлениям, сначала нужно сверить информацию со справочником.

Также следует обратить внимание, что для большей части глаголов с семантикой звучания ударение ставится на крайний слог, например: «звенИт», «кричИт», «молчИт», «свистИт», «гремИт», «шипИт» и т.д. Глагол «звонИт» отлично вписывается в этот ряд , что позволяет ассоциативно запомнить правильное выговаривание слов.

Для того, чтобы научиться верно говорить, не стоит избегать затруднительного слова, заменяя его синонимами в разговоре. Необходимо разобраться в грамотности своего произношения и работать в этом направлении, совершенствуя свои знания.

Видео

Смотрите видео и говорите правильно!

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Образование

ЗвонИт или звОнит - как правильно поставить ударение? Как поставить ударение в слове "звонит"

4 августа 2014

Как правильно говорить: звОнит или звонИт? Ответ на этот вопрос интересует многих людей. Несмотря на то что данному правилу нас обучали в школе, после ее окончания всё довольно быстро забылось. Именно поэтому в представленной статье мы подробно расскажем вам о том, как все-таки следует правильно говорить: звОнит или звонИт.

Общая информация

Русский язык очень красив и богат. И нередко его настоящие хранители приходят в уныние, когда слышат, как окружающими регулярно искажаются различные словоформы.

Чтобы правильно владеть своим же языком, мало знать правила в теории, ведь их следует применять и на практике.

Закон Министерства образования и науки РФ

Разумеется, подавляющее большинство употребляет слово «звонИт» в правильной форме, то есть с последней ударной гласной. Но сегодня появилось огромное количество людей, которые упорно аналогичное слово произносят с первой ударной гласной. Отчасти это связано с тем, что летом 2009 г. Министерство образования и науки РФ выпустило указ, который официально допускает оба представленных варианта. Хотя выражение «звОнит» все-таки признается разговорным.

Видео по теме

Почему возникла такая путаница?

Как пишется: звОнит или звонИт? То есть куда следует ставить штрих ударения? Ответы на эти вопросы вы увидите чуть далее. Сейчас же хочется поведать вам о том, каковы истинные причины возникновения данной путаницы.

По утверждению специалистов, такие разночтения образовались в результате воздействия украинского языка. Выражение «Ты мне звонишь» жители данного государства озвучивают как «Ти мени дзвОниш!». Именно поэтому еще с советских времен россияне стали невольно путать представленные варианты.

Также следует отметить, что масло в огонь подливает и такое русское слово, как «трезвОнить». В итоге все жители нашей страны разделились на два лагеря: одни не знают о том, как правильно произносить: «звОнит» или «звонИт», а другие довольно неприязненно относятся к таким ошибкам.

Как правильно произносить слово «звонит»? Выясняем вместе

Глагол «звонит» имеет такую неопределенную форму, как «звонить». Согласно правилам русского языка, он относится ко второму спряжению (оканчивается на -ить) и имеет неизменное ударение.

В соответствии с текущими нормами, если глагол имеет личную форму и стоит в настоящем времени, то ударение в нем падает только на суффикс «и». Если такого суффикса у слова нет, то на окончание.

Таким образом, если вы хотите говорить грамотно, то следует запомнить, что правильное ударение - «звонИт», т. е. приходится на последнюю гласную.

Следует также отметить, что в прошедшем времени в глаголе «звонить» ударение аналогичным образом падает на суффикс «и». Своего положения оно не меняет и в особых глагольных формах - деепричастии и причастии, а также в повелительном наклонении. Это следует запомнить раз и навсегда.

Как правильно: званить или звонить?

Теперь вам известно, на какую гласную ставить ударение во время произношения слова «звонит». Однако это далеко не единственная проблема, с которой сталкиваются люди, использующие данный глагол на письме. Нередко возникает вопрос о том, как следует правильно писать: «званить» или «звонить». Чтобы на него ответить, следует вспомнить простые правила русского языка.

Безударные гласные в корне слова

Правило безударных гласных в корнях, которые проверяются ударением, поможет вам с легкостью выяснить, как следует правильно писать: званить или звонить. Для тех, кто забыл его, напоминаем: написание букв в месте безударных гласных, которые находятся в корнях, проверяется путем их сверки с формами или словами с аналогичным корнем, где проверяемая гласная находится под ударением.

Приведем пример: «вода» (проверочное слово «вОдный» или «вОды»), «говорить» («разговОр» и «гОвор»), «сады» («сАд» или «сАдик»), «молодой» (проверочное слово «мОлодость», «мОлод», «молОденький») и пр.

В каких случаях правило не действует?

Следует особо отметить, что у этого положения есть свои исключения. Именно поэтому прежде чем выяснить, как правильно писать: званить или звонить, необходимо узнать, не относится ли к ним это слово.

Итак, в некоторых случаях представленный прием проверки нельзя использовать. Это связано с тем, что разное написание однокоренных слов может объясняться их образованием (если они относятся к разным языкам и тому подобное).

Приведем конкретный пример: неполногласные безударные сочетания типа «ла» и «ра» (влачить, врата, бразды, сократить, облако, глава и т. д.) всегда имеют букву «а». Этот факт объясняется тем, что вышеперечисленные слова относятся к старославянским (по происхождению). Таким образом, указанным сочетаниям соответствуют полногласные «оло» и «оро» (например, борозды, ворота, голова, короткий, волочить и пр.).

Следует также отметить, что запрещается проверять безударную гласную «о», которая находится в корнях глаголов совершенного вида, путем сравнения с глаголами несовершенного вида. Так, в словах «затопить», «раздвоить», «опоздать», «затоптать», «проглотить» и пр. гласная проверяется путем подборки однокоренных слов «двОе», «пОздно», «тОпчет», «глОтка». Хотя у данных слов есть и глаголы несовершенного вида, которые значительно различаются в правописании («затАпливать», «проглАтывать», «опАздывать», «раздвАивать»).

Так как правильно писать: званить или звонить?

«Звонить» - это глагол несовершенного вида, обозначающий «издавать звон» или же «подавать сигнал каким-либо приспособлением типа звонка». Чтобы понять, как следует его правильно писать, необходимо подобрать проверочное слово, которое будет иметь ударную гласную в корне. Итак, «звонить» - «звОн», «дозвОн». В корне проверочного слова под ударением стоит буква «о». Это означает, что правильным вариантом будет «звонить», а не «званить».

Используя данное правило, можно проверить абсолютно любое слово, но лишь в том случае, если рассмотренные выше принципы действуют по отношению к нему.

Проясняем ситуацию

Как будет правильно: звонит или звенит? Данный вопрос задают многие люди. Однако он изначально построен неправильно. Ведь два названных слова имеют неодинаковое значение и, соответственно, применяются в разных случаях. В каких именно, разберемся далее.

«Звенит», «звенеть», «звеню», «звенишь» и пр. - это глагол несовершенного вида, который обозначает следующее:

1. Издавать высокий звук (например, при ударе по стеклянному или металлическому предмету). Данное слово употребляется в следующих случаях: Струны звенят. Колокольчик звенит. Монеты звенят в кармане. Звонок звенит . Другими словами, это выражение применяется тогда, когда производится какой-либо звук при помощи чего-либо (посуды, мелочи и пр.).

2. Звучать со звоном, раздаваться. При этом рассказывается об ощущении звона, шума (речь идет о голосе или звуке): Звенит в голове. Женский смех звенит. Детские голоса звенят .

«Звонит», «звоню», «звонишь» и пр. - это глагол несовершенного вида, который обозначает следующее:

1. Производить звон или подавать какой-либо сигнал звонком, звоном (например, звонить в дверь, колокол, звонок, к соседям и пр.).

2. Издавать звон (если речь идет о звонке): Колокола звонят. Телефон звонит. Будильник звонит .

3. Вызывать звонком телефона для разговора (например, звонит на работу, по телефону, в Москву, от родителей, из Киева, с вокзала или друзьям ).

4. В разговорной речи употребляется в значении «разглашать что-либо», «распространять сплетни» (например, звонить во все колокола, злые языки стали звонить об этом и пр.).

Грамотность становится заложницей шаблонов

В День русского языка, который отмечается 6 июня, эксперты в очередной раз подняли проблему народной грамотности - в частности, грамотности представителей СМИ. Они считают, что родную речь портит догматизм составителей словарей, а формат ЕГЭ по русскому языку заставляет детей зазубривать вымирающие устаревшие словоформы. Будущее за словом «звонит» - с ударением на «О»!

Новые времена - новые слова. И новое звучание старых слов, что гораздо важнее - в первую очередь для журналистов. Во всем мире стараются держать руку на пульсе - к примеру недавно информационное агентство Associated Press объявило, что термин «интернет» стал обыденностью и будет писаться с маленькой буквы. А в России последний орфоэпический словарь русского языка для работников радио и телевидения был выпущен в 1985 году под редакцией знаменитого Розенталя... Специалисты-русисты решили восполнить пробел и издали новый специализированный «Словарь трудностей русского языка для работников СМИ».

Одна из ключевых идей словаря заключается в том, что язык - гибок и склонен эволюционировать. А вот люди, по воле профессии работающие с языком - не всегда обладают должной гибкостью. Основная языковая проблема журналистики заключается не в глупых школьных ошибках - их, как правило, не делают даже самые зеленые юнкоры. Главная проблема - это «избыточная грамотность», заставляющая использовать устаревшие и не применяемые большинством граждан ударения и склонения слов. Когда журналист говорит или пишет академически правильно, но не так, как большинство из его аудитории, это подрывает доверие к журналисту, и акцентирует внимание на нехарактерно звучащей форме, а не на сути, ухудшая восприятие информации. Так считает автор «Словаря трудностей русского языка для работников СМИ», доцент факультета журналистики МГУ Михаил Штудинер:

Вариантность - одно из важнейших свойств нашего языка. Но в сфере СМИ с советских времен было принято всегда выбирать какой-то один вариант произношения или написания, чтобы не провоцировать разнобоя в эфире. И в свое время даже на юбилее Розенталя сотрудники Центральной редакции радио пели шутливые куплеты, где, в частности, обыгрывались и нюансы произношения: «...Собкор сказал «КарАкас», а диктор - «КаракАс...» Поэтому я в словаре даю все формы слов, которые корректно применять. К слову, использование старых энциклопедий - не всегда правильный выбор для журналиста... Вот, скажем, имена собственные, которые с словарях даются с ударением, не соответствующим русской традиции. В энциклопедиях - ВАшингтон, МАрлон БрАндо, Иоган ГУтенберг. Просторечные же варианты звучат иначе - ВашингтОн, МарлОн БрандО, ГутенбЕрг. И именно эти «неправильные» варианты и нужно использовать. Часто бывает, что уже изменилась и норма, и рекомендация, а в старом словаре все еще прежний вариант, который на слух звучит дико... Вот характерный пример - все нормальные люди, и грамотные, и не очень, говорят про отрицательную температуру - «минусовАя». Но ни один словарь из множества тут даже не допускает вариантности - правильно «минусОвая», и точка! Или слово «исчерпАть» - в словарях звучит «исчЕрпать», но так же никто не говорит! В подобной ситуации журналист должен говорить не «по-словарному», а так, как от него ожидает большая часть его аудитории! Слова «минусОвая», «исчЕрпать», «танцовщИца» и т.п. будут восприняты, как ошибки, подрывая доверие к журналисту. А догматизм у нас часто закладывается со школы - в пособиях для подготовки к ЕГЭ я видел, скажем, слово «исчерпать» с ударением на «Е»...

Часто грамотность ставится заложницей шаблонов - как это, к примеру, происходит со знаменитым глаголом «звонить», считает профессор Института русского языка им. Виноградова РАН Дмитрий Савинов:

Одиозное слово «звонит», которое стало каким-то эталоном грамотности... Считается, что грамотные люди ставят ударение на «И» - звонИт, а остальные - на «О» - звОнит. Но, что интересно, в старину большинство глаголов звучали именно с ударением на окончание - сегодня мы говорим «вАрит», а раньше говорили «варИт». Большинство слов со временем поменяли ударение (к примеру, мы сейчас не говорим «грузИт» - а говорим «грУзит»), а «звонит» - ударение сохранило. Да, пока еще считается, что «звонИт» - однозначно правильно, но слишком много людей ставят ударение на «О». Хочется специалистам по русскому языку, или нет - но будущее явно за вариантом «звОнит»! Язык - это живой процесс, остановить его эволюцию невозможно. Но при этом в орфоэпических заданиях по русскому языку из ЕГЭ преобладают именно такие слова - детей, по сути, заставляют зазубривать искусственно навязанные устаревшие формы...

error: Content is protected !!