Структура человеческой психики. Понятие психики человека

ЛЕКЦИЯ 2. Развитие психики в филогенезе

Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объектив­ным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные - человеческие чувства, желания, воспоми­нания и т.д. Каждый человек наделен психической жизнью.

Психика – это свойство высокоорганизован­ной материи отражать объективную реальность, создавать психические образы и регулировать деятельность человека и его поведение.

Психика - это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе иде­альных образов, на основе которых осуществляется актив­ное взаимодействие человека со средой.

Отражение выражает в себе способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в сво­их изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения зависит от формы суще­ствования материи.

В природе можно выделить три основ­ных формы отражения. Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения , характерная для взаимодействия объектов неживой природы. Более вы­сокому уровню соответствует физиологическая форма отра­жения. Следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения со специфи­ческой для человеческой психики наивысшей ступенью от­ражения - сознанием.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Человеческая деятельность служит и дви­жущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умствен­ные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий.

Психика человека - социально обусловленный фено­мен, а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она мозгом. Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сво­дить к нейрофизиологическим процессам.

Специфика работы человеческого мозга состоит в осо­бом способе кодирования поступающей извне информации. Психическое отражение действительности человеком - это отражение, опосредованное словесным знаком, челове­ческим понятием, сформированным в общественно-исто­рической практике.

Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархи­чески организованы и очень изменчивы.

Структура психики . Всё многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие группы:

1. Психические процессы - это элементарные психи­ческие явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей дейст­вительности (длятся от доли секунд до десятков минут и более). Как правило, имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.



Психические процессы подразделяются на:

а) познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь);

б) эмоциональные (эмоции и чувства);

в) волевые (воля).

2. Психические состояния более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продол­жаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию.

Они выражаются в определенном уровне, работоспособ­ности и качестве функционирования психики человека, свойственных для него в определенный момент времени. К ним относятся состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или уста­лости, раздражительности, рассеянности, хорошее или плохое настроение.

3. Психические свойства - наиболее устойчивые и посто­янно проявляющиеся особенности личности, обеспечиваю­щие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного челове­ка. К ним относятся направленность (что хочет человек?), темперамент и характер (как проявляется человек?), спо­собности (что может человек?).

4. Психические образования - это то, что становится результатом работы психики человека, ее развития и само­развития; это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и професси­онального опыта. К ним следует относить приобретенные знания, навыки и умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.

5. Социально-психологические явления - это психоло­гические феномены, обусловленные взаимодействием, общением, взаимовлиянием людей друг на друга и их при­надлежностью к определенным социальным общностям (классам, этносам, малым и большим группам, религиоз­ным конфессиям и т.д.).

Функции психики. Психика выполняет определенные функции: отраже­ния воздействий окружающей действительности; регу­ляции поведения и деятельности людей; осознания ими своего места в окружающем мире.

1. Отражение воздействий окружающей действительности . Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

Это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенству­ющийся, создающий и преодолевающий свои противо­речия;

Внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики и конкрет­ные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним человеком);

Это правильное, верное отражение действитель­ности (возникающие образы материального мира явля­ются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отра­жают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутрен­нее содержание деятельности и поведения.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире . Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в объектив­ном мире, гарантируя ему осмысление этого мира и адекватное к нему отношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как пред­ставителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находившегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей совместной деятельности, поддерживать гар­монию в обществе в целом.

Структура психики человека

Структура психики

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика - это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства - устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

· сила нервной системы - устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению

· подвижность нервных процессов - скорость перехода возбуждения к торможению

· уравновешенность нервных процессов - относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения

· лабильность - гибкость изменения под воздействием различных раздражителей

· резистентность - сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы - относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества - относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния - представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Аналитическая психология К.Г. Юнга, архетипы коллективного бессознательного

По К. Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное и коллективное бессознательное. Определяющая роль в структуре личности отводится коллективному бессознательному...

Нарушение двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения...

Основные психические процессы личности

Психика состоит из 3 групп психических явлений: психических состояний, психических процессов, психических свойств. Это разделение носит достаточно формальный характер. На самом деле формы психики человека представляют единое целое...

Психическое здоровье

Рассмотрение психики как системного явления, имеющего сложную структуру, помогает глубже понять ее сущность. Анализ структуры еще раз обнаруживает, что психика человека является сложнейшим явлением, возможно, самым сложным из того...

Развитие психики в филогенезе

С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни...

Развитие психики человека и животных

Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть не одно, а два философских понятия природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое...

Структура психики человека

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга...

Сходства и отличия психики человека и высших млекопитающих

Для более тонкого понимания заданной темы обратимся к трактовке терминов "психика" и "высшие млекопитающие". В "Словаре по профориентации и психологической поддержке" читаем: психика - свойство живых, высокоорганизованных материальных тел...

Феномен психики в контексте ее структуры по З. Фрейду

В своих проявлениях психика сложна и многообразна. Выделяются три большие группы психических явлений , а именно:

  1. психические процессы;
  2. психические состояния;
  3. психические свойства.

Психические процессы - это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Они подразделяются на познавательные (к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т д).

Психическое состояние - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом - трудно и неэффективно. Наиболее изучены:

  • общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности;
  • эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное настроение, состояние депрессии, воодушевления, творческое состояние и т. п.).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности:

Под психическими свойствами следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для того или иного человека.

Они синтезируются и создают сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

  1. жизненную позицию (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
  2. темперамент (систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения);
  3. способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
  4. характер как систему отношений и способов поведения.

Человек - это биосоциальное существо, жизнь которого обусловлена биологическим и социальными факторами одновременно. Поэтому он выступает связующим звеном между природой и обществом. Это также означает, что человек, субъект деятельности, может быть понят лишь как личность и индивид (целостный организм одновременно). Невозможно исследовать его отношения с миром, не исследуя сложнейшую структуру человека, а последнюю нельзя понять без его системы отношений к обществу и природе, частью которых он является.

Неразумным было бы противопоставлять изучение психических процессов и личности. Подобно физике, рассматривающей мир от микро- до макроуровня и Вселенной, психология системно изучает человека - от психофизики сенсорных процессов до уровня целостной личности и массовых социально-психологических феноменов, а также общественных, культурных и исторических взаимодействий людей.

Наш мозг далеко не до конца изучен, в нем столько завитков, что кажется, ученым всего мира их хватит еще на много сотен лет. Когда Павлов открыл миру глаза на условные рефлексы – это казалось гениальным пределом совершенства, а его последователям это явление не представляет никакого интереса, теперь условные рефлексы достойны лишь школьных учебников по биологии.

Структура психики человека таинственна, но все же кое-что уже известно. Об этих точных данных мы и поговорим.

Психические явления

Структура человеческой психики делится на три основные группы психических явлений:

  • психические процессы;
  • психические состояния;
  • психические свойства.

Психические процессы – это наиболее динамичная и переменчивая часть нашей психики. Психически процессы отражают наружную действительность в виде различных психических явлений. В том числе, это могут быть познавательные явления – мышление, память, ощущение, . Могут быть волевые явления – усилия, храбрость, решения, а также эмоциональные, которые выражаются различными переживаниями.

Понятно, что ни одно из этих явлений, в норме не носит постоянный характер.

Психические состояния – это уже более стабильные составные структуры психики и сознания. Если говорить простыми словами, это ваша активность или пассивность. Она проявляется, к примеру, на работе – сегодня вы с легкостью выполняете ту же работу, над которой терзались весь прошедший день. Это пары: рассеянность – внимание, раздражение – восторг, воодушевление – апатия.

И третья сущность психики и ее структура – это психические свойства. Самая стабильная и устоявшаяся часть нашей психики, отвечающая за качество нашей деятельности на постоянной основе. То есть, это то, что характерно для данного индивида на постоянной основе. Характер, принципы, цели, установки, таланты – это все, свойства данной категории.

Биология или социология?

Человек – существо биосоциальное, поэтому любые исследования его психики, не вникая в «обратную сторону медали», являются тщетными. Структура психики и процесс индивидуализации зависят от общества, но, тем не менее, многие психические заболевания имеют генетический (то есть чисто биологический) характер.

Изучением «обеих сторон медали» занимается нейропсихология – наука, которая исследует взаимосвязь анатомического строения мозга с психологической структурой человека. Каковы плоды этой науки: оказалось, что одни и те же дефектные клетки головного мозга могут приводить к разным заболеваниям, а причиной разных психических нарушений могут быть одни и те же клетки. То есть, науке еще есть чем заняться.

С этой загадочной структурой человека связано много тайн и стереотипов. В этой статье - попытка ответить на самые частые вопросы: что такое психика, как она устроена и как работает?

Понятие психики

Физиологическим носителем психики является нервная система человека.

Психика - это свойство и функция мозга, которая заключается в субъективном отражении объективной действительности в идеальных образах. На основе этих идеальных образов человек и выстраивает свою жизнь и свои отношения с внешней средой. Нервные клетки и рецепторы осуществляют связь центра мозга с внешним миром.

Структура психики

У животных психика тоже есть. Однако человеческая психика является высшей формой психики и еще называется «сознанием» и включает в себя область подсознания и надсознания («сверх Я»).

    Психические свойства

Психические свойства у каждого свои. Именно они образуют индивидуальность человека. Любой человек может забыть что-нибудь, но не для каждого забывчивость характерная черта. Любой из нас может раздражаться, но не для всех эта черта - личностная особенность.

Психические свойства - постоянные проявления личности, которые передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

  • сила нервной системы - устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению;
  • подвижность нервных процессов - скорость перехода от возбуждения к торможению;
  • уравновешенность нервных процессов - относительный баланс процессов возбуждения и торможения;
  • лабильность - гибкость нервной системы под воздействием различных раздражителей;
  • резистентность - сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические свойства определяют типы нервной системы, или типы высшей нервной деятельности. Они отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием психических свойств.

    Психические процессы

Психические процессы - относительно устойчивые образования, которые развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят следующие процессы:

  • Познавательные
  • Ощущение. Развитие психики напрямую зависит от контактов с окружающим миром. Ощущения - источник всех наших знаний об окружающем мире - составляют начальную форму психики.
  • Восприятие. Создание образа вещи или явления зависит от восприятия. Восприятие необходимо и для более глубокого познания объекта.
  • Внимание.
  • Память - способность отражать опыт в узнавании и воспроизведении.
  • Воображение.
  • Представление.
  • Речь.
  • Мышление. Мышление - это высший познавательный психический процесс, суть которого состоит в познании мира и человека в нем.

Эмоционально-мотивационные

  • Эмоции и чувства;
  • состояния (настроение, тревожность и проч.);
  • мотивация;
  • воля.

Отношение человека к явлениям и вещам мира выражается душевными переживаниями, или эмоциями.

Эмоции — это реакции конкретного человека на внутренние и внешние раздражители, которые проявляются в виде позитивных и негативных ощущений (удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.). Эмоции возникают как результат подкорковых возбуждений мозга, которые формируются на основе наследственного или приобретенного опыта.

Со временем эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают в более устойчивые и сложные психические процессы — чувства, которые образуются как результат отношений человека к чему-либо и постоянных конкретных переживаний.

    Психические качества, или личностные характеристики

Это относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. К ним относят:

  • характер;
  • темперамент;
  • интеллект.

    Психические состояния

Представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Функции психики

  • Коммуникативная - психическое отражение действительности, которое обеспечивает, например, возможность общаться.

Психическое отражение обращено одновременно к настоящему, прошедшему и будущему. То есть на отражение настоящего оказывает влияние и прошлый опыт, хранящийся в памяти, и мысли человека о будущем. Причем одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

  • Познавательная - способность познавать окружающий внешний мир и осознание человеком своего места в нем.

Эта функция обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в реальном мире.

  • Регулятивная - обеспечение регулирования всех форм поведения человека и всех видов (игровой, учебной, трудовой) его деятельности.

Психика человека, с одной стороны, отражает воздействия внешней среды, адаптируется к ней, а с другой — регулирует этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Поведение - это внешняя форма проявления психики.

error: Content is protected !!