Сколько храмов находится в ансамбле афинского акрополя. Акрополи греции

Когда греки восстали против Османской империи, во время одного из сражений им удалось окружить афинский Акрополь, на территории которого пребывали турки. Когда у осаждённых снаряды стали подходить к концу, они начали разрушать колонны Парфенона, чтобы делать из скрепляющих их деталей боеприпасы. Греки подобного допустить не могли, а потому, чтобы враги древний памятник архитектуры оставили в покое, прислали им партию свинца.

Находится Акрополь в столице Греции, в Афинах, на скалистом холме с плоской вершиной на высоте 156 метров над у. м. и занимаемая им площадь составляет около трёх гектаров (300 метров в длину, 170 – в ширину). Найти новый Акрополь можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте – обнаружить по следующим координатам: 37° 58′ 17.12″ с. ш., 23° 43′ 34.2″ в. д.

Афинский Акрополь представляет собой комплекс сооружений, большая часть которых была построена в V ст. до н.э. лучшими архитекторами Эллады. Изначально он предназначался не столько для обороны города, сколько для проведения языческих богослужений. На его территории было возведено огромное количество храмов, посвящённых Афине (наиболее известный Акрополь Парфенон), а также Посейдону и Нике.

Активно застраивать Акрополь в Афинах начали в VII-VI ст. до н.э. и одной из значительных построек того времени являлся Гекатомпедон, храм самой почитаемой богини античной Греции, Афины. Правда, через столетие, во время греко-персидской войны большую часть святилищ персы разрушили, и прогнав врагов со своей территории, греки начали строить Новый Акрополь.

Руководить строительными работами было поручено известному скульптору того времени, Фидию (автору одного из чудес света, статуи Зевса в Олимпии), который судя по описаниям современников, и разработал план архитектурного комплекса. А помогали ему создавать новый Акрополь самые именитые зодчие тех времён – Калликрат, Мнесикл, Иктин, Архилох и др. Возведённый древними мастерами новый Акрополь в Греции всем своим видом говорит о высоком уровне архитектуры древних эллинов.

Как выглядит Акрополь

На вершину скалы Акрополя Афин можно было подняться лишь с западной стороны по зигзагообразной дороге, с других сторон она была неприступна. Внизу, у подножья, находились два театра – Диониса, построенный греками, и Одеон Ирода Аттика, возведённый римлянами во II ст. н.э. Если посмотреть на карту, можно заметить, что памятники Акрополя в Греции насчитывают около пятнадцати построек (вместе с театрами), плюс в настоящее время на его территории в отдельном здании открыт музей.

Промахос

Интересно, что первым памятником, который увидел Новый Акрополь, было не здание, а статуя Афины-Промахос, созданная самим Фидием. Богиня была в шлеме, правой рукой опиралась на копьё, в левой у неё был щит (шлем и остриё копья были сделаны из золота). Изготовлена Промахос была из бронзы, имела высоту около 7 метров и установлена так, что её не только можно было увидеть с любой точки города, но и с моря – блестевший на солнце золотой шлем и остриё копья моряки видели с большого расстояния.

Пропилеи (437 – 432 гг. до н. э)

Афина-Промахос была расположена напротив парадного входа в Акрополь Афин. Изготовлена она была зодчим Мнесиклом из белого пентелийского и серого элевскинского мрамора. Состоят Пропилеи из трёх частей: центральной, в которой находилось шесть дорических колонн, и двух примыкающих к нему крыла. Интересно, что с двух сторон от главного прохода были установлены ионические колоны – судя по всему, такой принцип сочетания колонн двух разных типов здесь был использован впервые.

Парфенон (447 – 438 гг. до н. э.)

Греки убеждены, что Акрополь и Парфенон – это два неотделимых друг от друга понятия, поскольку представить их друг без друга невозможно. Возведён Парфенон был Калликратом и Иктином из пентелийского мрамора на вершине скалы и был посвящён покровительнице города богине Афине.


Парфенон являет собой прямоугольное здание 30,8 х 69,5 м с расположенными по периметру колоннами, высотой около десяти метров: семнадцать были установлены с южной и северной стороны святилища, восемь – с западной и восточной (здесь же были расположены входы в храм).

Парфенон был декорирован скульптурными барельефами из жизни города: шествие на Акрополь избранных дев с подарком для богини (проводилось раз в четыре года), около сотни барельефов с изображениями различных сражений. Восточная сторона Парфенона рассказывала легенду о рождении Афины, западная – о её споре с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет являться покровителем Афин.

Главный зал Парфенона был поделён на три части с помощью двух рядов колон. В глубине этого памятника архитектуры была расположена двенадцатиметровая скульптура Афины. В правой руке у богини была Ника, с левой стороны находилось копьё. Лицо и руки статуи были вырезаны из слоновой кости, оружие и одежда вылиты из золота, в глазах сияли драгоценные камни.

К сожалению, в V ст. скульптуру вывезли в Константинополь, где она сгорела во время пожара.

У западного входа расположен квадратный зал «парфенон», в котором находился архив и казна городского морского союза. Предположительно, от этого зала и пошло название греческого храма, в переводе означающее как «дом для девушек», поскольку именно здесь жрицы изготавливали пеплос (женскую верхнюю одежду без рукавов, пошитую из лёгкого материала, которую во время торжественного шествия преподносили богине.

Храм Афины Победительницы (449 – 421 гг. до н. э.)

Расположен небольшой мраморный храм (размеры его основания – 5,4 х 8,14 м, высота колонн – 4 м) на юго-западе от Пропилей, на небольшом выступе скалы, который предварительно был укреплён подпорной стенкой. Автором этого оригинального памятника архитектуры был автор Парфенона, Калликрат. Святилище окружали колонны, при этом с трёх сторон здание было обнесено стенами, тогда как с восточной стороны, где располагался вход в храм, стена отсутствовала, вместо неё стояло два столба.

Интересно, что другое название этого небольшого мраморного храма – Нике Аптерос, что означает – Бескрылая. Согласно легенде, деревянная статуя богини Победы, что находилась в этом храме, крыльев не имела: афиняне категорически не хотели, чтобы она покинула город.

Храм Эрехтейнон (421-407 гг. до н. э.)

Эрехтион считается последним памятником архитектуры Акрополя, был посвящён сразу двум богам, Афине и Посейдону и получил своё название из-за найденных на его территории остатков гроба правителя Ерехтея.

Расположена святыня за спиной Промахос и возвели её в том месте, где, согласно легенде, Афина поспорила с Посейдоном. По описанию очевидцев, возле храма росло оливковое дерево и в полу остался след от удара посоха Посейдона. История гласит о том, что олива сгорела, когда древний Акрополь подожгли персы, но после его освобождения возродилась.

Несмотря на то, что по размерам храм уступает Парфенону (11,63 х 23,5 м), его архитектура имеет более сложный план.

Восточный портик здания, подпирают шесть ионических колон, северный – четыре. Фриз святыни был сделан из мраморовидного известняка, в который были вставлены мраморные белые скульптуры. С южной стороны Эрехтейнона расположен портик, который вместо традиционных колонн подпирали статуи девушек. В настоящее время все оригинальные скульптуры заменены на копии и находятся в Лувре, Музее Акрополя и Британском музее.

Акрополь в наши дни

К сожалению, история не пощадила афинский Акрополь: из Парфенона люди сделали сначала церковь Богоматери, затем – мечеть, Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Бескрылой Ники разобрали и возвели из него крепостную стену, а во время войны с Турцией в XIX в. он значительно пострадал от выпущенного турками снаряда. Свою лепту в разрушении уникального комплекса внесло сильнейшее землетрясение в Греции 1894 года.

Как только греки возвращали себе власть над городом, они занимались реставрацией своей достопримечательности. После того как Греция провозгласила в конце XIX ст. независимость, этим вопросом занялись более серьезно, в результате чего им удалось достичь значительных успехов, благодаря которым посетители музея в настоящее время имеют возможность не только увидеть новый Акрополь, но и более чётко представить себе, как он выглядел во времена античности.

Они ликвидировали все поздние сооружения Акрополя, отстроили храм Ники, создали копии скульптур и заменили ими оригиналы, забрав их на хранение в музеи, один из которых разместили у подножия скалы. Открыт новый Афинский музей Акрополя был в 2009 году . Интересно, что он являлся третьим по счёту, поскольку в результате многочисленных археологических раскопок первые два музея всех находок не вмещали и были заменены на более крупное здание, превышающее по площади своего предшественника в десять раз.

Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), - место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 году по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию , который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям , имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны - портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной - вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма - знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69, 5 м в длину и 30, 9 м в ширину, высота колонн - 10, 5 м; построен в 447 году - освящен в 438 году; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер . Здание воспринимается от Пропилей в три четверти - зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

В самом храме, в наосе , стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события - ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал - девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов - Халкотека (450 год). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам - статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. - перестроен в 326 году), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.

Парфенон

Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как культовый центр, но и как памятник искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства - делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

В 5 веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем - в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 века англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду - из портика Эрехтейона.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце 19 века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

В Греции есть множество архитектурных объектов, представляющих высокую историческую ценность. Один из них — Афинский - что это такое? В переводе с греческого акрополь означает «высокий город». Это известняковая плоская возвышенность над городом (высотой около 80 м) с крутыми спусками со всех сторон, исключая западную. В древние времена главной функцией данного сооружения была защита от захватчиков.

Древнейшие поселения

Древний Акрополь в Афинах упоминается задолго до наступления классического периода истории. В результате проведения раскопок были обнаружены элементы культурного наследия, которые соответствовали эпохе бронзового века (в основном раннего и среднего). В VII-VI вв. до н. э. были построены храмы, но позже уничтожены персами.

По легенде, греческий Акрополь основал афинский царь Кекропс. Возвышение в центре носит название, происходящее от его имени — «кекропия» (cecropia).

Значение слов

«Парфенон, пропилеи, акрополь» - что такое обозначают эти понятия, и каково происхождение этих слов?

  • Парфенон — главный храм в греческом Акрополе, посвящен богине Афине. С греческого «парфенос» переводится как «дева». Такое прозвище носила Афина.
  • Слово «пропилеи» — происходит от греческого propylaion. Это парадная арка при входе в Афинский акрополь. Имеет два разноуровневых дорических портика.
  • Значение слова «акрополь» в переводе с греческого буквально переводится как «акро» - возвышенность, «полис» - город. То есть это укрепленная часть находящаяся на возвышении.
  • Эрехтейон — храм, посвященный Посейдону и Афине. Имеет асимметричную композицию, располагающуюся на нескольких уровнях.
  • Гекатомпедон — самый Акрополя, который посвящен Афине.

Акрополь и его предназначение

Акрополь - что такое кроется в этом древнем названии и каково его значение? Это было главное место для нахождения царя. Также внутри имелось немало храмов, где возносились молитвы греческим богам и воздавались жертвы. Во времена завоевания турками Акрополь выступал у них в роли мечети. На сегодняшний день - это древний памятник архитектурного искусства.

Афинский акрополь как архитектурный ансамбль

Акрополь формирует внешний облик города Афины. В древности это место имело значение святилища и культурного центра. Все внутренние сооружения, храмы образуют собой единый ансамбль. Архитектура Акрополя необыкновенно искусна, все его части целостны, здесь нет места случайности - постройки и памятники, их расположение тщательно продуманы и предельно логичны. Построен этот ансамбль асимметрично и соответствует двум основным принципам в период ее расцвета: гармония в равновесии масс и восприятие архитектурного искусства в динамике его построения. Храмы Парфенон и Гекатомпедон — центр. Акрополь состоит из 21 элемента построек (театр Диониса, статуя Афины Промахос, Пропилеи, Афинский алтарь, святилище Зевса и другие).

Материал изготовления

Как выглядит Акрополь сегодня? Из каких материалов сотворены все его постройки?

В настоящее время многие из архитектурных памятников акрополя проходят реставрацию. Поэтому, осматривая достопримечательности, можно увидеть, что некоторые из них окружены строительным лесами. Многие строения по прошествии веков все же сохранили свое величие, по ним можно судить об уникальности и сложности всех архитектурных деталей. Осматривая древние колонны можно подумать, что материал их изготовления — известняк. На самом же деле все элементы Акрополя строились из мрамора, который довольно сильно обветшал под воздействием атмосферных явлений, а некоторые его части были разрушены войнами.

Пропилеи

С западной стороны возвышенности находится вход в Акрополь. Что такое Пропилеи? Этот вопрос волнует многих людей, впервые посетивших главную достопримечательность Афин. Пропилеи — главный вход в Акрополь, величественные ворота из мрамора. Имеют для прохода пять проемов. Самый широкий из них (вместо ступеней оснащен пандусом) располагается посредине и ранее предназначался для всадников и прогона животных для жертвоприношений. Ширина его составляет 4,3 м. Фасады ворот состоят из шестиколонных дорических портиков. В древние времена Пропилеи, из всех сооружений Акрополя, славились более всего и упоминались гораздо чаще, чем Парфенон.

Парфенон

Парфенон - главный храм, которым славится Акрополь, где на барельефах изображены сцены из древнегреческих мифов, в том числе, рождение Афины из головы Зевса. Величина храма довольно внушительна: ширина его 30 м, длина около 70 м. Колонны, стоящие по периметру, имеют высоту 10 м. Удивительно строение колонн: они к центру расширяются, а угловые установлены с легким наклоном по отношению к полу. Благодаря хитрости древних архитекторов, храм выглядит одинаково пропорционально независимо от того, с какой стороны его наблюдать. Внутри была установлена знаменитая скульптура богини - Афина-Дева. Сотворена она главным создателем Акрополя, архитектором Фидием. Руки и лицо богини были сделаны из слоновой кости, части одежды и оружие — из золота, блеск глаз достигался за счет использования натуральных драгоценных камней. До наших дней статуя не сохранилась. Ее облик удалось восстановить, благодаря найденным древним копиям.

Эрехтейон

Храм, где славили сразу нескольких богов: Афину, Посейдона и Эрехтея (древний царь Афин). Внутри располагался колодец Посейдона, наполненный соленой водой. Согласно легенде, этот колодец возник в результате удара трезубцем, который держал в своей сильной руке великий Посейдон. Исходя из того, что здание храма предназначалось для различных целей, оно имело два входа, с северной и восточной стороны. Каждый из них содержал свой портик, установленный на ионических колоннах. Проем был украшен витиеватым узором со множеством резных деталей и считался лучшим по красоте наличником эпохи Перикла. Недалеко от храма располагалась пещера, в которой жила священная змея богини Афины. Змея олицетворяла собой великого правителя города — Эрехтея. До настоящего времени внутреннее убранство этого храма не сохранилось, лишь в сочинениях современников можно найти описание помещения.

Театр Диониса

Греческие театры всегда строились на склоне холма, где устанавливались места для зрителей, перед которыми располагалась деревянная сцена. Зрительские места имели форму полукруга (они носили название «театрон») и окружали собой площадку, где находился хор (площадка называлась орхестра). В IV в. до н. э. сидения для зрителей делались в виде углубления в скалистом грунте и затем облицовывались мрамором. Театр Диониса — первый монументальный греческий театр, располагается на южном склоне Акрополя. До нашего времени сохранились кресла из мрамора, которые предназначались для значимых гостей и почетных жителей Афин. Вместимость театра — 17 тыс. человек.

Храм богини Ники

Это еще один сохранившийся до нашего времени храм, входящий в ансамбль (Акрополь). Что такое «аптерос» - слово, обозначающее имя богини? Обычно Ника изображалась с крыльями за спиной. Но этот храм является исключением из правила, поскольку жители Афин решили оставить победу у себя. Поэтому крылья умышленно не изготовили, чтобы не дать Нике улететь и навсегда оставить в городе. Соответственно, «аптерос» означает «бескрылая».

Храм имеет четыре ионические колонны, верхние части которых украшены спиральными завитками. Храм Ники Аптерос строился во время Пелопонесской войны, поэтому барельефы изображали победу над спартанцами и персами. Во времена захвата турками святилище было разобрано для строительства военных укреплений. На сегодняшний момент храм Ники часто закрыт для посетителей по причине реставрации.

То, что разрушено временем

Некоторые архитектурные объекты не сохранились до наших дней. На их месте обнаружены лишь фундаменты или же бесформенные руины зданий, некогда украшавших Акрополь. Что такое хранили они, как выглядели в период своего расцвета? К примеру, Гекатомпедон или Пандросейон? Об этом можно судить по результатам раскопок или по литературным свидетельствам, оставленным миру Древней Грецией. На месте Гекатомпедона были обнаружены остатки колонн и части скульптурных композиций. Святилище Артемиды и вовсе почти разрушено: найдены лишь незначительные его остатки и склад, где хранилось оружие.

Новый музей

Расположенный на территории Акрополя, начал свою работу в 1874 г. В основном там представлены элементы, ранее размещавшиеся в Верхнем городе. Коллекция становилась все больше и, спустя время, имеющихся помещений стало недостаточно. Недалеко от Акрополя приступили к строительству нового, более просторного здания. Но не всегда работы шли гладко, поскольку возникали некоторые препятствия и проблемы, связанные с выбором архитекторов или земельного участка. Вначале строительства, на этапе подготовки земли к закладке фундамента, были обнаружены исторически значимые архитектурные объекты. В результате возведение музея было приостановлено.

В 2009 году был открыт трехуровневый музейный комплекс со стеклянным полом, благодаря чему у посетителей есть возможность наблюдать за раскопками.

— это сердце и главная туристическая достопримечательность Афин и Греции. Хорошо видный со всех сторон (в запрещено строительство
высотных зданий, чтобы не закрывать вид на Акрополь ) он служит прекрасным ориентиром для передвижения по городу.

Ежегодно Акрополь Афин посещают миллионы туристов и путешественников со всех уголков планеты.

Акрополь с древнегреческого языка переводится как укрепленное место в городе.
Акрополь является древнейшим населенным местом Афин. Уже во времена архаического периода здесь располагались величественные храмы и скульптуры, которые поздние поколения греков считали наследием циклопов. В Микенский период (15 -13 в до н.э) Акрополь являлся царской резиденцией.

Именно здесь находилась резиденция легендарного Тесея (победителя Минотавра), если, конечно, его личность не была мифической.

Во время греко-персидских войн Акрополь был полностью разрушен персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после победы над персами и изгнания врагов из Эллады . В 447 г. до н.э. под руководством знаменитейшего скульптора на Акрополе началось новое строительство. , храм Ники, Эрехтейон — это те шедевры, которыми мы наслаждаемся и по сей день.

Ворота Бюле

Эти ворота названы в честь французского архитектора Эрнеста Бюле , который в 1825 году производил раскопки Акрополя. Это одни из двух ворот Акрополя, которые были сделаны в крепостных стенах после набега герулов в 267 году.

Святилище Афродиты Пандемос

Справа от ворот Бюле находятся развалины храма Афродиты . В настоящие время от храма остался лишь архитрав украшенный гирляндами и голубями.

Святилище Артемиды Бравронии

Этот храм находился в восточной части Акрополя , недалеко от развалин микенских стен. Храм представлял собой дорийскую колоннаду с двумя крыльями в форме “П”. Создание храма приписывается Писистрату, который происходил из района Бравронии,
где культ Артемиды был широко распространен. В боковых крыльях колоннады храма хранилось две статуи богини: первая – древняя деревянная статуя, изображающая богиню сидящую на троне, и вторая, которая была творением скульптора Праксителя .

Халкотека

Восточнее храма Артемиды находилась Халкотека , здание, которое использовалось для хранения металлических предметов, относящихся к культу богини Афины . Здание было построено в середине 5 века до н.э., а в римский период была произведена реконструкция здания.

На Южном склоне Акрополя находится самый древний из известных театров,- театр Диониса (бога виноделия). По легенде жители Афин убили Диониса, когда он прибыл в Аттику и впервые дал попробоватьлюдям вино, подумав что Дионис пытается их отравить. Потом одумались и стали очень бурно отмечать дионисии — празднества в
честь ими же убитого бога. В конце концов, это все привело к созданию театра. Именно в этом театре впервые были показаны шедевры Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана .

В 6 – ом веке до н.э. правивший в Афинах тиран Писистрат привил культ Диониса в Афинах и организовал Великие Дионисии, которые проводились в течение марта – апреля. Примерно в то же время в Афинах появился поэт Феспид , выходец из демоса Икария. Он ввел в дионисии первого актера и сам стал писать тексты, которые должен
был читать актер и участники хора. До Феспида эти тексты были чистой импровизацией хористов. Феспид также стал посвящать тексты не только событиям из жизни Диониса , но также другим героям греческой мифологии и реальным историческим персонажам. Были придуманы и введены также актерские маски, так как одному и тому
же актеру приходилось играть множество ролей.

В 4-ом веке до н.э., во времена правления Ликурга , деревянные зрительские ряды были заменены на каменные и с тех пор уже не изменялись. Сцена же театра подвергалась перестройки множество раз.

В театре 78 зрительских рядов, которые разделяются проходом на две зоны. Проход является одновременно и частью Перипата – дорожки, которая окружает священную скалу Акрополя .

Передние мраморные зрительские ряды, 67 сидений, предназначались в древности для правителей, архонтов и жрецов. В центре передних рядов расположен трон главного жреца храма Диониса Элефтерия .

Римляне дважды изменяли театр. Один раз во время правления императора Нерона, в 1-ом веке нашей эры и другой раз во времена правления Федра, в 3 веке нашей эры.

Фризы, которые сегодня можно увидеть на авансцене театра, изображают сюжеты из мифов о Дионисе. Первый фриз изображает рождение бога: сидящий Зевс , а перед ним Гермес с младенцем Дионисом на руках, по краям Куриты танцуют боевой танец с оружием в руках. Затем изображен Икар , приносящий в жертву Дионису козу, а
справа изображен один только Дионис со своим другом Сатиром.

Храм Августа

Неподалеку от восточного входа в Парфенон находился храм Ромы и Августа . Храм был построен в 27 году до н.э. тогда, когда Октавиан получил звание Августа. Это был небольшой круглый храм с диаметром 8,50 метров и 9 ионическими колоннами. На подножии колонн существовала надпись, которая гласила, что храм посвящен Роме и
Августу от благодарных афинян.

Святилище Зевса Полиея

На севере-востоке от Парфенона находятся развалины Храма Зевса . Он состоял из четырехугольной ограды, внутри которой была отдельная огороженная территория с маленьким храмом и залом даров. В храме в честь Зевса осуществлялся ритуал Дииполии.

У входа в Акрополь находится также театр Ирода Аттики. Тиберий Клавдий Ирод Аттический был одним из самых богатых афинских граждан, а также римским наместником в провинции Азия. Кроме всего прочего он был известным философом и являлся учителем Марка Аврелия .

В 161 году н.э. в память о своей жене он построил Одеон (театр) в
Афинах. Это прекрасно сохранившийся образец римской архитектуры в Афинах.
Театр имел сцену длиной 35,4 метра построенную в два этажа и был
устлан белыми и черными мраморными плитами из каменоломен Кариста.
Вместимость театра составляла до 5.000 человек. Крыша театра была сделана из дерева кедра.

Помещение театра было отстроено заново и сегодня в театре проводится Афинский Фестиваль , на котором вниманию зрителей свое искусство представляют лучшие театры мира.

Медная статуя Афины

На территории Акрополя находилось множество даров и подношений от различных городов и простых жителей. Особенно ценным была статуя Афины . Статуя была установлена между Эрехтейоном и Пропилеями и была высотой в 9 метров. Согласно Павсанию, наконечник копья статуи и блеск ее шлема были видны кораблям, которые шли от мыса Сунион в Пирей.

Одеон Перикла

Восточнее театра Диониса находился знаменитый Одеон Перикла , построенный в 447 году до н.э. и предназначавшийся для музыкальных конкурсов. Одеон был уничтожен во время штурма Акрополя легионами Суллы в 86 году до н.э. и восстановлен царем Кападокии Ариобарзаном Вторым. Окончательно театр Перикла был разрушен герулами в 267 году до н.э.

Между театром Диониса и Одеоном Ирода Аттики расположена колоннада
Эвминия Второго (царя Пергама), которая была построена во 2 веке до н.э. в дар Афинянам. Колоннада имела в древности крышу и использовалась жителями в качестве променада для прогулок.

В 5 веке, с приходом христианства, стал церковью Богоматери. После завоевания Греции турками храм превратили в мечеть, а затем - в арсенал. был разобран.

В 1687 году во время после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть , и вдобавок при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты.

В 19 веке фризы и оставшиеся статуи Парфенона были вывезены в Англию, где их можно наблюдать в Британском Музее .

Музей Акрополя

Музей Акрополя был открыт в 1878 году. Первоначально здание музея располагалась в маленьком помещении сразу за Парфеноном.

Коллекция музея состоит из экспонатов, которые были найдены во время археологических раскопок Акрополя .

К его сокровищам относятся сохранившиеся части фризов Парфенона а также скульптуры греческих мастеров 5 века до н.э.

Экспонаты музея выставлены в хронологическом порядке. Это фронтонные скульптуры храмов Акрополя с изображениями битвы богов с гигантами, сцены борьбы Геракла с различными мифическими существами, а также скульптура Мосхофороса, или молодого человека несущего на плечах теленка (570 год до н.э.)

Среди экспонатов музея представлена хорошо сохранившаяся метопа с южного фасада Парфенона, изображавшая битву лапифов с кентаврами. Жемчужинами музея являются оригиналы Кариатид с южного портика Эрехтейона. Статуи хранятся в помещении со специальным температурным режимом.

Памятка туристу

Акрополь открыт ежедневно с 8 утра и до 6:30 вечера.

Время работы Акрополя может немного изменяться в зависимости от
сезона. На Акрополь запрещено проносить любые сумки (их можно оставить у входа в Акрополь)

Входной билет стоит 12 евро, но по этому билету можно также посетить Агору и Храм Зевса .

Акрополь на карте Афин

Афинский Акрополь – величайший памятник античной архитектуры в греческом городе Афины. Здесь были расположены древние храмы богов Эллады. Акрополь возвышается над городом, стоя на огромной скале из известняка.

Вид на Афинский Акрополь (Carole Raddato / flickr.com) Парфенон (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Афинский Акрополь (© A.Savin, Wikimedia Commons) Акрополя, Пропилеи (Dimitris Kamaras / flickr.com) Вид на район Плака из храма Зевса Олимпийского, Акрополь, Афины, Греция (George Rex / flickr.com) Акрополис — Театр Диониса (swifant / flickr.com) Храм Ники Аптерос (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Храм Аптерос (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Крупный план одного из углов храма Аптерос на вершине Акрополя (Jack Zalium / flickr.com) Пропилеи (elias filis / flickr.com) Пропилеи (piet theisohn / flickr.com) Вход в Акрополь (ohhenry415 / flickr.com) Вид на Акрополь с Агоры (Arian Zwegers / flickr.com) Эрехтейон (Casey And Sonja / flickr.com) Гекатомпедон (Roy L… / flickr.com) Ronny Siegel / flickr.com Эрехтейон / Кариатиды (George Rex / flickr.com) Одеон Герода Аттика, построенный в 161 году нашей эры на южном склоне Акрополя в Афинах в память о своей жене Annia Regilla, Афины, Греция (Carole Raddato / flickr.com) Парфенон, Афинский Акрополь (Carole Raddato / flickr.com) Парфенон, 1985 (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com) Перед Парфеноном (Kristoffer Trolle / flickr.com) Парфенон, Акрополь в Афинах (faungg’s photos / flickr.com) Парфенон в Афинах (Аттика, Греция) (© A.Savin, Wikimedia Commons) Схема Акрополя с подписями (© Madmedea, Wikimedia Commons)

Основными достопримечательностями Греции являются Афинский Акрополь, Олимпия и Родос.

Акрополь – величайший памятник античной архитектуры в греческом городе Афины. Это целый комплекс сооружений, над которыми работали античные мастера скульптуры и архитекторы.

Афинский Акрополь являлся священным местом, здесь были расположены древние храмы богов Эллады. Печально, что сейчас здесь можно увидеть только руины. Но даже в настоящее время архитектурный ансамбль Афинского Акрополя вызывает восхищение у любителей древности.

Акрополь – это сердце Афин, да и всей Греции. Он возвышается над городом, стоя на огромной скале из известняка. Верхняя площадка его небольшая – 300 на 130 метров.

На вершине стоит величественный Парфенон, храм той богини, в честь которой названа столица Греции. Он и является главной достопримечательностью Акрополя. Его видно практически везде в черте города, и в настоящее время в Афинах запрещено строить высотные здания, чтобы не затмить этот уникальный культурный памятник.

Рядом с Парфеноном, можно увидеть изящный Эрехфейон – храм трех божеств: Афина, Посейдон и Эрехфей. Войти в Афинский Акрополь можно было только через огромные врата – Пропилеи.

Акрополь в древней Греции

Акрополь в переводе с греческого значит высокий город. Как уже говорилось он стоит на неприступной скале, которая, в свою очередь, венчает холм, вытянутый с запада на восток. Его окружают стены, особенно они высоки в тех местах, где на скалу есть возможность подняться.

Пропилеи (elias filis / flickr.com)

В древности Афинский Акрополь служил святилищем и в то же время убежищем естественного происхождения, защищавшим греков от врагов.

В 480-х годах до нашей эры «высокий город» был осажден персами под предводительством царя Ксеркса.

Они не смогли взобраться по внушительную скалу, но смогли проникнуть в Афинский Акрополь с севера. Там, судя по всему, были заросли кустарника, склон не охранялся, и предполагалось, что никто не сможет забраться по нему. Однако несколько персов смогли пробраться в Акрополь и первым делом открыли ворота.

Захватчики вынесли все ценности, и разрушили множество зданий, в том числе и еще недостроенный Парфенон. Об этом событии свидетельствуют стрелы, обнаруженные на северном склоне. Когда греки вернулись в свою обитель после битвы при Саламине, они построили стену, для защиты северной стороны и, конечно, стремились восстановить свое святилище.

Раскопки показали, что во II веке до нашей эры здесь проходили еще религиозные праздники, совещания властей и судебные процессы. И вся общественная, культурная и религиозная жизнь Афин протекала именно в Акрополе. Древнейшие постройки Акрополя сохранились плохо, в отличие от Олимпии и других культовых мест Греции.

Самые древние постройки Акрополя

От построек VI века дошли до настоящего времени только фундаменты, из-за войны греков с персами. Строения, которые были в данный период, несомненно, походят на храмы Аполлона в Коринфе, Геры в Олимпии и Деметры в Пестуме.

Архитектура их тяжеловесна и сурова. В VI веке до нашей эры здесь стоял самый древний храм Афины на Акрополе, который называли . Пройдя через врата – Пропилеи, человек восхищался его красотой.

Античные мастера стремились к симметрии, которая присутствовала везде: в планировке, в изображениях. Фронтон Гекатомпедона изображал борьбу Геракла с Тритоном. А также здесь была скульптура доброго аттического существа, которое имело три туловища и три головы и носило название Тритопатор.

Он изображен выползающим из угла фронтона. Краска на нем сохранилась, тело было розовое, а волосы и бороды синие. Примечательно, что одна из голов хранится в музее и вошла в историю под прозвищем «Синяя борода». Низкие части фронтона древний мастер заполнил извивающимися змеиными хвостами.

Здесь также был найден рельеф из мягкого известняка, изображающий битву Геракла и гидры. Широко известны найденные здесь статуи кор. Кто-то утверждает, что это скульптуры богинь, кто-то видит в них девушек, приносящих дары Афине. Одежды их красивы и праздничны, сложные прически богато украшены.

Афинский Акрополь во время господства римлян

Множество построек возникло, когда Греция стала частью Римской империи, при Адриане. Храм Зевса и Акрополь в Афинах разделяет арка, это граница между старым античным городом и постройками времен Рима.

Вид на район Плака из храма Зевса Олимпийского, Акрополь, Афины, Греция (George Rex / flickr.com)

На стороне Акрополя, на арке написано: «Это город Тезея». Это связано с героической легендой. Возвышение Афин над остальными греческими городами, происходило после того как пало государство на острове Крит.

Это событие произошло благодаря Тезею, который победил минотавра. С помощью нити Ариадны он смог вернуться, заодно освободить и прославить город.

На другой стороне виднеется надпись: «Это город Адриана». То есть, город императора, при котором построено множество зданий в Афинах. Материалом служил понтийский мрамор.

Строительство велось таким образом, чтобы весь комплекс зданий выглядел гармонично, и не было внезапного перехода от остальной части города к святилищу. Недалеко от него расположился театр Диониса, площадь рынка, другие святилища – храм Зевса и храм Гефеста.

Архитектурный ансамбль Афинского Акрополя

Руины, которые можно увидеть в Акрополе в настоящее время принадлежат в основном таким величественным сооружениям, как Пропилеи с храмом Ники Бескрылой, Парфенон и Эрехфейон.

Ансамбль Афинского Акрополя был воистину прекрасен в древние времена, если, например, в Олимпии все храмы похожи, то в Акрополе каждое строение неповторимо.

Акрополь, Пропилеи (Dimitris Kamaras / flickr.com)

Первое что можно увидеть из построек Акрополя – величественные ворота с колоннами – Пропилеи.

Построены они были после создания Парфенона. Первоначально они должны были быть абсолютно симметричными.

Но так как с правой стороны возник храм Ники Бескрылой, пришлось для достижения гармонии сделать эту часть ворот меньших размеров.

Автором этих величественных ворот был архитектор Мнезикл. Он умело сочетал в постройке суровый дорический и возвышенный ионический ордер. Это сооружение представляло собой ворота с крышей, которая опиралась на колонны, с 5 проходами.

С левой стороны раньше располагалась картинная галерея. Справа было небольшое помещение. К воротам оборудован подъем, не имевший ступеней, для того чтобы могли заезжать колесницы.

Храм Аптерос (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)

Храм Ники Бескрылой (Богини Победы) конечно, внутри имел статую богини. Скульптура Ники здесь не имеет крыльев, так задумано специально, так как греки желали, чтобы победа всегда оставалась здесь. Храм стоит так, будто приглашает войти внутрь.

Внутреннее пространство небольшое, стены сделаны из неполированного мрамора. Снаружи храм украшает фриз, на котором боги и сцены битв.

Рельефы этого храма были обнаружены в 1835 году. Они должны были располагаться под колоннами храма. Это рельефные изображения богини Ники в различных позах и сценах, но чаще всего в профиль. На одном она закалывает быка, на другом снимает сандалии, перед тем как войти в храм.

Эрехтейон (Casey And Sonja / flickr.com)

Пройдя через ворота, можно было увидеть статую Афины, которая заслоняла собой южный портик Эрехфейона.

Выбор места, где он построен, связан с мифом. Эта Легенда легла в основу всего города. Афина и Посейдон спорили, кто же из них станет покровителем города. Посейдон ударил трезубцем и на этом месте забил источник. Афина же вырастила оливу, и местные жители выбрали ее.

Эрехфейон был создан в более легком ионическом ордере и значительно отличается от Парфенона. В этом историческом памятнике сочетается два вида мрамора – белый и фиолетовый.

Портик Кариатид – южный портик Эрехфейона. Здесь 6 скульптур кариатид головами упираются в крышу, держат ее. Принцип симметрии и гармонии господствует и здесь, половина скульптур упирается на левую ногу, половина на правую. Искусно вырезанные складки на одежде скульптур показывают небольшое напряжение. Внутри Эрехфейон сложно устроен, он имеет много уровней. Здесь располагаются святилища богов: Посейдона, Афины и Эрехфея.

Главный храм Афинского Акрополя – величественный Парфенон

Ансамбль Акрополя венчает восьмиколонный Парфенон. По своему величию он возглавляет список античных строений. По внешнему виду он схож с Храмом Зевса в Олимпии. Но он стоит на специально выровненной и отсыпанной площадке.

Парфенон, 1985 (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com)

При его строительстве простое архаическое расположение зданий, как например, в Олимпии и Дельфах, уходило в века. Вдоль него проходила в древние времена торжественная процессия. В нем воспето величие человека.

Особый интерес могут вызвать метопы Парфенона, хотя они и плохо сохранились. Они изображают богов древней Греции, череду которых завершает богиня ночи Нюкс.

Также здесь изображены сборы в военный поход, прощание воинов, и Троянскую войну. Южные метопы показывают битву с мифическими существами - кентаврами.

Фриз Парфенона изображает торжественное шествие в третий год олимпиады. Примечательно то, что Олимпийские игры, получили такое название потому, что проводились изначально в Олимпии.

Здесь изображены всадники, жрецы с баранами и быками, юноши несущие сосуды. На другой стороне фриз изображает богов, окруженных знатными людьми Греции.

Как добраться до Акрополя?

Афинский Акрополь является главной достопримечательностью Греции и, естественно, местом паломничества для туристов.

Можно до Акрополя доехать на метро. Ближайшая станция – Акрополи. Кроме того можно сойти на: Тиссио, площадь Синтагма, площадь Монастираки, площадь Омония.

Полезная информация для туристов

  • Вход во всю археологическую зону стоит 12 евро, кроме воскресения (в этот день можно пройти бесплатно).
  • В понедельник и праздники все музеи и зоны закрыты. В остальные дни посещение открыто с 8:00 часов до 19:00.
  • В археологическую зону входят такие достопримечательности, как Акрополь, Храм Зевса, Керамико, Древняя Агора, театр Диониса.
  • Предварительно лучше ознакомиться со схемой, на которой обозначены эти памятники культуры.

Также можно посетить Новый музей Акрополя, где хранятся многие скульптуры, найденные здесь. Вход в него составляет 5 евро, посещение возможно с 8:00 до 20:00 часов.

В древней Греции, кроме Акрополя, можно посетить такие достопримечательности, как храм Зевса в Олимпии и дворец Великого магистра в Родосе.

error: Content is protected !!